Исполнение указа президента 597. Указы. Информация о ходе реализации Указов. Форматы реализации государственной социальной политики в сфере библиотечного дела Белгородской области

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597
"О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;

доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений , касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;

разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;

включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;

обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети "Интернет" фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;

обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;

обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;

увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;

увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер , направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

7 мая 2012 года Президент России Владимир Путин подписал указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Полный текст Указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» :

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза;

доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), – до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счёт реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;

разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нём механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;

включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;

обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссёров кино и театра;

обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодёжи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;

обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;

увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;

увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

  • увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;
  • доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;
  • создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

  • подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;
  • создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

  • повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;
  • повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

  • подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;
  • разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

  • создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;
  • включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;
  • обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;
  • обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;
  • обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;
  • увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;
  • увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;
  • увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

Судебная практика и законодательство - Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

для федеральных образовательных организаций высшего образования - с учетом и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 о доведении средней заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов к 2018 году до уровня 200 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе;


<*> Присвоен контрольным событиям, включенным в поэтапный план выполнения мероприятий, содержащий ежегодные индикаторы и обеспечивающий достижение важнейших целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".".

Информация о реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 №№ 597-599, 602, 606.

ИНФОРМАЦИЯ
о реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики, от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»

Сфера культуры Смоленской области представляет собой одно из направлений социальной сферы, включающая широкий спектр территориально разбросанных государственных (областных и муниципальных) учреждений, в составе которых трудятся более 5 тыс. человек.

Майские Указы Президента Российской Федерации охватывают самый широкий спектр вопросов в части культуры: от увеличения размеров и количества грантов и стипендий, предоставляемых деятелям культуры, творческим коллективам, развития передвижного фонда музеев, создания виртуальных музеев, оцифровки, разработки профессиональных стандартов, до увеличения заработных плат работникам учреждений культуры.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ), определены категории работников, которым необходимо обеспечить к 2018 году увеличение средней заработной платы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа, средняя заработная плата работников учреждений культуры должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе.

В настоящее время в отрасли культуры наблюдается дефицит квалифицированных кадров, владеющих идеологией современной культуры, передовыми технологиями. Это связано со слабой социальной защищенностью и утратой социально-экономического престижа и привлекательности сферы в целом и отдельных профессий, слабым состоянием материально-технической базы учреждений культуры и их недостаточного финансирования, низкого уровня оплаты труда.

Решить проблему острого дефицита профессиональных кадров, повысить престижность и привлекательность профессий в сфере культуры повысить качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг позволит достойная оплата труда работников учреждений культуры.

В номинальном выражении средняя заработная плата работников учреждений культуры по отчету за 2012 год составила 8494 руб. в месяц, или 46,7 % от средней заработной платы в Смоленской области.

«Дорожной картой» сферы культуры (постановление Администрации Смоленской от 08.04.2013 № 237 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг сферы культуры Смоленской области (2013-2018 годы)» (далее - «дорожная карта») предусмотрены мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры Смоленской области с поэтапным повышением средней заработной платы.

В 2013 году прогнозный целевой показатель средней заработной платы работников учреждений культуры составляет - 11 405 рублей, с ростом 34,3 % к 2012 году, соотношение 56,1 % к средней заработной плате в Смоленской области.

Начиная с 2013 года, в Смоленской области ведется работа по поэтапному повышению заработной платы работников культуры области.

На выплату заработной платы в 2013 году из бюджетов всех уровней направлено 861,2 млн. рублей, из внебюджетных источников - 58,1 млн. рублей.

В целях достижения установленных соотношений заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по субъекту были повышены фонды оплаты труда муниципальных учреждений культуры:

  • с 1 мая на 20 процентов;
  • с 1 сентября на 35 процентов (в том числе с увеличением базовых должностных окладов на 10 процентов).

С 01 октября путем индексации базовых окладов проведено повышение заработной платы работников областных учреждений культуры и младшего обслуживающего персонала муниципальных учреждений культуры на 5,5 процентов.

Одной из мер по совершенствованию оплаты труда работников является использование внутренних резервов каждого учреждения культуры. Основными мероприятиями для возможного привлечения средств по достижению установленного уровня оплаты труда работников сферы культуры Смоленской области являются:

  • оптимизация штатной численности учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей, конкретных работников;
  • сокращение избыточной численности административно-управленческого персонала;
  • реорганизация неэффективных учреждений (филиалов, расположенных в сельской местности);
  • вывод низкооплачиваемых категорий работников на аутсорсинг.

За последние пять лет в сфере культуры неоднократно проводилась оптимизация численности персонала. Это результаты проведенной реорганизации по ликвидации неэффективных структур (филиалов), создание централизованных учреждений (библиотек и клубных систем), перераспределение функциональных обязанностей и нагрузки на персонал в разрезе должностей и конкретных работников.

В 2013 году кроме индексации фондов оплаты труда в отрасли проведены следующие мероприятия:

  1. Реорганизация библиотечной и клубной сети, в результате которой ликвидировано 47 неэффективных муниципальных (сельских филиалов) учреждений, в том числе: 20 библиотек и 27 учреждений культурно-досугового типа, в том числе объединены путем слияние 2 сельских домов культуры;
  2. Перевод младшего обслуживающего персонала учреждений культуры в отдельные учреждения проведен в 14 муниципальных образованиях Смоленской области. Из штата учреждений культуры 740 шт. единиц обслуживающего персонала переведены в отдельные (в том числе: вновь созданные) учреждения (центры обслуживания учреждений культуры), на договора гражданско-правового характера переведены 55 сотрудников учреждений;
  3. Проведено сокращение 90,5 вакантных штатных единиц и 16,55 штатных единиц внешних совместителей;
  4. В ряде учреждений проведен анализ и изменена структура штатных расписаний (пересмотрены должностные обязанности работников, исключены дублирующие функции отделов, в целях соответствия предельной доли административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда сокращена их избыточная численность);
  5. Пересмотрена система распределения средств от приносящей доход деятельности путем увеличения доли на оплату труда и стимулирующие выплаты в областных государственных учреждениях.

По данным статистической отчетности средняя заработная плата работников учреждений культуры за январь-декабрь 2013 года по Смоленской области составила - 11 419 рублей (56,0 %, при плане 56,1 % к средней по региону), из них:

  • в федеральных учреждениях - 18 375 руб. (90,1%);
  • в областных учреждениях - 12 663 руб. (62,1 %);
  • в муниципальных учреждениях - 10 405 руб. (51,0 %).

Следует отметить, что достижение показателя было ориентировано на прогнозный уровень средней заработной платы по региону - 20 329 рублей, при этом фактически сложившейся уровень составил 20 403 рублей.Поэтому при фиксированном значении целевого показателя необходимый уровень достигнут. Однако, в связи с ростом заработной платы работников бюджетной сферы автоматически возросла и средняя заработная плата по региону, поэтому значение целевого показателя недовыполнено на 0,1 %.

В 2014 году установленный прогнозный целевой показатель средней заработной платы работников учреждений культуры составляет - 14 803 рублей, с ростом 29,8 % к 2013 году, соотношение 64,9 % к средней заработной плате в Смоленской области.

При формировании бюджета на 2014 год, предусмотрены средства на повышение заработной платы с учетом прогноза изменения их численности и целевых показателей средней заработной платы по региону, поэтому п роведение оптимизационных мероприятий отрасли будет продолжено.

На сегодняшний день муниципальные образования Смоленской области направляют в Департамент предложения по оптимизации сети учреждений культуры в соответствии с социальными нормами и нормативами, исходя из наличия учреждений, охвата и спроса населения на предоставляемые услуги. Представленные данные будут проанализированы с целью принятия совместного решения по проведению оптимизационных мероприятий в установленные сроки.

Департаментом осуществляется ежемесячный мониторинг средней заработной платы по категориям работников в разрезе муниципальных районов области по видам учреждений культуры.

В целях устранения необоснованной дифференциации уровня оплаты труда руководителей и работников учреждений постановлением Администрации Смоленской области от 10.01.2013 № 1 «О мерах по поэтапному повышению заработной платы работников государственных учреждений культуры» установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений культуры и средней заработной платы работников учреждений культуры в кратности от 1 до 8.

Департаментомподготовлен Проект постановления Администрации Смоленской области «О внесении изменений в постановление Администрации Смоленской области от 24.11.2008 № 636», в котором устанавливаются:

  • перечни должностей, профессий работников, относимых к основному, административно-управленческому персоналу;
  • предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда областных государственных учреждений культуры и искусства в размере не более 40 процентов;
  • предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения культуры и искусства и средней заработной платы работников учреждения культуры и искусства в кратности 5,5 за отчетный год.

Соотношения средней заработной платы руководителей областных (муниципальных) учреждений культуры и средней заработной платы работников в целом за 2013 год составили:

  • в областных учреждениях культуры - 5,2;
  • в муниципальных учреждениях культуры - 2,6.

Для совершенствования механизма стимулирования работников учреждений с учетом достижения целевых показателей эффективности деятельности учреждений Департаментом приняты нормативно-правовые акты, утверждающие показатели эффективности деятельности государственных учреждений и их руководителей по видам учреждений, а так же разработаны методические рекомендации по стимулированию работников областных государственных учреждений культуры и искусства с учетом примерных критериев оценки эффективности труда. Вышеуказанные акты направлены областным учреждениям культуры для использования в работе. Методические рекомендации по стимулированию работников государственных учреждений культуры и искусства с учетом примерных критериев оценки эффективности труда были рекомендованы органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, уполномоченным на решение вопросов в сфере культуры, при организации деятельности муниципальных учреждений культуры. На сегодняшний день в 80 процентах учреждениях области приняты и используются в работе нормативные акты по установлению размеров стимулирующих выплат с учетом оценки эффективности труда работников.

В целях оценки результатов реализации «дорожной карты» в отрасли культуры Смоленской области приказом начальника Департамента создана и постоянно действует рабочая группа.

В сфере культуры осуществляют деятельность 2 образовательных учреждения: высшего профессионального образования (ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств») и среднего профессионального образования (ГОБУ СПО «Смоленское областное музыкальное училище им. М.И. Глинки (техникум)», педагогические работники которых обозначены в Указе № 597.

Уровень средней заработной платы в 2013 году составил:

  • педагогические работники среднего профессионального образования- 16 014 рублей (79,2 %, при плане 75 % от средней по региону);
  • педагогические работники среднего профессионального образования - 25 738 руб.(126,1 %, при плане 110% от средней по региону).

Предложения для включения в проект решения заседания Межведомственной комиссии:

  • Департаменту Смоленской области по культуре и туризму продолжить работу по достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом в 2014 году и совместно с областными государственными учреждениями продолжать работу по проведению мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников, включая мероприятия по оптимизации бюджетных расходов;
  • Администрациям муниципальных образований и органам управления культуры муниципальных образований Смоленской области обеспечить неукоснительное выполнение мероприятий по повышению заработной платы в муниципальных учреждениях культуры в соответствии с утвержденными на уровне муниципальных образований планами мероприятий («дорожными картами»). Продолжать работу по выполнению основных мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда, включая мероприятия по оптимизации бюджетных расходов, ежемесячно контролировать и осуществлять мониторинг уровня средней заработной платы в учреждениях культуры;
  • учреждениям культуры обеспечить привлечение дополнительных средств из внебюджетных источников с последующим их направлением на оплату труда работникам.