Почему не стоит отдавать в школу «несозревших» детей. Как школа может воздействовать на родителей, которые не водят детей в школу? От нас муниципалитет требует совершать дворовые обходы и обеспечить посещаемость, но у нас нет на это свободных работников,

Не каждый готов дотянуться до уха

– Какие изменения вы замечаете в поведении первоклассников?

– Последние два десятилетия показали, что проблем у первоклассников становится больше. В массе своей они хуже переносят школьную нагрузку. В основном из-за того, что детей отдают в школу слишком рано – физически и эмоционально не созревшими. Причем эта недозрелость не обязательно зависит от календарного возраста.

Сегодня много детей, которые и в 7 и даже в 7,5 лет по своему психофизиологическому развитию к школе не готовы. Индивидуальные сроки развития ребенка сдвинулись: более позднее созревание стало очевидным. Поэтому далеко не все дети в 7 лет обязательно должны идти в школу. Это отражено и в федеральном Законе об образовании. Недавно в него были внесены изменения. Добавилась норма, позволяющая отдавать ребенка в первый класс в возрасте более 8 лет – по заявлению родителей.

– То есть можно ребенка в 9 или в 10 лет отдавать в первый класс?

– Нет, речь все-таки идет о поступлении в школу на несколько месяцев позже восьми лет. А если ребенок в 10 лет не готов к первому классу общеобразовательной школы, то, наверное, ему тогда нужна не обычная, а коррекционная программа.

– А почему дети стали созревать позже?

– Однозначного ответа нет. Возможно, это связано с общим ухудшением здоровья матерей и различными осложнениями при родах, которые впоследствии сказываются на детях. Сегодня чаще выхаживают глубоко недоношенных, у которых тоже могут замедляться сроки развития. Плохая экологическая обстановка также влияет. Тут много факторов.

Родители часто думают: «Мой ребенок читает, считает, в садике его хвалят. Значит, к школе подготовлен». Но они судят только по интеллектуальному развитию, не принимая в расчет физическое и психоэмоциональное. И часто оказывается, что ребенок физиологически не может выдерживать школьный режим! Четыре урока подряд пять дней в неделю для несозревшего малыша – непосильная нагрузка. Эти дети не могут долго удерживать рабочую позу – то есть сидеть ровно, спокойно, сложив руки. Ведь сидеть за партой вообще не физиологично, потому что ребенок развивается в движении. И для него это по сути – физическая нагрузка. Если он сосредоточится на том, чтобы сидеть ровно, то при этом не сможет думать и решать задачу. В конце концов он начинает ерзать, крутиться, обращать на себя внимание, мешать учителю. Чаще всего с такими проблемами сталкиваются так называемые гиперактивные дети. Сейчас многие медики и физиологи говорят, что их количество увеличивается. Во всем мире их примерно около 17%. Но в некоторых источниках пишут, что в России таких детей уже около 30%.

– Как родители могут понять, готов ли их ребенок к школе?

– Есть три простых, правда, достаточно грубых критерия. Первый – так называемый Филиппинский тест, показывающий степень морфологической зрелости мозга ребенка. Ребенок должен легко дотянуться левой рукой до правого уха через темечко. Малыш 4–5 лет с таким заданием не справится, потому что пропорции тела у него таковы, что голова большая, а ручки еще короткие. А если произошел полуростовой скачок, то ребенок дотянется, и, скорее всего, морфологически он тоже созрел. То есть структуры головного мозга созрели.

Еще показатель зрелости – смена молочных зубов. От 4 до 10 постоянных зубов должно быть у ребенка к моменту поступления в школу.

И третий критерий – вес не менее 23 килограммов. Считается, что совсем хрупкий и мелкий ребенок не сможет справляться со школьной нагрузкой. Он и инфекциями детскими будет чаще болеть, пропускать занятия, отставать.

Самый лучший способ узнать, готов ли ребенок к школе, – обратиться к психологу. У нас есть специальная программа тестирования. Проверяем не только интеллектуальную готовность, но еще смотрим на поведение ребенка. Например, как он воспринимает задачу, насколько отвлекается, может ли усидеть на месте спокойно. Ребенок садится за стол во вращающееся кресло. Гиперактивный сразу же начинает в нем качаться, вращаться. А бывает, приходит девочка: сядет, ручки сложит и молчит – слушает. Девочки вообще быстрее созревают, где-то на год-полтора раньше мальчиков того же календарного возраста. Получается парадокс. Родители всегда хотят мальчиков пораньше в школу отдать, чтобы после ее окончания осталось время до армии поступить в вуз. А созревают-то мальчики позже! Школа вообще женское царство. Требования в начальных классах – это, в основном, требования дисциплины и аккуратности. Их легче выполняют девочки. А мальчишкам скучно отсчитывать четыре клеточки слева, еще сколько-то сверху, чтобы красиво написать крючочки... И, как правило, мальчики более подвижные. Им диагноз «гиперактивность» ставится в 4 раза чаще, чем девочкам.

Гимназии для особых родителей

– Должен ли ребенок при поступлении в школу уметь читать, писать, считать?

– Требовать этого в школах не имеют права. Но на практике... Когда я обследую детей перед поступлением в лицей или гимназию, 99% из них уже умеют читать. Если ребенок попадет в этот один процент неграмотных, как он будет себя чувствовать в классе, где все читают? Ведь учитель будет ориентироваться на большинство. Но в обычных школах, не в лицеях-гимназиях, детей, не знакомых с азбукой, больше. Думаю, туда можно спокойно отдавать и нечитающего ребенка.

– Получается, школы сильно поляризованы. Есть сильные – для подготовленных детей, а есть слабые – для всех остальных?

– Понятно, что в лицеях и гимназиях нагрузки посерьезнее. Они, если можно так сказать, имеют своих родителей, которые очень высоко мотивированы, чтобы их дети поступили именно в это образовательное учреждение. Такие родители заранее готовят детей: водят на курсы, занимаются по специальным пособиям. Главное при этом – чтобы родительские амбиции не превалировали над интересами ребенка. Потому что мало кто, к сожалению, руководствуется индивидуальными особенностями и сроками созревания своего чада. Чаще берутся в расчет другие причины. Например: «Хорошо бы поступить в этом году, потому что в следующем заселят новые дома и желающих станет больше». Или: «Соседкин ребенок идет в первый класс, и мы тоже, чтобы проще было отводить-забирать из школы». Такие родители своего добиваются. Иногда даже раньше чем в шесть с половиной лет отдают в школу. И в результате обрекают на мучения собственных детей, учителей и себя. В сентябре-октябре к нам в Центр очень много родителей приходят с жалобами на то, что ребенок на уроках отвлекается, не может запомнить и выполнить, что говорит учитель. Что учителя на него жалуются, потому что он мешает проводить уроки.

– Как вы помогаете таким детям?

– Ускорить процесс созревания головного мозга невозможно. Лучше всего для такого ребенка, если родители заберут его из школы и в следующем году заново отдадут в первый класс. Но они, как правило, забирать не хотят. Поэтому мы обсуждаем с ними, как готовить домашнее задание, какие кружки лучше посещать. Если у ребенка есть поведенческие проблемы, берем в коррекционные группы. У нас есть комиссия, которая подбирает образовательный маршрут ребенку. Если он не справляется с обычной общеобразовательной программой, то ему рекомендуют коррекционную школу. Но все это – с согласия родителей.

Поправить последствия того, что ребенок пошел в школу раньше срока, намного труднее, чем их предотвратить. Потому что у ребенка складывается определенная негативная репутация у одноклассников, падает самооценка... А виноваты родители, которые руководствовались своими амбициями или удобством!

По моим оценкам, сегодня практически в каждом классе есть как минимум 2–3 человека, которых отдали раньше времени и они еще «не дозрели».

Молодой папа: «Хочу учить сына дома, а мне пригрозили, что заберут его». Отдел образования: «Родители обязаны водить ребенка в школу»

Сторонник альтернативного образования Александр решил обучать своего ребенка сам. Он говорит, что хочет воспитывать ребенка так, как он видит. И не полагается в этом вопросе на школу. Папа пришел в школу, там его отправили в отдел образования. «Мне ответили, что если я не буду водить ребенка в школу, поставят на учет как социально опасную семью и изымут сына», - говорит мужчина.

Я сейчас вынужден водить сына в школу - он у меня первоклассник - чтобы ребенка просто не забрали, - рассказал Onliner.by житель Березы Александр. - А ситуация простая. Я хотел обучать своего сына дома самостоятельно, без контроля школы и, возможно, без получения аттестата (сын сам решит, нужно ли ему это). Мне кажется, я смогу многое ему дать. Более того, я всегда думал, что воспитание детей - это мое право. Мне казалось, что это мое право.

В школе мне посоветовали обратиться в отдел образования. Я пришел и рассказал свою ситуацию. Мне ответили, что закон вообще не позволяет этого делать. У нас в стране базовое образование является обязательным. Сказали, мол, их настораживает мое настойчивое желание учить ребенка самостоятельно. Более того, позже к нам в дом пришли социальные педагоги из школы и инспектор по делам несовершеннолетних. Сказали, что ребенка занесут в список детей в опасном социальном положении, а там и вообще изымут.

Я сделал вывод, что образование у нас насильственно-принудительное и альтернатив никаких нет. Хотя я считаю, что это несправедливо и образование должно быть по желанию. И государство не должно влезать в отношения родителей и детей.

В отделе образования, спорта и туризма Березовского райисполкома ситуацию видят по-другому.

Есть Кодекс об образовании, ряд других нормативных документов, которые говорят, что сегодня ребенок, достигший 6-7-летнего возраста, должен учиться в школе. По закону родители обязаны это делать, - объяснила Onliner.by начальник отдела образования, спорта и туризма Татьяна Бренько. - Мы в курсе этой ситуации. Мотивация папы была такова, мол, пусть сидит дома и занимается компьютерами. Мол, дедушка и бабушка окончили и по 4 класса, зато были хорошими людьми.

Но с другой стороны, откуда мы знаем, что там с ребенком? Более того, вы поймите, по закону, если ребенок не посещает школу, мы обязаны провести беседу с родителями. А если родители насильно не хотят вести ребенка в школу, то мы обязаны информировать вышестоящие организации: инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних. Возможно, даже сектор охраны детства и органы опеки, а также прокуратуру. Это наша обязанность по закону.

«Об образовании в Российской Федерации» не вводит никакой специфической ответственности родителей за предоставление образования своим детям. При этом предоставляет родителям целый ряд возможностей принимать основные решения в сфере образования детей, выполнить ряд действий с целью обеспечить возможность получить это образование (например, выбрать образование в образовательной организации и обеспечить посещение, выбрать образовательную программу, например, адаптированную).

Если родители не выполняют своих обязанностей по обеспечению получения общего образования детьми, могут работать только общие механизмы контроля за выполнением обязанностей родителей, установленные в семейном законодательстве.

Согласно статье 65 Семейного кодекса, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ограничение или лишение родительских прав).

При этом, хотелось бы подчеркнуть, что механизмы эти требуют участия органов опеки и попечительства. Согласно статье 56 Семейного кодекса, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом , органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Образовательная организация не включена в перечень данных лиц, как следует из семейного законодательства. Если, например, родители не водят ребенка в школу, либо отказываются выбрать для него посильную (адаптированную) образовательную программу, эти действия совершаются в нарушение интересов детей. И защищать эти интересы в таком случае должна не школа, т.к. у школы нет никаких средств воздействия на родителей. Это дело органов опеки и попечительства, именно эта система должна активно включиться в решение возникших проблем, воздействовать на родителей, вплоть до решений об ограничении и лишении родительских прав.

То, что функции органов опеки и попечительства – функции контроля за добросовестностью родителей, за исполнением ими своих родительских обязанностей, за тем, чтобы они действовали в интересах детей – пытаются возложить на школу, неверно, т.к. у образовательной организации просто нет соответствующих полномочий и нет никаких средств воздействия. Образовательная организация при возникновении подобных ситуаций должна привлекать органы опеки и попечительства, которые и должны решать проблемы подобного плана.

Невестка моей знакомой, пенсионерки Людмилы Ивановны, ждет третьего ребенка.
Честно говоря, Людмила Ивановна невестку - вернее сказать, ее и своего сына - не понимает. В наше время, считает она, и одного-то ребенка поднять, выучить и на ноги поставить - подвиг. Что уж говорить о троих. Тем более, когда эти трое - мал мала меньше. Двоим старшим - семь с половиной и четыре, сами еще малыши, а через месяц у матери будет новорожденный... Помочь невестке с детьми особо некому - муж, конечно же, много работает, свои родители живут далеко, а Людмила Ивановна еще работает. Хотя помогает, когда может. Но не в таком объеме, как хотелось бы.

Свое мнение насчет многодетности и о том, стоит ли рожать третьего, Людмила Ивановна держит при себе.
Но некоторые вещи ее откровенно возмущают.
Например, вот последняя ситуация: обычно старшего внука-первоклассника в школу утром отвозит папа. Но на этой неделе он в командировке, улетел в воскресенье, и вести ребенка в понедельник должна была невестка. Часов в одиннадцать утра Людмила Ивановна с работы позвонила узнать, как у них дела.
И с удивлением услышала, что никуда невестка сына не повела. Спят все втроем дома, еще и глаза не продрали.

Да холодно утром было! Темно! - объяснила невестка. - На каникулах режим у нас сбился, уснули поздно... Пожалела я его. Не стала будить, оставила дома. Да и самой мне уже тяжело, честно говоря, одеваться, вести его по морозу... Ничего страшного, три дня можно пропустить уроки и без справки... А там, может, муж приедет уже. И будет водить...

У Людмилы Ивановны, человека старой закалки, такое в голове не укладывается.
Разгильдяйство какое-то. Не пойти в школу по болезни, или по каким-то серьезным семейным обстоятельствам - это понятно. Но просто так не повести ребенка, потому что матери тяжело или лень - это, по мнению Людмилы Ивановны, какой-то сюр. Тяжело? - ну а кто сказал, что будет легко, когда они за третьим пошли? Третьего еще нет, а уже "тяжело" - что же дальше-то будет? Мороз? - да ладно, какой уж там мороз сейчас в Москве. Школа через два дома буквально. Режим сбился? - ну это вообще ни в какие рамки. Здесь целиком и полностью вина родителей. Это ни в коей мере не оправдание, а даже наоборот. Режим сбился, так давайте сбивать его дальше, спать до обеда...

Понятно, что первый класс - это еще ни о чем, ничего такого не случится от 2-3дневного пропуска школы, тем более, если ребенок достаточно подготовлен, еще до школы умел читать-писать. Но Людмилу Ивановну расстраивает отношение невестки к своим материнским обязанностям. Так нельзя, считает она. И потом, что это за воспитание получается? От так и подростком будет на школу плевать. А вырастет - будет плевать на работу?

А вы как считаете - нормально ли не вести ребенка в школу без уважительных причин?
Или Людмила Ивановна права, и это лень и разгильдяйство чистой воды? И с таким отношением к материнским обязанностям рожать третьего ребенка - по меньшей мере странно?
Что думаете?

Детей должны пойти в школы. В том числе 1,6 миллиона - в первый класс. Однако активисты движения за домашнее обучение говорят, что значительная часть ребят только числятся в образовательных учреждениях, а на самом деле обучаются дома. Еще три-четыре года назад «хоумскулеров» было немного, а сегодня в связи с массовым укрупнением учебных заведений появилась четкая тенденция отказа от услуг государственных школ. По подсчетам проекта «Альтернативное образование», в одной лишь Москве за последние годы образовалось от 20 до 35 родительских объединений, которые учат детей самостоятельно. «Лента.ру» записала монологи мам и пап, выпавших из Системы.

«У тебя - два высших, а у дочери - неполное среднее»

Меня часто спрашивают: почему забрал дочь из школы? С дочерью решение как-то само собой назрело. Вероника пахала целыми днями. В восемь уходила из дома, в 16 часов - возвращалась. А с 17 часов у нее шли репетиторы, домашние задания. К вечеру это был просто невменяемый человек, который падал на кровать и тупо спал. Даже в выходные ни на что другое, кроме восстановления, ее просто не хватало. А отдачи от всего этого, на мой взгляд, было ноль. Зато после ухода из школы у дочери сразу появилось множество интересов: артстудия, зоология в зоопарке, гитара. Она ходит в какие-то походы и просто реально расслабилась.

Когда знакомые узнают, что дочь не пошла учиться дальше, охают: «Катастрофа! У тебя два высших, а у дочери - неполное среднее!» Но я вижу, что ей этого не надо. У нее другой круг интересов. Сейчас изучает английский и японский языки, осваивает гитару, рисует, и что-то еще осенью будет. То есть человек без дела не сидит. Зачем ей тратить еще два года жизни на неинтересные для нее математику и физику? Если захочет - ЕГЭ потом можно и так сдать. Я считаю, что главная задача родителей - погрузить ребенка в интересную атмосферу, создать ему поле вокруг. Если оно правильно засеяно, всходы будут. Корочка, несомненно, имеет значение. Но это смотря куда ты собираешься идти работать и чем заниматься. Если на госслужбу - наверное, пригодится. Если хочешь организовать свой бизнес - никакой диплом тебе в этом не поможет. Если ты идешь рисовать куда-то - с тебя спросят не аттестат, а картины.

Когда мы три года назад с дочерью выбрали домашнее обучение, очень мало было вокруг таких же семей. В основном уходили из-за плохих оценок, по болезни или если дети плохо адаптировались в социуме. Сейчас же среди нас много вполне успешных детей. «Новенькие» перенимают опыт у «старичков». Первый вопрос, который всех волнует: родители сами в роли учителей выступают или нанимают репетиторов? По-разному. Зависит и от возраста детей, и от уровня образования самих мам и пап. Я, допустим, гуманитарий. Поэтому всякие школьные общечеловеческие дисциплины для меня особого труда не представляют. Если что-то забыл - могу повторить или найду в интернете. А вот по химии-физике, математике и английскому у нас и в школе, и на домашнем обучении были репетиторы.

Другой популярный вопрос - как строится рабочий день «хоумскулеров». Вдруг ребенок, почувствовав свободу, вовсе не захочет учиться? Первое время мы с дочерью писали ежедневные планы, ориентированные на школьную программу: завтра изучаем вот эти параграфы, смотрим такие-то обучающие ролики, читаем следующие книги, идем туда-то. И строго выполняли намеченное. Усвоил или не усвоил человек материал - проверяется через тесты, контрольные работы. Все пособия продаются в магазинах или скачиваются в интернете.

Официально дочь была приписана к госшколе, сын сейчас - тоже. Форма обучения - семейная. Закон об образовании это позволяет. В Москве и Петербурге администрация школ обычно палки в колеса родителям не вставляет, если те желают учить детей дома. А вот в регионах, как я знаю, у многих проблемы. Обычно дети проходят аттестацию два раза в год, то есть сдают экзамены по всем предметам. Для ребенка это, конечно, стресс. Не нужно думать, что это халява. Но этот стресс несравним с тем, что мы получали ежедневно в школе.

Есть страшная тайна, которую я стараюсь не открывать детям. На самом деле дома приходится учиться больше, чем в школе. Рабочий день у дочери начинался в 11 часов, а заканчивался в 18 часов вечера. То есть в среднем она трудилась по семь часов в день с перерывом между занятиями в 10-15 минут. Объем прочитанных книг, просмотренного учебного материала - больше. Но она не чувствовала усталости, потому что не было прессинга, никто не мотал нервы.

«Уроков не было - играли»

Я далеко не фанат семейного образования. Точно так же, как большинство родителей, я вообще не представляла, что жизнь без школы возможна. У дочери была лучшая в районе школа, молодая креативная учительница, программа с модной у мамочек математикой по Петерсон. Однако проходили дни и месяцы, а никаких результатов обучения заметно не было. Дочь приносила из школы не знания, а бесконечные вирусы и бактерии. Учиться ей было очень скучно. Чтобы сохранить мотивацию к обучению, я перестала водить ее на некоторые (чаще всего первые) уроки, на английский, на физкультуру и попыталась игнорировать часть бессмысленной домашней работы. Это вызвало сопротивление учительницы, перед которой я почему-то должна была оправдываться в своих действиях, хотя именно благодаря им мой ребенок стал более мотивированным и дисциплинированным.

До школы она легко считала в пределах сотни, а в первом классе они почти весь год толклись на первом десятке. В списках по скорости чтения ее фамилия всегда была первой. Многократное же повторение, рассчитанное на отстающих, ее расхолаживало и заставляло скучать. А еще домашняя работа, которая лишала прогулок и кружков! Особенно тяжело ей было весь урок сидеть неподвижно.

Но самым большим разочарованием стала для меня частная школа, куда дочь перешла в середине первого класса. Там мы получили все то же самое: ненужные правила; утомительное сидение за партами; неуемное желание педагогов воспитывать, причем не только детей (хотя и это для меня неприемлемо), но и родителей; неэффективные и безнадежно устаревшие методики обучения. И все это за немаленькие деньги! Так что к середине второго класса назрел второй переход.

В один прекрасный день наши дети в школу не пошли. Мамы-единомышленники, педагоги из близлежащих госшкол и садика объединились и создали свою маленькую школу из шести второклашек. Организатор школы Елена Свитова взяла идеи и принципы таких педагогов как Шалва Амонашвили, Селестен Френе, Мария Монтессори. С тех пор у наших детей больше не было уроков, формы, портфелей, оценок, домашних заданий, «дисциплины» в школьном понимании этого слова. Помню, в первый день мы спросили у детей по привычке: «Какие уроки были?». Они ответили: «Уроков не было». - «А чем занимались?» - «Играли». Они играли - и изучали площадь и периметр, узнавали про имя существительное - и играли. Оказалось, что познавать, допустим, окружающий мир - это интересно, а заучивать приметы зимы - скучно. И что, например, вид и форму снежинки гораздо веселее рассматривать на ладошке, чем на странице учебника. И вообще, любой увлекательный процесс - это игра.

Фото: Robin Rayne Nelson / Global Look

Сейчас мы в пятом классе. С формой занятий все время экспериментируем. В качестве примера расскажу, как мы однажды устроили вечеринку и пригласили родителей. Чем будем угощать? Давайте сделаем вареники. Но сначала же надо рассчитать, сколько у нас будет народу и сколько что стоит. Не сколько в магазине они готовые стоят, а ингредиенты: мука, соль, яйца, начинка. Надо рецепт написать, красиво это все оформить. Пошли в магазин за мукой - выяснили, какие бывают сорта, откуда приехала мука, сделали несколько вариантов бюджета. Написали на доске и в тетрадках сам процесс приготовления. Взвесили картошку, сначала грязную, потом мытую, потом без кожуры, потом взвесили картошку вареную - посмотрели, сколько ушло. Заодно выяснилось, что есть крахмал в картошке, проверили, что он есть, капнули на нее йодом. Раскатали тесто, выяснили периметр этого теста, потому что мы все-таки люди ученые, не можем как простые домохозяйки раскатать, выяснили, сколько там миллиметров, потому что это тоже надо. Выяснили, откуда вареники родом, что это блюдо китайское, а не русское национальное, возмутились по этому поводу. Это простая тема, а бывают и более сложные темы.

Мы сдаем аттестации в госшколе. Раньше очень этого боялись. Теперь - нет. Специально не готовимся. Достаточно тех занятий, что есть у нас в семейной школе. У дочери по русскому четверка, но, на мой взгляд, она знает русский прекрасно для пятого класса. И по математике четверка - при весьма глубоких, на мой взгляд, знаниях. Остальные пятерки. Хотя для нас это не столь важно, скорее это важно для окружающих.

Экскурсии, походы, концерты

Елена Липгарт, организатор клуба поддержки семейного образования

У меня четверо детей: двое дошкольников, старшие учатся в началке - закончили второй и четвертый классы. В обычную государственную школу они никогда не ходили. Просто я вовремя узнала, что можно этого не делать. Выбрали дистанционное обучение. Сдаем аттестацию виртуально, не выходя из дома. Очные экзамены - только в 9-м и 11-м классах. А промежуточные можно так. Мы сейчас прикреплены к дистанционной школе в Новосибирске. Из всех имевшихся вариантов нам показалось, что там самые приемлемые условия. У каждого ученика есть свой личный кабинет на сайте, там - тренировочные материалы. Когда сдаешь экзамен, нажимаешь на специальную кнопочку. Включается веб-камера, которая записывает, как ребенок делает контрольную. Это чтобы исключить моменты подсказок или списывания.

Мы в семье сами справляемся со школьной программой и с требованиями аттестации. Репетиторов нет. При этом у детей много занятий вне дома: балет, рисование, лошади, экскурсии, походы, разные интересные мероприятия, встречи с людьми, концерты. Мы не придерживаемся жесткой школьной модели расписания уроков. Мне кажется, в домашних условиях это не вполне комфортно. У нас есть некая структура дня, заданная программой извне. Это не значит, что мы что хотим, то и делаем. Обычно в первой половине дня - уроки. Я могу в чем-то помочь детям, активно пользуемся дистанционными интернет-ресурсами: обучающими программами, видеороликами и т.д.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

У родственников поначалу были какие-то сомнения. Но важно то, что я сама была уверена в своих действиях. Это и передалось. К сожалению, в обществе по поводу семейного образования очень много стереотипов. Люди предполагают, что если ребенок не ходит в школу, то он заперт в четырех стенах. Это не так. Что касается социализации - у нас сложилось некое сообщество семей, практикующих домашнее обучение. Это такие семейные клубы в Москве и Подмосковье. Есть два уровня: общие большие встречи, которые рассчитаны на участие родителей, и встречи отдельных групп, объединенных по территориальному признаку. Они собираются в основном в библиотеках, туда приходят с детьми. Вместе мы занимаемся разными интересными вещами: ставим опыты, играем в настольные обучающие игры. С одной стороны, это возможность общения, с другой - некий образовательный потенциал. К тому же часто среди родителей встречаются интересные люди, которые могут рассказать о своей профессии или организовать какой-нибудь мастер-класс. Семьям это тоже полезно: они видят, что не одиноки в своих идеях, а значит - у них все нормально.