Урок русского языка "Большая буква в кличках животных" - Начальные классы - Материалы для проведения уроков - База материалов для интерактивной доски - Интерактивные доски и проекционное оборудование

Итог урока. Что нового узнали? Как пишутся клички животных? Что необходимо знать о слове, чтобы правильно его написать?

Слайд 16 из презентации «Клички пишутся с большой буквы» . Размер архива с презентацией 1893 КБ.

Русский язык 2 класс

краткое содержание других презентаций

«Парные согласные в конце слова» - Чижи. Голубь. Глаза. Составь предложение. Ножи. Скрипит мороз. Словарная работа. Звонкие согласные. Спасатель. Упражнения в написании слов. Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова. Разноуровневое задание. Берега. Медведь. Глухие согласные. Спиши предложения. Завяжи узелок. Друг. Кто такой медведь. Слово нужно изменить так, чтобы после согласного стоял гласный.

«Слоги и перенос слов» - Найди ошибку. Ули-ца Ошиб-ка Паль-то Зай-ка Ко-ро-бок Зда-ние. У-лица Ошиб-ка Па-льто За-йка Коробо-к З-дание. Составь слово из слогов. Утюг, чашки, нитки, иголочка, кошка. Вот так незнайка перенес слова. Пружина Ландыши Ежата Смородина. Перенос слова. Проверка.

«Безударная проверяемая гласная корня» - Выбери проверочное слово. Запиши продолжение стихотворения. Проверяемая безударная гласная в корне слова. Выбери слова, в которых есть безударный гласный в корне. В каком слове есть безударная гласная в корне слова. Какую безударную гласную надо написать. Продолжи высказывание. Какую безударную гласную надо написать. Сколько раз встречается проверяемая безударная гласная в корне слова. Задание. Какую безударную гласную надо написать в слове.

«Клички пишутся с большой буквы» - Проблемный вопрос. Каркуша. Картинный диктант. Воробей. Клички животных – это имена собственные. Летом Катя и Иван жили в деревне Сосновка. Рекс щенок. Тигр. Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям. Лев. Орёл. Большая буква в кличках животных. Правильно ли даны клички животным. Как пишутся клички животных. Кот Рыжик любит молоко. Минутка чистописания.

««Задания по русскому языку» 2 класс» - Задания дополнения накладывают ограничения на ответы учащихся. Задания с альтернативным типом ответов. Окончание - это изменяемая часть слова. Подчеркни правильный ответ. Тесты по наиболее трудно усваиваемым темам. Вставь нужное слово. Государственный стандарт. Общие требования к тестовым заданиям. Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора. Использование тестовых заданий на уроках русского языка.

««Правила переноса слов» 2 класс» - Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Начинаем приседать - Раз – два – три – четыре – пять. Согласный, звонкий, всегда мягкий. Й ж у т ы р е. Для разминки из-за парт Поднимаемся. Классная работа. 28 сентября. Я затруднялся… Урок русского языка во 2 классе (программа Л.В.Занкова). Самым полезным для меня было… Бег на месте. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Отвечали как бойцы! Вывод: букву й нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием имя собственное ;
  • учить писать большую букву в кличках животных;
  • развивать память, речь, логическое мышление

Мобилизующий этап

Формулирование учащимися темы и цели урока:

На доске запись:

хомяк
корова
кошка
собака

Дружок
Мурка
Фомка
Бурёнка

Уч-ль. Прочитайте слова, записанные в первом столбике.

Уч-к. хомяк, корова, кошка, собака

Уч-ль. Что обозначают эти слова?

Уч-к. Это названия животных.

Уч-ль. Прочитайте слова во втором столбике.

Уч-к. Дружок, Мурка, Фомка, Бурёнка

Уч-ль. Что обозначают слова второго столбика?

Уч-к. Слова второго столбика обозначают клички животных.

Уч-ль. Что общего в написании слов второго столбика?

Уч-ль. Ориентируясь на запись и значение слов второго столбика, сформулируйте тему урока.

На доске запись:

Тема: … буква в … животных.

Уч-к. Тема: Большая буква в кличках животных.

Уч-ль. В соответствии с темой и записью на доске, назовите цель урока.

  • … с … имя собственное ;
  • учиться писать... букву в … животных.
  • познакомиться с понятием имя собственное ;
  • учиться писать большую букву в кличках животных.

Минутка чистописания

Уч-ль. Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, встречается в каждом слове первого и второго столбика.

Уч-к. Это буква К.

Уч-ль. Охарактеризуйте, какой звук она обозначает в этих словах.

Уч-к. Буква к обозначает звук [к], он согласный, глухой, парный, твёрдый, парный.

Уч-ль. Определите порядок следования букв в данном ряду.

Кка Кке Ккё

Уч-к. Первой в буквосочетании пишется заглавная буква К , второй – строчная к , третья буква – гласная, идущая по алфавиту.

Уч-ль. При написании буквосочетаний, обратите внимание на пересечении петли у буквы К с верхней линией рабочей строки.

Дети выполняют задание с комментированием.

Словарная работа

Уч-ль. Словарное слово вы найдёте в словах, обозначающих название животных, которому соответствует кличка Дружок.

Уч-к. Дружок – это кличка собаки, поэтому словарное слово – собака.

Уч-ль. Что обозначает слово собака?

Уч-к. Собака – это домашнее животное, чаще всего используемое человеком для охраны.

Уч-ль. Запишите это слово в тетрадь, выделяя непроверяемую безударную гласную о.

Дети выполняют задание.

Уч-ль. Какое задание можно выполнить со словами этих двух столбиков?

Уч-к. Надо соединить названия животных и соответствующие им клички.

Ученики называют слова парами, учитель на доске переставляет карточки.

Уч-к.

хомяк Фомка
корова Бурёнка
кошка Мурка
собака Дружок

Уч-ль. Какой вывод о написании кличек животных вы можете сделать?

Уч-к. Клички животных пишутся с большой буквы.

Уч-ль. Прочитайте правило на странице 23.

Все имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных и др.) пишутся с заглавной буквы.

Расскажите правило друг другу, работая в парах.

Дети выполняют задание, учитель просит одного ученика рассказать правило классу и привести свои примеры.

Физкультминутка

Я буду называть словосочетания. Если слова в нём пишутся с маленькой буквы, вы приседаете. Если хотя бы одно слово в словосочетании пишется с большой буквы – вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх.

кот Пушок
пушистый кот
собака Лайка
корова Ночка
бодливая корова
горная козочка
чиж Пыжик

Закрепление изученного

Упражнение 1

Уч-ль. На доске записаны столбиком нарицательные имена существительные, которые входили в состав словосочетаний во время словарной работы.

хомяк
корова
кошка
собака

Ориентируясь на слова первого столбика, вспомните и запишите клички животных. Не забывайте об изученной орфограмме.

Ученики выполняют задание самостоятельно. Затем выполняется проверка.

Упражнение 2

Уч-ль. Прочитайте два текста самостоятельно (страница учебника 22).

Кто там пляшет на волне,
Шлёт привет тебе и мне?
Это наш Дельфин Дельфиныч!..

А. Кушнир

Корабль вышел в море. Вдруг появился дельфин. Он долго плыл за нашим кораблём.

Уч-ль. О ком идёт речь в этих текстах?

Уч-к. Речь идёт о дельфине.

Уч-ль. Почему в первом тексте слово дельфин написано с заглавной буквы, а во втором со строчной?

Уч-к. В первом тексте это имя собственное, а во втором – название животного.

Уч-ль. Что обозначает второе слово, написанное с большой буквы?

Уч-к. Дельфиныч, это отчество дельфина, придуманное поэтом. Он представляет его разумным существом, близким к человеку, поэтому даёт отчество.

Уч-ль. Что ещё относится к именам собственным. Добавьте в правило новую информацию.

Уч-к. К именам собственным относятся имена, фамилии и отчества людей, клички животных.

Уч-ль. Запишите предложение, в двух словах которого встречается звуко-буквенное несоответствие: звуков меньше, чем букв.

Уч-к. Это предложение:

Это наш Дельфин Дельфиныч!..

В словах Дельфин Дельфиныч звуков меньше, чем букв, так как мягкий знак звука не обозначает.

Итог урока

Уч-ль. Что относится к именам собственным?

Уч-к. К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных.

Уч-ль. Как пишутся имена собственные?

Уч-к. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Уч-ль. Какое словарное слово вы запомнили?

Уч-к. Это слово собака.

Рефлексия

Уч-ль. Посмотрите на выданные вам рисунки собак. Какой породы эта собака?

Уч-к. Это овчарка.

Уч-ль. Раскрасьте медаль зелёным цветом, если вам было всё понятно на уроке, синим, – если не все задания вы поняли, красным, если вам было не комфортно на уроке. А медаль поможет запомнить вам в слове собака непроверяемую безударную гласную О.

Цель : формировать умение писать с большой буквы начало предложения и имена собственные.

Задачи :

  • учить на практике правописанию имён собственных;
  • формировать умение различать имена собственные и нарицательные, совпадающие по звучанию, и правильно их писать;
  • развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, логическое мышление, каллиграфию, внимание.

Результаты обучения:

  • учащиеся научатся писать начало предложений с большой буквы и имена собственные;
  • умение работать в парах.

Источники : учебник «Русская грамота» 1 класс, изд. «Алматыкітап» 2012 г.; интернет ресурсы, презентация

Оборудование : ИКТ, карточки, тестовое задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Быть у нас должны в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Каждой вещи - своё место.
А девиз у нас такой:
«Все что надо под рукой»

II. Сообщение темы и целей урока. Слайд № 1, 2

Сегодня на уроке мы побываем с вами в стране Заглавных букв. Тема нашего урока «Как пишутся имена людей и клички животных». Сегодня нам предстоит уточнить ваши знания об именах собственных и написании имен людей и кличек животных.

С чего мы обычно начинаем урок письма? Для чего нам необходим этот этап урока? Откройте тетради, запишите число.

1.Чистописание № 3

Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь.

Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие с большой? Подчеркните заглавную букву.

2. Словарь. Слайд № 4

Я загадаю загадки, вы записывайте отгадки в столбик.

Загадки :
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.

Голодная мычит, сытая жует.
Всем детям молоко дает

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона -
Кто это?

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.

Отгадки : заяц, ворона, петух, корова

Что объединяет эти слова? С какой буквы написаны эти слова? Почему?

Дайте клички этим животным. С какой буквы напишем клички? Почему? Придумайте предложения.

III. Учебно-познавательная деятельность

1. Читают стих дети
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
- Какие слова пишутся с большой буквы?

Учитель : Имена: Максим, Ильдар,
Дастан, Вова, Нурсултан.
Ира, Вика, Альбина,
Анжелика и Карина.
Все фамилии: Шуканов,
Холкин, Решетняк, Исьянов.
Клички: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.
Города: Семей, Тараз, Астана, Экибастуз,
Вашингтон, Париж, Ханой -
Пишем с буквы мы большой!

Почему называем имена собственные?

Какие у вас имена собственные?

2. Упражнения для закрепления. Слайд № 5

Письменные ответы на вопросы. С. 152, упр. 2

Как тебя зовут? Как зовут твою маму? Как зовут твоих друзей?

Дима, когда ты вырастишь, как тебя будут называть? (Дмитрий)

Слайд № 6

Ребята, сейчас мы с вами разгадаем ребусы. В них зашифрованы имена детей. Вы должны записать имя и образовать от него полное имя или неполное. Света - Светлана, Валя - Валентина, Анатолий - Толя, Надежда - Надя. (Обратить внимание, что Валя - это имя девочки и мальчика)

Как напишем эти слова? Почему? А какое отчество будет у детей Анатолия?

Отчества даются от имени отца. У кого из вас какое отчество?

IV. Физминутка для глаз. Слайд № 7-10

V. Интеллектуальные преобразования. Игра «Найди кличку животному» (на интерактиве) Слайд № 11

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди кличку». Для этого выполним
упр. 5 с. 153. Работа в парах.

Правильно ли названы животные?

кошка Жучка
собака Хохлатка
курица Бурёнка
корова Сивко-Бурка
жеребёнок Мурка

Проблема. Слайд № 12 −13

Учитель : - Читая книгу, я заметила, что слово роза написано с маленькой буквы, а потом встретила это же слово с большой буквы. Может ли так быть? Придумайте предложения со словами: Шарик - шарик, Кнопка - кнопка, Орёл - орёл.

Слайд № 14. Работа по рядам. Взаимопроверка.

Посмотрите на доску. Здесь написаны предложения, в каждом из которых есть два слова: одно обозначает предмет, а другое - имя, фамилию или кличку животного. Запишите предложения, пользуясь правилами орфографии:

1) иван блинов съел много блинов.
2) наш шарик поймал воздушный шарик.
3) саша огурцов набрал ведро огурцов.

Какие слова написали с большой буквы? Почему?

Слайд № 15

VI. Итог урока. Слайд № 16. Тест. Выбери нужную букву. Вставь большую или маленькую букву.

I вариант: гриб (Р, р)...ыжик, пёс (Р, р)...ыжик
кот (С, с) ...нежок, первый (С, с)...нежок
II вариант: попугай (П, п)...етрушка, зелёная (П, п) ...етрушка
цветок (Л, л) ...илия, девочка (Л, л) ...илия

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать букву? (Надо задуматься о смысле слова в предложении)

Взаимопроверка слайд № 17.

Сегодня мы с вами поговорили только о некоторых группах, которые относятся к именам собственным. Какие слова надо писать с большой буквы? Слайд № 18

Составление кластера

Имена собственные - это имена людей, клички животных, имена сказочных героев, названия городов и т. д.

VII. Рефлексия. Слайд № 19

Сегодня на уроке я вспомнил....
Мне было интересно узнать...
Мне было трудно...
Я хочу похвалить...


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7 города Белово»

«Большая буква в кличках животных»
урок русского языка во 2 классе

Белова Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов

Белово 2011

Урок русского языка во 2 классе
Тема: Большая буква в кличках животных.
Планируемый результат:
-уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы.
Умения:
1) разделять названия животных и их клички;
2) записывать клички животных с большой буквы;
Педагогическая задача: воспитывать любовь к животным, работать над культурой поведения (клички).

I.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт вам, дети, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать!
Прочитайте пословицу «Умеешь сам – научи другого», она будет девизом нашего урока.
II.Минутка чистописания
-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.
- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись
Октябрь - о
Январь – з
Март - ?
Август - л
Д. Это буква в, октябрь - осенний месяц, январь – зимний, август – летний, март - весенний.
У. Определите последовательность букв в данном ряду.
ва, вб, вв,…
Д. Первая буква в, а вторые буквы идут в алфавитном порядке.
Самооценка
- Подчеркните самые красивые соединения букв, посчитайте, сколько красивых соединений вы подчеркнули, запишите на полях.
III. Повторение
-Посмотрите на доску.

ИВАНОВОЛГАЛЯЛТАНЯ

Среди этих букв, спрятались имена собственные, не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. С какой буквы будете писать?
ИВАН, ИВАНОВ, ИВАНОВО, ВОЛГА, ГАЛЯ, ЯЛТА, ТАНЯ, АНЯ
- Почему эти слова пишутся с большой буквы?
- В каких случаях еще пишется заглавная буква?(в кличках животных)
IV. Постановка цели урока
У.- Кто догадался, над чем будем работать на уроке?
Д.- Сегодня на уроке научитесь писать названия и клички животных.
Д.- Послушайте звуки и определите, что это за животные (раздаются звуки животных, дети отгадывают и появляется картинка с изображением этого животного)
-Кто может быть лишний?(ворона –дикая птица, кошка – не словарное слово)
- На какие две группы можно разделить?(птицы и животные)
- Запишите в столбик только словарные слова. С какой буквы будете писать?(с маленькой, потому что это слова нарицательные).Подчеркните опасные места в словах.
Сверка с доской.
-Проверьте написанное.
собака
петух
курица
корова
ворона
V.Работа над новой темой
-Придумайте и запишите кличку рядом с названием животного.
- Как будете писать клички?(с большой буквы, это слова собственные)
-Прочитайте, какие клички вы записали.
-У вас есть домашние животные? Какие и как их зовут?
- А можно давать клички людям? (нет, у людей имена, у животных клички)
-Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички,
переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко
оскорбляют человеческое достоинство.
- Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными,
культурными? Почему?
Работа с фразеологизмами.
Прочитайте фразеологизмы и объясните смысл.
Как курица лапой (писать небрежно, неаккуратно)
Вставать с петухами (вставать очень рано)

Умение отличать имена нарицательные и собственные.
Физкульпауза.
-Я называю слово, если оно нарицательное – хлопните в ладоши, если собственное –топните.
Дом, Даша, машина, рука, птица, Елизавета, Иванова, ромашка, дерево, Сергеевич, шарик.

Почему вы хлопнули, услышав слово «шарик»? (кличка собаки)
Почему вы не хлопнули? (воздушный шарик)
-В русском языке есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному.
Определите, в каком предложении будет имя нарицательное, а в каком собственное? Посоветуйтесь в паре. Запишите оба предложения.

Письмо имен нарицательных и собственных.
-Запишите два предложения, заменив картинку словом.
Сторожит дом.
Красный лопнул.

Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

Вы любите сказки?
Посмотрим, знаете ли вы самых известных героев.
У нас в классе спрятались слова, найдите их и распределите в два столбика, на собственные и нарицательные)

ЛИСА АЛИСА
СОБАКА ШАРИК
МЕДВЕЖОНОК ВИННИ-ПУХ
ПОРОСЁНОК ПЯТАЧОК
КУРОЧКА РЯБА
ОСЛИК ИА
ДЯДЯ ФЁДОР
ЦАРЬ САЛТАН
КРОКОДИЛ ГЕНА
ДОКТОР АЙБОЛИТ
СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА
БРАТЕЦ ИВАНУШКА

С какой буквы пишутся слов первого столбика? (с маленькой, это имена нарицательные)
- Как напишите слова второго столбика? (с большой буквы, это слова собственные)
- Запишите три пары слов (один ученик за доской)
Проверка с доски

Вы любите мультфильмы? Угадайте героев (после ответа детей появляется картина с изображением героя)

Кота добрей на свете не сыскать,
Мышам-проказникам он может все прощать.
(кот Леопольд)

Вся жизнь кота - гонки за мышкой,
С которой плетут друг на друга интрижки.
(кот Том)

В Простоквашине живёт
Этот очень хитрый кот.
(кот Матроскин.)

В этой сказке кот слепой,
Ходит он всегда с лисой.
(кот Базилио)
-Поработайте в парах, составьте и запишите предложение про одного их котов.
Проверка
- Договоритесь, кто в паре будет читать предложение, которое у вас получилось.
- Слушаем и выбираем самое красивое предложение.

VI.Рефлексия
Закончите одно из предложений:
- На уроке я …
- Я понял(а)…
- Мне было …
- Мне надо ещё …

VII.Домашнее задание (по выбору)

1) Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.
Летом и жили в … .
По утрам кормила …, а - … .
Во дворе у … жили … , … и … .

2) Имена ребят спрятались внутри весёлых подписей.
Найди их и запиши в тетрадь.
В подвал я шёл без страха!
На даче малина уже поспела.
На метро лягушки не ездят.
Осла в автобусе не возят.
Турист до города шагал три часа.
Принёс черновик, а тетрадь забыл.
Купил фен сестре, а бигуди – маме.
Почему же снег оранжевым не бывает?
Маленький был щенок, а тявкал громко.
Комары жужжали в палатке до рассвета.
Нарисовал в овале – розу, а в круге – мак.
На столе – груши, яблоки, абрикосы, сливы.
Не приходи никогда на урок с ананасом в портфеле.
Археологи в земле нашли клад с золотыми монетами.

Список литературы:
1. Агранович Е.Д. Наш друг Пишичитай. – М.: МАК Медиа, 2002.
2. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996.
3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996.

4. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995.
5. Весёлая азбука /Сост. Л.Е.Стрельцова. – М.: Просвещение, 1994.
6. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
7. Волина В.В. Праздник Букваря: Книга для чтения с развлечением. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.