Дыхательные упражнения аюрведа. Дыхательная система и влияние на нее трех дош. Как практиковать дыхание по аюрведе

Аюрведа охватывает все аспекты человеческого здоровья, в том числе дыхательную систему. Каждый элемент аюрведы (доши) относится к определенному органу или системе органов и влияет на него.

Капха – это доша воды в теле, которая накапливается в основном в легких и в желудке человека. Слизь, которая образуется в желудке, попадает в легкие человека и скапливается там, а оттуда может перетекать в другие части организма и вызывать расстройства и болезни. Нарушения Капхи-доши чаще всего проявляются как ОРЗ или простуда, воспаление лимфоузлов, пневмония или астма и прочие заболевания дыхательной системы.

Однако легкие – это место, где часто проявляется и Вата-доши. Именно через легкие жизненная энергия попадает в тело человека. Если заболевания системы органов дыхания сопровождаются упадком сил, сильной отдышкой или обезвоживанием, например, туберкулез, то это, прежде всего, расстройство Вата-доши.

Питта – это доши, которая часто связанна с инфекционными заболеваниями дыхательной системы.

Какова бы ни была ваша конституция (соотношение трех дош в организме), плохое пищеварение приводит к накоплению слизи, а это - признак ослабления Агни (огня) в организме, хотя и не является свидетельством высокой Капхи. В аюрведической медицине главным способом лечения дыхательных заболеваний является увеличение пищеварительного огня.

Ухудшение пищеварения, долгое пребывание на холоде, изменение погоды или времен года, неважное душевное состояние, неправильное исполнение дыхательных практик и недостаточные физические нагрузки или перегрузки приводят к респираторным заболеваниям. На ментальном уровне причинами таких болезней являются страх, печаль или привязанность.

Способы лечения

Лечение предусматривает комплексный подход, а именно, совмещение пранаям (дыхательных упражнений) и прочих йогических практик с правильной диетой, а также использование лечебных трав.

Лечение травами

Предусматривает местное применение травяных экстрактов, масел и отваров, в том числе, «насья» - введение масел и отваров через нос, полоскание горла травяными отварами, смазывание груди, спины и головы пастами или маслами, курение трав.

Один из рецептов тоника: две части девясила и две части окопника, одна часть имбиря, одна часть корицы и столько же солодки. В этот состав для Капхи нужно добавлять аир или гвоздику, а для Ваты добавляйте женьшень или ашваганду. Для Питты в рецепте нужно поменять девясил на корень лопуха.

Рвотная терапия

Вамана – терапия очищения организма через рвоту, основа лечения нарушений Капхи в аюрведе. Это очень сильный и действенный вид терапии, но и требует предельной осторожности. Не рекомендуется использовать подобное лечение самостоятельно, лучше это делать в специальных клиниках, где используются методы Панчакармы, и под наблюдением врача, который практикует Аюрведу. После того, как пациент полностью обучится данной методике, ее можно применять самостоятельно. Для людей, в организме которых преобладает Капха, полезно проделывать процедуры очищения желудка и легких на регулярной основе. Это не только оздоровит организм, но и продлит жизнь. Для тех, кому не подходит подобная терапия, достичь аналогичного результата можно благодаря специальной диете и отхаркивающим и разгоняющим слизь травам, но процесс лечения будет более длительным.

Пранаяма

При долгосрочном лечении заболеваний легочной системы необходимо, в обязательном порядке, использовать йогическую систему дыхательных практик – Пранаяму. Эта система контроля дыхания очень эффективно помогает в лечении таких заболеваний, как астма и хроническая аллергия. Если вы научитесь правильно контролировать свое дыхание, то сможете повысить энергетический уровень, улучшить кровообращение и увеличите запас сил.

Основные принципы:

Нельзя насильственно задерживать дыхание;

Вдох должен быть в 2 раза дольше выдоха;

Выполнять пранаяму необходимо только в правильной позе (асане), иначе упражнение будет неэффективно, так как легкие будут сдавлены и дыхание затруднено.

Нельзя практиковать пранаяму самостоятельно, без помощи опытного наставника или врача, а также при острых приступах астмы.

Солнечная Пранаяма применяется при нарушении Капхи. Выполняется она как вдох правой ноздрёй и выдох через левую, выдохнув - дыхание задержать. Если у вас Питта конституция, или если имеет место воспаление в легких, то стоит исполнять Лунную Пранаяму - вдох левой ноздрёй, а выдох через правую.

Если у вас состояние Ваты, то лучше исполнять эти две пранаямы поочередно или вдыхать-выдыхать через обе ноздри одновременно (пранаяма «Со-Хам»). Если у вас наблюдается сухость, кашель (сухой) бессонница, рекомендуется исполнение Лунной Пранаямы, при этом задерживайте дыхание на вдохе.

Выполняя пранаяму Со-Хам нужно мысленно повторять мантру «Со» на вдохе и «Хам» на выдохе. «Со» увеличивает вдох и делает лучше качество жизненной энергии – Праны. Мантра «Хам» углубляет выдох и удаляет избыток нисходящей энергии - Апаны. Полезна при любой конституции человека.

Ayurveda and the Breath

Дата записи:

Местонахождение

записи: Минск, Беларусь

Лекцию читает: Шри Шри Рави Шанкар

Тип и продолжитель-

ность записи: Аудио, минуты

Русский текст

Компьютер: IBM

Процессор: Windows 98

Название файла: Ayurv and Breath

Перевод: Симоненко Т.И.

Редакция: Симоненко Т.И.

Телефон архива: 272-91-17

Аюрведа и дыхание

Настоящая беседа “Аюрведа и дыхание” проведена Шри Шри Рави Шанкаром в январе 1997 г. в Санта Моника, Калифорния.

Аюрведа и дыхание. Таково название нашей темы. Жизнь имеет четыре характеристики. Она существует, развивается, выражает себя и угасает. И для того, чтобы она существовала, развивалась, выражала себя и угасала, она зависит от пяти элементов: земля, вода, воздух, эфир и огонь. Для того чтобы легче было понять, можно сказать: пять органов чувств и их объекты - зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Аюрведа – это изучение жизни. Веда – означает ‘знание", ‘желание знать’. Аюс – жизнь. Согласно Аюрведе, жизнь не является жесткой изолированной структурой. Существование не является жесткой изолированной структурой. Это гармоничный поток. Даже эти пять элементов, из которых состоит вся Вселенная, не являются изолированными структурами различимых объектов. Они вытекают один из другого. Каждый элемент содержит четыре остальных. Аюрведа рассматривает жизнь с холистической точки зрения, как что-то целостное. Самым тонким элементом является пространство, из которого состоит ум. Самым грубым элементом является земля, из которого состоят наши кости, костный мозг, кожа и скелет. Далее, все это делится на три доши: вата, питта и капха. Я думаю, вам знакомы эти названия. Это способ понимания физиологии, ее характеристик, ее отражения в уме. Когда приходит болезнь, сначала она появляется в форме мысли. В своей самой тонкой форме - звуке. Затем она проявляется в форме света, то есть в ауре. Затем эта болезнь проявляется в теле. Появляются ее простые симптомы, в форме флюидов, которые могут быть устранены. А затем она проявляется в наиболее грубой форме, когда уже необходимо медикаментозное лечение. Вы, должно быть, знаете об ароматерапии, цветотерапии. С помощью аромата, запаха можно воздействовать на болезнь или вылечить ее. Это аспект самой начальной профилактики. Еще до того, как появляется болезнь, можно задержать ее развитие с помощью ароматерапии, аромата, запаха, через дыхание.

Холистический подход в Аюрведе включает упражнения, дыхание и медитацию. Дыхание - синоним жизни. Наша жизнь – это дыхание или дыхание – это наша жизнь. Мы может выразить это чисто практически следующим образом: если кто-то не дышит, то это является признаком, что в нем нет жизни. Каково же соотношение между дыханием и различными дошами в теле? Это очень интересно отметить. Вата, питта и капха - эти три доши оказывают влияние на определенные части тела в большей мере, чем на другие. Так, вата доша доминирует в нижней части тела: желудок, кишечник (скопление газов), боли в суставах, все это связано с ватой. Капха доша – в средней части тела. Кашель, возможно слово ‘кашель" произошло от этого слова, так как они тесно связаны. Капха оказывает влияние на среднюю часть нашего тела. Питта – на верхнюю часть нашего тела, голову. Раздражительность, вспыльчивость – это признак питты. Итак, вата, капха и питта доминируют в трех различных частях тела. В йоге дыхательные практики, трехступенчатая пранаяма оказывают влияние на эти три доши. В пранаяме, в дыхательных техниках есть упражнения для нижней части тела, затем для средней части тела и для верхней части тела. Вы, должно быть, заметили, что когда выполняете трехступенчатую пранаяму, вы чувствуете, как доши в вашем теле уравновешиваются. Что-то в вашем теле меняется, вы уже чувствуете себя по-другому, более уравновешенными. Это равновесие приносит в ваш организм пранаяма. При овладении этими практиками имеются некоторые трудности, однако выполнение практик несложно. Немного трудно выработать привычку, так же как и при выполнении любых других упражнений. Когда вы начинаете делать какие-либо упражнения, в начале вы немного ленитесь, но как только вы почувствовали этот ритм, скажем даже в беге трусцой.… Поначалу вы немного ленитесь. Но как только вы начинаете им заниматься, то замечаете, как хорошо себя чувствуете, занимаясь бегом.

Итак, три доши связаны с различными частями тела, и определенные ритмы, лежащие в основе моделей дыхания, вносят коррекцию в доши или уравновешивают эти части тела. Точно также в наших пальцах можно найти три доши и нервный индекс. Так например, вот этот палец – указательный – это капха. Средний палец – вата. Безымянный палец – питта. Если посмотреть на чьи-либо пальцы, то по форме этих пальцев можно видеть, какие доши преобладают в теле. Выполнение некоторых мудра-пранаям, очень мягкое массирование нервных окончаний, дыхание уджай, также уравновешивают доши в теле.

Как же обеспечить здоровье своего организма? Санскрит. Прежде всего необходимо заняться таким элементом, как эфир. Это элемент ума. Если ваш ум связан слишком большим количеством впечатлений, в нем слишком много мыслей, то от этого снижается ваша сила сопротивления. Таким образом, ваше тело готовится к какой-либо болезни. Если ум чист, спокоен, в приятном медитативном состоянии, то сопротивляемость тела болезням значительно возрастает. Поскольку он не позволит болезни войти в тело. Это первостепенное средство – успокоить свой ум. Подходить от самого тонкого аспекта мироздания – эфира. Затем, подходим к элементу воздух, к дыханию. Вот здесь нужна ароматерапия и все остальное. Затем, свет или цвета, можно назвать это цветотерапией. Прежде, чем болезнь проявит себя в теле, ее можно увидеть в ауре человека. Вы когда-нибудь слышали о методе фотографирования ауры? Некоторые врачи занимались исследованиями этого вопроса. Особенно, когда дело касается язвы, рака, диабета, вот этих заболеваний. Они делали фотографию ауры еще за шесть месяцев проявления этих болезней в теле человека и обнаруживали пятна. Повышая уровень энергии в нашем теле с помощью праны, жизненной энергии, дыхания, можно почистить ауру и предотвратить болезнь до ее проявления. Вот этого можно достичь с помощью йоги. Целью йоги является: (санскрит), т.е. предотвращение несчастья до его появления.

Патанжали в Йога сутрах (это одно из самых прекрасных толкований)

говорит, там дается только одно предложение, как формула: "Какова цель йоги? Предотвратить несчастье до его появления. Сжечь семя до того, как оно прорастет".

Затем следует вода. Элемент воды. Голодание на воде, очищение тела с помощью воды может принести равновесие в организм. И, конечно же, различные травы, лечебные травы. И, наконец, лекарства, хирургия, все это идет на последнем этапе, когда другое уже не помогает. Или же когда мы пренебрегаем этими предварительными мерами. Тогда неизбежно приходится использовать крайние меры.

Наше дыхание имеет много секретов, которые помогают нам. Каждой эмоции, возникающей в уме, соответствует дыхание в определенном ритме. Каждый ритм воздействует на определенную часть тела на физическом уровне. Нам только необходимо наблюдать за этим. Вы можете почувствовать. Сильная зависимость между ощущениями на уровне тела и настроением ума и есть медитация. Постижение этого, изучение этого и есть медитация.

Что вы испытываете, когда вы чувствуете себя счастливыми? Какие у вас ощущения, когда вы чувствуете себя счастливыми? Вам приходилось наблюдать? Вы чувствуете расширение. Кто-то вас хвалит. “О, вы божественны, вы великолепны!” Что при этом происходит? Что-то в вас расширяется. “О!”. Или кто-то скажет вам комплимент. Или вы чувствуете себя счастливыми, наблюдая закат солнца. Или встречаете кого-то, кто вам очень близок, очень дорог. Что происходит? Вы чувствуете расширение. Вы замечали это? Мы счастливы и при этом происходят какие-то ощущения, но мы не замечаем их связь. Очень редко мы замечаем, что происходит, как это связано, потому что наше внимание снаружи, на этом объекте, а не на ощущениях. Если вы наблюдаете за ощущениями, когда вы счастливы, появляется чувство расширения ума, сознания. А если вы наблюдали, когда вы несчастны, то замечали, что возникает ощущение сжатия. Наблюдали вы такое? Вы чувствуете себя натянутым, как струна. Где-то внутри вы чувствуете себя уставшими, напряженными, это - сжатие. Сознание сужается. Это и есть несчастье, печаль. Знание - означает, узнавание того, что расширяется. Что же это такое в нашем теле, что расширяется и сужается. Это ощущение счастья и несчастья, которое выражает себя и которое испытывает опыт, эволюционирует, проходит через события, что же это такое? Это знание, этот вопрос ведет к изучению сознания, изучению жизни, изучению праны, изучению Аюрведы.

Знаете, в одну минуту мы делаем семнадцать вдохов и выдохов, почти 16-17 раз. Вы когда-нибудь считали, кто-либо из вас? Просто посмотрите на время и посчитайте, сколько вдохов и выдохов вы делаете? Это первое действие в нашей жизни и это последнее действие в нашей жизни. Не так ли? Что первое мы сделали, когда пришли в этот мир? Мы сделали глубокий вдох и начали плакать. Первое действие – мы сделали вдох, второе – начали плакать. А последнее действие в нашей жизни – мы выдыхаем и заставляем других плакать. В промежутке - вся жизнь, когда мы вдыхаем и выдыхаем, но не обращаем внимание на дыхание. Итак, если мы обратим внимание на дыхание, то заметим, что в одну минуту мы делаем 16 - 17 вдохов и выдохов, примерно так. Если вы очень огорчены, то может быть до 20 вдохов и выдохов. Если же вы очень напряжены и сердиты, то 25 в минуту. А если вы очень спокойны и в приятном настроении, счастливы, то 10 раз. Если вы в медитации, то 2 дыхания … или 3. Глубокая медитация снижает дыхательные движения до такого уровня. Вы можете сами понаблюдать за этим. Это просто.

Если вы понаблюдаете за годовалым детьми, как они дышат, то будете поражены, насколько уравновешено у них дыхание. Они используют все три уровня тела. Их дыхание очень глубокое. Когда они вдыхают, выпячивается их живот, на выдохе он втягивается. Но чем более нервным и напряженным вы становитесь, вы начинаете делать обратное. На выдохе ваш живот округляется, на вдохе он втягивается. Этому вы не научитесь в школе или у кого-либо. Если ваш ум очень острый, наблюдательный, то простое наблюдение людей вокруг, детей и природы вокруг вас очень многому может научить. Однако наш ум так занят многими вещами, в нем так много суждений, мнений, так много впечатлений в нашем уме, что мы не способны наблюдать, постигать очень тонкие моменты в природе. Нам надо учиться этому. Йога или йоговские асаны – это то, что все мы когда-то делали, когда были детьми. Вы наблюдали, как ребенок 6 месяцев лежит на спинке, ноги его подняты и он ими ударяет друг о друга, голова его тоже поднята, почти так, как делаете вы, когда используете тренажер. Голова и плечи подняты, бьет руками. Потом ребенок что делает? Он поворачивается на спинку и принимает позу кобры из йоговских асан. Это вторая поза в асанах. Затем ребенок наклоняется, поворачивается и принимает позу треугольника: поднимает одну руку, а вторую держит на полу. Если вы понаблюдаете, как ребенок спит, то увидите, что он спит вот с этой мудрой. Его большой и указательный пальцы касаются друг друга. Вы наблюдали такое? Затем дети делают вторую мудру, иногда они спят с этой мудрой. Когда они набирают немного силы и начинают ходить, они держат свой большой палец вот так. Дети во всем мире, будь это Африка, Австралия, Америка или Азия, повсюду делают одно и тоже. Обезьяны делают тоже самое. Сходите в зоопарк и понаблюдайте за ними, что они делают. Они делают многие асаны, многие упражнения, которые помогают им сохранить себя в форме, здоровыми. Вот эти моменты координируют тело, ум и дыхание. Аюрведа придерживается холистического подхода – рассматривает тело, ум и дыхание. Если вы хотите добавить еще одно измерение, то можно назвать дух. Тело, ум и дух.

Когда вы испытываете какое-то удовольствие, то, если вы замечали, ваше дыхание более сосредотачивается на кончике носа. Обоняние и удовольствия очень тесно связаны. Вкус, запах и секс связаны между собой. Любое удовольствие, когда вы его испытываете, ассоциируется с определенным ритмом дыхания, которое больше концентрируется на кончике носа. И любой опыт боли ассоциируется с основанием носа, вот здесь у основания носа. На теле очень много разных точек, соответствующих различным ощущениям. Но это все отражение чего-то, что стоит за пределами всего этого. Что же это такое? Источник жизни.

Хорошо. У вас есть вопросы? Что мы еще не обсудили?

У кого-нибудь есть вопросы?

Вопрос: Известно, что 90% токсинов выходят через дыхание. Означает ли это, что ….

Ответ : Да, 90% токсинов выходят из тела через дыхание. Вы дышите 24 часа. Выделение мочи, испражнений - это занимает всего лишь несколько минут. А дышите вы каждую минуту. Когда вы выдыхаете, то выбрасываете множество токсинов, углерод и множество других токсинов уходят через дыхание. Происходит непрерывный процесс. Но мы используем возможности наших легких только на 30%. Вдыхаем и выдыхаем. Имеет значение не только само дыхание, но также и ритм дыхания. Знаете, ум подобен воздушному змею, а дыхание – ниточке, ум идет выше, дыхание при этом должно быть более продолжительным. Немного больше внимания следует уделить дыханию, и ум будет чувствовать себя более счастливым, возвышенным. Вы можете раздавать прасад, а не брать прасад, если вы сможете уделить внимание дыханию, во время которого каждую минуту поток воздуха входит и затем выходит …

Вопрос: Мой вопрос состоит в следующем: по мере того, как вы учитесь дышать, делать определенные по глубине и качеству вдох и выдох, и они, в конечном счете, неуловимы, вы едва слышите дыхание, вы скорее чувствуете его?

Ответ: Да. Вы чувствуете дыхание и вы можете также его слышать, мягкий звук.

Вопрос: Итак, когда вы в медитации, вы слышите свое дыхание?

Ответ: Это подготовка к медитации. До медитации вы делаете дыхание уджай. После этого в медитации вы просто все отпускаете. Без усилий. Что бы не происходило, пусть происходит.

Вопрос: Я хочу задать два вопроса. Первый вопрос: Вы можете что-либо сказать каким образом или почему мудры оказывают влияние на физиологию человека или на его энергетическое тело? Как это происходит?

Ответ: Как это происходит? Это происходит потому, что наше тело ничто иное, как статическое электричество. Ум ничто иное, как импульс электроэнергии. Так? Вот так и происходит. Как вы чувствуете боль, когда вас ущипнули? Вы чувствуете боль, потому что возникают какие-то ощущения, проходят какие-то импульсы через нервные клетки, и вы чувствуете ее. Точно также, когда вы делаете мудры, вы можете это почувствовать. Почувствовать, как движется прана, энергия, электричество.

Вопрос: Вы сказали, что когда человек счастлив, то происходит расширение, а когда грустит или болеет, то возникает ощущение сужения. Когда вы ощущаете что-то и осознаете это, вы чувствуете это сужение и вы чувствуете, что внешний мир очень агрессивен, то разумно ли будет оставаться у себя внутри и не слишком проявлять себя, чтобы вас толкали, или же лучше проявить себя и заниматься делами?

Ответ: Это подобно тому, когда вы чувствуете себя подавлено или вы употребили алкоголь, чтобы избавиться от этого. В этот момент вы забыли об этом. Но позже, когда вы приходите в себя, вы все еще чувствуете, что это еще там. Так? Вот об этом я и говорю. Или сон, принимаете снотворное и идете спать и спите. Потом вы просыпаетесь, и это ощущение спустя какое-то время всплывает. Дыхание через них, наблюдение за этими ощущениями, медитация, только они могут убрать их. Конечно же, иногда вы можете выйти на улицу и поиграть, погулять, побегать. Все это без сомнения может дать вам временное облегчение. Но вы хотите избавиться от этого навсегда. Постоянное расширение. … Убрать это зерно грусти, которое где-то есть, помогут только дыхание и медитация. Я бы предложил сочетание того и другого. Проделайте это в течение некоторого времени. Затем прогуляйтесь. Сделайте что-то на улице.

Вопрос: Вы сказали, что существует ритм, но вы не продемонстрировали какой ритм. У вас есть инструктора, которые могут показать, как правильно дышать?

Ответ: Я не верю в пищу по частям. Но, конечно же, вы можете обучиться ему. Вам необходимо выделить для себя примерно 15 часов, и вы сможете обучиться ступенчатому дыханию, дыханию уджай, Сударшен Крие, дыханию в ритмах. Для этого нужно время. Для обучения этим видам дыхания и для их выполнения вам необходимы определенные условия. Их необходимо делать перед едой. Поскольку после приема пищи или при полном желудке скорость метаболизма увеличивается. А во время выполнения практик происходит обратное: метаболизм снижается. Так что или вы будете страдать несварением или не получите опыта. Скажем так, для этого необходимо некоторое время. Нам нужно снять галстук, пальто, почувствовать себя свободнее и приземленнее … и тогда вы можете этим заняться.

Вопрос: Вы уверены, что когда мы появляемся на этот свет, то не знаем, как дышать? Как происходит, что мы приходим сюда, не зная как дышать.

Ответ: Именно это и вызывает больше всего недоумение. Как случилось, что мы утратили эту невинность, радость. Смотрите, ведь ребенок, шестимесячный ребенок, годовалый ребенок - он полон радости, света, любви, энтузиазма, но когда ребенок идет в школу, все это уменьшается и уменьшается. И к тому времени, как человек начинает учиться в колледже, он все теряет. Он едва ли может смеяться от всего сердца. Не так ли? Это поразительно, как мы утрачиваем все человеческие ценности по мере того, как становимся старше! Как мы становимся такими сложными, закомплексованными в наших мыслях, в наших отношениях к людям, в нашем поведении. Ум становится таким подозрительным. Так забавно наблюдать, как искажается выражение ценностей в нашей жизни. Не правда ли, это удивительно? Нам необходимо что-то делать. Образование есть возвращение этих общечеловеческих ценностей. Успех в жизни означает – иметь такую улыбку, которую никто не может забрать у вас. Все эти негативные эмоции, через которые проходит человек, являются признаком отсутствия успеха в жизни. Это происходит из-за недостаточности образования в области самой жизни. Не так ли?

Вопрос: У меня к вам вопрос. Я занимаюсь йогой три-четыре месяца. Мне это нравится. Я научилась расслабляться, делать аура йогу. Затем, когда я научилась медитации, у меня это не получилось. Я не смогла сидеть и медитировать. Я думаю, что это потому, что я в действительности не понимаю, что же я должна делать. Как говорят, успокой свой ум, сиди не двигаясь. Я сижу, а мой ум все равно продолжает работать: "Что будет на обед? Что еще может случиться?" Затем, я думаю: «Ладно, хватит». Но я все продолжаю заниматься йогой. Вы могли бы подсказать таким, как я, начинающим медитировать, как это можно сделать очень эффективно. Я слышала рассказы об этом, но я не могу внедрить это в свою жизнь.

Ответ: Да, вы можете обучиться этому за два-три дня. В йоге необходимо приложить больше усилий. Медитация не занимает столько времени. Чтобы обучиться йоге, вам потребуется, по меньшей мере, один-два месяца, даже иногда шесть месяцев. Но ум работает совершенно по другим законам. Смотрите, тело работает по своим законам, а ум – совершенно по другим. На уровне тела ключом является приложение усилий. Чем больше вы прилагаете усилий, тем больше вы можете развить мышцы. Чем больше вы прилагаете усилий, тем более гибкими вы можете стать. Так ведь? Тогда как для ума ключом является отсутствие каких-либо усилий.

Вопрос: Вы говорите, что источниками энергии являются пища, дыхание, сон и медитация, и что медитация дает в 8 раз больше энергии, чем отдых во время сна. Если дыхание является источником праны, почему же тогда во время медитации дыхание уменьшается в очень значительной степени?

Ответ: Вот почему существует два разных вида энергии. Ритм дыхания отличается, когда вы едите, является другим, когда вы спите, и он другой, когда вы медитируете. Вы не прилагаете усилий, чтобы замедлить дыхание. Метаболизм в теле автоматически замедляется. Когда метаболизм замедляется, дыхание, которое соответствует метаболизму, в свою очередь также замедляется. Что происходит во время медитации? Высвобождаются некоторые токсины. Когда вы выходите из медитации, при этом делаете некоторые пранаямы и снова дышите, то эти токсины выходят из организма. В противном случае происходит следующее: многие люди чувствуют себя после медитации гораздо более уставшими. Возможно, вы слышали об этом или имели такой опыт? Те, кто постоянно медитируют, находятся в состоянии медитации один, два часа и после этого чувствуют себя еще более уставшими. У них недостаток в движении, нет достаточно энергии, чтобы выполнять какую-то работу. Это происходит потому, что токсины в теле освободились, но они не удалены. Это происходит очень медленно. Понимаете, о чем я говорю? Эти действия относятся к разному уровню, но они дополняют друг друга.

Вопрос: Меня интересует вопрос о том, как лучше для детей, когда они могут начать медитировать. Интересно, что я сам занимаюсь ТМ уже много лет. Мне известно, маленькие дети начинают с медитации в движении и затем … А как с медитацией, с дыханием. В каком возрасте, с каких лет в детстве можно начинать ее заниматься?

Ответ: Примерно с 8 – 10 лет можно обучить их определенному дыханию, мы называем его “Счастливое дыхание”. Что касается детей, нам просто необходимо расчистить в них общечеловеческие ценности, которыми они обладают, взращивать их.

Вопрос: Занимаются ли у вас голоданием с употреблением жидкости или чем-то подобным?

Ответ: Голодание, да! Это хорошо для нашего организма. Дает отдых системе пищеварения. Однако выходить из него необходимо очень осторожно. Если вы принадлежите к типу питта, то голодание для вас не очень хорошо, т.е. слишком длительные голодания. Для людей типа капха и вата голодание показано, чем больше, тем лучше. Но при этом необходимо употреблять большое количество жидкости: воду, соки и другие жидкости. Это очень важно.

Вопрос: Я лично гетеросексуальна. Мне бы хотелось бы знать, что вы думаете о гомосексуализме или бисексуальности. Сама я из Европы, живу в Америке и знаю, что многие мои друзья из Америки пробовали и то, и другое. Влияет ли это на раскрытие, человечность, духовный рост, если вы тот или другой.

Ответ: Это не внешняя фигура или объект. Это ведь ощущения или удовольствие, которое вы чувствуете внутри. Вот что важно. Внешнее – это только зеркало, которое дает то удовольствие, чем вы являетесь изнутри. Понимаете, о чем я говорю? Это движение праны, энергии, понимаете? Потому что все тенденции, существующие внутри нас, когда нам что-то нравится или не нравится, они не постоянны. Они все время меняются. Я видел много гетеросексуалистов. У них было влечение к своему полу. Это их потрясало: “Что со мной случилось? Со мной было все в порядке все эти годы? “ И многие люди, которые считали себя гомосексуалистами, вдруг также замечали в себе влечение к лицам противоположного пола. Они обращались ко мне с этой проблемой. Я хочу сказать, что вам не нужно вешать на себя ярлык, что вы кто-то или что-то. Вместо того чтобы придавать так много значения кусочку плоти снаружи, повернитесь и загляните внутрь на тот дух, который является источником радости. Вы знаете, радость от секса длится минуты, а радость от ощущения бытия в тысячу раз больше. Это устойчивая радость, поток энергии внутри вас, который заставляет вас вдруг осознать, что вы не просто тело, вы не просто мужчина или женщина, вы не просто кусок плоти, а вы есть свет, вы есть дух. И избавившись от этой идентификации, вы увидите как много радости в жизни, непоколебимой радости, постоянной радости. Вы знаете, те люди, которые всегда проводят время в барах, которые ходят в кино. Если вы посмотрите на их лица, вы не найдете там чувство большого удовлетворения. Разве не так? Они не в состоянии блаженства. Конечно же, секс является частью нашей жизни. Мы не отрицаем его. Хорошо, идите через него. Но что я хочу сказать? Когда вы испытываете секс и идете через него в своей жизни, вы можете больше повернуться к духовной стороне. В таком случае вы поддерживаете развитие жизни в этом направлении. Есть очень хороший баланс, не отрицать, но в тоже время не слишком увлекаться. И это происходит автоматически. Просто уделите внимание пране, дыханию.

Вопрос: Как лучше достичь этого уровня блаженства?

Ответ: Как лучше достичь? Первое: выполнять медитацию, второе: служить окружающим вас людям. Заниматься активно служением. Вы знаете, есть техника, приводящая вас к депрессии. Сядьте и все время думайте: “Что будет со мной? Что будет со мной?” Она достаточно быстро действует. Очень скоро вы придете в состояние депрессии. Видеть Бога внутри себя – это медитация. Видеть Бога в окружающих вас людях – это любовь или служение. Они идут рука об руку.

Вопрос: Я сама пробовала. И обычно дышу пять-шесть раз в минуту. Я думала, что со мной не все в порядке. Как гипнотерапевт, я использую гипноз каждый день. Является ли это частью медитации. Я дышу, когда выполняю это. Это что, почти одно и тоже или...?

Ответ: Конечно же, это усиливает то, что у вас уже есть. Но каким образом это связано с гипнозом, необходимо подумать. Насколько мне известно, в основе гипноза и медитации лежат два различных механизма. В гипнозе потребление кислорода повышается. Тогда как во время медитации обмен веществ снижается, потребление кислорода соответственно уменьшается. Необходимо провести исследование, чем отличаются эти два процесса. Если вы медитируете, вас нельзя загипнотизировать. Вот почему люди говорят: ”Если человек занимается медитацией, он не подвержен гипнозу”. Даже анестезия на вас не действует.

Вопрос: Пандитджи, могли бы вы объяснить такой эффект? Когда человек воздействует на каналы ментального, эмоционального и физического плана. Я видела людей, которые это делали и они не выглядят счастливыми. Это выглядит так, будто они как-то физически настраиваются. Что это такое?

Ответ: Вы можете видеть, как люди, которые проводят психологическое воздействие, экстрасенсы, они часто не отличаются хорошим здоровьем. Конечно же, могут быть исключения. Но большинство из них не выглядят веселыми и здоровыми. Вы замечали такое? У них часто бывают ухудшения или улучшения их физического состояния. Я бы сказал, лучше не слишком увлекаться этими вещами. Будьте очень простыми, медитируйте и будьте счастливы. Этого достаточно. Когда вы все хотите знать в жизни, то жизнь теряет свою прелесть, отсутствует элемент неизвестности. Когда вы заранее знаете результат футбольного матча еще до его начала, то нет особого интереса к игре, вы не будете смотреть её, раз вы уже знаете результат, нет ничего волнующего, захватывающего. Пусть в жизни будет немного неопределенности. И двигайтесь с этим. Конечно же, вы знаете, что природа обеспечит вас всем в изобилии, когда вы идете по пути любви. Скажем так: это самое высшее. Путь любви, медитации, служения. Конечно же, вы занимаетесь и другим. Время от времени вы можете показать свою руку астрологу или хироманту, пригласить друга-психолога и услышать какие-то предсказания от них? Это не имеет значения. Ну и что! Божественное внутри нас, оно может управлять вещами, может вносить изменения. Не только давать предсказания. Предсказания может давать кто угодно. Но когда мы так тонко чувствуем дух внутри нас, то мы можем внести изменения в нашу жизнь и в жизнь любого человека к лучшему. Хорошо, хорошо, хорошо.

Джай Гуру Дев


Похожая информация.


Прана - это связующее звено между телом, умом и сознанием. Это постоянное движение осознавания. Ирана переносит осознавание к объекту восприятия, и это движение осознавания посредством праны называется вниманием. Внутреннее движение праны - это движение ощущения, мысли, чувства и эмоции. Таким образом, прана и ум глубоко взаимосвязаны.

Физическое проявление праны - дыхание, поэтому дыхание и ум тоже тесно связаны друг с другом. В Аюрведе дыхание рассматривается как физическая часть мышления, а мышление - как психическая часть дыхания. Каждая мысль изменяет ритм дыхания и каждый вздох изменяет ритм мышления. Когда человек счастлив, пребывает в блаженстве и молчании, его дыхание ритмично. Если он выведен из душевного равновесия страхом, тревогой или нервозностью, его дыхание становится неровным и прерывистым.

^ Риши, ведические провидцы, обнаружили эту тесную взаимосвязь между дыханием и умственной деятельностью и создали искусство пранаямы. Пранаяма - это прана плюс аям. Аям означает «управлять», а прана - «дыхание». Управляя дыханием, мы можем управлять умственной деятельностью.

^ Секрет пранаямы

Риши также обнаружили важное различие между правым и левым дыханием. Возможно, вы замечали, что временами вам легче дышать через левую ноздрю, а иногда через правую. Такой сдвиг происходит примерно каждые 45 - 90 минут. Так же как правая сторона тела управляется левой стороной мозга и наоборот, дыхание преимущественно через левую ноздрю активирует правое полушарие мозга, а дыхание преимущественно через правую ноздрю активирует левое полушарие. Левое полушарие мозга связано с мужской энергией, а правое - с женской. Левое предназначено для логического мышления, изучения, исследования, агрессивности, соревнования и суждения. Когда мы судим о чем-либо, что-то исследуем и так далее, у нас преобладает правый дыхательный цикл и в активную работу вовлечено левое полушарие мозга. В точности наоборот, когда действует правое полушарие и преобладает левый цикл дыхания, мы проявляем женскую энергию, которая связана с любовью, состраданием, интуицией, искусством, поэзией и религией. Так что когда художник рисует картину или поэт пишет стихотворение, они используют какую-то часть правого полушария. А когда ученый работает в лаборатории, исследуя и решая проблему, он в это время использует какую-то часть левого полушария.

Секрет пранаямы - это секрет управления мужской и женской энергиями, действующими в нашей нервной системе. Когда мы в пранаяме Чередуя Ноздри вдыхаем через левую ноздрю, то заряжаем правую сторону мозга, а когда вдыхаем через правую ноздрю, то заряжаем левую сторону мозга. Когда йоги выполняют дыхание Чередуя Ноздри, их мужская и женская энергии точно уравновешивают друг друга. Когда эти энергии уравновешены, то пробуждается нейтральная энергия, и йог переживает чистое осознавание, которое именуется Брахман.

Когда мы выполняем пранаяму, очищаются нади (тонкие каналы нервной системы), ум становится управляемым, и мы можем выйти за пределы женской и мужской энергии в чистое, не различающее, пассивное осознавание.

Это основа пранаямы. Существует много различных пранаям - для согревания или охлаждения тела, для пробуждения большей мужской или женской энергии и так далее.

^ ШЕСТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Пранаяма чередуя ноздри

Простое и в то же время эффективное дыхательное упражнение - это пранаяма Чередуя Ноздри.

1. Выполняйте это упражнение, удобно сидя на полу со скрещенными ногами и прямой спиной. Если такая поза для вас неудобна, сядьте прямо на переднюю часть стула, так чтобы ступни плоско стояли на полу и колени были согнуты под прямым углом.

2. Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки и вдохните через левую ноздрю. Вдыхайте глубоко, животом, а не грудной клеткой.

3. Вдохнув, ненадолго задержите дыхание.

4. Выдохните через правую ноздрю, зажав левую мизинцем и безымянным пальцем правой руки.

5. Повторите первые три шага, на этот раз начиная со вдоха через правую ноздрю (зажав левую мизинцем и безымянным пальцем).

Это дыхательное упражнение можно выполнять в течение 5 - 10 минут.

ПРИМЕЧАНИЕ: Несмотря на кажущуюся простоту, этой пранаяме, равно как и другим, описанным в данной книге, лучше обучаться под руководством опытного учителя.

^ Ситали пранаяма (охлаждающее дыхание)

Сверните язык в трубочку. Медленно вдохните через свернутый язык, глотните и затем обычным образом выдохните через нос, держа рот закрытым. Вы ощутите, как входящий воздух охлаждает слюну, язык и мембраны слизистой оболочки рта.

Такое дыхание полезно для успокоения повышенной питты. Оно понижает температуру рта, делает слюну холодной, помогает подавить жажду и улучшает пищеварение, всасывание и усвоение пищи. Ситали эффективна при высоком кровяном давлении, жжении языка или горла, рези (жжении) в глазах. Она охлаждает все тело.

Если вы не можете свернуть язык трубочкой, то есть другой способ выполнять Ситали - слегка сжать зубы и прижать к ним язык. В этом случае вы вдыхаете воздух через зубы. Поскольку некоторые люди ощущают боль, когда втягивают холодный воздух через зубы, прижатый к зубам язык согреет их и предотвратит это неудобство.

^ Бхастрика пранаяма (дыхание огня)

Это дыхательное упражнение увеличивает жизненную емкость легких, облегчает аллергии и астму, а также помогает сделать легкие сильными и здоровыми. Кроме того, оно согревает все тело.

Пассивно вдыхайте (через нос), а выдыхайте активно и с небольшим усилием. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость. Представьте себе паровоз, который, медленно двигаясь, набирает скорость. Проделайте цикл из 30 выдохов, затем минуту отдохните. Можно выполнять до пяти циклов утром и пяти вечером.


^ Бхрамари пранаяма (гудящее дыхание)

При вдохе напрягите надгортанник, так чтобы возник гудящий звук. На выдохе звук должен быть низким и долгим. По традиции говорят, что более высокий звук при вдохе подобен гудению пчелы, а более глубокий звук выдоха похож на гудение шмеля. 14

Если вам трудно производить гудящий звук на вдохе, просто вдыхайте глубоко животом и издавайте гудение на выдохе.

Выполняя Бхрамари, легонько касайтесь кончиком языка мягкого неба вблизи задней стенки гортани. Следите, чтобы ваши зубы не были сжаты.

Бхрамари делает голос более мелодичным. Гудение вызывает вибрацию нервной системы - это своего рода звуковая терапия мозга. Кроме того, оно полезно для щитовидной, паращитовидной и вилочковой желез. Делайте десять циклов дыхания за один прием.

14 При выражении удивления этот звук возникает естественным образом со вдохом через нос. Он также спонтанно возникает на вдохе при испуге или внезапной боли, но при этом обычно вдыхают через рот. Этот звук получится, если попытаться произнести на вдохе букву «н» с закрытым ртом. На выдохе для этой цели можно произносить букву «м». (Прим. ред. )

^ Уджайи пранаяма (дыхание победы)

Сядьте в Ваджрасану либо в позу Лотоса, положив руки на колени ладонями вверх. Держите грудь, шею и голову на одной прямой линии, чтобы позвоночник был прямым. Слегка прижмите подбородок к груди, втянув голову назад и одновременно опустив ее к грудной клетке. Перенесите свое осознавание в область горла.

Дальнейшие действия, возможно, вызовут у вас некоторые затруднения. Будьте внимательны. Не глотая в действительности, начните глотательное движение, чтобы поднять гортань вверх. В то же самое время напрягите надгортанник, как бы беззвучно «произнося» букву «и», и медленно, глубоко вдыхайте животом. Вдыхаемый воздух будет издавать нежный шипящий звук.

Вдохнув, глотните и ненадолго задержите дыхание, затем медленно выдыхайте, снова сократив надгортанник - как будто гудя, но при этом издавая не гудящий, а шипящий звук. 15

Выполнение Уджайи доставляет огромное удовольствие. Ум успокаивается, межреберные мышцы расслабляются и на самом деле возникает ощущение победы. Уджайи благотворно действует на все три доши и помогает восстановить их исходную уравновешенную комбинацию - пракрити. Эта пранаяма способствует долголетию. Делайте двенадцать циклов дыхания за один прием.

15 Этот шипящий звук совсем не сложно произвести как на вдохе, так и на выдохе, но труднее объяснить, как это сделать. Можно сказать, что это тот же звук, как в Бхрамари, но издаваемый шепотом. (Прим. ред.)

^ Сурья бхеди пранаяма (дыхание правой ноздрей)

Чтобы дышать только через правую ноздрю, заткните левую ноздрю ватой или несильно прижмите ее мизинцем и безымянным пальцем правой руки. Вдыхайте и выдыхайте через правую ноздрю. Делайте десять циклов дыхания за один прием. Эта пранаяма активизирует мужской, активный аспект в теле и уме и улучшает пищеварение.

^ Глава 7. Медитация и дисциплина ума

Медитация - это искусство создания гармонии в теле, уме и сознании. Жизнь, наполненная медитацией, полна блаженства и красоты. Жизнь без медитации - это стресс, озабоченность и заблуждение.

В древние времена медитацию нередко считали способом жизни. И действительно, медитация не является чем-то отдельным от повседневной жизни. Во-первых, практика медитации требует регулярных занятий и, следовательно, составляет часть повседневной жизни. Во-вторых, если вы уже практиковали какой-нибудь вид медитации и освоили его, полученный опыт остается с вами и проявляется в каждом аспекте жизни.

Какой бы метод медитации вы ни использовали, какой бы системе ни следовали в соответствии с наставлениями своего учителя, пожалуйста, продолжайте это делать.

^ Что является и что не является медитацией?

Медитация - это не сосредоточение. При сосредоточении ум сужается, а узкий ум - это ограниченный ум. Ограниченный, направленный и сосредоточенный ум нужен, чтобы рассматривать объекты, решать проблемы, учиться языку, управлять машинами и т.д. Он нам необходим. Но не в медитации.

При сосредоточении мы возводим стену сопротивления и в попытках управлять умом теряем энергию. Некоторые люди медитируют таким образом целый час, а когда заканчивают, то чувствуют усталость, потому что провели этот час в беспрерывной борьбе, отрицая все на свете, говоря «нет» всем мыслям и восприятиям и стараясь сфокусировать свой ум.

Сосредоточение все исключает, а медитация, напротив, все включает в себя. Медитация - это открытое, не различающее осознавание. В медитации все имеет право на существование. Медитация говорит «да» всему на свете, в то время как сосредоточение всему отказывает.

Сосредоточение - это усилие. Но повсюду, где есть усилие, есть и тот, кто его совершает. Усилие совершает эго. Поэтому сосредоточение питает эго - чем больше сосредоточение, тем больше эго.

В медитации нет усилия и того, кто его совершает. И потому медитация - это свобода. Вы просто спокойно сидите и внимаете всему, будь то щебетание птицы, плач ребенка или шорох листьев. Каждый звук желанен, позвольте ему достигнуть вас. Когда вы внимаете звуку, то становитесь центром, а звук оказывается чем-то внешним, устремляющимся к вам, чтобы встретиться с вами.

Внимая любому звуку без суждения и критики, без симпатии и антипатии, вы становитесь центром, и все звуки устремляются к вам, чтобы раствориться в вас. Отдайтесь звуку. Позвольте ему пройти сквозь вас. Не сопротивляйтесь.

И тогда происходит нечто волшебное. Вы становитесь пустым. Вы становитесь безмолвным чистым бытием.

Когда вас касается легкий ветерок, позвольте ему проникнуть в вас. Никаких усилий, никакого сопротивления. Помните, что покой и тишина - это не противоположность звука. Каждый звук растворяется в тишине. Эта тишина - вы, и звук приходит, чтобы встретиться с вами и раствориться в вас.

Посмотрите на любой объект - дерево, цветок или стену. Пусть не будет никакого выбора, никакого суждения - просто беспристрастное наблюдение.

Осознавание - это акт слушания, акт смотрения. Для него не требуется никакого усилии, никакого сосредоточения. При осознавании, в медитации, сосредоточение происходит естественным образом. Оно дается как дар. Но при сосредоточении по своему выбору вы упускаете медитацию.

В расширенном, пустом состоянии сознания мышление прекращается, дыхание становится спокойным, и человек просто существует как чистое осознавание. Это состояние наполнено радостью, красотой и любовью. Индивидуальное сознание сливается с Космическим Сознанием и выходит за пределы времени и мышления.

В этом состоянии не важно - открыты ли ваши глаза или закрыты. Оно приходит без приглашения, подобно дуновению ветерка, потому что это состояние - ваша подлинная природа: любовь, блаженство, красота и осознавание. В нем нет ни страха, ни депрессии, ни тревоги, ни беспокойства, ни стресса. Человек становится беспристрастным свидетелем тревог, беспокойств и стресса. В этом состоянии происходит исцеление.

Медитация тесно связана с дисциплиной. Дисциплина означает обучение, а того, кто учится, называют учеником. Нам нужно учиться искусству дисциплины. Дисциплина означает упорядочивание. У мысли есть свое надлежащее место, у желания - свое, у работы - свое, а у обязанностей - свое. Дисциплина привносит в жизнь гармонию. Поэтому дисциплина и медитация неотделимы друг от друга. Нет медитации без дисциплины, и не может быть дисциплины без медитации. В действительности они составляют одно целое. Медитирующий ум - это дисциплинированный ум.

Так называемый сосредоточенный ум - это управляющий ум. Озабоченный ум управляет. Но свободный, бдительный и осознающий ум наполнен блаженством. Это дисциплинированный ум. Дисциплина - это аромат жизни. Без этого аромата жизнь не становится праздником.

При медитации сидите, выпрямив спину. Если можете, сядьте в позу Лотоса (или Полулотоса, если она для вас удобнее). Если вам неудобно, то можно сидеть и на стуле, но при этом также держите позвоночник прямым.

При настойчивой практике вы сможете продлить время пребывания в позе Лотоса до одного, двух или даже трех часов. Тот, кто надлежащим образом сидит в позе Лотоса три часа каждый день, тот вскоре достигнет просветления.

Сидение в позе Лотоса способствует раскрытию духовного сердца. Дыхание становится спокойным, мышление автоматически замедляется и прекращается. Выход за пределы мышления означает выход за пределы страдания, поскольку именно мышление порождает страдание.

^ МЕДИТАЦИЯ ПУСТОЙ ЧАШИ

Сядьте спокойно и удобно, положите руки на колени, раскройте ладони и поверните их вверх, подобно пустым чашам. Слегка приоткройте рот и прикоснитесь языком к небу за передними зубами.

Переведите внимание на свое дыхание. Позвольте легким дышать без каких бы то ни было усилий с вашей стороны. Просто наблюдайте движение своего дыхания.

При вдохе воздух касается носовых проходов. Осознавайте это. При выдохе воздух снова проходит через ноздри. Входящий воздух холодит, выходящий воздух теплый. Войдите в свой нос, переместите центр внимания в него! Находитесь в ноздре и наблюдайте свое дыхание: вдох, выдох, вдох, выдох. Пусть легкие делают свою работу. Вы просто сидите и наблюдаете.

Минут через пять начните следовать за дыханием: когда легкие делают вдох, двигайтесь вместе с воздухом в горло, трахею, легкие, к области сердца и диафрагме. Опуститесь глубоко вниз, за пупок, где произойдет естественная остановка. На долю секунды дыхание останавливается. Оставайтесь в этой точке остановки, а затем, когда легкие делают выдох, следуйте за дыханием, идущим обратным путем. Поднимайтесь от пупка к диафрагме, сердцу, легким, трахее и горлу, опять в нос и, наконец, наружу из тела.

При выдохе воздух выходит из тела на расстояние около девяти дюймов (приблизительно 23 см) от кончика носа и делает вторую остановку. Остановитесь на мгновение в этом месте.

Обе остановки дыхания очень важны. Первая из них происходит за пупком, вторая - в пространстве вне тела. Когда осознавание пребывает там, время останавливается, потому что время - это движение дыхания. Когда останавливается дыхание, останавливается и ум, поскольку ум - это движение дыхания. Когда ум остановлен, вы просто существуете, без тела, без ума и без дыхания.

Вы становитесь подобны пустой чаше, а когда вы становитесь пустой чашей, вас могут коснуться божественные губы. Бог приходит к вам, чтобы излить свою любовь. Вам нет нужды искать Бога, ибо Бог сам ищет вас. Бог ищет пустую чашу, чтобы наполнить ее своей любовью. Но все чаши заполнены желанием, честолюбием, бизнесом, конкуренцией, успехом и неудачей.

Просто спокойно сидите и пребывайте в остановке. Эта остановка - дверь. Войдите в эту дверь и прыгните во внутреннюю бездну. Вы почувствуете, что вас окружает невероятный покой и безмятежность.

Практикуйте эту медитацию в течение 15 минут утром и вечером. По мере того как будут проходить дни, недели и месяцы, вы обнаружите, что время, проводимое в остановках, увеличивается, пока в конце концов внутренняя и внешняя остановки не сольются, и все не будет происходить внутри вас.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если вам это удобнее, вы можете практиковать эту медитацию в положении лежа.

^ МЕДИТАЦИЯ СО-ХУМ

При медитации Со-Хум спокойно сидят и следят за своим дыханием, как и при медитации Пустой Чаши, но добавляют к этому звук ^ Со на вдохе и звук Хум на выдохе (это делается молча - звуки не произносятся вслух).

Когда соединяются звук, дыхание и осознавание, они становятся светом. Мы знаем, что любой атом излучает кванты волн - световую и тепловую энергию. В тот момент, когда мы, уделяя внимание своему дыханию, начинаем осознавать Со-Хум, дыхание становится квантовой волной и излучает свет. Этот свет жизни можно увидеть третьим глазом.

Вдыхание - это оживание, выдыхание - это умирание. Когда рождается ребенок, в его первом вдохе выражается вдохновение жизни. Когда кто-нибудь умирает, о нем говорят, что он испустил дух. Дыхание вышло. l 6

^ Хум означает «Я», или индивидуальное эго. Со означает «Он, Божественный». Поэтому при естественном течении этой медитации вместе с Со в нас входит энергия жизни, а с Хум выходит эго, ограниченная индивидуальность. В этом значение медитации Со-Хум. Вдыхая Со, вы вдыхаете жизнь. Выдыхая Хум, вы выдыхаете эго и ограниченность.

Правильно выполняемая медитация Со-Хум ведет к соединению индивида с всеобщим Космическим Сознанием. Вы выйдете за пределы мышления, за пределы пространства и времени, причины и следствия. Все ограничения исчезнут.

Ваше сознание опустошит себя, а опустошившись, оно начнет расширяться. Это будет сопровождаться радостью и покоем.

16 В английском тексте используются слова inspiration и expiration , означающие не только вдыхание и выдыхание, но также вдохновение и истечение, и, таким образом, более точно передающие смысл сказанного. В русском языке можно было бы использовать слова вдохновение и издохновение, но первое слово не используется для обозначения вдыхания, а второе не используется вовсе (хотя говорят, например, кобыла издохла). (Прим. ред. )

^ ДВУНАПРАВЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ (СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ)

В ведической науке свидетельствование называется самьяг даршан. Это означает «смотреть одновременно наружу и внутрь».

Когда мы смотрим на дерево, звезду, гору или цветок, нечто выходит из глаз, прикасается к объекту и возвращается обратно. То, что выходит из глаз, чтобы коснуться объекта восприятия, мы называем вниманием. Согласно Аюрведе, внимание - это перенос выходящей праной вибрации осознавания к объекту. Таким образом, внимание - это сочетание осознавания и праны (движения).

При самьяг даршане в то время, как одна стрела внимания идет наружу и касается объекта, вторая стрела внимания идет внутрь, к центру сердца и наблюдает наблюдателя. В то время, как вы смотрите на внешний объект, одновременно смотрите на того, кто смотрит, наблюдайте наблюдающего. Если наблюдать наблюдающего, то этот наблюдающий исчезает. Просто наблюдение - без наблюдающего - именуется свидетельствованием. При свидетельствовании возникает более тесная связь с объектом восприятия, и вы можете лучше его понять.

^ Глава 8. Аюрведические рекомендации по питанию.

Цель этой главы - помочь выбрать оптимальный режим питания для поддержания равновесия, гармонии и здоровья. Большинство людей, заботящихся о своем здоровье, сегодня уже понимают, что хорошее питание играет важную роль в исцелении и сохранении здоровья, тогда как неправильное питание обычно приводит к слабому здоровью и низкому жизненному тонусу.

Аюрведическая традиция включает в себя знания о том, какая пища подходит для конкретного человека для сохранения у него равновесия дош, как правильно готовить пищу, каких сочетаний пищи следует избегать, какие привычки питания нужно вырабатывать и от каких желательно избавляться. Эти темы, за исключением детальных рекомендаций по приготовлению пищи, будут обсуждаться в данной главе. (Заинтересованные читатели могут найти рекомендации по приготовлению пищи в книге «Аюрведа. Исцеляющая пища» Уши Лад и Васанта Лада 17 .)

17 Книга готовится к изданию на русском языке. (Прим. ред.)

^ ПИЩА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ

То, что вы едите, должно подходить вашей конституции. В идеале вы должны точно знать свою конституцию и понимать, как она соотносится с качествами пищи, в частности как пища будет влиять на равновесие дош. Для этого вам необходимо принимать во внимание вкус пищи, такие ее качества, как тяжесть и легкость, влажность и сухость, жидкость и твердость, знать, является ли эта пища охлаждающей или согревающей, знать ее эффект после переваривания.

Если у вас есть желание освоить эти знания, вы можете более глубоко изучить теорию Аюрведы (см. раздел «Дополнительная литература»). В ином случае вы можете довериться предлагаемым ниже рекомендациям, в которых эти факторы уже учтены.

Пища с пометкой «нет» способна возбуждать соответствующую дошу, в то время как пища, отмеченная «да», уравновешивает ее. Планируя свою диету, выбирайте пищу, укрепляющую равновесие, и избегайте пищу, увеличивающую доши, которые в данный момент возбуждены или увеличены в вашем организме, а если таковых нет, то доши, преобладающие в вашей конституции.

«нет», это означает, что в большинстве случаев следует избегать ее употребления, а если все же вам захочется ее, то нужно соблюдать умеренность или принимать меры для компенсации ее действия. Например, яблоки, если их есть сырыми, сильно раздражают вату. Но если вы их испечете и будете есть теплыми, добавив немного ги и согревающих специй вроде кардамона или корицы, то в умеренных количествах это блюдо вполне подходит для вата-индивидов.

Принимайте во внимание время года. Например, лето - это сезон пит-ты, и в это время совсем не полезно, особенно для людей, в конституции которых преобладает питта, есть чересчур много горячей острой пищи, которая сильно увеличивает питту. Аналогичным образом осенью, когда воздух сухой и холодный и атмосфера насыщена ватой, всем, а людям с вата-конституцией особенно, следует избегать сушеных фруктов, салатов, холодных блюд и другой пищи, раздражающей вату. Зимой и ранней весной, в тяжелый, холодный и влажный сезон капхи не следует употреблять холодных блюд и напитков, мороженого, сыра, йогурта, дынь и другой пищи, увеличивающей капху.

Людям с двойственной конституцией (то есть конституцией, в которой примерно равное соотношение двух доминирующих дош) нужно принимать во внимание некоторые дополнительные соображения. Они довольно просты и заключаются в том, что, например, вата-питта-индивиду нужно осенью и зимой избегать пищи, увеличивающей вату (не допуская при этом чрезмерного увеличения питты), а летом свести к минимуму употребление пищи, раздражающей питту (следя за тем, чтобы вата тоже не возбуждалась). Иными словами, это можно выразить так: осенью следует отдавать предпочтение пище, уравновешивающей вату, а летом - пище, успокаивающей питту.

Ниже я приведу общие ориентиры по составлению диеты для уравновешивания дош.

Вата

50% зерновых продуктов - каши из цельных зерен, немного хлеба

20% белка - яйца, высококачественные молочные продукты, птица, рыба, морепродукты, мясо, тофу, красная и черная чечевица

ПИТТА

50% зерновых продуктов - цельнозерновой пшеничный хлеб, изделия из дробленого зерна (кукурузные хлопья и т. п.), овсянка, подвергшиеся кулинарной обработке зерна

20% белка - бобовые (кроме чечевицы), тофу, темпе, творог, сыр рикотта, свежее молоко, курица и индейка (только белое мясо), креветки, кролик, оленина

20 - 30% овощей и при желании 10% свежих фруктов

Капха

30 - 40% зерновых продуктов - сухие ржаные хлебцы, сухие зерновые полуфабрикаты, подвергшиеся кулинарной обработке зерна.

20% белка - курица, индейка, яйца всмятку или вкрутую, небольшие количества козьего молока, большинство бобовых (включая нут, адуки, фасоль, красную чечевицу, черные и белые бобы, маш, лущеный горох, горох черноглазку)

40 - 50% свежих овощей, при желании 10% сушеных или свежих фруктов. Полезно ежедневно есть салаты.

^ ШЕСТЬ ВКУСОВ

Вкус пищи имеет большое значение, поскольку оказывает непосредственное воздействие на доши. Согласно Аюрведе, каждый пищевой продукт (а также каждое растение) обладает специфическим вкусом. Если использовать вкусы в надлежащих количествах, они приводят в равновесие системы организма.

Вкусовые сосочки на языке образуют шесть групп, соответствующих шести вкусам, выделяемым в Аюрведе: сладкому, кислому, соленому, горькому, острому и вяжущему. Эти шесть основных вкусов происходят от пяти элементов:

Земля + Вода = Сладкий

Земля + Огонь = Кислый

Вода + Огонь = Соленый

Огонь + Воздух = Острый

Воздух + Эфир = Горький

Воздух + Земля = Вяжущий

Разные группы вкусовых сосочков на языке воспринимают разные вкусы и посылают соответствующие сигналы в мозг, откуда исходят команды, влияющие не только на пищеварение, но и на все клетки, ткани, органы и системы тела.

Сладкий

Сладкий вкус присутствует в такой пище, как рис, сахар, молоко, пшеница, финики, кленовый сироп. По своим качествам пища, обладающая сладким вкусом, обычно бывает увлажняющей, охлаждающей и тяжелой. Сладкий вкус оживляет. При умеренном потреблении он полезен телу и способствует росту всех семи дхату (плазмы, крови, мышц, жира, костей, костного мозга и нервной ткани, репродуктивной ткани). Правильное использование этого вкуса дает силу и долголетие. Он обостряет чувства, улучшает внешний вид, голос, способствует хорошему состоянию кожи и волос. Сладкий вкус уменьшает жажду, снимает изжогу и придает силы. Он способствует стабильности.

Несмотря на эти положительные качества, чрезмерное употребление сладкого может стать причиной многих заболеваний. Сладкая пища увеличивает капху и может вызвать простуду, кашель, застойные явления, тяжесть, потерю аппетита, леность и ожирение. Кроме того, она может спровоцировать застой лимфы, опухоли, водянку, диабет и фиброзно-кистозную мастопатию.

Кислый

Кислым вкусом обладает такая пища, как плоды цитрусовых, сметана, йогурт, уксус, сыр и ферментированные продукты. По своей природе кислые продукты обычно жидкие, легкие, согревающие и влажные. При умеренном употреблении они освежают, разжигают аппетит, увеличивают слюноотделение, улучшают пищеварение, заряжают тело энергией, питают сердце и придают легкость уму.

При злоупотреблении кислым вкусом он может вызывать жажду, повышенную кислотность, изжогу, несварение, язвенную болезнь и повышенную чувствительность зубов. Из-за своего ферментирующего действия употребляемый в чрезмерных количествах он может быть токсичным для крови и вызывать кожные заболевания, в том числе дерматит, угревую сыпь, экзему, фурункулез и псориаз. Его горячее качество может привести к закислению тела и вызвать жжение в горле, груди, сердце, мочевом пузыре и мочеиспускательном канале.

Соленый

Примерами веществ, обладающих соленым вкусом, являются морская и каменная соль, морская капуста. По своим качествам соленый вкус - согревающий, тяжелый и увлажняющий. При умеренном употреблении он уменьшает вату и увеличивает питту и капху. Элемент воды наделяет его слабительным действием, а благодаря элементу огня он уменьшает спазмы и боль в толстой кишке. В умеренных количествах он способствует росту и поддерживает водно-электролитный баланс, стимулирует слюноотделение и помогает перевариванию и всасыванию, а также удалению отходов.

Избыток соли в питании может привести к возбуждению питты и капхи, сделать кровь густой и вязкой, вызвать отечность, повышенное давление и ухудшить состояние кожи. Приливы жара, обмороки, образование морщин и облысение также могут быть обусловлены чрезмерным употреблением соленого. Еще целый ряд расстройств, в том числе очаговое выпадение волос, язвы, геморрагические заболевания, кожная сыпь и повышенная кислотность, могут быть результатом злоупотребления соленым вкусом.

Острый

Острый вкус присутствует в различных видах перца (черном, кайенском, чили), в луке, редиске, чесноке, горчице, имбире. По своей природе он легкий, сушащий и согревающий. При умеренном употреблении он улучшает пищеварение и всасывание, очищает ротовую полость. Он устраняет застой в носоглотке, стимулируя образование слез и выделений из носа. Острый вкус способствует кровообращению, разрушает тромбы, помогает удалению отходов и обладает антисептическим действием. Он придает ясность восприятию.

С другой стороны, злоупотребление острым вкусом в повседневной диете может вызывать негативные реакции. Он способен вызвать истощение, ослабить сексуальную и репродуктивную силу и привести к бесплодию как у женщин, так и у мужчин. Он может вызвать удушье, ощущение жжения, обморок и сильное утомление, сопровождающееся жаром и жаждой. Злоупотребление острым вкусом возбуждает питту и может быть причиной поноса, изжоги и тошноты. Поскольку в состав острого вкуса входит элемент воздуха, он способен возбуждать вату, вызывая головокружение, дрожь в конечностях, бессонницу и боль в ногах. Кроме того, результатом чрезмерного употребления острой пищи могут быть язва желудка, астма, колит, кожные заболевания.

Горький

Горьким вкусом обладают кофе, алоэ, ревень, такие лекарственные растения, как щавель курчавый, пажитник, куркума, корень одуванчика, сандал. Горького вкуса обычно не хватает в диете жителей северных широт. По природе он холодный, легкий и сухой, увеличивает вату и уменьшает питту и капху. Хотя сам по себе горький вкус не слишком приятен, он восстанавливает чувство вкуса, усиливая ощущение других вкусов. Он обладает бактерицидным действием, устраняет токсины, помогает избавиться от ощущений жжения и зуда, от обморочных состояний и трудноизлечимых кожных заболеваний. Горький вкус уменьшает лихорадку, придает упругость коже и мышцам. В малых количествах он способствует пищеварению, подавляет газообразование в кишечнике. Оказывая на организм осушающее действие, он уменьшает количество жира, костного мозга, объем мочи и кала.

Злоупотребление горьким вкусом может вызвать истощение всех дхату тела, крайнюю сухость, истощение и усталость. Иногда наблюдается головокружение и потеря сознания.

Прана - это связующее звено между телом, умом и сознанием. Это постоянное движение осознавания. Прана переносит осознавание к объекту восприятия, и это движение осознавания посредством праны называется вниманием . Внутреннее движение праны - это движение ощущения, мысли, чувства и эмоции. Таким образом, прана и ум глубоко взаимосвязаны.

Физическое проявление праны - дыхание , поэтому дыхание и ум тоже тесно связаны друг с другом. В Аюрведе дыхание рассматривается как физическая часть мышления, а мышление - как психическая часть дыхания. Каждая мысль изменяет ритм дыхания и каждый вздох изменяет ритм мышления. Когда человек счастлив, пребывает в блаженстве и молчании, его дыхание ритмично. Если он выведен из душевного равновесия страхом, тревогой или нервозностью, его дыхание становится неровным и прерывистым.

Риши, ведические провидцы, обнаружили эту тесную взаимосвязь между дыханием и умственной деятельностью и создали искусство пранаямы. Пранаяма - это прана плюс аям. Аям означает «управлять», а прана - «дыхание». Управляя дыханием, мы можем управлять умственной деятельностью.

Шесть дыхательных упражнений

Пранаяма «Чередуя ноздри»

Простое и в то же время эффективное дыхательное упражнение - это пранаяма «Чередуя Ноздри».

1.Выполняйте это упражнение, удобно сидя на полу со скрещенными ногами и прямой спиной. Если такая поза для вас неудобна, сядьте прямо на переднюю часть стула, так чтобы ступни плоско стояли на полу и колени были согнуты под прямым углом.

2. Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки и вдохните через левую ноздрю. Вдыхайте глубоко, животом, а не грудной клеткой.

3.Вдохнув, ненадолго задержите дыхание.

4.Выдохните через правую ноздрю, зажав левую мизинцем и безымянным пальцем правой руки.

5.Повторите первые три шага, на этот раз начиная со вдоха через правую ноздрю (зажав левую мизинцем и безымянным пальцем).

Это дыхательное упражнение можно выполнять в течение 5-10 минут.

Ситали пранаяма (охлаждающее дыхание)

Сверните язык в трубочку. Медленно вдохните через свернутый язык, глотните и затем обычным образом выдохните через нос, держа рот закрытым. Вы ощутите, как входящий воздух охлаждает слюну, язык и мембраны слизистой оболочки рта.

Такое дыхание полезно для успокоения повышенной питты. Оно понижает температуру рта, делает слюну холодной, помогает подавить жажду и улучшает пищеварение, всасывание и усвоение пищи. Ситали эффективна при высоком кровяном давлении, жжении языка или горла, рези (жжении) в глазах. Она охлаждает все тело.

Если вы не можете свернуть язык трубочкой, то есть другой способ выполнять Ситали - слегка сжать зубы и прижать к ним язык. В этом случае вы вдыхаете воздух через зубы. Поскольку некоторые люди ощущают боль, когда втягивают холодный воздух через зубы, прижатый к зубам язык согреет их и предотвратит это неудобство.

Бхастрика пранаяма (дыханпе огня)

Это дыхательное упражнение увеличивает жизненную емкость легких, облегчает аллергии и астму, а также помогает сделать легкие сильными и здоровыми. Кроме того, оно согревает всё тело.

Пассивно вдыхайте (через нос), а выдыхайте активно и с небольшим усилием. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость. Представьте себе паровоз, который, медленно двигаясь, набирает скорость. Проделайте цикл из 30 выдохов, затем минуту отдохните. Можно выполнять до пяти циклов утром и пяти вечером.

Бхрамари пранаяма (гудящее дыхание)

При вдохе напрягите надгортанник, так чтобы возник гудящий звук. На выдохе звук должен быть низким и долгим. По традиции говорят, что более высокий звук при вдохе подобен гудению пчелы, а более глубокий звук выдоха похож на гудение шмеля (при выражении удивления этот звук возникает естественным образом со вдохом через нос. Он также спонтанно возникает на вдохе при испуге или внезапной боли, но при этом обычно вдыхают через рот. Этот звук получится, если попытаться произнести на вдохе букву «н» с закрытым ртом. На выдохе для этой цели можно произносить букву «м»).

Если вам трудно производить гудящий звук на вдохе, просто вдыхайте глубоко животом и издавайте гудение на выдохе.

Выполняя Бхрамари, легонько касайтесь кончиком языка мягкого неба вблизи задней стенки гортани. Следите, чтобы ваши зубы не были сжаты.

Бхрамари делает голос более мелодичным. Гудение вызывает вибрацию нервной системы - это своего рода звуковая терапия мозга. Кроме того, оно полезно для щитовидной, паращитовидной и вилочковой желез. Делайте десять циклов дыхания за один прием.

Уджайи пранаяма (дыхание победы)

Сядьте в Ваджрасану либо в позу Лотоса, положив руки на колени ладонями вверх. Держите грудь, шею и голову на одной прямой линии, чтобы позвоночник был прямым. Слегка прижмите подбородок к груди, втянув голову назад и одновременно опустив ее к грудной клетке. Перенесите свое осознаванис в область горла.

Дальнейшие действия, возможно, вызовут у вас некоторые затруднения. Будьте внимательны. Не глотая в действительности, начните глотательное движение, чтобы поднять гортань вверх. В то же самое время напрягите надгортанник, как бы беззвучно «произнося» букву «и», и медленно, глубоко вдыхайте животом. Вдыхаемый воздух будет издавать нежный шипящий звук.

Вдохнув, глотните и ненадолго задержите дыхание, затем медленно выдыхайте, снова сократив надгортанник - как будто гудя, но при этом издавая не гудящий, а шипящий звук (этот шипящий звук совсем не сложно произвести как ни вдохе, так и на выдохе, но труднее объяснить, как это сделать. Можно сказать, что это тот звук, как в Брахмари, но издаваемый шёпотом).

Выполнение Уджайи доставляет огромное удовольствие. Ум успокаивается, межреберные мышцы расслабляются и на самом деле возникает ощущение победы. Уджайи благотворно действует на все три доши и помогает восстановить их исходную уравновешенную комбинацию - пракрити. Эта пранаяма способствует долголетию. Делайте двенадцать циклов дыхания за один прием.

Сурья бхеди пранаяма (дыхание правой ноздрей)

Чтобы дышать только через правую ноздрю, заткните левую ноздрю ватой или несильно прижмите ее мизинцем и безымянным пальцем правой руки. Вдыхайте и выдыхайте через правую ноздрю. Делайте десять циклов дыхания за один прием. Эта пранаяма активизирует мужской, активный аспект в теле и уме и улучшает пищеварение.