Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощеное воскресенье. Прощёное воскресенье Сыропустная неделя что можно есть по дням

Сыропустная неделя - это последний день перед Великим постом, преддверие долгого воздержания не только от животной пищи, но и от злых мыслей и дел. Что же нужно, чтобы быть готовым к духовному очищению?

Что такое сыропустная неделя

Сыропустная неделя завершает сырную седмицу, которая в миру называется Масленицей. Верующие православные люди уже в течение этих семи дней не употребляют в пищу мясо, подготавливая себя к Великому посту. Слово «неделя» в данном словосочетании имеет не современное, а более древнее значение, подразумевая день недели — воскресенье. Слово же «сыропустная» можно разделить на две вполне понятных части: «сыр» и «пуст». Это день, когда в последний раз перед Великим Постом можно употреблять в пищу яйца, молочные продукты и рыбу, их как бы «отпускают», с ними прощаются на время воздержания. Таким образом можно постепенно, и в определенной степени снижая риск для здоровья, перейти на постную пищу.

Верующему человеку необходимо помнить, что несмотря на влияние христианства, Масленица остается языческим праздником. А значит, необходимо не поддаваться соблазнам чревоугодия и даже воздержаться от участия в традиционных обрядах , как, например, сжигание чучела. В церковном календаре эта неделя не является праздничной, более того, богослужения уже уподобляются богослужениям во время Великого Поста. Читается молитва Ефрема Сирина, а в среду и пятницу на этой неделе не проводится Божественная литургия. В своих молитвах в субботу, накануне сыропустной недели вспоминаются все священные мужи и жены, просиявших в подвиге поста, то есть совершается память всем святым преподобным. На их примере Церковь показывает, что такие же люди, как каждый из нас, смогли добиться невероятных духовных высот, а значит, они доступны всем. С православной точки зрения сырная седмица предназначена для укрепления взаимоотношений в семье.

В сыропустную неделю, в народе больше известную как прощеное воскресенье, вспоминается изгнание Адама из Рая по причине грехопадения. На литургии в сыропустную неделю говорится о собирании добродетелей, прощении грехов и посте. Церковь призывает к покаянию за свои грехи. В завершение вечерни в этот день происходит чин прощения. Настоятель после прочтения молитвы просит прощения у всех христиан. Прихожане делают то же самое. Вообще в этот день принято просить прощения друг у друга не только в церкви, но и дома, у всех своих родственников и друзей.

В последний день перед Великим Постом желательно посетить церковь. Но если такой возможности нет, прочитайте соответствующие молитвы и евангелие от Матфея дома. Всего вам доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.03.2016 00:50

Подготовка к Прощеному воскресенью занимает особое место в жизни православных христиан. За несколько дней до...

Крещение Господне состоится 19 января, и перед этим православным праздником христиане придерживаются определенной диеты.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

Великий пост в 2020 году начнется 2 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?

В еликий пост предваряют подготовительные Недели (воскресенья ) и Седмицы . (Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей»).

Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с Недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период .

Предваряют Великий пост - святую Четыредесятницу:

- Неделя о мытаре и фарисее ,

- Неделя и седмица о блудном сыне ,

- Неделя и седмица мясопустная ,

- Неделя и седмица сыропустная (Масленица ).

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания*:

После сплошной седмицы (Неделя о мытаре и фарисее) восстанавливаются посты среды и пятницы (на Неделе о блудном сыне);

Затем следует высшая степень приготовительного воздержания - запрещение вкушать мясную пищу (Неделя сыропустная или Масленица).

(*Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.)

В приготовительных службах Церковь располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
(9 февраля 2020 года)


Смысл названия
Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. На Литургии читается отрывок Лк. 18:10-14 , в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы - «до зрака раба» (Флп. 2:7).

Богослужебные особенности
В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть - «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь на воскресных утренях начинает петь стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери». В её основу положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства.

Сплошная седмица
(10 февраля - 15 февраля 2020 года)

Постовые предписания
Отменяются любые виды поста.

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
(16 февраля 2020 года)


Смысл названия
В Неделю о блудном сыне Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния. Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

На Литургии читается отрывок Лк. 15:11-32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Богослужебные особенности
Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских» , который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота
(22 февраля 2020 года)


Смысл названия
Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

Богослужебные особенности
Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
(23 февраля 2020 года)


Смысл названия
Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о втором пришествии Христа и и предстоящем Страшном суде живых и мертвых. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. На Литургии читается отрывок Мф. 25:31—46 .

Постовые предписания
Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

Богослужебные особенности
Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим. На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его - праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Сырная седмица (Масленица)
(24 - 29 февраля 2020 года)

Постовые предписания
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, или Масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сметана, сыр, масло, яйца и рыба . Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Богослужебные особенности
Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В среду и пятницу Литургия не совершается , в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» , которая является одной из важнейших молитв поста.

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ (ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)
(1 марта 2020 года)


Смысл названия
Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая. На Литургии читается отрывок Мф. 6:14-21 , в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

Постовые предписания
Заговенье на любую пищу животного происхождения.

Богослужебные особенности
После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения : подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом . В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета .

Православие.ru

Мясопустная неделя – это третье воскресенье периода подготовки к Великому посту. Это время, когда каждый православный должен стремиться максимально очиститься от грехов и пороков, усмиряя свою плоть .

Значение термина «мясопуст»

Слово произошло от греческого «апокрэос» и латинского «карни привум», что значит – лишение мяса. Мясопустная неделя наступает на 56 день до празднования Пасхи. За ней следует последняя перед постом седмица – сырная, или как ее называют в народе – «масленица». Те, кто решил соблюдать пост, на этой неделе не вкушают мяса и едят исключительно молочные продукты и яйца .

Подготовка к Пасхе

Важно правильно подготовиться к празднованию самого важного православного праздника — Пасхе. Период подготовки к посту состоит из трех седмиц, каждая из которых, посвящена определенной теме. Начинается он с истории, молившихся в храме фарисея и мытаря. Сыропустная седмица – заключительная часть подготовительного периода перед Пасхой.

Седмицы во время подготовки и Великого поста посвящены отдельным темам:

  • О фарисее и мытаре;
  • О блудном сыне;
  • Мясопустная;
  • Сыропустная.

Этот период направлен на то, чтобы человеку легче было перейти к аскетичному от привычного образа жизни. Уже более 16 веков практикуется такая подготовка к Великому посту .

Описание мясопустной недели

Третью неделю подготовки к Великому посту называют Мясопустной седмицей. Она направлена на отказ православного христианина от употребления мясных продуктов, чтобы воздержание в дальнейшем проходило легче. Это последние дни перед Постом, когда еще разрешено вкушать мясные продукты.

В этот период завершались ярмарки и свадебные гулянья. Верующие готовились к воспоминаниям о Страданий Христа. Следующая неделя называется Масленицей. В эту седмицу уже отказываются от мяса и вкушают только яйца и молочные продукты.

Вселенская Родительская Мясопустная суббота

На Мясопустную седмицу приходится . Церковь в этот день поминает всех усопших со времен Адама.


Поминальная Молитва Проповедь Видео Фото: неделя о Страшном суде

Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твоё, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь

Этот поминальный день напоминает всем христианам о необходимости спасения всех людей, поэтому все живые должны молиться о душах умерших сестер и братьев. Умирает только тело, душа же остается живой, а значит, у нее еще есть время для покаяния. У всех, живых и почивших, есть время до Страшного Суда, чтобы покаяться. Молясь за умерших родственников мы и сами незаметно становимся лучше: начинаем любить ближних и очищаемся от зла .

Христианский ли праздник «Масленица»?

В основе Масленицы лежит совсем не христианство. Это знает каждый образованный человек. Масленица – это древнее языческое празднование встречи весны и проводов зимы. Раньше этот праздник представлял собой своеобразную вакханалию, которая сопровождалась играми, драками, необузданным весельем и обильными хмельными пирами. До принятия христианства такие гуляния были направлены на то, чтобы умилостивить языческих богов. В некоторых случаях они сопровождались человеческими жертвоприношениями, в числе которых были первомученики – киевский варяг Феодор и его сын Иоанн. Поэтому, православная церковь, рассказывая о Страшном Суде, призывает к покаянию и просит с осторожностью относиться к языческим обрядам, которые до сих пор живут в нашем подсознании.

После крещения Руси, люди так и не смогли отказаться от празднования масленицы. Русскому народу трудно отменить праздники, сопровождающиеся бесшабашными гулянками, и богатыми застольями. Православная церковь вынуждена была эту неделю совместить с последней подготовительной седмицей. Таким образом, она могла хоть как-то контролировать то, что происходит и не допустить кощунственного разгула в период Великого поста. Традицию поминать умерших предков блинами переосмыслили как заговенье – праздничная трапеза перед постом. В храмах читают покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина. При этом на улицах творили ритуальные языческие заклинания и частушки, которые оскверняют слух верующего человека .

Что разрешено есть в мясопустную неделю

Православных верующих интересует вопрос, что можно вкушать в эту неделю, чтобы правильно подготовить организм к Великому посту.

В воскресенье употребляют привычные мясные продукты: мясо птицы, говядину, свинину, колбасные изделия. Строгих запретов в этот день нет. Если есть желание, можете есть жирные колбаски или сало. Однако делать это нужно в меру, так как это все таки, подготовительная неделя, после которой наступит Великий пост. За мясопустной неделей следует Сыропустная. Из рациона исключают мясные продукты.

Стоит отметить, что традиции православной церкви очень мудрые. Ведь, чтобы пост пошел на пользу, нужно к нему правильно подготовить организм .

Христианские богослужения

Мясопустная неделя начинается с воскресенья, во время богослужения в этот день вспоминают историю о блудном сыне. На ежедневных литургиях вспоминают предстоящий Страшный Суд, который состоится, когда произойдет второе пришествие Христа. На богослужениях в будни читают стихи из Евангелия, где о грядущем Суде говорил сам Иисус.

Завершается Мясопустная неделя родительской субботой, когда все православные христиане поминают своих умерших родственников и друзей. В память о них, заказывают панихиды и заупокойные молебны.

В воскресенье проводят Великий Мясопуст – праздник мяса, перед тем, как полностью отказаться от него. Как правило, это народные ярмарки и гулянья с большим количеством мяса, которое запекают, жарят на грибе и едят вдоволь .

Как подготовиться в мясопустной неделе?

Священнослужители рекомендуют продумать рацион питания на следующий месяц, учитывая, что в нем должны присутствовать постные блюда. Также важно подготовиться психологически, чтобы отказаться от развлекательных и праздничных мероприятий.

По возможности чаще посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. В подготовительный период, как и в сам пост, нужно отказаться от посещения увеселительных мероприятий, сократить до минимума просмотр развлекательных программ.

Стоит помнить, что пост – это не наказание, а время, когда каждый верующий человек может очистить свою душу. Борясь со своими страстями, мы становимся ближе к Богу, исцеляясь физически и духовно.

Из-гнан-ный из рая, ве-ли-ким пла-чем пла-кал Адам о том, что по-те-рял вла-ды-че-ство в ми-ре и, утра-тив цар-ское до-сто-ин-ство, стал ра-бом. Ве-лик был плач Ада-мов. Отец все-лен-ной, он в раю знал сла-дость люб-ви Бо-жи-ей, и по-то-му, ко-гда был из-гнан из рая за грех и ли-шил-ся люб-ви Бо-жи-ей, горь-ко стра-дал и с ве-ли-ким сто-ном ры-дал на всю пу-сты-ню.

В Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви по-след-нее вос-кре-се-ние пе-ред Ве-ли-ким по-стом име-ет еще на-зва-ние «Вос-по-ми-на-ние Ада-мо-ва из-гна-ния». Со вре-ме-ни из-гна-ния Ада-ма из Рая, каж-дый че-ло-век в этой жиз-ни пе-ре-жи-ва-ет «из-гна-ние из рая», но каж-дый хо-чет жить как в раю, по-то-му что ме-сто, опре-де-лен-ное че-ло-ве-ку Бо-гом из-на-чаль-но - Рай, по-сто-ян-но вле-чет нас. Мы все пла-чем по раю, по утра-чен-но-му сча-стью, ищем рай на зем-ле и пы-та-ем-ся его по-стро-ить здесь. На-ша Цер-ковь в этот вос-крес-ный день вспо-ми-на-ет, как на-ши пра-ро-ди-те-ли Адам и Ева не со-хра-ни-ли за-по-ве-ди Гос-под-ни, на-ру-ши-ли Бо-жию за-по-ведь, вку-си-ли от за-пре-щен-но-го пло-да, из чи-стых и без-греш-ных свя-тых ста-ли несчаст-ны-ми греш-ни-ка-ми.

В этот вос-крес-ный день сим-во-лич-но Цер-ковь ста-вит нас пе-ред во-ро-та-ми рая, вос-по-ми-ная день, ко-гда Адам и Ева - пер-вые лю-ди, бы-ли из-гна-ны из са-да эдем-ско-го. По-те-ряв-шие рай, они по-зна-ли и уни-что-же-ние есте-ства че-ло-ве-че-ско-го, по-то-му что по-сле их гре-хо-па-де-ния все бы-ло на-ру-ше-но. Цер-ковь на-ша ста-вит нас как пе-ред две-ря-ми рая, чтобы мы по-ня-ли, что на-хо-дим-ся на зем-ле греш-ной, и не по-то-му что ее Бог та-кой со-здал, а по-то-му что че-ло-век ее та-кой сде-лал. Мы долж-ны не за-бы-вать, что мы не в Цар-стве Бо-жьем, а здесь, на зем-ле, где нет смыс-ла ждать ни свет-ло-го бу-ду-ще-го, ни рая - его здесь нет. И мы, как Адам, пла-чем по раю, по бла-жен-ству, по Цар-ству Небес-но-му, чтобы в этом со-сто-я-нии пла-ча вой-ти в Ве-ли-кий пост. Но как ска-за-но, преж-де, чем ты при-не-сешь дар свой к ал-та-рю, вспом-ни, нет ли то-го, кто то-бой оби-жен. Преж-де, чем оста-вить дар твой, иди и при-ми-рись с бра-том сво-им. То есть преж-де, чем при-не-сти Гос-по-ду на-ши по-дви-ги по-ста, мо-лит-вы, по-слу-ша-ния, ас-ке-зы мы долж-ны вспом-нить есть ли оби-жен-ные на-ми. То-гда на-до пой-ти и при-ми-рить-ся с ни-ми, и толь-ко по-том на-чи-нать Ве-ли-кий пост, чтобы пред-сто-ять бла-го-го-вей-но пе-ред Бо-гом с чи-стым серд-цем.

По тра-ди-ции мы все ве-че-ром в этот день со-би-ра-ем-ся в Тро-иц-ком Со-бо-ре, чтобы при-ми-рить-ся и по-про-сить у друг дру-га про-ще-ния, у свя-щен-ни-ков. Один раз в го-ду в Про-ще-ное вос-кре-се-ние наш Ар-хи-ерей сто-ит пе-ред сво-им на-ро-дом на ко-ле-нях, про-сит про-ще-ние. В этот день мы все при-ми-ря-ем-ся и при-бли-жа-ем-ся очень близ-ко к да-ро-ван-ной Гос-по-дом бла-го-да-ти, ко-гда мно-же-ство свя-щен-ни-ков: мо-на-хи, про-то-и-е-реи и иереи, мо-ло-дые и, убе-лен-ные се-ди-на-ми, ко-гда сам Ар-хи-ерей про-сят про-ще-ния, а мы - у них, и все вме-сте мы про-сим про-ще-ния у на-ше-го Гос-по-да Иису-са Хри-ста: «Гос-по-ди, оста-ви нам дол-ги на-ши, яко-же и мы остав-ля-ем долж-ни-ком на-шим». В Со-бо-ре зву-чат ве-ли-ко-пост-ные по-ка-ян-ные пес-но-пе-ния, и про-из-но-сит-ся древ-няя по-сто-вая мо-лит-ва Еф-ре-ма Си-ри-на: «Гос-по-ди и Вла-ды-ко жи-во-та мо-е-го, дух празд-но-сти уны-ния, лю-бо-на-ча-лия, и празд-но-сло-вия не даждь ми. Дух же це-ло-муд-рия, сми-ре-но-муд-рия, тер-пе-ния, и люб-ве, да-руй ми ра-бу Тво-е-му. Ей Гос-по-ди Ца-рю, да-руй ми зре-ти моя пре-гре-ше-ния, и не осуж-да-ти бра-та мо-е-го, яко бла-го-сло-вен еси во ве-ки ве-ков, аминь».

Ада-мо-во из-гна-ние, из-гна-ние из Рая, непо-сред-ствен-но от-но-сит-ся и к нам, и к на-шим очень род-ным лю-дям - Ада-му и Еве, имен-но их кровь те-чет в на-ших жи-лах. Каж-дый из нас име-ет их сво-и-ми пра-ро-ди-те-ля-ми. От них по-шел весь че-ло-ве-че-ский род, все на-ро-ды в ми-ре. В Раю, Эде-ме про-изо-шло па-де-ние пер-во-го че-ло-ве-ка, пер-вые лю-ди не про-сто ослу-ша-лись Бо-га, они, пусть опро-мет-чи-во, пусть не по-ду-мав, но из-бра-ли са-мый страш-ный путь, ко-то-рый толь-ко мож-но пред-ста-вить на этой зем-ле - про-тив-ле-ния во-ле Бо-жи-ей. Про-тив-ле-ние во-ле Бо-жи-ей невоз-мож-но! Про-тив-ле-ние во-ле Все-дер-жи-те-ля, все-мо-гу-ще-го Бо-га - это смерть. И вот на эту смерть об-рек-ли се-бя род-ные нам лю-ди, на-ши пред-ки, пра-ро-ди-те-ли Адам и Ева.

В пес-но-пе-нии за все-нощ-ной по-ет-ся о том, как си-дел Адам на-про-тив рая и опла-ки-вал свое гре-хо-па-де-ние, опла-ки-вал уже за-поз-да-лы-ми сле-за-ми. Каж-дый из нас то-же имел нема-ло слу-ча-ев вслед за Ада-мом опла-кать свои ошиб-ки. Но, к сча-стью, мы ви-дим, как по ми-ло-сер-дию Сво-е-му Гос-подь и эти ошиб-ки пре-тво-ря-ет в на-ше спа-се-ние. И са-мые па-де-ния че-ло-ве-че-ские Гос-подь Бог ис-поль-зу-ет для по-ка-я-ния и из-ме-не-ния че-ло-ве-ка. Адам, ко-неч-но, пла-кал не толь-ко о се-бе са-мом, но и о мно-го-чис-лен-ном сво-ем потом-стве, сре-ди ко-то-рых и мы с ва-ми. Он ви-дел, на что об-рек сон-мы лю-дей, и что не все из них, да-же бла-го-да-ря крест-ной жерт-ве Гос-по-да Иису-са Хри-ста, бу-дут спа-се-ны.

Вот к этой древ-ней, и в то же вре-мя лич-ной, по-вто-ря-ю-щей-ся для каж-до-го из нас, в на-шей соб-ствен-ной судь-бе, ис-то-рии воз-вра-ща-ет нас Свя-тая Цер-ковь на-ка-нуне Ве-ли-ко-го по-ста. От этой точ-ки гре-хо-па-де-ния и из-гна-ния са-мих се-бя из Рая к на-ше-му об-ще-му пе-чаль-но-му, пад-ше-му со-сто-я-нию на-чи-на-ет-ся се-го-дня вхож-де-ние в пост и по-ка-я-ние.

Смотрите короткий ролик игумена Силуана (Туманова) о Прощенном воскресенье.

Неделя (т. е. Воскресенье) сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье - 1 марта 2020 г. Прощенным воскресеньем заканчивается Масленица, последняя седмица перед Великим постом. На это подготовительные недели к Великому посту заканчиваются и начинается собственно пост.

В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает «первородный грех» человечества. Эта духовная катастрофа, постигшая людей на заре их существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несет в себе «грех Адама», темный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма «Адама»; он запечатлен «образом и подобием Божиим», и он же заражен недугом ложного самоутверждения.

Церковь указывает на «грех Адама» у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесенный Творцом над природой, человек изменил своему призванию и в результате сам подпал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа — внутри нашего существа. «Не думай о победе, если не победил себя», — гласит старинная мудрость. В природе тоже есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день (нередко сразу после Литургии) в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.

Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»

О прощёном воскресенье

Создатель мой Господь, / прах от земли взяв, / животворным дуновением вложив в меня душу, оживил / и почтил, назначив на земле / владыкою всех видимых творений, / и Ангелам сообитателем. / Сатана же коварный, / орудием своим змия употребив, / пищей меня соблазнил, / и от Божией славы отлучил, / и преисподней смерти предал в землю; / но, как Владыка и милосердный, / вновь меня к Себе призови.

Одеяние, Богом сотканное, / я совлек с себя, несчастный, / Твоего божественного повеления ослушавшись, Господи, / по совету врага; / и листьями смоковницы, / и кожаными одеждами ныне облечен: / ибо в поте лица осужден был хлеб скудный вкушать; / земля же проклятием обречена была / терния и колючки приносить мне. / Но в последние времена от Девы Воплотившийся, / призвав меня, введи снова в рай.

Рай драгоценный, / совершеннейшая красота, / Богом созданная обитель, / радость непрестанная и наслаждение, / слава праведных, пророков услада, и святых жилище, / шумом листьев твоих Создателя всех умоляй / открыть мне врата, которые я преступлением затворил, / и удостоить меня приобщения к древу жизни, / и радости, которою я прежде в Тебе наслаждался.

Адам изгнан был из рая за ослушание, / из обители наслаждения извержен, речами жены обманутый, / и нагой сидит напротив места того, - «увы мне», - сетуя. / Потому постараемся все провести время поста / слушаясь евангельских преданий, / чтобы чрез них став угодными Христу, / получить нам снова райское жилище.

Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски

Николай Успенский «Святая Четыредесятница: историко–литургический очерк»

Из богослужебных особенностей Великого поста прежде всего следует отметить обряд прощения, совершаемый в последнее перед постом воскресенье после вечерни. Этот обряд, один из древнейших христианских обрядов, своим происхождением обязан первым палестинским отшельникам. В лаврах преподобных Саввы Освященного, Евфимия Великого и других палестинских монастырях от их основателей установился обычай проводить монахам Великий пост в абсолютном уединении по примеру Христа, проведшего так 40 дней в пустыне. Поэтому в названное воскресенье вечером все монахи собирались в храм, пели последнюю вечерню, после которой молча прощались с монастырем, целовали иконы и прощались друг с другом, а на другой день рано утром покидали монастырь, уходя в отдаленные от монастыря пустынные горы. Монастырь как бы вымирал. В нем оставались только больные, не могущие двигаться старцы да обслуживающие их иноки и один священник. Все же остальные пребывали в горах, питаясь сухими зернами и корнеплодами, молясь и занимаясь рукоделием на нужды обители. Так шли 40 дней поста. В Лазареву же субботу отшельники со всех концов стекались в свой монастырь, держа в руках пальмовые ветви и крестики из сучков пальмы собственного рукоделия. С пением «Днесь благодать Святаго Духа нас собра и вси вземше крест Твой глаголем: „Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних"» они входили в храм ко всенощному бдению.

В период персидских нашествий на Палестину (VII-XI века) монахи вынуждены были часто оставаться Великим постом в монастыре, чтобы в случае нападения неприятелей быть защитой ддя беспомощных больных собратий. Так трогательный и поучительный обычай проведения поста в пустыне упразднился, обряд же прощения, откуда и само воскресенье называется «прощеным», распространился во всей Церкви, напоминая верующему о необходимости примирения с обидевшими его, дабы ему самому получить прощение от Бога по слову молитвы Господней — «остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Гимн же победителей греха, с которым они возвращались из пустыни в монастырь, сохранился в богослужении Недели ваий, в качестве первой вечерней стихиры.

Проповедь Антония Сурожского

Прощение наступает в момент, когда мы говорим друг другу: я знаю, как ты хрупок, как глубоко ты ранишь меня, и потому, что я ранен, потому, что я жертва - иногда виновная, а иногда и безвинная - я могу повернуться к Богу и из глубины боли и страдания, стыда, а подчас и отчаяния я могу сказать Господу: Господи, прости! Он не знает, что он делает! Если бы только он знал, как ранят его слова, если бы только он знал, сколько разрушения он вносит в мою жизнь, он не сделал бы этого. Но он слеп, он не созрел, он хрупок; и принимаю его, я понесу его или ее, как добрый пастырь несет погибшую овцу; потому что все мы - погибшая овца Христова стада. Или же я понесу его, ее, их, как Христос нес крест: до смерти включительно, до любви распятой, когда нам дана вся власть простить, потому что мы согласились простить все, что бы нам ни сделали.

И вот вступим в Пост, как идут из густой тьмы в рассеивающийся сумрак, и из сумрака в свет, с радостью и светом в сердце, отрясая прах с ног, сбрасывая все путы, держащие нас в плену: в плену у жадности, в плену у зависти, страха, ненависти, ревности, в плену взаимного непонимания, сосредоточенности на себе - потому что мы живем в плену у самих себя, тогда как мы призваны Богом быть свободными.

И тогда мы увидим, что шаг за шагом мы движемся как бы через большое море, прочь от берегов мглы и сумрака к Божественному свету. На пути мы встретим распятие; и в конце пути придет день, - и мы будем предстоять перед Божественной любовью в ее трагическом совершенстве, прежде чем она настигнет нас неизреченной славой и радостью. Сначала - Страсти, сначала - Крест; а потом чудо Воскресения. Мы должны войти и в то, и в другое; войти в Страсти Христовы вместе с Ним, и вместе с Ним войти в великий покой и блистающий свет Воскресения.

Беседа Александра Геронимуса

Хотя следующую неделю мы называем Прощеным воскресеньем, строго говоря, Прощеное воскресенье - это вечерня воскресного дня, в конце которой совершается чин прощения обид. А сам этот воскресный день вместе с его всенощной и литургией называеется Воспоминание Адамова изгнания.

В богослужении этого дня есть такой икос, принадлежащий Роману Сладкопевцу, замечательному песнописцу V века:

Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости Рая, рукама бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Видев Адам ангела изринувша, и затворившаго божественнаго сада дверь, воздохнув вельми, и глагола: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Споболи Раю стяжателю обнищавшему, и шумом твоих листвий умоли Содетеля, да не затворит тя: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Раю вседобродетельный, всесвятый, всебогатый, Адама ради насажденный, и ради Евы заключенный, умоли Бога о падшем: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Песнопение написано от лица Адама, и свидетельствует оно о том, что автор этого песнопения вошел в такую степень восприятия реальности, при которой он себя позиционирует как изгнанный из рая Адам, находящийся пред вратами Рая. Это нормальная исходная позиция для того, чтобы начать путь Великого поста, который может быть обозначен и как путь возвращения.

Вторая часть богослужения предстоящего воскресенья - вечерня с чином прощения обид. Некоторые люди задают следующий вопрос: когда мы собираемся в церковь на короткую, но трогательную службу Прощеного воскресенья, то не только люди, между собой знакомые, просят друг у друга прощения, но и незнакомые могут подходить с этим друг к другу - какой в этом смысл? Мы чуть позже и на этом вопросе остановимся, но сначала более простой вопрос, относительно прощения друг другу. Св. пророк Исаия говорит: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Предварительным условием поста, началом поста, началом собственного покаяния является проведение довольно трудной работы. Трудной, потому что она относится к каждому человеку по отдельности, а не ко всем вместе: «Простите меня…» Если с каким-то человеком нет внешнего конфликта, но внутри у нас неблагое расположение - значит, нужно над этим работать: Бог смотрит на сердце. И, конечно, думать, что мы за один день, Прощеное воскресенье, всю эту огромную работу проделаем, а потом уже, освобожденные от всех худых межчеловеческих отношений, будем идти самостоятельно спасаться, - иллюзия. Первый толчок, первый импульс, конечно, дается как установка в Прощеное воскресение, но в принципе работа по конкретному осуществлению второй заповеди о любви к ближним обязательно должна продолжаться в течение поста.

Проповедь Луки Крымского

Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших.

О какие это простые, какие вместе с тем глубоко, глубоко правильные слова! Какая глубокая правда в них!

Ну скажите, если человек так ненавидит обидчика своего, что никак не хочет простить его, то заслуживает ли он прощения от Бога? О нет, конечно, нет.

Господь и Бог наш Иисус Христос, Кровью Своей пречистой искупивший грехи всех людей, искупил и грех обидчика твоего. А ты, окаянный, не хочешь простить, когда Сам Христос простил. О как это страшно! 13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.


Послание к Римленам, главы 13-14

Книга Бытия о изгнании из Рая

1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4. И сказал змей жене: нет, не умрете,

5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

11. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

21. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Книга Бытие 3:1-24

«Прости им, ибо не ведают, что творят». Молитвенно-психологический семинар

«Прости им, ибо не ведают, что творят». Молитвенно-психологический семинар о прощении от психолога Марины Филоник. Эта уникальная встреча состоит из двух частей — лекционной и молитвенной. Цель единая — приблизиться к прощению, чтобы в день прощеного воскресения простить по-настоящему, от всей души.

…хочу простить и не могу, стараюсь, молюсь… Прошу Бога дать мне дар прощения, пытаюсь исправиться — и снова и снова понимаю, что не простил. И вот прощеное воскресенье, и я точно должен простить. Говорю с улыбкой: «Бог простит и я прощаю», и уже сам почти верю в эти слова, но в глубине души все равно… А иногда я сознательно не считаю нужным кого-то прощать — ведь он сделал реальное зло, и моя обида справедлива!

Как мы относимся к себе — так и к другим. Мы не можем простить других, потому что не прощаем себя. Наши неадекватные ожидания от себя — например, «я должен взять себя в руки и простить» — прямо связаны с требовательностью к другим, осуждением и ложным чувством вины. Именно это отдаляет нас от прощения.

Встреча состоит из из 2 частей:

1. лекция-беседа - обсудим некоторые психологические аспекты проблемы, расскажем, что мешает и что помогает двигаться к прощению,
2. молитвенная часть. Предстанем искренне перед Лицом Бога такими, какие мы есть, с нашими ранами и непрощением, чтобы позволить Богу исцелять наши сердца Своей Любовью.