Информационная безопасность детей и подростков. Предложения в проект рекомендаций парламентских слушаний в Совете Федерации на тему «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет Раскройте поняти

Информационная безопасность детей - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

  • Что понимается под термином «информационная безопасность детей»?
  • Какая информация относится к причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей?

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»
  • Приказ Минкомсвязи России от 27.02.2018 N 88 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 - 2020 годы»
  • <Письмо> Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»)

Региональный уровень:

  • Рекомендации Комитета по образованию Санкт-Петербурга для родителей и законных представителей обучающихся http://k-obr.spb.ru/page/742/

Документы, регламентирующие информационную безопасность в ДОУ:

  • Правила использования сети «Интернет»
  • Приказ об ответственном за информационную безопасность в организации
  • Положение об официальном сайте учреждения
  • Положение об информационной открытости
  • Политика обработки и защиты персональных данных ГБДОУ детский сад №16 Приморского района Санкт-Петербурга Политика обработки и защиты персональных данных
  • Положение о порядке работы с персональными данными воспитанников и их родителей (законных представителей)
  • Положение о работе с персональными данными работников ГБДОУ детский сад №16 Приморского района Санкт-Петербурга
  • Порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности
  • Положение об использовании и совершенствовании методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения
  • План профилактических и просветительских мероприятий по вопросам цифровой грамотности воспитанников и их родителей (законных представителей) и мероприятий по контролю за соблюдением законодательства в сфере информационной безопасности:
  • Письмо Минобрнауки от 28.04.2014 №ДЛ-115/03

Мероприятия, направленные на повышение информационной грамотности педагогов:

  • http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета - крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
  • http://xn-b1afankxqj2c.xn-p1ai/partneram-o-proektе мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:
    - Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»
    - Сетевая конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»: https://www.xn-d1abkefqip0a2f.xn-p1ai

Памятка для тех, кто работает за компьютером https://freedocs.xyz/view-docs.php?pdf=466855463

Доступ воспитанников к сети Интернет в ДОУ не осуществляется!

Мероприятия ДОУ по вопросам информационной безопасности детей:

  • Беседы
  • Чтение сказок:
    «Как мышонок учился безопасному поведению в сети Интернет»
    «Сказ про золотые правила безопасного Интернета»
    «Сказка о колобке и Интернете» http://socobraz.ru/index.php/ Сказка_о_Колобке_и_Интернет_-_безопасность

Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью.

  • www.apkpro.ru - электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом.
  • Сайт « » - сетевое издание, посвященное проблеме защиты человека от агрессивного содержимого Всемирной Сети, которое может причинить вред ему или его компьютеру. Ресурс знакомит читателей с отечественным и мировым опытом защиты от вредного Интернет-контента. Тематические статьи. Новости. Обзоры и отчеты. Мониторинг СМИ. Форум
  • Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования.
  • Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    Информация, запрещенная для распространения среди детей;

    Информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

    К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

    2) способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

    3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

    4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

    5) оправдывающая противоправное поведение;

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    1) информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

    2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

    3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

    С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

    Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.

    Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

    Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес).

    Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

    Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Возраст от 7 до 8 лет

    В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

    Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет:

    Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
    Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
    Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    Используйте специальные детские поисковые машины.
    Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
    Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
    Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
    Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
    Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
    В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
    Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
    Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

    Возраст детей от 9 до 12 лет

    В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

    Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет:

    Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
    Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
    Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
    Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
    Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
    Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
    Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
    Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
    Расскажите детям о порнографии в Интернете.
    Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
    Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

    Возраст детей от 13 до 17 лет

    В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете. Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.

    Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

    Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет:

    Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
    Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
    Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
    Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
    Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
    Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
    Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
    Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
    Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
    Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
    Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

    В настоящее время информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества. Информационная безопасность, наряду с государственной, экологической, экономической, физической и другими видами безопасности, вследствие влияния объективных факторов становится неотъемлемой составной частью общей системы безопасности любого предприятия, включая библиотеки. Нарушения системы информационной безопасности могут привести к очень серьезным экономическим потерям, создать угрозу жизни и здоровью персонала предприятий и населению.

    На этапе ускоренного развития информационных технологий, обеспечение информационной безопасности стоит перед нами как важный вопрос. Сегодня все страны мира ищут пути для обеспечения информационной безопасности, осуществляя продолжительные мероприятия в этой области.

    Говоря об информационной безопасности библиотек, за основу берутся принципы защиты от вредной информации и защиты информационных ресурсов. Мы живем в информационном обществе, где информация считается одним из самым важным ресурсом. Повышение роли информации, информационных ресурсов и технологий в жизни государства, общества и граждан выводит вопросы информационной безопасности на передний план, вследствие чего современное общество стало практически зависимым от этого. Поэтому защита информации и защита от информации является очень существенным, можно сказать, жизненно важным вопросом. Корнем проблемы является ускоренное развитие интернета, защита систем программного обеспечения, созданных на основании новых веб-технологий. Действенными способами являются усиление защиты, изучение и поддержание нововведений, появляющихся каждый день.

    Обеспечение безопасности создаваемых и хранимых в библиотеках страны традиционных, магнитных и электронных информационных ресурсов, применяемых для этого технологий, должно рассматриваться как один из вопросов национальной безопасности РФ и тесно увязываться с утвержденной Концепцией национальной программы сохранения информационных ресурсов.

    К объектам информационной безопасности в библиотечной сфере относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества.

    Информационная безопасность библиотек, прежде всего, рассматривается с точки зрения доступности информации.

    Общедоступная информация свободно предоставляется, передается, тиражируется, распространяется по принципу: что не запрещено законом, то доступно. Именно общедоступная информация является объектом накопления, переработки, анализа, хранения в библиотеках.

    Современные библиотеки – это не только источники идей, мыслей, технологий, материализованных в виде книг, журналов, диссертаций, но и автоматизированные информационные центры, имеющие в своей структуре медиатеки, интернет-кафе. Применяя в своей работе аудио и видео-оборудование, спутниковое телевидение, интернет-технологии, библиотеки волей неволей могут стать распространителями приемов и сведений, наносящих вред личности гражданина (порнография, наркомания, бранные выражения, 25-й кадр, расистские высказывания, азартные игры и др.). Здесь же может иметь место манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

    Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

    За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения к Интернет пользовательская активность детей и подростков резко возросла.

    По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.

    При этом несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации в Сети.

    Распространение запрещенной литературы приравнено к возбуждению межнациональной розни, за которую статья 280 Уголовного Кодекса РФ предполагает лишение свободы до пяти лет.

    Ограничение доступа к такого рода информации – следующий этап в обеспечении информационной безопасности личности.

    В этой связи следует отметить явное несоответствие: с одной стороны – обеспечение неограниченного доступа к информационным ресурса, с другой – ограничение доступа к информации.

    Поскольку библиотеки открывают уникальный доступ к информационным ресурсам, достижениям науки и техники, произведениям литературы, культуры, искусства, предоставляя своим читателям возможность знакомиться с книгами, периодическими изданиями, кинофильмами, видеофильмами, музыкальными произведениями и электронными документами, необходимо уделить внимание информационной безопасности как самих информационных ресурсов, так и содержащейся в них информации.

    Информационная безопасность библиотечного фонда

    С начала XXI века терроризм как явление стал объектом повышенного внимания. Одна из причин этого явления - вступивший в действие Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 от 25 июня 2002 г, в котором было определено понятие «экстремистские материалы», а также установлена ответственность за их распространение. В соответствии с этим законом информационные материалы могут быть признаны федеральным судом экстремистскими по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществляющей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве либо уголовного или гражданского дела.

    Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2013 года на Министерство

    Наша задача - регулярный просмотр этих списков и выявление запрещенных материалов у себя в библиотеке, своевременное удаление их из фондов.

    Состав материалов, признанных экстремистскими, разнообразен. Это – книги, брошюры, выпуски или отдельные статьи из периодических изданий, листовки, плакаты, лозунги, интернет-сайты, видео. Среди авторов запрещенных произведений - политические и религиозные деятели, журналисты, а также анонимы, пишущие свои обращения.

    Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации.

    Лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной, либо уголовной ответственности, ст. 20.29 кодекса об административных правонарушениях РФ («Производство и распространение экстремистских материалов которая влечет штраф или административный арест на 15 суток.

    Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений наркотизм и т.п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Молодые люди с неустойчивой психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь.

    Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде

    Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания.

    Угрозы, подстерегающие в локальной сети:

    1. Порнография.

    2. Депрессивные молодежные течения.

    3. Наркотики.

    6. Экстремизм, национализм и фашизм.

    Здесь хотелось бы напомнить о правилах безопасности для детей в интернете, я их зачитывать не буду, с ними вы можете ознакомиться в листовках «Правила безопасности для детей в интернете». (прилагается листовка)

    Правила безопасности для детей в интернете.

    1. Посещайте сеть вместе с детьми, поощряйте их делиться опытом использования Интернета.

    2. Научите детей доверять интуиции - если их в интернете что-то беспокоит, пусть сообщат вам.

    3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя полной информации (имени ребенка, адреса электронной почты, номера телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.

    4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона и другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.

    5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.

    6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают.

    7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают и видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

    8. Контролируйте детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.

    9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.

    10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.

    11. Установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы контролировать расписание, время подключения и способ использования им Интернета. Убедитесь, что установленные правила выполняются. Особенно важно контролировать выход ребенка в Интернет в ночное время.

    12. Хороший антивирусник - союзник в защите вашего ребенка от опасностей Интернета.

    13. Ребенку не следует давать свой пароль кому - либо, за исключением взрослых членов семьи.

    14. Следует объяснить ребенку, что не следует делать того, что может стоить семье денег.

    «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

    С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон). Библиотекам, как и всем учреждениям, предоставляющим информацию детям в печатном или любом ином виде, предстоит большая работа по определению ряда мер, необходимых для исполнения данного закона.

    Принятие нового закона, построенного на принципе ограничения, а не свободного доступа к информации, вызвало и продолжает вызывать неоднозначную реакцию педагогов, библиотекарей, представителей отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Но закон есть закон и его выполнение

    обязательно.

    Несмотря на существующие противоречия в трактовке применения нормативного документа, Закон имеет прямое отношение к библиотекам.

    Все поступления в общедоступные библиотеки, выпущенные в оборот с 1 сентября 2012 г., должны иметь знак информационной продукции на самой продукции и в каталогах информационной продукции (п. 4, ст." 11). Для библиотек имеет значение, что исключение составляют:

    Периодические печатные издания, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического или производственно- практического характера.

    Настоящий Закон не распространяется на отношения в сфере: оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

    Размещают знак информационной продукции, в соответствии с Законом, производитель и распространитель информационной продукции, согласно п. 1 ст. 12

    • для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «О» и знака «плюс» - 0+
    • для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака«плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет» - 6+
    • для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) тестового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет» - 12+
    • для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет» -16+
    • запрещённой для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей» -18+

    На практике видно – издательства явно завышают планку, идет несоответствие возраста, таким образом издательства снимают с себя ответственность.

    Так в целом звучат нормы Закона, о которых следует помнить.

    Уважаемые коллеги, отмечу, что в дополнение к Закону вышли рекомендации по применению Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции, утверждённые Министерством связи и массовых коммуникаций РФ- 22 января 2013 года. Они подготовлены с учётом обсуждений, прошедших в Роспечати с участием представителей отраслевых общественных организаций, ведущих издательских домов, библиотечного сообщества.

    • Знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей указываются на полосе издания, содержащей выходные сведения.
    • Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше шрифтов, используемых на полосе издания. Знак информационной продукции дополнительно

    может указываться на обложке издания.

    В отношении информационной продукции, запрещённой для детей, знак информационной продукции в обязательном порядке размещается на первой стороне обложки издания. Знак информационной продукции по размеру должен быть не меньше шрифтов, используемых на обложке, должен быть хорошо виден и учитывать дизайн книжной обложки.

    Знаком информационной продукции не маркируются:

    • издания, содержащие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
    • издания, содержащие информацию о состоянии окружающей среды;
    • издания, содержащие информацию о деятельности государственных органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств.