Статья про генисаретское озеро в сем 40. Тивериадское озеро. Основные исторические достопримечательности

Тивериадское озеро , более известное как Галиле́йское море, а в древнем и современном Израиле как озеро Кинерет (ивр. ‏ים כנרת‏‎, «ям Кине́рет»; араб. بحيرة طبريا‎, «Бухайрат-Табария»; также море Киннереф или Хиннерефское, Тивериадское море, Генисаретское, Геннисаретское озеро) - пресноводное находится на северо-востоке Израиля.

Побережье является одним из самых низких участков суши на Земле - в среднем, на 213 м ниже уровня моря. Это самое низкое пресноводное озеро на Земле. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды. Максимальная глубина - 45 м, площадь - в среднем 165 км². На западном побережье расположен город Тверия.

Вид на Тивериадское озеро из старого города Тверии

Физико-географическая характеристика Тивериадского озера

Тивериадское озеро расположено в Иорданской рифтовой долине, северной части Сирийско-Африканского разлома, значительно ниже окрестностей (разница высот - около 550 м). Как и Мёртвое море, Тивериадское озеро - результат этого разлома. Имеет форму закруглённого вытянутого ромба. Протяжённость Тивериадского озера - до 23 км в длину и до 11 км в ширину. Длина береговой линии в зависимости от уровня воды - от 55 до 60 км, площадь Тивериадского - в среднем 165 км², максимальная глубина - 45 м.

Северный и южный берега оз., Тивериадское пологие, восточный и западный, будучи краями разлома - обрывистые, с востока к оз., спускается плато Голанские высоты. С севера в Тивериадское озеро впадает несколько рек, берущих начало на Голанских высотах, в том числе река Иордан, которая затем вытекает с южной стороны оз. Тивериадское озеро - самый низкий на Земле пресноводный проточный водоём, высота зеркала оз., находится между −210 и −213 метров от уровня моря.

Происхождение названия Тивериадского озера

Название «Тивериадское озеро» дано по городу Тивериада (современная Тверия) на западном берегу оз. Город был основан в I в н. э. и назван в честь римского императора Тиберия.

Более употребимое в переводах библейских текстов евангельское название «Галиле́йское море» дано по Галилее, исторической области Израиля, которую оз., ограничивает с востока.

Название «Генисаретское озеро» дано по долине Генисаре́т (Гиносар) и находившемуся в долине древнему городу Генисарет. Город существовал ещё до покорения Ханаана евреями и процветал во время событий, описанных в Новом завете. Название «Генисарет» является эллинизированной формой древнееврейского названия «Кинерет» (в синодальном переводе - Хиннереф, Нав. 19:35 или Хиннароф, Нав. 19:35).

Тивериадское озеро и Тверия в 2005 году

История Тивериадского озера

Древние времена

Обилие пресной воды и рыбы, ровный климат и плодородная почва окрестностей озера Тивериадское благоприятствовали хозяйственной деятельности человека с древнейших времён. В эпоху ранней бронзы здесь проходил «морской путь» из Египта в Месопотамию и существовала процветаюшая городская цивилизация.

Город Киннерет упоминается среди городов, покорённых Тутмосом III после битвы при Мегиддо (XV в. до н. э.). Хиннереф (Кинерет) описывается в Библии как укреплённый (на момент покорения Ханаана евреями) город, который предстоит завоевать колену Неффали (Нав. 19:35). Раскопки свидетельствуют о расцвете города в период Израильского царства.

Деревянный баркас в Тивериадском озере у Тверии

В 732 г. до н. э. окрестности оз., как и вся Галилея, были завоёваны ассирийским царём Тиглатпаласаром III. Западный берег Кинерета был присоединён к ассирийской провинции Мегиддо, а восточный - к провинции Карнаим в области Васан. При Селевкидах на восточном берегу Кинерета возник город Гиппос (Сусита), вошедший в Декаполис, и просуществовавший до 739 г. н. э. В начале I в. до н. э. район был завоёван царём Иудеи Александром Яннаем, а в начале I в. н. э. сыновья Ирода I, Ирод Антипа и Филипп, основали Тивериаду (ныне Тверия), названную в честь Тиберия, и Юлиас (в русской традиции Вифсаида Юлия, по-арамейски Бет-Цайда).

После разрушения Иерусалима в 70 году н. э. и подавления восстания Бар-Кохбы Галилея становится центром еврейства. В результате, Тверия превратилась в единственный город Римской империи, большинство населения которого составляли евреи. В Тивериаде были построены 13 синагог. Тивериадский синедрион становится для евреев высшей инстанцией в религиозных делах; высшая еврейская академия, перенесённая сюда из Иерусалима, делается центром еврейской учёности. В эту эпоху в Тверии была записана часть Иерусалимского Талмуда. А в самой Тверии и в округе жили еврейские мудрецы того времени - таннаи и амораи.

Крестоносцы, построившие сильные укрепления на западном берегу Киннерета, боролись за приобретение контроля над его восточным берегом и воздвигли там крепость Курси. В 1187 рядом с оз., произошла битва крестоносцев с войсками египетского султана Салаха ад-Дина (битва при Хаттине), завершившаяся поражением крестоносцев.

Библейское и принятое в современном иврите название озера «Кинерет» объясняется внешней формой оз., напоминающей арфу.

Хозяйственное значение Тивериадского озера

В настоящее время оз., Кинерет имеет большое народнохозяйственное значение. Оно превращено в основное водохранилище Израиля, и является основным источником воды для всеизраильского водопровода. Четвёртая часть всей пресной воды, потребляемой в Израиле, берётся отсюда.

В 1994 году был подписан мирный договор с Иорданским королевством, согласно которому Израиль обязуется поставлять 50 миллионов кубических метров воды в год. Большая часть этого количества забирается прямо из Тивериадского озера. За последние годы уровень воды в оз., снизился. Вслед за Кинеретом мелеет и Мёртвое море, питающееся исключительно водами Иордана. Теперь самая низкая на планете точка земной и водной поверхности находится ниже отметки −422 м. Практически всех израильтян заботит уровень Кинерета. После очередного зимнего дождя в новостях сообщают, насколько поднялся его уровень.

Тивериадское озеро славится своей рыбой, отлов которой поставлен на промышленную основу. В нём в наши дни ежегодно вылавливают около 2000 тонн рыбы, большая часть из которой - знаменитая рыба святого Петра, она же тиляпия.

Туризм на Тивериадском озере

На западном побережье Тивериадского озера расположен город Тверия, один из четырёх святых для евреев городов (наряду с Иерусалимом, Хевроном, и Цфатом). Вдоль всего побережья Кинерета находятся «дикие» и платные (их большинство) пляжи, всевозможные места отдыха. На берегах оз., бьют горячие источники, богатые солями и серой. Многие из них используются для лечебных целей.

Побережье Тивериадского озера связано с многими эпизодами из жизни Иисуса Христа, и поэтому популярно среди христианских паломников. На северном берегу Тивериадского озера находится Капернаум (Кфар-Нахум), в котором, как считается, жил и проповедовал Иисус Христос, а сейчас ведутся раскопки и высятся францисканская церковь и монастырь на горе Нагорной проповеди (Блаженства). В месте выхода реки Иордан из Тивериадского озера находится Ярденит - по христианской традиции, именно в этом месте был крещён Иисус. Историческая область Гиносар славилась плодами, отличавшимися своими размерами и особой сладостью. На восточном берегу находятся развалины монастыря Курси, места евангельского чуда изгнания бесов в стадо свиней.

Фонтан-водомер на набережной в Тверии, табло показывает уровень воды

В полутора километрах к югу от озера Тивериадское (Кинерет), на берегу реки Иордан, расположен первый еврейский кибуц в Палестине - Дгания (ивр. ‏דגניה‏‎ - василёк). Кибуц основан в 1909 году группой халуцианской молодёжи с Украины. Сейчас это процветаюшее хозяйство. У ворот кибуца стоит маленький сирийский танк, подбитый кибуцниками во время Войны за независимость.

В 13 километрах от Дгании на берегу Кинерета находится кибуц Эйн Гев. До Шестидневной войны рядом с ним проходила граница с Сирией. Этот кибуц славится не только интенсивным и продуктивным сельским хозяйством, но и музыкальными фестивалями, проводимыми в нём каждый год во время пасхальной недели. В них участвуют лучшие израильские музыканты и артисты из-за рубежа. Концерты проходят в специально выстроенном амфитеатре под открытым небом.

Кроме того, недалеко от Кинерета расположено множество археологических достопримечательностей: древний римский город Бейт-Шеан, древности Тверии, Гамла на Голанских высотах, места, где, по Новому Завету, Иисус творил свои чудеса, где расположены могилы праотцов и великих раввинов. На дне оз., недалеко от телля Бет-Йерах археологи также обнаружили ряд монументов, которые, как предполагают, представляли собой церемониальные сооружения для похорон.

В месте впадения Иордана в Тивериадское озеро располагается парк развлечений «Парк а-Ярден» (ивр. ‏פרק הירדן‏‎ - «Парк Иордана», «Иорданский парк»), подаренный правительством Франции Израилю.

Упоминания в Библии Тивериадского озера

Упоминается в Ветхом Завете как «море Киннереф» (Чис. 34:11 и др.) или «море Хиннерефское» (Нав. 12:3 и др.) в качестве области, через которую проходит граница земли Израильской, и как «Хиннароф» (Нав. 11:2). Укреплённый город Хиннереф (Киннерет) упоминается, как находящийся на землях колена Неффалимова (Нав. 19:35).

Тивериадское многократно упоминается в Евангелии как «Галилейское море» (Мк. 1:16 и др.), «Тивериадское море» (Ин. 21:1), «Геннисаретское озеро» (Лк. 5:1), просто «озеро» (Лк. 8:22-23, Лк. 8:33 и др.), или «море» (Мк. 4:35-41, Мф. 8:24, Мф. 4:18 и др.).

В Новом завете Геннисаретское озеро связывается со многими рассказами о земной жизни Иисуса Христа. На берегах и в прибрежных городах (особенно в Капернауме) Иисус провёл большую часть своего земного служения. Именно на Геннисаретском озере рыбачили апостолы Пётр и Андрей, когда были призваны Христом на апостольское служение.

Генисаретское озеро имеет несколько названий. По Библии оно нам знакомо также под именем Тивериадского озера и Галилейского моря; а на современных картах обозначается как озеро Кинерет.

Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле — 213 метров ниже уровня моря. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды. Максимальная глубина озера — 45 метров.

С севера в Генисаретское озеро впадает несколько рек, берущих начало на Голанских высотах, в том числе Иордан, который вытекает с южной стороны. Генисаретское озеро является источником третьей части всей пресной воды, потребляемой в Израиле. Побережье озера представляет собой обширную курортную зону, это излюбленное место отдыха израильтян.


На северном берегу Генисаретского озера находится город Капернаум, где произошли многие евангельские события. Здесь Иисус сотворил великое множество чудес и исцелений, но несмотря на это, лишь немногие жители уверовали в Него, что заставляет Господа горестно воскликнуть: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». (Матф.11:23,24)

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Господь предрекает гибель и Капернауму за его крайнюю степень превозношения в гордыне и вследствие внешнего благополучия и благосостояния. Господь сравнивает Капернаум с греческими Содомом и Гоморрой, истребленными Богом за нечестие серным дождем и огнем. Все эти города, действительно, скоро постигла кара Божья: они были до основания разрушены римлянами в ту же войну, что и Иерусалим».


Игумен Даниил пишет о своих впечатлениях от Капернаума XII века: «Город Капернаум большой, жителей в нем было много. Ныне же город этот пуст. Находится он близ великого моря Средиземного. Из этого города ожидался выход антихриста, поэтому жители (латиняне) и покинули Капернаум».


Капернаум. Археологические раскопки, развалины синагоги. Фото с сайта "Мой Израиль"

Расположение евангельского Капернаума обозначено археологическими раскопками, открывшими развалины синагоги. Сейчас это не заселенное место, окруженное банановыми плантациями; среди зелени издалека видны ярко-красные купола греческого монастыря Двенадцати Апостолов.


Стены храма покрывают росписи, посвященные Евангельским событиям с участием святых Апостолов.



Исцеление бесноватого, в котором был легион бесов и явление Воскресшего Господа на Тивериадском озере


Воскрешение дочери Иаира и хождение по водам


На западной стене помещена композиция «Страшный суд», радостная, на золотом фоне - потому что Апостолы не страшились Суда, но с нетерпением ожидали Второго Пришествия Христова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20)


Фреска "Страшный суд" на западной стене

Растения на территории монастыря столь прекрасны, что кажется, будто находишься в потаенном уголке райского сада.

Именно здесь, в Капернауме, Господь Иисус Христос начинает Свое служение.

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.4:12-17)

Многие ученики Господа были родом из Капернаума.

Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
(Мар.1:16-20)

В Капернауме состоялась первая проповедь Иисуса, после которой о Нем разошлась молва по всей Галилее.

И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
(Мар.1:21-28)

После этого события, как повествует евангелист Лука, Иисус ненадолго возвращается в Свой родной город Назарет.

И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.
(Лук.4:14-30)



Гора, с которой хотели сбросить Иисуса обиженные жители Назарета, хорошо видна из долины Израэль. Ее крутой склон спускается в долину, а на другом, пологом склоне, видны домики на окраине Назарета.

И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
(Лук.4:31,32)

В Капернауме произошли и многие другие чудеса: исцеление слуги сотника, сказавшего: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Матф.8:5-10) , исцеление расслабленного, которого несли четверо, и прокопав кровлю дома, положили перед Иисусом (Мар.2:1-12), исцеление сына царедворца, жившего в Капернауме, и пришедшего в Кану Галилейскую к Иисусу просить о своем больном сыне (Иоан.4:46-54). В Капернауме был дом Симона Петра и Андрея, где произошло исцеление тещи Симона от горячки, и многих других людей: «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос». (Мар.1:32-34)

Образовавшееся в процессе сирийско-африканского разлома земной коры, озеро Кинерет находится на северо-востоке Израиля. Кинерет – самое низкое пресноводное озеро на планете, оно расположено на 213 м ниже уровня мирового океана.

МНОЖЕСТВО ИМЕН ОДНОГО ОЗЕРА

Озеро Кинерет – Галилейское море – Генисаретское озеро – Тивериатское озеро (Израиль). Как видите, у озера множество имен, каждое из которых имеет свою историю и связано с тем или иным этапом жизни народов, населявших в разное время его берега.

Современное название , является при этом еще и самым древним, именно так именовали озеро еще 4000 лет назад. Есть две версии происхождения этого названия. Согласно первой, в те времена на берегу озера находился ханаанский город Кинар. Считается, что город был назван в честь местного божества, охранявшего это поселение. По преданию жену Кинара звали Кинерет, именно в честь нее и назвали озеро.

Согласно второй версии озеро, имеющее вытянутую форму, внешне напоминает арфу. В те времена слово «кинор» в переводе означало именно арфа, в отличие от современного иврите, где «кинор» переводится как скрипка. А так как тогда озеро считалось морем, то название звучит весьма поэтично – Море Арфы.

Галилейское море — это название связано с географическим положением озера в Нижней Галилее (северная провинция Иудеи). Как Галилейское море оно упоминается в Новом завете. Здесь ловили рыбу Петр и Андрей, ставшие затем Апостолами. Здесь проповедовал Иисус и здесь он провел большую часть своей жизни. У берегов Галилейского моря Иисус совершил множество чудес: усмирил бурю и ходил по воде, изгонял бесов и накормил 5000 голодных 5 хлебами и 2 рыбами.

На северо-западной стороне озера, находится плодородная долина Генисарет, с одноименным поселением, существовавшим еще задолго до н.э. и процветавшем во времена событий, описанных в Новом завете. С ними связано еще одно название озера — Генисаретское .

Тивериатским озером его называют в честь города Тивериада, именно так раньше назывался город Тверия, раскинувшийся на западном берегу озера. Город был основан в начале I века н.э. Иродом Антипой и назван в честь римского императора Тиберия.

ИСТОЧНИК ПРЕСНОЙ ВОДЫ ДЛЯ ИЗРАИЛЯ

Озеро имеет довольно небольшие размеры 21 км в длину и 13 км в ширину при максимальной глубине 45 м. Однако, его значение для Израиля настолько огромно, что озеро называют нередко морем. Кинерет – является единственным для страны источником пресной воды. Этот природный резервуар снабжает весь современный Израиль питьевой водой.

А для того чтобы многочисленные источники на севере не делали воду озера солоней, их через специальные водопроводы направляют прямо к Мертвому морю в обход Кинерета.

Уровень водозабора в озере строго контролируется и поддерживается на отметках от 215 до 209 м. Верхняя отметка в 209 м – явление довольно редкое и грозящее затоплением близлежащих территорий. В этом случае на юге озера предусмотрено открытие плотины, через которую излишки воды уходят прямо в .

Нижняя отметка на уровне 215 м отмечает тот уровень, при котором производить отбор воды из озера не желательно, так как это вызовет бурный рост водорослей и скажется на качестве воды и на экосистеме всего водоема.

Вопрос уровня воды в Кинерете в Израиле настолько важный, что после очередного зимнего дождя в новостях обязательно объявляют: насколько сантиметров поднялся уровень воды в озере.

МЕСТО РЫБНОГО ПРОМЫСЛА

Озеро до сих пор богато рыбой и является местом рыбного промысла. В Кинерете сосредоточено две трети всей рыбы Израиля. Уровень добычи составляет 2000 тонн в год. В Кинерете водится порядка 25 видов рыб, среди которых сом, кефаль, тостолобик, тиляпия и др. А, такая рыбка как кинеретская сардинка не встречается больше нигде в мире кроме озера Кинерет.

Популярную, особенно среди туристов, рыбу тиляпию, величают «рыба святого Петра». История возникновения этого названия отсылает нас к Евангелию от Матфея, согласно которому в те давние времена всякий еврей старше 20 лет должен был ежегодно платить налог в размере 2 драхм на содержание Храма.

Но, у Иисуса не было денег, и тогда он попросил Петра сходить к морю, закинуть удочку и заплатить налог той монетой, которую найдет во рту у первой пойманной им рыбы. Считается, что этой рыбой и была тиляпия. За жабрами рыбки до сих пор можно разглядеть два темных пятна, якобы следы от пальцев самого Апостола.

На иврите теляпию называю – амнун, на арабском языке – мушт.

Пятнадцать лет назад в озере начали разводить раков, для чего завезли австралийского рака. Раки прижились и замечательно размножаются. Так что ловят в озере не только рыбу.

ОТДЫХ НА БЕРЕГАХ ОЗЕРА

Библейские истории охотно оживают на берегах озера для паломников и туристов: здесь Вам предложат покататься на такой же лодке, как была у Петра и половить рыбу.

В районе озера сосредоточено множество святых мест, храмов и монастырей ().

Через озеро с севера на юг протекает , соединяющая его с Мертвым морем. На юге озера, там где вытекает Иордан, находится , где для паломников созданы все условия для того чтобы окунуться в воды библейской реки.

Одним из любимейших городов для туристов и самых израильтян является город . Тверия наряду с Иерусалимом, Цфатом и Хевронов входит в число святых городов Израиля. После разрушения Второго Иерусалимского Храма именно Тверия стала оплотом иудаизма. Здесь находятся величайшие – места захоронения великих еврейских мудрецов. Среди которых гробницы: рабби Иоханана Бен-Заккая, рабби Акивы, рабби Меира Баал-а Неса, рабби Моше бен-Маймона (Рамбама - Маймонида). Множество исторических и других культурных памятников находится именно в Тверии.

Галилея - историческая область на севере Израиля, на границе с Ливаном. Галилея - это самая северная часть Израиля, ограниченная с юга Израильской долиной, долиной Харод и Бейт-Шеаном, с запада - побережьем Средиземного моря, с востока - долиной реки Иордан, а с севера - государственной границей с Ливаном. В Ветхом Завете район этот упоминается как «Глиль ха-Гоим», земля, где живет много разных народов. Вся область делится долиной Бейт ха-Керем на Верхнюю и Нижнюю Галилею, а в самой северной части вдоль долины Хула до Ливана идет так называемый Галилейский палец. Прибрежный район носит название Западная Галилея, а на востоке Верхней Галилеи расположено озеро Кинерет.
В римско-византийскую эпоху Галилея была густо заселена, почва отличалась плодородием...
Озеро Кинерет (море Галилейское, Тивериадское море) является основным источником воды для всеизраильского водопровода. В Галилейском море обитает 22 разновидности рыб и среди них тиляпия (Tilapia), более известная под название рыба св. Петра....
По берегам Кинерета проходил Морской Путь («Виа Марис») – часть Великого шёлкового пути, способствовавший благосостоянию прибрежных городов. На берегу озера находятся горячие источники, о целебных свойствах которых упоминалось в египетских документах в XIII в. до н.э. В период римского правления царь Ирод получил от римлян город Гиппопос (Сусита), который находился на востоке Кинерета, а его сыновья, Антипа и Филипп, основали города Тверия и Бейт Саида (Джулиас)....
2000 лет назад район озера Кинерет был местом, где Иисус читал свои проповеди, исцелял, воскрешал, ходил по воде, а позже эта область стала центром деятельности его учеников и последователей
. Эти события отмечены на берегах Тивериадского моря многочисленными церквями и религиозными святынями.
В эпоху Христа западный берег моря был густо усеян еврейскими городами и посёлками, в то время как его восточный берег оставался малозаселённым, в основном греками и другими иностранцами. По этой причине Христос выбрал западный берег и, в особенности, еврейский город Капернаум в качестве Своего местожительства и мессианской деятельности. Именно из поселения западного берега Он собрал большинство своих учеников.
Издревна этот район был богат рыбой. Первые апостолы Иисуса были местными рыбаками. Нередко Он произносил проповеди, стоя в лодке, а толпы людей слушали Его, находясь на берегу. На море часто случались внезапные штормы из-за дувших в Иорданской долине ветров; об одной такой внезапной буре рассказывает евангелист Марк (4:35-41).
В Капернауме Иисус совершил большинство своих чудес. На месте православной церкви в Капернауме находился дом, в котором проповедовал Господь, и где Он исцелил разбитого параличом человека. И сейчас лишь археологические раскопки напоминают о былом величии некогда славных и богатых городов. Город Вифсаида, родина апостолов Петра, Андрея и Филиппа (Иоан.1:44), находится около Капернаума, в том месте, где река Иордан впадает в Галилейское море. С IV в. этот район признаётся как святое место и наполнен христианскими местами паломничества (

На северо-востоке Израиля расположено озеро Кинерет. Оно появилось в месте формирования рифта в районе Сирийско-Африканского разлома, который стал результатом отделения Аравийской плиты от Африканской в эпоху миоцена. Впадина в постледниковый период наполнилась водами поднявшегося мирового океана. Через озеро с севера на юг протекает река Иордан, соединяющая его с Мертвым морем: постепенно сквозь эту своеобразную «пуповину» соль из озера вымылась в , а в Кинерете сконцентрировалась пресная вода.
На юге, при выходе реки из озера, находится знаковое место, где происходит обряд крещения в водах Иордана - Ярденит (уменьшительное от «Иордан»). Это место не имеет прямого отношения к крещению Иисуса, но только здесь для туристов в Израиле можно подойти к реке Иордан, в остальной части она находится на границе с Иорданией и недоступна. Ярденит является скорее символическим и удобным для туристов местом, так как само крещение Христа Иоанном Предтечей произошло близ местечка Каср аль-Яхуд около палестинского города Иерихона.
В этом районе пересекались многие важные пути из Сирии в Израиль и далее, а еще из Месопотамии в Египет Кого только не видели берега этого озера: армии ассирийского царя Тиглатпаласара III (?-727 гг.) и Навуходоносора II (630-562 гг.), предводителя израильтян на пути к Земле обетованной Иисуса Навина (XIV в. до н. э.) и Иоанна Крестителя (6-2 гг до н. э. - ок. 30 г н. э.), будущих апостолов и простых жителей многочисленных селений, издревле находившихся неподалеку(Тель-Кинорот, Коразим (Хоразин), Бейт Цайда (Вифсаида), Магдала (Мигдаль), Тверия (Тивериада), Хамат-Тверия, Сусия, Курси. Эти места отмечены присутствием Иисуса Христа.
Озеро, подобно архаическому божеству, имеет множество имен. И каждое из них отражает тот или иной этап длинной истории народов, населявших его берега. «Кинерет» является одним из древнейших. В то время озеро считали морем. Свое первое имя оно получило, скорее всего, так: около 4000 лет назад на берегу озера на холме Телль-Кинорот находился ханаанский город Кинар. Считается, что город носил имя местного божества, которое охраняло поселение. Супругу Кинара звали Кинерет в ее честь и назвали озеро. Кроме того, в те времена словом «кинор» называли арфу (хотя с современного иврита это переводится как скрипка), которую озеро действительно напоминает по форме. Так что еще одна, поэтичная, хотя и маловероятная версия происхождения древнего названия «Кинерет» - «Море Арфы».
Другое имя озера, встречающееся в текстах Нового Завета, маркирует его географическое положение в Нижней Галилее, чьи горы окаймляют его с запада, - «Галилейское море». Самый известный сюжет - это, конечно же, библейский рассказ о «Хождении по водам», когда Иисус, усмиривший бурю, прошел по поверхности Галилейского моря. Тут он встретил рыболовов Симона и Андрея и действительно, озеро до сих пор богато рыбой. Около Галилейского моря состоялись проповеди Иисуса ученикам и произошли многие чудеса: превращение воды в вино, излечение больных, насыщение 5000 голодных всего 5 хлебами и 2 рыбами и другие.
С востока озеро подходит к подножию Голанских высот - спорной для Израиля и Сирии территории, представляющей собой горное плато вулканического происхождения. На северо-западе озера раскинулась плодородная долина Генисарет с одноименным селением (существовало еще в III тысячелетии до н.э.), поэтому одно время бытовал вариант названия «Генисаретское море». А еще озеро зовут Тивериадским. Это имя происходит от названия одного из святых для евреев городов - Тверии. Арабы, например, так и говорят - «бахр Тверия», т е. «Море Тверии». Сегодня используется древнее Кинерет.
Озеро является самым низким из пресноводных озер на земле. Этот естественный резервуар снабжает Израиль питьевой водой. Чтобы вода не становилась солонее из-за многочисленных источников в северной части озера, через специальный водопровод соленые источники направляют в обход Кинерета, прямиком к Мертвому морю.
Для того чтобы перенести воды Кинерета в густо заселенную центральную часть страны и на ее засушливый и пустынный юг, озеро было присоединено к сложной инженерной системе всеизраильского водопровода (1964 г., 130 км). Питьевая вода проходит дополнительную очистку: по открытому акведуку она попадает на очистительную станцию и уже оттуда перераспределяется.
Конечно, такой значительный забор воды оказывает влияние на уровень озера, чья высота в среднем колеблется от -214 - -208 м. Чтобы контролировать забор, есть два ориентира. «Верхняя красная линия (-209 м)» - довольно редкий показатель, означающий затопление ближайших территорий. Если это происходит, то на юге озера открывают плотину и излишки воды уходят в Мертвое море. «Нижняя красная линия (-215,5 м) маркирует уровень, ниже которого выкачивать озерную воду нежелательно, так как это скажется и на ее качестве, и на всей экосистеме Кинерета. А этого никому бы не хотелось. Ведь помимо того, что Кинерет является «поильцем» Израиля, это один из красивейших водоемов, привлекающих туристов, а также место рыбного промысла. Озеро снабжает израильтян примерно 2000 тонн рыбы ежегодно. Особенно популярна тиляпия, которую здесь называют «морской цыпленок» или «речная курица». Консервируют и солят рыбу тут же - в прибрежных поселках, облюбованных туристами. Кстати, в Кинерете ловят не только рыбу, но и раков. Для их разведения 15 лет назад в озеро завезли австралийских раков, чье быстрое размножение грозит сокращением рыбы в Кинерете.
Один из любимых городов у приезжих и у самих израильтян Тверия, чье название происходит от имени римского императора Тиберия. Наряду с Иерусалимом, Хевроном и Цфатом Тверия входит в число святых израильских городов. Здесь находятся гробницы людей, которых почитают святыми. Паломничества совершают к захоронению еврейского философа, ученого и кодификатора Торы Рамбама (или Маймонида, Моисея Египетского; 1138-1204 гг.), а также одного из великих законоучителей и основоположников раввинистического (т е. ортодоксального) иудаизма рабби Акива (50-135 гг.). Как и в любом израильском городе, в Тверии множество памятников культуры. В городе имеется 17 горячих источников (+63ºС). На их базе, а также с использованием лечебных грязей («пилома») развивается бальнеологический туризм.
Вечером из-за резкого перепада температур бывают сильные бури. По берегам озера цветут олеандры, а банановые и финиковые рощи населены птицами. Глядя на это место сегодня, трудно поверить, что когда-то жизнь местных евреев была чередой постоянных погромов со стороны арабов, и что даже на Земле Обетованной пытался укорениться нацизм в среде немцев-темплеров. Безлюдный берег осваивали, выстраивая сельскохозяйственные коммуны-кибуцы. Рыбачить было опасно из-за обстрелов со стороны Сирии. Но это в прошлом. Сегодня все (вплоть до благоустройства священных мест) - для развития туризма.


Общая информация

Озеро на территории Израиля.
Другие названия: Галилейское море, Генисаретское озеро, Тивериадское озеро.
Языки: иврит, арабский.
Этнический состав: евреи (более 90%), арабы (в том числе арабы-мусульмане (палестинцы) и арабы-христиане).
Религия: иудаизм.
Денежная единица: новый шекель
Крупнейшая впадающая река: Иордан.
Вытекающая река: Иордан.
Крупнейшие города: Тверия, Эйн-Гев.

Цифры

Длина: 21 км.
Ширина: 13 км.
Площадь: 161-169 км 2 .
Объем: 3,6-4,3 км 3 .
Высота над уровнем моря: -214 - -208 м.
Длина береговой линии: 55-60 км.
Наибольшая глубина: 43 м.
Средняя глубина: 25,6 м.
Площадь водосбора: 2730 км 2
Самая низкая точка: -256 м (северная часть, долина Кинорот).
В Кинерет впадают 15 рек. Объем воды, приносимой впадающими реками: примерно 0,8 км 3 .
Объем изливаемой из озера воды: в среднем 0,547 км 3

Экономика

Сельское хозяйство: в кибуцах развито растениеводство (зерновые культуры, цитрусовые, субтропические плоды - авокадо, манго, бананы, финики), животноводство. Рыболовство.
Сфера услуг: туризм, торговля.

Климат и погода

Субтропический. Средиземноморский.
Средняя температура января: +18ºС.
Средняя температура июля: +26ºС.
Среднегодовое количество осадков: менее 500 мм.

Достопримечательности

    Тверия : могилы рабби Йоханана бен-Закая, рабби Акивы и Маймонида, Музей мечеть аль-Бахри, мечеть аль-Омари, Национальный парк Хамат-Тверия

    Древние города-археологические памятники : Арбель (на одноименной горе), Табха, Капернаум, Коразим, Вифсаида, Курси, Гиппос

    Горячие источники Хамат-Гадер

Любопытные факты

    Небольшая (до 25 см) рыбка - кинеретская сардинка - (Acanthobrama terraesanctae) не встречается нигде в мире, кроме Кинерета.

    Побережью озера угрожает опасность нашествия так называемых огненных муравьев. Это небольшое насекомое (2-5 мм в длину) способно причинить человеку тяжелейшие страдания (вплоть до летального исхода) и значительно подорвать экономику Израиля, преградив туристам путь к столь любимому ими Кинерету.

    У озера бьют несколько соленых источников. Из-за этого и сама пресная вода Кинерета приобретает несколько солоноватый привкус. Но, что удивительно, поговаривают, что р. Иордан хотя и вытекает из солоноватого Кинерета, вода ее остается совершенно пресной. Возможно, из-за этой особенности художники предыдущих эпох зачастую на картах изображали Иордан отдельной линией, проходящей через Кинерет, как бы желая подчеркнуть тем самым, что их воды не смешиваются.

    В озере водится рыба Святого Петра (тиляпия) - та самая, которой питались ученики Христа. У рыбки есть особенность: свое потомство она носит во рту.