Казанский государственный авиационный университет. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ. Последние отзывы книту-каи

Казанский авиационный институт был образован на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности 5 марта 1932 года.

В начале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет (первый декан - К. А. Архипов).

В 1945 году в институте была организована первая в вузах страны кафедра реактивных двигателей, на заведование которой был приглашен будущий академик В. П. Глушко - основоположник отечественного ракетного двигателестроения. В числе первых ее преподавателей были С. П. Королев, впоследствии главный конструктор ракетно-космических систем страны, профессор Г. С. Жирицкий, именем которого назван один из кратеров Луны.

В 1951 году в институте был открыт новый факультет авиационного приборостроения (первый декан - В. В. Максимов). В 1952 году был создан факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - В. И. Поповкин).

В середине 1950-х годов набрали полную силу и завоевали всесоюзную известность научные школы: устойчивости движения, прочности авиационных конструкций, оптимальных процессов, авиационного двигателестроения, прогрессивных технологических процессов и др. Свидетельством признания их авторитета явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению ученой степени доктора наук.

Сегодня КНИТУ-КАИ - признанный в России и за рубежом современный образовательный и научно-исследовательский комплекс, который готовит высококвалифицированные кадры для наукоемких отраслей промышленности. За 85-летнюю историю в КНИТУ-КАИ сложились традиции, позволяющие университету занимать высокие позиции среди технических вузов России. Модернизируется материально-техническая база, совершенствуется учебный процесс, укрепляются связи с производством, развивается международное сотрудничество. КНИТУ-КАИ становится центром притяжения - университетом, соответствующим лучшим мировым образцам.

Научный потенциал университета составляют: 7 научно-исследовательских институтов, 1 факультет, 45 кафедр, 11 научно-образовательных центров, 2 колледжа, 1 бизнес-инкубатор, 48 научно-исследовательских лабораторий. Здесь трудятся более 3000 преподавателей, научных работников и инженеров, в том числе свыше 120 докторов наук и профессоров, среди них 17 академиков и членов-корреспондентов РАН, Академии Наук Татарстана и Международной академии наук высшей школы, более 700 докторов и кандидатов наук.

КАИ - крупнейший технологический вуз Казани и один из самых крупных и престижных в России. Университет готовит специалистов-инженеров транспортной отрасли, авиастроения, инноватики, нанотехнологий, электроники. В его стенах также готовят специалистов в области IT, приборостроения, инженеров-конструкторов, производственных экономистов и менеджеров.

В 1932 году в Казани создан авиационный институт - с этого времени началась история современного Казанского национального исследовательского технического университета. С 1973 года КАИ присвоено имя выдающегося авиаконструктора А.Н. Туполева.

Сейчас КАИ - крупнейший технологический вуз авиационной направленности, его выпускниками стали более 100 000 человек. В его составе - 6 институтов и факультет, колледжи, филиалы и лицей, разные научно-исследовательские и научно-практические центры, лаборатории, 8 кампусов, спортивные сооружения.

КАИ - обладатель международного признания. Еще в советское время труды университета были переведены и распространялись за рубежом. Сейчас вуз состоит в Европейской Ассоциации Университетов и Европейской Ассоциации Аэрокосмических Университетов PEGASUS. Обучение в университете соответствует международным стандартам качества.

Вуз реализует масштабный мировой проект - Германо-Российский Институт Новых Технологий. Он готовит инженеров по самым современным немецким и российским образовательным стандартам. Выпускник института получает два диплома. Поступить в Институт можно только на программы магистратуры.

В распоряжении студентов - авиамодельная лаборатория (ее участники не одно десятилетие выигрывают мировые чемпионаты), автокурсы, лыжная база, туристский клуб, клуб интеллектуальных игр и спортивный клуб. Комплекс "КАИ Олимп" - один из крупнейших спортивных объектов Казани и России.

В вузе работает также строительный отряд "Север", открытый для всех желающих - студенты оказывают помощь в строительстве жилых и производственных объектов в северном регионе, адаптируются к современным производственным реалиям. Функционирует Центр молодежного инновационного творчества - открытая лаботатория, в которой обучают прототипированию, моделированию, программированию и промышленному дизайну. Социальные и культурно-массовые проекты осуществляет волонтерский центр.

Абитуриент должен быть готов не только к упорной учебе, но и к погружению в науку и практику. КАИ ориентирован на инновации и разработки, внедрение в производство. В вузе ежемесячно проводятся научные мероприятия и непрерывно проводятся исследования. Абитуриенты могут попробовать силы в олимпиадах и конкурсах КАИ, увеличить свои шансы на поступление и пополнить портфолио.

Выпускники университета трудятся в транспортной отрасли, машиностроении. Это инженеры-конструкторы, специалисты IT и информационной безопасности, систем связи, телекоммуникаций и других областях технических наук, а также первоклассные специалисты, востребованные в России и за рубежом.

Подробнее Свернуть https://kai.ru/

Награды Медиафайлы на Викискладе

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. А. Н. Туполев исемендәге Казан милли тикшеренү техник университеты), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .

История

В первое время в институте было два отделения: самолётостроительное и аэродинамическое, причем первое создавалось за счет перевода в институт всего контингента студентов, аспирантов и преподавателей аэродинамического отделения КГУ, а второе должно было быть сформировано за счет перевода студентов из других вузов Казани.

Временное исполнение обязанностей директора КАИ по совместительству было возложено на директора КГУ Н-Б. З. Векслина (по совместительству). Заместителем директора по учебной и научной работе стал Н. Г. Четаев , помощник по административно-хозяйственной части М. Н. Попов.

Уже на следующий день после принятия решения об организации института, то есть 6 марта , состоялось совещание руководства КАИ, на котором были намечены первоочередные мероприятия: определены помещения университета, в которых институт начнет свою работу; создана приемная комиссия по отбору кандидатов на самолетостроительное отделение из числа студентов казанских вузов; рассмотрен вопрос о возможности привлечения к работе в институте преподавателей и инженерно-технических работников из других вузов Казани; решено немедленно командировать Н. Г. Четаева в Москву для разработки совместно с Глававиапромом учебного плана и программ, а также для подбора преподавателей специальных дисциплин самолетостроительного отделения.

Помещение новому институту было выделено на углу улиц Чернышевского и Гостинодворской (ныне Кремлевской и Чернышевского).

1. В соответствии с публикацией в «Красной Татарии» от 6 марта 1932 г. постановления ОК ВКП(б), выделить из состава КГУ аэродинамическое отделение, передав его полностью в распоряжение Директора Авиа-Института Глававиапрома после распоряжения Наркомпроса РСФСР.(…) 4. Для обеспечения бесперебойной учебной работы на аэродинамическом отделении (АО) Авиа-Института передать в его пользование помещение, занимаемое АО КГУ в бывшем механическом кабинете (1-й этаж здания бывшей Ректорской квартиры), до полного размещения института в специально отведенном для него здании.

Из-за нехватки места начальнику Главного управления авиапромышленности Баранову П. И. из КАИ была отправлена докладная записка с требованием о содействии в переезде не позже 15 мая в здание бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). 8 апреля приказано было передать в КАИ первый поток АО физмата, о чем и гласил протокол заседания при первом директоре КАИ Векслине Нансоне-Бер Залмановиче (по совместительству директор КГУ).

Первыми преподавателями КАИ в апреле 1932 года были зачислены Н. Г. Четаев, П. А. Широков, Е. И. Григорьев, Ю. А. Радциг, Б. М. Столбов, Н. И. Двинянинов, В. Г. Войдинов.

В мае 1932 года был издан приказ об организации первых кафедр института: аэродинамики, строительной механики, математики, теоретической механики, объединенной кафедры общественных дисциплин и кафедры языков.

В июне 1932 года приказом Глававиапрома выпускник Новочеркасского авиационного института С. П. Гудзик был назначен первым директором КАИ. Быстро рос контингент студентов. Если в марте занятия на первых трех курсах начали три группы аэродинамического отделения, то к июлю 1932 года в институте обучалось уже девять групп с общим количеством студентов 202 человека.

В августе 1932 года были проведены первые вступительные экзамены в институт и к 1 сентября число студентов составило около 600 человек.

Профессорско-преподавательский состав пополнялся за счет приглашенных опытных педагогов по физико-математическим и общеинженерным дисциплинам из КГУ, вузов и предприятий Казани и других городов: Н. Г. Чеботарев , Н. Н. Парфентьев, В. А. Яблоков, К. А. Архипов, Х. М. Муштари , И. Г. Малкин, К. П. Персидский, Б. М. Гагаев, А. В. Болгарский, С. Ф. Лебедев , И. Д. Адо, Б. Л. Лаптев, Л. И. Столов и другие.

В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.

В этом же году наряду с организацией учебного процесса в институте начались работы по проектированию и изготовлению летальных аппаратов.

В 1934 году на основе самолетостроительного и аэродинамического отделений был открыт самолётостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.

С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.

Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты , на которых установлены несколько официальных рекордов.

С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .

Главный фасад Казанской художественной школы на дореволюционной открытке. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие учёные-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .

В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашён будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королёв , Г. С. Жирицкий .

Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - В. В. Максимов), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - В. И. Поповкин).

В середине 1950-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению учёной степени доктора наук.

С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».

Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.

В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярёв - к 2012 году - Президент университета.

В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Т. К. Сиразетдинов).

Процессы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр непрерывного образования (ЦНО) - первый директор А. К. Ватолин. В 1995 году в университете был сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Д. К. Сабирова), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - К. Г. Гараев), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан А. Ш. Хасанова) и факультет психологии и делового администрирования (декан Р. В. Габдреев).

В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован . Первый директор - А. Ф. Дрегалин. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .

Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован , директор Г. И. Щербаков. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.

2 сентября 2014 года на основе сотрудничества КНИТУ-КАИ и двух университетов Германии - Технического университета города Ильменау и Университета Отто фон Герике города Магдебург - открылся Германо-российский институт новых технологий (ГРИНТ)(англ. - German-Russian Institute of Advanced Technologies (GRIAT) .

1 сентября 2015 года на базе университета открылся Инженерный лицей КНИТУ-КАИ . Его особенностьо заключается в том, что дети с 7-го по 11-й класс помимо изучения классических школьных предметов получают начальную инженерно-техническую и физико-математическую подготовку. В январе 2016 года на базе МАОУ «Лицей № 121» (Центр образования № 178) при поддержке Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) открылся "Лицей - инженерный центр" .

Учебные здания

Изначально институт располагался в здании бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). Со временем КАИ стало принадлежать восемь кампусов по всей Казани.

    Казанская художественная школа. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ

    Вид на вход во 2-е здание КАИ

    3-е здание КАИ

    4-е здание КАИ

    5-е здание КАИ

    Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)

    Главный вход в 7-е здание КАИ

    8-е здание КАИ (Германо-Российский институт новых технологий)

Ректоры

Учебные подразделения

Корпоративный институт

  • Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ИППК)
  • Учебно-инновационный центр «Академия информационных технологий» (УИЦ «АИТ»)
  • Центр «Эксперт»
  • Учебно-исследовательский центр «Технолог»
  • Учебный научно-производственный центр «Энерготех»
  • Учебный центр «Автомобили и автомобильное хозяйство» (УИЦ «АиАХ»)
  • Учебный центр «Альбатрос»
  • Учебно-методический центр «Методолог»
  • Центр «Инжэкол-М»
  • Учебно-методический центр «Организация производства»
  • Образовательный центр «Профессионал»
  • Центр дистанционных автоматизированных учебных лабораторий («ЦДАУЛ»)

Центр непрерывного образования

Центр предоставляет услуги повышения квалификации, дополнительного образования и довузовского образования.

Казанский учебно-исследовательский и методический центр (КУИМЦ) для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху)

В центре люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху могут получить образования по техническим специальностям "Радиотехника", "Материаловедение и технологии материалов", "Информатика и вычислительная техника".

Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ для одарённых детей

Образовательное учреждение для школьников 5-11 классов с фукнцией проживания на территории.

В течение 1940-1945 гг. в Казани при мотостроительном заводе работал В.П.Глушко, возглавляя сначала специальную группу, а затем ОКБ по жидкостным ракетным двигателям. По его инициативе в 1945 году КАИ была организована первая в стране кафедра ракетных двигателей, в числе первых преподавателей который был С.П.Королев, впоследствии - Главный конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева, до 1992 года носивший название Казанский Авиационный Институт имени А.Н.Туполева, был образован 5 марта 1932 года на базе аэродинамического отделения КГУ.

Вначале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет (первый декан – Архипов К.А.), созданы первые кафедры сохранившиеся по сей день: аэродинамики, высшей математики, теоретической механики, сопротивления материалов, физики и химии.
Особенностью образования КГТУ-КАИ является сочетании унаследованных от Казанского университета традиций, характеризующихся глубиной и фундаментальностью учебного процесса, с практической и прикладной направленностью современного знания.
Возглавляет вуз доктор технических наук, профессор, действительный член Академии наук РТ, действительный член международной академии наук высшей школы, заслуженный деятель науки и техники РТ, Заслуженный деятель науки РФ Геннадий ДЕГТЯРЕВ .
Наиболее востребованными являются следующие специальности, по которым ведется обучение в вузе - все специальности факультета технической кибернетики, специальность «многоканальные телекоммуникационные системы» института радиоэлектроники и телекоммуникаций; специальности, связанные с эксплуатацией автомобилей, все специальности экономического и гуманитарного факультетов.

Между тем, в связи с кризисом в аэрокосмическом комплексе страны, авиационные специальности мало востребованы. Растет потребность в специалистах по информатике и вычислительной технике, средства связи, менеджмент и сервису техники.

Трудоустройство выпускников осуществляется путем заключения договоров с профильными предприятиями. Около 60% выпускников работают по специальности, остальные 40% трудоустраиваются достаточно легко в родственных областях техники, технологии или массовых коммуникаций. Создано кадровое агентство.
На данный момент в КГТУ-КАИ обучается около 26 тысяч студентов различных форм обучения. Количество выпускников с красным дипломом составляет примерно 15 % от выпуска (150-160чел.).

Конкурс при поступлении в вуз колеблется от 2 до 12 человек на место в зависимости от специальности.

В числе выдающихся выпускников вуза:
Силаев И.С. – первый премьер–министр Российской Федерации;
Губанов Б.И. – главный конструктор ракетно-космической системы «Энергия – Буран»;
Симонов М.П. - генеральный конструктор ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России.
Садовников В.Г. – генеральный директор НПО «Воткинский завод» – конструктор ракеты СС-20;
Белугин В.И. – директор Федерального ядерного центра России;
Матросов В.М. – академик РАН, президент академии нелинейных наук, директор института математического моделирования;
Алемасов В.Е. – академик РАН, ведущий ученый в области ракетных двигателей.
Все перечисленные лица, а также другие выдающиеся выпускники постоянно интересуются жизнью вуза и принимают активное участие в решении учебных, научных проблем и социальных вопросов.