Третий шиитский имам Хусейн: биография. Имам хусейн и кербела в библии Шииты хусейн

Его светлость имам Хасан покинул этот бренный мир, достойно выполнив свою тяжёлую миссию руководства людьми. По наставлению Посланника Аллаха и имама Али, а также завещанию Хасана ибн Али, имамат (духовно-политическое руководство страной) был возложен на его светлость имама Хусейна .

Имам Хусейн видел, как Муавия незаконно захватил бразды правления. Используя могущество Ислама в своих интересах, он всячески пытался уничтожить божественные указы и основы исламского государства. Это разрушающее тагутское правление сильно огорчало и приносило страдание и боль имаму.

Имам Хусейн, подобно своему брату имаму Хасану не имел возможности собрать достаточное число преданных сторонников и армию воинов, чтобы свергнуть незаконное правление.

Его светлость имам Хусейн знал, что стоит ему только открыто выступить и заявить о своих правах и целях, его тут же предадут смерти. Он прекрасно понимал, что от этого не будет пользы Исламу , поэтому, вынужден был набраться терпения и ждать.

До тех пор, пока Муавия был жив, имам Хусейн, подобно своему брату предпочитал избегать открытого столкновения с неправедной властью. Иногда в знак неодобрения имам критиковал правление Муавии.

В период, когда Муавия брал у людей присягу на верность своему сыну Язиду, его светлость имам Хусейн открыто выступил против его незаконных действий, наотрез отказавшись присягать Язиду, как халифу. Имам Хусейн заявлял Муавие об этом и даже в письменной форме критиковал его противозаконные действия . В свою очередь, Муавия не пытался насильно брать присягу с имама, так продолжалось до тех пор, пока Муавия был жив.

Восстание имама Хусейна

После смерти Муавии, на престол взошёл Язид, который называл себя «Повелителем правоверных». Для того, чтобы оправдать своё незаконное правление, он принимает решение написать послание известным и уважаемым людям, в котором призывал их признать его правление, тем самым, получить какую-то условную легитимность своей власти. Язид написал письмо управляющему Медины, в котором требовал от последнего взять присягу на верность ему у имама Хусейна, а в случае отказа убить его светлость. Наместник Медины сообщил имаму о приказе Язида, на что его светлость сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. Нужно прощаться с Исламом, если исламской уммой будут управлять такие люди, как Язид» .

Его светлость имам Хусейн (да будет мир с ним!) прекрасно знал, что после отказа признать правление Язида, его дальнейшее пребывание в Медине станет очень опасным для жизни. Поэтому он, по воле Всевышнего, тайно ночью покидает Медину и направляется в Мекку. Весть о прибытии имама и его отказ присягнуть Язиду быстро распространилась в Мекке. Кроме того, эта новость быстро дошла и до Куфы . Куфийцы стали призывать имама приехать к ним в город и возглавить исламское государство. Тогда имам послал к ним своего уполномоченного Муслима ибн Акила (двоюродный брат имама), чтобы тот, побывав среди людей, осведомил имама о ситуации в городе. Когда Муслим достиг Куфы, он столкнулся с горячим приёмом его жителей, и многие тысячи людей стали присягать на верность Муслиму, как заместителю имама Хусейна. Тогда, Муслим написал письмо имаму, что люди готовы к его прибытию. Имам Хусейн хорошо знал куфийцев и помнил их неверность, религиозную слабость и трусость в период правления имама Али и имама Хасана. Нельзя было доверять искренности этого народа, но всё же, чтобы выполнить приказ Всевышнего, имам принимает решение направиться в Куфу.



Восьмой день месяца зульхиджи - день, когда все паломники направлялись в сторону Мины для совершения одного из обрядов хаджа . И каждый, кто отстал от процессии, старался присоединиться к остальным. Но его светлость имам Хусейн, находившийся в Мекке со своей семьёй и сподвижниками, покидает её именно в такое время и направляется в Ирак. Этим самым, имам, выполняя свой долг, хотел показать мусульманам, что сын Посланника Аллаха не признал официальную власть Язида, и не присягнул ему на верность, как это сделали многие, а восстал против тиранического режима.

В это время Язид узнал о пребывании представителя имама Хусейна Муслима ибн Акила в Куфе и о том, что многие присягнули Муслиму на верность как посыльному имама Хусейна.

Язид посылает в Куфу Убайдуллу ибн Зияда, который отличался своей низостью и был предан во всём династии Омейядов. Ибн Зияд, используя слабость в вере и трусость куфийцев, запугивая их, сумел добиться, чтобы люди оставили Муслима ибн Акила одного. Не подчинившись угрозам Ибн Зияда, Муслим вступает в неравную битву с солдатами и погибает, проявив мужество и отвагу. Мир, милость и приветствие Аллаха этому истинному и верному сподвижнику имама!



Ибн Зияд смог настроить неверных куфийцев против имама Хусейна. Дело дошло до того, что некоторые из тех, кто некогда писал имаму письма с просьбой приехать в Куфу, теперь, надев доспехи, ожидали прихода имама, дабы предать его смерти. Его светлость имам Хусейн с первой же ночи, как покинул Медину и на протяжении всего времени, что был в Мекке, а также по пути из Мекки в Кербелу, где пал мучеником, указывал, как косвенно, так и открыто, что его цель – показать людям подлинную сущность антиисламского деспотического режима Язида. Его цель - побуждение к добру и предостережение от недобрых дел. Его подвиг - противостояние угнетению. Имам подчеркивал, что кроме возрождения подлинной сущности Корана и религии Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!), он не имеет никакой другой цели в своём восстании. Восстание было его религиозным долгом, даже если оно закончится смертью имама и его сподвижников, а также пленением его семейства.

Дорогой Посланник Аллаха, а также имам Али и имам Хасан неоднократно говорили, что в будущем имам Хусейн будет предан мученической смерти. Даже в день рождения имама Посланник Аллаха сказал, что Хусейн будет предан мученической смерти в Кербеле .

Его светлость имам Хусейн, также предвидел, что в этой поездке его ждёт мученическая гибель. Но он не был из тех, кто перед божественными указами будет думать о своей жизни или о своей семье. Имам был человеком, считавшим беды на пути Аллаха милостью, а мученическую смерть - счастьем (да будет вечный мир его светлости имаму Хусейну!).

Мученическая смерть имама Хусейна стала известна во всём исламском мире, и даже простые люди знали о подробностях того трагического сражения и последующих событиях, ибо многие слышали об этом ещё от Посланника Аллаха, Повелителя правоверных и имама Хасана (да будет мир с ними!).

Имам Хусейн говорил: «Всякий, кто готов отдать свою жизнь на нашем пути и встретиться с Господом, пусть отправляется в дорогу вместе со мной» . Многие из знакомых его светлости пытались препятствовать его продвижению в Куфу. Эти люди забыли, что имам Хусейн - сын Али ибн Аби Талиба и заместитель дорогого Пророка Ислама, и о том, что о своих религиозных обязанностях он осведомлён лучше, чем кто-либо другой. Всевышний Аллах возложил на него обязательство, и он не отстранится от него! Имам Хусейн продолжал свой путь вопреки осуждениям окружающих. Он пал мученической смертью вместе со своими верными сподвижниками и детьми. Каждый из его сподвижников был подобен яркой звезде. Они все погибли, но своей кровью превратили горячую землю Кербелы в красную пустыню тюльпанов, чтобы мы поняли - Язид (а также погрязшая в грехах династия Омейядов) не является заместителем Посланника Аллаха. Династия Омейядов и Ислам - несовместимы.

Поистине, если бы не мученическая смерть его светлости имама Хусейна, люди считали бы угнетателя и тирана Язида истинным заместителем Посланника Аллаха и халифом мусульман. Когда до людей доходила весть о разврате и аморальных качествах Язида, как бы они относились к Исламу? Потому что такой Ислам, представитель которого Язид, в глазах многих был бы также отвратителен, как и Язид.

Пречистое семейство дорогого имама Хусейна было захвачено армией Язида в плен. Оно донесло до людей последнее послание мучеников Кербелы.

Мы слышали и знаем, что крик угнетённого семейства Пророка, раздавшийся в различных городах, базарах, площадях, мечетях и пропитанном грехами дворце Ибн Зияда и презренного Язида, обнажил и показал простым и обманутым людям подлинное лицо угнетателей.

Этим самым, они доказали, что Язид, проводящий всё своё время в играх с собаками и пьющий вина, не имеет право на халифат. Их слова завершили послание его светлости имама Хусейна и подняли бурю в сердцах людей. Имя же Язида навсегда стало олицетворением самого низкого и отвратительного. Благодаря восстанию имама, все планы и дьявольские желания угнетателей были обращены в прах.

Посредством глубокого исследования восстания имама Хусейна, мы сможем ознакомиться с плодотворным и всесторонним влиянием этого движения.

Со дня гибели имама Хусейна и до сего времени его последователи, а также все те, кто ценят и уважают подлинное человеческое величие, облачаются в чёрные одежды и, оплакивая, проводят день мученической смерти имама в трауре и печали, выражая тем самым свою величайшую скорбь. Наши непорочные имамы всегда призывали сохранять память о событиях Кербелы. Наши имамы не только совершали зиярат к месту гибели имама Хусейна и его верных сподвижников и проводили траурные церемонии по этому поводу, но также указывали на большую важность проведения подобных церемоний.

Так Абу Аммар говорит: «Как-то я посетил имама Садыка. Он попросил: «Прочти нам стихи об имаме Хусейне». Когда я начал читать стихи, имам стал плакать. Я читал, имам же плакал, да так, что его голос был слышен вне дома. Когда же я закончил читать стихи, имам сказал мне о важности и большом воздаянии тому, кто читает траурные панегирики, и тем самым побуждает людей плакать по погибшему имаму Хусейну .

Также имам сказал: «Не подобает проливать слёзы и проявлять нетерпение по какому-либо горю, разве что по трагедии, которая случилась с имамом Хусейном ибн Али, вознаграждение, за которое будет бесценным» .

Его светлость имам Бакир аль Улум сказал Мухаммаду ибн Муслиму, одному из своих сподвижников: «Скажи нашим последователям, чтобы они посещали могилу имама Хусейна, ибо для каждого человека с верой в наше руководство (имамат) - это дело является важным» .

Его светлость имам Садык сказал: «Поистине, посещение могилы его светлости имама Хусейна превыше всякого деяния» .

В действительности, посещение могилы имама Хусейна является великой школой, которая обучает человечество урокам веры и праведности. Эта школа направляет человеческий дух на невиданные высоты чистоты и преданности божественному пути. Оплакивание имама Хусейна, а также посещение могилы его светлости имеет огромное значение в духовном воспитании. Но необходимо знать, что будет неправильным уделять всё своё внимание только этим обрядам, ибо эта церемония и религиозная философия воспитывает в человеке, прежде всего, защиту религиозных законов, преданность и жертвенность во имя религии. Мы должны обучаться человечности в школе имама Хусейна. Наши сердца должны быть свободны от всего, что вне Бога, если бы мы уделяли своё внимание только внешней форме и обрядам, то благородные цели восстания имама Хусейна были бы забыты.

Третьего числа месяца Шаабан в четвёртом году Хиджры на свет появился Хусейн – сын Али ибн Абуталиба и Фатимы (да будет доволен ими Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), узнав о рождении внука, поспешил в дом дочери и попросил Асму принести младенца. Асма, запеленав ребёнка в белую материю, принесла его Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с любовь взял малыша на руки и прочитал в его правое ухо азан, а в левое – икаму.

После рождения благословенного младенца ангел Джабраил (мир ему) снизошёл к Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Мир Тебе, о Расулюллах! Назовите этого ребёнка по имени младшего сына Харуна (мир ему) – Шубейр, что по-арабски будет Хусейн. Али по отношению к тебе подобен Харуну по отношению к Мусе ибн Имрану (мир им) – с той лишь разницей, что после тебя не будет больше пророков». И это священное имя этому благословенному младенцу было даровано Всевышним Аллахом. На седьмой день после рождения Хусейна (да будет доволен им Аллах) Фатима (да будет доволен ею Аллах) принесла в жертву овцу, подстригла волосы младенцу и на вес волос раздала милостыню серебром.

С самого рождения младенца вплоть до кончины Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Хусейн воспитывался дедом. Все люди были свидетелями безграничной любви Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к любимому внуку.

Как-то раз Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) зашёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и застал высокочтимых Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах) у него на спине. Увидев их на таком святом месте, он тут же воскликнул: «Как прекрасен тот, кого вы оседлали!» И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «И какие они прекрасные всадники!» Наверное, мало кто в то время понимал, что же на самом деле имеет в виду Пророк (мир ему и благословение Аллаха), потому что они были просто детьми. А Расуллюллах их уважал и любил, как никто иной, поскольку предвидел их дальнейшую судьбу.

Но всё же особую любовь и уважение Пророк (мир ему и благословение Аллаха) испытывал к Хусейну (да будет доволен им Аллах). Он неустанно играл с ним, исполняя все его желания. О безграничной любви к внуку повествуют и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Так, от Язида ибн Аби Зияда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел из дома Айши (да будет доволен ею Аллах) и, услышав плач Хусейна, обратился к дому Фатимы (да будет доволен ею Аллах), сказав: «Разве вы не знаете, что его слёзы причиняют мне боль?»

Со слов Фатимы (да будет доволен ею Аллах) передаётся такой хадис: «Вместе с Хасаном и Хусейном я отправилась к отцу, Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы ухаживать за ним, в то время, когда он заболел и находился при смерти. Я сказала ему: “О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), я привела двух сыновей. Ты не хочешь оставить им что-нибудь из своего наследства?” На что он ответил: “Отчего же, Хасан унаследует от меня доблестную внешность и великодушие, а Хусейн – смелость и отвагу”».

Действительно, Хусейн (да будет доволен им Аллах) был очень смелым и мужественным человеком. На свете было много людей, которые оставили в памяти народа много хорошего о себе: одни поражали своими подвигами и храбростью в боях, вторые – щедростью и добродушием, третьи – честностью и великодушием, но Хусейн (да будет доволен им Аллах) был неисчерпаемым источником, который вобрал в себя все лучшие качества.

Шесть лет своей жизни Хусейн (да будет доволен им Аллах) провёл рядом со своим любимым дедом. А после кончины Великого Пророка человечества (мир ему и благословение Аллаха) он тридцать лет провёл со своим отцом Абу Турабом (да будет доволен им Аллах). Во время правления отца он вместе со старшим братом Хасаном (да будет доволен им Аллах) при любой возможности выражал протест против захватчиков халифата и вставал на защиту своего отца и религии Всевышнего Аллаха… Но вскоре и Хайдар скончался, а вслед за ним и брат Хасан (да будет доволен ими Аллах) покинул этот мир. Но Хусейн (да будет доволен им Аллах) смирился с судьбой, поскольку знал, что на всё воля Всемогущего Аллаха.

Попытки свергнуть царя-угнетателя и назначить халифом Хусейна (да будет доволен им Аллах)

Муавийат, правивший в это время Шамом, был добр и милосерден к подданным, уважал ахль аль-байт Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Он сам не ел, если они были голодны, не пил, если они испытывали жажду, и ничего для них не жалел. Муавийат ничего не делал не посоветовавшись с Хусейном (да будет доволен им Аллах). Отправившись в священную Мекку для совершения хаджа, на обратном пути он заболел. Вернувшись домой сильно ослабленным от боли, он понял, что ему недолго осталось. Он подозвал своего сына Йазида и сделал завещание. Муавийат поручил Йазиду халифат, заключив договор, и жители Шама согласились с этим. Отец вверил Йазиду ахль аль-байт, особо наказал не обижать их и даже строго предупредил, назвав имя: «Смотри, не убивай Хусейна (да будет доволен им Аллах)». Также сказано, что Муавийат велел Йазиду передать халифат Хусейну (да будет доволен им Аллах), когда он станет взрослее, особо разъяснив, что быть халифами – исключительное право ахль аль-байт, а не их. Сделав доброе завещание сыну и покаявшись, с надеждой на милость Прощающего Аллаха Муавийат, да смилуется над ним Аллaх, отправился в Ахират.

Вскоре, похоронив отца, по завершении всех ритуалов соболезнования Йазид сел на его трон. Он обмывал начало своего царствования, устраивая для своего окружения радостные сборища. Йазид не выполнил завещания, сделанного отцом, не проявлял почтения к потомкам Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он перестал выплачивать им жалованье и ничего не сделал им, кроме плохого. Он отдалил от себя этих людей, которых отец привёл к себе в Шам, заботясь о них, как о своих близких. После смерти Муавийата для Хусейна (да будет доволен им Аллах) и его семьи не было ни одной ночи без тревоги.

Хусейн (да будет доволен им Аллах) отправился к сестре Сакине и поделился с ней своими переживаниями, сказав, что хочет вернуться на родину предков, в Мекку и Медину. Она согласилась с братом и сказала, что лучше спросить разрешение на это у Йазида. Зная о коварстве Йазида, которому нельзя было доверять, они побоялись уйти без его разрешения.

Хусейн (да будет доволен им Аллах) написал письмо Йазиду, в котором поведал о своём желании вернуться в Медину. Йазид грубо ответил ему, что он может идти куда хочет. Всей семьёй покинув Шам, родня Пророка (мир ему и благословение Аллаха) отправилась в путь. Преодолевая голод, жажду и тяготы на пути, потомки Хабиба (мир ему и благословение Аллаха) прибыли в Медину.

Йазид отстранил от должности правителя Медины Марвана ибн Хакама, который был назначен Муавийатом, и на его местоназначил Валида ибн Утбата. Ко времени возвращения Хусейна (да будет доволен им Аллах) тот уже был правителем Медины. Он получил письмо от Йазида, в котором тот велел привести жителей Медины к присяге. Валид отправил к Абдуллаху ибн Зубайру (да будет доволен ими Аллах) и Хусейну (да будет доволен им Аллах) человека с требованием присягнуть Йазиду. Хусейн (да будет доволен им Аллах) не согласился присягнуть Йазиду и твёрдо заявил отказ. Также он изрёк истину, сказав, что халифат не дозволен тем, кто не из ахль аль-байт Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Йазиду, которому, если следовать истине, пришлось бы оставить халифат, и его окружению отказ Хусейна (да будет доволен им Аллах) совсем не понравился. К тому же, словно шпион, вмешался и Марван, стремившийся навредить Хусейну (да будет доволен им Аллах) и его семье.

Теперь, когда их стали тревожить и в Медине, Хусейн (да будет доволен им Аллах) с Абдуллахом ибн Зубайром (да будет доволен ими Аллах) отправились в Мекку. Мекканцы очень обрадовались его прибытию и встретили их очень радушно.

Навести порядок в Куфе, Басре и на земле Ирака было поручено Ибн Зийаду… В Куфе стало известно о том, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) отказался присягнуть Йазиду и отправился в Мекку. Жители Куфы, которые любили Али (да будет доволен им Аллах), собрались, чтобы посоветоваться и подумать, как им быть. Собравшиеся пришли к единому мнению и решили, что не будут терпеть притеснения и гнёт Йазида. «Не подобает, чтобы правление халифатом было у Бану Умаййат», – сказали они и решили передать правление Хусейну (да будет доволен им Аллах).

Сулайман аль-Хазаи встал и начал речь с восхваления Всевышнего, затем произнёс салават Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и перечислил караматы Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Потом он сказал: «Мы являемся его и Хусейна сторонниками, а Хусейн нуждается в нашей помощи», – и пояснил, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) был вынужден уйти в Мекку, опасаясь козней людей Абусуфьяна. Он задал вопрос собравшимся, помогут ли они Хусейну (да будет доволен им Аллах). «Если вы обещаете помочь и не измените потом данному обещанию, у нас есть возможность добиться, чтобы халифом стал Хусейн (да будет доволен им Аллах), потомок Пророка (мир ему и благословение Аллаха), имеющий на это законное право». Собравшиеся в один голос дали слово помочь Хусейну (да будет доволен им Аллах). Все выразили готовность отдать жизнь за него и выступить против любого врага, скрепив договор твёрдым обещанием. Получив такое обещание, Сулайман велел написать письмо Хусейну (да будет доволен им Аллах) и отправил гонца с посланием от имени всех собравшихся.

Гонец прибыл в Мекку, остановился у Хусейна (да будет доволен им Аллах), передал ему письмо и стал ждать ответа. Хусейн (да будет доволен им Аллах), прочитав письмо куфийцев и поняв их цель, долго молчал. Саййид Хусейн (да будет доволен им Аллах) отказался от предложения, сказав, что не собирается покидать Мекку и хочет остаться до конца жизни в Уммаль-Кура, где родился Расулюллах (мир ему и благословение Аллаха). Но даже после такого ответа куфийцы не оставляли Хусейна (да будет доволен им Аллах) в покое. Их гонцы постоянно приходили к нему, и во всех письмах выражалась готовность присягнуть ему. Из Куфы поступило около тысячи писем, и во всех говорилось о притеснениях Йазида. Желание народа свергнуть царя-угнетателя и сделать Хусейна (да будет доволен им Аллах) халифом становилось всё более настойчивым.

Когда же жители Ирака отправили Хусейну (да будет доволен им Аллах) последнее письмо с угрозой: «Если откажешься и оставишь нас в притеснении, завтра на Арасате ты будешь ответчиком», Хусейн (да будет доволен им Аллах) был в смятении. Он сжалился над уммой и оказался вынужденным встать на защиту Шариата Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Он вознамерился отправиться в Куфу, как и было предопределено Аллахом. Боясь Аллаха, сжалившись над уммой, обливаясь слезами, он взял в руки бумагу и перо. Он ответил на просьбу куфийцев и отправил им письмо с этой радостной вестью. Гонца, который вёз в Куфу письмо с ответом, сопровождал Ибн Укайл. В письме куфийцам сообщалось, что до его прибытия имамом для них будет Муслим.

Жители Куфы с радостью приняли прибывшего в Куфу Муслима и сразу по прибытии принесли присягу Хусейну (да будет доволен им Аллах). Об этом стало известно Нуману ибн Баширу. В это время Нуман был правителем Куфы, и ему не понравился приезд Муслима с письмом. Он написал Йазиду в Шам, сообщая о предстоящем прибытии Хусейна (да будет доволен им Аллах).

Йазид срочно вызвал Убайдуллаха ибн Зийада, сообщил ему весть о Хусейне (да будет доволен им Аллах) и приказал подготовить войско. Собрали войско, подготовили оружие, и с этой силой Убайдуллах вышел в путь. Поздней ночью, когда все спали, они тайно, как воры, вошли в Куфу со стороны степи. Воины входили в Куфу в одежде жителей Хиджаза. Людей из Шама, одетых в хиджазскую одежду, куфийцы приняли за Хусейна (да будет доволен им Аллах) и его сторонников. Они восклицали: «Добро пожаловать!» – приветствуя их. Каждый встречный выражал им свою радость. Увидев, как они любят Хусейна (да будет доволен им Аллах), Ибн Зийад ещё больше разгневался. Он подавил свой гнев и тайно вошёл во дворец правителя.

Утром он собрал людей и объявил им о том, что они должны подчиниться ему. Он восхвалил Йазида, разбранил людей Хусейна (да будет доволен им Аллах) и стал угрожать жителям Куфы. Муслим услышал речь этого проклятого и отправился к Hани ибн Урвату. Он попросил убежища в его доме, так как его жизни угрожала опасность и ему было необходимо сменить место жительства. Hани было стыдно отказать Муслиму, и он принял его, хотя и не хотел. Теперь те, кто хотел присягнуть Хусейну (да будет доволен им Аллах), стали тайком ходить к Муслиму. Тот записывал их имена, и количество пришедших людей достигло двадцати тысяч.

Злосчастный сын Зийада поручил своему слуге обойти Куфу и разыскать Муслима. Ибн Зийад дал слуге три тысячи дирхемов для Муслима, чтобы войти в доверие к нему и разузнать у него обо всём. Тот после долгих поисков выследил Муслима и под видом гостя из Шама пришёл к нему, сказав, что хочет присягнуть Хусейну (да будет доволен им Аллах). Муслим поверил и принял его с радостью. Лицемер, продавший себя за копейки, достиг цели, узнав о местонахождении Муслима, и вернулся, выполнив поручение. Он отправился к Ибн Зийаду и доложил, что Муслим находится в доме Ибн Урвата. Затем Убайдуллах отправил туда группу людей, поручив им немедленно привести к нему Hани ибн Урвата.

Hани привели во дворец правителя, Убайдуллах стал упрекать его: «Ты думал, я не узнаю о том, что ты прячешь в своём доме Муслима?!»

Поняв, что амир обо всём знает, Ибн Урват стал учтиво оправдываться. «О правитель! Я не приглашал Ибн Укайла к себе домой. Я впустил его, поскольку он пришёл с просьбой сдать ему комнату. Если это не дозволено, я выгоню его, только отпустите меня домой», – просил он. «Если не приведёшь ко мне Муслима, дома тебе не видать», – пригрозил ему правитель. «Я не приведу к тебе гостя, даже если придётся умереть», – смело возразил Hани. Тут вмешался Ибн Амр и стал уговаривать его выдать Муслима правителю. Ибн Урват поклялся Ибн Амру, что этому не бывать, пока он жив. Ибн Зийад разгневался и ударил его по лицу тем, что попалось под руку. Hани в ответ набросился на него как лев, но люди Ибн Зийада схватили его и увели. Ибн Зийад стал кричать, чтобы его посадили в тюрьму. Hани закрыли в одной комнате.

Вскоре до родных Ибн Урвата стали доходить слухи, что Убайдуллах убил его. Они оседлали коней и все вместе, вооружившись саблями, собрались отомстить за убийство. Они собрались у ворот дворца правителя и подняли там шум.

Ибн Зийад спросил, что это за шум, и ему ответили, что пришла родня Ибн Урвата. Ибн Зийад велел показать им Ибн Урвата, чтобы те успокоились, увидев его живым. Шурайх выполнил поручение Ибн Зийада, и родня Hани вернулась обратно, убедившись в том, что он жив. После этого Муслим напал на дворец правителя с восемнадцатью тысячами всадников. Их встретило войско Убайдуллаха, которое находилось в крепости, и произошло кровопролитное сражение. В разгар сражения Ибн Шихаб поднялся на самое высокое место и громким голосом, чтобы услышали все, начал выкрикивать угрозы. «Сторонники Муслима, присягнувшие Хусейну! – кричал он. – Вас настигла беда! Из Шама прибыли войска Йазида! Поберегите себя и не сражайтесь понапрасну! Если вы не прекратите сражаться, Убайдуллах поклялся, что больше не сжалится над вами!» Воины Муслима поверили ему и, напуганные, разбежались.

И уже к вечеру верными присяге остались только десять всадников. Когда Муслим зашёл в мечеть помолиться, те десять тоже исчезли. Удручённый изменой, израненный, уставший и оказавшийся в безвыходном положении, Муслим сел на коня и поехал по одной из куфийских улиц. Не было никого, кто приютил бы его. У ворот одного дома он увидел женщину. Муслим поприветствовал её. Она ответила на приветствие и спросила, не нужно ли ему чего. Муслим попросил воды, и эта женщина дала ему воду. Муслим выпил, и она спросила его, кто он. «Чужестранец, которого предали друзья и которому некуда идти», – ответил Муслим. «Откуда ты?» – спросила она. Муслим рассказал ей о себе: «Я сын Укайла, брата Али-асхаба, и саййид Хусейн приходится мне двоюродным братом». Женщина прослезилась. Она завела Муслима к себе домой и стала заботиться о нём как о своём брате. Она отделила ему угол, спрятала от всех и оказала гостеприимство по мере своей возможности. Тем временем неразумный Убайдуллах продолжал суетиться, говоря, что не будет жить, оставив Муслима в живых, и тому, кто приведёт Муслима, пообещал десять тысяч дирхемов.

Хозяйку дома, приютившую Муслима, звали Тават. Её маленький сын рассказал другу об их госте. Так, из-за того, что мальчик проговорился по неведению, стало известно о местонахождении Муслима.

Воины во главе с Мухаммадом ибн Ашасом отправились на поимку Муслима. За десять тысяч дирхемов раб взялся выполнить поручение негодного Ибн Зийада. Услышав на улице цокот копыт, Муслим догадался, что прибыли лицемеры. В тот же час он оседлал коня, вооружился и сказал себе: «Пора!» Он поблагодарил Тават за гостеприимство и попросил её открыть ворота, чтобы он мог выехать. Не успела она отворить ворота, как он, подобно раненному льву, с сердцем, исполненным гнева, бросился в толпу врагов. Он вдохновенно сражался и убил много людей. Всадники Ашаса понесли большие потери, им никак не удавалось справиться с Муслимом. И тогда Ибн Зийад велел Ашасу пообещать Муслиму безопасность. Ашасу пришёлся по душе приказ Ибн Зийада, и он обратился к Муслиму с таким предложением. «Мне не нужны гарантии безопасности от коварных людей», – заявил Муслим и снова вступил в бой.

Сражаясь и убивая, он и сам был изранен и из-за сильной жажды совсем ослаб. Пробившись сквозь ряды врагов, он отошёл в сторону и присел у стены. Но враги вновь напали на него, и он снова встал и начал сражаться. Раны его кровоточили, силы иссякли. Он упал с коня. Его схватили и обезоружили. Муслим попросил воды. Ибн Амр аль-Бахили грубо ответил ему, что вместо воды он выпьет из рога смерти. Муслим воскликнул: «О куфийцы, почему вы не даёте хотя бы воды выпить?» Кайс, слуга Амра ибн Харса, подошёл к нему с ковшом и кувшином воды. Он набрал ковш и дал Муслиму. Но Муслим не смог выпить, кровь, сочившаяся с его лица, смешалась с водой, и он не стал пить окровавленную воду.

Пленного Муслима отвели к Убайдуллаху во дворец. Некий человек, стоявший рядом с Муслимом, велел ему поприветствовать правителя Убайдуллаха. Муслим дал ему достойный ответ, поклявшись, что он для него не правитель. Этими словами он пронзил ему грудь и заставил замолчать. Он вступил в спор с Ибн Зийадом, и речь его подобно сабле отсекала слова этого негодяя. Они долго дискутировали по поводу халифата, и Муслим сказал: «Разве люди Суфьяна не отняли его силой?»

Проклятый Убайдуллах приказал некоему человеку из Шама отрубить голову Ибн Укайлу. И поскольку этому человеку раньше доставалось от Муслима, теперь он своей рукой убил Муслима, ставшего шахидом. После этого Ибн Зийад приказал отправить Hани вслед за Муслимом. Мухаммад ибн Ашас, склонив голову, стал смиренно умолять правителя не убивать Hани: «Оставь этого человека, принадлежащего многочисленному роду и почитаемого им, известного во всей Куфе. Его родня сделает меня своим врагом, ибо я привёл его к тебе». Но правитель, да будет он несчастен, не пожелал даже слушать его и не согласился оставить Hани в живых.

Hани отвели на рынок овец со связанными назад руками. Хотя ему ничего не сказали, он сам догадался, что ведут убивать, и посочувствовал сам себе. Слуга Ибн Зийада Рашид подошёл к нему и ударил его саблей, но не причинил никакого вреда. Hани попросил Всевышнего сделать эти мучения искуплением его грехов. Снова неверный Рашид набросился на Hани, и от второго удара тот стал шахидом.

Ибн Зийад отправил в Шам к Йазиду двух верных всадников с головами обоих убитых и с письмом, в котором подробно описал всё, что произошло с ними и что он сам натворил в Куфе. Верные гонцы Ибн Зийада доставили Йазиду письмо и головы. По приказу Йазида обе головы повесили у ворот города Дамаска. Гонцам, принёсшим головы, он подарил по десять тысяч дирхемов. Так погиб Муслим.

В другом сказании приводится завещание Муслима, которое он сделал перед гибелью. В день, когда он должен был отправиться в Ахират, он попросил привести к нему кого-нибудь из курайшитов. К нему пришёл Ибн Саид и сказал: «Сделай своё завещание». Муслим, в первую очередь, произнёс оба шахадата, во-вторых, он попросил предать его земле после гибели. В-третьих, сказал, что должен один дирхем, попросил продать его кольчугу и вернуть долг и сообщил, кому он должен. Известие о том, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) выехал из Мекки, встревожило Муслима. Он поручил Умару ибн Саиду написать письмо Хусейну (да будет доволен им Аллах), чтобы тот не приезжал, ибо с Хусейном может случиться то же, что и с ним.

«Он перебил тысячу пятьсот наших всадников, сбросьте его с высоты», – приказал Ибн Зийад. Слуги Ибн Зийада выполнили его приказ и сбросили Муслима с высоты. Затем ему отрубили голову и вместе с головой Hани отправили в Шам, как было сказано ранее.

Ислам, несмотря на свою молодость относительно других религий, имеет историю, наполненную глубоким драматизмом. Очень часто сторонников пророка Мухаммада подвергали гонениям и убийствам. За стойкость, приверженность своим религиозным убеждениям и смирение перед волей Аллаха многие из них сейчас возведены в статус мучеников. Именно к таким людям относится имам Хусейн ибн Али, который почитается всеми правоверными без исключения. А день его смерти до сих пор считается траурным. Из нашей статьи вы не только узнаете, кто такой имам Хусейн, но и проникнитесь жизнеописанием этого святого человека, наполненного светом веры и смирением. Надеемся, что данная информация будет вам полезна.

Несколько слов о достойнейшем из достойных

Богословы считают, что рассказывать о том, кто такой Имам ибн Хусейн, можно бесконечно. О его достоинствах, по мнению правоверных, можно писать целые книги, и абсолютно невозможно дать точную и подробную характеристику этому человеку в одной небольшой статье.

Но чтобы вы в полной мере ощутили его святость и трагизм гибели, мы попробуем описать, каким человеком был Хусейн ибн Али, ставший родоначальником одного из течений ислама - шиизма.

Третий имам появился на свет восьмого января шестьсот двадцать шестого года в арабском племени курейшитов. Хашимитская ветвь была основана предком Хусейна ибн Али - Хашимом ибн Абд Манафом. Интересно, что именно к данной ветви принадлежал сам пророк Мухаммад, который приходился одновременно дедом и дядей будущему имаму.

В семье имама Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба (именно так звучит полное имя этого святого человека) было двое детей. Старший сын Хасан также являлся прямым потомком пророка Мухамада, так как был рожден его дочерью Фатимой.

Продолжив самый достойный род, имам Хусейн с самого своего рождения пользовался уважением окружающих и достойно нес свое имя по жизни. О его доброте и милосердии еще при жизни слагали многочисленные легенды. Известно, что добросердечность и щедрость, с которой имам Хусейн ибн Али относился ко всем людям, приводила к тому, что ислам принимали даже иудеи.

Детство и юность

О детстве и юности третьего шиитского имама известно очень мало. После рождения он проживал в Мекке вместе со всей семьей и большую часть времени находился в тени отца и старшего брата. Оба были деятельными людьми, занимавшими важные посты в жизни исламского общества.

Многие рассказывали о том, что имам Хусейн всегда был очень вежлив, предупредителен и крайне уважительно относился к старшим. Он никогда не заговаривал первым в их присутствии и не стремился идти впереди, даже подаяния нищим он давал чуть меньше, чем старший брат. Это доказывало его уважительное отношение к Хасану.

Интересно, что еще с детства все родственники заметили особую святость Хусейна и приходили к нему за советом в особо трудных ситуациях. Юноша всегда старался помочь всем, кто нуждался в его мудрости и словах. Также он был известен своим отношением к нищим и больным. Практически все свои деньги имам раздавал беднякам. Он часто ходил к ним в гости и звал неимущих людей к себе. Известны случаи, когда с приходом нищего во двор дома имама Хусейна тот прерывал намаз и отдавал страннику все деньги и драгоценности, которые были у него на тот момент при себе. Естественно, подобное поведение не могло не вызывать уважения и восхищения у всех, кто слышал или своими глазами видел благочестивого внука пророка Мухаммада.

Внешний вид Хусейна

Современники считали, что именно Хусейн больше всего походил на своего отца и деда. Он имел светлую кожу, а волосы и бороду окрашивал хной и басмой. Обычно имам появлялся на людях в чалме, практически всегда она имела черный цвет. Чаще всего Хусейн надевал головные уборы из меха и простой тонкой материи.

Кроме внешности, имам был очень похож на пророка Мухаммада и характером. Он был столь же терпелив и благочестив, как и его родственник. Интересно, что всегда Хусейн носил два перстня с выгравированными изречениями об Аллахе.

Шиитское течение в исламе: предпосылки к возникновению

История имама Хусейна тесно связана с возникновением шиизма, ведь именно он и считается его основателем. Данную тему мы не смогли обойти стороной, поэтому подготовили краткую справку о предпосылках к появлению этого течения.

Пророк при жизни являлся бесспорным главой мусульманского общества, но после его смерти эта должность стала выборной. На большом собрании старейшин кандидатура претендента тщательно рассматривалась, и только после согласия всех собравшихся глава мог считаться избранным. Его называли халифом, и вместе с религиозной он получал всю полноту светской власти.

Интересно, что первым халифом стал не зять Пророка, а его ближайший соратник. В дальнейшем шииты жестко осуждали данный факт, считая, что власть была узурпирована. Несмотря на это, после трех халифов это почетное звание получил Али ибн Абу Талиб (отец будущего третьего имама).

Почему-то назначение нового халифа вызвало большие волнения в Сирии. Ее правитель из рода Омейядов воспротивился власти халифа Али и начал против него боевые действия. Продолжалось сопротивление недолго, так как Али ибн Абу Талиб буквально сразу после получения звания халифа был умерщвлен. Власть по праву перешла его старшему сыну Хасану. Юноша был не готов вести боевые действия и согласился признать халифом Муавию из рода Омейядов. Единственное условие гласило, что после смерти правителя Сирии власть вернется к наследникам пророка Мухаммада.

Сразу после этого знаменательного решения Хасан вместе со своим младшим братом переехал в Медину, где и был отравлен в 669 году. Шииты открыто обвиняли в его смерти Муавию, который мечтал, чтобы титул халифа остался в его семье.

Именно данный факт стал началом появления шиитов, или "последователей", как они себя называли. Эти люди были недовольны политикой, которую вел правитель Сирии, поэтому собирались вокруг настоящего наследника халифа - Хусейна ибн Али. Изначально течение было сугубо политическим, но по прошествии нескольких лет в нем наметились тенденции к приобретению религиозной окраски.

Противостояние в Халифате

До 680 года, по договоренности с Хасаном, халифом являлся Муавия, но перед своей смертью преемником он назначил своего сына Язида. Это вызвало большое возмущение среди народа, которое, в свою очередь, привело к тому, что на политическую арену выдвинулась фигура имама Хусейна.

Он предъявил свои права на власть, но халиф Язид не желал отдавать титул внуку пророка Мухаммада, что еще больше обострило обстановку в стране. Общество постепенно делилось на несколько группировок, которые соперничали между собой.

Особо выделились три течения:

  • сунниты;
  • шииты;
  • сторонники Язида.

Именно эти группировки сыграли ключевую роль в последующих событиях, развернувшихся в Халифате.

Восстание в Куфе: начало

Неизвестно, сколько бы еще продолжалось скрытое противостояние шиитов и сторонников халифа, если бы не разразившееся восстание в городе Куфе. Жители города взбунтовались против Омейядов и послали Хусейну письмо с приглашением возглавить их движение и взять власть в свои руки. Имам согласился и вместе со всей своей семьей сразу же выдвинулся из Медины в Куфу. Так как продвижение вместе с женщинами и детьми было крайне медленным, то Хусейн отправил вперед своего доверенного посланника. Он оказался доволен положением дел в Куфе: жители города выступали против Язида, а более восемнадцати тысяч человек присягнули на верность спешащему в город внуку пророка Мухаммада.

Подавление восстания

Но и халиф, видя какой масштаб принимает восстание, послал в город своего наместника, славившегося суровым нравом и жестокостью. За несколько дней ему удалось сломить мятежников, многие из которых были казнены. Оставшиеся выдали властям посланника Хусейна, успевшего перед смертью отправить предупредительное письмо имаму.

Несмотря на то что ситуация в корне изменилась, Хусейн ибн Али продолжил свой поход и остановился около Кербелы - небольшого городка в ста километрах от Багдада. Именно здесь и развернулись одни из самых кровавых событий в истории халифата.

Битва при Кербеле

Подойдя к городу, Хусейн встретился с войсками халифа. В Куфе они были доукомплектованы местными жителями, которые еще недавно сами выступали против Омейядов и звали к себе имама. Он понимал, что в случае вступления в бой его судьба была предрешена - горстка сторонников не могла победить хорошо обученных воинов. Поэтому Хусейн вступил в переговоры, надеясь решить ситуацию мирным путем.

Он просил отпустить его и всех своих сторонников обратно в Медину, но командиры халифа считали, что этого нельзя допускать. Посовещавшись, они выдвинули имаму позорные условия перемирия, которые тот не смог принять. Единственным выходом сохранить свою честь было сражение.

Битва при Кербеле десятого октября шестьсот восьмидесятого года была короткой и кровавой. В ней погибло семьдесят два человека, среди них было двадцать три родственника имама. Его самого долго мучили, а потом отрубленную голову некоторое время возили по разным городам. В итоге она была торжественно привезена ко двору халифа Язида. Власть окончательно закрепилась за потомками Омейядов.

Последствия убийства имама для халифата

Несмотря на то что халиф сумел удержать власть в своих руках и избавился от любых посягательств со стороны потомков Пророка, для самого государства убийство Хусейна стало долгой дорогой к окончательному развалу.

Народ был возмущен мученической смертью имама, что привело к отделению шиитов от суннитов, поддерживающих халифа. Через четыре года после событий при Кербеле в Мекке, где у Хусейна ибн Али было больше всего сторонников, вспыхнуло восстание, целью которого была месть халифу. Возглавил это движение Абдуллах ибн аз-Зубайр, оказавшийся талантливым военачальником и организатором. Он восемь лет не давал войскам халифа войти в город, но, в конце концов, сопротивление народа удалось сломить.

Этот было самое долгое, но далеко не последнее восстание в истории халифата. Многие ученые считают, что вместе с имамом народ похоронил надежду на возрождение старых традиций. Теперь выборы халифов были окончательно отменены, и формой правления в государстве стала монархия. Но многих это не устраивало, поэтому периодически халифат сотрясали многочисленные восстания. Большинство из них возникали из-за желания отомстить Омейядам за пролитую кровь имама.

Место упокоения Хусейна

Могила имама Хусейна расположена в Кербеле. Для шиитов это святое место, куда спустя три года после смерти внука Пророка стали приезжать паломники. У гробницы с каждым годом появлялось все больше людей, что не всегда устраивало правящую династию.

Поэтому в восемьсот пятидесятом году по приказу одного из халифов гробницу снесли, а паломничество в эти места попало под жесточайший запрет. Но после того как халиф скончался, на могилу имама вновь стали приезжать люди. С этого времени каждый из правителей стремился хотя бы один раз в жизни посетить гробницу потомка Мухаммада.

Мавзолей и гробница: описание

Любой паломник, приехавший в Кербель, знает, где находится мавзолей имама. Для этого нужно добраться до мечети и войти во двор через главные ворота. Практически в центре каменного мощеного двора стоит мавзолей с золотыми куполами. Под его сводами находится гробница, выполненная из серебра.

Размер гробницы превосходит ожидания многих паломников: четыре метра в ширину и два в высоту. Вокруг этого необыкновенно красивого сооружения, украшенного узорами, расположены светильники. Их свет - единственный в мавзолее, все окна завешаны парчовыми занавесками.

Мечеть имама Хусейна

Со временем гробница, в которой покоится тело имама, стала превращаться в полноценную мечеть, куда могли приехать все паломники и прикоснуться к шиитской святыне.

В тысяча пятьсот восьмом году Исмаил-шах захватил Багдад и в качестве дани уважения к имаму приказал покрыть стены гробницы золотом. Следующие правители внесли свой вклад в то, чтобы превратить Кербель в цветущий и богатый город. Они постепенно пристраивали к мавзолею новые сооружения, украшали их искусной резьбой и драгоценными камнями. В середине девятнадцатого века Наирджин-шах расширил мечеть и украсил мозаикой стены. Сегодня ограда, выполненная по приказу шаха, является главным украшением мечети. Она похожа на воздушные кружева насыщенного голубого цвета, а на стены нанесены тексты из Корана.

Мечеть поражает своей роскошью и богатством всех паломников. Обычно они попадают во двор этого монументального религиозного сооружения через главные ворота, которые украшены голубой фаянсовой башней с красивыми часами работы известного мастера.

Все купола мечети покрыты золотом, поэтому паломники видят их издалека. На фоне яркого синего неба они нестерпимо сияют, что поражает даже людей, далеких от религии. Многие приезжают в это священное для шиитов место на экскурсию, чтобы увидеть великолепие гробницы и мечети третьего имама.

Месяц Мухаррам: годовщина гибели внука Мухаммада

Каждый год шииты устраивают особое действо в честь имама Хусейна - Ашуру. К этому дню, который является годовщиной смерти Хусейна, мусульмане готовятся особо тщательно. Ашура проходит в десятый день Мухаррамы - священного месяца правоверных.

Первые девять дней месяца объявлены траурными, во всех домах люди одеваются в черное. Они выходят на улицы и проводят шествия в память о третьем имаме. В таких мероприятиях участвуют абсолютно все люди: дети, взрослые, богатые и бедные. Многие люди обмазывают лицо грязью и бьют себя плетьми для того, чтобы показать свою причастность к мученической смерти потомка Мухаммада.

Десятый день является кульминацией траура, именно он и называется Ашурой. Обычно в это время проводятся театрализованные представления, в которых красочно рассказывается история жизни имама и его родственников. Вечером часто проходят факельные шествия с танцами. В них принимают участие мужчины, количество танцоров превышает сто человек. Все они ритмично двигаются и размахивают саблями, сверкающими в свете огня. Подобного шествия вы не увидите больше нигде в мире.

История жизни и смерти внука Пророка оказала большое влияние на весь исламский мир. До сих пор сунниты и шииты являются двумя противоборствующими сторонами мусульманского общества. А их противостояние стало причиной массовых столкновений, политических переворотов и даже войн на территории Ближнего Востока.

Хусейн (да будет доволен им Аллах) родился 5 шабана 4 года (10 январь 626) в Медине. Известен под прозвищем "шахид" (павший за веру). По преданию, ниже груди был сильно похож на своего деда. В день его рождения, Пророк как и старшего брата Хасана, назвал его редким среди арабов того времени именем и при этом прочитал азан на ухо младенца. На седьмой редь рождения Пророк принес жертвоприношение (акика) и по весу волос Фатимы раздал бедным людям серебро. Хусейн вместе с братом Хасаном научились "аль-кираат" (чтение Коран) от Абу Абдаррахмман ас-Сулами; от деда, матери, отца, Умара и некоторых других асхабов перенял восемь хадисов.

Хусейн как и брат Хасан не принимал непосредственного участия в событиях во времена первых двух халифов. Во время Усмана опять вместе с братом принял участие в походе Саида б. Аса (30/651) из Куфы в Хорасан. Впоследствии, когда повстанцы окружили дом Усмана был послан отцом - вместе с братом - охранять халифа и таскать в его дом воду.

Во время халифата отца прибыл в Куфу и занимал место во всех походах. После смерти отца, следуя его завещанию, подчинялся своему брату. Однажды, во время установления договора Хасана с Муавиййей не захотел признавать договор, но после отклонения протеста и вместе с братом вернулся Медину. По прибытии в Медину посвятил себя молитвам. В первых сунитских и шиитских источниках не встречается сведений о присяге Хусейну как имаму после смерти брата или о его деятельности против Муавиййы. Напротив, говорится о непозволении даже подобных попыток. Вместе с этим, вполне очевиден факт изменения доброжелательного отношения Хусейна к Муавиййе после 56 (676) года. Причиной этому можно считать отказ Хусейна и других мусульман присягнут на верность сыну Муавиййы, Йезиду.

В ночь 28 раджаб 60 (4 мая 680) года, несмотря на советы брата Мухаммада б. Ханифиййа о несвоевременности переселения вся семья, за исключением Мухаммада б. Ханифиййа, тронулась в путь в Мекку. Узнав об отбытии Хусейна в Мекку и непризнании власти Йезида некоторые знатные люди Куфы вместе с Шабас б. Рибл и Сулейман б. Сурад написали ему письмо с призывом стать халифом. Для этой цели они отправили к Хусейну отдельную группу, во главе с Абу Абдаллах аль-Джадали. В результате этого Хусейн, чтоб на месте выяснить обстоятельства отправил в Куфу сына своего дяди Муслим б. Акила. Муслим 5 шавваль 60 (9 июль 680) достигнув Куфе стал от имени Хусейна принимать присягу на верность. Говорится, что в первые дни присягнуло 12-30.000 тысяч человек и даже Муслим выступил с открытой речью в мечети Куфа. Узнав о действиях Муслима, Йезид отнял должность наместника Куфы у Нуман б. Башир аль-Ансари и назначил на его место наместника Басры Убайдаллах б. Зийада. Первым приказом новому наместнику было изгнать Муслима из Куфы или убить его. 8 или 9 зу-ль-хиджжа 60 (9 или 10 сентября 680) Муслима взяли в плен и убили. Поэтому Муслим не успел сообщить о неверности слов о присяги Хусейну. Хусейн знал только то, что было в первом письме Муслима - о присяге на верность.

Не имея сведений о последних событиях, Хусейн решил посетить Куфу. Абдаллах б. Умар и Умар б. Абдаррахман б. Харис были категорически против этого похода, а Ибн Аббас посоветовал не идти одному, а взять кого-нибудь с собой. Но Хусейн 8 зу-ль-хиджжа 60 (9 сентября 680), после завершения умры вместе с семьей и некоторыми сподвижниками вышел в путь. Во время встречи с двумя путниками в Са"лабиййе узнав о предательстве жителей Куфы и убийстве Муслим б. Акила и Хани б. Урвы захотел повернуть назад, но в результате настоятельных требований братьев и сыновей Муслима был вынужден продолжить путь. Хусейн предложил сподвижникам вернуться назад, а сам остался, включая семью и семьдесят человек. Таким образом небольшая группа 2 мухаррам 61 (2 октября 680) достигла Кeрбeлы в провинции Нинава.

Наместник Куфы Убайдаллах запланировал создать препятствие для прибежища группы в каменистые и защищенные места и загнать в безводную и незащищенную местность. Вместе с этим приказал наместнику Рейа Умар б. Са"д б. Абу Ваккасу вместе со своей армией выступить против Хусейна и уладить этот вопрос. Умар приказал Амр б. Хаджаджу, позвавшего Хусейна в Куфу, перекрыть все водные пути, потом несколько раз сам скрытно встретился с Хусейном. Детали диалога прошедшего между ними не известны, но предположительно Хусейн предложил вернуться назад, присягнуть в верности Йезиду или заняться одним из условий Ислама джихадом. Умар с намерением избавиться от возложенных на него неприятных обязанностей передал предложение Убайдаллах б. Зийаду с надеждой на соглашение. Вначале Убайдаллаху предложение показалось вполне приемлемым, но по настоянию Шамир б. Зу-ль-Джавшана, который в свое время сражался в рядах войск под руководством Али, о невозможности потери такого случая, приказал находившемуся в безнадежности Хусейну (потеря связи с путями выходящими к реке Ефрат) преклониться перед ними и понести заслуживающее наказание. В результате, Убайдаллах отправил письмо Шамиру и Умару, в котором приказывал Умару немедленно взять Хусейна в плен. Если это не удастся, то вступить в сражение, в противном случае он будет вынужден передать командование Шамиру. Шамир достиг ставки в четверг 9 мухаррама. Умар б. Са"д чтоб не потерять заработанное решил привести в исполнении приказ Убайдаллаха. Хусейн и окружающие провели ночь в молитвах, намазе и покаянии.

На следующей день Хусейн после подготовки к сражению сел на коня, взял на руки мусхаф (Коран) и приблизившись к войскам Умара с просьбой - правильно понять цель его прибытия; вынести справедливый приговор и ненадобности нападения на него; при условии принятия его просьбы готов подчиниться. После этой речи Хур б. Йезид сожалел о сделаном и перешел на сторону Хусейна.

Сражение, начавшение выстрелом двух стрел из полка Умар б. Са"да проходило в трагической форме. Основной причиной этому было неравенство сил. Войско Хусейна состоящее из двадцати трех наездников и сорока пеших солдат молниеносно уменьшалось. К концу, все воины изнемогали от жары и жажды. Храбро сражавшего среди пеших Хусейна, по приказу Шамира, оружили со всех сторон. Синан б. Анас ан-Нахаи ударом сшиб на землю и спрыгнув с лошади отрезал сначало волосы, затем голову. Находившиеся рядом воины противника вытащили все из карманов трупа и устроили погром в шатрах. Больной сын Хусейна избежал смерти благодаря заступничеству Умар б. Са"да (10 мухаррам 61/ 10 октября 680). Тела шахидов только на следующий день были преданы земле сельчанами Гадириййа, которые принадлежали Бани Асаду.

По прибытии пленников и отрезанной головы Хусейна в Дамаск Йезид выглядел сильно опечаленным и проклинал Убайдаллаха б. Зийада. Но нельзя сказать, что его печаль была настоящей. Если бы он на самом деле так сильно расстроился, то хотя бы лишил должности Шамира и остальных. К тому же существует предания, что приказ об убийстве исходил от него самого. Оставшихся в живых сына, дочерей и сестры Хусейна и другие пленные из Бани Талиб проведя несколько дней в Дамаске, в сопровождении охранников, выданных Йезидом отправились в Медину.

Существуют различные предания о месте захоронения головы Хусейна - в Медине на кладбище Баки, в Наджафе возле отца, за пределами Куфы, в Кeрбeле рядом с туловищем, неопределнное место в Дамаске, в Ракке и даже в Каире. Наиболее достоверным является первый вариант.

Из детей Хусейна. Али аль-Акбар вместе с ним пал шахидом в Карбале, от Джафар и Абдаллаха не имеется потомков. Его род продолжается через сына Али Зайналабидина и известны под именем сеййиды. Также у него были две дочери Фатима и Сакина.

В источниках говорится, что Пророк очень любил обоих внуков, без сомнения исполнял все их желания, играл с ними в игры, катал на спине и даже, когда они залезали к нему на спину во время поклона при намазе, ждал пока они слезут. Во многих преданиях говорится о его привязанности к детям. Однажды Пророк находясь на минбаре увидел, что Хасан и Хусейн резвясь вошли в мечеть и тогда прервав свою речь, пошел навстречу внукам, радостно обнял их "Великий Аллах, словами ‘дети и имущетво для вас признак испытания" (Тагабун 64/15) неимоверно прав; увидев их не смог сдержать себя" и только после этого продолжил речь. Любовь мусульман к Ахл аль-бейту не прекратилась и после Пророка и продолжается до сих пор. Например Умар, при распределении помощи выделил им помощь в размере помощи участников Бадрской войны. Все мусульмане всегда любили, окружали заботой и были искренне привязаны к любимому внуку и райхане (букет цветов) Пророка, Хусейну. Поэтому, потерявший в шесть лет деда и мать, он не очень испытывал сиротство. К тому же, вместе с братом Хасаном, как любимые внуки Пророка, они заслужили любовь и почтение во всем Исламском мире. Их имена одни из самых распространенных имен, которые даются детям.