Инклюзивное образование с 1 сентября года. Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации». Обучение детей с ограниченными возможностями. Принципы инклюзивности в профессиональном и высшем образовании

Все возрастающая инклюзия

В новом 2016 году российские школы ожидают появление новых стандартов для инклюзивного образования. Сегодня в инклюзивных классах обучается около 160 тысяч детей. Потребности значительно превышают существующие возможности в таком виде образования. В России примерно 0,5 млн. детей-инвалидов, плюс дети с особенностями развития, которые, не имея инвалидности, тем не менее нуждаются в спецусловиях обучения. При этом, как подчеркивает сам стандарт инклюзивного образования, обучение должно проводиться в массовых школах, в окружении здоровых сверстников.

В Минобрнауки говорят, что переход будет плавным, новые требования не будут вводиться моментально. Большинство школ в принципе не имеют возможности подключиться к этим требованиям. Вопрос как в материальных условиях (пандусы, множество специальных приспособлений...), так - и это главное - и в наличии специалистов и качественных методик обучения.

Такие разные "особые" дети

Стандарт для инклюзива учитывает разные группы особенных учеников - глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Тысячи различий скрываются за формулировкой "ограниченные возможности здоровья". Самые сложные ученики для обычных школ - с задержкой умственного развития и аутисты. Для таких детей по новым требованиям в школах должно быть организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение. Обучение для учеников с задержкой развития будет идти и по обычным учебникам, и по специальным. Какие выбрать - решит учитель. В инклюзивных классах со школьниками работает не только учитель, но и логопед, дефектолог, социальный педагог.

Для ребенка-аутиста в обычной школе нужно организовать особое рабочее место. Желательно около стены, за индивидуальной партой; может быть предусмотрена ширма. В начальных классах для такого ребенка может быть сделан игрушечный домик или палатка. Правила не запрещают таким детям приносить из дома игрушку, заниматься в классе лежа на полу. Безусловно, среди аутистов есть одаренные дети (около 5%), но большинство не могут усвоить самых простых бытовых жизненных навыков. Для дефектологов это жизненная рабочая практика, но для среднестатистического учителя многое в таком коррекционном компоненте непривычно. Понятно, что у таких детей большие сложности с общением, к учителю запросто могут обратиться на "ты" или просидеть весь урок под партой. Поэтому учителю надо быть готовым к тому, что с ребенком придется общаться с помощью карточек, планшета, таблиц, схем и проверять знания в виде тестов.

Вряд ли 2016 год сможет кардинально улучшить ситуацию. Главное, что нет ясности в том, по правильному ли пути двинулось российское образование в плане широкого внедрения инклюзивных практик. Хватит ли денег решать тысячи возникающих проблем?

Сегодня, только по официальным данным Минобрнауки, из 30 млн детей, проживающих в России, 1,006 млн нуждаются в коррекционной помощи. А по данным ЮНЕСКО, таких детей в нашей стране от 2,5 до 3,5 млн. При этом мест в коррекционных учреждениях всего лишь порядка 500 тысяч. Впрочем, скоро подобных специальных (коррекционных) общеобразовательных школ в России вообще не останется. По закону «Об образовании», к 2016 году исчезнет даже такое понятие.

Взамен с 1 сентября 2016 года в России будет введен новый образовательный стандарт инклюзивного образования, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будут учиться вместе с обычными школьниками. Мнения о том, хорошо это или плохо, расходятся. Между тем расследование, проведенное корреспондентом «Совершенно секретно», показало, что на данный момент к такой реформе ничего не готово, хотя закрытие коррекционных школ уже идет полным ходом!

Многие эксперты сходятся во мнении, что переход на инклюзивное образование связан не столько с заботой о детях с ОВЗ и их образовании, сколько с распределением бюджетных средств. Попытки внедрения зачастую оборачиваются механическим закрытием коррекционных школ – слишком дорого обходится государству их содержание. На одного ребенка тратится в 20 раз больше денег, чем в обычной школе. Кроме того, по закону там обязателен медицинский блок.

Для того чтобы новая система работала надежно и эффективно, недостаточно просто принять решение, нужны специально обученные педагогические кадры, большой актив психологов, дефектологов и других специалистов, нужна практика такой работы. Но всего этого нет. Система же начала процесс перехода с закрытия коррекционных школ. Декабрьская коллегия Министерства образования и науки РФ по проблемам, связанным с образованием людей с ограниченными возможностями здоровья, констатировала, что за 10 лет уже закрыто около 280 специальных коррекционных образовательных учреждений.

На что потратят три с лишним миллиарда рублей?

Новый закон об образовании отменил все особые статусы школ (кроме школ для детей с девиантным поведением). Теперь закон гарантирует поддержку не школам, а детям. «Подушевое финансирование» школ (учебных комплексов) рассчитывается из количества обучающихся. И если раньше коэффициенты, повышающие финансирование, были у коррекционных школ, то теперь они остались только у учащихся. Если в школе есть ребенок-инвалид, то его финансирование умножается на 2 или 3 (в зависимости от диагноза). На первый взгляд, казалось бы, для инвалидов мало что изменилось, но это не так.

Выделяемого на нескольких детей дополнительного финансирования в обычной школе просто не хватит, чтобы обеспечить этим школьникам хотя бы минимально приемлемые условия. Если у ребенка проблемы со зрением, то нужно приобрести наглядный рельефный материал, пригодный для бисенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания), укомплектовать аудиобиблиотеку (записи художественных произведений или учебников на электронных носителях), закупить специальные оптические, технические средства («электронная лупа», преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки, контактные линзы, диктофоны, «говорящие» калькуляторы) и т.д. А много ли вы видели обычных школ, оборудованных для перемещения детей-колясочников?

В специализированных школах расходы на дорогостоящее оборудование складываются из дополнительных коэффициентов всех детей, и даже при этом подобные учреждения не все себе могли позволить. Между тем по закону «Об образовании» к 2016 году понятие «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» исчезнет. Статья 108, пункт 5: «Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего: 1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации…»

Как будут выходить из создавшейся ситуации директора обычных школ? На совершенствование и оснащение общеобразовательных школ потребуются большие дополнительные бюджетные средства. Премьер-министр Дмитрий Медведев в апреле этого года заявил, что правительство направляет на формирование образовательной системы 3,762 млрд рублей, что позволит создать в субъектах Федерации сеть базовых общеобразовательных организаций с условиями для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Но как и на что будут расходоваться эти деньги? Пока что приемлемые условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (специально обученный педагогический персонал, архитектурная доступность, спецтранспорт, адаптированные образовательные программы, специальное оборудование для обучения) есть только в 3345 учебных заведениях страны, то есть лишь в каждом 13 м из общеобразовательных.

Пострадают все дети

Пострадать от идущей реформы могут не только дети с ОВЗ, но и все остальные. Нагрузка на педагогов точно увеличится. Во-первых, детей привлекает все необычное, а ребенок-инвалид необычен, по крайней мере первое время общения с ним. Во-вторых, части особых детей необходимо большее время на освоение материала, они могут нарушать учебный процесс своим неконтролируемым поведением, кто-то из них быстро устает и теряет внимание к теме или начинает требовать внимания к себе.

Насколько быстро смогут адаптироваться к новым условиям учащиеся и педагоги? Да и насколько готовы обычные дети, их родители, восприятие которых изменить непросто, принять детей с особенностями? Некоторые учителя просто боятся таких детей. Нужно менять психологию детей и взрослых. Это огромная работа – кто будет ее проводить?

Инклюзия – это интеграция в общество людей с трудностями в развитии. Философия инклюзивного мышления заключается в том, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, на неограниченные возможности развития личности, в конечном итоге на счастливую жизнь. Инклюзия подразумевает равенство возможностей. Инклюзивное образование рассматривается как процесс обучения и воспитания, при котором все обучающиеся, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности. Любого ученика ценят и принимают таким, какой он есть.

По-хорошему эта система должна работать начиная с рождения ребенка. Уже с первого года жизни малыша с ОВЗ его родители должны четко знать, куда идти за помощью – медицинской, психологической, патронажной. При специализированных коррекционных детских садах должны проводиться уроки самообслуживания, где детей научат самостоятельно есть, обслуживать себя, подготовят к обучению в школе и вхождению в школьный коллектив.

Таким образом, в обычную школу с системой инклюзивного образования такие дети поступают уже подготовленными. Но удастся ли ребенку справиться с трудностями, если он окажется в иной ситуации внезапно?

Сейчас родителям ребенка с ОВЗ при наступлении школьного возраста предлагают три варианта его дальнейшего обучения – отдать его в специализированный интернат, который находится на попечении Минздрава РФ и в котором по большому счету в образовании ребенка не заинтересованы; оставить ребенка на домашнем обучении или отдать в районную школу, в которой будет развиваться это самое инклюзивное образование, что уже контролирует Министерство образования и науки РФ. Коррекционные школы уже не предлагают. А зачем, если в районную общеобразовательную школу обязаны взять ребенка с любыми особенностями?

Мы существенно отстаем от развитых стран

При инклюзивном образовании в классе из 25 детей без ОВЗ могут еще учиться ребенок с нарушением речи, ребенок с органическими поражениями (ДЦП, колясочник) и ребенок с задержкой умственного развития, например, а может быть слепой. И по сегодняшним нормам закона их в этот класс обязаны записать, исходя из места жительства.

«Несколько раз остро обсуждался вопрос, связанный с реализацией права родителей выбирать для своих детей школы и детские сады – соответственно инклюзивные или коррекционные. Мы по-прежнему сталкиваемся с ситуациями, когда в обычные школы не принимают детей с ограниченными возможностями здоровья, родители которых хотели бы их в таких школах учить. Сейчас к ним прибавились письма от тех, кто хочет учить своих детей в коррекционных учебных заведениях, а они расформировываются, – рассказывает Олег Смолин, депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по образованию. – Одно из моих предложений – закрепить в федеральном законодательстве понятие «ранняя коррекционная помощь». Во всем мире это одно из главных условий инклюзии. Чем раньше ребенок такую помощь получает, тем больше у него шансов избежать инвалидности и учиться в обычной школе. Именно здесь мы существенно отстаем от развитых стран».

В Европе в любую школу может прийти учиться любой ребенок. Видимо, после рассмотрения западного опыта, которому уже десятилетия и в котором многие первоначальные ошибки уже искоренены, наши чиновники решили, что любой особенный ребенок легко впишется в обычные классы. И что совместное обучение – это просто допуск детей-инвалидов в обычные классы. Но это не так. Для каждого ребенка с ОВЗ, принимаемого в школу, необходимо разрабатывать индивидуальную программу обучения с учетом его возможностей, слабых и сильных сторон.

К ребенку с ОВЗ приставляется тьютор, сопровождающий его во всем процессе обучения, знакомый именно с его особенностями развития, контактирующий с его родителями, помогающий в процессе общения со сверстниками, учителями. В переводе с английского тьютор – педагог-наставник. Он знакомится с историей подопечного, разрабатывает индивидуальную программу занятий, возможные методики обучения, ежедневно заполняет «лист обратной связи», адресованный родителям, где пишет о достижениях ребенка, проблемах, его поведении.

Родители, в свою очередь, заполняют этот лист на предмет поведения ребенка дома. При возникновении неадекватных физических реакций на уроке именно тьютор имеет право вывести ребенка в комнату отдыха (сенсорную зону), и он же отвечает за то, чтобы таких срывов было меньше.

В России эта специальность введена в нормативные акты Министерства образования и науки РФ в 2010 году, один тьютор должен и может курировать до шести детей. Но до сих пор не все понимают предназначение тьюторов. При этом отдельные деньги на их зарплаты не выделены и нормы их работы не расписаны. Директора школ же могут вообще не понимать, зачем им вводить новые должности в школьное расписание.

Родители особых детей против

Родители, понимая, что совместное образование благо, тем не менее боятся за своих детей в коллективе людей, не понимающих чужой боли. Должно пройти время, чтобы одноклассники не просто жалели детей-инвалидов (такое есть и сейчас), а воспринимали их как равных, только с тем условием, что в каких-то вещах им нужна реальная помощь – прочесть вслух слабовидящему, помочь в передвижении по ступенькам колясочнику. И в этом помочь учителям и обычным школьникам тоже должны грамотные психологи.

Мы беседуем с мамой ребенка-инвалида, сейчас она уже спокойно рассказывает о прошедшем: «Мой слабовидящий сын учился в обычном классе обычной школы. Когда мы туда поступали, то директор заверил меня, что у сына будут дополнительные занятия, что его не будут нагружать домашними заданиями и требовать результатов по физкультуре (нагрузки силовые нам запрещены). Но… в итоге оказалось, что, кроме того, что его посадили за первую парту, ничего сделано не было. Сыну ставили плохие оценки, не думая, что он просто мог не разглядеть какие-то задания на доске или не мог быстро прочесть учебник. А двойки он воспринимал как доказательство своей тупости.

Одноклассники издевались над ним из-за его внешнего вида (он носил очки с толстыми стеклами). Выживали мы там как могли, я старалась убедить сына, что он не дурак, но он все равно чувствовал там себя изгоем. И еще я очень за него боялась – знаете как, специально толкнут слепого, а он потеряет ориентацию, упадет куда-то… Промучившись несколько лет, я забрала его в специализированную школу, где он постепенно стал уверенным в себе, начал получать хорошие оценки, с медалью окончил школу, сейчас учится в вузе…»

Спасти систему коррекционного образования в России

Можно ли спасти систему коррекционного образования в нашей стране? При нынешней ситуации практически все оказывается в руках… директоров школ. При слиянии нескольких разных учебных заведений под единый номер и единое руководство можно попытаться фактически сохранить коррекционную школу. Если директор решает, что, невзирая на затратность и нерентабельность такого заведения, оно ему нужно, то все получается отлично. Дети остаются в своих классах, их не смешивают, но предоставляют им расширенные возможности для общения и интегрирования в обычный социум. Как конкретный положительный пример можно привести ГБОУ СКОШИ № 101, которая присоединилась к гимназии № 2077 и сохранила специальное (коррекционное) обучение для глухих детей. Это заслуга директора Ирины Валентиновны Сивцовой.

В противном случае коррекционные школы ждет закрытие по чисто экономическим причинам. Площади таких заведений большие (обычно два-три корпуса различного назначения, около 5 тысяч квадратных метров), стоимость коммунальных услуг выросла, повышающие коэффициенты сняты. В год на одного учащегося выделяется 8 тысяч рублей – этого мало, чтобы покрыть все расходы, включая достойную зарплату учителей и других специалистов. К примеру, в ГБОУ СКОШ – интернат II вида № 30 им. К. А. Микаэльяна раньше финансирование от государства составляло 402 тысячи рублей в год, сейчас – 225 тысяч. Для того чтобы содержать школу, необходимо еще 1,5 млн рублей. Где взять эти деньги?

И часто после слияния многие коррекционные учреждения теряют свою основную направленность. Корректирующий детский сад № 1883 после вхождения в образовательный комплекс ГБОУ СОШ № 398 стал обычным. Коррекционная школа-интернат для глухих после слияния с гимназией № 1529 им. А. С. Грибоедова потеряла статус школы-интерната, с глухими работают только до обеда. У коррекционной школы – детского сада № 1635 объединили классы с общеобразовательной школой № 1485, сократили количество часов дефектологической работы. Вечерней (единственной на всю Москву) школы № 197 для глухих теперь нет, потому что нет сурдопедагогов, их сократили.

Сейчас в школах идет повсеместное сокращение кадров, урезается финансирование. В таких условиях может ли идти речь о дополнительном внимании к особым детям?

Мнение

Елена Бабич, экс депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«Когда я была депутатом, этот закон внедряли. Я была категорически против. Есть понятие «усреднение группы». Нормальные дети будут опускаться до детей с отклонениями в развитии. Возможно совместное обучение только с детьми, у которых все в порядке с умственным развитием, но есть проблемы с физическим здоровьем. В Советском Союзе именно так и было, а для детей с отклонениями были спецшколы.

Я хорошо помню свое детство. До 4-го класса мы учились в соседних зданиях с больными детьми. Мы их жутко боялись. Они были маловменяемыми. Причем мы знали, что лучше держаться подальше, так как, если что-то нехорошее со стороны этих детей по отношению к нам случится, им ничего не будет, ведь они больные и не отвечают за свои поступки».

Роман Дощинский, член Общественной палаты РФ:

«К нам приходят многочисленные обращения от директоров специализированных коррекционных школ и детских садов. Под маркой мероприятий, якобы способствующих дальнейшей интеграции инвалидов в жизнь общества, фактически происходит ликвидация системы специализированного коррекционного образования. Это может быть связано с тем, что в РФ действует единый стандарт оценки эффективности работы образовательных учреждений и специализированные коррекционные учреждения не могут пройти государственную аккредитацию по этому стандарту. Дело в том, что одним из ключевых параметров аккредитации образовательного учреждения является «уровень образовательных достижений».

Однако дети с ограниченными возможностями здоровья (ментальными нарушениями, различными формами аутизма, незрячие и слабовидящие и т.д.) не могут демонстрировать такие же результаты, как здоровые дети. В итоге в погоне за формальными показателями многие коррекционные учреждения вынуждены менять направление своей образовательной деятельности и нацеливаться на более «сильную» и «доступную аудиторию». Таким образом, фактически отказ в образовании получают самые уязвимые категории детей-инвалидов.

Следует сохранить в системе образования существующую на протяжении десятилетий сеть коррекционных образовательных организаций, а также максимально улучшить их материально-техническую базу. При этом, конечно, поэтапно развивать формы инклюзивного образования. Оно в принципе не отрицает поддержку системы специализированных школ, а дополняет и углубляет ее.

Можно согласиться с тем, что форма инклюзивного образования действительно подходит для детей с «нетяжелыми» нарушениями (сахарный диабет и пр.), для детей без ментальных нарушений, которые не представляют опасности для окружающих. Но ведь об этом не говорится ни в одном официальном документе. В школах, где подчас отсутствуют медицинские работники, где прошли массовые увольнения психологов, логопедов, социальных работников, пребывание детей с «тяжелыми» нарушения недопустимо!»

Анна Астахова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» 2012 г.

Жаворонков Р. Н.

Россия, г. Москва, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Во многом это связано с беспрецедентным участием широких кругов профессионального сообщества и общественности в разработке данного закона.

Разработка проекта закона была начата Минобрнауки РФ в 2009 г. Первоначальный текст проекта в 2010 г. в течение полугода обсуждался на сайте Минобрнауки РФ, в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной Думе, Союзе ректоров России. Переработанный в итоге текст законопроекта был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru для широкого общественного обсуждения. За 15 месяцев - с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. - на сайт поступило почти 11 000 замечаний и предложений. По результатам их рассмотрения, Президенту РФ был представлен доклад с рекомендациями по доработке законопроекта. Текст новой версии закона был рассмотрен в 2011 г. на традиционных августовских педагогических совещаниях работников образования.

После того как законопроект был внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, общественная дискуссия продолжилась, но если раньше обсуждались концепция и структура нового закона, то теперь предложения касались в основном внесения поправок в существующий текст. 17 октября 2012 г. проект федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении. После этого в рамках работы ответственного комитета Государственной Думы были сформированы три рабочие группы по его доработке. Количество рассмотренных группами замечаний и предложений исчислялось тысячами. Были проведены парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона.

В течение декабря 2012 г. проект закона был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ.

Участие профессионального сообщества, представителей инвалидов и родителей детей с ОВЗ в разработке закона об образовании обеспечило его соответствие требованиям международных актов. Закон впервые закладывает полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Исходя из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования*.

Основываясь на указанных положениях, в пп. 1 п. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования.

В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно п. 3 той же статьи под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Также согласно п. 11 ст. 79 при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации, содержащийся в ст. 67.

Согласно данной статье правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано в следующих случаях:

По причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;

При организации индивидуального отбора в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации;

При организации конкурса или индивидуального отбора для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

При поступлении в загранучреждения МИД РФ для получения общего образования.

Таким образом, установленный порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования.

Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Этому праву корреспондируется обязанность педагогических работников (пп. 6 п. 1 ст. 48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Закон устанавливает, что включает в себя психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. Указанная помощь оказывается детям по заявлению или с письменного согласия их родителей.

Согласно п. 8 ст. 79 Закона об образовании профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В соответствии с п. 10 той же статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для развития инклюзивности профессионального образования и повышения его доступности важное значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и спецалитета.

По общим правилам согласно ст. 70 прием на обучение по этим программам проводится на основании результатов единого государственного экзамена. При этом вуз устанавливает минимальное количество баллов, необходимое для приема.

В соответствии со ст. 55 прием в вуз на обучение за государственный счет осуществляется на конкурсной основе. Следовательно, принимаются те, кто предъявил наивысшие результаты ЕГЭ.

Согласно ст. 71 для приема детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, вуз устанавливает квоту. Эта квота не может быть менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за государственный счет. Указанные категории лиц принимаются при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Также дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды войны имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет федерального бюджета. Они также имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Законом предусмотрены меры социальной поддержки студентов-инвалидов. В соответствии ст. 36 студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, а также инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, устанавливается государственная социальная стипендия. Согласно ст. 39 тем же категориям студентов жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.

Можно с уверенностью констатировать, что закон регулирует все ключевые, базовые вопросы организации инклюзивного образования. В настоящее время главной задачей является адекватное развитие положений закона в подзаконных актах с целью создания правовой базы для реализации отечественных научных разработок, касающихся инклюзивного образования граждан с ОВЗ.

* Здесь и далее автор ссылается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

Новый стандарт инклюзивного образования будет введен в школах с 1 сентября 2016 года. Однако пока остается много вопросов: что нужно успеть сделать, подготовить, изменить за оставшееся время? Что это даст детям, которые будут учиться по новым программам и в новых условиях?

Эти и другие вопросы обсудили эксперты, собравшиеся в информационном агентстве «Россия сегодня» на мультимедийное ток-шоу «Стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: что изменится в российских школах с 1 сентября 2016 года».

С принятием нового образовательного стандарта связана долгая история. В 2008 году Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов, где, в том числе говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования. С этого момента в России начался полномасштабный эксперимент, в регионах стали создавать различные модели инклюзивного образования. Тот опыт, который был наработан, и положили в основу формирования стандартов.

19 декабря 2014 года вышли приказы Министерства образования об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральные стандарты включают в себя требования к структуре, условиям, результатам адаптированных основных общеобразовательных программ. Нормы государственных стандартов распространяются на слабослышащих, глухих и позднооглохших, слабовидящих и слепых, детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, с задержками в психическом развитии и расстройствами аутистического спектра, а также иными тяжелыми дефектами.
Начальник отдела департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Лариса Фальковская сказала:

- Чтобы чиновники могли обеспечить все необходимые условия к 1 сентября 2016 года, необходимо задолго до этой даты точно знать, сколько детей с какими нарушениями здоровья и в каких условиях нуждаются, и в какую школу они пойдут. Родители могут выбирать образовательное учреждение. За ними остается выбор, отдать ребенка в коррекционную или обычную школу. Но решать это нужно заранее, а не 1 сентября!

Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов рассказал, что стандарты рождались в пылу серьезных дискуссий. Разработчикам стандартов поступали тысячи предложений, и не было уверенности, что представителям разных школ, родительских ассоциаций и прочих заинтересованных групп удастся договориться - слишком разные особенности и потребности у детей! Но все же удалось услышать друг друга и сойтись на главном.

Каганов отметил:

- Боюсь, что не могу гарантировать стопроцентной готовности всех школ работать по новым стандартам с 1 сентября 2016 года. Наша задача без паники, разумно, напрягая все возможные ресурсы, поэтапно двигаться к тому, чтобы становилось все больше и больше школ, где смогут учиться особые дети. Где-то это будет быстрее, где-то медленнее - зависит от уровня оснащения школ и подготовки преподавателей. Но в любом случае бесконечно размазывать по времени этот процесс никто не собирается.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Ирина Терехина уточнила, что задача создать условия для инклюзивного образования к 1 сентября 2016 года стоит перед каждым образовательным учреждением. Для ее решения необходима соответствующая материально-техническая база и подготовка кадров. Заниматься этими вопросами регионы должны уже сейчас.

Что касается кадров, то сейчас уже разработана программа повышения квалификации.

- В этот проект , - рассказала проректор Московского городского психолого-педагогического университета Светлана Алехина, - попала тысяча человек. Половина из них будет проходить обучение дистанционно, половина очно.

Изменения в программы образования педагогов, психологов, логопедов и дефектологов будут вноситься и далее. Но кроме педагогов необходимо подготовить и сопровождающих для детей с ограниченными особенностями здоровья - тьюторов. С такой работой простому волонтеру не справиться, нужны специальные знания.

Очевидно, что работы в ближайшие полтора года предстоит много. И будем надеяться, что все участники внедрения стандартов инклюзивного образования достойно справятся с возложенным на них делом - ведь от этого зависит, получат ли дети действительно равные образовательные возможности.

Лидия Громека

С 1 сентября 2016 года вступит в силу новый стандарт, в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Делать оценки пока раны, но эксперты отмечают, что у детей, вовлеченных в новую образовательную модель, отмечается положительная динамика обучения. Уже сегодня во всех регионах страны активно ведется работа по созданию в школах и детских садах, учреждениях дополнительного образования безбарьерной среды, совершенствуются материально-техническая и кадровая базы.

Работа по созданию условий для инклюзии в общеобразовательных школах России проходит при активной поддержке государственных институтов разного уровня. На реализацию этой задачи в 2011-2015 годах был направлен и завершающийся первый этап госпрограммы "Доступная среда". Программой предусмотрено увеличение до 45% к 2016 году доступных для маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

В рамках создания современной информационно-образовательной среды на базе пилотных площадок отработаны подходы к оснащению кабинетов мультимедийным, компьютерным и учебно-лабораторным оборудованием, использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов.

Сегодня

На сегодняшний день в российских образовательных учреждениях обучается 482 тысячи детей с особыми образовательными потребностями. Из них 270 тысяч обучаются инклюзивно в общеобразовательных школах, остальные – в специальных образовательных коррекционных заведениях. По данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки, только за последние три года, количество детей перешедших в инклюзию увеличилось более чем на 21 тысячу человек.

Существуют разные модели деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В детских садах нового образца помимо воспитателей, работают квалифицированные педагоги, психологи, дефектологи, логопеды. При необходимости в некоторых регионах ребенку предоставляется тьютер. Такой подход помогает социализации не только детей, но и семьи в целом. Родителям не нужно отказываться от трудоустройства или выбирать менее оплачиваемую работу ради возможности дополнительно посещать с ребенком специализированные центры. Весь необходимый для индивидуального развития малыша объем помощи он получает в своем образовательном учреждении по программам, рекомендованным ему специалистами психолого-медико-педагогической консультации.

Победители

В Московском городском психолого-педагогическом университете в рамках международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы" состоялось подведение итогов второго всероссийского конкурса "Инклюзивная школа России" и награждение победителей состоялось. В номинации "Лучший детский сад, реализующий инклюзивную практику" победителями стали: ГБДОУ №83 (Санкт-Петербург) и Отделение "Наш дом" ГБОУ Школы №1206 (Москва).

"Лучшим ресурсным центром по инклюзивному образованию" признали Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Областной центр диагностики и консультирования" (Новосибирская область).

Победителем в номинации "Лучший педагог инклюзивного образования" стала учитель русского языка и литературы МБОУ №3 (Свердловская область).

В номинации "Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования" победу одержала МБОУ Верх-Тулинская общеобразовательная школа №14 (Новосибирская область). "Лучшей школой, реализующей инклюзивную практику", признана МБОУ "СОШ № 84" (Томская область).

Статья подготовлена по материалам РИА / Фото: РИА