Примерная структура практической части вкр. Общие требования к оформлению ВКР

На Биржу студенческих заказов Pishem24.ru, где мы бесплатно оценим выполнение вашей работы с указанием цены и срока. Создание заказа предназначено для оценивания работы. Для начала работы над заказом, Вам необходимо будет выбрать наиболее понравившееся предложение одного из авторов.

С уважением, команда сайт

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

У нас все надежно

Безопасная сделка

Ваши деньги не направляются в качестве предоплаты исполнителю, а резервируются в системе.
Они будут переданы автору только после того, как вы одобрите работу, 20 дней гарантии на выполненную работу

Надежные исполнители

Ответственный подход

Исполнители заинтересованы в качественном и своевременном выполнении каждого задания, так как рискуют своим рейтингом и репутацией

Гарантия возврата

Если вдруг вы останетесь недовольны качеством работы, мы вернем вам деньги без долгих разбирательств

Принимаем ответственность

Если что-то пошло не так, мы оперативно 24/7 решаем вопросы и исправляем недоразумения, если что-то Вас не устроит

Как правильно писать введение дипломной работы

Итак приступим.

Введение дипломной работы

Введение является очень важной составной частью дипломной и курсовой работы. Введение раскрывает обоснование необходимости исследования выбранной студентом проблемы и представляет схему проведения дипломного или курсового исследования.

Введение дипломной работы, как правило занимает 3-5 страниц печатного текста. Введение курсовой работы должно составлять 2 -3 страницы печатного текста.

Введение условно можно разделить на несколько частей:

I Актуальность дипломной (курсовой) работы; степень разработанности исследуемой темы; проблемы.

II Объект и предмет исследования .

III Цель и задачи (они раскрывают путь к достижению цели) .

IV Гипотеза .

V Методы, используемые при написании дипломной (курсовой) работы .

VI .

VII Краткое описание структуры .

I Актуальность во введении дипломной работы

Актуальность темы дипломной (курсовой) работы характеризует ее современность, жизненность, насущность, важность, значительность. Иными словами - это аргументация необходимости исследования темы дипломной работы , раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.

Актуальность дипломной работы не должна занимать более 1,5 листа введения дипломной работы (из практического опыта скажем, что слишком расписанная актуальность утомляет руководителей дипломных работ и они ее вам все равно урежут).

Актуальность курсовой работы обычно занимает чуть меньше страницы печатного текста.

Обязательно должны присутствовать следующие слова: актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем …. или актуальность дипломной работы заключается (или проявляется) в следующем…. или вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными . Либо просто "Актуальность дипломной работы" , а потом начинаете с нового предложения.

После описания актуальности темы можно написать: актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Если вы не можете описать актуальность своими словами? Этого делать и не нужно. Тогда как же определить актуальность выбранной темы?

Практический совет!

  1. Найдите в интернете курсовые, дипломы по вашей теме и посмотрите в них введения. Сравните, выберите все самое важное в отдельный документ ворда «Введение».
  2. Возьмите несколько книг (в которых затрагивается выбранная вами тема). В самом начале глав всегда описывается важность и значимость написанного ниже. Это и будет ваша актуальность.

II Объект и предмет исследования во введении дипломной работы

Объект исследования дипломной работы - это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя.

Предмет исследования - это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.

ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ ПРИМЕР: объект исследования - человек, предмет исследования - кожа. У данного объекта есть множество предметов исследования, как то лимфатическая, кровеносная система, желудочно-кишечный тракт и т.д. Но для исследователя имеет значение только кожа, это предмет его непосредственного исследования.

Так, например, в области гуманитарных наук объект исследования - это сфера социальных отношений (институциональное образование), в рамках которой будет проводиться исследование. Объект отражает проблему в тех или иных социальных отношениях.

Предмет в дипломной работе - это элемент общественной жизни, с относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет во всех его взаимосвязях. Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта дипломной работы. Предмет во введении к дипломной работе указывается после определения объекта.

Пример №1

Объектом дипломной (курсовой) работы являются правоотношения, возникающие в процессе проведения налоговых проверок.

Предметом дипломной (курсовой) работы является действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения по проведению налоговых проверок, а также научные публикации, в которых затрагиваются указанные вопросы, судебная практика.

Пример №2

Объектом исследования являются предприятия малого бизнеса и среднего бизнеса.

Экономические отношения, возникающие в процессе планирования и организации субъектов малого и среднего бизнеса.

Пример №3

Автотранспортное предприятие ООО «Сибавтотранс», основным видом деятельности которого является предоставление услуг по транспортным перевозкам пассажирского и грузового транспорта.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе учета, анализа финансовых результатов предприятия.

Пример №4

Объектом исследования является скромность как системное свойство личности.

Предметом исследования является этнопсихологические особенности скромности студентов из России, США, Англии, Германии.

Пример №5

Объект исследования - дети 12-летнего возраста.

Предмет исследования - особенности поведения детей 12-летнего возраста.

III Цель и задачи во введении дипломной (курсовой) работы

Цель дипломной или курсовой работы показывает то, чего хочет достичь студент в своей исследовательской деятельности, цель показывает какой необходимо достигнуть конечный результат в дипломной работе.

Пример!

Целью дипломной (курсовой) работы является рассмотрение правовой регламентации налоговых проверок, выявление актуальных проблем, возникающих в ходе налоговых проверок, а также поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок.

Задачи раскрывают путь к достижению цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава (либо параграф) дипломной или курсовой работы. Задачи могут вводиться словами:

Выявить;

Раскрыть;

Изучить;

Разработать;

Исследовать;

Проанализировать;

Систематизировать;

Уточнить и т.д.

Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.

Пример!

Задачами дипломной (курсовой) работы в связи с указанной целью являются:

1. рассмотреть деление договоров на соглашения (сделки) и договорные обязательства;

2. исследовать типичные и смешанные договоры;

3. раскрыть особенности договоров в пользу их участников и договоров в пользу третьих лиц;

4. рассмотреть организационные и имущественные договоры;

5. исследовать публичные договоры и договоры присоединения;

6. выявить иные виды гражданско-правового договора.

Можно начать так: «Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: 1., 2., 3. и т.д.

IV Гипотез а во введении дипломной работы

Гипотеза дипломный (курсовой) работы представляет собой предполагаемый результат, который студент планирует достигнуть в результате написания дипломной работы .

Предположение (гипотеза) может быть сделано следующими словами:

- «это возможно, если»

- «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)»

- «создание позволит обеспечить».

V Методы исследования дипломной работы

Методы исследования - это способы, приемы познания объекта. В любой дипломной и курсовой работе используется метод анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной, а также анализ документов, архивов и проч.

В дипломной и в курсовой работе вы можете написать следующие используемые методы:

Анализа литературы;

Анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной;

Изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

Сравнение;

Интервьюирование;

Моделирование;

Синтез;

Теоретический анализ и синтез,

Абстрагирование,

Конкретизация и идеализация,

Индукция и дедукция,

Аналогия,

Классификация,

Обобщение,

Исторический метод,

Специально-юридический и сравнительно-правовой (если вы пишете диплом по юриспруденции).

VI Научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы

Научная новизна дипломной работы формулируется в зависимости от характера и сущности выбранной темы диплома. Научная новизна формулируется по-разному для теоретических дипломов и дипломов практической направленности.

Так, в первом случае она определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета, а во втором - она определяется результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен либо развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления об исследуемом предмете и практические достижения.

Практическая значимость зависит от новизны дипломной и обуславливает необходимость ее написания. Иными словами определить практическую значимость - значит определить результаты, которые требуется достигнуть. Это очень важный элемент введения к дипломной работе.

При написании курсовой работы научная новизна указывается не всегда.

VII Краткое описание структуры

В заключение раздела «введение» необходимо описать структуру дипломной работы . Это очень просто, покажем на примерах:

1. «Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются общие классификации гражданско-правовых договоров.

Вторая глава посвящена делению договоров на отдельные виды.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме».

2. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются понятие и виды ценных бумаг и корпоративных эмиссионных ценных бумаг. Во второй главе раскрываются особенности корпоративных эмиссионных ценных бумаг как объектов гражданско-правовых сделок. Третья глава посвящена вопросам правового регулирования эмиссии корпоративных ценных бумаг.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

СОВЕТ ! Введение удобнее составлять после написания основной части дипломной работы. Дело в том, что по мере ее написания составляется и введение (актуальность, новизна и др.).

Некоторые научные руководители требуют во введении к дипломной работе указывать проблему исследования. Если вам необходимо выявить проблему - читайте: "

Как правильно оформлять сноски в курсовой работе и в дипломе узнаете из статьи "Как правильно делать сноски в курсовых и дипломных работах "

Если у Вас возникли или возникнут трудности с написанием дипломной работы, вы можете доверить написание дипломной работы на заказ специалистам нашего портала, работающим на Бирже Пишем24.ру

Общие требования к ВКР бакалавра:

Объем не менее 50 стр. и не более 90 стр.;

Список использованных источников (общее количество литературных источников должно составлять 40–45 наименований) среди которых должно быть не менее 50-60% статей в академических журналах.

Официальная публикация каждого источника – не старше 5 лет.

Обязательным требованием к ВКР бакалавра является демонстрация овладения студентом научными знаниями по избранной теме. Соответственно, в ней должен содержаться обзор научной литературы, должны быть освещены основные анализируемые проблемы, а также продемонстрировано знание основных точек зрения и концепций по данной тематике.

В ВКР бакалавра должно быть продемонстрировано овладение соискателем стандартными методиками исследований, навыками расчетов и применения компьютерных программ, умение обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки.

ВКР должна включать анализ значительного объема научной литературы, демонстрировать не только осведомленность, но и определенную самостоятельность автора в анализе теоретической проблемы, умение выдвигать некоторые самостоятельные, научно обоснованные суждения, идеи по избранной теме, делать выводы на основании анализа фактических данных.

ВКР студента должна:

Отличаться глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения;

Включать информацию, полученную на базе практики в организации;

Показать умение студента обосновать актуальность темы, творчески подойти к избранной теме, использовать методы научного исследования;



Соответствовать всем требованиям, предъявляемым к оформлению дипломных работ.

Введение - это вступительная часть ВКР. Автор должен в этом небольшом разделе показать: актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи, защищаемые положения, материалы, методы исследования, новизну результатов, теоретическую и практическую значимость работы.

1. Актуальность темы исследования – степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретных задач. При раскрытии актуальности темы исследования необходимо показать главное, исходя из двух направлений её характеристики:

­ неизученность выбранной темы (определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведение исследования направлено на устранение этих пробелов);

­ решение определенной практической задачи на основе полученных в процессе исследования данных.

Обоснование актуальности требует ответа на следующие вопросы:

Почему новое научное знание, которое предполагается получить в результате исследования, необходимо для практики?

Что определило выбор темы?

Чем эта тема интересна для Вас?

Какова основная идея исследования?

Что сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам?

Вопрос (явление) исследования стоит на границе известного и неизвестного. Поставить вопрос исследования – значит найти эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. Следовательно, научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая решения. Обосновать актуальность - проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

2. Объект исследования (что рассматривается) – это процесс или явление, которое дает проблемную ситуацию для изучения.

3. Предмет исследования (как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование).

Варианты определения предмета и объекта исследования:

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное;

Предмет – это то, что находится в границах объекта;

Предмет исследования определяет тему исследования.

Самооценка младшего школьника может быть объектом исследования. В таком слу­чае предметом иссле­дования могут стать факторы фор­мирования его самооценки.

Объектом исследования является демографическая политика, тогда предмет исследования – механизмы реализации демографической политики, проводимой исполнительной властью Ленинградской области.

4. Цели исследования – это то, что мы хотим получить в результате исследования. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования. Формулирование цели состоит в том, чтобы кратко и содержательно раскрыть искомый результат, искомое решение проблемы.

Например: «Цель выпускной квалификационной работы – …» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение и т.п.)

5. Задачи исследования (Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?) – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. По своей сущности задачи представляют собой детализированную цель исследования с ориентацией на гипотезу. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Обычно формулируются пять-шесть задач. Формулирование задач имеет важное значение, ибо они определяют содержание работы.

Пример формулирования задач : «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

выявить …

провести…

разработать…

7. Материалы и методы исследования – краткая информация по количеству материалов и перечисление методов, при помощи которых выполнено исследование.

Например, теоретические методы (индуктив­ный, дедуктивный), организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, ком­плексный). Методы – это и способы решения поставленных в исследовании эмпирических задач. Собственно эмпирические методы представляют собой способы сбора фактов. К ним относятся: наблюдение, интроспекция, беседа, опрос (интер­вью, анкетирование), тестирование, эксперимент и др.

8. Научная новизна. Для исследовательской работы научная новизна может иметь субъективный характер (определяться по отношению к исследователю), то есть моделирование известных науке решений закономерностей распространяются на новую выборку.

9. Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость – значение работы в области фундаментальных знаний. Практическая значимость заключается в возможности:

Решения на основе полученных результатов той или иной практической задачи;

Проведения дальнейших научных исследований;

Использование полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.

Объем введения не должен превышать 2-3 страниц машинного текста.

Основная часть ВКР содержит, как правило, две (три) главы, каждая из которых делится на пункты и подпункты.

ПЕРВАЯ ГЛАВА – теоретическая (обзор литературы). Ее содержание целиком зависит от выбранной темы, и будет включать те вопросы и проблемы, которые имеют к ней самое непосредственное отношение.

Глава может содержать несколько подглав. В главе кратко рассматривается история вопроса и степень его изученности, анализируется современное состояние исследуемой проблемы. Содержание главы должно соответствовать теме исследования. Число цитируемых литературных источников (отечественных и зарубежных) должно быть достаточным для полного освещения вопроса. При описании литературных данных могут быть использованы рисунки и таблицы со ссылкой на источник.

При поиске источников научной литературы по теме необходимо использовать все виды изданий. Поиск осуществлять через каталоги, картотеки и библиографические указатели библиотек, а так же поисковые системы «Интернет».

ВТОРАЯ ГЛАВА – практическая. Здесь с аналитический точки зрения дается характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования.

Приводятся результаты исследований и наблюдений, выполненных непосредственно исполнителем. Статистически обработанные данные могут быть представлены в виде таблиц и рисунков (диаграмм, графиков, схем, фотографий и т.д.). В данном разделе результаты собственных исследований анализируются и комментируются. На основании анализа выявляются закономерности.

Приводится сопоставление полученных результатов с данными других исследователей, изученных по литературным источникам, а так же на основании собственных взглядов и литературных источников объясняются выявленные закономерности.

В указанном разделе целесообразно подвести итог проведенного исследования, включая теоретическую и практическую части, а так же отразить перспективы проведения дальнейших исследований.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА – практическая. В третьей главе работы на основе обработанного практического материала предлагаются конкретные пути решения проблемы, обосновывается эффективность предлагаемых мер и финансовые последствия их практической реализации.

В третьей главе должны быть рассмотрены следующие вопросы:

2. Разработка алгоритма или методики решения поставленной задачи;

3. Оценка качества (эффективности) внедрения предлагаемых мероприятий.

В первом разделе 3-ей главы разрабатываются рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности объекта исследования, опираясь на обоснования и выводы первой и второй глав ВКР и на постановку задачи исследования.

Завершается 3-я глава экономической оценкой предложений. Студент должен обосновать предлагаемые решения с точки зрения финансовой и экономической значимости.

В заключении ВКР студент должен подвести итоги изучения темы, обоснованно изложить свои взгляды по главным вопросам, рассмотренным в работе, сделать выводы.

Выводы формулируются на основании поставленных задач и кратко отражают наиболее важные результаты работы.

Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов и т.п., его выводы должны логически вытекать из основного текста работы.

Заключение должно отражать значимость работы, подтверждать ее актуальность в современных условиях.

Список использованных источников представляет собой перечень всех информационных источников, использованных при выполнении работы. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать на языке оригинала.

В ВКР обязательно должны быть приложения. Как правило, по материалам вспомогательного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К таким материалам относятся:

Различные положения, инструкции, копии документов; на основе которых выполнена ВКР;

Схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер;

Методики, диагностики, которые использованы автором ВКР в процессе исследования;

Иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеет место ссылка в тексте.

Приложения оформляются на последних страницах работы и входят в её объем.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок и обозначение.

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4.

1.5 Общие требования к стилю изложения материала

ВКР - это научное произведение. Поэтому она должна соответствовать требованиям этого жанра и писаться в стилистике научного текста.

Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель - обосновать и доказать ряд теоретических положений.

В нем все направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели, которые четко прописываются во введении. В научном тексте является лишним и ненужным все то, что прямо не работает на реализацию цели: выражение эмоций, художественные красоты и риторика.

При написании ВКР следует пользоваться понятийным аппаратом, т. е. установленной системой терминов, значение и смысл которых должны быть для Вас не расплывчатыми, а четкими и ясными.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста.

Например:

Вводные слова и обороты, например «итак», «таким образом», показывают, что данная часть текста служит обобщением изложенного выше;

Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что...» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения;

Слова и обороты «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста;

Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано;

Обороты «рассмотрим подробнее...» или «перейдем теперь к...» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой, не выделенной особой рубрикой части изложения.

Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Именно сложные, в особенности сложноподчиненные предложения способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте. Показателем культуры научной речи и профессионализма исследователя является высокий процент в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения.

Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств, например, «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т. д.

Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа - «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа - «мы». Образуются конструкции «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению». Тем не менее, текст не должен сплошь пестреть словом «мы». Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста.

В процессе подготовки ВКР в качестве примера можно порекомендовать использовать следующие функционально-синтаксические и специальные лексические средства:

Средства, указывающие на последовательность изложения: «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых» (во-вторых и т. д.); «впоследствии», «после»;

Средства, указывающие на противопоставление отдельных тезисов изложения: «однако», «в то же время», «между тем», «тогда как», «тем не менее»,

Средства, указывающие на наличие причинно-следственных отношений: «следовательно», «поэтому», «потому что», «благодаря», «сообразуясь с», «вследствие»;

Средства, отражающие переход изложения от одной мысли к другой: «прежде чем», «обратимся к», «рассмотрим, как», «остановимся на», «подчеркнем следующее»;

Средства, подытоживающие изложение или часть изложения: «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «на основе сказанного», «следовательно».

Кроме того, в качестве рассматриваемых средств в ряде случаев могут выступать местоимения, прилагательные и причастия, как-то: «данный», «этот», «эти», «такая», «названные», «упомянутые», «указанные».

Несколько слов об общих стилистических «запретах», о которых необходимо помнить при подготовке текстов письменных работ. В содержании письменной работы, как правило, не допускается применять:

Обороты разговорной речи, произвольные словообразования, в том числе профессионализмы;

Различные научные термины, близкие по своему значению для обозначения одного и того же понятия;

Сокращения обозначений единиц физических величин - при их употреблении без цифр (кроме единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы).

В выпускной квалификационной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

ГЛАВА 2. Требования к оформлению ВКР

2.1 Общие требования

ВКР оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 (Библиографическая ссылка); ГОСТ 7.32-2001 в ред. Изменения № 1 от 01.12.2005, ИУС № 12, 2005 (Отчет о научно-исследовательской работе); ГОСТ 7.1.-2003 (Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления).

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 25 мм, левое - 30 мм.

Шрифт – 14, типа Times New Roman.

Межстрочный интервал – полуторный.

Абзац – 1,25 см.

Все страницы последовательно нумеруются. Нумерация должна быть сквозной от титульного листа до последней страницы, включая все иллюстрации, таблицы и т.п. как внутри текста, так и в приложении.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. На листе «содержание» ставится номер страницы «2».

Выравнивание текста – по ширине.

Переносы в словах не допускаются.

Цвет шрифта основного текста ВКР – черный.

1. Введение 8-10 %

2. Глава 1 30-40 %

3. Глава 2 30-40 %

4. Заключение 6-10 %.

Текст ВКР должен быть тщательно выверен студентом, который несет полную ответственность за опечатки и ошибки. Работа с большим количеством опечаток к защите не допускается.

Общий объем работы не должен быть менее 50 страниц (без учёта приложений) включая список использованных источников.

Каждый раздел работы (введение, главы, заключение) следует начинать с нового листа (страницы), а подразделы («параграфы») располагать друг за другом вплотную и отделять двумя свободными строками.

Статистические данные, приводимые в работе, должны быть оформлены в виде таблиц, графиков, диаграмм.

При использовании цитат и статистических данных, приводимых по тексту, по окончании цитаты делается подстрочная ссылка или в скобках указывается порядковый номер источника согласно списку литературы и через точку номер страницы, например, .

Работа выполняется на листах формата А4, пронумерованных и сброшюрованных.

2.2 Выделение заголовков разделов и подразделов и их размещение

Заголовки структурных элементов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами с абзацного отступа.

Пример: Глава 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Если заголовки содержат несколько предложений, их разделяют точками. Название каждой новой части и параграфа в тексте работы следует выделять жирным шрифтом.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Пример:Глава 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1 Общие требования

Подразделы внутри раздела следуют через два интервала после окончания предыдущего подраздела на той же странице, если на ней остается место для текста. Не допускается наличие текста вне разделов и подразделов, помещение на разных страницах заголовка подраздела и его текста. Поэтому после заголовка раздела через два интервала печатается название подраздела и далее через 1,5 интервала - текст подраздела.

Заголовки подразделов и пунктов следует печатать с прописной (заглавной) буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок занимает 2 и более строки, то интервал будет составлять 1.5.

Глава 1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1 Общие требования

Не нумеруются названия отдельных составных частей ВКР: содержание, введение, заключение и список использованных источников.

2.3 Оформление и нумерация иллюстраций, таблиц и формул

Все таблицы, формулы и схемы, включенные в работу, должны быть оформлены четко и аккуратно, снабжены заголовками, пронумерованы арабскими цифрами.

Иллюстративный материал, содержащийся в ВКР, может быть представлен чертежами, графиками, схемами, рисунками, фотографиями и т. п. Иллюстрации любого вида называются рисунками.

На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации, за исключением иллюстраций в приложении, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью и его наименование располагают посередине строки под иллюстрацией. Точка в конце названия не ставится.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 - Детали прибора


Рисунок 1 - Распределение иностранных инвестиций по группам регионов, в %

В тесте не должно быть иллюстраций в виде схем, рисунков, таблиц, без ссылок на них.

Для наглядности изложения материала цифровые значения рекомендуется помещать в таблицах. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким.

Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Все таблицы нумеруются. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например, Таблица 1.1. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

От текста таблица отбивается сверху и снизу пустой строкой. Таблица должна быть обязательно выровнена по центру страницы.

Таблица 1 - Численность постоянного населения (тысяч человек)


Продолжение таблицы 1

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Шрифт текста в таблице – 12, типа Times New Roman. Интервал – 1,0

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Заголовки граф записывают параллельно строкам таблицы.

Таблица 1 - Численность студентов (человек)

Внесение в таблицу незаполненных граф и строк не допускается. Если в какой-либо строке таблицы нет данных, то в ней ставят прочерк (тире).

Цифры в таблицах располагают так, чтобы классы чисел по всем столбцам были расположены точно один под другим: единицы под единицами, десятки под десятками и т. д. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Допускается перенос таблицы на другую страницу с соблюдением нумерации граф и указанием сверху "Продолжение таблицы 1".

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Дополнительные пояснения к таблице, при необходимости, оформляются в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками "<*>". Применять более трех звездочек на странице не допускается.

Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева. Сноску к таблице располагают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (x), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак "X".

Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул.

Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Расчёт точки безубыточности

Тб = Sc/(P – Sv), (1)

где Тб – критический объем производства;

Sc – сумма постоянных расходов;

P – цена за единицу услуг ООО «ХХХ»;

Sv – сумма переменных расходов на единицу услуг.

Оформление перечислений

В тексте ВКР часто возникает необходимость привести информацию в виде перечислений или списков. Подобным образом сформированные данные могут присутствовать в пунктах и подпунктах ВКР. Списки подразделяются на: маркированные, нумерованные и буквенные.

Маркированные списки

Для маркированных списков, включающих крупные текстовые фрагменты, которые состоят из более чем одного предложения, принято начало писать с большой буквы, а по окончании текстового фрагмента ставить точку.

Если фрагменты перечисления мелкие, однострочные, то они начинаются с маленькой буквы, а заканчивать их следует знаком «точка с запятой». Для фрагментов списков, не имеющих внутри себя знаков препинания, содержащих одно слово или слово и его определение, допускается разделение элементов списка запятыми.

Примеры маркированного списка:

· бакалаврская работа; - бакалаврская работа;

· дипломная работа. - дипломная работа.

Нумерованные списки

Для нумерованных списков, содержащих крупные текстовые фрагменты, принято использование арабских цифр с точкой после них. После этой точки текст должен начинаться с большой буквы и оканчиваться точкой. Если фрагменты перечисления мелкие, то они нумеруются по порядку, с помощью арабских цифр со скобкой после них. Текст в этом случае необходимо начинать с маленькой буквы и разделять элементы списка знаком «точка с запятой». Римские цифры применять в нумерации списков – недопустимо!

Пример нумерованного списка:

1. Муниципальное управление.

2. Государственное управление.

Буквенные списки

Для буквенных списков в качестве идентификаторов используют большие буквы русского алфавита и точку после них в случае элементов перечисления, состоящих из крупных текстовых фрагментов. При небольших фрагментах перечисления используют маленькие русские буквы с круглой скобкой. Если выпускная квалификационная работа оформляется компьютерным способом, то допустимо использовать так же букв латинского алфавита.

Пример буквенного списка:

А. Муниципальное управление.

Б. Государственное управление.

В одном пункте или подпункте текстовой части диплома рекомендуется не приводить более одного списка. Однако, если нет возможности избежать нескольких перечислений, то необходимо пользоваться разными формами идентификаторов в разных списках.

Оформление примечаний, ссылок и сносок

Примечания в работе приводят если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым относятся эти примечания. Слово "Примечание" следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать. Если примечание одно, то после слова "Примечание" ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы надлинией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание - ______________________________________________

_____________________________________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами:

Примечания

1 ____________________________________________________________

2 ____________________________________________________________

3 ____________________________________________________________

Оформление ссылок регламентируется ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка».

Сноски бывают подстрочные (то есть внизу страницы работы, на той странице, где размещается цитата или фраза), и внутристрочные.

Внутристрочные обычно оформляются в квадратных скобках, где указан номер источника по порядку (в списке использованных источников) и номер страницы, с которой Вы взяли цитату или фразу, например: .

В случае оформления подстрочных сносок библиографические сведения о цитируемом источнике располагают на той же станице, что и цитату. В конце цитаты ставят цифру, которая обозначает порядковый номер сноски на данной странице (или порядковый номер сноски в работе в случае сквозной нумерации).

Внизу страницы, после укороченной горизонтальной линии, этот номер повторяется, и за ним следуют библиографические сведения об источнике.

Для оформления сноски используется более мелкий размер шрифта, чем в тексте работы.

Пример оформления подстрочной сноски:

Текст цитаты в тексте работы. 1

__________________________________________

1 Иванов И.И. Теоретические основы.-М.:, 2000.-С.25.

ВКР может быть как прикладного, так и аналитического характера. Квалификационная работа бакалавра, как правило, должна включать в себя:

– постановку задачи;

– обзор состояния вопроса и обоснование актуальности темы работы;

– краткое описание, исследование, расчет, проектирование, а также анализ исследовательских и/или проектно-расчетных результатов;

– формулировку выводов по выполненной работе.

В качестве ВКР могут быть приняты статьи, научные доклады, опубликованные и подготовленные студентом к защите. Допустимость означенного эквивалента определяется выпускающей кафедрой.

1.3 Требования к вкр магистра

Магистерская диссертация готовится в течение всего срока обучения в магистратуре. В основу выпускной квалификационной работы магистра может быть положена выпускная квалификационная работа бакалавра. Рекомендуемый объем магистерской диссертации – 90 – 100 страниц печатного текста без приложений.

ВКР магистра предполагает необходимым наличие:

– постановки задачи исследования или разработки;

– анализ современного состояния рассматриваемого вопроса с обоснованием актуальности темы, её новизны;

– выполненных расчётно-теоретических (теоретических) и/или экспериментальных исследований;

– обобщения полученных результатов и формулировки выводов и конкретных рекомендаций на основе этих результатов;

– обоснование эффективности и практической ценности внедрения предполагаемого результата ВКР.

По решению выпускающей кафедры в качестве магистерской диссертации могут быть приняты опубликованные в изданиях перечня ВАК статьи, монографии, научные доклады, в которых излагаются новые научные результаты, полученные автором. Допустимость означенного эквивалента определяется выпускающей кафедрой и оформляется в виде выписки из протокола заседания кафедры, методической комиссией групп родственных направлений и специальностей в виде решения

2 Требования к структуре и содержанию вкр

К ВКР предъявляются следующие требования:

    соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;

    логическая последовательность изложения материала;

    корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии;

    достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;

    научный стиль написания;

    оформление работы в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций.

ВКР состоит из двух обязательных частей: пояснительной записки (ПЗ), включающую расчётную часть и графического (иллюстративного) материала. Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, но не перегружен малозначащими деталями.

Пояснительная записка должна включать структурные элементы в указанной ниже последовательности:

    титульный лист (первая стр., не номеруется, но считается см. прилож. А);

    задание (техническое задание) (2-я стр., не номеруется, но считается);

    отзыв руководителя , подшивается к согласованной ВКР (3-я стр., не номеруется);

    результаты проверки на антиплагиат (4-я стр., не номеруется);

    аннотация на русском и английском языке для ВКР бакалавров (5-я стр., не номеруется) или реферат на русском и английском языках (для магистерских диссертаций), Для бакалавров аннотации на русском и английском языках необходимо вместить на одной странице;

    введение (основная надпись с указанием номера страницы (прилож. В);

    основную часть ;

    заключение ;

    список используемых источников ;

    определения , обозначения и сокращения (данный раздел включается в состав ПЗ при необходимости);

    приложения (данный раздел включается в состав ПЗ при необходимости. Количество листов приложения не идет в расчет рекомендуемого объема пояснительной записки ВКР).

Страницы ВКР нумеруются арабскими цифрами, сквозной нумерацией по всему тексту, включая приложения всех форматов. Номер страницы проставляют в правой нижней части листа без точек и чёрточек.

На титульном листе, листе задания и аннотации (реферате) номер страницы не проставляется, однако эти листы идут в расчет количества страниц.

Требования к оформлению титульного листа представлено в прилож. А.

Задание оформляется в соответствии со стандартом ДВГУПС СТ 02-13.

Аннотация на русском и английском языке представляет собой краткую характеристику ВКР с точки зрения содержания, назначения и новизны результатов работы.

Реферат (для ВКР магистра) должен содержать:

– название работы, сведения о ее объеме (количестве страниц), количестве иллюстраций и таблиц, количестве использованных источников, количестве приложений;

– перечень ключевых слов;

– текст реферата;

Сведения о наиболее значимых публикациях и докладах.

Ключевые слова в совокупности должны давать представление о содержании. Таковыми являются слова или словосочетания из текста работы, которые несут смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска. Перечень включает от 5 до 15 ключевых слов (словосочетаний) в именительном падеже, напечатанных в строку через запятые прописными буквами.

Текст реферата должен содержать:

– описание объекта исследования;

– цели работы;

– актуальность и практическую значимость работы;

– методы исследования;

– полученные результаты и их новизна;

В содержании ВКР указываются точные названия всех разделов и подразделов работы с номерами страниц, с которых они начинаются. Образец оформления содержания представлен в приложении Г.

Во введении к ВКР автор обосновывает тему исследования, ее актуальность, новизну и практическую значимость, кратко характеризуя современное состояние научной проблемы (вопроса), которой посвящена работа, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из исследовательских целей и предмета, формулируется рабочая гипотеза. На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования, определяются методы их решения. Обязательно указывается новизна и актуальность работы, обосновывается необходимость ее проведения, определяется возможность и формы использования полученного материала. Желательно кратко раскрыть содержательную структуру ВКР, т.е. прокомментировать обозначенные в ее оглавлении разделы.

Основная часть ВКР состоит из двух-трех разделов и зависит от характера работы. Структура ПЗ должна совпадать с перечнем разделов задания на ВКР. В разделах раскрывается содержание выполненного исследования; основное внимание уделяется мыслям и разработкам автора ВКР. Характер ВКР зависит от выбранной темы, цели, объекта, предмета исследования, использованного фактического материала. Ключевой задачей любого исследования является накопление собственных, новых в научном отношении материалов, их обработка, обобщение, объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений.

Заголовки, приведенные в содержании, должны в точности (без сокращений и изменений формулировки) повторять заголовки разделов и подразделов.

Заключение ВКР представляет собой краткое последовательное, логически стройное изложение полученных и описанных в основной части результатов, выводов исследования, построенных на анализе соотношения полученных результатов с общей целью и конкретными задачами исследования. Число выводов не должно быть большим, обычно оно определяется количеством поставленных задач, так как каждая задача должна быть определенным образом отражена в выводах.

Заключительная часть ВКР предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключался главный смысл работы, достигнуты ли цели, решены ли поставленные задачи, какие новые научные задачи встают в связи с проведенным исследованием и его результатами, обозначить перспективы дальнейшей работы. В заключение уместно включить практические предложения и рекомендации, которые выходят за рамки основного текста ВКР.

Список используемых источников при работе над ВКР размещается после текста работы и предшествует приложениям. Он является обязательной составной частью выпускной квалификационной работы. В список включаются библиографические сведения об используемых при подготовке работы источниках. При подготовке магистерских диссертаций обязательны ссылки на собственные публикации, все источники, помещенные в списке, должны быть упомянуты в тексте работы посредством ссылок. Оформление библиографического списка определяется ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.80-2000.

Примеры оформления списка используемых источников представлен в приложении Д.

При выборе информационных источников необходимо учитывать степень их новизны и актуальность для собственных исследований. Степень устареваемости источников информации определена Приказом Минобразования РФ №1623 от 11.04.01: для математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин – 10 лет , для общегуманитарных, социально-экономических, специальных дисциплин – 5 лет .

На дополнительные литера­­турные источники, рекомендуемые для углубленного, фундаментального изучения проблемы критерий новизны не распространяется.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ" и иметь содержательный заголовок.

Если в работе несколько приложений, их нумеруют последовательно прописными буквами. В приложение выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст.

К графическому (иллюстративному) материалу следует относить:

– демонстрационные листы (плакаты);

– чертежи, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.;

– компьютерные презентации.

Чертежи оформляются в соответствии с нормами ЕСКД, угловой штамп см. приложение Е.

В названии практической части, как правило, формулируется проблема исследования на примере конкретной организации.

1. Цель проведения исследования - приводится в первом предложении.

Технико - экономическая характеристика предприятия, на базе которого проводится исследование (статус предприятия, морфологические особенности организации, организационно - управленческая структура, особенности технологического процесса и т д).

Методы исследования.

3. Ход исследования. После формулировки названия каждого метода приводится цель его использования и дается описание. Далее - раскрывается применение метода исследования в конкретной организации. Все материалы по применению методик исследования (бланки анкет, внутренних документов обеспечения защиты данных организации/предприятия) размещают в Приложениях. Проводится анализ полученных результатов, делается вывод. Для получения более точных результатов используют не один, анесколько методов исследо­вания.

4. Общие выводы. По окончании исследования подводятся общие итоги (выводы) по всей теме. Используемая методика должна подтвердить или опро­вергнуть гипотезу исследования. В случае опровержения гипотезы, даются ре­комендации по возможному совершенствованию деятельности по организации и технологии защиты данных организации/предприятия в свете исследуемой проблемы.

5. В Заключении должен быть представлен краткий перечень полученных в работе результатов. Основное назначение заключения - резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении излагаются полученные выводы, анализируется их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении, оно лежит в основе доклада студента на защите и не должно составлять более 5 страниц текста.


ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА

Текстовая часть работы должна быть исполнена в компьютерном варианте на бумаге формата А 4 на одной стороне листа. Шрифт - Times New Roman, размер шрифта – 14, начертание - обычный, по­луторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее - 2; верхнее - 2; левое - 2; правое - 1. Объем ВКР должен составлять 40-50 страниц. Рекомендуется следующий удельный вес основных перечисленных элементов в общем объеме выпускной квалификационной работы: введение – до 10 %; разделы основной части – 80 %; заключение – до 10 %.

Весь текст ВКР должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы и подразделы. В содержании ВКР не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий разделов и подразделов. Названия разделов и подразделов должны отражать их основное содержание и раскрывать тему ВКР.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа 1,25см с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, шрифт № 14 «Times New Roman». Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

При делении ВКР на разделы согласно ГОСТ 2.105-95 обозначение производят порядковыми номерами - арабскими цифрами без точки. При необходимости подразделы могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделённых точками. В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят. Каждый раздел нужно начинать с нового листа (страницы).

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, то нумеровать его не следует. Пункты при необходимости могут быть разбиты на под­пункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например:

Типы и основные размеры

1.3

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка.

Пример:

а)_____________

б)_____________

1) ________

2) ________

в) ____________

Нумерация страниц основного текста и приложений должна быть сквозной. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц ВКР. Номер страницы на титульном листе и содержании не проставляют.

В дипломной работе должны применяться научные и специальные тер­мины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандар­тами, а при их отсутствии - общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология, то перед списком литературы должен быть приведен перечень принятых терминов с соответствующими разъ­яснениями. Перечень включают в содержание работы.

ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Все иллюстрации, помещаемые в выпускную квалификационную работу, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены. Рисунки и диа­граммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в ВКР должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.

Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Размещаемые в тексте иллюстрации следует нумеровать арабскими циф­рами, например:

Рисунок 1, Рисунок 2

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации, разде­ленных точкой.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст).

Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных, по середине строки например:

Рисунок 1 – Маршрут документа

Выпускная квалификационная работа, как правило, выполняется по реальной тематике по заказам организаций, предприятий или частных лиц. В тематику могут включаться объекты конкурсных программ и инициативные темы поискового характера, выполняемые на концептуально-теоретическом уровне.

Темы выпускной квалификационной работы определяются выпускающей кафедрой, при этом студенту предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Тематика ВКР формируется в процессе обучения на 4, 5 курсах.

Выбранная каждым студентом тема дипломной работы и закрепленный за дипломником персонально научный руководитель утверждаются заведующим выпускающей кафедры. Тематика работ должна быть актуальной, соответствовать профилю специальности, современному состоянию теории и практики дизайна.

Работа над одной темой выпускной квалификационной работы нескольких студентов допускается лишь в том случае, если тема носит комплексный характер, при этом каждый из студентов работает над отдельной ее частью и по индивидуальному заданию.

Характеристика основных направлений тематики ВКР

Тематика ВКР характеризуется следующими основными направлениями:

· Реальное проектирование и художественное конструирование – по заданиям предприятий, фирм, проектных и образовательных учреждений - с объектом проектирования в границах традиционных видов дизайна интерьера, организующих его предметов декоративного назначения в масштабах от ансамбля, комплекса - до штучной, экспериментальной вещи. Педагогическая (методическая) часть в таких работах может быть автономна и относительно независима от объекта проектирования.

– Разработка жилых интерьеров.

– Разработка общественных интерьеров.

– Разработка производственных интерьеров.

· Разработка комплекса дидактических материалов

Предполагает разработку иллюстративно-графического или текстового обеспечения учебной дисциплины (таблиц, моделей, наглядных пособий, раздаточных материалов); проект учебно-методического пособия. Проектная и дидактико-методическая части в таких работах имеют лишь формальные границы. Содержание этих частей максимально интегрировано.

– Разработка кейса по дисциплине.

Методическое обеспечение курса лекций.

– Визуальная презентация курса (иллюстративно-графическая, проекционная, мульти-медиа и т.п.).

– Методические принципы и проектные средства трансформации, перепрофилирования интерьеров или объектов декоративно-прикладного дизайна.

– Проект и изготовление наглядных материалов для изучения дисциплины (формообразование, цветоведение, проектирование и т.д.) с использованием методов макетной трансформации и комбинаторики.

· Научно-исследовательское направление

Предполагает выполнение ВКР в форме научных исследований по проблемам истории и теории дизайна, технического творчества учащихся, в тесной взаимосвязи с конкретными задачами дизайн-образования, с технологиями формирования у подрастающего поколения проектной культуры. В работах этого направления должна присутствовать научная новизна, творческое осмысление проблем дизайна. К этому же направлению относятся работы по педагогике и психологии дизайн-образования, посвященные исследованию проблем развития творческих способностей личности, формированию сложных умений творческой деятельности (в самых различных ее аспектах) в учебных заведениях проектно-художественного профиля, разработке психолого-педагогических технологий развития творчества и обучения дизайну.

Обязательным требованием к таким работам является высокий уровень культуры изложения и техники представления результатов исследования. Выпускные квалификационные работы научно-исследовательской тематики могут быть предложены студентам, проявившим склонность и способности к исследовательской работе.

– Социальная роль дизайна в структуре современного общества. Воспитательный потенциал дизайна.

– Специфика дизайнерского (проектного) мышления как типологическая проблема (на примере возникновения типов и видов дизайна).

– Специфика требований эргономики и инженерной психологии при проектировании интерьера (общественного, жилого, производственного и д.п.).

– О соотношении эволюции дизайна (изменение теоретических воззрений на его предмет) и профессиональных целевых качеств специалиста- дизайнера при его подготовке.


Этапы выполнения ВКР и организация дипломирования

Основные этапы выполнения ВКР:

– выбор темы, получение задания на выполнение ВКР;

– составление графика, предусматривающего определение основных этапов выполнения ВКР; наличие индивидуального графика консультаций с руководителем и консультантами по смежным разделам. График выполнения ВКР является обязательным для исполнения всеми дипломниками и утверждается заведующим кафедрой;

– подбор и анализ литературы, относящейся к рассматриваемой проблеме; - поиск необходимых для выполнения ВКР практических материалов (зарисовок, схем и пр.), творческое осмысление использования их при выполнении работы;

– выполнение ВКР;

– представление ВКР научному руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний;

– рецензирование ВКР;

– защита.

Дипломник обязан регулярно посещать консультации в сроки, установленные руководителем, не реже чем один раз в неделю отчитываться перед ним о проделанной работе: представлять материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане-графике этапов, вносить коррективы в содержание и оформление работы, устранять указанные руководителем недостатки. Учитывая, что ВКР является экзаменом на профессиональную зрелость, умение работать методически правильно и самостоятельно, дипломник должен строго соблюдать контрольный график просмотров работы на кафедре и график консультаций с руководителем и консультантами. Руководитель фиксирует степень готовности работы в процентах к общему объему работы, что позволяет ему и кафедре при защите ВКР давать автору объективную оценку теоретической и практической подготовки. При систематических нарушениях плана-графика подготовки ВКР руководитель вправе вынести на заседание кафедры вопрос о прекращении выполнения работы студентом.

Законченная работа подписываются студентом и консультантами, представляется руководителю не позднее, чем за 10 дней до срока защиты. В отзыве руководителя должна быть отображена общая оценка полноты всех разделов, выполненных в работе, и характеристика деловых качеств студента.

После предзащиты, которая проводится не позднее, чем за 10 дней до защиты ВКР перед ГЭК (согласно графику дипломирования), кафедрой составляется график очередности защиты ВКР и доводится до сведения дипломников. Содержание доклада выпускника должно быть согласовано с руководителем ВКР. Продолжительность доклада не более 10 минут.

Допущенная кафедрой к защите ВКР направляется на рецензию за 7 дней до защиты. Отзыв рецензента должен содержать анализ проделанной выпускником работы:

3. Общие требования к оформлению ВКР

Оформление практической части ВКР

Технические и художественные средства выполнения дипломной работы, например, отмывка, графика, компьютерная «подача» и пр., выбираются автором по своему усмотрению. При этом необходимым условием является композиционное и художественно-графическое единство всей графической части работы. В экспозицию могут быть включены схемы, фото, перспективные рисунки, др. Графическая «подача» должна ясно и полно раскрывать предлагаемое автором решение, его творческий замысел.

Представленные чертежи по условным обозначениям, шрифтам и масштабам должны строго соответствовать требованиям нормативных документови снабжаться спецификациями.

Оформление теоретической части ВКР (пояснительной записки)

Пояснительная записка (ПЗ) является одним из основных документов, предъявляемым при защите ВКР. Объем ее должен составлять 60-70 страниц машинописного (компьютерного) текста.

В пояснительной записке должны быть отражены:

– актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в т.ч. определяются существующие в практике подходы к проблеме и отношение к ним автора, формулируются цель и задачи проекта, характеризуются использованные автором данные практической деятельности, методика проведенного исследования;

– дается теоретическое обоснование принятых в проекте решений (композиционных, объемно-планировочных, экономических);

– подводятся итоги работы, формулируются выводы, к которым пришел автор при разработке темы дипломной работы, о возможности внедрения полученных результатов в практику.

3.2.2. Структура и содержание разделов (составных частей) ПЗ

Пояснительная записка должна содержать следующие основные структурные элементы:

– титульный лист;

– задание на ВКР;

– отзыв руководителя;

– рецензия;

– реферат;

– введение;

– основную часть;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения.

Титульный лист является первой страницей ВКР и заполняется по определенным правилам (приложение 1).

Задание на выполнение ВКР оформляется на специальном бланке.

Реферат составляется в кратком виде (не более одной страницы) и должен включать в себя об объеме ВКР, количестве иллюстраций, приложений, количестве использованных источников, перечень ключевых слов, аннотацию. Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста ПЗ, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в сроку через запятую. Аннотация отражает структуру пояснительной записки, ее объект, предмет, цель и задачи, степень разработанности темы, методы, средства, способы и пути исследования, полученные в ходе выполнения работы результаты и предложения по внедрению результатов с указанием области их внедрения (применения), экономическую эффективность или значимость работы, прогноз развития объекта исследования. Если ПЗ не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей аннотации, то в тексте аннотации она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется (приложение 3).

Введение в краткой форме должно включать в себя следующие составляющие части:

– развернутое наименование темы дипломного проекта (работы); область приложения и актуальность работы;

– формулировку цели и задач ВКР, границы разрабатываемой темы;

– особенности подхода к решению выбранной темы;

– изложение состояния исследуемого вопроса на основе собранных данных и обоснование использования выбранных методов решения поставленной задачи.

Это, как правило, короткий раздел составляет не более 5 % от общего объема записки и составляет 1-2 страницы текста.

Основная часть содержит большую часть информации (в среднем 70-75% от общего объема) и состоит из трех глав, включающие при необходимости параграфы и подпараграфы. Каждая глава должна начинаться с новой страницы.

1 глава является общетеоретической и может содержать историю вопроса, анализ ситуации, изучение аналогов и т.д.

2 глава комментирует и описывает практическую часть ВКР.

3 глава содержит методическую часть работы.

Логичность построения и целенаправленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой последующей.

Заключение, которое является самостоятельной частью научной работы, не должно содержать пересказ содержания или повтор выводов, которые были сделаны в главах. Содержит краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, предложения и рекомендации по конкретному использованию результатов ВКР, ее значимость для практики. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов, а выводы должны логически вытекать из основного текста работы.

Строится в соответствии с правилами, установленными для библиографических описаний. Содержит указания фамилий и инициалов авторов, названия статей, книг, места издания (для журналов указать название журнала, год издания, том, номер страницы), нормативные документы, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронные библиотеки.

В приложении может быть представлен материал для обоснования принятого решения в виде различных вариантов, проиллюстрированных эскизами, схемами, фотографиями и т. п.

3.3.3. Требования к оформлению текстовой части пояснительной записки

Обязательным условием оформления пояснительной записки является ее жесткое скрепление (прошивание).

Содержание пояснительной записки представляется в виде текста и приложений (иллюстраций, схем и т.д.). Текст записки выполняется шрифтом Times New Roman и должен отвечать следующим основным требованиям: четкость структуры, ясность, логичность и последовательность изложения материала, точность приведенных сведений. Текст должен выполняться на одной стороне листа бумаги формата А-4. Абзацы начинаются отступом не менее 1,2 см. Листы пояснительной записки должны иметь следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Основной текст пишется 14 кеглем с полуторным межстрочным пробелом. В пояснительной записке осуществляется сквозная нумерация страниц арабскими цифрами. Номер страницы проставляетсяв низу в середине страницы. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц текста, но не нумеруются.

Введение, главы основной части, заключение, список использованных источников, приложения должны начинаться с новой страницы. Их следует набирать 16-м «жирным» кеглем заглавными буквами и располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ и т.д.). Переносы слов в заголовках и подзаголовках не допускаются.

Заголовки подглав (параграфов) набираются 16-м «жирным» кеглем строчными буквами и располагаются с отступом (абзац) 1,2 см (как текст). Следующий по иерархии заголовок (подпараграф) набирается 14-м «жирным» кеглем строчными буквами и располагаются с отступом (абзац) 1,2 см (как текст). Расстояние между заголовками и текстом должно быть 2 интервала. Расстояние между заголовками раздела и подраздела допускается делать 1-2 интервала.

Допускается выделение слов в тексте курсивом (слово ), а также выделение дополнительных заголовков жирным курсивом (Заголовок ).

Пример оформления иерархии заголовков:

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ 1.1. Название 1.1.1. Название

Сокращения. Самостоятельно употребляются следующие сокращения:

– сокращения при географических названиях: г. (город), д. (деревня), с. (село);

– слова, сокращаемые при датах в цифровой форме: в. (вв.), г. (гг.), до н. э.;

– слова, сокращаемые при числах в цифровой форме: млн., млрд., тыс., экз., шт.

2) Если в тексте приводится только одна иллюстрация, одна таблица, одно приложение, то в ссылке следует указывать: «…на рисунке», «…в таблице», «…в приложении».

Библиографические ссылки приводятся в виде порядкового номера документа в списке использованных источников , который указывается в квадратных скобках без точки, если цитата не дословная, она пишется без кавычек (например, ); если цитируемый текст взят без изменений, то цитата ставится в кавычки и указывается страница, на которой находится эта информация в источнике (например, ).

В тексте возможны ссылки на приложения, которые указываются в круглых скобках, например, (приложение 1, рис. 2). В каждом приложении ведется своя нумерация рисунков, схем. Если в приложении рисунок один, то его можно не нумеровать.

Таблицы. Каждая таблица должна иметь заголовок. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок помещают над таблицей. На все таблицы пояснительной записки должны быть приведены ссылки в тексте документа (например, табл.1).

Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста. Слово «Таблица» и ее порядковый номер помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы. Если в тексте только одна таблица, то ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

Графу «Номер по порядку» в таблицу не включают. Порядковые номера указывают в первой графе таблицы непосредственно перед их наименованием. Пустых клеток в таблице быть не должно. Если данные отсутствуют, ставится знак «-».

Заголовки, как правило, ставятся в именительном падеже единственного числа и пишутся 14 «жирным» кеглем. Написание прописной и строчной букв в графах зависит от подчиненности заголовков верхнего и нижнего ярусов. Например:

Таблица 1

Заголовок

При заполнении таблицы допускается использовать, кроме 14-го, 10 или 12 размер шрифта.

Над продолжением или окончанием таблицы пишут: Продолжение табл. 2; Окончание табл. 2. Таблицы располагают после текста, в котором упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении.

Иллюстрации. К иллюстрациям относятся: фотоснимки, рисунки, эскизы, планы, чертежи, графики и др. Иллюстрации обозначают словом «рис.» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста. Слово «рис.», порядковый номер иллюстрации, и ее название помещают под иллюстрацией. Иллюстрации располагают после текста, в котором упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки. Например: (рис.1). Пример подписи: Рис. 2. Упаковка. Армения, 1978 г.

Список использованных источников помещается после основного текста пояснительной записки ВКР и должен содержать сведения об источниках, используемых при выполнении работы (учебная литература, учебно-методические пособия, специальные исследования по вопросам исследования и другие периодические издания, нормативные документы, статьи базы данных интернет). Все библиографические описания документов в списке информационных источников оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82. В библиографических описаниях допускаются сокращения в области выходных данных по ГОСТ 7.12-93 и 7.11-78. Библиографические описания документов располагаются в алфавитном порядке их элементов авторских заголовков (фамилии и инициалы авторов) или основных заглавий.

Библиографическое описание документов (приложение 4).

– название (книги, статьи);

– сведения, относящиеся к заглавию (учебник, учебное пособие, монография и т.д.);

– источник публикации (для статьи – журнал, сборник и т. д.);

– место издания;

– издательство;

– год издания;

– количество страниц (или страницы, на которых изложена статья).

Издания в списке литературы приводятся в алфавитном порядке (сначала на русском, затем на иностранных языках). Например:

1. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие / В.Ф. Рунге. Москва: МЗ-Пресс, 2003. 252 с.

2. Ткаченко Е.В. Арт-дизайн: структура, содержание и перспективы развития специализации / Е.В. Ткаченко. Екатеринбург: РГППУ, 2009. 162 с.

3. Туэмлоу Э. Графический дизайн: фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи / Э.Туэмлоу. Москва: АСТ: Астрель, 2008. 343 с.

Электронные ресурсы

4. Знаменитые дизайнеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.designstory.ru /designers/.

5. Иванова Г.П. Дизайн: история и теория [Электронный ресурс] / Г.П. Иванова // Сайт о культуре и искусстве. Режим доступа: http://www.kulturologia.ru.

В Приложении размещаются схемы, таблицы, чертежи, фотографии и рисунки аналогов и продуктов проектирования и должны иметь подпись, например: Рис. 8. Название.

Нормоконтроль

Одним из действенных средств контроля знаний студентов в области стандартизации и внедрения требований стандартов в учебный процесс является нормоконтроль учебной документации, к которой относятся пояснительные записки выпускных квалификационных работ. Выполнение основных положений нормоконтроля обеспечивает как дипломника так и преподавателя, осуществляющего руководство ВКР, надежным инструментом повышения качества труда дипломника и, в конечном итоге, влияет на качество подготовки будущих специалистов.

На выпускающей кафедре нормоконтролер назначается распоряжением заведующего кафедрой. Нормоконтролю подвергается текст ВКР и ее приложения.

Порядок проведения нормоконтроля на кафедре дизайна интерьера установлен в качестве выполнения основных положений пояснительной записки: соблюдения норм и требований, установленных государственным образовательным стандартом и другими нормативными документами. Нормоконтроль является завершающим этапом дипломной работы. Пояснительная записка, представленная на нормоконтроль, должна быть полностью укомплектована в соответствии с заданием. Она должна быть подписана студентом и научным руководителем дипломной работы.

Без ведома нормоконтролера вносить какие-либо изменения или дополнения в работу запрещается. В обязанность научного руководителя ВКР входит контроль соблюдения требований образовательного стандарта. Нормоконтролер не несет ответственности за принятые в проекте художественные и технологические решения. Выявленные при нормоконтроле ошибки и отступления от требований стандарта в проверяемой пояснительной записке помечаются карандашом таким образом, чтобы их можно было удалить, не нарушая качества документа. Проверенная пояснительная записка, в которой обнаружены ошибки и отступления от требований нормативных документов, вместе с замечаниями нормоконтролера передаются студенту для последующего исправления. Исправленная пояснительная записка повторно направляется нормоконтролеру вместе с замечаниями.

5. Структура и содержание выпускной квалификационной работы (ВКР) по направлениям

Реальное проектирование

ВКР состоит из двух частей:

практической (графической);

теоретической (пояснительной записки).

Объем практической (графической) части определяется кафедрой в зависимости от выбранной темы и условий представления экспозиционного материала и может быть представлен: на планшетах размером 75х55 мм, электронных носителях (презентация, видеофильм и пр.). Количество и характер материала экспозиции обговаривается индивидуально совместно с руководителем дипломной работы и утверждается на просмотре кафедрой.

Теоретическая основная часть

Предлагается примерная структурная модель основной части пояснительной записки (ПЗ).

Глава 1. Теоретические обоснования проблемы проектирования (в строгом соответствии с целями, задачами, сформулированными во введении).

1.1. Общий обзор состояния вопроса, история развития проектируемого объекта.

1.2. Анализ материалов, относящихся к объекту проектирования, изучение аналогов, поиск противоречий и на их основе уточнение проблемы и задач, выбор исходных параметров.

Глава 2. Разработка объекта.

2.1. Анализ проектной ситуации (задание на проектирование, концептуальное решение, поисковые варианты, включающие выбор и обоснование оптимального решения.

2.2. Композиционное и объемно-планировочное решение: планы, разрезы, развертки, перспективы, обоснование используемых отделочных материалов, встроенной мебели, оборудования, светильников и т.д.

3.2. Стилевое и цветовое решения.

Глава 3. Дидактико-методическая разработка, связанная с обучением дизайну (с использованием результатов 1, 2 глав).