Мировое сообщество и современные международные отношения. Принципы мировой политики, тенденции и проблемы её осуществления. Что такое мировое сообщество Мировое сообщество понятие и концепции

С 19 столетия и до начала 20 употреблялся термин «просвещенный мир». Теперь взамен него употребляется представление «мировое сообщество », потому что он был признан больше политкорректным.

Мировое сообщество – это некоторая гипотетическая общность граждан всех стран мира, объединенных в цельный фронт в всеобщем порыве интернационализма. Представление «мировое сообщество » призвано отразить общность целей и деятельности сосуществующих в мире государств перед лицом глобальных загвоздок цивилизации. В основе мирового сообщества лежит правило суверенного равенства всех государств. Примером мирового сообщества является Организация объединенных наций (ООН).Словосочетание «мировое сообщество » зачастую употребляется в работах по политологии, государственными деятелями в своих выступлениях и в СМИ. Оно используется для манипуляции социальным суждением. Это происходит, когда под определением «мировое сообщество » набивается определенная точка зрения получателю информации. В зависимости от контекста оно может использоваться в качестве указания на интернациональные организации, которые объединяют примерно все страны мира, скажем, ЮНЕСКО. Это представление также используется для указания группы стран, объединенных политическими, экономическими, социальными и другими знаками. Зачастую «мировое сообщество » употребляется как высокопарный прием для противопоставления одного государства и его политики иному либо группе других стран.Членами мирового сообщества могут выступать государства, социальные союзы, конструкции, группировки и религиозные объединения, движения, экономические и военные союзы. Отношения между членами мирового сообщества составляют систему интернациональных отношений, а они являются их субъектами.В текущее время мировое сообщество владеет многосоставной конструкцией, которая включает уйма многообразных территориальных объединений. Единовременно складывается и расширяется система разнообразных связей между отдельными государствами и территориальными образованиями.

ООН – это сокращенное наименование Организации Объединенных Наций, сделанной в год окончания 2-й мировой войны. 1945 год стал началом объединения множества миротворческих организаций в одну, со штаб-квартирой в США, городе Нью-Йорк.

Инструкция

1. До появления ООН в Европе, Северной Америке и России существовали организации, пропагандировавшие межгосударственный союз на благо каждого общества. С таким постулатом выступали, в частности, Лига наций и дипломатическое культурное образование «Европейский концерт». Впрочем Вторая мировая война требовала возникновения больше весомой и серьезной конструкции. И в начале 1945 года крупнейшие державы мира, такие как Ссср, США, Китай, Великобритания и Франция, на конференции в Сан-Франциско подписали договор об учреждении Организации Объединенных Наций. В течение полугода в состав ООН вошли еще 45 государств, позже к ним присоединилась Польша.

2. Сегодня Организация Объединенных Наций насчитывает около 2-х сотен членов, среди которых и такие экзотические страны как Соломоновы острова, Микронезия, Гвинея-Бисау, Антигуа и Барбадос. Стать новым членом ООн государство может лишь в том случае, если оно готово устанавливать дипломатические отношения и пропагандировать миролюбие. Также за кандидата обязаны проголосовать участники Совета, с итогом не менее девяти позитивных голосов из пятнадцати. Решающее слово – у США, России, Китая, Франции и Великобритании, стран-основательниц ООН.

3. В состав Организации Объединенных Наций входят шесть структурных подразделений. Это генеральная Ассамблея ООН, которая обговаривает вопросы, связанные с поддержанием всеобщего мира и безопасности, на годичных заседаниях в присутствии поверенных 193 стран-участниц. Также в ООН включены Совет безопасности, Совет по экономике, Совет по опеке, Интернациональный суд и Секретариат. Из всех подразделений лишь Совет безопасности владеет правом принятия определенных решений, касающихся поддержания мира, вплотную до призыва стран-участниц к коллективным миротворческим мерам. Резолюции всех остальных подразделений ООН носят рекомендательный нрав.

4. На территории Советского Союза первое учреждение, относившееся к ведомству ООН, предисловие трудиться через три года позже создания Организации Объединенных наций. В 1948 году в Москве открылся Информцентр, позже к нему присоединились еще четырнадцать конструкций. Сегодня агентства ООН в России определяют тактическое становление государственных программ, направленных на поддержание экономического становления, здоровья населения страны, а также контроль над демографической обстановкой и за окружающей средой.

Видео по теме

Неоднократно дозволено услышать, что тот либо другой объект культурного достояния находится под охраной ЮНЕСКО. Эта же организация патронирует разные общественно важнейшие мероприятия. Что же такое ЮНЕСКО и какие задачи она перед собой ставит?


ЮНЕСКО (UNESCO) – это сокращение от полного наименования данной организации на английском языке: United Nations Educational, Science, Cultural Organisation (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Ее состав насчитывается 195 государств и 7 членов-работников (территорий с непризнанным суверенитетом). Около 60 органов ЮНЕСКО работают во всех уголках Земного шара, а штаб-квартира организации находится в Париже. Руководит ЮНЕСКО генеральный директор, которого избирают на четырехлетний срок. В 2009 году на данный пост была утверждена Ирина Бокова (поверенный от Болгарии).История организации восходит к 40-м годам прошлого столетия. В 1942 году страны-союзницы обговаривали перспективы поправления систем образования и культурного становления, предполагавшихся по заключению 2-й Мировой войны. Выводом переговоров стало подписание 16 ноября 1945 года Устава ЮНЕСКО и создание подготовительной комиссии. Первые заседания Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО состоялось в Париже в 1946 году.Целью деятельности ЮНЕСКО является укрепление мира и установление общей безопасности путем возрастания доступности и качества образования повсюду, становления диалога цивилизаций, сохранения культурного достояния всех народностей, обеспечения равенства всех обитателей Земли, вне зависимости от полы и расы, языка и религии. Свою миссию ЮНЕСКО также видит в победе над нищетой и голодом, искоренении межэтнических раздоров, сохранения биосферы Земли и поддержания микроклимата.С первых лет своего существования ЮНЕСКО энергично занималась загвоздками образования и науки. Сегодня одной из основных целей организации является распространение современных коммуникативных средств для сплочения глобального социума. В частности, ЮНЕСКО длинное время поддерживала Фонд бесплатного программного обеспечения.В текущее время ЮНЕСКО ставит перед собой уйма задач, выделяя в качестве приоритетных задачу африканских стран и тему гендерного равенства.

Видео по теме

Политология – это наука о политике. Политика играет огромную роль в жизни социума, ею пронизаны все сферы социальной жизни. Образование политических университетов власти обеспечивает типичное функционирование социума, упорядочивает взаимоотношения между обществом и государством, а также между народами различных стран.

Инструкция

1. Слово «политология» имеет греческое происхождение, буквальный перевод политикос – «социальный, государственный», политис – «гражданин» и логос – «ученье, наука». Политология – система умений о политике, ученье об управлении государством.

2. Политическая система социума представлена многими сферами жизни, в том числе экономической, общественной, духовной, правовой и пр. Политология как наука объединяет в себе постижение всех сфер, это комплексное широкое ученье о политической системе социума в совокупности.

3. Политическая система социума состоит из четырех узко взаимосвязанных частей: институциональной, регулирующей, коммуникативной и идеологической. Институциональное направление политологии постигает политические университеты и является главенствующим в науке. Этой подсистеме принадлежит основная роль, от того что предметом постижения являются формы политического правления, политические режимы, органы власти, партии и другие политические движения, избирательные органы и т.д.

4. Основой регулирующего направления политологии являются политические и правовые нормы, на которые опирается власть в той либо другой стране, помимо того в него входят национальные традиции и обычии, принятые убеждения и тезисы, которым следует огромная часть социума.

5. Коммуникативное направление политологии постигает отношения между политическими университетами и гражданами страны. Объектом постижения идеологического направления являются политические взоры, доктрины, лежащие в основе создания и последующего становления субъектов 3 других направлений политологии (университетов власти, политических организаций, законодательных и правовых норм, избирательной стратегии и пр.).

6. Политологи руководствуются громадным числом принятых способов для изыскания политических процессов и взаимоотношений политических органов с гражданами государства. Эти способы разновидны, впрочем их дозволено выделить в три основные группы.

7. Общелогические способы заимствованы из смежных наук, таких как философия и социология. Эти способы являются вспомогательными для политологов: обзор и синтез, индукция и дедукция, систематизация, абстрагирование и др.

8. Эмпирические способы политологии связаны с изысканием и обзором реальных политических фактов. Это, в первую очередь, статистические способы, а также проведение опросов населения, приобретение суждений специалистов и пр.

9. Методологические способы представляют собой общность разных методов для приобретения оценки важности действующих политических явлений для социума, обнаружения зависимостей между разными сферами его жизни (экономической, общественной, культурной) и их могущества на политику. К методологическим способам относятся следующие подходы: социологический, бихевиоралистский, нормативно-ценностный, антропологический, психологический, сравнительный и др.

10. Политика имеет отношение к любому члену социума, от того что всякий гражданин страны играет определенную роль в образовании политических взоров и тенденций. Политология постигает как отдельную фигура (субъект), так и группу личностей, социум, государство, а также способность одного человека либо группы людей (власть) управлять государством, контролировать поведение социума в совокупности, следуя общегосударственным целям.

Внутренняя государственная политика направлена в основном на решение тех задач, которые затрагивают аспекты жизни населения тех либо иных регионов. Люди в большинстве своем разобщены, следственно перед государством стоит вопрос использования территориальной политики.


Территориальная политика является составным компонентом внутренней политики государства, которая направлена на выравнивание яруса жизни в среднем по регионам при помощи комплекса разновидных экономических, законодательных и фискальных мер.Территориальная политика подразумевает обоснованное административно-региональное деление, а также его постижение с целую проведения грамотной внутренней политики. При помощи законодательных и экономических рычагов государство путем построения вертикальной лестницы связи субъектов и центра может оперативно и комплексно решать не только загвоздки внутри регионов, но и дозволяет становиться арбитром в решении конфликтных обстановок между разным субъектами страны.Территориальная политика имеет несколько направлений, в числе которых:- определение слаборазвитых районов и субъектов страны;- стимулирование становления нуждающихся регионов;- субсидирование и иные экономические вливания в экономики нуждающихся регионов;- выделение регионов – реципиентов и регионов – доноров.Территориальная политика включает в себя ряд элементов, которые и призваны влиять на жизнь регионов в совокупности:- Фискальная политика – общность средств и способов для организации сбора налогов по регионам и субъектам страны;- Бюджетная политика – особенно разумное разделение бюджетных средств для вливания их в регионы;- Ценовая политика – установление цен и тарифов на разных территориях страны;- Общественная политика – проведение политики по поддержке граждан в разных субъектах государства.В частности, одной из основных задач территориальной политики является становление национальной экономики через стимулирование становления предпринимательства и промышленности регионов. Выделение регионов-доноров и регионов-реципиентов разрешает государству грамотнее “выкачивать” свободные денежные средства из обеспеченных регионов и вливать их регионы – “бедняки”.

Союз, наравне с частицей и предлогом, относится к служебным частям речи в морфологической системе русского языка. Наименование термина указывает на его функцию – являться средством связи, «приводить к союзу» разные синтаксические конструкции (однородные члены и примитивные предложения в составе трудного) и независимые предложения в тексте. Помимо того, союз выражает отношения между этими синтаксическими конструкциями.

Вам понадобится

Инструкция

1. Как определить союз Найдите ряд однородных членов в простом предложении. Установите связь между ними. Обратите внимание, что в данной конструкции употребляются только сочинительные союзы. В предложении «Напуганные тучи клубились, толкались и бежали вдаль» однородные сказуемые «толкались и бежали» связаны сочинительной связью при помощи союза «и». Найдите границы примитивных предложений в составе трудного. Установите связь между ними. В сложносочиненном предложении «Узко стало помещение, да и комнаты были слишком на виду» два примитивных предложения связаны с поддержкой союза «да». Найдите грамматические средства связи между независимыми предложениями в тексте. Зачастую одним из них выступает сочинительный союз: «Утихла пурга. И разом осели сугробы, потемнел снег».

2. Запомните, что союз, как любая часть речи, имеет определенные морфологические знаки.По морфологическому строению, союзы бывают непроизводными (первообразными) и производными. Первую группу составляют нечленимые и не соотносимые с независимыми частями речи союзы: и, а, либо, либо и т.д. В иной группе союзы, словообразовательно связанные со примечательными словами: потому, дабы, верно и т.д.По структуре, союзы делятся на примитивные, состоящие из одного слова (как, да, если), и комбинированные – состоящие из нескольких слов (так как, невзирая на то что, не только…но и).По вариантам употребления, союзы бывают одиночными (но, впрочем, же), повторяющимися (то…то; или…или; и…и), двойными (хотя…но; лишь только…как; если…то).

3. Особенно показательной функцией союза является его способность выражать смысловые отношения в предложении. При наличии равноправной связи, определяйте сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Если присутствуют отношения подчинения придаточного предложения основному, определяйте подчинительные союзы. Среди них выдаются: изъяснительные (что, дабы, как); сравнительные (словно, будто, верно); уступительные (правда, несмотря на то что); условные (если); временные (как только, позже того как); причинные (так как, потому что); целевые (после этого дабы, для того дабы).

Видео по теме

Полезный совет
Не следует путать союзы, являющиеся служебными частями речи, и союзные слова, выраженные независимыми частями речи (местоимениями и наречиями). Используйте при различении прием постановки грамматического вопроса и определения синтаксической роли. Скажем:«Я сказал, что иду в кино». Слово «что» ? это союз, т.к. к нему невозможно поставить вопрос, он также не является членом предложения. «Дом, что стоял на храню реки, был виден издали». Союзное слово «что» выражено относительным местоимением, т.к. к нему задается вопрос (что?), указывает на слово «дом» и в придаточном предложении является подлежащим.

Политическая система всякого современного государства довольно трудна. Она включает в себя не только различные ярусы законодательной, исполнительной и судебной власти, но и широкий спектр политических организаций. Партии и социальные движения играют значимую роль в жизни государства.

Место политических организаций в социальной жизни

В демократических государствах существенное воздействие на осуществление внешней и внутренней политики оказывают политические организации. Их действие направлена на особенно полное удовлетворение интересов самых различных общественных групп, которые различаются по своему составу и политическим взорам. Политические организации и движения строятся традиционно по профессиональному, этническому либо классовому знаку.Политическая организация по сути своей представляет массовое объединение людей на добровольной основе, которое имеет свои личные цели, высказанные в учредительных и программных документах. Такие организации строятся для решения не только экономических, но и политических задач. Основная из них – участие в борьбе за представительство в органах власти. В качестве примера дозволено привести всякую политическую партию.Будучи полноправным субъектом политического процесса, такие социальные объединения граждан отличаются от других видов организаций тем, что тяготятся получить доступ к власти. Политическая работа включает агитацию в широких слоях населения, популяризацию идей движения и растяжение сферы могущества. Организации политической направленности выражают и охраняют интересы определенной общественной группы.

Политическая партия

Политическую партию от других типов сходственных организаций отличает традиционно грубая иерархия между различными ярусами, которая нужна для возрастания управляемости каждой системы и слаженной работы. Непременными составляющими партии является управляющее ядро, агрегат управления, контрольные органы, энергичные участники организации и существенное число сочувствующих элементов. Только высокая степень организованности дозволяет политической партии удачно делать в борьбе за власть.Партии и иные политические организации ведут свою действие в расчете на фурор в политической борьбе. Для этого они усердствуют заручиться помощью не только определенного общественного слоя, но и больше широких масс населения. В своей деятельности партиям неоднократно доводится идти на временные союзы с другими движениями и организациями, имеющими сходные цели.Как водится, политическая партия имеет официальное членство и относительно суровые правила и нормы, закрепленные в уставе организации. Вступая в ряды такого политического объединения, новейший участник принимает на себя определенные обязанности и получает право участвовать в работе партии, в совместной выработке решений и в проводимых партией мероприятиях. Для многих граждан энергичное участие в политической жизни страны начинается со введения в партию, цели и задачи которой отвечают их внутренним убеждениям.

Термин «суверенный» многие слышали 1000 раз в своей жизни на протяжении каждой учебы и в школе, и в институте. Впрочем немного кто до конца понимает его правдивое значение применительно к такому политическому университету, как государство.

История возникновения

Для того дабы осознать, что нынешнее государство представляет собой теперь, необходимо раньше каждого припомнить, как же с этим дела обстояли прежде. Теперь в мире около 200 законодательно закрепленных и признанных интернациональной Организацией Объединенных Наций суверенных государств. Но еще в конце 19 столетия их не было, а были лишь участки земли с приблизительной рубежом и территорией, принадлежащей тому либо другому государству. Многие земли не принадлежали никому, пустовали либо были населены кочевниками. Существующие в то время государства стали основой и предпосылкой происхождения текущих, современных суверенных государств. Впрочем и в современных условиях также существуют территории, которые являются нынче незаселенными либо заселенными только отчасти. Есть даже территории, на которых проживает радикальное население, всецело изолированное от цивилизации и всех общественных университетов.

Суверенное государство сейчас

Несмотря на то, что отличительным знаком суверенного государства являются его обособленность и самостоятельность, это совсем не обозначает, что оно не рассматривает в своей деятельности интересы других государств и не сотрудничает с ними как в политических, так и в рыночных, а также общественных вопросах. В основе взаимодействия всех суверенных государств лежит правило интернационального права, устанавливающего некие цельные для всех тезисы, правила и законы. В то же время, никто не вправе встревать в дела суверенного государства без ее разрешения. Для того дабы нынешнее государство считали суверенным, его обязаны признать таковым, причем это признание не неизменно обозначает желание признавшего налаживать дипломатические отношения с ним. Невзирая на то, что множество суверенных государств в условиях современности являются таковыми и де-юре, и де-факто, отдельные представители имеют суверенитет в своей стране только на бумаге, то есть де-юре они суверенны, а по факту не обладают контролем своей территории. В качестве блестящего примера такой истории дозволено привести Мальтийский орден. В то же время, может сложиться и обратная обстановка, когда территория государству принадлежит, а интернациональные связи оно ни одним иным государством не поддерживает. Основной целью все суверенные государства теперь ставят законное представление своих граждан, контроль за соблюдением их прав и воль. В суверенном государстве главенство принадлежит власти, которой народ и доверяет все вопросы, связанные с собственными правами.

Глобализацией называют перевоплощение явления из масштабов одной страны в явление мирового яруса. То есть то, что когда-то касалось одного государства либо какой-то его территории, в процессе глобализации начинает затрагивать прямо либо неявно всех обитателей Земли.


Стержневой итог глобализации – распределение труда на интернациональном ярусе, повсеместная миграция человеческих и производственных источников, интернациональная стандартизация технических и экономических процессов, а также взаимное проникновение культур различных государств. Глобализация охватывает все сферы социальной жизни, и в результате мир становится больше зависимым от отдельных своих частей. Впрочем исключительно ясно процесс глобализации дозволено проследить в экономике – формируются мировые рынки, происходит интеграция разных направлений мирового хозяйства. На исходе прошлого столетия мировая интеграция достигла специального стремительного темпа, этому содействовали падение «железного занавеса» и распад СССР, а также энергичное включение Китая в мировую экономику и глобальное сильное становление информационных спецтехнологий. У явления глобализации есть как положительные, так и отрицательные итоги. Причем разные специалисты, ученые, политики одни и те же итоги глобализации обыкновенно по-различному интерпретируют. Так, видимо, что в итоге глобализации формируется цельная транснациональная система хозяйства, и межгосударственные границы сегодня становятся с всем десятилетием все менее и менее важными. Об этом свидетельствует возрастающий темп миграции народов разных стран по каждой планете. Это допустимо приведет к образованию так называемого «социомонолита» – неделимого по национальным, политическим, религиозным и прочим знакам социума. Одни считают это отличной склонностью, другие ратуют за сохранение отдельных культур и экономик в всякой отдельно взятой стране. Совместно с тем, видимо, что образование неделимого целостного социума – неминуемое следствие процесса глобализации, тот, что в наши дни набирает все больше быстрые циклы. И особенно правильным итогом такого всестороннего объединения мира может стать решение одной из самых серьезных задач планетного масштаба, которая тысячелетиями не покидает нашу планету – опасности межнациональных войн и вооруженных соударений.Существует социальное и политическое движение противников глобализации – антиглобалистов. Его членами нередко становятся видные ученые, экономисты, социальные деятели и другие общественники, критикующие процесс глобальной экономической, политической и культурной интеграции в цельное мировое сообщество.

Совет 10: Как предпочесть сообщество для рекламы ВКонтакте

Инструкция

2. Неукоснительно глядите на охват. Желанно, дабы цена одного рекламного поста составляла не больше 50 копеек за всякие 100 охвата подписчиков.

3. Неукоснительно проверяйте, откуда в основном приходят посетители. Если с внешних сайтов – отнеситесь к такой группе с сомнением, допустимо она содержит в себе много ботов.

Видео по теме

В науке теснее длинное время идет обсуждение такой главной и серьезной загвоздки, как демографический взрыв. Ученые серьезно озабочены его последствиями. В обществе ведутся дебаты о вероятностях устранения его причин и итогов.


Демографическим взрывом называют крутой всплеск роста населения. Данный процесс происходит основным образом из-за снижения смертности и увеличения рождаемости в прогрессирующих странах мира. В конце XVII в. темпы роста населения Земли увеличились фактически вдвое, что было обусловлено рядом факторов. Во-первых, это связано с становлением промышленности. Во-вторых, демографический взрыв обусловлен общественно-экономическими изменениями, дозволившими женщинам трудиться наравне с мужчинами. В-третьих, круто снизился ярус смертности. В текущее время количество нашей планеты составляет приблизительно 7 миллиардов человек, всякий год приход составляет от 80 до 85 миллионов человек. Демографический взрыв владеет несколькими особенностями: метаморфоза численности населения приводит к увеличению безработицы, а также к изменению многих общественно-экономических отношений. Причем это относится не только к прогрессирующим странам, но и ко каждому мировому сообществу, становясь одной из глобальных загвоздок современности.Теперь демографический взрыв фактически неприметен, чай темпы роста населения гораздо снижены по сопоставлению с 1960-ми годами, которые отличались самыми высокими показателями, но, все же, опасность перенаселения сохраняется. Исключительно это касается стран Африки (таких как Нигерия, Ангола и других), где демографический рост весьма высок до сего времени. Помимо этого в некоторых странах, скажем в Китае, пришлось прибегнуть к грозным мерам. Семьи с одним ребенком пользуются разными льготами, а мужи, имеющие 2-х и больше детей, обязаны уплатить штраф, размеры которого зависят от прибылей и места жительства. Одной из загвоздок стало нежелание многих обитателей серьезно относиться к планированию семьи. Во многом это связано с мировыми религиями, которые придерживаются консервативной позиции в отношении детей. Итоги демографического взрыва могут быть ужасающими: регресс мировой экономики, нищета, голод и истощение всех доступных обществу источников планеты.

Видео по теме

Видео по теме

Сегодня понятие «общество» стало даже более широким, чем об этом говорилось выше. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно -- все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.

Если общество понимают в двух значениях -- узком и широком, то неизбежен переход от отдельного взятого общества, рассматриваемого в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство), к мировому сообществу, или мировой системе, подразумевающей все человечество как сущностное целое.

Представление о глобальном или, как сегодня принято говорить -- планетарном, единстве всех людей существовало не всегда. Оно появилось только в XX веке. Мировые войны, землетрясения, международные конфликты дали почувствовать землянам общность своей судьбы, зависимость друг от друга, ощущение того, что все они -- пассажиры одного корабля, благополучие которого зависит от каждого из них. Ничего подобного в прежние века не происходило. Еще 500 лет назад трудно было говорить, что проживающие на земле люди объединены в какую-то единую систему. В прошлом человечество представляло собой чрезвычайно пеструю мозаику, составленную из изолированных образований -- орды, племена, царства, империи, имевших независимую экономику, политику и культуру.

С тех пор процесс создания мировой системы резко ускорился. Особенно это стало ощущаться после эпохи великих географических открытий (хотя начало было положено раньше), когда европейцам стали известны все, даже самые отдаленные уголки планеты. Сегодня можно говорить лишь о географической отдаленности или отдельном существовании стран и континентов. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое пространство.

Центральным органом управления мирового сообщества выступает Организация объединенных наций (ООН). Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы («Голубые каски» ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональные объединения типа Европейского Сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн человек, объединенных экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Совет Министров и Европарламент.

Главным фактором в развитии мировой цивилизации становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Когда говорят о мировом сообществе, то подразумевают процесс глобализации, следствием которого такое сообщество и стало.

Наш мир постепенно превращается в глобальную коммуникационную систему, в которой общества распадаются на отдельные группы, перетекающие, в зависимости от меняющихся жизненных приоритетов, из одной социальной сети в другую. Возможно, что для описания новой ситуации больше подходит термин обществ-сетей, где происходит непрерывный обмен информацией и которые не замкнуты, благодаря глобальным сетям, в своих государственных границах.

В результате присоединения России к мировому информационному сообществу главным содержанием социального взаимодействия в российском обществе становится непрерывный обмен информацией. Это положение А.Н. Качеров обосновал с помощью результатов эмпирического исследования*, в результате которого он пришел к следующим выводам:

с момента прорыва информационных потоков в Россию (начиная приблизительно с 1989--1992 гг.) наблюдается сокращение числа прямых контактов или так называемого «face-to-face» взаимодействия;

увеличилось число контактов с помощью средств связи (телефон, факс, компьютерные сети);

наблюдается экспоненциальный рост «искусственного» взаимодействия на основе радио и телевидения;

личные контакты между индивидуумами сокращаются по количеству и по продолжительности времени в связи с тем, что возросшая скорость информационных потоков заставляет людей избегать излишней эмоциональной нагрузки и затрат энергии при личных контактах.

Вхождение России в систему мировых коммуникаций в определенной степени -- в значительной или нет, это еще предстоит выяснить социологам, -- изменило традиционный уклад жизни, свойственные ей каналы и способы общения. Современный житель крупного мегаполиса имеет в своем распоряжении все необходимые средства коммуникации и подключен к глобальной сети коммуникаций. Чем больше вызовов в сеть он принимает или осуществляет, тем больше соответствует образу жизни, принятому в мировом информационном сообществе. Старое содержание коммуникаций -- научные беседы, жалобы и перебранка, разговоры с друзьями и любовницами, административные или деловые переговоры -- облечено сегодня в новую техническую форму.

Глобализация -- это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему. Начиная с середины XX века и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории больше не имеют смысла.

Доиндустриальное общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная с орд, племен, царств, империй и кончая появившемся недавно национальным государством. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру. Постиндустриальное общество -- совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая семерка»), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и ИНТЕРПОЛа. Усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, растет роль многонациональных и транснациональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства. Такие компании, как Тойота, Макдональдс, Пепси-Кола или Дженерал Моторс утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки реагируют на события с молниеносностью.

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Формируется единый или, по крайней мере, общепринятый разговорный язык -- английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

Наряду с термином «мировое сообщество» в науке широко используются и другие понятия, очень похожие на него, но обладающие своими отличительными особенностями. С ними вы можете встретиться читая не только специальную литературу или учебники, но и прессу, слушая радио и телевидение. Давайте разберемся в них. Речь пойдет о мировой системе, мировой экономической системе, мировой империи, цивилизации.

Термин «мировая система» ввел в научный оборот Иммануил Валлерштайн*. Он полагал, что привычное слово «общество», позаимствованное учеными из обыденной практики, слишком неточное, поскольку его почти невозможно непротиворечивым способом отделить от термина «государство». Вместо того и другого он предложил понятие «историческая система», благодаря которому, как ему верилось, наконец-то воссоединятся два рода наук -- исторические (идеографические) и социальные (номотетические). Старый термин «общество» их разъединял, а новый их призван объединить. В понятии «историческая система», уживаются социологический и исторический взгляды на мир.

Кроме него о мировом обществе писал Никлас Луман. Он определял общество через коммуникацию и коммуникативную досягаемость. Но если это так, то единственной закрытой системой, не являющейся частью другой, построенной на принципах коммуникации является только мировое общество.

Согласно И. Валлерштайну, существуют всего три формы, или разновидности, исторических систем, которые он назвал мини-системами, мировыми империями и мировыми хозяйствами (хотя можно выделить и другие их разновидности). Мини-системы небольшие по размерам, недолговременные (жизненный путь примерно шести поколений) и гомогенные с культурной точки зрения. Мировые империи являются крупными политическими структурами, в культурном плане они гораздо более многообразны. Способ существования -- изымание дани с подведомственных территорий, прежде всего сельских округов, которая стекается в центр и перераспределяется среди немногочисленной страты чиновников. Мировые хозяйства -- это огромные неравные цепи интегрированных производственных структур, разделенных многочисленными политическими структурами. Логика их существования заключается в том, что прибавочная стоимость неравномерно распределяется в пользу тех, кто смог захватить временную монополию на рынке. Это -- «капиталистическая» логика*.

В ту далекую эпоху, о которой мы можем судить только по археологическим раскопкам, когда на земле обитали собиратели и охотники, преобладающей формой были мини-системы. На раннем этапе истории одновременно существовало множество общественных систем. Так как эти общества являлись, в основном, племенными, следует исходить из существования многих тысяч общественных систем*. Позже, в связи с переходом к земледелию и изобретению письменности, а именно в период между 8000 г. до н. э. и 1500 г. н. э. на земле сосуществовали одновременно все три разновидности «исторических систем», но господствующей являлась мировая империя, которая, расширяясь, разрушала и поглощала как мини-системы, так и мировые хозяйства. Но когда мировые империи распадались, на их развалинах вновь появлялись мини-системы и мировые хозяйства. История, похоже, напоминает круговорот веществ в природе.

Большая часть того, что мы называем историей этого периода, -- это история рождающихся и умирающих мировых империй, полагает И. Валлерштайн. Мировые экономики в то время были еще слишком слабыми, чтобы конкурировать с тремя формами «исторических систем».

Примерно в 1500 г. из консолидации разрозненных мировых хозяйств, чудом уцелевших после очередного нашествия мировых империй, родилась современная мировая система. С тех пор «она достигла своего полного развития как капиталистическая система. По своей внутренней логике это капиталистическое мировое хозяйство затем расширилось и захватило весь земной шар, впитывая в себя все существующие мини-системы и мировые империи. Таким образом, к концу XIX в. впервые в истории на Земле оказалась только одна историческая система. Мы до сих пор существуем в этом положении»*.

Теория мировой системы, созданная И. Валлерштайном в середине 70-х годов позволяет объяснить многие исторические факты, которые не поддавались объяснению традиционной теории общества. Несомненно, весьма эвристична гипотеза циклического возникновения и распада мировых империй, в число которых необходимо отнести и нашу страну, принимавшую форму то царского самодержавия, то советского тоталитарного государства. Из вечного круговорота исторических форм общества следует не только неизбежность распада социальных гигантов и возникновения социальных карликов. Но также гипотеза о внутренней нестабильности «слабо упакованных», неплотных по удельному весу грамма «социального вещества» на единицу площади мировых империй. Внутренняя культурная разнородность не позволила просуществовать СССР до третьего тысячелетия, несмотря на жесткий внешний политический контроль.

Весьма зыбкой и неустойчивой являлись все мировые империи. Что такое империя монголов в XIV веке, куда входила покоренная Русь, как негетерогенное и внутренне противоречивое объединение, где власть держалась только «на штыках»?

Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то такое объединение обречено на распад. Не спасает даже наличие единого политического центра и органов управления. Хотя русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление, данный ритуал оставался пустой формальностью, поскольку никто из монгольских «топ-менеджеров» никогда не вмешивался во внутренние дела удельных князей. Похожим образом в 70--80-е годы советские партийные функционеры перестали контролировать злоупотребления и вольнодумие «удельных князей» в Узбекистане, республиках Закавказья и даже поволжских областях. Автономия периферии по отношению к центру обернулась трагедией для всей системы.

Мировые империи включали несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй, представляли очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже -- религиозно), обширные по территории, политически непрочные образования. Они создавались принудительно и быстро распадались.

Европейцы давно уже практиковали трансокеаническую торговлю и экономику. Именно они стали пионерами новой формы «исторической системы» -- мировой системы. Со временем по всему миру люди попали в европейскую сферу влияния. Начало европейской гегемонии прослеживается с крестовых походов -- христианских военных экспедиций, предпринятых между XI и XIV веками в целях отвоевания «священной земли» у мусульман. Итальянские города-государства использовали их для расширения торговых путей. В XV веке Европа установила регулярную связь с Азией и Африкой, а затем и с Америкой. Европейцы колонизировали другие материки, приезжая в качестве моряков, миссионеров, купцов, чиновников. Открытие Америки Колумбом навсегда соединило Старый и Новый Свет. Испания и Португалия добывали в чужих странах рабов, золото и серебро, оттесняя туземцев в глухие районы.

С освоением внеевропейских территорий изменился не только характер экономических связей, но весь уклад жизни. Если раньше, буквально до середины XVII века, рацион питания европейца составляла продукция натурального хозяйства, т. е. то, что было выращено внутри континента сельскими жителями, то в XVIII и XIX веках в ассортимент предметов, в первую очередь высшего класса (он всегда идет в авангарде прогресса), входит импорт. Одним из первых заморских товаров стал сахар. После 1650 г. его употребляют в пищу не только высшие слои, но также средние, а затем и низшие. На столетие раньше похожая история случилась с табаком. К 1750 г. даже самая бедная английская семья могла попить чай с сахаром. Из Индии, где впервые производственным способом получили сахар, европейцы завезли его в Новый Свет. Климат Бразилии и Карибских островов создавал идеальные условия для выращивания сахарного тростника. Европейцы основали здесь плантации, удовлетворяя растущий спрос на сахар по всему миру. Спрос на сахар и его предложение привели к международному рынку, а в след за этим и к работорговле. Дешевая рабочая сила нужна была для растущей плантационной экономики, а рынком труда выступала Африка. Сахар и хлопок стали основным предметом международной торговли, связав континенты по разные стороны океана.

В XVII веке сложились два торговых треугольника, включающих в себя торговлю сахаром и рабами. Во-первых, производимые Англией товары продавались в Африке, а африканские рабы продавались в Америке, в свою очередь американские тропические товары (особенно сахар) продавались Англии и ее соседям. Во-вторых, спиртные напитки из Англии кораблями доставлялись в Африку, африканские рабы -- на Карибы, а черная патока (из сахара) посылалась в Новую Англию для изготовления спиртных напитков. Труд африканских рабов увеличивал американское богатство, которое большей частью возвращалось в Европу. Продукты, выращенные рабами, потреблялись в Европе. Сюда из Бразилии шли кофе, краски, сахар и пряности, из Северной Америки -- хлопок и спиртное.

Постепенно международная торговля превратилась в господствующий фактор развития. Вскоре и капитализм стали определять как экономическую ориентацию на мировой рынок в целях получения дохода. Сложилось понятие мировой капиталистической экономики -- единой мировой системы, вовлеченной в производство для продажи и обмена больше с целью увеличения прибыли, чем для обеспечения благосостояния народа. Теперь она указывает, в каком направлении двигаться отдельным странам. Современный мир -- это мировая система, базирующаяся на капитализме, поэтому она и называется «капиталистическая мировая система».

«Единицей анализа современной мировой системы является капиталистическое мировое хозяйство», -- пишет И. Валлерштайн*.

Мировая экономическая система -- совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Это понятие шире, чем мировая капиталистическая экономика, поскольку включает в свою орбиту страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но же, чем понятие мировой системы.

Мировая капиталистическая экономика -- высшая и последняя форма мировой экономической системы. Она существует чуть ли не 500 лет, но так и не превратилась в мировую империю. Транснациональные корпорации находятся вне контроля единого правительства. Они свободно перебрасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу мировых экономических систем следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в 60--80-е годы входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна -- суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовало международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества.

Итак, на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы -- мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

К типу мировых, или глобальных, систем относятся цивилизации. Но в отличие от мировой системы цивилизация отражает социокультурный, а не экономический и политический аспект развития человечества. Это понятие, как мировая империя или мировая система, шире, чем страна или государство. О цивилизации также целесообразно поговорить специально.

Цивилизация, как и предшествующие понятия, отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают еще спорить. Цивилизация понимается ими в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О. Шпенглера: цивилизация -- высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят исторически -- как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизация различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени различия, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, Евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.

Тот же И. Валлерштайн, о котором сказано выше, разделил мировую систему на три части:

полупериферия,

периферия.

Ядро -- страны Западной Европы, Северной Америки, Японии -- включает самые сильные и могущественные государства с совершенствованной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехнологичную продукцию эти страны экспортируют в периферию и полупериферию.

Государства полупериферии и периферии -- это страны так называемого «второго» и «третьего» мира. У них меньше власти, богатства и влияния.

Термин «третий мир» придумали в 1952 г. французы для описания группы стран, которые в эпоху холодной войны между США и СССР (соответственно первым и вторым миром) не присоединились не к одной из враждующих сторон. Среди них были Югославия, Египет, Индия, Гана и Индонезия. Во второй половине 50-х годов термин приобретает более широкое значение. Он стал обозначать все слаборазвитые страны. Таким образом, его смысл наполнился не географическим, а экономическим содержанием. К слаборазвитым странам начали относить всю Латинскую Америку, всю Африку (исключая ЮАР), всю Азию (за исключением Японии, Сингапура, Гонконга и Израиля). А некоторые страны, такие, как страны Африканской Сахары, Гаити и Бангладеш, обремененные чрезмерной бедностью и нищетой, и вовсе были зачислены в разряд четвертого мира. Их отделили от третьего мира, который уже выбрался на путь экономического прогресса.

Страны периферии -- это самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра. Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только его интересы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса.

Поскольку их благополучие зависит от экспорта сырья, технологии и капиталы поступают только извне. Правительства, чаще всего это диктаторские или авторитарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Но и западная помощь часто оседает в карманах госчиновников или на их заграничных счетах. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Подобное то и дело происходит в странах Латинской Америки, Иране и Филиппинах. Даже после революций им не становится легче. Новые правительства поворачивают к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность и вскоре их смещают.

Демографическую ситуацию стран третьего мира характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость и высокая детская смертность; миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках рабочих мест.

С 60-х годов страны третьего и четвертого мира взяли в долг у развитых стран несколько биллионов долларов. Кредиты брали в период экономического подъема Запада, следовательно, при низких процентных ставках, а отдавать приходится совсем в иных условиях. Совокупный долг Западу превысил 800 биллионов долларов, но не видно способов, какими заемщики могли бы расплатиться с кредиторами. Самыми крупными должниками являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Нигерия, Перу, Чили и Польша. Стараясь поддержать на плаву экономику этих стран, западные кредиторы вынуждены рефининансировать займы. Но чаще они сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны. Невыполнение своих долговых обязательств в столь крупных масштабах разрушает международную финансовую систему.

В 1998 г. Россия объявила свою некредитоспособность перед западными инвесторами. Разразился скандал, а затем и мировой кризис, которого мир не знал с конца Второй мировой войны. Некоторые западные банки, купившие государственные бумаги (ГКО) в России, разорились или оказались на грани разорения. Россия, которая прежде твердо держалась в ряду развитых экономических держав, по существу показала, что относится к странам третьего мира.

Самое страшное состоит в том, что, как показывает опыт, обильные вливания иностранных инвестиций в такие страны очень мало помогают им выбраться из кризиса. Для улучшения ситуации нужна внутренняя перестройка экономики.

Полупериферия занимает промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные. Как и государства ядра, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества стран ядра. Например, Бразилия (страна полупериферии) экспортирует автомобили в Нигерию и моторы для машин, экстракт апельсинового сока и кофе в США. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологических достижений, которыми вооружается собственная промышленность, заимствуются у стран ядра. В полупериферию входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом.

Если передать классификацию Валерштайна в терминах теории постиндустриального общества Д. Белла, то мы получим такие соотношения:

ядро -- постиндустриальные общества;

полупериферия -- индустриальные общества;

периферия -- традиционные (аграрные) общества.

Как уже говорилось, мировая система складывалась постепенно. Соответственно разные страны в разное время могли выполнять роль лидеров в ядре, откатываться на периферию или занимать место полупериферии.

Обычно в ядре доминирует одно государство. В XIV веке в мировой торговле господствовали североитальянские города-государства. Голландия лидировала в XVII веке, Англия после 1750 года, а Соединенные Штаты-- после 1900 г. А в 1560 году ядро мировой системы располагалось в Западной Европе (Англия, Франция, Нидерланды, Португалия и Испания). Северо-итальянские города-государства, которые были до этого самыми могущественными, присоединились к полупериферии. Северо-Восточная Европа и Латинская Америка составляли периферию. Многие общества (особенно в Океании и внутренних областях Африки и Азии) до недавнего времени находились вне периферии. Они долго не могли присоединиться к мировой капиталистической экономике, производя и потребляя свои же продукты, т. е. занимаясь натуральным хозяйством. Сегодня таких стран фактически нет. Страны бывшего советского блока (Венгрия, Польша, Болгария и др.) отнесены к странам «второго мира». Долгое время они были отгорожены от мировой капиталистической системы. Сейчас их зачисляют к периферии или полупериферии.

Выдвинутая в 80-е годы теория ядра и периферии И. Валерштайна сегодня считается в принципе правильной, но нуждающейся в известной корректировке и дополнении. Согласно новому подходу, основу современного международного сообщества, которое иногда именуют «транснациональным миром», составляют ведущие международные организации, 50--60 основных финансово-промышленных блоков, а также около 40 тысяч ТНК. «Глобальная экономическая федерация» пронизана тесными хозяйственными, политическими и культурными связями. Крупнейшие западные корпорации, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах третьего мира, опутывают финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регионы мира экономически зависимыми друг от друга.

На этом глобальном пространстве выделяются постиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад -- совокупность национальных экономик ведущих промышленного развитых держав, интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, а также находящиеся в переходном состоянии государств посткоммунистического мира.

Движение мира к новому типу объединения называют геоэкономической или геополитической перестройкой планеты. Для нового международного пространства характерны две тенденции: а) концентрация принятия важных стратегических решений в небольшой группе ведущих держав, типа «Большой Семерки» (после присоединения к ней России ставшей «Большой Восьмеркой»), б) размывание централизованных регионов и формирований на множество самостоятельных точек, суверенизация мелких государств, повышение их роли в мировом сообществе (пример -- события в Югославии, Палестине и т. д.). Между двумя тенденциями возникает противоборство и непонимание.

Важные политические и экономические решения, принимаемые узким кругом лиц, могут вести к серьезным последствия в различных частях земного шара, иногда затрагивая судьбы населения целых стран. Примером может служить влияние США на события в Югославии, когда Америка вынудила присоединиться к военному давлению на сербов чуть ли не все европейские страны. Хотя само это решение выгодно небольшой кучке политиков в Конгрессе США.

Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку в его социальной структуре небольшая часть была богатой и такая же -- бедной. Основное население проживало на среднем уровне даже по европейским меркам. А через несколько лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась. Основная часть среднего класса скатилась до бедноты.

Являясь самым мощным экономическим государством мира, США ведет себя и как политический монополист. Доллары делают политику по принципу «один доллар -- один голос». За решениями, принимаемыми от лица международных организаций, например Совета Безопасности, МВФ, МБРР, ВТО, финансируемых опять же развитыми странами, скрывается намерение и воля узкого круга ведущих держав.

Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития и, как Чили и Аргентина, ускоренными темпами догоняют экономически развитые Север и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств, лишенные такой возможности, встают на «тропу войны». Они создают разветвленные криминально-террористические организации и мафиозные формирования, раскиданные по всему миру. Исламский фундаментализм, меделянский картель...

В новом мировом устройстве все связано со всем. Мировая валютно-финансовая система, крепость которой задают мировые лидеры, прежде всего США, Германия, Япония, Англия, уже не так стабильны как прежде. Финансовые кризисы на периферии этой системы, на которые прежде, может быть, и не обратили внимание ее киты, сегодня сотрясают всю мировую систему. Кризис 1997--1998 гг. в Индонезии и России сильно отразился на финансовых биржах всего мира. Индустриальные гиганты потеряли миллиарды долларов.

Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку в социальной структуре последнего небольшая часть была богатой и такая же -- бедной. Основное население проживало на среднем уровне даже по европейским меркам. А через несколько лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась. Основная часть среднего класса скатилась до бедноты.

* В узком смысле под обществом понимают:

определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности,

конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны,

сложноорганизованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты.

* Наиболее полный список необходимых и достаточных признаков, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дал известный американский социолог Э. Шилз.

объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);

браки заключаются между представителями данного объединения;

оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

у него есть собственное название и своя история;

оно обладает собственной системой управления;

объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

  • * Общество делится на четыре главные сферы -- экономическую, политическую, социальную и культурную.
  • * Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и проч.
  • * Политическая сфера -- это президент и аппарат президента, правительство и парламент (Федеральное собрание), его аппарат, местные органы власти (губернские, областные), армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него.
  • * Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т. д.
  • * Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах -- широком и узком.

Социальная сфера общества в широком значении -- это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.

Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их.

* Одна из самых полных и концептуально четких моделей общества была создана в середине XIX века великим немецким мыслителем Карлом Марксом. Согласно его воззрениям, любое общество состоит из базиса и надстройки.

Базис представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

  • * Как идеал гражданское общество олицетворяет собой идеальное общество -- общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей.
  • * Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае -- когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам.
  • * Тоталитарное государство -- базисное понятие социологии. Его характеризуют такие черты, как:

аппарат подавления;

преследование инакомыслящих;

жесткая цензура и отмена свободы слова;

диктатура одной политической партии;

монополия государственной собственности;

геноцид против собственного народа;

подавление личности, отчуждение от государства.

  • * Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом.
  • * Реформа -- частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
  • * Революция -- комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
  • * По своей типологии общества делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные и т. д.
  • * Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
  • * Развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.
  • * Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному -- промышленной революцией.
  • * Общины -- объединения нескольких групп людей, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.
  • * Вождество -- иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства.
  • * Скотоводство -- более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни.
  • * Окультуривание растений -- это процесс превращения диких растений в культурные злаки, означающий переход к земледелию.
  • * С зарождением древневосточных государств можно говорить о важном историческом процессе -- переходе от разрозненных общин, часто воевавших между собой, к сплоченному, политически организованному обществу.
  • * К сложным обществам относят такие, где появляются прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления.
  • * Аграрное общество -- это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом.
  • * Право -- совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством.
  • * Признаки сложных обществ:

расселение людей по городам;

развитие неаграрной специализации труда;

появление и накопление прибавочного продукта;

возникновение четких классовых дистанций;

переход от обычного права к юридическим законам;

зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид;

появление международной торговли;

возникновение письменности, математики и культуры.

  • * Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государство, стратификация, цивилизация.
  • * Современное понятие общества сформировалось в европейской культуре не ранее XVII--XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жизни простых людей, не направляемые государством, а возникающие стихийно.
  • * Индустриализация -- применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию.
  • * В постиндустриальном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология.
  • * Индустриальное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное -- умением вырабатывать и передавать информацию.
  • * Под модернизацией понимается революционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.
  • * Сегодня понятие «общество» стало даже более широким, чем об этом говорилось выше. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно -- все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.
  • * Глобализация -- это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему.
  • * Мировая экономическая система -- совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями.

термин теории и практик международных отношений, указывающий на макси мальную степень обобщенности восприятия мирово международной правовой ситуации и обозначающи системную совокупность всех существующих субъек тов международного права, как государственных, та и иных, являющихся членами данного сообщества Понятие «С.м.» прочно вошло в политический лекси кон современности и служит объектом апелляции, а также предметом высшей мотивации для международ-ных инициатив глобального характера. Ссылка на волю С.м., а также указание на действия, совершаемые от его имени, мотивированные его интересами, при-сутствуют в текстах официальных документов OOН и др. международных организаций. Членами С.м. являются народы, гос-ва, общественные структуры группировки, союзы и др. объединения такого рода, религиозные объединения и движения, организации, правительственные и неправительственные, в т.ч. ООН и иные международные организации и учреждения всемирного характера, а также региональные межгосударственные политические, экономические, военные союзы, транснациональные экономические ин-ты и структуры, международные научные учреждения и т.п. Политические, экономические, социальные дипломатические, правовые, военные, гуманитарные связи и отношения между членами С.м. составляют в совокупности систему международных отношений, субъектами которых они выступают.

Прежде чем обрести свое современное значение, понятие С.м прошло долгий исторический путь, и его эволюция продолжается. Размышления о С.м. встречаются еще у антич. авторов, а впоследствии - у мыслителей эпохи Возрождения, хотя и те и другие подразумевали под этим нечто существенно отличающееся от сегодняшнего понимания данного понятия. В течение долгого времени понятие «С.м.» подразумевало прежде всего отношения монархов. Правовые механизмы формировались лишь в той части, в которой они были необходимы для поддержания межгосударственных отношений.

После Первой мировой войны формируется современное понятие «С.м.». Важным фактором развития понятия «С.м.» явилось осуждение войны как способа достижения гос-вом своих целей. Произошедший тогда же раскол мира на два противоборствующих ла- геря, социалистический и капиталистический, не умолял значения данного фактора, поскольку советская Россия признала большинство принципов мирного сосуществования гос-в.

Понятие С.м. в ракетно-ядерный век приобретает смысл и качество, коренным образом отличающиеся от представлений прошлого. Осмысление объективной взаимозависимости общности судеб человечества во втор. пол. 20 в. привело к тому, что именно в этот период окончательно сложилось во многом противоречивое, но тем не менее реальное С.м. Реалии «холодной войны» создавали неблагоприятные условия для устойчивой всепланетарной общности стран и народов, но угроза тотального уничтожения превращала войну из универсального средства передела мира или установления мирового господства в средство стратегического балансирования и способствовала взаимному сдерживанию двух блоков, ограничивая их активность. Все более ощутимый вес приобретал фактор моральной оценки действий того или иного гос-ва со стороны С.м. На фоне межсистемной идеологической конфронтации развивался прагматический тезис о мирном сосуществовании социализма и капитализма, ставший фундаментом политики разрядки.

Новый этап в формировании С.м. начался после распада мировой системы социализма. Устранение глобального идеологического антагонизма позволило говорить о выработке стратегии развития всего человечества. С.м. сегодня обладает многосоставной структурой, изобилующей разнообразными региональными объединениями, но одновременно складывается и неуклонно расширяется система многообразных связей между региональными образованиями и отдельными государствами, функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Парижский клуб стран-кредиторов и т.п.

Мировое сообщество представляет собой совокупность элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, от­ношения. Это единая система со своими особыми системообра-зующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Но здесь неизбежно возникает вопрос об инсти­туциональной инфраструктуре или просто структуре. Если на уров­не внутриполитической системы структура группируется вокруг государства, выступающего в качестве ее осевого элемента, то в международно-политичесой системе данная проблема ока­зывается, на первый взгляд, неразрешимой в силу отсутствия еди­ного осевого элемента. Структура предполагает организацию, упо­рядочение, систематизацию, стуктурирование составных эле­ментов. В международно-политической системе эти начала обес­печиваются в силу утверждения ифраструктуры взаимодействия главных субъектов международной политики в лице независи­мых, самоопределяющихся акторов конкретной исторической эпо­хи: городов-государств, империй или национальных государств.

Необходимо учесть, что структура - это абстракция, кото­рая основана на некоей ранжировке институтов и отношений. Но ос­тается вопрос о принципах и формах самой ранжировки. Во вну­триполитической системе она устанавливается в соответствии с действующими писаными или неписаными конституциями. Ее составные элементы располагаются в порядке иерархического со­подчинения низших уровней высшим. Одни - вышестоящие уров­ни - призваны командовать или управлять, а другие - ниже­стоящие - подчиняться. Национальное правительство не только вправе принимать законы, обязательные для всех граждан госу­дарства, но, как правило, также обладает достаточными ресур­сами и средствами контролировать действия всех граждан, на­ходящихся под его юрисдикцией.

Поэтому внутриполитическая система характеризуется как ие­рархическая, вертикальная, централизованная, гомогенная, уп­равляемая. Интернациональная сфера - горизонтальная, де­централизованная, гетерогенная, неуправляемая, ее составные элементы взаимно адаптируются друг к другу. В централизован­ной системе решения принимаются на самом верху, а в сфере меж­дународной политики - на самом низу, т.е. на уровне конкрет­ных государств. Формально все они равны между собой. Ни одно из них не вправе командовать другими и не обязано подчинять­ся другим. Здесь нет единого правительства, полномочного кон­тролировать или регулировать политическую деятельность всех акторов. Поэтому современную международно-политическую си­стему называют децентрализованной, анархической.

На национально-государственном уровне сила государства осуществляется именем права и справедливости. Противники су­ществующего режима бросают вызов его претензиям на власть, они ставят под сомнение его право на правление. На междуна­родном уровне сила государства используется во имя собствен­ной защиты и пользы. Конфликты и войны между государства­ми не могут - во всяком случае не всегда могут - решать вопросы власти и права, они могут лишь фиксировать масштабы потерь и приобретений вовлеченных сторон. На национальном уровне устанавливаются иерархические отношения власти, на между­народном уровне - отношения сравнительной мощи. На наци­ональном уровне частная сила, использованная против правительст­ва, представляет угрозу политической системе. На международном уровне сила, использованная конкретным государством против другого государства, не представляет угрозу системе международ­ной политики, хотя она и составляет угрозу отдельным членам мирового сообщества.

Дело в том, что организационные принципы внутриполити­ческой и международно-политической систем существенно отлича­ются друг от друга. Внутриполитические структуры имеют правительственные институты и учреждения, наделенные пол­номочиями управлять и командовать. Международно-политиче­ские структуры такими институтами не располагает. В данном случае формально все государства равны по отношению друг к дру­гу и ни одно государство не вправе командовать другими. Отсут­ствуют отношения иерархии и соподчиненности, а также какой-либо наднациональный орган, правомочный принять решения, обязательные для всех членов международного сообщества. Ко­нечно, существуют международные организации. Но они не правомочны принять решения или законы, обязательные для всех членов международного сообщества.

Очевидно, что без соответствующего выяснения вопроса об ана­томии и институциональных субъектах политической системы не может быть и серьезного разговора о ее целях и функциях, об условиях и принципах распределения и реализации полити­ческой власти и о многих других ключевых проблемах политологии. С этой точки зрения политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составля­ющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координа­ции политической жизни. Нередко имеет место фактическое отождествление политической системы и государства, что со строго научной точки зрения не совсем правомерно. Выделение понятия «политическая система» диктуется прежде всего тем, что оно свободно от правоведческих и законоведческих значений, ас­социируемых с понятием «государство». Его концептуальное значение шире и позволяет включать феномены и процессы, не все­гда отождествляемые с собственно государством, но тем не ме­нее без государства нет политической системы, и, естественно, оно должно стоять в центре внимания политологического иссле­дования. Борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государст­венной власти и рычагов государственного управления. Государ­ство по своему существу призвано обеспечить целостность и един­ство разнообразных институтов и агентств, выполняющих разнообразные функции управления.

Например, политические партии, избирательная система, система представительства, немыслимы вне их связи с государ­ством. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий ин­терес, оно есть главный инструмент реализации власти, главный субъект суверенитета. Это, собственно говоря, основная форма по­литической интеграции общества на строго ограниченной геогра­фической территории, подчиненной определенному виду поли­тического господства.

В самом государстве центральное место занимают парла­мент, правительство и все исполнительные органы власти, адми­нистративный аппарат, институты, занимающиеся отправлени­ем правосудия. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и су­дебных органов в совокупности играют роль управляющей под­системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Каждый из высших органов государственной власти обладает реальной структурно-функциональной определенностью, установленной конституцией, известной самостоятельностью по отношению друг к другу. Это вытекает из самого принципа разделения властей на три са­мостоятельных ветви: законодательную, исполнительную и су­дебную. В этом качестве каждая из них выступает как самостоятельная субсистема по отношению к общей управляющей системе.

Как уже отмечалось, немаловажное место в политической си­стеме занимают партии и связанные с ними организации, объ­единения, союзы, иные механизмы реализации политического про­цесса. Подчеркивая значимость партий, германский политолог К. фон Байме называл современные западноевропейские поли­тические системы «партийными демократиями». Нередко пар­тии, партийные и избирательные системы рассматриваются как самостоятельная сфера, существующая отдельно от политичес­кой системы. Более обоснованной в этом вопросе представляется позиция Г.Алмонда. Он, в частности, проводил различие между двумя уровнями политических структур: институцио­нальным и ассоциативным. При этом государство и его инсти­туты составляют первый, а партии - второй уровень. Однако пар­тии играют существенную роль как в определении структуры политической системы, так и в ее функционировании.

Показательно, что ряд исследователей оценивают партии в качестве структурообразующих элементов политических режи­мов в рамках той или иной политической системы. Они во мно­гом определяют жизнеспособность и функционирование полити­ческой системы. Более того, в тоталитарной системе единственная господствующая партия органически и неразрывно сливается с го­сударством, так что выделить институциональный и ассоциатив­ный уровни здесь невозможно.

Современные политические системы немыслимы без партий и связанных с ними институтов. Не случайно, например, в кон­ституции ФРГ зафиксирован юридический и политический ста­тус партий, они признаются главными политическими органи­зациями государства.

Помимо названных базовых структурных элементов полити­ческая система включает различные общественно-политические организации, комитеты политического действия, институты и механизмы принятия решений, такие, например, как инсти­туты корпоративизма (об этом см. в последующих главах). В це­лом политическая система охватывает институционально-орга­низационный аспект подсистемы политического с его основополагающими целями, субъектами, отношениями, процедурами, механизмами, функциями.

СООБЩЕСТВО МИРОВОЕ - одно из самых употребимых в международной политике и в то же время одно из наиболее противоречивых и двусмысленных в науке понятий. В узком - политическом (и государственно-центристском), а также правовом - смысле под сообществом мировым понимают объединение государств в универсальную международную организацию, преследующую общие для всех цели защиты мира и справедливости: иначе говоря, в данном случае под ним сегодня подразумевают ООН и ее институты. В широком - социологическом - смысле оно подразумевает как наличие совместных институтов и правил поведения для всего человечества, так и существование единых интересов и ценностей, а также общепланетарной мор.

Широкая трактовка сообщества мирового характерна главным образом для британской школы, коммунитаризма и других течений социологии международных отношений. Исходной в них выступает концепция международного общества, которая внутренне связана с идеями порядка и легитимности в мировой политике. М. Уайт и X. Булл определяли международный порядок как регулирование межгосударственных взаимодействий, создающее и поддерживающее определенные ценности и нормы. Он содержит три основных компонента, представляющих собой первичные цели членов международного общества. Во-первых, стремление всех государств к безопасности. Во-вторых, их заинтересованность в том, чтобы соглашения, которые заключаются, выполнялись. В-третьих, их забота о поддержании своего суверенитета.

В целом в научной литературе, относящейся к социологическому направлению в изучении международных отношений, существует три основных допущения: 1) международное общество рассматривается как факт международных отношений; 2) этот факт создает обязательства со стороны членов международного общества; 3) международное общество находится в процессе перехода от общества государств к обществу людей (т.е. к мировому обществу) и от международного порядка к мировому. Последнее означает, что по мере такого перехода формируется международное общественное сознание, распространенное по всему миру чувство сообщества.

При этом, как подчеркивает К. Браун, понятие «сообщество мировое» никогда не используется в отрицательном значении: может быть не совсем понятно, что должно или что подразумевается под ним, но ясно, что те, кто его используют, уверены, что мир мог бы стать лучше, если бы он мог быть назван сообществом. Иначе говоря, данное понятие отличается глубокой внутренней противоречивостью.

В самом деле, понятие «сообщество мировое» включает в себя как должное, так и сущее; содержит нормативный и рациональный, но одновременно ценностный и эмоциональный аспекты. Оно предполагает плюрализм и терпимость в отношениях между государствами и вместе с тем распространение по всему миру западную по происхождению и культурной основе ценностей (рыночная экономика, индивидуализм, права человека). Наконец, имея основой убеждение в превосходстве либеральных принципов добра и справедливости, оно выступает базой для навязывания этих принципов через политические теории, институты и действия. В итоге, будучи направленной по своему содержанию на достижение стабильности и справедливого мира, на устранение причин международных конфликтов, концепция сообщества мирового одновременно способствует их закреплению и распространению. Главная проблема состоит в том: кто определяет пути движения человечества к сообществу мировому, формирует нормы и правила поведения его членов, устанавливает их жизненные стандарты? Иначе говоря, в конечном счете понятие «сообщество мировое» отражает борьбу интересов и ценностей государств и народов Земли.

П.А. Цыганков

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 429-430.

Литература:

Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М., 1981;

Гладков В.П. Междунар. об-во: утопия или реальная перспектива // Мир. экономика и междунар. отношения. 1989. № 6;

Моро Дефарж Ф. Осн. понятия междунар. политики. М., 1995;

Burton N.J.W. World Society. Cambridge, 1972;

Culture, Ideology and World Order / Ed. by R.B.J. Walker. Boulder, 1984;

OnufN.G. World of Our Making: Rules and Rule in Social Theory of International Relations. Columbia, 1989;

Board E. International Society. L., 1991;

Badie B. L"Etat importe, L"occidentalisation de I"ordre Politique. P., 1992.