Фгос что должен делать педагог. «Наша основная задача – научить детей учиться. Сотрудничество, а не подчинение

Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

В современной педагогической литературе урок – это целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса.

Урок – это:

Основная форма организации учебной работы;

Чтобы понять, как учащиеся учатся надлежащему и ненадлежащему поведению, важно понять, что такое подкрепление и как оно работает в отношении антецедентов и поведения. Антецедент - это то, что происходит до поведения, которое нас интересует - например, возникает соответствующее поведение, такое как учащийся, поднимающий руку или неадекватное поведение, например, бросание карандаша. Следствием этого является то, что происходит после того, как мы интересуемся. учитель восхваляет ученика или учителя, выговаривает ученика - происходит.

«Современная система оценивания отжила свой срок»

Антецедентские стратегии управления классом - это стратегии, которые учитель реализует до поведения ученика. Учителя могут предпринять шаги, чтобы подготовиться к работе со студентами с аутизмом. Одна важная предшествующая стратегия дает четкие и прямые указания. Как и то, что мы общаемся со студентами, может помочь повлиять на их поведение. Инструкции должны четко идентифицировать ожидания учителя, заявляя в положительных выражениях, что должны делать ученики, а не то, что они не должны делать. Визуальные представления, такие как изображения, значки и модели, могут помочь ученикам лучше понять, что им задают.

Динамическая, совершенствующаяся система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса;

Социальная система;

Основа самодеятельности учащихся в учебном процессе;

Действие, которое обуславливается социально-экономическими потребностями общества и уровнем его развития;

Элементарная структурообразующая единица учебного процесса с реализацией определенной части учебной программы;

Дополнительная существенная антецедентная стратегия включает следующие процедуры. Поскольку неожиданные изменения в расписании часто могут быть очень разрушительными для учащихся с аутизмом, важно следовать последовательным и предсказуемым рутинным занятиям в классе. Это может помочь учащимся узнать, чего ожидать в их среде. Переход от одного вида деятельности к другому или к одному месту к другому часто может быть сложным для учащихся с аутизмом. Может быть полезно предоставить студентам предупреждения до переходов или изменений в расписании.

Звено в системе уроков;

Аспект взаимодействия с семьи и школы, который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивные процессы имеют место и в семье.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.

Это может также поддерживаться визуальными или живописными репликами, такими как таймеры, отображающие количество времени до изменения. Во время переходов еще одно прекрасное время для использования прямых и четких инструкций, поэтому учащиеся понимают, что именно требуется и что они делают дальше.

Правила для занятий важны для создания эффективной и приятной учебной среды. Правила в классе должны быть краткими, понятными и применимыми во многих настройках. Когда это возможно, правила должны быть сформулированы в положительных выражениях, описывая то, что учителя хотят видеть у ученика, а не сосредоточены на том, чего они не хотят делать студентам. Правила должны быть пересмотрены со студентами и опубликованы в классе. Поскольку не все учащиеся могут читать опубликованные правила, может оказаться полезным включить изображения, представляющие каждое правило.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.

Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.

Ключи к работам в классе - это обеспечение того, чтобы ученики понимали их, а учителя следовали за их соблюдением. Если учащиеся демонстрируют соответствующее поведение - например, следуя правилам в классе - учитель может доставить следствие, которое укрепляет поведение, которое оно следует, это называется подкреплением. Все, что усилено, будет более вероятным в будущем. Для того чтобы армирование было эффективным, оно должно быть незамедлительным и четким. Между подходящим поведением ученика и преподавателем, обеспечивающим подкрепление, не должно быть значительного промежутка времени.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .

Если есть задержка, мы можем непреднамеренно усилить неправильное поведение и запутать студентов. Чтобы эффективно использовать подкрепление, нам необходимо определить потенциальные подкрепления для отдельных учащихся. У каждого ученика предпочтения разные, поэтому не давайте каждому ученику одинаковое; это не сработает для всех. Полезно оценивать предпочтение каждого отдельного ученика, чтобы определить, что будет лучше для него или нее. Вы можете начать с определения предметов, съестных материалов, видов деятельности или типов социальных взаимодействий, которые учащийся проявляет интерес или наслаждается.

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Как только вы определили подходящее подкрепление, оно должно быть доставлено только тогда, когда учащийся будет заниматься соответствующим поведением, чтобы избежать усиления нежелательного поведения. Похвала - общий подкрепление во многих классах. Учитель может также использовать осязаемые предметы, такие как игрушки или съестные прически, чтобы повысить соответствующее поведение учеников. Другие стратегии укрепления также включают доступ к специальным видам деятельности или экономике с символикой.

Хотя мы пытаемся использовать антецеденты и стратегии усиления, чтобы свести к минимуму неправильное поведение, когда это происходит, учителя должны иметь эффективный ответ. Существует несколько способов борьбы с неправильным поведением в классе, но ключ заключается в том, чтобы гарантировать, что ответ учителя не будет эскалации неправильного поведения; мы не хотим укрепить свое поведение. При рассмотрении последствий неуместного поведения учащихся учителя должны учитывать.

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

  • Работает ли стратегия - это поведение с течением времени меньше?
  • Является ли стратегия наименее ограничительным вариантом?
  • Есть ли более подходящий навык для обучения ученика?
При рассмотрении последствий поведения учеников учителя должны знать об их реакциях. Это включает выражения лица, язык тела, движение тела и заявления. Часто, если это возможно, лучше всего свести к минимуму любые изменения в взаимодействии учителя со студентом в результате их неправильного поведения. Если студент выкрикивает, чтобы привлечь внимание, и учитель отвечает, исправляя ученика каждый раз, это может фактически увеличить поведение вызова в будущем.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Планируемое игнорирование неправильного поведения или исчезновения означает, что учитель не обеспечивает подкрепление поведения. Поэтому, если студент звонит, учитель не реагирует или не отвечает на вызов. Планируемое игнорирование может занять время, чтобы быть эффективным и часто увеличивает поведение до его уменьшения. Это также наиболее эффективно при использовании в сочетании с усилением соответствующих альтернативных форм поведения.

Учителя также могут быть эффективны с перенаправлением студентов как следственной стратегией. Обычно это включает в себя прерывание неуместного поведения и перенаправление ученика на альтернативное поведение или задачу - например, к задаче классной комнаты, над которой они, по-видимому, должны работать. Перенаправление обычно более эффективно, когда оно выполняется незаметно и рано в поведенческой последовательности. Цель всегда состоит в том, чтобы предотвратить поведение посредством использования предшествующих стратегий.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

При необходимости может быть полезно перенаправление или другие последствия. Проживание и модификации. Существует несколько эффективных способов обучения студентов новым навыкам; однако, самое главное, концепции должны быть разбиты на управляемые части и преподаваться с использованием повторения. Эффективные методы обучения включают в себя цепочки шагов вместе при анализе задач - например, привязывание шнурок для обуви, приготовление обеда, чистка зубов - или дискретный метод пробного обучения для дискретных навыков - например, обучение цветам, цифрам, лексике.

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

В дополнение к этим методам обучения существует множество способов побудить учащихся изучить эти новые навыки, которые варьируются от более до менее навязчивых подсказок. Некоторые подсказки могут быть вокальными, в то время как другие могут быть физическими или жесткими. Время от времени требуются более навязчивые подсказки, поэтому учащийся понимает, что правильный ответ, не делая ошибок по пути и непреднамеренно изучая ошибки вместо правильных ответов. Всегда важно начинать с оценки индивидуальных навыков учеников, а затем использовать эти навыки.

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В дополнение к общедоступным программам другой важной стратегией является индивидуализация подхода поддержки. Многие люди с аутизмом обладают сильными визуальными навыками. Индивидуальный график может быть особенно полезен для студентов с аутизмом. Некоторые из этих графиков могут быть написаны, в то время как другие могут быть основаны на изображениях. Он может облегчать работу как внутри, так и между заданиями и может увеличить независимость, поскольку ученик отвечает на расписание, а не на инструкции учителя.

Действительно, многие индивидуально настроенные визуальные напоминания могут быть полезны для студентов с аутизмом. К ним относятся инструкции, видеопленки, таймеры, контрольные списки и карточки правил. Все эти инструменты могут быть индивидуализированы, чтобы включать важную информацию и предпочтительный контент - например, супергероев, доставляющих сообщения.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сами уроки могут быть изменены, чтобы учесть сильные стороны и предпочтения. Вместо того, чтобы писать ответы, студенты могут выбирать из множества вариантов. Вместо того, чтобы читать прохождение, студент может слушать аудиокнигу. Экспозиция содержимого может предшествовать презентации класса, чтобы перенести ученика на эту деятельность. Крайне важно изменить представление учебных материалов, чтобы студенты посещали, сохраняли информацию и обобщали информацию в различных контекстах. Также важно сложить эти изученные концепции с новыми концепциями, чтобы они всегда изучали новые навыки, сохраняя ранее изученные концепции.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Существует множество способов сделать контент более доступным, участие более приятным и более успешное обучение. Никогда прежде не было старой поговорки: «Требуется деревня, чтобы воспитывать ребенка», было более уместным и истинным, как служение ученикам с аутизмом. Из-за множества воздействий на социальные, эмоциональные, поведенческие, медицинские и образовательные сферы преподаватели также нуждаются в поддержке группового подхода, чтобы повлиять на наиболее позитивные результаты для этих учащихся.

Это особенно верно для педагогов, у которых, возможно, не было четкой курсовой работы или обучения опыту с населением аутизма, или даже для тех специальных педагогов, которые работают с более сложным профилем учащегося. Команды являются наиболее эффективными, когда они действительно междисциплинарны и совместны, с уделением особого внимания каждому специалисту соответствующей команды и общей цели содействия оптимальным результатам. Общепринятая приверженность практике, основанной на фактических данных, является одним из способов согласования членов команды по этой общей цели, признавая уникальный вклад каждого участника.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1.Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно

Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

Устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

Мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

3. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

4.Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговаиванием алгоритма решения вслух.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Какой должен быть ученик в 21 веке


Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы любого воспитательного мероприятия. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих питомцев. А ведь в этом состоит главное!

Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих питомцев, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Чем интересуется сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически всё мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, - а ведь именно это и нужно в жизни.

Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который:

· умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;

· обладает критическим и творческим мышлением;

· владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний;

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определёнными качествами личности:

· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;

· самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

· грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

· самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для примера. В масштабном проекте «Образование мирового класса» (World Class Education. Richmond, 1993), разработанному педагогической общественностью штата Вирджиния, В. Я. Пилиповский выделяет основные «жизненные роли», т. е. кем американские учащиеся должны стать в процессе обучения.

1. Реализовавшаяся личность. Человек, отличающийся хорошо развитым осознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий это знание для выбора альтернатив. Данная роль охватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизни, обеспечивающую основу для личной самореализации.

2. Личность со стремлением к поддержке других людей. Это жизненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения с другими людьми и развивающего многообразие плодотворных связей с ним. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей на уровне общины, деловых и международных точек соприкосновения, без чего трудно себе представить человека.

3. Жизнь как постоянное учение. Это - роль человека, постоянно приобретающего новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. Данная роль учитывает тот факт, что новые модели, идеи, информация и возможности проявляются как внутри, так и вне самого учебного заведения, - порой много лет спустя после завершения формального образования.

4. Деятельный участник культурного развития. В этой роли человек умеет ценить культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество. Данная роль включает в себя ту или иную деятельность и собственное участие в процессе культурного обогащения личности и общества.

5. Высококвалифицированный работник. Это человек, который берёт на себя ответственность за последовательное производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг. Данная роль подразумевает диапазон умений, способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта и доставки качественного продукции и сервисных услуг.

6. Информированный гражданин. Это личность, хорошо осведомлённая в вопросах истории, политической ситуации и реальных нужд своей общины, с глубоким интересом реагирующая на локальные, национальные и международные проблемы. Данная роль включает в себя разнообразие политических, экономических и социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью в рамках локальных, национальных и международных сообществ.

7. Защитник окружающей среды. Выступая в этой роли, личность хорошо осознаёт взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценит их важность, а также умеет эффективно и ответственно использовать природные ресурсы. Эта роль охватывает все аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения её ресурсов.

Постиндустриальному обществу нужны самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации на основе объективной самооценки.

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика, была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель - ученик.

В условиях личностно - ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Конечно же, это требует от учителя особого мастерства.

Говоря о необходимости последовательной реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо всегда иметь в виду целостную личность ребёнка с его эмоциональной, духовной сферой. В знаменитом романе «Эмиль, или О воспитании» Жан Жак Руссо пишет о непосредственном интересе как единственном двигателе, который ведёт обучающегося далеко и верно. Обращаясь к педагогам с призывом «не угашать воображение ребёнка», он советует глубже изучать детские интересы, быть внимательным к душевному миру детей. Критикуя тех педагогов, которые из ложного желания разыгрывать роль мудрецов принижают своих учеников, Руссо выступает с пламенным призывом: «Вместо того, чтоб убивать подобным образом юное мужество, прилагайте всё старание, чтобы поднять юный дух; делайте их равными себе, чтоб они действительно сравнялись с вами; а если они не могут ещё подняться до вас, то снизойдите до них - без стыда, без сомнений. Помните, что честь ваша заключается не в вас, а в вашем воспитаннике; разделяйте его ошибки - с целью исправления их; принимайте на себя его стыд, чтобы загладить его».

Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Что для этого нужно,какие условия?

· Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретённых знаний на практике и чёткого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

· Совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

· Широкое общение со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;

· Свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;

· Постоянное испытание своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей этими качествами. Но для этого, прежде всего, необходим постоянный поиск путей плодотворных решений педагогических проблем, ибо, по словам Д. И. Менделеева: «Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силён в науке, ею обладает и её любит».