Матильда фильм споры вокруг фильма. Какой Учитель – такие и ученики. Честный обзор на фильм «Матильда. Голой груди не было

Режиссера Алексея Учителя – безусловно, самая скандальная кинопремьера 2017 года. О чем же фильм и почему его требуют запретить? Почему Поклонская считает, что просмотр «Матильды» - грех? Как фильм с претензией на историческую драму стал причиной скандала и заполучил репутацию чуть ли не экстремистского?

Так о чем же фильм «Матильда»? Сюжет кинокартины повествует об отношениях последнего российского императора Николая II с российской артисткой балета польского происхождения, прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской . Любовная линия Николая II с Матильдой Кшесинской, как повествуют источники, имела место быть еще до восхождения Николая Романова на престол как императора и до его женитьбы на Александре Федоровне.

Почему скандал? Сочетание нескольких факторов, слитых воедино, и это – оскорбление чувств верующих, помноженное на исторические неточности, плюс личный протест Натальи Поклонской. Во-первых , против показа фильма взбунтовалась РПЦ, назвав историю вымыслом. Во-вторых , Николай II в 2000 году были причислен Русской православной церковью к лику святых, что как бы намекает: о каких внебрачных интрижках со святым вы говорите? В-третьих , основную волну негодования всколыхнула никто иная, как Наталья Поклонская – прокурор республики Крым, член партии «Единая Россия» и депутат Госдумы РФ. Поклонскую возмущает в фильме все – сюжет, актерский состав, и уж конечно, намек о, как она выразилась, «блудстве».


В своих интервью СМИ Поклонская уже не раз высказывалась о том, почему хочет запретить этот фильм. Депутат Госдумы назвала его экстремистским, порочащим честь «нашего государя» . Вот одна из последних цитат о фильме:

«Отмечу необходимость принятия мер к признанию сюжета фильма «Матильда» о «блудстве» Святого Угодника Божьего и Государя Российской империи, представленного немецким порноактером пропагандирующим сатанизм, - экстремистским материалом, который собственно и приводит к проявлениям экстремизма со стороны задержанных лиц» - приводит Regnum слова Поклонской.

Чем ближе премьера фильма, тем больше накаляется атмосфера вокруг него. Напомним более ранние сообщения о массовых молебнах в храмах России – с целью обращения ко Всевышнему, дабы он посодействовал в запрете «Матильды» . До поры до времени РПЦ не использовала агрессивные методы давления на власть, ограничиваясь молитвами о запрете, публичными высказываниями и тому подобным. Теперь крайние меры используют псевдо-активисты, прикрываясь Церковью.

Уже доподлинно неизвестно, кто кого спровоцировал на травлю фильма Алексея Учителя – Поклонская церковь, или церковь Поклонскую, но скандал вокруг «Матильды» стал причиной опасных спекуляций на эту тему. Так, накануне уже был задержан «православный активист» - Александр Калинин, лидер организации «Христианское государство» . Задержан он был за угрозы кинотеатрам в поджоге – если те покажут «Матильду», сообщает «КП» .

«За Матильду гореть» - именно такие листовки были разбросаны у входа в офис адвоката режиссера Алексея Учителя, которые были обнаружены после поджога автомобиля. Как сообщают «Вести» , инцидент произошел 11 сентября, по факту поджога было возбуждено уголовное дело. Сейчас подозреваемые – их трое, включая Калинина – задержаны.

Нельзя сказать, что угрозы не действуют. «От греха» ли, или в целях сохранения репутации - кто знает, но первые отказы от «Матильды» уже прогремели. Сообщается, что от проката фильма уже отказались две крупные кинопроркатные сети – «Формула кино» и «Синема-парк» .

К слову, основной противник фильма – Наталья Поклонская, уже прокомментировала ситуацию с поджогами и угрозами:

«Абсолютно правовая ситуация с фильмом Матильда кем-то используется в целях, не имеющих никакого отношения к защите нашей истории и Вере. Проявление экстремизма в данном вопросе это часть определенного плана, направленного на дестабилизацию общества, разобщение людей, дискредитацию православных верующих» - заявила Поклонская.

Конечно, это не выход – бороться с «экстремистским фильмом» экстремистскими методами. С этим согласен и Владимир Мединский.

А что же Минкульт? Многих если не возмущала, то, по крайней мере, удивляла отстраненность Минкульта от скандала с «Матильдой». После последних абсурдных событий с поджогами о фильме все-таки высказался глава Минкульта Владимир Мединский, заявив, что Министерство культуры больше не может держаться в стороне:

«Меня часто попрекают в излишнем консерватизме. И вот как консерватор хочу сказать: подобные самозваные «активисты» дискредитируют и государственную культурную политику, и Церковь» - цитирует «КП» слова Мединского – «Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая госпожа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. Может, и от чистого сердца. Тем более, не готов разгадывать мотивации разнокалиберных «активистов»-поджигателей, нагло именующих себя «православными»

Стоит отметить, что сам Мединский посмотрел картину и отметил, что в «Матильде» нет ничего оскорбительного для памяти Николая II.

Поклонская же, видимо, сдаваться не намерена, утверждая, что Учитель будет отвечать в суде перед потомками дома Романовых.

Как оценили фильм неравнодушные зрители? До премьеры фильма остался месяц, однако, уже были проведены первые показы – во Владивостоке. 20 сентября ожидается показ «Матильды» в Новосибирске, также раньше премьеры увидят кино жители Астрахани.

Ожесточенные дискуссии. TUT.BY сходил на фильм, сравнил авторскую версию Алексея Учителя с реальными историческими событиями, проанализированными в научной литературе, а также нашел прямые ошибки, которых вполне можно было избежать.

Уточним, что TUT.BY не намеревается осуждать режиссера за (не)сознательное отклонение от исторической правды. В конце концов, каждый художник имеет право на творческую интерпретацию событий. Другой вопрос, что многие зрители (автор строк — не исключение) склонны во многом доверять таким биографическим лентам. А правда, к сожалению, часто остается неизвестной.

Помолвка при жизни царя

Самая главная претензия историка к фильму «Матильда» — сознательное смещение акцентов. Согласно сюжету фильма, император Александр III одобряет выбор своего сына, который, говоря современным языком, встречается с балериной Матильдой Кшесинской. Но умирает, когда решение о кандидатуре невесты еще не принято. В результате после смерти отца молодой император оказывается перед нелегким выбором между своей невестой Аликс (будущей императрицей Александрой Федоровной) и Матильдой.

В реальности никакого любовного треугольника не было. О помолвке Николая и Аликс было публично объявлено еще при жизни Александра III. Невеста находилась с семьей своего суженого до смерти императора, свадьба состоялась менее чем через неделю после похорон. Отношения между балериной и наследником закончились перед помолвкой последнего. С того времени герои ни разу не общались наедине.

Решение о браке — краеугольный камень в сюжете картины, придуманный сценаристом. Если следовать исторической правде, то придуманный конфликт разваливается на глазах. Поэтому логичнее воспринимать «Матильду» как работу в жанре «альтернативная история». К примеру, в фильме Тарантино «Бесславные ублюдки» один из героев расстреливает Гитлера из автомата и вся верхушка рейха гибнет при взрыве и пожаре кинотеатра. И это никого не смущает.

Матильда — княгиня? Почему бы и нет!

Согласно сюжету фильма, Николай II до последнего не оставлял надежды жениться на Матильде. Для этого он решил доказать, что род Кшесинской имел княжеские корни. Балерина и великий князь Андрей Владимирович (друг молодого императора и будущий муж балерины) отправляются в библиотеку, где ищут сведения о древнем роде, к чьей родословной можно приписать Кшесинских. Увы, тут создатели фильма передают нам привет из ХХ века.

В то время будущий монарх мог заключить брак только с особой, равной ему по статусу. Поскольку европейских династий было совсем немного, выбор невест оказывался минимальным, а кровосмешение — неизбежным. Например, по линии своего отца Аликс являлась и четвероюродной теткой, и троюродной сестрой Николая. За десять лет до их брака Элла (в православии Елизавета Федоровна), старшая сестра Аликс, вышла замуж за Сергея Александровича, дядю Николая.

Но даже если бы Кшесинская была княгиней, она могла в лучшем случае рассчитывать на морганатический брак. Так, дедушка ее возлюбленного Александр II заключил подобный союз с Екатериной Долгоруковой, которая получила титул княгини Юрьевской. Да и то это случилось, когда император уже был давно на троне, а у него имелся наследник.

Что касается отречения от престола — кстати, в мемуарах балерина утверждала, что никогда не обращалась к наследнику с таким предложением, — то похожая история случилась в Англии, когда король Эдуард VIII отрекся от трона, чтобы жениться на любимой женщине (к тому же разведенной). Правда, это событие случилось в 1936 году. Так что за сорок лет до этого счастье Матильды с Николаем было невозможным.

Голой груди не было!

«Матильда» вряд ли порадует и любителя эротики. По словам кинокритика Анны Ефременко, там «даже спонтанный секс происходит по интуитивно понятной инструкции от IKEA». Но одна радость для любителя ню все-таки есть: в одном из эпизодов у Матильды оголяется грудь (это мелкая пакость со стороны конкурентки, которая дергает завязку сценического костюма на ее спине). Но смелая солистка не тушуется и танцует партию до конца. Тем более что потрясенный Николай обратил на нее внимание только после этого эпизода (теперь понятно, чем надо удивлять 22-летних наследников престола).

Разумеется, такой сцены в реальности не было. Скандал в балетном Петербурге произошел лишь в 1911 году. И случился не с женщиной, а с мужчиной. Во время постановки балета «Жизель» великий танцовщик Вацлав Нижинский вышел на сцену в обтягивающем трико (до этого исполнители этой партии надевали наверх шаровары). Александра Федоровна, сидевшая в царской ложе, засмеялась, но у остальных членов императорской семьи такая вольность вызвала смятение. В результате Нижинский был уволен из Мариинского театра.

Если читатель обратится к фотографиям спектаклей того времени (например, они опубликованы в книгах Веры Красовской, наиболее авторитетного специалиста по истории дореволюционного балета), то увидит, что лиф (верхняя часть костюма у танцовщиц) был более закрытый, а его ширина на плечах оказывалась намного толще, чем у современных артистов. Тогда в костюмах почти не использовались теперешние, почти невидимые шлейки. Поэтому если обтягивающее трико, как у Нижинского, на рубеже веков было возможно, то легкий стриптиз — никак.

Бал на крови

Во время коронации Николая II случилась Ходынка — массовая давка на Ходынском поле (теперь оно находится на территории современной Москвы). Не менее полумиллиона человек пришло туда на массовое гулянье в честь коронации. Многих привлекли слухи о подарках и раздаче ценных монет. В ходе давки погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Если верить фильму, Николай прибыл на место трагедии, распорядился похоронить каждого убитого в отдельной могиле (а не в общей, как предлагали нерадивые подчиненные), выделить их родственникам из казны деньги, а потом стал на колени, раскаиваясь в неумышленном преступлении.

В реальности Ходынское поле очистили от следов трагедии… и продолжили празднование. К примеру, на этом же поле оркестр играл концерт. Вечером в Кремлевском дворце продолжились празднования, а во французском посольстве прошел бал. Монархисты доказывали, что Николай II не отменил бал, верный союзническим обязательствам. Но в любом случае репутация императора была серьезно испорчена.

После этой сцены даже странно, что Наталья Поклонская обвиняла режиссера фильма Алексея Учителя в осквернении памяти последнего российского императора. Скорее, в фильме есть идеализация его образа.

Император в коляске и Аликс на мотоцикле

В картине хватает и других неточностей. К примеру, крушение императорского поезда произошло за шесть лет до смерти императора Александра III, когда его сын даже не был знаком с Кшесинской. Но для фильма очень не хватало красивой картинки. Поэтому в кадре появляется и подвода с мужиком, которая не успела переехать пути, в результате чего в нее врезался поезд (в реальности никакого крестьянина не было. По одной версии, причиной оказалась слишком высокая скорость, по другой — гнилые шпалы). А императора после аварии мы видим в инвалидной коляске. Для того времени это было немыслимо: слухи о состоянии Александра III тотчас бы разлетелись по столице.

Или другой пример. Александра Федоровна привозит с собой немецкого доктора. Будущая свекровь выгоняет его из дворца. Доктор уже заводит мотоцикл, когда Аликс выходит из дворца, садится у него за спиной, и они выезжают вместе. Вы можете себе представить, чтобы в конце ХIХ века без пяти минут жена императора ездила по столице на мотоцикле за спиной малознакомого мужчины? Не побоюсь показаться категоричным — это невозможно.

Ради объективности добавлю: если бы «Матильда» оказалась удачным фильмом, ее художественные достоинства перекрыли бы многие из этих перечисленных недостатков. Но, судя по фильму, король, точнее император, оказался голым. Или все-таки только Матильда?

Ученые уверены: все началось задолго до того, как режиссер Алексей Учитель начал работать над фильмом «Матильда», где главными персонажами являются последний российский император Николай II и выдающаяся балерина Матильда Кшесинская.

По мнению социологов, скандал, в центре которого оказалась кинолента, это, отчасти, порождение идеологии, которую на протяжении долгого времени властная элита создавала, играя на раздувании архаических и антилиберальных настроений в массах.

Историки, в свою очередь, считают, что Николай II не является сакральным образом для русского народа. Что касается его канонизации, то он был причислен к лику святых Русской православной церковью за принятие мученической кончины, а не по причине святости жизни, отмечают эксперты.

Уже после этого в Омске прошло молитвенное стояние против выхода «Матильды» в широкий прокат. А до этого произошло несколько откровенно шокирующих случаев.

Неизвестные активисты, выступая от имени православных, устроили поджог кинотеатра в Екатеринбурге, напали на студию Учителя в Питере, а в адрес прокатчиков раздались угрозы о том, что в случае показа картины могут пострадать зрители.

Историк и тележурналист Николай Сванидзе в беседе с Новостями ТВК сравнил эти инциденты с проявлением актов терроризма. По его мнению, роман 22-летнего будущего престолонаследника и юной 18-летней балерины не имеет никакого отношения к тому, что в дальнейшем Николай II был канонизирован.

Сванидзе подчеркнул, что РПЦ причислила царя к лику святых за принятие мученической гибели. Покончить же с конфликтом, по его мнению, должны представители власти:

«Если люди называют себя православными верующими, это не значит, что они должны иметь право выступать от имени всех православных верующих. Мало ли кто себя как назовет. А эти люди ведут себя как террористы, они навязывают свою волю другим людям. При чем здесь их вера? Их вера не имеет никакого отношения – православные они, мусульмане, буддисты или они верят в придорожный пень, это не имеет ровно никакого значения. Они себя противопоставляют другим людям, они не дают смотреть кино, которое люди хотят посмотреть. Они терроризируют авторов фильма, художников, режиссеров. Странные люди, опасные для общества. И конфликт этот закончиться должен вмешательством государства, наконец, которое в соответствии с законом поставит здесь точку и все».

Однако сейчас остановить нагнетание ситуации для правительства задача не из простых, считает социальный психолог, эксперт Центра политических технологий Алексей Рощин.

«Мы видим сильное низовое движение, которое по сути дела противостоит правительству и президенту. В силу чего это все происходит? Я думаю, что у нас властная элита довольно долгое время играла на понижение, играла на раздувании самых низменных, архаических, антилиберальных настроениях в массах. Полагая, что это способствует сплочению малообразованной и антилиберально настроенной части населения вокруг правительства и вот эта вот темная масса будет хорошим пугалом и союзником, чтобы отбивать атаки затаившихся либералов в правительстве и вообще держать страну под контролем. Вообще история показывает, что почти всегда подобного рода ручные темные массы в какой-то момент перестают подчиняться своим кукловодам и начинают диктовать свою собственную повестку дня. Вот, собственно говоря, в России сейчас это и происходит. Я не думаю, что правительству удастся разгромить движение этих царебожцев, поскольку оно само плоть от плоти этих людей. Возможно, эту битву они выиграют, но выиграют ли они войну с набирающими силами мракобесами – практически черносотенцами, – это уже большой вопрос», – объяснил Рощин.

Во всей этой истории пока не до конца ясной остается позиция Русской православной церкви. С одной стороны, представители РПЦ осудили экстремистские проявления противников картины, а с другой стороны, обвинили министра Мединского в разжигании конфликта.

Впрочем, судя по всему, в РПЦ нет единого мнения по поводу сложившейся вокруг «Матильды» ситуации. Так, митрополит Волоколамский Иларион сообщил, что он против запрета фильма и против цензуры. Но при этом отметил, что фильм он видел, и он ему не понравился.

В то же время другой представитель РПЦ заместитель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков открыто заявил, что скандал вокруг «Матильды» – это «политическая ошибка» Мединского.

И, наконец, третья позиция – это позиция председателя синодального Отдела Владимира Легойда, который призвал все стороны «сохранять спокойствие».

По мнению религиоведа, руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, это объясняется внутриполитическими разногласиями внутри самой церкви:

«Это странная коллизия – внутри одного синодального Отдела представлены разные точки зрения. Но в целом внутри церкви есть разное представление о том, какое общество в России мы хотим построить. С одной стороны, демократическое, открытое, с сильным православием. Другое – совершенно беззаконное, основанное на неведомых корпоративных правилах и отрицающее либерализм и демократию, как нечто враждебное. Это есть в высказываниях Щипкова, в его статьях и книгах».

Чем же все-таки закончится этот конфликт, и сумеет ли государство поставить в нем точку, определенно ответить на этот вопрос не может никто из экспертов.

Впрочем, на ум здесь приходит история с оперой «Тангейзер» новосибирского Театра оперы и балета, против которой выступали представители РПЦ. Несмотря на то, что постановку поддержал местный Минкульт, спектакль убрали из программы, а директора театра уволили.

Актерский состав фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

В Российской Федерации больше года пытаются запретить фильм о романтических взаимоотношениях наследника российского престола Николая Романова и балерины императорского театра Матильды Кшесинской. Картина стала предметом ожесточённой общественной полемики, породила множество угроз, судебные иски, а ближе к первой премьере - нападения на ее создателей. Сегодня стало известно, что ряд крупнейших кинотеатров страны таки начал отказываться от показов киноленты.

Имя ей "Матильда"

Речь идет об историческом драматическом фильме "Матильда", снятом студией "Рок" режиссера Алексея Учителя.

Работа над кинолентой началась в 2010 году с разработки сценария, автором которого стал известный российский писатель Александр Терехов, работающий в жанре мокументари, - и растянулась на шесть лет, съев бюджет в 25 млн долл., большинство из которых были израсходованы на декорации и костюмы.

Как известно, съёмки фильма проходили в Большом Екатерининском и в Александровском дворцах в Царском Селе, а также во Дворце Юсуповых, Елагином дворце и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Кроме того, для картины были построены декорации Успенского собора Кремля, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Актерам подготовили около 5 тысяч костюмов, на создание которых ушло свыше 17 тонн ткани.

Сюжет киноленты прост - это история любви царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая ІІ и балерины императорского театра Матильды Кшесинской (с момента знакомства 22-летнего цесаревича и 18-летней танцовщицы в 1890 году и до момента коронации Николая с супругой Александрой Фёдоровной в 1896 году).


Представленные в трейлере фрагменты фильма говорят о том, что между Николаем II, его супругой и Матильдой Кшесинской возникает "любовный треугольник", в котором Николай и до, и после женитьбы мечется между объятиями Матильды и Александры, причем последняя изображена мстительной и завистливой особой, готовой с ножом броситься на соперницу.

Кстати о последней, изначально главную роль - балерины Матильды Кшесинской - должна была сыграть британская актриса Кира Найтли, однако ей пришлось отказаться от работы из-за беременности, а режиссер был вынужден искать замену.

Так исполнителями главных ролей киноленты стали польская актриса Михалина Ольшанская (Матильда Кшесинская), немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер (Николай Романов). Среди других звездных имен оказались Евгений Миронов, Ингеборг Дапкунайте, Данил Козловский и Григорий Добрыгин.

Фильм года превратился в скандал

Поначалу вестям о съемках исторического фильма о любви Романова в России не придали особого значения, но когда производство картины было в самом разгаре и начало подходить к финалу, посыпались возражения против съемок вплоть до полного запрета киноленты. Как оказалось, выпущенный в апреле 2016 года первый трейлер "Матильды" не понравился общественному движению "Царский крест". Участники увидели в кадрах еще незаконченного фильма "искажение исторических событий", а также "антироссийскую и антирелигиозную провокацию".

"В фильме "Матильда" царь Николай ІІ изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем ІІ была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая ІІ экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России", - заявили в организации и обратились к тогдашнему так называемому прокурору оккупированного Россией Крыма, а теперь депутату Госдумы РФ Наталье Поклонской.

Отметим, негативный показ образа канонизированного святого Николая II в РФ является нарушением статьи Уголовного кодекса о возбуждении ненависти (282 УК) и оскорблении чувств верующих (148 УК).

Поклонская несколько раз в 2016 году направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке фильма, однако правоохранительные органы нарушений не обнаружили.


Наталия Поклонская Из открытых источников

С того момента "бумажная" война между ней и режиссером киноленты Алексеем Учителем не прекращалась.

В январе текущего года Поклонская отправила еще один запрос в Генпрокуратуру РФ. На этот раз она попросила целиком проверить сценарий фильма и законность выделения на него бюджетных средств через государственный Фонд кино. Поклонская посчитала, что права Николая II нарушены сразу по четырем статьям УК (клевета, вторжение в частную жизнь, нарушение тайны переписки и неприкосновенности жилища).

Кроме этого, Поклонская инициировала создание экспертной комиссии для проверки картины. Выводы экспертов неутешительны. Их в апреле текущего года опубликовала сама депутат. "Фильм "Матильда" унижает православных", - главное утверждение комиссии. Они также были отправлены в прокуратуру, вместе с тысячами, по словам Поклонской, обращений оскорбленных картиной россиян.


Режисер фильма "Матильда (2017г.) Алексей Учитель Из открытых источников

В ответ на такие действия Учитель также отправил жалобу в Генпрокуратуру и попросил о защите от клеветы Поклонской. За картину вступились российские кинематографисты, а в Минкульте РФ заявили, что выводы экспертной комиссии не повлияют на прокат фильма.

Против "Матильды" церковь и активисты

Но не только Поклонская и "Царский крест". Негативно о фильме высказались также глава Патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов), который ознакомился со сценарием "Матильды", и митрополит Иларион (Алфеев), который одним из первых посмотрел фильм.

Как уверяют церковники, все отношения между Николаем и Матильдой, начавшиеся в 1890 году, в 1894 году были прекращены навсегда - с тех пор наедине они больше не встречались. То есть Николай ІІ никогда не изменял жене. А значит - картина бросает тень на канонизированного святого. Однако они не были против показов картины.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

С таким подходом согласились не все церковные иерархи. Так, в июне 2017 года митрополит Сургутский Павел разослал клиру подведомственной епархии письмо, в котором благословил в июне - июле 2017 года провести сбор подписей за запрет производства и проката фильма и предписал до 1 августа 2017 года представить сведения об их количестве.

Параллельно с этим организация "Христианское государство - Святая Русь" направила в российские кинотеатры угрозы с требованием не показывать "Матильду". "Любой баннер, афиша, рекламная листовка с информацией о прокате фильма "Матильда" будет рассмотрена как ваше желание унизить святых православной церкви и провокация к "русскому майдану", - говорилось в их обращении.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

Движение пригрозило сжигать такие кинотеатры.

В июле текущего года на матче "Спартак" - "Локомотив" болельщики развернули баннер "За веру, царя и отечество. Учитель, руки прочь от русского царя", а в августе в России началось молитвенное стояние против показа "Матильды" на экранах кинотеатров.

От угроз к действиям

Накануне стало известно, что кто-то сжег две машины рядом с офисом адвоката Алексея Учителя, разбросав рядом листовки со словами "за "Матильду" гореть". Несколькими днями ранее неизвестные попытались забросить бутылки с зажигательной смесью в окна петербургского здания, где находится студия Учителя, но не сумели.

В обоих случаях представители режиссера и он сам не исключали, что к поджогам могли быть причастны люди, вдохновившиеся критикой в адрес фильма со стороны депутата Натальи Поклонской.

Пресс-служба фильма распространила заявление Алексея Учителя, в котором он напрямую связал Поклонскую с организациями, которые стоят за нападками на фильм. Сама Поклонская заявила, что осуждает любые проявления насилия в адрес создателей фильма, и назвала поджог машин провокацией.

Примечательно, представители семьи Романовых назвали "Матильду" кощунством, однако выступили против запрета киноленты, поскольку, по их мнению, это лишь подогревает интерес к картине. Вдова племянника Николая ІІ подала иск против студии "Рок" для установление справедливости, но он не был принят на рассмотрение судом из-за ошибок.

В Кремле расценивают угрозы в адрес Учителя и кинотеатров как экстремистские и заявили, что режиссер действительно подвергается нападкам со стороны православных активистов. Власть потребовала должного расследования инцидентов от правоохранителей.

Где в РФ все же посмотрят "Матильду"

Вчера, 11 сентября, скандальный фильм имели возможность эксклюзивно посмотреть жители Владивостока. А вот официально премьера фильма назначена в России на 25 октября.

Ранее государственные прокатчики в некоторых регионах России заявили, что муниципальные кинотеатры не будут закупать фильм "Матильда" для проката. В Кемеровской области из 109 кинотеатров региона фильм не будут показывать в 88.

"Матильду" также нельзя будет посмотреть в государственных кинозалах Твери и Татарстана. В Ингушетии фильм не покажет один из двух кинотеатров региона "Дружба".

В Чечне жители сами не пойдут смотреть фильм Учителя, заявил глава республики Рамзан Кадыров. Он попросил министерство культуры не распространять прокатное удостоверение "Матильды" на территории Чечни.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

В условиях отказа некоторых муниципальных кинотеатров от проката фильма ожидалось, что его будут показывать в коммерческих. Но сегодня сеть "Синема парк" и "Формула кино" - первый оператор таких кинотеатров, официально отказавшийся от проката фильма.

Отметим, в состав сети входит в общей сложности 75 кинотеатров в 28 городах России, в которых в общей сложности 624 зала. По данным самой сети, это значит, что почти каждый седьмой кинозал в России показывать "Матильду" не будет.

В сети кинотеатров "Пять звезд", "Киномакс", а также "Каро" пока нет решения по киноленте. На данный момент о прокате "Матильды" в России заявили в киносети "Люксор".

1890 год. 22-летний цесаревич Николай Александрович (Ларс Айдингер) знакомится с балериной императорского театра Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшанская). Между ними вспыхивает страсть такой силы, что коронация будущего государя оказывается под угрозой: Николай подумывает отказаться от трона ради брака с любимой женщиной.

Вопреки расхожему мнению, «Матильда» — кино не о судьбе балерины. Чувства между Кшесинской и наследником — тема здесь далеко не главная. Страсть Николая к балерине лишь провоцирует ситуацию, через которую Алексей Учитель раскрывает своего героя с эмоциональной, человеческой стороны. Пожалуй, прежде всего режиссёра интересует личность наследника и то, как он справляется с проблемой выбора между собственным счастьем и долгом перед отечеством. Выбор этот чрезвычайно сложный, болезненный и, можно сказать, трагический.

«Матильда» захватывает. Это масштабное, невероятно красивое кино с детально продуманными декорациями и образами (для съёмок картины было изготовлено более 7 тыс. костюмов — немногим меньше, чем для «Войны и мира» Сергея Бондарчука).

Кинематографисты не просто мастерски воссоздали обстановку XIX века и придали фильму особую атмосферу. Картинка так радует глаз, что некоторые сцены можно пересматривать вновь и вновь — и заведомо эффектные (выступление балерин в светящихся нарядах), и вполне себе рядовые, но не менее очаровательные (прибытие главной героини в новый особняк).

Актёры в этих интерьерах смотрятся более чем органично, что очень важно для исторического фильма. К слову, актёрский состав — одна из сильнейших сторон картины. И в первую очередь это относится к исполнителям главных ролей, польке Ольшанской и немцу Айдингеру.

Матильда в исполнении Ольшанской — грациозная, чувственная и свободолюбивая. Если такой женщины в действительности не было, то её, право, стоило придумать.

Скорее всего, весомую роль в создании достоверного образа своевольной красавицы сыграл характер актрисы — тот же стержень прослеживается у героини Ольшанской в «Соблазне» (The Lure). Матильда Ольшанской получилась многогранная и сложная для понимания. Чтобы наконец решить, чем является для неё роман с наследником престола — большой любовью, холодным расчётом или просто блажью, — зрителю придётся поломать голову.

  • Кадр из фильма «Матильда» (2017)

Николай Ларса Айдингера — герой, который меняется и эволюционирует на протяжении всего фильма: сомневающийся, ведомый, зависимый от страсти в начале картины и решительный, смелый, определившийся — в конце (неизменна лишь любовь будущего государя к отечеству). Что бы ни делал Айдингер на съёмочной площадке, выглядит это чрезвычайно убедительно. Не удивляйтесь, если к середине фильма вы перестанете отдавать себе отчёт в том, что этот наследник — всего лишь актёр. Хороша и чувствительная, суеверная, неуклюжая Аликс (императрица Александра Фёдоровна) в исполнении Луизы Вольфрам.

Впрочем, некоторые герои несколько выбиваются из общей картины. Так, начальник сыскной полиции Власов в исполнении Виталия Кищенко с таким же успехом мог бы появиться в сериале о деятельности НКВД. А офицер Воронцов (Данила Козловский) — в любой другой киноленте, где требуется сошедший с ума от любви мужчина.

По всей видимости, линии «охотников за Матильдой» Власова и Воронцова, а также сумасшедшего полумага-полуучёного Фишеля были введены, чтобы сделать фильм динамичнее и оправдать звание главного исторического блокбастера года. Однако вся эта история придаёт картине несколько абсурдистский оттенок, а погони, похищения и взрывы отвлекают от самого главного. «Матильда» начинает страдать от нехватки психологизма и походить на обыкновенное приключенческое историческое кино.

  • Кадр из фильма «Матильда» (2017)

Сюжет развивается очень быстро. Вот Николай видит, как у танцующей Матильды оголяется грудь. Вот — уже в другой раз — герои заходят в шатёр, и наследник предлагает балерине своё покровительство. Матильда предложение отвергает и заявляет, что это не она будет бегать за будущим императором, а он за ней. Потом, в гримёрке (третья встреча), где Николай делает неловкие па, случается их первый поцелуй.

Непросто также объяснить некоторые их поступки и перемены в настроении. Самое удивительное — реакция наследника на мнимую смерть возлюбленной. Николай, преисполненный решимости отречься от престола, собирает чемодан и направляется к Матильде. У дома балерины он видит, как та якобы погибает при взрыве. После этого герой внезапно осознаёт, что всё это время ошибался и чуть было не потерял главное: страну и будущую супругу Аликс. С чем связана столь разительная перемена в мировоззрении Николая, непонятно.

Возможно, прояснить этот и другие моменты удастся в 2019 году — именно тогда, по словам Учителя, на экраны выйдет четырёхсерийная версия «Матильды». И она, скорее всего, будет более композиционно выверенной и гармоничной.