Первая фотография в истории. История художественной фотографии. Затвор и выдержка

В каком году сделано первое селфи, что стало поводом для создания первой фейковой фотографии и с чего началась фотожурналистика.

За почти 200 лет своего существования фотография прошла долгий и любопытный путь. Например, официальным годом рождения ее считается 1839-й, однако первая фотография (сохранившаяся до наших дней), была снята ранее — в 1826-м или 1827-м году. Первый цифровой фотоаппарат был изобретен в 1975-м, а первая цифровая фотография сделана в 1957-м.

В нашей подборке — эти и еще 18 других “первых” кадров в удивительной истории фотодела.

1. Первая фотография

Первая фотография, сделанная камерой, датируется 1826 годом (реже — 1827-м). Изображение, снятое Жозефом Нисефором Ньепсом и известное как “Вид из окна в Ле Гра”, было создано с помощью камеры-обскуры на пластинке, покрытой тонким слоем битума. Битум на разных частях пластины застывал в зависимости от попавшего на него количества света, затем неэкспонированный битум смывался. Эту технологию Ньепс назвал гелиографией — “солнечным письмом”.

2. Первая фотография человека

Первый снимок, на котором запечатлен человек, сделал Луи Дагер в 1838 году. Дагер снимал вид из окна на оживленную улицу Парижа, Бульвар дю Тампль; выдержка составляла почти 10 минут, из-за чего прохожих на фотографии запечатлеть не удалось — они просто не находились на одном месте достаточно долго, чтобы остаться на картинке. Однако в левом нижнем углу виден стоящий человек, которому чистят ботинки. Позже анализ снимка позволил установить, что на нем запечатлены и другие люди — сможете найти их?

3. Первое селфи

Задолго до того, как селфи вошли в моду, американский фотограф Роберт Корнелиус сделал первый автопортрет. Дело было в 1839 году. Чтобы запечатлеть себя, Корнелиусу пришлось позировать больше минуты.

4. Первая фотография луны

Первая фотография спутника Земли была снята 26 марта 1840 года Джоном Дрейпером. Этот дагерротип был сделан из обсерватории в Нью-Йоркском университете. Судя по состоянию снимка, ему немало досталось за более чем полтора века с момента съемки.

5. Первая поддельная фотография

Первое фейковое фото сделал Ипполит Байар в 1840 году. Байар и Луи Дагер претендовали на титул “Отца фотографии”. По некоторым данным, Байар изобрел свой процесс получения фотоснимков до того, как Дагер создал дагеротипию. Однако объявление о его изобретение задержали, и слава первооткрывателя досталась Дагеру. В качестве протеста Байар сделал этот постановочный автопортрет, сопроводив его подписью о своем самоубийстве из-за того, что его работу не оценили.

6. Первое фото президента

Первым американским президентом, запечатленным на фото, стал Джон Куинси Адамс, шестой глава США. Однако этот дагерротип был сделан в 1843 году, а Адамс оставил свой пост в 1829-м. Первым президентом, сфотографированным во времена президентства, стал Джеймс Полк. Его фото было снято в 1849 году.

7. Первая фотография солнца

Первая фотография солнца была сделана французскими физиками Луи Физо и Леоном Фуко 2 апреля 1845 года, с помощью процесса дагеротипии (не говорите Байару!) и выдержкой 1/60 секунды. При внимательном осмотре можно заметить солнечные пятна.

8. Первая новостная фотография

Имя первого фотожурналиста в истории не сохранилось, зато его работа — да. На дагерротипе, сделанном в 1847-м, запечатлен арест мужчины во Франции.

9. Первая аэрофотосъемка

Первое фото с высоты птичьего полета было сделано в 1860 году. Разумеется, снимали его не с дрона, а с воздушного шара. Фотограф, Джеймс Уоллес Блэк, озаглавил свой снимок “Бостон, как его видят орел и дикий гусь”.

10. Первая цветная фотография

Первая цветная фотография была сделана физиком Джеймсом Клерком Максвеллом в 1861 году, на лекции в Королевском институте, в качестве доказательства его теории о съемке в цвете. Собственно затвором щелкнул другой человек — фотограф Томас Саттон, изобретатель первой зеркальной камеры, но авторство приписывают Максвеллу, поскольку это он разработал сам процесс получения цветного изображения.

11. Первая цветная пейзажная фотография

Первая пейзажная фотография в цвете была сделана в 1877 году. Фотограф, Луи Артюр Дюко дю Орон, был пионером цветной фотографии и создателем процесса цветной печати, которая использовалась для этого изображения. На нем запечатлен пейзаж юга Франции, о чем говорит название снимка — “Пейзаж юга Франции”.

12. Первая фотография молнии

Молнии — исключительно интересный предмет для съемки. Первым фотографом, который запечатлел это явление, стал Уильям Дженнингс. Снимок сделан в 1882 году.

13. Первая фотография торнадо

Это торнадо запечатлел в 1884 году фермер и фотограф-любитель А.А. Адамс из Канзаса. Фотография была сделана бокс-камерой, с расстояния в 22 километра от смерча.

14. Первое фото авиакатастрофы

Катастрофы — не самый приятный объект для съемки. Но изучение таких случаев может помочь найти и исправить ошибки, чтобы не допустить трагедий в будущем. На этом фото 1908 года запечатлена гибель авиатора Томаса Селфриджа. Его самолет был экспериментальной разработкой авиастроительной компании Aerial Experiment Association. Вместе с Селфриджем в самолете находился Орвилл Райт, но он пережил крушение.

15. Первая фотография из космоса

Первая фотография из космоса была заснята 24 октября 1946 года, с ракеты V-2 № 13. На черно-белом снимке запечатлена Земля с высоты более 100 километров. Изображение снято на 35-мм кинокамеру, которая делала фото каждые 1,5 секунды во время всего взлета ракеты.

16. Первый запуск ракеты с мыса Канаверал

Впервые запуск с мыса Канаверал был запечатлен на фото в июле 1950 — фотограф НАСА снял старт исследовательской двухступенчатой ракеты Bumper 2. На фото виден и ряд других фотографов, которые снимали это событие.

17. Первая цифровая фотография

Первая цифровая фотография была сделана в 1957 году, почти за 20 лет до того, как инженер Kodak изобрел первую цифровую камеру. Фотография — цифровой скан кадра, изначально сделанного на пленку. На снимке — сын Расселла Кирша, изобретателя цифрового сканера. Разрешение картинки — 176×176: квадратное фото, вполне годится для Instagram.

18. Первое фото обратной стороны Луны

Первое фото “темной” стороны Луны было получено с советской станции “Луна-3”, 7 октября 1959 года. На основании снимков, присланных межпланетной станцией, была составлена первая карта обратной стороны спутника, не видимой с Земли.

19. Первая фотография Земли с Луны

Землю с Луны впервые запечатлели 23 августа 1966 года. Фото сделал аппарат Lunar Orbiter, во время 16-го оборота вокруг спутника.

20. Первая фотография с Марса

Первую фотографию Марса сделал космический аппарат “Викинг-1”, вскоре после того, как он сел на поверхность красной планеты. Снимок датирован 20 июля 1976 года; изображения с “Викинга” позволили изучить поверхность Марса и ее структуру.

Это далеко не полный список самых “первых” фотографий в истории — “за кадром” остались и первое подводное фото, и первое свадебное, и первый портрет женщины, и первый фотомонтаж, и многое другое. Не на каждом из них запечатлен исторический момент, но все они уже сами по себе — исторические моменты.

С давних пор люди хотели запечатлеть прекрасные мгновения своей жизни, явлений природы, выразить чувство прекрасного через материальную форму. Так поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, а художники воплощают прекрасное на холсте. С изобретением фотоаппарата и развитием фотографии это стало более реально. История развития фотографии насчитывает множество попыток, ещё до создания первой фотографии, воспроизвести процесс фотографирования, когда математики исследуя оптику преломления света выясняли, что изображение переворачивается, если пропустить его в темную комнату через маленькое отверстие.

В 1604 г. немецкий астроном Иоганн Кеплер открыл математические законы отражения света в зеркалах. Эти законы позже положили начало теории линз, следуя которой итальянский физик Галилео Галилей изобрел первый телескоп для наблюдения за небесными телами. Принцип преломления лучей был установлен, но сохранять полученные изображения на отпечатках ещё могли.

В 1820-е гг.. Жозеф Нисефор Ньепс изобрел способ сохранения полученного изображения в камере-обскуре. В ней падающий свет обрабатывался асфальтовым лаком (аналог битума) на поверхности из стекла. При помощи асфальтового лака изображение приобретало форму и становилось видимым. Таким образом впервые в истории развития фотографии и всего человечества картину создавал не художник, а падающие лучи света в преломлении.

В 1835 г. английский физик Уильям Тальбот изобрел отпечаток фотографии - негатив и при помощи камеры-обскура Ньепса смог с его помощью улучшить качества фотоизображений. После появления этого новшества снимки стало возможным копировать. Тальбот сделал свою первую фотографию, на котором было изображено его собственное окно с четко просматриваемой оконной решеткой. Позже он написал доклад, в котором называл художественное фото миром прекрасного, так Тальбот заложил в историю фотографии один из будущих принципов печати фотографий.

В 1861 г. фотограф из Англии Т. Сэттон изобрел первый в истории фотоаппарат с единым зеркальным объективом. Принцип работы этого фотоаппарата заключался в следующем, на штатив закреплялся крупный ящик с непрониаемой для света крышкой сверху, но через которую была возможность вести наблюдение. Объектив ловил фокус на стекле, где с помощью зеркал формировалось изображение.

В 1889 г. в истории развития фотографии появляется имя Джорджа Истмана Кодак, который запатентовал первую в мире фотопленку в виде рулона, а позже и фотокамеру "Кодак", подходящую специально для этой фотопленки. В будущем, название "Kodak" стало брэндом крупной компании. Самое интересное, что название не имеет сильной смысловой нагрузки, все напросто Истман решил придумать слово, которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву.

В 1904 г. братья Люмьер выпустили пластины для цветного фото под торговой маркой "Lumiere". Эти пластины позже стали основоположниками будущего цветной фотографии.

В 1923 г. был изобретен первый фотоаппарат в котором используется 35 мм пленка, взятая из кинематографа. Это дало возможность получать небольшие негативы и печатать крупные изображения лишь интересующих снимков. Спустя 2 года фотоаппараты фирмы "Leica" вышли в массовое производство.

В 1935 г. фотоаппараты Leica 2 стали комплектоваться отдельным видеоискателем, мощной фокусировочной системой, совмещающие две картинки в одну. Впоследствии в новых фотоаппаратах Leica 3 появляется возможность использования регулировки длительности выдержки. Очень долгие годы фотоаппараты Leica были сильными и неотъемлимыми инструментами в искусствае фотографии в мире.

В 1935 г. компания "Kodak" выпустила цветные фотопленки "Кодакхром" в массовое производство. Но еще длительное время при печати их необходимо было отдавать на доработку после проявки где уже накладывались цветные компоненты во время проявки.

В 1942 г. компания "Kodak" начала выпуск цветных фотопленок "Kodakcolor", которые стали одними из популярных фотопленок для профессиональных и любительских камер последующие полвека.

В 1963 г. переворот в печать фотографий внесли фотокамеры "Polaroid", которые давали возможность печатать фотографию мгновенно после полученного снимка одним нажатием. Всего лишь нужно было подождать несколько минут, чтобы на пустом отпечатке появились контуры изображений, а затем проступала целиком цветная фотография хорошего качества. Еще последующие 30 лет универсальные фотоаппараты Polaroid станут занимать ведущие места в истории фото, чтобы уступить эпохе цифровой фотографии.

В 1970-х гг. фотоаппараты стали комплектовать встроенным экспонометром, автофокусировкой, автоматическими режимами съемки, в любительских 35 мм камерах присутствовала встроенная фотовспышка. Позднее к 80-м годам фотоаппараты начали снабжаться ж/к панелями, которые показывали пользователю программные установки и режими фотокамеры. Эра цифровой техники только начиналась.

В 1974 г. с помощью электронного астрономического телескопа была получена первая цифровая фотография звездного неба.

В 1980 г. компания "Sony" выпустила на рынок цифровую видеокамеру Mavica. Снятое видео сохранялось на гибком перезаписывающемся флоппи-диске, который можно было много раз стирать для новой записи.

В 1988 г. компания "Fujifilm" официально выпустила в продажу первый цифровой фотоаппарат Fuji DS1P, где фотографии сохранялись на электронном носителе в цифровом виде. Фотокамера обладала 16Mb внутренней памяти.

В 1991 г. компания "Kodak" выпускает цифровую зеркальную фотокамеру Kodak DCS10, имеющую 1,3 mp разрешения и набор готовых функций для профессиональной съемки цифрой.

В 1994 г. компания "Canon" снабжает некоторые модели своих фотокамер системой оптической стабилизации изображений.

В 1995 г. компания "Kodak", следом за Canon прекращает выпуск популярных последние полвека пленочных своих фирменных фотокамер.

2000-х гг. Стремительно развивающиеся на базе цифровых технологий корпорации Sony, Samsung поглощают большую часть рынка цифровых фотоаппаратов. Новые любительские цифровые фотоаппараты быстро преодолели технологическую границу в 3Мп и по размеру матрицы легко соперничают с профессиональной фототехникой имея размер от 7 до 12 Мп. Несмотря на быстрое развитие технологий в цифровой технике, таких как: распознавание лица в кадре, исправление оттенков кожи, устранение эффекта "красных" глаз, 28-кратное "зумирование", автоматические сцены съемки и даже срабатывание камеры на момент улыбки в кадре, средняя цена на рынке цифровых фотокамер продолжает падать, тем более что в любительском сегменте фотоаппаратам начали противостоять мобильные телефоны, снабженные встроенными камерами с цифровым зумом. Спрос на пленочные фотоаппараты стремительно упал и теперь наблюдается другая тенденция повышения цены аналоговой фотографии, которая переходит в разряд раритета.

Как обычно, полагают, что фотографию изобрел один человек. Конечно, это не так. Фотография была изобретена не одним человеком, а целой плеядой увлеченных людей. История возникновения фотографии идет с незапамятных времен, с камеры-обскура...

А дело было так: невероятное бурление фотографической жизни началось в 1839 году, когда Дагер опубликовал свое важное сообщение об изобретении фотографии. В том же 1839 году Ипполит Байар продемонстрировал в Париже позитивные отпечатки, а Джон Гершель прочитал в Королевском обществе (Академия наук в Англии) свой доклад об изобретенном им способе фиксирования фотографий с помощью гипосульфита соды, того самого гипосульфита, которым и сейчас пользуются в каждой фотолаборатории. А до этого больше чем 100 лет фотография пробивала себе путь к свету...

Но задолго до этих событий первым человеком, кто доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль темной, был Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно (как всегда случайно!) смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворенного серебра. Он обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась темной, в то время как смесь, защищенная от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провел несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребренном меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые с помощью камеры-обскуры спустя немногим более столетия привели к открытию фотографии. И за это ему надо сказать большое спасибо.

И все-таки где было начало фотографии? Где точка отсчета? Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива.... Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый десятого века Алхазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевернутого изображения. Он видел это перевернутое изображение на белых стенах затемненных комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки.

Большая камера-обскура, сооруженная в Киме Атанасиусом Кирчером в 1646 году, показана без верхней и боковой стенок. Это было небольшое передвижное помещение, которое легко переносилось художником на место, где он хотел рисовать. Художник забирался в это помещение через люк. На гравюре он очерчивает, с обратной стороны, изображение на прозрачной бумаге, которая висит напротив одной из линз.

Алхазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом. Перевернутое изображение камеры-обскуры объясняется просто: свет прямыми линиями проходит через небольшое отверстие, сделанное в центре. Линии света, отраженные от основания освещенного солнцем пейзажа, проникают в отверстие и проецируются по прямой линии к верху стены затемненной комнаты. Подобным же образом линии света, отраженные от верхней части пейзажа, идут к основанию стены, и все линии соответственно проходят через центр, образуя перевернутое изображение. В первые годы пятнадцатого столетия художники стали стремиться к тому, чтобы воспроизвести на своих полотнах свет.

Живой интерес к оптике в шестнадцатом столетии заложил основы научных открытий следующего века. В 1604 году Кеплер определил физические и математические законы отражения зеркал. В 1609 году Галилей изобрел сложный телескоп. В 1611 году Иоганн Кеплер разработал теорию линз, которые стали надежными научными инструментами. Интерес к оптическим явлениям охватил всю Европу, словно лихорадка. Художники, так же как и ученые, оказались под сильным влиянием этих научных изысканий. Если художники продемонстрировали ученым, как нужно видеть мир, то теперь ученые платили им за эту услугу. Изобразительное искусство шестнадцатого столетия, особенно в Венеции и Северной Италии, отразило огромный интерес к оптическим явлениям и в семнадцатом столетии он стал почти всеобщим.


Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. Около 1660 года. Дерево. Масло.

Архитекторы, художники сцены, скульпторы стали жертвами любви к иллюзии. Как обычно, они пали первыми! Фантазия видения художников была безгранична. Некоторые голландцы — Карел Фабрициус, Ян Вермеер, Сэмуэль ван Хугстратен — и испанец Веласкес шли даже дальше воспринимаемых возможностей невооруженного глаза и рисовали явления, которые можно было видеть лишь с помощью зеркала или линз. Картина Вермеера «Девушка в красной шляпе», например, представляется нам так, будто сделана фотокамерой, которая дает «беспорядочные круги» вокруг ярко освещенных мест, когда не каждый луч в потоке света четко сфокусирован. Для художников семнадцатого, восемнадцатого и начала девятнадцатого веков камера-обскура стала приносить большую практическую пользу и размер камеры все время уменьшался.

Стало возможным пользоваться камерой-обскурой на природе, и для этой цели в семнадцатом веке были модифицированы закрытые кресла и тенты. В 1620 году Кеплер, великий астроном и физик-оптик, ставил темную палатку в поле, устанавливал линзу в прорезь палатки и наблюдал за изображением, которое появилось на белой бумаге, прикрепленной к противоположной стенке палатки, напротив линзы.
Размеры камеры-обскуры вскоре стали два фута в длину и меньше фута в высоту (1 фут = 30,8см.), линза устанавливалась с одной стороны, а у основания другой — зеркало. Рефлексный тип камеры-обскуры создал Иоханн Цан в 1685 году. Его ящик имел то преимущество, что зеркало помещалось внутри под углом 45 градусов к линзе и изображение отражалось в верхней части ящика. Здесь он помещал матовое стекло, покрытое калькой, и легко мог обводить изображение. Цан изобрел также еще меньшую по размерам рефлексную камеру-обскуру с вмонтированной линзой. Она очень напоминала камеры, которыми пользовался Ньепс сто пятьдесят лет спустя. Возросшее число людей со средним достатком в восемнадцатом веке вызвало спрос на портреты за умеренную цену. Раньше портреты были лишь привилегией богатых. Первым ответом на этот спрос было создание «силуэта», способа, при котором просто обводили контуры или тени, проецируемые на бумагу, а затем эту бумагу вырезали и наклеивали. «Обводка лица», изобретенная Жиль-Луи Кретьеном в 1786 году, была в принципе тем же самым, что и «силуэт», но с небольшим преимуществом: обведенный контур гравировался на медной пластинке. С этой пластинки можно было сделать несколько отпечатков.


Вырезанные рукой силуэты Чарльза Вейджа, двух лет, и его матери. 1824 год.
В начал
е девятнадцатого века американский художник Рембрандт Пиль делал подобные силуэты, которые он называл "профилеграфиями".

И наконец-то случилось! Нисефор Ньепс из Франции был первым человеком, который успешно получил изображение с помощью солнца. В 1827 году он пытался представить свой доклад Королевскому обществу в Лондоне. Но так как Ньепс держал свой процесс в секрете, отказываясь описать его в докладе, Королевское общество не приняло его предложение (времена были сложные, и такие открытия держались в секрете, как сейчас держатся в секреты нано-технологии). К докладу, тем не менее, были приложены несколько фотографий, сделанных как на металле, так и на стекле. В 1853 году Роберт Хант, один из первых историков фотографии, сообщил, что некоторые из этих фотопластинок находились в коллекции Королевского (Британского) музея. Р. Хант пишет: «Они доказывают, что Н. Ньепс знает метод создания изображений, с помощью которого свет, полутона и тени передаются столь же естественно, как это наблюдается в природе; он преуспел также в создании своих гелиографии, которые не подвергаются дальнейшему воздействию солнечных лучей. Некоторые из этих образцов очень хорошо отгравированы». Нас не должно удивлять то, что эти фотопластинки напоминали гравюры, так как Ньепс в действительности изобрел фотогравюру, а те образцы, которые видел Р. Хант, были приняты именно за гелиогравюры, а не фотографии, сделанные с помощью камеры-обскуры.

Персональная, переносная камера-обскура начала 19 века.

Как видите путь фотографии к свету был тернист и сложен. В те далекие времена химия и физика были изучены очень плохо, химиков сжигали на кострах, обвиняя их в колдовстве. Это было серьезной причиной долгого развития не только фотографии, но и науки в целом.

Первый фотоснимок в истории был сделан в 1826 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом.

Ньепс использовал камеру-обскуру и… асфальт, который твердеет в местах, освещенных солнцем. Для создания фотографии он покрыл тонким слоем битума металлическую пластину и в течение 8 часов снимал вид из окна мастерской, в которой работал.

Изображение получилось, конечно, неважного качества, однако, это была первая фотография в истории человечества, на которой можно было различить очертания реальных объектов.


Сам метод получения изображения Ж.Н. Ньепс назвал гелиографией, что примерно можно перевести как «рисование солнцем».

Однако, наряду с Ньепсом изобретателями фотографии считаются Дагер и Тальбот. Почему так? Все дело в том, что Луи-Жак Манде Дагер, тоже француз, сотрудничал с Ж.Н. Ньепсом, работая над изобретением, однако Ньепсу так и не удалось довести свое детище до ума - он скончался в 1833 году. Дальнейшей разработкой занимался Дагер.

Он использовал более совершенную методику - в качестве светочувствительного элемента у него уже выступал не битум, а серебро. Продержав полчаса в камере-обскуре пластину, покрытую серебром, далее он переносил ее в темную комнату и держал над парами ртути, после чего закреплял изображение раствором поваренной соли. Первой фотографией Дагера - весьма хорошего качества - стала довольно сложная композиция из произведений живописи и скульптуры. Метод, который к 1837 году открыл Дагер, он назвал своим именем - дагеротипией, а в 1839 году сделал публичным, представив его Французской академии наук.


Примерно в те же годы англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот открыл метод получения негативного изображения.

Он получил его в 1835 году, используя бумагу, пропитанную хлористым серебром. Снимки выходили очень высокого для того времени качества, хотя сам процесс фотографирования поначалу занимал больше времени, чем у Дагера - до часа. Главное отличие изобретения Тальбота состояло в возможности копирования снимков - перенести позитивное изображение (фотографию) с негатива можно было, изготовив светочувствительную бумагу такого же типа, как и для негатива. А еще - в изобретении специальной небольшой камеры с дюймовым окошком, которую Тальбот использовал вместо камеры-обскуры - это позволило увеличить ее световую эффективность. Первым, что снял Тальбот, было решетчатое окно в комнате, принадлежавшей семье учёного. Свой метод он назвал «калотипией», что означало «красивый отпечаток», получив патент на него в 1841 году.


Цветную фотографию изобрел Джеймс Клерк Максвелл - выдающийся британский ученый XIX века.

Используя теорию трех основных цветов, в 1861 году он представил ученому сообществу первую цветную фотографию. Это была фотография тартановой ленты (лента из шотландки), снятой через три фильтра - зеленого, красного и синего цвета (использовались растворы солей различных металлов).


Свой вклад в развитие цветной фотографии внес и русский фотограф, изобретатель, путешественник Сергей Прокудин-Горский.

Ему удалось разработать новый сенсибилизатор, который делал равномерной светочувствительность фотопластины ко всему спектру, что позволило придать естественность цветам на фотографии. В начале века он, путешествуя по России, сделал огромное количество цветных фотографий. Ниже вашему вниманию представлены некоторые из них, чтобы получить представление о качестве снимков Сергея Прокудина-Горского.






Машинный зал Гиндукушской ГЭС на реке Мургаб. 1911

Фотографию по праву считают одним из величайших изобретений прошлого века.

В 1826-м году создает первую фотографию реального окружения - вид из своего окна. Для этого понадобилась 8-часовая экспозиция.

(28 Март 1819 - 8 Август 1869) был пионером в сфере фотографии в Британии, и одним из первых военных фотографов. Он сыграл большую роль в общем развитии фотографии.

История изобретения и развития фотографии

В переводе с греческого языка слово "фотография" означает светопись. Фотография - это совокупность способов получения изображений в результате действия света на специальные светочувствительные материалы и последующей химической обработки этих материалов.

Изобретение "мгновенной" фотографии, то есть технологии, позволяющей запечатлеть мгновение на негативе, имело огромный успех в конце XIX века. Мода на фотографирование росла. Создавались ассоциации, объединявшие многочисленных любителей. Это движение получило название пикториализма - от английского слова picture, означающего "картинка". Один из пикториалистов, американец Альфред Штиглиц (1864-1946) продемонстрировал, что фотография позволяет отобразить все нюансы состояния атмосферы и времени года и суток в момент снимка. Эти пейзажи иногда напоминают живопись импрессионистов.

Изобретение фотографии стало возможным благодаря работам ученых и изобретателей многих стран мира. Ими изучалось действие света на светочувствительные вещества, разрабатывались способы йолучения с их помощью прочных светописных изображений и совершенствовалась камера-обскура (прибор - предшественник фотоаппарата; в дословном переводе означает "темная комната").

Еще в 350 г. до нашей эры известный древнегреческий философ Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся на улице перед окном. При этом масштаб изображения тем крупнее, чем дальше от окна находится стена. Этот эффект был использован для различных опытов и рисования.

Одно из наиболее ранних описаний камеры-обскуры (стенопа) принадлежит известному итальянскому художнику и ученому Леонардо да Винчи. О камере-обскуре писали также в" своих трудах многие другие исследователи.

На рис. изображен чертеж камеры-обскуры голдандского физика и математика Гемма Фризиуса, с помощью которой он в 1544 г. наблюдал солнечное затмение.

Позже эффект камеры-обскуры был использован в ряде конструкций переносных приборов. Некоторые из них внешне напоминали современные павильонные фотокамеры.

В 1568 г. венецианец Д. Барбаро впервые дал подробное описание камеры-обскуры с плоско-выпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие для проникающих в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с ее помощью.

Большая заслуга в совершенствовании оптической системы камеры-обскуры принадлежит известному немецкому астроному И. Кеплеру. В 1611 г. им была создана оптическая система, со-стоящая из вогнутой и выпуклой линз, позволившая увеличить угол поля зрения камеры-обскуры.

Важное значение имели также наблюдения за химическим действием света на различные вещества.

Известный русский государственный деятель и исследователь А. П. Бестужев-Рюмин наблюдал в 1725 г. изменение цвета хлорного железа, которое под действием света переходило в хлористое.

Первые целенаправленные исследования по изменению свойств солей серебра при воздействии на них света принадлежат немецкому ученому И. Шульце. В 1727 г. он обнаружил, что при пропитывании мела раствдром серебра в азотной кислоте смесь приобретает свойство изменять цвет в тех местах, где на нее действует солнечный свет.

Следующий важный шаг в расширении знаний о свойствах солей серебра был сделан шведским химиком К. Шееле, который в 70-х годах XVIII в. провел исследования по влиянию на соли серебра различных цветов солнечного спектра. При этом им было отмечено, что наибольшей активностью обладают лучи сине-фиолетовой зоны.

Исследования чувствительности различных, соединений к свету проводились в XVIII-XIX вв. и другими учеными.

Изобретению фотографии предшествовали работы англичан Т. Веджвуда и Г. Деви. В конце XVIII в. Т. -Веджвудом был проведен ряд экспериментов по получению светописных рисунков на бумаге и коже, покрытых нитратом серебра.

Т. Веджвуд был одним из первых исследователей, попытавшихся, хотя и не совсем удачно, получить изображение с помощью камеры-обскуры. Работы Т. Веджвуда были продолжены Г. Деви. Для получения изображения в" камере-обскуре им было использовано хлористое серебро. Несмотря на то что Т. Веджвуду и Г. Деви не удалось найти способа закрепления изображений, их по праву считают предвестниками изобретения фотографии.

Первым прочное изображение получил француз Жозеф Нисефор Ньепс. Впервые о новом способе им было сообщено в 1822 г. В 1829 г. была начата совместная работа Нисефора Ньепса с французским художником и изобретателем Луи Жаком Манде Дагером.

Способ Н. Ньепса, названный им гелиографией (солнце-писью), заключался в следующем: раствор, асфальта в лавандовом масле наносили тонким слоем на металлическую пластинку, затем на нее накладывали полупрозрачный штриховой рисунок и на длительное время оставляли его на свету, который задубливал асфальт в освещенных участках. После этого пластинку переносили в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незадубившиеся участки асфальта, в результате чего получалось рельефное изображение. Используя его как клише, можно было делать типографские оттиски на бумаге. В 1826 г. Н. Ньепс применил камеру-обскуру для получения изображения на асфальтовом слое.

Изобретателем первого способа получения фотографических изображений: на фотослоях с галогенидамн серебра считается французский художник и изобретатель Жак Дагер. Пользуясь для рисования камерой-обскурой, он начал в 1824 г. искать средство для закрепления получаемого в нон изображения. В 1829- 1835 гг. Ж. Дагср проводил эту работу совместно с Н. Нъепсом. После смерти Н. Пьспса Ж. Дагер обнародовал новый оригинальный способ получения фотографических изображений и назвал его дагеротип.

Сообщение о новом изобретении было сделано 7 января 1839 г. известным физиком и астрономом Араго на заседании Парижской академии наук. Сущность способа была изложена 19 августа 1839 г. в докладе Араго объединенному собранию" Парижской академии наук и Академии изящных искусств. IX Международный конгресс научной и прикладной фотографии, проходивший в 1935 г., постановил считать 7 января 1839 г. юбилейной датой - днем изобретения фотографии.

Принцип получения фотографических изображений способом дагеротишш состоял в том, что серебряную пластинку сначала тщательно очищали, а затем помещали в специальный ящик над сосудом с металлическим подом. Испаряясь, йод оседал на ее поверхности и, взаимодействуя с серебром, давал йодистое серебро - вещество, чувствительное к свету. После этого в темноте пластинку помещали в кассету камеры-обскуры н на нее экспонировали ярко освещенные предметы с выдержкой в несколько минут. Под действием света на пластинке получалось слабое изображение. Его усиливали, т. е. проявляли парами ртути, которые оседали на участках, подвергшихся действию света. Этот процесс проводили в специальном ящике, на дне которого помещали сосуд с ртутью. Для ускорения процесса испарения ртути сосуд подогревали.

Для того чтобы удалить с неэкспонированных участков остатки подпетого серебра и закрепить тем самым изображение, пользовались раствором поваренной соли. Несколько позже для этих целей стали применять тиосульфат натрия.

Изображение на дагеротипе состояло из участков, покрытых тонким слоем ртути п серебра. При определенном угле наклона на дагеротппе было четко видно позитивное изображение.

Таким образом, в результате дагеротипного процесса получали снимок в одном экземпляре, что являлось одним из существенных его недостатков. Кроме того, следует указать на высокую стоимость снимков. Несмотря на эти недостатки, дагероти-пия очень быстро привлекла к себе внимание.

В 1840 г. английский исследователь Д. Ф. Годар сумел значительно повысить светочувствительность дагеротипных пластин, обрабатывая их смесью йода с бромом, что позволило уменьшить выдержки при экспонировании. Уменьшению выдержек способствовало также совершенствование съемочной оптики. Так, уже в 1840 г., т. е. через год после официального обнародоващш первого способа фотографии, профессором Венского университета И. Пецвалем был разработан метод расчета фотографических объективов. В этом же году им был рассчитан первый портретный объектив, построенный затем известным немецким оптиком П. Ф. Фохтлендером.

Большой вклад в развитие фотографии внес английский ученый Уильям Генри Фоке Талбот. Он получил сравнительно высокочувствительную бумагу, которую изготовил путем нанесения слоя раствора хлористой соли и последующего очувствления раствором азотнокислого серебра. Бумагу в сухом виде экспонировали в камере-обскуре. Получаемое изображение закрепляли в растворе поваренной соли. Этот способ, названный фото-генным рисованием, был изложен Талботом в его первом официальном сообщении Королевскому. обществу 31 января 1839 г.

Для печати с полученных при съемке бумажных негативов Талбот также использовал очувствленную бумагу, которую экспонировал под бумажным негативом на сильном свету. По достижении достаточной плотности изображения его закрепляли.

К этому периоду относится и появление терминов "фотография", "негатив", "позитив", предложенных английским ученым Д. Гершелем. Он также предложил использовать раствор тиосульфата натрия для закрепления фотографических изображений. Продолжая свои работы в области фотографии, Талбот в 1840 г. изобрел калот.ипнын процесс, суть которого сводилась к следующему. На лист бумаги наносили раствор азотнокислого серебра и после непродолжительной сушки погружали в раствор йодистого калия и высушивали. Далее бумагу покрывали раствором азотнокислого серебра, галловой и уксусной кислот и снова сушили. Этим же раствором бумагу проявляли после съемки. При этом на бумаге получали негативное изобра-oжение. Если негатив по плотностям был слабым, то его усиливали нагреванием. Для закрепления изображения Талбот сначала пользовался раствором бромистого калия, а позже раствором тиосульфата натрия. С получаемого таким способом негатива производилась контактная печать позитивных копий па бумаге, очувствленной и проявляемой таким же способом.

Следует отметить, что вплоть до 1851 г. дагеротипия оставалась наиболее конкурентоспособным способом фотографии. К этому времени английским исследователем Фридериком Скот Арчером был разработан новый способ фотографии - мокрый коллодионныйпроцесс.

Принцип мокрого коллодионного процесса состоит в следующем. Нитроклетчатку (продукт обработки отходов хлопка серной и азотной кислотами) растворяют в сме,си спирта и эфира. В полученную массу - коллодион - вводят соли йода и брома, и раствор поливают.на стеклянную пластинку. После того как слой слегка застынет, пластинку в сыром виде погружают в сосуд с растворим азотнокислого серебра, т. е. коллодионный слой очувствляют. Все операции проделывают при неактиничном освещении. В результате химической реакции в коллодионном слое образуются галогениды серебра - вещества, чувствительные к свету. После этого пластинку в сыром виде помещают в фотоаппарат и фотографируют объект. Проявляют ее в растворе пирогалловой кислоты, или пирогаллола, и закрепляют в растворе тиосульфата натрия.

Пластинки нельзя было сушить, так как коллодион принтом растрескивался и отслаивался от стекла. Это явилось существенным недостатком мокрого коллодионного процесса, и применяли его в основном в стационарных фотоателье. Были и энтузиасты - фотографы-пейзажисты, бравшие с собой при выезде на съемки походные лаборатории в виде палаток, которые транспортировали а собранном виде на тележках.

Одновременно с совершенствованием мокрого коллодионного процесса велись работы теоретического характера. В 1855- 1861 гг. английский физик Д. К. Максвелл разрабатывает теорию трехцветной фотографии.

В связи с недостатками мокрого коллодионного процесса многими исследователями делались попытки заменить коллодий другими веществами. Так, в 90-х годах 19 века проводились опыты по применению желатины в качестве связующей среды эмульсионного слоя. В этот период в одной из работ был описан щелочной проявитель, содержащий в своем составе органическое проявляющее вещество.

Основываясь на работах предшественников, англичанин Ричард Медокс, врач по специальности, предложил в 1871 г. первый практически пригодный способ изготовления бромосеребряной желатиновой эмульсии. Благодаря этому способу появилась возможность не только сохранять фотопластинки в сухом виде, но и значительно повысить их светочувствительность. Следует отметить, что основной метод современной фотографии также основан на применении галогенидосеребряных желатиновых фотослоев. Со времени изобретения этот способ претерпел значительные усовершенствования. Была повышена общая светочустветельность фотослоя, а также расширена зона его спектральной чувствительности вплоть до инфракрасных лучей. Принцип очувствления фотографических пластинок к длинноволновой области спектра был разработан в 1873 г. немецким ученым Г. В. Фогелем. Для этих целей,- т. е. для ортохроматизации фотопластинок, им был использован кораллин.

В конце 80-х годов XIX в. американской фирмой "Кодак" было освоено производство негативных фотопленок на гибкой подложке из целлулоида.

Таким образом, весь период развития фотографии можно условно разделить на три этапа: дагеротипия, мокрый коллодионный процесс и процесс с использованием галогенидосеребряных желатиновых эмульсий.