Михаил соколов министр транспорта. Соколов, Максим Юрьевич (государственный деятель)

По данным источников “Ъ”, бывшему главе Минтранса Максиму Соколову, не вошедшему в новое правительство, подбирают посты в советах директоров госкомпаний. Собеседники “Ъ” прочат чиновника в советы «Транснефти» и «Аэрофлота», возможно, он получит оба поста. Эксперты отмечают, что назначение отставников в профильные компании практикуется давно, это крайне выгодно как для бывших чиновников, так и для самих компаний, которые могут использовать их админресурс.


Экс-министр транспорта Максим Соколов (в 2012–2018 годах), не вошедший в новый состав правительства, может получить места в советах директоров госкомпаний - «Аэрофлота» и «Транснефти», рассказали несколько источников “Ъ”. Один из них уточняет, что вопрос выдвижения господина Соколова в совет директоров «Аэрофлота» «в высокой степени готовности». Он утверждает, что теперь РФ будет претендовать на девять мест в совете, сейчас там восемь госпредставителей (у Росимущества в компании - 51,2%). Другой собеседник “Ъ” отмечает, что внесение кандидатуры экс-министра в совет директоров «Транснефти» еще согласовывается. Источник “Ъ” в отрасли не исключил, что господин Соколов может занять в совете монополии место Дарьи Василевской - помощницы бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича, ставшего сопредседателем фонда «Сколково».

Советник президента «Транснефти» Николая Токарева Игорь Демин переадресовал вопрос о назначении Максима Соколова в правительство: «Мы пока не получали распоряжение о кандидатах в совет директоров, поэтому не располагаем информацией». Представители Росимущества, «Аэрофлота», вице-премьера Дмитрия Козака (курирует промышленность) и сам Максим Соколов отказались от комментариев.

Слухи о возможном трудоустройстве господина Соколова возникали еще во время его карьеры в Минтрансе. Еще в 2017 году источники “Ъ” прочили министра в губернаторы одного из регионов, в частности, Санкт-Петербурга , но тогда обсуждение кадровых перемен ни к чему не привело. Осенью 2017 года заговорили уже не о новом назначении, а об отставке Максима Соколова: в сентябре министр получил от Владимира Путина дисциплинарное взыскание в связи с коллапсом авиакомпании «ВИМ-Авиа» (снято этой весной).

Назначение отставных чиновников в советы директоров практикуется достаточно часто. Это может использоваться и как своего рода «почетная пенсия», за которой не следует новое назначение, и как место, где менеджер ожидает подходящего поста. Так, совет «Транснефти» был расширен в 2017 году для Валерия Шанцева, ушедшего с поста главы Нижегородской области. За 2017 год члены совета получили 50,5 млн руб., то есть в среднем по 5,6 млн руб. (директора, не являющиеся менеджерами или чиновниками, получают относительно больше). В «Аэрофлоте» члены совета директоров получают базовое вознаграждение в 1,8 млн руб. в год, а также могут заработать гораздо больше по долгосрочной программе мотивации. Так, в июне 2016-июле 2017 года, по данным “Ъ”, ряд членов совета, например, получили более 10 млн руб.

Переход чиновника после отставки в бизнес, особенно в профильный,- это «золотое дно» как для него, так и для компании, замечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Административный ресурс действует еще какое-то время и позволяет лоббировать интересы компании, говорит он. С ролью экс-министра транспорта в нефтяном бизнесе все сложнее, это скорее просто почетная и денежная должность, замечает господин Жарский. Он отмечает, что такие назначения для уволенных министров - традиция, которой много лет, если министр не позволял себе критику власти, то его не бросают.

Дмитрий Козлов, Елизавета Кузнецова, Александра Джорджевич

Пятый министр транспорта России, ранее руководивший правительственным департаментом промышленности и инфраструктуры при российском правительстве, выходец из Северной Пальмиры. Максим Юрьевич Соколов, заступив на должность, назвал ключевой задачей ведомства создание комплексной системы безопасности россиян на транспорте. Удалось ли государственному деятелю достичь того, что декларировал, когда приступил к обязанностям министра, - мнения граждан расходятся.

Детство и юность

Родился будущий VIP-чиновник в сентябре 1968 года в городе на Неве в семье медиков. Максим радовал родителей «пятерками», а педагогов дисциплиной и старательностью. В школе с первых классов Соколов проявлял активность в общественной жизни. Ему доверили руководить пионерской дружиной, а в выпускном классе парень возглавил пионерский штаб города.

Награды и достижения

  • 2008 – Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • Медаль «В память 1000-летия Казани»
  • Медаль «200 лет Министерству обороны»
  • Нагрудный знак «Почётный работник транспорта России»
  • 2007 – Нагрудный знак «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»
  • 2012 – Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса
Максим Юрьевич Соколов – до мая 2018 года глава Федерального Минтранса, ранее – руководитель департамента Правительства, комитетов по экономическому развитию, промполитике и торговле, а также по инвестициям и стратегическим проектам администрации Северной столицы.

В одном из интервью он объявил, что ключевым принципом работы возглавляемого им ведомства будет создание комплексной системы обеспечения безопасности россиян на транспорте.

Детство и семья Максима Соколова

Будущий член Правительства появился на свет в семье врачей 29 сентября 1968 года в городе на Неве. В школьные годы подросток отличался активностью, возглавлял пионерскую организацию, а в старших классах - штаб пионеров Северной столицы.

Во время организационно-методических мероприятий он познакомился с нынешним председателем Совфеда Валентиной Матвиенко , возглавлявшей в тот период областной комитет ВЛКСМ. Позже в кабинете чиновника в Смольном висела их общая фотография, подчеркивая давнюю дружбу между политиками.


Родители надеялись, что сын продолжит их династию и станет врачом. Но он поступил в Ленинградский Государственный Университет. Вначале – стал студентом юрфака, а, отслужив в 1987-1989гг. в армии, параллельно штудировал вопросы политэкономии на экономическом факультете.

В университете он познакомился с будущими российскими лидерами. Как комсорг курса, он встречался на собраниях с Владимиром Путиным , в те годы помощником ректора, и, как и положено отличнику, старательно изучал профилирующий предмет - право, которое преподавал Дмитрий Медведев .

Начало карьеры Максима Соколова

По окончании учебы с отличием в 1991 году, Соколов два года был преподавателем экономики в родном ВУЗе. Кроме этого он, в партнерстве с другом, занимался коммерческой деятельностью, учредив в 1992-м и возглавив компанию «Росси-сервис», специализирующуюся на разработке систем безопасности, управлении материально-техническим снабжением, строительстве.


В 1999 году уже тремя партнерами – Сергеенко, Соколовым и Сопромадзе - было создано демонтажное предприятие «Корпорация С». Буква «С» в названии компании, как полагают, была связана с ее присутствием в фамилиях владельцев. Сооружение престижного жилья этой корпорацией в центральной части Северной столицы получило скандальную огласку из-за протестных выступлений общественности за сохранность исторического архитектурного облика Северной столицы.

«Корпорация С» выполняла и сторонние заказы, в частности «Группы ЛСР». Ее гендиректором был пасынок замгубернатора Юрия Молчанова Андрей, который в будущем стал доверенным лицом Владимира Путина на выборах 2000 года.

Таким образом, компания была закрыта после ухода Максима Юрьевича на государственную службу. Основной ее владелец Василий Сопромадзе, которому принадлежало 50 процентов предприятия, отдал проект строительства гостиницы рядом с Михайловским замком Николаю Сергеенко, а сам уехал в столицу Британии и приобрел права аренды знаменитого ресторана Criterion на площади Пикадилли.

Максим Соколов на госслужбе

В 2004 году успешный предприниматель перешел на госслужбу в администрацию Санкт-Петербурга по одним источникам, по инициативе Юрия Молчанова, по другим – Валентины Матвиенко. Он занял должность руководителя комитета по инвестициям и стратегическим правительственным проектам.


Инициативный чиновник смог привлечь к сотрудничеству целый ряд крупных инвесторов – Hyundai, GeneralMotors, Toyota. Но, одновременно, многие его начинания становились предметом возмущений – это сооружение стадиона ФК «Зенит», «Набережной Европы», торгового комплекса под Марсовым полем, предусматривающее перенос символизирующего вечную память огня и могил жертв революции. Были серьезные вопросы при реализации сооружения на Васильевском острове терминала (когда партнером стала принадлежащая кипрским оффшорам компания), платной магистрали «Западный скоростной диаметр».

Максим Соколов проинспектировал строительство ЗСД

В 2008 году Максим Юрьевич защитил кандидатскую диссертацию, в 2009-м – был внесен в президентскую программу подготовки управленческих кадров - кадровый резерв, а затем был назначен главой комитета по экономразвитию, промполитике и торговле С-Петербурга. В последствии он получил приглашение в федеральное правительство и трудился под началом Путина в качестве руководителя департамента промышленности и инфраструктуры.

В 2010 году чиновнику было присвоено звание государственного советника 1 класса. Он вошел в наблюдательные советы агентства «Росавтодор» и «Олимпстрой». С 2011 года он стал преподавать и является завкафедрой Высшей школы менеджмента родного города.


В 2012 году федеральный чиновник был назначен главой Минтранса РФ в правительстве Дмитрия Медведева.

В сравнении с самым богатым членом правительства Александром Хлопониным , доход которого в 2014 году согласно декларации составил 280 миллионов рублей (больше в 4 раза, чем годом ранее), годовой заработок министра транспорта достаточно скромен – 5,3 миллиона (в 2011 году он заработал почти 4 млн.).

В собственности чиновника находится квартира в Северной столице в престижном жилом комплексе на Итальянской улице, 12, площадью 336 квадратных метров. По неофициальным данным квартиры такой же площади имеются и у каждого из троих детей чиновника.

Министр Максим Соколов подтвердил, что А321 развалился в воздухе

В 2015 году Соколов назвал ориентировочную стоимость сооружения Керченского моста, длина которого достигнет 19 километров, в сто миллиардов рублей. Позже вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что на возведение транспортной переправы, которая соединит Крымский полуостров с основной частью России, будет выделено около 300 миллиардов в национальной валюте. Ориентировочная дата ввода моста – июнь 2019 года.

Личная жизнь Максима Соколова

Глава министерства женат. Вместе с супругой Татьяной они воспитывают троих сыновей. По неофициальной информации она и дети проживают за границей. В период с 2003-2005 гг. она работала в посольстве США в Москве.


В свободное время чиновник любит кататься на горных лыжах, он не равнодушен к конкуру и охоте. Максим Юрьевич признавался в интервью, что раньше неплохо готовил, особенно блюда из дичи – гуся, косули, зайца – которую считает вкусной и полезной.

Максим Соколов сейчас

Максим Соколов занимал должность главы Министерства транспорта до 7 мая 2018 года. После выборов президента и формирования нового состава правительства министром транспорта стал бывший заместитель Соколова Евгений Дитрих . Максим Юрьевич вернулся в Санкт-Петербург, где ему предложили место в совете директоров строительной компании ЛСР. В июле 2018 года СМИ сообщили о возможном переходе Соколова на должность главы «Аэрофлота» после истечения срока контракта Виталия Савельева в октябре.


Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

ОБРАЗОВАНИЕ И УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ

  • Кандидат экономических наук, Экономический факультет СПбГУ, 2009.
  • Диплом специалиста (с отличием), экономический факультет, специальность «Политическая экономия», Санкт-Петербургский государственный университет, 2002.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Монографии, учебники и учебные пособия

  • Маслова С.В., Соколов М.Ю. Государственно-частное партнерство: международный, региональный и национальный уровни правового регулирования и применения: хрестоматия. - М.: Магистраль, 2018. - 258 с.
  • Соколов М.Ю., Маслова С.В. Государственно-частное партнерство: теоретические основы и практика применения в России и зарубежных странах: учебник. - М.: Магистраль, 2017. - 268 с.
  • Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Государственно-частное партнерство» / сост. М.Ю. Соколов. - Санкт-Петербург, 2015. - 112 с.

Статьи в научных журналах

  • Соколов М.Ю. Развитие транспортных проектов Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Приоритетные транспортные проекты Санкт-Петербурга и Ленинградской области / Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. - СПб.: ИА «Техинформ», 2017. - С. 47-50.
  • Maslova, S.V., Sokolov, M.Yu. Risk Management in Public Private Partnership Projects in Health Care: Application of Current Approach and Its Improvement // Academy of Strategic Management Journal. - Vol. 16, Issue 4. - P. 1-17. (Russian Foundation for Basic Research, Project No. 17-03-50134)
  • Maslova, S.V., Sokolov, M.Yu. Public-Private Partnership to Achieve Sustainable Development Goals: Conceptual Analysis of the Creation of an International Legal Framework // Man in India. - 2017. - Vol. 97, Issue 9. - P. 171-191.
  • Механизм частной инициативы в концессионном законодательстве: перспективы развития в России // Мир транспорта. - М.: Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2015. - Том 13(2). - С. 64-73.
  • Применение механизмов государственно-частного партнерства в инфраструктурных отраслях российской экономики // Наука и техника транспорта. - М.: Российская открытая академия транспорта Московского государственного университета путей сообщения, 2015. - №3. - С. 20-23.
  • Распределение рисков спроса в автодорожных концессиях в России // Мир транспорта. - М.: Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2015. - Том 13(3). - С. 108-120.
  • Роль водного транспорта в развитии транспортного комплекса Дальнего Востока // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, экономике, практике - СПб, 2015. - №4(59). - С. 3-4.
  • К вопросу о применении государственно-частного партнерства в сфере транспорта // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2015. - №3. - С. 14-17.
  • Соколов М. Ю., Маслова С. В., Меньшикова А. В. Проблематика управления рисками в проектах лаборатории «Центр исследований государственно-частного партнерства» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент. - 2015. - 2015. - Вып.1. - С. 181-184.
  • Соколов М. Ю., Маслова С. В. Соглашения о ГЧП: понятие и содержание в теории и практике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Право. - 2014. - Вып.4. - С. 126-144.
  • Соколов М. Ю., Маслова С. В. Тенденции и перспективы развития российского законодательства о ГЧП // Журнал международного частного права. - 2014. - Вып.1(83). - С. 23-59.
  • Соколов М. Ю., Маслова С. В. Управление рисками в проектах государственно-частного партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент. - 2013. - Вып.4. - С. 100-124.
  • Соколов М. Ю., Маслова С. В. Уполномоченные органы и организации, осуществляющие права и обязанности концедента по концессионному соглашению // Экономическое возрождение России. -2012. - Вып.31. - С. 49-56.
  • Соколов М. Ю., Маслова С. В. Особенности подготовки и проведения конкурсов на право заключения соглашений государственно-частном партнерстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент. - 2011. - Вып. 4. - С. 103-127.
  • Соколов М. Ю., Маслова С. В. Регулирование отношений в сфере государственно-частного партнерства в региональном законодательстве и управленческие решения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент. - 2010. - Вып. 4. - С. 84-103.
  • Акционерное учредительство в Российской империи во второй половине XIX- начале ХХ веков // Проблемы современной экономики. 2008. № 1 (25). С. 374-376.
  • История акционерного учредительства в России от Петра I до Александра II // Научные труды Вольного экономического общества. Т. 89. 2008. № 1. С. 89-98.
  • Становление и развитие акционерного предпринимательства в России в пореформенный период // Материалы Международной научной конференции. Экономическое развитие: теория и практика. СПб., 2008. С.173-174.

УЧЕБНЫЕ КЕЙСЫ

  • Maslova, S. V. The Pre-Qualification for the Tender Procedure in Public-Private Partnership Project of Pulkovo Airport in St Petersburg (Case) / S. V. Maslova, M. Yu. Sokolov. — The Case Centre. — 2015. — 315-214-1. — P. 6.
  • Maslova, S. V. The Pre-Qualification for the Tender Procedure in Public-Private Partnership Project of Pulkovo Airport in St Petersburg (Teaching Note) / S. V. Maslova, M. Yu. Sokolov. — The Case Centre. — 2015. — 315-214-8. — P. 6.
  • Maslova, S. V. Risks Allocation in the Public Private Partnership: Highway Project (Case) / S. V. Maslova, M. Yu. Sokolov. — The Case Centre. — 2015. — 315-215-1. — P. 9.
  • Maslova, S. V. Risks Allocation in the Public Private Partnership: Highway Project (Teaching Note) / S. V. Maslova, M. Yu. Sokolov. — The Case Centre. — 2015. — 315-215-8. — P. 10.
  • Maslova, S. V. Selection of Public-Private Partnership Projects (Case) / S. V. Maslova, M. Yu. Sokolov. — The Case Centre. — 2015. — 315-216-1. — P. 11.
  • Maslova, S. V. Selection of Public-Private Partnership Projects (Teaching Note) / S. V. Maslova, M. Yu. Sokolov. — The Case Centre. — 2015. — 315-215-8. — P. 8.
  • Соколов М.Ю., Маслова С.В. Государственно-частное партнерство: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ. — Изд: «Высшая школа менеджмента СПбГУ». — 2014. —192 c.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ

  • Почетная грамота Президента Российской Федерации (2015 г.)
  • Орден Почета (2014 г.)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (2012 г.)
  • Нагрудный знак «Почетный работник транспорта России» (2012 г.)
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2008 г.)
  • Знак губернатора Санкт-Петербурга «За гуманизацию петербургской школы» (2007) и другие ведомственные награды.

ДРУГАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Председатель правления, Генеральный директор ПАО «Группа ЛСР», 2018-.
  • Министр транспорта Российской Федерации, 2012-2018.
  • Директор департамента промышленности и инфраструктуры аппарата правительства Российской Федерации, 2009-2012.
  • Член Правительства Санкт-Петербурга, Председатель Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле, 2009.
  • Председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга, 2004-2009.
  • Генеральный директор ООО «Корпорация С», 1999-2004;
  • Генеральный директор ЗАО «Росси», 1993-1999;
  • Коммерческий агент АОЗТ «Фрези Грант», 1992-1993;
  • Преподаватель экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 1991-1993.

Дмитрий Медведев внес на должность министра транспорта кандидатуру 44-летнего первого заместителя главы ведомства Евгения Дитриха. Его нынешний начальник Максим Соколов покинет пост руководителя Минтранса. Об этом 15 мая сообщают федеральные СМИ со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

Ранее сообщалось о том, что президент Владимир Путина с Соколова дисциплинарное взыскание, наложенное на него после краха «ВИМ-Авиа». Это дало наблюдателям повод думать, что глава Минтранса удержит свои позиции. Однако предположения не подтвердились. Вероятно, руководство страны сочло ситуацию с внезапным разорением авиакомпании, деятельность которой прежде не вызывала подозрений у регулятора, слишком серьезной. И требующей кадровых перестановок.

Турагенты обеспокоены возможной потерей фешенебельного направления

Министры иностранных дел КНР и Доминиканской Республики 1 мая подписали соглашение о развитии двусторонних дружественных отношений. Речь о сотрудничестве в области торговли, инвестиций, туризма и образования. По мнению некоторых участников российского туррынка, это означает, что в Доминикану теперь ринутся толпы китайцев, а это, в свою очередь, приведёт к тому, что туристам из России придется искать другие места для отдыха.

Добавим, что в новом составе правительства не останется и Аркадий Дворкович, который курировал транспортный блок на посту вице-премьера. Скорее всего, он займёт место помощника президента. Ожидается, что в Кабмине его сменит Максим Акимов, заместитель руководителя аппарата правительства. Все предложения по структуре федеральных органов власти премьер-министр представит главе государства во вторник, а их утверждение продлится до четверга, 17 мая.

В транспортной отрасли считают, что необходимость кардинальных перемен назрела давно. «Нынешняя структура совсем не действует. Важные документы годами проходят согласования, а уже принятые проекты зачастую возвращаются на доработку. Поэтому надо оживить всю чиновничью систему, сегодня она не способна решить все имеющиеся в транспорте проблемы. У нас Ространснадзор напрямую подчинен Министерству транспорта, работу которого в том числе он должен контролировать. О какой эффективности можно тогда говорить?!» – комментирует ситуацию Виктор Горбачёв, президент ассоциации гражданской авиации «Аэропорт».

Отметим, что пока остается неизвестной дальнейшая судьба главы Росавиации Александра Нерадько. Как пишут «Известия», сейчас обсуждается несколько разных сценариев, в том числе и его назначение гендиректором «Аэрофлота». Вместе с тем отмечается, что эти кадровые вопросы отложены до завершения ЧМ-2018, готовых решений еще нет.