Секретный доступ к Fulbright

Программа академических обменов, названная в честь ее основателя, американского сенатора У. Фулбрайта, начала свою работу в Российской федерации в 1973 году, когда шесть советских и шесть американских ученых стали фулбрайтовцами, получив грант Программы на проведение научных исследований и чтение лекций, заложив тем самым прочное основание двустороннего академического сотрудничества.

За тридцать девять лет непрерывной работы Программа Фулбрайта предоставила возможность установить новые научные контакты, продолжить свое обучение и пройти стажировку сотням российских профессоров, преподавателей, молодых специалистов. Под эгидой Ассоциации ежегодно в российских городах проходят международные, всероссийские и региональные конференции, встречи и дискуссии, выходят периодические и другие издания.

Программы фонда Фулбрайта пользуются большой популярностью среди преподавателей факультета иностранных языков.

Программа для ассистентов преподавателей английского языка (English Teaching Assistant Program) впервые была объявлена на территории России в 2006 г. В рамках данной программы каждый год в Россию отправляются около 25 американских стипендиатов в качестве ассистентов преподавателей английского языка.

В 2010-2011 учебном году на факультета стажировалась в качестве ассистента преподавателя английского языка Кэти Дилярд . В ее обязанности входило 15 (аудиторных часов в неделю) часов преподавания в неделю и до 6 (шести) часов в неделю консультаций/внеаудиторной работы с российскими коллегами, не считая работы по подготовке к занятиям. Кроме того, еще 6 часов в неделю были отведены на работу над своим индивидуальным учебным или исследовательским проектом. Кэти принимала активное участие в жизни факультета. Они помогла организовать кружок английского языка English Club, участвовала в работе ассоциации преподавателей английского языка, а также была волонтером в местных школах.

I spent the 2010-2011 academic year working in the Foreign Language Faculty as a Fulbright ETA. My main role was to hold conversation classes about issues that would not necessarily be covered in the students" main English classes. We discussed a variety of topics, including important holidays, American and British slang, stereotypes and important issues in our societies. In addition, I introduced students to music and television shows that are not popular outside the United States. The goal of such classes was to overcome the conversation barrier, in order to help students grow more comfortable using English in a more informal, real-life setting. I was the "native speaker" and answered students" questions about English and life in America

Я провела на 2010-2011 учебный год на факультете иностранных языков факультета как участница программы Фулбрайт. Моей главной задачей было проведение занятий по коммуникативному английскому на различные темы, которые не всегда затрагивались в рамках занятий. Мы разговаривали на разные темы, например, праздники, американский и британский сленг, стереотипы и важные социальные вопросы. Кроме того, я показывала студентам музыкальные и телевизионные шоу, которые неизвестны за пределами Соединенных Штатов. Цель таких занятий была в том, чтобы используя английский язык в неформальной, реальной обстановке помочь студентам преодолеть языковой барьер и обеспечить более комфортный профессиональный рост. Я была носителем английского языка и отвечала на вопросы студентов о жизни и в Америке.


Также по приглашению факультета в университет регулярно приезжают лектора из университетов США для чтения лекций и проведения семинаров.

Одними из первых на факультет приехали профессор Бен и Кристин Фуллеры из университета штата Пенсильвания. Они провели на факультете 3 недели, которые запомнились всем высоким качеством преподавания. Специализация проф. Бена Фуллера - американская литература. Однако сотрудничество факультета не закончилось после их отъезда. Профессор регулярно присылает на факультет книги и журналы по классической и современной американской литературе и страноведению. В настоящий момент на факультете уже сформирована библиотека, пользующаяся большой популярностью не только у преподавателей факультета, но и аспирантов и студентов.

Professor Fuller : I"m glad the literary journals and books prove useful. Unlike fifty years ago there"s little consensus on who are the best ones, these days we have so many people writing prose fiction, poetry, film, theatre, and tv scripts that it"s hard to get a grasp on the subject. I"ve sent you several booked published by Tin House which is one of many worthwhile publishers of contemporary American literature by living writers. I know you the Department of Foreign languages are actively involved into international projects. It make me especially happy that students have so many opportunities to host foreign visitors and present festivals of foreign works as well as to travel all over the globe. Only twenty years ago this development seemed so difficult to achieve and now it"s part of every day life at the university

Я рад, что мои журналы и книги полезны. В отличие от той ситуации, которая была пятьдесят лет назад, сейчас существует много различных мнений о том, что является хорошей литературой, т.к. в наши дни у нас так много авторов, пишущих художественную прозу, поэзию, сценарии для кино и театра и получить общее представление о ситуации нелегко. Я послал вам несколько книг, опубликованных в издательстве Тин Хаус, который является одним из лучших издателей современной американской литературы. Я знаю, что факультет иностранных языков активно участвует в международных проектах. Что меня особенно радует, так это то, что студенты имеют много возможностей для приема иностранных гостей и участия в различных мероприятиях, в том числе праздничных, а также много путешествуют по всему миру. Двадцать лет назад такое развитие событий было трудноосуществимым, а теперь это часть повседневной жизни университета


Но особенной популярностью пользуется Программа для молодых преподавателей английского языка (FLTA). Главная цель данной программы – укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими странами.

Программа предоставляет молодым преподавателям английского языка возможность улучшить свое педагогическое мастерство, уровень владения английским языком и ближе познакомиться с американской культурой и традициями. Участники этой Программы распределяются в университеты и колледжи США для работы в качестве преподавателей или ассистентов преподавателей русского языка. В круг обязанностей участников Программы входит преподавание русского языка/культуры своей страны до 20 часов в неделю. Также участники программы должны изучают минимум 2 предмета в семестр, один из которых относится к Американистике, а другой должен быть связан с преподаванием английского языка.

Американские университеты получают большую пользу от присутствия носителя языка в своем университетском городке, так как, помимо занятий со студентами, участники Программы должны будут активно взаимодействовать с представителями местного сообщества, организуя группы по изучению разговорной речи, проводя внеаудиторные мероприятия, языковые клубы, круглые столы с целью ознакомления аудитории с культурой и традициями своей страны. Прямое общение дает возможность преподавателям и американским студентам узнать больше о культурах и традициях стран, которые они представляют, а также лучше понять друг друга.

Рябова Елена Николаевна , выпускница Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева, преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, факультета Иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева.

Чубарова Юлия Евгеньевна , выпускница Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева,

Я выиграла грант фонда Fulbright по программе FLTA (Foreign Language Teaching Assistant) на стажировку в США в 2010-2011 гг. В течение года преподавала русский язык (Russian I, Russian II, Russian Intermediate, Russian Conversation) в Juniata College (штат Пенсильвания) и являлась организатором Русского Клуба и Языковых Столов. В круг обязанностей входило преподавание русского языка/культуры своей страны до 20 часов в неделю. Также нужно было изучать 2 предмета в семестр по собственному выбору. В рамках программы колледжа обязательным было участие в программе Language in Motion, что позволило познакомиться с образованием в средней школе США и дать презентации о России в школах Пельсильвании.

Программа началась в августе, с обязательной недельной ориентации в г. Остине (штат Техас). После этого все участники разъехались по своим вузам. После первого семестра участники FLTA со всего мира, около 400 человек, приезжали на конференцию в Вашингтон. Во время конференции участники делились друг с другом приобретенным опытом, а так же знакомились с наиболее актуальными и эффективными методиками преподавания иностранных языков.

Программа уникальна, поскольку позволила поучиться и поработать в стране, понять специфику системы образования США, расширить профессиональные контакты, улучшить знание английского языка и получить подлинное представление о США, о духовных и культурных ценностях американцев. Большое количество праздников и каникул позволило посмотреть на страну и по достоинству оценить ее красоту во всем масштабе и изобилии!

Хорошее владение английским языком является обязательным требованием для участия в программе, поэтому именно учеба и работа на факультете иностранных языков позволили мне не только получить этот грант, но и поехать в такую интересную страну как США!

Программа Фулбрайта

Небольшая вставка из Википедии
Программа Фулбрайта - программа образовательных грантов, основанная в 1946 году сенатором США Джеймсом Уильямом Фулбрайтом и финансируемых госдепартаментом, с целью укрепления культурно-академических связей между гражданами США и других стран.
Обеспечивает международные образовательные обмены для студентов, учёных, преподавателей, специалистов и художников. На конкурсной основе предоставляет гранты как американским, так и зарубежным студентам, учёным и исследователям. Стимулирует «перекрёстное» образование, в частности американских студентов за рубежом, а зарубежных - в США. Программа Фулбрайта является одной из самых престижных наградных программ в мире среди подобных, она работает более чем в 155 странах, в 50-ти из которых функционируют специальные комиссии, руководящие программой, там же где их нет, её курирует Отдел информации и культуры посольства США.

От себя . Стипендия считается одной их самых престижных стипендий в США. Много людей в США про нее слышали и знают.
Изначально более гуманитарная программа, но в последнее время набирает популярность и среди фундаментальных наук. Например специально недавно открытая программа Fulbright STEP .

Условия стипендии

  • оплата обучения в университете
Как правило, программа подразумевает финансирование вашего обучения на 2 года. Поэтому в случае получения степени PhD, вам за это время нужно найти себе другой источник финансирования.
  • билет в 2 стороны
Билеты туда и обратно. Дополнительные перелеты не оплачиваются.
  • ежемесячная стипендия
$1280+ в зависимости от места проживания. Летом стипендии нет и билетов домой тоже нет, что создает интересную ситуацию. Странно также, что некоторым странам летом платят стипендию, а некоторым нет. Поэтому о летнем финансировании следует подумать заранее.
  • медицинская страховка
Базовая страховка Seven Corners. В принципе достаточно для рутинных визитов к врачу. Больше информации
  • требование о возвращении на 2 года
Необходимо вернуться в родную страну на 2 года в соответствии с требованиями визы J1. Тут речь идет о получении вида на жительство в США. Находиться в США по туристической визе или другой ученической визе никто не запрещает, но получить вид на жительство, скорее всего не получится без возвращения домой на 2 года. При большом желании и удаче можно получить освобождение от этого правила (waiver), но я пока не встречал людей, которые прошли всю процедуру, поэтому мне сложно об этом говорить. Слышал не раз, что не всегда требуют находиться эти 2 года физически именно в родной стране, но опять же информации мало.
  • возможность взять с собой семью
С собой можно брать мужа/жену и детей, они получают визу J2, которая, например, позволяет работать. Также на каждого члена семьи платятся дополнительные деньги. Больше информации

Подача документов

Срок подачи документов на конкурс - середина мая. Нужно учитывать, что документы подаются на год вперед. Так я подавал документы в мае 2012 года, будучи на 3-м курсе университета, а учиться в США начал в августе 2013. Результаты всего отбора будут известны где-то в конце сентября (выбор университета, как кому повезет), что все-таки позволяет неплохо планировать наперед.
Перечень документов достаточно простой (тут остановлюсь на самих важных по моему мнения):
  • Personal Statement - служит в качестве отчета о всем, что вы уже сделали и что по вашему мнению делает вас хорошим кандидатом на стипендию. В то же время она должна включать в себя некоторые упоминания о том, как учится в Штатах поможет вам в достижении ваших профессиональных и научных целей, и почему это нельзя сделать в тех условиях в которых вы сейчас.
  • Study Objective - эссе, в котором следует как можно больше, чтобы говорить о том, что вы хотели бы сделать, когда вы находитесь в Соединенных Штатах. Подразумевает более менее детальное описание проекта, актуальности выбранного вами направления. Желательно детально описать свои цели в выбранной сфере и как вы собираетесь эти цели реализовывать, и главное зачем для этого ехать в США.
  • три рекомендационных письма . Старайтесь подобрать людей, которые смогут показать вас с разных сторон. Мне кажется, что оптимальный набор - работа, университет и общественная деятельность. Желательно охарактеризовать вас разнопланово, но письмо от научного руководителя все-таки лучше иметь. Эти же письма будут потом использоваться для подачи документов в университеты США, и, зная, как у нас относятся к рекомендационным письмам, важно дать понять людям, что эти письма важны, а не просто отписка.
Первые два эссе входят в заявку и судя по отзывам являются основным критерием первичного отсева кандидатов.

Процесс отбора

Срок подачи документов - середина мая. Потом где-то до середины августа идет обработка форм. Все достаточно либерально, если что-то упустите, вас, скорее всего, просто попросят прислать недостающие документы.
В середине августа объявляют людей, которые прошли во второй тур (Semi-Final), то есть на собеседование. Собеседование проходит в форме панели – 5-6 человек расспрашивают вас про ваш проект, цели и аргументацию актуальности проекта. Как правило, среди них 2-3 американца. В моем случае половина людей, которые меня собеседовали, сталкивались с Computer Science, остальные просто из технических сфер.
Само собеседование проходит где-то в середине сентября, и результаты объявляют через 1-2 недели после собеседований. Так претенденты проходят в финальную стадию. Суть в том, что это еще не гарантия самой поездки (хотя шансы где-то 95%). Небольшая часть людей отсеивается из-за плохих результатов тестов, некоторые - по своему желанию или по той причине, что не могут найти подходящий университет. Поэтому кроме основного списка есть еще резервный, и шансы у людей из резервного списка, как правило, неплохие.

Тесты

После попадания в финальную стадию (фактически получения стипендии), нужно будет сдать 2 теста (TOEFL, GRE General). Если вы сдавали их до этого, результаты еще действительны на момент подачи документов в университеты и удовлетворяют минимальным требованиям, то можно тесты не сдавать. Финалистам оплачивают саму сдачу, но подготовка как правило не оплачивается.
  1. TOEFL iBT - состоит из 4-х частей (Listening, Reading, Speaking, Writing). Каждая часть про 30 балов, в сумме 120. Минимум в большей части университетов где-то около 80, но приемлемый результат - 100. Очень желательно сдать Speaking больше чем на 25, это часто дает возможность сертифицироваться в университете, если вы захотите работать со студентами (я сдал на 23 и мне пришлось проходить дополнительный курс)
  2. GRE revised General Test - у этого теста прогрессивная шкала оценивания (от 130 до 170, например 145 значит, вы в первом квантиле, 151 срединий бал, а со 157 четвертый квантиль), в зависимости от университета и программы очень отличаются требования по этому тесту. Некоторые университеты вообще его не требуют. В целом тест сложнее чем TOEFL, требует больше времени для подготовки. Состоит из 3-х частей:
    • Math - достаточно легкий тест, на уровне 1-го курса в техническом университете. Основная масса заданий по алгебре. Ничего необычного, просто для успешной сдачи нужно привыкнуть к формулировке заданий на английском (как правило это сложнее чем сами задания).
    • Vocabulary - просто неимоверно сложный. Используется очень академический вокабуляр, часто просто сложно понять о чем речь. К нему правда нужно долго готовиться. Позже общаясь уже с американцами понял, что и среди них много людей которые заваливают этот тест.
    • Writing - 2 эссе. Не раз слышал, что для иностранных студентов это не самая важная часть. По эмпирическим наблюдениям лучше больше времени уделить другим частям. Хотя опять же относительно программы.
Тесты нужно сдавать в конце октября - начале ноября, поэтому есть смысл подумать про это заранее. Времени между попаданием в финал и сдачей тестов очень очень мало и как правило существенно поднять свой уровень не получиться. Особенно в GRE, где тест по языку очень и очень сложный.

Выбор университета

После сдачи тестов, согласно вашим результатам составляет для вас список рекомендуемых университетов, в которые, по мнению программы Фулбрайта, вы бы могли поступить. Суть в том, что стипендия - это финансирование, но не гарантия, что вы сможете найти себе университет. Зачастую сотрудники программы стараются учитывать ваши пожелания, если они из области логики, а не из области «Кроме Гарварда никуда не поеду». Вам предлагают список из 4-х университетов и, как правило, повсюду нужно самому что-то заполнять. Подача документов начинается в конце ноября. Первые предложения от университетов будут после Нового Года. И тут, в принципе, случается самая сложная ситуация. Некоторые университеты дают программе Фулбрайта скидку на ваше обучение, поэтому для программы выгоднее отправлять стипендиатов именно в такие университеты. Очень хорошо, когда ваш выбор совпал с тем, что вам советуют. Честно сказать, что бывает в другом случае, я не особо знаю. Есть люди, которые отказываться, так как их не устраивает университет. Я считаю, что одержимость именем университета неплохая штука, но не самая главная. Тем более, что, в конце концов, по приезде в США можно перевестись в другой университет.
  • сдайте по возможность TOEFL или GRE до подачи документов, или за лето после подачи документов (результаты можно внести в свою заявку в любой момент). Хорошие результаты по тестам дают комиссии определенный уровень уверенности в вас и показывают знание языка. По эмпирическим ощущениям где-то 50% финалистов сдали хотя б один тест до выхода в финал. Также сдача тестов заранее сильно упростит вам жизнь в случае попадания в финал, так как в другом случае их приходиться сдавать в очень сжатый срок (1-2 месяца).
  • лучше иметь реальный список университетов куда вам хочется попасть. Потратьте время и сделайте обзор программ. Как правило университеты имеют даже специализацию в сфере компьютерных наук. Сразу хочу немного расстроить, шансов попасть в Ivy League не очень много. Проблема даже не в уровне знаний, а скорее финансовой стороне вопроса для Fulbright. Плюс для попадания в условный Стенфорд нужна реальная аргументация почему именно Стенфорд а не например Университет Вашингтона. Поэтому при подаче документов лучше иметь реалистичные цели.
  • будьте максимально готовы у своем направлении и проекте. Постарайтесь актуализировать знания, почитайте, что именно сейчас исследуют в вашей сфере. Это скорее всего спросят на интервью.
  • при подготовке к интервью мне посоветовали одну очень действенную методику. Потратьте 2-3 дня и выпишите все вопросы которые вы бы сами себе задали про ваш проект. Что человеку со стороны может спросить. Попросите знакомых вам с этим помочь. Мне так удалось «угадать» где-то 70% вопросов которые мне в конце концов задали на интервью.

Стипендиальная программа Фулбрайта - одна из самых известных во всем мире. Тысячам студентов из разных стран она ежегодно дает возможность получать высшее образование в США без серьезных финансовых потрясений.

От общего…

Сенатор Уильям Фулбрайт. Он не был типичным американским политиком, его понимание блага Америки часто расходилось с пониманием большинства. Именно Фулбрайт в 1945 году предложил использовать средства от продажи остатков военной собственности США за рубежом на цели обмена студентами в сфере образования, культуры и науки.

С тех пор каждый год происходит обмен студентами между Америкой и другими странами. В настоящее время программа Фулбрайт охватывает около 150 стран мира. Финансирование со стороны правительства США превышает $100,000,000 в год. Правительства других стран вносят в Программу около $30,000,000 в год.

С Россией у Фулбрайта десять программ, доступных для разных категорий участников. Список конкурсных дисциплин достаточно широкий. Российская Ассоциация выпускников программы Фулбрайта насчитывает около 1600 человек.

Программа Фулбрайта для российских граждан предоставляет гранты на обучение, проведение научных исследований, чтение лекций и стажировку в любом университете, библиотеке, архиве США. Гранты присуждаются по итогам открытого конкурса по всем дисциплинам.

Ориентированы программы на выпускников российских вузов, аспирантов, ученых, деятелей искусств, преподавателей, сотрудников международных отделов российских университетов.

В грант включены: участие в конкурсе, оплата обучения в университете США, ежемесячная стипендия, ограниченная медицинская страховка и оплата транспортных расходов.

Принимать участие в программах могут граждане РФ, постоянно проживающие на территории страны, имеющие диплом о высшем образовании или ученую степень (в зависимости от программы), обладающие хорошим знанием английского языка.

Каждая программа имеет свою систему подачи заявки и критериев отбора. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке. Соответственно, суммы грантов также меняются в зависимости от конкретного случая.

…к частному

Программы Фулбрайта включают в себя несколько направлений. А в свою очередь каждое направление делится на группы.

Для студентов и преподавателей:

Магистратура и стажировка в США. Гранты выдаются на 1-2 года обучения или исследования. Существуют ограничения по возрасту. Стипендиаты программы получают визу J-1 и после окончания гранта обязаны вернуться в Россию.

Программа для преподавателей вузов . Гранты на конкурсной основе выдаются преподавателям вузов не старше 39 лет. Продолжительность программы - 5 месяцев.

Программа для молодых преподавателей иностранного языка . Программа длится 9 месяцев и не предполагает получение степени по ее завершению. Молодым преподавателям английского языка предоставляется возможность улучшить свое педагогическое мастерство, уровень владения английским языком и ближе познакомиться с американской культурой и традициями. Участники программы попадают в университеты и колледжи США для работы в качестве преподавателей или ассистентов преподавателей русского языка.

Для ученых:

Scholar-in-Residence Program (SIR). Программа обмена с вузами США. Преподаватели российских вузов отправляются в общественные колледжи, небольшие университеты, специализирующиеся в области магистерских программ по гуманитарным наукам, и университеты, где обучаются представители национальных меньшинств.

Для ученых и деятелей искусств . Гранты выдаются ученым, сотрудникам научно-исследовательских институтов, преподавателям вузов (обязательно наличие ученой степени), а также деятелям искусств и специалистам в области прикладных и творческих дисциплин (наличие ученой степени не требуется). Продолжительность исследовательского гранта 3-6 месяцев. Продолжительность лекторского гранта 3-9 месяцев.

New Century Scholars . Исследовательская программа, которая ежегодно собирает 25-30 ученых и специалистов из США и стран-участниц образовательного проекта.

Программа для сотрудников международных отделов российских вузов:

RIEA существует для сотрудников международных отделов. Рассчитана на молодых специалистов со стажем работы не менее двух лет. Программа RIEA предлагает интенсивную 3-х месячную стажировку в США и нацелена на повышение профессионального мастерства сотрудников российских университетов, которые работают с иностранными студентами и преподавателями.

Программы Фулбрайта также включают в себя несколько летних школ: школа «Устойчивое развитие регионов и территорий», школа по точным наукам и технологиям, Гуманитарная Летняя Школа. А также - Программу Хьюберта Хамфри, нацеленную на поддержку исследований. Все подробности - на

Внимание! Открыт набор заявок на программу Малых Грантов 2019 для выпускников программы Фулбрайта!

"Как русские и американцы помогали друг другу"

Виктория Журавлева, выпускница программы Фулбрайта для ученых и деятелей искусств 1995-96 гг., доктор исторических наук, выступила на радио "Голос Америки" с лекцией под названием "Как русские и американцы помогали друг другу".

Статья о Елене Гладун на сайте ТюмГУ


Исследование Елены Гладун, текущей стипендиатки Арктической программы Фулбрайта, доцента кафедры административного и финансового права Тюменского государственного университета (ТюмГУ), направлено на изучение путей и проблем развития коренных малочисленных народов Арктики в условиях глобальных изменений.

FFDP 2018-19: Результаты и впечатления


В середине января 2019 г. возвратились в Россию преподаватели российских вузов, участники программы Фулбрайта FFDP 2018-2019 гг. В течение 5 месяцев они совершенствовали или разрабатывали новые академические курсы для своих домашних вузов и сейчас приступают к их внедрению.

Проекты фулбрайтовцев: завершая 2018 г.


В то время как учебный год медленно, но верно движется к концу, мы продолжаем обзор деятельности фулбрайтовцев в 2018 году, как в рамках работы по грантовым проектам, так и в отношении культурно-академического обмена на локальном и глобальном уровнях.

Исчезающая Земля


14 мая 2019 г. выходит в свет первая книга Джулии Филипс, выпускницы программы Фулбрайта для американских студентов-исследователей 2011-2012гг. Книга называется "Исчезающая Земля" и во многом вдохновлена годом, проведенном Джулией на Камчатке в рамках фулбрайтовского гранта.

Интервью Д. Нечипорука


Дмитрий Нечипорук, только что вернувшийся в Россию по окончании гранта Фулбрайта для ученых и деятелей искусств, дал интервью сетевому изданию "Невельский репортер" о своей жизни и стажировке в США.

Статья о Джоне Бёрджессе в БелПрессе


Джон Бёрджесс, профессор богословия из Питтсбурга и текущий стипендиат программы Фулбрайта для американских ученых в Белгороде, дал интервью белгородскому сетевому изданию "БелПресса".

U.S. Education Week


С 9 по 17 февраля в рамках U.S. Education Week в пяти городах России - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке - пройдут специализированные выставки университетов и колледжей США. В мероприятиях примут участие директора приемных комиссий американских вузов, эксперты в области высшего образования США, приглашенные спикеры, выпускники американских университетов. Сотрудники программы Фулбрайта также будут консультировать всех желающих о возможностях программы и подробностях конкурса, во всех городах, кроме Владивостока.

Салоны для выпускников: подводя итоги 2018 г.


В 2018 году выпускники различных программ Фулбрайта не раз собирались вместе: на , организованных в том числе при поддержке . Все эти мероприятия были проведены фулбрайтовцами по всей России. В Москве у выпускников была возможность увидеться в рамках , а также на вечерних салонах в офисе программы. Вечерние салоны выпускников, обычно организованные вокруг какой-либо темы или приглашенного гостя, в более камерной атмосфере предлагают фулбрайтовцам возможность пообщаться и делиться новостями о своих проектах и исследованиях.

Московский офис программы Фулбрайта поздравляет вас с наступающими праздниками и желает крепкого здоровья, радости и бесконечных возможностей развития в новом 2019 году!

Премьера документального фильма "Неизвестный 1917-й"


Галина Евтушенко, выпускница программы Фулбрайта 2017-18 для ученых и деятелей искусств, приглашает всех желающих на показ своего нового документального фильма "Неизвестный 1917-й" в Доме Кино 10 января 2019 г., в 19.00. Вход по (его достаточно распечатать и взять с собой).

Проекты фулбрайтовцев


Под конец первого семестра учебного года фулбрайтовцы, как текущие стипендиаты, так и выпускники, активно трудятся над своими проектами и делятся опытом в локальном и глобальном масштабах.

Фулбрайтовцы о международном образовании и карьере в области искусства


В конце сентября 2018 г. в Галерее 21 на Винзаводе выпускницы провели обсуждение на тему «Международный опыт в карьере арт-менеджера и художника». Спикеры поделились личным опытом учебы и работы в культурных учреждениях США, а также поговорили о влиянии международного обмена на развитие профессиональных компетенций культурных менеджеров и художников. Мероприятие было организовано при поддержке программы Малых Грантов.

Курс по американистике выпускницы программы FLTA


Наталия Мухина, выпускница программы FLTA 2014-15, разработала курс "Американистика" для студентов 2-го курса Московского городского педагогического университета. В результате ее электив стал невероятно популярен и на него записалось более 65 человек.

История стипендиата: от Саранак Лейк до Уфы


Доктор Селина ЛеМэй-Клиппэл, стипендиат программы Фулбрайта для американских ученых, только что закончила свою 3-месячную стажировку в Башкирском государственном медицинском университете (БГМУ) в Уфе, где она преподавала медсестринское дело и коллаборативный подход в здравоохранении, и поделилась с московским офисом Программы своими впечатлениями.

Презентация проекта Синтии Мадански «4 женщины / 4 фильма»


В рамках проекта «ЭСФИРЪ» направления «Полевые исследования» Музея современного искусства «Гараж» 6 ноября 2018 г. пройдет презентация видеоработ художницы Синтии Мадански, текущей стипендиатки программы Фулбрайта для американских ученых в Санкт-Петербурге, в которых анализируется специфика «женского письма», разница языков, возможности интерпретации и перевода. Вход свободный по предварительной регистрации.

Встреча выпускников программы Фулбрайта Байкальского региона


25-26 сентября 2018 г. в Улан-Удэ состоялась встреча выпускников "Международная академическая мобильность ученых Байкальского региона". Мероприятие было организовано при поддержке программы Малых Грантов выпускниками программы Фулбрайта из Бурятского государственного университета.

Жизнь после Фулбрайта


Даже по завершении своего участия в программе Фулбрайта и возвращении домой, фулбрайтовцы не забывают о том, какую важную миссию они выполняют в качестве выпускников и послов Программы в России, продолжая развивать и способствовать культурному и академическому обмену c США, а также повышая информированность о Программе в своих регионах.

Встречи выпускников программы Фулбрайта в Новосибирске


27 августа и 8 октября 2018 г. в Новосибирске при поддержке московского офиса Программы Фулбрайта и Посольства США в РФ состоялось две встречи выпускников-фулбрайтовцев, посвященных 45-летию программы в России. Встречи были организованы в рамках программы Малых Грантов.

"Что такое эксперимент?"


Юлия Клейман, выпускник программы Фулбрайта для ученых и деятелей искусств 2012-13 гг., выступила куратором образовательной программы "Что такое эксперимент?" в рамках IV Летнего фестиваля искусств "Точка доступа". Программа прошла с 31 июля по 2 августа и включила в себя лекции, режиссерскую лабораторию, просмотры спектаклей и итоговый семинар.

История стипендиата: программа Фулбрайта дала мне мощный толчок и неоценимые ресурсы


Антрополог-индеанист и текущий стипендиат программы для выпускников вузов и аспирантов А. Ю. Чудак начинает второй год учебы в магистратуре университета Оклахомы и делится мыслями и впечатлениями о возможностях, открываемых программой Фулбрайта молодым исследователям.

Гуманитарная летняя школа "Творческое письмо и новые профили гуманитарного образования"


27-29 августа 2018 г. в музее-усадьбе Л.Н. Толстого "Ясная поляна" прошла XХI Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа на тему "Творческое письмо и новые профили гуманитарного образования", организованная выпускницей программы Фулбрайта для ученых и деятелей искусств Т.Д. Венедиктовой.

Программа поддержки проектов выпускников обменных программ при Американском центре в Москве


Посольство США и Американский центр в Москве объявляют о начале приема заявок в рамках Программы поддержки проектов выпускников американских обменных программ. Программа предоставляет финансовую поддержу для реализации общественно-полезных проектов как индивидуальных выпускников, так и их объединений, позволяющих им применить знания и навыки, полученные во время участия в обменных программах. Выпускники, проживающие не в Москве, также могут принять участие в программе и проводить предложенные проекты в своем городе под эгидой Американского центра.

Встреча выпускников программы Фулбрайта «Международная академическая мобильность учёных Байкальского региона» в Улан-Удэ


25-26 сентября 2018 г. в Улан-Удэ при поддержке московского офиса Программы Фулбрайта и Посольства США в РФ состоится встреча выпускников-фулбрайтовцев «Международная академическая мобильность учёных Байкальского региона», посвященная 45-летию программы в России. Встреча будет организована в рамках программы Малых Грантов.

Монография Татьяны Свистуненко


Выпускница программы Фулбрайта для ученых и деятелей искусств 2007-2008 гг. Т.А. Свистуненко выпустила 300-страничную монографию "Эволюция раннебарочной фуги в клавирном творчестве И.С. Баха". Книга адресована музыкантам-профессионалам, а также всем интересующимся творчеством Баха.

Встреча выпускников программы Фулбрайта «Международная академическая мобильность учёных Сибири» в Новосибирске


27 августа 2018 г. в Академгородке в Новосибирске при поддержке московского офиса Программы Фулбрайта и Посольства США в РФ состоится встреча выпускников-фулбрайтовцев «Международная академическая мобильность учёных Сибири», посвященная 45-летию программы в России. Встреча будет организована в рамках программы Малых Грантов.

"Америка: калейдоскоп культур"


Выставка «Америка: калейдоскоп культур», организованная А.С. Голобоковым, выпускником Программы FFDP 2018-19, открылась в конце июня во Владивостоке в музейно-выставочном комплексе ВГУЭС. Проект был поддержан Программой Малых Грантов 2018 г.

Мероприятия российских фулбрайтовцев при поддержке OLF


В этом году сразу двое российских фулбрайтовцев из Санкт-Петербурга, Татьяна Вайнштейн и Игорь Козлов, провели ряд обучающих мероприятий в вузах США при поддержке Outreach Lecturing Fund (OLF), грантового фонда, позволяющего текущим участникам программы Фулбрайта для ученых и деятелей искусств, пребывающим в США, путешествовать в другие высшие учебные заведения в стране.

Встреча участников Арктической Программы Фулбрайта


C 21 по 26 мая 2018 г. состоялась встреча участников второй Арктической программы Фулбрайта. Во встрече приняли участие нынешние стипендиаты Арктической программы 2018-19 гг. из России: Елена Гладун и Светлана Тулаева.

Салон "Творческое наследие Айседоры Дункан"


29 мая 2018 г. в московском офисе программы Фулбрайта прошёл очередной вечерний салон выпускников программы, темой которого стало творчество знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан. Главным спикером выступила Елена Владимировна Юшкова, а особой гостей салона стала танцовщица Видала Нейянайя.

Семинары Кристофера Келли в Сыктывкарcком государственном университете


В мае 2018 года Кристофер Келли, выпускник Программы Фулбрайта для американских ученых 2005 и 2011 гг., профессор юридического факультета Университета штата Арканзас в г. Фейетвилл посетил Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина.

VIII Конференция выпускников Программы Фулбрайта в России


12-13 апреля 2018 года Институт международного образования в Москве организовал и провел конференцию «Программа Фулбрайта в России, VIII конференция выпускников «45 лет успешного международного профессионального общения». Конференция проходила в гостинице "Националь" в Москве. В конференции приняли участие более сотни выпускников программы Фулбрайта из более чем сорока городов России, а также делегаты из общественных колледжей США.

Визит представителя NASA в Амурский государственный университет


27 ноября 2017 года официальный представитель Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства в России (NASA) Джастин Тилман посетил Амурский государственный университет в Благовещенске.

Сохраненный танец Айседоры Дункан


Елена Юшкова, выпускница программы Фулбрайт-Кеннан 2007-2008 гг. и стипендиат программы Малых Грантов 2018 г., опубликовала статью «Isadora Duncan’s Dance in Russia: First Impressions and Discussions.1904–1909» в Журнале российско-американских исследований университета Канзаса, а вскоре проведет салон об известной танцовщице в московском офисе программы Фулбрайт.

Хореография тела, пространства и межкультурного общения


Живой интерес вызывает у американской студенческой аудитории проект Александры Портянниковой «Внешняя телесная осознанность». С января текущего года Александра проводит мастер-классы в рамках гранта Программы Фулбрайта для учёных и деятелей искусств в The New School в Нью-Йорке, США.

Семнадцать мгновений Русской Америки: открывая ее наследие заново


Аляска издавна манит путешественников. Одним из них оказался писатель и журналист-международник Сергей Карлович Пашкевич, соавтор кинопроекта "Русский мир без границ", автор книги об Аляске "Письма с края света. Путешествие в Русскую Америку." В декабре 2017г. он завершил проект в рамках Программы Фулбрайта для учёных и деятелей искусств «Семнадцать мгновений Русской Америки: открывая ее наследие заново». Сергей работал над ним в течение трех месяцев в музее Анкориджа и в разных частях этого самого северного американского штата.

Показ фильмов Галины Евтушенко в американских университетах


В марте этого года Галина Михайловна Евтушенко, профессор кафедры стран постсоветского зарубежья ИПМИ Российского государственного гуманитарного университета, провела показ своих документальных фильмов в Род-айлендском университете и в университете Олбани, где она в настоящее время находится по программе Фулбрайта Visiting Scholar.

Оксфордский татарский интерактивный словарь выпускницы Фулбрайта

31 января 2018г. в рамках проекта Oxford Global Languages начал работу Оксфордский татарский интерактивный словарь. Словарь создан на основе «Англо-татарского словаря для учащихся», изданного в 2014 году выпускницей Программы Фулбрайт Гульшат Рафаилевной Сафиуллиной.

“Русский язык с гавайским акцентом”


Летом прошлого года доцент кафедры литературы и методики обучения литературе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Е.C. Седова вернулась из поездки в Гавайский Университет в Маноа в Гонолулу, где в 2016-2017 учебном году она выполняла проект в рамках Программы Scholar-in-Residence (SIR). Профессиональные и культурные связи, созданные ею за год, развиваются и выходят на новые ступени.

8 марта в Университетском клубе Университета Олбани пройдёт показ документального фильма «Лев Толстой и Махатма Ганди».

Фильм сделан сценаристом, режиссером и продюсером игрового и документального кино, профессором РРГУ Евтушенко Г.М., которая выиграла грант Программы Фулбрайта для учёных и деятелей искусств на 2017-18 уч. г.. Сейчас она проводит исследования по теме «Автор и герой документального кино «в интерьере эпох», работает со студентами, проводит мастер-классы на кафедре истории (программа по документалистике) данного вуза.

FFDP 2017-18: Первые практические результаты

В середине января 2018 г. возвратились в Россию молодые преподаватели российских вузов. В течение 5 месяцев они совершенствовали или разрабатывали новые академические курсы для своих российских вузов и сейчас приступают к их внедрению.

Прошедшие презентации Программы Фулбрайта

Долой стереотипы об иностранных вузах «для богатеньких» - у любого государства существуют многомиллионные грантовые программы, которые ежегодно спонсируют самых целеустремленных студентов для прохождения магистратуры или аспирантуры. Выплаты покрывают расходы на обучение и проживание, и студенты могут полностью посвятить себя учебе. Все, что требуется от кандидата, - понять, зачем ему это нужно, четко поставить цель и аккуратно собрать пакет документов, а затем и чемоданы.

«Большая Деревня» начинает собирать практические советы ребят, которые смогли поступить в лучшие вузы мира. Как преодолеть круги бюрократического ада, что говорить на собеседовании, существует ли универсальное мотивационное письмо и есть ли смысл возвращаться домой? В первой части - одна из лучших международных программ Fulbright .

Где: Соединенные Штаты Америки

Что включает: оплата экзаменов на знание английского языка, оплата обучения, ежемесячная стипендия, ограниченная медицинская страховка, оплата транспортных расходов (проезд в обе стороны из родного города и дополнительный багаж на обратном пути), единоразовая оплата расходов на учебные материалы и размещение на месте проживания.

Срок обучения: от года до 2 лет

Требования: перечислены по ссылке , одно из обязательных - знание английского на достаточном уровне (TOEFL не ниже 80 баллов) и возраст не старше 30 лет.

Что это и как пройти. «Фулбрайт» - одна из самых щедрых и крутых стипендиальных программ в мире, которая ежегодно предоставляет гранты на обучение, проведение научных исследований и стажировки в университетах США. Участвовать в конкурсе могут выпускники вузов или студенты последнего года обучения, которые к моменту возможного отъезда уже получат дипломы о высшем образовании. Нужно выбрать магистерскую или аспирантскую программу. Магистры учатся два учебных года, аспиранты проводят исследование один учебный год.

Конкурсный отбор начинается весной и длится около года. За это время кандидат должен написать мотивационные эссе и собрать три рекомендательных письма, перевести диплом о высшем образовании на английский язык, сдать экзамены на знание английского (TOEFL , а магистры еще и GRE, пройти собеседование в Москве и - комбо! - совместить все это с основной работой или учебой.

Стипендия «Фулбрайта» покрывает всё. Для меня это было важно, так как своих средств не было

Каждый год заявку подает разное количество желающих: в 2015-м их было около 600. В финал обычно выходит около 10% - конкурс на место сравним с челленджем при поступлении в хороший отечественный вуз.

Нужно понимать, что «Фулбрайт» имеет четкую цель - культурный обмен: финалисты гранта в каком-то смысле становятся космополитами, просветителями и носителями важного опыта. Это означает, что почиллиться на берегах океана после окончания вуза или завершения исследовательской работы не выйдет - стипендиат обязан в идеальном случае вернуться на родину, но при любых раскладах не может в течение двух лет жить и работать в США (вариант с межнациональным браком тоже не прокатит).

Яна Щетинская, студентка North Carolina State University

В Самаре я окончила исторический факультет СамГУ по специальности «Международные отношения». Заявку на «Фулбрайт» подала в мае 2014-го, а в марте-апреле 2015-го узнала, что еду учиться. Процесс отбора кандидатов длится около года, и это достаточно нервно - столько времени находиться в состоянии неопределенности.

Стипендия «Фулбрайта» покрывает все, включая жилье: для меня это было важно, так как своих средств не было, чтобы оплатить половину или, скажем, треть обучения.

Подавая заявку, вы не выбираете университет - лишь высказываете свои пожелания, а комиссия их учитывает. Не стоит рассчитывать на Гарвард и другие универы на слуху: вас могут отправить в отличный вуз, про который никто в России и не слышал, и это будет гораздо лучшим решением.

Мотивация одна: вам либо это надо, и вы упорно идете до конца, либо нет

Если после подачи бумаг с документами все в порядке, вы проходите на второй тур - там как раз предстоит сдать экзамены и отправиться на собеседование в Москву. Оно проходит на английском языке с американо-русской комиссией из пяти-шести человек. На собеседовании проверяют вашу целеустремленность, а еще - коммуникативные способности, поэтому лучше все-таки сильно не нервничать и попробовать общаться спокойно, без излишней настороженности. Если у вас интересная тема, вы действительно знаете цель программы и верите в то, что говорите, - это большой плюс. Важно понимать, что американскую комиссию не устроят общие фразы.


Университет Северной Каролины

Нужно четко понять, а потом расписать, какую практическую важность имеет то, чем вы планируете заниматься. Хорошо бы накидать черновик примерных вопросов-ответов к интервью. Если есть такая возможность, лучше дать свои эссе на проверку опытному человеку, тому же фулбрайтовцу или носителю английского языка, который поможет исправить стилистические неточности.

Знаю многих, кто проходил на «Фулбрайт» с третьего и четвертого раза

Мотивация одна: вам либо это надо, и вы упорно идете до конца, либо нет. Если не получилось подать документы в этом году, можно сделать это в следующем. Я знаю многих, кто проходил на «Фулбрайт» с третьего и четвертого раза. Важный момент по поводу английского: если чувствуете, что языковой подготовки недостаточно, начинайте готовиться заранее. Изучите формат экзаменов, чтобы не растеряться при тестировании - и практикуйтесь без перерывов.


«Ориентация», или собрание студентов Университета Северной Каролины перед началом учебного года, Яна проходила в Бостоне

Сейчас я учусь в университете Северной Каролины (North Carolina State University) и в целом очень довольна. Я - единственный иностранный студент у себя на программе, но ко мне относятся ровно так же, как и к десяткам американцев-магистров. Преподаватели очень отзывчивы и всегда готовы помочь, если ты чего-то не понимаешь или не знаешь. Это большой плюс для развития и адаптации. У вуза, в котором я учусь, много ресурсов: постоянные конференции, семинары, дебаты, куда приглашают спикеров из ООН, государственных и некоммерческих организаций, - очень насыщенная жизнь.

Наверное, главное - не бояться. Если есть вопросы - задавать и консультироваться, общаться с уже бывшими стипендиатами. Во вконтакте есть группа