Покровский собор на рву архитектор. Покровский собор (Собор Василия Блаженного). Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного) на Викискладе

Координаты : 55°45′08.88″ с. ш. 37°37′23″ в. д.  /  55.752467° с. ш. 37.623056° в. д. (G) (O) (Я) 55.752467 , 37.623056

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву , также называемый Собор Василия Блаженного - православный храм , расположенный на Красной площади Китай-города в Москве . Широко известный памятник русской архитектуры . До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице ; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов , так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти » Патриарха .

Статус

Собор Василия Блаженного

В настоящее время Покровский собор - филиал Государственного исторического музея . Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России .

Покровский собор - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).

История

Версии о создании

Покровский собор был построен в - годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством . Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма . По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела . По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем , как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения , но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного , чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля .

Собор в конце XVI - XIX вв.

  • в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки),
  • в честь муч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв. Киприана и Иустины - 2 октября),
  • свт. Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября),
  • Александра Свирского (17 апреля и 30 августа),
  • Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста),
  • Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери , завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Первый этаж

Подклет

«Богоматерь Знамение» в подклете

В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений - около 6,5 м.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяженности не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами . Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли.

До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда свое имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвященные. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. была обнаружена потайная лестница.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора.

Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Сень над могилой Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного . Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича .

Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане - праотцы, в перекрестиях свода - Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода - Евангелисты.

На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.

Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А.М. Павлинова. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле».

В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в.

Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.

На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, - «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.)

Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.

Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.

Второй этаж

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в. застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.

Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своем первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.

Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку». Здесь сохранились кирпичи XVI в. - более темные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.

Роспись галереи

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI в. инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из фигурного кирпича.

На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.

На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн - остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.

Церковь Александра Свирского

Купол церкви Александра Свирского

Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского .

В 1552 г., в день памяти Александра Свирского, состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.

Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание - четверик - переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.

Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль - символ вечности.

Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы XVI - начала XVIII в. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах - традиционное изображение Голгофского креста.

Церковь Варлаама Хутынского

Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского

Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского .

Это одна из четырех малых церквей собора высотой 15,2 м. Ее основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной - Покрова Богоматери.

Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.

Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон XVI – XVIII вв. Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо.

Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI в. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора».

Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим

Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим .

Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.

Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции. В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.

В церкви представлена одна из святынь Покровского собора - икона «Св. Александр Невский в житии» XVII в. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.

В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).

Церковь Григория Армянского

Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни г. Казани.

Одна из четырех малых церквей собора (высотой 15м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной - Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.

В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в елку». Как и в XVII в., стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей.

Тябловый (тябла - деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-е гг. Он состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево - из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.

В местном ряду иконостаса - образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788 г.). В 1920-е гг. церкви вернули ее прежнее название.

Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов. Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи - большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.

В витрине находятся предметы священнического облачения XVII в.: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придает кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью.

Церковь Киприана и Иустины

Купол церкви Киприана и Иустины

Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.

Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота - 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе - Адриана и Наталии, в верхнем - Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.

Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвертый).

В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули ее первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества «Российские железные дороги».

Церковь Николы Великорецкого

Иконостас церкви Николы Великорецкого

Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».

В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.

Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота - 28 м.

Древний интерьер церкви сильно постарадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII - начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним.

В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше - апостолы, в своде - образ Спаса Вседержителя.

Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещен образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.

Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.

В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.

В 2005-2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.

Церковь Святой Троицы

Восточная освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм.

Одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м. В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль - символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» - глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в.

На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» - деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу). Особенность иконостаса - необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.

«Троица Ветхозаветная » в местном ряду иконостаса - одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.

Церковь Трёх Патриархов

Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового.

В 1552 г., в день памяти Патриархов, произошло важное событие Казанского похода - разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.

Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».

Настенная масляная живопись выполнена в середине XIX в. и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении.

Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе - история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов.

Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви.

В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности, церкви вернули ее первоначальное название. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора.

Центральная церковь Покрова Богородицы

Иконостас

Внутренний вид барабана центрального купола

Колокольня

Колокольня

Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы.

Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х гг. ее сменила колокольня, которая и стоит по сей день.

Основание колокольни представляет из себя массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.

Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, желтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зеленой черепицей. Завершает шатер небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки - так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов.

Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова стали использоваться.

См. также

  • Храм Спаса на Крови - мемориальный храм памяти Александра II в Петербурге, для которого храм Василия Блаженного послужил одним из образцов

Примечания

Литература

  • Гиляровская Н. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве: Памятник русской архитектуры ХVI-ХVII века. - М.-Л.: Искусство, 1943. - 12, с. - (Массовая библиотека). (обл.)
  • Волков А. М. Зодчие: Роман / Послесловие: доктор исторических наук А. А. Зимин ; Рисунки И. Година. - Переизд. - М .: Детская литература , 1986. - 384 с. - (Библиотечная серия). - 100 000 экз. (1-е издание - )

Ссылки

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму, которые, вполне вероятно, строили собор вообще без чертежей. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый -самый высокий - храм, увенчанный шатром. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.

До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Всего в соборе Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.

Одной из интереснейших и красивейших достопримечательностей русской столицы является собор Василия Блаженного (фото ниже), известный также под названием храма Покрова Божьей Матери, построенный еще в XVI веке по приказу царя Ивана IV Грозного. Практически каждый человек в стране знает, что находится он на Красной площади, но не всем известна история его возведения и легенды, связанные с ним. Но все же будет мало узнать только о соборе. Святой, в честь которого был построен придел, а позже стал именоваться и сам храм, носил имя Василий Блаженный. История его жизни, деяний и смерти не менее интересна, чем рассказ о строительстве собора.

Версии о создателях

(фото его украшают множество открыток для туристов) был возведен в период с 1555 по 1561 год в память о взятии города-крепости Казани царем Иваном Васильевичем. Существует множество версий того, кто же являлся подлинным создателем этого памятника архитектуры. Рассмотрим только три основных варианта. Первый из них - архитектор Постник Яковлев, носивший прозвище Барма. Это был известный в то время псковский мастер. Второй вариант - Барма и Постник. Это два архитектора, которые участвовали в постройке данного храма. А третья - собор возвел какой-то неизвестный западноевропейский мастер, предположительно из Италии.

В пользу последней версии говорит тот факт, что большая часть зданий Кремля была построена выходцами именно из этой страны. Неповторимый стиль, в котором создан храм Василия Блаженного (фото его прекрасно демонстрируют), гармонично соединил в себе традиции русского и европейского зодчеств. Но стоит сразу отметить, что эта версия не имеет совершенно никакого документального подтверждения.

Существует также легенда, согласно которой все архитекторы, работавшие над проектом храма, были лишены зрения по приказу Ивана Грозного - с той целью, чтобы они больше никогда не смогли построить ничего похожего. Но тут есть одна неувязка. Если автором храма является все же Постник Яковлев, то его никак не могли ослепить. Всего лишь через несколько лет он работал еще и над созданием Кремля в Казани.

Структура храма

Собор имеет всего десять куполов: девять из них расположены над главным строением, а один - над колокольней. В его состав входит восемь храмов. Их престолы освящены только в честь тех праздников, в дни которых происходили решающие сражения за Казань. Все восемь церквей расположены вокруг самой высокой девятой, которая имеет столпообразную конструкцию. Она выстроена в честь покрова Божией Матери и завершается шатром с небольшой главкой. Остальные купола Василия Блаженного выглядят на первый взгляд традиционно. Они имеют луковичную форму, но отличаются друг от друга своим оформлением. Все девять храмов стоят на общем основании и соединены между собой сводчатыми внутренними переходами и обходной галереей, которая в первоначальном варианте была открытой.

В 1558 году к собору Покрова Божией Матери пристроили придел, который был освящен в честь Василия Блаженного. Его возвели на том месте, где ранее находились мощи этого святого. Также его имя дало собору второе название. Примерно через 20 лет храм обзавелся и своей шатровой колокольней.

Первый этаж - подклет

Надо сказать, что собор Василия Блаженного (фото, конечно, этого не показывают) не имеет подвального помещения. Все составляющие его церкви стоят на одном основании, называемом подклет. Он представляет собой сооружение с довольно толстыми (до 3 м) стенами, разделенное на несколько помещений, высота которых составляет более 6 м.

Северный подклет имеет, можно сказать, уникальную конструкцию для XVI века. Его свод выполнен в виде короба без поддерживающих столбов, несмотря на то что у него большая протяженность. В стенах этого помещения имеются узкие отверстия, именуемые продухами. Благодаря им здесь создается особый микроклимат, который остается неизменным на протяжении всего года.

Когда-то все помещения подклета были недоступными для прихожан. Эти глубокие тайники в виде ниш использовались в качестве хранилищ. Раньше они закрывались дверьми. Но сейчас от них остались только петли. Вплоть до 1595 года в подклете хранилась царская казна и наиболее ценное имущество зажиточных горожан.

Чтобы попасть в эти ранее секретные помещения храма Василия Блаженного в Москве, нужно было пройти по белокаменной внутристенной лестнице, о которой знали лишь посвященные. Позже за ненадобностью этот ход заложили и забыли о нем, но в 30-х годах прошлого века он был случайно обнаружен.

Придел, организованный в честь Василия Блаженного

Он представляет собой церковь кубической формы. Она перекрыта крещатым сводом с маленьким световым барабаном, увенчанным главкой. Само покрытие этого храма сделано в том же стиле, что и верхние церкви собора. Здесь на стене имеется стилизованная надпись. Она сообщает, что церковь Василия Блаженного была пристроена в 1588 году прямо над захоронением святого сразу после его канонизации по распоряжению царя Федора Ивановича.

В 1929 году храм был закрыт для богослужений. Только в конце прошлого века его декоративное убранство, наконец, восстановили. Память Василия Блаженного почитают 15 августа. Именно эта дата 1997 года явилась начальной для возобновления богослужений в его церкви. В наши дни над самим захоронением святого стоит рака с его мощами, украшенная тонкой резьбой. Эта московская святыня является наиболее почитаемой среди прихожан и гостей храма.

Убранство церкви

Надо признаться, что невозможно в одной статье воспроизвести на словах все те красоты, которыми славится храм Василия Блаженного. Описание их заняло бы не одну неделю, а возможно, и месяцы. Остановимся лишь на подробностях убранства церкви, освященной в честь именно этого святого.

Ее масляная роспись была приурочена как раз к 350-летию начала возведения собора. На южной и северной стенах изображен Василий Блаженный. Картины из его жития представляют эпизоды о чуде с шубой и спасении на море. Под ними, на нижнем ярусе, расположен древнерусский орнамент из полотенец. Кроме того, на южной стороне церкви висит большемерная икона, рисунок которой сделан на металлической поверхности. Этот шедевр был написан в 1904 году.

Западная стена украшена храмовым образом Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус содержит изображения святых, которые покровительствуют царскому дому. Это мученица Ирина, Иоанн Предтеча, и Федор Стратилат.

Паруса свода заняты изображением Евангелистов, перекрестия - Спасом Нерукотворным, Иоанном Предтечей и Богоматерью, барабан украшен фигурами праотцов, а купол - Спасом Вседержителем.

Что касается иконостаса, то он был выполнен согласно проекту А. М. Павлинова в 1895 году, а написанием икон руководил знаменитый московский реставратор и иконописец Осип Чириков. Его подлинный автограф сохранился на одной из икон. Кроме того, иконостас еще имеет и более старинные изображения. Первое - икона «Богоматерь Смоленская», относящаяся к XVI веку, а вторая - образ Святого Василия Блаженного, где он изображен на фоне Красной площади и Кремля. Последний датируется XVIII веком.

Колокольня

В середине XVII столетия ранее выстроенная звонница находилась в ужасном состоянии. Поэтому ее решили сменить на колокольню в 80-х годах того же века. Кстати, она стоит до сих пор. Основанием для колокольни служит высокий и массивный четверик. Сверху на нем воздвигнут более изящный и ажурный восьмерик, сделанный в виде открытой площадки, которая ограждена восемью столбами, а они, в свою очередь, вверху соединяются арочными пролетами.

Колокольня увенчана восьмигранным довольно высоким шатром с ребрами, украшенными разноцветными изразцами с синей, белой, коричневой и желтой поливой. Его грани покрывает зеленая фигурная черепица и небольшие окошки, которые при звоне колоколов могут значительно усилить их звук. На самой верхушке шатра расположена маленькая луковичная главка с золоченым крестом. Внутри площадки, а также в арочных проемах подвешены колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX веках знаменитыми русскими мастерами.

Музей

Покровский собор в 1918 году был признан советской властью историческим памятником архитектуры не только национального, но и международного значения и взят под госохрану. Именно тогда его стали считать музеем. Первым его смотрителем был Иоанн Кузнецов (протоиерей). Надо сказать, что после революции храм находился, без преувеличения, в весьма бедственном положении: были выбиты почти все стекла, крыша во многих местах дырявая, а зимой прямо внутри помещений лежали снежные сугробы.

Через пять лет на базе собора решено было создать историко-архитектурный комплекс. Первым его заведующим стал Е. И. Силин - научный сотрудник Московского исторического музея. Уже 21 мая храм осмотрели первые посетители. С этого времени началась работа по укомплектованию фонда.

Музей под названием «Покровский собор» в 1928 году превратился в филиал Исторического музея. Через год храм официально закрыли для богослужений и сняли все колокола. В 30-х годах прошлого века поползли слухи о том, что его планируют снести. Но ему все-таки посчастливилось избежать такой участи. Несмотря на то что здесь почти целое столетие ведутся храм всегда открыт для москвичей и гостей столицы. За все время музей закрывался только раз, когда шла Великая Отечественная война.

После окончания войны сразу же были приняты все меры по восстановлению собора, поэтому ко дню празднования 800-летия столицы музей опять заработал. Он снискал себе широкую известность еще во времена Советского Союза. Надо отметить, что музей отлично знали не только в СССР, но и во многих других странах. С 1991 года храм находится в пользовании как Православной церкви, так и Государственного исторического музея. После долгого перерыва здесь наконец-то возобновили богослужения.

Детство святого

Будущий московский чудотворец Блаженный Василий родился в самом конце 1468 года. Согласно преданию, это случилось прямо на паперти Елоховского храма, возведенного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были простыми людьми. Когда он подрос, его отдали обучаться сапожному ремеслу. Со временем его наставник начал замечать, что Василий не такой, как все остальные дети.

Примером его неординарности может служить такой случай: как-то один купец привез в Москву хлеб и, увидев мастерскую, зашел заказать себе сапоги. При этом он просил, чтобы обувь он не мог сносить и за год. Услышав эти слова, Блаженный Василий заплакал и пообещал, что купец не успеет даже стоптать эти сапоги. Когда ничего не понявший мастер спросил у мальчика, почему он так думает, ребенок объяснил своему учителю, что заказчик не сможет надеть сапоги, так как вскоре умрет. Это пророчество сбылось буквально через несколько дней.

Признание святости

Когда Василию исполнилось 16 лет, он перебрался в Москву. Именно здесь начался его тернистый путь в качестве юродивого. По словам очевидцев, Блаженный Василий ходил по улицам столицы босой и нагой практически круглый год, независимо от того, был ли лютый трескучий мороз или летний палящий зной.

Странным считался не только его но и поступки. К примеру, проходя мимо рыночных ларьков, он мог пролить сосуд, наполненный квасом, или опрокинуть прилавок с калачами. За это Василий Блаженный был часто бит рассерженными торговцами. Как ни странно это звучит, он всегда с радостью принимал избиения и даже благодарил Бога за них. Но как позже выяснялось, разлитый квас был негодным, а калачи плохо выпеченными. Со временем в нем признали не только обличителя неправды, но человека Божия и юродивого.

Вот еще один случай из жизни святого. Как-то один купец решил построить каменную церковь в Москве, на Покровке. Но почему-то ее своды трижды обрушивались. Он пришел к Василию Блаженному испросить совета по этому поводу. Но тот отправил его в Киев, к убогому Иоанну. По приезде в город купец отыскал нужного ему человека в бедной хате. Иоанн сидел и качал люльку, в которой никого не было. Купец спросил у него, кого же он все-таки качает. На ответил ему, что убаюкивает он свою матушку за его рождение и воспитание. Только тогда купец вспомнил о своей матери, которую выгнал некогда из дома. Ему сразу же стало ясно, почему у него не получается достроить церковь. Возвратившись в Москву, купец нашел свою мать, попросил у нее прощения и забрал домой. После этого ему с легкостью удалось достроить церковь.

Деяния чудотворца

Блаженный Василий всегда проповедовал милосердие к ближним и помогал тем, кому стыдно было просить подаяние, при этом нуждаясь в помощи более остальных. По этому поводу есть описание одного случая, когда он отдал все подаренные ему царские вещи заезжему купцу-иностранцу, который по воле случая потерял абсолютно все. Торговец уже несколько дней ничего не ел, но не мог попросить о помощи, так как на нем была дорогая одежда.

Василий Блаженный всегда строго осуждал тех, кто подавал милостыню исходя из корыстных побуждений, а не из сострадания к бедности и несчастью. Ради спасения ближних он даже заходил в корчмы, где утешал и старался ободрить самых опустившихся людей, видя в них зерна доброты. настолько очистил свою душу молитвами и великими подвигами, что ему был открыт дар предвидения. В 1547 году Блаженный сумел предсказать великий пожар, случившийся в Москве, а своей молитвой он потушил пламя в Новгороде. Также его современники утверждали, что как-то раз Василий упрекнул самого царя Ивана IV Грозного, так как он во время проведения богослужения думал о строительстве на Воробьевых горах своего дворца.

Умер святой 2 августа 1557 года. Тогдашний Московский митрополит Макарий со своим духовенством совершили погребение Василия. Он был похоронен у Троицкой церкви, где в 1555 году начали строить Покровский храм в память о покорении Казанского ханства. Спустя 31 год, 2 августа, этот святой был прославлен Собором, во главе которого стоял Патриарх Иов.

Современники описывали его примерно одинаково, и обязательно упоминали о трех особенностях: он был чрезвычайно худ, носил минимум одежды и в руке всегда имел посох. Именно таким предстает перед нами Василий Блаженный. Фото икон и картин с его изображением представлены в этой статье.

Почитание этого святого чудотворца в народе было настолько велико, что Покровский собор стали величать его именем. Кстати, его вериги до сих пор находятся на сохранении в Духовной академии столицы. Все, кто хочет полюбоваться прекрасным памятником средневековой архитектуры, могут найти его по адресу: храм Василия Блаженного.

    Покровский собор, построен в Москве в 1555 60 в ознаменование присоединения Казани к Рус гос ву рус. мастерами Бармой и Постником (в наст время Н. P. Калининым выдвинута гипотеза, что это одно лицо). В. Б. х. представляет композицию из 9… … Советская историческая энциклопедия

    - (более позднее и более распространённое название Покровского собора что на рву), в Москве, на Красной площади. Выдающийся памятник русской архитектуры. Ныне филиал ГИМа. Построен из кирпича (фундаменты, цоколь и ряд деталей из белого… … Художественная энциклопедия

    В Москве, выдающийся памятник русской архитектуры. Построен в 1555 60 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в ознаменование победы над Казанским ханством. В. Б. х. (первоначально Покровский собор что… … Большая советская энциклопедия

    Покровский собор, также называемый храмом Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII … Википедия

    Василия Блаженного Храм - (Покровский Собор) храм, расположенный на Красной площади в Москве. Построен в середине XVI в. по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. 1 октября 1552 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, начался штурм Казани, который … Православие. Словарь-справочник

    ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ (Покровский собор что на рву) в Москве на Красной пл., памятник русской архитектуры, ныне филиал Исторического музея. Построен в 1555 61 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в… … Большой Энциклопедический словарь

    Василия Блаженного храм - Храм Василия Блаженного. ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ (Покровский собор что на Рву) в Москве, на Красной площади, памятник русского зодчества. Построен в 1555 60 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Покровский собор что на Рву) в Москве, на Красной площади, памятник русской архитектуры, ныне филиал Исторического музея. Построен в 1555 1561 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в ознаменование покорения… … Энциклопедический словарь

    Или Покровский собор в Москве. На месте, где ныне стоит этот храм, первоначально находились церковь во имя св. Троицы и кладбище, на котором в 1552 г. был похоронен св. В. Блаженный. Царь Иоанн Васильевич Грозный, после покорения Казани, выстроил … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Покровский Собор Храм Василия Блаженного на Красной площади , Юхименко Е. , Прекрасно иллюстрированное подарочное издание большого формата в футляре. Эта книга будет прекрасным подарком. .Настоящее издание впервые дает широкому читателю возможность подробно… Категория: Живопись. Графика. Музеи мира
  • Покровский Собор. Храм Василия Блаженного на Красной площади , Юхименко Е.М. , Настоящее издание впервые дает широкому читателю возможность подробно познакомиться с историей, внешним и внутренним обликом всемирно известного памятника русской архитектуры - Покровского… Категория: Монастыри, храмы, соборы Серия: Издатель:
  • Православный Собор Василия Блаженного (XVI век) является символом русской церковной архитектуры того времени.
  • В советское время здесь был музей, богослужения возобновились в 1991 году. Теперь проводятся каждую неделю.
  • Зодчего , построившего собор Василия Блаженного, звали Барма Постник.
  • Великолепно украшенная церковь была благодарением Всевышнему за выдающийся военный успех ‒ взятие Казани .
  • Собор состоит из девяти отдельных церквей , которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями.
  • В храме захоронены мощи Василия Блаженного, юродивого, который жил в Москве в XVI веке.

Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками. Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей. Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами. Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.

Св.Василия Блаженный и святыни собора

Святой Василий Блаженный, мощи которого захоронены в Соборе, жил в Москве в XVI в. и был юродивым — религиозным п одвижником, отринувшим мирские блага. Житие его гласит, что он круглый год ходил без одежды, спал на улице и соблюдал строгий пост. По преданиям, он сотворил многие чудеса и обладал даром провидения: его речей боялся сам Иван Грозный. Святого очень почитали, и память о нем сохранилась до наших дней. В храме находится также могила блаженного Иоанна Московского.