Где заказать иконостас. Так сколько же стоит алтарная преграда? Увеличение высоты иконостасов

Изготовление иконостасов — одно из направлений деятельности нашей мастерской. Первые 3 иконостаса был созданы нами еще в 1988- 90 годах в трехпридельный храм в г. Абдулино, Оренбургской области.

С тех пор мы создали несколько десятков самых разных православных иконостасов различной стилистики в разных уголках России.

При розработке проекта и изготовлении иконостаса, мы никогда не повторяемся, каждый изготовленный в нашей мастерской иконостас по своему уникален. Даже если владыка или настоятель храма выбирают как образец уже изготовленный нами иконостас, новый иконостас, сохраняя основную стилистику, будет по форме отличаться от прежнего. Иконостас проектируется исходя из архитектурного стиля данного храма с учетом деталей всего интерьера храма. Для утверждения предлагается несколько вариантов проекта иконостаса на выбор.

Над изготовлением иконостаса трудится весь коллектив мастерской: дизайнеры, инженеры-технологи, столяры, скульпторы, маляры, позолотчики и художники- иконописцы. В мастерской работают в основном выпускники Самарского художественного училища и­ Самарской государственной академии культуры и искусств.

В основном иконостас, изготовленный в нашей мастерской состоит из модулей, тщательно подогнанных друг к другу, которые изготавливаются в мастерской в г. Самара (основание отдельно, декоративные детали - столбики, капители и пр. отдельно) и собираются на месте в храме за несколько дней. Для изготовления иконостаса используются различные материалы. Основание иконостаса изготавливается из соснового бруса и МДФ или из ценных пород дерева. Иконостас может быть крашенный под фарфор, под любое дерево или камень, детали или резные, или отливаются из высокопрочного гипса или стеклопластика, оклеиваются фольгой под золото или сусальным золотом, частично или полностью. Для покраски используются импортные грунты, краски и лаки.

Иконостас - это основной элемент убранства храма, так же как и Престол. Без них невозможно проводить службы в храме. Поэтому, уже на этапе строительства храма, необходимо озаботиться о проекте иконостаса. Так, как иконостас должен органично вписаться в пространтво храма, его необходимо проектировать с учетом остальной церковной утвари и в сочетании будущей росписью стен храма. В период расцвета церковного искуссва, решением стиля и проектами убрансва в храме часто руководил архитектор. Современные архитекторы очень часто не знают основных приципов проектирования храма. Поэтому, например,строят храм с маленькой апсидой, куда не только иконостас не вмещается с дьякоскими дверями, но и Престол некуда поставить. Священики, утверждающие подобные проекты, плохо ориентируются в масштабах схем. Несколько раз сталкивался с такими случаями, когда художник, предоставляя проект иконостаса для конкурсного рассмотрения, показывает, например, уменьшенный под существующий храм, проект иконостаса Храма Христа Спасителя, в двери которого после изготовления придется вползать боком. И комиссия из нескольких человек сразу не обращает на это внимания. Художник, решивший изготовить свой иконостас, должен иметь большой опыт работы в этой области под руководством опытного мастера.

Иконостас фрагмент Казанско-Богородичная церковь Бугульма Татарстан

История развития иконостаса.

Православный иконостас преображался и изменялся столетиями. В самых ранних христианских храмах Алтарь всегда отделялся от основного помещения храма завесой или перегородкой ввиде невысокой стенки. Евсевий Кесарийский писал о том, что в 4 веке в храме, построенном в Тире, Алтарь был отделен от остального пространства храма резной перегородкой (праобраз резного иконостаса). Так же использовались тканные завесы (иконостасы на ткани иногда всречаются и в наше время).

Византийские алтарные преграды (иконостасы) ранее состояли из мраморных колонн, с архитравом - темплоном и украшался крестом. С алтарной стороны навешивалась завеса (катапетасма). На катапетасме изображался Крест. В настоящее время очень много золотошвейных мастерских которые могут изготовить завесу на любой вкус. В основном завесу изготовляют из парчи. Главное - чтобы завеса легко отодвигалась, не застревая в механизме, поэтому, если проем с Царскими Вратами большой, завесу лучше делать легкой из тонкого материала. Во время службы происходит незримая связь между священником, поющим молитвы в Алтаре и верующими, находящимися в центральной части храма, трепетно улавливающие слова молитвы. Поэтому иконостас необходимо конструировать таким образом, чтобы не загораживать глухо пространство между Алтарем и общим храмом. В случае, если иконостас перекрывает всю восточную стену, в иконостасе необходимо оставлять большие проемы над Царскими Вратами и дьяконскими дверями. Если нет такой возможности, всвязи с конструкцией проекта, то иконостас можно отодвинуть на некоторое растояние от восточной стены, дав возможность проходить звукам молитвы в купольную часть храма и там, отражаясь от сферы достигнуть ушей молящихся.

­После того, как закончился иконоборческий период, с начала 9 века повсеместно на темплоне начали устанавливать иконы, в результате чего перегородка превратилась в иконостас. В свободное пространство между колоннами иконостаса устанавливали иконы. Византийский иконостас был двух и трехрядным. На Руси подобные иконостасы называют тябловыми. Тябловый иконостас состоит из несольких рядов икон, установленных на балках (тяблах) и разделенных тонкими планками между собой. Балки м планки накрываются пластинами с резьбой. Обычно декор тяблового иконостаса имеет мелкозаглубленную резьбу. Позже для изготовления тяблого иконостаса применяли басму. Басменный иконостас состоял из планок со штампованным декором на серебрянных или латунных пластинках. Самым изощренным мастером по басменным иконостасам считался тот мастер у которого имелось больше штампов с декором. Декор прибивался мелкими гвоздиками к деревянной основе иконостаса. Многие мастера совмещают резьбу с элементами из басмы. Тябловый иконостас до сих пор имеет широкое распространение в Греции и на Кипре. В настоящее время, наряду с другими направлениями по изготовлению иконостаса, во многих иконостасных мастерских, выросших во множестве по всей территории России, получил широкое распростанение тябловый иконостас. Изготовление тяблового иконостаса не требует таких больших затрат как изготовление иконостаса классического.

­Византийский иконостас пришел на Православную Русь в 11 веке, где он претерпел серьезные изменения, превратившись в высокий русский иконостас. В русских храмах существует два типа иконостасов. Первых тип иконостаса размещается по всей ширине храма, занимая практически всю восточную стену. Второй тип иконостаса занимает только пространство внутри проема в Алтарь. При выборе типа иконостаса нужно было учитывать размеры и аккустические возможности храма. И естественно на размеры иконостаса влияли материальные возможности данного прихода. Позже появились трехъярусные иконостасы, получившие широкое распространение на Руси.

­ Самый первый трехъярусный иконостас, был изготовлен в Москве в 15 веке. Иконы на этот иконостас написал известный иконописец Феофан Грек. Через некоторое время в иконописной мастерской Андрея Рублева был изготовлен иконостас с четвертым пророческим рядом.

Возникновение высокого иконостаса современные историки связывают со спецификой богослужения в России по Иерусалимскому Уставу.

­еще один праотеческий ряд появился в русском иконостасе в 16 веке. Обычно иконы на этом ряду изображали поясные. К этому времени на иконостасе сформировалась неразрывная связь святого писания от Ветхого до Нового завета. Сфрмировался классический пятиярусный тип русского иконостаса.

Одной из причин возникновения высокого русского иконостаса было то, что многие построенные храмы не имели росписей на стенах. В результате чего в дальнейшем количество рядов на иконостасе продолжало расти.

­В 17 веке над праотеческим рядом появился еще один ряд иконостаса с изображениями ангелов - серафимов и херувимов. Часто их изображают на иконостасе резными, венчающими иконы верхнего ряда иконостаса. Позже в иконостасе иногда добавляли пядничный ряд (небольние иконы равные размеру между большим и указательным пальцами -­ пяди). Эти иконы, приносимые в храм прихожанами, стали помещать на иконостас для всеобщего молния. Во многих храмах можно увидеть различные иконы, в беспорядке развешаные по стенам храма. В разных уголках храма могит соседсвовать множество икон с изображением Спасителя или­ с Казанской Божьей Матерью и дугих святых, различных не только по стилю и грамотности написания, но и по сохранности. Порой иконы занимают все пространство храма почти от пола и до потолка. И каждый прихожанин приходил молиться к своей иконе. А если ветхую икону помещали в хранилище, происходил скандал. Поэтому все эти иконы стали устанавливать на иконостас. В конце17 века в иконостас стали устанавливать иконы, изображающие Страсти Христовы: Избиение Христа, Несение Креста, Распятие Христово, Снятие с Креста, Положение во гроб, так появился еще один ряд страстной. На самом верху иконостаса во многих храмах стали устанавливать большой Крест с Распятием Иисуса Христа. На некоторых иконостасах Крест с Распятием изображался с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. В основном Распятие Христово было живописным и украшалось по контуру Креста позолоченной резьбой или гравировкой с позолотой и эмалями. В начале 18 века иконостасы начали украшать причудливой резьбой, позолоченной сусальным золотом или поталью. В резьбе на иконостасах присутствовали райские птицы, всякие звери, виноград и райские плоды и цветы. Особо часто на старинных иконостасах можно увидеть крученые столбы, обвитые виноградными лозами, символизирующими Кровь Христову. Богатые резные иконостасы, изготавливаемые русскими мастерами, оказали большое влияние на развитие иконостасного искусства Афона и Греции.

­На Руси чаще всего классический иконостас был пятирядным.

­В каждом храме верующие старались поставить иконостас, поражающий своим благолепием. В 19 веке получили развитие иконостасы из мрамора и керамики, призванные не только украшать храм и прославлять Христа, но и стоять вечно.

­Сегодня в российских храмах изготавливаются иконостасы самых разнообразных стилистик. В наше время у художников появились огромные возможности для свободы творчества в изготовлении иконостаса. У нашей мастерской богатый опыт по разработке различных вариантов иконостаса. Мы с удовольствием поработаем над разработкой проекта иконостаса и его изготовлением в той стилистике, которая подойдет именно для Вашего храма и в соответствии с требованиями нашего времени. В этом непростом деле лучше довериться настоящим профессионалам.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИКОНОСТАСА

Наша мастерская "Северный Афон" занимается изготовлением иконостасов "под ключ" от проектирования до монтажа, росписью храмов а также написанием храмовых икон. Сколько стоит заказать иконостас? Из чего складывается стоимость. На этот и другие похожие вопросы, мы попытаемся ответить в этой статье.
Сначала нужно определиться в каком стиле он будет выполнен. Стилистика иконостаса, как и других элементов убранства храма, изменялась со временем. Сейчас обычно заказывают следущие виды иконостасов.
Деревянный резной иконостас.

Очень распространенный тип современного иконостаса. Заказать его значительно дешевле, чем барочный, при этом красиво затонированное дерево, в сочетании с хорошо написанными иконами, производит сильное впечатление. Такие иконостасы часто встречаются в Греции, на Афоне. В России до 20 века иконостасы, как правило золотили, но сейчас деревянные, резные изделия встречаются все чаще.
Примерная стоимость изготовления деревянного резного иконостаса, в настоящее время в России составляет 40-60 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно.

Барочный позолоченный иконостас

Другой распространенный вид иконостаса- барочный, сложился в 17 веке. Его особенности- обилие позолоченных декоративных элементов. Изготавление иконостаса происходит следующим образом. Сначала каждый элемент мастера-резчики вырезают из дерева, затем эти элементы покрывают левкасом, после чего детали золотятся на полимент и полируются до зеркального блеска.
Заказать барочный иконостас довольно дорого. Пожалуй это самый дорогой тип иконостаса. Стоимость увеличивает, как большой расход сусального золота, так и сложная и дорогостоящая работа мастеров позолотчиков.
Примерная стоимость изготовления барочного иконостаса, в настоящее время в России составляет от 90 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно.


Иконописная мастерская "Северный Афон" 2016 г
резное дерево, золочение

История иконостаса .

В церкви каждая храмовая икона занимает строго опреде­ленное место. Центральная часть храма-иконостас. Ранневизантийские иконостасы состояли из одного ряда икон и были,как правило каменными. Со временем иконостасы усложнялись, в них добавлялись новые элементы. Классический тип пятирядного иконостаса сложился примерно к 15 веку, и состоял из следующих рядов: Местный ряд, Деисус, Праздничный ряд, Пророческий ряд, Праотеческий ряд.
В центре преграды над царскими врата­ми располагаются образы деисусного чина. «Деисус» по-гречески означает «моление». Вечное и неруши­мое моление Богома­тери и Иоанна Предте­чи, обращенное к Иису­су Христу.
На иконах деисуса эти три фигуры находят­ся посередине: в центре Спаситель, справа Бого­матерь. слева Иоанн.
Первоначально они пи­сались на одной доске - так выглядят самые ран­ние русские деисусные иконы. Постепенно ком­позиция усложнялась.
Образы начали писать на отдельных досках, постепенно к ним добавились но­вые персонажи, иног­да - сцены из Еванге­лия. К концу XIV века деисусиый чин состоял уже из семи фигур. На­пример, в состав Сер­пуховского чина, со­зданного в 1380 году, входят, помимо трёхфигурной центральной иконы, изображения архангелов Ми­хаила и Гавриила и апостолов Петра и Павла. А деи­сусиый чин Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (XV век) включает в себя уже двадцать одну фигуру.
В XV веке появляется и высокий иконостас с икона­ми очень большого размера (нигде, кроме русской церкви, такого пет). Идея их создания принадлежит, видимо, Феофану Греку и Андрею Рублеву. Образы де­исусного чина, написанные ими в начале столетия, на­ходятся сейчас в московском Благовещенском собор
Деисус теперь вос­принимался как шест­вие святых молитвенни­ков - предстоятелей за род людской перед Спа­сителем; поэтому состав персоналий мог менять­ся. в зависимости от вре­мени и места создания икон. В него включали канонизированных кня­зей и иерархов Церкви, местночтимых святых. То. как именно изобра­жались фигуры, зави­село от центрального образа. Если центром композиции был «Спас Вседержитель», то и остальные иконы были поясными, а если «Спас па престо­ле» или «Спас в Си­лах» - то фигуры изображались полный рост.
В настоящее время, создаются иконостасы, как в русской традиции, так и по древним византийским образцам.

6. Монтаж иконостаса

Завершающий этап - монтаж в храме. Так дерево - материал достаточно чувствительный к изменению температуры и влажности, монтаж необходимо делать в помещении с уже сформировавшейся температурой и влажностью. В храме должны быть завершены все строительные и штукатурные работы.

Избранные фотографии работ нашей мастерской.

5. Золочение элементов иконостаса

В тех случаях, когда в проекте есть позолоченные элементы, следующий этап - это золочение. Обычно мы используем золочение на мордан, но можно позолотить и на полимент (более дорогое и сложное золочение, при котором золото полируется агатовым зубком).
Конечно золочение сусальным золотом обходится достаточно дорого, как из за высокой стоимости самого материала, так и стоимости работ. В случае, если нет возможности заказать золочение сусальным золотом, можно выполнить золочение качественной (не окисляющейся, и в последствии не зеленеющей) поталью.

3. Изготовление резных элементов

Следующий этап - изготовление резных элементов. Элементы вырезаются на станках, в некотрых случаях (сложные элементы с внутренней резьбой) доводятся вручную.

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Если Вы решили заказать изготовление иконостаса в нашей мастерской, то процесс изготовления будет включать следующие этапы.

1.Создание эскизного проекта

В соответствии с архитетурой храма разрабатывается эскизный проект, который утверждается у заказчика. На этом этапе возможна доработка эскиза в соответствии с пожеланиями заказчика и в случае храмов, являющихся памятником архитектуры, приведение в соответствие требованиям ГИОП.

2. Разработка 3D модели.

На этом этапе делается 3D модель. Модель необходима для окончательного уточнения всех деталей, и в дальнейшем используется для изготовления элементов резьбы из дерева.

Никольский Морской собор в Кронштадте, 2012г.

Каменный иконостас в византийском стиле. 19 век. Иерусалим

Современный каменный иконостас в византийском стиле. Валаам.

Иконостас храма Св. Николая, Кипр. Иконописная мастерская Северный Афон 2007г

Иконостас с золочением

В настоящее время все чаще встречаются эклектичные иконостасы, которые сложно отнести к какому-то определенному стилю. Причин распространения несколько. Во-первых сейчас восстанавливается большое количество храмов, построенных в 19 веке по типовому проекту, для которых сложно спроектировать иконостас, гармонично сочетающийся с архитектурой храма и при этом отвечающий строгим стилистическим канонам.
Во-вторых, при изготовлении таких иконостасов можно уложиться в относительно небольшой бюджет, что актуально для небогатых провинциальных приходов. При этом хорошо спроектированный иконостас, будет смотреться не хуже более дорогих барочных или каменных иконостасов.
Примерная стоимость изготовления таких иконостасов, в настоящее время в России составляет 40-90 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно.

Иконостас Спасо-Преображенского собора, Валаам, 2006 г
Иконописная мастерская Северный Афон, совместно с другими мастерскими

Иконостас Спасо-Преображенского собора, Валаам,
фрагмент.

Иконостас храма Всех Скорбящих Радости, С-Петербург, Иконописная мастерская Северный Афон, 2008 г

Византийский каменный иконостас .

Этот тип иконостаса сложился в первые века христианства, и был распространен в Византии. Имеет низкую алтарную преграду. Состоит из одного, или двух ярусов. Очень нарядно смотрится сочетание белого резного камня, и икон большого размера. При этом иконостас не перегружен декоративными элементами, и ничто не отвлекает внимание молящихся.
Однако заказать каменный иконостас несколько сложнее и дороже, чем иконостас из дерева. Дело в том, что в России мало мастерских, спецализирующихся на резьбе по натуральному камню, и они достаточно дорого оценивают свою работу.
Как альтернатива, можно заказать иконостас из искусственного камня. Хороший искусственный камень практически не отличается от настоящего, позволяет делать орнаменты любой сложности и по стоимости сопоставим с деревянным резным иконостасом.
Примерная стоимость изготовления каменного византийского иконостаса, в настоящее время в России составляет 70-90 тыс руб за кв.метр. Стоимость икон обычно оговаривается отдельно. На отдельной странице сайта Вы можете прочитать, как формируется стоимость икон .

Санкт-Петербург, Морская наб. 37

Православная вера испокон веку призывает человека к очищению своей души, к избавлению от пригрешений ради достижения Царствия Небесного. Символическими вратами между земным пространством и небесным миром является церковный иконостас. Он зримо отделяет алтарь от места общего посещения, как бы напоминая человеку о том, что между ним и Всевышним Создателем существует некая грань. Переступить эту грань без богоугодного посредничества избранных праведников никому не под силу.

По своему устройству православный церковный иконостас состоит из трех отделений. По его центру, напротив престола, расположены Царские Врата. Сквозь них входить в алтарь могут только священнослужители. Для взора прихожан Царские врата открываются исключительно по особым случаям. Решетчатые створки с резными узорами завешиваются символическим покровом, который хранит таинство Святыни и приподнимается всего лишь несколько раз в году. Только в особый день верующие могут устремить взгляд на происходящее в алтаре, глазами своими впитывая процесс пресуществления Святых даров. Над Царскими вратами по церковному канону принято помещать икону, запечатлевшую Тайную Вечерю.

По краям от Царских врат устроены Северные и Южные врата. В отличие от двустворчатых Царских, они состоят из одинарной створки, и убранством своим уступают центральному входу в алтарь. Через крайние ворота священники проходят в обычные дни и во время проведения уставных богослужений. Со стороны алтаря за южными и северными вратами находится диаконник и жертвенник. Вся лицевая часть церковного иконостаса, обращенная в центр храма, увенчана образами с ликами Святейших. Следуя древним церковным канонам, при изготовлении иконостаса строго соблюдается его многоярусное устройство. Каждый из пяти рядов имеет свое сакральное значение, которое отображено в размещенных на нем иконах.

Устройство ярусов церковного иконостаса

В самом верху иконостаса, в Праотеческом ряду, наипочтеннейшее место занимают иконы с ликами ветхозаветных патриархов. По центу размещена «Святая Троица». Ниже расположен Пророческий ряд, символизирующий ветхозаветную церковь. Центральная икона здесь – «Знамение». На ней изображена Небесная Царица с младенцем на коленях. Третий ряд сверху именуется Праздничным. Название его характеризуется Святынями, символизирующими главные православные праздники, от Рождества до Успения. Деисусный ряд во главе своей размещает икону «Спасителя», поддерживаемого с двух сторон ликами Богоматери и Иоанна Предтечи, а также, сонмом Святых. Символизирует Деисусный ряд Небесную Церковь Христову.

Самый последний, нижний ряд церковного иконостаса назван Местным. В нем центральные лики Спасителя, Девы Марии и храмовой иконы размещены подле Царских Врат иконостаса. Остальное же пространство отведено для образов местного характера, иначе говоря, наиболее почитаемых в той местности, где непосредственно возведен храм.

Одно то, что подле иконостаса проходят важнейшие христианские таинства, а сам он символизирует церковь от истоков ее до Страшного суда, говорит нам обо всей важности сего символа для православия. По своей энергетике, подкрепленной почитаемыми образами, церковный иконостас сопоставим с силой веры и чистотой помыслов, которые несут в себе священнослужители и прихожане храма. Он открывает истинную тесную связь между земным миром и Небесным Царствием. Принимая из рук Божьих посредников Святое причастие и склоняя чело свое в исповеди, верующий человек находится под незримой защитой ликов и символов, воздвигнутых на православный церковный иконостас.

Иконостас (греч.εκονοστάσιον) -алтарная перегородка с вратами, расположенная от северной до южной стены храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Наши работы

Иконостас в часовню при медицинском центре г. Владивосток

Иконостас в Смоленскую область

Иконостас г. Каменск-Шахтинский

Иконостас г. Кубинка Московская область Правый предел

Иконостас г. Кубинка Московская область Левый предел

Иконостас г. Москва


Как заказать иконостас?

Заказ иконостаса - сложное и ответственное дело, ведь нужно учесть не только пропорции, расположение икон, но и проработать все детали: резьбу, декоративные элементы, утвердить резьбу, правильно выбрать цвет иконостаса.

color: #555555; font-family: Helvetica, Arial, sans-serif; line-height: 15px;" mce_style="color: #555555; font-family: Helvetica, Arial, sans-serif; line-height: 15px;"> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Мы сможем вам нарисовать и эскиз и назвать примерную стоимость проекта.

4. Если порядок цены вас устроит рисуется 3д проект и просчитывается точная стоимость иконостаса. Стоимость на простые иконостасы от 150 000 р. Стоимость на резные иконостасы смотрите

5. Согласование резьбы на иконостасе.

6. Внесение предоплаты за иконостас.

50% для иконостасов с небольшим количеством резьбы или без нее.

70% для иконостасов с большим количеством резьбовых элементов.

7. Изготовление иконостаса от 45-90 дней в зависимости от его размером.

8. Монтаж иконостаса. Оплата оставшейся суммы.

Монтаж осуществляется во всех регионах европейской части России. Срок монтаже -2-7 дней в зависимости от его размера и сложности монтажа.

Пример резного иконостаса - 3 д модель. Примеры проектов и стоимость иконостасов .





Стоимость на иконостасы в России

Стоимость иконостаса зависит от ряда параметров и просчет цены можно осуществить только по точному эскизу.

Параметры влияющие на стоимость иконостаса:

Длинна

Высота

Рядность: однорядный иконостас, двухрядный иконостас, 3, 4, 5 рядные иконостасы.

Наличие резьбовых элементов .

Материал изготовления иконостаса: МДФ-шпон, МДФ-эмаль, Сосна, Ясень.

Наличие сусального золота .

История иконостаса на Руси

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские обычаи. В Третьяковской галерее хранится горизонтальная икона трехфигурного деисуса с оглавными изображениями из неизвестного храма Владимиро-Суздальского княжества рубежа XII-XIII вв. Она очевидно предназначалась для установки на архитрав. Существует гипотеза, что аналогичная ей икона со Спасом Эммануилом и двумя архангелами предназначалась для архитрава в северной части алтаря, где располагается вход в жертвенник. Это подкрепляется содержанием данной иконы, где Христос показан как уготованная для спасения людей Жертва.

"Ангел Златые власы"

Сохранились некоторые отдельные иконы, входившие в деисусный чин, например «Ангел Златые власы» (архангел Гавриил) в Русском музее. Это небольшая оглавная икона конца XII века. Таким образом, в каменных храмах обыкновенно делалась алтарная преграда с деисусом над архитравом и иконами Христа и Богоматери внизу. Только ставились они первоначально не в саму преграду, а у восточных столпов храма. Сохранилась такая икона из собора Софии в Новгороде - большая тронная икона Христа «Спас Златая риза» (сейчас в Успенском соборе Московского Кремля, живопись XI в. поновлена в XVII). В некоторых новгородских храмах XII века исследования выявили необычное устройство алтарных преград. Они были очень высокими, но точное их устройство и возможное количество икон не известны.

Увеличение высоты иконостасов

Благоприятная ситуация для роста алтарной преграды была в деревянных церквях, которых на Руси было большинство. В них не делалось настенной росписи, всегда очень важной в храмах византийских, поэтому могло увеличиваться количество икон.

Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас. Сохранились царские врата XIII-XIV вв., относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам (ГТГ). На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. От XIII века дошли храмовые иконы, то есть образы святых или праздников, в честь которых освящены были храмы. Они также могли уже ставится в нижнем ряду преграды. Например, к ним относятся псковские иконы «Успение» и «Илья пророк с житием».

Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля

К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В ГТГ хранится деисусный чин собора Высоцкого монастыря в Серпухове. Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века, ГТГ), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева.

Ранний пример праздничного чина дают три горизонтальные иконы с 12 праздниками из собора Софии в Великом Новгороде (XIV век). Первоначально этот чин стоял на древней алтарной преграде собора, а в XVI веке был включен в новый высокий иконостас, заняв третий ряд икон (сейчас иконы в Новгородском музее).

Первый пример ростового деисусного чина - иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Этот чин выделяется как составом - в нем 11 икон - так и их размерами (высота 210 см). В настоящее время точно установлено, что этот чин не мог первоначально предназначаться для Благовещенского собора, а был перенесен в него из другого храма (какого именно до сих пор не установлено, хотя существует много гипотез). Временем создания икон считается либо начало XV века, либо 1380-90 гг. Центральные иконы до сих пор часто приписываются руке Феофана Грека. Важнейшей иконографической особенностью этого чина является изображение на центральной иконе Спаса в силах, то есть Христа на престоле в окружении небесных сил. Позднее эта иконография станет для русских иконостасов самой распространеной, вытеснив более простое изображение Спаса на престоле (было более распространено в Новгороде).

Над деисусным чином в Благовещенском соборе находится праздничный, состоящий из 14 икон (еще две добавлены позднее). Происхождение праздничного чина также неясно, как и деисуса. Обыкновенно считается, что деисус и праздники происходят из одного иконостаса. Авторство икон неизвестно, но ясно, что праздники исполнены двумя разными иконописцами. Первую половину икон долгое время приписывали руке Андрея Рублева, но сейчас эта гипотеза вызывает сильные сомнения.

Иконостас безусловно является самым важным предметом церковного интерьера. Это лицо храма. Он создает определенный молитвенный настрой, торжественный, уносящий ввысь или, наоборот, теплый, интимный, что часто встречается в маленьких храмах или приделах. Иконостас обычно перекликается с архитектурной конструкцией храма и наравне с эстетической несет очень важную смысловую нагрузку, которая заключается в иконописной части. Поэтому работа над иконостасом -это работа и архитектора, и иконописца, и инженера- технолога в случае сложных конструктивных решений, и резчика-скульптура, и краснодеревщика или специалиста по камню,а также столяров и позолотчиков. Творческий коллектив "Собор" объединяет всех этих специалистов, т.к. изготовление иконостасов одно из самых главных направлений его деятельности. Если Вы хотите заказать иконостас, просто свяжитесь с нами.

  • Иконостас в сочетании с легкой праздничной росписью образует торжественный архитектурно-художественный ансамбль. Иконостас выполнен с помощью редчайшей техники использования горячей и холодной эмалей. Многодельный и сложный иконостас растворяется в интерьере храма, становясь прозрачным и легким, что создает ощущение неземного пространства – это ли не Чудо?

  • Сделан в классический стиле под существующую роспись и интерьер для сохранения целостности и гармонии внутреннего пространства.

  • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись:Светлана Ржаницына, Александр Голышев, Сергей Черный, Екатерина Луканина, Екатерина Мыць, Алексей Кошевой, Ирина Колбнева. Художественный надзор над резьбой: Андрей Власов.

    Уникальный в художественном и исполнительском отношении иконостас органично вписывается в храмовую архитектуру. Светлый фон, оттеняющий изысканную позолоченную резьбу, придает легкость и воздушность общему архитектурному решению иконостаса.

  • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись:Светлана Ржаницына,Вячеслав Симаков, Ирина Колбнева, Александр Голышев, Ольга Спиридонова, Алексей Литовкин. Художественный надзор над резьбой и басменными работами: Андрей Власов.

    Замечательный в архитектурном отношении храм св. Ильи пророка в с. Дыдылдино - интереснейший объект для мастеров церковного искусства. Главная залача создателей иконостаса - обеспечить цельность храмового пространства при богатстве и разнообразии художественных приемов и материалов. Иконостас органично вписался в храмовый интерьер и составляет единое целое с росписями храма, выполненными мастерской "ЛиК".

  • Готические формы, органично адаптированные для православной традиции - основная архитектурная идея иконостаса. Также активно используются пластические приемы русского модерна начала ХХ века. Иконостас не просто идеально вписывается в высокую архитектуру храма, но и немало обогащает ее.

  • Автор проекта: Олег Романенко. Иконопись: Алексей Кошевой, Екатерина Луканина, Екатерина Мыць, Ольга Спиридонова, Александр Голышев, Андрей Жаров, Александра Захваткина. Художественный надзор над резьбой и басменными работами: Андрей Власов.

    Архитектор Олег Романенко развил идею иконостаса, ранее воплощенную мастерской “Соборъ” в Преображенском храме г. Игрима в ХМАО. Здесь она обогатилась в центральном иконостасе рельефным планом, большей резьбой и архитектурными находками, подчеркивающими красоту икон, которые имеют не меньшую художественную значимость, чем в Игриме, поскольку здесь работала та же бригада иконописцев, только в более расширенном составе. Более лаконичные боковые иконостасы не менее интересны и выразительны.

  • Оригинальное архитектурное решение иконостаса и деликатный ненавязчивый декор в виде резьбы и басменного обрамления выгодно подчеркивают красоту икон, авторы которых, известные московские мастера, особенно проявили здесь творческий и одухотворенный подход в их создании. Праздничный ряд по цельности и лаконичности, а также мастерстве написания, является архитектурно- живописным фризом, объединяющем все живописное решение икон иконостаса. Ритмы силуэтов местных образов очень выразительны.

  • Иконостас выполнен из американского ореха с басменными вставками в стиле "модерн".

    Глубокая резьба с элементами райского сада и зверей - это авторское развитие мотивов резных иконостасов начала прошлого столетия. Житийные иконы св. Александра Невского и Димитрия Донского - также творческая и самостоятельная разработка иконописцев. То же самое можно сказать про остальную иконопись. Каждый образ иконостаса - результат долгой и внимательной работы художника, творческого подхода и интересных решений.

  • Иконопись: Светлана Ржаницына, Екатерина Мыць, Алексей Кошевой, Екатерина Луканина, Ольга Спиридонова, Алексей Литовкин.

    Проект басменного иконостаса был обогащен резными позолоченными вставками с деликатными цветными фонами. Иконы, написанные одними из лучших московких мастеров, решены на светлых фонах, подчеркивающих воздушность и легкость храмового пространства.

  • Иконостас значимого храма г. Москвы (Болгарское подворье) не является точной реконструкцией дореволюционного иконостаса. Он ориентирован на более древнюю архитектуру храма, построенного в лучших традициях храмового строительства 17 в. Материалы - дуб и басма с резными позолоченнми вставками, также использовались в уничтоженном старом иконостасе.

  • Иконостас нижнего храма, достаточно ярко освещенного, сознательно задуман с обилием золота, что делает его смысловой доминантой в простой и четкой храмовой архитектуре и подчеркивает теплоту сакрального помещения.

  • Иконопись под руководством А. Соколова.

    Восстановление иконостаса в Троицком храме Троице-Лыкова, уникального исторического памятника в стиле Нарышкинского барокко - одна из интереснейших и наиболее ответсвенных работ мастерской "Собор". И если в реконструкции резьбы восстановительная задача решена точно, что не ограничивало отнюдь творческие возможности резчиков,которые проявили с яркой силой свое мастерство, то в иконописи художники удивительным образом сохранили свое лицо при стилистичеком соответсвии, что несомненно при создании образа очень важно и богословски оправдано.

  • Этот иконостас создавался для сурового севера Ханты-Мансийского края, где природа редко дарит людям солнечный свет и тепло. Поэтому в нем так много цвета, узорочья резьбы и позолоты. Перед иконописцами стояла достаточно сложная задача - сделать так, чтобы образы не потерялись в обилии цвета и золота, чтобы столь сложный в архитектурном отношении и смелый иконостас не превратился в очередной "резьбостас". Справились ли они с этой задачей - ответ на этот вопрос неоднозначный. Но именно неоднозначность этого иконостаса делает его значительным явлением церковного искусства того времени, поставившим очередные задачи перед церковными художниками и стимулирующим поиски путей их решений.