Ребенок молчун. Ребенок мало разговаривает. Что делать? Дети-молчуны: когда начинать беспокоиться? Что бывает…. Какое бывает…

Ваш ребенок растет и с каждым днем радует вас все новыми достижениями. Однако не все так замечательно – ребенок не хочет разговаривать. Ему уже исполнилось 2 года, а он только мычит и говорит «на своем языке». Многие родители в данной ситуации начинают бить тревогу и считают, что это симптом какого-либо заболевания.

Специалистами выявлено, что пополнение детского словаря происходит наподобие «взрыва» - буквально недавно ребенок не произносил ни единого слова и вдруг превратился в жуткого болтуна, которого невозможно остановить. По мнению ученых это происходит потому, что дети в возрасте 1,5 года только познают мир, делая для себя, каждый день новое открытие: каждый предмет характеризуется определенным названием, которое обязательно скажет мама или папа. Но есть и вполне нормальные дети, которые не стремятся быстро заговорить. В большинстве случаев это обусловлено характером и особенностями ребенка, а не его физическим или психологическим здоровьем. Дружелюбный и активный ребенок заговорит раньше, а вот спокойный и наблюдательный малыш может довольно длительный период времени молчать, вызывая тем самым тревогу у родителей.

Немаловажным фактором в развитии речи ребенка является и отношение окружающих. Если родители редко разговаривают с малышом, то и он, не ощущая с их стороны стремления пообщаться с ним, замыкается. Или же наоборот – родители постоянно говорят с ребенком, но не требуют от него ответной реакции, тем самым ограждая его от проявления инициативы. Существует мнение, что поздно произносят слова те дети, которые находятся в постоянном окружении взрослых, пытающихся все сделать за ребенка. Такие дети и на самом деле пополняют словарный запас не так быстро, как остальные, более самостоятельные малыши.

В период с 7 -8 месяцев жизни дети уже способны понимать смысл слов. Они запомнили уже названия часто используемых предметов и могут даже найти их взглядом. Родители должны больше времени уделять малышу, играя с ним в такие игры, где ему необходимо найти тот или иной предмет .

До определенного возраста количество слов, которые ребенок запомнил, существенно превосходит количество произносимых. Родители жалуются: «Все понимает, а вот говорить не хочет». Такой период формирования пассивной речи у некоторых детей может весьма затянуться.

Если малыш долго молчит, родители начинают думать, что у ребенка нарушено умственное развитие. В самом деле, умственно отсталые малыши произносят первые слова довольно поздно. Однако большая часть из них говорят слова в том же возрасте, что и вполне здоровые дети. Конечно, если ребенок отстает в физическом развитии , то и развитие речи может быть немного заторможено.

Учеными установлено, что многие дети , которые не произносят слова до трех лет, обладают нормальным развитием и даже способны проявить необычайную смышленость. Нередкие случаи, когда ребенок, молчавший до 2,5 лет, достигая трехлетнего возраста, догоняет и перегоняет в развитии речи тех малышей, которые уже в 10 месяцев сказали свои первые слова. По этой причине не следует паниковать, если до двух лет ваш малыш говорит всего несколько слов.

Помните, что если ребенок понимает все то, что вы говорите, внимательно слушает вас и различает названия многих предметов, его развитие речи протекает нормально и в скором времени он обязательно заговорит .

Но, не смотря на все это, специалисты бьют тревогу, на сегодняшний день речевое развитие у детей наблюдается довольно поздно. Обуславливается это наследственностью, стрессовым состоянием матери в период беременности, не соблюдением здорового образа жизни, различными нарушениями в момент родов, а также экологическими условиями. Все эти факторы оказывают влияние на головной мозг, а затем и на общее развитие малыша. По этой причине очень важно вовремя привести малыша, который не желает или не может по каким-либо причинам говорить, на прием к невропатологу и логопеду. Если будут выявлены явные отклонения, специалисты подберут индивидуальный метод коррекции, который поможет «молчуну » превратиться в болтуна.

Овладение осмысленными звуками у ребёнка, как правило, начинается с полугода. К году у малыша уже есть определённый словарный запас, который в период с года до трёх лет стремительно пополняется. К четырём годам ребёнок уже может описать события, рассказать, что видел в течение дня, с кем встречался, что кушал.

А если к этому времени ребенок лишь изъясняется с помощью жестов, в то время как его сверстники уже строят предложения, на это стоит обратить внимание. Обычно, родители в такой ситуации не понимают, как правильно поступить: обращаться к врачу или еще подождать? Тем более, что их переживания совсем не беспочвенны – ведь, если малыш не научился разговаривать за первые годы жизни, то дальше ему будет гораздо труднее.

Теперь разберемся подробнее, почему наш ребенок молчун, почему ребенок — малыш не говорит, а другие ровесники лепечут — не остановишь!

Основными причинами отсутствия речи у малыша являются:

Поражение или отсутствие слуха. Если малыш плохо слышит, то, следовательно, и плохо воспринимает звуки и речь окружающих. А это приводит к определенным нарушениям в произношении слов, и, как следствие, к тяжелому и позднему овладению собственной речью.

Наследственность. В случае, если отец, или мать, или оба начали разговаривать относительно поздно, малыш может также заговорить позже своих ровесников. Но, в возрасте трёх лет ребёнок обязательно должен разговаривать и изъясняться простыми предложениями.

Ослабленный детский организм в результате тяжелых или хронических заболеваний либо недоношенности вполне может стать причиной задержки созревания центральной нервной системы малыша, а, следовательно, и речи.

Перенесенная гипоксия , вследствие обвития пуповиной, родовая травма, внутриутробное отравление либо инфицирование лекарственными препаратами.

Общая задержка развития вполне может быть причиной задержки речи.

Обычно и ходить, и разговаривать раньше начинают девочки, чем мальчики. Бывают случаи, когда малыши, которые долго молчали, буквально за 1,5-2 месяца навёрстывают и заполняют этот пробел в развитии, начав разговаривать сразу осмысленными предложениями.

Если проблема с речью действительно явная, то первое, что необходимо сделать – установить настоящую причину молчания или плохого произношения у ребенка. Для этого необходимо пройти комплексное . Протестировав малыша, логопед определит, соответствует ли нынешняя речь ребенка уровню его умственного развития. Для того, чтобы подтвердить диагноз малыш отправится к психоневрологу, который обязательно спросит о протекании и родов мамочки. ЛОР-врач протестирует слух и артикуляционный аппарат малыша. Причиной нарушения речи вполне могут быть такие проблемы, как короткая подъязычная уздечка или проблемы со слухом, вот в кратце — почему ребенок не говорит, почему ребенок молчун.

Но и самим родителям необходимо действовать. Обследование у специалистов нужно провести, когда малышу исполнится два-три года. И обязательно общаться с крохой, разговаривать как можно больше. Задавать вопросы, терпеливо дожидаться ответов. Ни в коем случае не кричать на малыша, не ругать и не сравнивать с ровесниками. Помните, что ваша любовь и терпение помогут преодолеть любые преграды.

Чтобы окончательно успокоить родителей, нужно помнить, что граф Толстой, химик Менделеев и великий Энштейн — молчали практически до 5 лет и их считали умственно отсталыми!!! Их родители тоже очень переживали, почему ребенок не говорит, почему ребенок молчун — вот бы все наши молчуны стали такими знаменитыми талантами!

Но есть детишки-молчуны. Они прекрасно понимают речь. Они развиты не хуже, чем их сверстники. Они играют в те же игры, с той же легкостью собирают простенькие головоломки, но при этом не говорят. В лучшем случае, они используют отдельные слова. В худшем - молчит или объясняется только жестами. На фоне своих сверстников такой ребенок выглядит неразвитым, отсталым. Любое сравнение своего ребенка с другими вызывает у родителей обоснованный вопрос: а все ли с нашим ребенком в порядке?

Как же вести себя родителям маленького молчуна, чего опасаться, когда бить тревогу?

Прежде всего, поговорить со своими родственниками и родственниками мужа. Узнайте, не было ли подобных молчунов в роду ранее. В некоторых семьях имеется свой график речевого развития ребенка, несколько отличный от общепринятого. Такие дети начинают говорить поздно, но к четырем-шести годам полностью нагоняют сверстников и ничем от них не отличимы по своему развитию.

Если у Вас такой случай, не запугивайте себя. Не волнуйтесь. Ребенок заговорит между тремя и четырьмя годами. Просто наберитесь терпения и побольше занимайтесь с малышом. Хотя сейчас он молчит, он прекрасно запоминает новые слова. И словарный запас Вы можете нарастить до того, как он начнет эти слова произносить.

Если известных случаев позднего речевого развития в роду не было, и при этом ребенок получает достаточно внимании и общения, но речевое развитие его задерживается, это тоже не повод для паники. Однако, следует пройти обследование у невропатолога, чтобы убедиться, что нет каких-то причин, из-за которых речевое развитие ребенка задерживается. Так же следует проверить слух малыша. Слабослышащие дети могут слышать и понимать речь, но из-за того, что это связано для них с рядом трудностей, развитие их может идти медленнее, чем у обычных детей. Если причина задержки речевого развития ребенка обнаружится, её устранение решит проблему. Если же препятствий к развитию нет, значит, Вы просто торопите события.

До трех-трех с половиной лет ребенок может не осознавать выгод, которые дает ему речевое общение, и просто не испытывать желания разговаривать. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители очень хорошо понимают ребенка. Малышу не нужно что-либо объяснять, не нужно что-либо просить словами. Как следствие, у него нет потребности осваивать речь.

В данном случае, основной задачей родителей является постоянно создавать для ребенка ситуации, провоцирующие его применить речь. Начиная с таких простых уловок, как произнесение названия предмета с указанием на него (Смотри, птица! Смотри, цветочек) и намеренного непонимания просьб ребенка, до помещения его в среду активно разговаривающих сверстников.

Кроме стимуляции ситуаций, провоцирующих ребенка разговаривать, следует уделять особое внимание играм, стимулирующим тонкую моторику пальцев. Так как зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику пальцев и артикуляцию, связаны, такие упражнения облегчат малышу освоение новых звуков и слогов, помогут быстрее нагнать сверстников, когда он начнет говорить.

Отдельно следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения, пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший психолог и невролог помогали Вам в борьбе с последствиями травмы. Не переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих сверстников.

Самый тяжелый случай, это задержка речевого развития из-за трудноустранимых или неустранимых дефектов физического развития. Вам понадобится очень много терпения, чтобы помочь малышу освоить речевое общение и осознать его удобство и выгоды. Однако, даже в этом случае не стоит опускать руки. Давно уже разработаны специальные методики которые помогают детям с нарушениями слуха, артикуляции, формирования необходимых для освоения речи зон головного мозга все-таки преодолеть препятствия и начать говорить столь же уверенно, как и обычные дети.

Помните: Ваш ребенок не становится хуже других детей от того, что не заговорил так же рано, как они. Вам незачем стесняться его молчаливости. Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. Не позволяйте сомнениям понизить вашу самооценку и Вашу веру в своего малыша. Рано или поздно, легко или с трудностями, но он догонит своих сверстников. А Вы ему в этом поможете.

Без участия взрослого речь не разовьется сама по себе!

Когда ребенок уже освоил речь с ее грамматическими основами и при условии что он находится в нормальной психоэмоциональной обстановке, то «разговорить» его не представляется трудным. Первое, и, пожалуй, самое главное правило, которое должно действовать в семье - взрослые комментируют свои действия. Однако следует это делать так, чтобы ребенок чувствовал, что ваши слова направлены на него, иначе он не поймет разницы, разговариваете вы сами с собой или с ним - необходимость общения ему еще не известна. Попробуйте озвучить то, что вы делаете ежедневно, чтобы у ребенка возникали не только звуковые ассоциации, но и устанавливались причинно-следственные связи. Моете посуду - рассказывайте: «Вот помоем с тобой посуду. И тарелки будут чистыми, и ложки, и вилки. А потом начнем с тобой варить суп. Хочешь суп с макаронами? Смотри, какие они у нас красивые!» Тут самое время предложить малышу несколько макаронин для игры. Ребенок 2 лет еще не способен долго вас слушать, но небольшие комментарии ему необходимы. Вытираете пыль - расскажите, что вы делаете и зачем. Можете предложить крохе помочь вам. Таким образом, если вы комментируете свои действия да к тому же приобщаете к ним ребенка, слова, произнесенные вами не останутся не замеченными - малыш будет их буквально впитывать, как губка.

Конечно, 2-летний ребенок не всегда понимает значение слов. Вы можете ему в этом помочь. Например, если вы скажете «птица», не указав ему на нее, то он, возможно, даже не посмотрит по сторонам. Зовите к себе и маните рукой, зовете обедать - укажите на место ребенка за столом, чтоб он понял, что его приглашают сесть. Не стоит требовать многого, не торопите события. Не забывайте, что ребенок еще мал. На него бессмысленно сердиться. Наберитесь терпения.

Чтобы ребенок говорил четко и понятно, следите за своей собственной речью: не мямлите, не сюсюкайте, не «проглатывайте» окончания слов. Этого же требуйте от всех членов семьи, которые общаются с ребенком.

Обычно мама знает лучше других, что именно говорит ее ребенок, поэтому будет совсем не зазорным, если она поможет другим людям и детям тоже его понять - побудет его переводчиком. Тем не менее старайтесь, чтобы ребенок понял, почему так важно, когда тебя не понимают. Не стоит приучать ребенка к тому, что вы его и так понимаете, иногда нужно, наоборот, сделать вид, будто вы его совсем не понимаете, чтобы он стремился правильно и понятно сказать то или иное слово. Моя дочь, когда ленилась много говорить, старалась обходиться предметами. Она могла принести книгу с картинками, открыть ее на странице с яблоком и сказать: «Надо!» Или, глядя высоко на полку и указывая туда своим крохотным пальчиком, возвестить: «Там! Дай!» Не следует при таком поведении сразу давать требуемое, иначе в следующий раз ребенок будет искать, как еще потребовать что-то не произнося слов. Я, разумеется, сразу поняла, что именно хочет дочь, но виду не подала, попросила, чтобы она назвала, что именно она хочет. Но девочка была упряма и кроме «Дай!» ничего не хотела говорить. Тогда я сказала, что не знаю, чего именно она хочет, может это… - и специально предлагала другие предметы. Ребенок не сдавался, мотал головой и начинал сердиться. Я тоже не сдавалась, предлагала и предлагала новые предметы, не давая того, что вызвал интерес. Наконец ребенок не выдержал моего непонимания и сказал: «Нет! Мотя!» (Мотей она называла всех котов, потому что так звали соседскую кошку, с которой она дружила). Я сделала вид, что только теперь догадалась, о чем идет речь: «Так вот, что ты хочешь, а я никак не могла понять!» Так мой ребенок понял, зачем нужно общение.

Объясняйте малышу все, что происходит во дворе, на улице, что делают дети. Особенно их интересует, что делают дети и почему получается так, а не иначе. Можно предложить крохе посмотреть ряд картинок-комиксов (в соответствии с его возрастом) и объяснить ему, что на них нарисовано. Помните, что больше 2-3 картинок за один просмотр лучше не предлагать - малыши быстро устают - однако, если интерес есть и ребенок просит посмотреть картинки еще, удовлетворите его любознательность.

Когда читаете стихи, покажите ребенку, какие чувства возникают у того или иного персонажа. Например, «Наша Таня громко плачет» - покажите, как плачут. «А букашке тяжело» - покажите, как это может понять ребенок. «Веселый паренек» - улыбнитесь, чтобы показать значение «веселый», сделайте вид будто «грустите» и скажите: «А это - грустный человек».

Предлагайте ребенку совместные игры - именно в игре легче всего заставить «молчунов» заговорить. Играете в мяч - говорите «лови», «смотри, вот он!», «держи», «гол», «бей ножкой!» и т. д. Подзадоривайте кроху, просите, чтобы он тоже говорил: «Гол!» «Ура!»…Лепите из теста - комментируйте, что делаете. Например, пришел мышонок посмотреть (или другая игрушка, поставьте названную игрушку рядом, чтоб она играла роль соглядатая, которому малыш будет объяснять свои действия), как Лариса делает снеговика. «Что это? - спросил мышонок - это мяч?» Подскажите, что ребенок должен ответить (нет, не мяч, это шар - он будет снеговику головой). «А это что - луна?» (нет, это тоже шар - он будет снеговику туловищем, телом)…

Уже ни для кого не секрет открытие ученых: доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Сейчас в сети Интернет так много материалов, которые помогут родителям развивать ребенка - не гнушайтесь воспользоваться чужим опытом для собственного блага!

Уважаемые взрослые! Помните: без участия взрослого речь не разовьется сама по себе! Однако речь вашего ребенка будет развиваться только если вы не будете на малыша «давить» и торопить его. Занимайтесь с ребенком с удовольствием - только положительная эмоциональная атмосфера способствует и развитию речи, и общему развитию вашего ребенка!

Читайте также:

Вопросы эксперту

Просмотрено

Более половины молодых мам не получают необходимую им психиатрическую помощь!

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Мой взрослеющий сын: как мы обошлись без подросткового бунта

Это интересно!

Просмотрено

Возраст рождения первенца влияет на женское здоровье в зрелости

Подростки, Советы родителям

Просмотрено

С какими трудностями можно столкнуться при воспитании подростка

Все о воспитании, Советы родителям

Просмотрено

Нарушения иерархии в семейной системе: Чего нельзя делать родителям!

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Доращивание как одна из главных задач терапии ранней травмы

Это интересно!

Просмотрено

Чем кормят школьников в 15 странах мира?

Такие дети встречаются довольно часто. Их поведение называют выборочным мутизмом. По-латыни это «немой». Такой ребенок разговаривает не со всеми. Другие же, пусть хоть на голову станут, не дождутся от него ни слова. Сразу же отметим, что с такими детьми как можно раньше нужно обратиться в кабинет невропатолога и психолога. Но врачи не помогут, если в этой проблеме родители не будут действовать совместно со специалистами.

Как научить ребенка разговаривать? Для начала нужно понять для себя, что дети-молчуны не всегда слишком застенчивы. Ведь застенчивость — проявление слабости характера, а молчуны — дети с очень сильным характером, железной волей и даже упрямством. Вы, конечно, согласитесь, что молчать как немой и отказываться от вербального общения (даже если обещают заветные подарки) может ребенок с изрядной выдержкой. При этом он видит, слышит, понимает. Он очень внимателен. А внимательный для того, чтобы выработать удобную для себя тактику и стратегию и в дальнейшем безошибочно воздействовать на других, навязывая свою волю. На языке психологии эта модель поведения называется «скрытое стремление к лидерству». Действительно, ощущение своей исключительности, а вовсе не застенчивость является причиной отказа от общения. Первопричины могут быть разными. К ним относятся собственно дефекты речи: ребенок с высоким интеллектом уже может сопоставлять свое затрудненное вещание с нормальным у сверстников и взрослых.

Как правило, молчуну хочется возглавлять, верховодить, но это не всегда получается. Следовательно, надо привлечь к себе внимание любой ценой, пусть даже молчанием. Часто му-тизм, незаметный в своем первоначальном проявлении, закрепляется в неблагополучных семьях. Матери-одиночке приятно, что своему ребенку-молчуну она особенно нужна, необходима, незаменима как его «переводчица», заместитель.

Педагог Т. Шишова и детский психиатр И. Медведева придумали целый ряд психологических этюдов, которые способствуют преодолению молчаливости ребенка. У них эта черта является не у ребенка, а у другого персонажа. Прочитайте вместе с малышом этот рассказ и попросите его придумать развитие и завершение сюжета.

Собака потерялась

Однажды на прогулке от хозяина отстала собака и потерялась. Собаке хотелось есть и было страшно потому что на улице уже было темно. Прохожий ее заметил и спросил:

— Песик, ты чей?

Собака ничего не ответила.

— Если молчишь, значит, ничей, — проронил прохожий и ушел.

А собака осталась дрожать от холода и страха на пустынной улице. Появилась девочка. Она сказала:

— Щеночек, бедненький, я тебя отведу к хозяину, домой, а то ты совсем замерз.

Песик очень хотел рассказать девочке, по какому адресу он проживает и кто его хозяин, но он все-таки промолчал. И девочка пошла, так и не дождалась ответа. Между тем наступила ночь, пошел дождь (или снег), собака заскулила от страха …

Постепенно молчун «созреет» до обычного словесного общения с людьми. Но если не корректировать молчуна-дошкольника, его личность может быть серьезно и необратимо деформирована. Поэтому важно сохранять спокойствие, выдержку и добиваться того, чтобы ваша воля превосходила волю ребенка. Ведь, как уже отмечалось, интеллект у детей с выборочным мутизмом, как правило, высокий, они быстро и правильно оценивают соотношение сил.

Как научить ребенка разговаривать?

Немедленно вводить таких детей в коллектив сверстников.

Поощрять, подталкивать к разговорам и всячески хвалить за первые слова и фразы.

Такой ребенок, поддавшись на просьбы и что-нибудь ответил, должен почувствовать, что победил не взрослый, а он, малыш.

Не заискивать перед мутистом и не быть слишком строгим. В этом случае важна золотая середина.

Постоянно создавать специальные ситуации, которые заставляют молчуна говорить: приводить ребенка в детские магазины, в отдел игрушек, к лотку с мороженым, конфетами, киндер-сюрпризами. Захочет — публично обратится к матери, и это уже будет пусть небольшая, но ваша победа.