Профильное параллельное обучение школа-колледж. Информация для поступающих на второе высшее образование

Второе высшее образование дает возможность стать специалистом еще в одной области, но в отличие от первого высшего сделать это можно только на коммерческой основе. Выбор направления подготовки зависит от поставленных абитуриентом целей: либо получить специальность смежную с первой, либо ее дополняющую.

По наблюдениям специалистов в области трудоустройства, в последние годы отмечается тенденция резкого увеличения числа соискателей с двумя высшими образованиями. В первую очередь это объясняется тем, что зачастую одного высшего образования становится недостаточно, чтобы устроиться на престижную работу в крупную компанию, так как современный работодатель ищет «уникального» многопрофильного специалиста и даже готов платить обладателю двух дипломов вдвое больше. Именно поэтому, имея в личном портфолио не один диплом о высшем профессиональном образовании, при поиске работы легче составить достойную конкуренцию другим претендентам и занять желаемую должность.

Причины, по которым приходится получать второй диплом о высшем образовании, заключаются не только в поиске работы. Достаточно часто второе высшее необходимо для продвижения по карьерной лестнице, углубления или расширения знаний в области своей профессии, а иногда и в личных целях. Возникнуть такая необходимость может в любое время, поэтому кто-то поступает на второе высшее сразу же после получения первого диплома, а кто-то – через несколько лет.
Исходя из определения, второе высшее образование доступно только в том случае, если на руках у абитуриента уже есть диплом о высшем профессиональном образовании. Хотя довольно часто вузы предлагают студентам 3-5 курсов получить второе высшее образование параллельно с первым. Такой вариант обучения возможен, но ключевой особенностью является то, что студенты зачисляются на основе контракта в качестве слушателей и обучаются заочно.

Не стоит путать второе высшее профессиональное образование с программами аспирантуры, дополнительным образованием , профессиональной переподготовкой , повышением квалификации или же с дипломом MBA (Master of Business Administration).

В отличие от вышеперечисленных видов, программа обучения на факультете второго высшего образования (по аналогии с первым высшим образованием) включает общепрофессиональные дисциплины, дисциплины специальности и специализации, в соответствии с государственным образовательным стандартом, и является «базовым» образованием по специальности. Уровни второго высшего образования полностью соответствуют уровням первого. Это значит, что по выбранной специальности можно получать диплом бакалавра, диплом магистра и в некоторых случаях диплом специалиста. По окончании обучения выпускникам выдается диплом о высшем профессиональном образовании. Поэтому при выборе второго вуза важно помнить, что только тот вуз может гарантировать выдачу диплома государственного образца, у которого есть лицензия на образовательную деятельность и государственная аккредитация по соответствующей специальности.

«Второе высшее» заочно будет удобным для тех, кто готов проходить учебную программу самостоятельно в домашних условиях и лишь дважды в год отрываться от рабочего процесса для того, чтобы сдать сессию в вузе. Заочная форма обучения также может помочь получить второе высшее образование параллельно с первым тем студентам, которые обучаются на 3-5 курсах вуза (с незаконченным высшим образованием).

Группа выходного дня – идеальный вариант для тех, кто не может отрываться от работы, но при этом не хочет осваивать весь учебный курс самостоятельно. Данная форма обучения предполагает занятия в вузе по выходным дням, чаще всего по воскресеньям. Это позволяет совмещать работу и учебу.

Основным преимуществом получения второго высшего образования дистанционно является то, что образование становится вам доступно независимо от вашего местонахождения. Вы самостоятельно панируете весь учебный процесс, устанавливаете график обучения на свой вкус и не посещаете вуз. С помощью компьютера, доступа в Интернет и веб-камеры вы общаетесь с преподавателями вуза, договариваетесь с ними о консультациях, зачетах и экзаменах. Такой вариант получения второго высшего образования понравится тем, кто постоянно находится в командировках, или молодым мамам.

В последнее время на факультетах второго высшего образования значительно растет популярность индивидуальной формы обучения (экстерната). Данная форма получения второго высшего образования предполагает самостоятельное изучение дисциплин согласно программе обучения и прохождение текущей и итоговой аттестации. Форма экстерната позволяет получить второе высшее образование в более сжатые сроки (приблизительно за 2 года), при этом учиться по удобному графику, составленному вместе с представителями вуза индивидуально для каждого обучающегося.

Второе высшее образование параллельно с первым

Особенности обучения

  • Форма обучения:

    Срок обучения:
    Бакалавриат - от 2,5 до 3 лет

    Параллельная форма обучения позволяет студентам обучаться одновременно на двух факультетах и, по окончании вуза, получить сразу два государственных диплома о высшем образовании.

  • Студенты, желающие получать вторую специальность параллельно с первой, зачисляются на отделение второго высшего образования на основе контракта в качестве слушателей (статус слушателя приравнивается к статусу студента соответствующей формы обучения).
  • Параллельно с первым получать второе высшее образование могут студенты как первого, так и последующих курсов. Но начинать обучение по второй специальности рекомендуется не раньше окончания третьего курса по первой (так не придется дважды сдавать экзамены по дисциплинам,общим для обеих программ).
  • Приём студентов на факультет второго высшего образования для параллельного обучения проводится на основании аттестационных испытаний, а именно, письменного тестирования профильной направленности.
  • Кроме стандартного пакета документов, для зачисления на параллельную форму обучения необходимо предоставить академическую справку с основного места учебы.
Кто может получить?
Параллельно с первым второе высшее образование могут получать все студенты вузов.

Несколько советов тем, кто собирается получать второе высшее образование

Определитесь с собственными мотивами.
Проанализируйте, для чего вам необходимо второе высшее образование. Попробуйте сформулировать самому себе цели и задачи получения второго диплома. Стоит ли проходить вступительные испытания в вузе, слушать лекции, готовиться к сессиям и писать курсовые? Быть может, для удовлетворения ваших желаний будет достаточно заняться самообразованием с помощью специальной литературы или Интернета? Или, может, вам будет достаточно пройти курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки?

Определитесь со специальностью
Подумайте, какое направление второго высшего образования лучше выбрать, если вы окончательно решили получать второй диплом. Как с наибольшей выгодой для себя использовать свое первое высшее образование в сочетании со вторым будущим? Стоит ли выбирать профессию, которая никак не связана с вашей первой? Ведь никто не гарантирует, что через определенное время она тоже вам не наскучит и перестанет вдохновлять. Изучите, как оплачивается в вашем городе или регионе специальность, которую вы выбрали. Второе высшее образование всегда платное, поэтому было бы неплохо в будущем компенсировать затраты на получение второго диплома достойной зарплатой.

Определитесь с формой обучения
Если вы уже выбрали направление для второго высшего образования, подберите себе удобную форму обучения. Для тех, кого привлекает именно учебный процесс, существует очная форма обучения. Тем, кто работает в плотном графике, вузы могут предложить посещать занятия без ущерба для работы: в вечернее время или в выходные дни. Не забывайте, что вузы сейчас также могут разработать индивидуальную программу специально для вас или предложить обучаться дистанционно. Сделайте процесс обучения более доступным и удобным!

Определитесь с вузом
Будьте бдительны при выборе учебного заведения, в котором вы собираетесь получать второе высшее образование. Постарайтесь перед поступлением в тот или иной вуз собрать как можно больше информации о нем. Узнайте, имеет ли он актуальную на момент вашего поступления лицензию на образовательную деятельность и есть ли у него государственная аккредитация по выбранной вами специальности (УГС). Помните, что вуз может вам гарантировать диплом государственного образца только при наличии у него вышеперечисленных документов. Поэтому не покупайтесь на сомнительные предложения и оградите себя от неприятных проблем, которые могут возникнуть с недобросовестными высшими учебными заведениями.

Второе высшее образование заочно

Бакалавриат

  • Форма обучения:
    Заочная (прописывается в дипломе)

    Срок обучения:
    бакалавриат – от 3 до 5 лет
    магистратура – от 2 до 3 лет

    Заочная форма обучения по программе бакалавриата на факультете второго высшего образования предполагает преобладание самостоятельных занятий.
  • Студенты посещают вуз два раза в год во время сессии, которая длится 20 календарных дней и предназначена не только для сдачи зачетов и экзаменов, но и для получения новых знаний (во время сессии студентам начитываются лекции, проводятся семинары и практические занятия).
  • После успешного прохождения сессии студенты получают новое задание для самостоятельной подготовки к следующей сессии.
  • Диплом о высшем образовании выдается после сдачи государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.

Кто может получить?
Заочно второе высшее образование может получить тот, у кого уже есть диплом о высшем профессиональном образовании, есть опыт работы по специальности, но при этом возникла необходимость в освоении новой сферы деятельности. Кроме того, на заочное отделение для параллельного получения второго диплома на контрактной основе принимаются студенты с незаконченным высшим образованием (3-5 курсов).

Магистратура

  • Программы магистратуры заочной формы обучения на отделении второго высшего образования рассчитаны на тех, кто способен эффективно распределить учебную нагрузку и правильно организовать свое время.
    Перед самостоятельным изучением материала магистрантам читают в вузе установочные лекции, выдают учебные материалы по программе, проводят консультации по их изучению и выдают задания для самостоятельного ознакомления.
    бакалавриат – от 3 до 5 лет
    магистратура – от 2 до 3 лет Для того чтобы обучаться в вузе дистанционно, студенту необходимо иметь домашний компьютер, постоянный доступ в Интернет и веб-камеру.
  • Каждый поступивший на факультет второго высшего образования по дистанционной форме, получает от вуза персональную интернет-страницу с учебным планом, расписанием, зачетной книжкой и доступом к учебным материалам (видео-лекции, электронные пособия, электронные учебники и т.д.).
  • Обучение строится на постоянном общении студента с преподавателями вуза посредством Интернета, программы Skype, видеоконференций и т.д. В течение семестра обучающийся смотрит лекции, участвует в семинарах и вебинарах, консультируется с преподавателями, создает и защищает проекты, решает тесты, выполняет практические работы.
  • График прохождения учебной программы студент должен устанавливать самостоятельно, при необходимости в этом вопросе может помочь личный куратор, назначаемый вузом.
  • Контроль знаний в виде экзаменов и зачетов осуществляется также через Интернет в режиме электронного тестирования или видеоконференции.

Кто может получить?
Получить дистанционно второе высшее образование может любой желающий, имеющий законченное высшее образование. Дистанционная форма обучения будет удобна тем, кто не может обучаться на очном отделении по состоянию здоровья, «молодым мамам», лицам, живущим в отдаленных регионах России. Кроме того, дистанционное обучение в вузе представляет большой интерес для тех, кто желает получить второе высшее образование или повысить квалификацию, но постоянно находится в длительных рабочих командировках.

Магистратура

  • Магистерские программы дистанционной формы обучения на отделении второго высшего образования рассчитаны на тех, кто способен самостоятельно организовать учебный процесс посредством Интернет.
  • Изучение материала магистрантами происходит через персональную Интернет-страницу, предоставленную вузом. Данная страница позволяет просматривать видео-лекции, общаться с преподавателем, участвовать в вебинарах, интернет-коференциях, научную работу, пользоваться электронной библиотекой вуза.
  • Контроль знаний по аналогии с программой бакалавриата дистанционной формы обучения проводится в виде экзаменов и зачетов и осуществляется через Интернет в режиме электронного тестирования или видеоконференции.
  • Для получения диплома о высшем образовании по дистанционной форме студенту необходимо сдать государственный аттестационный экзамен и защитить выпускную квалификационную работу.

Кто может получить?

Получить дистанционно диплом магистра может любой дипломированный специалист, целью которого является повышение квалификации или освоение новой сферы деятельности, но при этом не владеющий возможностью учиться очно или периодически посещать учебное заведение.

28.10.2010 Архив (2010г.)

Многие молодые люди, поступив в вуз, со временем разочаровываются в своем выборе, но оставлять учебу все-таки не решаются. Сегодня можно и не ждать, пока пройдет пять лет, чтобы получить возможность снова поступить в другой вуз, на другую специальность. Выход из положения — параллельное образование.

Сначала определимся: следует различать понятия «параллельное образование» и «второе высшее образование». О втором идет речь, когда человек имеет на руках диплом и хочет получить еще одну специальность. Параллельное образование — отличная дополнительная возможность учебы для студента старших курсов дневной формы обучения. В этом случае второе высшее студент получает заочно, и при этом его сразу же зачисляют на второй курс.

Итак, что необходимо для получения второго высшего параллельного заочного образования?

  • Во-первых, нужны серьезные намерения. Вы должны точно решить: хотите ли вы получить, так сказать, оптом две профессии или нет? Ведь вам предстоит большая нагрузка…
  • Во-вторых, следует хорошо учиться. А как иначе? По действующим правилам право получать параллельное образование имеют лишь те студенты, у которых в зачетной книжке нет ни одной оценки ниже семи баллов.
  • В-третьих, потребуется время и терпение для того, чтобы собрать нужные справки и разрешения.

Потом, когда начнется очередная кампания по приему студентов в высшие учебные заведения, вам необходимо будет предоставить в приемную комиссию, кроме обычного набора документов, еще и академическую справку из своего вуза, а также соответствующее разрешение декана или ректора с основного места учебы.

Еще один нюанс : обычно на параллельное образование по каждой специальности выделяется до пяти мест ежегодно, и если желающих будет больше, то образуется конкурс. Приемная комиссия в этом случае руководствуется средним баллом академической справки. Это еще одна причина для того, чтобы с первого же курса основного факультета учиться настолько хорошо, насколько это возможно…

Параллельное образование — это, понятно, стресс. Если вас зачислят, то до конца октября будет необходимо сдать академическую разницу между учебными планами двух специальностей. В моем случае академическая разница состояла из двух курсовых и четырех экзаменов. И это лишь начало. Если у обычного студента в год две сессии, то у вас их будет четыре. Хроническая нехватка времени и физическая утомляемость вам обеспечены.

Однако в параллельном образовании есть свои плюсы.

  • Во-первых, вы студент двух факультетов. А это значит, у вас больше друзей и знакомых.
  • Во-вторых, несомненно, при добросовестной учебе вы интеллектуально обогащаетесь вдвойне, причем знания, полученные на одном факультете, возможно, помогут и на другом.
  • В-третьих, научитесь разумно распределять время, а это качество очень пригодится в жизни.
  • В-четвертых, вы… сэкономите это самое время. Например, если после третьего курса захотите получить параллельное образование, то в целом у вас уйдет семь лет на получение двух дипломов. А если же решите получать второе высшее образование после получения первого диплома, то затратите в лучшем случае восемь лет.
  • В-пятых, при параллельном образовании стоимость обучения намного ниже, чем при получении второго высшего.
  • И, наконец, в-шестых, представьте: у вас два диплома! А этот факт биографии не только удивит окружающих, но и заставит их относиться к вам серьезно.

Комментарии:

На параллельное обучение по всем специальностям и формам обучения принимаются студенты 3-6 курсов высших учебных заведений Республики Беларусь, которые получили по изученным дисциплинам за весь период обучения оценки не ниже, чем «семь» (по десятибалльной шкале).

Можно ли поступить на паралельноеоброзование с тезникума?

скажите, вы учились на 2-м факультете заочно, или всё-таки очно?

Почему только,если в зачетке не ниже 7...если я согласна платить за получение паралельного образования,то почему бы мне не дать этот шанс???я учусь на 3 курсе медуниверситета,в зачетке есть несколько 6,...учеба мне совершенно не нравится,но и бросать я не хочу:вложено много моих сил и денег родитетлей!!!по закону должна отучиться все 6 лет,и только потом смогу поступить!!!чушь и несправедливость какая-то!!!
вы уж все меня простите..я просто жалуюсь...

спасибо за интересную статья:)
еще хотела уточнить. если дисциплина изучалась несколько семестров (пусть 2), в первом получена, к примеру, 5, а во втором - 9. по идее, в диплом идет последняя оценка. если захочу получать параллельное обр-е, эта 5-ка рассматривается как оценка ниже 7-и или все-таки нет?
заранее спасибо за ответ)

Вопрос: если на данный момент я учусь на заочке и поступила на очку в другой вуз, какой документ я могу оставить в первом вузе вместо аттестата (аттестат отдаю во второй вуз)?

Анастасия

Очень странно. Есть знакомый, который, имея отметки и ниже 7, поступил на параллельное. Как же можно объяснить данный факт?

уточнение про "обычный набор документов": писать цт нужно или нет?

Видмантас

Дмитрий, 19 мая 2012
Именно, все те же документы что вы подаёте для поступления на первое высшее образование.

Поступил на второе параллельное высшее образование в бгу. Так как был недостаточно осведомлен, чуть успел подать документы к сроку. В целом сбор и анализ информации, сбор и подача документов у меня заняла 10 дней. Могу вам предложить свой алгоритм действий достижения успеха)

1.Пишите заявление на имя ректора своего ВУЗа с текстом типа "прошу разрешить мне обучение параллелное ообразование в (университет), ПРОШУ ВЫДАТЬ МНЕ АКАДЕМИЧЕСКУЮ СПРАВКУ" обычно в заявлении указывают еще средний балл зачетки. Визируете у своего декана, несете к ректору, обычно он без проблем подписывает.Эту справку мне делали около недели, но на самом деле около 3 дней,просто все в отпусках были уже.
2.У декана будущего ВУЗа обозначаете свое намерение получать образование. Желательно взять номер телефона, мне он реально помог. Там вам дадут, ну или скажут самому скачать и распечатать документ типа "ЗАКЛЮЧЭННЕ
аб адпаведнасці патрабаванняў вучэбных планаў
(для паралельнага навучання)"
Дадатак 2 (приложение 2)
3. Берете медсправку, о том что вам можно обучаться на данной специальности. PS.если второе высшее, то все консультации врачей у вас будут платные.
4.Когда будет готова академическая справка, пишите заявление на имя ректора, с текстом "Я, ФИО, студент(далее указываете все: факультет, курс, специальность, форму обучения дневная/заочная, бюджетная/платная) прошу разрешить мне обучение в (указываете ВУЗ, факультет, специальность и форму обучения)". Несете его с академсправкой сначала к декану своего факультета, потом к ректору. Ваше заявление могут и не подписать, если успеваемость недостаточно высокая. Когда вам подписывает ректор, ставите печать ВУЗа (гербовая печать) в канцелярии ВУЗа она обычно ставится. Это и есть разрешение руководителя вашего учебного заведения.
5. самый простой пункт - 6 фотографий 3х4:)

У вас на руках будет следующий набор документов: академическая справка, разрешение руководителя ВУЗа, медсправка, указанное во втором пункте Приложение 2, и 6 фотографий. Это все вы несете в будущий ВУЗ, и проходите обычные процедуры для абитуриентов. Когда будете регистрироваться в деканате, отдаете все,и ждете.

Ну и еще пару слов можно сказать, может кому-то поможет.
- поступать можно сразу после того как сдали летнюю сессию второго курса (то есть фактически стали на третьем)
- будьте готовы, что на первый курс вас не зачислят при любом раскладе, минимум на второй, даже при полном несоответствии учебных планов. Когда я подавал, мне сказали что на первый курс поступают только с сертификатами цт, а тк их у вас не будет, то минимум второй (может быть и третий и четвертый и тд). В моем случае меня зачислили на второй курс, академическая разница составила 2 зачета и 1 экзамен (еще пока не досдал:D)
- ОБЯЗАТЕЛЬНО сделайте несколько копий академсправки, хотя бы одну в деканат, и одну себе. Оригинал будет храниться в архиве, а копией вы можете воспользоваться для перезачета любой дисциплины в дальнейшем процессе обучения.
- что касается оценок не ниже 7 в зачетке. У меня была одна 4, остальные 9, 10. когда приносил ректору на подпись, сказал показать академсправку/зачетку, он подписал без проблем (то ли не заметил, то ли уже не придал значения). Так что если в целом вы отлично учитесь, можете рисковать.
- студенческий билет и зачетную книжку вам придется заказывать и покупать (то есть не бесплатно) отдельно, есть в каждом вузе специальный отдел, так что будьте готовы.
- психологический совет: если у вас все-таки в учебе прокол есть(НО В ЦЕЛОМ ВСЕ ОТЛИЧНО, а то иначе зря время потратите), а вы интересуетесь у кого-либо и вас спрашивают, ЕСТЬ ЛИ НИЖЕ 7, то отвечайте что нету, потому что разговаривать с вами дальше не станут:) академсправку вы обязаны показать только ректору своего вуза во время подписания разрешения. В будущем вузе по этому поводу не особо волнуются, но спросить могут (но не в тот день, когда уже вы принесли покдавать документ)
- не принципиально, платное/бюджетное, очное/заочное образование (главное что параллельное) у вас будет, подача документов у вас заканчивается вместе с бюджетниками очниками (то есть до 25 июля где-то)

Ну вот вроде и все, успехов Вам:)

Что за дискриминация!? Я хочу получить образование, я готова за это платить деньги! Но если я не учусь на одни семерки, мне теперь ждать 5 лет,пока я закончу одно,а потом начинать другое. так это до 30 лет учиться. Что за условия такие.

Подскажите, пожалуйста! учусь в мед вузе, хочу поступить на параллельное на юридидический (кстати, возможно ли это?), в зачетке есть 2 оценки ниже 7, но я готова их пересдать. Есть ли у меня шанс??

Дмитрий, как вам учится в БГУ?

Дмитрий спосибо

Скажите, а обязательно ли чтобы образование и изучаемые предметы были в принципе из одной сферы (например философия/ социология) или возможно (например юрист/ дизайнер)?

Светлана

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какие НПА нужно изучить, чтобы точно быть уверенном в своей осведомленности в этом вопросе?) Кодекс пока не читала, стоит ли? Или же это будет подробнее раскрыто в законах? Заранее спасибо:)

А как поступить на параллельное в БГАИ? там же творческие экзамены....

Можно ли поступить на параллельное в Институт культуры на эстрадное пение, если учусь в БГТУ на менеджера недвижимости?

И, кстати, если я поступаю на параллельное после второго курса и учусь на параллельном 4 года, как и на основном, что делать с распределением? Получается меня распределят после 1-го весшего куда-нибудь, а мне же надо будет еще 2 года на параллельном отучиться!

Подскажите, пожалуйста, у меня такая история: Я учусь сейчас заочно на 2 курсе. Сейчас сессия, я её сдаю и перевожусь на третий курс. Так вот, могу ли я поступить на параллельное образование, или мне ждать диплом, а потом только поступать на второе высшее

Подскажите пожалуйста, а параллельное высшее можно получить только на платной основе или же оно идёт в общий конкурс, где есть шанс по баллам пройти бесплатно? И ещё, если моё обучение на основном факультете закончится на год раньше, чем на параллельном, как тут будет вырисовываться ситуация с распределением? Спасибо.

Я окончила ВУЗ и работаю по целевому направлению (целевое на 5 лет), хочу поступить в ВУЗ на дневное отделение. Как быть с целевым? Его наниматель расторгнет? Потом после получения 2-го образования мне не нужно же отрабатывать, а меня уже распределят по 2-му образованию?

Чопик Алексей

А что на счёт практики? Как проходят практику закончив два ВУЗа одновременно (обучение на бюджетной основе)?

попкова виктория сергеевна

Здравствуйте, если поступать на коммерческую деятельность в колледж на платное заочное отделение, можно ли обучатся параллельно в вузе на заочном? То есть, я год хочу учится на этой специальности, а в следующем году подать документы в вуз на заочное(платно)

Дни открытых дверей

День открытых дверей в: Аграрный колледж УО "Витебская государственная академия ветеринарной медицины " Академия управления при Президенте Республики Беларусь Академия финансов и бизнеса в Вистуле (Akademia finansów i biznesu Vistula) Академия Экономики в Радоме (Wyższa Szkoła Handlowa w Radomiu) Архитектурно-строительный колледж ГУВПО "Белорусско-российский университет" Белорусский государственный университет Белорусский национальный технический университет Бобруйский филиал УО "Белорусский государственный экономический университет" Брестский колледж – филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта" Брестский филиал ЧУО "Колледж бизнеса и права" Вильнюсский колледж бизнеса (Vilnius business college) Вильнюсский технический университет им. Гядиминаса Витебский государственный политехнический колледж УО "Витебский государственный технологический университет" Витебский филиал УО "Белорусская государственная академия связи" Витебский филиал учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси "Международный университет "МИТСО" Волковысский колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы" Восточно-Средиземноморский университет (Eastern Mediterranean University) Гомельский колледж - филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта" Гомельский колледж - филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта" Гомельский филиал ГУО "Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь" Горецкий педагогический колледж УО "Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова" Гродненский филиал ЧУО "БИП - Институт правоведения" Гуманитарный колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы" ГУО "Гимназия - колледж искусств имени И.О. Ахремчика" ГУО "Березинский аграрно-технический профессиональный лицей" ГУО "Бобруйский государственный механико-технологический колледж" ГУО "Брестское областное кадетское училище" ГУО "Витебское кадетское училище" ГУО "Гимназия-колледж искусств г. Молодечно" ГУО "Гродненское областное кадетское училище" ГУО "Жодинский профессиональный лицей" ГУО "Институт бизнеса Белорусского государственного университета" ГУО "Костюковичский профессиональный лицей № 8" ГУО "Лицей при Гомельском инженерном институте" МЧС Республики Беларусь ГУО "Любанский сельскохозяйственный профессиональный лицей" ГУО "Минский городской педагогический колледж" ГУО "Минское городское кадетское училище №2" ГУО "Минское областное кадетское училище" ГУО "Могилевский профессиональный лицей № 5" ГУО "Могилевское областное кадетское училище" ГУО "Областной аграрно-производственный профессиональный лицей" г. Дрогичин ГУО "Областной аграрно-технический профессиональный лицей" ГУО "Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки" ГУО "Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь" ГУО "Червенский профессиональный строительный лицей" Европейский гуманитарный университет Индустриально-педагогический колледж УО "Витебский государственный технологический университет" Институт пограничной службы Республики Беларусь Латвийский Бизнес-колледж Лидский колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы" Лунинецкий государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства Межгосударственное образовательное УВО "Белорусско-российский университет" Международный государственный экологический институт им. А.Д. Сахарова БГУ Минский филиал УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации" (ССО) Минский филиал УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации" (ВО) Минский филиал УО БТЭУ ПК Минский филиал ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова" (Республика Беларусь) Могилевский филиал УО "Белорусская государственная академия музыки" Могилевский филиал ЧУО "БИП - Институт правоведения" Оршанский колледж УО "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова" Оршанский колледж – филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта" ОСП "Ляховичский государственный аграрный колледж" УО "БарГУ" Пинский колледж УО "Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина" Полоцкий государственный медицинский колледж им. Героя Советского Союза З.М.Туснолобовой-Марченко Полоцкий колледж УО "Витебский государственный университет им. П.М. Машерова" Республиканское государственное училище олимпийского резерва Социально-гуманитарный колледж УО "Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова" Технологический колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы" УО "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова" УО "Военная академия Республики Беларусь" УО " Слуцкий государственный медицинский колледж" УО "Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь" УО "Барановичский государственный колледж легкой промышленности им. В.Е. Чернышева" УО "Барановичский государственный музыкальный колледж" УО "Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания" УО "Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения" УО "Барановичский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Барановичский государственный университет" УО "Барановичский технологический колледж" Белкоопсоюза УО "Белоозерский государственный профессионально-технический колледж электротехники" УО "Белорусская государственная академия авиации" УО "Белорусская государственная академия авиации" УО "Белорусская государственная академия искусств" УО "Белорусская государственная академия музыки" УО "Белорусская государственная академия связи" УО "Белорусская государственная академия связи" УО "Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия" УО "Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж" УО "Белорусский государственный аграрный технический университет" УО "Белорусский государственный медицинский колледж" УО "Белорусский государственный медицинский университет" УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка" УО "Белорусский государственный технологический университет" УО "Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники" УО "Белорусский государственный университет транспорта" УО "Белорусский государственный университет физической культуры" УО "Белорусский государственный экономический университет" УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации" УО "Белыничский профессиональный лицей № 17" УО "Березовский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Берестовицкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Бобруйский государственный аграрно-экономический колледж" УО "Бобруйский государственный колледж им. А.Е. Ларина" УО "Бобруйский государственный медицинский колледж" УО "Бобруйский государственный профессиональный лицей № 13" УО "Бобруйский государственный профессиональный электротехнический колледж им. А.И.Черныша" УО "Бобруйский государственный строительный профессионально-технический колледж" УО "Бобруйский государственный технологический колледж" УО "Бобруйский государственный торгово-экономический профессионально-технический колледж" УО "Бобруйское государственное училище олимпийского резерва" УО "Борисовский государственный колледж отраслевых технологий" УО "Борисовский государственный колледж" УО "Борисовский государственный колледж" УО "Борисовский государственный медицинский колледж" УО "Борисовский государственный строительный профессиональный лицей" УО "Брестский государственный колледж связи" УО "Брестский государственный колледж сферы обслуживания" УО "Брестский государственный медицинский колледж" УО "Брестский государственный музыкальный колледж им. Г.Ширмы" УО "Брестский государственный профессионально-технический колледж приборостроения" УО "Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта" УО "Брестский государственный профессиональный лицей легкой промышленности" УО "Брестский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Брестский государственный технический университет" УО "Брестский государственный торгово-технологический колледж" УО "Брестский государственный торгово-технологический колледж" УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина" УО "Брестское государственное областное училище олимпийского резерва" УО "Буда-Кошелевский государственный аграрно-технический колледж" УО "Видзовский государственный профессионально-технический колледж" УО "Вилейский государственный колледж" УО "Витебская ордена "Знак Почета" государственная академия ветеринарной медицины" УО "Витебский государственный индустриально-технологический колледж" УО "Витебский государственный колледж культуры и искусств" УО "Витебский государственный медицинский колледж им. И. П. Антонова" УО "Витебский государственный музыкальный колледж им. И.И.Соллертинского" УО "Витебский государственный ордена Дружбы Народов медицинский университет" УО "Витебский государственный политехнический профессиональный лицей" УО "Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности" УО "Витебский государственный профессионально-технический колледж машиностроения им. М.Ф. Шмырева" УО "Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства" УО "Витебский государственный профессиональный лицей № 5 приборостроения" УО "Витебский государственный технический колледж" УО "Витебский государственный технологический университет" УО "Витебское государственное училище олимпийского резерва" УО "Волковысский государственный аграрный колледж" УО "Волковысский государственный строительный профессиональный лицей" УО "Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Вороновский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства" УО "Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж" УО "Высокский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Глубокский государственный профессиональный лицей" УО "Гомельский государственный аграрно-экономический колледж" УО "Гомельский государственный колледж искусств им. Н.Ф. Соколовского" УО "Гомельский государственный машиностроительный колледж" УО "Гомельский государственный медицинский колледж" УО "Гомельский государственный медицинский университет" УО "Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С. Выготского" УО "Гомельский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания" УО "Гомельский государственный профессионально-технический колледж кулинарии" УО "Гомельский государственный профессионально-технический колледж машиностроения" УО "Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов" УО "Гомельский государственный профессионально-технический колледж электротехники" УО "Гомельский государственный профессиональный аграрно-технический лицей" УО "Гомельский государственный профессиональный лицей приборостроения" УО "Гомельский государственный профессиональный лицей речного флота" УО "Гомельский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Гомельский государственный профессиональный лицей торговли" УО "Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей" УО "Гомельский государственный профессиональный политехнический лицей" УО "Гомельский государственный профессиональный технологический лицей" УО "Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого" УО "Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины" УО "Гомельский государственный художественный колледж" УО "Гомельский торгово-экономический колледж" Белкоопсоюза УО "Гомельский торгово-экономический колледж" Белкоопсоюза УО "Гомельское государственное училище олимпийского резерва" УО "Городокский государственный аграрно-технический колледж" УО "Государственная средняя школа-колледж искусств г. Бобруйска" УО "Государственный профессионально-технический колледж хлебопечения" УО "Государственный профессиональный лицей № 9 г. Могилева имени А.П. Старовойтова" УО "Гродненский государственный аграрный университет" УО "Гродненский государственный колледж искусств" УО "Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна" УО "Гродненский государственный медицинский колледж" УО "Гродненский государственный медицинский университет" УО "Гродненский государственный музыкальный колледж" УО "Гродненский государственный политехнический колледж" УО "Гродненский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания населения" УО "Гродненский государственный профессионально-технический колледж коммунального хозяйства" УО "Гродненский государственный профессионально-технический колледж приборостроения" УО "Гродненский государственный профессиональный лицей строителей №1" УО "Гродненский государственный профессиональный технологический колледж" УО "Гродненский государственный профессиональный электротехнический колледж им. И.Счастного" УО "Гродненский государственный строительный профессиональный лицей" УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы" УО "Гродненский государственный химико-технологический профессиональный лицей" УО "Гродненский торговый колледж" Белкоопсоюза УО "Гродненское государственное училище олимпийского резерва" УО "Добрушский государственный профессиональный политехнический лицей" УО "Дубровенский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж" УО "Жировичский государственный аграрно-технический колледж" УО "Житковичский государственный профессиональный лицей" УО "Жлобинский государственный металлургический колледж" УО "Жлобинский государственный профессионально-технический колледж" УО "Жлобинский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания" УО "Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Ивьевский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Ильянский государственный аграрный колледж" УО "Институт предпринимательской деятельности" УО "Калинковичский государственный профессиональный аграрно-технический лицей" УО "Клецкий сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Климовичский государственный аграрный колледж" УО "Климовичский государственный профессиональный лицей № 14" УО "Кличевский государственный аграрно-технический колледж" УО "Кобринский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания" УО "Кобринский государственный политехнический колледж" УО "Копыльский государственный колледж" УО "Кореличский государственный строительный профессиональный лицей" УО "Костюковский государственный аграрно-технический профессиональный лицей" УО "Кохановский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Краснобережский государственный аграрный колледж" УО "Кричевский государственный профессиональный агротехнический колледж" УО "Лельчицкий государственный профессиональный лицей" УО "Лепельский государственный аграрно-технический колледж" УО "Лепельский государственный профессиональный лицей" УО "Лидский государственный музыкальный колледж" УО "Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства" УО "Лидский государственный профессиональный политехнический лицей" УО "Лоевский государственный педагогический колледж" УО "Лунинецкий государственный политехнический профессионально-технический колледж" УО "Малоритский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Марьиногорский государственный ордена "Знак Почета" аграрно-технический колледж им. В.Е. Лобанка" УО "Минская государственная гимназия-колледж искусств" УО "Минская государственная областная средняя школа-училище олимпийского резерва" УО "Минский государственный колледж искусств" УО "Минский государственный колледж сферы обслуживания" УО "Минский государственный колледж сферы обслуживания" УО "Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности" УО "Минский государственный колледж электроники" УО "Минский государственный лингвистический университет" УО "Минский государственный медицинский колледж" УО "Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж" УО "Минский государственный музыкальный колледж имени М.И. Глинки" УО "Минский государственный областной колледж" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства им. Н.А. Кедышко" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта им. Е.П. Юшкевича" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж лёгкой промышленности и комплексной логистики" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж монтажных и подъемно-транспортных работ" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж полиграфии им. В.З. Хоружей" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж строителей им. В.Г. Каменского" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж строительства и коммунального хозяйства" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж торговли" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж швейного производства" УО "Минский государственный профессионально–технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 10 строительства им.И.М.Жижеля" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 3 машиностроения" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 5 транспортного строительства" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 7 строительства" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 9 автомобилестроения" УО "Минский государственный профессиональный лицей №12 строительства" УО "Минский государственный художественный колледж имени А.К. Глебова" УО "Минский государственный энергетический колледж " УО "Минский инновационный университет" УО "Минское cуворовское военное училище" УО "Минское государственное городское училище олимпийского резерва" УО "Мирский государственный художественный профессионально-технический колледж" УО "Могилевский государственный колледж искусств" УО "Могилёвский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж" УО "Могилевский государственный медицинский колледж" УО "Могилевский государственный музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова" УО "Могилевский государственный политехнический колледж" УО "Могилевский государственный профессиональный агролесотехнический колледж им. К.П.Орловского" УО "Могилевский государственный профессиональный лицей № 1" УО "Могилевский государственный профессиональный лицей № 2" УО "Могилевский государственный профессиональный лицей № 7" УО "Могилевский государственный технологический колледж УО "Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова" УО "Могилевский государственный университет продовольствия" УО "Могилевский государственный экономический профессионально-технический колледж" УО "Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь" УО "Могилевский профессиональный электротехнический колледж" УО "Могилевский торговый колледж потребительской кооперации" УО "Могилевское государственное училище олимпийского резерва" УО "Мозырский государственный медицинский колледж" УО "Мозырский государственный музыкальный колледж" УО "Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина" УО "Мозырский государственный политехнический колледж" УО "Мозырский государственный профессиональный лицей геологии" УО "Мозырский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Мозырский государственный профессиональный лицей № 2 строителей" УО "Молодечненский государственный колледж" УО "Молодечненский государственный медицинский колледж" УО "Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М.К.Огинского" УО "Молодечненский торгово-экономический колледж" Белкоопсоюза УО "Мстиславский государственный профессиональный лицей № 6" УО "Мстиславский государственный строительный колледж" УО "Наровлянский государственный профессиональный лицей" УО "Неманский государственный профессиональный лицей" УО "Несвижский государственный колледж им. Я. Коласа" УО "Новогрудский государственный аграрный колледж" УО "Новогрудский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Новолукомльский государственный профессиональный лицей строителей имени Ф.Ф.Дубровского" УО "Новомышский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Новополоцкий государственный музыкальный колледж" УО "Новополоцкий государственный политехнический колледж" УО "Новополоцкий государственный профессионально-технический колледж строителей" УО "Новополоцкое государственное училище олимпийского резерва" УО "Новопольский государственный аграрно-экономический колледж" УО "Октябрьский государственный профессиональный лицей" УО "Оршанский государственный колледж продовольствия" УО "Оршанский государственный медицинский колледж" УО "Оршанский государственный механико-экономический колледж" УО "Оршанский государственный механико-экономический колледж" УО "Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж" УО "Оршанский государственный профессиональный лицей текстильщиков имени Г.В.Семёнова" УО "Осиповичский государственный профессионально-технический колледж" УО "Ошмянский государственный аграрно-экономический колледж" УО "Ошмянский государственный профессиональный аграрно-технический колледж" УО "Пинский государственный аграрно-технический колледж им. А.Е. Клещева" УО "Пинский государственный аграрный технологический колледж" УО "Пинский государственный колледж искусств" УО "Пинский государственный медицинский колледж" УО "Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения" УО "Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности" УО "Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Пинский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Плещеницкая государственная областная средняя школа-училище олимпийского резерва" УО "Полесский государственный аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича" УО "Полесский государственный университет" УО "Полоцкий государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Полоцкий государственный профессиональный лицей строителей" УО "Полоцкий государственный университет" УО "Полоцкий государственный химико-технологический колледж" УО "Полоцкий государственный экономический колледж" УО "Полоцкий торгово-технологический колледж Белкоопсоюза" УО "Полоцкий торгово-технологический колледж" Белкоопсоюза УО "Поставский государственный колледж" УО "Приборский государственный профессиональный аграрно-технический лицей" УО "Пружанский государственный аграрно-технический колледж" УО "Речицкий государственный аграрный колледж" УО "Речицкий государственный педагогический колледж" УО "Речицкий государственный профессиональный аграрно-технический лицей" УО "Рогачевский государственный педагогический колледж" УО "Рогачевский государственный профессионально-технический колледж строителей" УО "Светлогорский государственный индустриальный колледж" УО "Скидельский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Слонимский государственный медицинский колледж" УО "Слонимский государственный политехнический профессиональный лицей" УО "Слонимский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства" УО "Слуцкий государственный колледж" УО "Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Смиловичский государственный аграрный колледж" УО "Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей" УО "Смольянский государственный аграрный колледж" УО "Сморгонский государственный политехнический профессиональный лицей" УО "Солигорский государственный колледж" УО "Специализированный лицей Министерства внутренних дел Республики Беларусь" УО "Столинский государственный аграрно-экономический колледж" УО "Столинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Узденский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Улльский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства имени Л.М. Доватора" УО "Хойникский государственный профессиональный лицей" УО "Хотимский государственный профессиональный лицей № 16" УО "Частный институт управления и предпринимательства" УО "Чериковский государственный профессиональный лицей № 11" УО "Чечерский государственный профессиональный лицей" УО "Шкловский государственный профессиональный лицей № 12" УО "Щучинский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Юридический колледж БГУ" УО ФПБ "Международный университет "МИТСО" УО ФПБ "Международный университет "МИТСО". Гомельский филиал Учреждение образования "Белорусский государственный университет культуры и искусств" Филиал "Гомельский государственный дорожно-строительный колледж им. Ленинского комсомола Белоруссии" УО РИПО Филиал "Индустриально-педагогический колледж" УО "Республиканский институт профессионального образования" Филиал "Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе" УО "Республиканский институт профессионального образования" Филиал "Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С. Высоцкого" УО РИПО Филиал "Молодечненский государственный политехнический колледж" УО РИПО Филиал «Кировский профессиональный лицей» УО «Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж» Филиал «Славгородский профессиональный лицей» УО «Кричевский государственный профессиональный агротехнический колледж» Филиал БГТУ "Белорусский государственный колледж промышленности строительных материалов" Филиал БГТУ "Витебский государственный технологический колледж" Филиал БГТУ "Витебский государственный технологический колледж" Филиал БГТУ "Гомельский государственный политехнический колледж" Филиал БГТУ "Полоцкий государственный лесной колледж" Филиал БГУИР "Минский радиотехнический колледж" Филиал БГЭУ "Минский торговый колледж" Филиал БГЭУ "Минский финансово-экономический колледж" Филиал БНТУ "Бобруйский государственный автотранспортный колледж" Филиал БНТУ "Борисовский государственный политехнический колледж" Филиал БНТУ "Жодинский государственный политехнический колледж" Филиал БНТУ "Минский государственный архитектурно-строительный колледж" Филиал БНТУ "Минский государственный машиностроительный колледж" Филиал БНТУ "Минский государственный машиностроительный колледж" Филиал БНТУ "Минский государственный политехнический колледж" Филиал БНТУ "Минский государственный технологический колледж" Филиал БНТУ "Солигорский государственный горно-химический колледж" Филиал ГОУВПО "Российский государственный социальный университет" в г. Минске Республики Беларусь Филиал МГЛУ «Лингвогуманитарный колледж» Филиал УО "БГТУ" Бобруйский государственный лесотехнический колледж Филиал УО "Белорусский государственный экономический университет" "Новогрудский торгово-экономический колледж" Филиал УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации" "Могилевский торговый колледж" Филиал УО "Брестский государственный технический университет" Политехнический колледж Филиал УО БрГТУ "Пинский государственный индустриально-педагогический колледж" ЧУО "Барановичский экономико-юридический колледж" ЧУО "БИП - Институт правоведения" ЧУО "Гродненский колледж бизнеса и права" ЧУО "Институт парламентаризма и предпринимательства" ЧУО "Институт современных знаний им. Широкова" ЧУО "Колледж бизнеса и права" ЧУО "Международный гуманитарно-экономический институт" ЧУО "Минский колледж предпринимательства" ЧУО "Солигорский экономический колледж"

Как в курсе физики изучают диффузию, а в курсе химии - растворимость, как на уроках русского языка штудируют синтаксис словосочетаний и правописание на стыке морфем, как по биологии проходят метисов и близнецов, так и в каждом школьном предмете найдется тема, связанная с пересечением и взаимодействием, встречей и общением. С неавтономным существованием чего-либо. В структуре высшего образования тоже есть нечто подобное: двойные дипломы, совместные программы и параллельное обучение. Эти три феномена также можно постигать: вдруг какой-либо из программ захочется воспользоваться! И неважно, что Чацкий не приветствовал смешенья французского с нижегородским.

Параллельное обучение: на старт!

Удобнее всего приступать к параллельному обучению уже после 1-го курса, поскольку в этом случае приемная комиссия вашего второго факультета перезачтет вам повторяющиеся учебные дисциплины. Общие для факультетов предметы встречаются и позднее, однако принцип - чем дальше, тем специализированнее - сохраняется. К тому же не всякий выдержит первую и вторую сессии и в простом институте: после них довольно обычен отсев.

А вообще есть несколько вариантов. Можно поступать сразу на обе специальности, как в Белгородском государственном университете. Или на одну, а потом, на первом курсе, преподаватели объявят о возможности дополнительной квалификации - как в СибГАУ. Впрочем, необязательно вообще будут объявлять о чем-либо подобном, потому что стандарт - это всё-таки окончить единовременно лишь один факультет. Везде заведено по-разному: в Сыктывкарском государственном университете можно приобщиться к параллельному обучению только с третьего курса - правда, это может сделать студент любого вуза Сыктывкара:

Хотите уточнить информацию о правилах? На сайте практически каждого высшего учебного заведения вывешены Правила приема, они могут касаться и программ второго высшего образования. Если вы, скажем, уже будучи студентом, решите получить второе высшее, то изучите их снова, учитывая специфику факультетов. Практика параллельного обучения может быть регламентирована и специальными приказами ректора.

На новую для вас специальность сдаются документы (диплом о неполном высшем образовании или академическая справка, подтверждающая освоение дисциплин необходимого количества курсов) и вступительные экзамены. Аттестат нужно сдавать либо туда, где вы учитесь на бюджетном отделении, либо на одну из программ по вашему выбору; на другую надо предоставить заверенную ксерокопию документа государственного образца об образовании и - если это другой вуз - справку из вуза, где вы являетесь студентом.

Дело в том, что в основном вузе (на Западе, что интересно, его называют домашним университетом) либо на основном факультете вы будете называться студентом, а вот в дополнительном - слушателем. Конечно, слушателями называют и тех, кто обитает на подготовительных отделениях, и учащихся медицинских ординатур, и даже радиослушателей. Но ваши права и обязанности как слушателя будут теми же самыми, что и у студентов (см. статью 13 Закона РФ "Об образовании" и правила внутреннего распорядка конкретного высшего учебного заведения).

В случае, если вы остаетесь слушателем там, где уже были студентом, ректор издает приказ об изменении вашего статуса обучающегося.

Впрочем, статусы учащихся различаются меньше, чем сами программы, особенно когда эти программы предполагают сотрудничество с другими странами.

Заграница вам поможет

Совместные программы больше похожи на живой обмен, программы двойного диплома - на точечный десант.

Когда в прошлом году открылась совместная магистерская программа Томского Политехнического университета и Технического университета Берлина "Engineering Science/Физика высоких технологий в машиностроении", из Германии приехали не только профессора, но и 15 студентов. Для немцев предусмотрели практику в Томском научном центре. Российские студенты в рамках программы могут учиться и в Томске, и в Берлине. Закономерно поэтому, что оба диплома, получаемые каждым учащимся, будут котироваться в Европе. Обычно такое полагается только зарубежному диплому.

Учтите этот нюанс, если будете поступать не на совместную программу, а на программу двойного диплома. Российский будет востребован именно в России. Это так для диплома института МИРБИС (специальности "Мировая экономика", "Финансы и кредит", "Менеджмент организации" и "Маркетинг"), сотрудничающего с университетами Лондона (Метрополитен), Мидлсекса и Индианаполиса. Даже при жестко организованной программе: нужно будет сдать экзамен IELTS, дабы набрать по нему не менее 7 баллов; для этого на 1-2-м курсах организуются двухнедельные стажировки в Великобританию, а после третьего студенты едут в иностранный вуз на год за дипломом магистра; 5-й курс - обучение на родине.

А к какому типу программ отнести бакалавриат приполярного регионоведения в Университете Арктики? Университет объединяет более 100 северных вузов обоих полушарий. Студенты Поморского государственного университета (Архангельск) и Мурманского гуманитарного института некоторое время учатся не в Арктическом университете вообще, а конкретно в Университетском колледже города Буде, Норвегия, обучение идет на английском языке. Получают внутренне-российский и западный дипломы. Основной предмет изучения - приполярный регион во всем его разнообразии (политические, социальные, культурологические и экономические аспекты, география и экология). Вот и гадайте: по организации учебного курса это весьма сокращенный двойной диплом (даже не магистратура), по широчайшей тематике и потенциалу профессионального общения россиян со скандинавами, канадцами, жителями Аляски - долговременная обменная программа.

Программы двойного диплома как точечные встречи нашего образования с западным - это альтернатива мировой образовательной уравниловке. Ведь каждый конкретный случай соприкосновения двух разных программ не похож на другой. Существование такой программы в вузе помогает ему сделать шаг навстречу западной аккредитации, а это повышает его рейтинг: в случае, конечно, когда существование такой программы превращается в устойчивый структурный элемент вуза.

Долго запрягают и быстро едут

У большинства российских вузов за границей побратимов нет, поскольку организовать совместное преподавание непросто. Зарубежные учебные планы и программы изначально отличаются от наших, а в процессе подготовки к совместному старту чаще всего адаптируются, обрусевают. Но чтобы учеба началась, предстоит еще долго решать целый ряд проблем. Утвердят ли задумку федеральные власти обоих государств? Когда везти студентов в чужестранный вуз? В каких странах будут признаваться дипломы? Какие книги закупить? С какой целью приглашать западных педагогов: для преподавания - или только чтобы экзамены принимали; где их селить и по меркам какой страны платить деньги?

Соответствие принесенной или проданной нам иностранным вузом (для чтения сторонними лекторами) программы образовательным нормам обеих стран проверят позднее. Когда обучение уже начнется, просто выяснят, какова успеваемость студентов. Если в первый год они учатся в России, а затем за рубежом, то проверка состоится перед их отъездом (поэтому студенты-первопроходцы рискуют).

Вузы, затевающие так называемое параллельное обучение на хотя и разных, но неизменно российских факультетах, могут решить аналогичные задачи проще и проворнее.

В английском есть синонимичные понятия double degree, dual degree, conjoint degree или simultaneous degree. Они означают 2 диплома одинаковой степени, одновременно полученные в разных вузах или в одном и том же. Так что, как ни странно, дважды бакалавриат - это тоже классический случай double degree, или двух высших образований (наряду с совместными магистерскими программами, совмещением специалитета с бакалавриатом и всеми прочими возможными сочетаниями). Благодаря такому варианту, людей с двумя дипломами и станет в будущем количественно больше. Ведь пару дипломов бакалавра получить можно быстро. А с какой-то точки зрения, быстро и нужно - даже если вы собираетесь стать "специалистом и еще раз магистром".

Профессиональному экономисту неплохо бы на фундаментальном уровне знать право - и, раз он экономист, он немедленно подсчитает, что затягивать процесс не следует. То же касается сочетаний юриспруденция + управление, управление + экономика. Как, впрочем, и других. Иногда вуз даже делает упор не на том, какие фундаментально важные вещи в нем преподаются, а на факте сокращения совмещаемых программ (Алтайский государственный университет).

Сокращать программы могут ученые советы факультетов. Это разумно: только люди науки в справедливом праве утвердить строгую образовательную диету. Свое слово говорят и кафедры. В основном сокращение происходит за счет укорачивания учебных и производственных практик и, с большой вероятностью, отмены факультативов, что оборачивается увеличением количества экзаменов и зачетов в год. Для резвых студентов специально придумываются отдельные группы, плавающие расписания, индивидуальные учебные планы, блочно-модульная система обучения, вечерняя учеба по заочной форме: В принципе, обучающиеся по сокращенной программе могут и перевестись на скаку в другой вуз. Прямо конный цирковой номер. Самый быстрый. Джигитовка.

Трудно поверить, но этой всё-таки бешеной скорости сопутствует чинная церемония оформления новой зачетной книжки - туда аккуратно вписываются перезачтенные дисциплины. К тому же превратиться в "двойного" бакалавра одним махом можно года за два, а в специалиста - примерно за три, но быстрее запрещается. А если одно из ваших образований зарубежное, то в ряде случае вероятна международная защита диплома, и она проходит на двух языках, то есть снова дольше обычной (скажем, совместные магистерские программы РУДН и университетов Бордо 3 и Бордо 4 "Политология" либо "Филология").

Когда студента беспокоит не исключительно хронометраж и когда ему - прибегнем к жаргонизму ради каламбура - не параллельно его параллельное образование, или путь к двойному диплому, или совместная программа, он не избегнет вопроса, к какому результату приведет такая интенсивность.

В чем польза двух образований

Важный результат состоит в том, чтобы что-то доказать самим себе. Возьмем гуманитариев. Часто они беспомощно дрейфуют по морю знания как будто на льдине, оторвавшейся от точных наук. Но вот вышеупомянутые северяне (среди них были историки) получили уникальное приполярное образование - а значит, смогли осмыслить целый блок разноплановых дисциплин, связанных с Севером. Для гуманитария освоить негуманитарный предмет - большая победа.

Будущие переводчики в сфере профессиональной коммуникации подтвердят, что изучение языка в специализированном аспекте позволяет узнать что-то новое и по специальности: из теоретических разработок и практики другой страны. В таком случае изначальное несовпадение учебных планов только в плюс.

Да и вообще люди пишут в своих резюме о двойном дипломе и прочем подобном неслучайно. Имея два образования, вы сможете увидеть знания из уже известной вам сферы в новом измерении - с точки зрения вашей дополнительной квалификации. И тут же превзойдете коллег-конкурентов. Вы начнете комбинировать идеи из смежных областей, общаться на профессиональные темы с людьми из разных кругов, повысите вероятность заключения интересных сделок. Речь идет не об умножении квалификации на два, а о возведении ее в квадрат.

В споре рождается истина - а в дружбе вузов содержится источник развития учебного заведения. Как именно они решат формировать совместную программу, какая именно идея им придет - в этом и неизвестность, и свобода.

И - перспектива для развития региона. Редкое региональное известие долетит до централизованного российского выпуска новостей - в результате многие наши соотечественники путают Пензу и Пермь и не знают, что Урюпинск находится в Волгоградской области. А совместная программа - шанс рассказать миру о своей малой родине напрямую, выделить ее среди бескрайних просторов России и, возможно, привлечь в свой край инвесторов (такие цели ставит Кузбасский клуб выпускников обменных программ).

И всегда прекрасно сотрудничество на основе вузовской науки.

Страны разные - специальность одна

А что хорошего в сочетании совпадающих образований - российского и международного? Не является ли оно тавтологией - только не в языке, а в профессиональной сфере?

Давайте посмотрим. В прошлом году в Екатеринбурге состоялся первый выпуск дизайнеров с двумя дипломами - Уральской государственной архитектурно-художественной академии и факультета дизайна и искусств английского университета Хаддерсфилд. Есть особый британский дизайн - и складываются традиции русского дизайна. Два высших дизайнерских образования, полученных одновременно - российское и иностранное, - дают более объемное представление о дизайне вообще.

Выпускники экономического факультета Пермского университета получили степень бакалавра по специальности "Бизнес-экономика" (Business Economics) Университета Манчестер Метрополитен. Вдвойне экономистами станут и студенты Международного института финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета, получив второй диплом в Государственном университете Нью-Йорка. Есть достижения зарубежной экономики - и реалии российской; знание первых расширяет кругозор и позволяет придумывать неожиданные для россиян решения, вторых - адаптировать эти решения к нашей жизни.

Специалисты с дипломами двух университетов востребованы не только в крупнейших российских, но и в зарубежных компаниях. Однако всё-таки, скорее, в российских, чем в зарубежных.

Отношение как ко второгодникам

Хотите стать профессионалом мирового уровня? Учтите: зарубежные работодатели смущены тем, что в России многие имеют по нескольку высших образований. Особенно полученных одновременно. Неужели это настолько плохие образования, что одним из них было не обойтись?

Да, есть такой резон - поступать на две специальности от страха: если тебе кажется, что основной специальности научили плохо. Естественная подстраховка из осторожности, но:

Законодательство РФ в сфере образования допускает возможность одновременного обучения в двух высших учебных заведениях. Даже если кажется, что сама жизнь заставляет получать 2 образования одновременно - допускает. И не более того. Нет такой национальной программы с призывами. Поскольку чрезмерное совмещение образований противоречило бы санитарным нормам.

Объять необъятное

Внимание: большие нагрузки! Чтобы осваивать две специальности сразу, порой нужно быть вундеркиндом. Недавняя новость о 12-летнем мексиканце Эндрю Альмасане, приступившем в Университете Америки (Пуэбла, Мексика) к изучению психологии и хирургии одновременно, подтверждает это. Он вундеркинд. А психология плюс хирургия - это сложно.

Но если вы обычного студенческого возраста - и становитесь переводчиком в сфере профессиональной коммуникации (ППК), разве вам легче?

Например, в Оренбургском государственном университете этой сферой могут быть математические методы в экономике - скажите-ка по-английски что-нибудь математико-экономическое! В красноярской СибГАУ с лингвистикой соединен PR. О PR есть расхожее представление как о болтовне, и тем не менее: какие новые PR-термины появились в английском? Постигая основную профессию, вы рискуете "потерять язык", и надо всё время практиковаться: Поэтому в Оренбурге по профориентированному переводу создан фонд книг, а последние научные разработки преподаются по свежим студенческим переводам; совершенствовать же коммуникативные навыки приходится с помощью информационных технологий. А в Красноярске языковые погружения одновременны с разгрузкой, поскольку проходят они на базах отдыха.

Платное образование, кстати, должно быть дорогим.

Сколько всё это стоит?

Шампунь и кондиционер в одном флаконе, две вещи по цене одной и подарок за покупку? А тут наоборот: первое высшее бесплатное, второе - платное.

Если же человек получает первое образование за плату, а второе спустя время решит получить на бюджетной основе, то он столкнется с тем, что гарантирована будет бесплатность только самого первого высшего образования - когда вы пройдете по конкурсу, конечно. Руководство государственного вуза вправе потребовать от такого человека перевода на платное отделение.

Стоимость обучения по российско-швейцарской программе Академии МИД и Хоутелконсалт Колледжиз Сезар Риц "Гостиничный и туристический менеджмент" - 9000 у.е. в год. И всё равно швейцарские преподаватели строги: могут отсеять хоть полгруппы.

На Кипре, если нанесете визит в зарубежное (при местном Интернациональном университете) подразделение Саратовского государственного университета им. Чернышевского, стоимость обучения составит 4000р в год. Специальности - "Прикладная информатика", "Сервис и туризм", "Международные отношения" и "Международная журналистика", обучаться 5 лет - сначала на русском языке, одновременно углубленно изучая английский, потом уже и на английском; практика на Кипре, в итоге - диплом Саратовского университета и, понятно, Кипрского.

Хорошие новости: скидки! В Оренбургском университете, получая языковую квалификацию в рамках параллельного образования, вы отдаете не более 8 тысяч рублей в год, что в среднем в 3 раза ниже местных цен за платные места на студенческой скамье. Сыктывкарский университет установил льготную стоимость обучения для студентов, получающих два высших образования одновременно.

Вообще же дешевле получать второе высшее на вечернем или заочном отделениях, там и расход времени меньше. А можно сделать еще проще, и программа эта здесь уже упоминалась: поступить в РУДН, бесплатно отучиться в университете Бордо: Правда, придется потратиться на дорогу и жилье.

Совсем простой вариант - ничего не отдавая, получить стипендию и дом. Впрочем, для этого нужно быть мексиканским вундеркиндом по имени Эндрю Альмасан, юным психологом-хирургом, и учиться в Университете Америки, Пуэбла.

География двойного образования

Не факт, что, желая заключить соглашение о сотрудничестве, вуз обратит внимание на высшие учебные заведения в странах G8. Возможно, его внимание начнет свой путь прямо от государств бывшего СССР, как то произошло с Кемеровским государственным университетом и Российско-армянским (славянским) государственным университетом (Ереван). Эти вузы собираются вместе разрабатывать и внедрять современные методы подготовки и переподготовки специалистов по широкому кругу дисциплин и планируют обратить внимание на научную деятельность друг друга. В Кемерове поглядывают в сторону вузов и других стран СНГ, а также ведут переговоры с университетом Торонто, Канада.

Чем ближе месторасположение вуза к государственной границе, тем больше шансов у студентов по обе ее стороны получить двойной диплом. Так, в Поморском государственном университете задумано создать Трансграничный северный университет - российско-финский проект, состоящий из нескольких магистерских программ. А университеты Дальнего Востока активно сотрудничают с Китаем. Обучение в вузах родной страны себе может позволить лишь пятая часть китайских выпускников школ: китайцев много. Поэтому они едут учиться к нам.

Студенты из Северной Кореи тоже следуют в Россию - в Сибирь - но по другой причине: они считают устаревшей материальную базу технических вузов своей страны. Видимо, они скрывают эту причину от государства, которое оплачивает им учебу и встречает уже выучившихся специалистов приготовленными для них ведущими постами на местных предприятиях. В той же Сибири (Омск) можно встретить студентов из Франции, Германии, Голландии, Финляндии, Японии и Австралии: они приезжают поучиться.

Ходят ли в чужой монастырь со своим уставом? Старая пословица отвечала на этот вопрос отрицательно, новой пословицы нет - однако Россия активно насаждает изучение русского языка в Бельгии (хотя бельгийцам и так надо знать французский, нидерландский, английский и еще некоторым - немецкий, чтобы общаться с более близкими соседями). В Брюсселе была подписана программа сотрудничества между разного рода местными российскими представительствами и бельгийскими вузами, в которых изучаются русский язык и литература (Гентский университет, Левенский католический университет, Высшая школа "Лессиус" в Антверпене и Международная школа переводчиков в Монсе). В перспективе - развитие контактов между российскими и бельгийскими вузами, грамотная пропаганда нашей культуры в этой стране. А Калининградский РГУ им. И. Канта преследует те же цели, но при сотрудничестве с Вармийско-Мазурским университетом (Ольштын, Польша). По их совместной программе готовят бакалавров, магистров и специалистов русской филологии (2 диплома с русской и польской сторон).

Мир становится всё теснее, формы сотрудничества вузов - всё разнообразнее. А что если вы захотите изучить в другом вузе только отдельный предмет? Или, допустим, во время спонтанной поездки в другой город недолго поучиться в вузе этого города?

Оба эти варианта неосуществимы. Либо вы переводитесь в другой вуз, либо вы получаете там второе высшее образование, либо вы пользуетесь дополнительными образовательными услугами этого вуза (скажем, посещаете курсы). Иное не предусмотрено. Впрочем, на состоявшейся в конце прошлого года конференции технических вузов, посвященной переходу на двухуровневую систему образования, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета предложил ввести взаимный обмен студентами и преподавателями "родственных" вузов по профильным направлениям. К чему приведет его предложение, неизвестно.

Добрый день, Юлия.

Если вы закончите «платный ВУЗ» быстрее, чем «бесплатный», то обучаясь на последних курсах в бесплатном ВУЗе получится, что вы уже имеете высшее образование.

Например, вы получили диплом бакалавра в платном ВУЗе, а в бесплатном ВУЗе вы еще на 3 курсе. Получается, что вы уже имеете высшее образование, и в бесплатном ВУЗе не праве учится.

Когда это выяснится, с момента получения вами диплома в платном ВУЗе, бесплатный ВУЗ может взыскать с вас стоимость обучения за все годы, выплаченную стипендию, а также проценты за пользование чужими денежными средствами по ключевой ставке ЦБ РФ.

Таким образом, если вы хотите поступить в бесплатный ВУЗ, вам нужно отчислиться из платного.

Обоснование

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

7. Документ об образовании и о квалификации , выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию,подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:

Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 15.04.2016 по делу N 33-1510/2016

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции приказом от <...> N Ш. был зачислен студентом медицинского факультета ПетрГУ по специальности «лечебное дело» по общему конкурсу с обучением за счет средств федерального бюджета. Приказом от <...> N Ш. отчислен за нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом ПетрГУ, Правил внутреннего распорядка и Правил проживания в общежитии, иных локальных актов ВУЗа, поскольку обнаружилось, что ранее Ш. обучался в ПетрГУ, имел высшее профессиональное образование данного уровня и <...> окончил с вручением диплома и присвоением квалификации «биолог».
Таким образом, Ш. пользовался образовательными услугами, предоставленными ему ПетрГУ, без законных оснований. Наличие недобросовестности с его стороны подтверждено вступившим в силу решением Петрозаводского городского суда от <...>, поскольку судом было установлено, что Ш. при поступлении на медицинский факультет ПетрГУ <...> сообщил не соответствующие действительности сведения о получении высшего профессионального образования впервые.

Приказом ректора от <...> N определена стоимость обучения для поступающих в ПетрГУ (первый год обучения). Согласно Приложению N к приказу от <...> N стоимость обучения для поступающих в ПетрГУ в <...> году на медицинский факультет по специальности «лечебное дело» установлена в размере <...> руб.
В период обучения Ш. на основании положений ч. 3 ст. 36 Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», как обучающемуся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, была назначена государственная академическая стипендия и социальная стипендия . Всего за период с <...> по <...> Ш. было выплачено <...> руб., что подтверждается справкой от <...> N.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, чтов период обучения на 1 курсе медицинского факультета ПетрГУ по специальности «лечебное дело» в 2012-2013 учебном году Ш. без установленных законом оснований получены и сбережены за счет ПетрГУ денежные средства в общей сумме 120 367,50 руб. (73000 руб. + 47 367,50 руб.), поскольку их

Выпускники школ, по причине юношеского максимализма, строят грандиозные планы на будущее. Большинство абитуриентов ставят перед собой амбициозные цели. Они уверены в том, что смогут зарабатывать много денег, и станут полноправными членами общества. Некоторые планируют открыть собственное дело и руководить крупной фирмой. Всего этого невозможно достичь без качественного образования.

Да, многие уверены в том, что для достижения успеха в жизни не обязательно заканчивать институт. С этим можно было бы согласиться, если бы не плачевная статистика: лишь 4% молодых людей устраиваются на хорошую работу без диплома. Остальные 96% с опозданием, но всё же осознают важность высшего образования, и подают документы в ВУЗ, либо занимают не самые престижные должности. Во втором случае нужно сразу же смириться с тем, что всю жизнь придётся работать за копеечную зарплату. Такие люди редко ставят перед собой цели и ничего не достигают в жизни. Да, история знаёт несколько случаев, когда человек, с трудом окончивший 2-3 класса школы, становился очень успешным. Но, как известно, исключения только подтверждают правило.

Поэтому, чтобы дальнейшая жизнь была наполнена большими возможностями и достатком, для будущих успехов нужно заложить надёжный фундамент в виде высшего образования. Одним из вариантов получения высшего образования является параллельное обучение для заочников, о котором мы сегодня и поговорим.

Параллельное обучение - что это?

Сразу заметим, что получение второго высшего образования и параллельное обучение это не одно и то же. У студента, который получает второе высшее образование, уже есть диплом и он повторно подал документы, но уже на другую специальность. В свою очередь, параллельное обучение подразумевает одновременную учёбу в двух ВУЗах. Стоит отметить, что такая возможность доступна только для заочников.

Трудно представить себе ситуацию, когда студент дневной формы подаёт документы еще на одну специальность и выбирает опять-таки дневную форму. Во-первых, одновременное обучение в двух ВУЗах на очной форме невозможно физически. Во-вторых, это запрещено законом.

Возможен вариант, когда студент проходит обучение на дневной форме и подаёт документы на заочную форму другой специальности. Наиболее популярным является заочное параллельное обучение. В последующем пункте мы поговорим и достоинствах и недостатках параллельного обучения.

Если абитуриент выбирает параллельное обучение, ему желательно подавать документы на связанные между собою дисциплины. К примеру, если в качестве основного направления выбран «Менеджмент», то дополнительным может стать «Управление персоналом». Работодатели отдают предпочтение тем специалистам, у которых имеется два или больше диплома о высшем образовании. Во-первых, это большая редкость. Во-вторых, это говорит о высоком профессионализме и самодисциплине кандидата.

Параллельное обучение позволяет за сравнительно короткий промежуток получить сразу два полноценных диплома о высшем образовании. Кроме того, параллельное обучение имеет и ряд других преимуществ:

  1. Студент получает возможность для получения практических навыков и профессионального развития. Постоянное самосовершенствование является обязательным для человека, который ставит перед собой максимальные задачи. Освоение сразу двух специальностей позволяет быстрее наполнять копилку знаний и достигать высоких моральных и материальных стандартов.
  2. Параллельное обучение является очень удобным. В некоторых учебных заведениях, студент, который учиться на две связанные между собой специальности, имеет возможность сдавать общий экзамен только один раз. Но такая привилегия доступна далеко не для всех учащихся.
  3. Обучаясь одновременно в двух ВУЗах, студент получает возможность освоить базовые принципы планирования своего времени. Полученные навыки обязательно понадобятся в дальнейшем. Грамотный тайм-менеджмент может стать одной из основ будущего карьерного роста.
  4. У студентов, которые получат сразу два диплома, гораздо больше шансов занять высокооплачиваемую должность. Работодатели часто обращают внимание на универсальность кандидата и отдают предпочтение тем, кто может совмещать сразу несколько должностей.
  5. Параллельное обучение - это далеко не всегда шесть лет непрерывной учёбы. Если у студента уже имеется диплом о высшем образовании, то следующие он может получить уже спустя три года учёбы.

Подводим итоги

Мы рассмотрели основные преимущества параллельного обучения, и теперь можно сделать вывод, что данный вариант открывает перед абитуриентами широкие возможности. Студент, который обладает сразу двумя дипломами, имеет больше шансов получить высокооплачиваемую работу. Кроме того, такие сотрудники высоко ценятся руководством и могут рассчитывать на быстрый карьерный рост.