Декаданс - что значит? Характерные особенности литературы декаданса Что такое декаданс в литературе определение кратко

В течение многих веков человечество играет в игры. Homo Ludens, человек играющий, творит историю, подчиняя ее правилам игры. Безобидные солдатики в будущем превращаются в камуфлированных представителей армии, а обычные «дочки-матери» дают основу для понимания уже собственного ребенка. И конечно же, одной из излюбленных игр человечества, еще со времен падения Римской империи, можно назвать игру в декаданс.

«Ты будешь мертвая принцесса, а я твой верный пес ». Группа «Агата Кристи»

Развитие искусства во многом напоминает движение маятника. Торжество разума в эпоху классицизма приедается, и наступает сумбурная эпоха романтизма, приправленная вычурным барокко. Однако после нескольких лет пестования романтического героя — уникальной личности в уникальной ситуации — со всеми ужасами и странностями , двоемирием Гофмана, вычурностью Новалиса — приходит отрезвление. И вновь маятник качнется в сторону реализма. Однако мы помним, что реализм — это не игра, а стремление к игре всегда заложено в природе человека. Поэтому маятник стремительно раскачивается, маятник увлекает человека туда, где нет места рациональности и взвешенности реализма. И в конце XIX века, во многом предвещенный , декаданс торжествует и медленно завоевывает Европу и Россию. Давайте называть вещи своими именами. Конечно, декаданс — это не течение и не направление. Декаданс — это упадок, это культурный регресс в общественной жизни, творчестве, искусстве. Однако больше века назад понятие декаданса тесно слилось с модернизмом и стало обозначать особое самовыражение, особый стиль.

Кризис — это пошло, кризис сопровождается истериками и депрессиями (Великими депрессиями, например, массовыми самоубийствами строителей Эмпайр стейт билдинг). Декаданс же — это стильно, это эпатажно.

Попробуем нарисовать образ современного декадента. Заглянем в недалекое прошлое. В последнюю четверть XIX столетия общественность во Франции обратила внимание на Верлена и Рембо, воспевающих алкоголь и трагическую судьбу под колебания той же общественности по поводу нетрадиционного отношения обоих к такой, казалось бы, традиционной вещи, как любовь. Тогда же стал весьма актуален и Шарль Бодлер с его «Цветами зла», и Гюисманс, который вывал образ героя, убегающего от действительности и прячущегося в своем эстетствующем мирке, где удивительная чеканка на столовом серебре способна заменить ему все впечатления об окружающем мире.

Ничтоже сумняшеся, декаданс перешагнул через океан и отправился в Европу. Декадентство Оскара Уайлда, к примеру, до сих пор воспринимается как эталон проявления эстетизма, приведшего, впрочем, к обвинению в содомии и двум годам в Рэдингской тюрьме. Впрочем же, без этого бы мир не увидел гениальную « », так любовно, в лучших традициях декаданса, впоследствии показанную Романом Виктюком.

Не обошел декаданс и Россию. О, можно сказать, в России он задержался! Ведь его развитие пришлось во многом на начало XX века, когда упадок прослеживался во всем, бурля и изливаясь в запрещенных сходках. Упиваясь идеями Ницше, теориями Шопенгауэра, молодые поэты создавали новое, поистине декадентское искусство, начиная от религиозно-культурного ренессанса и заканчивая революционными воззваниями. Начинался Серебряный век. Русское декадентство бунтовало против канонов. «Старшие символисты» — Брюсов, Мережковский, Гиппиус, Бальмонт — пытались всеми силами оторваться от настроений общественности. Можно сказать, что тогда и начинает складываться образ современного декадента под демонстративные угрозы Нины Петровской револьвером Андрею Белому. Или когда добропорядочный семьянин Валерий Брюсов («...я увидел скромного молодого человека с короткими усиками, с бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке. Такие молодые люди торговали галантерейным товаром на Сретенке ») становится лидером модернистов и стремится возглавить новое движение в литературе.

Предчувствие гибели, начало нового века воспринималось не только поэтами, ведь если до революции 1905 года декаданс, как новая игрушка, крутился только в среде новаторов символизма, то после этого года, когда общественные устои серьезно пошатнулись, декадентство как стиль жизни «хлынуло в народ». Тогда «демоническая женщина» Тэффи начала заламывать руки и томно закатывать глаза, тогда символом русской интеллигенции становится бальмонтовский художник, гибнущий в силу своей утонченности.

Катехизис декадента

Истинный декадент проповедует презрение к обыденным проявлениям человеческой жизни. Только далекое прошлое, экзотические страны и эпохи могут стать достойной альтернативой «тюрьме своего века». Иначе декадент должен быть подвержен смертной тоске и томиться в предчувствии гибели, пока не появится возможность сбежать (хотя бы мысленно) в те самые лелеемые времена и эпохи. Впрочем, к будущему настоящий декадент тоже испытывает сильное и неподдельное отвращение. Такая активная ненависть утомляет декадента, поэтому большую часть своего времени тот проводит в одиночестве, замыкаясь в себе, предпочитая только полузвуки, полунамеки, полутона. Ведь декадент — это существо высшего порядка, существо с обнаженными нервами, понявший сущность бытия и не могущий противостоять общественной машине. Болезненная нервозность заставляет декадента предпочитать сумерки, двойственные переживания, неясные намеки. Никогда не разговаривайте с декадентом четко и по существу, ведь тогда вы станете ему просто безразличны.

Все это порождает в среде декадентов крайний эскапизм — стремление скрыться от реальности. Еще бы, не так часто мы можем наслаждаться сумерками и полунамеками. Однако эскапизм совсем не безобидное занятие. Вот, например, Людовика II Баварского, известного своим покровительством Вагнеру и постройкой самого известного замка в Баварии (ставшего, кстати, символом «Диснея»), из-за его болезненного эскапизма признали сумасшедшим и попытались стремительно убрать с теплого королевского места. Надо ли говорить, что эскаписту Людовику это, как ни странно, не пришлось по вкусу?

Шоу должно продолжаться?

«Мы были дерзки, были дети ». В. Брюсов

Современное искусство требует концерта, современная публика требует шоу. Декаданс с его позерством, натянутостью, болезненностью и скрытой во всем этом неуловимой тайной становится прекрасным вариантом для создания шоу — полноценных фестивалей. Где же еще могут объединиться сотни приверженцев декадентства, найти себе братьев по упадничеству, послушать тематическую музыку и насладиться в полной мере эпатажной публикой и эпатажной программой?

Декадентский салон «Бархатное подполье» является «оазисом красоты, утонченности, изысканности». Салон (или, точнее, — фестиваль) с 2005 года ежегодно проходит в Москве, отвечая стремлениям светского общества к утонченности и красоте как к «чему-нибудь эдакому». Конечно, нетривиальная идея объединила вокруг себя талантливейших представителей московской богемы — модельеров, дизайнеров, художников, музыкантов. Последователи дендизма, эстетизма и декадентства предпочитают экстравагантность и изысканность, и можно сказать, что «Бархатное подполье» ежегодно удивляет взыскательную публику.

Салон-фестиваль приглашает на свои собрания всех, кто предпочитает манерность и изысканность, ведь здесь собираются представители куртуазного декаданса. Ненавязчивый джаз, романсы Вертинского, изысканное шампанское в сочетании с бархатными костюмами и дорогим парфюмом гостей разбавляется нарочитой эпатажностью и маньеризмом приглашенных участников.

На V, юбилейном, фестивале «Подполья» эта эпатажность была в самой крайней степени представлена музыкальными исполнителями. К примеру, Владимир Веселкин, бывший шоумен группы «АукцЫон», поразил чопорных зрителей перформансом на грани фарса, который был посвящен гардеробщице Ольге. Яркое выступление включало в себя и обнажение на сцене, и в меру концептуальную музыку, и, конечно же, обращение к зрителям, благосклонно наблюдавшим выступление. Поп-музыка в стиле конца 70-х годов в Америке гармонично сочеталась с полупрозрачными колготками и множеством цепочек, составивших сценический костюм Владимира. А откровения о рок-н-ролле, высказанные со сцены в толпу, пришедшими воспринимались крайне благосклонно.

За игровую эстетику и традиционное черно-белое восприятие мира на декадентском фестивале отвечал музыкально-хореографический коллектив «Пьеро». Черно-белые клетчатые Мальвины медитативно ломаются под так любимые декадансом песни о бренности и мучительности сущего.

Завсегдатаи фестиваля — группа «Бостонское чаепитие». До прихода к куртуазному декадансу коллектив перепробовал множество различных направлений. Собственно, лидер группы Владимир Преображенский и является организатором и идейным вдохновителем самого фестиваля. Как признается сам Владимир, на стыке куртуазности и маньеризма рождается новый мир, где можно использовать виртуальные мистификации, безумные театральные перформансы, мистическую готику и эстетство. Поэтому именно их выступление на закрытых фестивалях привлекает истинных и стилизованных аристократов. Развивая традиции «Пикника» и «Агаты Кристи», «Бостонское чаепитие» лидирует по популярности среди представителей московского артхауса.

Члены же клуба «Бархатное подполье» уверяют, что сами собрания больше похожи на встречи масонских лож. Атмосфера таинственности и избранности, умело нагнетаемая организаторами, в каминной зале с лепными украшениями не была явлена журналистам и фотографам. Попасть на первый фестиваль, неторопливо пить абсент, столь любимый декадентами XIX столетия, удавалось немногим, однако гости приезжали специально даже из Киева. Публике здесь была представлена не только музыкальная и развлекательная программа — специально для истинных декадентов на фестивале проводился спиритический сеанс (см. Катехизис декадента — полное погружение в прошлое и тоска по умершим), желающие могли насладиться стихами «проклятых поэтов» и медитативно поучаствовать в ритуально-мистических танцах.

Последующие салоны словно взяли своей целью как можно сильнее зацепить и шокировать искушенного декадента. Игры в фанты, проходящие на грани эротическо-сексуального развлечения, помогли гостям не заскучать во время лекций и круглых столов, призванных объяснить всем желающим этику и историю декадентства. Организаторы фестиваля пытаются осмыслить культурологический аспект гламура при помощи мини-лекций и круглых столов. А изучить вопросы в практическом смысле участникам и гостям помогали литературные шоу — например, чтение собственных одностиший Владимиром Вишневским — или выставка-показ винтажного белья 20-х годов прошлого века. Экспонаты были любезно предоставлены на одном из фестивалей театром «Шкатулка».

Ежегодно фестиваль «Бархатное подполье» предлагает поклонникам декаданса новую программу, удивляющую и эпатирующую публику. Да и само «Подполье» уже вышло из подвальных помещений, где проводились первые сборы, и уверенно завоевывает закрытые московские клубы. А об истории фестиваля и самого декадентского движения в столице вскоре можно будет прочитать в книге, приуроченной к десятилетию первого салона.

Мы сбежим из зоопарка

Санкт-Петербург, пристанище для всякого рода творческой интеллигенции, тоже не был обойден представителями декадентской тусовки. Идеи декаданса витали в воздухе уже с конца 70-х годов среди представителей андеграудных музыкантов и поэтов. Декаданс переворачивает восприятие, выступая как стремление находить красивое в уродливом, сдобренном щедрой долей пессимизма и стремлением к иному миру. Неудивительно, что именно декаданс становится спутником готического мироощущения. Однако фестивалем декаданса Петербург обязан все же литераторам и художникам. В 1999 году впервые был проведен фестиваль «Темные ночи». Его идейная вдохновительница Маруся, прославившаяся как писатель и переводчик, основатель движения «Аристократический выбор России», обладательница премии «За создание образа русского интеллигента с человеческим лицом» за свою книгу «Домик в Буга-Коломб», стала одним из основателей фестиваля. Однако в более узких кругах (а с другой стороны, может, и в более широких, ведь интернет-пространство отличается широкой резонансностью) Маруся Климова известна как скандальная блогерша, написавшая в своем ЖЖ о проведенной ею краже салатниц из «Ашана». Писательницу пытались призвать к ответственности ее читатели, но у них так ничего и не вышло, так что имя Маруси Климовой до сих пор покрыто не слишком этичным ореолом кражи французских салатниц.

Вторым же идеологом фестиваля «Темные ночи» становится Тимур Новиков, художник, яркий представитель ленинградского авангарда. Кредом этого тандема, как и основополагающим правилом фестиваля, становится утверждение, что «морали нет, а есть только красота». Умение находить красоту в безобразном, в эпатажном, шокирующем предлагали гостям Маруся Климова и Тимур Новиков, выставляя испорченное дурновкусие как сложившуюся систему, очаровывающую и завораживающую.

Первый фестиваль был проведен «Фабрикой грез Маруси Климовой» в зоопарке Санкт-Петербурга. В нескольких клетках и между вольерами собирались представители петербургского декадентского движения. Раскрашенные вызывающе яркой косметикой мужчины и женщины не слишком отличались друг от друга в отношении одежды — и те и другие щеголяли в ярких коротких юбках и нейлоновых колготках. На фестивале действовал принцип свободного слова, поэтому любой мог читать свои стихи и прозаические творения. Смелость в самовыражении любой желающий мог встретить на каждом шагу — один пока еще не известный модельер облачил свою модель в костюм из сырых яиц, который был незамедлительно и разбит по частям.

Позже фестиваль «Темные ночи» переместился в модный клуб с ожидаемым названием «Декаданс», уровень эпатажа стал менее буйным, остановившись где-то на смеси готики и гламура. Однако декаданс-фестивали в Москве и Петербурге до сих пор собирают аншлаги среди тех, кто считает себя истинным декадентом и, конечно же, тоскует по тем временам, когда декаданс находился на самом пике своего расцвета.

Декаданс это суммарное наименование явлений западной и русской культуры рубежа 19-20 веков, для которых свойственна мифологизация «конца века» (fin de siecle) как эпохи глобального кризиса, переоценки ценностей, «расставаний и ожиданий». В этом смысле декаданс многозначен и, скорее, является символом глубинного сдвига культуры, переходности, нежели буквальным обозначением упадка и вырождения. В каждой стране настроение «ускорения истории», «времени, вышедшего из колеи», «центростремительности» получило выражение в разные сроки. Если во Франции этот процесс связан с завершением столетия (вторая половина 1860 - 1890) и миф декаданса соотносится с концом века, то в Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, России, США - с 1890-1920-ми, то есть началом столетия. В одном случае декаданс тяготеет к прошлому, суггестирует наличие обостренной нервичности восприятия, технической изощренности, интеллектуального критицизма, такой степени «прокультуренности» мироотношения, которая делает творческую артикуляцию чего-либо «прямо», вне сложной системы осознанных или неосознанных соответствий, крайне затруднительной, в результате чего каждое событие творчества либо априорно выступает пост-событием, «отражением», надстройкой, либо двоится, испытывает затруднения в различении природы «самой по себе» и природы творчества. В другом случае ощущение бремени культуры и свойственного ему эстетизма, эффекта исчезновения реальности (метаморфозы любой иноприродной творцу реальности в реальность творческого взгляда, обособленного и от «субъекта» и от «объекта» творчества) сменяется утверждением пробуждения, побега, прорыва, примитива, философии жизни, нигилистического или революционного активизма. Однако противопоставление конца и начала века в декадансе относительно, и скорее, является парадоксом, чем антитезой. 19 век в серии отрицаний и утверждений вновь и вновь возвращается к себе, что превращает «конец» в «начало» и способно откладывать вступление в свои права «не календарного, настоящего» (А.Ахматова) 20 век вплоть до его хронологического завершения.

Противопоставление отречения от жизни ради культуры (эстетики) отречению от культуры ради жизни (этики) также имеет в декадансе относительный характер. В обоих случаях речь идет о философии творчества, которая сомневается в наличии какого бы то ни было артистического канона, а также тождественности бытия, истории, человека, текста, художественной коммуникации самим себе, но тем не менее ищет в угадываемой ей всеобщей изменчивости неизменность, неклассическую классичность. Экзистенциальный страх разъединения части и целого (их синтез - главная черта классического искусства, духовного реализма христианской традиции), разбегания, конца, «взрыва» истории-почти что религиозное начало в декадансе, который прежде всего усилиями Ф.Ницше и отрицает христианство, и пародирует его, осознанно или неосознанно воспроизводя на заведомо личных основаниях. Личное время в декадансе - это опыт предельного самовыражения, попытка обособления в творчестве «я» от «не-я», «времени» от «пространства». Декларация модернизма (о вхождении в «личное время»), скорее, указывает не на преодоление «конца истории», а на его смещение, экзистенциализацию, становление целой диалектики отрицания. Тяготение декаданса к утверждению через отрицание выражено во множестве парадоксов (старое - новое, утрата - обретение, любовь - смерть, любовь - ненависть, хаос - порядок, верх - низ, центростремительность - центробежность) и антиномий, которые указывают на его романтическую природу.

Декаданс и дуализм

Декаданс - такой этап, такая литературная эпоха в становлении романтической культуры 19-20 века, которая ищет способов отказаться от множества опробованных ею дуализмов (на тему двоемирия, превосходства духа, творчества над жизнью), так или иначе считающихся с классическим, платоновско-христианским идеализмом, в пользу монистичности «идеализма свободы» (выражение В.Дильтея), идеализма неклассического. Тем не менее, с ходом 19 века все решительнее ограничивая потустороннее, опровергая его ради посюстороннего, романтизм (что хорошо заметно в творчестве центральной фигуры декаданса - Ницше), как оказалось, все время встраивал одно в другое и как бы само-поедал себя, программно утверждая идеал через разочарование, отрицание, революционарность «новизны».

Термин декаданс

Становление термина декаданс связано с эволюцией романтизма и переживанием конфликта между культурой и цивилизацией, между временем и пространством в творчестве. Рассуждения о противоречиях прогресса восходят к Ж.Ж.Руссо и Ф.Шиллеру. Переход от общих рассуждений об «упадке» к его литературному измерению намечен французским критиком Д.Низаром (1806-88), который в работе «Этюды о нравах и критика латинских поэтов декаданса» (1834) связал поэзию заката эллинизма с современными ему романтиками. В статье «Гн Виктор Гюго в 1836» Низар относит к чертам декаданса чрезмерную описательность, избыточность детали, забвение разума ради воображения и его «инноваций», а самого Гюго с классицистических позиций именует «обманщиком». Уже как романтик видит в Гюго декадента Ш.Бодлер. В «Салоне 1846 года» он утверждает, что романтизм Гюго, в отличие романтизма Э.Делакруа, «неподлинный», рассудочный: «Даже сама эксцентричность обретает у него симметрические формы. Он в совершенстве знает и хладнокровно использует все оттенки рифмы, все средства противопоставлений, все ухищрения риторических повторов. Это художник [декаданса], владеющий орудиями своего ремесла с поистине редкой и достойной восхищения ловкостью» (Бодлер Ш. Об искусстве). Если Бодлер с позиций своего романтизма относит Гюго к «классикам» и «академикам», то Т.Готье самого автора «Цветов Зла» считает поэтом эпохи, где искусственная жизнь подменяет естественную: «Этот «стиль декаданса» - последнее слово языка, которому дано все выразить и которое доходит до крайности преувеличения. Он напоминает уже тронутый разложением язык Римской империи и сложную утонченность византийской школы, последней формы греческого искусства, впавшего в расплывчатость.

В противоположность «классическому стилю», он допускает неясности, и в [их] тени… движутся зародыши суеверия, угрюмые призраки бессонницы… чудовищные мечты, которые останавливаются только перед собственным бессилием… и все, что скрывается самого темного, бесформенного и неопределенно-ужасного в самых глубоких и самых низких тайниках души» (Бодлер Ш. «Цветы Зла» и стихотворения в прозе в переводе Эллиса). Если Готье говорит о декадансе под знаком «искусства для искусства», то для Э.Золя и бр. Гонкуров это - «болезнь прогресса», «вся наша эпоха», «триумф нервов над кровью», а также «личный выбор». П.Бурже, обобщая наблюдения о декадансе, фиксирует наличие декадентской среды, эстетики, стиля эссе разных лет, собранных в книге «Этюды по современной психологии» (1883-86), декаданс трактуется и как состояние общества, где энергия отдельных его составных частей, накопленная благодаря благосостоянию, не подчинена всеобщей «органической» цели, и как «декадетский стиль»: «Целостность книги рушится, уступая место независимости каждой страницы, страница рушится, уступая место независимости каждой фразы, фраза рушится, уступая место независимости каждого слова» (Bourget P. Essais de psychologie contemporaine). Ранее Бурже, констатируя трагичность творческой принадлежности к декадансу, находил в его нервических импульсах высокую концентрацию артистического гения. После того как П.Верлен в стихотворении «Томление» (1883) увидел романтического «проклятого поэта» современником римского декаданса («Я римский мир периода упадка…»), а Ж.К.Гюисманс в романе «Наоборот» (1884) вывел в лице дез Эссента тип декадентской личности, представив как различные модусы ее программного эстетизма и дендизма («искусство жизни»), так и подробный список «декадентских» книг, художников, композиторов разных времен, мифологию декаданса можно было считать сложившейся.

Переход декаданса из «духа времени» в «литературный факт» совпал с началом выхода парижского журнала «Декадент» (1886-89), главная цель которого - радикальное опровержение «разлагающихся» буржуазных ценностей с позиций «поступательного движения человечества в будущее» и преклонения перед электрической лампочкой и паровым двигателем. Упадку основатель журнала А.Байю противопоставляет литературу, которая служит прогрессу, «декадизм». Под влиянием Верлена, А.Рембо, Гюисманса, Ж.Пеладана, У.Пейтера, А.Ч.Суинберна, О.Уайлда, Л.Захер-Мазоха, Ю.А.Стриндберга, Г.Д’Аннунцио, В.Брюсова, М.Кузмина, З.Гиппиус сложилось то, что можно считать «декадентизмом» (термин «il decadentismo» предложен в 1898 итальянским критиком В.Пика; в Англии в связи с Уайлдом и журналами «Желтая книга», «Савой» говорили о «желтых девяностых»; в Австро-Венгрии обострение артистической чувственности связывали с «преодолением натурализма» и деятельностью «Молодой Вены»), или своеобразной международной богемной модой на «проклятость», «порочность», «аморализм», «дендизм», «эстество», «ультра-субъекгивизм», «андрогинность», магию, розенкрейцерство, ереси, необычные ощущения и все противоестественное. Его популярные эмблемы - демон, сфинкс, Прометей, Эдип, Саломея, Гелиогабал, Нерон, Юлиан Отступник, Чезаре Борджиа, Эдгар По, Людвиг II Баварский, граф Р.де Монтескью. Однако «декадентизм» (связанный с образом демоничной творческой личности и «роковой женщины», а также с вагнеровским «мотивом томления» из оперы «Тристан и Изольда», перекликающийся с полотнами Д.Г.Россетти, Г.Моро, О.Редона, А.Бёклина, Ф.фон Штука, Г.Климта, М.Врубеля, графикой О.Бёрдсли, К.Сомова, М.Добужинского, операми Р.Штрауса, симфониями А.Скрябина), реализовавшись прежде всего как стиль жизни и поза писателя, выразился в законченном виде у авторов второго-третьего ряда (Э.Бурж, Ф.О.М.Вилье де Лиль-Адан, П.Луи, М.Швоб), превративших его в набор своего рода штампов, предмет пародии или экзотического чтива.

Новое измерение декаданса

Новое измерение декадансу придал Ницше , заметивший в работе «Казус Вагнера» (1888), что относит декаданс к центральной теме своего творчества: «Во что я глубже всего погрузился, так это действительно в проблему decadence… «Добро и зло» - только вариант этой проблемы. Если присмотришься к признакам упадка, то поймешь также и мораль… что скрывается за ее священнейшими именами и оценками: оскудевшая жизнь, воля к концу, великая усталость» (Ницше Ф.). Декаданс для Ницше - «историческая болезнь», психологическое измерение вырождения, нигилизма, который трактуется как преобладание в человеке аполлонического начала, «надысторического», ставшего, сна, над дионисийским, «неисторическим», спонтанно длящимся. Призывая «познать самого себя», «пробудиться», разбить «маски» кажимостей, Ницше выступает, по собственному выражению, за гигиену жизни и освобождение европейца от «затопления чужим и прошлым» ради «новой и улучшенной Physis, без разделения на внешнее и внутреннее, без притворства и условности, культуры как полной согласованности жизни, мышления, видимости и воли». Оппоненты Ницше - Сократ (изобретатель диалога и «теневой» стороны души, разрушитель «первобытной цельности» греков), апостол Павел (апологет христианства как религии «слабых» и «бегства от жизни»), Гегель (теоретик «расплывающегося» становления), а также те современники (Р.Вагнер), кто, на первый взгляд, отрицая христианство, реально его воспроизводят. Ницше распространяет декаданс не только на политику (современная демократия - форма исторического упадка империи), физиологию (наиболее сильные - слабы), но и литературный стиль - импрессионизм гонкуровского типа: «Целое уже не проникнуто более жизнью. Слово становится суверенным… Жизнь, равная жизни, вибрация и избыток жизни втиснуты в самые маленькие явления». Отрицая вагнеровское искусство как неистребимо «сострадательное», «болезненно-нервное», Ницше, вместе с тем, отказывается любить какую-нибудь другую музыку, кроме вагнеровской. Это проясняет его двойственное отношение к себе как современному писателю (в «Ессе Homo», 1888: «Я одновременно и декадент и противоположность декадента»), который грезит о сверхчеловечестве (т.е. абсолютной новизне проживания каждого момента жизни, непреходящести преходящего), имея в виду гибнущего и возрождающегося Диониса, и «вечно» возвращается к самому себе в той степени, в какой явлется гением беспощадного аналитизма. Тема декадентского художника, пробуждающегося от «сна» к «жизни», находящего в «болезни» основания для преодоления себя и своего рода трагической утопии радости, дионисийского порыва, «яств земных», переходит от Ницше к А.Жиду («Имморалист», 1902), Т.Манну («Смерть в Венеции», 1913), Г.Гессе («Степной волк», 1927), авторам экзистенциалистской ориентации.

Вслед за Ницше проблемы декаданса как общего состояния культуры и конфликта в ней «болезни» и «здоровья», «полезного» и «бесполезного», «жизни» и «творчества», личного и безличного, элитарного и массового, культуры и цивилизации по-разному касались М.Нордау («Вырождение», 1892-93) - трактующий декаданс, как ученик криминалиста Ч.Ломброзо и медик, взволнованный тем, что нездоровый художник преступно заражает здоровый организм среднего класса своими опасными мечтами; Г.Адаме («Воспитание Генри Адамса», 1907) - находящий в декадансе разрыв между высвобожденной новейшими открытиями энергией и возможностями человека; О.Шпенглер («Закат Европы», 1918-22) - создавший сравнительную морфологию различных культур и прослеживающий в 19 веке истощение центральной для европейской цивилизации идеи «фаустовского человека»; Х.Ортегаи-Гассет («Дегуманизация искусства», 1925)-находящий в декадансе пролог обновления искусства и решения им «собственно» творческих задач, понятных элитарному художнику, но чуждых веку «восстания масс».

Декаданс в России

В России слово декаданс, или декадентство, - одно из наиболее частотных в общественно-литературной полемике рубежа веков. Введению его в употребление способствовала статья З.Венгеровой «Поэты-символисты во Франции» (Вестник Европы. 1892. No 9), а также публикация (1893) лекции Д.С.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в рецензии на которую («Русское отражение французского символизма» Русское богатство. 1893. No 2) Н.К.Михайловский, по примеру Нордау, именует символистские сочинения «дегенеративными» и «декадентскими». Л.Толстой критикует «символистов и декадентов» в трактате «Что такое искусство?» (1897-98) за распад в их творчестве платоновского единства «истина - добро - красота»: Бодлер, Верлен, Гюисманс, Малларме, Вагнер никого не способны сделать лучше и сосредоточены на самих себе, своем эротическом томлении. Негативно относится к декадансу с позиций революционного движения М.Горький («Поль Верлен и декаденты», 1896), но при этом, не принимая Верлена как социально-общественный тип, отмечает его достоинство как поэта: «Взвинченное, болезненно развитое воображение не только увеличивало силу их талантов, но и придавало их произведениям странный колорит… Они пели и жужжали как комары, и общество хотя и отмахивалось от них, но не могло не слышать их песен… Они, эти расшатанные являются как бы мстителями обществу, которое создало их». Если марксисты дореволюционной формации, солидаризуясь с ницшевским богоборчеством, поддерживали антибуржуазный романтический негативизм декаданса (Г.В.Плеханов в работе «Искусство и общественная жизнь», 1912) и в определенной мере признавали в декадентах (статьи А.В.Луначарского, В.В.Воровского 1920-х), несмотря на весь их социальный «вред», «реакционность», «осознанную или неосознанную лживость», хотя и ущербных, но мастеров слова, то советские идеологи отвергали декаданс как явление заведомо антиреалистическое.

Западная левая мысль 20 века в целом разделяет марксистскую оценку декаданса, намеченную «Манифестом коммунистической партии» (где еще в 1848 говорится о «проклятии» капитала, отчуждении человека в эпоху «всемирного рынка» и «всемирной литературы» от производства и творчества, конце буржуазной истории, грядущей апокалипсической схватке между антагонистическими классами), хотя и корректирует ее наблюдениями Ницше, экзистенциалистской мысли, психоанализа. Т.Адорно в «Философии современной музыки» (1940-41) пишет о несовместимости буржуазной идеологии и «подлинного искусства». Языки идеологии, по мнению Адорно, говоря через искусство, даже в частностях фальсифицируют его. Отсюда - протест современного художника против коммерциализации творчества и принципиальный поиск им новизны, в поисках «подлинности» расщепляющей и отрицающей традицию. Творчество австрийского композитора А.Шёнберга для Адорно-пример невозможности эстетического компромисса, программного искусства отрицания. В трактовке Адорно декаданс двойственен. Это - как вырождение, так и предельно честная антибуржуазность, все глубже и глубже констатирующая кризис, но не ищущая легких путей его решения.

Развернутую оценку декадансу дали русские поэты-символисты. Общим для них является отождествление декаданса с эпохой символизма: «Декаденство, упадочничество - понятие относительное… это искусство само по себе никаким упадком по отношению к прошлому не было. Но те грехи, которые выросли и развились внутри самого символизма, - были по отношению к нему декаденством, упадком. Символизм, кажется, родился с этой отравой в крови. В разной степени она бродила во всех людях символизма. В известной степени… каждый был декадентом» (Ходасевич В. Некрополь). Вячеслав Иванов противопоставляет декаданс на Западе и в России. Во Франции это проявление общего для всей культуры кризиса индивидуализма - эпохи «критической», «музейной», «насыщенной и усталой», она лишилась внутренней связи с предками и инициативности: «Что такое decadence? Чувство тончайшей органической связи с момументальным преданием былой высокой культуры вместе с тягостным сознанием, что мы последние в ее ряду» (Иванов Вячеслав Родное и вселенское). Бодлер, по Иванову, - центральная фигура французского декаданса. С одной стороны, он «идеалистический символист», экспериментатор в области искусственного обогащения своего воспринимающего «я», иллюзионист; маг чувственного внушения, с другой - парнасец, творец риторической метафоры (лишенной внутреннего смысла), импрессионист. Ближе других к французам, в интерпретации Иванова, И.Анненский. Европейское преодоление декаданса и его монологичности, «глубокого, но самодовольного сознания поры упадка», намечено «варварским возрождением» Г.Ибсена, У.Уитмена, Ф.Ницше, ищущими реставрации мифа как фактора всенародного сознания, а также «истинно религиозным творчеством» русского «реалистического символизма», на фоне которого богоискательство Верлена и Гюисманса - «принцип саморазрушения», гипертрофия чувственности. А.Белый также воспринимает декаданс, как принцип дифференциации символизма и поиска «на алтарях» искусства контуров новой культуры и быта: «Символисты» - это те, кто, разлагаясь в условиях старой культуры вместе со всею культурою, силятся преодолеть в себе свой упадок, его осознав, и, выходя из него, обновляются; в «декаденте» его упадок есть конечное разложение; в «символисте» декадентизм - только стадия; так что мы полагали: есть декаденты, есть «декаденты и символисты»… есть «символисты», но не «декаденты»… Бодлер был для меня «декадент»; Брюсов - «декадент и символист»… В стихах Блока видел я первые опыты «символической», но не «декадентской» поэзии…» (Белый А. Начало века).

В литературоведении 20 века декаданс соотносится с натурализмом (мотивы насилия цивилизации над природой, проклятия любви, труда, творчества, рокового социально-биологического возмездия; тема амбивалентности отношений между мужчиной и женщиной, сознательным и бессознательным, индивидуальным и коллективным; разделение слова на «внутреннее» и «внешнее» в эстетике «куска жизни»; экспрессия индивидуального чувственного опыта как единственно возможная реальность на фоне бесконечной и безначальной среды явлений) и символизмом, а также с теми их промежуточными образованиями, которые тяготеют то к стилистике 19 века (импрессионизм), то 20 века (неоромантизм). Все еще сохраняющий влиятельность тезис отечественного литературоведения о преодолении декаданса в «реализме» (своего рода норме «прогрессивного» мировоззрения и тождественной ему «нормативной» поэтике) следует считать безнадежно устаревшим, так как декаданс является все же не конкретным стилем и тем более не реакционным мировоззрением (в романе «Волшебная гора» Т.Манном показана одинаковая лживость как реакционерства Нафты, так и либерализма Сеттембрини), а общим состоянием культуры конца 19 - начала 20 века, которое, указывая на трагическое переживание кризиса цивилизации, может трактоваться с взаимно исключающих позиций.

Слово декаданс произошло от французского decadence и латинского decadentia,что в переводе означает - упадок.

В очередной раз прослушивая любимую песню Агаты вдруг подумала, что понятие декаданс понимаю (простите за тавтологию) очень приблизительно. Начала лазить по инету, вот что примерно накопала:
Википедия говорит
Декадентство - [дэкадэ], -а; ср. [от франц. decadent - упадочный], Декаданс [дэ], -а; м. [франц. dekadence от лат. decadentia - падение] - 1. Упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II-IV вв. 2. Модернистское направление в искусстве к. XIX - н. XXвв, характеризующихся приверженностью неклассической эстетике, утончённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, натурализма и реализма. Провозглашенные ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложненному мироощущению современного человека.

Советская критическая мысль рассматривала декаденство как общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
Неинтересно.... Попрыгали дальше.
Сайт
Декаданс как он есть
Декаданс, а вернее декаденство (от фр. Decadence - упадок, разложение; от лат. Decadentia – в переводе падение) – часто встречаемое понятие в философии, истории, культуре, а так же в во всех видах творчества – музыка, поэзия, проза, картины. Декаденс своим упадническим настроением коснулся практически всего.

Декаданс – это не понятие, не стиль, а настроение. Отчаяние, когда уже ничего не надо, бессилие и разочарованность, как в мире, так и в себе. И именно это бессилие породило великие шедевры, что отнюдь не сделало счастливее их создателей. Они так и остались не понятыми, как общественностью, так и сами не поняли в чём цель их появления на свет. Многие закончили своё существование в больницах для душевнобольных, либо о объятиях алкоголизма.

Декаданс зародился в Европе в конце 19 века под влиянием революций, как протест общепризнанной «мещанской морали», как отвращение не только к жизни, но и отвращение к рамкам, традициям и устоям, но одновременно возводя в культ порочность и делая грех эстетичнее. Лишь в этом декаденты находили удовольствие – сделать эстетичным позор, и находить радость в смаковании чувств, только пережив отвращение к ним.

Непонимание и отторжение со стороны общества лишь усиливало удовольствие, стимулируя декадентов находить всё более изощрённые алтари для «лепестков роз, покрытых миазмами порока»
О как загнул... Интересно но сложно для понимания простого обывателя.
переворошив кучу информации, вынесла свой тезис, декаданс - это не просто красивое слово, бледные дамы в черных платьях и случайные связи. Это стиль жизни, окраска души если позволите. Довольно актуально в наши дни вы не находите? Упадок моральных сил. Отсутствие веры в людей, в себя. Полное разочарование. Встречала я таких людей которые сами того не зная являли собой отличный пример декаданса.
Да и я сама едва держусь на этой грани, между миром людей живущих с какой то ни на есть, но верой в душе. И тем, что не оставляет шансов выбраться из мрака.
Какой путь выберешь ты? Декаданс привлекателен. Но это омут, из которого мало кто выбирался живым.

Декадентство

Декадентство

ДЕКАДЕНТСТВО («упадочничество», от французского «decadence» - упадок) - термин для обозначения лит-ого течения, появившегося во Франции в 80-х гг. XIX в. и в 90-х - 900-х возникшего в России, Германии и др. странах.
Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с Д. для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм». Из этих терминов - «модернизм» (от французского «moderne» - современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX в., а не на специфические его особенности (защиту этого термина см. у С. А. Венгерова, Этапы неоромантического движения). Ныне, наряду с Д., наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины равно обозначающими одно и то же явление. Однако следует, сохранив права гражданства каждого, их разграничить. «Символизм» как термин шире термина «Д.», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма (см.). Термин «символизм» - искусствоведческая категория - удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики Д. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (напр. импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от Д. (напр. борьба с Д. в русском символизме). Иногда термин Д. употреблялся в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин Д. применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь). Характерными чертами Д. обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Примеры в изобилии доставляет эпоха упадка буржуазного капитализма, в древности - эпоха падения Римской империи и др.
Наиболее яркими представителями Д. на Западе являются: Ш. Бодлер, П. Верлен, Фр. Ницше, Метерлинк, Гюисманс, Пшибышевский и др. Группу русских декадентов так наз. «старшего поколения» в 80-х - 90-х гг. образуют такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов. Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского Д. и не вполне еще соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 80-х и начала 90-х гг. Русские декаденты учились у художников-декадентов той страны, где система капиталистических отношений уже клонилась к упадку, а буржуазия успела выделить своих писателей-упадочников. Вот почему «занесенное к нам с Запада, оно и у нас, - указывает Плеханов, - не перестает быть тем, чем было у себя дома: порождением бледной немочи, сопровождающей упадок класса, господствующего в Западной Европе».
После революции 1905 писатели-декаденты стали очень популярны, т. к. их творчество было созвучно упадочным настроениям тех социальных групп, которые отвернулись от революции.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Декаде́нтство

(от позднелат. decadentia – упадок), общее название культурных течений в кон. 19 – нач. 20 в. Для них были характерны, по отзывам критиков, кризисные, упадочные, пессимистические настроения, оппозиционность по отношению к традиционной культуре и «мещанской» морали, эстетизация греха и порока. Основные мотивы литературы декадентства – смерть, безнадёжность, ничем не ограниченная свобода личности, крайний индивидуализм, восхищение болезненной красотой. Лейтмотивы декадентства получили воплощение не только в литературе, но и в живописи, музыке и т. д. Впервые мотивы декадентства проявились во французской литературе, у поэтов-символистов. В Англии подобные настроения характерны для творчества прерафаэлитов . В рус. литературе к декадентству относят творчество символистов старшего поколения – стихи Д. С. Мережковского , З. Н. Гиппиус , Ф. К. Сологуба , рассказы и повести Л. Н. Андреева . Влияние декадентов испытали многие другие известные писатели (напр., О. Уайльд , М. Метерлинк , Г. Гофмансталь , Р. М. Рильке , В. Я. Брюсов , А. А. Блок ), начинавшие творить в эпоху декаданса.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Декадентство" в других словарях:

    ДЕКАДЕНТ, ДЕКАДЕНТСТВО Термин décadent появляется во французской литературе в конце 70 х в начале 80 х гг., когда около С. Маллармэ и П. Верлена смыкается кружок поэтов, вступивших в борьбу с парнасцами. «Это движение стало усиливаться в начале… … История слов

    - [фр. decadence Словарь иностранных слов русского языка

    Деградация, падение, декаданс, упадок, оскудение, упадочничество Словарь русских синонимов. декадентство см. упадок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    - (франц. decadence, от позднелат. decadentia упадок), общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половина XIX начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Ряд черт … Художественная энциклопедия

    - (франц. decadence, от позднелат. decadentia упадок), общее наименование кризисных явлений бурж. культуры кон. 19 нач. 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Первоначально характеризовало… … Философская энциклопедия

    - (французское decadence, на средневековой латыни decadentia упадок), обозначение течения в литературе и искусстве конца 19 начала 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой мещанской морали, культом красоты как самодовлеющей ценности,… … Современная энциклопедия

    - (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia упадок) обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой мещанской морали, культом красоты как самодовлеющей ценности,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (франц. decadence разложение, упадок) понятие исторической, историко философской и историко культурной традиций, используемое при описаниях циклических процессов жизни цивилизаций. Стало распространенным и получило определенную научную… … Новейший философский словарь

    ДЕКАДЕНТСТВО, декадентства, мн: нет, ср. (от франц. decadent упадочный) (лит., иск.). Литературно художественное направление в конце 19 в. и начале 20 в., отличавшееся упадочничеством, крайним эстетизмом и индивидуализмом, предшествовавшее… … Толковый словарь Ушакова

    ДЕКАДЕНТСТВО, а, ср. В конце 19 нач. 20 в.: общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве, характеризующихся настроениями упадка, утончённым эстетизмом и индивидуализмом. | прил. декадентский, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Игорь Северянин. Сочинения в 5 томах (комплект из 5 книг) , Игорь Северянин. Игоря Северянина называли "королем поэтов", и в этом есть доля правды - царственной и величавой поступью его стихи вошли в золотой фонд серебряного века. В его стихахи тонкая лирика, и…

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Словарь Ефремовой

Декаданс

  1. м. Упадок, регресс.
  2. м. То же, что: декадентство.

Словарь Ушакова

Эстетика. Энциклопедический словарь

Декаданс

(от лат. decadentia - упадок)

состояние упадка, увядания, в котором пребывает конкретный, локальный социокультурный мир взакатную фазу своего существования, когда угасает его внутренний нравствен- ; ный пафос, медленно сходит на нет творческий задор, когда художественное сознание еще способно создавать различные причудливые и вычурные поделки, но творить великие произведения-шедевры уже не в силах. Не следует отождествлять понятия декаданса и модерна. Если модерн - это уникальный культурный стиль, стоящий в одном ряду с барокко, классицизмом, романтизмом, то декаданс - типовая форма медленного распада крупного культурного стиля или масштабного социокультурного организма. Если модерн был | один, то декадансов было много. Так ма- | ньеризм можно считать декадансом ренессанса, рококо - декадансом барокко, академизм - декадансом классицизма и т. д. Модерн же, хронологически совпавший со временем, когда появилось и утвердилось в культурном сознании понятие декаданса, - это стиль, в котором пришел в состояние упадка макрокосм классической культуры, охватывающий ее античный и христианский периоды. То есть, модерн - это тоже декаданс, но в максимально широком. макроисторическом понимании.

Лит.: Розанов В. В. О символистах и декадентах // Он же. Религия . Философия . Культура . - М.: Республика, 1992.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Декаданс

Декаданс

♦ Décadence

Начало конца и противоположность прогрессу. Декаданс – это медленная и кажущаяся необратимой эволюция к худшему или к ничто. Обычно декаданс создает вокруг себя атмосферу пессимизма и тоски, которую искусный художник способен представить в весьма изысканном виде. Декаденты охотно выступают в роли эстетов, ставя искусство выше реальной действительности (Малларме (***): «Мир создан ради написания прекрасной книги»), выше жизни (Вилье де Лиль-Адан (***): «Жить? Пусть за нас живут слуги»), выше истины (Ницше: «Искусство ценнее истины»), выше всего. Но реальность мстит за себя, и декаданс неизбежно вырождается в скуку или нелепость. А варвары на подходе…

Стефан Малларме (1842–1898) – французский поэт-символист, чье творчество проникнуто мотивами одиночества и бессилия перед жизнью. Для поэзии Малларме характерен усложненный синтаксис и стремление к передаче «сверхчувственного».

Филипп Огюст Матиас Вилье де Лиль-Адан (1838–1989) – французский писатель, близкий к деятелям Парижской коммуны. После поражения коммунаров в его творчестве усилились мотивы мистики и пессимизма. Гротескно-сатирические сборники «Жестокие рассказы» и «Новые жестокие рассказы» раскрывают тему столкновения «одинокого мечтателя» с оскудевающей духовной культурой буржуазного общества.