Что такое приходы в истории. Приход - что это? Место прихода в Церкви. При­ход­с­кая жизнь. Внутренняя жизнь и внешняя миссия

Дорогие братья и сестры! Здесь я хотел бы не предложить вам почитать что-то о нашей жизни, а наоборот — написать. А именно то, что вы думаете по поводу вопроса, вынесенного в заголовок. Достаточно ли того, чтобы то собрание, куда мы приходим (кто-то каждое воскресение, а кто-то раз в году), чтобы причаститься Святых Христовых Таин из одной Чаши, оставалось приходом, т.е. местом, куда можно незаметно «прийти», а значит и также незаметно «уйти»? Или чтобы оно постепенно превращалось в общину, т.е. место, где имеется общность людей, где каждый, стоящий в ожидании Причастия, знает не только как зовут соседа (чего очень часто не знают люди в «приходе»), но и как у него дела дома, как его дети, чем можно и нужно ему помочь?

Лично мне хотелось бы, чтобы приходя в храм, мы чувствовали себя как в семье, а не как в еще одном рабочем коллективе (отличия, надеюсь, всем понятны). Но может быть этого и не нужно? Может быть в наше время, когда времени катастрофически не хватает ни на что, нам и не нужна еще одна семья? Хоть бы со своей, одной справиться! Зачем нам лишние обязательства? Зачем растрачивать свою любовь, и без того скудную и порой еле теплющуюся в нас еще на каких-то людей, мне мало приятных, а порой и совсем не приятных (пусть даже мы и причащаемся из одной Чаши)? Может быть совершенно достаточно для спасения просто регулярно приходить в храм, ставить свечи, участвовать в Таинствах и убегать сразу после Креста, оставаясь равнодушным ко всему, кроме себя, своего личного спасения или жизни своей семьи, не интересуясь тем, что происходит в общине? Может быть действительно «Тот был умней, кто свой огонь сберёг…» (как пел в моем детстве некогда любимый мною, но потом разлюбивший сам себя исполнитель)?

Для начала дискуссии хотел бы привести высказывания двух священнослужителей, которых вы наверняка знаете, опубликованные на сайте «Пастырь» :

Когда мы обращаемся с амвона к нашим прихожанам, мы говорим: «братья и сёстры». Эти слова не просто установившаяся форма обращения, вроде «товарищ» в советское время или «господин» до революции, или «дамы и господа». Это обозначение сущностных отношений между прихожанами. А если они братья и сёстры - то предполагается, что они не просто люди, которые собираются в храме только на богослужение, а сразу после расходятся по домам и не имеют ничего общего. Братья и сёстры - это одна приходская семья, одна община.

Но в разных храмах церковная община может по-разному актуализироваться. Бывает, что в храме хранится какая-то значимая для многих святыня, или сам храм является местной достопримечательностью, или же это кафедральный собор города - в таких храмах, конечно, бывает очень много людей со стороны, и в них не всегда возникают общины. Хотя мы прекрасно знаем, что даже и на таких приходах создаются общины, если батюшки об этом думают и заботятся.

Поэтому, здесь речь идёт скорее о разных уровнях, как-бы вовлеченности человека в церковную жизнь. Есть ядро приходской общины; есть люди, которые находятся на её периферии; а есть те, кто приходят в храм, и даже не знают о существовании такой семьи в храме.

Приход от общины отличается примерно так же, как коллектив сотрудников отличается от семьи. В коллективе могут быть хорошие отношения; могут быть формальные. А в семье знают друг друга по имени; в семье заботятся друг о друге, переживают друг за друга. В семье есть связи, которые делают взаимоотношения тёплыми, живыми.

Приход - это место, куда люди приходят удовлетворить свои религиозные потребности, - я бы так сказал. Есть место, где удовлетворяются одни потребности, другие, третьи. У человека есть ещё религиозные потребности; и вот он приходит, и их в приходе удовлетворяет. Постоит в храме на службе, подумает, как-то свою душу в порядок приведет.

Это неплохо. Но, мне кажется, в общине, которая была у Христа - там всё-таки были другие взаимоотношения. Мы ведь всё равно должны искать образ. Вот, у Него была община: 12 ближайших учеников. Они вместе трудились, вместе ели, у них были общие праздники, общие горести. Наверное, как-то приходили люди в приход ко Христу. Пришёл человек: «У меня вот зрения нет», «У меня вот слуха нет», «У меня вот рука иссохла. Помоги!». Если они оставались в общине, и дальше вместе совершали общее дело - тогда человек становился частью общины. О нём узнавали: «Вот, это вот Закхей». Все помнят, кто такой Закхей, кем он был, кем он стал. Он стал частью этой общины. Потом он стал учеником Христовым, потом стал святым человеком.

А были люди, которые пришли, потребили, и ушли. И Христос, мне кажется, хотел бы, чтобы всё-таки между христианами были не формальные отношения, а чтобы люди друг о друге заботились; чтобы сильные немощи немощных носили; чтобы, если человек добраться не может самостоятельно до храма - рядом был бы прихожанин, который предложил бы свою машину и своё время, и привёз бы его в храм. Это характеристика общины. Потому что у прихожан есть навык заботы друг о друге.

Жду ваших рассуждений на эту тему!

Ваш свщ. АА

Интересуясь вопросом, что такое церковный приход, для начала разберемся, чем он отличается от храма. В народе зачастую слова «приход» и «храм» употребляются как синонимы, однако разница между ними все же существует. Считается, что храм - это просто строение культового назначения, а приход - это приходящие в храм люди, которые так и называются - прихожане. И они составляют целую приход, очень хорошо объясняет Евангелие, в котором есть такие слова, произнесенные самим Иисусом: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Это говорит о том, что люди идут в храм на богослужение, чтобы пообщаться с Господом и друг с другом.

Что такое приходы?

Определение надо искать в истории. Попробуем разобраться, как возникали приходы, и что этому способствовало. Начнем с того, что до 313 года христианство на территории Римской империи было под запретом. Истинно верующие собирались тайком на богослужения в отдельных местах - в пещерах или домах.

После прекращения гонений для своих служб древние христиане стали переоборудовать и освящать бывшие языческие храмы. Вот таким образом постепенно возникает само понятие прихода как первичной структуры Церкви и формы самоорганизации церковной жизни.

Кто такой прихожанин?

В Библии говорится, что Церковь - это мистическое тело Иисуса Христа, а приход составляет клеточку одного большого организма. По-настоящему верующий человек должен чувствовать свою причастность к Вселенской Церкви как раз через такую общность. Эта причастность, главным образом, осуществляется через таинство евхаристии, где происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа (через эти святые дары православные соединяются с Господом), а уже через Него идет объединение со всей Вселенской Церковью. Само понимание «быть христианином», в первую очередь, включает в себя участие в таинстве евхаристии.

Миссия и благотворительность

Однако приходская жизнь - это не только богослужение, она включает в себя и внецерковные формы деятельности - миссию и благотворительность. Миссионерская деятельность подразумевает под собой образование и воспитание новых членов общины. За ней идет благотворительность: это помощь больным и немощным, старикам, инвалидам, сиротам и вдовам.

Богослужение

Можно каждый день приходить в храм, стоять на службе и участвовать в таинствах, не забывая о себе и своем спасении, а также о спасении своей родни, однако при этом нельзя оставаться равнодушным и не интересоваться тем, что происходит в твоей общине.

Вот таких людей сложно назвать членами прихода или общины. Истинным членом будет тот, кто осознает общинную жизнь как общее дело. Это есть Литургия, которая является не только частью богослужебного круга, в нее входит все: церковное богослужение, миссионерство и благотворительность.

В вопросе, что такое приход, надо отметить еще и то, что приход - это не что-то отдельное и самодостаточное, он должен обязательно быть вплотную связан с Церковью.

Служба в церкви

Каждому верующему человеку надо постараться как можно глубже вникнуть в деятельность всей христианской Православной Церкви. Только тогда можно дать верный ответ на вопрос, что такое приход. И тут еще важно понять, что Церковь, как тело Христово, является в своем роде огромным живым организмом, у которого, помимо главного органа (сердца), должны работать и другие органы - голова руки, ноги, печень и т.д. И если священник не проповедует, то у общины отсутствует язык, если нет помощи близким, значит она безрукая, нет обучения основам христианской православной веры - она безголовая.

Подытожить тему «Что такое приход», можно следующим: церковная община, приход - это единое целое, некая полнота в своем роде. И если чего-то не хватает, приход не выполняет своих духовных функций.

1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме.

Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.

2. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода. Границы приходов устанавливаются епархиальным советом.

3. Приход приступает к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

4. Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения.

5. Приход в обязательном порядке отчисляет через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти.

6. Приход в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Приход исполняет решения епархиального собрания и епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея.

7. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов приходского собрания из состава прихода они не могут заявлять никаких прав на приходское имущество и средства.

8. В случае принятия приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

9. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с благословения епархиальной власти и с соблюдением установленного законом порядка.

10. Управление приходом осуществляют епархиальный архиерей, настоятель, приходское собрание, приходской совет, председатель приходского совета.

Епархиальному архиерею принадлежит высшее управление приходом.

Органом контроля за деятельностью прихода является ревизионная комиссия.

11. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.

12. Братства и сестричества приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

13. При осуществлении своей деятельности братства и сестричества руководствуются настоящим Уставом, решениями Поместных и Архиерейских Соборов, определениями Священного Синода, указами Патриарха Московского и всея Руси, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также гражданскими уставами Русской Православной Церкви, епархии, прихода, при которых они созданы, и своим собственным уставом, если братства и сестричества зарегистрированы в качестве юридического лица.

14. Братства и сестричества отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов.

15. Братства и сестричества в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности через настоятелей приходов подчинены и подотчетны епархиальным архиереям. Братства и сестричества исполняют решения епархиальной власти и настоятелей приходов.

16. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов братства и сестричества из их состава, они не могут заявлять никаких прав на братское и сестрическое имущество и средства.

17. В случае принятия общим собранием братства и сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, братства и сестричества лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности братства и сестричества как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

1. Настоятель

18. Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею.

19. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.

20. В обязанности настоятеля, в частности, входит:

а) руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей;

б) наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного Устава и указаниями священноначалия;

в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме;

г) забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея;

д) организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода;

е) созыв и председательствование на заседаниях приходского собрания;

ж) при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений приходского собрания и приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея;

з) наблюдение за осуществлением решений приходского собрания и работой приходского совета;

и) представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления;

к) подача непосредственно епархиальному архиерею или через благочинного ежегодных отчетов о состоянии прихода, о проводимой в приходе деятельности и о своей работе;

л) осуществление официальной церковной переписки;

м) ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива;

н) выдача свидетельств о крещении и браке.

21. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти, получаемому в установленном порядке.

2. Причт

22. Причт прихода определяется в следующем составе: священник, диакон и псаломщик. Число членов причта может быть увеличено или сокращено епархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, во всяком случае, причт должен состоять не менее чем из двух лиц — священника и псаломщика.

Примечание: должность псаломщика может быть замещена лицом в священном сане.

23. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.

24. Чтобы быть рукоположенным во диакона или священника необходимо:

а) быть членом Русской Православной Церкви;

б) быть совершеннолетним;

в) иметь необходимые нравственные качества;

г) иметь достаточную богословскую подготовку;

д) иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению;

е) не состоять под церковным или гражданским судом;

ж) принять церковную присягу.

25. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или по церковной целесообразности.

26. Обязанности членов причта определяются канонами и распоряжениями епархиального архиерея или настоятеля.

27. Причт прихода ответственен за духовно-нравственное состояние прихода и за выполнение своего богослужебного и пастырского долга.

28. Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти, получаемого в установленном порядке.

29. Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия благочинного или настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность.

30. В соответствии с 13-м правилом IV Вселенского Собора священнослужители могут быть приняты в другую епархию только при наличии отпускной грамоты епархиального архиерея.

3. Прихожане

31. Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом.

32. Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода.

33. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма.

4. Приходское собрание

34. Органом управления прихода является приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем приходского собрания.

В состав приходского собрания входят священнослужители прихода, а также прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также не привлеченные к ответственности церковным или светским судом.

35. Прием в члены приходского собрания и выход из него осуществляется на основании прошения (заявления) решением приходского собрания. В случае признания члена приходского собрания не соответствующим занимаемому им положению, он может быть выведен из приходского собрания решением последнего.

При отступлении членов приходского собрания от канонов, настоящего Устава и иных установлений Русской Православной Церкви, а также при нарушении ими устава прихода состав приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть изменен полностью или частично.

36. Приходское собрание созывается настоятелем или, по распоряжению епархиального архиерея, благочинным, или иным полномочным представителем епархиального архиерея не реже одного раза в год.

Приходские собрания, посвященные избранию и переизбранию членов приходского совета, проводятся с участием благочинного или иного представителя епархиального архиерея.

37. Собрание проводится в соответствии с повесткой дня, представляемой председателем.

38. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

39. Приходское собрание правомочно принимать решения при участии в нем не менее половины членов. Постановления приходского собрания принимаются голосованием простым большинством, при равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя.

40. Приходское собрание избирает из числа своих членов секретаря, ответственного за составление протокола заседания.

41. Протокол приходского собрания подписывают: председатель, секретарь и пять избранных членов приходского собрания. Протоколы приходского собрания утверждаются епархиальным архиереем, после чего принятые решения вступают в силу.

42. Решения приходского собрания могут быть оглашены прихожанам в храме.

43. В обязанности приходского собрания входит:

а) сохранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно-нравственному возрастанию;

б) принятие гражданского Устава прихода, изменений и дополнений к нему, которые утверждаются епархиальным архиереем и вступают в силу с момента государственной регистрации;

в) принятие и исключение членов приходского собрания;

г) избрание приходского совета и ревизионной комиссии;

д) планирование финансово-хозяйственной деятельности прихода;

е) обеспечение сохранности церковного имущества и забота о его приумножении;

ж) принятие планов расходов, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительные цели, и представление их на утверждение епархиального архиерея;

з) одобрение планов и рассмотрение проектно-сметной документации на строительство и ремонт церковных зданий;

и) рассмотрение и представление на утверждение епархиального архиерея финансовых и прочих отчетов приходского совета и докладов ревизионной комиссии;

к) утверждение штатного расписания и определение содержания членам причта и приходского совета;

л) определение порядка распоряжения имуществом прихода на условиях, определяемых настоящим Уставом, Уставом Русской Православной Церкви (гражданским), уставом епархии, уставом прихода, а также действующим законодательством;

м) забота о наличии всего необходимого для канонического отправления богослужения;

н) забота о состоянии церковного пения;

о) возбуждение приходских ходатайств перед епархиальным архиереем и гражданской властью;

п) рассмотрение жалоб на членов приходского совета, ревизионной комиссии и представление их епархиальному управлению.

5. Приходской совет

44. Приходской совет является исполнительным органом прихода и подотчетен приходскому собранию.

45. Приходской совет состоит из председателя, помощника настоятеля и казначея.

46. Приходской совет:

а) осуществляет решения приходского собрания;

б) представляет на рассмотрение и утверждение приходского собрания планы хозяйственной деятельности, годовые планы расходов и финансовые отчеты;

в) отвечает за сохранность и содержание в надлежащем порядке храмовых зданий, других сооружений, строений, помещений и прилегающих территорий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имущества, находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет;

г) приобретает потребное для прихода имущество, ведет инвентарные книги;

д) решает текущие хозяйственные вопросы;

е) обеспечивает приход необходимым имуществом;

ж) предоставляет жилье членам причта прихода в тех случаях, когда они в нем нуждаются;

з) заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния и порядка во время богослужений и крестных ходов;

и) заботится об обеспечении храма всем необходимым для благолепного совершения богослужений.

47. Члены приходского совета могут быть выведены из состава приходского совета решением приходского собрания или распоряжением епархиального архиерея при наличии должных оснований.

48. Председатель приходского совета без доверенности осуществляет от имени прихода следующие полномочия:

  • издает распоряжения (приказы) о приеме на работу (увольнении) работников прихода; заключает с работниками прихода трудовые и гражданско-правовые договоры, а также договоры о материальной ответственности (эти полномочия председатель приходского совета, не состоящий на должности настоятеля, осуществляет по согласованию с настоятелем);
  • распоряжается имуществом и денежными средствами прихода, в том числе заключает от имени прихода соответствующие договоры и совершает иные сделки в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
  • представляет приход в суде;
  • вправе выдавать доверенности на осуществление от имени прихода предусмотренных настоящей статьей Устава полномочий, а также осуществлять контакты с государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами и организациями в связи с осуществлением данных полномочий.

49. Настоятель является председателем приходского совета.

Епархиальный архиерей вправе своим единоличным решением:

а) освободить по собственному усмотрению настоятеля от должности председателя приходского совета;

б) назначить на должность председателя приходского совета (сроком на три года с правом назначения на новый срок без ограничения числа таких назначений) помощника настоятеля (церковного старосту) либо другое лицо, в том числе клирика прихода, с введением его в состав приходского собрания и приходского совета.

Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или гражданского устава прихода.

50. Все официально исходящие от прихода документы подписывают настоятель и (или) председатель приходского совета в пределах их компетенции.

51. Банковские и другие финансовые документы подписывают председатель приходского совета и казначей. В гражданских правоотношениях казначей исполняет обязанности главного бухгалтера. Казначей осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, составляет годовой финансовый отчет. Приход ведет бухгалтерскую отчетность.

52. В случае переизбрания приходским собранием или изменения епархиальным архиереем состава приходского совета, а также в случае переизбрания, отстранения епархиальным архиереем или смерти председателя приходского совета приходское собрание образует комиссию из трех членов, которая составляет акт о наличии имущества и денежных средств. Приходской совет принимает материальные ценности на основании этого акта.

53. Обязанности помощника председателя приходского совета определяются приходским собранием.

54. В обязанности казначея входит учет и хранение денежных сумм и иных пожертвований, ведение приходно-расходных книг, совершение по указанию председателя приходского совета финансовых операций в пределах бюджета и составление годового финансового отчета.

6. Ревизионная комиссия

55. Приходское собрание из числа своих членов избирает ревизионную комиссию прихода, состоящую из председателя и двух членов, сроком на три года. Ревизионная комиссия подотчетна приходскому собранию. Ревизионная комиссия проверяет финансово-хозяйственную деятельность прихода, сохранность и учет имущества, его использование по назначению, проводит ежегодную инвентаризацию, ревизует зачисление пожертвований и поступлений и расход денежных средств. Результаты проверок и соответствующие предложения ревизионная комиссия представляет на рассмотрение приходского собрания.

В случае выявления злоупотреблений ревизионная комиссия немедленно информирует о том епархиальную власть. Ревизионная комиссия вправе направить акт проверки непосредственно епархиальному архиерею.

56. Право ревизии финансовой и хозяйственной деятельности прихода и приходских учреждений принадлежит также епархиальному архиерею.

57. Члены приходского совета и ревизионной комиссии не могут состоять в близком родстве.

58. В обязанности ревизионной комиссии входит:

а) регулярная ревизия, включающая проверку наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения приходом расходных книг;

б) проведение по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности прихода, сохранности и учета принадлежащего приходу имущества;

в) ежегодная инвентаризация имущества прихода;

г) контроль за снятием кружек и пожертвованиями.

59. Ревизионная комиссия составляет акты о проведенных проверках и представляет их на очередное или чрезвычайное заседание приходского собрания. При наличии злоупотреблений, нехватки имущества или денежных средств, а также при обнаружении ошибок в ведении и оформлении финансовых операций приходское собрание принимает соответствующее решение. Оно имеет право предъявить иск в суде, предварительно получив на то согласие епархиального архиерея.

Для прихожан.

В ряде стран Западной Европы (например, в Ирландии , Англии , Португалии) церковным приходам соответствуют - по территориальному охвату - наименьшие административно-территориальные единицы .

В церковнославянских языках слово «Приход» образовано от глагола приходить , то есть приход - это совокупность прихожа́н - христиан, регулярно посещающих какой-либо храм , часовню , молитвенный дом и так далее. В современной России один мирянин может быть постоянным прихожанином (и даже штатным сотрудником) сразу нескольких храмов, хотя до революции (переворота) 1917 года каждый православный христианин жёстко приписывался только к одному какому-либо приходу, исключительно в котором он должен был молиться , исповедоваться , причащаться , венчаться и собороваться . Более того, приходские храмы вели метрические книги и выполняли функции современных ЗАГСов , нотариусов и паспортных столов , в них регистрировалось всё: кто, у кого и когда родился, умер, вступил в брак, приехал с другого места жительства (или выехал с намерением поселиться где-то), акты купли , продажи , дарения и даже фиксировалась политическая благонадёжность каждого местного жителя.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Cyberwar Is Coming - Is The World Ready?

Субтитры

В России в досинодальную эпоху

Выступая 23 декабря 2009 года на Епархиальном собрании духовенства Московской епархии с докладом Патриарх Кирилл , в частности, сказал: «В прежней редакции типового устава в качестве высшего органа управления прихода было указано Приходское собрание. Однако фактически большинство важнейших полномочий в сфере управления приходом были закреплены за правящим архиереем. Уставом, например, устанавливалось правило, согласно которому решения Приходского собрания вступали в силу только после их утверждения правящим архиереем. Это правило сохранено и в новой редакции типового устава, которая прямо называет правящего архиерея высшим органом управления приходом. Правящий архиерей обладает всей полнотой властных полномочий в данной сфере. Прежде всего, это касается кадровых вопросов. Решения о назначении и освобождении от должности настоятеля, об изменении состава Приходского собрания принимаются правящим архиереем. Исключительной прерогативой правящего архиерея является решение вопросов о ликвидации прихода и о внесении необходимых изменений в приходской устав (в случае, если Священный Синод утвердит такие изменения). <…> Среди должностных лиц прихода особое место занимает председатель Приходского совета, который, согласно уставу прихода, имеет право первой подписи банковских и иных финансовых документов. Он также осуществляет приём на работу сотрудников прихода, заключает от имени прихода договоры. Согласно прежней редакции типового устава, председатель Приходского совета избирался Приходским собранием из числа его членов и утверждался в должности правящим архиереем. Иными словами, должность председателя Приходского совета была выборной; лишь в исключительных случаях правящий архиерей мог назначить на данную должность настоятеля прихода. <…> Новый устав максимально приближен по своему содержанию к уставу прихода, действовавшему до 1961 года . Новая редакция типового устава прихода является важным шагом на пути возвращения настоятелей к административному, хозяйственному и финансовому руководству приходами. Теперь настоятель занимает должность председателя Приходского совета. При этом, в некоторых случаях, правящий архиерей вправе назначить председателем Приходского совета иное лицо, в том числе клирика прихода или мирянина.»

Приходское богослужение

Приходская богослужебная практика имеет некоторые характерные особенности. В целом, по сравнению с помпезным архиерейским соборным богослужением, приходское богослужение отличается скромностью, а в отличие от продолжительного монастырского - краткостью.

Просветительская деятельность приходов

По Устав Русской Православной Церкви и постановлениям архиерейских соборов , во всех приходах должны функционировать воскресные школы для разных возрастных групп прихожан, проводиться оглаш́ения - разъяснения учения церкви для желающих креститься . Между богослужениями должны быть спе́вки - обучение церковному пению и чтению на церковнославянском языке . Приходы обязаны организовывать и поддерживать крестные ходы , паломничества по святым местам, выставки различного церковного искусства, походы на природу, спортивные состязания. Им желательно самостоятельно издавать и распространять приходские газеты , иметь свои (приходские) сайты в интернете.

Приходские священники обязаны подбирать среди своих прихожан-мужчин кандидатов в священство , привлекать их к учёбе и к преподаванию в воскресной школе, к пению на клиросе и к чтению в храме , пономарству в алтаре , ко всем работам по храму и на прилегающей территории, к

1

В статье с социально-исторических позиций анализируется церковный приход как микросоциальная группа. Этот социальный феномен рассматривается как минимум в трех аспектах: церковно-каноническом, юридическом и социально-историческом. Статья написана на материале, отражающем развитие прихода в дореволюционный период. Анализируется структура прихода, его разнообразные религиозные и социальные функции (морально-этическая, религиозно-мировоззренческая, культурно-просветительская, социально-политическая, благотворительная). Взаимоотношения духовенства (причта) и прихожан (мирян) также обсуждаются в статье. В работе уделено внимание взаимоотношениям прихода и государства, прихода и инославных верующих. Поставлен вопрос о необходимости дальнейшего социально-философского изучения этого феномена в связи с тем, что сегодня в России происходит активизация церковно-приходской жизни, что естественно не может не влиять на общественное сознание ее граждан.

социология

христианство

просвещение

благотворительность

1. Бердников И.С. Что нужно для обновления православного русского прихода. – СПб., 1907. – 156 с.

2. Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии. – СПб.: Петербург. Востоковедение: СПбГУ, 2007. – 415 с.

4. Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах Русской Православной Церкви). / М. Е. Добрускин. – 2002 // Социологические исследования (СОЦИС) : Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. – 04/2002 . – N4 . С. 76-86.

5. Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубный M.B. О перспективах возрождения христианской благо¬творительности Т.А. Добровольская, А.П. Мастеропуло. М.В. Поддубный // На пути к свободе совести / сост. и общ. ред. Д.Е. Фурмана и О. Марка. – М. : Прогресс, 1989. – С. 274-293.

6. Духовный регламент, тщанием и повелением Всепресветлейшего. Державнейшего Государя Петра Первого. Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приго¬вору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный. – М., 1856. – Ч. 2. Ст. 8. – 198 с.

7. Заозерский, Н.А. Что есть православный приход и чем он должен быть? / Н.Заозерский. – Сергиев Посад: Склад изд. в кн. маг. М.С. Елова, 1912. – 114 с.

8. Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времен реформ Петра. – СПб., 2003. – 800 с.

9. Инструкция церковным старостам (Высо¬чайше утвержденная 17 апреля 1808 года) и последовавшие с того времени законоположения, от¬носящиеся к обязанностям их. с приложением положений: о приходских попечительствах и| церковных братствах / сост. прот. И. Чижевский. – Харьков, 1883. – 73 с.

10. Михайлов А. Ю. Дискуссия о реформе православного прихода в начале XX в.: альтернативный проект И. С. Бердникова // Макарьевские чтения: материалы четвертой международной конференции. – Горно-Алтайск, 2005. – С. 111-119.

11. Папков А.А. Жизнь и деятельность братств во второй половине XVII и в XVIII веках // Богословский вестник. – 1898. – Т. 4, № 12. – С. 291-323.

12. Певцов В.Г. Лекции по церковному праву / [Соч.] засл. проф. прот. В.Г. Певцова; Имп. уч-ще правоведения. – СПб. : Типолитогр. СПб. одиночной тюрьмы, 1914. – 249 с.

13. Положение о приходских попечительствах при православных церквах: [(высочайше утверждено 2 августа 1864 г.)]. – Томск: Тип. Дома трудолюбия, 1910. – 16 с.

14. Преображенский И.В. Духовенство и народное образование / И. В. Преображенский. – М.: Книга по. Требованию, 2011. – 97 с.

15. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православно¬го исповедания. Т. 1 / сост. Т. Барсов. – СПб., 1885. – 663 с.

16. Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках. – М.: «Индрик», 2002. – 352 с.

17. Устав духовных консисторий. – СПб.: В Синодальной типографии, 1883. – 200 с.

С момента появления человеческой цивилизации функционируют общины и другие всевозможные виды ассоциаций людей, которым присуща самостоятельность действий и решений. Каждый исторический этап характеризуется своим уровнем развития общества с характерными для него базовыми элементами, структурой и формами самоорганизации, которые обусловлены имеющимися на тот момент степенями свободы, реализующихся обществом. Так, традиционный аграрный мир отличался наличием самоуправляемых, хорошо организованных локальных общин, которые, между тем, кардинально отличались от того, что мы сегодня называем гражданским обществом.

Одной из многочисленных исторических форм самоорганизации общества являлись христианские общины. Это было не что иное, как то, что сегодня мы называем микросоциальной группой, то есть первичные организации макросоциальных структур. В сложной иерархической системе христианской Церкви таковыми являлись общины, которые позже получили наименование «приход».

Термин «приход» впервые встречается в письменных русских источниках, датируемых концом XV века. Ранее взаимоотношения между священником и паствой описывались не в категориях территориальной общности, а в рамках «покаяльной семьи», состоящей из людей, регулярно исповедующихся у конкретного духовного отца.

Современный исследователь прихода П.С. Стефанович считает, что первоначально на Руси приход совпадал с погостом - светским объединением, выполняющем функции одновременно религиозного и административно-фискального округа, с кладбищем и церковью в центре . И только конец XV - начало XVI веков ознаменовались выделением прихода из объединения, выполняющего религиозную, хозяйственную и административную функции в чисто религиозное объединение.

Приход представлял собой совокупность людей, приходящих в определенную церковь, то есть религиозную общину, взаимодействующую со служителями церкви и сформированную по территориальному принципу. По решению Стоглавого Собора 1551 года приход уже в своем чисто религиозном плане стал объектом канонического церковного права. Немалое значение для упорядочения приходской жизни имела «Инструкция благочинным иереям, или протоиереям» 1775 года под редакцией митрополита Платона (Левшина), с внесенными в нее Синодом исправлениями . Позже, в 1841 году «Устав духовных консисторий» стал официальным документом, определяющим устройство православных приходов российской Церкви. С течением времени в документ вносились изменения рядом указов Святейшего Синода.

Приход являлся низовой единицей церковной организации. Письменные источники XVIII-XIX вв. свидетельствуют, что этот термин в данный период употреблялся в таких значениях: 1) церковное сообщество прихода - прихожане и причт, возглавляемые настоятелем приходской церкви; 2) низовой церковно-административный округ (как с храмом, так и без него); 3) прихожане - население, приписанное к округу; 4) только клир (наименее употребляемая дефиниция из указанных) .

Сложно дать всеобъемлющее и однозначное определение этому понятию, поскольку приход можно рассматривать как минимум в трех ракурсах: церковно-каноническое толкование, толкование в контексте действующего законодательства и его фактическое состояние в тот или иной исторический период. Выбранный ракурс и обуславливает детерминацию понятия.

С церковно-канонической точки зрения приходом является церковь, состоящая из мирян и клира, канонически зависящая от епископа и управляемая поставленным им пресвитером. Слово «церковь» в данном определении употребляется в его изначальном значении, то есть как «общество верующих». Другими словами, в православной церкви понятие приход имеет и церковно-социальное значение: миряне или прихожане являются такими же членами церкви, как и ее служители. Приход немыслим без пастыря и имеет прямую связь с епархиальным архиереем (епископом) .

«Устав духовных консисторий» в условиях юридической неразделенности церкви и государства рассматривал приход как первичную структурную и статистическую единицу церковно-государственной организации общества, в которой литургическая составляющая стояла как бы особняком. С одной стороны, это совокупность прихожан, с другой - это определенные населенные пункты, причисленные к конкретной церкви, составляющие территориальное образование как часть епархии.

Согласно сложившимся к 60-м годам XIX века законодательным нормам и приходской реальности, приход определялся как структурная часть епархии (церковный округ), которая имела свой храм с назначенным епископом причтом. Храм объединял на определенной территории прихожан православной церкви для удовлетворения нравственных и религиозных потребностей .

В Синодальный период, как, впрочем, и теперь, приход характеризовался следующими отличительными чертами: 1) привязка к территории; 2) определяющая роль здания-храма в приходской организации; 3) назначаемость священно- и церковнослужителей при необязательности учета мнения прихожан, хотя древние церковные каноны требуют его учитывать; 4) приход и прихожане живут по двум «законам» - древнему церковно-каноническому праву и действующему государственному законодательству; 5) регламентированный состав причта; 6) ведение церковно-приходского хозяйства в смысле руководства является монополией духовенства - миряне самостоятельности в этой сфере не имеют, их роль чисто исполнительская и вспомогательная; 7) наличие настоятеля, причта и церковного старосты, как раньше, так и теперь, является обязательным условием деятельности церкви как учреждения.

Вместе с тем церковь как храм могла функционировать и при отсутствии постоянно приписанного состава прихожан (бесприходная церковь, собор). Право создавать и закрывать приходы принадлежало Святейшему Синоду, однако границы между приходами устанавливал епархиальный архиерей . В настоящее время это право принадлежит архиерею. Синод обычно в этот вопрос не вмешивается.

В первой половине XIX века толкование понятия «приход» с помощью терминов «община», «общество» в значительной мере отражало не реальное состояние, а некий желаемый образец. В реальности большая часть прихожан не принимала активного участия в приходской жизни. Единство во взаимоотношениях с клиром не всегда было тесным. Вместе с тем попытки сформировать из прихожан при церкви реальную общину, которая была бы инициативной, сплоченной, активно способствующей просветительской и благотворительной деятельности в приходе общностью, особенно активно предпринимались со второй половины XIX века.

Сначала это происходило по инициативе «снизу» - как стихийно сформированные инициативные группы (к примеру, так называемые «попечители», которые благодаря своей активности выдвигались из жителей и самими жителями того или иного села). Именно из таких лиц складывались церковные советы, которые под руководством причта вовлекались в решение и реализацию общеприходских вопросов. Cпустя какое-то время и на общероссийском уровне эта идея была воплощена в документах. Основным среди них стало «Положение о приходских попечительствах при православных церквах» .

Выполняя функцию первичной единицы церковной организации, приход и его структура с течением времени усложнялись. Составными элементами прихода к 70-м гг. XIX века являлись: храм (а также иные сооружения для осуществления нравственно-религиозной общественной деятельности), кладбище (хотя не обязательно при храме), прихожане, причт, а также факультативные элементы: богадельня, церковно-приходская школа, церковно-общественные организации (например, братства, общества трезвости), приходская больница и тому подобные приходские учреждения.

Храм, являясь местом собрания прихожан и местом общественного богослужения, выполнял приходообразующую функцию. В него назначались священно и церковнослужители. Вокруг храма объединялись прихожане. При нем находился церковный староста, избираемый на общем собрании прихода. Таким образом, приходская община являлась элементом церкви-учреждения. По отношению к храму как сакральной территории (храм всегда освящался архиереем и с этого времени считалось, что здесь присутствие Бога на земле особенно реально) прихожане представляли собой вторичную составляющую. Они приходили сюда за освящением через молитвы Церкви. В данном контексте приход, не имеющий храма-здания, был бы немыслимым явлением, в то время как существование храма без приходской общины и прихода было возможно.

Помимо причта и храма, структурным элементом прихода, как уже было сказано, являлся институт церковных старост. Появление этой должности связано с древнерусским церковным правом. Объем полномочий и круг обязанностей церковного старосты определялись практическими нуждами конкретного прихода. Старосты управляли под контролем настоятеля приходскими делами, могли представлять приход в суде, в сделках и так далее.

Официальный статус приходская должность старосты получила в указах Петра I (1718 и 1721 гг.), согласно которым на приходского старосту возлагалась обязанность осуществлять надзор за продажей свечей и церковным имуществом. Утвержденная в 1808 г. Александром I «Инструкция церковным старостам» регламентировала их деятельность на протяжении всего XIX века . Церковного старосту избирали на общем собрании прихода из числа прихожан для каждой приходской церкви с целью приобретения, использования, хранения церковного имущества и денежных средств под руководством и надзором настоятеля, благочинного и епархиального руководства.

Особенности положения старосты в приходе ярче всего проявлялись в его полномочиях, касающихся церковных доходов. Причт нес ответственность за расходование церковных средств. Церковный же староста, не имеющий права распоряжаться таковыми непосредственно, присутствовал при их свидетельствовании (наряду с имеющими на это право другими «почтеннейшими» прихожанами), выполняя функцию поручителя в целости средств, принадлежащих церкви .

Приход выполнял многочисленные функции. В качестве основных среди них следует отметить следующие: морально-этическая, религиозно-мировоззренческая, культурно-просветительская, социально-политическая, благотворительная и так далее. Именно приход, являющийся низовой структурой церкви, являлся местом осуществления непосредственного контакта населения с представителями церковной организации. Вышеперечисленные функции церкви реализовались в процессе взаимодействия служителей клира с прихожанами в ходе выполнения ими конкретных обязанностей, как закрепленных законодательно (например, в законах Российской империи имеется немало положений, которые направлены на охрану и углубление православной религиозности ее граждан). Немало среди этих обязанностей было и тех, которые по умолчанию считались неотъемлемым элементом церковного служения .

Под морально-этической функцией церкви подразумевалась проповедь нравственных ценностей, осуждение поведения, противоречащего христианской морали, одобрение и освящение через благословение священника поведенческих моделей, соответствующих морально-этическим принципам христианства. Данная функция реализовалась через публично произносимые поучения и проповеди, личный пример духовенства, церковное наказание (епитимья), исповедь, индивидуальные наставления, общие беседы и так далее.

Реализация религиозно-мировоззренческой функции заключалась в формировании у людей православного мировоззрения, повышении авторитета Православной Церкви, обращении неверующих или верующих иных исповеданий в православную веру, то есть миссионерство и тому подобное.

Относительно последнего положения должно сказать, что вопросу миссионерства придавалось особое значение. В так называемых «метрических книгах» (фактически это были книги записей церковно-гражданского состояния - крещение, брак, погребение) имелся специальный раздел «О присоединившихся». Сюда вносились данные о лицах, которые перешли из того или иного исповедания или конфессии в православие. В послужных списках духовенства такие случаи отмечались как особо важная заслуга того или иного священника.

Реализация религиозно-мировоззренческой функции на уровне прихода всегда подразумевала религиозную пропаганду посредством личных бесед, проповедей, воскресных чтений, преподавание Закона Божия в дореволюционных учебных заведениях различных типов (как правило, этот предмет вел священник местного прихода), работу воскресных и церковно-приходских школ.

Под культурной функцией Церкви понимается создание духовных ценностей, которые обогащают как религиозную, так и светскую культуру. Эта функция на уровне прихода включает в себя: содействие доступу прихожан к культурным ценностям, пропаганда образования, распространение грамотности через сеть воскресных и церковно-приходских школ, проведение среди прихожан просветительских чтений, создание церковных библиотек, выставок и многое другое в этом направлении.

Развитие благотворительности в приходе во многом зависело от активности клира. Для этого проводилась следующая работа: различные формы проповеди, убеждение народа в необходимости милосердия по отношению к страждущим, организация приютов, богаделен, больниц при участии прихожан, выявление людей, нуждающихся в помощи, и посильное оказание ее, организация благотворительных мероприятий.

Священник-настоятель являлся центральной фигурой в приходе. Другие члены причта помогали ему в церковном управлении и при богослужениях. В качестве священнослужителя приходской священник был обязан в праздничные и воскресные дни совершать общественные богослужения. В рамках своего прихода он должен был совершать христианские требы и таинства, проводить частные богослужения

Приходской причт проводил свою деятельность строго на территории прихода. За исключением отдельных случаев запрещалось отправлять требы на территориях других приходов. Например, священник не имел права отказаться от причастия тяжело больного (при отсутствии местного священника), отказать в крещении младенца, находящегося под угрозой смерти. Разрешалось совершать погребение, причащение больных или крещение над лицами, которые проездом находились на территории прихода или временно проживали на ней. Священник мог совершать требы вне своего прихода по просьбе настоятеля местной церкви или по распоряжению архиерея . При этом священник обязан был сделать в своей метрической книге соответствующую запись о требе, а священнику прихода, где она была проведена, передать письменное свидетельство, а так же, как это имело место на практике, и доход от этого требоисправления.

По отношению к инославным при отсутствии соответствующего духовного лица священник был обязан отправлять требы по их просьбе (католики, протестанты и т.д.). Конечно, это могло иметь место, если проситель был согласен с условиями, установленными для соответствующего богослужения. В метрическую книгу вносилась соответствующая запись .

В идеале священник должен был выполнять не только функцию требоисправителя, но также быть духовным учителем, пастырем, руководителем своего прихода - как в церкви, так и за ее пределами. Он был обязан наставлять прихожан в истинах веры и принципах христианского образа жизни, искоренять суеверия, вразумлять заблуждающихся, наблюдать за нравственной и религиозной жизнью прихожан. В случае необходимости налагать епитимьи (духовные наказания) для искоренения негативных привычек прихожан.

Согласно библейским текстам проповедь является одним из важнейших средств духовного воздействия на народ. Духовенство было обязано проповедовать Слово Божие в храмах, а также при любой другой удобной возможности наставлять прихожан в вере и благочестии, в послушании властям и благонравии. Священнослужители были обязаны регулярно произносить катехизические поучения и проповеди, направленные на разрешение многоразличных проблем прихожан .

Кроме этого, священник-настоятель имел право учреждать богадельни, школы, братства, попечительства, занимая в этих учреждениях пост непременного члена. Приходской священник контролировал церковный порядок, благоустроенность храма, хранил документы и церковную печать, сакральные предметы, следил за поведением членов причта. Совместно со старостой и причтом вел учет приходских средств, управлял имуществом прихода.

Кроме непосредственно религиозных функций, приходские причты исполняли немало обязанностей гражданского и чуть ли не полицейского характера. Со времен Петра I светские власти стремились использовать исповедь для контроля за настроениями подданных, хотя им это далеко не всегда удавалось - препятствовала тайна исповеди. В светском законодательстве была закреплена обязательность регулярной исповеди. Для этой цели велись специальные исповедные ведомости (в первую очередь это касалось исповеди в Великий пост). В нее заносились не только фамилия, имя и отчество исповедника, дата исповеди и место его жительства, но и сумма жертвы, которую вносил кающийся.

Приходские священники в XIX веке были обязаны в своих отчетах архиерею указывать данные о причастниках и исповедниках, отмечая тех, которые не причащались и не исповедовались в течение двух и более лет даже после увещеваний. Священники по распоряжению гражданской власти или по указанию духовного руководства были обязаны объявлять в приходских храмах государственные указы и императорские манифесты.

В обязанности приходского духовенства также входила регистрация актов гражданского состояния. В метрических книгах фиксировались факты рождения, бракосочетания и смерти. В них вносились записи о населении, относящегося к конкретной церкви. Записи могли производиться как самим священником, так и дьяконами или причетниками , но настоятель должен был их обязательно подписывать.

Перед тем, как совершить обряд бракосочетания, священнослужители были обязаны убедиться в отсутствии каких-либо обстоятельств, делавших невозможным этот брак. Осуществлялось это посредством так называемого «оглашения» (обычно это было повторяемое несколько раз публичное объявление в конце богослужений о желании пары вступить в брак). Прихожанам задавался вопрос о том, известны ли им обстоятельства, препятствующие бракосочетанию. Велись также «брачные обыски». Они представляли собой опрос поручителей и свидетелей самих брачующихся, а также рассмотрение соответствующих документов: метрических книг, исповедных росписей, формулярных списков, указов об отставке, паспортов и так далее .

Приходской священник был обязан ежегодно отсылать в присутствия, отвечающие за воинскую повинность, списки лиц, достигших призывного возраста. Выдача выписок о рождении, браке, смерти (зачастую эти документы именовались «выпись из...») также производилась на уровне прихода. Для получения полной юридической силы эти «выписи» подлежали заверению в консистории, то есть в канцелярии епархиального управления.

В конце XIX - начале XX вв. русские ученые активно изучали православный приход. Он также оживленно обсуждался и в церковной среде . В советское время по известным причинам тема приходской жизни редко появлялась на страницах научной литературы, да и то чаще всего в искаженном виде.

Современные ученые начинают интересоваться этой темой. Это тем более необходимо, что сегодня руководство Русской Православной Церкви прикладывает колоссальные усилия не только для организации новых приходов, но и для активизации приходской жизни как таковой. Церковью издано и издается множество нормативных документов в этом направлении.

Социально-философский анализ этого явления, имеющего глубокие социально-исторические корни, крайне необходим, так как он затрагивает немалую часть населения России и активно влияет на формирование национального менталитета ее граждан.

Рецензенты:

Аринин Е.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения Гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир;

Катунина Н.С., д.ф.н., профессор кафедры философии и религиоведения Гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.

Библиографическая ссылка

Горбачук Г.Н. ЦЕРКОВНЫЙ ПРИХОД КАК МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21670 (дата обращения: 14.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»