Иллюстративный материал вкр

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный индустриальный университет

(ГОУ МГИУ)

Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

К ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

На тему «Учет и аудит готовой продукции и ее продажи на предприятии _

(на примере ООО «Гринвест», г. Москва)

Студент-дипломник Петрова О.В.

(Личная подпись) И.О.Фамилия

Руководитель работы,

должность, звание Гупаленко Т.А.

(Личная подпись) И.О.Фамилия

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой,

К.Э.Н. профессор _______ __________________ Клячин В.А.

Уч. степень, звание (Личная подпись) И.О.Фамилия

МОСКВА 2007

Плакат №1

Тема дипломной работы «Учет и аудит готовой продукции и ее продажи на предприятии (на примере ООО «Гринвест», г. Москва)

Рассмотрен период с 2003г. по 2005г.

Студент: Петрова О. В.

Дипломный руководитель: Гупаленко Т.А.

Объектом исследования, в предлагаемой Вашему вниманию дипломной работе, является Общество с ограниченной ответственностью «Гринвест» - лидер на рынке производства осветительного оборудования

Целью данного проекта является рассмотрение порядка учета готовой продукции и ее продажи, проведение аудиторской проверки и выявление путей усовершенствования учета на предприятии ООО «Гринвест»

В дипломной работе были поставлены и выполнены следующие задачи:

изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников рассмотреть порядок отражения операций по учету готовой продукции и ее продажи в теоретическом и практическом аспектах;

оценить качество учета готовой продукции и ее продажи на предприятии, на базе которого проводилось данное исследование и предложить меры по улучшению учетного процесса;

дать оценку ритмичности работы предприятия;

выявить резервы увеличения выпуска и продаж готовой продукции на предприятии;

провести аудит готовой продукции и ее продажи на предприятии.

Плакат №2

Основные технико-экономические показатели ООО «Гринвест»

за 2003-2005 г.г.

Показатели

отклонение в абсолютном выражении 2004г. к 2003г.

отклонение в абсолютном выражении 2005г. к 2004г.

1. Производственная мощность, шт.

2. Выпуск продукции в натуральном выражении, шт.

3. Коэффициент использования производственной мощности

4. Товарная продукция, тыс. руб.

5. Реализованная продукция (объем продаж продукции), тыс. руб.

6. Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

7. Фондоотдача, руб.

8. Численность промышленно-производственного персонала (работающих), чел.

9.Производительность труда, тыс. руб.

10.Среднемесячная оплата труда, руб.

11.Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

12. Прибыль (убыток) от реализации (продажи) продукции, тыс. руб.

13. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

14.Затраты на рубль реализованной (проданной) продукции, руб.

15.Рентабельность продукции в целом, %

Плакат №3

Финансовые результаты хозяйственной деятельности

ООО «Гринвест» за 2003-2005г.г.

Плакат №4

Динамика производства и реализации продукции

ООО «Гринвест» за 2003 - 2005 г.г.


Плакат №5

Ведомость аналитического учета по счету 90 "Продажи"

за сентябрь 2005 г. руб.

Наимено-вание (вид)

продукции

Кол. продан-ной

продук-ции

Себе-стои-мость

Управ-ленчес-кие

Ком-мер-ческие

(+), убыток

Выруч-ка от

Накл. св.

Плакат №6

Свод отклонений по налогу на прибыль, руб.

Верхнее - 1,7, нижнее - 2,0, левое 3,0, правое - 1,5.

Шрифт Times New Roman, кегль 14 , межстрочный интервал 1,5.

Красная строка с отступом 1,27 см или 1,25 см в зависимости от настройки компьютера. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется от двух до шести. В основном тексте используется выравнивание только по ширине . Текст на иностранных языках, все формулы, условные знаки и простые рисунки набиваются непосредственно (не рисунком). Все страницы работы нумеруются, начиная с титульного листа, номер на котором не ставится. Номера проставляют в правом верхнем углу без точки .

Все заголовки в работе располагаются по середине строки и пишутся прописными буквами без точки . Переносы слов в заголовках не допускаются.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа состоит из следующих структурных элементов:

· Титульный лист (образец в Приложении 1)

· Введение

· Основная часть работы

· Заключение

· Список использованных источников

· Приложения (необязательный элемент, в курсовых работах используется только при наличии необходимости)

ТРЕБОВАНИЯ К ВВЕДЕНИЮ

В соответствии с ГОСТ 7.32-91 во введении должны быть отражены следующие элементы: актуальность исследования, степень изученности темы, объект, предмет исследования, цель, задачи исследования, структура работы. Дополнительные структурные элементы - гипотеза, методы, методология исследования (или база исследования) – если работа имеет прикладной характер.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ

Основную часть курсовой работы следует делить на разделы (2-3 раздела) и подразделы. Каждый раздел курсовой работы следует начинать с новой страницы.

Все разделы должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают их содержание. Заголовки разделов, а также слова «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованных источников», следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать строчными буквами, не подчеркивая (нельзя использовать жирный шрифт). Переносы слов и сокращения в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Например, название раздела :

1 Теоретические основы формирования политики предприятия

Название подраздела :

1.1 Подходы к организации маркетинговой деятельности

на промышленном предприятии

Запрещается помещать иллюстрации, таблицы, формулы сразу после заголовка.

4.2 К цитированию предъявляются следующие требования:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов и предложений допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце).

3. Допускается непрямое цитирование, то есть пересказ или изложение мыслей других авторов своими словами. При этом следует быть предельно точным и корректным при оценке излагаемого материала.

4. Цитирование не должно быть избыточным или недостаточным.

5. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов в списке использованных источников.

Требования к оформлению иллюстрированных материалов

В тексте курсовой работы принято приводить иллюстрированные материалы, подтверждающие те или иные положения автора или иллюстрирующие методику расчетов. К ним относятся формулы, таблицы, графики, схемы, фотографии и рисунки.

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами (ГОСТ 2.321-84). Формулы следует набирать в Microsoft Equation (иконка «Вставка» - «Объект»). В качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Например:

где Q – объем выпускаемой продукции, тыс.тонн;

У – сумма постоянных затрат, тыс.руб.;

Н – удельно-переменные затраты, руб./тонн;

Ц – цена выпускаемой продукции, руб.

На все таблицы обязательно должны быть ссылки в тексте! Таблицы должны быть помещены в тексте после абзацев , содержащих ссылку на них или как можно ближе к ссылке. Название таблицы печатается по центру строки. Точка после названия таблицы не ставится. Все графы и строки должны быть заполнены.

Таблицы, имеющие количество строк больше, чем может поместиться на странице, переносятся на другую (другие) страницу. При этом шапка повторяется, а над ней указывается «Продолжение таблицы» (с указанием её номера)». Примечания и сноски к таблицам должны быть отпечатаны непосредственно под соответствующей таблицей кеглем 9. Сноски к цифрам в таблице обозначаются только звездочками.

Пример «закрытой» таблицы с индексационной нумерацией и примечанием.

Таблица 2.1

Дебиторская и кредиторская задолженность ООО «ГЕРМЕС»

за 2006-2008 гг.

*Примечание. Данные указаны на конец года.

Иллюстрации

К иллюстрациям относятся фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, графики. Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. Иллюстрации должны иметь названия , которые помещают под иллюстрацией по центру строки, и оформляется так:

Рисунок 2.1 – Модель организации как открытой системы

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела.

Например: .

Ссылаться следует на источник в целом. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данной работы. Оформлять ссылки на использованные источники в виде сносок не допускается! При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение.

Например : в разделе 2; на рисунке 5.1; по таблице 2.3; в приложении А.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ

Cтраница 1


Иллюстративный материал представлен примерами из русской классической и современной литературы, а также из произведений самого последнего времени, из газетно-журнальных публикаций 80 - 90 - х годов, переводов с иностранных языков на русский.  

Иллюстративный материал тщательно отобран с учетом словаря, которым учащиеся владеют на данном этапе.  

Иллюстративный материал (рисунки, таблицы больших размеров) должен быть выполнен на отдельных листах. На их обратной стороне должны быть указаны чернилами фамилия автора, номер рисунка. Ссылка на рисунок, таблицу дается в тексте, и тут же на полях рукописи делается соответствующая пометка. Подписи к рисункам прилагаются на отдельном листе.  

Иллюстративные материалы, фотографии нумеруются на оборотной стороне в левом верхнем углу.  


Иллюстративный материал, таблицы или текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде отдельного документа. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова Приложение и иметь тематический заголовок.  

Иллюстративный материал - фотографии и детальные рабочие схемы и зарисовки - должны фиксировать состояние нарушения до разборки завалов или перемещения конструкций и материалов. Это позволяет наиболее достоверно установить причины нарушения конструкций, сделать объективные выводы. Кроме того, такой материал необходим для экспертизы.  

Иллюстративный материал и образцы строительных материалов должны дополнять друг друга и давать исчерпывающую информацию о показателях качества и прочности конструкций, причинах аварий и допущенных ошибках в строительстве.  

Иллюстративный материал нагляден, подробен и доступен для понимания читателей без специальной технической подготовки.  

Иллюстративный материал книги поможет студенту наглядно охватить содержание учебника, в целом разобраться в основах проектирования отдельных типов зданий и облегчить таким образом изучение этого сложного предмета.  

Иллюстративный материал книги в большей части представляет некоторые из работ, выполненных в Гипроавтотракторопроме под руководством авторов.  

Иллюстративный материал книги заимствован из практики исследовательской работы ВНИИПО. Наряду с методическими указаниями в ней приведены необходимые справочные материалы, для того чтобы эксперимент и расчет можно было вести, не прибегая к дополнительной литературе, которая для большинства читателей труднодоступна. Кроме того, в книгу включен ряд таблиц, облегчающих расчеты и обработку экспериментальных данных.  

Готовя иллюстративный материал, важно правильно определить размеры рисунков. Здесь нужно-помнить, что вычерчивая график и нанося на его поле экспериментальные точки, легко ввести в рисунок оформительские дефекты. Если рисунок потом увеличить, незаметные ранее дефекты проявляются. Наоборот, последующее уменьшение рисунка сглаживает дефекты.  

Если иллюстративный материал по техническим причинам не помещен рядом со статьей, в ней указана страница, на которой этот материал можно найти (например, см. вклейку между ее.  

Иллюстрировать ВКР надо по тщательно продуманному тематическому плану, помогающему избавиться от случайных иллюстраций, связанных с второстепенными деталями текста, и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам. Каждая иллюстрация должна соответствовать тексту, а текст - иллюстрации.

Все иллюстрации ВКР должны быть пронумерованы. Нумерация в случае сравнительно малого количества иллюстративного материала обычно бывает сквозной. Если иллюстративного материала много, то надо использовать двойную нумерацию, где первая цифра обозначает номер главы ВКР, а вторая номер иллюстрации по порядку в данной главе. Если иллюстрация в ВКР единственная, то она не нумеруется. В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в ВКР.

Не следует оформлять ссылки как самостоятельные фразы, где лишь повторяется то, что содержится в подписи. В месте, где речь идёт о теме, связанной с иллюстрацией, и где необходимо отослать к ней, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рис. 3.8)», либо в виде оборота типа: «... как видно на рис. 8» или «...как это видно из рис. 3.8». Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет 4 основных элемента:

Наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенно «Рис. 3.2.»;

Порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

Тематический заголовок иллюстрации, содержащий в краткой форме текст с характеристикой изображаемого объекта;

Экспликацию (при необходимости), которая строится так: детали сюжета обозначаются цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом. Экспликация не меняет наименования сюжета, а лишь поясняет его.

Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) и таблицы располагают сразу после текстов, в которых они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации и таблицы в тексте должны быть ссылки. Оформление чертежей, графиков, диаграмм, схем должно соответствовать требованиям стандартов

Главными видами иллюстративного материала в ВКР являются:

фотография; чертёж; технический рисунок; схема; диаграмма; график; экранный снимок с ЭВМ (скриншот).

Фотография - убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности; применяется, когда надо с документальной точностью изобразить предмет (явление) со всеми его индивидуальными особенностями (см. рис. 3).

Рис. 3. Примеры фотографий

Чертёж - основной вид иллюстраций в инженерных работах; используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части. Чертёжи должны выполняться в точном соответствии с правилами машиностроительного черчения и требованиями соответствующих стандартов.

Чертёж в ВКР - прежде всего иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упрощают, избавляясь от всего, что не требуется для понимания конструкции объекта, либо принципа его действия. Названия узлов и деталей на таких чертежах обычно не пишутся. Если по содержанию текста надо указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо, по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают либо в тексте по ходу изложения, либо в подписи под чертежом.

Технический рисунок используется в ВКР, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими их зрительно воспринимают, но без лишних деталей и подробностей. Эти рисунки выполняются, обычно, в аксонометрической проекции, что позволяет наиболее просто и доступно изобразить объект. Несмотря на свою простоту, технический рисунок обладает широкими познавательными возможностями.

С помощью технического рисунка можно с большой степенью наглядности изобразить форму, структуру и расположение предметов. Особенно полезен технический рисунок, когда требуется показать монтаж устройства или отдельные детали его узлов.

Схема - изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

Рис. 6. Структурная схема интегрированной системы безопасности

Рис. 7. Пентагон качества деятельности вуза

На схемах различных устройств вся измерительная и коммутационная аппаратура: (электрические, электронные, кинематические, тепловые и другие виды приборов и механизмов) изображается с использованием обозначений, установленных соответствующими стандартами. На всех схемах должна быть выдержана толщина линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщина линий их связей (см. рис. 6, 7).

Скрипшот – экранный снимок формы ПО (см. рис. 8, 9)


Рис. 8. Пример фрактальных характеристик динамической системы


Рис. 9. Пример настройки параметров ЛВС

Диаграмма - способ графического изображения зависимостей между величинами. Диаграммы строятся для наглядности изображения и анализа рядов данных. Диаграммы обязательно должны содержать расшифровку обозначений (легенду). По форме построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объёмные . Очень распространены линейные диаграммы, а из плоскостных - столбиковые (ленточные) и секторные.

Для построения линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в избранном масштабе откладывается время или факториальные признаки (независимые), на оси ординат - показатели за период времени или размеры результативного зависимого признака. Вершины ординат соединяются отрезками, так получается ломаная линия. На линейные диаграммы одновременно можно наносить ряд показателей.

На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных или вертикально, или горизонтально. Высота (длина) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам.

Секторная диаграмма есть круг, разделённый на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.

График - условное изображение величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются для анализа и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. Кроме геометрического образа, график должен содержать:

Легенду;

Общий заголовок графика;

Оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

Числовые данные, дополняющие или уточняющие величины нанесённых на график показателей.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям. Масштаб можно наносить короткими рисками. Числовые значения масштаба шкал осей координат указывают за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс).

По осям координат надо указать условные обозначения и размерность отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует задавать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, используют только в тех случаях, когда их немного и они краткие. Длинные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи (легенде):


Рис. 10. г-д. Примеры диаграмм и графиков

Если кривая, изображённая на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в которых рассматривается функциональная зависимость.

В тексте ВКР полезно чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

Допускается исправление опечаток, описок, графических неточностей подчисткой или закрашиванием белой «штрих»-краской и нанесением на том же месте исправленного изображения.

3.3. Общие правила представления формул, написания символов и оформления экспликаций

Формула - комбинация математических или химических знаков, выражающих какое-либо предложение. Формулы надлежит выполнять в редакторах формул MS Equation, MathType и др. Формулы и расчеты должны органически вписываться в текст не нарушая его структуры. Их надо выделять, записывая отдельной строкой и давая подробное пояснение каждому символу, если он встречается впервые. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры – 12пт; строчные буквы – 12пт; показатели степеней и индексы - более 4пт.

Пояснение значений символов и чисел (коэффициентов) следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числа (коэффициента) надо давать с новой строки. Первую строку пояснений начинают со слова «где» без двоеточия:

(2.42)

Формулы располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк в подбор. Так лучше размещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не нумерованные. Связывающие формулы слова «где», «следовательно», «откуда», «находим», «определим» дают в начале строк.

Самые важные, а также длинные и громоздкие формулы (содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования) располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Простые формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Нумеровать надо самые важные формулы, на которые есть ссылки в последующем тексте. Не надо нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы, например: (3.12), где первая цифра обозначает номер главы. Номер, не умещающегося в строке формулы, располагают в следующей строке ниже формулы. Место номера при переносе формулы должно быть на уровне последней строки. Место номера формулы в рамке находится вне рамки в правом краю против основной строки формулы. Место номера формулы-дроби - на уровне основной горизонтальной черты формулы.

Нумерация небольших формул, составляющих единую группу, делается на одной строке и объединяется одним номером. Нумерация группы формул, расположенных на отдельных строках и объединенных фигурной скобкой (парантезом ), производится справа. Острие парантеза находится в середине группы формул по высоте и обращено в сторону противоположную от номера, помещаемого против острия парантеза в правом крае страницы.

Не имеющие самостоятельного значения и приводимые лишь для вывода основных формул промежуточные формулы, нумеруют строчными буквами русского алфавита, которые пишут прямым шрифтом в круглых скобках или звездочками в круглых скобках. Например: (а), (б), (в), (*), (**), (***).

В небольших по объему работах (где нумеруется ограниченное число наиболее важных формул) применяется сквозная нумерация формул. Такую нумерацию можно использовать и в более объемных работах, если пронумерованных формул немного и в одних главах мало ссылок на формулы из других глав.

Общее правило пунктуации в тексте с формулами таково: формула включается в предложение как его равноправный элемент. Поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда оно необходимо, по правилам пунктуации;

1) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово;

2) этого требует построение текста, предшествующего формуле.

Следующие одна за другой и не разделенные текстом формулы, отделяют запятой или точкой с запятой, которые помещают непосредственно за формулами до их номера. Знаки препинания между формулами при парантезе ставят внутри парантеза. После громоздких математических выражений (например, матриц), можно не ставить знаки препинания.

Перечисления приводятся внутри пунктов или подпунктов, их следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например, 1), 2), 3) и др. и печатать строчными буквами с абзаца. В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений.

Цифровой материал – количественные характеристики исследуемых объектов и процессов. Для их обозначения должны использоваться только арабские цифры (кроме стандартной нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами). Количественные числительные в тексте даются без падежных окончаний. Интервалы величин в виде «от и до» записываются через черточку. Например, 4-8 % или стр. 5-7 и т.д.

При величинах, имеющих два предела, единица измерения пишется только один раз при второй цифре. Такие знаки, как №, % , пишутся только при цифровых величинах, в тексте их следует писать только словами: «номер», «процент». Математические знаки «+», «–», «=», «>», «<» и другие используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: «плюс», «минус», «равно», «меньше», «больше».

Символ - условное обозначение, математических и физических величин, единиц измерения величин и математических знаков. Как символы используются буквы русского, латинского, греческого и готического алфавитов. Дабы избежать совпадения символов различных величин, вводятся индексы.

Индексы - строчные буквы русского, латинского и греческого алфавитов, арабские и римские цифры, штрихи. Располагаются индексы справа от символа вверху или внизу. Верхние индексы используются редко, ибо это место расположения степени. Применение одновременно верхнего и нижнего индексов нежелательно.

Требования к использованию символов и индексов:

1. Одна и та же величина в тексте всей работы должна быть обозначена одинаково;

2. Символы и индексы физических величин и их единиц измерения должны соответствовать СТ СЭВ 1052-78 и ISO;

3. Буквенные индексы должны соответствовать начальным или наиболее характерным буквам наименования понятия или величины, на связь с которыми указывает индекс (например: µ с – коэффициент сухого трения);

4. Индекс 0 (ноль) необходимо использовать только в случаях, указывающих на начальные или исходные показатели.

Экспликация - объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация должна отвечать следующим требованиям:

1. Размещаться только после формулы, от которой отделяется запятой;

2. Начинаться со слова «где»;

3. Символы надо располагать в порядке упоминания в формуле. В формулах с дробями сначала поясняют числитель, а затем – знаменатель;

4. Должна включать все символы из формулы или группы формул, после которых экспликация расположена.

Знаки препинания расставляются в экспликации так:

1. Между символом в расшифровке ставят тире;

2. В расшифровке единицы измерений отделяют от текста запятой;

3. После расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой;

4. В конце последней расшифровки ставят точку. Например: E=mc 2 ,

где m – масса тела, кг; с – универсальная постоянная.

3.4. Использование и оформление цитат

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора чужого научного произведения надо давать цитаты. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно даваться согласно требованиям библиографических стандартов.

В случае доказанного использования чужого материала без ссылки на автора и источника заимствования ВКР к защите не допускается.

Научный этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее искажение слов цитируемого автора может исказить смысл его слов. Возможны лишь следующие отклонения:

1) Модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;

2) Развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки. Например: с[казать], т[ак];

3) Пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что, мысль автора цитаты не будет искажена пропуском и пропуск будет выделен многоточием;

4) Изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, куда они включены.

Цитирование автора делается только по его произведениям. Когда источник недоступен или доступен с большими трудностями, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо издании, предваряя библиографическую ссылку на источник словами «Цитируется по:» или в сокращенном варианте «Цит. по:».

При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точными в изложении мыслей автора и корректными при оценке излагаемого и давать соответствующие ссылки на источник.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, ибо это снижает уровень ВКР: избыточное цитирование создает впечатление компилятивности, а недостаточное цитирование при необходимости приведения цитат из использованных источников, или хотя бы ссылки на них, снижает ценность излагаемого материала. Если необходимо выразить отношение автора ВКР к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят в круглых скобках восклицательный знак или знак вопроса.

Если СД, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т.е., после поясняющего текста ставится точка, затем указываются первые буквы имени и фамилии автора дипломной работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Например: (разрядка моя. – N.N.), (подчеркнуто мною. – N.N.), (курсив мой. – N.N.).

Инициалы СД ставятся и после пояснения, введенного в текст цитаты, если без него взятая вне контекста цитата непонятна. Например: «Она (рекомендательная библиография. – N.N.) в противоположность прочим видам библиографии отличается ярко выраженным финансово - экономическим характером».

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый».

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного - если цитата представляет собой часть предложения автора ВКР.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие.

Здесь возможны два варианта оформления цитат.

Вариант 1: Цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после точки. Например: Р. М. Кроновер в свое время отмечал: «Заслуживает внимание тот факт, что появление фракталов (еще не получивших этого имени) в математической литературе около ста лет назад было встречено с прискорбной неприязнью, как бывало и в истории развития многих других математических идей».

Вариант 2: Цитата начинается со строчной буквы, если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова). Например: Г. Мюллер высказал мнение, что «тут людей пачками вышвыривают из окон, что говорит о недостатке профессионального совершенства, не говоря об отсутствии всякого беспокойства о людях, проходящих внизу под окнами». И. Свобода и Ф.-А. фон Ингельхайм полагают, что «врачи относятся к наиболее последовательным ценителям и любителям вина»

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике. Например: Г. Мюллер писал, что «вся планета раздирается на части из-за воровства и коррупции».

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис. 3, табл. 4, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: «из рисунка видно, что...», «таблица показывает, что...» и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел ВКР заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение «см.». Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают вверху строки (поднимают на один щелчок каретки). От основного текста сноска отделяется сплошной чертой.

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений) - в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (кроме вопросительного и восклицательного знаков и многоточия). Ссылки нумеруют последовательно в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.

В тексте ВКР часто приходится ссылаться на факты, установленные другими авторами, или включать в текст заимствованный у них материал. Чтобы не быть обвиненным в плагиате, надо обязательно указывать в ссылке, из какого именно источника делается заимствование. Формы словесного оформления заимствований очень разнообразны, однако речевой академический этикет выработал ряд устойчивых речевых штампов, которые помогают конкретнее и короче указать источник заимствования.

Оформление приложений и примечаний

Все страницы ВКР, включая список использованной литературы и приложения, нумеруются арабскими цифрами по порядку. Номер страницы выставляют в правом нижнемуглу страницы без точки в конце. Первой страницей считается титульный лист, на нем цифра «1» не ставится. За титульным листом помещается задание на ВКР, которое не входит в нумерацию. На следующей странице печатается «Cодержание» и цифра «2» тоже не ставится. Нумерация начинается со страницы «Введение», где ставится цифра «3». Иллюстрации, таблицы и листинги, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц ВКР.

Приложение - часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

Вприложения надо включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть ВКР (материалы, ее дополняющие; вспомогательные таблицы данных и иллюстрации; акты внедрения результатов; документы и их части, содержащие фактические данные о работе конкретных предприятий, иллюстрирующие основное содержание ВКР (т.е., описание предметной области, подлежащей автоматизации), формы выходных документов и др.). В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели, справочные комментарии и примечания, не являющиеся приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата ВКР, помогающими при навигации по основному тексту.

Приложения оформляются как продолжение ВКР на последних ее страницах. При большом объеме/формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке (или переплете), на лицевой стороне которой дают заголовок «Приложения» и после повторяют все элементы титульного листа ВКР.

Если приложений в ВКР более одного, их задают порядковой нумерацией арабскими цифрами. Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения (пример - оформление настоящих методических рекомендаций). Объем приложений не ограничивается. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста ВКР.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается в круглые скобки по форме: (см. Приложение 5).

Обычно каждое приложение имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста ВКР. Отражение приложения в оглавлении бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

При изложении научного материала часто возникает необходимость с нужной полнотой сделать разъяснения, привести дополнительные факты, побочные рассуждения и уточнения, описать источники и их особенности. Дабы не загромождать основной текст ВКР, используют примечания, которые или помещают внутри текста в круглых скобках (как вводное предложение), или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, выносят в подстрочное примечание (т.е., оформляют как сноску), или располагают в конце глав и параграфов.

Определения терминов или объяснение значения устаревших слов;

Перевод иноязычных слов, словосочетаний, предложений;

Смысловые пояснения основного текста или дополнения к нему;

Справки о лицах, событиях, произведениях, упоминаемых или подразумеваемых в основном тексте.

Примечания связывают с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр - порядковых номеров. Иногда примечания нумеруют звездочками. Звездочки используют при небольшом числе разрозненных примечаний. Формулы нумеруются с учетом номера приложения в котором они даются (например, (П2.4)).

Нумеруют примечания постранично (если их мало), или насквозь (по всей главе). Знак сноски помещают в тексте:

1) после слова или словосочетания, к которому примечание относится;

2) в конце предложения, если примечание относится к нему в целом;

3) перед точкой, запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире, закрывающейся скобкой и закрывающимися кавычками (если относится к последнему выражению в скобках или кавычках), но после многоточия, вопросительного и восклицательного знаков и точки как знака графического сокращения, закрывающих скобок и кавычек (если относится целиком к выражению в скобках или кавычках).

Иллюстративный материал

Использование демонстрационных опытов при изложении те­мы ʼʼОщущениеʼʼ поможет учащимся уяснить некоторые понятия и лучше усвоить основные теоретические положения. К примеру, при выяснении понятия пороги чувствительности можно прове­сти следующий несложный опыт, предварительно поставив пе­ред учащимися вопрос: ʼʼВсякое ли воздействие на рецептор вызывает ощущение?ʼʼ Один из учащихся, закрыв глаза, протя­гивает руку ладонью вверх. На середину раскрытой ладони учи­тель осторожно опускает небольшой кусочек ваты, спрашивая, ощущает ли испытуемый прикосновение. Испытуемый отвечает обычно отрицательно, так как легчайшее прикосновение ваты им не ощущается. Дальше на ладонь испытуемого кладут еще та­кой же кусочек ваты, затем еще, и так до тех пор, пока испыту­емый не скажет, что он почувствовал легкое прикосновение к ко­же ладони. Тогда он открывает глаза и с удивлением обнаружи­вает на своей ладони большой комок ваты. Все наблюдающие за опытом и сам испытуемый без труда отвечают на поставлен­ный в начале опыта вопрос. Можно применить и другие вариан­ты опытов. Хорошо использовать карточки с напечатанными на них буквами разного размера или таблицы, применяемые глазными врачами для определœения остроты зрения. Карточки предъ­являются учащимся, сидящим за последним, средним и первым столом. Их просят прочесть эти буквы. На большом расстоянии мелкий шрифт учащиеся не различают. Анализируя результа­ты, учащиеся приходят к выводу, что для получения зрительных ощущений раздражитель должен достигать определœенной вели­чины.

Чтобы показать, что порог различения определяет не сама по себе величина изменения раздражителя, а отношение этой вели­чины к первоначально действующему раздражителю, можно использовать очень несложный опыт. Преподаватель заранее чертит на доске три параллельных отрезка разной дли­ны, каждый отрезок разделœен на две части. Учащиеся должны определить, равны ли эти части. Оказывается, не всœегда это воз­можно сделать верно без измерения, так как чувствительность к изменению раздражителя зависит не от величины этого изме­нения, а от соотношения ее с первоначальным раздражителœем (в данном примере всœеми ощущается разница в длинœе частей самой коронкой прямой, и труднее ощутить эту разницу в длин­ной прямой).



Равны ли между собой отрезки на каждой из этих прямых? (Порог различительной чувствительности)

Вопрос о видах ощущений не требует применения специаль­ной наглядности, так как каждый человек отчетливо осознает свои зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Менее отчетливо осознаются двигательные ощущения. По этой причине можно провести несложный опыт, иллюстрирующий наличие ощущений движения и положения тела, помогаю­щих человеку регулировать эти движения. Предложите учащимся придать любое положение своей правой руке, закрыв при этом глаза, а затем, не открывая глаз, то же положение дать своей левой руке. Потом, предложите им, открыв глаза, прове­рить точность выполнения движения и, таким образом, установить наличие двигательных ощущений и их роль в управлении человеком движениями своего тела.

Значение осязательных ощущений в познавательной деятель­ности можно продемонстрировать, положив на ладонь человека, закрывшего предварительно глаза, какой-либо небольшой предмет. Попросите учащихся определить, что это такое, пользуясь только кожными ощущениями. Ни форму, ни величину предме­та человек не сможет определить до тех пор, пока движением пальцев не ощупает предмет. В этом опыте наглядно выступает значение взаимодействия анализаторов (в данном случае кожного и двигательного) в познавательной деятельности и роль в ней активного действия человека с предметом.

Объясняя строение и функции анализаторов, следует исполь­зовать схему строения анализатора. Лучше всœего, в случае если такую схему преподаватель демонстрирует не в готовом виде, а чертит на классной доске во время объяснения. Учащимся нужно ука­зать, что это общая схема строения всœех анализаторов, состоя­щих из трех частей: рецептора, проводящего нервного пути и участка в коре больших полушарий мозга, где находится ядро данного анализатора - его мозговой конец. На этой же схеме можно показать учащимся путь нервного возбуждения, возникшего под воздействием раздражителя в окончаниях чувст­вительных нервов рецептора, идущего далее по проводящему чувствительному нерву в кору больших полушарий, где возбужде­ние превращается в психический процесс - ощущение, и путь ответной реакции: через двигательные центры коры по центро­бежным нервам,- к мышцам. Эту же схему следует использо­вать и для демонстрации обратной связи рецептора с мозгом.


Иллюстративный материал - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Иллюстративный материал" 2014, 2015.

  • - Иллюстративный материал

    Список использованной литературы: 1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. 2-е издание, дополненное / Составитель - проф. В. А. Томсинов. М.: Издательство "Зерцало", 2004. С. 330-339. 2. Король и бароны в 1215 году.... .


  • -

    Диффузионная емкость р-n перехода Диффузионная емкость представляет собой отношение приращения инжекционного заряда dQинж к вызвавшему его изменению напряжения dUпр, т. е. . Многочленные СП Задание: спишите предложения, выделите грамматические... .


  • - Иллюстративный материал к лекциям

    Диффузионная емкость р-n перехода Диффузионная емкость представляет собой отношение приращения инжекционного заряда dQинж к вызвавшему его изменению напряжения dUпр, т. е. . Многочленные СП Задание: спишите предложения, выделите грамматические...