Изобразительно выразительные средства художественной литературы слайд. Презентация "Изобразительно-выразительные средства языка" по русскому языку – проект, доклад. основанные на повторе

ЭПИТЕТ
ОКСЮМОРОН
СРАВНЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
МЕТОНИМИЯ
СИНЕКДОХА
МЕТАФОРА
ГИПЕРБОЛА
ЛИТОТА
ЭПИТЕТ
образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Как художественную деталь эпитет нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются эпитетом, потому что они дают дополнительную, художественную характеристику.
ОКСЮМОРОН
стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление, например «сухое вино», «честный вор»
СРАВНЕНИЕ
образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.
посредством слов - как, точно, будто, словно и т.д
при посредстве творительного падежа
при помощи родительного падежа
выражающее превосходную степень состояния
МЕТАФОРА
в основе лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.
Если метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения, то такая М. называется развернутой метафорой.
ГИПЕРБОЛА
стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления.
ЛИТОТА
стилистическая фигура, определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. Таковы, например, бытовые Л.: «он неглупый», вместо «он умный»
СИНЕКДОХА
один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии; упоминаются отношения количества: большее вместо меньшего или, наоборот, меньшее вместо большего.
Называется целое вместо части
2) Упоминается часть вместо целого
3) Употребляется определенное большое число, вместо неопределенного множества
4) Называется единственное число вместо множественного
МЕТОНИМИЯ
замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.
Упоминание имени автора, вместо его произведений
2) Упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор
3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета
4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ или прозопопе?я
стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью
ИВС
ИРОНИЯ
ПЕРИФРАЗ
СИМФОРА
АЛЛЕГОРИЯ
ИРОНИЯ
тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью; этот стилистический прием называется также антифразис
СИМФОРА
высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредствующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете
ПЕРИФРАЗ
стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета. П. строится на принципе развернутой метонимии
АЛЛЕГОРИЯ
иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа: весы - правосудие

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Презентацию на тему "Изобразительно-выразительные средства языка" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 52 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Художественная речь (язык художественной литературы).

I. Художествен-ная лексика (тропы)

II. Стилистиче-ские фигуры

III. Поэтическая фонетика

Слайд 3

ТРОП – означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым. Троп представляет собой определенную форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием, дает определенное художественное «приращение» мысли.

ФИГУРА- форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение - усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.

Слайд 4

Слайд 7

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности, в тестах встречаются и следующие: восклицательные предложения; диалог, скрытый диалог; вопросно-ответная форма изложения; ряды однородных членов; цитирование; вводные слова и конструкции. Ряды однородных членов предложения конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину. Вводные и вставные конструкции вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.

Слайд 15

Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) - соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я «умываю руки» - аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...» В художественной речи используются афоризмы - краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: «Человек - это звучит гордо» (М. Горький).

Слайд 16

Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) сравнение

Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. (Л. Н. Толстой) эпитет

Обвеян вещею дремотой Полураздетый лес грустит... Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Еще на ветви шелестит. (Ф.И.Тютчев)

И упало каменное слово на мою еще живую грудь… (А.Ахматова)

олицетворение метафора

Определите вид тропа.

Слайд 17

Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)

синекдоха.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

метонимия

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

развёрнутая метафора

Туманный Альбион (вместо Англия).

перифраз

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)

сравнение

По дорожке лунной в полосе прибрежной Я плыву куда-то, где меня не ждут, Волны еле слышно, даже еле нежно Песенку прибоя для меня поют.

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. (А. С. Пушкин)

Слайд 18

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н. Гоголь «Ревизор»)

Пришли мне... витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки, – т.е. штопор. (А. С. Пушкин)

литота гипербола

Эй ты, неутомимый труженик, иди-ка сюда! (по отношению к лежебоке, отлынивающему от работы)

Слайд 19

Определите вид стилистической фигуры.

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А.С.Пушкин. "Евгений Онегин")

Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н.Гоголь)

антитеза анафора

Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.Блок)

Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)

градация

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)

инверсия

Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. (А. Твардовский)

Бесконечный тупик

оксюморон

Слайд 20

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Гл. Успенский)

парцелляция

Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой)

эллипсис

Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)

риторическое обращение

Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)

бессоюзие

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)

многосоюзие

И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой. (А. С. Пушкин)

В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. (А.С. Пушкин)

синтаксический параллелизм

… не правда ль? Ты одна… Но если… (А. С. Пушкин)

умолчание

Надо бы догадаться: не поймет ведь она, не поймет народного творчества. (В.Шукшин)

лексический повтор

Слайд 21

Определите приёмы поэтической фонетики.

Петух запевает, светает, пора! В лесу под ногами гора серебра. (Н. Заболоцкий)

ассонанс

Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости. Славьте, молот и стих, землю молодости. (В. Маяковский)

аллитерация

Крут буржуев озверевший норов. Тьерами растерзанные, воя и стеная, тени прадедов - парижских коммунаров - и сейчас вопят парижскою стеною. (В. Маяковский)

диссонанс

Слайд 22

Самостоятельная работа.

Анализ средств выразительности.

Слайд 23

олицетворения + эпитеты + сравнение

Слайд 24

Слайд 25

Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная работа с последующим анализом.)

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички – подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, – завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, – и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг. И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей. И опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

М. Пришвин «Неведомому другу».

Слайд 26

Домашнее задание. Произведите такой же анализ миниатюры М.Пришвина «Вечер освящения почек». Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, черно-лаковыми, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало. Вечер теплый, и такая тишина, что ждешь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зеленая свеча, находит себе такую же свечу, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом. Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в темной тесноте кустарников, капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу. Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.

Слайд 27

Слайд 28

Задание В8З Задание В8.

В этом задании, согласно кодификатору, проверяются следующие знания: 1. Выразительные средства русской фонетики. 2. Выразительные средства словообразования. 3. Выразительные средства лексики и фразеологии. 4. Выразительные средства грамматики. 5. Анализ средств выразительности.

Выразительность русской речи.

Слайд 29

Одно из самых сложных заданий части В – задание В8, не случайно это единственное задание среди всех тестов части А и В, оцениваемое 2 баллами. Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проще говоря, вам нужно будет проанализировать средства выразительности. Для этого вам будет предложено прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Вам нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка. Для успешного выполнения задания необходимо, во-первых, четко уяснить себе, что же такое языковые средства художественной выразительности, находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга; во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими знаниями могут обеспечить грамотное выполнение этого задания. Итак, нашу речь образной и выразительной делают лексические и фразеологические средства выразительности, звукопись, тропы и фигуры речи. Слово ведь не только называет предмет, качество, действие или состояние, но и может передавать отношение говорящего, его эмоции, оценку, может быть экспрессивным, то есть указывать на степень проявления признака: большой - колоссальный. Особую выразительность речи придают авторские неологизмы (новообразования), так как они прозрачны по смыслу, структуре и экспрессивной окраске: сквернопение. Более выразительной нашу речь помогают сделать лексические средства языка, звукопись, тропы и фигуры речи. .

Слайд 30

Слайд 31

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.

Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению (правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать). ! Антонимы могут быть контекстными, т. е становиться антонимами только в данном контексте (Так, слова глаза и очи являются в языке синонимами, однако во фразе "У нее были не глаза, а очи" они могут рассматриваться как антонимы. Другой пример: " Ум и сердце - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя"). Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию (влюбленность – любовь, приятель – друг). ! Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными. (Узкие, мещанские взгляды).

Слайд 32

Многозначные слова - это слова, имеющие много значений: Лапа - 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению: (Ключ1 - металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Запереть на ключ. Ключ2 - бьющий из земли источник, родник. Вода бьёт ключом (стремительной струёй). Просторечная лексика - сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). Канцеляризм - слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «Входящие - исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.

Слайд 33

Устаревшие и новые слова.

Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище. Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей. Например, у В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый; у В. Хлебникова: резьмо, лебедиво Такие неологизмы называют окказионализмами.

Слайд 34

Диалектизмы и заимствованная лексика. Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Например, бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото… Заимствованная лексика - это слова, заимствованные и других языков в результате языковых контактов. Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.

Слайд 35

Специальная лексика. Термин - (от лат. Terminus предел, граница пограничный знак). Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Профессионализм - полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией. Жаргонизмы. Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

1. В8 Речь. Анализ средств выразительности.

Задание В8 в демоверсии 2009: B8 «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». Список терминов: сравнительный оборот; 2) ряд однородных членов; 3) фразеологизмы; 4) инверсия; 5) олицетворение; 6) парцелляция; 7) эпитеты; 8) литота; 9) вопросительные предложения.

Слайд 39

Текст для анализа: (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. (По В. Ганичеву)

Слайд 40

Алгоритм рассуждения: 1. Квалифицируйте каждый термин из списка согласно классификации средств выразительности (лексико -фразеологические, синтаксические, общие специальные: тропы и риторические фигуры; звукопись). 2. Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п. 3. Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение.

Слайд 41

Выполнение задания В8 из демоверсии – 2009 ЕГЭ по русскому языку.

Образец рассуждения. В задании В8 демоверсии два раза употреблено словосочетание «синтаксическое средство», поэтому, явно, что в ответе не может быть термина, относящегося к лексико-фразеологическим средствам выразительности. Произведя несложный анализ легко определить, что В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове, используя следующие синтаксические средства выразительности: вопросительные предложения (предложения 4, 5), и инверсию - «людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17.

Разбор оставшихся примеров поможет провести следующее рассуждение, если перед нами троп, то слово должно иметь не прямое, а переносное значение. Если значение слов прямое, то это, скорее всего, синтаксическое средство. Поэтому «таланта, гения, пророка в своём окружении» - это ряд однородных членов (в словах этого ряда отсутствует переносное значение), а «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала» - троп, из предлагаемого перечня мы без труда определяем, что это разновидность метафоры – олицетворение.

Слайд 42

2. Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств. 1) экспрессивный повтор; 2) ряды однородных членов; 3) развернутые сравнения; 4) газетно-публицистическая фразеология; 5) разговорные синтаксические конструкции. (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! (В. Непомнящий)

Слайд 43

Перечитав текст и вспомнив, что такое экспрессивный повтор, ряды однородных членов, развернутые сравнения, газетно-публицистическая фразеология, разговорные синтаксические конструкции, видим в 1-м и 2-м предложениях экспрессивный повтор (Что такое культура), ряды однородных членов (в 6–7-м предложениях), газетно-публицистические фразеологизмы (наша система образования лучшая в мире – (4), феномен «русских мозгов» – (5) и, наконец, разговорные синтаксические конструкции (6, 4, 1). Следовательно, ответ: 1, 2, 4, 5.

Слайд 44

3. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности. 1) риторическое обращение; 2) экспрессивный повтор; 3) сравнительный оборот; 4) синтаксический параллелизм; 5) антитеза. (13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негреки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству. (По А. Кондратову)

Ответ: 2, 4, 5

Слайд 45

4. (1)3емля - космическое тело, а мы - космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение мил­лионов лет. (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени. (8)Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) - и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие? (По В. Солоухину)

Слайд 46

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 - А31, В1 - В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. «В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество - это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом». Список терминов: 1) эпитет; 2) литота; 3) вводные слова и вставные конструкции; 4) ирония; 5) развёрнутая метафора; 6) парцелляция; 7) вопросно-ответная форма изложения; 8) диалектизм; 9) однородные члены предложения.

Ответ:5,9,3,1

Слайд 47

Текст для анализа. Крик. (1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень - ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть...» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно, прекрасно!.. (7)И вдруг... (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами. (9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (10)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11)Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной... (12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так страшно? (16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им)... (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всякого сущего - радости неповторимого своего существования. (По Ю. Бондареву)

Слайд 48

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. «Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой бабьего лета», использует (…) «мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья... собирались кучками», «природа добра»). В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).» Список терминов: 1) парцелляция; 2) риторическое восклицание; 3) эмоциональный повтор; 4) метафора; 5) многосоюзие; 6) эпитеты; 7) олицетворение; 8) анафора; риторический вопрос.

Ответ: 6,4,7,9,5

Слайд 49

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г.

(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны. (2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок. (3)Лейтенант решил воспользоваться этим. (4)Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы. – (5)За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит строго. – (6)В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы! (7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8)Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось. (9)Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11)Пора выходить. (12)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13)Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14)«Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15)Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные, особенно девушки… (16)Но вот снова твёрдый пол под ногами.

Слайд 50

(17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова. (18)Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19)Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20)Лейтенант объяснил, что это камуфляж. (21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком. (23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же… (26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами. (29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги! (33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны. (36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37)Ему было что защищать! (По Е. Воробьёву)

Слайд 51

B8 «Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е. Воробьёв использует такое лексическое средство, как _____ («камуфляж», «перебросят» и др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Его речь больше похожа на лаконичный рапорт, из синтаксических средств чаще всего используются бессоюзные предложения и _____ (предложение 17). Тем выразительнее редкие тропы, передающие эмоциональное состояние героев: _____ («в пепельном небе» в предложении 25) и _____ («в сердце росла гордость» в предложении 35)». Список терминов: 1) эпитет; 2) ряды однородных членов; 3) ирония; 4) метафора; 5) профессиональная лексика; 6) диалектизм; 7) антитеза; 8) сравнительный оборот; 9) риторическое обращение.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ ТАБЛИЦА

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

    Учитель русского языка и литературы

    МОУ «СОШ» № 73 г. Саратова

    Родина Жанна Геннадиевна

    Слайд 3 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей выразительные средства языка. (НАЖАТЬ НА ЗАГОЛОВОК, ЗАТЕМ НА ПОДЗАГОЛОВКИ) Слайд 4 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 5 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 6-14 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей некоторые примеры тропов и речевых фигур. (НАЖАТЬ 1 РАЗ НА ЗАГОЛОВОК)

    Аннотация

    Изобразительно-выразительные средства

    в русской речи

    Фигуры речи

    (От др.-греч. τρόπος - оборот) -

    слова и выражения,

    используемые

    в переносном значении с целью

    усилить образность языка,

    художественную

    выразительность речи.

    Термин риторики и стилистики ,

    обозначающий обороты речи,

    которые изменяют

    эмоциональную

    окраску предложения.

    Фигуры речи часто

    используются в поэзии .

    Метафоры

    Сравнение

    Олицетворение

    Гипербола

    Метонимия

    Синекдоха

    Перифраз

    Аллегория

    ФИГУРЫ РЕЧИ

    Антитеза

    Оксюморон

    Синтаксический параллелизм

    Бессоюзие

    Градация

    Инверсия

    Многосоюзие

    Риторический вопрос

    Образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного.

    … Вечерняя заря Бледнеющим румянцем одевает вершины гор… На ней рябая блещет чешуя Серебряным отливом…

    М. Лермонтов

    метафора

    Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве. (Нет сравнительных союзов.)

    «В саду горит костёр рябины красной».

    «В багрец и в золото одетые леса».

    «Янтарь кленового листа блестит на солнце».

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

    Разновидность метафоры – перенос признаков живого существа на явления природы, предметы, понятия.

    Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес… А. Фет

    метонимия

    Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой по их сходству.

    «Шляпа исчезла в толпе»

    (вместо слова «человек» - «шляпа»)

    «Ты вёл мечи на пир обильный...»

    («мечи» - это воины)

    «Розы в хрустале»

    (Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза).

    СИНЕКДОХА

    Синекдоха - разновидность метонимии. Основана на переносе значения по количественному признаку.

    К нему и птица не летит.

    И зверь нейдёт…

    А. Пушкин

    И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

    М. Лермонтов

    оксюморон

    Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий.

    Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию.

    Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

    Н. Кривцов

    Синтаксический параллелизм

    Параллелизм – одинаковое построение соседних предложений.

    Я звал тебя, но ты не оглянулась.

    Я слёзы лил, но ты не снизошла…

    А. Блок

    парцелляция

    Стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова.

    Когда избавит нас творец

    От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!

    (А. Грибоедов).

    Я счастлив от любви. Безмерно. Безвозвратно.

    градация

    Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей.

    ... Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?


    Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение.

    • Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно;
    • обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны;
    • отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.

    синекдоха

    олицетворение

    метонимия

    метафора

    сравнение

    гипербола

    аллегория

    перифраза


    Сравнение: сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака.

    Какие способы для создания сравнений вы находите?

    • Река как зеркало стальное.
    • Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.Чехов).
    • Лежал закат костром багровым (А.Ахматова).
    • Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов).
    • Сводом каменным кажется небо (А.Ахматова).

    Какова функция сравнения в тексте?

    • Сравнение, сближая разные явления, помогает ощутить их глубинную, иногда совершенно неявную взаимосвязь. Образ становится более точным, рельефным, ёмким, наполняется смысловыми оттенками и полутонами.

    Метафора (с греч. - перенос)

    Что такое метафора? Понаблюдайте над примерами сравнения, метафоры и эпитета и попытайтесь дать определение метафоры, почувствовать ее особенность:

    • река как зеркало (сравнение);
    • зеркальная река (эпитет);
    • зеркало реки (метафора).
    • Метафора – это скрытое сравнение ; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.

    О чём говорят поэты?

    • «Медлительнее снежный улей»;
    • «Осколки звёзд на землю падают»;
    • «Морозное дыхание зимы»;
    • «К белым звёздочкам в буране

    Тянутся цветы герани

    За оконный переплёт».

    • «А в заплатанном салопе

    Сходит наземь небосвод».


    Метафора позволяет сделать художественный образ наиболее выразительным, резко индивидуальным, помогает нам «увидеть», представить его

    Что вы видите, читая эти строки?

    • В саду горит костер рябины красной,

    Но никого не может он согреть.

    (С.Есенин);

    • Пустых небес прозрачное стекло.

    (А.Ахматова);


    Метафора помогает почувствовать состояние героя, его душевный настрой

    В каком душевном состоянии находится лирический герой?

    Я по первому снегу бреду,

    В сердце ландыши вспыхнувших сил,

    Вечер синею свечкой звезду

    Над дорогой моей засветил.

    (С.Есенин)


    Аллегория: иносказание, отражение отвлеченного понятия через конкретный образ.

    • Всмотритесь в аллегорические скульптурные образы и подумайте – для чего необходимо отвлеченное понятие отражать через конкретный образ?

    В основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.



    Проверьте себя:

    • Абстрактное, отвлеченное понятие, получая выражение в конкретной образной форме, становится зримым, понятным, обнаруживается его внутренняя сущность.

    символ

    • Многозначный образ, связующий собой разные планы воспроизводимой действительности на основе их существенной общности.

    Символ предполагает множественность толкований, расширяет ассоциативный план высказывания, тем самым обогащая его содержание.

    Что может символизировать образ моря, созданный

    Иваном Айвазовским?


    Метонимия (с греч. - переименование) - перенос значения по смежности явлений

    • выпить бокал вина (с содержимого на содержащее) ;
    • эй, шляпа, остановитесь (с человека на его одежду );
    • собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт );
    • прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора ).

    Для какой цели используется метонимия?

    • Цель метонимии – выделить основное, наиболее важное в данном случае и представить выделенное в яркой, предметно ощутимой форме.

    Синекдоха (с греческого «соотнесение»)

    Что с чем соотносится и по какому принципу?

    • И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов); Швед, русский колет, рубит, режет (М.Лермонтов).
    • Вся армия соотносится с одним солдатом, ее представителем; множественное число обозначается через единственное;
    • Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин)
    • страна как целое обозначается через ее государственный флаг;
    • Усилить бой бестрепетных сердец (А.Фет)
    • человек соотносится с его сердцем, что в данном случае является для поэта главным, самым существенным признаком человека.

    Синекдоха – это…

    • Частный случай метонимии: перенос значения с целого на его часть, с множественного числа – на единственное.
    • Так же, как и метонимия, выделяет существенное, значимое для автора, создает яркий образ

    Повторим:

    • Как связаны между собой:
    • В чем отличие:

    метафора

    метонимия

    синекдоха

    аллегория


    олицетворение


    Мы знаем, как удивительны олицетворения в русской литературе. Они отражают не только яркость художественного образа, но и определенное мировосприятие поэта, его взгляд на мир.

    Ощутите это мировосприятие в стихотворных текстах С.Есенина: как осмысливается поэтом взаимосвязь человека и природы?

    О красном вечере задумалась дорога,

    Кусты рябин туманней глубины.

    Изба-старуха челюстью порога

    Жуёт пахучий мякиш тишины.

    Осенний холод ласково и кротко

    Крадётся мглой к овсяному двору;

    Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

    Лучит глаза на галочью игру.


    Олицетворение помогает ощутить одухотворенность окружающего мира, взаимосвязь человека и природы, тонкую грань между живым и неживым, выявляя условность самого понятия «неживое».

    Всмотритесь в жизнь природы на этих картинах и сформулируйте одну фразу, которая бы обнаружила функциональность олицетворения:


    гипербола

    • Преувеличение:
    • Усиливает существенные, значимые свойства, признаки явления, предмета или действия.

    Для каких целей используется гипербола в следующих примерах?

    • Сидит милый на крыльце

    С выраженьем на лице,

    А у милого лицо

    Занимает всё крыльцо.

    • в сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский ).

    • Сильное преувеличение, выводящее изображаемое в область фантастики, условности.
    • Фантастическое преувеличение значимого для автора признака или явления помогает показать его сущность, иногда скрытую от поверхностного взгляда.

    литота

    • Приуменьшение:

    талии никак не толще бутылочной шейки (Гоголь).

    • Литота помогает создать зримый, запоминающийся образ, передать авторское отношение или чувство.

    Как вы думаете, почему на нашей схеме мы оформили взаимосвязь этих тропов именно так:

    гипербола

    сравнение


    перифраза (перифраз)

    • Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом:
    • Это был не просто орел – к этому гордому и немного надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»;
    • Люблю тебя, булатный мой кинжал,

    Товарищ светлый и холодный.

    Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

    На грозный бой точил черкес свободный.

    (М.Лермонтов)


    Какому образу осени на картинах И.Левитана соответствует перифраза: унылая пора, очей очарованье (А.Пушкин)?


    Для чего используется перифраза?

    • Какова функция перифразы в этом тексте?
    • На крыльцо выскочило милейшее создание – маленький щенок болонки с черными глазками и смешным хвостиком, никогда не знавшим покоя. Как тут же выяснилось, это «милейшее создание» сгрызло за неделю любимые туфли хозяина и прихватило гостевые тапки.
    • Перифраза выявляет авторское отношение к изображаемому; создает яркий, неповторимый образ; указывает на существенные в данном случае, важные для автора свойства, качества, признаки.

    Ирония (с греческого «притворство»)

    Прочитайте эти примеры и скажите, почему ирония – это «притворство»?

    • отколе, умная, бредешь ты, голова («умная голова» – обращение к ослу в басне Крылова).
    • «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего» (Н.Гоголь).

    Что такое ирония и для чего она служит?

    • Употребление слова или высказывания в смысле, обратном буквальному.
    • Ирония подчеркивает авторскую насмешку, выявляет скрытую дисгармонию, алогичность явления. Высшая степень проявления иронии – сарказм – насмешка едкая, горькая , выявляющая авторское неприятие.

    эпитет - художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир.

    Подберите эпитеты к слову «река», отражающие неповторимость живописного образа на каждой картине:


    Эпитет придает выражению образность и эмоциональность

    Найдите эпитеты в тексте и аргументируйте свой выбор:

    Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. По всему саду раздаются голоса и скрип телег.

    (И.Бунин)


    Повторим: прокомментируйте обобщающую схему тропов, но сначала постарайтесь ее припомнить


    Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов

    • Фигуры усиливают воздействие речи на читателя;
    • подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями;
    • придают тексту наглядность, эмоциональность;
    • выделяют наиболее важное в содержании.

    Сочетания слов,

    основанные на повторе

    Сочетания слов,

    основанные на соотношении

    значений

    повтор

    антитеза

    повышение эмоцио-

    нальности, прив-

    лечение внимания

    оксюморон

    эпифора

    анафора

    риторический

    вопрос

    градация

    параллелизм

    умолчание

    риторическое

    восклицание

    ряды однород-

    ных членов

    инверсия

    риторическое

    обращение

    эллипсис

    многосоюзие

    бессоюзие

    парцелляция



    повтор (лексический повтор)

    • Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк:

    Сияй, сияй, прощальный свет

    Любви последней, зари вечерней.

    (Ф.Тютчев)

    • Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.

    Одинаковы ли функции повтора в художественном и публицистическом текстах?

    Мело, мело по всей земле,

    Во все пределы.

    Свеча горела на столе,

    Свеча горела.

    (Б.Пастернак)

    Для каждого человека его время есть загадка, туманность, хаотичное сцепление случайных событий, в которых лишь угадывается закономерность, а история дарует нам возможность, открыв что-то в прошлом, выстроив события в логическую цепь, в случайном увидеть закономерное, в частном – проявление общего, в отдельном – его связь с целым.

    Исторический процесс предстает именно процессом, имеющим начало в прошлом и продолжение в настоящем.


    анафора

    • Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк):

    Август – астры,

    Август – звёзды,

    Август – грозди

    Винограда и рябины

    Ржавой – август.

    (М.Цветаева).


    Что анафора помогает нам понять в чувстве лирического героя А.Фета?

    Только в мире и есть, что тенистый

    Дремлющих клёнов шатёр.

    Только в мире и есть, что лучистый

    Детски задумчивый взор.

    Только в мире и есть, что душистый

    Милой головки убор.

    Только в мире и есть этот чистый

    Влево бегущий пробор.


    Для чего служит анафора?

    • Анафора создает особую мелодию строки, подчеркивает, вновь и вновь называя в начале предложений, нечто значимое для автора.

    эпифора

    • Повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк):

    Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ?

    (Н.Гоголь)

    • Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов.

    параллелизм (синтаксический параллелизм)

    • В чем своеобразие построения следующих строк?

    В заветных ладанках не носим на груди,

    О ней стихи навзрыд не сочиняем,

    Наш горький сон она не бередит,

    Не кажется обетованным раем.

    Не делаем ее в душе своей

    Предметом купли и продажи,

    Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

    О ней не вспоминаем даже.

    (А.Ахматова «Родная Земля»)


    Параллелизм – это… Продолжите фразу.

    • Одинаковое синтаксическое построение смежных фраз, параллельное расположение в них сходных членов предложения.
    • Параллелизм служит ритмико-интонационной организации строки, выявляет взаимосвязь явлений.

    многосоюзие

    • Значимое, намеренное повторение союзов в одном предложении:

    И божество, и вдохновенье,

    И жизнь, и слезы, и любовь.

    (А.Пушкин)

    • Повторяющиеся союзы либо связывают явления, выявляя их родственность, равновеликость, либо разделяют, дробят, подчеркивая выборочность, единственность.

    бессоюзие

    • Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных слов, фраз, а значит, и явлений, однако эта обособленность всё же означает их внутреннюю связь, взаимообусловленность. Всё это – грани чего-то единого.

    О доблестях, о подвигах, о славе

    Я забывал на горестной земле,

    Когда твое лицо в простой оправе

    Передо мной сияло на столе.

    (А.Блок)


    ряды однородных членов

    • Значимое для создания образа или выражения авторской мысли употребление однородных членов.
    • Ряды однородных членов помогают передать полноту, детальность изображаемого мира (если однородными оказываются подлежащие или дополнения); его динамику (при однородных сказуемых), многогранность (при однородных определениях).

    Почему для выражения своей мысли Исааку Левитану оказались необходимы ряды однородных членов?

    Посмотрите на лучшие картины Саврасова, например, «Грачи прилетели». Какой ее сюжет? Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, – и только! Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу.



    Антитеза – контраст, противопоставление

    Два поэта – два стихотворных отрывка – два разных случая использования антитезы. В чем сходство и различия функции этой фигуры?

    • Кто создан из камня, кто создан из глины

    А я серебрюсь и сверкаю.

    (М.Цветаева)

    • Ты и убогая,

    Ты и обильная,

    Ты и могучая,

    Ты и бессильная,

    Матушка Русь!

    (А.Некрасов)


    Сделаем вывод о функциональности антитезы:

    • Антитеза придает высказыванию особую внутреннюю энергию, подчеркивает неслиянность, несоответствие предметов или явлений, тем самым обнаруживая в этом противопоставлении их уникальность, неповторимость. Однако может использоваться и для того, чтобы обнаружить внутреннюю противоречивость целостного явления.

    Оксюморон – соединение в одном словосочетании несоединимого

    • Зачем оказывается необходимым соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону?
    • снежный огонь (А.Блок)
    • грустная радость (С.Есенин )
    • Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.

    градация

    • Расположение слов по возрастающей (или убывающей) значимости:

    Не жалею, не зову, не плачу…

    (С.Есенин)

    • Усиливает различные оттенки одного чувства, все более и более повышает эмоциональность и внутреннюю экспрессию высказывания.

    умолчание (фигура умолчания) - внезапно оборванное высказывание

    • Понаблюдайте над текстами и предположите, что может быть скрыто за этим «красноречивым» многоточием?

    Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже.

    Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

    И всё – равно, и всё – едино.

    Но если по дороге куст

    Встает, особенно – рябина…

    (М.Цветаева)

    На тебя она страшно похожа.

    Может, думает обо мне…

    (С.Есенин)


    Для чего используется фигура умолчания?

    • Умолчание предоставляет читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно оборванном высказывании, ощутить авторское отношение к изображенному, авторские чувства.

    парцелляция

    • Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция?

    Во всём мне хочется дойти

    до самой сути.

    В работе, в поисках пути,

    в сердечной смуте.

    До сущности протекших дней,

    до их причины.

    До оснований, до корней,

    до сердцевины.

    (Б.Пастернак)


    Проверьте себя:

    • Парцелляция – выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Постановка точки там, где ее быть не должно. Разрыв предложения точкой, которая выносит определенные члены предложения в новое предложение.
    • Парцелляция, разделяя то, что в обычной речи разделению не подлежит, сбивает инерцию читательского восприятия, заставляет вдуматься в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл и «самость».

    эллипсис

    • Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения:

    Загляну я в неба очи – звёзды,

    Загляну тебе я в очи – звёзды.

    (В.Курдюмов)

    Посреди комнаты – огромная изразцовая печка,

    На каждом изразце – картинка,

    А в единственном окне – снег, снег, снег.

    (М.Цветаева)

    • Эллипсис привносит особую экспрессию, внутреннюю энергию, динамичность; разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства.

    инверсия

    • Обратный порядок слов:

    И слышно было до рассвета, как ликовал француз (сказуемое +подлежащее);

    на закат ты розовый похожа (определяемое слово+определение).

    • Инверсия всегда переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая то слово, которое для автора оказывается наиболее важным.


    риторический вопрос

    • Вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя и зачастую не предполагающий ответа.
    • Чему служит риторический вопрос в художественном тексте?

    Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи…

    (И.Тургенев)


    Для чего используется риторический вопрос в публицистическом тексте?

    Понаблюдайте над текстом:






    Каковы функции риторического вопроса?

    • Риторический вопрос служит для выявления логики высказывания,
    • является средством связи разных мыслей,
    • обнаруживает логику авторского размышления,
    • привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой.

    риторическое восклицание

    • Фигура, повышающая эмоциональный уровень речи:

    Да здравствует солнце,

    Да скроется тьма!

    (А.Пушкин)

    А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!

    (И.Тургенев)

    • Риторическое восклицание придает большую энергетику высказыванию автора, усиливает выражение его чувств, их воздействие на читателя.

    риторическое обращение

    • Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо.

    О первый ландыш! Из-под снега

    Ты просишь солнечных лучей;

    Какая девственная нега

    В душистой чистоте твоей!

    (А.Фет)

    • Выражает авторское отношение, привлекает внимание. Возможность отзыва того, к кому обращаются, не предполагается.

    Вспомните систему фигур, объясните их взаимосвязи

    Слайд 2

    ЕГЭ Задание В8: Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Рассмотрите языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Чтобы выполнить это задание в экзаменационной работе, необходимо: знать определение языковых средств; уметь находить эти тропы в тексте; понимать их роль в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка (используются разные термины) тропы фигуры речи средства художественной выразительности Далее Назад

    Слайд 3

    Цель презентации: обобщить знания учащихся; проверить сформированность умения обнаруживать в исходном тексте самые распространенные средства выразительности, с которыми сталкивались при анализе текста на уроках русского языка и литературы; помочь учителям школы в объяснении этой сложной темы на разных ступенях обучения. Далее Назад

    Слайд 4

    Сфера применения материала В 5-8 классах на уроках русского языка и литературы (на этапе знакомства с тропами) В 9-11 классах на уроках русского языка и литературы при анализе текстов разных стилей (на этапе повторения) на уроках русского языка и литературы (на этапе систематизации знаний о языковых средствах русского языка, подготовке к ЕГЭ, мини ЕГЭ) На главную Назад

    Слайд 5

    Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Тропы Проверь себя Средства речи В начало

    Слайд 6

    Средства речи Тропы олицетворение эпитет сравнения антитеза звукопись а) аллитерация б) ассонанс метафора инверсия анафора эпифора гипербола литота метонимия оксюморон перифраз(а) синекдоха парцелляция период градация Лексические антоним синоним диалектизм просторечные слова устаревшие слова разговорная лексика эмоционально-окрашенная лексика термины лексический повтор Синтаксические синтаксический параллелизм ряды однородных членов вставные конструкции уточняющие главные предложения неполные предложения риторическое обращение риторический вопрос

    Слайд 7

    Слайд 8

    Олицетворение перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрылалиству. (С. Петросян) Ветер плачет за окном, Ветер мечется и стонет И невидимым крылом Золотые листья гонит. (К. Феофанов) Найдите олицетворение. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрыла листву. (С. Петросян) Ветер плачет за окном, Ветер мечется и стонет И невидимым крылом Золотые листья гонит. (К. Феофанов)

    Слайд 9

    Эпитет - образное определение, дающее предмету дополнительную художественную характеристику. Назовите эпитеты. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. (И. Бунин) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой,багряный. Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. (И. Бунин)

    Слайд 10

    Сравнение - прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку. Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Удачные ли сравнения нашел поэт? Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея,точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.

    Слайд 11

    Антитеза - противопоставление. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит. Какую роль выполняет антитеза? Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит.

    Слайд 12

    Звукопись - специальный подбор звуков, помогающий озвучить картину. ...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Д. Бальмонт). Какие ассоциации вызывает звуковой подбор в строке? Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. ...Чуть слышно, бесшумно шуршаткамыши. (К. Д. Бальмонт). Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

    Слайд 13

    Аллитерация Ассонанс - повторение одних и тех же согласных звуков. - повторение одних и тех же гласных звуков. Подо льдом ручей забулькал, Зазвенело все кругом, Тонко дзинькнула сосулька, Разбиваясь под окном. (А. Твардовский) Какие звуки повторяются? С какой целью это делается? Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут. Опишите состояние лирического героя. Что использует автор для усиления настроения? Подо льдом ручей забулькал, Зазвенело все кругом, Тонко дзинькнула сосулька, Разбиваясь под окном. (А. Твардовский) Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут.

    Слайд 14

    Гудит трава за розовым плетнем, Под ветром степь, как море ходит зыбко, И в небесах, изнеможденных днем, Зареяла кровавая улыбка. Гудит трава за розовым плетнем, Под ветром степь, как море ходит зыбко, И в небесах, изнеможденных днем, Зареяла кровавая улыбка. Метафора Найдите метафору. Какие еще тропы здесь используются? - скрытое сравнение, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства.

    Слайд 15

    Инверсия - нарушение привычного порядка слов. У дороги дуб зеленый Зашумел листвой каленой. Над землею истомленной Дождь собрался долгожданный. (А. Твардовский) Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! (Ф. Тютчев) Что изменится, если восстановить привычный порядок слов? У дороги дуб зеленый Зашумел листвой каленой. Над землею истомленной Дождь собрался долгожданный. (А. Твардовский) Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! (Ф. Тютчев)

    Слайд 16

    Анафора - повторение одних и тех же звуков, слов в начале нескольких строк. Легкие тучи растаяли, Легкая встала звезда, Легкие лодки отчалили В синюю даль навсегда. (Г. Иванов) И шумят тихим шумом вечерние волны, И баюкают песней своей. Одинокое сердце И грустные думы В беспредельном просторе морей. Оправдан ли повтор, как вы думаете? Легкие тучи растаяли, Легкая встала звезда, Легкие лодки отчалили В синюю даль навсегда. (Г. Иванов) И шумят тихим шумом вечерние волны, И баюкают песней своей. Одинокое сердце И грустные думы В беспредельном просторе морей.

    Слайд 17

    Эпифора - повторение одних и тех же звуков в конце нескольких строк. Есть место на земле: Вокруг – Куда ни смотришь – Всюду юг, И справа юг, И слева юг, И спереди, И сзади... Куда ни смотришь – Всюду юг И льды на водной глади. С какой целью используется в загадке эпифора? Помогает ли она найти отгадку? ЮГ ЮГ Есть место на земле: Вокруг – Куда ни смотришь – Всюду юг, И справа юг, И слева юг, И спереди, И сзади... Куда ни смотришь – Всюду юг И льды на водной глади.

    Слайд 18

    Гипербола Литота - преувеличение свойств предметов с тем, чтобы усилить образность и выразительность речи. - художественное преуменьшение предмета с целью усиления эмоционального воздействия. Я знаю – Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете! (В. Маяковский) Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни) Я знаю – Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете! (В. Маяковский) Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни)

    Слайд 19

    Метонимия - художественное отождествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности (близости). Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит... (А. С. Пушкин) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит... (А. С. Пушкин)

    Слайд 20

    Оксюморон (или оксиморон) - сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов. Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! (В. Брюсов) Родной Язык Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! (В. Брюсов)

    Слайд 21

    Перифраз(а) - замена названия предмета описанием его признаков. Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать, куда Вам путь У где пристанище.. (М. Цветаева) Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать, куда Вам путь У где пристанище.. (М. Цветаева)

    Слайд 22

    Синекдоха - замещение целого слова или понятия его частью. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы мундиры голубые,... Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы мундиры голубые,...

    Слайд 23

    Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные, как самостоятельные предложения. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Г. Антокольский) И снова. Гулливер.Стоит.Сутулясь. (П. Г. Антокольский)

    Слайд 24

    Период - Развернутое сложноподчиненное предложение с четкой интонацией и делением на колоны. Когда волнуется желтеющая нива. И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганной душистой, Румяным вечером или утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо качает головой; Когда студеный луч играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, - Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога... (М. Лермонтов)

    Слайд 25

    Не жалею,не зову,не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин) Градация - последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин)

    Слайд 26

    1. Какой троп использован поэтом? Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. С. Есенин 1) сравнение 2) парцелляция 3) аллитерация 4) оксюморон Проверь свои знания 2. Иллюстрацией какого тропа служат строки А. С. Пушкина? Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. синекдоха метонимия анафора литота

    Слайд 27

    3. Какой троп не использован в четверостишии Н. Заболоцкого? Сыплет дождик большие горошины, Рвётся ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. метафора антитеза олицетворение эпитет 4. Найдите метафору. Внезапной бурею растрёпана рябина И шорохом аллей, Вчерашнего дождя осыпались рубины На изморозь полей. внезапной растрёпана рябина рубины

    Слайд 28

    5. Найдите эпитет. Холодеет ночь перед зарёю, Смутно травы шепчутся сухие, Сладкий сон их навевает ветер. И. Бунин. 1) холодеет 2) сухие 3) ветер 4) сладкий 6. Укажите троп, использованный в строке Б. Поплавского. Осень. В белом сиянии неба Всё молчит, всё устало, всё ждёт. 1)градация 2) парцелляция 3) перифраз 4) оксюморон

    Слайд 29

    7.Перечислите тропы, использованные в стихотворении В. Карпеко Литая медь стволов сосновых Чугунной стала в час ночной. Лес, утонув в снегах пуховых, Морозной полон тишиной. Лишь белотелые берёзы, Такие хрупкие на вид, Порой заропщут на морозы Да ель зубами заскрипит. В ответ ей эхо ухнет гулко. И снова тишь…Но вся она, Как музыкальная шкатулка, Мелодией начинена. период эпитет инверсия эпифора сравнение гипербола метафора олицетворение Ответы и результаты

    Слайд 30

    Оцени свои знания. 1. 1) 2. 3) 3. 2) 4. 4) 5. 4) 6. 1) 7. 2), 3), 5), 7), 8) За правильный ответ в заданиях №1-6 вы получаете по 1 баллу, задание №7 дает вам 3 балла. Если вы набрали 9 баллов, то показали блестящие знания материала и получили оценку «5». Если сумма балов 7-8, продемонстрировали хороший уровень и получили оценку «4». Если результат 5-7 баллов, советуем еще поработать над темой, ваша оценка «3». Работа, набравшая менее5 баллов не оценивается. Придется еще раз изучить теорию.

    Посмотреть все слайды