Психология общения. Энциклопедический словарь - интимно-личностное общение

Во-первых , вторгаясь в личное пространство кого-либо, мы совершаем банальную, но все же серьезную ошибку. Люди очень раздражительны, когда дело доходит до личного пространства. Уважая личное пространство человека, ты получаешь доверие и авторитет. Поняв, как люди делят свое пространство, у тебя может сложиться лучшее понимание того, где твое присутствие приветствуется, а где нет, и ты начнешь действовать в соответствии полученным знаниям.

Во-вторых , тщательно наблюдая за дистанцией, на котором находятся твои собеседники, ты можешь оценить, насколько они тебе доверяют и привязаны к тебе.

Пару слов о человеке, который разделил личное пространство на зоны – Эдвард Холл.

Он пришел к заключению, что есть прямая корреляция между социальными позициями и физическим расстоянием между людьми. Это означает, что, когда ты полагаешь, что кто-то находится у тебя во «френдзоне », ты предпочитаешь держать его на определенной дистанции, далеко от своей интимной пространственной зоны, но достаточно близко, чтобы быть другом.

Таким образом, он разделил дистанцию, на котором мы удерживаемся от другого человека, на 4 главные зоны. Эти зоны служат "пузырями реакции" – когда ты входишь в определенную зону, ты автоматически активизируешь определенные психологические и физические реакции в том человеке.

Публичная зона

Эта зона достаточно большая также для наблюдения за другими людьми, при этом, не взаимодействуя с ними. Так сказать, нейтральная зона. Предположим, например, что ты нашел кого-то привлекательным, и ты смотришь на него с этого далекого расстояния – для него это, вероятно, хорошо и даже лестно. Наблюдение с близкого расстояния и пристальный взгляд, тем не менее, могут отозваться холодом вниз по позвоночнику.

Социальная зона

Это - самая нейтральная и удобная зона, чтобы начать разговор между людьми, которые знают друг друга недостаточно хорошо.
Это расстояние, на котором ты удерживаешься от незнакомцев, с которыми у тебя могут возникнуть некоторые взаимодействия: владельцы магазинов, продавцы, сантехники.

Иногда тебе может казаться, что это расстояние короче, особенно в сидячем положении. Объяснение, которое я считаю самыми подходящими к этому поведению, состоит в том, что в тех случаях обычно есть некоторый искусственный барьер между тобой и незнакомцем, например стол. Этот барьер помогает расслабиться и поддерживает чувство комфорта и в это время позволяет тебе быть на более близкой дистанции, чтобы обсудить и исследовать детали.

Личная зона


Дистанция между друзьями.

Диапазон: от 60 см до 1.5 метров.
Это пространство зарезервировано для друзей и семьи – людей, которых ты знаешь и доверяешь. Зона, позволяющая легкое и расслабленное общение, рукопожатия, жестикуляции.
Также в личной пространственной зоне есть другие подразделения, они зависят от личных предпочтений и привязанности. Основной принцип здесь: ты будешь стоять ближе к тому, кто тебе больше нравится.

Если есть возможность, ты должен избегать излишней близости к кому-либо, дабы не вторгаться в его личное пространство. Для того, чтобы на допустимом уровне сблизиться с человеком, нужно показать, что этот человек тебе нравится. Таким образом, ты запустишь волшебный круг взаимопонимания – они видят, что они тебе нравятся, им это тоже понравится, и в свою очередь им понравишься ты.

Интимная зона

Диапазон: от прямого контакта до 60 см.

Очевидно, это пространство зарезервировано только для пользующихся наибольшим доверием и любимых людей: родители, близкие друзья, дети, возлюбленные. Это зона, допускающая прямые контакты, объятия, в ней подразумевается тесное общение, оно соответствует доверительным отношениям.

Это пространство походит на обволакивающий нас пузырь, почти как продолжение нашего тела. Когда кто-то сюда вторгается, наше тело и разум автоматически реагируют. Если это достаточно близкий нам человек, мы расслабляемся и наслаждаемся близостью, но если присутствие не будет приветствоваться, то мы закроемся и попытаемся, так или иначе, сохранить нашу зону комфорта.

Некоторые люди используют давление , чтобы вторгнуться в это пространство и использовать в своих интересах – это состояние полного замешательства и уязвимости. Например, один из популярных методов допроса: надо запугать подозреваемого, добравшись очень близко или вторгнувшись в его интимную зону. Затем, в то время когда он беспомощен, попытаться использовать его уязвимость и дискомфорт, чтобы извлечь информацию.

Другая дополнительная интерпретация для получения доступа в эту пространственную зону: сексуальный интерес (или фальшивый сексуальный интерес – чтобы обольстить и управлять) это признак, что другая сторона хочет больше, чем просто дружба.

Близкая толпа

Что насчет переполненных условий? Как обстоят дела в полном лифте или автобусе?


Очевидно, мы не приветствуем этих незнакомцев в нашей интимной зоне, но, с другой стороны, мы знаем, что у нас нет выбора, как и у остальных. Таким образом, наш мозг нашел изящное решение – в это время мы избегаем рассматривать их как других людей, что является дегуманизацией. Так как мы подсознательно принимаем решение "проигнорировать" их как людей, чтобы чувствовать себя более безопасно, мы автоматически избегаем с ними любого человеческого контакта:
  • Мы избегаем зрительного контакта - уставиться на потолок или пол.
  • Мы изображаем безразличие на лице
  • Мы делаем минимум движений и жест, чтобы избежать возможного контакта
Вот почему переполненные общественные места часто рассматриваются как холодные и отдаленные, есть большой контраст между наличием большого количества людей в одном месте и таким небольшим человеческим контактом. Но это понятно, так как у нас особо нет выбора – мы просто не чувствуем себя в безопасности в окружении незнакомцев, находящимися так близко.

Территория - это зона или пространство, которое человек расценивает как свой личный. Он как бы являются продолжением ее тела. У каждого человека есть своя личная территория. Это зона, которая существует вокруг его имущества - дом и сад, огород. Дженни забором, салон автомобиля, спальня, любимое кресло и воздушное пространство вокруг теліла.

Воздушное пространство человека ("воздушный колпак") зависит от плотности населения, где вырос человек; определяется культурной средой, социальным статусом личности

Исследованиями установлено, что радиус воздушного пространства вокруг человека среднего класса развитых цивилизованных стран практически одинаковый

Его можно разделить на четыре основные зоны:

Интимная зона (от 15 до 45 см)

Это самая основная из всех зон ее человек воспринимает как личную собственность. Только близким людям разрешено в нее входить. Ими могут быть родители, дети, есть члены семьи, близкие друзья и родственники. Во внутреннюю зону (ближе 15 см) можно входить только во время физического контакта. Это наиболее интимная зон зона.

Личная зона (от 46 см до 1,22 м)

На таком расстоянии от других мы находимся на вечеринках, официальных приемах, дружеских встречах или на работе

Социальная зона (от 1,22 до 3,6 м)

Если мы встречаемся с посторонними лицами, то хотим, чтобы они держались именно на таком расстоянии от нас. Нам не нравится, когда сантехник, столяр, почтальон, новый коллега или просто малознакомый человек на подходит к нам на близком расстоянииь.

Публичная зона (более 3,6 м)

Если вы обращаетесь к группе людей, то такое расстояние для нас наиболее оптимальной

Если вы дружески обнимают человека, с которым только познакомились, и она внешне улыбается, проявляя к вам симпатию, в глубине души она может чувствовать негативно, но не хочет вас обидеть

Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя комфортно в вашей компании, держите дистанцию??Это золотое правило. Чем ближе ваши отношения, тем ближе вы можете подходить

В общественном транспорте, на массовых мероприятиях, в местах большого скопления народа человек подчиняется неписанным правилам, в результате чего она просто не реагирует на других, на их вторжения в интимную с зон.

Иная ситуация складывается во время митинга, в толпе, где люди объединены общей целью. По мере того, как плотность толпы увеличивается, личностное пространство уменьшается, у людей возникает чувство враждебности и и агрессивности. Это хорошо известно милиции, которая всегда стремится разбить толпу на небольшие группы. Получая личностное пространство, человек делается спокойнеешою.

Следователи часто используют технику вторжения в личностное пространство, чтобы сломить сопротивление подозреваемого во время допроса

Управленцы также используют этот подход, чтобы получить информацию от подчиненных, которые по определенным причинам ее скрывают

Но если такому подходу удается продавец, то он делает очень грубую ошибку

Как говорил. В. Швебель:"Взаимное уважение возникает только тогда, когда проведены границы и к ним относятся с уважением"

Охрана личностных пространственных зон является одним из основных принципов бессловесного общения

Стремление сохранить значительную дистанцию??- признак недостаточной уверенности в себе, повышенная тревога. И наоборот - спокойная, уверенная в себе человек меньше заботится неприкосновенностью"своих границ"Человек нап пористая, агрессивная, сильная стремится к буквальному расширения своих границ: об этом свидетельствуют, например, вытянутые или широко расставленные ноги, широкие жесты, будто случайно касаются людей или предметом тов, которые стоят времяуч.

Для людей, склонных к агрессии, характерна обостренная чувствительность к нарушению личностного пространства (учитывая, что он уже достаточно расширенным)

Такие выводы были сделаны в результате соответствующих исследований и психологических экспериментов

Известно, например, что оратор часто уменьшает дистанцию??общения, чтобы создать эффект доверия у слушателей, обеспечить большую «открытость» общения

Результатом наблюдений есть еще один вывод: людям не нравится иметь за спиной неконтролируемый пространство. Поэтому чтобы чувствовать себя комфортно в любой ситуации, старайтесь занять такое положение, чтобы бы не чувствовать спиной пустоты. Если вы позволите собеседнику занять такое же"безопасное"положение, вы лишите его неосознанных не-зручностеей.

По данным эстонского исследователя. М. Хейдеметса, если лейтмотивом общения является соперничество, то люди садятся напротив друг друга, а если кооперация - то рядом

есть, по позе партнера по общению, дистанцией, на которой он находится, можно достаточно точно оценить его настроение и намерения

Вопросы и. Задания для самоконтроля

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Что вы понимаете под понятием личностное пространство?

2. Какие четыре зоны выделяют в воздушном пространстве человека?

3. Какой подход часто используют в своей практике следователи и управленцы?

Задание 2. Расскажите, какие зоны личностного пространства наиболее характерные для общения:

Между родственниками;

Между друзьями;

В общественных местах;

При деловом общении;

Между лектором и слушателями

Задание 3. Подготовьте устное сообщение на тему"Использование личностного пространства в деловом общении"

Человек - социальное существо. Это известно ещё со времён Древней Греции, где наиболее суровым наказанием было изгнание из общины. Человек не может жить вне окружающей среды. Таким образом, социальная связь внутри общества является незаменимым механизмом, посредством которого люди взаимодействуют между собой. Эта теория была выдвинута греческими и и философами. Однако учёные люди того времени не понимали, как соотнести личное с общественным. Ведь человеческие связи основаны не только на публичных отношениях. Тот, кто поймёт взаимосвязь личной стороны и общественной, сможет постичь таинство общения, которое открывает множество возможностей. Искусство коммуникации - вот истинная цель социальной психологии. В процессе изучения этого вопроса появлялись закономерности, типы, формы, методы изучения и т. п. Впоследствии все эти элементы породили особую отрасль социальной психологии - проксемику.

Проксемика. Общая характеристика отрасли

В 50-х годах жил достаточно известный антрополог по имени Эдвард Холл. Он изучал взаимодействие личностного пространства человека с окружающей социальной средой. Учёный выдвинул теорию о том, что каждый человек организует своё личностное пространство, так же, как он организует микросубъектное пространство, структуру своего жилища, городскую среду. Другими словами, наше личное прямо влияет на общественное. Изучение этого вопроса позволило выйти на новый уровень понимания взаимоотношений между людьми. Таким образом, проксемика - это отрасль социальной психологии, изучающая временную и знаковую систему общения между людьми. Наука выводит принципы и закономерности удалённого невербального общения.

Проксемика и этика общения

Безусловно, этическая сторона взаимоотношений между людьми напрямую связана с психологией. Однако некоторые учёные прямо отождествляют проксемику и этику общения, чего ни в коем случае не стоит делать. Эти две науки имеют что-то общее, но в целом являются принципиально разными. Этика общения позволяет понять культурную сторону коммуникации, которая обеспечивает глубокое взаимопонимание между собеседниками. Задача проксемики несколько иная. Она занимается глубоким изучением самого процесса невербального общения, беря за основу отдалённость собеседников друг от друга. Благодаря полученным знаниям в процессе разработки этических и проксемических теорий, люди изобрели настоящее искусство общения.

Роль личного и межсубъектного пространства в общении

Фундаментом всей социальной психологии является расстояние между субъектами общения. С учётом этической стороны, о которой шла речь выше, все люди подчиняются единой системе межличностного контакта. Эта фундаментальная теория также была выдвинута Учёный предположил, что, вне зависимости от культурных особенностей человека той или иной нации, любой имеет свою личную территорию, которую он определяет для себя сам. Отсюда следует, что расстояние между собеседниками - это важнейший фактор, влияющий на процесс общения. По мнению самого учёного, удалённость субъектов наиболее важна во время перцептивной стадии, когда собеседники только начинают друг друга понимать. Как мы видим, проксемика изучает расстояние в процессе

Основные межсубъектные зоны

На сегодняшний день в социальной психологии выделяются личностные зоны, которые изучает проксемика.

Это перечень расстояний, согласно которым люди налаживают межличностный контакт:

1) Интимная - присуща только родственникам или очень близким людям, не желающим посвящать других в свой разговор (0 - 0,5м).

2) Личностная - это расстояние поддерживают все люди в повседневной жизни (0,5 - 1,2м).

3) Социальная - зона общения для формальных и светских встреч (1,2 - 3,66м).

4) Общественная - эту дистанцию выбирают во время публичных мероприятий.

Интимная дистанция

Удалённость между людьми с учётом интимного расстояния составляет не более 45 сантиметров. Это позволяет обмениваться личными мыслями и суждениями, не боясь, что их услышат другие люди. Когда люди общаются в интимной зоне, слова не особо имеют значение. Важнейшую роль отыгрывают невербальные факторы: взгляд, движения, прикосновения.

Нагляднее всего действие интимной зоны просматривается между супругами.

Люди, недовольные своим браком, всегда будут находиться на расстоянии, которое существенно превышает 0,5 метра. Абсолютно противоположную картину можно увидеть между счастливыми парами.

Нужно отметить, что границы интимной зоны могут отличаться у каждого человека. Например, люди, склонные к применению грубой силы, создают для себя интимную зону большего радиуса, чем у других людей. Подобная ситуация возникает вследствие постоянной готовности грубых и жестоких людей к появлению опасности.

Личностная зона

На таком расстоянии совершается большее количество коммуникаций в обыденной жизни. Это зона нормальных взаимоотношений между людьми. Близкая женщина, например, жена вполне может нарушать границы этой зоны. Те же действия со стороны постороннего человека будут выглядеть, мягко говоря, непривычно. Соблюдение общения свидетельствует о наличии такта у человека. Чем дольше собеседники находятся в личностной зоне, тем сильнее они привязываются друг к другу.

Подобная дистанция является ключевым этапом на пути достижения наилучшего интимного контакта. Чёткие и продуманные действия в личностной зоне обеспечат длительное и взаимовыгодное сотрудничество между участниками общения.

Социальная и общественная дистанции

Невзирая на важность личностной и интимной зоны, их изучение не является той основой, которую изучает проксемика. Это обусловлено относительной односторонностью представленных выше дистанций. Их легко понять, а ещё легче выделить закономерности. Более интересными являются социальная и общественная зоны. Они используются в процессе делового и публичного общения. На протяжении многих лет люди изучали две эти дистанции для нахождения эффективного способа управления массами. Люди, отлично владеющие контролем на публичной и социальной дистанции, всегда являются хорошими ораторами.

Современная проксемика

На сегодняшний день проксемика - это одна из самых популярных отраслей социальной психологии. Учёные повсеместно проводят изучение и разработку новых теорий в этой области знаний. Проксемика в общении является совершенно новым уровнем в процессе изучения межличностных связей. Умение применять знания этой позволят намного качественнее и быстрее налаживать контакт с людьми. Чем больше у человека знаний в сфере проксемики, тем быстрее он познает искусство общения.

Пространство общения - это общее визуальное и мыслимое пространство с однозначным пониманием смысла средств общения.

Пространство общения должно быть единым для всех включенных в него.

Во время разговора важно:

¦чтобы собеседники видели друг друга;

¦стремиться, чтобы они находились в равных позициях общения и видели одну и ту же зрительную картину перед глазами;

¦чтобы в словах имелся одинаковый смысл.

Необходимо помнить:

¦взрослые и дети постоянно находятся в разных «пространствах», каждый в своем; в «пространстве» ребенка главное место занимают игры, занятия и пр.;

¦взрослые и дети находятся на разных позициях;

¦взрослые и дети часто в одних и тех же словах усматривают совершенно разный смысл.

Как преодолеть вышеперечисленные противоречия? Создать общее «пространство» общения - важнейшая задача воспитателя, взрослого человека, ведь ребенку это сделать еще не под силу. В связи с этим взрослый часто приглашает ребенка перейти в его «пространство». Так, например, происходит, когда воспитатель приглашает детей на занятия. Дети приходят, но это еще не означает, что каждый из них на самом деле присутствует там, где воспитатель хотел бы его видеть. Мысленно ребенок может быть где угодно: в сказке, в незавершенной поделке и т. д. Он с трудом переключается с одних занятий на другие, ведь даже взрослым нелегко перейти от одного дела к другому.

Воспитатель должен организовать общение так, чтобы оно было приятно, потому что ребенку необходимо испытывать удовольствие от общения с воспитателем. Это усиливает педагогический эффект.

Задание. Спросите и у детей, и у взрослых о том, что они понимают под словами «самостоятельность», «свобода», «ответственность», «обязанность», «права».

Общение как межличностное взаимодействие

Общение предполагает какой-то результат:

¦изменение поведения ребенка;

¦изменение деятельности детей;

¦получение удовольствия от процесса.

В целях более эффективного воздействия на ребенка в общении могут быть использованы разные его формы (виды) исходя из ситуации, возраста (рис. 3.7). Так, например, в подростковый период предпочтительнее строить общение, используя форму просьбы.

Рис. 3.7. Виды общения при взаимодействии

Для достижения высоких результатов воздействия на ребенка воспитатель должен хорошо владеть методами убеждения и внушения.

Убеждение - это процесс воздействия на сознание путем логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Оно является особым способом влияния на личность или группу людей (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Основные признаки убеждения

Убедить человека, не сведущего в какой-либо области, очень трудно, поскольку он не знает элементарных закономерностей обсуждаемого вопроса. Поэтому, прежде чем аргументировать свою точку зрения, надо предложить слушателю хотя бы основные сведения, которые необходимы для обсуждения. Чем качественнее это будет сделано, тем лучше. Только вооружив человека определенными знаниями, сообщив ему определенный круг знаний, вы можете обсуждать с ним интересующие вас проблемы.

Для того чтобы убедить ребенка в чем-то, необходимо знать и учитывать некоторые особенности (рис. 3.9).ЗНАТЬ мнение ребенка по обсуждаемому вопросу, мнение большинства детей группы

УЧИТЫВАТЬ факты и явления, которые волнуют детей, предполагаемые встречные суждения (не уходить от ответов!)

УМЕТЬ устанавливать психологический контакт с ребенком, завоевывать доверие

Воспитатель сам должен быть убежден в том, в чем убеждает ребенка

Доступность, понятность логических доводов

Большая выдержка, терпение, тактРис. 3.9. Позиции взрослого при убеждении ребенка

Внушение - это воздействие на чувства с помощью эмоционально окрашенных образов для побуждения к определенному поведению. По образному выражению В. Н. Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с «парадного входа», а как бы с «заднего крыльца», минуя «сторожа» - критику.

Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них и на ум и волю человека, чтобы побудить к действию, иначе говоря, воздействовать так, чтобы не было места критике и суждению.

Внушение, создавая установку, может с большей или меньшей эффективностью предопределить поведение ребенка. Внушение как метод воздействия опирается на определенные имеющиеся у ребенка потребности, стремления.

Приведем пример использования внушения. Мы хотим внушить ребенку, находящемуся в бодрствующем состоянии, совершить определенный поведенческий акт: выпить из чашки кисель. Для этого начинаем разговор о голоде, наливаем в чашку кисель и с жадностью пьем, выражая всем видом удовольствие, после чего сообщаем, что кисель вкусный и прохладный. Тем самым мы убеждаем ребенка поверить, что кисель действительно вкусный и прохладный, чтобы и у него самого возникло желание этот продукт попробовать.

Внушение в данном случае опирается на определенную силу потребности организма утолить чувство голода.

Приведенная ниже схема (рис. 3.10) показывает поведенческий акт, протекающий неосознанно (под влиянием внушения). В этом случае снижается уровень сознательного контроля над своими действиями.

Рис. 3.10. Схема поведенческого акта

Внушение вызывает концентрацию возбуждения в определенном очаге коры головного мозга. В условиях заторможенности всей остальной коры содержание внушенного воздействия приобретает неодолимую силу. Этим объясняется его эффективность (рис. 3.11).

ВНУШЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

1.РЕЧЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ:

Небыстрый темп речи;

Ритмическое повторение;

Наглядное пояснение основной мысли;

Иллюстрация одной и той же мысли разными средствами;

б) интонация:

можно передать много оттенков мысли. В вопросе «Я надеюсь, все понятно?» может быть и утверждение, и сомнение, и радость, и страх, и уверенность;

каждая лишняя доля секунды уже значима.

Это либо ожидание, либо упрек, либо отдых и др.

2.НЕРЕЧЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ:

а)мимика, пантомимика, жесты;

б)действия другого человека;

в)окружающая обстановка.

Одной из важных особенностей мимики является движение и выражение взгляда

ЛИЧНОСТЬ ВНУШАЮЩЕГО:

Его убежденность;

Компетентность;

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА:

а)природная, предметная-. комната чистая, прибранная внушает соответствующее поведение;

б)социальная-. присутствие детей, занимающихся рисованием, может внушить желание тоже рисовать

Рис. 3.11. Составляющие внушения

Ребенок, особенно маленький, далеко не всегда может понять и осознать смысл правил и норм поведения. В этих случаях метод внушения является незаменимым: воспитатель создает эмоционально значимую
ситуацию, воздействуя на чувства ребенка. Например, он внушает ребенку то, что человек красив, если выполняет правила поведения.

На основе внушения формируются стереотипы (привычки) поведения. А их глубокое осмысление и понимание наступит позже.

Воздействие на детей должно быть эмоционально насыщенным, внушающим красоту поведения, творчества, живой природы, восхищение ею и любовь к ней.

При помощи слова, интонации, мимики, жестов, действий воспитателя и обстановки, соответствующей эмоционально описываемым образам, достигается нужный результат с помощью внушения, ведь дети по природе своей очень легко поддаются внушению.

Независимо от того выступает ли внушение как самостоятельное средство педагогического воздействия или как компонент убеждения, всегда должен существовать тесный контакт между воспитателем и ребенком.

Внушение может быть прямым и косвенным.

Прямое внушение - воздействие речи с определенным образным смыслом. В жизни требуется совершать некоторые поведенческие акты автоматически, не раздумывая, полностью доверяясь слову-сигналу для этих действий. Примером такого воздействия являются команды, наставления во время игры: «Стой!», «Шагом марш!» и др.

Внушаемое наставление применяется в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, произносимых воспитателем в максимально повелительном тоне. При этом воспитатель выразительно смотрит в глаза ребенку, усиливая внушающее влияние своих слов. Иногда можно предложить малышу закрыть глаза и сосредоточиться на голосе воспитателя. Отдельные словесные формулы ребенок может повторять вслед за воспитателем, например: «Мне нравится рисовать!» и т. п.

Косвенное внушение (опосредованное, через предметы) - осуществляется в виде раскрытия факта (описания какого-либо случая), совершенного другими, в виде примера и т. п.

Бывает целесообразно путем примера большой внушающей силы или с помощью рассказа повлиять на ребенка путем косвенного внушения.

Внушаемость - субъективная готовность подвергаться и подчиняться внушающему воздействию. Внушаемость увеличивается:

¦при снижении возраста ребенка;

¦при снижении критичности сознания, мышления;

¦при снижении самооценки, неуверенности;

¦при повышении эмоциональности, впечатлительности, тревожности;

¦при наличии таких черт характера, как доверчивость, робость, стеснительность;

¦в состоянии расслабленности, утомления;

¦при дефиците времени;

¦при низком уровне компетенции в обсуждаемом вопросе;

¦при «давлении» группы, окружающих.

Уменьшается внушаемость при следующих условиях:

¦взросление;

¦увеличение критичности сознания, мышления;

¦повышение самооценки;

¦наличие уверенности в себе;

¦уменьшение тревожности, впечатлительности;

¦присутствие таких черт характера, как самостоятельность, активность, уверенность;

¦состояние бодрости, активности;

¦состояние стабильности;

¦высокий уровень компетентности в обсуждаемом вопросе;

¦независимость от влияния окружающих.

Воздействие внушения на ребенка облегчается его большой подражательностью.

Подражание направлено на воспроизведение (копирование) индивидом внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Так как детям свойственна очень большая подражательность, воспитатель должен быть особенно внимательным:

¦к своему поведению, манерам, поступкам;

Все это ребенок схватывает интуитивно, как некие особенности психического склада взрослого поведения, а затем все это откладывается в сознании ребенка, и неосознанно лепится его образ поведения.

В реальных человеческих взаимоотношениях убеждение, внушение, подражание взаимосвязаны и переплетены, но ведущую роль играют, конечно, убеждения.

Задание. Дано сообщение: «Под Новый год будет демонстрироваться кинофильм “Карнавальная ночь”». Преобразуйте это сообщение сначала в форму убеждения, а потом в форму внушения.

«“Карнавальная ночь” - хороший кинофильм, так как он не сходит с экрана более полувека. Миллионы зрителей посмотрели этот фильм не по одному разу» - это убеждение.

«Если вы посмотрите этот кинофильм, то вы получите огромное эмоциональное удовольствие. Каждый актер индивидуален своим талантом. Например, образ Огурцова, исполненный актером И. Ильинским...» - это внушение.

Ситуация. Нередко мы слышим, как мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею!» или «Ты говоришь правильно, молодец!». А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят!», «Да что ты понимаешь, вот научишься, тогда поймешь!».

В чем принципиальное различие в общении мам со своими детьми?

Решение. Одни матери как бы вселяют в ребенка уверенность в своих силах («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют его взрослению, создают у него активную жизненную позицию, помогают самоутвердиться.

Другие же матери, наоборот, способствуют появлению у своего ребенка неуверенности в себе («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я - плохой!»). У таких детей формируется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму.

Ситуация. Ограничения, запреты и бесчисленные «нельзя» нередко входят в арсенал отдельных матерей при воспитании своих детей. Это позволяет им контролировать своего ребенка, управлять им.

*} Как такое поведение матери будет сказываться на развитии

саморегуляции самого малыша?

Решение. Ограничения и запреты тормозят развитие саморегуляции ребенка, так как заставляют его всегда держать взаимосвязь с матерью, постоянно решать, что можно делать, а что нельзя. Ребенок подчиняется указаниям матери, верит ей, но при этом оказывается совершенно несамостоятельным. В такой регуляции своего поведения ребенок будет нуждаться еще длительное время. Только предлагая своему ребенку свободу, мать может программировать необходимость опоры на свои силы, на собственную самостоятельность. Именно при таких условиях у ребенка возникает и развивается способность быть самим собой и строить собственную жизнь по своему желанию, и именно такое поведение матери формирует у него систему самоконтроля, саморегуляции и разумной самодисциплины. Воспитание как способ управления ребенком превращается в самовоспитание, в самосовершенствование.

Ситуация. Мамы, заботящиеся о физическом воспитании своих детей, привели их на физкультурные занятия. Но в обращении их к своим детям можно заметить существенные различия. Одна мама, обращаясь к сыну Саше, сказала: «Можешь ходить без шапки, но когда станет совсем холодно, надень капюшон». А вот мама Славика постоянно твердила: «Отойди от форточки, тебя продует, заболеешь», «Ты бледный, не заболел ли?», «Ты у меня слабенький, отдохни».

В чем принципиальное различие обращений этих мам к своим

Решение. Прежде всего, мамы своими высказываниями программируют поведение своих детей. Чаще всего происходит это неосознанно и зависит от тех норм, которые были установлены в семьях, в которых росли мамы.

Мама Саши, опираясь на адекватность ребенка, программирует развитие его активности: «Действуй, защищайся сам!». Физическое воспитание - это не только выполнение физических упражнений, а еще и психологический настрой на здоровый образ жизни, на развитие самоощущений.

Мама Славика изначально оценивает своего сына как неспособного к самозащите. Она закладывает в его сознание пассивность, слабость: «Ты у меня слабенький - отдохни», «Не заболел ли ты?». Она не настраивает своего сына на успехи при выполнении физических упражнений, которые так необходимы в жизни. А содержание и интонация обращения мамы только предопределяют стиль поведения ее ребенка в будущем и провоцируют вероятность его слабого физического развития.

ИНСТРУКЦИЯ

АВАНСИРОВАНИЕ

ПЕРСОНАЛЬНАЯ

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ

УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ДЕТАЛИ

«Ничего страшного... Бывает, что люди боятся...» «Ты же помнишь, что...»

«У тебя получится...»

«Только у тебя и может получиться., «Нам это так нужно для...»

«Вот эта часть у тебя замечательна!»

Рис. 3.12. Ситуация успеха и ее создание

Внушение осуществляется легче, если вы постараетесь присоединиться к ребенку. Например, мама должна приравнять себя к ребенку, сделаться похожим на него. Чтобы сделать это, ей следует:

¦принять ту же позу, движения, жесты, что и ребенок;

¦настроить ритм своего дыхания соответственно ритму дыхания ребенка;

¦взять правую руку ребенка, которому что-то внушают, то есть сделать особый жест, порождающий доверие и симпатию (правая рука связана больше чем на 1/4 с головным мозгом); такой контакт равнозначен непосредственно влиянию на сознание и подсознание, а потому, держа ребенка за руку, маме легко удерживать его внимание;

¦«нарисовать» эмоционально яркие воображаемые картины ребенку.

Территория - это зона или пространство, человек расценивает как свой личный. Он как бы является продолжением ее тела. У каждого человека есть своя личная территория. Это зона, которая существует вокруг его имущества - дом и сад, огороженный забором, салон автомобиля, спальня, любимое кресло и воздушное пространство вокруг тела.

Воздушное пространство человека ("воздушный колпак") зависит от плотности населения, где вырос человек; определяется культурной средой, социальным статусом личности.

Исследованиями установлено, что радиус воздушного пространства вокруг человека среднего класса развитых цивилизованных стран практически одинаков.

Его можно разделить на четыре основные зоны:

Интимная зона (от 15 до 45 см).

Это самая основная из всех зон. ее человек воспринимает как личную собственность. Только самым близким людям разрешено в нее входить. Ими могут быть родители, дети, то есть члены семьи, близкие друзья и родственники. Во внутреннюю зону (ближе 15 см) можно входить только во время физического контакта. Это наиболее интимная зона.

Личная зона (от 46 см до 1,22 м).

На таком расстоянии от других мы находимся на вечеринках, официальных приемах, дружеских встречах или на работе.

Социальная зона (от 1,22 до 3,6 м).

Если мы встречаемся с посторонними лицами, то хотим, чтобы они держались именно на таком расстоянии от нас. Нам не нравится, когда сантехник, столяр, почтальон, новый коллега или просто малознакомый человек подходит к нам на ближайшую расстояние.

Публичная зона (более 3,6 м).

Если вы обращаетесь к группе людей, то такое расстояние для нас является наиболее оптимальной.

Если вы дружески обнимает человека, с которым только что познакомились, и она внешне улыбается, проявляя к вам симпатию, в глубине души она может чувствовать себя негативно, но не хочет вас обидеть.

Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя комфортно в вашей компании, держите дистанцию. Это золотое правило. Чем ближе ваши отношения, тем ближе вы можете подходить.

В общественном транспорте, на массовых мероприятиях, в местах большого скопления народа человек подчиняется неписаным правилам, в результате чего она просто не реагирует на других, на их вторжения в интимную зону.

Иная ситуация складывается во время митинга, в толпе, где люди объединены общей целью. По мере того, как плотность толпы увеличивается, личностное пространство уменьшается, у людей возникает чувство враждебности и агрессивности. Это хорошо известно милиции, которая всегда стремится разбить толпу на небольшие группы. Получая личностное пространство, человек делается спокойнее.

Следователи часто используют технику вторжения в личностное пространство, чтобы сломить сопротивление подозреваемого во время допроса.

Управленцы также используют этот подход, чтобы получить информацию от подчиненных, которые по определенным причинам ее скрывают.

Но если к такому подходу удается продавец, то он делает очень грубую ошибку.

Как говорил В. Швебель: "Взаимное уважение возникает только тогда, когда проведены границы и к ним относятся с уважением...".

Охрана личных пространственных зон является одним из основных принципов бессловесного общения.

Стремление сохранить значительную дистанцию - признак недостаточной уверенности в себе, повышенная тревога. И наоборот - спокойная, уверенная в себе человек меньше заботится неприкосновенностью "своих границ". Человек напористая, агрессивная, сильная стремится к буквальному расширения своих границ: об этом свидетельствуют, например, вытянутые или широко расставленные ноги, широкие жесты, будто случайно касаются людей или предметов, которые стоят рядом.

Для людей, склонных к агрессии, характерна обостренная чувствительность к нарушению личностного пространства (учитывая, что он уже достаточно расширенным).

Такие выводы были сделаны в результате соответствующих исследований и психологических экспериментов.

Известно, например, что оратор часто уменьшает дистанцию общения, чтобы создать эффект доверия у слушателей, обеспечить большую «открытость» общения.

Результатом наблюдений еще один вывод: людям не нравится иметь за спиной неконтролируемый пространство. Поэтому чтобы чувствовать себя комфортно в любой ситуации, старайтесь занять такое положение, чтобы не чувствовать спиной пустоты. Если вы позволите собеседнику занять такое же "безопасное" положение, вы лишите его неосознанных никак удобств.

По данным эстонского исследователя М. Хейдеметса, если лейтмотивом общения является соперничество, то люди садятся напротив друг друга, а если кооперация - это рядом.

То есть, по позе партнера по общению, дистанцией, на которой он находится, можно довольно точно оценить его настроение и намерения.

Вопросы и Задания для самоконтроля

Задание 1. Ответьте на вопрос:

1. Что вы понимаете под понятием личностное пространство?

2. Какие четыре зоны выделяют в воздушном пространстве человека?

3. Какой подход часто используют в своей практике следователи и управленцы?

Задача 2. Расскажите, какие зоны личностного пространства наиболее характерные для общения:

Между родственниками;

Между друзьями;

В общественных местах;

При деловом общении;

Между лектором и слушателями.

Задание 3. Подготовьте устное сообщение на тему "Использование личностного пространства в деловом общении".