Деление числа на 0. Правило умножения любого числа на ноль. Что такое умножение
Как вы думаете, какую из данных сумм можно заменить произведением?
Будем рассуждать так. В первой сумме слагаемые одинаковые, число пять повторяется четыре раза. Значит, можно заменить сложение умножением. Первый множитель показывает, какое слагаемое повторяется, второй множитель - сколько раз это слагаемое повторяется. Заменяем сумму произведением.
Запишем решение.
Во второй сумме слагаемые разные, поэтому заменить её произведением нельзя. Складываем слагаемые и получаем ответ 17.
Запишем решение.
Можно ли произведение заменить суммой одинаковых слагаемых?
Рассмотрим произведения.
Выполним действия и сделаем вывод.
1*2=1+1=2
1*4=1+1+1+1=4
1*5=1+1+1+1+1=5
Можно сделать вывод: всегда количество единиц-слагаемых равно числу, на которое умножается единица.
Значит, при умножении числа один на любое число получается то же самое число.
1 * а = а
Рассмотрим произведения.
Эти произведения невозможно заменить суммой, так как в сумме не может быть одно слагаемое.
Произведения во втором столбике отличаются от произведений в первом столбике только порядком множителей.
Значит, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения, их значения также должны быть равны соответственно первому множителю.
Сделаем вывод: при умножении любого числа на число один получается то число, которое умножали.
Запишем этот вывод в виде равенства.
а * 1= а
Решите примеры.
Подсказка: не забудьте выводы, которые мы сделали на уроке.
Проверьте себя.
Теперь давайте понаблюдаем за произведениями, где один из множителей нуль.
Рассмотрим произведения, где первый множитель - нуль.
Заменим произведения суммой одинаковых слагаемых. Выполним действия и сделаем вывод.
0*3=0+0+0=0
0*6=0+0+0+0+0+0=0
0*4=0+0+0+0=0
Всегда количество нулей-слагаемых равно числу, на которое умножается нуль.
Значит, при умножении нуля на число получается нуль.
Запишем этот вывод в виде равенства.
0 * а = 0
Рассмотрим произведения, где второй множитель - нуль.
Эти произведения невозможно заменить суммой, так как в сумме не может быть нуль слагаемых.
Сравним произведения и их значения.
0*4=0
Произведения второго столбика отличаются от произведений первого столбика только порядком множителей.
Значит, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения, их значения также должны быть равны нулю.
Сделаем вывод: при умножении любого числа на нуль получается нуль.
Запишем этот вывод в виде равенства.
а * 0 = 0
А вот делить на нуль нельзя.
Решите примеры.
Подсказка: не забудьте выводы, сделанные на уроке. При вычислении значений второго столбика будьте внимательны при определении порядка действий.
Проверьте себя.
Сегодня на уроке мы познакомились с особыми случаями умножения на 0 и 1, потренировались умножать на 0 и на 1.
Список литературы
- М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. - М.: «Просвещение», 2012.
- М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. - М.: «Просвещение», 2012.
- М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: «Просвещение», 2011.
- «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011.
- С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- В.Н. Рудницкая. Тесты. - М.: «Экзамен», 2012.
- Nsportal.ru ().
- Prosv.ru ().
- Do.gendocs.ru ().
Домашнее задание
1. Найдите значения выражений.
2. Найдите значения выражений.
3. Сравните значения выражений.
(56-54)*1 … (78-70)*1
4. Составьте задание по теме урока для своих товарищей.
Класс: 3
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
- Ввести частные случаи умножения с 0 и 1.
- Закрепить смысл умножения и переместительное свойство умножения, отрабатывать вычислительные навыки.
- Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие способности, интерес к математике.
Оборудование: Слайдовая презентация: Приложение1.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный день. На уроке присутствуют гости. Порадуйте меня, друзей, гостей своими успехами. Откройте тетради, запишите число, классная работа. На полях отметьте свое настроение в начале урока. Слайд 2.
Устно весь класс повторяет таблицу умножения на карточках с проговариванием вслух (неправильные ответы дети отмечают хлопками).
Физкультминутка (“Мозговая гимнастика”, “Шапка для размышления”, на дыхание).
2. Постановка учебной задачи.
2.1. Задания на развитие внимания.
На доске и на столе у детей двухцветная картинка с числами:
– Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цветами; все
“красные” числа – четные, а “синие” – нечетные.)
– Какое число лишнее? (10 – круглое, а остальные нет; 10 – двузначное, а
остальные однозначные; 5 – повторяется два раза, а остальные – по одному.)
– Закрою число 10. Есть ли лишнее среди остальных чисел? (3 – у него нет
пары до 10, а у остальных есть.)
– Найдите сумму всех “красных” чисел и запишите ее в красном квадрате.
(30.)
– Найдите сумму всех “синих” чисел и запишите ее в синем квадрате. (23.)
– На сколько 30 больше, чем 23? (На 7.)
– На сколько 23 меньше, чем 30? (Тоже на 7.)
– Каким действием искали? (Вычитанием.) Слайд 3.
2.2. Задания на развитие памяти и речи. Актуализация знаний.
а) – Повторите по порядку слова, которые я назову: слагаемое, слагаемое,
сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. (Дети пытаются воспроизвести
порядок слов.)
– Компоненты каких действий назвали? (Сложение и вычитание.)
– С каким действием вы еще знакомы? (Умножение, деление.)
– Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, произведение.)
– Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые в сумме.)
– Что обозначает второй множитель? (Число таких слагаемых.)
Запишите определение умножения.
a + a +… + a = аn
б) – Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?
12 + 12 + 12 + 12 + 12
33 + 33 + 33 + 33
а + а + а
(Заменить сумму произведением.)
Что получится? (В первом выражении 5 слагаемых, каждый из которых равен 12, поэтому оно равно 12 5. Аналогично – 33 4, а 3)
в) – Назовите обратную операцию. (Заменить произведение суммой.)
– Замените произведение суммой в выражениях: 99 2. 8 4. Ь 3. (99 + 99, 8 + 8 + 8 + 8, b + b + b) . Слайд 4.
г) На доске записаны равенства:
81 + 81 = 81 – 2
21 3 = 21 + 22 + 23
44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4
17 + 17 – 17 + 17 – 17 = 17 5
Рядом с каждым равенством помещаются картинки.
– Зверюшки лесной школы выполняли задание. Правильно ли они его выполнили?
Дети устанавливают, что слон, тигр, заяц и белка ошиблись, объясняют, в чем их ошибки. Слайд 5.
д) Сравните выражения:
8 5... 5 8
5 6... 3 6
34 9… 31 2
а 3... а 2 + а
(8 5 = 5 8, так как от перестановки слагаемых сумма не изменяется;
5 6 > 3 6, так как слева и справа по 6 слагаемых, но слева слагаемые больше;
34 9 > 31 2. так как слева слагаемых больше и сами слагаемые больше;
а 3 = а 2 + а, так как слева и справа по 3 слагаемых, равных а.)
– Какое свойство умножения использовали в первом примере? (Переместительное.) Слайд 6.
2.3. Постановка проблемы. Целеполагание.
Верны ли равенства? Почему? (Верны, так как сумма 5 + 5 + 5 = 15. потом в сумме становится на одно слагаемое 5 больше, и сумма увеличивается на 5.)
5 3 = 15
5 4 = 20
5 5 = 25
5 6 = 30
– Продолжите эту закономерность направо. (5 7 = 35; 5 8 = 40...)
– Продолжите ее теперь налево. (5 2 = 10; 5 1=5; 5 0 = 0.)
– А что означает выражение 5 1? 5 0? (? Проблема!)
Итог обсуждения:
Однако выражения 5 1 и 5 0 не имеют смысла. Мы можем условиться считать эти равенства верными. Но для этого надо проверить, не нарушим ли мы переместительное свойство умножения.
Итак, цель нашего урока – установить, сможем ли мы считать равенства 5 1 = 5 и 5 0 = 0 верными?
– Проблема урока! Слайд 7.
3. “Открытие” детьми нового знания.
а) – Выполните действия: 1 7, 1 4, 1 5.
Дети решают примеры с комментированием в тетради и на доске:
1 7 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7
1 4 = 1 + 1 + 1 + 1 = 4
1 5 = 1 + 1 + 1 + 1 +1 = 5
– Сделайте вывод: 1 а – ? (1 а = а.) Выставляется карточка: 1 а = а
б) – Имеют ли смысл выражения 7 1, 4 1, 5 1? Почему? (Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое.)
– Чему они должны быть равны, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения? (7 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 1 = 7.)
Аналогично рассматриваются 4 1 = 4; 5 1 = 5.
– Сделайте вывод: а 1 = ? (а 1 = а.)
Выставляется карточка: а 1 = а. Накладывается первая карточка на вторую: а 1 = 1 а = а.
– Совпадает наш вывод с тем, что у нас получилось на числовом луче? (Да.)
– Переведите это равенство на русский язык. (При умножении числа на 1 или
1 на число получается то же самое число.)
– Молодцы! Итак, будем считать: а 1 = 1 а = а. Слайд 8.
2) Аналогично исследуется случай умножения с 0. Вывод:
– при умножении числа на 0 или 0 на число получается нуль: а 0 = 0 а = 0.
Слайд 9.
– Сравните оба равенства: что вам напоминают 0 и 1?
Дети высказывают свои версии. Можно обратить их внимание на образы:
1 – “зеркальце”, 0 – “страшный зверь” или “шапка-невидимка”.
Молодцы! Итак, при умножении на 1 получается то же самое число (1 – “зеркальце”) , а при умножении на 0 получается 0 (0 – “шапка-невидимка”).
4. Физкультминутка (для глаз – “круг”, “вверх – вниз”, для рук – “замок”, “кулачки”).
5. Первичное закрепление.
На доске записаны примеры:
23 1 =
1 89 =
0 925 =
364 1 =
156 0 =
0 1 =
Дети решают их в тетради и на доске с проговариванием в громкой речи полученных правил, например:
3 1 = 3, так как при умножении числа на 1 получается то же самое число (1 – “зеркальце”), и т.д.
а) 145 х = 145; б) х 437 = 437.
– При умножении 145 на неизвестное число получилось 145. Значит, умножали на 1 х = 1. И т.д.
a) 8 x = 0; б) х 1= 0.
– При умножении 8 на неизвестное число получился 0. Значит, умножали на 0 х = 0. И т.д.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе . Слайд 10.
Дети самостоятельно решают записанные примеры. Затем по готовому
образцу проверяют свои ответы с проговариванием в громкой речи, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки. Те, кто допустил ошибки, получают аналогичное задание на карточке и дорабатывают индивидуально, пока класс решает задачи на повторение.
7. Задачи на повторение. (Работа в парах). Слайд 11.
а) – Хотите узнать что вас ждет в будущем? Вы это узнаете, расшифровав запись:
г – 49:7 о – 9 8 н – 9 9 в – 45:5 й – 6 6 д – 7 8 ы – 24:3
81 | 72 | 5 | 8 | 36 | 7 | 72 | 56 |
–Так что же нас ждет? (Новый год.)
б) – “Я задумала число, вычла из него 7, прибавила 15, потом прибавила 4 и получила 45. Какое число я задумала?”
Обратные операции надо делать в обратном порядке: 45 – 4 – 15 + 7 = 31.
8. Итог урока. Слайд 12.
С какими новыми правилами познакомились?
Что понравилось? Что было трудно?
Можно ли применить эти знания в жизни?
На полях можно выразить свое настроение в конце урока.
Заполните таблицу самооценки:
Хочу знать больше
Хорошо, но могу лучше
Пока испытываю трудности
Спасибо за работу, вы хорошо потрудились!
9. Домашнее задание
С. 72–73 Правило, № 6.
Если мы можем полагаться на другие законы арифметики, то этот отдельный факт можно доказать.
Предположим, что есть число x, для которого x * 0 = x", причём x" -- это не нуль (будем для простоты считать, что x" > 0)
Тогда, с одной стороны, x * 0 = x", с другой стороны x * 0 = x * (1 - 1) = x - x
Получается, что x - x = x", откуда x = x + x", то есть x > x, что не может быть правдой.
Значит, наше предположение ведёт к противоречию и нет такого числа x, для которого x * 0 не было бы равно нулю.
предположение не может быть правдой потому что это всего лишь предположение! ни кто простым языком не может объяснить или затрудняется! если 0 * х= 0 то 0 *х=(0+0)*х=0*х + 0*х и в итоге сократили право лево 0=0*х это типо доказуха математическая! но чушь такая с этим нулем жутко противоречит и по моему мнению 0 не должен являться числом, а лишь только абстрактным понятием! Дабы простым смертным не вызывало жжение в мозгу тот факт что физическое наличие предметов при чудесном умножении на ничто порождало ничто!
P/s не совсем понятно мне не математику, а простому смертному откуда у тебя в уравнении-рассуждении появились единицы (типо 0 это тоже самое что и 1-1)
я балдею с рассуждений типо есть какой то Х и пусть он будет числом любым
есть в уравнении 0 и при умножении на него мы обнуляем все числовые значения
следовательно Х это числовое значение, а 0 это кол-во действий проделанных над числом Х (а действия в свою очередь тоже отображаются в числовом формате)
ПРИМЕР на яблочках)) :
было у Коли 5 яблок, взял он эти яблочки и на базар пошёл дабы капитал приумножить, да день оказался дождливый, пасмурный торговля не задалась и вернулся Калёк домой ни с чем. Математическим языком история про Колю и яблоки выглядит так
5 яблок * 0 продаж = получили 0 прибыли 5*0=0
Перед тем как пойти на базар Коля пошёл и сорвал с дерева 5 яблок, а завтра пошел срывать да не дошёл по каким то там своим причинам...
Яблок 5 , дерево 1 , 5*1=5 (5 яблок Коля собрал в 1й день)
Яблок 0 , дерево 1 , 0*1=0 (собственно результат труда Коли на день второй)
Бичом математики являться слово "Предположим"
Ответить
А если по другому, 5 яблок на 0 яблок = сколько яблок, по математике должно быть ноль, так вот
На самом деле любые цифры имеют смысл лишь тогда, когда они связаны с материальными предметами, типа 1 корова, 2 коровы ну или что угодно, и появился счёт для того, чтобы считать предметы а не просто так и тут парадокс, если у меня нет коровы, а у соседа есть корова, и мы умножим моё отсутствие на корову соседа, то его корова должна исчезнуть, умножение вообще придумано для облегчения сложения больших количеств одинаковых предметов, когда их тяжело посчитать методом сложения, например деньги складывали в столбики по 10 монет, а затем количество столбиков умножали на количество монет в столбике, намного проще чем складывать. но если количество столбиков помножить на ноль монет то естественно получится ноль, но если есть и столбики и монеты, то как их не умножай на ноль, монеты никуда не денутся ибо их есть, и даже если это одна монета, то и столбик есть состоящий из одной монеты, так что тут никуда не денешься, так вот ноль при умножении на ноль получается только при определённых условиях, то есть при отсутствии материальной составляющей, а если у меня есть 2 носка, т как их не умножай на ноль, они никуда не денутся.
Евгений Ширяев, преподаватель и руководитель Лаборатории математики Политехнического музея , рассказал АиФ.ru о делении на ноль:
1. Юрисдикция вопроса
Согласитесь, особенную провокационность правилу придает запрет. Как это нельзя? Кто запретил? А как же наши гражданские права?
Ни конституция РФ, ни Уголовный кодекс, ни даже устав вашей школы не возражают против интересующего нас интеллектуального действия. А значит, запрет не имеет юридической силы, и ничто не мешает прямо тут, на страницах АиФ.ru, попробовать что-нибудь разделить на ноль. Например, тысячу.
2. Разделим, как учили
Вспомните, когда вы только узнали, как делить, первые примеры решали спроверкой умножением: результат, умноженный на делитель должен был совпасть сделимым. Не совпал — не решили.
Пример 1. 1000: 0 =...
Забудем на минуту про запретное правило и сделаем несколько попыток угадать ответ.
Неправильные отсечёт проверка. Перебирайте варианты: 100, 1, −23, 17, 0, 10 000. Для каждого из них проверка даст один и тот же результат:
100 · 0 = 1 · 0 = − 23 · 0 = 17 · 0 = 0 · 0 = 10 000 · 0 = 0
Ноль умножением все превращает в себя и никогда в тысячу. Вывод сформулировать несложно: никакое число не пройдет проверку. Т. е. ни одно число не может быть результатом деления ненулевого числа на ноль. Такое деление не запрещено, а просто не имеет результата.
3. Нюанс
Чуть не упустили одну возможность опровергнуть запрет. Да, мы признаем, что ненулевое число не разделится на 0. Но может быть, сам 0 сможет?
Пример 2. 0: 0 = ...
Ваши предложения для частного? 100? Пожалуйста: частное 100, умноженное на делитель 0, равно делимому 0.
Еще варианты! 1? Тоже подходит. И −23, и 17, и все-все-все. В этом примере проверка на результат будет положительной для любого числа. И по-честному, решением в этом примере надо называть не число, а множество чисел. Всех. А так недолго договориться и до того, что Алиса это не Алиса, а Мэри-Энн, а обе они — сон кролика.
4. Что там про высшую математику?
Проблема разрешена, нюансы учтены, точки расставлены, все прояснилось — ответом для примера с делением на ноль не может быть ни одно число. Такие задачки решать — дело безнадежное и невозможное. А значит... интересное! Дубль два.
Пример 3. Придумать, как разделить 1000 на 0.
А никак. Зато 1000 можно без трудностей делить на другие числа. Ну, давайте хотя бы делать, что получается, пусть даже изменив поставленную задачу. А там, глядишь, увлечемся, и ответ сам собой объявится. Забываем на минуту про ноль и делим на сто:
Сотня далека от нуля. Сделаем шаг к нему, уменьшив делитель:
1000: 25 = 40,
1000: 20 = 50,
1000: 10 = 100,
1000: 8 = 125,
1000: 5 = 200,
1000: 4 = 250,
1000: 2 = 500,
1000: 1 = 1000.
Очевидная динамика: чем ближе делитель к нулю, тем больше частное. Тенденцию можно наблюдать и дальше, переходя к дробям и продолжая уменьшать числитель:
Осталось заметить, что к нулю мы можем подойти как угодно близко, делая частное сколь угодно большим.
В этом процессе нет нуля и нет последнего частного. Мы обозначили движение к ним, заменив число на последовательность, сходящуюся к интересующему нас числу:
При этом подразумевается аналогичная замена и для делимого:
1000 ↔ { 1000, 1000, 1000,... }
Стрелки не зря поставлены двусторонними: некоторые последовательности могут сходиться к числам. Тогда мы можем поставить в соответствие последовательности ее числовой предел.
Посмотрим на последовательность частных:
Она растет неограниченно, не стремясь ни к какому числу и превосходя любое. Математики добавляют к числам символ ∞, чтобы иметь возможность рядом с такой последовательностью поставить двустороннюю стрелку:
Сопоставление числам последовательностей, имеющих предел, позволяет предложить решение к третьему примеру:
При поэлементном делении последовательности, сходящейся к 1000, на последовательность из положительных чисел, сходящуюся к 0, получим последовательность, сходящуюся к ∞.
5. И здесь нюанс с двумя нулями
Что будет результатом деления двух последовательностей положительных чисел, сходящихся к нулю? Если они одинаковые, то тождественная единица. Если к нулю быстрее сходится последовательность-делимое, то в частном последовательность снулевым пределом. А когда элементы делителя убывают гораздо быстрее, чем у делимого, последовательность частного будет сильно расти:
Неопределенная ситуация. И так и называется: неопределенность вида 0/0 . Когда математики видят последовательности, подходящие под такую неопределенность, они не бросаются делить два одинаковых числа друг на друга, а разбираются, какая из последовательностей быстрее бежит к нулю и как именно. И в каждом примере будет свой конкретный ответ!
6. В жизни
Закон Ома связывает силу тока, напряжение и сопротивление в цепи. Часто его записывают в такой форме:
Позволим себе пренебречь аккуратным физическим пониманием и формально посмотрим на правую часть как на частное двух чисел. Вообразим, что решаем школьную задачу по электричеству. В условии дано напряжение в вольтах и сопротивление в омах. Вопрос очевиден, решение в одно действие.
А теперь заглянем в определение сверхпроводимости: это свойство некоторых металлов обладать нулевым электрическим сопротивлением.
Ну что, решим задачку для сверхпроводящей цепи? Просто так подставить R = 0 не выйдет, физика подкидывает интересную задачу, за которой, очевидно, стоит научное открытие. И люди, сумевшие поделить на ноль в этой ситуации, получили Нобелевскую премию. Любые запреты полезно уметь обходить!
МКОУ Сарыбалыкская СОШ
Учитель начальных классов: Маковеева Марина Валентиновна
Урок математики в 4 классе. (учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, автор М. Н. Перова)
Тема: «Умножение числа нуль и на нуль. Деление нуля».
Цель: познакомить с правилом умножения числа 0 и на 0, деления 0;закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение 0 на число, число на 0, делить 0; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий.
Оборудование: карточки для игры “Почтальон”; таблица с геометрическими фигурами, раздаточный материал, персональный компьютер , медиа-проектор, учебник «Математика» М. Н. Перова (4 класс ).
Тип урока: новая тема.
Вид урока: урок-игра .
Ход урока
I . Орг. момент:
Проверка домашнего задания.
II . Устный счет.
Учитель : вспоминаем табличное умножение и деление. Сейчас мы поиграем в игру “Почтальоны”. Света, ты будешь почтальоном. На доске домики с номерами. Твоя задача - взять пример-письмо, правильно его решить и определить в какой дом нам нужно отнести письмо.
3х4 2х2 9х2 3х1 3х8 25:5
6х2 16:4 3х6 9:3 6х4 5:1
4:1 3:1
Учитель : вставьте пропущенный знак действия.
4…0=4 1…3=4 5…1=6
4…4=0 1…3=3 5…1=5
3…3=0 1…0=1 9…0=0
III . Знакомство с новым материалом
ПРО НОЛЬ
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль,
Когда-то многие считали
Что ноль не значит ничего
И, как ни странно полагали
Что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ
Коль ноль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число
Попав как множитель средь чисел
Он мигом сводит все на нет
И потому в произведенье
Один за всех несет ответ
А относительно деленья
Нам твердо помнить нужно то,
Что уж давно в научно мире
Делить на ноль запрещено
И впрямь: какое из известных
Число за частное нам взять
Когда с нулем в произведенье
Все числа ноль лишь могут дать
Учитель : Давай проверим, все ли в стихотворении правильно:
7+0=7 7-0=7 7·0=0 7:0
Учитель : применим переместительное свойство умножения и заменим умножение сложением: 7·0=0·7=0+0+0+0+0+0+0=0
Что получилось?
Учитель : мы знаем, что деление проверяется умножением: тогда частное умножим на 0 - должно получиться 7, но это не возможно! Какое бы число мы не умножали на 0, всегда в произведении будет 0.
IV . Физминутка
V . Закрепление изученного материала
1.Решение задачи (с.143 № 7)
Учитель : о чем говорится в задаче?
Ученик: о ремонте, фундаменте, кирпичах.
Учитель : что нужно узнать?
Ученик: сколько кирпичей осталось уложить.
Учитель : сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
Ученик: нет.
Учитель : почему?
Ученик: потому что мы не знаем, сколько кирпичей рабочий использовал.
Учитель : сможем ли мы это узнать?
Ученик: да.
Учитель : каким действием?
Ученик: делением.
Учитель : сможем ли мы теперь ответить на вопрос задачи?
Ученик: да.
Учитель : каким действием?
Ученик: вычитанием.
Учитель : сколько же кирпичей осталось уложить рабочему?
Ученик: (40:5=8, 40-8=32) 32 кирпича.
2.Самостоятельная работа (с. 144 № 18)
7*0 7:1 3*0 8:1
7*1 0*7 0*3 0:8
1*6 0*1 3*1 0*8
0*6 0:1 1*3 0*1
3. Работа у доски (с. 144 № 11)
7*0 0*8 0:5 1*3 5+0
7+1 0:8 6*0 1+3 5*0
7-1 8+0 8-0 4-1 5-1
VI . Повторение
1.Круговые примеры
Учитель: Мы будем лесниками. Нам надо определить высоту некоторых деревьев, для этого необходимо решить круговые примеры.
2. Арифметический диктант
Учитель : А сейчас будем стенографистами. Я диктую, а ты записываешь - стенографируешь с помощью карточек.
Сумму чисел 45 и18 (45+18=63)
Произведение чисел 8 и 3 (8*3=24)
Разность чисел 35 и 7 (35-7=22)
Частное чисел 20 и 4 (20:4=5)
3.Геометрический материал.
Учитель : последнее задание. Какие геометрические фигуры вы видите?
Посчитайте и скажите, сколько раз встречается каждая фигура.
(Круг - 12, квадрат - 6, треугольник - 6, прямоугольник - 5.)
VII . Рефлексия
Самостоятельное выполнение с. 144 № 17 (1,2 ст.). Ответы записаны на доске:0,0,0;5,5,5.
Оцени свою работу на уроке смайликом.
VIII. Домашнее задание
С. 144 № 12.