Наглядные пособия для формирования слоговой структуры слова. Деление на слоги Сколько слогов в словах «опасное» и «ель»

Как определить, сколько в слове слогов, учат еще в первом классе. Однако если малыш умеет делить слово на слоги уже в дошкольном возрасте, это большое преимущество. Впоследствии ему легче будет быстро научиться читать и правильно писать. Как же узнать, сколько в слове слогов?

Правила деления на слоги

Самое основное правило деления слова на слоги звучит следующим образом:

сколько в слове гласных букв, столько и слогов.

Приведем пример:

  • Стол – 1 гласная, 1 слог
  • Кошка – 2 гласных, 2 слога и т.д.

Однако чтобы правильно разделить слово на слоги, необходимо знать еще несколько правил.

Слоги бывают открытые и закрытые. Открытые заканчиваются на гласную букву, а закрытые – на согласную. При делении слова на слоги для чтения формируем открытые слоги.

Например:

Ко-шка, та-бу-рет, пи-ра-ми-да, за-е-зжать.

Как вы могли заметить, правила деления на слоги для чтения существенно отличаются от правил для переноса. В последнем случае рекомендуется не переносить одну гласную на другую строку и не отрывать буквы от приставки, корня или суффикса. В детских книгах, предназначенных специально для обучения чтению, слова делятся на открытые слоги. Одна гласная может составлять один слог. Благодаря этому правилу детям легче произносить слова по слогам, ориентируясь на гласные буквы. Впоследствии они сами начинают без труда определять, сколько в слове слогов, и как произвести деление.


Сколько слогов в словах «опасное» и «ель»?

Возьмем в качестве примера деления на слоги слова «опасное» и «ель».

В целом, слова «опасное» и «ель» достаточно легкие, и определить, сколько в них слогов, тоже не составит труда.

Опасное (4 гласные буквы, значит, и 4 слога): о-па-сно-е (букву «с» относим к третьему слогу, чтобы по правилам деления слов на слоги для чтения получить отрытые слоги).

Однако с точки зрения фонетики последний слог не будет считаться открытым, поскольку буква «е» обозначает два звука: «й» и «э». Но поскольку на письме разделить букву «е» на звуки мы не можем, то этот слог считается открытым.

Похожая ситуация и со словом «ель». Согласно фонетической транскрипции в нем три звука и три буквы: [йэл (мягкий)]. Но поскольку гласный звук всего один, то получается, что в слове «ель» один слог .

Еще примеры

Приведем еще некоторые примеры, позволяющие определить, сколько в слове слогов. Возьмем более сложные слова, где определить, сколько слогов, будет труднее.

  • Подъезжать: по-дъе-зжать
  • Завьюжить: за-вью-жить

В таких, казалось бы, сложных словах мы все равно ориентируемся на общее правило и разделяем слово на открытые слоги.

Исключение из этого правила существует только одно:

Если в середине слова стоит мягкий согласный, то он присоединяется к предыдущему слогу, например:

  • Майка: май-ка,
  • Санька: Сань-ка и т. д.

В остальных случаях правило деления слов на слоги в русском языке остается неизменным.

Как научить ребенка делить слова на слоги?

Чтобы малыш правильно разделял слова, необходимо, чтобы он безошибочно выделял гласные среди согласных. Когда ребенок научится правильно разделять буквы алфавита на гласные и согласные, можно приниматься за слоги. Попросите сначала малыша разделить слово так, чтобы каждый слог заканчивался на гласную. Когда ребенок научится неплохо читать, можно тренироваться на отдельных фрагментах текста. Постепенно деление на слоги перестанет быть проблемой.

Тренируйтесь вместе с ребенком: так он будет чувствовать вашу заинтересованность в его новых умениях и знаниях, поощряйте к учебе. Пусть она приносит малышу только удовлетворение.

Ирина Артамонова

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов . Предлагаю вашему вниманию некоторые пособия , которые применяю при работе над слоговой структурой слов .

1. Стимульный материал для работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова .

В пособии собран речевой и наглядный материал для проведения работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов . Представлены 14 классов слов , выделенных А. К. Марковой.





2. Собери букет

Цель : упражнение детей в делении слов на слоги .

Оборудование : три вазы с кармашками и слоговыми схемами , набор цветов- картинок.

Ход игры : ребёнку предлагается собрать букеты из цветов- картинок, обращая внимание на то, из скольких слогов состоят их названия .


3. Магазин

Цель : упражнение детей в делении слов на слоги .

Оборудование : карточки- «деньги» с нарисованными на них двумя, тремя, четырьмя кружками, предметные картинки : морковь, свёкла, редиска, перец, чеснок, тыква, укроп, слива, вишня, арбуз, картофель, капуста, огурцы, помидоры, лимоны, бананы, виноград, ананас, яблоки, клубника, абрикосы, мандарины, смородина, ежевика, земляника.

Ход игры : детям предлагается купить только тот товар, в названии которого столько слогов , сколько кружков на их карточках- «деньгах» . Дети подходят к столу и проговаривают выбранное слово по слогам , показав свою карточку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдаётся «покупка» . Выигрывает тот, у кого оказалось больше картинок.


При автоматизации звуков подбираем картинки с автоматизируемым звуком и "покупаем в магазине" только те предметы, названия которых состоят из одного, двух, трёх или четырёх слогов .


4. Слоговые домики .

Цель : упражнять детей в подборе слов разной слоговой структуры .

Оборудование : панно с изображением трёх домиков, предметные картинки.

Ход игры : детям предлагается распределить картинки по домикам в соответствии с количеством слогов в словах . В одноэтажном домике «живут» картинки, названия которых состоят из одного слога , в двухэтажном домике «живут» картинки, названия которых состоят из двух слогов , в трёхэтажном домике «живут» картинки, названия которых состоят из трёх слогов .



5. Бусы и слоги .

Цель : упражнение в подборе слов разного слогового состава , слоговой анализ слов .

Оборудование : фрагменты нанизанных на шнурки бус, предметные картинки.

Ход игры.

1 вариант. Ребёнок подбирает слова , в которых столько слогов , сколько бусин на шнурке.

2 вариант. Ребёнок называет картинки и нанизывает на шнурок столько бусин, сколько слогов в слове .



Ч и т а ю

ч и - т а - ю Этот скрипт позволяет делить слова на слоги. Помните, что правила разделения слов на слоги и правила переноса - это разные правила.

Как разбивать слово на слоги

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

С 30.03.15 "Слоговой поезд" Для закрепления умения делить слова на слоги предлагаю поиграть с детьми в игру «Кто, в каком вагоне поедет?». В этом весёлом слоговом поезде несколько вагончиков с 1, 2, 3, 4 окнами.

Надо разделить слова на слоги (по картинкам).

- Рассказать , кто в каком вагоне поедет по принципу: «В слове должно быть столько же частей, сколько окон в вагончике»

Например: «В слове «жук» один слог, значит, жук поедет в первом вагоне»

Кто в каком вагоне поедет?

С 23.03.15 Выбери слово со слогом... . Закрепляем умение слышать определённый слог в составе слова. Для этого предлагаю и гровое упражнение «Выбери слово со слогом …». Последовательность выполнения умственных действий:

  1. Назвать все картинки.
  2. Разделить слова на части.
  3. Назвать слова, заканчивающиеся на «ЛА», на «ЛЫ», на «ЛО».

ЛА ЛО ЛУ

Весло, узлы, кукла, акула, метла, пила, дупло, куклы

С 16.03.15 Начерти слоговую и звуковую схему слова. Предложите ребёнку:

Разделить слово на слоги (части). Начертить слоговую схему. Назови первый слог. второй слог и т.д.

Объяснить, почему в слове именно столько слогов. Например: "В слове "лиса" два слога, потому что 2 гласных звука - "И", "А"

Назвать в этом слове звуки по порядку. Нарисовать звуковую схему. Рассказать, сколько звуков в слове и какой каждый звук (гласный - согласный, твёрдый - мягкий).

С 9.03.15 Подбери схему к слову. Закрепляем навык деления слов на слоги (части). В этом помогут слоговые схемы . Распечатайте слоговые схемы и картинки. Приклейте картинки в тетрадь. Предложите ребёнку:

  1. Разделить каждое слово на слоги по алгоритму, указанному в рекомендациях от 24.02.
  2. Подобрать подходящую слоговую схему к слову и соединить её карандашом с нужной картинкой.
  3. Объяснить, почему конкретная слоговая схема подходит к конкретной картинке.

Назовите слоговые схемы

Подбери слоговую схему к слову

С 2.03.15 Составление рассказа по картинкам. Пусть ребёнок рассмотрит картинки и составит по ним рассказ так, чтобы по каждой картинке получилось не меньше трёх предложений. Чем рассказ получится длиннее, тем лучше. Начать надо с предложения, которое расскажет где или когда произошла эта история. А в конце может быть предложение, объясняющее, почему мальчик больше никогда не дразнил собак. Хорошо, если дети придумают имя мальчику и кличку собаке.

Составить рассказ «Собак дразнить нельзя»

С 24.02.15 Деление слов на части. Дети учатся делить слова на слоги. Слог - это часть слова. В детском саду дети часто путают понятие "слог" и "слово", поэтому лучше употреблять понятие "часть" (слова). Главное, чтобы дети хорошо поняли, как можно разделить слово на части. Сначала вспомните и назовите с ребёнком гласные звуки, ведь дети узнали правило "Сколько в слове гласных звуков, столько и частей". Вспомнить гласные звуки помогут буквы:

А, О, У, И, Э, Ы

Теперь надо выполнить последовательно следующие умственные действия:

1. Произнести слово медленно, протянув гласные звуки: буууу сыыы.

2. Назвать гласные звуки: "У", "А".

4. Сделать вывод: "В слове "бусы" 2 гласных звука, значит 2 части".

5. Произнести слово по частям: "бу - сы".

6. Назвать части по прядку: "Первая часть "БУ", вторая часть "СЫ"

Раздели слова на части

(бусы, Марина, зубы, рукава, бананы, груша, флаги, работа)

С 16.02.15 Гласные звуки в слове. Закрепляем у детей умение называть гласные звуки в слове. Это очень пригодится при делении слов на части (слоги) по основному принципу "Сколько в слове гласных звуков, столько и частей". Для этого предлагаю игровое упражнение "назови гласные звуки в слове". Не торопитесь! Не просите ребёнка сразу называть гласные звуки, иначе могут появиться ненужные проблемы. Упражнение выполняйте с ребёнком по этапам.

1. Назовите гласные звуки: "А, О, У, И. Э, Ы".

2. Произнеси слово (по картинкам) медленно, как бы пропевая каждый звук, выделяя голосом гласные звуки - "ффаааа ррттуууу кк".

3. Назови гласные звуки: "А", "У"

4. Сосчитай и ответь: "Сколько гласных звуков в слове "фартук"?". "В слове "фартук" 2 гласных звука"

Назови гласные звуки в слове

(банан, бык, фартук, капуста, фары, стол, груша, суп, гуси. барабан)