Подробный анализ стихотворения "во глубине сибирских руд" пушкина. Анализ послания А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд Анализ произведения во глубине сибирских руд

Стихотворение «Во глубине сибирских руд...», анализ которого представлен в этой статье, обращено к тем из друзей, кто были единомышленниками лирического героя, «горевшего» желанием освободить родину от «гнета власти роковой». Послание «К Чаадаеву» (1818), содержавшее эти образы, становится реминисцентным фоном для него.

Временная дистанция, возникающая при сопоставлении двух посланий, важна для выявления постоянства в отношении к друзьям, верности идеалам юности. Новым аспектом является стремление подвести итог деятельности поколения, вписать современные, животрепещущие события в историю, показав значительность вклада единомышленников в развитие цивилизации. Они «братья» всех борцов за свободу, на их долю выпало принять «меч» у предшественников (образы из последней строфы послания «Во глубине сибирских руд...»), чтобы вступить в поединок с теми, кто обрекает людей на участь рабов, влачащих жизнь в «оковах», заключенных в «темницы» (там же).

Как и раннее стихотворение, послание к пребывающим в «каторжных норах», за «мрачными затворами» друзьям написано четырехстопным ямбом. За образом реальной неволи просвечивает обобщенный смысл. Она становится ценой за «дум высокое стремленье», конкретные проявления которого можно восстановить, прислушавшись к откровенным признаниям лирического героя вольнолюбивой поэзии Пушкина. Он одушевлен просветительскими идеалами, согласившись с тем, что свобода — естественное право каждого, соблюдать которое призван закон. Его попрание власть имущими воспринимается им как личное оскорбление.

Новаторством Пушкина является ощутимость в передаче бедственных обстоятельств, в которых оказались наследники радищевского «мстителя» (строфы 13, 16). Как и в оде Радищева, в послании «Во глубине сибирских руд...» Пушкина превалирует жизнеутверждающий пафос, возвышаются непримиримость к пороку и злу, бунтарство, готовность отдать все силы и саму жизнь за наступление желанной поры. Лирический герой стремится утвердить единомышленников в вере в то, что она придет, и ничего из нравственных и действенных проявлений их мировоззрения не пропадет даром:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Придет желанная пора!

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут...

Однако вход в царство свободы — это абстрактный образ, «братья меч... отдадут», возвращая его тем, кто первым поднял оружие против власти, в воображении, виртуально (слово «виртуально» существовало еще в античности, происходило от лат. «возможный, появляющийся при определенных условиях»). В реальности новые «мстители» (образ из оды Радищева) в Сибири, на каторге, в «мрачном подземелье», погружены в тяжкие, скорбные переживания. Перед ними выстроены «затворы», препятствующие тому, чтобы им были доступны выражение привязанности, эстетическое наслаждение. Свободный голос поэта может пробиться сквозь препятствия, и в нем узники должны услышать подтверждение своей правоты, признание высокого смысла своих страданий. Он может донести «любовь и дружество», пробудить бодрость духа, напомнить о надеждах юности:

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье,

Разбудит бодрость и веселье...

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Друзья снова вместе, общность мироощущения остается важнейшим фактором, позволяющим не чувствовать себя одиноким. Однако судьба единомышленников лирического героя оказалась отличной от его свободного будущего, они пострадали за свои убеждения, переживают «несчастье», объединившее их (для лирического героя, не отделяющего себя от единомышленников, важно подчеркнуть, что никто не в праве присоединять свое имя к братству мучеников — «Не пропадет ваш скорбный труд...», «ваши каторжные норы», «...и свобода/Вас примет радостно у входа...»). Делом они доказали могущество духа, преодолевающего слабости, побеждающего судьбу. До прекрасного будущего остался шаг, их победа несомненна: «оковы... падут», «темницы рухнут», нужно лишь сохранить «гордое терпенье». Но жизнь человека коротка, и не всем удастся войти в царство свободы.

Трагический отсвет падает и на предшественников, все борцы против неволи — герои, сознательно выбравшие скорбную судьбу. Трагический герой — особое понятие, термин, акцентирующий, что главным в участи персонажа становятся не положение жертвы обстоятельств, а волевое усилие, направленное на борьбу с ними, хотя ему известно об их силе, о том, что она превосходит возможности человека. Вступая в безысходный конфликт с судьбой, герой демонстрирует исключительность натуры. В стихотворении Пушкина «Во глубине сибирских руд...», анализ которого мы проводим, участники политических возмущений имеют характеристику трагических героев. В отличие от романтических произведений, максимализм, «дум высокое стремленье» каждого из них не превращает его в одинокого мечтателя или бунтаря. Это общее для всех «братьев» настроение, разделяемое единомышленниками в прошлом, настоящем и будущем, оно становится основой для создания образа, продолжающего представление Радищева о единстве «рати... бранной», поднимающейся на борьбу с «пороком, лжой и клеветой» (строфа 16 в его оде «Вольность»).

В послании «Во глубине сибирских руд...» Пушкина приметы «желанной поры» обрисованы обобщенно, как отсутствие насилия, неволи. Конкретику вносят переклички с другими произведениями — одой «Вольность» Радищева и вольнолюбивой лирикой самого автора. Они вызывают ассоциации (от лат. «соединение», связь между образами, понятиями, качествами, возникающая при определенных условиях, в искусстве по воле автора), способствуют появлению аллюзий (от лат. «намекать», соотнесение с известным литературным, историческим, мифологическим явлением), реминисценций (от лат. «смутное воспоминание», отзвук образа другого автора, вызывающий сопоставление). Автореминисцентный фон послания 1827 г. составляет стихотворение, написанное почти за десять лет до этого,— «К Чаадаеву» (1818).

Лирический герой послания «К Чаадаеву» также обращается к друзьям-единомышленникам, утверждая необходимость веры в будущее торжество прекрасных идеалов. Но в раннем стихотворении многие аспекты конкретизированы: поколение «любовников» свободы настолько остро воспринимает общественную несправедливость, что она вызывает потребность мести за поруганные идеалы; кроме этого, для него любовь к родине затмила все человеческие привязанности, оно слышит только ее «призыванье», стремясь освободить ее от «гнета власти роковой»; наконец, радость и наслаждение молодые бунтари находят только в борьбе, душа каждого из них нетерпеливо жаждет столкновения, томится в предчувствии победы, которая видится как «сладкое свиданье» с осуществленной мечтой. В послании «К Чаадаеву» проясняется и вопрос, какой награды за свой отказ от личных устремлений ждут борцы с самовластьем: «минута вольности» сама по себе станет «святым», сокровенным переживанием, а кроме того, в памяти потомков они останутся навсегда, так как именно им принадлежит честь («Пока сердца для чести живы...» — «К Чаадаеву») разрушения твердыни самовластья, на обломках которой будут означены их имена.

Связь между двумя посланиями выявляется не только на содержательном уровне (сходство в проблематике, обращенность к представителям одного поколения, близость мотивов самоотверженного служения и радости борьбы), но и в связи с фоническими (звуковыми) соответствиями. Эта поэтическая особенность придает сходству характер органичной, непосредственной, внутренней близости. Достигается впечатление с помощью одинаковых ассонансов. В послании «К Чаадаеву» основным звуковым повтором был звук «а» (на нем построены рифмы и первых трех четверостиший, и пятистрочного финала): славы, обман, забавы, туман, желанье, призыванье, упованья, свиданья; она, снаг, имена. В стихотворении «Во глубине сибирских руд...» он слышен во второй и третьей строфах: сестра, пора, до вас, глас. Ассонанс выделяет слова, значимые в создании эмоционального настроя.

Однако обращение к декабристам проникнуто не только радостной жаждой борьбы, но и скорбным переживанием. Поэтому звуковой повтор "а" сочетается с другим ассонансом. Мрачные эмоции передаются звуком «у» (руд, труд — первая строфа). Однако у него есть и другой смысл, так как из каторжных застенков совершается прорыв к неземному счастью, которое приносит вера в осуществление прекрасной цели (в послании 1827 г. ответом на «прекрасные порывы» юности, которые лирический герой посвящает освобождению отчизны — «К Чаадаеву», становится радостная встреча победителей: свобода «примет радостно» своих защитников у входа в отвоеванное ими для нее царство).

Внимательно вслушиваясь в звучание стихотворения «Во глубине сибирских руд...», вы заметите, что на фоническом уровне проявляется динамика чувств лирического героя: от скорби к уверенности в правоте дела, которому он и его друзья отдали молодость. Во второй и третьей строфах послания «Во глубине сибирских руд...» ударный «у» акцентирует те слова, где смыслом является вера в будущее (разбудит, дружество, дойдут). В четвертом четверостишии слова с ассонансом на «у» выделяются в сознании читателя, в связи с тем что составляют опоясывающую рифму. Это не случайно, так как они важны, выражая в полной мере исторический оптимизм лирического героя (падут, отдадут). Их дополняет еще одно слово, где звучит «у», находящееся на интонационно значимой позиции — на нем завершается восходящая интонация перед выводом (рухнут). В отличие от стихотворения «К Чаадаеву», заканчивающегося восклицанием («напишут наши имена!»), в послании «Во глубине сибирских руд...» последняя строчка, также имеющая значение желаемого итога, эмоционально нейтральна, в конце стоит точка («И братья меч вам отдадут.»). Волнение лирического героя обрывается на утверждении, которое передается словом с ассонансом на «у», звучащим в последней мужской рифме. Он неожиданно становится выражением не мрачных ощущений, а «бодрости и веселья» от предчувствия «желанной поры». Так на фоническом уровне появляется возможность зафиксировать мысль, кажущуюся преждевременной и неоправданно оптимистичной в скорбной действительности: декабристы войдут в историю не как преступники, обреченные закончить жизнь в темницах, а в образе героев, смысл бытия которых — в прорыве через борьбу и бедствия к победе и счастью. Наступит день, когда падут оковы неволи, пусть это будут не реальные цепи, не ощутимая весть освобождения для попавших в сибирские тюрьмы, но тем, чьи думы всегда имели «высокое стремленье», этот день принесет осуществление заветной мечты:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Последняя строчка послания — свидетельство восстановления исторической справедливости: для потомков битва за свободу будет восприниматься как единый процесс. Еще долго будет сверкать меч в руках тех, кто не может смириться с властью порока и зла, но взойдет «Звезда пленительного счастья» («К Чаадаеву»), наступит «избраннейщий» день (образ из оды Радищева «Вольность»), и оружие вернется к первым мстителям. Такова историческая миссия необыкновенного поколения, из которого вышли борцы за честь родины и свободу мира («Хочу воспеть свободу миру...» — Пушкин. «Вольность»).

«Во глубине сибирских руд … » — послание поэта
к отправленным на каторгу друзьям-декабристам.
Осенью 1826 года, уже после жестокой расправы с
декабристами, Николай 1 возвратил Пушкина из
ссылки, и они имели продолжительную беседу с
глазу на глаз. Царь уверил поэта в том, что он ис-
кренне желает использовать свою власть во благо
и процветание народа и просил помочь ему в этом
своим творчеством. Пушкин прислушался к мнению
царя, но от своих прежних убеждений не отрекся. Не
отрекся он и от друзей-декабристов.
К тому же поэт был особенно впечатлён поступ-
ком жён декабристов — многие из них пренебрег ли
положением в свете, богатством, знатностью и раз-
делили судьбу своих мужей. Пушкин передал своё
дружеское послание с женой декабриста Никиты
Муравьёва, которая тоже уезжала в Сибирь вслед
за сосланным мужем.
В стихотворении чувствуется не только стремление
поэта утешить своих друзей, но и глубокое восхище-
ние ими. Для Пушкина их думы — «высокие», их
терпение — «гордое», их труд — «скорбный», а меч
дожидается их возвращения из неволи.
Послание написано в высоком стиле. В нём много
абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода,
Любовь, Дружество. Поэт рисует мрачное простран-
ство, в котором оказались герои, используя для этого

особую лексику: «мрачное подземелье», «темницы»,
«каторжные норы», «оковы тяжкие». Эти образы
создают трагическую атмосферу несчастья, постиг-
шего его друзей.

Но лирический герой уверен, что у несчастья
всегда есть верная сестра — надежда. И он верит в
человека-борца, который способен в самых тяжёлых
условиях сохранить в себе не только « гордое терпе-
нье » , но И верность своим идеалам — « дум высокое
стремленье » , « Любовь и дружество », « свободный
глас» способны поддержать ссыльных, помочь им
переносить тяжесть каторги. И ещё поэт выразил
свою уверенность в том, что рано или поздно спра-
ведливость восторжествует, «оковы тяжкие падут,
темницы рухнут » ,

Но не об амнистии, не о прощении, не о воз-
вращении декабристов из ссылки говорит поэт.
« Не пропадёт ваш скорбный труд / и дум высокое
стремленье!» — восклицает он. В этом «не пропадет-
открывается иной смысл — речь идёт о торжестве
высоких идей.
Финал стихотворения звучит оптимистично.

Пламенное послание Пушкина очень поддержало
декабристов и стало одним из немногих радостных
событий их каторжной жизни.

Ключевым словом в стихотворении является слово
свобода. Это же слово было начертано на знамёнах
декабристов. Это послание поэтически утверждает
то, за что они боролись. И друзья откликнулись на
послание Пушкина — поэт-декабрист Александр
Одоевский написал в ответ стихи, которые аакан-
чивалиоь так.

Бытует в народе интересный фразеологизм: «Если не знаешь кто, то говори Пушкин». Это не преувеличение, действительно, у этого великого творца есть произведения, которые приурочены ко всем значимым событиям его эпохи.

Талант этого человека настолько безграничен, что люди специально учат русский язык, чтобы иметь возможность читать его стихи и романы в оригинале. Даже самый точный и литературный перевод не сможет передать всю красоту и певучесть слова величайшего российского поэта, имя которого знают во всем мире.

«Во глубине сибирских руд»

История создания этого пронзительного стихотворения связана с важнейшим событием первой четверти 19 века в России. Поэт, будучи человеком впечатлительным и творческим, не мог остаться в стороне от такого значимого события для страны, как восстание декабристов (1825 год), тем более что многие осужденные и отправленные в ссылку были близкими друзьями поэта, с которыми он учился в лицее.

Если сегодня Сибирь – это освоенная и вполне пригодная для проживания территория, то в 19 веке это было сродни отправке на Антарктиду. Это край света, откуда вернуться было практически невозможно. По сути, Сибирь больше напоминала колонию государства российского, просто огромный источник всевозможного сырья, добывать которое отправляли тех, кого не приговорили к смерти.

Важно! Поэт не мог не переживать, и своим творчеством хотел приободрить декабристов и привлечь внимание общественности к этой проблеме, он искренне надеялся на то, что все ссыльные вскоре вернутся домой.

В ссылку он передал свое стихотворение с супругой одного из осужденных, А. Муравьевой. Он вселил в отчаявшихся людей веру и надежду на то, что потомки и будущие поколения по достоинству оценят отчаянный поступок.

Пушкин не боялся писать открыто и поднимать те темы, которые в высшем обществе обсуждать было не принято. Одним из таких творений является стихотворение «Во глубине сибирских руд», впервые его прочитали в далеком 1827 году, в ссылке, куда передал его поэт с супругой одного из декабристов.

Он сам рассказывал о своем стихотворении, что оно является актом и показателем мужества не только самого поэта, но и людей того времени, которые так или иначе имели отношение к происходящим трагическим событиям.

Несмотря на то, что он сам был дворянином, и его события, связанные с декабристами, никак не коснулись, он не прошел мимо. Пушкин не проникся, посочувствовал и самым доступным ему способом показал свое отношение. К сожалению, его творение не сразу попало в цель, и амнистию участники декабрьского восстания получили только спустя почти два десятка лет после написания стихотворения.

Пусть так, зато сами декабристы после возвращения домой неоднократно говорили о том, как ценно было для них внимание такого поэта и как это придавало им сил и веры в том, что их деяния были правильными.

Подвиг женщин

Пушкин говорил о том, что больше всего его поразило не само восстание, не решительные действия декабристов, а подвиг женщин. Именно поступок жен декабристов настолько тронул душу и сердце поэта, что он подарил миру прекрасное стихотворение.

Как же сложно было женщине в 19 веке отказаться от всего ради любви. Они стали изгнанницами, оставили свои дома, титулы, положение. Они потеряли уважение общества, отказались от прислуги, богатства, красивых туалетов и украшений, и все во имя любви.

Любви, сила которой настолько безгранична, что преодолевает все на своем пути! Настоящую любовь невозможно остановить, ее не удержать рамками и ограничениями, не остановить никакими преградами.

Важно! Великий поэт восхищался силой духа этих женщин, как именитые дворянки пожертвовали всем и уехали в вечный холод, на крайний Север, чтобы только иметь возможность быть рядом с любимым человеком.

Автор много говорил о том, что его тронула встреча с Марией Раевской, прощальная встреча с женщиной, в которую он когда-то давно был влюблен. Нежная и хрупкая барышня, белоручка и недотрога, как считал поэт, одной из первых собралась в ссылку за любимым человеком.

Она была женой одного из зачинщиков восстания и гордилась тем, что едет в ссылку в качестве супруги С.Г. Волконского. Ее совершенно не пугало то, что ее супругу вынесли такой суровый приговор, а именно 20 лет каторги.

Только вдумайтесь, дворянину, человеку голубых кровей предстояло провести два десятка лет в холоде, без удобств и условий, к которым он привык. Пушкин был горд тем, что когда-то питал чувства к женщине, которая так сильна духом.

Замысел произведения

Главной идеей стихотворения является верность любви и своим идеалам, которые непоколебимы и нерушимы, обстоятельства не могут сломить и заставить отказаться от своей точки зрения. Поэт хотел этим творением поднять боевой дух всех участников восстания.

Где-то там, в каторжных норах, они могли надеяться на то, что скоро все закончится. Вера в лучшее, в будущее и надежда на удачу – вот это истинные эмоции, которые захлестывают каждого, кто читал это стихотворение.

Увы, но восстание провалилось, что было очевидно с самого начала, расстановка сил в обществе в то время была такова, что ни единого шанса на успех просто не было и быть не могло. Они прекрасно понимали это, но от своей идеи не отказались, их чувства и помыслы были сильны и чисты, а патриотизм и гражданская позиция брали верх над всем.

Николай I после восстания вернул поэта из ссылки, и они несколько часов разговаривали. Никто так и не узнал, о чем они беседовали столько времени, что обсуждали и к какому решению пришли. Поэт всегда отказывался говорить на эту тему, а император тем более.

Пушкин вскользь упоминал о том, что император заверил его, что власть, данная ему, не будет использована во вред. Он желает своей стране только хорошего, хочет процветания и развития империи. Он также просил Александра Сергеевича о том, чтобы своим творчеством он помог ему в этом. Император искренне считал, что творчество поэта несет свет.

Поэту льстило такое внимание царя, но от своих убеждений он так и не отказался. Он не отрекся от друзей, которые остались на каторге, и регулярно отправлял им посылки и писал стихи, подпитывая их надежду на лучшее, не давая ей угаснуть.

Анализ произведения

Анализ стихотворения подразумевает определение его жанра, размера, основных поэтических средств, использованных автором для достижения своей цели. Жанр стихотворения – это самый излюбленный стиль написания Пушкина. Это послание, которое является и дружеским, и гражданским, и мировым.

Активно используются средства поэтической выразительности, например: «Оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы» – все это напрямую связано с декабрьскими событиями. Много эпитетов – «скорбный труд», «гордое терпенье», «затворы мрачные», «свободный глас».

Очень много сравнений, которые поражают точностью: «Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас».

Чтобы текст был более ярким и насыщенным, активно пользуется аллитерацией на Р:

«Во глубине сибирских руд,

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье».

Само произведение написано в размере четырехстопного ямба.

Полезное видео

Подведем итоги

Резкий слог и яркая эмоциональная окраска не позволяли пускать стихотворение в печать. Официально оно было опубликовано только после смерти поэта.

Вконтакте

«Во глубине сибирских руд…» Александр Пушкин

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Анализ стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

Александр Пушкин как личную трагедию воспринял события 1825 года, когда после неудавшегося восстания десятки декабристов были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них оказалось много друзей поэта, которые состояли в тайных обществах, однако не желали посвящать Пушкина в свои планы. Объяснялось это просто: будущий классик русской литературы постоянно конфликтовал с властями и к 1925 году успел дважды побывать в ссылке. Но это не умерило его пыла, и Пушкин непременно бы стал участником восстания, если бы заранее знал о том, что оно произойдет.

Однако судьба распорядилась иначе, и во время декабрьских событий 1825 года поэт находился в Михайловском, где фактически пребывал под домашним арестом. Впоследствии поэт будет вспоминать об этом с сожалением, отмечая, что в душе он поддерживает начинания своих товарищей. Подтверждением этому является стихотворение «Во глубине сибирских руд…», написанное по случаю годовщины восстания декабристов. При жизни поэта оно так и не было опубликовано, однако Пушкину удалось переправить его друзьям в Сибирь и даже получить стихотворный ответ от Одоевского.

Поэт сильно рисковал, когда уговаривал супругу Муравьева доставить это произведение декабристам. Но он понимал, что его друзья, обесчещенные и униженные, сейчас как никогда нуждаются в моральной поддержке. Именно поэтому Пушкин все же отважился не только написать это стихотворение, но и переправить его товарищам. Обращаясь к ним, поэт подчеркивает: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Этой фразой автор предсказывает, что идеи декабристов в будущем все же воплотятся в жизнь, и Россия избавится от монархии.

Пытаясь утешить своих друзей, многим из которых уже не суждено будет вернуться из Сибири, Пушкин обещает: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Автор убежден, что о подвиге декабристов люди будут помнить и спустя столетия . В то же время поэт выражает надежду, что судьба окажется к героям более благосклонной, чем царское правительство. «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа», — отмечает Пушкин. Однако этому предсказанию так и не суждено было сбыться, так как спустя четверть века амнистию получили лишь немногие декабристы, которые смогли дожить до этого момента и вернулись домой глубокими стариками, беспомощными, одинокими, лишенными всех титулов и никому не нужными.

Замечательный поэт, который известен всему миру. Его перу принадлежат самые лучшие произведения XIX века, которые продолжают волновать даже современное молодое поколение. Изучая историю восстания декабристов, каждый человек обязательно прочитает бессмертное творение Александра Пушкина - «Во глубине сибирских руд…».

Вконтакте

Одноклассники

История создания произведения

В 1825 году нарастало негодование против царского правления. Первыми на защиту прав народа встали дворяне. Их восстание произошло на Сенатской площади. Пушкин не участвовал в этом движении, так как считался «опальным» поэтом и в это время был в ссылке. Находясь в немилости у императора, Александр Сергеевич довольно долго был в изгнании .

Когда же в Михайловское дошли сведения о произошедших с его друзьями-декабристами событиях, Пушкин пожалел о том, что находился так далеко и не мог лично поддержать своих друзей. Поражение декабристов «опальный» поэт воспринял так, словно это была его личная трагедия.

Однажды и сам император, не выдержав, спросил у Александра Пушкина, где бы он был, если бы во время восстания декабристов находился в Петербурге. Пушкин, не задумываясь, сразу же ответил Николаю Первому, что был бы вместе со своими друзьями.

Но друзья великого поэта, волнуясь о его судьбе, старались не посвящать Александра Сергеевича в то, что должно было состояться 14 декабря. Они некоторое время состояли в тайном обществе, но поэта туда не приглашали из-за того, что он и так был в немилости у императора.

Личная трагедия автора

Все лицеисты, которые были дружны с «опальным» поэтом, сохранили хорошие и крепкие отношения до последних дней своей жизни. Для Александра Сергеевича это лицейское братство было дорогим воспоминанием его жизни, которое он свято берег.

На каждую годовщину их лицейского выпуска известный поэт писал новое стихотворное произведение, которое было посвящено его друзьям-лицеистам и их крепкой дружбе.

Среди лицеистов у Александра Сергеевича были друзья: Иван Пущин, который посещал его в ссылке, а также Вильгельм Кюхельбекер. Эти офицеры, бывшие лицеисты, как раз и вышли на Сенатскую площадь, после чего последовал приказ императора об их казни. Это событие стало личной трагедией поэта.

Когда же судьба участников декабрьского восстания была решена, и они были отправлены в Сибирь, Александр Пушкин решил поддержать декабристов и, проявив смелость, написал стих «Во глубине сибирских руд…». Поэт, который хотел своим посланием подбодрить декабристов , оказавшихся в Сибири, мечтал поддержать в своих лицейских друзьях дух свободы и веру в то, что свобода всё-таки придёт в их страну.

В своём произведении поэт обращается к своим друзьям, находящимся в ссылке, как товарищ, который ещё находится на свободе и полностью разделяет их мысли, думы и «высокие стремления». Написано было это стихотворное произведение практически через год после восстания, в январе 1827 года.

Но прежде чем это послание попало к декабристам, оно было несколько раз переработано самим поэтом. В первоначальном варианте текст был размещён в альбоме княгини Евдокии Ростопчиной. Но, продолжая работу над стихотворением, автор изменил вторую и третью строфы, и это помогло Пушкину улучшить его, озарив и надеждой, и крепкой дружбой, и любовью.

В Сибирь попала уже вторая, переработанная версия стихотворного послания. Доставила в Сибирь письмо от Пушкина, в котором было стихотворение, Александра Муравьева, посетившая своего мужа-декабриста.

  • Свобода.
  • Надежда.
  • Любовь.
  • Несчастье.

Автор понимал, что его друзья, находящиеся в ссылке, лишённые свободы, достоинства и чести, нуждаются в его поддержке. Поэтому Пушкин осмелился написать это стихотворение в жанре послания и постарался все сделать для того, чтобы оно было доставлено его друзьям-декабристам.

В своём послании Александр Сергеевич обращается к ним, говоря о том, что «не пропадёт ваш скорбный труд». Он считает, что их идеи, «дум высокое стремленье» найдут своё воплощение в жизни. Известно, что идея свободы является основной в творчестве самого поэта .

Поэтическая тема

Основная тема стихотворения - это свобода и верность декабристским идеям. Эта тема прослеживается и в других поэтических трудах поэта:

  • «Арион»;
  • «Пророк»;
  • «Стансы».

Но ещё в стихотворном послании к декабристам воплощается мысль автора о героизме и мужестве его друзей. Для этого автор использует лексику, которая призывает к свободе:

  • Затворы - «мрачные».
  • Глас - «свободный».
  • Норы - «каторжные».

Другой поэт, Александр Одоевский, ответил на пушкинское послание декабристам своим стихотворением. Его строки «Из искры возгорится пламя!» стали девизом революционеров.

Александр Пушкин строит своё послание на противопоставлениях. В первой части стихотворения автор говорит о «мрачном подземелье», где находятся его товарищи, а вот во второй части, несмотря даже на темницу, он призывает к духовной свободе. Александр Сергеевич старается приблизить будущее для этих людей, приблизить их свободу.

Сначала автор говорит о важных духовных ценностях, а затем пытается сделать эту внутреннюю свободу реальной. Александр Пушкин рассказывает будущим поколениям о своих друзьях-декабристах, как о мужественных, стойких и смелых людях. Он показывает читателю, что если бороться за свои идеалы, идти в своей вере о свободе до конца, то человек становится непобедимым и в конечном счёте добьётся намеченного.

Выразительные средства

Несмотря на понимание автора стихотворного послания того, что из Сибири его друзья не вернутся, он пытался их поддержать и утешить. Поэтому он писал о том, что крепкая дружба и верная любовь дойдут к ним «сквозь мрачные затворы». Александр Сергеевич был уверен, что его друзья совершали настоящий подвиг, о котором будут помнить все последующие поколения. И в этом он не ошибся.

Но в своём послании Александр Пушкин всё-таки выражает надежду о том, что судьба окажется благосклонней к его друзьям, чем царь. Автор пишет о надежде на то, что оковы всё-таки падут, темницы «рухнут», и эти люди снова будут свободны. Пушкин надеется, что «свобода вас примет радостно». Но этому пушкинскому предсказанию так и не удалось сбыться, так как некоторые декабристы, выжив в ссылке, вернулись домой стариками, больными и истощёнными. Их дальнейшая жизнь не была счастливой, они были лишены всех дворянских привилегий и не имели больше никаких титулов.

Пушкин использует различные средства художественной выразительности:

  • Метафоры («надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость»).
  • Эпитеты («гордое терпенье», «оковы тяжкие»).
  • Сравнения.
  • Ассонанс.

Размер произведения - четырехстопный ямб .

Своим прекрасным и трогательным стихотворением Александр Пушкин пытался донести до читателей свои переживания и волнения за судьбу своего народа и за судьбу своей страны.