Урок – путешествие по МХК «Достойная культура всех народов». Конспект урока на тему "архитектура древней руси" «Достойная культура всех народов»

Конспект урока

Выполнение зарисовок храма, совмещая с пейзажем

Задачи урока

обучающие :

учить изображать:

Взгляд на форму

Восприятие геометрических тел, которые составляют основу всего разнообразия фигур,

Выполнять графитом и красками установленную цель

развивающие :

развивать:

Чувство прекрасного

Память и воображение

воспитывающие :

воспитывать:

Заинтересованность к изобразительном искусству, к пониманию зодчества

Внимание к живописи, духовности.

Оборудование

бумага, карандаши, ластик, краски, интерактивная доска, компьютер и рисунки.

Ход урока и закрепление материала

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Нижняя Онега ( деревня Воемозеро )

Сейчас уже никто не сможет дать определенного объяснения, откуда прижилось зодчество: шатровые церкви, сходные с космическими ракетами; избы и дворы величиной с полпятиэтажки; серебристость осиновой «чешуи» - лемех на кровлях и главках. Что-то, конечно, развил строгий северный климат-хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до конюшни, выстраивали под одну крышу для защиты от снега и мороза. Что-то, скорее всего, почерпнули в давние эпохи у соседей: кельтские храмы издали сходствуют с варяжскими ставкирками, а фантазирование шатра стараются оспаривать восточные народы. Каких бы мыслей мы бы не высказывали, всем этим типам строений не менее тысячи лет, и к примеру, основная София Новгородская, построенная в тот же год когда произошло главное событие в христианстве -Крещения Руси, была шатровым святилищем. Поднятые той светом, где природная история, эти строения столь же естественны, как окрестные, холмы, рощи и реки.

Семь красочных образцов:

- Погост и музей Кижи в Карелии – самая безупречная (Преображенская) и самая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные храмы в России.

- Малые Карелы в близи Архангельска – самый значительный русский музей деревянного зодчества.

- Часовни Кенозерского национального парка – самый благоприятный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.

- Варзуга и другие селения Терского берега в Мурманской области – самые северные давние русские села.

- Кимжа и другие селения у реки Мезени – самая неделимая и истинная деревянная Русь.

- Сретенско-Михайловская церковь на месте сгинувшего селения Красная Ляга – самое заворожённое место.

Невский лесопарк под Петербургом – восстановленный храм Вытегорского погоста, самая крупная и сложная из уцелевших до XX века, но сгоревшая в 1960-е годы

(этюд Татьяны Лещенко)

Кенозеро, деревня Вершинино, Никольская часовня, точный возраст не доступен в источниках, но не секрет что она была за долго до 1846 года. Еще в самом начале XX отсутствовала колокольня,была пристроена позднее завершив весь образ. В 80-е годы XX века часовня пришла в упадок После создания Кенозерского Национального парка в 1991 году часовню реставрировали российские и норвежские реставраторы. Восстанавливали два года.

Часовня стоит на венце холма, откуда и пошло само название деревни.

(этюд Татьяны Лещенко)

Почозерский храмовый ансамбль XVIII - XIX , деревня Филипповская, Плесецкого района, Архангельской области. Уникальный храмовый комплекс, состоящий из двух церквей, Обретения Главы Иоанна Предтечии Происхождения Честных Дев Христовых, и колокольни. В 2001 году храмовй комплекс начали реставрировать. Эскиз проекта рестоврации был разработан архитектором Л.Ткаченко. Работа велась в течение восьми лет.

(этюд Татьяны Лещенко)

Каргопольский р - он , село Красная Ляга . Самая старинная церковь Каргопольского района Сретенско - Михайловская (1665) Имеет форму шатра . В 1894-1895 гг церковь была покрыта внешней обшивкой с эклектичным декором вологодскими мастерами . Церковь находится в плачевном состоянии на сегодняшний день , внутреннее убранство почти не сохранилось .

«Как мера и красота скажут» , которая выступает как генетическай код севернорусской культуры.

Это метафора берет свое начало в строительной терминологии русского деревянного зодчества. На Севере во множестве случаев церкви строились по инициативе крестьян,они зачастую были не только религиозными, но и общественными центрами. Крестьянский волостной мир для строительства церквей приглашал профессиональных мастеров – плотников. Строили храмы из дерева, а «деревянное дело» было у северян «за обычай». В порядных – своеобразных письменных заданиях – договорах на строительство, выполняющих роль юридического документа, подробно оговаривалось, какой должна быть быть церковь.

Это были своего рода словестные чертежи, где в качестве образцов приводились аналогичные постройки и формы. Получив представления о будущем строении, мастера должны были полагаться на свой опыт, чутье и вкус. Недаром в старинных договорах, которые заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами-заказчиками), обычно встречаются такие выражения: «делать по угожеству»

«рубить» как «пригож», « … а строить высотою, как мера и красота скажут».

При этом мы не должны забывать, что язык – один из важнейших кодов культуры. Язык – ее первоначальная, древняя основа, которая всегда стоит за любым культурным знаком, ибо все выраженное культурными текстами может быть выражено средствами языка.

Народная культура с ее календарем, предсказаниями, знамениями, приметами создает свою версию метафорической символики. Метафора как код культуры служит при выявлении эвристических научных гипотез, а в науке метафора – необходимое средство научного творчества. Практически всякое новое научное понятие появляется как некая метафора, становясь точным понятием лишь с течением времени.

Формируя культурное пространство, человек осуществлял свое понимание законов природы, видение мира через такие феномены, как храм и жилище. В культурном пространстве Русского Севера сформировался высокий статус крестьянского дома и храма.

«В храме сознательно воплощается образ Вселенной». Храм как наиболее обобщенный, семантически насыщенный образ мироздания занимал центральное место в сакральном пространстве северного крестьянского «мира» Нельзя забывать о том, что для человека организованное им жилое пространство – своеобразная модель окружающего мира. Храмы как символы мироздания господствуют в этом пространстве, жилище человека составляет второй план, хозяйственные постройки – третий.

Задание: выполнить изображение шатрового деревянного храма

Структура урока

    Организационный момент (1-2 мин.)

    Постановка целей, задач урока (2 мин)

    Объяснение урока нового материала (15-25 мин.)

    Закрепление нового материала (10-15 мин.)

    Подведение итогов урока (3-4 мин.)

    Окончание (1 мин.)

Содержание урока

Организационный момент

Здравствуйте! Пожалуйста, присаживайтесь

Постановка целей, задач урока

Сегодня мы начнем изучать Русскую архитектуру , а именно деревянное зодчество « Русского Севера », затроним так же храмы города Курска .

Объяснение нового материала

Понятие « русское деревянное зодчество» а так же «культура Русского Севера» , понятия обретшие вид своеобразной формулы. Оно вызывает ряд устойчивых ассоциаций – просторы, полноводные реки, леса, болота, своеобразная народная деревянная архитектура, отражающая приемы приспособления человека к суровому климату.

Методы и методические приемы

Словесные: беседа;

Наглядные: репродукции;

Практические: демонстрирование некоторых приемов в живописи и рисунке тематической композиции.

Оборудование занятия

Для учителя :

Для ученика :

Компьютер , книги , репродукции , плакаты .

Альбом , карандаши , краски , кисти , ластик , тетрадь для записей , ручка .

Схема оформления доски

    Тема урока

    Педагогический рисунок

    Пример композиции

Тема урока

« Русское деревянное зодчество »

Вид занятия

Рисование по памяти , по представлению

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

    Образовательные

Научить формировать нравственности, эстетике, думать о прекрасном, об искусстве, понятие роли изобразительного искусства в жизни общества. Научиться проводить анализ произведения искусства с точки зрения построения изображения и соблюдения главных законов в рисунке и живописи.

    Развивающие

Развитие художественно-творчских способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, развивать творческую фантазию.

    Воспитывающие

Воспитывать интерес к изобразительному искусству, к пониманию архитектуры, интерес к живописи, духовности

Тема урока: Русское деревянное зодчество

Тема рассчитана на два занятия в восьмом классе.
Цель урока: увидеть и понять духовное своеобразие русского деревянного зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Задачи:
    актуализировать знания о русском деревянном зодчестве; - познакомить с художественными и архитектурными особенностями русской рубленой церкви, на примере Кижских церквей; - продолжать формировать умения и навыки в работе с живописными материалами и бумажной пластике; - развивать пространственное мышление; - учиться видеть красоту в мудрой простоте русской рубленой церкви и выражать свои мысли и чувства при восприятии произведений русских зодчих и защите творческих работ; - способствовать воспитанию патриотизма, чувства прекрасного, чувства товарищества и взаимоподдержки.

Оборудование: Учителю:

    деревянная модель русской избы (конек, венец и т.д.); Слова-опоры – «топорная работа», «Русское деревянное зодчество», «истопка - истпка – истба- изба»; Схема шатрового храма; Компьютер и мультимедийная установка; Презентация с изображениями архитектурного ансамбля в Кижах, русских деревянных построек, старинной деревянной церкви в русской деревне; Литература о русском деревянном зодчестве; Запись русских народных песен.
Детям: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, бумажные коробки, баночки для воды, салфетки.
Ход урока: Учитель; - Доброе утро! Рада нашей встречи с вами. Тема нашего урока – «Топорная работа». (Название темы урока пока закрыто). Дети шушукаются Учитель -Что-то вас смущает? Дети: - Как понять – топорная работа? - Ведь топорная работа – это очень грубая, некрасивая работа. - Да просто тяп-ляп! Учитель: - Да, вы правы.
Коль помянуть хотим мы не добром Чистим его дела: топорная работа… Но есть в Кижах собор, он срублен топором И меркнет перед ним любая позолота!
Демонстрация презентации (Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня, Покровская церковь, Часовня Михаила Архангела и др.) Так выразил свое восхищение поэт, а какое настроение возникает у вас при виде этого ансамбля? Дети:- сколько куполов! - Просто удивительно, неужели это - топорная работа!? - Церкви сейчас совсем не такие! - Как красиво! Сообщение учащегося о Кижах, сообщение составляется учащимся самостоятельно, и заранее проверяется учителем.

Например,можно использовать текст "Деревянная сказка" по Е.И. Осетрову "Живая Древняя Русь":

« Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало – 1650 островов. Глядя на ели и березы, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие словно невесомые корабли, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова, Писахова. Последний посвятил свою жизнь Русскому Северу, был живописцем и сказочником.

Плывем час…третий. Когда в дали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:

В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как у нас, нигде нет.

Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста. Потом все было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие. Солнце умывалось за неровной кромкой бора… Что такое Кижи? Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами - резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.

Кто создал эту лесную и озерную сказку – Преображенский храм? Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:

Долго плотники работали, щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука-работница. Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошел к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне. ».

Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.

Впечатления о Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фресок занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.

По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение – меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.

Так что же такое Кижи? Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну. Кижи – Это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем».

Учитель: -

Кижи – не памятник, не крест,

Не храм и не природа.

И мне твердить не надоест –

Кижи - душа народа.

Да, Кижи – это изумительный по красоте музей русского деревянного зодчества, под открытым небом. Как хорошо, что нашлись такие люди, которые собрали и сохраняют памятники русского деревянного зодчества. Если бы каждый из нас на своем куске Земли сделал все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!

И сегодня мы не только познакомимся с архитектурными и художественными особенностями русого деревянного зодчества, но и побываем в роли мастеров – зодчих, создадим свои маленькие Кижи!

Открываю тему урока – «Русское деревянное зодчество».

Вспомните, на уроках мы уже встречали с вами исконно русские деревянные постройки. Тогда эти предметы у меня в руках вам должны о чем-то говорить. Передаю разборный макет избы ученикам.

Дети: - Да, мы знакомились с зодчеством и в 4, и 5 классах.

Мы помним о русской избе, о древних образах и символах в народном искусстве.

Учитель: - Слово «Изба» - (словарь В.Даля) происходит от слова истопка – истпка - истба- изба.

Венец – от слова «венок», девушки на Руси носили венки на голове, а в избе венец не круглый, а квадратный.

Вот так складывались стены избы (демонстрирую на макете).

Концы бревен, выложенных четырехугольником, соединяют друг с другом с помощью специально вырубленных топором выемок-пазов.

Один такой ряд и назывался «венец». И строилась изба как венок, прочно переплетенные клались венцы один на другой.

Учитель: А этот предмет, о чем говорит? Показываю игрушечного коня.

Дети: прошлый год был годом белой лошади!

Учитель: А какое отношение это имеет к русскому деревянному зодчеству?

Дети: - Конек – это верхний стык двух скатов кровли. На Руси конь был всегда олицетворением силы, добра и красоты, символизировал солнце движущиеся по небу (слайд с изображением конька на крыше избы).

Учитель - молодцы, как хорошо все помните. С помощью топора, без единого гвоздя мастера научились рубить не только избы. Но и высокие красивые строения – терема, храмы, мельницы. Вокруг нашей школы сохранилось немало деревянных домов, каждый день вы проходите мимо них. Вы не замечали, многие из них украшены деревянной резьбой?

Дети: - Да, на нашей улице есть такой дом, он украшен резьбой и на крыше деревянный петушок. Это дом моей бабушки. Все прохожие останавливаются, любуются, радостно становится на душе!

Приятна вам эта красота?

Ученик: - Да, но жаль, что таких домов все меньше и меньше.

Учитель: - А не от нас ли это зависит?

Перенесемся мысленно на 600 лет назад и попытаемся представить себе, как безвестный русский плотник пришел в небольшой северный монастырь, понравилась ему его неброская красота, его покой и умиротворение.

Рисую мелом на доске - Заложил он сначала фундамент из валунов, потом срубил небольшую квадратную избу-клеть, с запада пристроил сени из теса, с востока - амбарную часть, перекрыл все двускатной кровлей. На среднюю, самую высокую часть строитель поставил маленькую луковичную главку с крестом.

И все. Церковь была готова.

Посмотрите, какая она? (слайд с изображением).

Дети:

Маленькая;

Скромная;

Убогая;

Неприметная;

Смахивает на амбар или крестьянскую избу, чем на «храм божий».

Учитель: - Да угловатая, на первый взгляд, рубленная русская изба – настоящий шедевр народного строительного искусства, основа деревянного зодчества.

Вглядитесь внимательно в этот древний неприметный храм. Попробуйте в простом - увидеть сложное, всмотреться в некрасивое и увидеть красивое, всмотреться в малое и увидеть великое!

Дети: - Если всмотреться, то, сколько в ней вкуса!

Какая точная соразмерность!

Какая-то особая духовность, которая присуща не ремеслу, но искусству.

Учитель: - Действительно, раньше храмы были похожи на избы. Пройдет еще немного времени и эта заземленность, будничность маленькой избушки исчезнет с переходом от клетского к шатровому зодчеству (демонстрация схемы шатрового храма).

Всмотритесь внимательнее, какие элементы деревянного зодчества вам знакомы?

Дети: - Внизу сруб как у русской избы!

Учитель: - Это четверик, а почему он так называется?

Дети: Потому, что основание из четырех бревен.

Учитель: В маленькой церквушке изба венчалась главкой, а здесь появляется новый элемент – называется он восьмерик. Почему его так назвали?

Дети: - В основе лежат восемь бревен.

Учитель: - Восьмерик обычно венчает шатер, и выше всех сияют главы. Внизу такое здание окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем. (слайд с изображением шатрового храма)

Итак, из каких частей состоит конструкция шатрового храма?

Дети: - из гульбища, четверика, восьмерика, шатра и высоко на фоне голубого неба сияют купола!

Учитель: - Ну, чтож, если все понятно, настало время испытать себя в роли мастеров.

Сегодня, и на последующем уроке, мы создадим свои маленькие Кижи, используя предыдущий опыт работы в группах и опыт русских мастеров, знания, полученные на уроках. Творческое задание предлагаю выполнять в группах, по желанию или индивидуально. Можно использовать любые материалы.

Учащиеся делятся на группы.

Учитель: - Теперь, когда группы определились, скажите, в какой технике будет выполнена ваша творческая работа?

Дети:

Мы будем рисовать красками, будем художниками!

А мы будем зодчими, создадим макет церкви из бумаги.

Учитель: - Замечательно! Помните наши золотые правила коллективной работы. Завершив ее, проведете ее защиту.

Защиту готовят каждая группа, учитель оказывает помощь, предоставляя ученикам литературу о русском деревянном зодчестве.

Защита проекта I группы:

Дети:

Мы изобразили деревянную церковь красками, что бы передать красоту теплой цветовой гаммы дерева, исконно русского материала, так прекрасно гармонирующего с природой. Богатая узорочье украшений изб, церкви и даже маленькой мельницы похожа на ажурность, прозрачность северного леса. Лебединая песнь древнерусского деревянного зодчества, органически сочетают в себе многовековой опыт технических и художественных достижений прошлого и элементы архитектурных новаций. Единственный декоративный элемент – ажурный козырек, опоясывающий восьмерик, как бы выявляет и подчеркивает лаконичность объемного решения памятника. Нашей работой мы хотели показать, что русская церковь – это закономерное развитие древних, исконно русских архитектурно-строительных традиций, наиболее яркое и совершенное воплощение художественных вкусов, сложившиеся в народе.

Русская церковь как широкая привольная песня, что льется из глубины сердца, как радостный гимн во славу человека, могущества его рук, разума. Языком архитектурных форм она выражает гордую красоту, торжество над врагом.

Защита II группы:

Дети: - Наша группа работала над макетом. Это наши маленькие Кижи.

Мы, конечно, старались выполнить его в соответствии с архитектурными канонами русского деревянного зодчества, о которых узнали на уроке: вот церковь на низком и массивном четверике, высокий восьмерик венчает шатер. Рядом высокая шатровая колокольня, красивые пристенные церковные постройки. Но главное, очарованные красотой Кижей мы хотели предать духовное своеобразие русского деревянного зодчества и попытались хоть на короткое время представить себя среди суровой северной природы, в кругу мужественных и сильных людей рыбаков-поморов, охотников и лесорубов, плотников и поэтов. Наша церковь стоит также твердо и гордо, как закаленный в постоянной непрерывной борьбе с северной природой крестьянин. Высокий прямой восьмерик, как наш русский народ, который никогда не гнул спины над угнетателями.

Высокие шатры – это наш русский дух вольнолюбия, стремления к духовному и вечному. Мы своим макетом хотели подчеркнуть талантливость русского народа, его развитое чувство прекрасного, народа, который лишь топором мог совершить такое чудо. Остались безымянными древние мастера, но каждый из них оставил на своем куске земли чудо, которое уже много веков украшает нашу землю, нашу жизнь. И наша бы воля, мы поставили бы на Руси памятник топорных дел мастеру!

Учитель: - Спасибо ребята, вы сами подвели итог, отлично поработали на уроках. Я буду рада, если пробудила в вас желание сделать нашу жизнь чище, добрее, прекраснее!

Литература:

1.Кижи: Указ.лит. / Нац.б-ка Респ.Карелия; Сост.: Осипова Т.В., Терпугова Т.В.; Худож. Калюков И.К. - Петрозаводск: РИО Комиздат РК, 1995

2. Дивный остров Кижи. Научно-популярное издание для юношества / сост. Д.Н. Москин., Петрозаводск: ПетроПресс, 2005.

3. Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи», Петрозаводск, 2004.

Электронные ресурсы:


Материал скачан с сайта - Интернет-сообщества учителей

Урок 4 – 5 Тема: Архитектура Древней Руси

Эпиграф:

Музыкальный эпиграф:

М. И. Глинка «Камаринская» ч.1.

Оборудование:

Мульти-медиа проектор, слайды, таблица – план крестово-купольного храма.

Цель урока:

Знакомство с архитектурой Древней Руси и первыми каменными храмами.

Задачи:

Образовательные:

    Показать учащимся особенности храмового строительства в Киеве, Великом Новгороде, в Суздале, Владимире.

    Что приняла Древняя Русь от Византийской архитектуры?

    Как повлияла русская самобытность на развитие отечественного зодчества.

Развивающие:

    Учиться сравнивать архитектуру разных городов Древней Руси.

    Уметь оценивать вклад византийских мастеров, а также - искусства русских «древоделей».

    Развивать интерес к познанию славянской культуры.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес и уважение к памятникам архитектуры.

    Способствовать самостоятельному изучению истории русской архитектуры.

    Развивать чувство национального самосознания, патриотизм

    Обогащать духовный мир учащихся.

Ход урока:

Вступительная беседа.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

О художественном искусстве Руси дохристианского периода.

Что изменилось в культуре древней Руси с принятием христианства?

Стали строить каменные храмы, писать иконы, развивалась письменность, грамотность, летописание, литература….

Посмотрите слайд фильм и попробуйте определить тему и цель нашего урока.

Звучит музыка Глинки, на экране слайд-фильм с изображениями древнерусских храмов.

На экране эпиграф: Архитектура – это музыка в камне.

Эссе Устьянцевой К. «Архитектура – это музыка в камне».

Что больше всего привлекло Владимира в христианском богослужении?
В своих ответах учащиеся должны подчеркнуть красоту обряда, убранство храма и песнопения.
- Какое зодчество в большинстве своем было представлено в дохристианскую эпоху в Древней Руси?
- Да, конечно, деревянное.
- А в Византии?
- Только каменное строительство, дома и храмы были высокими, имели внешнее украшения, особенно в готическую эпоху.

1. Софийские соборы.

Большое каменное строительство началось на Руси только с X века, это строительство христианских церквей, и, естественно, по византийскому типу. Гордостью Константинополя был храм святой Софии.

Византийская художественная система лучше всего прославляла и утверждала незыблемость светской и церковной иерархии, на которой стояла Киевская держава. Вторым Царьградом называли Киев иностранные путешественники. Говоря о создании средневекового зодчества, нельзя не отметить, что оно действует на душу как нечто материальное. Душа себя чувствует подавленной, а чувство подавленности есть начало благоговения. Такие храмы, которые вызывали бы благоговения и нужны были полновластным правителям Рюриковичей.

Творческое домашнее задание: Презентация «Софийские соборы» Перминовой Кати

После презентации работа в группах: используя схемы сравните:

1, 3 группа: Храмы Святой Софии в Константинополе и в Киеве

2,4 группа: Храмы Святой Софии в Киеве и в Новгороде.

Заполняется таблица.

Храм Святой Софии Константинополя

Храм Святой Софии Киева

Общие черты

Отличия

Какие черты Византийской архитектуры переняли русские мастера?

В чем своеобразие Киевского храма? В чем своеобразие Новгородской Софии?

Усваивая византийскую крестово-купольную форму храма, русские мастера использовали также традицию деревянного зодчества – многоглавие. Для своего храмового строительства Владимир выписывает греческих зодчих как наиболее искусных и прославленных во всем христианском мире.
- Основа храма – квадрат, расчлененный четырьмя столбами, причем примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Так строится при Владимире каменный храм на Руси – Десятинная церковь, так строится при Ярославе Мудром и София киевская. И все же тринадцать глав Софии киевской, наиболее величественного архитектурного памятника Киевской Руси, не находят себе прообраза в Византии. Такое могучее многоглавие – явление чисто русское, преобразившее облик крестово-купольного храма * .

Показываю учащимся изображение двух храмов – Константинополя и Киева. Учащиеся отмечают разницу в архитектуре этих храмов. Таким образом, дети еще раз убеждаются в самобытности русского зодчества, храмы отличаются своей многоглавостью.

О Софийском соборе митрополит Иларион писал, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи земнем, от встока до запада».
- София киевская украшена мозаиками и фресками работы приезжих мастеров, в основном – греческих. Мозаики сохраняют всю красоту и изысканность византийского стиля, но в них меньше созерцательности, больше жизненной энергии, обращенности к людям.
Богородица в конхе апсиды киевской Софии, стоящая с воздетыми руками - канонический тип Оранты (молящейся) – воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворением самой «матери городов русских». Оберегающий жест поднятых рук напоминал древнюю Берегиню славян. Фигура кажется живой: она будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Образ Оранты полон обаяния, тепла и света.

Беседу об этом образе ведем на компьютерном уроке, где имеется не только изображение храма, но прекрасно представлена сама Оранта, дети рассматривают детали изображения – выражение глаз, детали одежды, молящийся жест рук и ее «движение» к прихожанам.

С большой силой самобытная, народная струя русского зодчества пробилась в Новгороде и его «младшем брате» - Пскове. И опять обращаюсь к слайдам или компьютеру и смотрим Софию новгородскую и Псковский кремль. Архитектура этих городов была мужественной, великолепной в своей простоте и цельности. После величавой Новгородской Софии, после Юрьева и Антониева монастырей в Новгороде не строили больших храмов. В основном это были домовые церкви, заказчиками которых были бояре и купцы. Они строились добротно, основательно, уютно, но не раскошно. Как говорили об этом строительстве « не так ладно скроены, зато крепко сшиты». (И опять показываю изображения храмов, небольших и в основном – одноглавых).

2. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

Перед тем, как говорить об архитектуре Владимиро-Суздальского княжества, смотрим с учащимися слайд-фильм: это церковь храмы Владимира, Суздаля, церкви Покрова на Нерли.

Творческие задания: презентации Сатлер Р., Гладышевой Н.

Предлагаю детям самим прокоментировать данную архитектуру, сравнить ее с киевской и новгородской.

К XII веку выработался характерный русский тип крестово-купольного белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. В этот период времени первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству. Наибольшего расцвета княжество получает при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукова и Всеволоде Большое Гнездо.

Основой русской государственности явилось Залесье, так называлось Владимиро-Суздальское княжество, заложенное Владимиром Мономахом. В краю лесов расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура, от них ничего не осталось, но искусство «древоделей» вызывало восхищение современников.
- Самые ранние из дошедших до нас храмов были воздвигнуты при сыне его Юрии Долгоруком. И сегодня стоят построенные в те годы церковь святых Бориса и Глеба в селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, (смотрим изображение этой церкви) и собор Спасо-Преображения в Переславле – Залесском. Церковь в Кидекше – это первая церковь, сложенная из белого камня, местного известняка. От нее и пошло ослепительное белокаменное зодчество, что создало мировую славу Владимиру на Клязьме. Никого не оставляет равнодушным эта простая, но гордая церковь и в наше время.

Об этом говорит поэтеса Екатерина Шевелева в своем стихотворении «Церковь на въезде в Суздаль»

Мы проехали мимо. Упросила вернуться.
« Да зачем тебе снимок этой звонницы куцей?
Город Суздаль - подальше, ансамблем единым,
Над спокойствием пашен - крылом лебединым».

Упросила я все же израсходовать пленку
На кусок бездорожья, на церквушку-избенку.

Где-то в дебрях истории, в заскорузлости мысли,
Люди русские строили низкорослые выси.

Но придавленный кров округляется мягко,
Как лукавая бровь, изгибается арка.

Так она пробивалась
Из каркаса – уродца-
Вдохновенная ярость,
Гармоничность пропорций.

Именно во Владимир свою резиденцию перенес сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир, привлек в него « купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких». Но точно так же, как константинопольская София - шедевр византийского искусства, а романские соборы – шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор – величайшие шедевры русского искусства.

И опять работаем со слайдами или на компьютере, рассматриваем особенности этих храмов, сравниваем с храмами Киева и Новгорода.

В этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период исторического развития. Какая ясность и какая гармония с окружающим пейзажем. Дух захватывает, когда стоишь на крутом берегу Клязьмы и, представляется картина нашего современника Ильи Глазунова « Два князя», когда старый князь показывает молодому откуда идет опасность, именно там, за рекой полыхает пожар. И задача князя – защитить свое княжество, свой народ и все, что создано его талантливыми руками.

Шедевры искусства создаются навечно. Владимир и Суздаль занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых художественными сокровищами мирового значения. Успенский собор (1158-1161гг.) был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче. Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава князя Андрея.
- В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства.
- А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.

Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Предание гласит, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбских палат после кончины любимого сына Изяслава - в память о нем и в умиротворение своей печали.

А теперь на компьютере и на схеме на партах расматриваем два храма: церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор.

Стараемся найти общее и различие в архитектуре этих сооружений.

(работа в группах)

Находим на схеме и выполняем задание на приведение в соответствие понятия (составные части христианского храма) и их определения.

Выводы учащихся

При Всеволоде Большое Гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире - это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. В отличие от храмов Юрия Долгорукого, Дмитриевский собор подчеркнуто величествен и по-своему строен «но это не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность…Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н.Воронин).

Но не только форма поражает своим величием и мощью, но и огромное восхищение вызывает внешнее убранство храма, где проявился в полной мере талант русских каменосечцев. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских мастеров.

Резное убранство Дмитриевского собора занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар и затем все так же узорчато восходит по барабану, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный ларец, пышно расшитая ткань, отороченная кистями колончатого пояса.

Но не ради красоты уделялось столько внимания убранству храмов. Вот что об этом пишет Н.П.Кондаков: «Храмы (Владимиро-Суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа, найдут время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением».

Обобщение:

    Чем отличались памятники каменного культового зодчества киевской Руси от византийских образцов.

    В чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?

    Чем отличаются храмы Владимира и Суздаля от новгородских и киевских.

    В каких из них больше проявился русский характер?

Рефлексия.

Закончите предложение:

Когда я представляю храмы древней Руси, то я вижу….

Я слышу….

Я чувствую….

Закрепление: Тест (на втором уроке)

Д/З: подготовить сообщения о иконописи в древней Руси.

Урок – путешествие по МХК

«Достойная культура всех народов».

Цель: Повторение и обобщение по теме на основе креативных навыков.

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Задачи:

    Развитие познавательной активности, творческих способностей учеников;

    Формирование интереса к знаниям, умений работать с дополнительной литературой;

    Формирование элементов самых разных культур: культуры общения, речи, пластики, этики, одежды, отношений;

    Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления - интуиции, пространственного воображения, смекалки;

    Развитие памяти;

    Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

Оборудование: иллюстрации, применение ТСО, отрывки из литературных, музыкальных произведений, презентация.

Учитель - Тема нашего театрализованного урока-путешествия «Достойная культура всех народов». И сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое.

ЗВУЧИТ: музыкальный фрагмент « к Элизе»

Учитель - Учителя!

Они у каждого найдутся

И знания из поколений

В поколения передаются.

И по крупицам собирая знания

Мы строи, пишем, создаем!

Не важно, где их применяем,

А важно, как и для чего… живем!

(на тексте дети занимают свои места)

ЗОДЧИЙ-

Учителя эпох и поколений

Я, зодчий – строю храмы и жилье.

Мои творения по всей планете…

Пизанской башни торжество.

И мудрый сфинкс, и церковь Святой Ксении.

Я воссоздал благодаря учителям.

МАСТЕР-

Хвалу я пою тем мастерам,

Которые мне вложили разум в руки.

Я мастер! Все умею, все смогу.

Тому народные творенья мне порукой.

И жостовский поднос, и Тульский самовар,

Китайский фарфор, русская матрешка.

Культуру наций, я в веках пронес

Нет большей похвалы, которую бы мог сказать

Любой народный мастер.

ЖИВОПИСЕЦ-

Я – живописец!

Хвала учителям!

Я и Рембрант, и Пикассо и Айвазовский.

Я веру вам, через икону дам!

Творения Рублева, Феофана Грека…

КОМПОЗИТОР –

А я заставлю плакать и смеяться,

Грустить и радоваться,

Горевать и возрождаться.

Я душу трону клавишей, струной

А может быть как Лель и дудочкой простой.

Я музыкой своей гимн пропою учителям

Которые отдали знанья нам.

Учитель –

Мы через творчество свое

Трудом, игрой и КВНом

Искусство и культуру стран всех познаем

И это все уроком называем.

Так вместе творчески, духовно и культурно

Мы как личности растем!

Учитель и ученики – пред вами.

Хотите знать о нас побольше – смотрите:

И увидите все сами!

ЗВУЧИТ: гусли – выходит Боян, проектируется Колокол, эпиграф.

БОЯН – Колокола!

Ваш звучный звон –

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Жизни бывшей…

Учитель - Колокола…на протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, освещая время труда и отдыха, сна и бодрствования. С древнейших времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, зазывали народ на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, а в трагические для Родины дни звали на защиту Отечества. Удивительная история колокольной музыки уходит в древность. Но на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, в живописи.

Учитель – Давайте вспомним, когда появились колокола на Руси? Можем ли мы представить историю нашей страны без колокольного звона? И кто их создал?

1ученик - в 1530 году Иван Афанасьевич вылил для Новгорода колокол, звон его уподоблялся «страшной трубе гласящей».

2-й – «Это превосходит силы человеческие! Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет!» так писал историк из Византии Павел Алеппский о Большом Успенском колоколе Кремля. Исполин в 800пудов (128 тонн) казался чудом. Большое колокольное дело совершил очень молодой Александр Григорьев в 1655 году.

3-й –Самый огромный колокол не только в России, но и в целом свете был отлит в Москве в 1773-1735 гг. Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Его вес 200 тонн.

4-й-Звонить в колокол было одним из любимых занятий русских людей. Существовал особый устав звонов, в котором указывалось, ак звонить в будни и праздники. Встречать колокольным звоном лучших людей отечества считалось величайшей честью.

5-й – К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена прозвища: Гавриил, Реут (ревун). Широкий, лебедь, Медведь - в зависимости от характера их звучания.

Учитель – Будничный звон колоколов резко контрастирует с приподнятыми праздничными звонами. Его исполняет 1 звонарь. Давайте послушаем.

Звучит: Будничный звон колоколов

Учитель – Во времена Петра! получил распространение Егорьевский звон, характерный своим плавным и размерным ритмом. Мощные звуки 3-х больших колоколов наполняют пространство гармонией. На фоне их особенно выделяется звучание мелких колоколов. Послушайте.

Звучит: Егорьевский звон».

Учитель - Во время пожаров, бедствий или другого происшествия раздавался звон одного более звучного колокола. Такой звон называется Набатным или всполошным. В древности набатные колокола называли «вечевыми» т.к. в них звонили при сборе народа на вече. Послушайте этот звон.

Звучит: Набатный колокол.

Учитель - В конце 19 века музыкально одаренные ростовские звонари создали свой оригинальный звон, в котором мелки за звонные колокола передают веселый праздничный трезвон, а средние открывают творческий простор для новых мелодий. Давайте послушаем праздничные звоны.

Звучит: праздничные звоны.

Учитель – А как отозвались колокола в нашей русской литературе! Их звон слышен в ней от стародавних времен вплоть до наших дней. Давайте вспомним некоторые.

1-й – Не спят. Не помнят, не торгуют,

Над черным городом, как стон,

Стоит, терзая ночь глухую,

Торжественный пасхальный звон.

2-й– 7 холмов – как 7колоколов!

На семи колоколах – колокольни.

Всех счетов – сорок сороков.

Колокольное семихолмье.

М.Цветаева

3-й – День православного Востока,

Святись, святись великий день,

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Ф.И.Тютчев

Учитель – Спасибо. Часто звучит колокольный звон ив русской классической опере. Вспомните «Ивана Сусанина» М.Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского.

Давайте послушаем фрагменты из этих опер:

ЗВУЧИТ:__________________________________

Учитель – Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звуках слышалась человеческая речь.

Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Учитель – Родиной колокольного звона считаются Нидерланды. Очень любили колокольный звон в Англии. При церквах и соборах существовали общества звонарей. В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас устраивают праздники колокольной музыки. Чаще всего такие праздники проводят в старинных русских городах Ростове Великом, Суздале, которые славятся своими чудесными колоколами.

Боян – Пусть, Трогая сердца людские,

Потомков звоном будет звать,

Сливаться с хором литургии

В груди скорбящего рыдать!

К единству, дружбе, благостыне

Пусть он людей зовет отныне,

И в мире то исполнит он

Чему он нами посвящен.

ЗВУЧИТ:_________________________-колокольный звон

Учитель – Говорят: икона – молитва в красках,

Храм – молитва в камне,

Колокол – молитва в звуке.

У того, кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол…

Учитель – А теперь давайте перенесемся к чуду русской архитектуры.

Выходит Зодчий

Зодчий – Большинство памятников древнерусского зодчества. Дошедших до нас –церкви. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.

Учитель – давайте вспомним первые столетия русского зодчества. Перечислите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.

1-й – (прикрепляет картинку на доску) - по случаю выдающейся Победы велел князь Ярослав заложить храм в честь святой Софии в Киеве. Подлинным украшением собора стало многоглавие. Этот собор играл важную роль в жизни средневекового Киева - в нем хранились государственные документы, имелась библиотека и мастерская рукописных книг.

2-й – В середине 11 в. Сын Ярослава князь Владимир заложил храм в Новгороде и назвал Софийским. Поражали его огромные размеры: высокое подкупольное пространство, множество потайных помещений.

3-й – на территории старинного Юрьева монастыря в начале 12в. Был сооружен монументальный Георгиевский собор. Этот собор был последним монументальным сооружением Новгорода.

4-й – последней постройкой 12в., был выдающийся памятник – церковь Спаса на Нередице. Ее заказчик – князь Ярослав Владимирович – пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Несмотря на небольшие размеры храма. Она кажется величественной и монументальной. Главная особенность спаса на Нередице в его пластичности, округлости форм.

5-й – в 3 км. от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с названием Покрова. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью. Почти невесомостью. В своем белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье.

Зодчий – веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византия явилась ее родоначальницей, но выбравшись из уз ученичества, русское зодчество пошло своим самобытным путем.

Демонстрация слайдов

Учитель – кто мне скажет, какие архитектурные памятники 12 века дошли до наших дней?

1-й – Золотые ворота во Владимире. Сохранились до наших дней, правда в сильно искаженном виде.

2-й – ныне белокаменное чудо церкви Покрова на Нерли стоит посреди поля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток русла реки Нерль.

3-й – недалеко от Москвы в Дубровицах сохранился собор.

Учитель – удивительными по красоте были и архитектурные ансамбли русских монастырей, строившихся обычно вдали от селений, в глухих

Лесистых местах. Да и жизнь монахов интересной. Давайте заглянем в монастырь.

ЗВУЧИТ:___________________стоит журнальный столик, свеча, лежит книга, длинный лист бумаги, монах пишет пером.

Учитель – В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Монах - Я писал зимой и летом.

Озаренный тусклым светом,

Я писал из года в год

Про великий наш народ.

Учитель – А что означает слово монах?

1-й – в переводе с греческого, означает «уединенный»

Учитель – кто перечислит подвиги монахов?

2-й – Пещерничество. Затворничество, столпничество, давали монахи и обеты безмолвия, юродство. Юродивым называли человека, притворившегося безумцем, чтобы терпеть поношения и издевательства людей. К их пророчествам прислушивались даже цари.

Учитель – Кто мог постричься в монахи?

3-й – Любой человек, достигший десятилетнего возраста.

Учитель – в какие одежды облачался послушник при пострижении?

4-й – Одежда была из грубой шерстяной ткани черного цвета. Ряса -длинная до пят рубаха, кожаный пояс, сапоги и клобук – невысокая шапочка.

Учитель – какова же была монастырская жизнь?

1-й – В монастырях существовала строгая система управления. Всю их жизнь регламентировал Устав.

2-й – В середине века монастыри были важными очагами культуры – письменности, иконописания, храмостроения. Первые библиотеки на Руси также были монастырскими.

3-й – Книги в монастыре не только собирали, но и переписывали. В русских монастырях жили и работали древние летописцы. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал в 12 веке первую отечественную летопись «Повесть временных лет».

4-й – в 15-17 веках в Троицком монастыре творили величайшие мыслители земли русской. Писатель Епифани Премудрый провел в обители более 30 лет.

5-й – За распространение своих взглядов проповедник Максим Гек, был сослан, скитался по Монастырям, пока не оказался в Троицком, где и умер, оставив богатое литературное наследие – более 150 проповедей, переводов.

6-й – Во многих монастырях хранились богатейшие собрания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

7-й – Святого Сергия Радонежского в Древней Руси называли «Игуменом Земли Русской». Его почитали и любили, считали своим покровителем. Он Родился в боярской семье. В 23 года. Оставшись без родителей, он раздал наследство и вместе со старшим братом. Стефаном. Священником, среди дремучего леса,срубил хижину, чтобы жить в уединении и непрестанной молитве. Сергий принял монашеский постриг. Постепенно к Сергию собиралось немало людей, и на месте одинокой избушки вырос большой монастырь. Сергий первый в России ввел в нем строжайший устав.

Учитель – Мир русского монастыря был удивительно многогранен. Он сочетал в себе возвышенную религиозную, духовность и скудность монашеского быта, многообразие искусств и обширное, образцовое хозяйство, книжную ученость.

Учитель – русская средневековая живопись преимущественно религиозна. Живопись – это прежде всего, искусство цвета. Художники изображали святых, иллюстрировали библейские сюжеты. В храмах их можно увидеть в виде настенной живописи, мозаики и фрески. В старину к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Давайте посмотрим некоторые из них.

Звучит:__________________________выходит живописец

Живописец – В старину в каждом доме на почетном месте – в красном углу –висели образа. В царском быту были распространены «мерные иконы» Когда рождался царевич, с младенца снимали мерку и передавали иконописцу. Тот выбирал доску в рост новорожденного и писал образ его святого-покровителя.

Учитель - В Оружейной палате Кремля хранится мерная икона «Иоанна Лествичника» написанная в 1554г в честь рождения царевича Ивана, сына Ивана Грозного. Чаще всего на иконах изображали святых. А почетное место занимали иконы с изображением «Богоматери». И сегодняшний «вернисаж» познакомит нас с образом «Богоматери» в изобразительном искусстве.

Звучит: Аве Мария.

На Руси было известно более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери. К ее образу многократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме, итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519) (на доску прикрепляется изображение).

1-й - образ мадонны (так в Италии называли богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Возрождения. Это одно из произведений Леонардо в редкой для того времени технике – маслом. «Мадонна с цветком» - написанная во Флоренции в 1472г. Полотно словно окутано легкой, воздушной дымкой. «Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как малыш внимательно его рассматривает.

2-й – Еще один волнующий материнский образ, созданный Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (1490) Изображено состояние спокойной радости. В которое погружена прекрасная молодая женщина с ребенком. Спокойная уравновешенность всех элементов картины подчеркивает гармоничность образа матери.

3-й – С творчеством Рафаэля Санти (1483-1520) связано представление о возвышенной красоте и гармонии. Неустанное стремление к свету и совершенству составляет суть его художественного творчества. В 1515-1519гг по заказу монастыря Святого Сикста в Пъячеце, ныне она называется «Сикстинская Мадонна» Рафаэль изобразил непросто Божественную мать с младенцем, но чудо явления Царицы небесной, несущей людям своего сына как искупительную жертву. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости. Покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед нею Сикст 4 и святая Варвара.

4-й - Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера, в отличие от западноевропейских, создавали не картины, изображающие Богоматерь, а иконы.

5-й – Главная святыня земли Русской «богоматерь Владимирская» - икона начала 12 века. Вглядитесь в это изображение… Богоматерь держит Младенца на правой руке, а Ребенок прильнул к ее щеке, и протягивает ручонки, обнимая ее за шею. Мария задумалась, прижимая к себе Сына. В ее взгляде мы видим и отрешенность, и печаль: Мать знает, какие страдания ждут ее дитя.

С благоговением относится к этой иконе русский народ. Перед ней молились русские князья и цари, вступая в поход.

Учитель – Почему именно эта икона стала одной из величайших русских святынь?

1-й – легенды о ней связаны с именем евангелиста Луки и неоднократное участие в спасение Москвы от набегов татар.

2-й – дальнейшая история иконы тесно связана с именем Андрея Боголюбского. Князь Андрей Юрьевич задался целью перенести политический центр страны из Киевской Руси в Суздальские земли.

3-й – Икона к тому времени уже проявилась чудесами: она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели ее парившей под куполом церкви. Исполненный желания взглянуть на чудо, князь осмотрел все иконы и выбрал эту. С нею он отправился в Киев. А затем в Ростов.

4-й – В пути князь несколько раз обращался за помощью к Божьей Матери, и Богородица ему помогала.

5-й- Во Владимире икона исцелила больных и увечных. А когда он задумал перевезти икону в Ростов, кони даже с места не сдвинулись. То место князь назвал Боголюбовым, а позже и сам получил прозвище Боголюбский.

Учитель – Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей земли Русской. Может быть по этому к образу Богородицы неоднократно обращались русские живописцы, создавая произведения большой художественной силы – как церковные, так и светские.

Учитель – А вот такие строки посвятил М.А. Волошин этой иконе:

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Учитель –

Путешествие по вернисажу окончено. И давайте еще раз вспомним и повторим то о чем мы сегодня говорили на уроке:

    Как в древней Руси города передавали друг другу сообщения о приближении врагов? (с помощью колокола)

    Где можно услышать концерт колоколов? (В Ростове Великом, Суздале)

    Какие звоны мы сегодня услышали? (праздничные, набатные, будничные)

    Какие архитектурные ансамбли дошли до наших дней? (Соборы. В нашем городе восстановлен Собор Покрова пресвятой Богородицы)

    А что означает слово монах? (уединенный)

    Какими качествами должен обладать монах?

    Скажите, а кто-нибудь из вас смог бы вот так отказаться от мирской жизни?

    Какие литературные произведения мы сегодня с вами вспомнили?

    Учитель – Более углубленный материал по темам вы можете найти в этих книга, на этих сайтах.(на экране проецируются книги, ссылки на сайты)

ЗВУЧИТ: классическая музыка.

Учитель – трудно перечислить все золотые россыпи народной культуры и искусства России. Знакомясь с ней, вводя ее в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечней, потому, что в ней слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. Этот опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.

И мне учителю родного городка пора пропеть хвалу великим.

Живописец – А я еще хочу сказать негромкие слова,

Спасибо, же предмету МХК.

Композитор – Что дети помнят, знают всю культуру стран

И всех прошедших истинных событий.

Зодчий – Что знают зодчие и мастера.

Мастер – Что знают музыканты, композиторы.

А может быть простой строитель.

Учитель – Я год от года детям отдаю, что знаю!

И свои знанья пополняю.

Я донесла от сердца своего

К сердцам детей достойную культуру

Тех прошедших дней.

ЗВУЧИТ:_______________________________________

Учитель – наш урок подошел к концу. Спасибо всем за активное участие. Все получают оценку отлично. А домашним заданием будет – написание докладов о культурных памятниках родного края.

«Архитектура» - 3. Градостроительство: Направлено на создание новых и реконструкцию старых городских районов. Архитектура. Основные виды архитектуры. 3. Арка. 2. Перекладина. Архитектура –. «Буквы» языка архитектуры. Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. 1. Столб.

«Архитектура 19 века» - Выдающийся архитектор конструктивизма в XX в. – Ле Корбюзье, создатель «всемирного стиля». Дом Каса Батльо, Фасад. Эйфелева башня в Париже. Здание музея современного искусства Гуггенхейма в Нью-Йорке. Изысканные силуэты четырех башен завершаются декоративными крестами-шпилями. Дом Каса Батльо. Парк Гюэль.

«Архитектура 14-17 века» - Архитектура москвы в xiv-xvii веках. Живопись в xvii веке. Новые тенденции в русском искусстве xvi века. Была построена в 1505-1508гг. Шатровое зодчество москвы. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей. Собор строился почти пять лет (1475-1479). Архитектура московского «нарышкинского» барокко.

«Памятники архитектуры» - Мухачёва, Храм Димитрия Ростовского. Краснооктябрьская 200, Заречное пожарное депо. Бийский Драматический театр, в прошлом Народный дом. Горно-Алтайская, Городской дворец культуры. Памятники федерального значения: В Бийске – 272 памятника архитектуры. Красноармейская 85, Александровский собор (Электропечь).

«Архитектура Казани» - У дома было доброе лицо, и дом всегда встречал меня приветом. Во время пожаров 1552, 1774, 1842 гг. выгорела почти вся Казань. В.Курашов Казань деревянная. 2006. Теперь кратко об истории издания. Здесь все не так, все трудно по-иному… Дерево является уникальным природным строительным материалом. Не составляла исключения и Казань.

«Архитектура барокко» - Интересуйтесь мировой культурой! Барокко в современной интерпретации. Петра в Риме. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.