Органы дыхания рыб. Дыхательная система у рыб Дыхательная система рыб презентация

Поскольку есть два отдельных класса рыб, хрящевые и костные, в докладе про дыхание мы будем говорить отдельно про каждый.

Как дышат хрящевые рыбы

Самая известная рыба этого класса - . Строение её тела имеет ряд особенностей, что влияет на дыхание. По бокам тела, в передней части есть жаберные щели, обычно их от пяти до семи пар. Между ними расположены, широкие жаберные пластины, в которых и происходит обмен кислорода с углекислым газом. Заглатывая воду ртом, акула сильно расширяет глотку, вода омывает жаберные пластины и затем через жабры выходит. Благодаря тому, что эти пластины довольно широкие, организму для полноценного дыхания достаточно кислорода, который при этом процессе орган забирает (отфильтровывает) из воды. Жаберных крышек у хрящевых рыб нет. За их глазами есть рудименты (зачатки) жаберных крышек. Их называют брызгальцами, через них в глотку вода может поступать при вдохе вода.

Скаты тоже относятся к хрящевым рыбам. Жаберные щели у них находятся только на брюшной стороне. Вода при дыхании через брызгальца попадает к жаберным пластинам.

Дыхательная система у костных рыб

Самое главное здесь отличие в дыхании костный рыб в том, что у них есть жаберные крышки, которые прикрывают жабры, и обеспечивают ток воды через них. В эти крышках есть костные пластинки, поэтому они оказывают дополнительную защиту.

В передней части пищевода - глотке, имеются отверстия - жаберные щели, через которые протекает вода. Между ними есть жаберные дужки, которых насчитывают четыре пары. Жабры имеют также жаберные лепестки, а в них есть жаберные пластинки - они увеличивают полезную поверхность для газообмена. В них множество капилляров, через которые газ попадают в кровь.

Полость от жабр до жаберных крышек называют жаберной. В случае когда рыба делает очередной глоток воды, она открывает рот, а жаберные крышки плотно прилегают к телу, закрывая щель. Та вода, что осталась, омывает жабры. Обратим внимание, что газообмен происходит после выдоха, при наборе воды для вдоха. Потом рот закрывается, и вода по глотке проталкивается к жабрам. Когда делается выдох, оба отверстия (входное и выходное) в пищеводе закрываются. Затем вода, что была, через жаберные щели из жаберной полости удаляется наружу. Таким образом, рот и жаберные крышки, находятся в постоянном в движении. В этом и заключает процесс дыхания и насыщения кислородом организма рыбы.

Концы жаберных лепестков перекрываются задними частями, что приводит к задержке воды. Ток крови в них противоположен течению воды. Эти две особенности создают оптимальные условия для газообмена в жабрах. Поскольку в крови концентрация кислорода гораздо меньше, чем в воде, он диффундирует из воды в кровь (перемещается из большей концентрации в меньшую).

Рыба не может обеспечить себя кислородом на суше. Она гибнет от его нехватки, хотя в атмосфере этого газа гораздо больше.

Объясняется это явление тем, что без воды у рыб разрушаются маленькие элементы жабр, т.к. они не приспособлены к получению кислорода из воздуха, так же как лёгкие человека не могут получать его из воды.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Краткая аннотация проекта

Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми созданиями.

С тех пор они стали развиваться самыми различными путями, так что сейчас только некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых примитивных океанских рыб.

Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.

В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.

Причиной того, что рыбы имеют темную окраску сверху и светлую снизу, является то, что это помогает им защититься от своих врагов, которые, смотря сверху, видят темный цвет, сливающийся с водой реки или океана. Глядя снизу, кажется, что это светлая поверхность воды. Существует более 20 тысяч рыб, и трудно вообразить, сколько неповторимого есть в жизни каждой!

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к вещам, материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Многие дети совсем не знают и не различают рыб, часто встречающихся в водоёмах (реках, озерах). В рамках проекта дети рассматривают иллюстрации, целенаправленно наблюдают за рыбками в аквариуме, читают про птиц рыбок, рассказы, загадки. На занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «морские рыбки», «аквариумные рыбки», «озерные и речные рыбки», выявляют особенности поведения рыб, трудности которые они испытывают в грязной воде.

Проблема проекта

Многие считают, что рыба в любой воде чувствует себя комфортно, что это - естественное явление. На самом деле рыбам очень сложно жить в загрязненной воде, ведь их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха. Поэтому нам нужно задуматься о том, как помочь рыбкам?

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Рыбы: кто они?

Проблемный вопрос: Нужна ли рыбам вода?

Познавательные вопросы: Какое значение вода играет в жизни человека? Как рыбы приспосабливаются к жизни?

Цель проекта:

Формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной деятельности, развитие исследовательских способностей, воспитание бережного отношения и любви к окружающей природе.

Задачи проекта:

  • Формирование умения наблюдать, умения самостоятельно действовать;
  • Приобщать к полезной информации;
  • Развивать творческую деятельность у дошкольников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект подготовили: Канцевич Анна Геннадьевна

Вид проекта: комбинированный Длительность проекта: неделя

поисково-познавательный

Краткая аннотация проекта

Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми созданиями.

С тех пор они стали развиваться самыми различными путями, так что сейчас только некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых примитивных океанских рыб.

Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.

В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.

Причиной того, что рыбы имеют темную окраску сверху и светлую снизу, является то, что это помогает им защититься от своих врагов, которые, смотря сверху, видят темный цвет, сливающийся с водой реки или океана. Глядя снизу, кажется, что это светлая поверхность воды. Существует более 20 тысяч рыб, и трудно вообразить, сколько неповторимого есть в жизни каждой!

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к вещам, материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Многие дети совсем не знают и не различают рыб, часто встречающихся в водоёмах (реках, озерах). В рамках проекта дети рассматривают иллюстрации, целенаправленно наблюдают за рыбками в аквариуме, читают про птиц рыбок, рассказы, загадки. На занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «морские рыбки», «аквариумные рыбки», «озерные и речные рыбки», выявляют особенности поведения рыб, трудности которые они испытывают в грязной воде.

Проблема проекта

Многие считают, что рыба в любой воде чувствует себя комфортно, что это - естественное явление. На самом деле рыбам очень сложно жить в загрязненной воде, ведь их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха. Поэтому нам нужно задуматься о том, как помочь рыбкам?

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Рыбы: кто они?

Проблемный вопрос: Нужна ли рыбам вода?

Познавательные вопросы: Какое значение вода играет в жизни человека? Как рыбы приспосабливаются к жизни?

Цель проекта:

Формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной деятельности, развитие исследовательских способностей, воспитание бережного отношения и любви к окружающей природе.

Задачи проекта:

  • Формирование умения наблюдать, умения самостоятельно действовать;
  • Приобщать к полезной информации;
  • Развивать творческую деятельность у дошкольников;

Первый день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Беседа «Кто такие рыбы?»
  1. Рассматривание иллюстраций в литературном уголке и на стендах.
  1. Видеопрезентация «Путешествие в подводный мир» с использованием мультимедийных технологий.
  1. Наблюдаем за рыбкой в аквариуме.

Игры на воздухе

  • “Караси и щука”
  • “Рыболов”

Словесная игра «Я знаю пять речных рыб…» - активизация словаря (названия рыб)

  1. Экспериментирование – «Какая вода нужна вода в аквариуме?» - уточняем представления о воде, которая нужна для аквариума.
  1. Свободное рисование

Подвижные игры

  • «Рыбка, рыбка»
  • «Морские волны»

Игры с мячом

Второй день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Лепка из солёного теста.
  1. Этюды психогимнастики «Земля-вода»
  1. Физминутка «Рыбки плавали»
  1. Видеоряд – мультфильм «Ловись рыбка!» с использованием мультимедийных технологий.
  1. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Игры на воздухе

  • “Море волнуется”
  • “Караси и щука”

Беседа: «Если я был бы рыбкой...»

  1. Словесная игра «Узнай рыбку» - активизация словаря (прилагательные)
  1. Чтение сказки Пушкина «Сказка о золотой рыбке»
  1. ХПД – коллективная работа «Золотая рыбка» (нетрадиционные техники)

Подвижные игры

  • По желанию детей

Третий день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Экологическая экскурсия «Кто живёт в реке и озере?» по Воронкевич
  1. Рисование «Обитатели рек и озёр».
  1. Чтение энциклопедии «Рыбы»
  1. Рассматривание иллюстраций

Игры на воздухе

  • “Караси и щука”
  • “Рыболов”

Рисование палочками на песке «Чья рыбка лучше?»

  1. Словесная игра «Сказки с названием рыб» - активизация словаря
  1. Чтение стихотворений о птицах
  1. Создание коллективной работы «Рыбки» (оригами)

Подвижные игры

  • «Морские волны»
  • «Рыбка, рыбка»

Игры с мячом

Эволюция рыб привела к появлению жаберного аппарата, увеличению дыхательной поверхности жабр, а отклонение от основной линии развития - к выработке приспособлений для использования кислорода воздуха. Большинство рыб дышит растворенным в воде кислородом, но есть виды, приспособившиеся частично и к воздушному дыханию (двоякодышащие, прыгун, змееголов и др.).

Основные органы дыхания. Основным органом извлечения кислорода из воды являются жабры.

Форма жабр разнообразна в зависимости от видовой принадлежности и подвижности: это или мешочки со складочками (у рыбообразных), или пластинки, лепестки, пучки слизистой, имеющие богатую сеть капилляров. Все эти приспособления направлены на создание наибольшей поверхности при наименьшем объёме. дыхательный система рыба жаберный

У костистых рыб жаберный аппарат состоит из пяти жаберных дуг, располагающихся в жаберной полости и прикрытых жаберной крышкой. Четыре дуги на внешней выпуклой стороне имеют по два ряда жаберных лепестков, поддерживаемых опорными хрящами.

Таблица 1 Дыхательная поверхность жабр (по Строганову, 1962)

Жаберные лепестки покрыты тонкими складками - лепесточками. В них и происходит газообмен. К основанию жаберных лепестков подходит приносящая жаберная артерия, ее капилляры пронизывают лепесточки; из них окисленная (артериальная)кровь по выносящей жаберной артерии попадает в корень аорты. Число лепесточков варьирует; на1 мм жаберного лепестка их приходится: у щуки - 15, камбалы - 28, окуня - 36. В результате полезная дыхательная поверхность жабр очень велика (табл. 1).

Более активные рыбы имеют относительно большую поверхность жабр; у окуня она почти в 2,5 раза больше, чем у камбалы.

Общая схема механизма дыхания у высших рыб представляется в следующем виде (рис.). При вдохе рот открывается, жаберные дуги отходят в стороны, жаберные крышки наружным давлением плотно прижимаются к голове и закрывают жаберные щели. Вследствие уменьшения давления вода всасывается в жаберную полость, омывая жаберные лепестки. При выдохе рот закрывается, жаберные дуги и жаберные крышки сближаются, давление в жаберной полости увеличивается, жаберные щели открываются и вода выжимается через них наружу. При плавании рыбы ток воды может создаваться за счет движения с открытым ртом.

Рис 1. Механизм дыхания взрослой рыбы: А - вдох; Б - выдох (по Никольскому, 1974)

В капиллярах жаберных лепесточков из воды поглощается кислород (он связывается гемоглобином крови) и выделяются двуокись углерода, аммиак, мочевина. Большую роль играют жабры и в водно-солевом обмене, регулируя поглощение или выделение воды и солей. Замечательны приспособления для дыхания у рыб в эмбриональный период развития - у зародышей и личинок, когда жаберный аппарат ещё не сформирован, а кровеносная система уже функционирует. В это время органами дыхания служат: а) поверхность тела и система кровеносных сосудов Кювьеровы протоки, вены спинного и хвостового плавников, подкишечная вена, сеть капилляров на желточном мешке, голове, плавниковой кайме и жаберной крышке; б) наружные жабры (рис. 18). Это временные, специфические личиночные образования, исчезающие после образования дефинитивных органов дыхания. Чем хуже условия дыхания эмбрионов и личинок, тем сильнее развивается кровеносная система или наружные жабры. Поэтому у рыб, близких в систематическом отношении, но различающихся экологией нереста, степень развития личиночных органов дыхания различна.

Рис.2 Эмбриональные органы дыхания рыб: А - пелагическая рыба; Б - карп; В - вьюн (по Строганову, 1962): 1 - Кювьеровы протоки, 2 - нижняя хвостовая вена, 3 - сеть капилляров, 4 - наружные жабры

Дополнительные органы дыхания. К дополнительным приспособлениям, помогающим переносить неблагоприятные кислородные условия, относятся водное кожное дыхание, т. е. использование растворенного в воде кислорода при помощи кожи, и воздушное дыхание - использование воздуха при помощи плавательного пузыря, кишечника или через специальные добавочные органы (рис. 19).

Рис.3 Органы водного и воздушного дыхания у взрослых рыб (по Строганову, 1962): 1 - выпячивание в ротовой полости, 2 - наджаберный орган, 3, 4, 5 - отделы плавательного пузыря, 6 - выпячивание в желудке, 7 - участок поглощения кислорода в кишечнике, 8 - жабры

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Prezentacii.com

У родителей и деток вся одежда из монеток

Внутреннее строение рыбы, на примере дыхательной системы.

1. У рыб, в отличие от наземных животных, есть особый орган чувств: 1) боковой линии; 2)обоняния; 3)слуха; 4)зрения. 2. Парные плавники у рыбы: 1)хвостовой; 2)спинной; 3)грудной; 4)анальный; 3 . Рыбы передвигаются благодаря: 1)движению жаберных крышек; 2)движению челюстей; 3)изгибам тела; 4)работе плавников.

Жаберные тычинки Жаберные лепестки Жаберные дуги

ЧЕЛОВЕК - АМФИБИЯ Мог ли он дышать при помощи жабр под водой?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Приготовьте мультимедиа – реферат по одной из предложенных тем: 1. Многообразие рыб 2. Рыбы – гиганты и рыбы – карлики. 3. Окраска рыб в связи с их образом жизни 4. Размножение рыб.

Все было понятно Понятно не все Ничего не понятно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"

Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

"Потребность организма в кислороде. Строение дыхательной системы человека"

Урок посвящен изучению структурно- функциональных особенностей специализированных органов человека для дыхания. На уроке также осуществляется углубление знаний и умений по вопросам: Что такое дыхание...

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....