Мстисла́в (в Крещении Гео́ргий) Храбрый, Новгородский. Мстислав храбрый владимирович краткая биография Князь тмутараканский и черниговский

К ли-ку свя-тых за-ступ-ни-ков Церк-ви оте-че-ской при-чтен и сей князь Нов-го-род-ский Мсти-слав, внук ве-ли-ко-го кня-зя Ки-ев-ско-го Мсти-сла-ва († 1132 г.) и сын Смо-лен-ско-го кня-зя Ро-сти-сла-ва. Князь Мсти-слав за-слу-жил у совре-мен-ни-ков имя Храб-ро-го, ко-то-рое со-хра-ни-лось ему в ле-то-пи-сях по сво-е-му му-же-ству в бит-вах и по осо-бен-но-му бла-го-род-ству ха-рак-те-ра, так как он все-гда при-ни-мал пра-вую сто-ро-ну, ко-гда воз-ни-ка-ли несо-гла-сия кня-зей, и всту-пал-ся за сла-бо-го про-тив силь-но-го, невзи-рая на мно-же-ство вра-гов. В Церк-ви же усво-и-лось ему уте-ши-тель-ное на-зва-ние свя-то-го по глу-бо-ко-му его бла-го-че-стию и де-лам ми-ло-сер-дия, ко-то-рые не усту-па-ли по-дви-гам его во-ин-ской доб-ле-сти.

В 1168 го-ду он участ-во-вал в по-бе-де юж-но-рус-ских кня-зей над по-лов-ца-ми. Свя-той князь при-ни-мал уча-стие и в дру-гих кня-же-ских по-хо-дах, в ко-то-рых про-сла-вил-ся необы-чай-ным му-же-ством.

Князь Мсти-слав, ко-то-рый, по ска-за-нию совре-мен-ни-ков, бо-ял-ся лишь еди-но-го Бо-га, явил свое му-же-ство про-тив ве-ли-ко-го кня-зя Вла-ди-мир-ско-го Ан-дрея Юрье-ви-ча Бо-го-люб-ско-го, ко-гда тот, от-дав спер-ва сто-ли-цу юж-ную Ки-ев бра-ту его Ро-ма-ну, кня-зю Смо-лен-ско-му, хо-тел опять от-нять до-сто-я-ние сие у Ро-сти-сла-ви-чей и ве-лел Ро-ма-ну вы-ехать из Ки-е-ва. По-ви-но-вал-ся крот-кий князь, но за него всту-пи-лись бра-тья - Рю-рик, Да-вид и Мсти-слав Смо-лен-ские. Храб-рый Мсти-слав при-нял осо-бен-но к серд-цу неспра-вед-ли-вость вла-ди-мир-ско-го кня-зя и, овла-дев Ки-е-вом, от-дал его вто-ро-му бра-ту Рю-ри-ку. То-гда ве-ли-кий князь Вла-ди-мир-ский объ-явил Рос-ти-сла-ви-чам вой-ну. Князь Мсти-слав с бес-че-сти-ем вы-слал его посла с та-ким сло-вом к сво-е-му вла-ды-ке: «До-се-ле мы ува-жа-ли те-бя как от-ца, но ко-гда ты го-во-ришь с на-ми как с слу-га-ми и людь-ми про-сты-ми, идем на суд Бо-жий». Князь Ан-дрей по-слал 50 тыс. се-вер-но-го вой-ска. К это-му гроз-но-му опол-че-нию по-не-во-ле при-со-еди-ни-лись пол-ки неко-то-рых юж-ных кня-зей. Бра-тья Ро-стис-ла-ви-чи оста-ви-ли Ки-ев, бу-дучи не в си-лах дер-жать-ся про-тив та-ко-го пол-чи-ща, но Мсти-слав Храб-рый за-сел с ма-лой дру-жи-ной в со-сед-ней кре-по-сти - Вы-ш-го-ро-де, ни-чтож-ные сте-ны ко-то-ро-го, ка-за-лось, мож-но бы-ло разо-брать ру-ка-ми. Воз-буж-да-ла удив-ле-ние ни-чтож-ная кре-пость, обо-ро-ня-е-мая гор-стью лю-дей, но в ней бодрст-во-вал ви-тязь, а в оса-жда-ю-щих не бы-ло со-гла-сия. Од-ни кня-зья бо-я-лись мо-гу-щест-ва Ан-дре-ева, дру-гие же - ко-вар-ства Свя-тос-ла-ва, кня-зя Чер-ни-гов-ско-го, и все тай-но бла-го-при-ят-ство-ва-ли Ро-сти-сла-ви-чам. А храб-рый Мсти-слав по-чти каж-дый день де-лал от-важ-ные вы-лаз-ки про-тив вой-ска Ан-дре-ева. Ко-гда при-был Луц-кий князь Яро-слав с во-лын-ски-ми вой-ска-ми и со-еди-нил-ся с Мсти-сла-вом, страх на-пал на оса-жда-ю-щих. Они бро-си-лись бе-жать, кто ку-да мог. Мсти-слав смот-рел со сто-ро-ны и не ве-рил гла-зам сво-им. На-ко-нец, под-няв ру-ки к небу, про-сла-вил он за-щит-ни-ков Вы-ш-го-ро-да - св. кня-зей Бо-ри-са и Гле-ба. По-том, вско-чив на ко-ня, бро-сил-ся с дру-жи-ной за бег-ле-ца-ми. Непри-я-тель-ский стан, обо-зы, мно-же-ство плен-ных ста-ли до-бы-чей Мсти-сла-ва.

Князь Мсти-слав не гор-дил-ся в сча-стье. Он при-ми-рил-ся с кня-зем Ан-дре-ем и вып-ро-сил Ки-ев для бра-та Ро-ма-на. Ро-ман, отрав-ля-ясь в Ки-ев, оста-вил в Смо-лен-ске сы-на сво-е-го. Смо-ляне воз-му-ти-лись про-тив мо-ло-до-го кня-зя и пред-ло-жи-ли Мсти-сла-ву Смо-ленск. Мсти-слав при-нял (1175 г.) пред-ло-же-ние. Меж-ду тем Свя-то-слав Чер-ни-гов-ский вы-гнал Ро-ма-на из Ки-е-ва. Мсти-слав воз-вра-тил Смо-ленск бра-ту. «Бе-ре-ги его, - ска-зал он Ро-ма-ну, - я брал толь-ко для то-го, чтобы со-хра-нить те-бе». Он не хо-тел бо-лее всту-пать-ся в кро-ва-вые ссо-ры кня-зей.

Бла-го-вер-ный князь Мсти-слав от-ли-чал-ся нес-тя-жа-тель-но-стью, щед-ро рас-то-чал ми-ло-сты-ню, по-мо-гал оби-те-лям. Он не всту-пал в рас-при с дру-ги-ми кня-зья-ми и в пе-ри-од меж-до-усо-биц стре-мил-ся к ми-ру, до-воль-ству-ясь ма-лым.

Вско-ре ве-че нов-го-род-ское об-ра-ти-лось к силь-но-му до-му кня-зей смо-лен-ских и ста-ло звать к се-бе храб-ро-го Мсти-сла-ва. Дол-го не со-гла-шал-ся ви-тязь ид-ти кня-жить там, где преж-де него не ужи-лись два стар-ших его бра-та, Рю-рик и Ро-ман. До-воль-ству-ясь быть щи-том ро-до-вой сво-ей об-ла-сти и до-ро-жа тем, что дал ему Бог, он, чуж-дый вся-ко-го че-сто-лю-бия, от-ве-чал нов-го-род-цам: «Не пой-ду от бра-тьев и от сво-ей вот-чи-ны». «А мы раз-ве не твоя вот-чи-на?» - воз-ра-зи-ли нов-го-род-ские по-слы и умо-ли-ли его прий-ти на кня-же-ние. Ра-дост-но за-шу-мел воль-ный го-род, ко-гда явил-ся к ним Мсти-слав (1179 г.). Его встре-ти-ли с кре-ста-ми и ико-на-ми и с вос-тор-гом вни-ма-ли его при-ся-ге в хра-ме Со-фий-ском: блю-сти ве-ли-кий Нов-го-род. Ско-ро за-гре-мел го-лос кня-зя Мсти-сла-ва на ве-че, и со-бра-лись дру-жи-ны, 20 тыс. во-и-нов ста-ло под хо-ругвь кня-зя. То-гда же он вы-шел про-тив хищ-ных эс-тон-цев, ко-то-рые пе-ред тем оса-жда-ли Псков и не пе-ре-ста-ва-ли гра-бить по-гра-нич-ные ме-ста. Мсти-слав про-шел с опу-сто-ше-ни-ем стра-ну их до мо-ря, взяв мно-же-ство плен-ных и ско-та.

Но немно-го уже дней оста-ва-лось ему вре-мен-ной жиз-ни. В си-ле му-же-ства вне-зап-но по-ра-зил его же-сто-кий недуг и при-ко-вал к од-ру бо-лез-ни. Чув-ствуя при-бли-же-ние смер-ти, ве-лел князь нести се-бя в цер-ковь, при-об-щил-ся Бо-же-ствен-ных Та-ин и в тот же день скон-чал-ся. Это бы-ло 14 июня 1180 го-да.

Возры-дал по нем весь Ве-ли-кий Нов-го-род: «За-чем не умер-ли и мы с то-бою, князь слав-ный, со-тво-рив-ший то-ли-кую сво-бо-ду Ве-ли-ко-му Нов-го-ро-ду». Пла-ка-ла по нем и вся Рус-ская зем-ля, и, по сви-де-тель-ству ле-то-пи-си, не толь-ко его дру-жи-на, но и са-мые ино-пле-мен-ни-ки дол-го не мог-ли за-быть доб-ле-сти его. И при-бав-ля-ет ле-то-пи-сец еще о бла-го-вер-ном кня-зе Мсти-сла-ве: «Он был ро-ста сред-не-го, ли-цом кра-са-вец, а ду-ша его бы-ла еще луч-ше. Щед-ро рас-то-чал он ми-ло-сты-ню, по-мо-гал оби-те-лям. Был храбр и му-же-ствен; он же-лал уме-реть за зем-лю Рус-скую. Ко-гда при-хо-ди-лось осво-бож-дать плен-ных у языч-ни-ков, он го-во-рил: “Бра-тья, ес-ли умрем за хри-сти-ан, очи-стим-ся от гре-хов”. Он не со-би-рал ни зо-ло-та, ни се-реб-ра, но раз-да-вал то дру-жине сво-ей, то церк-вам за свою ду-шу».

Свя-той князь Мсти-слав был по-гре-бен в Нов-го-род-ском Со-фий-ском со-бо-ре, в при-де-ле в честь Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. По опи-са-нию 1634 го-да, «мо-щи его нетлен-ны, а ру-ка ему пра-вая вы-спрь».

Многому́дренно пожи́в в княже́нии твое́м/ в вели́ком Но́вегра́де сем,/ благове́рный кня́же Мстисла́ве,/ плод благи́й Бо́гови в жи́зни сей был еси́,/ присноцвету́щ доброде́тельми,/ того́ ра́ди получи́л еси́ жизнь ве́чную на Небесе́х,/ те́ло же твое́ нетле́нием просла́влено бысть на земли́./ Мы же, предстоя́ще ико́не твое́й, любо́вию вопие́м ти:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

Перевод: Со многою мудростью прожив в княжении твоем в Великом Новгороде, благоверный князь Мстислав, ты был хорошим плодом Богу в этой жизни, всегда цветущим , потому получил ты вечную жизнь на Небесах, тело же твое нетлением было прославлено на земле. Мы же, предстоя иконе твоей, с любовью взываем к тебе: «Радуйся, крепость города нашего».

Мстислав Храбрый против Ярослава Мудрого

До 1022 г. у Ярослава никто не оспаривал киевский стол, и он считался великим князем, хотя в 1021 г. ему и пришлось повоевать с племянником Брячиславом Изяславичем Полоцким, напавшим на новгородские земли. Возможно, эта выходка Рогволожьего внука побудила и Мстислава Тмутараканского вспомнить о своих правах наследника. В 1023 г. Мстислав во главе тмутараканской дружины и яско-касожского войска появился на левой Северской стороне Днепра. Он захватил Чернигов. Здесь его войско пополнилось черниговскими полками.

В 1023 г. Ярослав не оказал Мстиславу отпора. Он был отвлечен событиями, которые разворачивались на северо-востоке Руси. В Суздальской земле на фоне голода шли волнения и локальные восстания, где верховодили языческие волхвы. В Киеве великий князь отсутствовал, и Мстислав счел это удобным для захвата столицы Руси. Однако киевляне не захотели видеть своим правителем тмутараканского князя. Они заперлись в городе и не пустили Мстислава. Он вернулся к Чернигову.

А. И. Иванов. Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с касожским князем Редедей. 1812 г.

Судьба великокняжеского киевского стола должна была решиться в войне братьев. Ярослав уже спешил в Поднепровье. Воспользовавшись очередной раз помощью новгородцев, Ярослав нанял за морем варяжскую дружину во главе с Якуном. Этот Якун в русских источниках назван братом варяжского конунга Африкана. Летописное сообщение и свидетельство Киевско-Печерского патерика утверждают, что Якун был «слеп» и носил «златотканный луд». Образ слепого плохо вяжется с ролью Якуна, который в 1024 г. стал главным воеводой киевско-варяжских сил. В. Н. Татищев и Н. М. Карамзин предполагали, что у Якуна были как-то повреждены глаза, отчего он носил на них повязку («луд»). Но из контекста источников, «луд» скорее упомянут как одежда, можно предположить, что это был плащ. Историк Н. П. Ламбин предположил, что слово «слеп» - это ошибка переписчика, которую потом начали тиражировать более поздние авторы. Варяг Якун был не «слеп», а «с леп» (т. е. красив) и носил златотканный «луд» (плащ). И. Н. Данилевский предположил, что летописец, написавший о Якуне, что он не просто «леп», а «с леп», использовал игру слов, намекая на недостатки руководства киевско-варяжской рати. Ярослав был хром (он в детстве неудачно упал с коня), а Якун «с леп».

Так или иначе, но во главе с Якуном киевляне и варяги выступили для защиты прав Ярослава на великокняжеский стол. Войска Ярослава шли к Чернигову. Узнав об этом, Мстислав Храбрый устремился им навстречу. У городка Листвена недалеко от Чернигова противники увидели друг друга. Темнело, была ужасная погода. Стеной шел дождь, сверкали молнии, грохотал гром, и резкие порывы ветра уносили его звуки прочь.

Славянская быль. Художник Б. Ольшанский

Несмотря на бурю и опустившуюся ночь Мстислав решил атаковать. Он впервые в зафиксированной в источниках русской истории применил военное новшество, разбив единый строй своих воинов на центральный полк, полки правой и левой руки, а также выделив в резерв («засаду») свою тмутараканскую дружину. Позже такое построение употребляли все русские князья, включая Ярослава в битве с печенегами под Киевом в 1036 г.

Якун построил силы великого князя Ярослава одним полком, в центре которого находились его варяги. Мстислав нанес мощный удар по центру силами черниговцев, тем временем его полки левой и правой руки из ясов и касогов давили неприятеля с флангов. А здесь стояли киевляне, которые дрогнули, а вскоре и черниговцы проломили варяжский центр. Киевляне и скандинавы начали в панике отступать. Дружина Мстислава преследовала и секла их. В ходе битвы Якун потерял свой «золотой луд». Вместе с Ярославом варяг добежал до Новгорода, а там сел на корабль и уплыл на родину.

Поле боя осталось за Мстиславом. Он, по сообщению летописца, ходил по нему, говоря: «Кто же этому не порадуется? Вот лежит северянин (черниговец), вот варяг, а моя дружина цела! »

Эта фраза весьма четко передает мировоззрение тмутараканского храбреца, которому явно не хватало широты государственных помыслов, столь свойственных его брату, «хромцу» Ярославу Мудрому. Можно понять жителей Киева, которые предпочли в свое время Ярослава.

   — сын князя Владимира , князь Тмутараканский с 988 по 1036 гг.

Родился, вероятно, в 983 году. В 988 году Мстислав Владимирович был посажен отцом княжить в Тмутаракани. Ему удалось подчинить приазовских хазар (1016). В 1022 году он выступил против алан. Это произошло из-за начала войны Византии с Грузией. Аланы были союзниками Грузии, тогда можно допустить, что Мстислав был союзником Византии. Касоги были пограничным племенем абхазо-адыгского происхождения, которое занимало территорию в районе Маничского пути и, повидимому, входило в аланский племенной союз. Когда оба войска встретились, касожский князь Редедя вызвал Мстислава на поединок. Этот поединок воспели скальды князя Мстислава и летописец Никон записал его детали в далекой Тамани (позднее этот эпизод упоминался также в «Слове о полку Игореве»). Он проходил по специфичным правилами данного региона, возможно это была разновидность национальной борьбы. Соперники боролись без оружия и лишь поверженного соперника разрешалось добить, как это и сделал Мстислав. В честь этой победы и в честь Богородицы, какую князь молил о помощи перед битвой, Мстислав заложил каменный храм в своей столице. За мужество в боях получил прозвище «Храбрый».

В 1023 году Мстислав начал войну со своим братом Ярославом , киевским князем. В 1023 году, в то время, как Ярослав усмирял мятеж в Суздале, Мстислав подошёл к Киеву, однако, город ему не сдался. Осаждать Киев Мстислав не стал и занял Чернигов. Усмирив мятеж в Суздале, Ярослав вернулся в Новгород, нанял варягов и двинулся против Мстислава. В 1024 году возле Листвена в Черниговской области произошла битва Мстислава с Ярославом, в которой Ярослав был побежден и бежал в Новгород.

В 1026 году Мстислав предложил ему мир на условиях раздела Киевского княжества. Он правил землями по правому берегу Днепра.

В 1031 году вместе с братом Ярославом Мстислав возглавил поход на Польшу. После его смерти (1036 год) его княжество вновь отошло Ярославу.

«Тогда напускал он (Боян - В.Т.) десять соколов на стадо лебедей,
И какую лебедь настигал сокол - та первой и пела песнь
Старому Ярославу, храброму Мстиславу,
что зарезал Редедю пред полками касожскими».
«Слово о полку Игореве». Перевод на современный русский язык.

В Чернигове находится один из выдающихся памятников Киевской Руси - Спасо-Преображенский собор. Он является самым давним среди пяти черниговских храмов, сохранившихся в городе со времён Черниговского княжества. Да, пожалуй, древнее его нет и на всём постсоветском пространстве. В «Повести временных лет» он упоминается в связи со смертью его основателя первого достоверно известного черниговского князя Мстислава (983-1036), известного также как князь Тмутараканский (Удалой, Храбрый). Его похоронили в ещё недостроенном соборе, стены которого уже были выгнаны на высоту всадника, привставшего в стременах на лошади с поднятой рукой.

В крещении Мстислава назвали Константином, и был он третьим сыном Владимира I, Крестителя Руси. В Любецком синодике, где поминаются все черниговские князья, мать Мстислава названа Анастасией. Однако В.Н. Татищев, опираясь на недошедшую к нашему времени Иоакимову летопись, называет её Аделью. А вот «Повесть временных лет» не называет её по имени, но говорит, что она была чешкой. Ещё малолетним Мстислав получил от отца в удел далёкое Тмутараканское княжество, находящееся на побережье двух морей, Чёрного (Русского) и Азовского. Географически это соответствует современному Таманскому полуострову Краснодарского края Российской Федерации.

А когда Мстислав возмужал, снискал славу удалого, храброго воина. Грозы горцев, тревоживших его тмутараканские владения. О ратных подвигах молодого русского князя складывались легенды. Он разбил причерноморских хазар (1016) и присоединил их владения к своему княжеству, а хазарские воины влились в его дружину. Удачно воевал против алан (древнерусские летописи именуют их «ясами»), предков современных осетин. О единоборстве князя Мстислава с касожским великаном Редедей сложили на Руси былину, вспоминается она в зачине «Слова о полку Игореве». Земли касогов (от них ведут свою родословную нынешние кабардинцы, черкесы, убыхи, адыгейцы и шапсуги) находились по соседству с Тмутараканским княжеством.

Ранние века русской истории дышали рыцарским духом. Когда дружины русичей и касогов сошлись для брани (1022), касожский князь Редедя вызвал Мстислава на поединок, чтобы ценой малой крови решить исход битвы. Условия поединка были жёстки и лаконичны: победителю достанется княжество поверженного, его семья и дружина. Князь Мстислав был физически силен, искусен в борьбе, а потому, не колеблясь, принял вызов.

Подбадриваемые криками своих воинов, боролись они долго, но вот Мстислав стал изнемогать. Очень уж силен оказался Редедя. И тогда взмолился князь Богородице, чтобы даровала ему победу. Обещал построить ей храм в столице своего удельного княжества - Тмутаракани. И вот, изловчившись, Мстислав бросил Редедю наземь и, выхватив засапожный нож, зарезал. Сталось по древнему воинскому обычаю: «Со щитом или на щите». «Со щитом» оказался князь Мстислав, «на щите» унесли Редедю. Так в богатырском поединке русского витязя Мстислава с касожским исполином Редедей решилась судьба касожского княжества. А касожские воины, как прежде хазары, влились в русскую дружину князя.

Легенда гласит, чтобы унять боль касогов от поражения, Мстислав обручил свою дочь Татьяну с Романом, сыном Редеди. Уже в Московской Руси некоторые боярские роды выводили своё генеалогическое древо от них, считали себя Рюриковичами (по князю Мстиславу).

Тмутаракань основали греки ещё в VI ст. до Рождества Христова. Правда, в ту пору город назывался Гермонасса и был столицей Боспорского царства. А через тысячу лет здесь появились хазары и переиначили греческое название на свой лад - Тумантархан. Хазары господствовали в Восточной Европе несколько столетий, облагая данью соседние страны, в зависимость от них попало и молодое, не окрепшее государство Русь.

Воинственный киевский князь Святослав (942 - 972) не пожелал быть вассалом Хазарского каганата, пошёл на хазар войной и нанёс им сокрушительное поражение. Его дружина победоносно вошла в древний город. А уже его сын, великий киевский князь Владимир Святой основательно закрепился на этих землях и посадил на княженье в новом русском уделе своего сына Мстислава. В славянском толковании город получил название Тмутаракань (Тьмутаракань, Тмуторокань). По версии русского писателя Ю.Н. Сбитнева, это название можно объяснить как «город тысячи дорог» (древнерусское «тьма» означает «десять тысяч», а «торок» - «торная дорога»).

Князь Мстислав не забыл данного Богородице обещания. И заложил в Тмутаракани каменный собор, ставший главным собором Тмутараканской епархии. При князе Мстиславе Тмутараканское княжество достигло своего расцвета. В далёком русском княжестве даже стали выпускать свои деньги. Какими они были, можно судить по монете, хранящейся в настоящее время в Одесском музее нумизматики. { Сергей В. Рябчиков Уникальная монета тмутараканского князя Мстислава. СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ (2001)}.

Однако гордый дух князя-воителя требовал большего. Мстиславу захотелось властвовать уже не только в окраинном русском княжестве. А потому он потребовал от своего старшего брата великого киевского князя Ярослава Мудрого удела в коренной Руси. А когда Ярослав предложил ему опять-таки окраинные муромские земли, не на шутку обиделся. И, выбрав удобный момент, когда Ярослава не было в Киеве, подошёл к городу со своей многочисленной разноплемённой дружиной (1024). Но киевляне остались верны Ярославу, не открыли городские ворота. А Мстислав не стал воевать город, отошёл от него восвояси. Может, решающую роль здесь сыграл принцип старшинства на Руси, когда старший в роду имел больше прав на «матерь городов русских». Это наглядно показали ему киевляне. А может, в его памяти ещё свежи были усобицы недавних лет, когда после смерти Владимира Святого развязалась на Руси братоубийственная война, в которой погибли его братья Борис, Глеб и Святослав. А потому нового кровопролития он не желал.

Мстислав просто отошёл от Киева и направился к Чернигову. В Чернигове княжеский стол пустовал, а потому черниговцы с радостью его встретили, желая иметь своим покровителем такого удалого, храброго князя. К тому же не стоит забывать, что черниговцы всегда относились недоверчиво к киевлянам, так как Чернигов неустанно соперничал с Киевом за первенство в Русской земле. Примеров тому в истории Руси много. Так князь Мстислав Тмутараканский стал князем Черниговским (1024). Теперь под его началом объединились земли далёкого Причерноморья и коренной - «откуда есть пошла земля русская» - Руси. В последующем, на протяжении почти двух веков, черниговские князья занимали престол в далёкой Тмутаракани. Пока Русь окончательно не потеряла это княжество в результате непрекращающихся войн со степняками.

Но князь Ярослав сам был очень честолюбив, а потому не смог простить своему брату его дерзкий вызов. Решив примерно его наказать, он собрал в Новгороде большое войско и пригласил из-за моря варягов во главе с полуслепым воеводой Якуном.

Дружины братьев сошлись недалеко от Чернигова под местечком Листвен, расположенном на речке Белоус (теперь это село Малый Листвен Репкинского района Черниговской области). Мстислав, чтобы упредить своего брата, решил напасть на его дружину внезапно, среди ночи. А ночь выдалась грозовой. Летописец повествует, что в эту ночь была «гроза велика и сеча силна».

Не помогли Ярославу его «мудрость» и военный талант варяга Якуна. Мстислав свою дружину оставил в засаде, а против варягов поставил черниговцев. В свете вспыхивающих молний, под дождём, отчаянно бились черниговцы с варягами, а когда их строй поредел, на помощь пришла дружина Мстислава. Она обошла варягов и воинов Ярослава с флангов, стала нещадно рубить их.

Видя, что близка бесславная развязка, Ярослав с Якуном бежали. В суматохе варяжский воевода даже потерял свой позолоченный плащ. А Мстислав, осмотрев рано поутру поле битвы, не сдержал своей радости: «Кто тому не рад? Вот лежит северянин (черниговец - В.Т.), а вот варяг, а дружина своя цела".

Князь Мстислав не стал «дожимать» брата, а обратился к нему с предложением мира. Но Ярослав от ужасного поражения опомнился только в Новгороде. И только через два года, убедившись, что Мстислав не замышляет против него никаких козней, решился на встречу. Произошла она на черниговской земле в Городце, расположенном на Десне (1026).

По Городецкому соглашению Русь впервые была разъединена по Днепру. Всё правобережье с Киевом осталось за Ярославом, а Левобережная Русь стала достоянием Мстислава. С этого времени стали жить они «мирно и в братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и была тишина великая в стране», повествует летописец.

Почему князь Мстислав добровольно отказался от первенства на Руси, которое ему сулила победа под Лиственом, не совсем ясно. Можно только предполагать, что по тем же причинам, когда не захотел силой брать Киев, а ушёл в Чернигов. Он только отстоял своё независимое положение, а обиду на Ярослава не затаил. Проявив довольно редкое по тем суровым временам миролюбие. Впору Мстислава было бы назвать Мудрым, а не его старшего брата Ярослава, который во всей этой истории выглядел весьма неприглядно. Своё честолюбие Мстислав удовлетворил вполне: теперь под его властью находились земли Черниговского и Тмутараканского княжеств, а Черниговское княжество на те времена было самым большим на Руси.

Живя в мире и согласии, братья не забывали об интересах Русской земли. И решили отвоевать Червонную Русь, захваченную поляками после смерти Владимира Святого. Польский поход прошёл успешно, земли Червонной Руси были отвоёваны, а русские дружины вернулись домой с большим полоном (1031).

В память об этом событии, Мстислав заложил в Чернигове каменный Спасо-Преображенский собор. Строили его византийские мастера, тогда в Чернигове ещё не существовала своя школа зодчества. И сегодня в кладке западной башни собора можно увидеть два ряда, один над другим, вытянутых полукруглых ниш. Считается, что древние мастера воплотили в них солнечные часы. В ясный летний день солнечные лучи поочерёдно заполняли эти ниши, показывая время с десяти утра до пяти часов дня.

Об архитектуре Спасо-Преображенского собора, его внутреннем и внешнем убранстве говорить можно много. За почти тысячелетнюю свою историю, он вынес немало испытаний и претерпел значительные изменения в своём облике. Не раз его разрушали завоеватели, не единожды он горел, но каждый раз черниговцы с любовью восстанавливали свой древний храм. Несколько веков он являлся кафедральным собором черниговской епархии, был центром общественно-политической жизни города. В нём черниговцы единогласно одобрили решение Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией (1654), в нём были выставлены знамёна черниговских ополченцев и казачьих полков, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.

Ещё в 20-х годах прошлого столетия исследования Спасского собора проводились известным украинским археологом Н.Е. Макаренко и архитектором И.В. Моргилевским. По итогам раскопок они написали научный труд, который актуален и сегодня. А уже летом-осенью 2012 года возле собора и внутри проводились раскопки, инициированные русским писателем Юрием Сбитневым.

Первым в строящемся Спасском соборе был захоронен сын князя Мстислава - Евстафий, который умер ещё совсем молодым при весьма загадочных обстоятельствах (+1033). А через три года здесь нашёл своё упокоение и сам князь Мстислав. Рассказывая о его кончине, летописец даёт князю такую характеристику: “Был же Мстислав дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее”.

Многие черниговские князья нашли в соборе своё последнее пристанище. Назовём лишь страстотерпца князя Игоря Черниговского, убитого чернью в Киеве (+1147), и другого князя Игоря, героя «Слова о полку Игореве» (+1202). А также причисленного к лику святых блаженного Константина, митрополита Киевского, изгнанного из Киева и нашедшего своё последнее пристанище в Чернигове (+1159).

Черниговцы помнят своего первого летописного князя. Вот уже несколько лет в последние дни сентября возле Спасского собора проходит городской праздник культуры «Мстислав-Фест». В рамках праздника проходит выставка-ярмарка мастеров народного творчества, выставки художественных работ и литературы. В этом году завершился «Мстислав-Фест» литературно-музыкальной композицией «Дорогами «Слова о полку Игореве». «Слово…» звучало на древнерусском языке в исполнении ленинградского поэта А. Чернова. Запись поэмы подарила организаторам праздника русская поэтесса Л.Т. Туровская, побывавшая в Чернигове осенью этого года. Под звучание древней русской речи музыкальные и танцевальные коллективы города исполняли свои номера.

В память исторической победы князя Мстислава над Ярославом Мудрым, впервые в этом году по инициативе ряда общественных организаций и областной администрации был организован Международный фестиваль «Листвен-2012». Организаторы праздника одной из основных своих целей ставили «укрепление культурных и экономических связей братских славянских народов, привлечение внимания к истории Родины». Ну что же, цели благородные и нужные в столь непростое наше время.

Но как говорится, первый блин всегда комом. Много неувязок было в проведении нового фестиваля. Однако хорошее начало ещё одному красочному празднику на черниговской земле (после Сеньковки и Любеча) положено. Это ли не свидетельство тому, что свою историю Черниговщина знает и любит. Не забыт былинный русич Мстислав, славный витязь, оставивший о себе добрую память в древнем граде Чернигове.

Рецензии

Небольшое уточнение: Спасо-Преображенский собор в Чернигове - это древнейший сохранившийся древнерусский храм. На территории Украины и России есть храмы постарше: византийский храм Иоанна Предтечи в Керчи (8 век), аланские храмы на Северном Кавказе (10 век). Но это не древнерусские храмы…
А по древнерусским храмам:
Спасо-Преображенский собор в Чернигове заложен около 1030-1034 годов.
Самое древнее каменное строение сохранившееся на территории современной Белоруссии – Софийский собор в городе Полоцке Витебской области. Собор построен между 1044-1066 годами, разрушен в 1710 году, восстановлен в стиле виленского барокко в 1738-1750 годы.
Самый древний сохранившийся русский храм на территории современной России – Софийский собор в Великом Новгороде. Собор построен в 1045-1050 годах.

Всего Вам доброго.
С уважением,

Совершенно верно, черниговский Спасо-Преображенский собор - это древнейший из дошедших до наших дней древнерусских храмов. А в летописи упоминается под 1036 годом в связи со смертью князя Мстислава. Хоронили его в ещё недостроенном соборе, стены которого уже были выложены на высоту всадника, привставшего в стременах и поднявшего руку. Поэтому вполне естественно, что заложен он был раньше.
О Софии Киевской говорится, что она была заложена в 1037 году на месте, где Ярослав Мудрый разбил печенегов (правда, сейчас есть и другая версия, что собор был построен гораздо раньше, и уже существовал в 1022 году). Но София была построена быстро, и по традиции считается самым древним дошедшим до наших дней храмом Киевской Руси. А вот Спасо-Преображенский собор в Чернигове строился долго, достроил его только князь Святослав, второй сын Ярослава Мудрого, которому достался Чернигов по завещанию отца.