Школа – библиотека: активные формы взаимодействия. Современные аспекты взаимодействия детских библиотек и общеобразовательных учреждений г. Орла Формы взаимодействия школьных библиотек с детскими

На Земле есть три главные ценности – это хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, и книга, чтобы не заканчивалась связь времен.
Во все времена книга была и остаётся одним из лучших средств воспитания человека. Сегодняшний мир иной. В современной России меняется способ приобщения людей к культуре: идёт вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации.

Начну с факта, которым поделилась со мной знакомый библиотекарь. По случаю столетия со дня рождения Агнии Барто библиотекарь пришла в первый класс, чтобы рассказать детям об этом поэте. Предварить свой рассказ она решила игрой «Начинаю – продолжайте». С полной уверенностью, что школьники хорошо знают стихи Барто и будут отвечать хором, она начала: «Наша Таня громко плачет…». Но вопреки ожиданиям, хора не последовало. Недоумевая, библиотекарь произнесла строчку другого стихотворения: «Уронили Мишку на пол…». Класс продолжал молчать. «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу…». Никто не подхватил и эти строки.

Ведь беда не в том, что ребёнок, доживший до семи лет, не знает строк Барто, а в том, что он не пережил вместе с этими четверостишиями жалости к упавшему Мишке, у него не возникло нравственного импульса вылечить его, прижать к себе, утешить. Он не испытал того, что испытала я, вспоминая свои первые читательские впечатления, связанные со стихами Агнии Барто. Сейчас я поражаюсь, какое богатое содержание я вкладывала тогда в эти простенькие стишки.

Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Своё участие в этом процессе я, как учитель, вижу в создании благоприятных условий для духовного становления юного читателя, приобщения его к чтению. Это создание единого читательского пространства при продуктивном взаимодействии школы, библиотеки, семьи. Мои нынешние ученики – выпускники начальной школы. По итогам прошлого учебного года мой класс признан победителем в номинации «Самый читающий класс» лицея. Предыдущий выпуск занял первое место в городском конкурсе «Самый читающий класс» среди 6 – х классов.

С чего же я начинаю работу с каждым новым составом учащихся по формированию читательской активности? С исследования воспитательного потенциала семьи, в которой воспитываются дети. На родительском собрании я провожу анкетирование родителей, которое позволяет выявить, какое место занимает чтение в семье, имеются ли домашние библиотеки, существуют ли традиции семейных чтений, читательские предпочтения родителей для детского чтения.

Основная масса родителей моего класса делала выбор в пользу классической литературы. Это очень важно: чем выше уровень читаемого произведения, тем выше и значение чтения. Всё самое светлое, чистое, высокое и человечное в человеке зарождается первоначально с голоса читающей матери, а позже – в самостоятельном чтении.

Таким образом, во многих семьях моего класса изначально были созданы условия для успешного формирования ребёнка – читателя. В.А.Сухомлинский утверждал: "Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».

Первым помощником в приобщении моих учеников к чтению стала центральная детская библиотека. С этой целью была разработан проект «Талантливые читатели», который реализуется в тесном контакте с библиотекарями ЦДБ, с родителями. Проанализировав возможности школьных программ, изучив современные технологии, мы выстроили систему работы по формированию активного читателя.

Проект «Талантливые читатели» включает:

  • Часы общения с книгой.
  • Разнообразные формы занятий по внеклассному чтению: занятие – праздник, читательская конференция, устный журнал, литературная гостиная, литературный ринг.
  • Библиотечно-библиографические часы с использованием мультимедийных технологий.
  • Экскурсии и посещение книжных выставок.
  • Конкурсы сочинений и рисунков.
  • Конкурсы «Лучших читателей года».
  • «Школа дедушки Краеведушки».
  • Конкурс читательской симпатии «Моя любимая книга».
  • Курс «Закон изучают малыши». «Я и мои права».
  • Кружок «Юные помощники библиотеки».

Талант читателя начинается с таланта библиотекаря. Библиотекари ЦДБ Бань О.Н., Кондратьева Л.Г., Лыкова И.А., Рихтер Т.Г. и Солдатова Н.А. виртуозно владея методикой воспитания читательского таланта, находят новые пути к читателю, думают о завтрашнем дне России, её духовном богатстве и интеллектуальном потенциале. Их занятия в рамках проекта «Талантливые читатели» отличались неординарностью подходов и решений, были направлены на рекомендацию лучших книг без назидания и на пробуждение желания у ребёнка читать хорошее, а не плохое. В лице библиотекарей я обрела единомышленников по формированию души ребёнка, предоставлению пищи для ума и сердца.

Эта кропотливая работа обеспечила положительные результаты. Наш бесспорный приоритет в продвижении чтения – оригинальные книжные выставки. Красиво, ярко оформленная выставка всегда привлекает внимание детей. Дети посетили очень много обзорных выставок. Это выставки к 80-летию В.Бианки, к 100-летию А.Линдгрен («Волшебница из Стокгольма»), «Моя Хохотания» (к 55-летию Н.Носова), «Что лежит в портфеле?», «Чудеса со всего света», «Из глубины веков», «Лесная азбука», «В гостях у сказки», «Королевство приключений», «Нет книги популярнее на свете», «Листая книжные страницы – мы путешествуем по краю», «Я выбираю здоровье», «В начале жизни школу помню я», Книжные выставки-диалоги сопровождаются рекомендациями и обзорами новых периодических изданий. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Дети познакомились с творчеством Б. Житкова, В. Чаплиной, Е. Пермяка, А. Линдгрен, С. Маршака, Э. Успенского А. Толстого, М. Пришвина, С. Михалкова. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве». Дети с удовольствием принимают участие в выставках, которые создают сами. Это выставки – настроение. Мы предлагаем поставить на неё книги, которые соответствуют заданным вопросам.

Эту книгу…

  • Я перечитываю часто…
  • Открыла для меня мама (папа, бабушка)…
  • Читаю, когда мне грустно, весело, одиноко, хочу поразмышлять…
  • Всегда смеюсь, когда читаю…
  • В этой книге узнаю себя и своих друзей…
  • Читаю, чтобы лучше понять родителей…

В рамках этой выставки «Такие разные детские книги» состоялся конкурс «Реклама книги», где детям нужно было, как можно интереснее рассказать о любимой книге.

Не всякий читатель удостоится персональной выставки! Поэтому выставка – бенефис стала наградой и поощрением для активных детей, которых отличают разносторонние читательские интересы и широта кругозора. Такие выставки – хорошая реклама для всех остальных – ведь дети скорее прислушаются к рекомендации сверстников.

Познавательный час «Саамы – олений народ», викторины «Краеведческий калейдоскоп» и «Чахкли на поле чудес», час фольклора «Игры и игрушки северных народов», литературный час «Сказ об Октябрине Вороновой», час информации «Пешеходные прогулки по Мончегорску, поездка на родину саамов – село Ловозеро, посещение Лапландского заповедника в рамках программы «Школа дедушки Краеведушки», способствовали введению растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его жизнь. Свои впечатления дети оформили в виде сочинений «История моей улицы», «Родина саамов», «По заповедным тропам».

Участие в программе «Закон изучают малыши» позволило детям прочитать много произведений различных жанров, где нарушались права литературных героев. Занятия способствовали развитию личности, проводились в групповой форме, дети объединялись по интересам, готовили творческие задания, инсценировки.

Мои дети – активные участники литературных праздников «Весёлый день с Сергеем Михалковым», «Мы все из Лённеберга» (к 100-летию А.Линдгрен), «Как-то раз под Новый год», «О братьях наших меньших», «В гостях у домовёнка Кузи».

Очень интересно прошёл конкурс «Новые приключения барона Мюнхгаузена». Прочитав истории Р. Э. Распэ о самом честном человеке на свете – Бароне Мюнхгаузене, мальчики решили посоревноваться с ним в честности, и рассказали свои, совершенно правдивые истории.

Помощником в развитии творческой активности моих четвероклассников выступил Кир Булычёв, любимый детьми писатель, известный им по серии книг об Алисе, гостье из будущего. Детям понравился парад планет, созданных ими и представленных в проекте «Тайны новых планет».

Читательская конференция в форме турнира литературных героев по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (по произведениям Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» и И.Пивоваровой «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 «А» класса») способствовала развитию самостоятельности, кругозора, предоставила возможность ребёнку самореализоваться как грамотному читателю.

Праздник «Восьмое чудо света», посвящённый Дню Матери, подарил радостное настроение, заряд бодрости всем, кто принял участие в его проведении. В этот прекрасный день добрые слова самому близкому человеку посвятили постоянные читатели библиотеки, четвероклассники, пришедшие на праздник вместе со своими мамами. Дети и их мамы узнали об истории проведения праздника в России и других странах, о традициях празднования Дня Матери. А с каким трепетом, с каким волнением, с какой любовью детьми, участниками городского конкурса компьютерного творчества «Весёлая семейка», выполнены презентации, посвящённые самым близким им людям.

В третьем классе был создан кружок «Юные помощники библиотеки». Лидеры чтения выступают с сообщениями о прочитанном, проводят обсуждения книг, знакомят с новинками художественной литературы.

В конце учебного года в библиотеке проходит награждение самых активных читателей в разных номинациях: «Самый активный читатель», «Самый внимательный читатель», «Самый вдумчивый читатель». Число таких читателей с каждым годом становится всё больше.

Несомненно, формирование человека читающего невозможно, если таковой не является его семья. Именно в лице родителей я обрела надёжных помощников, углубляющих любовь к книгам и самостоятельному чтению. Я познакомила родителей с основными идеями проекта «Талантливые читатели». Каждому родителю был вручен красочный буклет о детской библиотеке, были даны советы и рекомендации в выборе литературы для домашнего чтения. Родительским активом класса создана книга «Как приучить ребёнка к чтению» (советы для родителей). Каждой семье вручена специальная памятка «Научите ребёнка любить книгу». С участием родителей в классе создан уголок внеклассного чтения, в котором оформляются книжные выставки, дан рекомендательный список, советы читателю.

Сейчас я с уверенностью могу сказать, что результат трёхлетней работы не прошёл даром, мои ученики читают, читают с удовольствием. Подтверждением моих слов являются результаты микроисследования, проведённого членами научного общества «Юный эрудит». По результатам анкетирования книга занимает достойное место в перечне ежедневных досуговых занятий учащихся моего класса. В их духовной жизни не преобладают мультики и комиксы. Нравственные ориентиры, изложенные в художественной литературе, являются основой духовного роста моих учеников. Такая форма совместной работы библиотеки, школы, семьи оказалась эффективной и продуктивной, велась работа планомерно, организованно и целенаправленно в течение четырёх лет обучения детей в начальной школе и способствовала развитию личности ребёнка, обеспечивала поддержку духовной жизни ребёнка. В наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Использованная литература :

  1. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006
  2. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения.//Модылевская Г.И. – Начальная школа. – 1997. – № 5
  3. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.

ИЗ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ

ИМ. Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО "В ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"

Ройтблат Татьяна Федоровна

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет, обретши, ропщет и бунтует…

Ф. Тютчев

Духовно – нравственное воспитание складывается из многих моментов: это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных ценностей, воспитание любви к своей малой Родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Чтение - неотъемлемая часть нашей жизни. Перефразируя известное выражение можно сказать: «скажи мне, что ты читаешь, и я скажу – кто ты». Трудно переоценить роль библиотек и чтения в процессе духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовность неотделима от нравственности, а нравственность, в свою очередь, напрямую связана с религией.

Начало XXI века ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения. Наступил век компьютеризации и интернета.

Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно – нравственную, деятельную личность – патриота и гражданина России. Думаем, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентноспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.

К сожалению, большинство наших воспитанников лишены элементарного образца воспитанности и нравственности даже в кругу своей семьи. У детей, поступающих к нам в центр, наблюдается дефицит непосредственного эмоционального общения ребенка с близкими взрослыми, особенно с матерью, оказывает отрицательное влияние на его психическое развитие. Под влиянием недостаточного или нарушенного общения дошкольники становятся пугливыми, безынициативными, нелюбознательными, что является характерной особенностью воспитанников центра.

Эти дети испытывают трудности в процессе восприятия, что, прежде всего, проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им образовательный материал. Наблюдаются недостатки всех видов памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, дети испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и во времени.

Речь воспитанников качественно отличается от речи их сверстников, живущих в семьях: бедный словарный запас (особенно активный), плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.

Хотим отметить, что Национальная программа поддержки и развития чтения нацелена на «повышение культурной компетентности граждан России за счет роста читательской активности.

В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь – это семья, школа и библиотека. В нашем случае для ребят «Социально – реабилитационный центр «Гармония» исполняет роль «семьи». Именно эти «три кита» должны способствовать «повышению интеллектуального потенциала нации, стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно – важных проблем, достижению стратегических целей развития страны».

Делая анализ методов привлечения детей к чтению, учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, мы разработали проект совместной деятельности с библиотекой им. Р. Рождественского, девиз которого: «Библиотека – дом, открытый для каждого ребенка», направленный на создание гармоничных условий для духовно – нравственного воспитания детей в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей.

Целью проекта является организация свободного времени детей и привлечение их к чтению.

Задачи, поставленные в проекте:

    Создание условий, формирующих читательскую и информационную культуру детей и подростков.

    Разработка мероприятий и познавательных программ, направленных на приобщение детей к чтению и культуре.

Опыт работы взаимодействия с библиотекой в деле возрождения традиций по духовно – нравственному воспитанию среди детей и молодежи измеряется не одним годом. Формы работы самые разнообразные.

Формы работы с детьми:

    Занятия, дискуссии, беседы, круглые столы, проектная деятельность.

    Творческая художественная деятельность детей.

    Проведение совместных праздников.

    Тематические вечера эстетической направленности.

    Организация выставок.

    Театрализованные постановки духовно – нравственного содержания.

    Творческие вечера, встречи с интересными людьми.

Очень важно создать уют и комфорт в библиотеке, вызвать интерес детей к книге. С помощью различных форм работы и с учетом разных возрастных категорий были разработаны следующие направления:

    Духовно – образовательное:

    Показ фильмов о духовном возрождении нашей страны и г. Омска

    Организация праздников светского и церковного календарей с показом презентаций и художественных фильмов

    Проведение мероприятий, направленных на изучение русских традиций и обрядов

    Фольклорный праздник украинского культурного центра «Cipiйклiн», посвященный «Дню Святого Николая».

Данное направление позволяет расширить знания ребят об истории России, узнавать новое о традициях и культуре нашего народа.

2.Воспитательно – оздоровительное (мероприятия):

    «Детство, опаленное войной»

    «Честь имею»

    «Путешествие в страну добрых дел»

    «Царство Закон, царство Беззаконие»

    По профилактике вредных привычек «Три ступени, ведущие вниз» (наркомания, алкоголизм и табачная зависимость) с просмотром документальных роликов

Новые информационные технологии стали средством привлечения ребят в библиотеку. «Говорящие книги» позволят прослушивать лучшие детские произведения в исполнении известных артистов. С помощью интернета находим нужные произведения.

    Документальный фильм «Ленинград в борьбе»

    Просмотр художественного фильма «Жила – была девочка»

    «Жизнь животных зимой»

    «Счастливое детство в стране Муми - тролей»

    Культурно – познавательное (мероприятия):

    «Омск – любимый город»

    Мой город – капелька России»

    «По дорогам сказок»

    «Викторина по сказкам Пушкина»

    «Сказки народов мира»

    «Любимые герои сказок Андерсена»

    «У Лукоморья» праздник по произведениям А. С. Пушкина

    Праздник по творчеству поэта – земляка Т. Белозерова «Лесной плакунчик».

    Встреча с детскими писателями Светланой и Николаем Пономаревыми и их книгами.

Наряду с традиционными методами работы в библиотеке используем и нетрадиционные: знакомство детей с книгой через игру, театрализованные постановки произведение детских писателей.

    Встреча с детской писательницей Ольгой Колпаковой «Писатели – детям»

    Праздник «Профессия вечная библиотечная»

    «Веселая переменка» - праздник к дню знаний

    Просмотр х/ф «Первоклашка»

    «Популяризация творчества Роберта Рождественского «Мгновения, мгновения, мгновения…»

    мероприятие «Небесные первопроходцы» к Дню космонавтики.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны, организаторами которых являются не только школы, но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению. А чтение является одной из основ формирования личности гражданина.

Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача нашего учреждения – раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина, способного жить в современном мире.

Надеемся, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.

Список литературы:

    «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским Книжным Союзом. 21 ноября 2006г., Москва.-[электронный ресурс] - Режим доступа.-

http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 06.10.2014г.)

    Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2009. – 67 с.

    Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. -М.: Традиция, 2001.- 280с.

В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория и методика обучения и воспитания

(по областям и уровням образования)

Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.

Interaction of school, library and family in education of Reader.

Дорофеева С. В. Петрова О.А.

Россия. Республика Саха (Якутия). МБОУ « Мар-Кюельская СОШ»

Dorofeeva S.V., Petrova O.A.

Russia, Republic of Sakha (Yakutia), MBOU “Mar-Kuel high school”

Аннотация: В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Annotation : In this article reading is considered as one of the methods of work with information and the method of education and development of pupil.

Ключевые слова: взаимодействие, детское чтение, формы внеурочной деятельности

Key words : interaction, childhood reading, forms of extracurricular activity

В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места.Его вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.

Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих - школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д.

Тема детского чтения на современном этапе наиболее глубоко изучается социологами и психологами Чудиновой В.П., Голубевой Е.И., Малаховой Н.Г.Для анализа данной проблематики важны работы Сметанниковой Н.Н., Самохиной М.М., Харитоновой О.И., в которых исследовались социально-психологические основы интереса, мотивов чтения в детском возрасте. Интересен опыт проектной работы Тихомировой И.И.обосновавшей основы подготовки родителей как активных помощников и библиотекаря, и учителя в деле приобщения детей к книге и чтению.

М. М. Безруких считает, что фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения . Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе - научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:

  • плохое обучение ребёнка чтению;
  • не поддержание интереса ребёнка к чтению;
  • необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По утверждению М. М. Безруких, нужно объяснить ребёнку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но как утверждает М. М. Безруких, в России, на современном этапе, это не делается [ 3, с.21] .

Одним из факторов проблемы детского чтения в России, как отмечает С.А.Денисова - воспитание в семье. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье .

Таким образом, можно сделать вывод, что многие исследования в области детского чтения, до сих пор актуальны для педагогического и библиотечного сообщества.

На протяжении многих лет методические объединения учителей начальных классов, гуманитарного цикла МБОУ «Мар-Кюельская СОШ», библиотекарь сельского филиала ведут совместную деятельность для развития интереса к чтению обучающихся.

Мы представляем вашему вниманию некоторый накопленный опыт в организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи. Определили следующие направления работы взаимодействия библиотеки и школы:

Формирование читательской потребности;

Развитие читательской и информационной культуры;

Обучение основам ББЗ, умению работать с информацией.

Формы работы:

Осуществление совместных проектов, программ элективных курсов, внеаудиторных занятий;

Разработка перечня литературы внеклассных чтений;

Совместные мероприятия, акции, конкурсы,привлекающие внимание к чтению;

Внеклассная работа;

Организация и проведение НПК.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях библиотек, в учреждениях дополнительного образования, ведется работа с семьями учащихся.

Формы работы:

Совместные проекты, акции;

Родительские собрания;

Семинар-практикум;

Конкурсы «Самая читающая семья»;

Участие семьи на заочных, дистанционных викторинах.

Благодаря совместной деятельности школы, семьи, библиотеки приняли участие на конкурсе творческих проектов по целевой программе РС(Я) «Создание условий для духовно- культурного развития народов Республики Саха (Якутия)» с проектом «Волонтеры книжной культуры» .

Целью проекта было привлечение новых читателей и формирование у них положительного имиджа чтения посредством достижения максимально комфортной среды в библиотеке, продвижение именно качественной литературы, которая воспитывает нравственность, гражданственность, патриотизм и любовь к родному краю; развитие семейного чтения. Главной целью проекта явилось - внести вклад в воспитании поколения духовно и нравственно активных граждан – волонтеров книжной культуры.

В рамках проекта планировалось проведение цикла мероприятий, направленных на выполнение вышеназванной цели:

1. Проведение научно-практической конференции «Маар-Куелум – мин дойдум» для дальнейшего изучения истории наслега.

2. Выпуск информационного бюллетеня «Панорама+».

3. Ведение при библиотеке элективного курса «Библиокалейдоскоп» для школьников.

4. Создание благоприятных условий для проведения досуга в библиотеке с целью просмотра, чтения как традиционных, так и электронных носителей информации, особенно по правовым вопросам.

Целью педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становлению личности школьника . Был реализован проект «Моя семья в годы войны», авторами которого явились учащиеся 7-8 классов. Целью проекта было не только изучение истории родного села во время Великой Отечественной войны с изучением истории своей семьи, но и создание книги о родных, написанной самими учениками

Проект реализовывался по следующему плану:

Участники проекта разделились на следующие группы:

  • 1 группа - сбор и обработка материалов
  • 2 группа - разработка маршрута марш-броска «Мар-Кюель - Бордуолах», по местам, где установлены памятники
  • 3 группа - компьютерная верстка материалов.
  • Тематические классные часы, посвященные 65-летию Победы:
  • «Наши земляки – ветераны войны и труда», «Памятники в нашем селе»,
  • «Война в судьбе моей семьи».
  • Публикация сочинений на школьной газете . Сочинение учащихся « Моя семья в борьбе за Победу».
  • Акция добрых дел . Тимуровские выходы.
  • Марш – бросок по местам, где установлены памятники землякам-воинам.
  • Школьный фестиваль «Салют, Победа! » . Литературно-художественный монтаж «Моя семья - частичка Победы».
  • День Победы. Встреча с бабушками, дедушками - ветеранами тыла на торжественном митинге. Участие на военном параде.
  • Вахта памяти. Факельное шествие 9 мая
  • Военно-спортивная игра «Зарница »

Итогом проекта явился выпуск книг «Моя семья в годы войны», «Никто не забыт, ничто не забыто». Состоялась презентация новых книг, где были приглашены ветераны тыла и труда. Живое общение с «героями» книги стало незабываемым моментом мероприятия.

Учитель - это человек, призванный стимулировать школьника к самообразованию через удовлетворение его читательских потребностей. Виды внеклассной работы по привлечению интереса к чтению учащихся необычайно многообразны. Они делятся на три большие группы:

  • постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, элективные курсы, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
  • эпизодические (викторины, конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологическим оборотам, басням;
  • комбинированные формы внеурочной работы – неделя русского языка и литературы, декада славянской письменности. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера, защита презентаций и много другого.

Ежегодно проводятся Неделя русского языка и литературы, Неделя детской книги, декада, посвященная Дню славянской культуры и письменности и Всероссийскому дню библиотек. Итогом этих мероприятий является выявление самого читающего класса, самого читающего ученика класса и школы, которым вручаются грамоты с присвоением соответствующих номинаций.

Комбинированные формы внеурочной работы активно используются в проведении Недели детской книги. Каждый год организаторы недели стараются разнообразить формы проведения мероприятий, чтобы у детей не ослабел устойчивый интерес к книге и библиотеке. Неделя детской книги для учащихся начальных классов прошла под названием «Корнею Чуковскому - 125».

Программа недели:

1-й день. Ознакомление с программой недели.

2-й день. Классные часы: беседа о жизни и творчестве писателя, громкое чтение сказки «Телефон» и отрывка из сказки «Доктор Айболит».

3-й день. Выставка рисунков по сказкам писателя.

4-й день. Викторина «Сказки Чуковского»

5-й день. Литературный утренник «Путаница дедушки Корнея»

6-й день. Подведение итогов, вручение призов.

В проведении утренника приняли участие учащиеся 5-6 классов, им помогали активисты из 11 класса (члены редколлегии школьной газеты «Вестник школы»). Они представили две сказки Корнея Чуковского - «Путаница» и «Федорино горе».

Таким образом, такие мероприятия не только пробуждают интерес учащихся к чтению, но и продолжается преемственность поколений – старшеклассники были ведущими, учащиеся среднего звена представляли героев сказки, младшие школьники были одновременно и зрителями, и участниками.

Для первоклассников организуется ежегодная традиционная церемония посвящения в читатели с экскурсией по библиотеке, с проведением библиотечного урока «Запись в библиотеку»и театрального представления «Книжкино царство – мудрое царство», в ходе которого литературные герои наглядно показывают правила обращения с книгой, проводят игру-викторину«Угадай, кому принадлежит эта вещь?» и в конце вручают юным читателям книги с закладками. В роли литературных героев выступали юные кружковцы.

К эпизодическим видам внеклассной работы относятся викторины , конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологические обороты, басни.

Был проведен тематический вечер «Крылатые слова», посвященный инсценировкам по фразеологическим оборотам русского языка. На вечере принимали участие школьники с 5 по 11 классы. Каждый класс заранее получил задание раскрыть содержание трех фразеологических оборотов посредством их воплощения на сцене, при оценке учитывалась доходчивость восприятия зрителями показанного фразеологического оборота. Ребята с заданием справились, некоторые фразеологизмы зрители угадывали сразу, но иногда не могли точно воспроизвести фразеологический оборот, в некоторых случаях показанные номера не угадывались, но запоминались.

Таким образом, есть надежда, что цель тематического вечера если не полностью, то частично была достигнута – демонстрированное лучше запоминается, чем услышанное.

В год семьи совместно со школьной библиотекой был организован конкурс «Самая читающая семья» для учащихся начальных классов и их родителей и для учащихся среднего звена и их родителей.

Программа конкурса:

  1. Беседа «Роль книги в воспитании детей».
  2. Обзор «Моя домашняя библиотека».
  3. Этапы конкурса для учащихся начальных классов и их родителей:

Сказки Шарля Перро;

Почти буриме (по стихам классиков литературы детских писателей Корнея Чуковского и Самуила Маршака);

Из истории родного наслега;

Классики якутской литературы (по книге К.Туйаарского «Таабырынна таайыц»);

Блиц-турнир.

4. Этапы конкурса для учащихся среднего звена и их родителей: - Сказки и жанр фантастики;

Якутская и русская литература;

История родного края;

Искусство. Культура.

Блиц-турнир.

Участники в начале конкурса рассказывали о досуге в семье, о своей домашней библиотеке и делали обзор из своей домашней библиотеки «Моя самая первая книга» и «Моя самая любимая книга». Приняли участие 8 семей. Каждая семья получила памятные книги об участии на конкурсе.

В рамках ФГОС учителя начальных классов разработали и проводят внеаудиторные занятия «Учимся успешному чтению», «Что за прелесть, эти сказки». В библиотеке вели элективный курс «Руководство чтением» для учащихся 5-6 классов.

Ребята приобщаются к культуре чтения, основам ББЗ, узнают о творчестве писателей и поэтов, также активно принимают участие в организуемых библиотекой мероприятиях.На занятиях элективного курса детям дается толкование фразеологизмов, проводятся игры-пятиминутки «Литературное лото», «Чей портфель тяжелее», на которых ребятам даются различные задания. Например: на отдельных карточках пишутся имена писателей и их произведения, ребята должны правильно подобрать их. Такие задания прививают детям навык обращать внимание на авторов произведения. В ходе игры «Чей портфель тяжелее» дается задание, например, написать в течение минуты существительные на букву Э. Побеждает тот, кто не только много слов подобрал, но и грамотно их написал. Так на занятиях в форме игры ребятам прививаются навыки овладения русским языком.

С целью изучения истории наслега была проведена научно-практическая конференция «Маар-Куелум – мин дойдум». Организаторами конференции стали школа и библиотека. На конференции выступали учащиеся, учителя, родители школы. Конференция работала по 7 секциям:

  • Предприятия села
  • Ими гордятся жители села
  • Земляки-писатели
  • Топонимика
  • Династии
  • Демография

Было представлено 28 докладов. Участие на конференции ветерана труда и тыла Петрова Е.Н., ветерана педагогического труда Максимовой М.Н. повысило интерес к мероприятию. Выступление Марии Николаевны о местном писателе Рудольфе Дорофееве вызвало внимание жюри.

Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Совместная плодотворная работа школы, семьи и детской библиотеки в данном направлении показала следующие результаты:

  • увеличилось число читателей в библиотеках;
  • значительно повысился уровень мотивации и культуры чтения;
  • благодаря внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам читатели-школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей;
  • ученики принимают активное участие в школьных и улусных, региональных, республиканских НПК, конкурсах сочинений, викторинах занимают призовые места.

Получение стабильного успеха с перспективой на будущее возможно при условии тесного взаимодействия семьи, библиотеки, школы и при поддержке на местном, региональном уровнях.

Современные аспекты взаимодействия детских библиотек и общеобразовательных учреждений г. Орла

21 век - информационный век, когда знания приобретают особую ценность. Сегодняшнего ученика невозможно представить без постоянного пополнения своего багажа знаний, а значит, постоянного взаимодействия с потоком различной информации. Кто же поможет разобраться и научит ориентироваться в сложных лабиринтах информационного пространства? Ответ очевиден - это библиотека.

Во все времена ученики отправлялись за нужной информацией в библиотеку, а библиотеки всегда оперативно откликались на меняющиеся интересы и запросы детей и подростков. И сегодня, становясь авторитетными центрами просвещения и поддержки образования, обеспечивая преподавателей и учащихся информацией, библиотеки играют важную роль в развитии образования.

Не секрет, что в настоящее время мотивация обращения подростков в библиотеки обусловлена, как правило, учебными запросами. Можно выделить несколько типов - это потребность в тексте для подготовки к уроку, потребность в документах, содержащих информацию по какой-либо теме для выполнения задания по разным предметам (сочинения, доклады, сообщения и т. д.). Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности , т. к. возрастает значимость делового чтения, а чтение как способ отдыха активно вытесняется телевидением, компьютерными играми. Но особую роль в становлении и развитии человека продолжает играть книга. Поэтому, сегодня необходимо больше внимания уделять активации читательской деятельности школьников. По мнению врачей, чтение традиционных книг на бумажных носителях является более физиологичным процессом для детского и подросткового организма.

Библиотекари же, развивая интерес школьников к обучению и оказывая помощь учителям и родителям, предлагают широкий выбор информационных источников. В Центральной детской библиотеке им. и в библиотеках-филиалах МУК «ЦБС г. Орла» учащиеся общеобразовательных учреждений получают не только книги и периодические издания по какой-либо теме, но и возможность самостоятельно позаниматься с помощью компьютера. Часто в качестве основного источника информации используется Интернет. Популярным его сделала доступность и возможность получения сведений практически по любым вопросам. Ориентируясь на новейшие электронные технологии, сотрудники библиотеки обращают прежде всего внимание на качество и этическое содержание информационных продуктов, побуждают учеников искать, оценивать, использовать информацию из различных источников, чтобы сравнивать и думать, иметь собственное мнение. Но в библиотеке на первом месте все же книга.

2010 год объявлен Годом учителя. Одной из основных задач для Центральной детской библиотеки им. и детских библиотек - филиалов на этот период является укрепление сотрудничества с образовательными учреждениями, оказание помощи учебно-воспитательному процессу, способствование укреплению престижа профессии педагога. Одно из важных направлений работы библиотек - информационная поддержка и оказание консультативной помощи педагогам по вопросам детской литературы и детского чтения. В ЦДБ им. ведётся картотека групповой и массовой информации, выпускаются методические пособия: «Играем в математику», «Путешествие в Пушкинское государство», «Уроки милосердия и доброты», «С детьми играть - ум-разум развивать». Для школьников разных возрастных групп составляются рекомендательные списки летних чтений. Запланирован выпуск буклета «Мудрые заповеди народной педагогики».

Не остаются без внимания и наши коллеги - библиотекари школьных библиотек города. Для них проводятся обучающие семинары. В прошедшем учебном году на базе библиотеки им. состоялся семинар «Детская библиотека - информационный центр по проблемам детства» и совместно с библиотекой им. День специалиста «Проблемы и перспективы организации патриотического воспитания в системе взаимодействия муниципальных учреждений». На следующий учебный год запланирован семинар «Детская библиотека, как важнейший сегмент учебно - воспитательного процесса». В соответствии с профилем семинара готовятся и раздаются методические пособия, дайджесты, рекомендательные списки и т. д..

Для того, чтобы совместная деятельность библиотек и учебных учреждений носила системный характер, заключаются договоры о сотрудничестве, разрабатываются планы, которые согласовываются с учебными заведениями, составляются специальные программы. Как известно, в библиотеке им. с 2007 года действует «Центр развивающего чтения», работа которого планируется на основе комплексной программы «Растём вместе с книгой». Программа предполагает взаимодействие библиотекарей, педагогов, детей, родителей, психологов.

Организация совместной деятельности педагогов и библиотекарей происходит через различные методы и разнообразные формы, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Так, в рамках программы проводятся уроки внеклассного чтения с учащимися младших классов школ № 2 и № 23 под названием «Классное внеклассное». Такие уроки давно практикуются в библиотеке, цель их не только в том, чтобы ознакомить учащихся с лучшими образцами детской литературы, но и постараться научить работать с текстом, т. е. воспитать вдумчивого читателя. Тематика согласовывается с преподавателем.

Формы уроков разнообразны. Это беседы, посвященные знаменательным датам и творчеству писателей, литературные ринги, игры-путешествия, КВНы. Например, в этом учебном году были проведены: литературный ринг по сказкам Ш. Перро и игра-путешествие по произведениям Андерсена, прошли Часы писателя, посвященные творчеству Николая Носова, Евгения Чарушина, Бориса Житкова. Школьники приняли участие в KBНе по сказкам братьев Гримм. Первоочередная задача таких уроков, как впрочем и любого мероприятия - дать детям новые знания, расширить круг их чтения, способствовать развитию речи и форм общения.

В библиотеке им. практикуется проведение совместных
праздников, организаторами и участниками которых наряду с библиотекарями выступают педагоги и родители. Например, в подготовке новогоднего праздника «Весёлых масок карнавал» приняли участие преподаватель и родители второклассников школы №2, а утренник «Мамы разные нужны, мамы разные важны», посвященный Дню 8 Марта, проведён с участием педагога и родителей 1 «А» класса шк. № 29.

Филиал № 13 им. A. M. Горького на протяжении многих лет работает в тесном контакте со школой-лицеем № 4 и школой № 27. По просьбе педагогов для них разрабатываются мероприятия на различные темы, проводятся Уроки мужества, Поучительные классные часы , деловые игры и т. д. Они - завсегдатаи литературно-краеведческой гостиной библиотеки, школьники постоянно встречаются с интересными людьми города.

У филиала № 14 им. сложилось давнее сотрудничество с лицеями № 1 и № 22. учащиеся этих школ - постоянные участники мероприятий, проводимых библиотекой. Надо отметить, что в последнее время дети сами подают идеи о форме и тематике следующих встреч. В библиотеке ведётся и интересная исследовательская работа. Был выбран один класс и для него разработана специальная программа «Учение с увлечением». И вот уже на протяжении четырёх лет библиотекари наблюдают, как меняются дети, какие эмоциональные чувства вызывает у них та или иная книга, то или иное мероприятие.

Развивая интерес школьников к обучению, библиотекари предлагают широкий выбор информационных источников, на практике воплощая смелые и своевременные идеи: организацию новых видов обслуживания, разработку и реализацию проектов, внедрение инновационных моделей работы.

Филиал №15 многие годы активно сотрудничает со школой №20 им. Гуртьева. В минувшем учебном году 6 «Б» класс стал участником областной детской патриотической акции «От Орла до Берлина», посвященной 65-летию Великой Победы, по итогам которой занял 3 место. В рамках акции было проведено несколько мероприятий, организованных библиотекой совместно с классным руководителем , которые были необходимы для работы над заданиями.

В практике ЦДБ им. имеется опыт проведения занятий духовно-нравственной тематики. Цикл занятий был специально разработан для 7 класса школы № 26, проводила их член Союза писателей России.

В детских библиотеках города ведётся работа по профориентации выпускников школ. В течение учебного года оформляются книжные выставки, проводятся просмотры и обзоры литературы, встречи с представителями различных профессий и учебных заведений города. Совместно с педагогом определяется круг интересов школьников и разрабатывается цикл занятий по профориентации.

В библиотеке им. Крылова издаётся экспресс-информация для тех, кто учится, собирается сдавать экзамены и стоит перед выбором: какое учебное заведение выбрать, каковы условия поступления и обучения. Состоялся просмотр «Выбрать профессию поможет журнал», проводятся презентации профессий («Экономическое чудо» - о профессиях менеджера, маркетолога, бухгалтера). Девятиклассники шк. № 29 посетили Центр профессионального самоопределения «Абитуриент», действующий на базе филиала №1 им. Тургенева. Они же стали участниками вечера-встречи «Хитрости профессии». Перед школьниками выступили представители медицинских профессий, а также преподаватели медицинского колледжа. С успехом прошёл Урок - дискуссия «Профессия для человека или человек для профессии», в котором приняли участие десятиклассники шк. № 26. На следующий учебный год запланирован Познавательный час «Запрограммированные люди», на котором будет говориться о профессии программиста.

Помочь подросткам в изучении и познании себя как личности, научить ладить между собой, познать законы коллектива и общества - таковы цели занятий с психологом. Они были организованы для 7 класса школы № 29 и проводились в течение учебного года. Темы занятий, согласованные с классным руководителем, разнообразны: «Современный мальчишка, какой он?», «С волками жить, по-волчьи выть?». На следующий учебный год запланированы не менее интересные темы: «Резкий тон - это признак силы и прямодушия?», «Трудности подросткового возраста, или Над кем смеётесь?». Не секрет, что развитие детского чтения напрямую зависит от чтения родителей. Поэтому свою педагогическую функцию библиотека проявляет и в сфере индивидуального общения с родителями, их консультирования. В ЦДБ им. продолжает действовать «Лекторий для родителей». Темы занятий разнообразны: «Прочитайте сами - прочитайте детям», «У истоков творческой личности», «Мудрости воспитания». Поддержка ценности чтения - такова цель выступлений библиографа на родительских собраний в школах. Вниманию родителей предлагается обзор новейшей детской литературы, литературы о совместном проведении досуга, литературы психолого-педагогического содержания, а также информационно-библиографических пособий, выпускаемых библиотекой.

С беседами «Чтение в семье» и обзорами, посвященными творчеству современных детских писателей, приходят на родительские собрания в школы №№ 12, 17, 34 библиотекари филиала № 16.

Всё это помогает родителям определиться в формировании круга чтения ребенка, а также найти ответы на волнующие вопросы в сфере воспитания. Не остаются без внимания и дети с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники вспомогательной школы № 14 стали участниками проекта «Красота, спасающая мир», все мероприятия которого были скоординированы с педагогами. В рамках проекта прошёл месячник «В прекрасное далёко я начинаю путь». Школьники стали участниками развивающего занятия, которое провела преподаватель художественной школы, состоялись встречи с детским поэтом и художником Орловского театра кукол, а воспитанники музыкальной школы им. B. C. Калинникова подготовили музыкальный подарок. Завершился месячник благотворительной акцией «Душа по капле собирает свет». Сотрудникам библиотеки удалось создать доброжелательную, непринуждённую атмосферу - в результате дети с удовольствием участвовали в разнообразных литературных конкурсах, мультвикторине, а в заключение все получили подарки.


Единомышленники

Мы пригласили директоров детских и юношеских библиотек отозваться на вопросы, поднятые темой этого номера. Ниже – их ответы-размышления. Надеемся, что читатели газеты обсудят эти материалы с коллегами. Мы будем благодарны Вам за продолжение разговора.
Участники заочной встречи: Нина Георгиевна Елфимова , директор центральной библиотеки для детей и юношества г. Новоуральск; Наталья Степановна Волкова , директор областной детской библиотеки им. В.А. Каверина г. Псков; Нина Николаевна Цыганова , директор областной юношеской библиотеки г. Липецк. Вопросы задавала газета «Библиотека в школе»

Детская библиотека – это…

– Детская библиотека – это территория покоя и радости, творчества и любви к миру, веры в себя и свою уникальность, право на свободный доступ к информации, возможность получения удовольствия от чтения и общения с другими детьми и понимающими взрослыми. Это богатство поможет ребенку уверенно войти в мир взрослых.

Детская библиотека – это особая развивающая среда для творческого воображения, нестандартного мышления, для познания себя и других, воспитания чувств и эстетического вкуса, нацеленности на открытие нового и передачу культурного наследия от поколения к поколению через книгу и диалог.

Детская библиотека – это место свободного общения ребенка с книгой, ребенка – со взрослым. Это пиршество для детского ума и сердца. Это – свободный доступ к фондам, документам, возможность общения, реального и виртуального. Это – среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно, поскольку в библиотеке соблюдается принцип предоставления информации в безопасной для читателя форме.

Детская библиотека – это фундамент интеллектуального резерва будущего цивилизованного общества, который способствует самораскрытию, самопознанию, и самовыражению ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.

Наша библиотека отличается от других тем, что…

Н.Е. Наша библиотека отличается от других тем, что появилась раньше, чем город, на целых два года (нам – 52 года, городу – 50). Она объединяет всех детей Новоуральска и имеет уникальный фонд на всех видах носителей. Мы активно внедряем наряду с традиционными, проверенными формами работы и новые, основанные на цифровых технологиях. Только в нашей библиотеке есть библиотечная программа «Да здравствует чтение творческое!», дистанционные литературные тренинги, авторские колонки библиотекарей на библиотечном сайте, виртуальная рекомендательная библиография, «Бурчалка»: диалог с подростками, информационный бюллетень, позволяющий вести диалог с коллегами, информационное кольцо: вебсайт «Дни воинской славы России», ток-шоу «Твой выбор» (по профориентации), молодежная премия в области литературы «Апельсин», «Литературные среды», клуб «Портал», творческое объединение «Серебряные перышки», городские интеллектуальные конкурсы индивидуалов 2–11-х классов и ежегодная библиографическая олимпиада. В библиотеке – дружный, творческий коллектив, который ведет многолетние наблюдения за миром читателя-ребенка.

Н.В. Наша библиотека достаточно традиционна по структуре, составу читателей, направлениям деятельности по отношению к другим библиотекам подобного типа. Как в каждой библиотеке, у нас есть интересные наработки (библиотеке исполняется в 2006 году 40 лет). Наиболее интересное из них в последние годы – это литературно-краеведческая деятельность. В 1995 году перед библиотекой открыт памятник героям романа В.Каверина «Два капитана», с 1996 года и по сей день работает литературно-патриотический клуб «Два капитана». А в 2002 году к 100-летию В.А.Каверина открыт уникальный музей – Музей романа «Два капитана».

Н.Ц. Наша библиотека отличается от других библиотек тем, что она выросла на газете «Первое сентября» и «педагогике сотрудничества» С.Соловейчика. Наши библиотекари всегда оказывали и оказывают психолого-педагогическую поддержку своим юным читателям, а также коллегам-библиотекарям в их творческом поиске новых методов работы. Поддержка инициативы – это главная характеристика нашей библиотеки, все последние 15 лет мы пытаемся создать модель появления, продвижения и поддержки любой культурной инициативы. Липецкая областная юношеская библиотека, являясь информационным и методическим центром для молодежи и воспитателей юношества области, одной из основных своих задач считает тесное сотрудничество со школьными библиотеками и библиотеками средних специальных учебных заведений, организовав для них постоянно действующую школу повышения профессионального мастерства.

Административные реформы. Как они Вам видятся и какова, по-вашему, в их свете судьба детских библиотек и пути выживания?

Н.Е. Любые административные реформы ожидаем с тревогой потому, что результат их чаще всего – «Хотели как лучше, а получилось…» Авторам реформ хотелось бы напомнить, что дети – это сегодня! Они не могут ждать! Все развитые страны поняли, что читающий ребенок – это генофонд нации. На детях экономить нельзя. Мы должны убедить правительство полюбить детей. Путь выживания – в четкой программе, доказывающей нужность детских библиотек, в единении (солидарности), в творчестве и поиске новых форм работы и услуг, в разработке механизма защиты прав юных читателей.

Н.В. Административные реформы – они нами не просто видятся, они ощущаются! Если говорить о 131 законе, то, вероятно, без поправок (подозреваю, что их будет немало) может быть уничтожена уникальная российская система библиотечного обслуживания детей. Что делать? Поднимать, пока не поздно, общественность, ведь от них, от будущих депутатов поселенческих советов, от родителей, педагогов зависит структура учреждений культуры, образования в поселениях.

Н.Ц. В нашей области и городе в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема существования сети детских библиотек. Перед библиотечным сообществом города и области стоит задача сохранения максимального количества детских библиотек и открытия новых. Для этого необходимо взаимодействие с тремя ветвями власти по вопросам библиотечного и информационного обслуживания, пропаганда необходимости интеллектуального развития подрастающего поколения посредством книги и библиотеки. Именно поэтому мы с тревогой обращаем внимание общества на то, что сегодня у граждан нет возможности представлять и защищать свои библиотечные права и свободы на уровне большой политики.

Школьная программа в работе детских библиотек – опора в работе, необходимое зло, тормоз для творчества, или…?

Н.Е. Школьная программа – это не опора в работе, не зло и не тормоз. Это необходимость, с которой приходится мириться. Программная литература, рефераты, сочинения… дают увеличение количества читателей, книговыдачи, посещаемости. Но детская библиотека имеет большие возможности расширить знания школьной программы и возможности для самообразования. Например, провести вечер «Вечные мотивы в творчестве писателей, поэтов, композиторов, художников» для старшеклассников, молодежный перекресток «Об этих книгах спорят» (Д.Браун, В.Пелевин, Е.Гришковец, Б.Акунин и др.), праздник читательских удовольствий «Веселые книжки веселых писателей» для маленьких, урок-сопереживание по серии «Мы вместе» для подростков.

В городе есть специализированные школы: экологические, экономические, с эстетическим уклоном… А в библиотеке есть программы «Экология души», «Новоуральский экоград», «МХК для малышей», «Культ-искусство»… Учащиеся этих школ постоянно приходят на массовые мероприятия в библиотеку. Большим спросом у старшеклассников всех школ пользуются беседы «Интернет о выборе профессии», у литераторов – «Интернет в помощь словеснику».

Приближается лето. Нашими постоянными посетителями будут ребята из городских школьных лагерей. У библиотеки есть программа «Умные каникулы», мероприятия которой, а мы сейчас имеем возможность их проводить на природе, не только познавательные, но и увлекательно-развлекательные, рассчитанные на то, чтобы ребята и после лагеря постоянно приходили в библиотеку. Уже несколько лет библиотека проводит акцию по приглашению в библиотеку детей начальной школы и детских садов. Читатели-активисты в костюмах лесных жителей, бабочек, стрекоз, литературных героев приходят в классы в конце учебного года и знакомят с летней программой, ее конкурсами и приглашают в библиотеку. Результат очень хороший.

Библиотека должна идти впереди школ, постоянно изучать интересы читателей (это очень важно), искать новые, занимательные, развивающие формы, быть необходимой и востребованной. Возможности детской библиотеки, оснащенной техническими средствами, разносторонние и неограниченные. Она может дать полную информацию и право выбора, ничего не навязывая читателю. Библиотека имеет свой план, с которым в апреле месяце знакомит Управление образования, администрацию школ, школьных библиотекарей. Мероприятия, заинтересовавшие Управление образования, ежегодно включаются в их план работы.

Н.В. Школьная программа, программа музыкальной школы, программа кружка, программа телевидения – все это мир, в котором живет ребенок, алгоритмы его жизни… Надо их знать, надо сопровождать ребенка в период его обучения, социализации, образования, сопровождать с книгой. Это – не зло, не тормоз для библиотеки. Опора – возможно, поскольку наша задача – развитие маленького человека.

Н.Ц. Не школьная программа, а именно детская библиотека является опорой для школьной программы, тем самым, создавая широкое информационное пространство для дальнейшего творческого и интеллектуального развития личности.

Детская и школьная библиотеки. Какие могут быть формы сотрудничества?
Чего, по-вашему, больше во взаимоотношениях библиотек разных ведомств – сотрудничества или проблем?

Н.Е. Сотрудничество со школьными библиотеками у нас многолетнее, довольно тесное. Мы дополняем друг друга. У нас разные функции, но нас объединяют дети-читатели и желание привить ребенку потребность в систематическом чтении. Школьные библиотекари – не только частые гости библиотеки, они наши единомышленники. У нас есть даже совместный клуб с таким названием «Единомышленники». Мы вместе готовим и проводим городские мероприятия: «Неделя детской и юношеской книги», викторины по творчеству писателей-юбиляров, библиографическую олимпиаду, конкурсы чтецов. Школьные библиотекари помогают нам ликвидировать читательскую задолженность и привлекают любителей чтения принять участие в наших интеллектуальных конкурсах индивидуалов. Библиотекари нашей библиотеки по приглашению школьных библиотекарей выходят на общие родительские собрания с темами «Экзамены без стресса», «Первоклассные дети», «Новые имена в детской литературе». В этом году библиотека при помощи школьных библиотек 43-ей и 55-ой школ впервые провела сетевую библиотечную игру «АтомNet» с читателями г. Озерска в интернетe и по электронной почте. Ежеквартально в библиотеке проходят семинары, где обсуждаются возникшие проблемы, идет обмен мнениями об областных, региональных и Российских семинарах, учеба по новым гостам, обзоры новой литературы и периодики.

Проблемы чаще всего создают люди, не умеющие понимать и слушать других, ставящие свои амбиции выше дела.

Н.В. Какие могут быть формы сотрудничества? СОТРУДНИЧЕСТВО! Во всем!

Проблемы не у библиотек разных ведомств, проблемы у чиновников: то одна отрасль – приоритет, то – другая. А казна – одна. Вообще, необходимо создание межведомственных Советов, важно при дефиците средств правильно определять профили комплектования библиотек, детской и школьной, профили пользователей, разумно распределять ресурсы не только финансовые, но и интеллектуальные.

Н.Ц. Липецкая областная юношеская библиотека, являясь информационным центром для юношества области, тесно сотрудничает со школьными библиотеками. В рамках нашей совместной деятельности открыт информационно-консультационный центр на базе нашей библиотеки, в котором школьные библиотекари могут получить квалифицированную профессиональную помощь, воспользоваться фондами нашей библиотеки для подготовки и проведения своих мероприятий. Для школьных библиотекарей города раз в два месяца специалистами Липецкой областной юношеской библиотеки проводятся семинары, творческие лаборатории, тренинги и деловые игры. Благодаря нашему тесному сотрудничеству три школьных библиотеки города работают по целевым программам, разработанным с помощью сотрудников нашей библиотеки. Открытие профориентационных клубов на базе школьных библиотек еще один немаловажный факт тесного сотрудничества юношеской и школьных библиотек города Липецка.

Еще совсем недавно нам казалось, что в наших взаимоотношениях со школьными библиотеками больше проблем, чем общих точек соприкосновения. В этом, наверное, есть и доля нашей вины. Но сегодня мы с уверенностью можем сказать, что многочисленные примеры нашего тесного сотрудничества со школьными библиотеками становятся одним из основополагающих факторов всей нашей деятельности. Чем ближе к творчеству, тем проще взаимопонимание.

В некоторых регионах есть опыт добровольного или вынужденного объединения детских или школьных библиотек. Нужно ли такое объединение? Если да, то по какому принципу?

Н.Е. Мое личное мнение: объединять и менять в данный момент ничего не надо. Вечная в нашей стране экономия на детях приведет к тому (особенно в селах, маленьких городах), что из двух библиотек будет одна плохая. Многие публичные детские библиотеки размещаются в маленьких, неприспособленных помещениях, (а школьные – тем более!). Что будет, если добавить еще учебники?! Сейчас школьные и публичные библиотеки финансируются разными ведомствами, если детскую библиотеку передадут в Министерство образования, то вечная проблема нехватки денег приведет к тому, что будет одна методическая литература и учебники. Опыты надо проводить, все просчитав и продумав. Например, летом школы на ремонте, школьные библиотеки не обслуживают детей…

Значит, надо объединять школьные библиотеки вокруг публичных и делать их филиалами. Вопрос, кто будет платить за аренду, свет… Все упирается в финансирование. Нет, лучше пока не рисковать, разломать все легко, уже столько наломали… Выход пока один: творческое сотрудничество.

Н.В. Объединение ради объединения – глупость. Варианты – возможны, и по разным причинам (добровольным – и вопреки мнению, желанию специалистов). Не думаю, что в каждой маленькой деревне, поселении удастся сохранить инфрастуктуру, существующую сейчас, полностью. Принцип должен быть один, как у врачей: не навредить пользователю, сохранить принцип доступности фондов, международных норм.

Н.Ц. Мы склонны утверждать, что не объединение, а именно тесное сотрудничество детских и школьных библиотек это наилучший способ информационного воздействия на всестороннее развитие ребенка в современных условиях. Взаимодействие и взаимопомощь единомышленников открывает для ребенка пространство живой культуры.

Находите ли Вы лично для себя что-то интересное в методической газете под названием «Библиотека в школе» и чего, на Ваш взгляд, не хватает?

Н.Е. Да! Да! Конечно, да! Очень хорошая профессиональная газета для начинающих библиотекарей и для специалистов со стажем. Нет назидательного тона: «Делай, как мы!», есть настоящее желание рассказать о новом, лучшем опыте не только у нас в России, но и за рубежом, поднять проблему и предложить решить ее вместе. Очень интересен материал о ролевых играх, развитии критического мышления, мастер-классы, обзоры интернет-ресурсов по темам, обзоры Ксении Молдавской, интеллигентные литературные статьи Татьяны Рудишиной, календарь круглых дат, конкурсы, материалы о новых технологиях, оперативность и возможность каждому быть услышанным и быть напечатанным. Спасибо редакции за постоянный поиск и профессионализм. В 2005 году мы выписали Вашу газету в каждый наш филиал и центральную библиотеку (7 экземпляров). Это показатель ее востребованности. Хотелось бы, чтобы газета расширила свои рамки и печатала больше материала по работе с подростками и старшеклассниками и печатала больше проблемных и аналитических материалов по работе с подростками и юношеством и решение этих проблем на уровне ведущих библиотек и Министерства культуры.

Н.В. Да, находим, и очень многое! Предлагаем сделать газету одним из изданий, со страниц которого перестанет звучать, наслаждая слух журналистов: страна, мол, не читает! ЧИТАЕТ! И много! Но – по-другому. В.П.Чудинова правильно говорит: изменилась структура информационной потребности читателя, и это – просто новое явление в XXI веке!

Н.Ц. Наша библиотека является постоянным подписчиком газеты «Библиотека в школе» со дня ее основания. Именно в ней мы находим все те новые и прогрессивные идеи, которые помогают нам развивать свой профессионализм и тесное сотрудничество со школьными и другими библиотеками города и области. Недаром нашим девизом является устоявшаяся фраза: «Лучше нас – только наши читатели».

Мысль в подарок

Истоки нашего кризиса – не в бедности, а в несоответствии эпохе. Пути изменений в библиотеке надо искать не в новых технологиях, а в изменении нашего сознания.

Нина Цыганова, из выступления на Крымской конференции