Какой должен быть ученик в. Требования к ученику

Актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо») исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

Картинка 66 из презентации «Урок в рамках ФГОС» к урокам педагогики на тему «Урок по ФГОС»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока педагогики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Урок в рамках ФГОС.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 640 КБ.

Скачать презентацию

Урок по ФГОС

«Примеры уроков по ФГОС» - Отношения между детьми в классе. Изучение нового. Даётся выбор. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Проблемно диалоговое обучение. Презентация результатов группового творчества. Анализ результатов работы по проекту. Нахождение неизвестного делителя. Деятельностный подход. Проектная деятельность. Каждая группа отчитывается на уроке.

«Структура урока по ФГОС» - Задание на сложение дробей. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Типы и структура уроков по ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Структура урока общеметодологической направленности. Структура урока «открытия» нового знания. Виды диалогов. Типы уроков ФГОС. Проблемно-диалогическая технология.

«Урок по требованиям ФГОС» - Учебная деятельность. Фронтальная форма обучения. Требования ФГОС. Дантист. Продуктивные задания. Организационный момент. Новая школа. Включение нового знания. Урок обобщения и систематизации знаний. Учебная ситуация. Личностные действия. Важнейшая задача современной системы. Познавательные действия.

«Разработка урока по ФГОС» - Межпредметные связи. Познавательные УУД. Отличия структуры урока. Выживает не самый сильный и не самый умный. Личностные УУД. Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД. Схема урока. Ход урока. Разработка урока по ФГОС 2 поколения. Три постулата современного урока. Исследование на материале учебника. Урок – основная форма организации учебных занятий в системе обучения.

«Урок в рамках ФГОС» - Способ. Этап первичного закрепления. Подходы к управлению. Структура урока открытия нового знания. Мотивирование учащихся. Средства. Решение проблем самими школьниками. Этап целеполагания. Интериоризация способов действий. Диалогичность. Алгоритм конструирования урока открытия нового знания. Условия для возникновения внутренней потребности.

«Современный урок по ФГОС» - Типы урока. Личностные УУД. Современный урок в соответствии с ФГОС. Индивидуальная форма обучения. Коммуникативные УУД. Система дидактических принципов. Основные этапы урока. Цель урока. Позиция учителя. Современный урок в соответствии с ФГОС. Познавательные УУД. Форма образования. Дидактические задачи урока.

Всего в теме 10 презентаций

Какой должен быть ученик в 21 веке


Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы любого воспитательного мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих питомцев. А ведь в этом состоит главное!

Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих питомцев, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Чем интересуется сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически всё мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, - а ведь именно это и нужно в жизни.

Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который:

· умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;

· обладает критическим и творческим мышлением;

· владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний;

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определёнными качествами личности:

· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;

· самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

· самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для примера. В масштабном проекте «Образование мирового класса» (World Class Education. Richmond, 1993), разработанному педагогической общественностью штата Вирджиния, В. Я. Пилиповский выделяет основные «жизненные роли», т. е. кем американские учащиеся должны стать в процессе обучения.

1. Реализовавшаяся личность. Человек, отличающийся хорошо развитым осознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий это знание для выбора альтернатив. Данная роль охватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизни, обеспечивающую основу для личной самореализации.

2. Личность со стремлением к поддержке других людей. Это жизненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения с другими людьми и развивающего многообразие плодотворных связей с ним. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей на уровне общины, деловых и международных точек соприкосновения, без чего трудно себе представить человека.

3. Жизнь как постоянное учение. Это - роль человека, постоянно приобретающего новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. Данная роль учитывает тот факт, что новые модели, идеи, информация и возможности проявляются как внутри, так и вне самого учебного заведения, - порой много лет спустя после завершения формального образования.

4. Деятельный участник культурного развития. В этой роли человек умеет ценить культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество. Данная роль включает в себя ту или иную деятельность и собственное участие в процессе культурного обогащения личности и общества.

5. Высококвалифицированный работник. Это человек, который берёт на себя ответственность за последовательное производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг. Данная роль подразумевает диапазон умений, способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта и доставки качественного продукции и сервисных услуг.

6. Информированный гражданин. Это личность, хорошо осведомлённая в вопросах истории, политической ситуации и реальных нужд своей общины, с глубоким интересом реагирующая на локальные, национальные и международные проблемы. Данная роль включает в себя разнообразие политических, экономических и социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью в рамках локальных, национальных и международных сообществ.

7. Защитник окружающей среды. Выступая в этой роли, личность хорошо осознаёт взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценит их важность, а также умеет эффективно и ответственно использовать природные ресурсы. Эта роль охватывает все аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения её ресурсов.

Постиндустриальному обществу нужны самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации на основе объективной самооценки.

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика, была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель - ученик.

В условиях личностно - ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Конечно же, это требует от учителя особого мастерства.

Говоря о необходимости последовательной реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо всегда иметь в виду целостную личность ребёнка с его эмоциональной, духовной сферой. В знаменитом романе «Эмиль, или О воспитании» Жан Жак Руссо пишет о непосредственном интересе как единственном двигателе, который ведёт обучающегося далеко и верно. Обращаясь к педагогам с призывом «не угашать воображение ребёнка», он советует глубже изучать детские интересы, быть внимательным к душевному миру детей. Критикуя тех педагогов, которые из ложного желания разыгрывать роль мудрецов принижают своих учеников, Руссо выступает с пламенным призывом: «Вместо того, чтоб убивать подобным образом юное мужество, прилагайте всё старание, чтобы поднять юный дух; делайте их равными себе, чтоб они действительно сравнялись с вами; а если они не могут ещё подняться до вас, то снизойдите до них - без стыда, без сомнений. Помните, что честь ваша заключается не в вас, а в вашем воспитаннике; разделяйте его ошибки - с целью исправления их; принимайте на себя его стыд, чтобы загладить его».

Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Что для этого нужно,какие условия?

· Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретённых знаний на практике и чёткого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

· Совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

· Широкое общение со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;

· Свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;

· Постоянное испытание своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей этими качествами. Но для этого, прежде всего, необходим постоянный поиск путей плодотворных решений педагогических проблем, ибо, по словам Д. И. Менделеева: «Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силён в науке, ею обладает и её любит».

Учитель, работающий по ФГОС. Каким ты должен быть?

Слово (аббревиатура) ФГОС постепенно входит в нашу жизнь и становится привычным. С 1 сентября 2011 года первые классы школ, в том числе и в городе Боровичи, уже начали учиться по Федеральным Государственным образовательным стандартам второго поколения.

Учитель, работающий сегодня в школе, хорошо владеет традиционными способами формирования и достижения предметных результатов, знаний, но в то же время он овладевает и умениями по достижению личностных и метапредметных результатов. К сожалению, в данный момент у многих учителей таких умений пока явно недостаточно , поскольку подобные задачи не входили ранее в обычную практику учителей, а студента-специалиста, закончившего только что педагогический институт, этому не учили.

С целью лучшего овладения методикой преподавания по ФГОС у учителей появились новые возможности для повышения своего методического уровня, для использования новых педагогических технологий, направленных на развитие критического и творческого мышления учеников. Таким образом, принятие новых, я подчеркиваю, принципиально новых образовательных стандартов общего образования необходимо всем участникам образовательного процесса: и учителям, и родителям, и обучающимся. А одним из важнейших условий модернизации российского образования, на мой взгляд, должна стать система повышения квалификации и пост дипломного образования учителей, направленная на формирование и развитие психолого-педагогических компетенций педагогов, реализующих ФГОС НОО, и удовлетворяющая современным требованиям к квалификации педагога.

На мой взгляд, основные компетенции современного учителя это: умение учиться вместе со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся, занимать экспертную позицию, оценивать, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности. Владение этими компетенциями необходимо учителю для того, чтобы в ходе урока стимулировать у обучающихся «...освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».

Также, я предлагаю учителям представить себя в роли:

а) родителей, в противном случае, оставаясь в профессиональной роли, учителя обязательно по традиции отметят в качестве важнейших черт выпускника начальной школы глубокие прочные знания, а не умение учиться и т.п.

б) обучающихся, ведь они стремятся к поиску чего-то нового, неизвестного им. Сначала это умение владеть ручкой и карандашом, а затем и интерактивной доской.

Учителя начальной школы должны иметь базовое профессиональное образование, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Учитель, планируя образовательный процесс, должен уметь определять цель, представлять основные результаты обучения, отбирать содержание образования с ориентацией на сущностные знания, понимать функции, содержание и структуру универсальных учебных действий, знать возрастные особенности учащихся, уметь организовывать их деятельность и разрабатывать системы задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий, проводить рефлексию. Ведь именнно знание основ развивающего обучения, применение методов формирования универсальных учебных действий, развитие способов самостоятельной учебной деятельности - ведущие критерии профессиональной компетентности учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе. Эффективность образования в этом случае зависит от того, насколько сам педагог владеет этими компетенциями, понимает структуру учебной деятельности, умеет создать условия для формирования теоретического мышления обучающихся.

В новом учебном 2015-2016 году в школах в среднем звене вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. В 5 класс придут дети, которые в начальной школе уже учились по новым стандартам. Готовы ли педагоги к работе по введению ФГОС? Как будет строиться современный урок?

На эти и многие другие вопросы ответил победитель городского конкурса «Учитель года» – преподаватель французского языка МБОУ «Гимназия № 16 «Французская», заместитель директора по учебно-воспитательной работе Максим Сергеевич Лавренчук.

Знания нужно будет добывать

– Что такое современный урок по ФГОС, в чем его новизна и отличие от традиционного?

– Если ответить кратко, то это урок, на который дети бегут с радостью, зная, что там их ожидает открытие. Если говорить, используя научные термины, то это урок, построенный на основе новых принципов. Прежде всего, на основе новых отношений учителя и ученика, их сотрудничества, когда субъект-субъектные отношения выходят на первый план. Это и системно-деятельностный подход в обучении.

– Что это значит, в чем суть системно-деятельностного подхода?

– Исходя из названия, в системно-деятельностном подходе можно выделить два понятия: это практическая деятельность и система, которая организует эту деятельность, т.е. направляет ее на достижение определенного результата. Мы знаем, что в одном из положений ФГОС есть требование к результатам. Поэтому системно-деятельностный подход как раз обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока и даже за его пределами. Теперь дети получают знания не в готовом виде, как это было раньше, а сотрудничают, взаимодействуют с учителем и в ходе совместной деятельности ищут путь к знаниям. Если раньше учитель был просто информатором, то сейчас в соревновании «учитель-компьютер» выигрывает явно не учитель, поэтому ФГОС позволяет учителя сделать модератором. Таково веяние времени.

– Получается, что учитель не будет объяснять новый материал на уроке?

– Учитель всегда будет объяснять новый материал, только теперь на первый план выходит вопрос «как объяснять?», а для ученика главный вопрос – «зачем ему этот материал?». Учитель должен ориентироваться и на то и на другое. Что касается иностранных языков, то здесь обучение также должно идти от учителя. Если посмотреть ФГОС о начальном образовании, то в освоении языка требуются начальные навыки общения с носителем языка. Такая цель обучения иностранному языку должна быть у каждой школы. Конечно, «вживую» иностранца редко встретишь в учебном заведении, но сейчас есть много возможностей пообщаться с носителем языка в сети интернет.

Иностранные преподаватели присутствуют и на международных экзаменах. А все международные экзамены – это тот идеал, к которому нам нужно стремиться, поскольку при сдаче ЕГЭ мы переходим на европейский манер. Сейчас идет тренировка нововведения: при сдаче устной части иностранного языка в 11 классе ребенок разговаривает без преподавателя с компьютером. Это один их тех шагов, направленных на усовершенствование оценочной системы ЕГЭ, которая нас отводит к европейскому уровню.

«Теперь оценивается не только красноречие и артистизм учителя, но и активность учеников на уроке»

– В 2015-2016 учебном году в 5 класс придут дети, которые учились в начальной школе по новым стандартам. Готовы ли современные учителя к ведению уроков по ФГОС?

– За подготовку кадрового состава к умению и владению ФГОС в среднем звене отвечает образовательная организация. Новосибирский институт повышения квалификации педагогов организовывал курсы, и каждая школа отправляла своих преподавателей на переподготовку.

Что касается нашей гимназии, то мы организовывали несколько серий семинаров для учителей района. Это была обсуждаемая и актуальная тема на заседаниях МО, педсоветов. Администрация Гимназии № 16 «Французская» проводила круглые столы в рамках школы совместно с учителями начальных классов. Это взаимодействие и преемственность важны при разработке и функционировании федеральных государственных стандартов.

В этом году создается основная образовательная программа среднего уровня. До апреля она обсуждалась педагогической общественностью. Положительный момент в том, что есть обратная связь педагогов с разработчиками. Учителя могли написать свои комментарии, пожелания, возражения. В результате было предложено три базисных плана, на основе которых школа разрабатывает свою образовательную программу, учитывая особенности образовательной организации и региона.

– Насколько станет сложнее работать учителю? Какие основные моменты следует учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Изменились ли критерии результативности урока?

Любое новшество есть определенная сложность. Согласен, учителю станет работать немного сложнее и по времени подготовки к уроку, и отслеживая деятельность на уроке. Основной момент – это изменение своего отношения к уроку и к ученику. Учитель должен не только отбирать материал, что интересно и нужно ему, но и найти, а также предложить способы, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его. Ученик должен прийти к пониманию, что эти знания ему нужны и пригодятся в дальнейшей жизнедеятельности и, кроме того, он сам их должен взять. Для ребенка должен быть значим каждый урок.

Мы видим, что на разных этапах появляются новые технологии, но это технологии, которые использовались и ранее. Учитель пытается найти что-то свое, может использовать элементы какой-то другой технологии или нескольких технологий, для того чтобы сделать урок эффективнее, достичь определенных результатов.

Что касается критериев и результативности урока, то они немного видоизменились. Теперь оценивается не только красноречие и артистизм учителя, но и активность учеников на уроке. Все, что гимназия смогла подготовить к реализации ФГОС в среднем звене, она предоставила учителям, а дальше – человеческий фактор. Сможет учитель преодолеть инерцию и перестроиться на новые рельсы – покажет время…

– Участвовала ли Гимназия № 16 «Французская» в апробации ФГОС для 5-9 классов? Лично у Вас есть опыт проведения уроков по новым стандартам?

– Гимназия в этом проекте не участвовала, хотя мы с удовольствием принимали участие в семинарах. Это полезно, поскольку можно увидеть некоторые моменты, на которые стоит обратить пристальное внимание.

На конкурсе «Учитель года» от участников не ждут старых уроков по старому шаблону, наоборот, приветствуются авторские технологии, которые использует современный учитель на уроке. Так как я преподаю французский язык в 4-х классах, то мне необходимо вести все уроки по ФГОС, составлять технологические карты, просматривать программу. Сейчас мои ученики оканчивают начальную школу и вместе со мной переходят в 5 класс. На уроках я отрабатывал свои технологии, взаимодействовал с учителями театральной студии, некоторые дети даже участвовали в постановке пьес на французском языке. Все это предусматривает настоящий стандарт.

Но не все технологии близки учителю. Если душа лежит к определенной технологии, то ее можно освоить, увидеть эффективность, и она станет отчасти авторской. Например, я на основе технологии кейс-стади (CASE STUDY), которая появилась в Гарвардском университете еще в 20-е годы XX века, разрабатываю свою технологию, которую назвал методом «логико-интуитивного синтеза реалий», где по крупицам нужно воссоздать ситуацию. Основной принцип я сохранил из первоначальной технологии, это – принцип реальности, где каждый элемент основан на реальной ситуации. Реальная ситуация – это реальное событие. Теоретически эту информацию можно проверить и она будет подтверждена. Учащиеся сами воссоздают эту реальную ситуацию. Она может быть для них незнакомой, но очень интересной. Осознавая, что это реальная ситуация, они делятся ей с другими учащимися.

Я подбираю материал, который легок для понимания четвероклассников. Например, тема – интерьер дома. По моей технологии я придумал тему сотрудничества с современными дизайнерами из Франции, Японии, Египта, т.е. мы рассматриваем разные дизайнерские стили. Дети определяют основную идею. Здесь нужно поработать и со справочным материалом. Все это собирается по элементам: получили какую-то информацию, просмотрели дизайнера, определили его авторский стиль, какими он владеет техниками и попытались воссоздать на примере того интерьера, с которым ему нравится работать. Потом сравнили с образцом и у них совпало. Суть в том, что они правильно вычленили элементы из авторского стиля и правильно перенесли на новый образец. В этой технологии несколько этапов. Сначала, например, поиск первичной информации в занимательной форме.

Для учителя при подготовке каждого урока, даже по своей технологии, требуются очень серьезные временные затраты. Зато это интересно, я вижу отдачу от учеников. Приходя на урок, они знают, что их ожидает что-то необычное, поэтому работают с удовольствием. Например, изучая сложные грамматически конструкции, мы используем французские песни.

Главное – учитель свободен в выборе разных методов и технологий. Да, он должен составить рабочую программу, но свобода состоит в том, как он будет реализовывать конкретные пункты этой программы.

Сотрудничество, а не подчинение

– Как дети реагируют на уроки, которые учитель проводит в соответствии с требованиями ФГОС? Что изменилось для них принципиально? Есть ли уже обратная связь от школьников?

Дети впитывают все, как губка. Мне кажется, что они давно были готовы к сотрудничеству с учителем, в прошлом им этого сильно не хватало. Вспомните, учителя-новаторы 80-х годов прошлого столетия тоже использовали элементы сотрудничества. Дети осознают, что перестали быть подчиненными учителю, отсюда – их восторженные отзывы об уроке.

Обратная связь от школьников есть. Дети высказывают свое мнение, и это тоже полезно учителю. Они могут подсказать, над чем надо поработать. Если ученики говорят, что у них что-то не получилось, потому что они не совсем поняли, значит, нужно эту тему доработать учителю, чтобы было понятно каждому.

На конкурсе проводилось много мастер-классов, не всегда связанных с темой урока, иногда даже не сразу было понятно, какой предмет учитель ведет. Например, тайм-менеджмент. Его элементы тоже можно использовать на уроке. Современное общество диктует, что неумение распределять время в современном потоке информации – это большая проблема. Или мнемотехники, которые тоже не относятся к конкретному предмету.

– А родители готовы к новым образовательным стандартам?

– Сегодня родители жалуются, что, к сожалению, многие проекты им приходится выполнять самим вместо детей. Это одна из проблем современной школы. Надо взаимодействовать с родителями. Наша основная задача – научить детей учиться. А родители пытаются все сделать за детей сами, дать им в готовом виде, как было раньше. Конечно, помогать они должны. Но в семью сегодня тоже должны прийти элементы модераторства. Родитель должен быть модератором – не сделать за ученика задание, а помочь ему. Даже если ребенок не сдаст проект, учитель не поставит двойку, потому что проект оценивается по-другому.

Поэтому кроме учеников и учителей нужно перестраивать еще и родителей. Можно даже разработать хорошую систему родительских собраний и мастер-классов для родителей с объяснением того, что мы хотим получить в конечном результате. Это будет большим плюсом для школы.

«Современная система оценивания отжила свой срок»

– Максим Сергеевич, вопрос как к завучу: какие основные задачи и направления реализации ФГОС существуют на уровне образовательного учреждения? На Ваш взгляд, готовы ли образовательные учреждения города к реализации ФГОС с точки зрения материально-технического обеспечения?

Основная задача учебного учреждения при реализации ФГОС – это создание необходимых условий: обеспечение и кадрами, и финансами, и материально-техническими ресурсами. Наша гимназия стремится идти в ногу со временем. Но у нас остаётся проблемным наличие второй смены. По ФГОС школы должны работать только в первую смену. В гимназии № 16 «Французская» обучается 1200 учеников, поэтому не хватает помещений, чтобы всем школьникам учиться в первую смену. В любом случае, 6-7 классы вынуждены будут заниматься после обеда.

При переходе на ФГОС почему-то не учитывают оценочную систему, а она отжила свой срок. Например, на ЕГЭ отметка уже ставится не по пятибалльной системе, а считаются проценты. Фактически, сейчас в школах четырехбалльная система, потому что единицу не ставят. Система оценивания на сегодняшний день несовершенна. Поэтому неслучайно, некоторые школы разработали элементы безотметочной системы. А во Франции, например, 20-ти балльная система оценивания. Кто получил 18-20 баллов, тот считается отличником. И это правильно. Подобную систему нужно развивать и совершенствовать в России.

Одной из проблем считается внеурочная система. Ее нужно пересматривать на государственном уровне. Согласитесь, в первую половину дня на втором-третьем уроке заниматься физкультурой совсем не хочется. В Европе, например, спорт, изобразительное искусство, музыка вынесены на послеобеденное время. Ребенку это проще делать после обеда, когда предметы не требуют таких энергозатрат. Тогда мы могли бы подумать и об отмене второй смены. Нужны школы полного дня. Когда умело будет сочетаться внеурочная деятельность с расписанием уроков, тогда федеральный государственный общеобразовательный стандарт будет в полной мере соблюден по этим нормам.

В плане материально-технического обеспечения сейчас интерактивными досками никого не удивишь, они есть в каждом кабинете. Проблема в том, что не все учителя умеют с ними работать. Надо, чтобы они не только могли показать презентацию, но и владели смарт-технологиями.

– Ваша жизнь как то изменилась после конкурса «Учитель года»?

Я глубоко убежден, что участие в конкурсах профессионального мастерства вдохновляет каждого из нас на новые достижения, свершения и победы.

Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

В современной педагогической литературе урок – это целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса.

Урок – это:

Основная форма организации учебной работы;

Динамическая, совершенствующаяся система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса;

Социальная система;

Основа самодеятельности учащихся в учебном процессе;

Действие, которое обуславливается социально-экономическими потребностями общества и уровнем его развития;

Элементарная структурообразующая единица учебного процесса с реализацией определенной части учебной программы;

Звено в системе уроков;

Аспект взаимодействия с семьи и школы, который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивные процессы имеют место и в семье.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.

Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1.Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно

Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

Устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

Мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

3. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

4.Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговаиванием алгоритма решения вслух.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.