Нетленное тело александра свирского. Нетленные мощи преп. Александра Свирского

«В 1641 году от Рождества Христова, согласно повелению благочестивого Царя, разобрали ветхую церковь во имя Преподобного Отца нашего Александра, где находилась и гробница, поставленная над его телом... Когда начали копать ров для передней стены, на восточной стороне храма... обрели гроб. Земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая... Игумену сейчас же показали обретенный гроб. Он, сойдя со священноиноками в ров, снял верхнюю доску с гроба, и повсюду разлилось сильное благоухание от мощей преподобного, так что все место то исполнилось благовония. Каждения же в то время не было, и увидели все лежащее тело преподобного отца Александра, цело и ничем невредимо, в мантии и схиме по чину повитое, и аналав на нем весь цел, из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миро, и излилось как вода. Видя это все, бывшие там исполнились ужаса и радости и прославили Всемогущего Бога, Прославляющего святых Своих...» (Сказание об обретении мощей преподобного отца нашего Александра, игумена Свирского, чудотворца).

Когда-то я читал эти строки, поражался рассказу летописца, но никак не думал, что сам увижу нетленное тело святого Александра и сам исполнюсь ужасом и радостью при виде благовонного мира. Ведь мощи Свирского чудотворца считались утраченными; подвергалось сомнению даже их существование.

Дело в том, что когда-то именно с раки святого Александра началась всероссийская кампания по вскрытию мощей, которая должна была «разоблачить контрреволюционную сущность православной церкви и раскрыть вековой обман народа духовенством». В советской печати тогда появилось сообщение, что 22 октября 1918 года при «приеме на учет» имущества Александро-Свирского монастыр «в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». (Правда, архимандрит Евгений, присутствовавший при вскрытии мощей, свидетельствовал против этого заключения, утверждая, что в раке обнаружены подлинные останки святого, а вовсе не кукла, как говорили реквизиторы, но через несколько дней он был расстрелян, и потому опровергнуть официальную версию было некому).

Как бы то ни было, найденное в раке большевики вывезли из монастыря. (Вскоре в нем начал действовать «островок» ГУЛАГа).

Прошло 80 лет. Игумен возрождающегося Александро-Свирского монастыря Лукиан (Куценко) благословил инокиню Леониду (Сафонову) на работу в архивах для поиска сведений о мощах преподобного Александра Свирского. В миру инокиня Леонида, насельница Покрово-Тервеничского монастыря, достигла степени кандидата биологических наук, работала старшим научным сотрудником Петербургского НИИ им. Пастера. Сначала она обошла все исторические и этнографические музеи города, но поиск никаких результатов не дал. Неожиданно ей помог документ из Центрального исторического архива. Документ свидетельствовал, что мощи преподобного проходили медэкспертизу в подотделе Наркомата здравоохранения в феврале 1919 года. Тогда решено было начать обследование медицинских музеев города. Довольно скоро поиски привели в Военно-медицинскую академию, где более 150 лет существует анатомический музей. Еще в 40-е годы там демонстрировали на лекциях «пример естественной мумификации».

Разумеется, это произошло не случайно: святой Александр был известен как «молитвенник за царей». Когда-то Иван Грозный молился преподобному перед самым взятием Казани, и после победы объявил его «великим и дивным чудотворцем» на всю Россию. С тех пор каждый самодержец либо приезжал, чтобы поклониться мощам, либо присылал щедрые дары на монастырь. Все Романовы были почитателями преподобного Александра. Особенно чтил святого первый царь династии Романовых — Михаил Федорович. Одной из первых часовен, возведенных Петром I в новой столице России, была часовня Александра Свирского. Император неоднократно посещал Александро-Свирский монастырь.

30 декабря 1997 года инокиня Леонида впервые увидела мощи преподобного Александра в Военно-медицинской академии Петербурга. Начались экспертизы. Они проходили сперва в самой ВМА, затем в судебно-медицинской службе Санкт-Петербурга. Во время первого молитвенного призывания к святому мощи источили миро. Это произошло в рентгеновском кабинете Судебно-медицинской экспертной службы Петербурга, на глазах у работников СМЭС и монахинь Покрово-Тервеничского монастыря.

«Святой нас утешил особо, — вспоминала инокиня Леонида. — После первого молитвенного призвания к нему, после того, как был отслужен молебен перед мощами в судебно-экспертной службе, они стали мироточить. Особенно сильно мироточили ноги. Каждая морщинка тела была покрыта миром. Святой как бы отвечал нам: "Это я! Я вас слышу.

Экспертизы длились несколько месяцев. Главная трудность, вспоминала инокиня, заключалась в преодолении атеистической настроенности некоторых членов экспертной комиссии. Им нужно было все время внутренне преодолевать себя для того, чтобы понять, что происходит обретение святыни, а не «мумифицированных останков». Но в конце концов эксперты постановили, что останки, найденные в ВМА, действительно принадлежат Александру Свирскому... Святые мощи были перенесены в храм Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Вскоре мироточение приняло постоянный характер. Свидетелями этого чуда были тысячи петербуржцев и паломники из других городов.

Я был в этом храме два раза. О первом посещении почти ничего рассказать не могу. Помню странную маленькую церковь, без купола, в окружении типовых многоэтажных зданий, пение «Преподобие отче наш Александре, моли Бога о нас», очередь к раке. Чего я не помню, так это самого Александра. Когда монахиня, протиравшая полотенцем стекло гробницы, сделала мне знак рукой: «Молитесь» — сердце застучало, все поплыло, как в тумане. Волна необъяснимой дрожи бросила меня на колени пред гробом. Я приложился к раке и отошел. Вот и все.

Во второй раз я приехал в церковь через два месяца. Это было время между молебнами, матушки мыли пол. В храме почти никого не было, и я смог пробыть у раки довольно долго. Больше всего меня поразил вид руки преподобного — она выглядела словно бы выточенной из слоновой кости. Передо мной под стеклом были не останки, не скелет, не кости — это было именно нетленное тело. Т ло, которое провело больше века в сырой земле (за это время гроб почти полностью сгнил), три века — в гробнице и 80 лет — в музее Военно-медицинской академии. Сразу подумалось, что большевики, вскрывшие гробницу в 1918 году, действительно могли вообразить, будто тело Александра вылеплено из воска. Кисть руки святого — кисть сильного человека: крепкие, узловатые пальцы, широкое запястье. Такая рука должна была хорошо знать, что такое топор, мотыга, лопата.

Правая стопа преподобного опирается на свод левой (именно на это обращает внимание летопись). На ногах Александра явственно виднелись капельки маслянистой жидкости. Наклонившись к раке, я почувствовал непередаваемый аромат. Это было то самое «благовонное миро». Здесь меня снова настигло то состояние внутренней дрожи, которое я испытал в первое посещение храма. Подумать только, миро! Я, с трудом различающий запахи (результат нескольких лет курения), ясно ощущал неземной аромат, несмотря на то, что в храме стоял сильный запах моющего средства, а крышка раки была плотно закрыта!

Благоухание это чувствовали все, кто входил в храм. А временами оно усиливалось настолько, что на его запах слетались пчелы! У свечницы я узнал, что характер мироточения меняется во время молебнов — иногда оно в буквальном смысле начинает струиться по ногам преподобного. Мой друг, в школьном прошлом сосед по парте, прикладывал к раке новорожденную дочь. Когда же через пару часов он добрался с ней домой, его домашние были поражены — от ребенка исходило стойкое благоухание.

Был зафиксирован и совсем уж поразительный факт. Некоторые паломники, пришедшие летом и осенью 1998 года поклониться мощам преподобного Александра, подходя к раке, просили приложить к ней иконку святого, приобретенную тут же в храме. Вскоре эти иконы начинали мироточить дома, во время домашних молитв. Некоторые отмечали сильное благоухание на протяжении нескольких дней.

Чудеса у мощей Александра Свирского:
1533-1998 годы

Преподобный Александр был погребен в 1533 году в отходной пустыни, близ деревянной церкви Преображения Господня, по правую сторону от алтаря. Уже через 14 лет Свирский чудотворец был причислен к лику святых (в нашей Церкви это редчайший случай). Над телом святого построили небольшую деревянную церковь. В царствование Михаила Федоровича она совершенно обветшала, и настоятелю монастыря игумену Авраамию пришла в голову мысль построить над телом Александра каменную церковь. Деньги на строительство церкви пожертвовал царь.

Весной 1641 года деревянную церковь разобрали, и вскоре иноки монастыря стали свидетелями необычных световых явлений. «В четверг Вербной недели сделался необыкновенный гром и молния. Молния падала на землю и не исчезала вдруг, как обычно бывает, а падала на землю и сияла долгое время», — записал летописец.

Рабочие копали ров для передней стены будущего храма. Неожиданно на престольном месте старой церкви (то есть посередине алтаря) они наткнулись на гроб. Земля над этим гробом стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. Как только игумен снял верхнюю доску гроба, все присутствующие почувствовали сильное благоухание от мощей. Заглянув внутрь, иноки увидели пребывающее в нетлении тело преподобного Александра. Таким образом, к удивлению всех, гроб был найден на другом месте — к востоку от гробницы преподобного.

Исцеления у гроба святого Александра происходили и раньше, начиная с 1533 года — года смерти преподобного. Вот некоторые из них.

Одна слепая женщина, именем Анна, просившая милостыню по окрестным деревням, пришла в монастырь в день праздника Сошествия Святого Духа. Припав к гробу, она попросила исцеление глазам, и зрение тотчас вернулось к ней.

В окрестностях монастыря на реке Ояти жил крестьянин Иван Иудин. Крестьянин этот, как повествует монастырская хроника, «имел сына, именем Созонт, от рождения расслабленного ногами и совершенно не могущего ни ходить, ни вставать на ноги». Других сыновей у Ивана не было. Прослышав о чудесах, которые творились по молитвам к святому Александру (в числе исцеленных была его невестка Матрона, которая избавилась от страшной опухоли на голове), Иван повез сына в монастырь, где встретился с игуменом и попросил отслужить молебен. По окончании молебна Созонта приложили к раке святого и покропили святой водою, после чего «отрок стал твердо и правильно на ноги свои, и ходил туда и сюда».

Недалеко от обители на реке Сегежи жил юноша Афанасий, слуга боярина Андрея. У него была расслабленная правая рука, которой он ничего не мог делать. Помолившись у гроба Александра и сотворив три поклона, юноша этот, как пишет хронист, внезапно воскликнул: «Здрав семь молитвами отца Александра!» — и поднял правую руку вверх. В обители хорошо знали Афанасия и его недуг; при виде столь явного исцеления «духовенство и все множество народа исполнилось ужаса и радости».

Вблизи монастыря в деревне Чагуницы жила Татиана, жена Тихона, страдавшая расслаблением всех членов. «Два года весьма тяжко страдала она от той болезни, многократно обмирая, так что не надеялась остаться в живых». По молитвам к Александру она получила полное исцеление и отслужила у раки благодарственный молебен.

В наши дни у гроба святого Александра Свирского также чаще всего случаются исцеления от расслабления (паралича).

После обретения мощей под алтарем старой церкви и перенесения их сначала в церковь Святителя Николая, а затем в каменный Преображенский собор у гроба по-прежнему происходили удивительные исцеления, в том числе от такого страшного недуга, как беснование.

Вот несколько современных чудес, записанных причтом храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и опубликованных в газете «Православный Петербург» (№ 10, 1998).

Елена дожила до 50 лет с врожденным параличом правой руки. Медицинские процедуры не помогали. После нескольких молебнов у раки смогла сложить без посторонней помощи пальцы для крестного знамения. Пальцы пока слушаются плохо, но уже сейчас женщина может держать в руке легкие предметы.

Раиса на протяжении пяти лет страдала болезнью желудка. Помазав миром от мощей кожу над больным местом, получила облегчение от боли.

Алла рассказала об избавлении от болей в голове после молитв к преподобному, прикладывания к его мощам и помазания елеем.

Нина страдала от боли в позвоночнике и суставах. Шесть часов выстояла на молебнах, непрерывно продолжавшихся у раки преподобного. После того как вернулась домой, получила облегчение от болей.

Ольга была прикована к постели быстро развивающимся раком. Друзья чудом смогли посадить ее в машину и отвезти в храм, чтобы приложиться к мощам, после чего больная не только встала на ноги, но и устроилась на работу.

Мощи святого Александра творили следующие чудеса: сияли необыкновенным светом; выходили из-под спуда; распространяли благоухание; мироточили; исцеляли расслабленных, слепых, бесноватых, недужных; в течение пяти веков противостояли тлению. Кто же был этот человек, столь обильно прославленный Богом?

Игумен Александр

В жизни Александра Свирского мы найдем множество аскетических подвигов, чудес, проявлений благодатной силы. Но не только аскезой и чудесами славен этот святой.

Александр Свирский появился на свет в 1448 году, когда еще живы были многие ученики Сергия Радонежского — великого угодника, трудами и молитвами которого на Руси установилось почитание Святой Троицы. И вот в новгородской земле был рожден человек, который удостоился видеть Троицу. Со времен Авраама это не происходило ни с одним из смертных.

При Сергии Радонежском, благословившем Дмитрия Донского на Куликовскую битву, было положено начало освобождению Руси от татар.

При Александре Свирском, молившемся за Ивана III, после стояния на реке Угре татарское иго было окончательно свергнуто.

Сергий восстановил на Руси монашеское общежитие и основал под Москвой Троицкий монастырь, ставший впоследствии знаменитой Троице-Сергиевой лаврой.

Александр своими иноческими подвигами укрепил монашество на севере Руси и основал Троицкий монастырь, ставший впоследствии знаменитым Троицким Александро-Свирским монастырем — местом паломничества царской династии Романовых.

Он родился к северу от Новгорода, в олонецкой земле, в деревушке под названием Мандера на реке Ояти. Север Руси труднее принимал христианство, и край этот долго оставался языческим. (Впрочем, были в нем и такие очаги святости и благочестия, как древний Валаамский монастырь.) Время Александра — это эпоха Василия Темного, Ивана III и Василия III; Русь, победившая на Куликовом поле, объединялась вокруг Москвы.

Новгородский край мало пострадал от набегов татар. Родители Александра (по святом крещении Амоса), Стефан и Васса, жили небогато, но и голодными не сидели. Новгород еще во времена Киева славился всеобщей грамотностью; умели читать Писание и родители Амоса. Но ему грамота не давалась, несмотря на сильное желание овладеть книжной мудростью и старания учителя. Житие рассказывает, как однажды, придя в монастырь, отрок упал на колени перед образом Богородицы. Он молился, чтобы Пресвятая Дева дала ему разум понимать Божественное Писание. Молитва Амоса была услышана, вскоре он начал читать и обогнал в учении сверстников.

Тихо и спокойно проходит детство; учение, работа с родителями в поле. Амос растет замкнутым и молчаливым, он почти не играет со сверстниками. Все чаще родители застают его с книгой, он пытается подражать великим подвижникам: строго постится, мало спит, в зимнее время ходит без шапки, в худой одежде. Все это вызывает беспокойство Стефана и Вассы. Они пытаются отговорить его, но Амос отвечает им словами Писания: «Брашно не поставит нас перед Богом». Родители, видя такую твердость, смиряются. Впрочем, они надеются, что, повзрослев, Амос изменится: откажется от этих «крайностей», будет как все. И начинают подыскивать ему невесту. А их сын тем временем встречает двух монахов с Валаама. Те стоят на берегу реки и поют псалмы. Амос кланяется им до земли, подходит за благословением. Удивленные старцы вступают с юношей в разговор. Амос расспрашивает об иноческой жизни, о монастырских порядках. «Что же мне делать, святые отцы? — восклицает он. — Как сподобиться этой ангельской жизни? Родители хотят меня женить; я бы убежал, но знаю, отец найдет меня и вернет домой. И будет только, что ему хлопоты и мне печаль». Мудрые старцы, выслушав юношу, отвечают ему так: «Чадо, естественная есть любовь отца и матери. Мы не можем взять тебя с собой; нет у нас приказа игумена отнимать детей у родителей. Но мы видим, в душу твою уже глубоко проникла любовь Божия. И потому поспеши, чтобы не коснулись злые левелы твоего сердца». Старцы благословляют его покинуть родительский дом, рассказывают, как добраться на Валаам.

В тот же день юноша говорит родителям, что идет по какой-то надобности в соседнюю деревню. Те, ни о чем не подозревая, отпускают его. Украв родительское благословение, Амос приходит на Валаам и принимает постриг с именем Александр. Родители ничего не знают о нем и ищут его три года.

Наконец Стефан узнает у кого-то из странников, что сын его в Спасовом монастыре. Отец тут же отправляется на Валаам.

Дважды приходит игумен в келию Александра, уговаривая его выйти к отцу, и дважды отказывается молодой инок. Между тем Стефан угрожает настоятелю покончить с собой прямо у ворот обители, «если сей же час не покажут сына». Наконец постриженик выходит из кельи. Отец бросается к нему, обнимает, плачет, шепчет дорогое имя: «Амос. Амос. сын мой, вернемся домой».

Александр мягко отстраняет его: «Отче мой, да послушаешь совета моего. Возвращайся домой один; раздай имущество и уходи в монастырь». И прибавляет: «Если не сотворишь сего, уже лица моего не увидишь».

Стефан в гневе идет прочь. Александр встает на молитву. Что делалось ночью в душах отца и сына? Наутро Стефан приходит к Александру с изменившимся лицом: «Все сделаю, как ты велел, — говорит он юноше. — Ты прав. Не сын ты мне, но отец и учитель».

Вскоре Стефан постригся в Островский Богородицкий монастырь с именем Сергий. Мать Александра Васса также облеклась в монашеский чин, приняв имя Варвары.

Писатель жития — ученик преподобного инок Иродион — рассказывает, что на Валааме Александр был послан в пекарню, где «пребывал смиренно, всех превосходя трудом; носил воду и таскал на себе из леса дрова, утомляя тело свое». Ночью он выходил из кельи и, «обнажив свое тело до пояса, стоял так до утреннего пения; так что все тело его бывало покрыто множеством комаров и мошки». Раньше всех являлся он в монастырскую церковь, всегда стоял на одном месте, сосредоточась на молитве, не позволяя себе даже переступать ногами. И в пост, и не в пост он употреблял только хлеб и воду, и то в малом количестве. Одежду носил такую, что, по выражению описателя жития, «едва прикрывала его наготу».

В монастыре не могли не видеть этих подвигов; об Александре уже шла молва как о великом подвижнике. Но грустно было молодому монаху видеть, что начинает окружать его человеческая слава, — не к ней он стремился. Однажды, стоя ночью на молитве, преподобный увидел в окне своей кельи необыкновенный свет, просиявший на востоке. Получив благословение настоятеля на подвиг пустынножительства, Александр ушел из монастыря. Он отправился на восток, в необитаемые тогда места на берегу реки Свири. Там в красивом бору, изобиловавшем озерами, он увидел над одним из пригорков сияние. Здесь он и поселился. Было ему тогда 36 лет.

Он пел псалмы и трудился. Едой ему служила трава. Не сразу Александр привык к этой пище: поначалу он испытывал такие боли, что целыми днями лежал на земле, не имея сил подняться. Многие годы он не видел ни одного человеческого лица. Но «не может укрыться город, стоящий на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под спудом» (Мф. 5, 14-15). Однажды к хижине Александра вышел охотник, некто дворянин Андрей Завалишин. Постепенно слух о великом подвижнике распространился по новгородской земле. Молва достигла Иоанна, другого сына Стефана. Он много лет разыскивал брата, и вот теперь пришел к Александру. Пустынник с радостью принял его. Постепенно вокруг преподобного собралась братия и отстроилась обитель.

Но, даже став игуменом монастыря, преподобный принимал на себя больше трудов, чем кто-либо другой в обители. Он рубил лес и строил кельи для братии, месил тесто и пек хлебы, заготавливал дрова, носил воду. По ночам, когда другие спали, он обходил обитель. Часто бывало, что в помещении, где обыкновенно мололось жито, игумен заставал монахов спящими. Тогда он «брал приготовленную каждым для молотья часть жита и, измолов, ставил на прежнее место, а сам уходил в свою келию».

Слава о нем гремела далеко за пределами Олонецкого края, народ шел к Александру со всей Руси. К нему приводили бесноватых, привозили больных. У него просили совета, когда не знали, как поступать, приходили за поучением и благословением. Маленький монастырь рос.

Однажды иноки решили прокопать ров от одного озера, расположенного на возвышенности, к другому, чтобы образовался проток и можно было построить мельницу. Внезапно вода с огромной силой устремилась в протоку, грозя затопить и сам монастырь. Игумен, как свидетельствует летопись, сотворил молитву и, призвав Имя Иисуса Христа, «правою рукою изобразил крест против устремления воды». И тотчас течение ее остановилось. На том протоке иноки устроили мельницу.

Об Александре говорили, что своей молитвой он творит дивные чудеса, провидит тайное и говорит о будущем, как о настоящем. Великий князь Василий Иоаннович просил благословения Александра и его молитв, дабы получить «мир, здравие, спасение и благоденствие и чадородие». Между тем Александр по-прежнему ходил в старом, залатанном подряснике — круглый год, даже «когда от лютого мороза трескалась земля».

В 1507 году смиренный игумен удостоился удивительного видения. Однажды ночью, когда преподобный Александр, по своему обычаю, стоял на молитве в отходной пустыни, явившийся внезапно свет сильно осиял келью, где он молился. В тот же миг он увидел трех мужей, вошедших к нему, одетых в белые одежды. Видом они были «благообразны и прекрасны, сияя светлее солнца невыразимо славным пресветлым светом, и каждый из них имел в руке своей посох». Александру было поведано, что на этом месте ему надлежит заложить церковь во имя Единосущной Троицы.

Церковь была построена — сперва деревянная, а потом и каменная. 30 августа 1533 года Александр Свирский дал братии монастыря свои последние наставления. Затем он сказал: «Се аз отхожду от вас, вас же предаю всемогущему Богу и Пречистой Его Матери». Все, кто был в келье, плакали. Один из иноков спросил: «Отче, где нам похоронить тебя?» Александр ответил так: «Братья, обвяжите мое грешное тело веревкой и совлеките в глубь болота; там, раскопав мох, потопчите ногами». «Отче, не можем со-творити сего», — отвечали иноки. Тогда преподобный сказал: «Аще не сотворити сего, то да погребете меня у церкви Преображения Господня». После этого, сотворив молитву и дав братьям последнее целование, Александр отошел ко Господу, успев только произнести: «В руце Твои предаю дух мой».

После смерти, как писал ученик игумена, «лицо преподобного не было похоже на лицо умершего человека, но светилось, как и при жизни».

Прозорливость святого

Однажды Александр повстречал в лесу путника. Тот, не подозревая, что перед ним сам настоятель, спросил у него, здоров ли игумен и можно ли его повидать. Это был один из местных рыбаков. За неделю до того он поймал большого осетра; боясь, что барин заберет рыбу и не заплатит, он продал улов купцам. Но тот узнал о пойманном осетре, и теперь рыбаку грозила беда.

«Игумен наш человек весьма грешный, лживый и пьяница, и не будет тебе никакой пользы от него», — сказал Александр.

«Не знаю я, что ты говоришь, отче, — удивился рыбак. — Я слышал, что он помогает многим».

Тогда преподобный, видя его веру, сказал так:

«Человече, иди обратно в дом твой, так как не найдешь теперь игумена в обители: он ушел по некоторым делам. Когда он возвратится, я ему расскажу о тебе. А сейчас, чадо, поди поставь свои мережи в реку. Когда наловишь много рыбы, в том числе и осетра, то отнеси его помещику: он перестанет гневаться».

В большом недоумении рыбак пошел прочь. Игумена найти ему не удалось; удастся ли найти его на следующий день — неизвестно, а тут еще этот странный нищий монах, словно в насмешку, советует ему «поймать нового осетра». Да ведь за три последних года в его сети заглянул только один осетр!

Но делать нечего. Рыбак вернулся домой и поставил мережи в реку и вскоре вместе с множеством другой рыбы вытащил на берег громадного осетра! Тут он понял, что инок, повстречавшийся ему в лесу, и был игуменом Александром. Он отправился к своему барину, честно рассказал обо всем и вручил пойманную рыбу. И действительно, тот, до крайности удивленный, быстро сменил гнев на милость и хорошо заплатил ему.

Преподобный не со всяким бывал кроток и добр.

В день освящения храма Святой Троицы Александр, приподняв край облачения, собирал пожертвования на устройство обители. Каждый почитал за счастье положить что-нибудь в фелонь. В толпе был и некто Григорий, житель деревни Пидмозеро на реке Свирь. Многие по причине большого скопления народа подходили к игумену сзади. Когда же Григорий в свою очередь протянул руку из-за спины преподобного, тот внезапно свернул фелонь. Раздосадованный, Григорий попытался еще раз положить деньги, но Александр молча отвел его руку. Не принял он деньги и в третий раз, причем даже не поднял на подающего глаз.

Григорий вынужден был отойти в сторону. Вечером он упросил знакомого монаха провести его в келью к преподобному.

«Отче, ты не знаешь ни меня, ни рода моего, — сказал он. — Почему же ты от всех принял приношение, а мой дар отверг?»

Александр поднял на него глаза: «Руки твои осквернены. Нам было заповедано, чтобы мы чтили отцов и матерей своих, ты же оскорблял свою мать, бил ее... и ни разу в том не покаялся».

Григорий упал на колени перед старцем.

«Иди, чадо, и умоли рождшую тя, — сказал игумен. — Испроси у нее прощение и покайся».

Однажды в обитель приехал богатый новгородский купец Богдан Семенович Корюков. Купец горевал о том, что не было у него наследника, которому он мог бы передать свое достояние.

Вот ответ Александра: «Откажись от резоимства (при этих словах купец задрожал всем телом); прости должникам долги их; подавай нищим; помогай вдовам и сиротам; жертвуй на содержащихся в темницах. Этими благими делами ты умилостивишь Бога, и он дарует тебе и сынов и дочерей, и многолетнее житие. Напоследок же удостоишься и монашеского чина, а по преставлении погребен будешь своими чадами».

Купец упал на колени: «Вижу, отче святый, дана тебе благодать дела наши тайные видеть».

Сделав щедрое пожертвование на монастырь, купец вернулся в Новгород и начал вести богоугодную жизнь. Вскоре, как и предсказывал преподобный, у него родилось не сколько сыновей и дочерей. Перед своей кончиной Богдан Корюков принял монашеский чин и был честно погребен своими детьми.

Явления святого Александра

О явлениях преподобного Александра известно довольно много. Я расскажу о двух. Через некоторое время после своей смерти святой явился иноку Иродиону, своему приемнику на посту игумена, автору жития. «Игумен Иродион был ученик преподобного Александра, — говорится в сказании о явлении. — К учителю своему имел он великую веру, любовь и послушание, ради чего его сильно любил преподобный и открывал ему все тайны, будучи еще живым, и по смерти явился ему, во исполнение своей воли».

А вот что писал сам настоятель:

«Однажды ночью стоял я, смиренный Иродион, в своей келий, совершая свое обычное правило, и в бедной своей молитве задремал, лег на постелю отдохнуть и вскоре заснул. Тотчас же, внезапно, появился в окне келий сияющий великий свет. Я встал и наклонился к окну посмотреть: что это значит? И увидел идущего преподобного отца Александра кругом церкви Святой Троицы и в руках несущего Животворящий Крест Господень...»

В этом явлении святой Александр указал место на вратах монастыря, где инокам надлежало построить церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. «Всю ту ночь до самой утрени провел я без сна, молясь Богу, и прославлял Бога и великого в чудесах преподобного Александра», — писал Иродион.

Запись о другом явлении появилась в хрониках монастыря в августе 1673 года. Тогда в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь пришел поклониться мощам святого царский воин Мокий Львов, житель Городецка (что вблизи Бежецка). С его слов летописец монастыря записал следующий рассказ:

«Я находился на военной службе в полку боярина Василия Шереметева. В походе против безбожных татар пришлось нам быть под городом Конотопом, где безбожные татары неожиданно на нас напали, многих взяли в отвезли в свою землю. Мы, тринадцать человек, были отданы одному мурзе, у которого и находились лет тринадцать. Днем мы исполняли всякую тяжелую работу, а ночь проводили в темнице, закованными в железные цепи. Однажды ночью мы сильно плакали, молясь Богу и призывая на помощь всех святых. И вот напал на нас великий страх и недоумение: мы увидели великий свет в темнице, осиявший нас. Когда мы пришли в себя, то увидели благообразного с седыми волосами мужа и услышали его голос:

"Призывайте в помощь преподобного Александра Свирского, он избавит вас от беды". Сказав это, явившийся сделался невидим.

Через два дня пришли греческие купцы и выкупили нас у того мурзы, а затем привезли в Царьград, откуда мы благополучно прибыли в богохранимый царствующий град Москву, и все разошлись по местам своего жительства, молитвами великого чудотворца преподобного отца Александра»

Мощи святого за 500 лет совершенно не тронуло тление, они полностью сохранились в том же объёме и виде, каким тело чудотворца было при жизни.

Даже игумен монастыря, отец Лукиан, испытал в своё время потрясение: «Многие обители и храмы России, Украины, Белоруссии и горы Афон изъявили желание иметь у себя частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира я вынимал частички из тела преподобного. Ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием (специальный «скальпель» для изъятия мощей. - Ред.), увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная, мягкая и пористая ткань».

Без «этикетки»

Первое обретение мощей произошло в апреле 1641 года. Когда монахи подняли крышку гроба, от мощей разлилось сильнейшее благоухание и все увидели тело преподобного - целое и невредимое, хотя с момента погребения прошло 107 лет. Известие дошло до государя Михаила Фёдоровича. Царь пожаловал для мощей серебряную раку, украшенную драгоценными камнями. Из Москвы её доставляли на 11 лошадях. К мощам потянулись нескончаемой вереницей паломники. Благодаря множеству чудесных исцелений Александра Свирского стали называть Всея Руси Чудотворцем. Два с лишним века мощи не покидали обители. Пока за ними не пришли большевики.

Преподобный Александр Свирский стал первым, на ком новая власть опробовала сценарий «антимощевой кампании». Отряд красноармейцев пытался «реквизировать» святого дважды. Инокиня Леонида, в миру кандидат биологических наук, в конце 90-х годов занимаясь поисками мощей святого, исследовала множество архивных документов: «Большевики развернули в прессе кампанию, уверяя, что в монастыре вместо мощей лежит восковая кукла. Когда в обитель пришёл отряд красноармейцев, то они очень удивились, увидев не куклу, а нетленное тело. Растерялись. Монахи уговорили их не трогать мощи. Красноармейцы забрали серебряную раку и другие ценности монастыря. Тем временем газеты продолжали писать о восковой кукле. И краеведческий музей обратился к губернской ЧК с просьбой отдать им куклу, чтобы они могли вести наглядную агитацию против Церкви. Но большевики уже знали, что в монастыре вовсе не кукла, а выставлять нетленные мощи - это, напротив, агитация за Церковь. Созрел план фальсификации. Где-то раздобыли заплесневевший череп и несколько зубов. Эти экспонаты и выставлялись как мощи преподобного Александра Свирского. Настоящие мощи из обители увезли в неизвестном направлении».

Монастырь закрыли. Церкви его вернули в 1997 году. Тогда же игумен Лукиан благословил инокиню Леониду на поиски мощей. «Я провела в московских и санкт-петербургских архивах несколько месяцев. Порой заходила в тупик, но в каждый из таких моментов мне посылалась подсказка. Анализ собранной информации привёл в музей при Военно-медицинской академии в Петербурге. По свидетельству сотрудников кафедры нормальной анатомии, в годы революции у них появился незарегистрированный экспонат. Для музея, где учтена буквально «каждая косточка», это нонсенс. Например, там находится более 10 тыс. черепов, и на каждом по несколько этикеток. И вдруг - целое тело, не занесённое в каталог. Потом я пойму, что в этом была не только злая воля большевиков, но и добрая воля покойного завкафедрой
В. Тонкова, верующего человека, который в лихие годы хранил доставшуюся ему святыню, рискуя свободой.


«Неэтикетированная мумия неизвестного мужчины» - под таким именем в музее Военно-Медицинской Академии г. Санкт-Петербурга скрывались нетленные мощи русского чудотворца. 80 лет они считались утраченными, а находились в старинном шкафу. Среди тысяч анатомических препаратов он один обладал такой уникальной сохранностью. Так были найдены останки одного из самых почитаемых в России русских святых.

Из академии мощи были переданы в Городскую судебно-медицинскую службу для экспертизы. Когда мы после первого совещания с экспертами спустились в рентгеновский кабинет, где находились мощи, то были поражены: тело святого покрылось крупными маслянистыми каплями миро. Я почувствовала удивительный аромат. Так святой открыл о себе истину».


Крест в небе

Однако экспертизы продолжались. Антропологическое исследование мощей преподобного, занявшее 45 страниц текста, было проведено ведущим сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН Ю. Беневоленской. Было выявлено, что по этнической принадлежности исследуемый является вепсом (вепсы - финно-угорская народность, и поныне живущая в Ленинградской, Вологодской областях и Карелии). А как известно, преподобный Александр Свирский был вепсом, родился на земле вепсов и там же основал свой монастырь. Была проведена также иконографическая экспертиза. Это стало возможно благодаря уникальной сохранности лица. Антрополог констатировал сходство лика с ранними иконами святого, которые писались спустя 14 лет после его отшествия ко Господу. Кроме того, судмедэксперты обнаружили на верхних фалангах пальцев правой руки преподобного следы копия. Это сходилось с архивными документами от 1749 года, где говорилось, что в Синодальной ризнице Петербурга хранится частичка мощей от перстов преподобного Александра Свирского.

Однако нашлись оппоненты, которые утверждали, что обнаруженное тело искусственно мумифицировано, а значит, не может быть мощами. Инокине Леониде пришлось ехать в Москву на консультацию в научный институт, который обслуживает тело Ленина в Мавзолее. Но там отвергли всякую возможность, что тело преподобного было искусственно бальзамировано.

Когда мощи наконец были переданы Церкви, до отправки в монастырь их разместили для поклонения в петербургском храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. «В храме мощи стали так обильно источать миро, что аромат распространялся на сотни метров от церкви. На этот божественный запах со всей округи слетелись пчёлы. За две недели до возвращения мощей в Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области в различных церквах почти одновременно замироточили 152 иконы Божией Матери. Из жития святого известно, что незадолго до отшествия преподобного к Богу ему явилась Богородица и пообещала, что покров Её всегда будет хранить обитель. Когда в 1998 году мощи святого торжественно вернулись в обитель, на небе средь бела дня появился сверкающий крест. Как сказал покойный патриарх Алексий II: «Крест всегда свидетельствует о правде». Патриарх поклонился мощам преподобного ещё в Петербурге».

Мощи известного российского святого не тлеют уже почти 500 лет


За историю христианства лишь один человек был удостоен явления Святой Троицы. Более 500 лет назад в глухих карельских лесах инок Александр узрел Бога в трёх лицах.

До революции на праздник Святой Троицы в монастырь стекались до сорока тысяч паломников. Желающих не останавливал длинный путь. Сегодня едут снова.

Чудеса исцелений

…Суббота, 7 утра. Каждую неделю в это время братия читает акафист преподобному. После приподнимают стеклянный верх раки и можно приложиться к мощам святого. Из паломников выстраивается длинная очередь. Каждый приехал к всея России чудотворцу (так до революции называли Александра Свирского) со своей бедой. Позже я прочту записи в монастырском журнале с описанием случаев помощи. Особенно поразил этот: в сентябре 2000 года из Ростова приехали две паломницы - жена и сестра болящего. К тому времени мужчину с последней стадией рака выписали из больницы домой. Умирать. Он уже не поднимался с кровати. В день, когда паломницы молились у раки Александра Свирского, их родственник почувствовал удивительный прилив сил, а на следующий, когда женщины вернулись в Ростов, больной вышел во двор. Вскоре «бывший умирающий» сам приехал в монастырь благодарить святого.

Этот случай не кажется столь невероятным, когда видишь мощи преподобного, которые за почти 500 лет (святой почил в 1533 г.) совершенно не тронуло тление. Даже цвет кожи естественный, слегка желтоватый - от мира, которое неоднократно источало тело святого. Наука, а мощами интересовался не один учёный, - в тупике. У православных свой ответ: так Господь укрепляет веру. Веру в будущее воскресение, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и умершие оживут.

Прикладываясь к мощам, с трепетом думаешь о том, что руки преподобного касался сам Бог. Явление Троицы настолько поразило Александра Свирского, что он со страхом и трепетом пал ниц - и тогда Господь взял его за руку, чтобы помочь подняться с колен. Икона с этим сюжетом расположена над ракой чудотворца.

До нас дошло подробное «Житие преподобного Александра Свирского», написанное его учеником Иродионом через 12 лет после преставления святого. К тому времени был жив и духовник преподобного - иеромонах Исайя, который после кончины Александра Свирского был освобождён от тайны исповеди и мог многое открыть.


Сохранность мощей ставит учёных в тупик

Лесной отшельник

Чудотворец родился 15 июня 1448 года в крестьянской семье в деревне Мандера, недалеко от реки Свирь. Достигнув совершеннолетия, он тайно покинул дом (родители хотели его женить) и отправился на Валаам, где принял монашеский постриг и прожил много лет. В 1484 г. по благословению игумена преп. Александр взял на себя подвиг отшельничества. Он вернулся в родные места и выстроил хижину на берегу Рощинского озера. Семь лет не видел человеческого лица, пока его жилище не обнаружил боярин, заблудившийся на охоте. Он поведал миру о святом подвижнике, и к монаху потянулись другие иноки. Явления Живоначальной Троицы монах удостоился в 1507 г., на 23-м году жизни в лесу: «Воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трёх Мужей в белых одеждах, каждый из них имел в руке своей посох…» Бог повелел созиждить здесь церковь в честь Живоначальной Троицы и устроить обитель.

На обустройство монастыря Александр Свирский потратил последние 25 лет своей земной жизни. Братия избрала его игуменом, но он по-прежнему и зимой и летом ходил в заплатанном подряснике, питался водой и малой толикой хлеба, выполнял тяжёлую работу. Паломники, встречая на своём пути преподобного, думали, что это нищий, подвизающийся Христа ради в монастыре. А паломники в эти некогда глухие края потянулись нескончаемой вереницей, ведь монастырь изменил жизнь края. Вокруг обители только в XVI веке возникли ещё 22 (!) монастыря. Рядом обустраивались деревни. Троицкая ярмарка у стен Свирского монастыря стала одной из самых известных в стране.

До наших дней сохранилась церковь Покрова Божией Матери, постройку которой начал сам преподобный. Стены храма толщиной в два метра. По горячей молитве чудотворца Бог открыл ему залежи глины, и преподобный вместе с братией научились обжигать кирпичи. Нынешний каменный собор во имя Живоначальной Троицы (построенный на месте храма, сожжённого во время польско-литовского нашествия) относится к концу XVIII века. Фрески, которыми украшен купол и стены храма, последние десять лет обновляются сами собой. Краски поражают яркостью и сочностью - так поработал «небесный реставратор».


Практически каждый верующий знает одну или две истории о чудесах, которые случились после молитвы у иконы святого. Старцы, которые при жизни служили Богу и через Его милость помогали людям, и после своей смерти творят чудеса. Священнослужители говорят, что при возникновении серьезных жизненных проблем или в случаях, когда в семью приходит беда, лучше всего незамедлительно прийти в церковь и обратиться с искренней просьбой к Богу. А для того, чтобы перед Его лицом иметь заступников, стоит найти икону святого, который сможет помочь вам в преодолении трудных жизненных ситуаций. Если вам кажется, что против вас ополчился весь мир, каждый новый день приносит очередные неприятности и болезни, а веру в лучшее вы уже давно потеряли, то обязательно помолитесь перед иконой Александра Свирского. Этот святой считается одним из самых уникальных людей, ведь за его благие деяния и праведную жизнь к нему явился Всевышний в виде Троицы. Подобное за всю историю христианства случалось только с ветхозаветным Авраамом. Одно это ставит Свирского и икону, написанную с его лица уже после смерти, в особый ряд. Поэтому именно к этому старцу люди обращаются в самые тяжелые моменты жизни. Сегодня мы расскажем вам не только об иконе Александра Свирского, но и о жизни святого и судьбе его мощей, которые за последние столетия несколько раз терялись и вновь возвращались к православным.

Житие святого

Историки считают, что родился Александр приблизительно в середине пятнадцатого века в семье простых крестьян. В миру его звали Амосом в честь одного из библейских пророков. Родители святого долгие годы молили Бога о потомстве, они безрезультатно ждали появления на свет сына или дочери и уже отчаялись дождаться рождения чада. Уже находясь в преклонном возрасте, богобоязненные крестьяне зачали малыша, и на свет появился Амос.

С ним родители связывали все свои мечты и надежды. По их представлениям, юноша должен был пройти обучение, жениться на хорошей девушке и подарить им множество внуков. Однако с самого раннего детства Амос проявлял склонность к молитвам и изучению Писания, поэтому обучался в школе он очень неохотно.

Об этом периоде жизни старца известно очень немного. Позже монахи, собирая воедино историю жизни святого, упоминали, что лишь благодаря своей богобоязненности юноша закончил обучение. Но достигнув девятнадцати лет, он твердо заявил о том, что не видит своей дальнейшей жизни без Бога и намерен принять монашеский постриг.

Путь к Богу

Многие православные, которые получили чудеса от иконы Александра Свирского, утверждают, что уже по первому взгляду на изображение старца можно составить представление о том, каким праведным человеком он был. Это неудивительно, ведь его путь был полностью предопределен Богом.

Престарелые мать и отец были категорически против отпускать куда-либо своего единственного и долгожданного сына, но Амос тайком отправился на Валаам. Он надеялся, что со временем они поймут юношу и простят его.

Куда именно идти, молодой человек не знал, но ему явились ангелы и передали благословение от Всевышнего. Они даровали Амосу спутника в нелегком пути, с которым они и дошли прямиком до монастыря. Пока они шли, святой не единожды беседовал с ангелами, они и показали ему место, где когда-то в будущем при помощи Господа он возведет новый красивый храм.

В Валааме Амос стал послушником и честно выполнял свой нелегкий труд на протяжении семи лет. Братья любили его за кроткий нрав, богобоязненность, смирение и мудрость. Он уверенно шел по своему пути и был готов выполнить любую волю Бога.

Принятие монашеского пострига и жизнь в монастыре

Об иконе Преподобного Александра Свирского ходит множество необычных историй, но и сам святой за свою жизнь совершил немало удивительных поступков. В двадцать шесть лет он принял о чем мечтал с самого детства. Он получил имя Александр и провел в монастыре около тринадцати лет.

Так как святой был послушен Божьей воле, то направился прочь из монастыря к Рощинскому озеру. Там он обосновался на небольшом островке, где соорудил для себя простое жилище и начал руками рыть пещеру. Семь лет провел он на этом острове в труде, посте и молитвах. Пропитание Александр добывал в лесу, чаще всего его пищей становились ягоды, грибы и коренья.

В дальнейшем остров, где жил старец, стали называть «Святым». А на месте его жилища и пещеры монахи построили скит. Паломникам, которые приезжают сюда, показывают ту самую пещеру, где долгие семь лет жил Александр Свирский.

Явление Троицы

Однажды святому явился лик Троицы. Он беседовал с Господом о будущем, строительстве храма и о том, как собрать братьев, которые будут трудиться во славу Бога. После этих бесед и молитв Всевышний указал Александру то место, где он должен возвести храм.

Сразу же после этого он направился к игумену Испросив его благословения, он взялся за возведение новой обители. Он усердно трудился и был назначен игуменом нового монастыря, но это не заставило Александра отказаться от работы. Он продолжал возводить вместе с помощниками новые сооружения, делая обитель все более красивой. Так появился Троицкий монастырь, который постепенно становился известным по всей Руси.

Остаток своей жизни Александр провел в этом монастыре. Но святой не почивал на лаврах, уже в преклонном возрасте он соорудил из камня обитель в честь Девы Марии, которая существует до сих пор. Умер Александр Свирский (об иконе, написанной с него, мы расскажем вам в одном из следующих разделов статьи) в начале тридцатых годов шестнадцатого века. На тот момент ему было восемьдесят пять лет. Очевидцы тех событий говорили, что в момент смерти его лицо сияло. Позже этот свет пытались передать при написании иконы святого Преподобного Александра Свирского. Похоронили его братья в Отходной Пустыньке, расположенной около Преображенской церкви.

Обретение мощей святого

Через четырнадцать лет после своей смерти церковь канонизировала Александра Свирского. Икона с его ликом тогда еще не была написана, но православных священнослужителей ожидало еще много чудес, когда был вскрыт гроб святого. Его тело сохранилось нетленным, а мощи практически сразу стали источать миро. При этом его было так много, что в здание церкви, куда останки старца были направлены, не единожды слетались пчелы.

Интересно, что выделение мира зависело от количества верующих и того факта, шло ли в данный момент богослужение. Православные наперебой рассказывали о том, что одно прикосновение к ароматному маслу могло снять горести с души и излечить от болезни.

Многие говорили о том, что при жизни святой также помогал верующим. Простые люди часто обращались к нему за советом в трудных жизненных ситуациях, а своей молитвой он не единожды снимал со страждущих самые серьезные болезни.

Потеря и возвращение мощей

До революции мощи старца находились в одном из соборов СПб, откуда их изъяли представители Народного комиссариата. В восемнадцатом году прошлого века правительство вело бой против религиозного мировоззрения народа, уничтожая церкви и иконы. В чем помогает Александр Свирский было известно далеко за пределами собора, поэтому его мощи и образа очень интересовали революционеров. Они провели выемку мощей из раки и разобрали ее. В газетах было объявлено о том, что верующих долго обманывали и в церкви находилась восковая кукла. В действительности мощи были отправлены на экспертизу и ученые, к своему удивлению, признали их подлинными. На хранение их определили в Причем даже его сотрудники не знали, какой именно экспонат был к ним доставлен. Казалось, что след мощей утерян навсегда, так же как и драгоценные иконы Александра Свирского, фото которых на тот момент были тщательно спрятаны.

В девяностые годы инициативные группы провели много времени в поисках мощей святого и лишь около двадцати лет назад они были найдены и торжественно возвращены православной церкви. Данное событие происходило в Александра Свирского на тот момент находились в нескольких монастырях и церквях России. А возвращение его мощей усилило ту чудодейственную силу, которой обладают образа этого удивительного старца.

Описание иконы

В чем помогает икона Александра Свирского, мы расскажем в одном из следующих разделов, а сейчас поговорим о том, как появилось его первое изображение и опишем его. На сегодняшний момент икона с изображением старца встречается во многих храмах. Но мало кто из православных знает, что появилась она только в конце девятнадцатого века. Удивительно, что написана икона Александра Свирского (в Москве она пользуется большим почтением среди православных) была именно с мощей. Они настолько хорошо сохранились, что черты лица святого не только различимы, но и хорошо читаемы.

С первого образа после появились копии, которые разошлись по монастырям и церквям России. Обычно на иконе изображается старец с мудрым и проникновенным взглядом, обращенным к верующим. Многим после молитвы кажется, что он смотрит прямо им в душу и читает в ней все самое сокровенное.

Над непокрытой головой старца находится нимб, а его правая рука поднята для благословения всех тех, кто придет к иконе, чтобы поклониться. В левой руке старец держит посох, который помогал ему твердо стоять на ногах. Иногда иконописцы вкладывают в руку старца тексты Писания, изучению которых он уделял столько времени при жизни.

Икона Александра Свирского: значение, в чем помогает

Образ святого очень важен для православных. Известно, что икона помогает при многих проблемах, причем к ней часто обращаются даже монахи и послушники, которые молят старца укрепить их в вере и вывести на предназначенный им путь. Простые люди также могут обращаться к Александру Свирскому в минуты душевных смятений и неверия. Если вы начинаете сомневаться во Всевышнем и Его любви к вам, то обязательно приходите в церковь и ищите образ святого. Он поможет вам излечиться от сомнений и довериться Творцу.

Многие бесплодные пары молятся у иконы о даровании потомства. Некоторые родители, имеющие нескольких дочерей, приходят к святому с просьбой о наследнике. Говорят, что искренняя молитва приносит свои результаты в виде заветного свертка, перевязанного голубой лентой.

Священнослужители отправляют родителей послушников, которые собираются принять постриг, к иконе Свирского. Часто родители очень тяжело переживают уход своих детей в монастырь, им сложно смириться и принять это решение. Памятуя, что юный Александр тоже столкнулся с подобной проблемой и со временем сумел убедить близких в правильности и праведности своего пути, верующие обращаются к нему за поддержкой.

Молятся святому и об исцелении в самых тяжелых и безнадежных случаях. Искренняя молитва больного и его родных способствовали многочисленным чудесным выздоровлениям.

Имейте в виду, что помогает Александр Свирский и людям, которые не могут определиться с выбором своего жизненного пути, расстановкой приоритетов и просят о защите от греховных мыслей.

Икона и молитва Преподобному Александру Свирскому

Если вы хотите поклониться мощам святого и помолиться у его образа, то сделать это можно в Свято-Троицком мужском монастыре в СПб. В Москве прикоснуться к образам верующие могут в двух местах:

  • храм Живоначальной Троицы;
  • церковь Преподобного Александра Свирского.

Текст молитвы, с которой необходимо обращаться к святому, мы приводим ниже.

Не стоит забывать о том, что любое обращение к Всевышнему и Святым должно исходить от чистого сердца.

Чудеса и свидетельства

Чудеса от иконы Александра Свирского видели многие люди, монахи тщательно записывали все свидетельства верующих, некоторые из которых насчитывают уже более сотни лет. Мы не можем привести их все в данной статье, но некоторые случаи мы просто не смогли обойти своим вниманием.

Об исцелении от болезней после многочисленных молитв у образа святого известно давно. Он помогал людям выздороветь от рака, прозреть при слепоте, обрести чувствительность при полной парализации. Зафиксировано, что инвалиды, которые долгие годы мечтали вновь подняться, внезапно обретали силу в мышцах и потом приходили поблагодарить святого уже своими ногами.

Примечательно, но иногда Александр Свирский не давал молодым людям принять постриг. Он приходил к ним во сне и говорил о другом пути, уготованном им Господом. Таким образом они получали возможность избежать самой главной ошибки в своей жизни.

Известны случаи, когда даже иконы, находящиеся в начинали мироточить. Эти чудеса никак не поддаются логическому объяснению, как и многие другие вещи, которые происходили у образа святого.

Священнослужители говорят, что если в вашу душу проникло уныние и вы никак не можете найти себя в этом мире бурь и несправедливостей, то не стесняйтесь приходить в храм. Взгляните в мудрые и добрые глаза святого Александра Свирского и расскажите ему обо всем, что лежит грузом на вашем сердце. Не сомневайтесь, что после искренней молитвы возле иконы ваша жизнь заиграет новыми красками.

Христианская церковь утверждает, что преподобный Александр стал единственным человеком Нового завета, видевшим Всевышнего в трех Его лицах. Святой долгое время проживал в дремучих лесах и ревностно служил во имя всего целого.

Икона Александра Свирского имеет огромное значение для православных людей, к ней прибегают в самые трудные жизненные минуты. Чудесные свершения приписываются и его мощам (останкам), которые до настоящего момента сохранились в хорошем состоянии.

История святого образа

Самый первый образ написали после обретения останков. Здесь преподобный изображен в горизонтальном положении. На иконе, созданной в середине XVI в., святой старец показан поясно, в облачении монаха. Правая рука Александра Свирского благословляет, а в левой находится христианский свиток. Вокруг иконы располагаются клейма, на которых можно рассмотреть сцены из бытия преподобного.

О святом:

Иконография имела тенденцию к развитию, и сегодня верующие наблюдают достаточное количество вариантов исполнения этого образа.

  • На одной из икон Александр Свирский показан в момент чудесного пришествия Святой Троицы. Крылатые ангелы в белых одеяниях благочестиво смотрят прямо на смиренного старца. Он протягивает правую руку к небесным посланникам, а левую прижимает к собственной груди. Старец окутан в темные одежды, что символизирует тленность человеческого тела.
  • В другом варианте Александр Свирский изображен в мантии схимника. Несколько вьющиеся волосы старца полностью седые, форма бороды - округлая. В левой его руке находится свернутый свиток с молитвенными словами, а правая - протянута в сторону верующих.
  • Еще одна вариация: святой изображен стоя и опирающимся на посох, в руке располагается икона Святой Троицы , написанная Андреем Рублевым. Голова старца покрыта капюшоном, глубокий взгляд устремлен прямо, будто созерцает что-то недоступное обычному мирянину.

Икона Святого Александра Свирского

Значение и божественная сила лика

Икона Александра Свирского чрезвычайно важна для православной традиции. В Санкт-Петербурге изображение находится в Свято-Троицкой обители . В Москве икона располагается в одноименном храме.

Читайте о храмах Москвы:

Миряне должны помнить, чтобы помощь приходит в случае искреннего моления.

  • Святой лик призван избавлять от множества проблем.
  • К иконе обращаются в часы душевных потрясений и сомнений.
  • Молитвы перед святым ликом разрушают подозрения о том, что Господь разлюбил человечество.
  • Миряне и священнослужители молят старца об укреплении веры, а также об указании истинного жизненного пути.
  • Бесплодные пары приходят в православную церковь и просят преподобного Александра о будущем потомстве.
  • Молитвы перед образом избавляют от тяжелых недугов. Из истории известно большое количество случаев божественного исцеления после искреннего прошения.
  • Преподобный Александр оказывает поддержку людям, которым тяжело определиться с выбором, а также защищает от нашествия греховных помыслов.
Совет! Когда послушник собирается принять постриг и отказаться от семейной жизни, родителям сложно смириться с этим поступком. Они должны молить изображение святого старца. Это поможет успокоить бушующие эмоции, так как сам Александр в юном возрасте ушел из семьи и начал беззаветно отдаваться во власть Господа.

Свидетельства божественной силы

Чудеса, происходящие от иконы Александра Свирского, наблюдало множество людей, а монахи скрупулезно записывали показания верующих.

  • Святой образ избавлял прихожан от раковых опухолей, некоторые люди прозревали после слепоты и обретали подвижность конечностей после парализации. Немощные, смиренно прося у божественного лика, получали силу и здоровую нервную систему, а спустя время приходили в храм самостоятельно и благодарили за чудесное избавление.
  • Часто преподобный являлся во сне людям, желающим принять монашеский постриг, и направлял по совершенно другому пути.
  • Изображения святого, находящиеся в иконостасах некоторых людей, начинали мироточить.
  • Чудеса происходили еще при жизни старца. В начале XVI века его келья озарилась ярким светом, и перед очами Александра предстали три ангела в белоснежных одеяниях. Через некоторое время здесь воздвигли храм Святой Троицы.
  • Однажды к нему явилась Божья матерь, и в честь этого события было решено построить монастырь, который в настоящее время полностью разрушен. Дева Мария пообещала помочь в создании храма и всем живущим в нем.
  • Несмотря на большое количество встреч с божественными созданиями, преподобный Александр оставался смиренным слугой Бога и стремился помочь каждому просящему защиты.
  • За день до кончины святой старец собрал вокруг себя преданную братию, благословил пришедших и объявил, что покидает бренный мир ради вечной жизни в обители Всевышнего.

Явление Троицы Александру Свирскому

Биография Александра Свирского

Появился на свет в семье рабочих крестьян. Он получил необычное имя Амоса в честь библейского пророка. Его родители продолжительное время не могли иметь ребенка и зачали только в преклонных годах. Мать и отец возлагали на сына огромные надежды: желали ему качественного обучения, женитьбы и отцовства. Однако с юных лет Амос стремился к покаянию и изучению Священных Писаний , поэтому обыкновенная школа ему была неинтересна.

Преподобный окончил обучение только из уважения к родителям и Господу, а в возрасте 19 лет объявил о намерении принять монастырский постриг. Престарелые родители протестовали против решения своего сына, но не смогли удержать юношу от путешествия в Валаам (остров на Ладожском озере). Этот праведный человек надеялся, что мать и отец простят его и успокоятся.

Амос не знал правильной дороги, пока перед его взором не предстали ангелы, посланные Верховным правителем.

Небесные существа даровали юноше спутника, который привел его к монастырю. Прибыв в Валаам, Амос принял сан послушника и семь лет исполнял свои нелегкие обязанности. Здесь он снискал большую любовь братьев за смиренный характер, ум, несокрушимую целеустремленность и богобоязненность.

На заметку! Во время путешествия ангелы общались с молодым человеком и показали место, где вскоре будет возведен прекрасный храм во имя Господа.

Мощи Александра Свирского

Монастырская жизнь

В 26 лет Амос принял постриг и получил второе имя - Александр. Он целенаправленно и тяжело трудился ради спасения своей души и многих других. Вскоре к нему прибыл недовольный отец, но преподобный монах сумел успокоить его и уговорил принять своих родителей монашеский постриг. Последние согласились на предложение, и сегодня их мощи почитаются в Введено-Оятском монастыре.

Александр Свирский продолжал творить чудеса на Валааме и подавал пример жесткого аскетизма и преданности Создателю.

Через 30 лет он, по настоянию Господа, отправился к Рощинскому озеру. На маленьком островке преподобный соорудил простое жилье и вручную вырыл пещеру. Здесь он провел долгие семь лет, постоянно трудясь, совершая молитвы и пост. Питался старец ягодами и кореньями. Святой монах решился открыть место своего проживания одному знатному боярину, что привлекло сюда большое количество людей.

В обители старца происходили исцеления от страшных недугов и всевозможные пророчества. Слава Александра Свирского достигла колоссальных высот еще при его жизни. После кончины Александра этот остров окрестили святым, а на месте его жилища построили скит.

В 1533 году преподобный покинул эту грешную землю в возрасте 86 лет. Летописи утверждают, что на месте захоронения стали происходить необычайные происшествия.

На заметку! После смерти тело преподобного озаряло и благословляло окружение светом и невообразимой аурой. В XVII веке стало понятно, что его тело не поддается тлению. Свидетели созерцали, как земля над усыпальницей взошла в форме свода, и мощи решили транспортировать в Преображенский собор.

Через 14 лет святого старца канонизировали. В 1633 г. было решено вскрыть могилу: находящийся внутри монах не поддавался тлению , было ощущение, что он спит. Останки отправили в монастырь, куда в большом количестве стекались паломники с просьбами и молитвами.

Интересно! Проживая на острове, преподобный старец соорудил могилу, предназначенную для собственного тела. Именно здесь он услышал голос, который наказывал уйти с этого места и возвратится в родные края.

Преподобный Александр Свирский был необыкновенным человеком, отличался кротким нравом, стремлением служить Господу и всем живым существам. С юных лет он возжелал пойти по пути жесткого аскетизма и трудолюбия. Мощи и иконы с изображением этого святого старца избавляют от множества трудностей и способны исцелять тяжелые болезни. В христианстве это имя навсегда канонизировалось, ему отдаются большие почести.

Посмотрите видео о святом Александре Свирском

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному . Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца.

Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.