Дети-молчуны: когда начинать беспокоиться? Если ребенок все время молчит Что где? Кто где

Но есть детишки-молчуны. Они прекрасно понимают речь. Они развиты не хуже, чем их сверстники. Они играют в те же игры, с той же легкостью собирают простенькие головоломки, но при этом не говорят. В лучшем случае, они используют отдельные слова. В худшем - молчит или объясняется только жестами. На фоне своих сверстников такой ребенок выглядит неразвитым, отсталым. Любое сравнение своего ребенка с другими вызывает у родителей обоснованный вопрос: а все ли с нашим ребенком в порядке?

Как же вести себя родителям маленького молчуна, чего опасаться, когда бить тревогу?

Прежде всего, поговорить со своими родственниками и родственниками мужа. Узнайте, не было ли подобных молчунов в роду ранее. В некоторых семьях имеется свой график речевого развития ребенка, несколько отличный от общепринятого. Такие дети начинают говорить поздно, но к четырем-шести годам полностью нагоняют сверстников и ничем от них не отличимы по своему развитию.

Если у Вас такой случай, не запугивайте себя. Не волнуйтесь. Ребенок заговорит между тремя и четырьмя годами. Просто наберитесь терпения и побольше занимайтесь с малышом. Хотя сейчас он молчит, он прекрасно запоминает новые слова. И словарный запас Вы можете нарастить до того, как он начнет эти слова произносить.

Если известных случаев позднего речевого развития в роду не было, и при этом ребенок получает достаточно внимании и общения, но речевое развитие его задерживается, это тоже не повод для паники. Однако, следует пройти обследование у невропатолога, чтобы убедиться, что нет каких-то причин, из-за которых речевое развитие ребенка задерживается. Так же следует проверить слух малыша. Слабослышащие дети могут слышать и понимать речь, но из-за того, что это связано для них с рядом трудностей, развитие их может идти медленнее, чем у обычных детей. Если причина задержки речевого развития ребенка обнаружится, её устранение решит проблему. Если же препятствий к развитию нет, значит, Вы просто торопите события.

До трех-трех с половиной лет ребенок может не осознавать выгод, которые дает ему речевое общение, и просто не испытывать желания разговаривать. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители очень хорошо понимают ребенка. Малышу не нужно что-либо объяснять, не нужно что-либо просить словами. Как следствие, у него нет потребности осваивать речь.

В данном случае, основной задачей родителей является постоянно создавать для ребенка ситуации, провоцирующие его применить речь. Начиная с таких простых уловок, как произнесение названия предмета с указанием на него (Смотри, птица! Смотри, цветочек) и намеренного непонимания просьб ребенка, до помещения его в среду активно разговаривающих сверстников.

Кроме стимуляции ситуаций, провоцирующих ребенка разговаривать, следует уделять особое внимание играм, стимулирующим тонкую моторику пальцев. Так как зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику пальцев и артикуляцию, связаны, такие упражнения облегчат малышу освоение новых звуков и слогов, помогут быстрее нагнать сверстников, когда он начнет говорить.

Отдельно следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения, пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший психолог и невролог помогали Вам в борьбе с последствиями травмы. Не переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих сверстников.

Самый тяжелый случай, это задержка речевого развития из-за трудноустранимых или неустранимых дефектов физического развития. Вам понадобится очень много терпения, чтобы помочь малышу освоить речевое общение и осознать его удобство и выгоды. Однако, даже в этом случае не стоит опускать руки. Давно уже разработаны специальные методики которые помогают детям с нарушениями слуха, артикуляции, формирования необходимых для освоения речи зон головного мозга все-таки преодолеть препятствия и начать говорить столь же уверенно, как и обычные дети.

Помните: Ваш ребенок не становится хуже других детей от того, что не заговорил так же рано, как они. Вам незачем стесняться его молчаливости. Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. Не позволяйте сомнениям понизить вашу самооценку и Вашу веру в своего малыша. Рано или поздно, легко или с трудностями, но он догонит своих сверстников. А Вы ему в этом поможете.

Как правило, такие молчуны - это дети с очень сильным, а не робким характером. С железной волей и ослиным упрямством. Сами посудите, какой недетской выдержкой надо обладать, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не раскрывать рта на людях. При этом молчуны прекрасно все слышат и понимают и гораздо внимательнее других детей следят за происходящим. Но это не напряженное вглядывание близорукого или слабослышащего человека, а оценивающий взгляд стратега и тактика, который умеет манипулировать людьми. Так что скорее гордыня, а вовсе не робость лежит в основе отказа от речи.

Бывают случаи, и когда упорное молчание на людях происходит от уязвленной гордости. Например, ребенок плохо выговаривает буквы или заикается. Если у него достаточно высокий интеллект, это может оказаться настолько травмирующим обстоятельством, что он предпочтет молчать, чем говорить неправильно.

Но весьма часто бывает, что объективных причин для мутизма (так в психологии называется нежелание разговаривать) нет. Говорить ребенок может нормально, адекватно воспринимает мир. Речь не идет ни об аутизме (болезненной погруженности в себя), ни об умственной отсталости, ни о глубоком психологическом шоке. И тогда возникает мысль о патологическом стремлении к лидерству. Такому ребенку хочется царить. Но, трезво оценивая свои силы, он понимает, что может владеть лишь несколькими подданными - своей семьей. Хотя нередко и другие взрослые обращают на него повышенное внимание: кто-то жалеет, кто-то пытается разговорить упрямца.

Если ваш ребенок молчун, обратите внимание и на то, какие у него отношения с матерью. Ведь она фактически вынуждена быть при нем неотступно, без нее ребенок не имеет связи с миром. С одной стороны, это осложняет ей жизнь, лишает ее личного пространства, элементарной независимости. С другой - мать устраивает, что она необходима ребенку, незаменима. На уровне сознания она, конечно, переживает его странность, но бессознательно этому потворствует. Поскольку не только она зависит от ребенка, ни он не может жить без матери. С мальчиком это, как правило, самозабвенная, доходящая до обожания любовь. С девочкой чаще всего любовь-ненависть.

Поэтому прежде всего матери необходимо разобраться в двусторонней зависимости. Без этого мало надежды справиться с мутизмом.

А разобравшись, придется совершить еще одно усилие - перестроить свои отношения с ребенком. Не только на словах, но и на деле предоставьте ему самостоятельность. Для этого мягко, но неуклонно ставьте его в такие условия, когда он, стремясь к заветной цели, вынужден сказать посторонним несколько слов. Например, не покупайте ему жвачку или мороженое, а предлагайте самому подойти к ларьку и купить. Только не уговаривайте. Не хочет - не надо, останется без мороженого. Но старайтесь и завтра, и послезавтра создать аналогичную ситуацию.

Кроме того, можно сказать ребенку, что молчание заразительно и мама, наконец, заразилась и теперь тоже будет молчать.

Конечно, трудно встретить взрослого человека, который в здравом уме и твердой памяти не произносил бы ни слова. С возрастом мутизм проходит. Но к тому моменту, когда мутист дозреет до словесного общения с людьми, его психика может быть серьезно и необратимо деформирована....

Учить малыша говорить правильно – необходимо. Не стоит ждать, пока он научится делать это самостоятельно, запоминая фразы, которыми вы общаетесь в семье. Только вот вся проблема в том, что малыши не очень хотят учиться. Куда лучше поиграть в песочке, покидать мячик, или попрыгать в классики. Однако от учебы никуда не денешься. А для того, чтобы детям учеба была не в тягость, а в радость предлагаем соединить развитие речи и игру. И крохе интересно и вы не потратите лишних нервов. Итак, приступим.

Разговариваем по телефону

Возраст: 2-3 года
Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.
Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.
Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.
Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные.
Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

Отвечаем на вопросы

Возраст: 2-4 года
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его на какую-то определенную тему, а реально интересоваться его проблемами, впечатлениями от посещения того или иного места, мнением по поводу того или иного предмета, явления. Обязательно подключите в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает ему о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.
В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Что бывает…. Какое бывает…

Возраст: от 3 лет
Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную – с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…). Или наоборот:
«Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще…» и так далее о других предметах или живых существах. «А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

Что сначала, что потом

Возраст: от 3-4 года
Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…

Что где? Кто где?

Возраст: от 3-4 года
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей?
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ – на кухне, или более развернутый – на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом «отправиться» в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

Что внутри?

Возраст: от 3-4 года
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом – стол,
шкаф – свитер,
холодильник – кефир,
тумбочка – книжка,
пузырек – лекарство,
кастрюля – суп,
дупло – белка,
улей – пчелы,
нора – лиса,
автобус – пассажиры,
корабль – матросы,
больница – врачи,
магазин – покупатели.

Угадай, кто это?

Возраст: от 3-4 года
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Один – много…

Возраст: от 3-4 года
Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
«Стол – столы, сковородка – сковородки, кот – коты, сын – сыновья».
Для начала не старайтесь запутывать ребенка – давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.
Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:
«Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)

В общем-то ничего сложного в этих играх нет, тут главное не заострять внимание малыша на том, что это обучение. Пусть кроха воспринимает такие занятия именно как игру, тогда они не будут ему в тягость. Причем не стоит уделять этому специальное время. Все это можно делать по дороге на прогулку, в детский сад или во время просмотра мультиков.

Воспитание детей.

Подборка полезных советов по воспитанию детей, рекомендации, ответы на частые вопросы по воспитанию ребенка. (Обсуждаем вопросы воспитания детей здесь - Форум о воспитании ребенка.)
Активное слушание
Баба - Яга и детские нервозы (детские страхи)
Баловство
Бесконфликтная дисциплина
Бить или не бить - вот в чем вопрос.
Бранные слова
Воровство в дошкольном возрасте
Воспитание аккуратности
Воспитание игрой
Воспитание начинается с любви!
Воспитание ответственности
Воспитать настоящего мужчину
Воспитываем оптимиста
Воспитываем самостоятельность
Воспитываем трудолюбие
Время спать!
Градус упрямства
Детская агрессия
Детская влюбленность
Детская дружба
Детская критика
Детская ложь
Детские жалобы
Детские истерики
Детские слезы
Детские ссоры
Детские страхи
Детский эгоизм
Диалог поколений
Дисциплина в семье
Дисциплина и наказание
Добр ли Ваш ребенок?
Друзья на втором году жизни
Если Вы подсказываете ребенку
Если Вы попрекаете ребенка
Если ребенок недоволен своей внешностью
Застенчивость - болезнь роста
Застенчивый ребенок
Идеальный отец со скверным характером
Индивидуальный подход к воспитанию
Как вырастить защитника
Как правильно хвалить ребенка
Как рассказать ребенку о сексе
Капризы больного ребенка
Когда идти к детскому психологу
Когда у родителей разные подходы к воспитанию
Кризис трех лет
Льзя или нельзя?
Любовь к ребенку - закон всего
Любопытство
Мама, папа, я - дружная семья
Мир детских тайн
Можно ли избаловать ребенка в грудном возрасте?
Мужу не нравится как вы воспитываете ребенка?
Не навреди своему ребенку
Неприличные игры
Неуверенность в себе
Неуправляемый ребенок
Ночные кошмары
Общение с рождения
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте
Общественное воспитание
Один дома
Оставляя ребенка одного
Отцы и дети
Послушание
Постоять за себя
Приступы гнева
Проблемы аутизма
Проблемы воспитания при аутизме
Проблемы дисциплины
Психологические советы родителям
Радуйте!
Разборки двухлеток
Развитие индивидуальности
Разговорить "молчуна"
Расставание с ребенком
Ревность
Регрес развития
Робкий ребенок
Родительская любовь
Роль семьи в воспитании ребенка
Руководство для начинающего отца
Секрет воспитания
Спокойствие, только спокойствие!
Страх смерти
Тест для папы
Типы личности ребенка
Тихони
Тревожность
Три года - возраст трудный!
Трудный ребенок
Уважайте ребенка!
Уверенность в себе
Умение проигрывать
Упрямство
Упрямство и капризы
Упрямый ребенок
Уроки для папы
Учим ценить время
Хорошие ли мы родители?
Хорошие родители
Чего боятся наши дети
Что воспитывает детский сад
Эмоции родителей
Этот ужасный манипулятор
Я сам!
http://www.kid.ru/pregnancy/index400.php3

Без участия взрослого речь не разовьется сама по себе!

Когда ребенок уже освоил речь с ее грамматическими основами и при условии что он находится в нормальной психоэмоциональной обстановке, то «разговорить» его не представляется трудным. Первое, и, пожалуй, самое главное правило, которое должно действовать в семье - взрослые комментируют свои действия. Однако следует это делать так, чтобы ребенок чувствовал, что ваши слова направлены на него, иначе он не поймет разницы, разговариваете вы сами с собой или с ним - необходимость общения ему еще не известна. Попробуйте озвучить то, что вы делаете ежедневно, чтобы у ребенка возникали не только звуковые ассоциации, но и устанавливались причинно-следственные связи. Моете посуду - рассказывайте: «Вот помоем с тобой посуду. И тарелки будут чистыми, и ложки, и вилки. А потом начнем с тобой варить суп. Хочешь суп с макаронами? Смотри, какие они у нас красивые!» Тут самое время предложить малышу несколько макаронин для игры. Ребенок 2 лет еще не способен долго вас слушать, но небольшие комментарии ему необходимы. Вытираете пыль - расскажите, что вы делаете и зачем. Можете предложить крохе помочь вам. Таким образом, если вы комментируете свои действия да к тому же приобщаете к ним ребенка, слова, произнесенные вами не останутся не замеченными - малыш будет их буквально впитывать, как губка.

Конечно, 2-летний ребенок не всегда понимает значение слов. Вы можете ему в этом помочь. Например, если вы скажете «птица», не указав ему на нее, то он, возможно, даже не посмотрит по сторонам. Зовите к себе и маните рукой, зовете обедать - укажите на место ребенка за столом, чтоб он понял, что его приглашают сесть. Не стоит требовать многого, не торопите события. Не забывайте, что ребенок еще мал. На него бессмысленно сердиться. Наберитесь терпения.

Чтобы ребенок говорил четко и понятно, следите за своей собственной речью: не мямлите, не сюсюкайте, не «проглатывайте» окончания слов. Этого же требуйте от всех членов семьи, которые общаются с ребенком.

Обычно мама знает лучше других, что именно говорит ее ребенок, поэтому будет совсем не зазорным, если она поможет другим людям и детям тоже его понять - побудет его переводчиком. Тем не менее старайтесь, чтобы ребенок понял, почему так важно, когда тебя не понимают. Не стоит приучать ребенка к тому, что вы его и так понимаете, иногда нужно, наоборот, сделать вид, будто вы его совсем не понимаете, чтобы он стремился правильно и понятно сказать то или иное слово. Моя дочь, когда ленилась много говорить, старалась обходиться предметами. Она могла принести книгу с картинками, открыть ее на странице с яблоком и сказать: «Надо!» Или, глядя высоко на полку и указывая туда своим крохотным пальчиком, возвестить: «Там! Дай!» Не следует при таком поведении сразу давать требуемое, иначе в следующий раз ребенок будет искать, как еще потребовать что-то не произнося слов. Я, разумеется, сразу поняла, что именно хочет дочь, но виду не подала, попросила, чтобы она назвала, что именно она хочет. Но девочка была упряма и кроме «Дай!» ничего не хотела говорить. Тогда я сказала, что не знаю, чего именно она хочет, может это… - и специально предлагала другие предметы. Ребенок не сдавался, мотал головой и начинал сердиться. Я тоже не сдавалась, предлагала и предлагала новые предметы, не давая того, что вызвал интерес. Наконец ребенок не выдержал моего непонимания и сказал: «Нет! Мотя!» (Мотей она называла всех котов, потому что так звали соседскую кошку, с которой она дружила). Я сделала вид, что только теперь догадалась, о чем идет речь: «Так вот, что ты хочешь, а я никак не могла понять!» Так мой ребенок понял, зачем нужно общение.

Объясняйте малышу все, что происходит во дворе, на улице, что делают дети. Особенно их интересует, что делают дети и почему получается так, а не иначе. Можно предложить крохе посмотреть ряд картинок-комиксов (в соответствии с его возрастом) и объяснить ему, что на них нарисовано. Помните, что больше 2-3 картинок за один просмотр лучше не предлагать - малыши быстро устают - однако, если интерес есть и ребенок просит посмотреть картинки еще, удовлетворите его любознательность.

Когда читаете стихи, покажите ребенку, какие чувства возникают у того или иного персонажа. Например, «Наша Таня громко плачет» - покажите, как плачут. «А букашке тяжело» - покажите, как это может понять ребенок. «Веселый паренек» - улыбнитесь, чтобы показать значение «веселый», сделайте вид будто «грустите» и скажите: «А это - грустный человек».

Предлагайте ребенку совместные игры - именно в игре легче всего заставить «молчунов» заговорить. Играете в мяч - говорите «лови», «смотри, вот он!», «держи», «гол», «бей ножкой!» и т. д. Подзадоривайте кроху, просите, чтобы он тоже говорил: «Гол!» «Ура!»…Лепите из теста - комментируйте, что делаете. Например, пришел мышонок посмотреть (или другая игрушка, поставьте названную игрушку рядом, чтоб она играла роль соглядатая, которому малыш будет объяснять свои действия), как Лариса делает снеговика. «Что это? - спросил мышонок - это мяч?» Подскажите, что ребенок должен ответить (нет, не мяч, это шар - он будет снеговику головой). «А это что - луна?» (нет, это тоже шар - он будет снеговику туловищем, телом)…

Уже ни для кого не секрет открытие ученых: доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Сейчас в сети Интернет так много материалов, которые помогут родителям развивать ребенка - не гнушайтесь воспользоваться чужим опытом для собственного блага!

Уважаемые взрослые! Помните: без участия взрослого речь не разовьется сама по себе! Однако речь вашего ребенка будет развиваться только если вы не будете на малыша «давить» и торопить его. Занимайтесь с ребенком с удовольствием - только положительная эмоциональная атмосфера способствует и развитию речи, и общему развитию вашего ребенка!

Читайте также:

Вопросы эксперту

Просмотрено

Более половины молодых мам не получают необходимую им психиатрическую помощь!

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Мой взрослеющий сын: как мы обошлись без подросткового бунта

Это интересно!

Просмотрено

Возраст рождения первенца влияет на женское здоровье в зрелости

Подростки, Советы родителям

Просмотрено

С какими трудностями можно столкнуться при воспитании подростка

Все о воспитании, Советы родителям

Просмотрено

Нарушения иерархии в семейной системе: Чего нельзя делать родителям!

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Доращивание как одна из главных задач терапии ранней травмы

Это интересно!

Просмотрено

Чем кормят школьников в 15 странах мира?

Овладение осмысленными звуками у ребёнка, как правило, начинается с полугода. К году у малыша уже есть определённый словарный запас, который в период с года до трёх лет стремительно пополняется. К четырём годам ребёнок уже может описать события, рассказать, что видел в течение дня, с кем встречался, что кушал.

А если к этому времени ребенок лишь изъясняется с помощью жестов, в то время как его сверстники уже строят предложения, на это стоит обратить внимание. Обычно, родители в такой ситуации не понимают, как правильно поступить: обращаться к врачу или еще подождать? Тем более, что их переживания совсем не беспочвенны – ведь, если малыш не научился разговаривать за первые годы жизни, то дальше ему будет гораздо труднее.

Теперь разберемся подробнее, почему наш ребенок молчун, почему ребенок — малыш не говорит, а другие ровесники лепечут — не остановишь!

Основными причинами отсутствия речи у малыша являются:

Поражение или отсутствие слуха. Если малыш плохо слышит, то, следовательно, и плохо воспринимает звуки и речь окружающих. А это приводит к определенным нарушениям в произношении слов, и, как следствие, к тяжелому и позднему овладению собственной речью.

Наследственность. В случае, если отец, или мать, или оба начали разговаривать относительно поздно, малыш может также заговорить позже своих ровесников. Но, в возрасте трёх лет ребёнок обязательно должен разговаривать и изъясняться простыми предложениями.

Ослабленный детский организм в результате тяжелых или хронических заболеваний либо недоношенности вполне может стать причиной задержки созревания центральной нервной системы малыша, а, следовательно, и речи.

Перенесенная гипоксия , вследствие обвития пуповиной, родовая травма, внутриутробное отравление либо инфицирование лекарственными препаратами.

Общая задержка развития вполне может быть причиной задержки речи.

Обычно и ходить, и разговаривать раньше начинают девочки, чем мальчики. Бывают случаи, когда малыши, которые долго молчали, буквально за 1,5-2 месяца навёрстывают и заполняют этот пробел в развитии, начав разговаривать сразу осмысленными предложениями.

Если проблема с речью действительно явная, то первое, что необходимо сделать – установить настоящую причину молчания или плохого произношения у ребенка. Для этого необходимо пройти комплексное . Протестировав малыша, логопед определит, соответствует ли нынешняя речь ребенка уровню его умственного развития. Для того, чтобы подтвердить диагноз малыш отправится к психоневрологу, который обязательно спросит о протекании и родов мамочки. ЛОР-врач протестирует слух и артикуляционный аппарат малыша. Причиной нарушения речи вполне могут быть такие проблемы, как короткая подъязычная уздечка или проблемы со слухом, вот в кратце — почему ребенок не говорит, почему ребенок молчун.

Но и самим родителям необходимо действовать. Обследование у специалистов нужно провести, когда малышу исполнится два-три года. И обязательно общаться с крохой, разговаривать как можно больше. Задавать вопросы, терпеливо дожидаться ответов. Ни в коем случае не кричать на малыша, не ругать и не сравнивать с ровесниками. Помните, что ваша любовь и терпение помогут преодолеть любые преграды.

Чтобы окончательно успокоить родителей, нужно помнить, что граф Толстой, химик Менделеев и великий Энштейн — молчали практически до 5 лет и их считали умственно отсталыми!!! Их родители тоже очень переживали, почему ребенок не говорит, почему ребенок молчун — вот бы все наши молчуны стали такими знаменитыми талантами!

НЕВЕЛИКИЕ МОЛЧУНЫ Овладение речью – один из самых главных этапов взросления. Но бывает так, что время идет, а карапуз упорно продолжает хранить молчание. Бабушка с завистью смотрит на лепечущих младенцев, мама маниакально повторяет «скажи папа», а тут еще и невролог безапелляционно заявляет, что «в этом возрасте нормальный младенец должен произносить минимум 15 слов». ОТСТАВИТЬ ПАНИКУ! Cначала мы ждем не дождемся, когда ребенок заговорит, а потом хотим, чтобы он хоть минутку помолчал», – шутят мамы на форумах. Разумеется, все родители мечтают как можно быстрее услышать от малыша первые «мама» и «папа». Радость, которую испытывают в такие моменты взрослые, вполне понятна, ведь именно освоение родного языка в полной мере приобщает карапуза к миру людей и накопленным ими культуре и опыту. Кроме того, с умеющим говорить ребенком можно общаться, обсуждать важные вопросы, да и вообще болтать обо всем на свете – что может быть увлекательнее? Но иногда дети почему-то не торопятся вступать в диалог с окружающими, и это их нежелание необходимо как минимум уважать: причины для молчания обычно оказываются достаточно вескими. Все понимает, сказать не может. Начнем с того, что все «возрастные нормы» из серии «10 слов к году, 20 – к полутора» – относительны: далеко не каждый нормально развивающийся малыш сумеет справиться с поставленными нашими неврологами и логопедами задачами. Тем не менее первые три года жизни ребенка действительно являются идеальным (сензитивным) периодом для развития речи. Но вот будет ли этот процесс гладким или, наоборот, скачкообразным, зависит исключительно от конкретного малыша! Довольно часто бывает так, что накануне трехлетия молчавший до этого ребенок вдруг – к удивлению родителей – начинает вещать развернутыми предложениями. Как будто «прорвало»! Но на самом деле это вовсе не неожиданность. Если малыш все понимает, участвует доступными ему способами – звуками, мимикой и жестами – в разговорах взрослых и спокойно выполняет ваши просьбы, волноваться не о чем. Сейчас ребенок просто копит словарный запас: ближе к намеченному сроку он еще удивит вас своей болтливостью! КСТАТИ. Желание общаться с ровесниками здорово ускоряет речевое развитие ребенка: нередки случаи, когда пошедший в детский сад молчун через неделю начинал бойко разговаривать. 🐣 ОТ ПОНИМАНИЯ - К РЕЧИ Перед тем как начать говорить свои первые «дай» или «мое», дети проходят важнейший этап пассивного овладения словом, т.е. учатся понимать, что именно говорят им взрослые. Уже к году здоровый малыш должен без проблем уметь показывать игрушки или привычные для него предметы по просьбе взрослого, а также искренне стремиться к эмоциональному контакту и посильному диалогу с окружающими людьми. Если годовалый карапуз не реагирует на обращенные к нему слова и не понимает просьбы «принеси мишутку» или «покажи, где твоя кроватка», значит, пора серьезно заниматься этим вопросом. Не стоит откладывать визит к логопеду, неврологу или психологу до того момента, когда малышу исполнится 3 года. Для того чтобы ребенок научился воспринимать обращенную к нему речь, с ним нужно очень много разговаривать с первых же дней жизни. Обращайтесь к малышу по имени, комментируйте собственные действия и как можно больше читайте вслух. Чем насыщеннее будет вербальная среда вокруг ребенка, тем активнее он станет интересоваться родным языком. Если, несмотря на все ваши усилия, наследник упрямо уходит от «словесного» общения, вспомните, как прошел первый год его жизни. В норме малыш сначала должен сесть, потом поползти и только после этого встать на ножки. Нарушения этой последовательности говорят о некоторых сбоях в развитии. Но даже и в этом случае пугаться не стоит: мозг ребенка чрезвычайно пластичен, с помощью нейропсихолога малыш сумеет очень быстро наверстать упущенное! 🐣 НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1-2 мес. Интонирование криков: в них можно различить удовольствие и неудовольствие. 1,5-3 мес. Гуканье, гуление: ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги. 4-5 мес. Лепет: малыш повторяет за вами и сам произносит слова, состоящие из одного и того же слога. 8 мес.-1 год 2 мес. Лепетные слова: речь состоит из коротких слов и звукоподражаний. 1 год 6 мес.-2 года 2 мес. Двусловные предложения. 1 год 9 мес.-2 года 6 мес. Активный рост словарного запаса, ребенок интересуется, как называются окружающие его предметы. 2 года 4 мес.-3 года 6 мес. Появляются грамматически правильные формы слов, ребенок начинает употреблять слова с верными родовыми и падежными окончаниями. 2 года 6 мес.-3 года 5 мес. Слово-творчество: малыш создает собственные слова, придерживаясь при этом правил родного языка. 2 года 6 мес.-3 года 6 мес. Во время игр и занятий ребенок комментирует собственные действия. 🐣 ФАСОЛЬ, ПУГОВИЦЫ И КОЛОБОК Несомненно, родители могут значительно ускорить процесс овладения речью и приблизить тот день, когда кроха наконец-то станет полноправным собеседником. Вот несколько способов разговорить молчуна. 1. Не спешить понимать. Большинство родителей готовы и умеют угадывать желания своего чада по отдельным звукам или жестам. Такая чуткость, конечно, очень похвальна, но в этом случае она оказывает карапузу дурную службу. Попросите ребенка несколько раз повторить, что именно он хочет. Таким образом вы стимулируете его речевое развитие: ведь если бы малыш умел говорить, вы бы поняли его безо всяких проблем. ВАЖНО! Не стоит отказывать в понимании полностью. Если вы видите, что ребенок расстроен или волнуется, будет достаточно всего пары повторов. 2. Говорить с выражением. Используйте два типа речи: интонируемую и обычную. Первая уместна во время игр: «Где же наш мячик? Куда он укатился? Воот он». А вот обычные – бытовые – комментарии нужно произносить совершенно обыденным тоном. Таким образом, малыш научится различать не только слова, но и интонации, что тоже отлично стимулирует речевые центры. 3. Ловкость рук. Еще наши бабушки и мамы знали, что, речевое развитие малыша напрямую зависит от… ловкости его пальцев. Игры с мелкими предметами стимулируют способность различать и правильно произносить звуки, иными словами, благотворно влияют на артикуляционный аппарат ребенка. Пусть малыш пересыпает крупы из стакана в стакан, перекладывает горошины из миски в миску, нанизывает сушки на шнурок, строит пирамиду из спичечных коробков, открывает и закрывает пластиковые бутылки и, например, учится застегивать пуговицы на ненужной бабушкиной кофте. В общем, чем плотнее вы задействуете пальчики ребенка, тем скорее и четче он заговорит. 4. Мяу-Гав. Детям, уже умеющим произносить отдельные слоги, будет очень полезна игра под условным названием «угадай животное». Взрослый берет несколько игрушечных зверей (собаку, кошку, корову) и вместе с ними прячется за импровизированную ширму. Задача малыша – по звукам догадаться, кто именно спрятался «за занавесом». Например, взрослый спрашивает: «Кто это у нас тут сидит? Подай голосок!» И сам же отвечает: «Гав-гав! Так это же собачка!» После нескольких повторов малыш наверняка захочет включиться в игру и с удовольствием начнет лаять, рычать или мяукать. 5. Лучший ученик. Родитель, выступающий в роли учителя, «просит» сидящих в кругу кукол произносить названия предметов и сам же отвечает разными голосами. Через некоторое время «ученики» сбиваются, и педагог обращается за помощью к ребенку. Задача малыша – исправить чужие ошибки. 6. Чтение вслух. Мама или папа выразительно читают стишок, но «забывают» произнести последнее слово и вопросительно смотрят на малыша, предлагая ему самому закончить строчку. ВАЖНО! Совместные развивающие занятия должны приносить ребенку радость и ни в коем случае не превращаться в проверку способностей. Увидев разочарование на лице мамы, карапуз поймет, что «что-то делает не так» и замкнется еще сильнее.