Вертикальная перспектива. Что такое перспектива? Примеры употребления слова перспектива в литературе

ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСПЕКТИВА

(ново-лат., от perspicere - насквозь видеть). 1) искусство изображать на картинках даль таким образом, как она представляется в действительности. 2) будущность. 3) вид в даль, открывающийся, с места наблюдения, на различные предметы, стоящие вдали. 4) ожидание или опасение чего-нибудь вероятного, хотя и отдаленного; напр.: у него в перспективе богатство.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ПЕРСПЕКТИВА

1) изображение на картине к.-н. вида так, как он представляется глазу в действительности, сохранение соответствующего действительности расположения линий (линейная п.) и тонов (воздушная п.); так чтобы, нпр., глядя на пейзаж, на котором представлена усадьба и вдали от нее через поле село с церковью, человек, обладающей хорошим глазомером, мог в верно угадать, сколько верст от этой усадьбы до села; 2) в переносн. смысле: будущность, виды на будущее, планы.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ПЕРСПЕКТИВА

1) изображение на плоскости предметов так, как они представляются глазу в линиях (линейная п.) и оттенках (воздушная п.) 2) в переносном смысле - ожидаемое в будущем.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ПЕРСПЕКТИВА

новолатинск., от perspicere , насквозь видеть. а) Искусство изображать даль так, как она видима в действительности. b ) Будущность. с) Вид в природе.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Перспекти́ва

(фр. perspective лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором)

1) изображение на поверхности (на картине, рисунке и т. п.) предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения;

2) совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на плоскости;

3) раздел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на плоскость (т. е. проектирования с помощью лучей, исходящих из одной точки);

4) вид вдаль, на далеко находящиеся предметы;

5) будущее, виды на будущее,

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Перспектива

перспективы, ж. [от лат. perspectus – сквозь что-н. увиденный, рассмотренный ] (книжн.). 1. Даль, пространство. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения (живоп.). Законы перспективы. 3. Отдел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на какую-н. поверхность (мат.). 4. Вид, панорама, картина природы, какой-н. местности, как она представляется наблюдателю издали, с какого-н. отдаленного пункта наблюдения. С балкона открывалась великолепная перспектива. 5. Проспект, прямая, длинная улица (устар.). 6. перен., только мн. Планы, виды на будущее, судьбы кого-чего-н. в будущем. Политические перспективы Европы. 7. перен. То, что должно наступить по предположению кого-н.; неизбежность или возможность чего-н. (разг.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Перспектива

ы, ж. (нем. Perspektive, фр. perspective ср.-лат. perspectiva ars искусство перспективного изображения лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором).
1. мн. нет. Даль, пространство, охватываемое глазом. П . улицы .
|| Ср. панорама .
2. мн. нет. Способ изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, а также последовательность предметов, изображенных таким образом. Законы перспективы . На картине - п . горных хребтов .
3. перен. , обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай . В перспективе у него - работа за границей .
4. мн. нет, геом. Раздел начертательной геометрии , изучающий правила изображения тел путем проектированияих на плоскости с помощью лучей, исходящих из одной точки (так наз. центрального проектирования).
Перспективный -
1) относящийся к перспективе 2, 4;
2) предусматривающий будущее развитие (перспективный план);
3) такой, который имеет хорошие перспективы 3 (перспективный работник) .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРСПЕКТИВА" в других словарях:

    - (франц. perspective, от лат. perspicio ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива в… … Художественная энциклопедия

    Перспективы, жен. [от латин. perspectus сквозь что–н. увиденный, рассмотренный] (книжн.). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности… … Толковый словарь Ушакова

    перспектива - ы, ж. perspective f. 1. Даль, пространство, охватываемое глазом. БАС 1. Подгнившие избушки снесены, и на место их выстроены новые с веселыми перспективами и романическими перистилями. Данилевский Ек. Великая. // ПСС 18 6. || Вид, панорама чего л … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - – система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной – наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира, видимых с фиксированной точки зрения … Философская энциклопедия

    - (франц. perspective от лат. perspicio ясно вижу), 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.2) Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с… … Большой Энциклопедический словарь

    Перспектива. Въ перспективѣ (иноск.) все, чего ожидаетъ и чаетъ, на что, по извѣстнымъ даннымъ, можетъ надѣяться человѣкъ въ будущемъ, или опасаться (намекъ на перспективу видъ въ даль). Ср. (Надежда на заработокъ) эта чудеснѣйшая перспектива,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жен., лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; | видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; | изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. | * Все,… … Толковый словарь Даля

    См. вид, ожидание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. перспектива вид, ракур … Словарь синонимов

Прежде чем приступить к рисованию, нужно познакомиться с особенностями зрительного восприятия человеком предметов и явлений окружающего мира. Это поможет рисовать грамотно, избегая ошибок, распространенных среди начинающих Художников.

Если внимательно вглядеться в окружающий пейзаж, то можно увидеть, что широкое шоссе удаляясь от нас становится все уже, а потом и вовсе сходится в точку и исчезает на линии горизонта. Стоящие рядом с нами столбы высокие, а те, что в отдалении, становятся постепенно все ниже и расстояние между ними все меньше и меньше….

Как правильно изобразить все это на листе бумаги или холсте? Как научиться писать реалистичные объемные полотна? Просто надо знать немного теории….

Для того, чтобы понять законы Перспективы, о которых мы скажем ниже, необходимо ввести термин «картинная плоскость» — это так называемая воображаемая плоскость, расположенная между наблюдателем и натурой, параллельно последней. Если провести сквозь нее лучи от наблюдателя к крайним точкам наблюдаемого предмета, а потом соединить точки пересечения этих лучей с плоскостью между собой, то на плоскости получится линейное перспективное изображение натуры, За картинную плоскость в дальнейшем в качестве примера, мы будем принимать лист бумаги или поверхность холста, на котором мы рисуем.

Итак - что же такое Перспектива?

Перспектива (фр. perspective от лат. perspicere - смотреть сквозь, проникать взором ) - техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Другими словами, Перспектива это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.

  • Прямая линейная Перспектива
  • Обратная линейная Перспектива
  • Панорамная перспектива
  • Аксонометрия
  • Сферическая перспектива
  • Воздушная перспектива
  • Перцептивная перспектива.

Давайте подробней рассмотрим все виды по отдельности….

Линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

Теория Линейной Перспективы впервые появилась в трудах Амброджо Лоренцетти в 14 веке, а активно разрабатывалась и начала применяться в Эпоху Возрождения, основываясь на простых законах оптики и замечательно подтверждаясь практикой

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

Основные законы линейной Перспективы заключаются в следующем:

  1. Все предметы по мере удаления от наблюдателя воспринимаются им уменьшенными. Это должно быть отражено на рисунке.
  2. Параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся от наблюдателя, кажутся сближающимися, а затем и сходящимися в одной точке. Эта точка находится на линии горизонта и называется «точка схода»
  3. Все горизонтальные направления (линии, грани предметов и др.) на рисунке обязательно должны быть горизонтальными
  4. Все вертикальные направления остаются на рисунке строго вертикальными.
  5. Прямоугольный предмет, расположенный фронтально (параллельно) к картинной плоскости, имеет одну точку схода - главную.
  6. Прямоугольный предмет развернутый под углом к картинной плоскости, имеет две точки схода - дополнительные, в которые сходятся параллельные линии боковых ребер.

С учётом того, что линейная перспектива - это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи - росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Воздушная (тональная) перспектива

Тональная Перспектива — определение техники Живописи. Это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства.

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи.

«Вещи на расстоянии, - писал он, - кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».

Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и особенно во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.

Перцептивная перспектива

Академик Б.В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину наблюдаемого объекта в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки наблюдения и постоянством формы предмета в подсознании. Он пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний - в аксонометрической перспективе, дальний план - в прямой линейной перспективе.

Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.

Панорамная перспектива

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта - на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами. Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой . В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов, а также при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») - один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);

2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей - иное);

3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.

Сферическая перспектива

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки , которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми.

Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Вот такой краткий доступный очерк достаточно сложной темы — как Перспектива. Но без нее никуда — даже абстрактная Живопись подчиняется законам перспективы.

Именно Перспектива в сочетании с другими фундаментальными правилами Живописи — позволяет писать Вам живые и реалистичные картины — поэтому пренебрегать ими не стоит…

Учитесь рисовать правильно, красочно и реалистично!

А для практики — я хочу чтобы Вы попробовали этот Мастер-класс — здесь есть все — и тренировка в перспективе, и работа со сложным многоплановым сюжетом, и опыт работы с красками, и много разных объектов, которые объединены в один единый цельный сюжет.

Поэтому обязательно попробуйте этот курс — если у Вас его еще нет…

Итак — вооружившись теорией и подкрепляя свои знания практикой Вы в самое ближайшее время станете настоящим профессионалом и начнете писать красивые картины. Это уже не просто увлечение в субботний вечер — это Ваша новая Жизнь, Новый образ Жизни и Новый взгляд на вещи.

  1. Перспектива - (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Возникновение понятия... Большая советская энциклопедия
  2. перспектива - перспекти́ва начиная с Петра I (Смирнов 225), народн. переспекти́ва изменено по аналогии слов на пере-. Через нов.-в.-н. Perspektive или франц. реrsресtivе от ср.-лат. реrsресtivа (ars) "искусство перспективного изображения"; см. IIIульц–Баслер 2, 471. Этимологический словарь Макса Фасмера
  3. перспектива - Заимствовано из латинского, где perspectiva из ars perspectiva (буквально – "искусство видеть то, что впереди"), образовано суффиксальным способом от perspicere – "видеть насквозь". Этимологический словарь Крылова
  4. перспектива - -ы, ж. 1. Вид вдаль, открывающийся с какого-л. места, видимое глазом пространство. Шорох дождя побежал по горам, а густой туман стал заволакивать перспективу. Чириков, На стоянке. Его телега расплылась мутным пятном в дальней перспективе улицы. Малый академический словарь
  5. перспектива - Перспекти́в/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. перспектива - Дизайн Изменение форм, размеров и окраски предмета при увеличении расстояния до него. Словарь компьютерных терминов
  7. перспектива - перспектива I ж. 1. Даль, пространство, охватываемые глазом. 2. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости... Толковый словарь Ефремовой
  8. перспектива - Перспектива, перспективы, перспективы, перспектив, перспективе, перспективам, перспективу, перспективы, перспективой, перспективою, перспективами, перспективе, перспективах Грамматический словарь Зализняка
  9. ПЕРСПЕКТИВА - ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) - 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком. Большой энциклопедический словарь
  10. перспектива - ПЕРСПЕКТИВА ж. лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; || видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; || изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. Толковый словарь Даля
  11. Перспектива - Протяженная аллея или улица, воспринимаемая как многоплановая композиция с развитием в глубину. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  12. ПЕРСПЕКТИВА - Перспективный, будущий период. Экономический словарь терминов
  13. перспектива - огромная ~ Словарь русской идиоматики
  14. перспектива - Заимств. в XVII в. из ср.-лат. яз., где perspectiva (ars) < perspectiva (буквально - «(искусство) видеть находящееся впереди»), суф. производного от perspicere «видеть насквозь, проникать взором». Этимологический словарь Шанского
  15. - Соотносительное размещение предмета, наблюдателя, источника освещения и границы обозримого пространства. План – объем поля зрения, занимаемый предметом и позволяющий фиксировать предмет с большей или меньшей степенью подробности. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  16. перспектива - орф. перспектива, -ы Орфографический словарь Лопатина
  17. ПЕРСПЕКТИВА - ПЕРСПЕКТИВА (от лат. perspicio - ясно вижу) - англ. perspective; нем. Perspektive. 1. Изображение предметов на к.-л. поверхности в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя... Социологический словарь
  18. ПЕРСПЕКТИВА - ПЕРСПЕКТИВА – система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной – наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира... Новая философская энциклопедия
  19. Перспектива - (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Художественная энциклопедия
  20. перспектива - ПЕРСПЕКТИВА -ы; ж. [франц. perspective] 1. Вид вдаль, охватываемое глазом пространство. Дальняя, далёкая п. Теряться в перспективе. В перспективе показалась движущаяся точка. // Панорама чего-л., окидываемого взглядом с определённой точки. Толковый словарь Кузнецова
  21. перспектива - Перспективы, ж. [от лат. perspectus – сквозь что-н. увиденный, рассмотренный] (книжн.). 1. Даль, пространство. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке... Большой словарь иностранных слов
  22. перспектива - ПЕРСПЕКТ’ИВА, перспективы, ·жен. (от ·лат. perspectus - сквозь что-нибудь увиденный, рассмотренный) (·книж.). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид. 2. только ед. Толковый словарь Ушакова
  23. Перспектива - С центром S- отображение плоскости p в плоскость p", при к-ром каждой точке Мплоскости p ставится в соответствие точка М" пересечения прямой SM с плоскостью p" (если прямая SM не параллельна плоскости p"; см. рис.). В проективной геометрии... Математическая энциклопедия
  24. Перспектива - Представим себе, что между нашим глазом и рассматриваемым предметом помещается прозрачная, вертикальная плоскость (например стеклянная). Лучи зрения, направляясь от каждой точки предмета к нашему глазу, пересекают эту плоскость в точках, образующих... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  25. перспектива - сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? перспективы, чему? перспективе, (вижу) что? перспективу, чем? перспективой, о чём? о перспективе; мн. что? перспективы, (нет) чего? перспектив, чему? перспективам, (вижу) что? перспективы, чем?... Толковый словарь Дмитриева
  26. перспектива - ПЕРСПЕКТИВА ы, ж. perspective f. 1. Даль, пространство, охватываемое глазом. БАС-1. Подгнившие избушки снесены, и на место их выстроены новые с "веселыми перспективами" и романическими перистилями". Данилевский Ек. Великая. // ПСС... Словарь галлицизмов русского языка
  27. Перспектива - (фр. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; 2) воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний предметов на расстоянии. Словарь по культурологии
  28. перспектива - В перспективе (иметь что, быть у кого) - в будущем, впереди, в виду. У него в перспективе научная экспедиция. Фразеологический словарь Волковой
  29. перспектива - см. >> будущий, вид, надежда, ожидание Словарь синонимов Абрамова
  30. перспектива - сущ., кол-во синонимов: 14 будущее 9 будущность 8 вид 54 виды 4 виды на будущее 1 даль 13 европерспектива 1 загляд 1 картина 55 надежда 30 проспект 12 ракурс 6 судьба 52 шанс 20 Словарь синонимов русского языка

Слово "перспектива" довольно распространенное в русском языке.

Если кто-нибудь из вас бывал в Египте, то, безусловно, видел знаменитые пирамиды. И конечно же, никто не смог устоять перед соблазном сфотографироваться в позиции между двумя пирамидами, когда они кажутся подвешенными на ваших раскинутых в стороны руках. Некоторые туристы делают фото, будто пальцем дотрагиваются до вершины пирамиды или целуют сфинкса. Это весьма распространенная перспектива, когда наше зрение совмещает предметы, стоящие на переднем плане, и те, что находятся вдалеке.

Вполне закономерно возникает вопрос о том, что такое перспектива. Толковые словари дают определение этого понятия в нескольких значениях, т.к. оно существует в нашем сознании в разных аспектах. В латинском языке, слово perspectivo означает "ясно вижу". Перспективой называют возможность изобразить на плоскости окружающий нас мир. Фотография, например, передает реальное восприятие человеком окружающего мира. А существует перспектива, отражающая иллюзорное восприятие.

Перспектива в геометрии

Принято рассматривать несколько видов перспективы. В геометрии есть отдельный раздел, называемый линейной перспективой. Она рассчитана на то, что смотреть нужно из фиксированной точки зрения на предметы, которые уменьшаются пропорционально: чем дальше горизонт, тем меньшего размера предметы. И наоборот, горизонт ближе, и предметы большего размера. Все зависит от точки, с которой происходит наблюдение.

Геометрия, отвечая на вопрос о том, что такое перспектива, определение её даёт как о некой системе представления предметов в пространстве с трех точек плоскости или на иной поверхности. Плоскость может изображаться как угодно - вертикально, горизонтально, наклонно. От точки до горизонта как бы идут сходящиеся линии. Это прямая перспектива.

Обратная перспектива

В живописи существует понятие обратной перспективы, когда точка, из которой происходит наблюдение, дает расходящиеся линии до горизонта. Чем дальше предмет от точки зрения, тем он больше (в отличие от прямой перспективы). Так изображали мир иконописцы на своих иконах.

Перспектива в архитектуре

В архитектуре очень важен вопрос о том, что такое перспектива, значение здесь придается видению вдаль, когда картина открывается с какого-либо места или точки рассматривания, а именно взору предстает то, что видимо глазу. Для архитектуры важна объемность, т.е. соотношение объемов предметов (частей сооружений), видных для глаза. Поэтому архитектор выстраивает элементы здания, улицы и целого города. Он продумывает перспективу, вид, открывающийся, например, от двери банка к концу улицы или от входа в помещение до противоположной стены. От этого напрямую зависит наше зрительское восприятие как отдельной комнаты в доме, так и всего здания, вписывающегося в ландшафт города.

Перспектива как ожидание

Слово "перспектива" в русском языке является не только термином геометрии, архитектуры или живописи. Оно используется и в обыденной речи. И следует определить, что такое перспектива: значение, суть этого понятия. Обычно слово это, употребляемое во множественном числе, означает разные планы на определенное будущее, чьи-либо возможности. Например, в таком контексте: «Перед студентом руководитель практики развернул такие перспективы, от которых дух захватило ».

Другой оттенок значения слова «перспектива» указывает на неизбежность чего-либо. Например: «Перспектива провести весь свой отпуск у постели больного дяди совсем её не радовала ».

В языке закрепилось использование переносного значения слова "перспектива" в употреблении с предлогом - "в перспективе". Принятый для него контекст - когда речь идет о том, что ждет впереди, о ближайшем будущем. Например: «В перспективе круг обязанностей на этой функциональной позиции может быть значительно расширен ».

Перспектива в педагогике

В свое время известный педагог Макаренко, занимаясь воспитанием подростков, говорил о важности определения его. Перспектива в этом аспекте - то, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, это дальнейший ход каких-либо событий. И в этом смысле говорят о перспективе близкой, средней или далекой.

Готовя учеников к самостоятельной жизни, педагог учит их ставить цели осознанно. Мысли о походе в кафе с друзьями, одноклассниками после занятий - это близкая перспектива, которая связана лишь с личной заинтересованностью. И она не требует особых размышлений.

Средняя перспектива - это уже постановка целей на достижение в ближайшем будущем. Например, это может быть совместная с классом подготовка к какому-нибудь конкурсу. Поставленная цель требует распределения ролей в коллективе и определения алгоритма подготовки.

И, наконец, продумывание действий для достижений долгосрочной цели, отодвинутой во времени - это далекая перспектива, которая требует определения и формулирования всех задач, позволяющих достичь цели. Например, успешное окончание школы требует значительных усилий и решения многих задач.

Перспектива (лат. perspicio — «ясно вижу сквозь») — это техника создания иллюзии пространства на плоскости. Для придания правдоподобной глубины изображению используются такие приёмы, как:

  • изменение пропорций в соответствии со зрительным восприятием объема;
  • изображение света и тени, как они ложились бы на реальный предмет;
  • воздушная перспектива — художественный приём с уменьшением насыщенности и/или чёткости предмета по мере отдаления.

Наглядная воздушная перспектива в работе Яцека Йерки (Jacek Yerka). Дальний план будто покрыт голубоватой дымкой

Краткий исторический экскурс

Испокон веков человек интересовался рисованием и делал попытки запечатлеть окружающую реальность. Начиная с примитивных наскальных зарисовок, сделанных по интуитивным ощущениям, изобразительное искусство развивалось на основе наблюдения, а затем и научного обоснования закономерностей окружающих форм и явлений.

Первые упоминания о геометрическом построении перспективы встречаются во времена Древней Греции в трудах Эвклида. Затем, в Средневековье, эта наука была временно утеряна. До начала эпохи Возрождения в искусстве не существовало понятия построения перспективы, художники изображали пространство интуитивно.

С наступлением Ренессанса началось активное развитие науки, люди стали интересоваться теоретическими обоснованиями окружающих явлений, в том числе и перспективных искажений. По некоторым свидетельствам, впервые теория перспективы была описана архитектором Филиппо Брунеллески (1377—1446) и быстро прижилась в живописи, как впечатляющий визуальный эффект.

«Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля и компаса: он никогда не уверен, куда плывет.» (Леонардо да Винчи)

Эскиз перспективы заднего плана картины «Поклонение волхвов» (Леонардо да Винчи)

Рассмотрим некоторые виды графических построений перспективы.

Прямая линейная перспектива

Характеризуется пропорциональным уменьшением предметов по мере отдаления. Довольно долго считалась единственным способом отображения реальности на рисунках. Она наиболее распространена и сегодня.

Первое, что нужно сделать при построении прямой линейной перспективы, — провести линию горизонта, на которую будет ориентирована последующая работа. Если линии, параллельные земле, продлить до бесконечности — они должны заканчиваться на горизонте, а если они к тому же параллельны между собой — сходиться на линии горизонта в одну точку.

Точка схода — это точка, на которой сходятся удаляющиеся от наблюдателя параллельные линии.

Одна точка схода получается при фронтальной перспективе куба, две — при повороте по одной оси, три точки — при повороте по двум осям

Метод сетки, или как перенести пропорции предмета на перспективу

Фронтальная проекция пропорций переносится на перспективу при помощи дополнительной точки схода

Где применяется?

Повсеместно, от академического рисунка до компьютерных игр.

Геометрическое построение линейной перспективы в чертеже Рафаеля Араужо (Rafael Araujo)

Аксонометрическая перспектива

Более известна как аксонометрическая проекция. В отличие от линейной перспективы, в ней отсутствуют точки схода. Все линии, параллельные в реальности, остаются параллельными и на рисунке. Это даёт ощущение пространства без уменьшения пропорций удалённых предметов.

Если вы, к примеру, создаёте набор иконок с аксонометрической перспективой, то для соблюдения его целостности следует различать виды этой перспективы:

  • изометрическая — все три оси имеют одинаковую степень искажения относительно реальных пропорций;
  • диметрическая — искажение одинаковое по двум осям;
  • триметрическая — искажение разное по всем трём осям;​
  • фронтальная — одна из плоскостей изображается без искажений.

Где применяется?

Изначально — в чертежах, хороша для конструктивного изображения предметов. В пиксель-арте, для лучшей чёткости диагональных пиксельных линий, и в плоском дизайне, так как не нарушает стилистику плоскости. Также свойственна живописи средневекового Китая.

Обратная перспектива

Противоположность линейной перспективе — предметы увеличиваются по мере отдаления. Соответственно, точка схода находится не на горизонте, а на самом зрителе. Создаёт необычный эффект развёрнутого пространства.

Где можно встретить?

Встречается в иконописи Древней Руси, где носит глубокий символичный характер. Используется редко, в обоснованных случаях.

Сферическая перспектива

Также известна как купольная. Изображает трёхмерное пространство как будто на сферической поверхности, а не на плоской. При такой перспективе прямыми остаются только линии глубины, сходящиеся на главной точке, линии горизонта и вертикали. Все остальные линии схода, чем дальше они от главной точки, тем более округлую форму принимают.

Главная точка — это центральная точка сферической перспективы, вокруг которой формируется окружность. Например, если смотреться в ёлочный шар, главной точкой в отражении будут ваши глаза, и если он идеально сферический, они будут всегда в центре, как его ни крути.

Так как все параллельные линии схода, кроме глубинных, замыкаются полуэллипсами с обоих концов, при рисовании куба в данном случае мы получаем пять точек схода

Где можно встретить?

В изобразительном искусстве и фотографии.

А ещё в сферической перспективе видит наше периферическое зрение. Но так как точка, на которую мы смотрим, всегда является главной, проходящие через неё линии, соответственно, не имеют искажений. Мы формируем представление об общей картине из кусочков, переводя взгляд с одной точки на другую.

Перцептивная перспектива

Её название происходит от латинского слова perceptio — восприятие. Она соединяет в себе прямую, аксонометрическую и обратную перспективу, формируя отображение реальности таким, каким его видят человеческий глаз и мозг. Если быть точнее, по причине бинокулярности нашего зрения:

  • ближний план видится в обратной перспективе, так как предмет виден двумя глазами одновременно с разных сторон;
  • дальний план — в прямой линейной перспективе с уменьшением предметов;
  • и лишь средний план виден почти неискаженно, в аксонометрии.

Понятие появилось относительно недавно. Впервые было описано Б. В. Раушенбахом, российским физиком-механиком, в книге «Пространственные построения в живописи» (1975). По задумке автора, изучавшего особенности восприятия глубины человеческим зрением, перцептивная перспектива наиболее точно изображает на рисунке окружающий мир, увиденный глазом, и несёт более сильное впечатление.

Заключение

Зная теоретическую основу видов перспективы, их недостатки и преимущества, вы можете добиться наибольшей эффектности графической работы, систематически выстраивая её объём.