Произведения Айзека Азимова и их экранизации. Айзек Азимов: фантастические миры в его книгах. Произведения Айзека Азимова и их экранизации Айзек азимов библиография

Обновлено: 13.12.2018 19:18:25

Эксперт: Эмилия Арье


*Обзор лучших по мнению редакции сайт. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Айзек Азимов признан классиком научной фантастики XX века. Еврей по национальности, русский по происхождению, американец по гражданству, писатель удостоен 20 наград международного уровня за лучшие произведения в разных номинациях. Азимов писал о роботах, полётах во времени и между планетами, рассуждал о границах Бытия и разума. Почти все романы автора экранизированы современными режиссёрами, что говорит об актуальности его историй в XXI веке.

Рейтинг лучших книг Айзека Азимова

Номинация место наименование произведения рейтинг
Рейтинг лучших книг Айзека Азимова 1 4.9
2 4.8
3 4.8
4 4.7
5 4.6
6 4.5
7 4.5
8 4.5
9 4.5
10 4.4

Первая в рейтинге книга «Я, робот» - это сборник из 9 фантастических рассказов, написанных с 1940 по 1950 годы. Интересно, что название позаимствовано у другого автора - Эндо Биндера, причём мысль такого «плагиата» принадлежала не Азимову, а издателю книги.

Рассказы представлены отдельными историями, связанными воспоминаниями одного человека, доктора Сьюзена Келвина, давшего интервью в 2057 году. Он – штатный робопсихолог всемирной корпорации по созданию позитронных роботов. В рассказах красной нитью проходит одна идея, актуальная и на сегодняшний день – это поиск резонанса между законами программного обеспечения, компьютерных алгоритмов и человеческих факторов, взглядов и образа мыслей. В историях принимают участие учёные, инженеры, политики и возможные роботы в человеческом обличии, укрывающиеся от разоблачения, а действие происходит в начале XXI века на всех планетах Солнечной системы.

Когда закончилась мировая война во вселенной роботов в 1982 году, люди изобрели позитронный мозг и гипердвигатель, которые и положили начало колонизации Солнечной системы. Закон не разрешал использовать роботов на Земле, зато на спутниках, астероидах и звёздах они сполна себя оправдали.

В произведении впервые в мире сформированы 3 правила робототехники.

Действие происходит в структуре «Вечность», которая контролирует реальность и время. В неё входят люди, так называемые «вечные», способные путешествовать между столетиями. Их задача – контроль и коррекция истории человечества. В центре внимания звезда «Немезида», звезда-спутник которой Эритро – единственный выход для человечества в преддверии угрожающей гибели. Однако при освоении звезды возникла проблема – людей поражает "эритроническая чума".

В романе теряют привычную сущность время и положения обыденной, и даже научной жизни, Айзек Акимов используем много профессиональных терминов, значение некоторых на русский язык не переведено и на сегодняшний день утрачено. Предшествует истории «Конец Вечности» позже написанный роман «Сами Боги», который мы рассмотрим далее.

Бронза достаётся роману «Основание», ставшему первым в одноимённой трилогии. Действие разворачивается в Транторианской Империи, самой большой в Галактике. Учёный Гэри Селдон, используя математические и психоисторичексие методы, предсказывает падение Империи в течение нескольких столетий с вероятностью 92,5%, но такую информацию Комиссия Общественной Безопасности запрещает предавать огласке, опасаясь волнений и беспорядков, которые уже начинали проявляться. Столица Трантор погрязла в бюрократии и коррупции, оказавшись в сложной для маневрирования ситуации. Грядущий крах заключается в распаде Империи и возврату человечества к варварским временам, когда все достижения будут разворованы и утрачены, в частности инновационные технологии и ядерная энергия. Задача людей – собрать все ценности в Академии до момента падения Трантора.

Гэри Сэлдон ставит перед собой задачу минимизировать эффект от катастрофы, сократив время прогнозируемых варварских беспорядков с 30 000 лет до 1 000 лет и сберечь все великие знания в Энциклопедии. Найдена новая планета для жизни – Терминус, именно здесь учёный пытается сохранить все достижения человечества.

Сами боги (1972 г.)

В фантастическом романе «Сами Боги» описан контакт человека с существами из параллельной вселенной, пол которых составляют эмоциональ, пестун и рационал, а законы физики их родной планеты отличаются от земных.

Землянам более не угрожает кризис отсутствия ресурсов – Фредерик Хэллем разработал электронный Насос, обеспечиваемый неисчерпаемой чистой энергией все нуждающиеся объекты планеты. Казалось бы, это открытие – дело случая, но за ним стоят те самые существа из другой вселенной, где гораздо сильнее ядерное взаимодействие, там возможно существование изотопов – источника энергии, нестабильной на Земле.

Роман состоит из двух частей: «Против глупости», где автор описал обмен Вольфрама-186 на Плутоний-186 радиохимиком Хэллем, случайно обнаружившим межвселенский процесс обмена материи (той самой перекачиваемой энергии). Создавший Насос и получивший порцию славы, он не продолжил работу с «детищем» - научное обоснование и реализацию за него делали другие люди. Но оппоненты учёного считают процесс перекачки энергии опасным для вселенной и связываются с «пралюдьми». Во второй части «… Сами Боги…» автор рассказывает об обществе «пралюдей». Это глубокий, интересный и разносторонний параллельный мир, с которым интересно познакомиться читателю-любителю фантастики. Третья часть «…Бороться бессильны?» повествует о колониях на Луне, их взаимодействиями со структурами Земли. Учёный Денисон предлагает выход – отправлять перекачиваемую энергию в другие Вселенные, чтобы не допустить гибель своей обители, для этого на Луне предлагается установить компенсирующие действие Насоса устройства.

Профессия (1957 г.)

Айзек Азимов в романе «Профессия», опубликованном в середине XX века, частично предвидел будущее, описав процесс обучения уже без книг – теперь знания зашивали в мозг посредством специальных машин. Так восьмилетние дети в короткий срок осваивают письмо и чтение, а до 18 лет им просто незачем учиться – по достижении совершеннолетия они проходят тестирование на определение способностей, и в зависимости от этого происходит автоматический подбор профессии, и её запись в мозг. Через пару лет по прохождению Олимпиады происходит распределение студентов по рабочим местам, престижность которых напрямую зависит от количества полученных в соревновании баллов. Свободы выбора нет, но всех всё устраивает до тех пор, пока по результату олимпиады человеку не предопределяют его судьбу.

Исключением из правил стал Джордж Плейтен, в школьные годы заинтересовавшийся программированием. Он пытается освоить дело сам, но в итоге проваливает профильный тест, не получает направление и отправляется в клинику для таких же «безпрофессиональных» людей. Пациенты центра не теряют надежды на «полезное» будущее и пытаются обучиться делу самостоятельно, используя книги. Спустя пару лет Плейтен сбегает из клиники, попадает на Олимпиаду, не осиливает её, но понимает: мир без выбора не так справедлив, он лишает человека развития, а в больнице для «слабоумных» собраны как раз не самые глупые люди. Они сохранили способность мыслить, учиться и делать открытия, двигая прогресс.

Обнаженное солнце (1956 г.)

Следующий в рейтинге роман «Обнажённое солнце». На планете внешних миров Солярия происходит преступление, расследовать которое местные жители самостоятельно не могут. Для этого с Земли, с которой у жителей напряжённые отношения, приглашают опытного детектива Элайджу Бэйли – он вместе со знакомым роботом, коренным жителем Солярия, приступает к распутыванию нитей происшествия. Единственный свидетель убийства – робот, мозг которого перегорел от невозможности предотвратить случившееся, соответственно дать показаний он не может.

Образ жизни на планете изолированный – семьи живут в поместьях, общаются преимущественно с роботами – контакт с другими людьми, и даже родственниками становится для них испытанием, совершается только в случае крайней необходимости.

Как позже окажется, расследование – лишь предлог для вызова детектива, истинная причина – обнаружение возможного заговора, угрожающего человечеству. Сыщик одновременно с расследованием убийства находит возможные причины трагедии и предлагает выход.

Вторая Академия (1953 г.)

Роман «Вторая Академия» - третья книга в цикле научной фантастики Азимова «Основание». Чтобы понять, о чём идёт речь в произведении, рекомендуем прочитать первые две книги, однако завершающая признана публикой как самая захватывающая и интригующая.

Империя Галактики разрушена, у власти остался только Союз Миров, во главе которого правитель-завоеватель с Периферии Мул, угрожающий Основанию. Он ставит цель расширить зону правления путём захвата новых галактических территорий. Планам не суждено сбыться из-за таинственной Второй Академии, находящейся на другой стороне Галактики, на самом её краю. Мул пытается найти её всеми силами.

За трилогию Айзек Азимов получил несколько литературных наград и премий – это действительно достойный внимания сборник, который оценят любители научной фантастики.

Роботы и Империя (1985 г.)

Роман из позднего творчества А. Азимова «Роботы и Империя» является продолжением других произведений о роботах, действие происходит спустя несколько веков после смерти Элайджа Бэйли. Всё больше землян покидают родную обитель и заселяют другие колонизированные планеты, это неизбежно ведёт к конфликтам с жителями других Миров. Солирянка Глэдия Дельмар, с которой читатель познакомился ещё в «Обнажённом солнце», с Авроры отправляется на родную планету с миссией узнать, как обстоят дела – человеческая активность к тому моменту сошла на нет. Доктор Амадейро, желающий отомстить ненавистным землянам, пытается убить Глэдию, используя человекоподобных роботов с совершенным мозгом. Робот Оливо открывает новый нулевой закон робототехники «непричинение вреда человечеству».

В романе идёт борьба людей, роботов и влиятельных героев с других Миров за прекращение экспансии других планет в попытке расширить зону влияния землян в Галактике.

Двухсотлетний человек (1976 г.)

«Двухсотлетний человек» - это первая в рейтинге повесть А. Азимова, посвящённая роботам. Семья Мартинов приобретает в качестве дворецкого робота NDR, которого по-домашнему называют Эндрю. Со временем оказалось, что машина имеет творческие способности – робот стал заниматься поделками из дерева. Хозяин снимает с Эндрю обязанности дворецкого и помогает реализовывать поделки, забирая половину выручки, вторая половина уходит на счёт робота. Инвестиции искусственный интеллект направляет на поддержание внешней оболочки, со временем он остаётся единственным непредсказуемым роботом на Земле.

Робот продолжает жить с потомками Мартинов, продолжая своё дело, а затем переключается на «очеловечивание» себе подобных машин, чтобы те могли есть, пить и думать, как люди. Он участвует в создании протезов, успешно продаёт их и становится признанным изобретателем.

Идея Эндрю – стать полноценным человеком, но юристы боятся признавать его таким из-за бессмертия. Тогда робот решается на операцию, которая приведёт к постепенному увяданию подобно старению «организма». До самого конца Эндрю думает о Маленькой мисс, дочери Сэра Мартина.

Последний вопрос (1956 г.)

Завершает рейтинг любимый рассказ Айзека Азимова «Последний вопрос». Это короткое, но яркое произведение вмещает стремительный полёт мысли (или фантазии?) на миллионы лет вперёд до того момента, как Человечество должно прекратить существование. Автор прогоняет историю развития технологии и науки в поиске ответа на вопрос о том, как уменьшить энтропию (необратимое распыление энергии).

Входит в так называемую «Большую тройку» писателей-фантастов. Этот факт говорит о признании коллег по цеху и о том гигантском вкладе, который он внес в литературу. Кроме того, эту тройку великолепных мастеров фантастики можно назвать и просветителями нашего времени. Азимов и Кларк сделали очень много для того, чтобы популяризировать науку.

Петровичи (сейчас Шумячский район) Смоленской области - это место, которое прославил своим рождением 2 января 1920 года мальчик Исаак, ставший впоследствии лучшим писателем-фантастом 20 века Айзеком Азимовым. Позднее он говорил, что родился на той же земле, что и Юрий Гагарин, и поэтому до сих пор чувствует себя так, словно принадлежит сразу двум странам.

Отец писателя, Юда Азимов, был по тем временам образованным человеком. Сначала он был занят в семейном деле, а после революции стал бухгалтером. Мать писателя, Хана-Рахиль, была из многодетной семьи и работала в лавке.

Эмиграция

После рождения в 1923 году дочери родители Айзека получают приглашение от брата матери, который уже давно уехал в США и обосновался там. Семья принимает решение эмигрировать в Америку.

Айзек Азимов утверждал, что до приезда в США его родители носили фамилию Озимовы, но чиновники иммиграционной службы вписали их как Азимовых и изменили имя писателя на американский лад. Так он и стал Айзеком.

Родители не смогли хорошо освоить английский язык, поэтому устроиться на не получалось. Тогда Юда купил небольшую бакалейную лавку и открыл торговлю. Но для сына он не хотел участи мелкого торговца и решил дать ему хорошее образование. Сам Айзек учился с удовольствием, а с 5 лет мог посещать библиотеку.

С поступлением на медицинский факультет ничего не получилось - как оказалось, Азимов не переносил вида крови. Тогда было решено поступить на отделение химии Колумбийского университета.

Дальше была успешная карьера. Айзек Азимов стал профессором-биохимиком и начал преподавать в Бостонской медицинской школе. В 1958 году он внезапно прекращает свою научную деятельность. Но свои знаменитые лекции продолжал читать на протяжении нескольких лет.

Как он становится писателем-фантастом

Писать Азимов начал еще в детстве. Однажды его друг, прочитав начало рассказа, потребовал продолжения. И тогда будущему писателю-фантасту стало понятно, что у него действительно что-то получается.

Первые рассказы Айзека Азимова были опубликованы в 1939 году легендарным редактором и открывателем молодых талантов. Уже второе опубликованное произведение - «Приход ночи» - становится, по мнению Американской ассоциации писателей-фантастов, лучшим фантастическим творением из когда-либо написанных в мире.

Лучшие книги писателя

В жанре фантастики - это такие произведения, как «Сами боги», «Основание» и цикл «Я, Робот». Но это далеко не все значимые его творения. Никто не мог лучше заглянуть в будущее на тысячелетия вперед, чем Айзек Азимов. «Конец вечности» - лучший роман писателя, посвященный проблеме путешествий во времени.

Невероятный Азимов

Написать 500 книг - это кажется невероятным. Многие за всю жизнь столько даже не прочитают. Айзек Азимов не только писал, он успевал делать еще огромное количество других дел. Он был председателем американской Ассоциации гуманистов, занимался популяризацией науки, редактировал научно-фантастический журнал, носящий его имя. Он не доверял литературным агентам и предпочитал вести дела сам, что отнимало много времени. Азимов умудрялся при своей загруженности быть председателем мужского клуба. Он все делал на совесть. Даже маленькую речь в своем клубе он тщательно готовил. Не было случая, чтобы ему пришлось краснеть за результат своей работы.

Поражает и сфера интересов писателя. В прошлом профессор-биохимик, Азимов никогда не ограничивался изучением только этой области науки. Его интересовало все вокруг. Космология, футурология, лингвистика, история, языкознание, медицина, психология, антропология - это всего лишь небольшой список увлечений писателя-фантаста. Он не только интересовался этими науками, а и серьезно изучал. И книги Айзека Азимова, написанные им в этих областях знаний, всегда точны и безупречны в достоверности поданного материала.

Работа по популяризации науки

В середине 1950 годов Азимов начинает писать публицистику, занимаясь популяризацией науки. Его книга для подростков «Химия жизни» имела большой успех у читателей, а сам он понял, что писать документальные произведения ему легче и интереснее, чем художественные. Он пишет для большого количества научных журналов статьи по математике, физике, химии, астрономии. Большая часть его работ была ориентирована на детей и подростков. В доступной для них форме Азимов рассказывал юным читателям о серьезных вещах.

Научно-популярная литература Азимова

Писатель больше известен в мире благодаря своим произведениям в жанре фантастики и мистики. Немногие знают, что Айзек Азимов - автор многочисленных работ в форме научно-популярной литературы. Поражает разнообразие его интересов.

Знаменитый фантаст написал книги об истории Ближнего Востока, расцвете и падении Римской империи, расах и генах, эволюции Вселенной и тайне сверхновых. Он создал «Краткую историю биологии», где в увлекательной форме рассказал о развитии этой науки, начиная с глубокой древности. Еще одна работа, «Человеческий мозг», с юмором описывает строение и работу центральной нервной системы. Также в книге собрано много увлекательных историй о развитии науки психобиохимии.

Многие книги писателя просто необходимо читать детям. Одна из них - «Популярная анатомия». Айзек Азимов в ней подробно рассказывает об удивительном строении человеческого тела. В свойственной ему манере легко и непринужденно говорить о сложных вещах автор пытается пробудить интерес читателя к анатомии.

Научно-популярные книги Айзека Азимова всегда написаны живым, понятным языком. Он умеет рассказать об очень сложных вещах увлекательно и интересно.

Прогноз будущего. Что сбылось из предсказанного писателем

Одно время очень популярной была тема предсказания будущего человечества известными авторами-фантастами. Особенно много разных вариантов развития событий было предложено Азимовым и Артуром Кларком. Идея эта не нова. Еще Жюль Верн в своих произведениях описал многие открытия, которые были сделаны человеком намного позже.

По просьбе газеты "The New York Times" в 1964 году Айзек Азимов сделал прогноз о том, как будет выглядеть мир через 50 лет, в 2014 году. Это кажется удивительным, но большинство предположений фантаста или сбылось, или предсказано очень точно. Конечно, это не предсказания в чистом виде, свои умозаключения по поводу будущего человечества писатель делал на основе уже имеющейся технологии. Но все равно точность его высказываний поражает.

Что сбылось:

  1. Телевидение в формате 3D.
  2. Приготовление пищи будет во многом автоматизировано. На кухне появятся устройства с функцией «автоготовки».
  3. Население Земного шара достигнет 6-миллиардного рубежа.
  4. Во время разговора с собеседником, находящимся на расстоянии, его можно будет видеть. Телефоны станут портативными и будут снабжены экраном. С его помощью будет возможно работать с изображениями и читать книги. Спутники помогут связаться с человеком в любой точке Земли.
  5. Роботы не получат широкого распространения.
  6. Техника будет работать без электрического шнура, на батареях или аккумуляторах.
  7. Человек не высадится на Марсе, но будут созданы программы по его колонизации.
  8. Будут использоваться солнечные электростанции.
  9. В школах будет введено изучение компьютерных дисциплин.
  10. Будут активно осваиваться Арктика и пустыни, а также подводный шельф.

Фильмы по произведениям Айзека Азимова. Самые известные экранизации

В 1999 году на экраны вышел «Двухсотлетний человек», снятый по совместному роману Сильверберга и Азимова «Позитронный человек». А основой явилась небольшая повесть писателя с тем же названием, что и снятая картина. Проблемы, связанные с появлением роботов в будущем, всегда волновали фантаста. Возможная эволюция искусственного интеллекта, вероятность его конфронтации с человечеством, безопасность роботов, страх перед ними, человечность - круг вопросов, которые поднимает Азимов в своем творчестве, очень широк.

В этом фильме рассматривается очень интересная проблема: может ли робот стать человеком. Главный герой ленты - андроид Эндрю, блестяще сыгранный Робином Уильямсом.

В 2004 году вышел еще один замечательный фильм - «Я, робот». Айзека Азимова считают автором одноименного романа, на основе которого он был снят. На самом деле сюжет картины взят из целого цикла книг писателя о роботах. Это одна из самых удачных экранизаций произведений Азимова, в которой очень точно переданы те проблемы, которые он постоянно поднимал в своем творчестве.

На этот раз в фильме рассматривается проблема эволюции искусственного интеллекта. Законы робототехники Айзека Азимова, придуманные им в 1942 году, сыграют в сюжете не последнюю роль. Согласно им, робот обязан защищать людей и не может причинить им вред. Он должен во всем подчиняться своему хозяину, если это не нарушает самый главный закон роботехники - неприкосновенность человека.

В фильме искусственный интеллект ВИКИ, мозг крупнейшей компании по производству роботов, постепенно эволюционирует и приходит к выводу, что человечество нужно оградить самого от себя, иначе люди погубят все вокруг. С помощью роботов новой улучшенной серии он захватывает весь город. При этом гибнут мирные жители. Главный герой детектив Дэл Спунер с помощниками в лице работницы компании и робота Санни уничтожает ВИКИ. В фильме также остро затронута проблема неприятия этих машин людьми, недоверие к ним.

Еще одна известная Айзека Азимова «Сумерки» - фильм «Черная дыра» с Вином Дизелем в главной роли. Это очень вольный пересказ произведения писателя, почти ничего общего не имеющий с оригинальной версией.

Кроме этих трех известных экранизаций, по произведениям писателя также были созданы фильмы «Сумерки», «Конец вечности» и «Любовь андроида».

Премии и награды

Азимов очень гордился своими наградами, особенно в области фантастики. Их у него огромное количество, и это неудивительно, учитывая невероятную трудоспособность писателя и его библиографию в 500 написанных работ. Он удостоен нескольких наград «Хьюго» и «Небьюла», был лауреатом Премии Фонда Томаса Альвы Эдисона. За свои работы в области химии Азимов получил награду Американского Химического общества.

В 1987 году премию «Небьюла» Азимову вручили с потрясающей формулировкой - «Великому мастеру».

Личная жизнь писателя

Айзек Азимов был успешен как автор, но личная жизнь писателя не всегда была безоблачной. В 1973 году после 30 лет совместной жизни он разводится с женой. От этого брака осталось двое детей. В том же году он женится на своей давней знакомой Джанет Джеппсон.

Последние годы жизни писателя

Он прожил не так уж и много по меркам западного мира - 72 года. В 1983 году Азимов перенес операцию - шунтирование на сердце. Во время ее проведения писатель был заражен ВИЧ через донорскую кровь. Никто ничего не подозревал до повторной операции, когда при обследовании у него обнаружили СПИД. Смертельная болезнь привела к почечной недостаточности, и 6 апреля 1992 года великого писателя не стало.

Прекрасная книга, великолепно изложены факты американской истории. Бесспорно, Азимов гениален, и не только в литературе. Стиль книги передан в переводе очень хорошо, читается на одном дыхании.
И тем большую досаду вызывают опечатки, которыми книга просто изобилует. Сначала решил не обращать внимание, но честное слово, давно не встречал такого большого количества ошибок в тексте. В основном это конечно простые опечатки, например неправильно напечатан год или век, но согласитесь, предложения наподобие "В 1628 году он отправился в Виргинию, ... , и в 1829 году вернулся в Англию..." (стр.78, 2й абзац снизу) как-то не ожидаешь встретить в книге такого солидного издательства, как Эксмо. Собственно окончательно решение написать рецензию принял после обнаружения в описании Гражданской войны нового для меня словосочетания "западо-восток" (стр.638, 11 строка снизу). Это вроде бы все мелочи, но читать о том, что Виргиния оказывается в 1696 году граничила с Калифорнией (стр.143, 147), по меньшей мере странно (на самом деле по контексту имеется ввиду Каролина).
Однако есть еще несколько замечаний, относящихся все-таки к ошибкам перевода. Во-первых, царь Александр I в 1815 году основал все-таки не "Святой", а "Священный союз" (стр.474), незначительная в общем-то ошибка для не-историка. Во-вторых, восьмой президент США Мартин Ван Бюрен происходит не из датской (стр.525, 1 абзац), а из голландской семьи (простая ошибка - английское Dutch переводится как "голландский", а не как "датский", хотя очень похоже). И наконец, в-третьих, резанул перевод названия представительного органа Виргинии "Совет бюргеров" (стр.74). Это замечание наверное не бесспорное, так как такое название видимо встречается в специальной литературе, но на мой взгляд, было бы уместнее обойтись без немецкой кальки английского слова "Burgesses" и перевести название на русский как "Совет горожан". Простая логика - Burgesses имеет происхождение от французского Bourgeoisie ("буржуа", от bourg - город), также немецкое "бюргер" от Burg - также город. "Совет буржуазии" тоже не очень походит, так как термин "буржуазия" очень широк, а в данном случае имеется ввиду именно совет жителей определенной области, так что наиболее близко по смыслу - горожане.
Хочется верить, что от замечаний издательство не отмахнется, и в дальнейшем подобные издания не вызовут столь противоречивых чувств у читателей.

Читать полностью

Двухсотлетний человек

Иногда я все таки поражаюсь, как сильно отличаются экранизация и произведение. Приступая к чтению данного рассказа, в моей головое уже вертелась вся та история, что была представлена в фильме. Однако, при чтении и поняла, что они никак между собой не похожи, разве что небольшим кусочком.
Книга мне показалась куда интересней, чем вариант экранизации.
В книге рассказана история робота, который всю свою жизнь пытался добиться признания того, что он человек.
Кто бы мог подумать, что робот сможет сам что-то изобретать, одеваться, написать книгу, вырезать по дереву? Это очень необычно! Сама идея потрясающая, потому что представить такое не возможно. редставить, что робот это живое существо, способное самостоятельно мыслить и творить? Не каждому человеку это дано, а роботу и подавно.
Всю свою жизнь он сражался за то, чтобы его признали человеком и в конце концов он добился своего, только для этого ему пришлось стать смертным. Стоило ли оно того? На это мог бы ответить только герой книги.

Читать полностью

история будущего

Фундаментальный цикл о будущем человечества. Отлично продуман, хорош в сюжетном плане, атмосферность на уровне. Встречаются неожиданные повороты в повествовании, а к концу проявляется и вовсе параноидально-остросюжетная линия. Сама картина будущего выписана здорово – распад галактической империи, все эти селдоновские кризисы, постоянное движение в будущее…
При этом первая трилогия выглядит абсолютно цельной, книги её выглядят не как цельные романы, а как части одной большой книги.
С другой стороны, кое-где недостаточно рельефны персонажи, да и в футурологическом плане вряд ли «Академия» на что-то претендует.
Но все-таки, оригинальная трилогия мастера фантастики заслуживает самой высшей оценки за подвижный, постоянно развивающийся сюжет, неожиданные ходы, и саму неповторимую атмосферу Галактики будущего.

Читать полностью

Шедевр для упрямых

Скажу честно, начинается этот шедевр мировой фантастики достаточно нудно. Я знаю многих людей, которые не смогли осилить эту вещь дальше третьей страницы. Но мне стало любопытно, как автор сможет использовать эту придуманную им самим науку психоисторию... И продолжила читать.

Следующий месяц я из рук не выпускала книги Азимова. Со второй книги мир "Академии" поглотил меня целиком и полностью. Стиль, поначалу казавшийся мне непомерно тяжёлым, со временем "приелся" и перестал мешать при чтении. Мастерство автора заслуживает уважения, так как, несмотря на специфическую обстоятельность при изложении грандиозных и не слишком событий, интерес не угасает.

Действие начинается на Тренторе – в центре Галактической Империи. В могуществе Империи не смеет сомневаться никто… Кроме Гэри Селдона, разработавшего науку «психоисторию», позволяющую предсказывать будущее на основе социальных данных. Его прогноз неутешителен: Империю ожидает неминуемый крах, в результате которого будут на многие века утрачены знания, искусство – человечество, фактически, окажется отброшено назад в развитии.

В этой книге идёт очень мощный упор на политику (большинство центральных персонажей если ещё не являются видными государственными деятелями, то очень часто в последствии ими становятся). Я бы даже сказала, этот аспект играет центральную роль на протяжении всего цикла - повествование сильно растянуто во времени (для того, чтобы показать деградацию Терминуса и Империи в целом).

В общем, для меня книга заслуживает твёрдой и непоколебимой "пятёрки". Но, в силу её специфичности, она понравится лишь тем, кто одолеет первую часть. Советую иметь это ввиду.

Читать полностью

***

Сборник Азимова "Фантастическое путешествие" сейчас как раз дочитываю, осталось буквально парочка рассказов и книгу можно будет спокойно сдать в библиотеку. Не могу сказать, что очень понравилась книга, нет оформление, формат, качество печати все на уровне. А вот содержание: первый роман сборника мне понравился, второй не понравился совсем, а вот рассказы интересны, но это не фантастика, на мой взгляд. Я бы рассказы «О Азазеле» не отнесла к фантастике, это скорее притчи или поучительные сказки для взрослых.
В основе первых двух романов сборника лежит идея о том, что предметы и людей можно уменьшить до размера пылинки. И этим «людям-пылинкам» можно доверить самые сложные задания и разрушение тромба, и чтение мыслей, а если посадить в спичечный коробок и перенести через границу, то можно выиграть войну…
А в основе рассказов «О Азазеле» лежит идея, о том, что даже малейшее вмешательство в жизнь отдельного человека может изменить ход истории и сократить жизнь всей солнечной системы. А вот уверенности, что изменения в жизни этого человека произойдут в лучшую сторону, нет.
В общем-то, философские произведения, а не фантастические))

  • «Second Foundation» - «Второе Основание»
  • (как Пол Френч) «Lucky Starr and the pirates of asteroids»
  • «The caves of steel» - «Стальные пещеры »
  • (как Пол Френч) «Lucky Starr and the oceans of Venus»
  • «The martian way and other stories» (сборник) - «Путь марсиан» (Содержание: «Путь марсиан», «Молодость», «Глубина», «Ловушка для простаков»)
  • «The end of Eternity» - «Конец Вечности »
  • (как Пол Френч) «Lucky Starr and the big sun of Mercury»
  • «The naked sun» - «Обнажённое солнце »
  • (как Пол Френч) Lucky Starr and the moons of Jupiter
  • «Earth is room enough» (сборник) - «На Земле достаточно места». Сборник НФ-рассказов, действие которых происходит на Земле. (Содержание: «Мёртвое прошлое», «Выборы», «Изолировано в трёх измерениях», «Небывальщина», «Место, где много воды», «Обитаемое пространство», «Послание», «Исполнение гарантируем», «Адский огонь», «Последний козырь», «Как им было весело», «Остряк», «Бессмертный бард», «Однажды», «Мечты - личное дело каждого»)
  • (как Пол Френч) Lucky Starr and the rings of Saturn
  • «Nine tomorrows» (сборник) - «Девять завтра» (Содержание: «Профессия », «Чувство силы», «Ночь, которая умирает», «Я в Марсопорте без Хильды», «Сердобольные стервятники», «Все грехи мира», «Моё имя пишется через „с“», «Последний вопрос», «Уродливый мальчуган»)
  • «Triangle» (сборник) - «Треугольник» (В 1969 году издано как «An Isaac Asimov second omnibus») (Содержание: «Камешек в небе», «Звезды, как пыль», «Течения в космосе»)
  • «The rest of the robots» (сборник) (Содержание: «Робот ЭЛ-76 попадает не туда», «Непреднамеренная победа», «Первый закон», «Давайте встретимся», «Исполнение гарантируем», «Риск», «Ленни», «Раб корректуры», «Стальные пещеры», «Обнажённое Солнце»)
  • «Foundation trilogy» (сборник) (В 1966 году издано как «An Isaac Asimov omnibus») (Содержание: «Основание», «Основание и Империя», «Второе Основание»)
  • «Fantastic voyage» - «Фантастическое путешествие» (новелизация по сценарию одноименного фильма).
  • «Through a glass, clearly» (сборник) (Содержание: «Людской инкубатор», «Аварийный спуск», «Вера», «Такой прекрасный день»)
  • «Asimov’s mysteries» (сборник) - «Загадки Азимова» (Содержание: «Поющий колокольчик», «Говорящий камень», «Как это называется?», «Ночь, которая умирает», «Паштет из гусиной печёнки», «Пыль смерти», «Я в Марсопорте без Хельды», «В плену у Весты», «Юбилей», «Некролог», «Свет звёзд», «Ключ», «Биллиардный шар»)
  • «Nightfall» (сборник) - «Приход ночи» (Содержание: «Приход ночи», «Зеленые лоскутки», «Стюардесса», «Людской инкубатор», «Аварийный спуск», «В лучшем случае…», «Что, если…», «Сэлли», «Мухи», «Здесь нет никого, кроме…», «Такой прекрасный день», «Штрейкбрехер», «Вставьте деталь А в шплинт Б», «Современный волшебник», «В четвёртом поколении», «Что это за вещь под названием любовь?», «Машина-победитель», «Мой сын - физик», «Глаза могут больше, чем видеть», «Изоляционист»)
  • «The best new things» (сборник) - «Лучшие новинки»
  • «The gods themselves» - «Сами боги »
  • «The early Asimov» (сборник) - «Ранний Азимов» (Содержание: «На околосолнечной орбите», «Открытие Уолтера Силса», «Тенденции», «Оружие, слишком опасное для применения», «Чёрный монах пламени», «Полукровка (Твини)», «Секретное чувство», «Хомо Сол», «Полукровка на Венере», «Мнимые величины», «Наследственность», «История», «Рождество на Ганимеде», «Маленький человек в туннеле», «Туманное», «Супер-нейтрон», «Ещё не конец!», «Законный обряд», «Время тихони», «Безвыходное положение», «Автор! Автор!», «Приговорённый к смерти», «Нет связи», «Гонка красной королевы», «Эндохронные свойства сверхчистого тиотимолина», «Материнская земля»)
  • «The best of Isaac Asimov, 1939-1972» (сборник)
  • «Have you seen these?» (сборник)
  • «Buy Jupiter and other stories» (сборник) (Содержание: «Комната дарвинистских пари», «День охотников», «Шах Гвидо Г», «Баттен, Баттен», «Палец обезьяны», «Эверест», «Пауза», «Давайте не будем», «Каждый исследователь», «Лишённый смысла», «Как заботлива пчела», «Они не прилетят», «Купить Юпитер», «Памяти отца», «Дождик, дождик, перестань», «Отец-основатель», «Изгнание в ад», «Необходимое условие», «Должное обучение», «2430 год нашей эры», «Величайшее достоинство», «Возьмите спичку», «Тиотимолин для звёзд», «Светлый стих»)
  • «The heavenly host» - Детская повесть о приключениях мальчика Джонатана Деродина и его друзей на планете Андерсон-2.
  • «The dream, Benjamin’s dream, Benjamin bicentennial blast: three short stories»
  • «Good taste» (сборник)
  • «Bicentennial man and other stories» (сборник) (Содержание: «Женская интуиция», «Водяная зараза», «…И тогда ТЫ позаботился о нём», «Странник в раю», «Подробности жизни Мультивака», «Веяние», «Старый-престарый способ», «Инцидент на трехсотлетии»)
  • «The collected fiction» - «Избранная проза»
    • том 1: «The far ends of time and Earth» (Содержание: «Камешек в небе», «На Земле достаточно места», «Конец вечности»)
    • том 2: «Prisoners of stars» - «Узники звёзд» (Содержание: «Звезды, как пыль», «Путь марсиан», «Космические течения»)
  • «Three by Asimov» (сборник) - «Три истории Азимова»
  • «The complete robot» (сборник) - «Совершенный робот» (Содержание: «Лучший друг мальчишки», «Сэлли», «Однажды», «Точка зрения», «Думай!», «Истинная любовь», «Робот ЭЛ-76 попадает не туда», «Непреднамеренная победа», «Странник в раю», «Светлый стих», «Изоляционист», «Робби», «Давайте встретимся», «Зеркальное отражение», «Инцидент на трехсотлетии», «Первый закон», «Хоровод», «Логика», «Как поймать кролика», «Лжец!», «Исполнение гарантируем», «Ленни», «Раб корректуры», «Как потерялся робот», «Риск», «Выходи из положения», «Улики», «Конфликт, которого можно избежать», «Женская интуиция», «…И тогда ТЫ позаботился о нём», «Двухсотлетний человек»)
  • «Foundation’s Edge» - «Край Основания»
  • «The robots of dawn» - «Роботы рассвета»
  • «The winds of change and other stories» (сборник) (Содержание: «Ни о чем», «Идеальное соответствие», «Рыночный обмен», «Для птиц», «Нашли!», «Хороший вкус», «Как это случилось», «Идеи умирают трудно», «Температура воспламенения», «Это прихожит», «Окончательный ответ», «Последний челнок», «Как бы мы не вспомнили…», «Кое-что задаром», «Одна ночь песен», «Утерянная улыбка», «Конечно же», «Говорить взглядом», «Ветры перемен»)
  • «Norby, the mixed-up robot» (В соавторстве с Жанет Азимовой)
  • «Norby’s other secret» (В соавторстве с Жанет Азимовой)
  • «Norby and the lost princess» (В соавторстве с Жанет Азимовой)
  • «Robots and Empire» «Роботы и Империя»
  • «Foundation and Earth» - «Основание и Земля»
  • «Fantastic voyage II»
  • «Azizel» (сборник) - «Азазелло»
  • «Prelude to Foundation» - «Прелюдия к Основанию»
  • «Nemesis» - «Немезида»
  • «Forward to Foundation» - «На пути к Основанию», издан после смерти автора

Серии

  • Транторианская Империя:
  1. Камешек в небе (1950)
  2. Звезды, как пыль (1951)
  3. Космические течения (1952)
  • Р.Дэниел Оливо:
  1. Стальные пещеры
  2. Обнажённое солнце
  3. Зеркальное отражение (рассказ)
  4. Роботы зари
  5. Роботы и Империя
  6. Прелюдия к Основанию
  1. Прелюдия к Основанию (1988)
  2. На пути к Основанию (1993)
  3. Основание (1951)
  4. Основание и Империя (1952)
  5. Второе Основание (1953)
  6. Край Основания (1982)
  7. Основание и Земля (1986)
  • Лакки Старр:
  1. Дэвид Старр, космический рейнджер
  2. Лакки Старр и пираты астероидов
  3. Лакки Старр и океаны Венеры
  4. Лакки Старр и большое солнце Меркурия
  5. Лакки Старр и луны Юпитера
  6. Лакки Старр и кольца Сатурна
  • Норби:
  1. Норби, запутанный робот
  2. Другая тайна Норби
  3. Норби и потерянная принцесса

Детективы

  • Постоянная должность (в другом переводе «Дельцы смерти») - The death dealers = A whiff of death "58
  • (сборник) Tales of black widowers "74
  • Murder in the ABA = Authorized murder "76
  • (сборник) More tales of black widowers "80
  • (сборник) Key of world and other stories "77
  • (сборник) Casebook of the black widowers "80
  • (сборник) The Union Club mysteries "83
  • (сборник) Banquet of the black widowers "84

Поэзия

  • Распутные пятистишия. Lecherous limericks "75
  • More lecherous limericks "76
  • Still more lecherous limericks "77
  • Asimov’s Sherlokian limericks "78
  • (+ Д.Сиарди) Limericks: too gross "78
  • (+ Д.Сиарди) A grossery of limericks "81
  • Limericks for children "84

Научная и научно-популярная литература

  • (+ Б.Уолкер, У.Бойд) Биохимия и метаболизм человека 52
  • Химия жизни: витамины, гормоны, энзимы 54
  • (+ У.Бойд) Люди и расы 55
  • (+ Б.Уолкер, М.Николас) Химия и здоровье человека 56
  • Внутри атома 56
  • Кирпичики Вселенной 57 (о химических элементах)
  • Всего лишь триллион 57 + Чудеса науки (сборник научных эссе)
  • Мир углерода 58
  • Мир, основанный на кислороде 58
  • Часы, по которым мы живём 59
  • Река жизни (о кровеносной системе) 59
  • Царство чисел 59
  • Мир науки и история через него 59
  • Перевороты в науке (для детей) 60
  • Путеводитель по науке для человека разумного (2 тома) 60 (переработанное издание в 1 томе: Новый путеводитель по науке для разумного человека 65 = Азимовский путеводитель по науке 72 переработанное издание: Новый азимовский путеводитель по науке 84)
  • Империя Солнца 60
  • Царство измерений 60
  • Спутники Земли 60
  • Двойная планета 60
  • Источник жизни 60
  • Царство алгебры 61
  • Мифические миры 61
  • Факт и фантазия 62
  • Жизнь и энергия 62
  • Исследование элементов (по химии) 62
  • Миры книги Бытия 62
  • Карта миров 62
  • Взгляд с высоты 62
  • Генетический код 63
  • Тело человека: строение и действие 63
  • Мошенник, организовавший победившую революцию (по истории) 63
  • Миры книги Исхода 63
  • Дополнительное измерение (17 эссе по истории науки) 63
  • Человеческий мозг: функции и возможности 64
  • простой и быстрый мат 64
  • Краткая история биологии 64
  • (+С.Дойл) Планеты для людей 64
  • Азимовская биографическая энциклопедия науки и техники 64
  • Знакомство с логарифмической линейкой 65
  • Греки: великие путешественники 65
  • Краткая история химии 65
  • Нейтрино: призрачная элементарная частица 66
  • (+Т.Добжинский) Генетические эффекты радиации 66
  • Инертные газы 66
  • Римская республика 66
  • От земли до небес (17 науччных эссе) 66
  • Элементарная физика в трёх томах 66 (= История развития физики (в одном томе) 84)
    • том 1. Движение, звук и тепло
    • том 2. Свет, магнетизм и электричество
    • том 3. Электроны, протоны и нейтроны
  • Вселенная: от Земли до квазаров 66 (переработанное издание: Вселенная: от Земли до чёрных дыр и далее 80)
  • Римская империя 67
  • Луна (для детей) 67
  • Есть ли кто-нибудь кроме нас? (о жизни во Вселенной) 67
  • К границе Вселенной 67
  • Египтяне 67
  • Марс (для детей) 67
  • Прибор не на своём месте 67
  • Наука, числа и я (сб. научных эссе) 68
  • Ближний Восток: 10000 лет истории 68
  • Азимовский путеводитель по Библии (2 т.) 68-69
  • Тёмные века (по истории) 68
  • Галактики (для детей) 68
  • Звезды (для детей) 68
  • Мир истории 68
  • Фотосинтез 68
  • История Англии 69
  • Открытия двадцатого века 69
  • Опус 100 69
  • Азбука космоса (для детей) 69
  • Великие научные открытия (для детей) 69
  • В Солнечную Систему и обратно (сб. научных эссе) 70
  • Азимовский путеводитель по Шекспиру (в 2-х т) 70
  • Константинополь (по истории) 70
  • Азбука океана (для детей) 70
  • Свет (для детей) 70
  • Звезды на их пути (социальные аспекты развития науки) 71
  • Что создаёт солнечный свет 71
  • Отвратительный старик (юмор в науке) 71
  • Азимовская сокровищница юмора (юмор в науке и истории) 71
  • Земля обетованная 71
  • Азбука Земли (для детей) 71
  • Словарь космоса 71
  • И снова миры науки 72
  • Человек и электричество 72
  • История Франции 72
  • Азбука экологии 72
  • История страдания (по Библии) 72
  • Миры внутри миров 72
  • Левая сторона электрона (сб. научных эссе) 72
  • Научная программа «ГИНН» в пяти томах
    • том 1. Промежуточный уровень А (для детей) 72
    • том 2. Промежуточный уровень Б (для детей) 72
    • том 3. Промежуточный уровень В (для детей) 72
    • том 4. Передовой уровень А 73
    • том 5. Передовой уровень Б 73
  • Откуда мы знаем о…? (73-84) 24 книги (Динозаврах. Том, что Земля круглая. Электричестве. Витаминах. Эмбрионах. Кометах. Энергии. Атомах. Ядерной энергии. Числах. Ближнем космосе. Землетрясениях. Чёрных дырах. Происхождении человека. Антарктиде. Угле. Нефти. Солнечной системе. Вулканах. Жизни в глубине моря. Наших генах. Вселенной. Компьютерах. Роботах)
  • Трагедия Луны (сб. научных эссе) 73
  • Кометы и метеоры (для детей) 73
  • Солнце (для детей) 73
  • История Северной Америки от древних времён до 1763 года 73
  • Позвольте объяснить (для детей) 73
  • Физика сегодня 73
  • Юпитер, крупнейшая планета (для детей) 73
  • Вчера, сегодня и… (сб. эссе) 74
  • Создание Соединённых Штатов, 1763-1816 годы 74
  • Земля: наш переполненный космический корабль 74
  • Азимов в химии 74
  • Азимов в астрономии 74
  • (+Роберт Макколл) Положение нашего мира в космосе (о перспективах космонавтики) 74
  • Солнечная Система 75
  • Рождение и смерть Вселенной (о происхождении мира) 75
  • О делах великих и малых (сб. научных эссе) 75
  • Федеральный союз: Соединённые Штаты от 1816 до 1869 года 75
  • Края мира: полярные области Земли 75
  • Взгляд во Вселенную: история телескопа 75
  • Прошлое науки - будущее науки (сб. науч. эссе) 75
  • Альфа Центавра, ближайшая звезда (для детей) 76
  • Я - раввин (для детей) 76
  • Азимов в физике 76
  • Планета, которой нет (по астрономии) 76
  • Коллапсирующая Вселенная: история чёрных дыр 77
  • Азимов в арифметике 77
  • Начало и конец (сб. науч. эссе) 77
  • Аннотация известных поэм 77
  • Золотая дверь: Соединённые Штаты от 1865 до 1918 г. 77
  • Ключевое слово и другие тайны (для детей) 77
  • Марс, красная поанета (для детей) 77
  • Жизнь и время (сб. науч. эссе) 78
  • Квазар, квазар, гори ярче 78
  • Животные в Библии 78
  • Азимовская книга фактов (удивительные факты) 79
  • Внеземные цивилизации 79
  • Сатурн и далее 79
  • Опус 200 79
  • Пока память зелена: Автобиография Фйзека Азимова, 1920-1954 годы 79
  • Путь в бесконечность (сб. науч. эссе) 79
  • Пока восторг ощутим: Автобиография Айзека Азимова, 1954-1978 г. 80
  • перемены! 21 отблеск грядущего 80
  • Обозрение Вселенной 81
  • Азимов в научной фантастике 81
  • Венера, ближайший сосед со стороны Солнца (для детей) 81
  • Яркий свет Солнца 81
  • В начале: научный анализ личности Бога в книге Бытия 81
  • Освоение Земли и космоса 82
  • Измерение Вселенной 83
  • Блуждающий разум 83
  • Икс - значит неизвестно 84
  • Опус 300 84
  • (+К.Френкель) Роботы: где кончаются машины и начинается жизнь 85
  • Взрывающиеся солнца: загадки Сверхновых 85
  • Азимовский справочник по комете Галлея 85
  • Субатомный монстр (сб. науч. эссе) 85
  • Завтрашний кризис (эссе и рассказы по истории науки) 85
  • Опасности разума 86
  • Дополнительные Азимовы 86
  • Так далеко, как может видеть глаз человека 86
  • Прошлое, настоящее и будущее 87
  • Относительность неправды 88

Редактор антологий научной фантастики

  • Советская научная фантастика 62
  • Снова советская научная фантастика 62
  • Лауреаты премии Хьюго (62-85) в 4-х томах
  • (+Г.Конклин) 50 коротких рассказов 63
  • Завтрашние дети: 18 рассказов 66
  • Как мы отсюда выйдем? 71
  • Лауреаты премии Небьюла, N 8 (73)
  • До золотого века: Антология НФ 30-х годов 74
  • Отобрано Азимовым: Астронавты и андроиды 77
  • Отобрано Азимовым: Чёрные дыры и чудовища с безумными глазами 77
  • Отобрано Азимовым: Кометы и компьютеры 78
  • Отобрано Азимовым: Чёрные звезды и драконы 78
  • (+М.Гринберг и Дж. Оландер) 100 коротких НФ рассказов 78
  • (+М.Гринберг и Ч.Во) Научно-фантастическая Солнечная система 79
  • (+М.Гринберг и Ч.Во) 13 НФ преступлений 79
  • (+М.Гринберг) А.Азимов представляет: знаменитые НФ рассказы (79-84) в 11 томах
  • (+М.Гринберг, Дж. Оландер) Рассказы о микрокосмосе: 100 удивительных НФ историй 80
  • (+М.Гринберг, Дж. Оландер) Космическая почта-1 80
  • (+М.Гринберг, Дж. Оландер) Будущее под вопросом 80
  • (+Алиса Лоуренс) Кто это сделал? 80
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Семь смертных грехов в НФ 80
  • (+М.Гринберг, Дж. Оландер) Миниатюрные тайны: 100 маленьких ужасных таинственных историй 81
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Короткая НФ (81-84) в 12 томах: (После конца. Мыслящие машины. путешествия во времени. Ужасные изобретения. Сумасшедшие учёные. Мутанты. Завтрашнее телевидения. Вторжения на Землю. Ужасные насекомые. Дети будущего. Бессмертные. Искривления времени)
  • Фантастические существа 81
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Лучшая фантастика XIX века в 3 томах 81
  • Фантастика, восхитившая Азимова 81
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) 12 рождественских преступлений 81
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) 7 основных добродетелей в НФ 81
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Телевидение 2000-го года 82
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Последний человек на Земле 82
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Таинственные истории о танталовых муках в закрытых комнатах 82
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Космическая почта-2 82
  • (+Жанет Джепсон) Смеющийся космос: весёлая НФ 82
  • (+А.Лоуренс) Размышления 82
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) НФ от А до Я: словарь основных тем НФ 82
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Летающие колдуны 82
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Рассказы о драконах 82
  • Лучшее в мировой фантастике 82
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Орбита наллюцинаций: психология в НФ 83
  • (+М.Гринберг) Магические миры фэнтези (83-84) в 2 томах. (Колдуны. Ведьмы)
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Пойманный в органах отбора: биология в НФ 83
  • Тайны большого яблока 83
  • (+ДЖ.МАртин, М.Гринберг) Невесомая книга НФ 83
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Звёздный корабль 83
  • Удивившее Азимова 83
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Преступления и шалости компьютеров 84
  • (+П.Уоррик, М.Гринберг) Машины, которые мыслят 84
  • (+Т.Карр, М.Гринберг) 100 лучших рассказо фэнтези 84
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Лучшая НФ первых фантастов 84
  • (+ другие) Убийство на выбор 84
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Шерлок Холмс через время и пространство 84
  • Жизнь в будущем 84
  • (+М.Гринберг) Удивившее Азимова-2 84
  • (+М.Гринберг) Выборы в 2084 г.: рассказы о политике будущего 84
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Дети-мутанты 84
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Дети-внеземляне 84
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Дети-чудовища 85
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Дети-призраки 85
  • (+М.Гринберг, Ч.Во) Известные НФ рассказы знаменитых учёных 85
  • (+другие) Чёртова дюжина 85
  • (+другие) Дети - колдуны и ведьмы 87

Исаáк Ю́дович Ази́мов . Родился 2 января 1920 года в деревне Петровичи, Шумячский район, Смоленская область, РСФСР (Россия). Умер в Нью-Йорке 6 апреля 1992 года.

Кто такой?

Прежде всего, Айзек Азимов это американский писатель-фантаст. За свою 72 летнюю жизнь он написал почти 500 книг. Согласитесь, невероятная производительность. И это не только книги в жанре научной-фантастики, он также писал о Библии, о Литературе, и, конечно, о Науке. Сам писатель по образованию был биохимиком, и поэтому, как и любой учёный, очень любил науку и к тому же умел простым языком о ней писать. Больше половины его книг - это нехудожественная литература. Так что его можно назвать успешным популяризатором науки.

Но писатель не просто продуктивно писал большое количество книг, он писал их очень качественно, идеально овладев этим мастерством. Это доказывают многочисленные всевозможные премии в английской литературе. Азимов становился многократным победителем премий Хьюго, Небьюла и Локус. А некоторые его произведения брали сразу 3 награды.

Автор также знаменит тем, что в своих произведениях придумал как должны взаимодействовать человек и робот, введя в основу работы мозга роботов, так называемые три закона робототехники , о которых хоть раз слышал чуть ли не каждый. В те времена, люди боялись роботов, и в различных произведениях те были злыми. У Азимова же они добры и «глубоко порядочны», в отличие от людей. Азимов вообще имел крайне позитивные взгляды на жизнь.

В его произведениях также встречаются такие новые понятия как «робототехника», «позитронный» (о мозге робота) и «психоистория » (наука о предсказании поведения больших масс из цикла «Основание »). Эти новые слова прочно вошли во многие языки мира.

История рождения

Как утверждает сам Азимов, настоящее его имя - Исаáк Ю́дович Ози́мов. Однако, все его родственники, оставшиеся в СССР - Азимовы.

Родился будущий писатель под Смоленском на территории СССР (тогда ещё РСФСР) в еврейской семье в 1920 году. Точная дата рождения неизвестна из-за разницы еврейского и григорианского календаря, но сам Азимов предпочитал праздновать свой день рождения 2 января. Русского языка он не знал, его семья говорила на Идише (еврейский язык германской группы). В 1923 году его родители вместе с ним эмигрировали в США, спасаясь от революции, где поселились в Бруклине, районе Нью-Йорка.

Образование

Талантлив с детства

Читать Айзек научился когда ему не было и 5 лет, а в 7 лет уже был постоянным посетителем библиотеки. Читал он очень много. В школу пошёл в 5 лет, и настолько всех поразил своими способностями, что смог перескочить через классы и окончить весь школьный курс в 15 лет со всевозможными отличиями.

Получив среднее образование, по желанию родителей, он пытался стать медиком. Но Айзек понял что это не для него, он боялся крови, ему становилось плохо. И вместо этого он попробовал поступить в самый престижный колледж Колумбийского Университета. Но не прошел собеседования, и поступил в юношеский колледж в Бруклине.

Но через год этот колледж закрыли, и Азимов таки оказался в Колумбийском Университете, но не как студент, а как свободный слушатель. Но уже в 1939 году, в возрасте 19 лет, он получил степень бакалавра, а в 1941 стал магистром по химии.

В 1942 - 1945 годах работал химиком на военно-морской верфи в Филадельфии. После чего отслужил в армии до 1946 года.

После армии в 1948 году он вернулся к учёбе и окончил аспирантуру, получив докторскую степень по химии. И в следующем году устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где сначала стал ассистент-профессором в 1951 году, затем в 1955 - адъюнкт-профессором и в 1979 году получил звание профессора.

Любовь к труду

Еще в школьные годы, Азимову была привита любовь к труду. Когда в семье родился второй сын, Стэнли, Айзеку пришлось помогать отцу. Он каждый день, в шесть утра вставал и шел разносить газеты. А после школы бежал домой и допоздна стоял за прилавком. У Азимовых была тогда своя кондитерская лавка, которую купил отец. Если тот видел как Айзек опоздывает из школы или читает книгу, тут же обвинял его в лени. Таким образом привычка к труду осталась у писателя на всю жизнь. В автобиографии он написал:

Я работал по десять часов семь дней в неделю, все это время я проводил в лавке. Даже когда обстоятельства вынуждали меня отлучиться на пару минут, меня начинал мучить вопрос: господи, а как там в лавке?

Из-за этого писатель был лишен общения со сверстниками, не заводил дружбу, в том числе и с девочками, и так продолжалось довольно долгое время. Но недостаток общения в последствии был с лихвой восполнен. Позже в гостях на многочисленных конференциях, он был любителем пофлиртовать с женщинами, и был в этом так же хорош, как и во всем остальном.

Кстати, именно тогда, в лавке, будущий писатель-фантаст познакомился с научной фантастикой (НФ). Ему было 9 лет, когда в лавке на полках стали появляться НФ журналы. Отец считал такое чтение неподходящим для сына, но позже Айзеку удалось убедить отца, что раз уж в журнале “Science Wonder Stories” есть слово “наука”, значит содержание должно быть полезным.

Карьера и путь к всемирной известности

В 1938 году любимым журналом НФ для него был “Astounding” (Поразительный) , куда он частенько отправлял письма. И именно туда он и отправил свой первый рассказ, причем явился туда лично, не доверив это дело почте. Рассказ был отвергнут, но главный редактор журнала, 28 летний Джон В. Кэмпбелл, живая легенда во плоти для Айзека, посвятил беседе с восемнадцатилетним юношей целый час. И дал ему несколько советов. Следующие два рассказа были также отвергнуты, но уже через четыре месяца свой третий рассказ он послал в другой журнал “Amazing Stories”, который был принят и Азимов получил свой первый гонорар - 64 доллара. Кэмпбелл же принял только шестой рассказ Азимова, который получил призовое третье место в читательском голосовании журнала, обойдя даже некоторых общепризнанных мастеров.

Позже в 1940 году, все что писал Азимов где-то публиковалось. Спустя годы, он пытался поблагодарить Кэмпбелла за помощь, но тот ее не принял, сказав что давал советы сотням молодых писателей, но многие ли из них стали Азимовым?

Что интересно, из-за Кэмпбелла, в своих произведениях Азимов полностью отказался от инопланетян. Дело в том, что взгляды редактора были таковыми, что он не верил в равенство людей и также считал что человек обставит всяких там "инопланетяшек", и часто рассказы переписывались редакторами после покупки. А некоторые и вовсе не принимались. Как следствие, во Вселенной “Основания” вся галактика заселена исключительно людьми. А в рассказах о роботах говорилось об отношении человека и машины, и тема превосходства людей перед кем-то не имела смысла.

Кстати именно Кэмпбелл помог сформулировать три закона робототехники, и Азимов уступал авторство именно ему, и даже позже посвятил ему сборник “Я, Робот ”. Сам же Кэмпбелл говорил что лишь достал их из рассказов Азимова.

В 1941 году был написан знаменитый рассказ “Приход ночи ”, который через много лет стал полноценным романом. И именно в этом году Азимову пришла идея историй о Галактической империи, по аналогии с Римской империей, о ее жизни и падении. Первый рассказ назывался “Основание” и был принят сдержано, но уже второй и последующие не опускались ниже второго места по читательскому голосованию.

В 1942 году шла война и Кэмпбелл познакомил Азимова с другим известнейшим писателем-фантастом Робертом Хайнлайном, который тогда служил в армии во флоте в Филадельфии, куда он и получил приглашение на должность химика, где получал хорошее жалование. Но в 1946 году Азимов был призван на регулярную службу в армию, рядовым. Где он был клерком в подразделении, готовившее испытание ядерной бомбы в тихом океане. И теме не менее, до 1945 года Айзек написал еще несколько рассказов во вселенной “Основание”, за что получил неплохие гонорары.

Когда он вернулся в Колумбийский Университет, он продолжил работу над диссертацией, и открыл в себе хорошие навыки преподавания. И в 1948 году он впервые попробовал себя в публицистике и к удивлению писателя статья имела большой успех, особенно среди ученых химиков, что даже помогло ему при сдаче на докторскую.

В 1949 году он написал свой последний рассказ из цикла “Основание”, закончив серию (на 32 года). И тогда же получил контракт на издательство первой книги - романа “Камешек в небе ”.

Издательству роман понравился и были следом изданы продолжения: “Звезды как пыль ” и “Космические течения ”. Ему также предложили издать серию фантастики для подростков , которая могла бы стать основой для телесериала. Так как Азимову не нравилась ни одна телепередача подобного рода, он не хотел чтобы что-то подобное ассоциировалась с ним, и единственный раз в своей карьере издавался под псевдонимом Пол Френч.

Другие издательства тоже проявили интерес к Азимову, и был выпущен сборник его рассказов о роботах в одной книге “Я, робот ”, а затем и вся серия “Основание” в трех томах. Эта серия стала самой популярной из книг Азимова, и до сих пор расходится миллионными тиражами.

В 1952 году новый путь в его карьере открыла научно-популярная книга для подростков “Химия жизни ”. А за ней последовали и другие книги на схожую тему. Вот что Азимов пишет по этому поводу:

Однажды придя домой, я признался себе в том, что мне нравится писать публицистику... Не просто со знанием дела, не просто для заработка - но гораздо более того: с удовольствием…

В 1954 году Азимову предложили написать роман о роботах, чего он делать не хотел, потому что писал о них только рассказы, но ему подбросили идею написать детективный роман, зная его любовь к этому жанру. Так появился один из лучших романов писателя “Стальные пещеры ”, который стал началом новой серии романов о роботах. Мало кому удавалось удачно сочетать детективную историю с научной фантастикой, и Азимов один из немногих у кого это получалось превосходно.

В 1958 году Азимов ушел из преподавательской деятельности и стал заниматься только писательством. На этот момент у него в запасе была уже куча издателей, которые хотели с ним работать. И он стал писать публицистику, что тогда приносило ему больше денег, чем научная фантастика. Все потому, что для публицистики можно было писать больше, и использовать уже наработанный материал. Все это так захватывало писателя, что он решил стать самым лучшим популяризатором науки в мире. В этом же году ему предложили вести постоянную колонку в журнале “Fantasy and Science Fiction”, которую вёл всю жизнь, написав там 399 статей.

  • "The Intelligent Man"s Guide to Science" ("Путеводитель по науке для интеллигентного человека”) 1960 год
  • "Asimov"s Biographical Encyclopedia of Science and Technology" ("Азимовская биографическая энциклопедия науки и техники", 1964)

Также он увлекался историей, писал о древней Греции, Египте и Римской империи. И даже, будучи атеистом, писал о Библии .

К началу семидесятых, написав сотню книг, он уже считался лучшим популяризатором науки в мире, его отлично принимали везде, во всех университетах, где он иногда читал лекции, в любых издательствах, на конвенциях и вечеринках. Он был ловеласом и любил пофлиртовать с симпатичными женщинами на разного рода мероприятиях. Эту репутацию он тоже использовал в своих книгах: ("Похотливый старикашка", 1971) и "Lecherous Limericks" ("Разнузданные лимерики", 1975)

Азимов стал литературным феноменом, очень незаурядной личностью, признанным гением. Он был уверен что все должны интересоваться тем же, чем и он, всем что он говорит, что пишет и думает. И возможно был прав. О нем знали все. Любая книга или журнал с его именем был обречен на успех. Каждая новая книга Азимова помогала продать его другие книги, расширяя аудиторию поклонников. А он писал уже очень легко.

В том числе не забросил и научную фантастику, составлял многочисленные антологии.

А в 1972 году он снова начал писать фантастические романы. Красиво вернувшись, выпустив самый лучший по мнению критиков роман “Сами боги ”, взявший все возможные награды.

Дальше в честь его имени и с его согласия был открыт новый журнал научной фантастики “Asimov’s”, который кстати успешно издается по сей день. Там он не был главным редактором, а писал лишь небольшую колонку. Но пообещал, что как только будет что-то научно-фантастическое для формата журнала, это будет у них.

К 1982 году он возвращается к серии “Основание”, выпустив продолжение “Кризис основания ”, написав его специально в стиле 30 летней давности, роман приняли исключительно хорошо.

В 1984 году в общей сложности у писателя уже было выпущено две сотни книг. И все его последующие романы становятся бестселлерами:

Азимов превращается в очень богатого писателя, если раньше он писал много публицистики в том числе по финансовой причине, то теперь каждый его новый научно-фантастический роман приносит ему больше чем десять научно-популярных книг. Его лицо становится узнаваемым, он первым из писателей появляется на телевидении и в рекламных роликах. Он поддерживает много начинающих авторов своим именем, раздаривает идеи, а деньги и слава к этому времени его уже не интересовали, и у него не было особняков или яхт, а была лишь пишущая машинка и тихая комната с зашторенными окнами.

К концу жизни, в соавторстве с Робертом Силвербергом он перерабатывает три своих знаменитых рассказа в романы “Приход ночи”, “Двухсотлетний человек ” и “Уродливый мальчуган ”.

А весной 1993 года, уже после смерти писателя выходит его последняя книга “Я, Азимов” - третий том его автобиографии , которую он диктовал своей жене уже в больнице.

Личная жизнь

В 1942 году на день святого Валентина, на свидании в слепую, он познакомился со своей будущей женой Гертрудой Блюгерман. И через несколько месяце 26 июля они поженились. В то время Азимов жил в Филадельфии и работал химиком на военном флоте. Потом, уже после службы, они уехали жить в Бостон в 1949 году. У них родилось двое детей, сын Дэвид (1951) и дочь Робин Джоан (1955). Но так складывалось, что их брак медленно распадался на протяжении десятилетий. В итоге они разошлись в 1970 году и официально развелись через три года - 16 ноября в 1973 году. Развод был болезненным, в том числе с финансовой точки зрения - стоил писателю 50 тысяч долларов (на тот момент это большие деньги). В своей автобиографии он полностью взял вину на себя, сказав что его нельзя было назвать хорошим мужем, что был эгоистичен и занимался только своими книгами.

Почти сразу после развода он женится на Джанет Опил Джеппсон (30 ноября 1973), психиатром, с которой он познакомился на Нью-Йоркской Всемирной конвенции еще в 1956 году. С ней он и останется. Позже Джанет Азимова поможет издать несколько его книг уже после смерти, в том числе его последнюю автобиографию .

Как умер писатель?

Еще в 1977 году Азимов перенес инсульт, и в 1983 году ему ему была сделана успешная операция на сердце. Но в последствии оказалось, что донор крови был ВИЧ инфицирован. Об этой болезни писатель скрывал, потому что это могло отрицательно сказаться на нем и его семье, тогда существовала дискриминация по отношению к ВИЧ инфицированным в обществе. После смерти, семья решила не оглашать истинную причину кончины, потому что в это время, один знаменитый Американский тенисист рассказал о своей болезни, которую также получил после операции, и это вызвало много обсуждений в обществе. Врачи настаивали на секретности. Через десять лет, когда большинства врачей Азимова уже не было в живых, Джанет Азимова опубликовала настоящую причину смерти в одном из изданий его последний автобиографии.

Сам Азимов говорил, что надеется умереть, упав лицом на клавиатуру пишущей машинки. А в одном из интервью, когда его спросили что он будет делать, если ему скажут что жить осталось полгода, он ответил “Я буду печатать быстрее”. Но последние недели он провел в больнице и его жизнь поддерживали лекарства. И 6 апреля 1992 года Айзек Азимов нас покинул. По его воле, тело было кремировано, а пепел - развеян.

Первые полосы многих газет писали о его смерти. А через две недели CNN выпустило ретроспективную передачу о его карьере и жизни. До этого подобное делали только для политиков и кинозвезд. Национальное радио выпустило его интервью 1988 года, и его собственные слова стали некрологом.

Впервые об уходе из жизни писателя фантаста скорбил весь мир.

Говорят, что последними его словами были:

Это была хорошая жизнь


Было интересно? Расскажи об Азимове друзьям.