Тест зрительной ретенции бентона. Пространственные представления. Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта

Предложил A. L. Benton в 1952 г. Тест изначально был ориентирован на исследование запоминания рисунков различных форм. Рисунки объединяются в три формы - С, D, Е. Все эти формы эквивалентны друг другу, каждая состоит из десяти карточек-образцов. На каждой карточке изображено несколько простых геометрических фигур.

Тест Бентона обычно используется в патопсихологической диагностике при подозрениях на наличие органических повреждений мозга, а также при уточнении степени их тяжести.

Одна карточка предъявляется испытуемому на 10 секунд. Затем испытуемый должен воспроизвести (нарисовать самостоятельно) содержание карточки.

Оценка одного ответа производится по количественному и качественному показателю. Количественная оценка:

Правильное репродуцирование оценивается в 1 балл,

Неправильное - в 0 баллов.

Соотношение правильно и неправильно выполненных заданий является показателем умственного ущерба.

Качественный анализ тоже способен дать интересные сведения. Бентон составил специальную таблицу возможных ошибок. При этом ошибки, совершаемые здоровыми людьми, и ошибки больных, страдающих органической церебральной патологией, деменцией, различаются.

Ошибки, таким образом, делятся на "естественные" и "органические". Следует учесть, что наличие одной "органической" ошибки возможно и у психически здоровых лиц. Это может быть следствием переутомления, отвлечения. Наличие же двух "органических" ошибок представляет большую редкость даже у очень старых, но психически здоровых обследуемых.

Пример. На одной из картинок нарисованы две крупные фигуры (как бы главные) и одна мелкая. "Естественная" ошибка - испытуемый забыл мелкую фигуру, но он сознает это и оставил для нее пустое место. Также может быть несколько изменено взаимное расположение фигур. "Органические" ошибки:

Больной разделил на фрагменты одну из основных фигур, нарисовав ее части в разных местах,

Воспроизвел все фигуры в одной величине.

Другие примеры "естественных" ошибок:

Перестановка главной фигуры справа налево,

Неправильное перемещение главной фигуры по вертикали,

Поворот вокруг оси малой или большой фигур,

Сознательный пропуск малой фигуры,

Сознательный пропуск элементов фигуры,

Поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

Другие примеры "органических" ошибок:

Полный или частичный пропуск малых фигур,

Повторение (дубликация) малых фигур,

Дубликация основной фигуры,

Расположение периферической фигуры между главными или внутри главной,

Поворот фигур на рисунке на 90 градусов.

Примеры "тяжелых" ошибок, которые наблюдаются при явной органической церебральной патологии:

Тенденция к деформации фигур по размерам,

Повторение главной фигуры в одном и том же образце,

Повторение элементов фигуры в образце,

Контаминация (сплавление) фигур,

Тенденция к персеверации фигур,

Значительное искажение фигур,

Вставки в фигуры,

Полный пропуск образца.

Тест зрительной ретенции (Benton Visual Retention Test) предложен А. Бентоном в 1952 году. Последнее, пятое, издание теста опубликовано в 1992 г.

Обычно используется в патопсихологической диагностике при подозрениях на наличие органических повреждений мозга, а также при уточнении степени их тяжести. Тест доказал свою чувствительность к выявлению и оценке синдроме дефицита внимания, болезни Альцгеймера, черепно-мозговой травме и других нарушениях следствием которых является нарушение интеллектуальной и когнитивной функций.

Методика основана на теории репродукции зрительных образов и их пространственном восприятии.

Тест Бентона зарекомендовал себя при работе как со взрослыми, так и с детьми. Он широко применяется при работе с лицами, имеющими церебральную патологию, старческие изменения, умственную отсталость, эмоциональные нарушения и шизофрению.

Имеются три эквивалентные формы теста – C, D, E, коэффициент надёжности которых составляет 0,80. Разработаны две дополнительные усложнённые формы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур. Предъявление этих форм может осуществляться пятью различными способами:

  • A (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги),
  • B (каждая карта предъявляется в течение 5 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги),
  • С (каждая карта предъявляется в течение неограниченного времени, причём исследуемый может воспроизводить её, срисовывая с оригинала),
  • D (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается и исследуемый воспроизводит её на листе бумаги через 15 секунд)
  • M (каждая карта предъявляется в течение 10 секунд, после чего убирается, а исследуемый выбирает её точную копию из предложенных ему 4 вариантов).

Размер карточки с фигурами 21х15 см.

Инструкция : «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка ни­какой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте не­сколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам по­кажется, что Вы уже все запомнили Вам понятно?» (при не­соблюдении–отметить импульсивность испытуемого).

Экспериментатору : «Держим карточки перед испы­туемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каж­дую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряже­ние).

Пример (предъявление способом М)

Картинки для исследования содержат две главные фигуры и одну мелкую.

Сверху изображена предъявленная испытуемому карта, а ниже – 4 варианта, один из которых испытуемый должен выбрать как максимально соответствующий предъявленному изображению:

Оценка результатов

Оценка выполнения:Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оцен­ка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. От­дельно подсчитаются ошибки. Это могут быть:

1. Опущение целой фигуры . Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием:

  • Оп БП – Опущение Большой Правой.
  • Оп БЛ – Опущение Большой Левой
  • Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.
  • Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.

2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).

3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с преды­дущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).

4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90­0или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.

5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ и т. д.

Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (осо­бенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во вре­мени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность ре­зультатов.

6. Величина – «Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответству­ет уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого.

Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта

Норма от 15 до 44 лет включительно.

Уровень интеллекта

Оценка IQ по

Выше среднего я много выше среднего

Средний уровень

«Средняя норма»

Низкий, малоодарен тын

«Низкая (плохая) норма»

Пограничный

«Пограничная зона»

Слабоумие

«Умственный дефект»

Поправки на возраст:

  • от 45 до 54 лет к оценке но Бентону прибавляется 1 балл
  • от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла
  • от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла
  • от 75 лет и выше–можно прибавить 4–5 баллов

Зависимость количества ошибок по Бентону от уровня интел­лекта

Норма от 15 до 39 лет включительно.

Кол-во ошибок по Бентону

Уровень интеллекта

Оценка IQ по Stanford-Binet

Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC)

Выше среднего и много выше среднего

«Хорошая норма», а также «Высокая» и «Очень высокая норма»

Хорошая - средняя

«Средняя норма» (три «подуровня»)

Средний уровень

Низко-средняя

Малоодаренный

«Низкая («плохая») норма»

Пограничный

«Пограничная зона»

Слабоумие

«Умственный дефект»

Поправки на возраст:

  • от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка
  • от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки
  • от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки
  • выше 65 лет–можно отнять 4–5 ошибок

Из практики:

Больные с органическим поражением мозга обычно полу­чают не более 4–5 баллов (редко).

Больные неврозами получают в среднем 6–8 баллов.

Больные шизофренией (с дефектом) 6–7 баллов.

Норма получает в среднем 8–9 баллов, но может быть и 7, и даже меньше–при «Низком» или «Пограничном» интел­лекте (см. таблицу).

Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но оставил для нее пустое место (О1); либо он изменил расположение фигур из рисунка, поставив маленькую фигуру в правый угол (О2). Допускаются и другие ошибки такого рода (перемещение тех или иных фигур и т.д.), но все они не считаются показателем органического поражения головного мозга.

Примеры "органических" ошибок: больной разделил (Б1) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (Б2).

Ошибки у больных шизофренией: типично включение при рисовании в одну фигуру фрагментов (деталей) относящихся к разным образцам.

Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоми-нания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы - С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карто-чек-образцов. На карточке


изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспро-извести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правиль-ное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выпол-ненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умствен-ного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.


особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследо-вании практически здоровых лиц и страдающих органической це-ребральной патологией. Получены также статистически досто-верные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчет-ливо выявляет органическую патологию. Исследование, прове-денное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что ука-занная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представ-ляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психи-чески здоровых. Например, на картинке для исследования по Бе-тону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая (рис. 4 , позиция А). Типичные для здоровых людей ошибки: обсле-дуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и ос-тавил для нее пустое место (рис. 4 , позиция Б1), либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол (рис. 4, позиция Б2). Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фи-гуры, но все они не считаются патогномоничными для органиче-ского поражения головного мозга.

Примеры «органических» ошибок: больной разделил (рис. 4, позиция ВТ) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фи-гуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (рис. 4, позиция В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых об-следуемых: перестановка главной фигуры справа налево, непра-вильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот во-круг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот во-круг оси или перемещение элементов фигуры.

Примеры «органических» ошибок: полный или частичный про-пуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубли-кация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90°.


Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фи-гур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы - С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карточек-образцов.

На карточке изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.

Рис. 4. Карта-образен н тесте Бентона и характерные ошибки воспроизведения

Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весьма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа «органических» ошибок с возрастом, особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией. Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых. Например, на картинке для исследования по Бетону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая (рис. 4, позиция А). Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место (рис. 4, позиция Б1), либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол (рис. 4, позиция Б2). Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

Примеры «органических» ошибок: больной разделил (рис. 4, позиция ВТ) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (рис. 4, позиция В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

Примеры «органических» ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубли-кация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90°.

Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

Пространственный гнозис

1. Проба "Зеркальные буквы" И.: "Покажи, какая из букв написана правильно". Более сложным вариантом является нахождение "неправильных" цифр и букв в слогах и словах.

2. Проба "Слепые часы". Экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на "слепых часах". При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения.
Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.

3. Проба Бентона. Экспериментатор показывает ребенку один из верхних образцов, затем закрывает его и просит показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.
Справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7-8 лет.

Самостоятельный рисунок Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров) , простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие тесты к тесту Люшера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой руками.

1. Ребенку предлагается (сначала правой, потом левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.

2. Проба "Коврики". Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4) , сложенный вдвое, на каждой половине которого изображены большие прямоугольники.
И.: "Представь, что это коврик. Разрисуй его, пожалуйста". По завершении раскрашивания одной рукой лист переворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.
Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки.

3. Проба "Мандала". Перед ребенком кладется лист бумаги (А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см.
И.: "Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста". На любые вопросы ребенка дается ответ: "Делай, как тебе нравится".
По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой.

4. Проба "Гомункулус". Выполняется ведущей рукой. Перед ребенком кладется образец формата листа (А 4). И.: та же, что и в пункте 3.

По окончании раскрашивания ребенку задаются следующие вопросы:

§ Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет?

§ Что сейчас делает? Чем вообще занимается?

§ Любимое и нелюбимое занятие?

§ Боится ли он чего-нибудь?

§ Где живет? С кем живет?

§ Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?

§ Какое у него настроение? Его самое заветное желание?



§ Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?

§ Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?

§ Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

5. Проба "Рисунок человека". Выполняется ведущей рукой.
И.: "Нарисуй, пожалуйста, человека". По окончании предлагаются те же вопросы, что и в пункте 4.

Копирование

1. Тест Денманна. Перед ребенком кладётся картинка с изображением фигурок и чистый лист бумаги.
И.: "Нарисуй эти фигурки". Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой.
Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования у детей до 5-6 лет.

2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы для детей с 6 лет.
Перед ребенком кладется фигура Тейлора и (ниже) чистый лист.
И.: "Нарисуй такую же фигуру". Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор меняет (по порядку цветов радуги) . Манипуляции ребёнка с собственным листом бумаги строго фиксируются. Экспериментатор воздерживается от любых замечаний. Полезным бывает отмечать время копирования.

По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается также скопировать фигуру Рея-Остеррица другой рукой.

3. Копирование проекционных изображений.
Ребенку предлагается правой и левой руками скопировать "куб" и "дом"