Значение слова чернигов. Древний чернигов В каком году был основан город чернигов

На Валу, на Елецких и Болдиных горах и в других местах. На территории современного города найдены остатки славянских родовых поселений VII-VIII вв. Высокий берег Десны, прорезанный глубокими ярами, представлял собой естественные (созданные природой) укрепления, дающие возможность одновременно создавать в этой местности несколько защищённых поселений. Дальнейший рост этих поселений привёл в VII в. к их слиянию и образованию города, занимающего выгодное географическое положение в широком бассейне реки Десны. Чернигов уже в IX в. становится центром Северской земли, одним из крупнейших городов древней Руси. Быстрому росту города способствовало выгодное географическое положение в бассейне Десны и её притоков Снов и Сейм . По Десне город поддерживал связь с Киевом и далее по Днепру с Византией . Десна открывала выход к землям в верховьях Волги и Оки , а также к Новгороду . По Волго-Донскому пути Чернигов поддерживал связь с арабским Востоком. Ремёсла, земледелие и торговля составляли основу хозяйственной деятельности Чернигова.

Времён Киевской Руси (IX-XIII вв.)

Чернигов - древнее поселение восточно-славянского племени севера . Олег в конце IX века покорил страну северы, жившей по течению Десны, этот город , очевидно, уже существовал, так как на камне, сохранившемся в древнейшей церкви города, есть пометка, относящаяся, в переводе с греческого летосчисления, к началу X века . Став в IX в. центром Северской земли, уже в X в. Чернигов наряду с другими городами имеет важное значение в обороне древнерусского государства от внешних врагов. В XI-XIII вв. Чернигов - стольный град Чернигово-Северского княжества, занимавшего огромные пространства левобережья Днепра. Наряду с Киевом и Новгородом Чернигов - один из центров древнерусской культуры, сокровищница зодчества древней Руси. Здесь и поныне сохраняются выдающиеся архитектурные памятники XI-XIII вв. Таким образом, на протяжении X-XIII вв. Чернигов являлся вторым после Киева экономическим, политическим и культурным центром Киевской Руси .

С 1024 года Чернигов становится центром великого княжества, западной границей которого был Днепр , на Юго-Восток его земли простирались до Северного Кавказа , а на Северо-Восток достигали берегов рек Оки и Москвы . Практически половина древнерусских земель входила в состав Черниговского княжества.

Спасо-преображенский собор

Первым черниговским князем, о котором известно не только из раскопок курганов, но и из летописей, был Мстислав, брат киевского князя Ярослава Мудрого . В центре своего стольного града - «Детинце» (территория современного Вала) он основал княжеский двор и начал строительство Спасского собора , который сохранился до наших дней.

После смерти Мстислава, в 1036 году, Чернигов снова становится подчинён киевскому князю Ярославу. Однако уже в 1054 году древнерусская земля поделена между сыновьями Ярослава . Черниговское княжество досталось Святославу II с которого начинается непрерывный род черниговских князей.

В конце XI в.в древней Руси снова вспыхивают княжеские междоусобицы. История Чернигова этого периода ознаменовалась рядом кровавых войн. Город неоднократно переходил из рук в руки. В 1078 году его штурмом взял Владимир Мономах , который княжил здесь до 18 лет. После Любечского съезда князей в 1097 году, Чернигов достался Давиду Святославовичу . С этого момента черниговская земля навсегда вышла из-под власти киевского князя.

В период феодальной раздробленности XII и начала XIII вв. Чернигов сохранил за собой славу одного из крупнейших городов Руси. Он оставался стольным градом великого княжества, а черниговские князья были владельцами многих удельных княжеств.

Современный вид Пятницкой церкви

Чернигов того времени - второй среди крупнейших городов на Руси (уступая первенство Киеву), важный политический, экономический и культурный центр. Здесь существовала своя денежная система. Особого развития достигло зодчество. До наших дней сохранились строения того времени: Спасский , Борисоглебский и Успенский соборы ; Ильинская и Пятницкая церкви. Во время раскопок в разных частях города обнаружены фундаменты ряда гражданских сооружений, в том числе руины каменных княжеских и боярских строений. Для древнего Чернигова характерен контраст между хоромами богатых и убогими жилищами простого люда. Город славился предметами прикладного искусства.

В XI-XII вв. Чернигов складывался из трёх частей, каждая из которых занимала природный выступ берега реки, была обнесена валом и отделялась одна от другой глубокими рвами. Части в летописях указываются под названиями:

  • «детинец» (кремль) - административный и политический центр города, находился на горе в месте впадения правого притока Стрижня в Десну (территория современного заповедника Вал);
  • «окольный град» - примыкал к детинцу с Юго-Запада, занимал большую территорию, на которой проживала основная масса населения;
  • «предградье» - располагалось за окольным градом. Общая протяжённость вала предградья достигала 7 км. Древний город окружали пригородные сёла и боярские усадьбы.

В Чернигове складали летопись, жили и писали Владимир Мономах, игумен Даниил, князь Святослав Давыдович . На черниговской земле была создана (около 1187 года) бессмертная поэма, памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве ».

Экономическое и культурное развитие Чернигова происходило в тесной близости с Киевом, Новгородом и другими древнерусскими городами. Чернигов играл важную роль в становлении и развитии государства и культуры древней Руси. В XI-XII веках город несколько раз разорялся в ходе княжеских междоусобиц, а также половцами .

Татаро-Монгольское иго (1239-1320 гг.)

Развитие города надолго было прервано нашестием орды ха́на Батыя . В октябре 1239 года татарская орда под предводительством ха́на Менгу напала на Чернигов. Под стенами города развернулась жестокая битва, но силы были неравными, а помощи ждать было неоткуда. 12 октября окружённый город пал. Воскресенская летопись сообщает: «й множество от вой (совр. - воинов) его избиено бысть и град взяша и запалиша огнём». Раскопки полностью подтверждают литописное извещение о трагедии. Чернигов был превращён в руины, большинство жителей были либо убиты либо угнаны в рабство . Остальное население княжества ушло на север. Тем не менее, институт княжеской власти был сохранён. Позже главы (князья) города (Михаил Всеволодович и его сын Роман Михайлович Старый) были казнены из-за отказа выполнения языческого обряда, который они должны были исполнить по приказу ха́на .

Времён господства Великого Княжества Литовского

Чернигов во второй половине XIV века был присоединён к Литовскому государству . Литовцы стремились превратить Чернигов в форпост на юго-восточной границе своих владений. В период 70-80-х гг. 14 в. была построена деревянная крепость для защиты от набегов татар . Город управлялся наместниками Великого княжества . Из-за выгодного геополитического местонахождения город стал постепенно возрождаться. Чернигов становится транзитным пунктом не только для соли, смолы и поташа, но и для восточных товаров: шёлковых тканей, ковров, парчи, фруктов и специй.

В составе княжества Московского (Московии)

Война между Литвой и Россией - гг. закрепила Чернигов за Московским княжеством . В г. на территории Черниговского детинца повелением великого государя Василья Ивановича… срублен бысть град Чернигов древян . Достаточно мощная по тем временам крепость представляла собой замок-цитадель.

После отмены крепостного права с 1861 года постепенно растёт население Чернигова. Подавляющее большинство домов деревянные. Район обязательных каменных построек ограничивался Красной (базарной) площадью. Центральные улицы освещались газовыми фонарями, а с 1895 года внедрено электрическое освещение. Гужевой транспорт являлся доминирующим. Основные грузы возили по Десне. В начале XX века по шоссе «Киев - Петербург» курсируют конные дилижансы до Гомеля и Козельца.

В составе СССР

Времён независимой Украины

Согласно последней переписи в 2001 году население составляло 312,0 тыс. человек.

  • Население на 01.01.2006 г. - 299 600 жителей.

Примечания

Литература

  • Яцура М. Т. Чернигов. Справочник-путеводитель. Київське обласне книжково-газетне видавництво, 1961 г. (укр.)

См. также

Ссылки

ЧЕРНИГОВ

Чернигов - один из старейших русских городов, время основания которого теряется в глубокой древности. Древнейшие подлинные документы знают уже Чернигов, как один из крупных городов Руси. Договор Олега с византийскими императорами Львом и Константином 907 года ставит Чернигов тотчас после Киева в перечне городов, получающих контрибуцию с Византии. В середине X века император Константин Багрянородный упоминает его в числе важнейших городов Руси.

В 1024 году князь Мстислав Тмутараканский отдает своему брату Ярославу Киев, а себе выбирает Чернигов, превращая его в столицу всего днепровского левобережья, всей лесостепной полосы, донских степей и стратегического ключа Причерноморья - Тмутараканской земли (русское княжество на реке Кубани).

Черниговская земля всегда была открыта со стороны степи, и у степ ее столицы часто появлялись воины далекого юго-востока: то ясы (аланы) и касоги (черкесы), то загадочные «были, могуты и татраны».

В конце XI века в Чернигове княжит Владимир Мономах, а в XII веке город переходит в руки потомков князя Святослава Ярославича --сначала Давыдовичей, а потом беспокойных Ольговичей, родовым гнездом которых Чернигов стал на целое столетие.

Детинец - кремль, укрепленная центральная часть древнего города.

ДРЕВНИЙ ЧЕРНИГОВ

Курганы в „Еловш^не

.-^Старое кладбище

План древнего Чернигова и план Вщижского городища Оба плана даны в одном масштабе

Наряду с Киевом Чернигов прочно вошел в русский былинный эпос. В Чернигове создавалась своя литература, известная нам, к сожалению, лишь в отрывках.

Чернигов был центром большого княжества, границы которого на севере проходили через вятские леса, а на юге совпадали с общими границами расселения русских. Черниговская епархия простиралась вплоть до Рязани. Наличие вокруг древнего Чернигова обширного некрополя с княжескими и боярскими курганами, самыми богатыми на Руси, сохранность на территории города самых древних из русских архитектурных памятников - все это придает Чернигову особую ценность как важному объекту разностороннего изучения.

Город Чернигов расположен на высоком холмистом берегу реки Десны, в том месте, где она делает крутой поворот к юго-западу, к Киеву.

Местные краеведы насчитывают на территории Чернигова до четырех древних городищ, образовавших характерное гнездо родовых крепостей. Здесь и мог развиваться позднейший летописный Чернигов. Именно путем сращения воедино нескольких небольших родовых укрепленных поселков и образовались такие древние города, как Киев или Иско-ростень. Берега Десны, изрезанные глубокими оврагами, давали возможность создать одновременно несколько укреплений по соседству друг с другом.

На устье реки Стрижня, впадающей в Десну справа, расположен детинец.

К его северо-западной стороне примыкает древний посад, по площади вдвое превосходящий детинец; восточная граница посада также опирается на Стрижень. С запада к посаду и детинцу примыкает третья часть города, носившая название «Третьяк», по площади равновеликая детинцу, но вытянутая вдоль берега с востока на запад. Еще дальше, на запад, как бы продолжая Третьяк, находится территория Елецкого Успенского монастыря, основанного в XI веке. Каждый из участков города занимает естественный отрог берега и отделен от соседних глубокими и широкими оврагами.

От Елецкого монастыря начинался последний пояс черниговских укреплений. Вал, следы которого кое-где сохранились до сих пор, идет от монастыря на север, перпендикулярно линии берегового обрыва, и затем /поворачивает к востоку, охватывая значительную территорию на севере от перечисленных прибрежных частей города (Третьяк, детинец и др.). Линия этих укреплений пересекает реку Стрижень и идет по Застри-женью, поворачивая затем на юг и смыкаясь с посадом недалеко от северо-восточного угла детинца. Общее протяжение этого вала около 6,5 километра. Внутри этого северного полукольца укреплений находится

церковь Параскевы Пятницы на Торгу, построенная в самом конце XII века, остатки двух больших курганов X века - «Княжны Черны» (разрытый в 1851 году) и знаменитой «Черной Могилы» (языческое погребение в кургане славянского князя).

За пределами северного полукольца (назову его условно вторым посадом) до XIX века сохранялся ряд курганных групп, тянувшихся далеко в стороны от Чернигова и представлявших остатки огромного кладбища, окружавшего город со всех сторон.

На левом берегу Десны, невдалеке от церкви Ильи, на песчаной возвышенности, окруженной со всех сторон протоками и болотами, находилась «Святая роща» 1 . Древний город был окружен пригородными селами, боярскими усадьбами, курганными кладбищами.

Термины, которыми летопись обозначает различные части города, объясняются следующим образом:

1. «Детинец», или «дънешний град», - это то, что в XVII-XVIII веках называлось старой крепостью, фортецией.

2. «Окольный град» - второй пояс городских укреплений, примыкавший с севера к детинцу, а возможно простиравшийся и далеко на запад (Третьяк) до Елецкого монастыря, возникшего во второй половине XI века. Следы укреплений «окольного града» были заметны еще в XVIII веке.

«Окольный град» на востоке упирался в реку Стрижень, и здесь были ворота.

3. «Передгородье с острогом». К середине XII века объем столицы Черниговского княжества должен был сильно расшириться. Судя по тому, что передгородье было взято одними половцами (плохими мастерами штурма городов), без участия основных войск князя Долгорукого, надо думать, что острог не был особенно прочной фортификационной преградой.

Бесспорное приурочение летописных терминов к известным нам частям черниговских укреплений вряд ли возможно. По своим абсолютным размерам черниговский детинец вместе с окольным градом (включая в его состав и Третьяк) равновелик Киеву во времена Ярослава Мудрого.

Чернигов в эпоху образования древнерусского государства

Древний Чернигов IX-X веков известен нам еще недостаточно; остатки его Жилищ, улиц и дворцов скрыты под позднейшими наслоениями, и лишь кое-где при раскопках на большой глубине открываются глинобитные печи, врезанные в землю дома и лепная (т. е. сделанная просто руками, без применения гончарного круга) керамика VIII-IX веков. Остатки культурного слоя этой эпохи прослежены в черниговском детинце на

Подобные урочища, связанные с языческим культом «рощений», имеются почти около каждого древнего русского города. Близ Новгорода Великого, при выходе из Волхова в Ильмень-озеро, находилась «Перунья роща», а позднее Перынский скит. По преданиям, это место связано с культом Перуна.

б Древняя Русь

Боярские курганы IX-X веков на Болдиных горах у Чернигова

Значительном пространстве вверх по реке Стрижню и в других частях города.

Судя по тому, что две богатые княжеские могилы Чернигова X века расположены у самых стен «Окольного града», можно думать, что и возникновение этой линии укреплений относится к тому же времени. Город составился из ряда древних городищ, возникших на живописных отрогах высокого берега Десны, и земляной вал «окольного града» объединил и холм Елецкого монастыря, и Третьяк, и «дънешний град» на устье реки Стрижня.

Мало зная о самом городе и его постройках, мы можем составить себе представление о его населении по обширному некрополю.

Знаменитые черниговские курганы когда-то широкой дугой окаймляли городские стены и расходились лучами в направлении важнейших

дорог - на юго-запад, на северо-восток и на север. Размеры некрополя в настоящее время не поддаются никакому точному определению, так как тысячи курганных насыпей, существовавших еще в XIX веке, уничтожены и сравнены с землей.

Мы не можем определить, как близко подходил некрополь к стенам детинца, но можем утверждать, что район кургана «Княжны Черны» и «Черной Могилы» в X веке находился уже за городскими стенами.

Анализ черниговского некрополя дает возможность осветить ряд важных исторических вопросов, как, например, о боярском и княжеском быте, топографии пригородных сел и боярских усадеб и времени их возникновения, о языческих обрядах и т. п. Ответ на все эти вопросы может быть получен только в результате датировки курганов и разностороннего изучения инвентаря и погребального обряда. Иногда удается уловить по погребальному инвентарю возрастные различия.

В IX-X веках одновременно существовало два обряда погребения: трупосожжение и погребение в просторной яме со срубом. Срубные гробницы, встреченные в ближайших окрестностях Чернигова, содержали погребения воина с конем. Рассмотрим курган у села Гущина. Оседланный и взнузданный конь помещен в северной части погребальной камеры, а в южной части - сам воин с боевым топором, копьем и другими предметами снаряжения дружинника. В ногах покойника по славянскому обычаю был поставлен горшок, украшенный линейно-волнистым орнаментом, и деревянное ведро.

Срубные гробницы русских воинов отражены в былинах; такова, например, былина о Михайле Потоке.

Возрастные различия в украшениях, найденных в курганах XI-XII веков на городском кладбище Чернигова

А и тут стали могилу копать,

Выкопали могилу глубокую и великую.

Глубиною, шириною по двадцати сажень,

И тут Поток Михайло Иванович С конем и сбруею ратною Опустилися в тое жь могилу глубокую.

И заворочали потолком дубовыми И засыпали песками желтыми.

В черниговском некрополе часто встречалось и трупосожжение.

Оба эти обряда погребения у русов описаны арабскими писателями X века.

Черниговские курганы 1Х-^Х веков с трупосожжениями являются драгоценнейшим историческим источником. Они, во-первых, вводят нас в Сложный мир языческих представлений и обрядов, во-вторых, раскрывают перед нами быт дружинников, бояр и князей с такой полнотой, какая недоступна всем другим видам источников, и, в-третьих, позволяют сделать ряд очень важных выводов о характере размещения дружинников и бояр в окрестностях стольного города, то есть размещении, связанном с боярскими загородными вотчинами.

Погребальный обряд был сложен й различался в зависимости от социального положения погребенного. Образцами погребений дружинников IX-X веков можно считать курганное кладбище, расположенное на север от черниговского «острога» XII века.

Насыпи этих курганов высотой от 3 до 7 метров и диаметром от 10 до 25 метров прикрывали собой остатки костров, образовавшиеся от сожжения «домовин», или, как летописец называл их, «столпов» - небольших погребальных домиков, сооружавшихся из тонких, легко воспламеняющихся бревен.

Идея «дома мертвых» одинаково присуща и погребениям в ямах, когда выкапывают могилу в виде большого дома, и трупосожжениям, когда от домовины остаются лишь бревна. Исключительный интерес представляют боярские и княжеские курганы Чернигова, имеющие свои особые имена. Остановлюсь на двух из них - «Гульбище» и «Черной Могиле».

Обряд погребения производился так: на месте будущего кургана, в центре его, сооружалась насыпь в виде усеченного конуса высотой около 1,5 метра и 10 метров в диаметре. На этой насыпи (которая, возможно, называлась в древности «крада») строился дом для покойника и его жены; в дом укладывались все вещи, необходимые для обряда (оружие, посуда, кони, быки, седла, орудия труда), и все это, окруженное хворостом и соломой, поджигалось при погребальных плачах и воплях многочисленных сородичей.

После того как костер прогорал, родственники умершего изымали из кострища его останки: кольчугу с прикипевшими к ней полусожженными костями и шлем с остатками черепа. Все это временно относили в сторону и на месте костра сооружали огромную насыпь с утолщенной вершиной. Окружность такой насыпи в «Черной Могиле» достигала 125 мет-

Моспехщомятые с кострища, и обрядовые Вещщ положенные на Время тризны

Вторая насыпь из глины


Первичная насыпь (из рва)

Подсыпка ч. ^Предполагаемое

под кострище место „Ядына"-

Г кастойшс Домовины*

Кострище

Разрез кургана «Черная Могила» по уточненным данным


Реконструкция княжеского захоронения в «столпе» по данным раскопок кургана «Черная Могила» в Чернигове (середина X в.)

ров и внутри нее могли поместиться, например, кафедральный собор Чернигова (Спасский собор, 1036 г.) и две церковки.

Наверху образовывалась площадка около 1 000 кв. метров, в центре которой укладывали доспехи, или, точнее, останки умершего вместе с доспехами, снятые заранее с кострища.

Площадка вокруг этих останков сильно утрамбована; это позволяет думать о том, что она служила местом выполнения какой-то части погребального ритуала. По всей вероятности, в это время производились «страва» и «тризна» по умершему. Страва - это поминки, погребальный пир, для которого было достаточно простора на вершине насыпи. Триз-

на - это борьба, состязание, ристание- военные игры в честь умершего воина.

Тризна справлялась очевидно тогда, когда вершина насыпи была увенчана доспехами.

После этих торжеств курганную насыпь еще увеличивали почти вдвое, до г водя ее высоту до 11-12 метров, а объем до 6 000 куб. метров земли и глины.

На самой вершине окончательно насыпанного кургана ставили столб с именем умершего. Остатки такого столба сохранились в «Черной Могиле».

Курган «Гульбище» на Болдиных горах в окрестностях Чернигова может служить образцом богатого боярского погребения. Дата его - конец IX-начало X века. На вершину полунасыпанного кургана родичи вынесли здесь не только останки умершего (в кольчуге и в шлеме), но и предметы вооружения: огромный меч в ножнах, копье, большие стремена, удила, стрелы, топор и щит.

Курган «Черная Могила», датируемый золотой византийской монетой 945-959 годов, содержал три погребения: мужчины, юноши и женщины. Ряд соображений заставляет нас думать, что здесь был похоронен не просто знатный и богатый человек, а именно князь. В пользу этого говорит назначение вещей, водруженных на полунасыпанном кургане.

При насыпке «Черной Могилы» люди, руководившие погребальным обрядом, не заботились о том, чтобы вытащить наверх все оружие; много оружия они оставили на кострище. Но зато они очень внимательно отнеслись к тому, чтобы богаче представить связь погребенных с культом. Здесь мы видим и два турьих рога (обязательные атрибуты славянских божеств), два жертвенных ножа и, наконец, бронзового идола. Современники покойных дали нам понять, что под насыпью «Черной Могилы» лежат люди, облеченные правами не только военачальников, но и жрецов, люди, которым могут понадобиться на том свете и ножи для заклания жертв и священные ритоны 1 для провозглашения благоденствия соплеменникам.


Шлемы и части лука из черниговских курганов IX-X веков

1 Ритоны - питьевые сосуды из рога.

Такое сочетание воина и жреца могло быть только в лице князя. Мы знаем, что у славян князья нередко выполняли функции верховных жрецов. Думаю, что мы вправе признать княжескими курганами Чернигова только два - курган княжны Черны, где был похоронен знатный воин, снабженный турьим рогом, и «Черную Могилу», где похоронили одного или двух знатных воинов с турьими рогами.

Курганы «Гульбище» и «Черная Могила», а также ряд других близких к ним черниговских курганов IX-X веков, дали науке сотни ценнейших вещей, позволяющих восстановить виды одежды и вооружения русского боярства и князей того времени. Остановимся на таких редких предметах, как турьи рога из «Черной Могилы» (середина X века).

Воспетые в былинах древнерусские пиры сами по себе являются остатком языческого ритуала; возможно, что и питье из рогов, как наиболее архаичного типа посуды, было одним из элементов языческого праздника.

Турий рог впоследствии становится обязательным атрибутом славянских богов.

Наиболее яркими и интересными по художественному исполнению бесспорно являются два турьих рога из «Черной Могилы». Эти турьи рога впервые стали известны из работ Д. Я. Самоквасова (в 1874 г.). С тех пор они часто привлекали внимание историков искусства. Рога эти различной величины: один из них 54 сантиметра в длину, а другой 67 сантиметров. Никаких следов огня на тонкой серебряной оправе рогов нет. Страшный жар грандиозного погребального костра, сплавивший в стекловидные слитки все украшения покойников, не коснулся хрупкого серебра турьих рогов. По всей вероятности, они были положены после того как были закончены все погребальные обряды. Возможно, что, прощаясь с умершим, перед тем как окончательно засыпать землей его останки, родичи, поминая его, пили из рогов и положили их рядом с оружием. Оба рога одинаково окованы серебром вокруг устья и украшены квадратными накладками в средней части. Один из рогов (меньший) орнаментирован сочным растительным узором, переплетенным в гирлянды. Этот узор, близкий к иранскому, был очень распространен в древней Руси и встречается на вещах не восточного, а местного происхождения. Такова, например, рукоять меча, найденного в Киеве, близ Золотых Ворот.

Другой турий рог больших размеров орнаментирован значительно сложнее. Мастер-чеканщик сделал здесь замечательный фриз из различных чудовищ, птиц и людей.

Центральное место в орнаментике оправы отведено композиции из двух человеческих фигур и орла. Эта композиция находится как раз на противоположном конце оправы от разделительной пальметки; она обращена к лицу пьющего из кубка и является центральной и основной.

Внимание исследователей давно привлекали две маленькие фигурки людей, затерявшихся среди огромных чудовищ, цветов и трав, покры

вающих поле серебряной оправы. Их считали то охотниками, то детьми, заблудившимися в лесу. Обе фигурки обращены вправо, ц сторону орла, склонившего голову.

Левая фигурка изображает бородатого мужчину в малопонятной одежде вроде длинной рубахи (кольчуга), без шапки. Правая рука протянута вперед и как бы ловит что-то. В левой руке - большой лук сложной системы с ясно обозначенным способом прикрепления тетивы; около охотника, за его спиной, в воздухе две целые стрелы и одна разломанная пополам. Одна стрела как бы направлена в затылок мужчине.

Правая фигурка-женская, с колчаном у пояса, держит лук в левой руке, а правая рука согнута таким образом, как будто охотник только что спустил тетиву.

Отличием этой фигурки являются длинные косы, спускающиеся от правого виска к бедру. Можно даже разглядеть нечто вроде двух височных колец в том месте, где прическа переходит в косу. Судя.по косам, это. девушка.

Орел изображен непропорционально большим; голова его склонена вправо, крылья распростерты. При общем взгляде на всю композиционную группу из двух охотников и орла создается следующее впечатление: охотники стреляют в хищную птицу; но ни в птице, ни около нее стрел нет- они как бы возвращаются обратно к охотникам и изображены за их спинами летящими в обратном направлении, в беспорядке, оперением вперед и частично поломанные. Все это напоминает сказочные сюжеты о заколдованной птице и о возвращающихся стрелах. В русских сказках и былинах мы найдем много эпизодов, героями которых являются птица (вещая)» мужчина и девушка. Часто мужчина или лебедь освобождает девушку от когтей хищного коршуна-колдуна.

Но наиболее полную аналогию черниговскому рогу представляет черниговская же былина об Иване Годиновиче. Место действия во всех вариантах былины - Чернигов. Сюжет былины таков: молодой киевский дружинник Иван Годинович приехал в Чернигов за понравившейся ему Настасьей (или Марьей Дмитриевной) - дочерью черниговского гостя, уже просватанной за Кащея Бессмертного. Иван силой и угрозами увозит в Киев Настасью. По дороге на него нападает Кащей, который с помощью Настасьи побеждает Ивана и привязывает его к дубу.

Здесь в былину вводится новый элемент:

На ту пору на то времечко Налетала птица, черный вран,

Садился он, вран, на сырой дуб,

Проязычил языком человеческим:

«А не владеть-то Марьей Дмитриевной Царю Кащею Трипетову,

А владеть Ивану Годиновичу».

Кащей пытается застрелить из лука птицу, но выпущенные им стрелы, не тронув ее, возвращаются и поражают в голову насмерть самого Кащея. Иван освобождается.


Священный сосуд - турий рог из «Черной Могилы»


Резные камни XII в. из Борисоглебского собора в детинце


Сказочный мотив возврата стрел к стреляющему, так хорошо изображенный чеканщиком турьего рога, в былине является одним из центральных моментов. Он имеется решительно во всех вариантах этой былины (исследователи насчитывают их до 30).

На черниговском турьем роге изображен бородатый мужчина в длинной рубахе или кольчуге, только что спустивший тетиву своего лука,- Кащей Бессмертный, стреляющий в вещую птицу. Девушка с длинными косами и с колчаном через плечо - черниговская красавица Настасья (Марья), предмет спора двух мужчин. Здесь она изображена также с луком в левой руке. Вещий вран (или орел) как бы собирается взлететь. Его крылья распростерты и одно из них приподнято.


Серебряная оковка турьего рога из «Черной Могилы»

Наверху-общий развернутый вид оковки; внизу - деталь (заколдованная стрела поражает самого стрелка)

В вещую птицу на изображении было пущено три стрелы, как и полагается в настоящей былине или сказке, и все они оказались за спиной Кащея.

Одна из стрел переломилась «наполы» за спиной Кащея. Другая полетела прямо в небо. Третья стрела летит в затылок Кащею, выбежавшему стрелять птицу без шлема, без шапки, с непокрытой головой. Сердце убитого Кащея должно достаться волкам, и на турьем роге волк с разинутой пастью как бы ожидает добычи.

Совпадения исключительно полные. Нет только второго героя, Ивана Годиновича. Черниговский мастер все свое внимание сосредоточил на моменте наказания Кащея Бессмертного высшими силами за посягательство на птицу.

Кто такой Кащей? Какая птица пользуется таким покровительством колдовских сил? Почему именно смерть Кащея изображена на священном ритоне черниговского князя X века?

В былине, древность которой насчитывает тысячу лет, мы вправе искать не жанровую сценку, а какой-то скрытый, более глубокий смысл. Быть может, чеканная иллюстрация к былине позволит нам установить ее литературную историю.

Важнейшим персонажем рисунка турьего рога является вещая птица, враждебная Кащею. Именно она олицетворяет высшие силы, побеждающие Кащея Бессмертного. На роге она больше всего походит на орла.

Орел известен как герб города Чернигова. Доказанная советским ученым, доктором исторических наук А. В. Арциховским глубокая древность многих русских городских гербов заставляет внимательнее отнестись к этому совпадению. Орел, из-за которого на турьем роге находит свою смерть Кащей Бессмертный, - вещая птица черниговской былины, и орел - герб Чернигова. Все это позволяет предполагать, что орел в древности особо почитался черниговцами, может быть, как покровитель города или племени.

Царь Кащей Бессмертный, Кащей Трипетович - это, возможно, один из образов степных кочевников, образ хана, возглавляющего набег, ускользающего от смерти и укрывающего у себя полоненную русскую красавицу. В XII веке «кощеями» называли иногда и ханов; так, например, Кончак назван в «Слове о полку Игореве» «поганым кощеем».

Может быть, и вся сцена, вычеканенная на священном ритоне, - это изображение простой, исторически оправданной мысли: поганый «кощей-печенежин» поднял руку на черниговского орла, но сила вещей птицы направила стрелы обратно в обидчика.

Мастер-чеканщик, считавшийся с ритуальным характером рога, хотел показать не столько реальную смерть Кащея, сколько именно действие невидимой, но властной силы заклинания.

Независимо от правильности высказанных выше соображений турий рог из «Черной Могилы» останется одним из самых интересных предметов древней Руси, который долго еще будет привлекать внимание историков искусства, знатоков быта и исследователей славянского язычества.

Черниговские курганные клад.

<бища IX-X веков свидетельствуют о важном значении Чернигова в древнерусском государстве. В распоряжении черниговского князя были тысячи дружинников. По. пытки норманистов объявить часть курганов вокруг Чернигова скандинавскими потерпели полную неудачу.

Оба обряда - и трупосож-жение и захоронение в срубах - засвидетельствованы письменными источниками X века как русские.

Подводя итоги беглому обзору курганов IX-X веков, хотелось бы остановиться на вопросе о расселении дружинников и бояр в Чернигове и в его окрестностях.

В IX - X веках население Чернигова хоронило своих покойников не у самых стен детинца или окольного града, а несколько дальше, на выездных путях из города. КладбиЪце распадается на несколько отдельных трупп, которые раскинуты на очень большом пространстве, а вниз по Десне тянутся на 18 километров до Шеетовиц. Такая рассредоточенность чер. -ниговских дружинных погребений может быть объяснена появлением у дружинников земельных владений вокруг города, часть которых известна нам по именам (Гюричев, Семынь и др.). Обращает на себя внимание, что в каждой курганной группе есть много обычных могил небольшого размера и несколько крупных курганов с богатым инвентарем.

Произведем примерное сопоставление черниговских курганных групп, окружающих город, с древними летописными названиями сел.

1. Курганы на восток от Чернигова, среди которых есть несколько IX-X веков, - это некрополь летописного Гюричева, пригородного села.

2. Дружинные курганы IX-X веков «в старом кладбище в Березках»- это кладбище древнего села Семынь, упоминаемого в летописи. В этой группе господствовало несколько больших курганов.

3. Соседняя группа курганов X века около «Пяти Углов» - это, возможно, некрополь того древнего села, которое в XII веке стало называться селом Святого Спаса.

4. Курганы на Олеговом Поле, группировавшиеся вокруг огромной овальной могилы, может быть, следует связывать с каким-либо княжеским селом, принявшим впоследствии имя Олега (современное село Ольго- во). Здесь, на земле села Ольгова, был найден клад княжеских серебряных вещей XII века.

5. В древнем урочище Болдино возвышался курган богатого и знатного боярина конца IX - начала Хвека («Гульбище»), окруженный менее значительными насыпями.

Мечи X века из боярских курганов в окрестностях Чернигова (Шестовицы)

6. Соседняя Троицкая группа тоже имела свой боярский курган. Ее можно сближать с древним пригородным селом Гостыничами.

7. Некрополь села Гущина (близ которого находится село с многозначительным наименованием Киенки) возглавляется большим курганом со срубной гробницей. Здесь же, в этом селе, был найден в 1934 году клад серебряных украшений гнездовокого типа X века.

Расширяя радиус наших наблюдений, двигаясь по древним дорогам из Чернигова на Киев, на Любеч, на Стародуб, мы увидим, что некрополи пригородных сел незаметно переходят в городские с большими и малыми курганами: Оргощ на северо-западе, Седнев на северо-востоке, Шестови-цы на юго-западе.

Вся эта картина никак не укладывается в представление о черниговском князе как о единственном центре притяжения дружинников. Наоборот, мы видим вокруг Чернигова своего рода «солнечную систему»: город- резиденция князя - окружен несколькими вторичными центрами, границы которых подступают почти к самому городу; у этих вторичных боярских центров есть свои «спутники», окружающие их, входящие в их орбиту.

Только владение землей, .необходимость быть в селах, прочная связь с пригородными вотчинами могли создать такую яркую картину феодального рассредоточения черниговского некрополя. Никакого единого аристократического кладбища здесь нет. Огромные боярские курганы типа «Гульбища», Безымянного и больших курганов Гюричева рассредоточены в отдельных группах, как бы возглавляя их. Археологические материалы позволяют сделать следующие выводы о социальной структуре. Черниговские бояре-воины IX-X веков - это не толпа безземельных княжих мужей, окружающих князя, - это землевладельцы, сюзерены своих дружинников, господари сел, известных нам по летописи. Вассалитет без земельных пожалований был, очевидно, уже пройденным этапом к началу X века для феодалов второго города в древней Руси - Чернигова, уступавшего первенство только Киеву. Черниговское боярство далеко за пределами города осуществляло власть над окрестными селами, над землей, превращая ее в свою феодальную собственность, являвшуюся основой феодального строя.

Княжеские курганы - курган княжны Черны и «Черная Могила», которые местная легенда всегда хотела связать с основателем города Чернигова князем Черным, не связаны ни с одним из пригородных сел. Они, как и подобает княжеским курганам, связаны с сах\шм городом, у стен (а может быть у ворот) которого они и выросли.

Первые поселения, согласно полученным в ходе раскопок данным, на месте Чернигова появились еще за четыре тысячи лет до нашей эры. Благодаря выгодному географическому положению, рядом с крупной рекой, что делало его торговым и транспортным центром, город стал быстро разрастаться в первом тысячелетии до нашей эры. Согласно летописям, в 907 году киевский князь Олег завоевал Чернигов. В то время это был уже полностью сформировавшийся город, имеющий важное стратегическое и экономическое значение. В начале 11 века в городе строятся два крупных монастыря, сделавшие его религиозным и культурным центром всей северной части Киевской Руси. В период раздробленности Чернигов разросся до площади около 4,5 квадратных километров и имел население в 40 тысяч жителей, что делало его крупнейшим городом в Европе в то время. В 1239 году на крупный и богатый город позарились орды татаро-монголов, вторгнувшиеся на русские земли. Не смотря на подошедшее в помощь русское войско, город пал и был разграблен. В дальнейшем иноземцы постоянно пытались захватить Чернигов. По итогам русско-литовской войны, в 1503 году город был присоединен к Московскому княжеству. В 1618 году Чернигов был захвачен поляками и по итогам договора отошел к Речи Посполитой. Затем в 1649 году благодаря стараниям Богдана Хмельницкого, поднявшего восстание, Чернигов был отвоеван у поляков и возвращен в состав Руси.

Достопримечательности

Любой путеводитель вам подскажет: знакомство с городом следует начать с Вала - бывшего Черниговского детинца, древнего княжеского двора. Это духовный и административный центр города. Именно здесь сконцентрировано наибольшее число исторических зданий и музеев.

Спасский собор

Спасский собор - древнейший из сохранившихся на Руси. Он был заложен в 11 веке первым известным по имени Черниговским князем Мстиславом Храбрым - сыном крестителя Руси Владимира Святославича. С 1967 года Спасский собор - в составе Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов стародавний».

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор был возведён около 1123 года, посвящен небесным покровителям рода Ярославичей и был задуман как почетная усыпальница. Храм стоит всего в десятках метров от Спасского собора. Изначально между ними находились дворцовые постройки, от которых ничего не осталось, кроме археологического фундамента. За время своего существования Борисоглебский собор неоднократно был разрушен и перестроен. Сегодня это музей, здесь проходят концерты духовной музыки и постоянно работают две выставки - «Фреска черниговских храмов» и «Архитектура и ремесло Чернигова 11-13 веков».

Екатерининская церковь

Необычайной красоты эта церковь расположена на высоком мысу и отделена от Вала оврагом. Она считается визитной карточкой Чернигова, хотя и была построена гораздо позже Спасского и Борисоглебского - в 18 веке, на остатках храма средних размеров времен Киевской Руси. Сейчас в церкви можно посмотреть выставку народно-декоративного украинского искусства.

Красная площадь

Да-да, у Чернигова тоже есть своя площадь, и она тоже красная. С начала 19 столетия и по сегодняшний день это - административный и культурный центр города. Попасть на площадь от Екатерининской церкви можно по украшенной фонтанами Аллее Героев. Прежде это место именовалось Пятницким полем. Название происходит от находящегося рядом храма Святой Параскевы Пятницы, построенного еще в конце 12 столетия.

Елецкий и Троицко-Ильинский монастыри

Возникновение обоих монастырей связано с именем преподобного Антония Печерского. В древнерусские времена они находились за пределами города. В состав Елецкого монастыря, расположенного ближе к центру, входят Успенский собор, возведённый в 12 столетии, колокольня, келий, Петропавловская церковь и каменная ограда. Также на территории до сих пор стоит единственное деревянное сооружение казацкого времени - домик Феодосия Углицкого (конец 17 века). Известные подземелья монастыря возникли не раньше 18 века. Рядом находятся ещё несколько исторических зданий: тюремный замок, построенный в 1803-1806 годах, и двухэтажное здание бывшего мужского училища. Здесь же, напротив монастырской ограды, возвышается огромная земляная насыпь. Это один из самых знаменитых древнерусских языческих курганов - «Чёрная могила». По преданию, под ним похоронен основатель Чернигова князь Чёрный. Хотя раскопки доказали, что курган был насыпан уже в 10 веке, когда Чернигов уже существовал.

Троицко-Ильинский монастырь расположен на Болдиной горе (название произошло от древнерусского «болд» - дуб). Историки не исключают, что в дохристианские времена на горе было капище славянского бога Перуна. Сначала монастырь был пещерным, затем здесь возвели одноглавую Ильинскую церковь, в перестроенном виде сохранившуюся до наших дней. Рядом с ней вход в знаменитые Антониевы пещеры - они открыты для туристов. В конце 17 века на просторной площадке с западной стороны от Ильинской церкви начали возводить грандиозный архитектурный комплекс во главе с Троицким собором, освящённым в 1695 году. Он и дал современное название монастырю.

Музеи

Для любителей исторических ценностей под стеклом, приправленных рассказами экскурсовода, - сразу несколько добротных музеев Чернигова. Это и исторический имени Тарновского, и военный, и художественный имени Галагана, и литературный Коцюбинского.

Материал из Энциклопедия Чернигова

Чернигов - город на северо-востоке Украины, в западной части Черниговской области. Чернигов является административным центром Черниговской области, а также Черниговского района (в состав которого не входит). Речной порт на правом берегу Десны. Узел железнодорожных и автомобильных путей. Аэропорт (ныне заморожен). Население Чернигова составляет 299 989 жителей (2009 год). Чернигов административно разделен на 2 городских района: Деснянский район и Новозаводской район.

Чернигов - это древнеславянский город. Исторический центр Левобережной Украины и один из крупнейших городов Киевской Руси. Как показывают археологические данные, его формирование началось в конце 7 столетия. В 9 веке был центром восточно-славянского племени северян. В конце 9 столетия вошел в состав Киевской Руси. Впервые был упомянут в летописи 907 года. Когда князь киевский Олег в конце IX века покорил страну северы, жившей по течению Десны , этот город, вероятно, уже существовал, поскольку на камне, который сохранился в древнейшей церкви города, стоит пометка, относящаяся, в переводе с греческого летосчисления, к началу X века.

Согласно преданию, Чернигов получил свое название в честь первого местного князя - Черного. На сегодняшний день известно множество различных легенд и преданий которые связаны с названием города. По одним из них название города связывается и с именем дочери этого же князя «Черного», которая выбросилась из окна княжеского терема чтобы избежать на второй со стороны врагов стоявшие осадой вокруг города. Другие легенды говорят, что Чернигов обязан своим названием темным, дремучим, «черным» лесам, которые со всех сторон окружали город.

История и хронология

Целый ряд находок эпохи неолита, обнаруженнных на территории Чернигова говорят о том, что первые поселения в этих местах появились уже в 4 тысячелетии до н.э. Помимом этого в урочищах Яловщина и Татарская Горка были обнаружены следы древних поселений эпохи бронзы, что говорит о заселении нынешней территории города еще во 2 тысячелетии до н.э.

В 1 тысячелетии н. э. на крутых берегах рек Десны и Стрижня существовало несколько поселений северян: в пределах древней центральной части Чернигова на Валу, на Елецких и Болдиных горах и в других местах. Быстрому экономическому росту Чернигова способствовало выгодное географическое расположение в бассейне реки Десны и её притоков реки Снов и Сейм.

С 1024-1036 год и с 1054-1239 год Чернигов является экономическим и политическим центром Черниговского княжества. В 11 веке население Чернигова отразило несколько нападений половцев. В конце 12 века Чернигов занимал площадь более 200 гектар и состоял из княжеского центра - Детинца, Окольного града, Третьяка, Пригорода, а также Подола. В городе интенсивно развивались строительство, ремесла и торговля. В то время был построен Спасский собор, Ильинская церковь, Пятницкая церковь и ряд других сооружений.

В 1239 году Чернигов захватили, разрушили и сожгли орды монгольского хана Батыя. Во 2-й половине 14 века Чернигов был захвачен Великим княжеством Литовским. Тогда была построена Черниговская крепость. В 1482 и 1497 году Чернигов претерпел разрушений из-за нападений кримских татар. Вследствие победы российских войск в войне против Литвы Чернигов вместе с Чернигово-Северской земли вошел в состав Русского государства (1503 год). По Деулинскому перемирию 1618 года Чернигов захватила Польская шляхта. С 1623 Чернигов получил магдебургское право, а с 1635 года - Черниговс становится главным городом Черниговского воеводства.

Население Чернигова участвовало в освободительной войне украинского народа 1648-1654 годах.

В 1648 году , после освобождения города от польских захватчиков, Чернигов стал центром Черниговского полка. В результате воссоединения Украины с Россией в 1654 году Чернигов пребывает в составе Российского государства.

С 1782 года Чернигов становится центром Черниговского наместничества, с 1797 года - центром Малороссийской губернии, с 1802 год - центром Черниговской губернии.

Во 2-й половине 17-18 века Чернигов был одним из центров ремесленного производства и торговли. Действовали ткацкий, сапожный, швейный, мясницкий, пекарский, конвисарский и другие цеха (см. также статью вышивание, гончарство, золотарство, кахлярство, селитроварение, ткачество, кожевенное производство).

В 80-90-х годах 18 века в городе действовало 35 ветряных и 9 водяных мельниц, 8 кирпичных заводов, 14 винокурен, несколько солодилен и пивоварен. Значительная часть населения Чернигова занималась сельским хозяйством, огородничеством и садоводством. В год в Чернигове проходило 4 ярмарки, на которые приезжали купцы из Москвы, Киева, Полтавы, Нежина, Лубнов, Прилук и других городов.

В 1785 году в Чернигове возникла первая Черниговская городская больница.

Чернигов - один из значительных и влиятельных центров развития древнерусского образования и культуры. С Черниговом связано возникновение ряда произведений древнерусского фольклора (былины об Иване Годиновиче, Илье Муромце, Соловье-Разбойнике, Иване Гостином сыне). Перу Черниговского игумена принадлежит одно из первых произведений паломнической литературы "Хождения Данила".

В 70-х годах 12 века в Чернигове были написаны «Повесть об убийстве Андрея Боголюбского», «Слово о князех». Политика Черниговских князей была освещена в «Слове о полку Игореве». В Чернигове велось свое летописание (фрагменты Черниговской летописи выявленные в Ипатьевском своде 15 века). При церквях Чернигова действовали приходские школы.

В 1689 году при архиепископской кафедре начала функционировать славяно-латинская школа. На ее базе в 1700 году был открыт Черниговский коллегиум (в 1776 году преобразован в духовную семинарию).

В 1789 году в Чернигове было открыто Черниговское главное народное училище.

С 1679 года в городе действовала Черниговская типография. В 17-18 веках реставрировались и обновлювались древние архитектурные памятники - Спасский , Борисоглебский , Успенский соборы, Пятницкая и Ильинская церкви. В это время сложились архитектурные комплексы Елецко-Успенского монастыря, Троицко-Ильинского монастыря. Была построена Екатерининская церковь , дом Лизогуба и прочие.

С историей Чернигова этого периода связаны жизнь и деятельность полкового писаря И. Янушкевича, одного из составителей Черниговской летописи, украинского писателя и общественного деятеля И. Галятовского (? -1688 год), автора историко-краеведческой работы «Сокровищница потребная»; украинского и российского писателя, церковного и культурного деятеля Д. Туптало (Димитрия Ростовского; 1651-1709 год), автора «Руно Орошенное», украинского летописца Л. Болинского (? -1700; смотрите Болинского летопись); украинского историка Д. Р. Пащенко, автора «Описания Черниговского наместничества»; украинского историка, экономиста, этнографа, врача А. Ф. Шафонского (1740 - 1811 год), автора «Черниговского наместничества топографического описания» (см. Топографические описания наместничеств, Шафонского А. Ф. могила).

В Чернигове жили и творили Украинский литературный и церковный деятель А. Радивиловский (? -1688), Украинский писатель, церковный и образовательный деятель Игнатий Максимович (конец 30-х гг 18 в.- 1793) и другие.

Население Чернигова в 1-й половине 19 века выросло с 4,5 тысяч человек (1808) до 14,6 тысяч человек (1861). Насчитывалось 43 каменных и 803 деревянных дома. В 1830-х годах действовало 13, а в 1861 году - 24 предприятия. Работало 250 мастеров по 13 специальностям.

В конце 19 века в Чернигове был построен чугунолитейный завод. В городе действовали почтовая, а с 1859 года - телеграфная станции. Кроме приходских школ, В Чернигове действовали фельдшерское (с 1847 года), женское (с 1852 года), ремесленное (с 1804 года) училища, гимназии.

В 1860 году открыта воскресная школа. Также в Чернигове насчитывалость восемь библиотек. В разное время издавались газеты: «Черниговские губернские ведомости», «Черниговская газета», «Черниговский листок», «Вера и жизнь», «Десна», «Утренняя заря», «Черниговское слово», «Земский сборник Черниговской губернии» , «Черниговская земская неделя»; журналы: «Земский врач», «Волна», «Чериговские епархиальньие ведомости», «Прибавление к «Черниговским Епархиальным ведомостям»», «Черниговский летучий юмористический и сатирический листок», «Черниговский вестник».

В начале 20 века , Когда Чернигов отпраздновал 1000-летие со времени первого летописного упоминания, в городе работало три больницы, в том числе - городская для «приходящих» и общины сестер милосердия на 177 коек, где было занято 66 медицинских работников, в том числе половина врачей. Расходы на медицину и санитарию в это время составляли 5,3% городского бюджета.

В 70-х годах 19 века в Чернигове существовали нелегальные кружки народников (смотрите Народничество на Черниговщине). На рубеже 19 и 20 столетий возникли первые марксистские кружки [смотрите Черниговская организация РСДРП(б)].

Во время революции 1905-1907 года в Чернигове происходили забастовки, митинги и демонстрации. После Февральской революции 1917 года большевики под руководством Ю. М. Коцюбинского, В. М. Примакова, В. А. Селюка, А. И. Стецкого и других возглавили борьбу трудящихся города против буржуазии Временного правительства и контр-революционеров Центральной рады.

6.03.1917 в городе создан Черниговский Совет рабочих и солдатских депутатов.

19.01.1918 в Чернигове установлено Советскую власть. В 1918 создано Черниговскую губернскую организацию КП(б)У.

12.03.1918 Чернигов захватили немецко-австрийские оккупанты.

В конце мая 1918 в Чернигове на подпольном губернском съезде большевистских организаций был избран губком и губернский революционный комитет.

14.07.1918 в Чернигове вспыхнуло восстание против оккупантов и гетманцев.

В декабре 1918 года власть в Чернигове захватила Директория. 12.01.1919 советские войска освободили город (см. Богунский полк, Богунского полка бойцам обелиск).

30 августа 1919 года из Киева в Чернигов перебазировались ЦК КП(б)У, Совнарком и Совет рабоче-крестьянской обороны Украины. Находились они здесь до 20 октября (смотрите Правительству Советской Украины пребыванию в Чернигове мемориальная доска).

К 1925 году Чернигов становится центром Черниговской губернии, в 1923-1930 году - центром Черниговского округа, а с 1932 года - Черниговской области.

В годы Второй Мировой войны 1941-1945 года во время немецкой оккупации Чернигова (9.09.1941 - 22.09.1943) в городе действовали подпольные ориганизации. Немецкие войска были выбиты из города Чернигова вследствие Чернигово-Припятской операции советских войск в 1943 году.

Чернигов. Наши дни.

Современный Чернигов - это крупный промышленный центр с развитой промышленностью, строительной индустрией, транспортом, энергетической отраслью. Ведущие отрасли промомышленности - легкая, химическая и пищевая.

Промышленность Чернигова

Основные черниговские предприятия

«Черниговский Завод Радиоприборов „ЧеЗаРа“» - самое крупное предприятие города Черниговский автозавод

Химическая промышленность

ОАО «Черниговское химволокно» - завод синтетического волокна (с 1959 года)

ТОВ «Витротекс»

АТЗТ «Черниговфильтр»

Легкая промышленность

ОАО «Черниговшерсть» - продолжатель традиций Черниговской фабрики первичной обработки шерсти, одного из крупнейших предприятий в отрасли на территории бывшего СССР.

ЗАО Фабрика «Ярославна»

ЗАО «КСК Чексил» - продолжатель традиций Черниговского камвольно-суконного комбината (с 1963 года) УВП УТОГ

ЗАО фирма «Сиверянка»

ЗАО «Берегиня»

Пищевая промышленность

ЗАО ЧЛВЗ «Черниговская водка»

ЗАО пивкомбинат «Десна»

ОАО «Кондитерская фабрика „Стрела“»

ЗАО «Черниговский мясокомбинат» - закрыт

ЗАО «Ритм»

ЗАО «Черниговрыба»

ТОВ «Нивки»

ПАО "Продовольственная ком пания «Ясен» (укр. ПАТ «Продовольча компанія «Ясен»»)

ТОВ «Черниговская маслосырбаза»

Промышленность строительных материалов и строительство

ТОВ «Черниговский завод строительных материалов»

ЗАО «Черниговстрой»

ЗАО кирпичный завод № 3

ЗАО «УкрСиверСтрой» (укр. ЗАТ «УкрСіверБуд»)

Прочие предприятия

Черниговская фабрика музыкальных инструментов (с 1934 года)

Черниговский завод специального автотранспорта

ОАО «Котельный завод „Колвиэнергомаш“»

НПО «Группа компаний МАГР»

ЗАО «Картонажно-полиграфическая фабрика»

ООО "Гермес-Т" - последователь Черниговского Картоно-Бумажного Комбината

ТОВ «Украинская деревообробная фабрика»

Топливо и энергетика

Черниговлес

Черниговторф

Черниговская ТЭЦ

Облтеплокоммунэнерго

Культура и наука в Чернигове

Чернигов - важный культурный и образовательный центр Украины.

В Чернигове действует разветвленная система учебных заведений дошкольного, школьного и внешкольного образования, высшие учебные заведения, как III-IV, так и I-II уровней аккредитации.

Черниговская специализированная школа № 2

Черновицкая СОШ № 20

Черниговская детская художественная школа

Главный корпус ЧНПУ имени Т. Г. Шевченко.

Черниговское музыкальное училище

Система учебных заведений общего образования охватывает в Чернигове 36 школ (см. также Черниговская специализированная школа № 2 с углубленным изучение иностранных языков, СШ № 35), причем несколько из них являются так называемыми учебными заведениями нового типа: это школы-лицеи № 15, 16 , 22, школа-коллегиум № 11 и гимназия № 31 .

В Чернигове работает три научно-исследовательских центра:

Институт сельскохозяйственной микробиологии Национальной академии аграрных наук Украины (1969 год).

Всесоюзный НИИ машин для изготовления синтетического волокна;

Филиал Всесоюзного НИИ нефтегаз геологоразведки (Украинский государственный геологоразведывательный институт (УГГИ));

Библиотеки

В городе функционирует городская централизированная библиотечная система (ул. Кирпоноса, 22), в состав которой включены следующие библиотеки:

Областная государственная универсальная библиотека им. В. Г. Короленко (просп. Мира, 41)

Областная библиотека для юношества (ул. Шевченко, 63)

Областная библиотека для детей им. М. Островского (ул. Рокоссовского, 22-а)

Театры и клубные заведения

Черниговские театры и концертные залы:

Черниговский областной музыкально-драматический театр (просп. Мира, 15)

Черниговская областная филармония (просп. Мира, 15)

Молодёжный театр (ул. Родимцева, 4)

Театр кукол (просп. Победы, 135)

Городские заведения клубного типа:

КП Городской Дворец культуры (ул. Щорса, 23)

Дворец культуры художественного творчества детей, молодёжи и юношества (ул. Стахановцев, 8)

Кинотеатры

Кинотеатр Дружба (просп. Мира, 51)

Кинотеатр им. Щорса (ул. Магистратская, 3)

Кинозал Дружба-кино (бывш. Кинотеатр Победа) (ул. Рокоссовского, 2)

Музеи

Исторический и литературно-мемуарный музей им. М. Коцюбинского (ул. Коцюбинского, 3)

Черниговский областной исторический музей им. В. Тарновского (ул. Горького, 4)

Персоналии

В Чернигове родились украинский историк-архивист А. М. Андрияшев, советский военный деятель В. А. Антонов-Овсеенко, отечественно образовательный и общинный деятель И. П. Белоконский, украинский поэт и педагог Н. А. Вербицкий, революционер народник В. К. Дебогорий-Мокриевич, украинский врач П. В. Малахов, участник гражданской войны на Украине Л. Г. Мокиевская, отечественный врач Г. Ф. Мокренец, советский историк А. Л. Нарочницкий, русский советский скульптор Г. В. Нерода, русский советский писатель А. Н. Рыбаков, украинский советский лисознавець Д. И. Толстолес, русский художник Ф. Ф. Федоровский, украинский зоотехник М. П. Червинский.

В конце 18 века в Чернигове жил историк и врач А. Ф. Шафонский, в 19 - начале 20 внка жили и работали историки Н. А. Маркевич, А. М. Лазаревский, В. Л. Модзалевский, этнографы и фольклористы А. В. Маркович, С. Д. Нос, П. С. Ефименко, А. А. Русов.

С Черниговом связаны жизнь и деятельность многих украинских писателей. В 1843, 1846, 1847 в городе бывал Тарас Шевченко (смотрите Шевченко Т. Г. мемориальные доски), 1851-53 жила Марко Вовчок. В 19 - начале 20 века в Чернигове жили А. В. Шишацкий-Иллич, Л. И. Глебов, Б. Д. Гринченко, М. М. Коцюбинский, В. И. Самойленко, П. С. Кузьменко, Н. К. Вороной и другие.

Здесь начинали свой творческий путь украинские советские писатели П. Г. Тычина, В. М. Блакитный (Эллан), И. А. Кочерга, Олекса Десняк и другие; училась революционный деятель С. И. Соколовская; работали художники И. Г. Рашевский, Н. И. Жук. Чернигов посещали российские писатели А. С. Пушкин (1820 год, 1824 год), Н. В. Гоголь (1829 год), А. М. Горький (1891 год), композитор М. И. Глинка. В Чернигове прошли детские и юношеские годы Г. И. Успенского; в городе несколько лет жил английский писатель Дж. Конрад. В Чернигове гастролировал театр, труппы с участием М. Л. Кропивницкого, Карпенко-Карого, П. К. Саксаганского. В начале 20 века в Чернигов приезжал и принимал участие в концертах М. В. Лысенко. В Чернигове начинали творческий путь М. К. Заньковецкая, Л. П. Линицкая, А. Г. Кисель.

В 80-х годах 19 века было создано «Черниговское музыкально-драматическое общество», которое устраивало любительские концерты и выступления профессиональных музыкантов. В августе 1919 года здесь выступал с концертами Л. В. Собинов. В музыкальной жизни города 20-х годов участвовал пианист Е. В. Богословский, который организовывал концерты и музыкаотные вечера для трудящихся. С Черниговом связаны жизнь и творчество украинских композиторов М. Т. Васильева-Святошенко, Г. М. Давыдовского. (смотрите также цикл статей на слово «Черниговский», отдельные статьи о памятниках, улицах).

Старинный украинский город Чернигов расположен в месте пересечения границ Украины, России и Беларуси, на перекрестке водных, железнодорожных, автомобильных и воздушных транспортных путей.
Чернигов обосновался на севере Украины, в восточной части Черниговского Полесья, на правом берегу реки Десны, в ее среднем течении, где долина Десны выходит на Любеч-Черниговскую равнину.
Окружающий рельеф преимущественно низменный и плоский, что характерно для Приднепровской низмености. Правый склон долины Десны довольно крутой, и здесь заметно проявление эрозии и развитие оврагов. Ширина реки в пределах города достигает 140 м.
Кроме Десны, протекающей в южной части города, в пределах городской черты Чернигова находятся ее правые притоки: небольшие речки Стрижень в центре и Белоус - на западе.
Здешний климат отличается непродолжительной умеренно-мягкой зимой и теплым продолжительным летом.
Самая распространенная версия происхождения названия города от слова «черный». Возможно, это как-то связано с черноземом или названием полумифической речки Черниги.
Люди начали заселять Черниговщину еще во времена палеолита, примерно 100 тыс. лет назад. А активное освоение этой территории началось в позднем палеолите, об этом свидетельствуют более 20 поселений с возрастом 10-35 тыс. лет.
Постоянное поселение на месте Чернигова появилось примерно в VII в. В ту пору в городе жили северские славяне. Первое письменное упоминание о Чернигове содержится в летописи, датируемой 907 г., когда Чернигов стал центром Северской земли и одним из крупнейших городов Древней Руси. В конце IX в. киевский князь Олег захватил земли племенного союза северян, и город стал быстро расширяться, чему способствовало выгодное географическое положение на реке Десна. По реке черниговцы поддерживали торговые связи с Киевом, Новгородом и даже арабским Востоком - по Волго-Донскому пути.

В XI в. город был столицей Черниговского княжества и продолжал разрастаться. При династии Ольговичей город достиг наибольшего расцвета, когда его площадь превысила 450 га, а население приблизилось к 40 тыс. В то время Чернигов являлся одним из крупнейших городов Европы.
Неизвестно, как бы сложилась судьба города, который мог бы стать столицей всей русской земли, если бы не монголо-татарское нашествие XIII в, прервавшее развитие Чернигова. Город был разрушен и сожжен кочевниками и навсегда утратил свое ведущее положение в Древней Руси.
Освободившись от татаро-монгольского ига, Чернигов вошел в состав Московского государства, в середине XVI в. став опорным укрепленным пунктом на границе. Чернигов многократно подвергался нападению литовских и польских войск, в Смутное время XVII в. был захвачен и разграблен Лжедмитрием I, а затем сожжен поляками, убившими много мирных жителей.
Город на время отошел к Речи Посполитой, но в конце XVII в., после восстания под предводительством Богдана Хмельницкого, вернулся в состав Российского государства. В память об этих победах в городе установлен монумент Хмельницкому.
В начале XIX в. Чернигов получил статус административного центра Черниговской губернии.
В первой половине XX в., в годы советской власти, Чернигов стал крупным промышленным центром, в городе велось массовое жилищное строительство. В 1941 г немецкие войска захватили город. За два года оккупации погибло более 50 тысяч мирных жителей. 21 сентября 1943 г почти полностью разрушенный город был освобожден и за пять лет был восстановлен.
В настоящее время - самый северный областной центр Украины.
В Чернигове довольно высоко развита экономика и промышленность, по уровню жизни населения он занимает седьмое место в республике. Но по количеству выдающихся архитектурно-исторических памятников Чернигов стоит на одном из первых мест среди городов Украины.
Одних только памятников домонгольского периода здесь около трети от всех украинских.
Древнейшая часть города - Вал, бывший Черниговский детинец, место, где возник город, откуда он расширялся, культурный и административный центр Чернигова. Здесь же собрана основная часть исторических зданий и музеев города, главным из которых является древнейший из сохранившихся на Руси Спасо-Преображенский собор, заложенный в 1033 г Мстиславом Владимировичем - первым известным черниговским князем. Здесь же, в соборе, находится погребение новгород-северского князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве».
На протяжении многих веков Вал оставался наиболее защищенной частью Чернигова, его главной и единственной крепостью. Ранее здесь было много построек, но до наших дней сохранился только дворец архиепископа, построенный в 1780 г.
Рядом с Валом стоит Борисоглебский собор постройки XII в. Собор был практически разрушен во время немецкой оккупации, но восстановлен в 1950-х гг в первоначальном виде. В настоящее время входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний». В составе этого заповедника - более 30 построек, в том числе Благовещенская церковь, Ильинская церковь, здание коллегиума.
В городе много памятников известным личностям, в том числе поэтам А.С. Пушкину и Т.Г. Шевченко: они оба бывали в Чернигове.
Среди многих храмов выделяется церковь Св. Екатерины, стоящая на Киевском шоссе и ставшая своего рода символом Чернигова. Церковь была построена в 1715 г казаком Яковом Лизогубом в память его деда Якова Лизогуба и его боевых товарищей, проявивших себя в 1696 г при штурме турецкой крепости Азов, слывшей неприступной.
Центр города - это Красная площадь, появившаяся в XVIII-XIX вв. и прежде именовавшаяся Пятницким полем, по имени находящегося рядом храма Св. Параскевы Пятницы, построенного в конце XII в.
Там, где спускаются южные склоны Болдиной горы самого высокого участка городского ландшафта, сразу под Ильинской церковью, находятся Антониевы пещеры с тремя подземными церквями: Св. Феодосия, Св. Антония и Николая Святоши. Антониевы пещеры - христианский монастырь, заложенный в 1069 г. Антонием Печерским основателем Киево-Печерской лавры. Они представляют собой комплекс подземных коридоров и комнат протяженностью 350 м на глубине от 2 до 12 м. Антониевы пещеры также входят в состав заповедника «Чернигов древний». С этого места открывается панорама древней части Чернигова и хорошо видна Святая роща, где, согласно еще одной черниговской легенде, в 992 г приняли крещение жители города.
В непосредственной близости от Антониевых пещер высятся два славянских кургана, созданных в дохристианские времена и прозванные в народе Гульбищем и Безымянным. В Чернигове сохранился еще один курган - Черная могила, где еще в языческие времена были похоронены первые черниговские князья.

Общая информация

Местоположение: Восточная Европа, север Украины.
Административный центр и Черниговского района (в состав района не входит).

Административное деление: 2 района (Деснянский и Новозаводский).

Исторические районы: Бобровица, Забаровка, Кордовка, Коты, Красный хутор, Лесковица, Масаны, Старая и Новая Подусовки, Шерстянка.
Языки: украинский, русский.

Этнический состав: украинцы, русские, белорусы, евреи.
Религии: православие, протестантизм, баптизм, иудаизм.
Денежная единица: украинская гривна.

Крупнейшие реки: Десна, Стрижень, Белоус.

Крупнейшее озеро: Глушець.

Цифры

Площадь: 79 км 2 .

Население: 296 896 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 3758 чел/км 2 .

Высота над уровнем моря: 136 м.

Удаленность: 139 км к северу от Киева.

Экономика

Промышленность: химическая, легкая, пищевая, целлюлозно-бумажная, полиграфическая, металлургическая, металлобрабатывающая, строительных материалов, деревообрабатывающая.

Продукция народных промыслов: изделия из лозы.
Сфера услуг: туризм, транспорт, торговля.

Климат и погода

Умеренный, умеренно-континентальный.
Средняя температура января:
-7°С.

Средняя температура июля: +18,7°С.

Среднегодовое количество осадков: 600 мм.

Достопримечательности

■ Черниговский Вал.
■ Историко-архитектурный заповедник «Древний Чернигов».
Парки : лесопарк Еловщина, им. М.М. Коцюбинского, Березовая роща, марьина роща, сквер Богдана Хмельницкого.
■ Долина Десны.
Церкви : Антониевы пещеры с подземными церквями Св Феодосия, Св. Антония и Николая Святоши (XI в.), Успенский собор Елецкого монастыря (XI в.), Троицкий собор Троице-Ильинского монастыря (XI в.), Спасо-Преображенский собор (XI в.), Борисоглебский собор (XII в.), Ильинская церковь (XII в.), Пятницкая (Св. Параскевы) церковь (XII-XIII вв.), Екатерининская церковь (XVII в.). церковь Петра и Павла (XVII в.), Воскресенская церковь (XVIII в.).
■ Архиерейский дом (XVIII в).
Музеи : Исторический и литературно-мемуарный музей им. М. Коцюбинского, Исторический музей им. В. Тарновского, Художественный музей, Архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний».
Памятники : А.С. Пушкину (конец XIX в.), Богдану Хмельницкому (середина XX в.).
■ Домик Феодосия Углицкого (конец XVII в.): единственное деревянное сооружение казацкого времени.

■ Болдина гора.
■ Языческие курганы: Черная могила, Безымянный, Гульбище.
■ Коллегиум (XVIII в.).
■ Полковая канцелярия (дом Лизогуба, конец XVII в.).
■ Красная площадь (XVIII-XIX вв.).
■ Дом Мазепы (конец XVII в.).
■ Светомузыкальный фонтан.

Любопытные факты

■ Достопримечательностью Черниговского Вала являются 12 чугунных пушек. Горожане утверждают, что орудия подарил Чернигову сам император Петр I Великий в знак признания героизма черниговских казаков в борьбе со шведскими завоевателями. Историки считают, что император Петр просто оставил здесь старые орудия, не желая везти их в Москву.
■ В 1805 г. Черниговский драгунский полк геройски проявил себя в битве у деревни Шенграбен (Австрия), за что первым из кавалерийских частей получил Георгиевский Штандарт. В 1812 г. полк сражался в битве под Бородино.
■ В 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС многие жители Чернигова приняли участие в ликвидации ее последствий. В год десятилетия этой трагедии на Аллее Героев установлен бронзовый памятник в честь погибших черниговцев.
■ В 1690-х гг в юго-западной части Вала был построен представительный каменный дом, прозванный жителями «домом Мазепы». Городская легенда говорит, что пожилой гетман прятал в этом доме свою крестную дочь и возлюбленную Мотрю Кочубей, проклятую матерью за порочную связь с убийцей отца.
■ Высокий уровень влажности в Антониевых пещерах не давал возможности установить в пещерных церквях деревянные иконостасы. Поэтому вместо них были сложены кирпичные стены с металлическими иконами. Царские врата также сделаны из металла.
■ Башни Спасо-Преображенского собора выполняли роль своеобразных часов, и священники с точностью до пяти минут могли определить по ним время начала богослужения. Оконные ниши на левой башне-колокольне и были непосредственно часами. Ниши расположены так, что солнечный свет заполняет большие ниши точно за один час, а ниши меньшего размера - за 30, 15 и 5 минут. Таким образом, при ясной погоде звонарь определял, когда надо бить в колокол время утренней службы, обедни и вечерни.