Стипендия имени Фулбрайта: как открыть двери в американские вузы. Программа фулбрайта в россии

Первый раз я подала на стипендию Фулбрайта на пятом курсе университета. На тот момент главной моей целью было поехать учиться за границу, а куда именно, по большому счёту, мне было всё равно. На пятом курсе я писала диплом на тему, которая была мне ужасно интересна — «Перевод аудиовизуальных материалов в научной коммуникации с помощью субтитров», поэтому и заявку я подала на направление «Лингвистика». Впрочем, про первую попытку можно покороче — я не прошла даже во второй тур. Несмотря на то, что мои преподаватели из университета, в частности, преподаватель, которая сама получила стипендию и уехала учиться в Германию, говорили, что заявка у меня хорошая и сильная.

Итак, как вам известно с официального сайта программы для первого тура программы вам необходимо подать определённый список документов, мы остановимся лишь на некоторых из них:

1) Reference Letters — рекомендательные письма. Рекомендательные письма могут написать ваши преподаватели из университета, чаще всего так и происходит. Некоторые преподаватели, как показывает общая практика, просят написать письмо сами, а потом уже его редактируют, подписывают и отправляют. Очень хорошо, если перед написанием рекомендательного письма, вы познакомите преподавателя с тем, что именно вы хотите изучать, на какую стипендию подаёте и какие у вас планы на будущее. Это поможет написать отзыв, который будет подстроен именно под конкретную заявку, которую вы подаёте сейчас. Конечно, лучше всего обращаться к тем преподавателям, с которыми вы много работали вместе, кто вас хорошо знает не только как студента, но и как личность. У меня одно из рекоментальных писем было написано коллегой по работе. Это ведь тоже взгляд на вас, но с другой, профессиональной, стороны. Думаю, вполне логично просить писать рекомендательные письма заранее, чтобы и вам было спокойнее, и чтобы у тех, кто их пишет, была возможность написать хорошую рекомендацию.

2) Study/Research Objective — по сути это главная составляющая вашей заявки. В этом эссе вы рассказываете, что именно вы хотите изучать во время своей учёбы в США, чего вы хотите добиться, и зачем вам всё это надо.

Когда я подавала заявку во второй раз, я подавала на две специальности — «Лингвистика» и «Образование»(речь идёт о программе для магистров). Для каждой дисциплины необходимо подавать отдельный пакет конкурсных документов. Честно говоря, хотя я и интересовалась лингвистикой, я искала те темы исследований, которые сейчас актуальны в США, читала, что именно сейчас изучают, потому что думаю, что в первый раз у меня не было шансов хотя бы потому, что субтитры вообще не изучают в США.

Я бы посоветовала подумать и поискать информацию о том, есть ли вообще университеты в США, которые могут вам предложить изучать то, что вам интересно. Ведь если таких университетов нет, то и заявка ваша изначально обречена, что вполне логично, не так ли?

3) Personal Statement — фактически, это эссе, в котором хотят услышать о том, как вы заинтересовались данной темой и почему, чего вы добились в этой сфере. Вот пример моего эссе , когда я не прошла, хотя мне до сих пор кажется, что это вполне приличное Personal Statement.

Кстати, в Москве в EducationUSA проводят бесплатные семинары о том, как написать мотивационное письмо или другие эссе для поступления в ВУЗы США, подготовиться к сдаче TOEFL или GRE, а также как получить хорошее рекомендательное письмо.

Перед тем, как писать эссе, подумайте, что вам интересно? О чём вы можете говорить часами? Что вы можете хорошо объяснить другому человеку? Прочитайте свои эссе сами и дайте почитать их другим. Ясно ли, что именно вы хотите изучать? Чувствуется ли, что человек, который написал эти эссе, действительно «болеет» тем, о чём он пишет?

Первого июня прошлого года, поздно вечером, я получила имэйл в стандартной форме о том, что я прошла конкурс и в конце августа еду в США…

А началось все с того, что как-то раз на паре по английской грамматике наша преподавательница заявила о том, что в конференц-зале как раз сейчас начнется агитирование всех желающих подавать документы на программу Фулбрайт, ну и про саму программу расскажут тоже, так что кто хочет, может более на паре не задерживаться и взять курс прямо на обитель вероятной халявы, чем все сразу и воспользовались.

А халяву там обещали действительно знатную: два года обучения в магистратуре по выбранной специальности совершенно бесплатно, т.е. даром. Немного о программе: одна из самых престижных в мире, эта программа носит имя бывшего американского сенатора Вильяма Фулбрайта и рассчитана на выпускников вузов и молодых ученых, а финансируется она Бюро по делам образования и культуры Государтвенного департамента США, но также свой финансовый вклад делают и страны, с которыми она сотрудничает.

Что интересно: у выхода из конференц-зала нас поджидал наш любимый декан, имеющий сказать следующее: а) что нам делается выговор о пропущенной паре; б) чтобы мы губу закатали обратно, потому как быть избранным грантовой программой подобного класса – нечто из области фантастики. Понурив головы, мы вернулись к реалиям нашей повседневной университетской действительности. Однако человек 5-6 из нас, стиснув зубы, твердо решили бороться и так легко не сдаваться.

Потихоньку, не трезвоня об этом на каждом углу дабы не привлекать нездорового внимания конкурентов, мы принялись строчить требуемые эссе, как-то: Personal Statement and Study Objectives. И были весьма искренне удивлены, столкнувшись нос к носу в дверях киевского офиса Фулбрайта для сдачи документов. Мило поулыбавшись друг другу и поинтересовавшись, на какие специальности подавали документы, цивилизованно разошлись, так что до физического уничтожения соперников не дошло, да это и не помогло бы (для справки: в 2006/07 году конкурс на место был примерно 1:30).

Дальше началось самое интересное, правильнее сказать напряженное, а именно: ожидание. Ожидание результатов первого тура конкурса, конкурса документов. Если вы его прошли, можно на секунду вздохнуть с облегчением (но только на секунду) и сразу же приступать к подготовке к интервью. Лично для меня это было самым суровым испытанием, это было почище любого собеседования для принятия на работу. Ну, во-первых, по причине довольно большого количества пар глаз, оценивающе вас разглядывающих, не говоря уже о количестве ртов, раскрывающихся, чтобы смутить вас нескромными вопросами на тему того, чем же вы, собственно, собираетесь заниматься по прибытии на «землю обетованную».

Причем любопытное наблюдение: свои же, украинцы, что называется «валили», а американцы с улыбкой интересовались общими вещами, например, что я расскажу своим американским коллегам о своей стране, имею ли я музыкальное образование (моя тема была связана с народными песнями). У «своих» же были вопросы более концептуального характера, и если принять во внимание тот факт, что я только собиралась ехать исследовать свою тему, то их вопросы оказывались и вовсе на грани реального. Такие вопросы задают на пресс-конференции об удачно завешенном исследовании, а не на его начальной стадии. Отсюда мой вам совет: если уж вы прошли стадию «бумаг», то хорошенько подготовьтесь к интервью, продумайте все возможные вопросы.

Следующим этапом был тест TOEFL. Ничего особенно сложного, но подготовка опять-таки требуется, причем не просто языковая, а конкретно по прохождению этого теста – как рассчитать время, как лучше понять, какой именно ответ от вас хотят в том или ином задании. Специальные руководства по сдаче теста TOEFL можно найти в любом отделении British Council.

И вот, когда все три этапа мужественно преодолены, остается только паковать вещи и махать родным на прощанье белым платочком. А советы по адаптации по прибытии – это уже совсем другая история. Напоследок скажу: никому не позволяйте вас убеждать, что ничего не получится или что грант выигрывают только по большому блату, это не так. Конечно, нужна определенная доля везения, так может, и повезет именно вам!

Для справки: программа Фулбрайта — старейшая и самая известная мировая программа академических обменов США. Она была основана в 1946 году, и в настоящее время озватывает 140 стран.

Вот области специализации, с которыми работает Фулбрайт:

  • история
  • охрана памятников истории
  • археология
  • архитектура
  • философия
  • психология
  • социология
  • социальная работа
  • охрана здоровья
  • антропология
  • история религии
  • американоведение (языкознание, литература, искусство, история)
  • гендерные исследования
  • лингвистика
  • журналистика (СМИ)
  • литература
  • библиотечное дело
  • фольклор
  • музееведение
  • театральное искусство
  • история, критика или менеджмент в области культуры и театра
  • искусствоведение
  • образование/ управление в области образования
  • политические науки
  • международные отношения
  • правоведение
  • экономика (теоретические направления)

    Важная новость: кроме гуманитарных наук, с этого года открывается направление наук естественно-научных.

    Подробнее о программе можно узнать на сайтах:

    www.fulbright.org.ua

    www.mynews-in.net/news/education/2006/10/23/1084232.html

    osvita.org.ua/news/26463_ru.html
    (Фулбрайт в Украине)

    www.fulbright.ru

    projects.karelia.ru/index.php?a=4&idk=359
    (Фулбрайт в Российской Федерации)

  • Программа Фулбрайта

    Небольшая вставка из Википедии
    Программа Фулбрайта - программа образовательных грантов, основанная в 1946 году сенатором США Джеймсом Уильямом Фулбрайтом и финансируемых госдепартаментом, с целью укрепления культурно-академических связей между гражданами США и других стран.
    Обеспечивает международные образовательные обмены для студентов, учёных, преподавателей, специалистов и художников. На конкурсной основе предоставляет гранты как американским, так и зарубежным студентам, учёным и исследователям. Стимулирует «перекрёстное» образование, в частности американских студентов за рубежом, а зарубежных - в США. Программа Фулбрайта является одной из самых престижных наградных программ в мире среди подобных, она работает более чем в 155 странах, в 50-ти из которых функционируют специальные комиссии, руководящие программой, там же где их нет, её курирует Отдел информации и культуры посольства США.

    От себя . Стипендия считается одной их самых престижных стипендий в США. Много людей в США про нее слышали и знают.
    Изначально более гуманитарная программа, но в последнее время набирает популярность и среди фундаментальных наук. Например специально недавно открытая программа Fulbright STEP .

    Условия стипендии

    • оплата обучения в университете
    Как правило, программа подразумевает финансирование вашего обучения на 2 года. Поэтому в случае получения степени PhD, вам за это время нужно найти себе другой источник финансирования.
    • билет в 2 стороны
    Билеты туда и обратно. Дополнительные перелеты не оплачиваются.
    • ежемесячная стипендия
    $1280+ в зависимости от места проживания. Летом стипендии нет и билетов домой тоже нет, что создает интересную ситуацию. Странно также, что некоторым странам летом платят стипендию, а некоторым нет. Поэтому о летнем финансировании следует подумать заранее.
    • медицинская страховка
    Базовая страховка Seven Corners. В принципе достаточно для рутинных визитов к врачу. Больше информации
    • требование о возвращении на 2 года
    Необходимо вернуться в родную страну на 2 года в соответствии с требованиями визы J1. Тут речь идет о получении вида на жительство в США. Находиться в США по туристической визе или другой ученической визе никто не запрещает, но получить вид на жительство, скорее всего не получится без возвращения домой на 2 года. При большом желании и удаче можно получить освобождение от этого правила (waiver), но я пока не встречал людей, которые прошли всю процедуру, поэтому мне сложно об этом говорить. Слышал не раз, что не всегда требуют находиться эти 2 года физически именно в родной стране, но опять же информации мало.
    • возможность взять с собой семью
    С собой можно брать мужа/жену и детей, они получают визу J2, которая, например, позволяет работать. Также на каждого члена семьи платятся дополнительные деньги. Больше информации

    Подача документов

    Срок подачи документов на конкурс - середина мая. Нужно учитывать, что документы подаются на год вперед. Так я подавал документы в мае 2012 года, будучи на 3-м курсе университета, а учиться в США начал в августе 2013. Результаты всего отбора будут известны где-то в конце сентября (выбор университета, как кому повезет), что все-таки позволяет неплохо планировать наперед.
    Перечень документов достаточно простой (тут остановлюсь на самих важных по моему мнения):
    • Personal Statement - служит в качестве отчета о всем, что вы уже сделали и что по вашему мнению делает вас хорошим кандидатом на стипендию. В то же время она должна включать в себя некоторые упоминания о том, как учится в Штатах поможет вам в достижении ваших профессиональных и научных целей, и почему это нельзя сделать в тех условиях в которых вы сейчас.
    • Study Objective - эссе, в котором следует как можно больше, чтобы говорить о том, что вы хотели бы сделать, когда вы находитесь в Соединенных Штатах. Подразумевает более менее детальное описание проекта, актуальности выбранного вами направления. Желательно детально описать свои цели в выбранной сфере и как вы собираетесь эти цели реализовывать, и главное зачем для этого ехать в США.
    • три рекомендационных письма . Старайтесь подобрать людей, которые смогут показать вас с разных сторон. Мне кажется, что оптимальный набор - работа, университет и общественная деятельность. Желательно охарактеризовать вас разнопланово, но письмо от научного руководителя все-таки лучше иметь. Эти же письма будут потом использоваться для подачи документов в университеты США, и, зная, как у нас относятся к рекомендационным письмам, важно дать понять людям, что эти письма важны, а не просто отписка.
    Первые два эссе входят в заявку и судя по отзывам являются основным критерием первичного отсева кандидатов.

    Процесс отбора

    Срок подачи документов - середина мая. Потом где-то до середины августа идет обработка форм. Все достаточно либерально, если что-то упустите, вас, скорее всего, просто попросят прислать недостающие документы.
    В середине августа объявляют людей, которые прошли во второй тур (Semi-Final), то есть на собеседование. Собеседование проходит в форме панели – 5-6 человек расспрашивают вас про ваш проект, цели и аргументацию актуальности проекта. Как правило, среди них 2-3 американца. В моем случае половина людей, которые меня собеседовали, сталкивались с Computer Science, остальные просто из технических сфер.
    Само собеседование проходит где-то в середине сентября, и результаты объявляют через 1-2 недели после собеседований. Так претенденты проходят в финальную стадию. Суть в том, что это еще не гарантия самой поездки (хотя шансы где-то 95%). Небольшая часть людей отсеивается из-за плохих результатов тестов, некоторые - по своему желанию или по той причине, что не могут найти подходящий университет. Поэтому кроме основного списка есть еще резервный, и шансы у людей из резервного списка, как правило, неплохие.

    Тесты

    После попадания в финальную стадию (фактически получения стипендии), нужно будет сдать 2 теста (TOEFL, GRE General). Если вы сдавали их до этого, результаты еще действительны на момент подачи документов в университеты и удовлетворяют минимальным требованиям, то можно тесты не сдавать. Финалистам оплачивают саму сдачу, но подготовка как правило не оплачивается.
    1. TOEFL iBT - состоит из 4-х частей (Listening, Reading, Speaking, Writing). Каждая часть про 30 балов, в сумме 120. Минимум в большей части университетов где-то около 80, но приемлемый результат - 100. Очень желательно сдать Speaking больше чем на 25, это часто дает возможность сертифицироваться в университете, если вы захотите работать со студентами (я сдал на 23 и мне пришлось проходить дополнительный курс)
    2. GRE revised General Test - у этого теста прогрессивная шкала оценивания (от 130 до 170, например 145 значит, вы в первом квантиле, 151 срединий бал, а со 157 четвертый квантиль), в зависимости от университета и программы очень отличаются требования по этому тесту. Некоторые университеты вообще его не требуют. В целом тест сложнее чем TOEFL, требует больше времени для подготовки. Состоит из 3-х частей:
      • Math - достаточно легкий тест, на уровне 1-го курса в техническом университете. Основная масса заданий по алгебре. Ничего необычного, просто для успешной сдачи нужно привыкнуть к формулировке заданий на английском (как правило это сложнее чем сами задания).
      • Vocabulary - просто неимоверно сложный. Используется очень академический вокабуляр, часто просто сложно понять о чем речь. К нему правда нужно долго готовиться. Позже общаясь уже с американцами понял, что и среди них много людей которые заваливают этот тест.
      • Writing - 2 эссе. Не раз слышал, что для иностранных студентов это не самая важная часть. По эмпирическим наблюдениям лучше больше времени уделить другим частям. Хотя опять же относительно программы.
    Тесты нужно сдавать в конце октября - начале ноября, поэтому есть смысл подумать про это заранее. Времени между попаданием в финал и сдачей тестов очень очень мало и как правило существенно поднять свой уровень не получиться. Особенно в GRE, где тест по языку очень и очень сложный.

    Выбор университета

    После сдачи тестов, согласно вашим результатам составляет для вас список рекомендуемых университетов, в которые, по мнению программы Фулбрайта, вы бы могли поступить. Суть в том, что стипендия - это финансирование, но не гарантия, что вы сможете найти себе университет. Зачастую сотрудники программы стараются учитывать ваши пожелания, если они из области логики, а не из области «Кроме Гарварда никуда не поеду». Вам предлагают список из 4-х университетов и, как правило, повсюду нужно самому что-то заполнять. Подача документов начинается в конце ноября. Первые предложения от университетов будут после Нового Года. И тут, в принципе, случается самая сложная ситуация. Некоторые университеты дают программе Фулбрайта скидку на ваше обучение, поэтому для программы выгоднее отправлять стипендиатов именно в такие университеты. Очень хорошо, когда ваш выбор совпал с тем, что вам советуют. Честно сказать, что бывает в другом случае, я не особо знаю. Есть люди, которые отказываться, так как их не устраивает университет. Я считаю, что одержимость именем университета неплохая штука, но не самая главная. Тем более, что, в конце концов, по приезде в США можно перевестись в другой университет.
    • сдайте по возможность TOEFL или GRE до подачи документов, или за лето после подачи документов (результаты можно внести в свою заявку в любой момент). Хорошие результаты по тестам дают комиссии определенный уровень уверенности в вас и показывают знание языка. По эмпирическим ощущениям где-то 50% финалистов сдали хотя б один тест до выхода в финал. Также сдача тестов заранее сильно упростит вам жизнь в случае попадания в финал, так как в другом случае их приходиться сдавать в очень сжатый срок (1-2 месяца).
    • лучше иметь реальный список университетов куда вам хочется попасть. Потратьте время и сделайте обзор программ. Как правило университеты имеют даже специализацию в сфере компьютерных наук. Сразу хочу немного расстроить, шансов попасть в Ivy League не очень много. Проблема даже не в уровне знаний, а скорее финансовой стороне вопроса для Fulbright. Плюс для попадания в условный Стенфорд нужна реальная аргументация почему именно Стенфорд а не например Университет Вашингтона. Поэтому при подаче документов лучше иметь реалистичные цели.
    • будьте максимально готовы у своем направлении и проекте. Постарайтесь актуализировать знания, почитайте, что именно сейчас исследуют в вашей сфере. Это скорее всего спросят на интервью.
    • при подготовке к интервью мне посоветовали одну очень действенную методику. Потратьте 2-3 дня и выпишите все вопросы которые вы бы сами себе задали про ваш проект. Что человеку со стороны может спросить. Попросите знакомых вам с этим помочь. Мне так удалось «угадать» где-то 70% вопросов которые мне в конце концов задали на интервью.

    И других стран.

    Крупнейшая из финансируемых правительством США международных обменных программ в области образования, Программа Фулбрайта создавалась с целью улучшить взаимопонимание между народом Соединенных Штатов и народами других стран. Стремясь к достижению этой цели, Программа Фулбрайта предоставила более чем 300 тысячам своих участников, выбранных благодаря их научному потенциалу и лидерским качествам, возможность познакомиться с работой политических, экономических и культурных организаций других стран, обменяться идеями и положить начало совместным проектам на общее благо народов мира. Проведением Программы Фулбрайта занимается Бюро по делам образования и культуры Государственного Департамента США. Со времени основания Программы 46,800 иностранных учёных проводили исследования или преподавали в университетах США и более 45,200 американских учёных занимались аналогичной деятельностью за рубежом. Ежегодно Программа Фулбрайта присуждает около 800 грантов учёным, приезжающим в США из других стран. В настоящее время Программа Фулбрайта действует в 155 странах мира.

    Основной источник финансирования Программы Фулбрайта - ежегодные ассигнования, выделяемые Конгрессом США Государственному Департаменту. Правительства стран, участвующих в программе, принимающие университеты зарубежных стран и Соединенных Штатов также вносят финансовый вклад в проведение программы, либо принимая на себя часть расходов, либо опосредованно - в виде прибавок к жалованью лектора, освобождения от платы за обучение или предоставления университетского жилья.

    Обеспечивает международные образовательные обмены для студентов, учёных, преподавателей, специалистов и художников. На конкурсной основе предоставляет гранты как американским, так и зарубежным (в том числе российским) студентам, учёным и исследователям. Стимулирует «перекрёстное» образование, в частности американских студентов за рубежом, а зарубежных - в США. Программа Фулбрайта является одной из самых престижных наградных программ в мире среди подобных, она работает более чем в 155 странах , в 50-ти из которых функционируют специальные комиссии, руководящие программой, там же где их нет, её курирует Отдел информации и культуры посольства США.

    43 выпускника программы Фулбрайта получили Нобелевские премии (в том числе двое в 2010 году - Питер Даймонд и Эйити Нэгиси), 28 - гранты фонда Макартуров и 78 стали лауреатами Пулитцеровской премии .

    В рамках программы много сделано в плане сближения российских и американских исследователей. Однако такие программы сотрудничества нередко вызывают опасение по поводу «утечки мозгов» в США и являются темой для обсуждения российско-американских отношений . По словам Наталии Смирновой, заместителя директора программы Фулбрайт в РФ :

    Программа Фулбрайта ежегодно предоставляет около 8 000 грантов, по состоянию на 2010 год , количество участников с момента основания достигло 300 000 .

    «Совет по иностранным стипендиям Дж. Уильяма Фулбрайта» (FSB), в состав которого входят 12 руководителей образовательных учреждений и общественных организаций, назначаемых президентом Соединенных Штатов, определяет политику Программы, устанавливает критерии отбора и утверждает кандидатов, выдвинутых на получение гранта.

    Бюро по делам образования и культуры Государственного Департамента США разрабатывает меры, обеспечивающие выполнение стоящих перед программой задач, и в сотрудничестве с комиссиями и фондами по вопросам образования осуществляет проведение программы в 51 стране мира, где имеются действующие соглашения с США о проведении обменных программ. 90 странах, не имеющих такого договора, помощь в проведении программы оказывают посольства США. Соединенных Штатах проведению программы содействуют ряд вспомогательных агентств.

    Двусторонние межнациональные комиссии и фонды во взаимодействии с университетами и организациями принимающей страны составляют ежегодный план проведения обменов. Они также производят предварительный отбор кандидатов на получение студенческих и преподавательских грантов по своим обменным программам, проводят собеседования и рекомендуют «Совету по иностранным стипендиям Дж. Уильяма Фулбрайта» достойных претендентов. странах, где такие комиссии и фонды отсутствуют, отдел культуры посольства США определяет политику Программы и курирует её проведение.

    «Совет по международным обменам учёных» (CIES) , по соглашению о сотрудничестве с Государственным Департаментом, осуществляет проведение Программы Фулбрайта для университетских преподавателей и учёных. «Совет по международным обменам учёных» является частью Института международного образования (IIE) и тесно сотрудничает с наиболее крупными образовательными учреждениями в области гуманитарных, общественных и естественных наук. CIES оказывает поддержку преподавателям и учёным, находящимся в США по гранту Программы Фулбрайта.

    История

    Знаменитые выпускники

    См. также

    • AFS (англ.)

    Напишите отзыв о статье "Программа Фулбрайта"

    Примечания

    Ссылки

    • на сайте Bureau of Educational and Cultural Affairs, U.S. Department of State (англ.)
    • , сайт Institute of International Education (англ.)
    • , сайт Institute of International Education

    Отрывок, характеризующий Программа Фулбрайта

    – Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
    Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
    – Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
    – Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
    Он дал бумагу Алпатычу.
    – А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
    – Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
    «Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
    Народ беспокойно сновал по улицам.
    Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
    Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
    – До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
    – За что? – спросил Алпатыч.
    – Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
    Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
    – Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
    – Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
    Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
    – Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
    Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
    – По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
    – Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
    – Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
    Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
    Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
    Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
    Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
    К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
    – То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
    – Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
    Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
    – Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
    – Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
    Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
    – Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
    В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
    – Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
    Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
    К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
    – Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
    – Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
    Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
    Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
    – Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
    – Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
    По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
    Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
    Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
    – Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
    – Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
    Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
    – Ты как здесь? – спросил он.
    – Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
    – Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
    Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
    – Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
    Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
    «Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
    Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
    – Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
    Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
    – Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.

    Стипендиальная программа Фулбрайта - одна из самых известных во всем мире. Тысячам студентов из разных стран она ежегодно дает возможность получать высшее образование в США без серьезных финансовых потрясений.

    От общего…

    Сенатор Уильям Фулбрайт. Он не был типичным американским политиком, его понимание блага Америки часто расходилось с пониманием большинства. Именно Фулбрайт в 1945 году предложил использовать средства от продажи остатков военной собственности США за рубежом на цели обмена студентами в сфере образования, культуры и науки.

    С тех пор каждый год происходит обмен студентами между Америкой и другими странами. В настоящее время программа Фулбрайт охватывает около 150 стран мира. Финансирование со стороны правительства США превышает $100,000,000 в год. Правительства других стран вносят в Программу около $30,000,000 в год.

    С Россией у Фулбрайта десять программ, доступных для разных категорий участников. Список конкурсных дисциплин достаточно широкий. Российская Ассоциация выпускников программы Фулбрайта насчитывает около 1600 человек.

    Программа Фулбрайта для российских граждан предоставляет гранты на обучение, проведение научных исследований, чтение лекций и стажировку в любом университете, библиотеке, архиве США. Гранты присуждаются по итогам открытого конкурса по всем дисциплинам.

    Ориентированы программы на выпускников российских вузов, аспирантов, ученых, деятелей искусств, преподавателей, сотрудников международных отделов российских университетов.

    В грант включены: участие в конкурсе, оплата обучения в университете США, ежемесячная стипендия, ограниченная медицинская страховка и оплата транспортных расходов.

    Принимать участие в программах могут граждане РФ, постоянно проживающие на территории страны, имеющие диплом о высшем образовании или ученую степень (в зависимости от программы), обладающие хорошим знанием английского языка.

    Каждая программа имеет свою систему подачи заявки и критериев отбора. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке. Соответственно, суммы грантов также меняются в зависимости от конкретного случая.

    …к частному

    Программы Фулбрайта включают в себя несколько направлений. А в свою очередь каждое направление делится на группы.

    Для студентов и преподавателей:

    Магистратура и стажировка в США. Гранты выдаются на 1-2 года обучения или исследования. Существуют ограничения по возрасту. Стипендиаты программы получают визу J-1 и после окончания гранта обязаны вернуться в Россию.

    Программа для преподавателей вузов . Гранты на конкурсной основе выдаются преподавателям вузов не старше 39 лет. Продолжительность программы - 5 месяцев.

    Программа для молодых преподавателей иностранного языка . Программа длится 9 месяцев и не предполагает получение степени по ее завершению. Молодым преподавателям английского языка предоставляется возможность улучшить свое педагогическое мастерство, уровень владения английским языком и ближе познакомиться с американской культурой и традициями. Участники программы попадают в университеты и колледжи США для работы в качестве преподавателей или ассистентов преподавателей русского языка.

    Для ученых:

    Scholar-in-Residence Program (SIR). Программа обмена с вузами США. Преподаватели российских вузов отправляются в общественные колледжи, небольшие университеты, специализирующиеся в области магистерских программ по гуманитарным наукам, и университеты, где обучаются представители национальных меньшинств.

    Для ученых и деятелей искусств . Гранты выдаются ученым, сотрудникам научно-исследовательских институтов, преподавателям вузов (обязательно наличие ученой степени), а также деятелям искусств и специалистам в области прикладных и творческих дисциплин (наличие ученой степени не требуется). Продолжительность исследовательского гранта 3-6 месяцев. Продолжительность лекторского гранта 3-9 месяцев.

    New Century Scholars . Исследовательская программа, которая ежегодно собирает 25-30 ученых и специалистов из США и стран-участниц образовательного проекта.

    Программа для сотрудников международных отделов российских вузов:

    RIEA существует для сотрудников международных отделов. Рассчитана на молодых специалистов со стажем работы не менее двух лет. Программа RIEA предлагает интенсивную 3-х месячную стажировку в США и нацелена на повышение профессионального мастерства сотрудников российских университетов, которые работают с иностранными студентами и преподавателями.

    Программы Фулбрайта также включают в себя несколько летних школ: школа «Устойчивое развитие регионов и территорий», школа по точным наукам и технологиям, Гуманитарная Летняя Школа. А также - Программу Хьюберта Хамфри, нацеленную на поддержку исследований. Все подробности - на