Виды познания и их характеристики. Какие бывают виды знаний Строится на образе а не на понятии

Как в тексте определён характер житейского познания? Какую функцию в жизни людей, по мнению автора, выполняет житейское познание? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».


B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.

Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца - будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности... Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного... Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой

культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

(А. Г. Спиркин )

Пояснение.

1) заблуждение:

Отождествление познания вообще исключительно c научным познанием;

2) причины:

Культ науки, присущий современному обществу;

Наличие специфического типа мышления.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) два других различия, например:

Могут быть названы другие различия

Пояснение.

Могут быть даны такие объяснения:

1) не все проблемы могут быть изучены, поняты в рамках одного вида (формы) познания;

2) эмпирическое и теоретическое познание взаимосвязаны и едва ли могут быть изолированы друг от друга (эмпирическая информация фиксируется в понятиях, суждениях, умозаключениях и др.);

3) сочетание различных видов (форм) познания даёт наиболее полноценную картину мира.

Могут быть даны другие объяснения

Пояснение.

Долж­ны быть даны от­ве­ты на три во­про­са:

1) ответ на пер­вый во­прос:

Эм­пи­ри­че­ский ха­рак­тер;

2) ответ на вто­рой во­прос:

Ори­ен­ти­ро­воч­ная ос­но­ва по­все­днев­но­го по­ве­де­ния людей, их вза­и­мо­от­но­ше­ний между собой и c при­ро­дой;

3) ответ на тре­тий во­прос:

Познание - вид деятельности, содержанием которого является отражение объективной реальности органами чувств и разумом человека, а результатом, получение знаний.

От­ве­ты на во­про­сы могут быть даны в иных, близ­ких по смыс­лу фор­му­ли­ров­ках.

Cлайд 1

Cлайд 2

План урока. Термин «знание» Виды знаний. Научное познание Социальное познание. http://banner.konfuzius.ru

Cлайд 3

Термин «знание» употребляется в разных смыслах: Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности Как познавательно значимая информация Как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью - практическим отношением.

Cлайд 4

Виды знаний. житейское Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию научное Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)

Cлайд 5

Виды знаний. Практи-ческое Овладение вещами, преобразование мира Художе-ственное Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии Рациональ-ное Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением

Cлайд 6

Виды знаний. Иррациональ-ное Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки Личностное Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

Cлайд 7

Научное познание Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны. Антон Чехов.

Cлайд 8

Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно -организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. cor.edu.27.ru

Cлайд 9

Проверим домашнее задание: В чём состоят особенности научного познания? irgri.ucoz.ru

Cлайд 10

особенности научного познания следующие: - объективность добываемого знания; - развитость понятийного аппарата (категориальность); - рациональность, связанная с непротиворечиворечивостью, доказательностью и системностью; - проверяемость; - высокий уровень обобщения знаний; - универсальность; - использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Cлайд 11

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин. Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Cлайд 12

Проверим домашнее задание. Назовите основные уровни и формы научного познания. irgri.ucoz.ru

Cлайд 13

Научное познание – уровни: Эмпирический Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей. Теоретический Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Cлайд 14

Формы научного познания Эмпирический уровень: Научный факт (событие, физический процесс) Эмпирический закон Теоретический уровень: Проблема Гипотеза Теория

Cлайд 15

Методы научного познания Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение. Теоретические методы: Аналогия (сходство в качествах), Моделирование (воспроизведение схожих характеристик на другом объекте- «модели»), Идеализация – мыслительные объекты, реально не существующие в опыте и действительности(«прямая», «точка», «идеальный газ», «абсолютно твёрдое тело») Абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение какого-либо свойства)

Cлайд 16

Сделаем выводы: Эмпирические знания - фрагментарны (дают знания только об отдельных сторонах изучаемого объекта) Теоретические знания - системны, раскрывают сущность изучаемого объекта. Только единство всех методов научного познания обеспечивает их истинность.

Cлайд 17

Социальное познание. Люди существуют друг для друга. Марк Аврелий. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Ленин.

Cлайд 18

Cлайд 19

Социальное знание – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений Гуманитарное знание - анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

Cлайд 20

Особенности социального познания 1.Субъект и объект познания совпадают. 2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. 3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.

Cлайд 21

Особенности социального познания 4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. 5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. 6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Cлайд 22

Особенности гуманитарного познания Понимание - (стр. 62 М.М.Бахтин) Обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д., с тем чтобы понять их смысл. Невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям. Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Cлайд 23

Социальный факт Объективный Научный Событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях. Не зависит от исследователя. Может быть не зафиксирован. Знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Зафиксирован в книгах, документах или иным путем.

Cлайд 24

Виды социальных фактов. Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные) Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки

Cлайд 25

Зачем интерпретировать социальный факт? Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio - истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из. которых складывается событие, а также ситуация(обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Cлайд 26

Сделаем выводы: Таким образом, интерпретация социального факта -это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом.

Cлайд 27

Повторим ранее изученное. 1.Утверждение «Товар имеет стоимость» является примером А) представления Б) понятия В) суждения Г) умозаключения

Cлайд 28

2. Критерием (ями) истины является (ются): А) соответствие господствующему в обществе учению Б) практика В) мнение руководства Г) всё указанное выше

Cлайд 29

3. И чувственное и рациональное познание: А) формирует представления и знания о предмете Б) начинается с ощущения В) даёт наглядный образ предмета В) использует логическое умозаключение.

1. Познание мира. Виды человеческих знаний.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Виды знаний:

Житейское - строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет-ся важнейшей ориентировочной основой повсед-невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата-ции фактов и их описанию)

Практическое - строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

Художественное - строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

Научное - строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на-стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. - Реальность облекается в форму отвле-ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край-не абстрактные формы)

Рациональное - отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

Иррациональное - отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

Личностное (неявное) - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

Формы знаний:

1 Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание

2 Ненаучное - разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

3 Донаучное - прототип, предпосылки научного знания

4 Паранаучное - несовместимое с имеющимся научным знанием

5 Лженаучное - сознательно использующее домыслы и предрассудки

6 Антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Познание - это процесс получения знаний. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Существуют две ступени познавательной деятельности .

На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Формы чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;
в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим мирсм, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Формы рационального познания являются:

А) Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
б) Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
в) Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

2. Преступление, его виды.

Уголовные правоотношения - это урегулированные нормами уголовного права отношения между преступником и государством по поводу преступления.

Отраслью российского права, регулирующей отношения, которые возникают в связи с совершением преступления, является уголовное право.

Уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, цели и систему наказаний, общие начала и условия их назначения, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Ни одна другая отрасль права не регулирует уголовно-правовые отношения.

Источники уголовного права .

Единственный источник российского уголовного права - Уголовный кодекс РФ (УК). Общие принципы и основания уголовного законодательства установлены Конституцией РФ.

Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.

Правила уголовного производства собраны в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК РФ).

Что такое преступление ?

Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Классификация преступлений .

По объекту совершения преступления :

1) преступления против личности;

2) преступления в сфере экономики;

3) преступления против общественной безопасности и общественного порядка;

4) преступления против государственной власти;

5) преступления против военной службы;

6) преступления против мира и безопасности человечества.

По характеру и степени общественной опасности :

1) преступления небольшой тяжести (до 2 лет лишения свободы);

2) преступления средней тяжести: неосторожные деяния (более 2 лет лишения свободы), умышленные деяния (до 5 лет лишения свободы);

3) тяжкие преступления (до 10 лет лишения свободы);

4) особо тяжкие преступления (свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание).

Вина - психическое отношение лица к совершенному им преступлению, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Предпосылкой вины является вменяемость лица и достижение им установленного законом возраста ответственности уголовной.

В зависимости от формы вины преступления подразделяются на умышленные и совершенные по неосторожности.

Формы вины :

1) умышленная с прямым умыслом;

2) умышленная с косвенным умыслом;

3) неосторожная по легкомыслию;

4) неосторожная по небрежности.

3. Уголовная ответственность .

Что такое уголовная ответственность ?

Уголовная ответственность - разновидность юридической ответственности как обязанности лица отвечать (претерпевать лишения, предусмотренные законом) за совершенное преступление.

Это наиболее строгий вид правовой ответственности.

Признаки уголовной ответственности :

1) наличие перечня преступлений, за совершение которых возможна уголовная ответственность;

2) причисление деяния к преступлениям только на основе закона;

3) рассмотрение уголовного дела только судом;

4) особый процессуальный порядок;

5) возможность применения мер пресечения (подписка о невыезде, арест, заключение под стражу)

6) может быть подвергнуто только физическое лицо (носит личный характер);

7) разнообразие и особая строгость уголовного наказания, крайне неблагоприятные последствия для осуждённого (лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь);

8) наличие особого состояния после отбытия наказания, ограничивающего правовой статус человека, - судимости.

Основания применения уголовной ответственности :

1) Совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления (фактическое основание );

2) наличие уголовно-правовых норм, определяющих содержание совершенного деяния и устанавливающих за него наказание (юридическое основание ).

Уголовная ответственность возникает с момента совершения преступления, реализуется - с момента привлечения лица к ответственности, прекращается - с актом амнистии, помилования, со снятием или погашением судимости.

Виды уголовных наказаний .

Уголовное наказание - мера государственного принуждения. Назначаемая по приговору суда и предусмотренная УК РФ.

1) Штраф - денежное взыскание.

2) Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

3) Обязательные работы - выполнение осуждённым в свободное от работы время бесплатных общественно полезных работ.

4) Исправительные работы - отбываются по месту работы осуждённого.

5) Конфискация имущества - принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осуждённого.

6) Ограничение свободы - содержание осуждённого в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

7) Арест - содержание осуждённого в условиях строгой изоляции от общества.

8) Лишение свободы на определённый срок.

9) Пожизненное лишение свободы.

10) Смертная казнь. В РФ на смертную казнь наложен мораторий.

4. Уголовный процесс.

Что такое уголовный процесс ?

Уголовный процесс (уголовное производство) - деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел.

Участники (субъекты) уголовного процесса :

1) Участники со стороны обвинения .

Суд бывает или единоличным, или (при тяжких и особо тяжких преступлениях) в составе трёх судей либо с участием присяжных заседателей.

Орган дознания, дознаватель проводят дознание (неотложные следственные действия) и следствие по несложным делам.

Следователь проводит предварительное, т.е. досудебное следствие.

Прокурор надзирает за следствием и дознанием и поддерживает обвинение на суде.

Со стороны обвинения выступает потерпевший, т.е. лицо, которому преступлением причинён вред.

2) Участники со стороны защиты .

Подозреваемый, т.е. лицо, подозреваемое в преступлении.

Права подозреваемого: заявление ходатайства, отказ от дачи показаний, обращение к защитнику.

Обвиняемый - лицо, которому предъявлено обвинение.

Права обвиняемого : встреча наедине с защитником в случае ареста, ознакомление с делом после завершения следствия, получение обвинительного акта.

Обвиняемый после передачи дела в суд называется подсудимым и имеет равные права с обвинителем.

Защитник - лицо, осуществляющее защиту прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

3) Лица, способствующие проведению процесса : свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые.

Принципы уголовного процесса :

1) принцип законности (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 УПК);

2) принцип осуществления правосудия только судом (ст. 47, 118 Конституции РФ, ст.8 УПК);

3) принцип уважения чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ, ст.9 УПК);

4) неприкосновенность личности (ст.22 Конституции РФ, ст.10 УПК);

5) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 2, 45, 46, 51, 52, 53 Конституции РФ, ст.11 УПК);

6) неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 12 УПК);

7) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, постовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ, ст.13 УПК);

8) презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК);

9) состязательность сторон (ст. 23 Конституции РФ, ст. 15 УПК);

Состязательность и равноправие сторон :

1. функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга; они не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;

2. исследование доказательств осуществляется сторонами обвинения (государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и их представители) и защиты (защитник, гражданский ответчик и его представитель);

3. стороны обвинения и защиты равноправны перед судом на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в прениях сторон, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в п. 1—6 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства;

4. суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты;

5. суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, а также разрешает уголовное дело.

10) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ, ст. 16 УПК);

11) свобода оценки доказательств (ст. 120 Конституции РФ, ст. 17 УПК);

12) язык уголовного судопроизводства (ст. 26 Конституции РФ, ст. 18 УПК);

13) право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 45, 46 Конституции РФ, ст. 19 УПК).

Доказательства в уголовном процессе :

1) показания обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта;

2) вещи;

3) протоколы следственных и судебных действий;

4) аудио- и видеозаписи.

Одного признания обвиняемого недостаточно. Оно оценивается только в совокупности с другими доказательствами и обстоятельствами дела.

Стадии уголовного процесса .

Досудебное производство .

1) Возбуждение уголовного дела: повод (заявление о преступлении, явка с повинной); основание (наличие достаточных данных указывающих на преступление); оформление (постановление о возбуждении уголовного дела).

2) Предварительное расследование (дознание, следствие):

* следственные действия производятся по постановлению следователя (допрос, очная ставка, опознание, выемка документов) или на основании судебного решения (заключение под стражу, домашний арест, обыск, установление контроля и запись телефонных и иных переговоров);

* привлечение лица в качестве обвиняемого (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявление предсудебного обвинения, ознакомление обвиняемого с делом);

* обвинительное заключение (составляется следователем и направляется в прокуратуру);

* проверка следственных материалов прокурором .

Судебное производство .

1) Подготовка к судебному заседанию (предварительное слушание).

Судья должен решить, назначить ли предварительное слушание, возвратить, приостановить или прекратить дело либо рассматривать его с участием присяжных или назначить судебное заседание.

2) Судебное разбирательство:

* подготовительная стадия (судья проверяет явку, разрешает ходатайства);

* судебное следствие (изложение прокурором обвинительного заключения, допрос подсудимого, допрос свидетелей);

* прения сторон, реплики сторон;

* последнее слово подсудимого;

* провозглашение приговора.

3) Производство в суде второй инстанции происходит в порядке апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу.

4) Исполнение приговора.

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания



Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. В философии Нового времени противопоставление человека и мира было заменено противопоставлением субъекта и объекта. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на достижение тайн противостоящего ему объекта.

Характерные черты познания:

Познание есть сущностное отношение к миру;

Творческий процесс, детерминированный историческими аспектами

Основа конструктивного отношения к миру, которое проявляется в способности мысленного преобразования мира.

Познание – это активный, поисковый сложный процесс, складывающийся из диалектического соотношения чувственного и рационального.

Высшей формой познания является научное. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. В эмпирическом исследовании чувственные данные предстают как материал, подлежащий сравнительному анализу, и представляют собой основу для выводов, которые должны быть сопоставлены с имеющимся знанием и подвергнуты проверке.

К методам эмпирического познания относятся такие, которые устанавливают непосредственную связь исследователя с исследуемым предметом. К основным относятся наблюдение, эксперимент, аналогия..

Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. Методы теоретического исследования: моделирование, аксиоматика, формализация, математизация.

Научное познание объектов предполагает изучение развития объекта, то есть его истории. А это возможно 2 методами: исторический воспроизводит все детали действительного исторического развития и логический, который также воспроизводит историю, но в ее главных существенных чертах.

Логическим методом воспроизведения объекта в понятиях является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.
Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни добывают знания, а другие – знания о знании, столь важные и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.
Виды познания:
Тип знания тесно связан с особенностями познающего субъекта. Некоторые типы знания по своей природе связаны лишь с определенным субъектом.
Существует четыре вида познания: житейское, научное, практическое и художественное.
Житейское знание.
Житейское познание и знание основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного ученогоЭта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания.
Научные знания.
Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их по всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом.
Научное познание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.
Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее настоящем, прошлом и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Практическое знание.
Оно также тесно примыкает к научному познанию. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. \ Практика состоит во владении вещами, в господстве над природой.
Художественное познание.
Этот вид познания обладает определенной спецификой, суть которой заключается в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий. Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становиться его рациональный пересказ.
Основная черта художественного познания – самоочевидность, самодоказательность. С точки зрения гносеологии интуитивизма критерий истины, прямо основанный на самоубедительности, указывает на высокое положение художественного познания в иерархии типов знания.
Другой отличительный момент художественного познания – требование оригинальности, неизбежно присущее творчество. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью его мира.