Презентация "наглядная геометрия" для начальной школы. Презентация "наглядные методы обучения" То другая ходит кругом


Что такое наглядный метод обучения?

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ).




  • Наблюдения
  • Иллюстрации
  • Демонстрации

Наблюдение

Это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя.

Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготовляет учащихся к абстрактному мышлению.


Приемы наблюдений

  • показ-наблюдение
  • демонстрация-наблюдение
  • записи и зарисовки
  • фотографирование и описание

Метод иллюстраций

предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, схем, плакатов, таблиц, картин, карт, чертежей, макетов, зарисовок на доске, плоских моделей.


Метод демонстраций

обычно связан с демонстрацией приборов, оборудования, опытов, кодоскопов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ, презентаций.


Метод демонстраций

заключается в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).


Метод демонстраций

В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

ИКТ – важное звено наглядного метода обучения.


К современным ИКТ относятся:

  • учебные электронные пособия;
  • получение дополнительной информации посредством сети Интернет;
  • учебные презентации;
  • мультимедийные пособия и другие.

Условия эффективного применения наглядности:

  • а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  • б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
  • в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Такова краткая характеристика наглядных методов обучения, классифицируемая по источникам знаний. Ее неоднократно подвергали критике в педагогической литературе. Ее главным недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Выполнила воспитатель ГС(к)ОШИ №6 VIII вида г. Печора Республики Коми Чичвага Марина Юрьевна

« Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении» Я.А Коменский Наглядность – важнейший принцип обучения, фундамент для всестороннего развития личности. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся расширяет объём усвояемого материала снижает утомление тренирует творческое воображение облегчает весь процесс обучения

Пропускная способность информации у органов чувств человека за единицу времени Орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени Орган осязания - 10 000 условных единиц за ту же единицу времени Орган зрения – 100 000, т.е. около 80% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Общие виды наглядности Натуральная или естественная наглядность. Изобразительная наглядность (макеты, стенды, разнообразные экранные средства и т.п.) Графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.) Словесно-образная наглядность (яркие словесные описания, рассказы) Практический показ действий (выполнение конкретных практических действий при обучении) Внутренняя наглядность, когда в процессе обучения осуществляется опора на прежний опыт

Мультимедийные презентации Одним из основных направлений современного образования является использование компьютерных технологий. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Педагог сам может выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными фотографиями, анимациями и видеофрагментами.

определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном занятии; разработать сценарий, структуру изложения учебного материала; отобрать и обработать материал так, чтобы не допустить перегруженности; продумать простое композиционное решение слайдов; заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть доступным, лаконичным и выразительным); определить место и длительность звучания музыкального сопровождения; в целях профилактики зрительного утомления целесообразно включить в занятия офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз); продумать предшествующую показу и последующую работу учеников; Этапы подготовки мультемдийной презентации

Правила использования наглядности Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый объект. Нельзя игнорировать даже самые простые, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться чувство меры, т.к. большое количество наглядности по конкретному материалу ведёт к рассеиванию внимания и усвоение материала будет затруднено. Демонстрировать наглядные пособия следует постепенно и только тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями, детально продумывать пояснения.

Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе. В настоящее время принцип наглядности утвердился как один из важных в н ачальном обучении и основан на особенностях мышления детей. У младших школьников преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, требующее обязательного наглядного предъявления информации.

ПИРАМИДА ПОЗНАНИЯ наглядно демонстрирует эффективность различных методов обучения Слушание (беседа) 5 % Чтение 10% Технические средства 20% Наглядность, слайды 30% Практическая деятельность 75% Групповая работа (обучи другого) 90%

«Когда я слышу – я забываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я изучаю» М. Монтессори

Наглядности в обучении присущи следующие характеристики: служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти; образует фундамент развития творческого воображения и мышления; является критерием достоверности приобретаемых знаний; соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями; мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

Урок 1

Урок 2

Урок 3

Урок 4

Урок 5

Урок 6

геометрия

Сегодня мы отправляемся в путешествие в удивительную страну, которая называется ГЕОМЕТРИЯ.

Что такое геометрия?

Какими инструментами мы будем

пользоваться на уроках?

Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья,. Кто же я?-…

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья.

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход.

Ноги очень интересны

У таинственного друга:

Если первая на месте,

То другая ходит кругом!

карандаш

циркуль

Смотрите: мы раскрыли пасть, В неё бумагу можно класть. Бумага в нашей пасти Разделится на части.

Отгадайте загадки.

В геометрии все линии состоят из точек. Точки изображают прикосновением карандаша, а обозначают большой буквой латинского алфавита.

A - а D - дэ G – гэ M – эм P – пэ T – тэ

B – бэ E – е K – ка N – эн R – эр X – икс

C – цэ F – эф L – эль O – о S – эс Y -игрек

Отметьте красным карандашом две точки через 5 см.

Отметьте синим карандашом четыре точки через 1 см,

расположив их между красными точками.

Обозначьте каждую точку буквой. Проверь:

Начерти в тетради прямую линию. Помни свойство прямой линии: Без начала и без края Линия прямая. Хоть сто лет по ней иди, Не найдешь конца пути.

Какие инструменты тебе потребуются?

горизонтальная горизонтальная

Расположение прямых линий может быть горизонтальным, вертикальным, наклонным.

вертикальная

наклонная

Прямые линии будем называть:

Добавьте к своей линии еще несколько прямых так, чтобы у тебя были: вертикальная, горизонтальная и наклонная линии.

Практическая работа № 1

Рисуем геометрические фигуры глазами

Берегите зрение

Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек Мы поставим сотни...

Он от солнца прилетает, Пробивая толщу туч И в тетрадочке бывает, А зовется просто - ...

Едет ручка вдоль листа По линеечке, по краю - Получается черта, Называется...

Начерти геометрические фигуры,

о которых говорится в загадках:

Практическая работа № 2

Отметьте красным карандашом пять точек друг за другом и дайте им имена.

Проверка:

Какие геометрические фигуры нарисовал карандаш?

Сколько треугольников

изображено на рисунке?

Что мы узнали? Что мы узнали?

  • что означает слово «геометрия»?
  • перечислите инструменты, которые нужны для работы на уроке.
  • какие бывают прямые линии?

Проверь себя:

Назад к заданию

Чем отличается луч от прямой линии ?

Урок 2

Геометрические фигуры

Что означает слово «геометрия»? - Что означает слово «геометрия»?

  • Перечислите инструменты, которые нужны для работы на уроке.
  • Какие геометрические фигуры вы знаете?

Ученику предложили нарисовать

фигуры, состоящие только из отрезков.

Какие лишние фигуры он нарисовал?

Какие красивые цветы выросли на полянке! Расскажи, какой формы у них лепестки.

Нарисуй в тетради три цветка

с лепестками разной формы.

Какие из данных фигур являются ломанными линиями?

Практическое задание №1

Нарисуй следующие фигуры:

А)Две пересекающиеся прямые.

Б) Круг и внутри него квадрат

В) Ломаную с пятью звеньями

Проверка:

Сколько всего квадратов?

Какая ломаная длиннее?

3 см + 1 см + 3 см = 7 см

3 см + 3 см + 1 см + 3 см = 10 см

10 см > 7 см

домашнее задание

Из цветной бумаги вырежи геометрические фигуры и составь из них аппликацию.

Поверь себя:

Нарисуй следующие фигуры:

А)Две пересекающиеся прямые.

Б) Круг и внутри него квадрат

В) Ломаную с пятью звеньями

Назад к заданию

Я с детства не любил овал.

Я с детства угол рисовал…

П. Коган

И понимает каждый школьник, Что очень нужен мне…

Отгадайте загадку:

Угольник

Угол может быть: прямой, тупой, острый.

прямой угол

тупой угол

острый угол

Он и острый, да не нос, И прямой, да не вопрос, И тупой он, да не ножик,

Что еще таким быть может?

Отгадайте загадку:

Угол

Назовите углы?

Задание №1. Начертите все виды углов.

Задание №2.

Начертите в тетради такую фигуру.

Покажите вершины и стороны каждого угла.

Физкультминутка

Берегите зрение

Назовите фигуры и их углы.

Под какими углами пересекаются

тропинки возле совы?

- Какие бывают углы?

- Как называются углы у фигуры?

Урок 4

четырехугольники

Четырёхугольник, у которого все углы прямые, называется – прямоугольный четырёхугольник.

У прямоугольного четырёхугольника противоположные стороны равны.

Прямоугольный четырёхугольник, у которого все стороны равны, называется – квадрат.

В четырёхугольнике можно провести из противоположных углов две диагонали.

  • Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.

Практическое задание

2. Проведите в прямоугольнике диагонали.

Поверь себя:

Сколько всего прямоугольников?

Физкультминутка

Берегите зрение

Дорисуй каждую из этих фигур так, чтобы превратить её в тот или иной предмет?

Творческое задание:

А что нарисовали вы?

Урок 5

треугольники

Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ...

треугольник

Отгадайте загадку:

прямоугольный треугольник

равносторонний

треугольник

равнобедренный

треугольник

Треугольник и Квадрат

Жили- были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший – Квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный –

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

Почему ты злишься, брат?

Тот кричит ему:

-Смотри:

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!

Но квадрат ответил:

-Брат!

Я же старше, я – Квадрат!

Я, - сказал еще нежней:

-Неизвестно,

кто нужней!

Но настала ночь, и к брату;

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато,

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

-Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратным,

А проснешься без углов.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он - нет Квадрата

Онемел… стоял без слов…

Вот так месть? Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Практическое задание

Начерти друг за другом треугольник, прямоугольник и квадрат так, чтобы зелёный треугольник был между синим прямоугольником и красным квадратом, а квадрат был на первом месте.

Поверь себя:

Сколько всего треугольников?

Урок 6

Периметр

Периметр – это сумма всех длин сторон многоугольника.

Периметр обозначается буквой латинского алфавита – Р (пэ), измеряется в мм, см, дм, м, км.

Что такое периметр?

Чему равен периметр прямоугольника?

«Страна Геометрия»

У какого королевства самая длинная граница?

Узнайте длину беговой

Какую форму имеет

беговая дорожка?

Кто сколько пробежал?

ПОМОГИТЕ УЗНАТЬ ПЕРИМЕТР КЛУМБЫ.

Сколько всего квадратов?

Картинки с сайтов:

-http://images.google.ru/ ;

-http://images.yandex.ru/ ;

-http://for-creativity.ucoz.ru/news/2009-02-15-1689 фон;

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова учебник «Математика»,

2 класс, 1 часть, АСТ-Астрель, Москва 2009 год.

Инна Светлова «Форма». – М.: Эксмо-Пресс, 2002. Иллюстрации Ю.Кравец, Г.Кравец

Берестовская Наталья Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 61 п. Персиановский,

Октябрьского района, Ростовской области.

«Нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить»
Л.Толстой

Главная задача преподавания математики в школе – научить школьника не только считать, но и логически рассуждать, аргументировать свои утверждения, доказывать свои мысли. Конечно, немногие после школы станут математиками, многие даже практически никогда не будут применять большинство полученных знаний. Но каждый в своей жизни столкнется с ситуацией, когда нужно будет что-то доказать или проанализировать. Преподавание математики имеет свои традиции, но задачей школы является не только сообщение определенных знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться.

Общепризнанно, что математика является одним из самых трудных учебных предметов, она требует от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Очень помогает сохранить интерес к предмету и сделать качественным процесс обучения и воспитания на уроках использование информационных технологий.

Нельзя представить сегодня нашу жизнь без компьютера. Использование его существенно повышает эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи, одна из них - повысить наглядность обучения.

При подготовке к проведению уроков я часто создаю Презентации (Power Point), с помощью которых реализую принцип наглядности на занятиях. Использование презентаций для объяснения нового материала, организации устного счета (Приложение 1 ) дает хороший результат. Использование презентаций на этапе актуализации знаний (Приложение 2 ) позволяет решить больше задач, что дает возможность сэкономить время на уроке и вызывает больший интерес у ребят, нежели работа у доски, позволяет разнообразить работу, сделать ее более наглядной, яркой, интересной.