15 января какой святой. Церковный Православный праздник января. Сильвестров день, или Куриный праздник

Женские и мужские имена (как назвать мальчиков и девочек в декабре)

Именины в январе:

1 – Вонифатий, Григорий, Илья, Тимофей.

2 – Антон, Даниил, Иван, Игнатий.

3 – Леонтий, Михаил, Никита, Петр, Прокопий, Сергей, Феофан.

4 – Анастасия, Дмитрий, Федор, Федосья.

5 – Василий, Давид, Иван, Макар, Наум, Нифонт, Павел, Феоктист.

6 – Евгения, Иннокентий, Клавдия, Николай, Сергей.

8 – Августа, Агриппина, Александр, Анфиса, Василий, Григорий, Дмитрий, Ефим, Исаак, Константин, Леонид, Мария, Михаил, Никодим, Николай.

9 – Антонина, Лука, Степан, Тихон, Федор, Ферапонт.

10 – Агафья, Александр, Аркадий, Вавила, Давид, Ефим, Игнатий, Иосиф, Леонид, Никанор, Никодим, Николай, Петр, Симон, Феоктист, Яков.

11 – Агриппина, Анна, Варвара, Вениамин, Георгий, Евдокия, Евфросиния, Иван, Лаврентий, Марк, Маркел, Матрона, Наталия, Феодосий.

12 – Анисья, Антон, Даниил, Ирина, Лев, Макар, Мария, Федора, Федосья.

14 – Александр, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Федот, Эмилия, Яков.

15 – Василий, Герасим, Кузьма, Марк, Модест, Петр, Серафим, Сергей, Сильвестр.

16 – Гордей, Ирина.

17 – Александр, Андроник, Архипп, Афанасий, Анисим, Аристарх, Артемий, Афанасий, Денис, Ефим, Карп, Климент, Кондратий, Лука, Марк, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Родион, Семен, Силуан, Степан, Тимофей, Трофим, Фаддей, Феоктист, Филимон, Филипп, Яков.

18 – Аполлинария, Григорий, Евгения, Иосиф, Лукьян, Матвей, Михей, Роман, Семен, Сергей, Татьяна, Фома.

19 – Феофан.

20 – Афанасий, Василий, Иван, Пафнутий.

21 – Антон, Василиса, Виктор, Владимир, Дмитрий, Георгий, Григорий, Евгений, Емельян, Илья, Михаил, Сидор, Феоктист, Юлиан.

22 – Антонина, Захар, Никандр, Павел, Петр, Филипп.

23 – Анатолий, Григорий, Зиновий, Макар, Павел, Петр, Феофан.

24 – Владимир, Михаил, Николай, Степан, Терентий, Федор, Феодосий.

25 – Евпраксия, Макар, Петр, Савва, Татьяна.

26 – Афанасий, Максим, Никифор, Никодим, Пахом, Петр, Яков.

27 – Агния, Адам, Андрей, Аристарх, Вениамин, Давид, Еремей, Иван, Илья, Иосиф, Исаак, Макар, Марк, Моисей, Нина, Павел, Пафнутий, Савва, Сергей, Степан.

28 – Варлам, Гавриил, Герасим, Елена, Иван, Максим, Михаил, Павел, Прохор.

29 – Иван, Максим, Петр.

30 – Антон, Антонина, Виктор, Георгий, Иван, Павел, Феодосий.

31 – Александр, Афанасий, Владимир, Дмитрий, Евгений, Емельян, Ефрем, Иларион, Кирилл, Ксения, Максим, Мария, Михаил, Николай, Сергей, Феодосия.

Церковные православные праздники в январе

Преподобный Илия Печерский

В первый день года церковь празднует память преподобного Илии Печерского по прозванию Чоботок. Илия был уроженцем города Мурома, народные и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором рассказывали русские былины.

Спаситель родился в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Во время переписи населения каждый должен был находиться в том месте, откуда происходил его род. Прибыв в Вифлеем, Дева Мария и праведный Иосиф не нашли свободных мест в гостиницах и остановились за городом в пещере, предназначенной для содержания скота. В полночь весть о рождении Спасителя от ликующих Ангелов пришла к пастухам, которые пришли поклониться Богочеловеку. Праздник в честь этого события был установлен еще в апостольские времена, однако до IV в. он соединялся с празднованием Богоявления.

Узнав от волхвов о рождении нового Царя, Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет, рассчитывая, что среди них будет и Богомладенец, в Котором он видел своего соперника.

В этот день по ветхозаветному закону Господь принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

В этот же день совершается память , архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Василий жил в IV в., в Константинополе и Афинах он получил блестящее образование. Вернувшись в Кесарию, он преподавал риторику, затем принял крещение и встал на путь аскетической жизни. Вместе со своим другом Григорием Богословом он удалился в пустыню, чтобы посвятить жизнь Богу. В дальнейшем святой был рукоположен в пресвитера, во время правления императора Валента, сторонника ариан, он стал архиепископом и приложил большие усилия, чтобы уберечь свою паству от ереси. Им был составлен чин Литургии, написаны Беседы на Шестоднев, на псалмы, а также собрание монашеских правил.

15 января – день преставления (1883 г.) и второго обретения мощей (1991 г.) одного из любимейших в народе русских святых – . Приняв монашеский постриг в 27 лет, преподобный до конца жизни подвизался в Саровской обители, либо в лесной пустыни. За свой молитвенный подвиг он сподобился неоднократного посещения Царицы Небесной. Ко Господу преподобный Серафим отошел во время молитвы перед иконой Божьей Матери. Преподобный был прославлен в лике святых в 1903 г. После Октябрьской революции мощи святого исчезли и были обнаружены только в 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде.

17 января – Собор 70 апостолов Христовых, избранных Господом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Память этих апостолов совершается и по отдельности в течение года, а праздник этот был установлен для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании.

19 января празднуется – двунадесятый праздник, установленный в честь Крещения Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан и в честь явления во время этого события Пресвятой Троицы. Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, а Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. На следующий день отмечается Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.

24 января мы вспоминаем преподобного Феодосия Великого, ставшего основоположником общежительных монастырей. Он родился в конце V в. в Каппадокии. Около 30 лет святой прожил в палестинской пустыне, пребывая в посте и молитве. К нему постоянно приходили желавшие жить под его руководством, в результате возник общежительный монастырь, или Лавра, существовавшая по уставу Василия Великого.

Память святой мученицы Татианысовершается 25 января. Татиана, дочь римского консула, отказалась от замужества, желая посвятить жизнь Господу. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, ухаживая за больными и помогая нуждающимся. В правление императора Александра Севера (между 222 и 235 г.) Татиана приняла мученическую смерть за Христа, отказавшись принести жертву языческим богам и претерпев страшные истязания.

27 января церковь вспоминает , просветительницу Грузии. Она родилась около 280 г. в Каппадокии в знатной благочестивой семье. Однажды Нина увидела во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ей крест из виноградной лозы и направила с апостольским служением в Иверию (Грузию). Нина пришла в Грузию в 319 г. и приложила много усилий для просвещения этой страны – через пять лет в Грузии утвердилось христианство.

30 января – день памяти , знаменитого подвижника, основателя пустынножительства, именуемого отцом монашества. Антоний родился в Египте в 251 г. После смерти родителей, внушивших ему любовь к Богу и благочестие, он начал подвижническую жизнь. Ему пришлось сражаться с тяжелейшими искушениями и нападками нечистых сил, но с Божьей помощью он преодолел ухищрения дьявола и ушел в глубь Фиваидской пустыни, чтобы в полном одиночестве служить Господу. 85 лет святой провел в пустынном уединении, его примеру последовали многие из тех, кто желал провести жизнь в аскетическом подвиге ради Господа.

Серафим Саровский является одним из самых почитаемых православных святых. С этим человеком связано множество необычных фактов, которые интересно будет узнать каждому верующему.

Серафим Саровский очень почитаем церковью из-за своих деяний. Он претерпел немало проблем на пути к гармонии с внешним миром и с Богом. Некоторые его подвиги до сих пор считаются невозможными, поэтому в вопросах достоверности большую роль играет вера. Те, кто крепки в своей вере, совершают паломничество В Дивеево к мощам святого , чтобы приложить руки и голову к месту, где упокоен с миром один из самых великих русских святых. 15 января — официальный день памяти святого по церковному календарю.

История и чудеса Серафима Саровского

Родился этот великий человек в Курске в 1754 году. Несмотря на то, что семья Серафима была богатой и знатной, он посвятил себя Богу. Отец ребенка умер, когда тот находился еще в раннем возрасте.

Чудеса с ним начали происходить еще в детстве. Прохор, как святого звали до принятия монашества, однажды упал с колокольни, но остался невредим. Вскоре он тяжело заболел, но во сне к нему пришла Дева Мария и пообещала исцелить его. Через некоторое время так и случилось. Мальчик был окружен верой, поэтому отдал много своего личного времени изучению христианства. Его вера крепла день ото дня.

Когда Прохору исполнилось 17 лет, он решил оставить отчий дом. Принял постриг он по совету старицы в Киево-Печерской лавре. Выбор пал на Саровский монастырь в Тамбове. В 1778 году он стал послушником, а полноценным монахом - в 1786 году. Сан иеромонаха ему был присвоен еще через семь лет. Монах Серафим всегда имел склонность к уединению, поэтому старался жить подальше от других людей. Он жил в лесу в келье, искал сам себе пропитание, соблюдал строжайший пост и постоянно молился. Он не считал это подвигом — таково было его искреннее желание.

Согласно историческим источникам, Серафим занимался столпничеством, то есть постоянной молитвой на протяжении многих лет. Он молился на камне, о чем узнали люди и стали приходить к нему за советами. День и ночь он отдавал себя полностью молитвам. Говорят, что чудесным образом к нему постоянно приходили дикие животные, включая даже медведей, которых святой кормил хлебом. В лесу с ним приключилась беда — до плохих людей дошли вести о том, что его посещают богатые, оставляя ему дары. Разбойники нашли место уединения Серафима Саровского и жестоко избили его, причинив серьезные увечья. После того, как монах поправился, он остался сгорбленным на всю жизнь. Говорят, что он даже не сопротивлялся, а позднее и вовсе простил своих обидчиков, заявив о том, что их необходимо отпустить. Этих людей так и не предали суду.

В начала уже 19 века святой принял обет молчания, который старался исполнять почти 20 лет. Последние 7-8 лет своей жизни он исцелял болезни людей и принимал всех, кто желал его видеть. В числе гостей был даже царь Александр Первый. Умер старец в 78 лет во время молитвы. К лику святых был причислен лишь спустя 70 лет после смерти. 1 августа отмечается обретение мощей святого , а 15 января является официальным днем памяти и именинами всех мужчина с именем Серафим.

15 января — день памяти Серафима Саровского

Таких людей, как монах Серафим, можно пересчитать по пальцам. Только преданной веры и самоотверженности не было почти ни у кого. Он демонстрировал силу духа и веру в Христа, которая помогла ему прожить достойную жизнь.

Старцу Серафиму посвящены иконы и молитвы. Считается, что святой Серафим помогает нам в облегчении страданий и в исцелении болезней. В каждом доме должна стоять икона этого святого, которая принесет удачу всем верующим. Молитвы перед иконой Серафиму Саровскому помогают восстановить веру в Бога, поэтому часто к этой молитве прибегают матери детей, которые утратили веру в Бога.

15 января в каждой церкви православного мира из года в год вспоминается жизнь святого Серафима. В этот день священнослужители рекомендуют не ругаться с близкими, делать только добрые дела и верить в чудеса. Бог милостив ко всем, кто в этот день посвящает свое время молитвам.

Молитвы Серафиму Саровскому имеют особую силу не только в день памяти или 1 августа. 15 января и в любой другой день просите преподобного, чтобы он молился за наши души и за здравие всех близких. Будьте счастливы, и не забывайте нажимать на кнопки и

11.01.2017 06:05

6 февраля 2017 года христиане отмечают день памяти святой Ксении Петербургской. Ее почитание было прижизненным...

Вопрос о том, какой сегодня праздника, является актуальным каждый день. Интерес жителей нашей страны является огромным по той простой причине, что каждый новый день таит в себе какую-то памятную дату или событие соответствующего толка.

Сегодня, 15 января, не является исключением. Расскажем подробнее сразу о нескольких праздниках, которые затрагивают как Россию, так и весь мир. Кроме того, нужно остановиться подробнее и на церковном празднике. Обобщив это, заметим, что сегодня отмечаются следующие праздники: Всемирный день снега, Всемирный день религии и День памяти святого Серафима Саровского.

В 2012 году в мире появилась еще одна хорошая традиция. Начиная с зимы 2012 года, в один из воскресных дней января по инициативе Международной федерации лыжного спорта (FIS) отмечается новый праздник - Всемирный день снега (World Snow Day). Другое его название - Международный день зимних видов спорта.

Цель праздника - повысить интерес к зимним видам спорта и вовлечь молодежь в активный образ жизни. По замыслу FIS, в этот день должны проходить "снежные фестивали", во время которых дети и взрослые смогут принять участие в соревнованиях на коньках, лыжах или сноубордах. Как задумывают организаторы, "этот день даст всем возможность насладиться снегом, познакомиться с кем-то и окунуться в светлое будущее зимних видов спорта, которые будут восприниматься не только как соревнование, но и как развлечение".

"Сегодняшние дети зачастую смотрят в будущее с пессимизмом, и мы надеемся, что благодаря этому мероприятию мы сможем показать им и их семьям, сколько удовольствия они могут получить благодаря снегу, сохраняя при этом здоровый, безопасный и экологичный образ жизни", - поведал президент Международной федерации лыжного спорта Джан-Франко Каспер.

Организация этого праздника стала вторым шагом в реализации программы FIS "Выведем детей на снег". Дата проведения Дня снега выбрана неслучайно: в конце января, когда заканчивается сезон рождественских и новогодних каникул, важно привлечь внимание к горнолыжным курортам.

Сегодня, 15.01.2017, какой праздник: Всемирный день религии

"Бог один - путей к нему много". Эта истина существует не одно десятилетие, а может, и дольше. Она символизирует, по сути, разнообразие земных дорог, ведущих к Творцу, коими являются религиозная течения, или, по-другому, - конфессии. Индуизм, иудаизм, буддизм, православие, католицизм, мусульманство, протестантизм - каждое из этих направлений ничто иное, как упорядоченная, "закованная" в традиции, вера.

Каждый год в третье январское воскресенье в мире происходит празднование уникальной, торжественной и в чем-то исторической даты - Всемирного дня религии.

Основоположниками Всемирного дня религии стали приверженцы бахаизма. Учение бахаи основано на принципах единства Бога, единства веры и единства народов. В соответствии с этой философией, Национальное Духовное Собрание бахаи Соединенных Штатов в 1949 году объявило учреждение Всемирного дня религии, чтобы поведать о том, что религия должна быть объединяющей силой, а не являться причиной разделения. Духовное Собрание призвало всех верующих признать, что все религии имеют право на существование, и их объединяют общие духовные цели, поэтому с 1950 года было решено отмечать праздник на международном уровне.

Каждая религия - это ценное наследие человечества и достойна самого внимательного отношения и изучения. Поэтому важнейшая задача сегодня - дать отпор всевозможным злоупотреблениям в религии, а особенно, когда ее втягивают в экстремистские движения. Необходимо создать все условия для ее созидательного и творческого потенциала в каждой области человеческой деятельности. Для многонациональной России это крайне важный вопрос. В нашем государстве беспрерывно ведется работа на самом высшем уровне, где затрагиваются насущные вопросы о национальностях и малых народностях, проживающих на территории страны, о духовном просвещении, об уважении и терпимости друг к другу, потому что это служит основой для поддержания мира и согласия в будущем и настоящем.

Русская православная церковь чествует память преподобного Серафима Саровского дважды в год. 1 августа празднуется обретение его мощей в 1903 году. А 15 января православные христиане отмечают преставление преподобного. В дни памяти святого Серафима Саровского в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, которые носят имя святого, отмечают свои именины.

Будущий подвижник родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье Мошниных. С детства он мечтал о монашеской жизни и в 24 года ушел в Саровскую пустынь на территории нынешней Нижегородской области.

Прожив значительное время в монастыре, инок Серафим по благословению настоятеля обители построил себе келью в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря. В ней он прожил больше 15 лет, приходя в монастырь лишь в воскресные и праздничные дни. Во время затворничества на преподобного напали грабители, которые жестоко избили его, в связи с чем на всю жизнь он остался сгорбленным - таким его изображают и на иконах. Однако своих обидчиков Серафим простил и просил не наказывать их.

Время уединения преподобного было связано с особыми молитвенными трудами. С сильным духовным искушением святой боролся подвигом столпничества. Тысячу дней и ночей с воздетыми руками преподобный Серафим молился на камне: днем - в своей келье, а ночью - в лесу. Позже он взял на себя подвиг молчания на три года, перестав в это время посещать даже монастырь.

За свои колоссальные труды подвижник обрел дары прозорливости и чудотворения и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. К любому человеку преподобный с умилением обращался "радость моя".

Так уж произошло, что еще при жизни Серафима Саровского уважали, в обитель стекались люди со всей России, чтобы услышать его наставления относительно духовной жизни, получить совет. После мирной кончины преподобного в 1833 году почитание стало особенным. По свидетельству очевидцев, на его могиле часто совершались чудеса. В 1903 году преподобного причислили к лику святых.

* Предпразднство Богоявления. * Святителя Сильвестра, папы Римского (335). Праведной Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). *** Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Священномученика Феогена, епископа Парийского (ок. 320). Преподобных Феопемпта, Марка глухого, Петра Римского. Мученика Сергия (304). Преподобного Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мучеников Феописта, Модеста, Закхея, Зорзиса (1770). Святых Феодоты, Исидора.

Святитель Сильвестр, папа Римский

Святитель Сильвестр жил в конце III - начале IV вв. и был папой, или патриархом, в Риме. Слово папа с греческого языка значит отец. В настоящее время название это принадлежит патриархам Александрии и Рима. Римские католики считают своего папу видимым главой Церкви, наместником Христа на земле, епископом епископов и непогрешимым в решении вопросов веры. Православная Церковь чтит только тех из римских пап, которые прославились своей святой жизнью до отпадения (в 1054 г.) римской Церкви от святой православной. Таков был и святитель Сильвестр (современник равноапостольного императора Константина). Родился св. Сильвестр в Риме от благочестивых родителей. Родители дали ему благочестивое воспитание, и он особенно отличался любовью к бедным и странникам. Градоначальник Тарквиний принуждал Сильвестра отречься от Христа и за твердость подверг разным мучениям. Но святой предсказал смерть Тарквинию. Тогда христиане еще более стали уважать Сильвестра; многие из язычников увлекались его беседами о вере и обращались ко Христу. На 30 году жизни Сильвестр поступил в клир и скоро сделался священником, а затем епископом. Он был ревностнейшим пастырем и славился как глубокий знаток Свящ. Писания и непоколебимый защитник веры Христовой. На состязании не раз опровергал ученых иудеев и язычников. Он крестил царя Константина. Управляя более 20 лет римской Церковью, св. Сильвестр почил мирно в 335 г. Большая часть мощей его хранится в Риме, в церкви его имени.

Преподобный Серафим Саровский чудотворец

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился (кондак 3). В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с ко-торым преподобный не расставался до конца жизни (кондак 2). Старец Киево-Печерской Лавры Досифей (преподобная Досифея) благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников (икос 3). После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его (кондак 5).
Преподобный Серафим Саровский18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил (икос 6). В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии, на берегу реки Саровки (кондак 6). Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному» (кондак 8). Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его (икос 5).
Преподобный Серафим СаровскийПо выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, отворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александ-рийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Пре-подобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое» (кондак и икос 9).
Преподобный Серафим СаровскийСлово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколеби-мость веры, объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово преподобный обильно подкреплял проро-чествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя.
Преподобный Серафим СаровскийПреподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время колено-преклоненной молитвы пред иконой Богоматери (кондак и икос 10).
По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.
В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. (Житие святого помещено 2 января, в день его преставления). 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.
Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.
Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни", состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.
"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия". Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.
В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.
"Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".
Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим "царским (средним) путем" и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способем к творению добродетелей".
Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".
Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.
Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.
Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую" занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".
"В молитвах внимай себе, - советовал подвижник, - т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя..." Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.
"Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным", - наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.
Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".
"Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося..." Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"
"Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, - говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: "Радость моя! Христос воскресе!" Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: "Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары". "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву".
Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".
По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.
Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".