НЗ-Толкование на Евангелие от Луки (Лк.). Русский синодальный перевод Луки 22 36 толкование

1. ИУДА ВЫРАЗИЛ ГОТОВНОСТЬ ПРЕДАТЬ ХРИСТА (22:1-6) (МАТФ. 26:1-5,14-16; МАР. 14:1-2,10-11: ИОАН. 11:45-53)

Лук. 22:1-6 . Лука записал, что Христос был распят на Пасху - ежегодное празднество в память заклания агнцев в Египте, откуда Бог некогда вывел евреев, освободив их из рабства и наказав их угнетателей египтян (Исх. 12:1-28). О связи праздника опресноков с Пасхою в комментарии на Лук. 22:7 и Иоан. 19:14.

Хотя религиозные вожди боялись народа (Лук. 19:47-48; 20:19), они все же решили погубить Иисуса. С инициативой предательства выступил Иуда. В него вошел сатана (сравните Иоан. 13:27) и соблазнил его деньгами, которые были Иуде обещаны за предательство. Но соучастие сатаны в убийстве Иисуса Христа предопределило его собственное поражение, ибо через смерть Сына Божиего одержана была победа над диаволом и смертью как таковой (Кол. 2:15; Евр. 2:14).

2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИИСУСА К СМЕРТИ (22:7-46)

В повествовании Луки приготовление Иисуса к смерти включает Его последнее служение ближайшим Его ученикам в часы пасхальной вечери (стихи 7-38) и Его последнюю уединенную молитву в Гефсиманском саду (стихи 39-46).

а. Пасхальная вечеря (22:7-38) (Матф. 26:17-35; Мар. 14:12-31; Иоан. 13:1-38)

Все синоптические Евангелия отмечают, что Иисус совершил со своими учениками пасхальную вечерю. Однако в Евангелии от Иоанна (Иоан. 19:14) говорится, что Иисус умер на кресте в пятницу перед Пасхою (при более точном переводе - "в пятницу пасхи"; другими словами, евангелистом подчеркивается, что заклание Божьего Агнца, Его "приготовление", подобно было приготовлению (закланию) пасхальных агнцев. - от ред.). Кажущаяся "неувязка" между Иоан. 19:14 и Лук. 22:7 может быть объяснена двояко.

Праздник опресноков, длившийся семь дней и предшествовавший дню Пасхи, иногда тоже называли "пасхою" (Лук. 2:41; 22:1; Деян. 12:3-4), либо всю эту неделю называли "пасхальною неделей".

В первом столетии нашей эры иудеи следовали при праздновании Пасхи двум календарным системам. Так что Иисус и Его ученики могли совершить пасху по одному календарю, тогда как большинство народа, в том числе и фарисеи, совершали ее по другому календарю, на день позже, и тогда своих пасхальных агнцев они закалали в тот самый день, когда Иисус умер на кресте (Иоан. 19:14).

1. Ученики готовят пасхальную трапезу (22:7-13).

Лук. 22:7-13 . Даже и в эти последние часы Своей земной жизни Иисус продолжал совершать чудеса. Так, Он сказал Петру и Иоанну, как и что произойдет на их пути, когда они пойдут, чтобы приготовить им пасху. Его предсказания, естественно, сбылись. Узнать "человека, несущего кувшин воды", было нетрудно, поскольку обычно воду носили женщины, а не мужчины.

Ученикам надо было сказать этому человеку, войдя за ним в дом: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? По всей вероятности, хозяин дома был одним из веровавших в Иисуса Христа, потому что он сразу же предоставил ученикам горницу в своем доме, подготовленную для праздничного ужина.

2. Поучение Иисуса на пасхальной вечере (22:14-38).

Лук. 22:14-20 . Иисус ясно дал понять близким Ему людям, что смерть Его ознаменуется вступлением в силу Нового Завета. Для этого необходимы были тело и кровь Его, что передано в символике хлеба и плода виноградного и "приобщения" к ним последователей Христа.

На пасхальной вечере Иисус в последний раз учил о Царстве Божием. Это был праздничный ужин, а празднество, пиршество - всегда символ у евангелиста Луки. Иисус и Его ученики, названные тут Апостолами (сравните 6:13; 9:10; 17:5; 24:10), возлежали во время этого поучения за столом.

Господь радовался общению с этими людьми, которые поверили Его благовестию о Царстве. Они последовали за Ним, они познали, что Он действительно Мессия. И ради того, чтобы стать Его учениками, они отказались от всего, с чем свыклись, что было им дорого. Ученичество, к которому призвал их Он, ломало и привычные для них представления.

Иисус объявил им, что это последняя пасха, которую Он вкушает с ними, - до той поры, пока не совершится (она) в Царствии Божием (22:16 сравните со стихом 18). (В англ. тексте Библии соответствующая строка в стихе 16 передана в следующем смысле: "пока все, что она (пасха) означает, не исполнится в Царстве Божием".) Многие вещи в Ветхом Завете, включая и Пасху, указывали на служение Иисуса Христа и предвозвещали Царство, которое Он установит. И когда это произойдет, осуществится смысл Пасхи, ибо ничто уже не будет препятствовать общению Бога с Его народом, который Он введет в свой вечный покой.

Хлеб и вино были атрибутами повседневной жизни - не только пасхальных церемоний. Но здесь, повторяем, они символизировали Его тело, которое приносилось в жертву за весь Израиль, и Его кровь. Он был жертвенным Агнцем, Которому предстояло взять на Себя грех Израиля и всего мира (Иоан. 1:29). Новый Завет, многократно упоминаемый в ветхозаветных Писаниях и совершенно недвусмысленно - в Иер. 31:31-34, являлся необходимой предпосылкой Века Царства, и вот Иисус Христос - через принесение в жертву Себя - учредил этот Завет (Лук. 22:20). Им открывался Израилю путь к возрождению и вселению Духа Святого в отдельных представителей народа. Причастниками тех же духовных благословений (возрождения свыше через вселение Святого Духа) являются и верующие Века Церкви (1-Кор. 11:25-26; 2-Кор. 3:6; Евр. 8:6-7).

Лук. 22:21-23 . Иисус дал понять ученикам, что один из них, участвующих в этой пасхальной трапезе, предаст Его. Решение, принятое Богом относительно смерти Иисуса, и решение Иуды предать Его "совместились" (стих 22). Христос должен был умереть, потому что только так могло совершиться спасение всего человечества, только Его смертью можно было "лишить силы" проклятие греха. И, тем не менее, это не снимало ответственности с предателя за то, что он совершил. Видимо, остальные ученики полностью доверяли Иуде, судя по недоуменным вопросам, с которыми они обращались друг к другу: кто бы из нас был, который это сделает? (стих 23).

Лук. 22:24-30 . Как ни странно, но после предупреждения Христа о том, что один из них предаст Его, ученики стали спорить о том, кто из них должен почитаться большим. Цари господствуют над народами (подразумевая, над язычниками), заметил им на это Господь. Но последователи Мессии не могут в своих мыслях исходить из этого. Среди них стремящийся быть больше да будет как меньший… как служащий.

Ибо Он Сам, Иисус Христос, - в роли служащего меж ними (стих 27). Ученикам же должно подражать своему Учителю. В конце-концов они удостоятся в Царстве Его почетных мест потому что пребыли с Ним в напастях Его. Последователи Христа станут соучастниками "трапезы Его в Царстве", они сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых (сравните Матф. 19:28).

Лук. 22:31-34 . Господь предупреждает Петра, что он трижды отречется от Него в эту ночь, прежде нежели пропоет петух. Он говорит это в ответ на заверения Петра, что он готов за Ним и в темницу и на смерть идти. Слова Христа, что сатана хотел бы сеять их как пшеницу, означают, что он просил у Бога разрешения проводить учеников Христовых через трудные и мучительные обстоятельства для испытания их веры (это сравнимо с ситуацией Иова).

Иисус прибегает здесь к образу пшеницы, просеиваемой (так в англ. тексте Библии) через решето на предмет отделения ее от плевел. Произносит Господь и слова утешения: Но Я молился о тебе (в греческом тексте - множ. число, так что правильнее, видимо, читать как "о вас"), чтобы не оскудела вера твоя (ваша). Непосредственно же Петру Он дает понять, что после отречения от Него тот возвратится на путь веры (и ты некогда, обратившись и станет укреплять в вере братьев своих.

Лук. 22:35-38 . Иисус напомнил ученикам, что они не испытывали недостатка ни в чем, пока Он был с ними и посылал их на служение от имени Своего (9:3). Но вот теперь, когда Он будет взят от них, им придется самим позаботиться обо всем необходимом для своего служения: о мешке… о суме и о мече. Чтобы защищать себя. Потому что Ему не только предстоит умереть, но "и к злодеям быть причислену" (цитата из Ис. 53:12).

Когда ученики сказали, что у них есть два меча, Иисус откликнулся: довольно. На этот Его "ответ" имеется не менее четырех толкований: 1) Господь не захотел более продолжать разговора на эту тему. 2) И двух мечей было "довольно", чтобы продемонстрировать неспособность людей воспрепятствовать осуществлению Божиего плана, которым предусмотрена была смерть Христа.

Мечами этому не помешать. 3) Иисус просто имел в виду, что и двух мечей достаточно для защиты одиннадцати человек. 4) Ответ Христа надо рассматривать в связи с вышеупомянутыми словами пророка Исаии, т. е. Христос подразумевал, что Его учеников, и двумя мечами вооруженных, люди "причтут к злодеям", так же, как Его Самого. Четвертая точка зрения представляется более близкой к истине.

б. Иисус на Елеонской горе (22:39-46) (Матф. 26:36-46; Мар. 14:32-42)

О молении Иисуса Христа в Гефсиманском саду записано в трех синоптических Евангелиях, у Иоанна же сказано лишь, что Иисус "вышел с учениками своими за поток Кедрон, где был сад… знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими" (Иоан. 18:1-2). Тот факт, что в свои последние земные часы Христос боролся с искушением именно в саду, может быть символичным (Лук. 22:46). В саду человек впал в грех через искушение (Быт. 3 гл). И теперь освобождение человечества от греха совершалось опять-таки в саду - через преодоление искушения. Ибо Иисус, "последний Адам" (1-Кор. 15:45), не поддался ему, но исполнил волю Божию, чего не сумел сделать первый Адам.

Лук. 22:39-44 . Лука говорит, что Иисус и ученики пошли на гору Елеонскую. Матфей и Марк называют это место "Гефсиманией" (что значит "пресс для выжимания оливок"). "Гефсиманский сад" представлял собой рощу оливковых деревьев, раскинувшуюся на склоне Елеонской или Оливковой горы (Иоан. 18:1).

Там, отойдя от учеников на расстояние брошенного камня (на вержение камня), Иисус стал горячо молиться. В какой-то момент сильное искушение просить Отца об избавлении Его от грядущего испытания охватило Его. Это значило бы отказаться от плана спасения человечества, предусмотренного Богом, согласно которому Сын должен был взять на Себя грех мира и умереть за него.

Из молитвы Христа видно, что Он уже в следующее мгновение преодолел искушение и выразил готовность исполнить волю Отца (Лук. 22:42). Только Лукой записано, что явился Ангел с небес и укреплял Его (стих 43). Душевные муки Христа и напряжение всех Его сил были столь велики в эти часы, что с лица Его падал на землю кровавый пот.

Лук. 22:45-46 . Встав от молитвы, Он пришел к ученикам и нашел их спящими… Они уснули, сломленные печалью. Мысль о неотвратимости смерти Учителя повергла их в эту печаль. Им самим тоже грозила опасность - не только физическая, надвигавшаяся на них, но и духовная, ибо самая атмосфера сада была, словно грозовыми разрядами, "насыщена искушениями". Вот почему Иисус дважды призывал их молиться, чтобы не впасть в искушение (стихи 40,46).

3. ПРЕДАТЕЛЬСТВО (22:47-53) (МАТФ. 26:47-56; МАР. 14:43-50; Иоан. 18:3-11)

Лук. 22:47-53 . Три момента выделяет Лука в сцене предательства и ареста Иисуса Христа. Первое. Иисус знал, что Иуда предаст Его (стихи 47-48). Он привел за собою толпу народа, в которой были и религиозные "начальники" (стих 52) и римские воины (Иоан. 18:12). Оговоренным знаком для тех, кто пришли взять Иисуса, должен был послужить поцелуй Иуды. Из слов Христа, обращенных к Иуде (стих 48), ясно, что Он наперед знал и о предстоявшем предательстве и о тайном знаке поцелуя.

Второе. Сострадание Иисуса к людям не изменило Ему и в момент ареста (стихи 49-51). Когда Петр, воспользовавшись одним из двух имевшихся у них мечей, отсек ухо первосвященникову рабу (по имени Малх; Иоан. 18:10), Господь исцелил его.

Наконец, третье. Своих врагов Христос горько укорил в лицемерии (стихи 52-53). Они не взяли Его открыто, днем, когда Он учил в храме, но …будто на разбойника вышли на Него с мечами и кольями, чтобы схватить Его тайно (19:48; 20:19; 22:2). Исполнены значения Его слова: но теперь - ваше время и власть тьмы. Ибо они не только явились под покровом "тьмы", но и действовали как силы тьмы духовной, жаждущие смерти Мессии.

Происходившее в Гефсиманском саду должно было завершиться не позднее 2 часов 30 минут пополуночи, поскольку к утру закончились все шесть "судебных разбирательств" над Иисусом, и в 9 часов утра Он уже был распят.

Арест Его в Гефсимании, хоть и был совершен с санкции синедриона, не был законным в том смысле, что произведен был тайно, по доносу оплаченного предателя.

4. СУД НАД ИИСУСОМ (22:54 - 23:25)

Итак, по делу Иисуса состоялось шесть судебных разбирательств - три проведены были иудейскими духовными властями, и три - представителями римской администрации (соответствующую Таблицу в Матф. 26:57-58). Лука пишет только о двух разбирательствах из проведенных иудеями.

а. В доме первосвященника (22:54-65) (Матф. 26:57-75: Мар. 14:53-54,65-72; Иоан. 18:12-18, 25-27)

Лук. 22:54 . Взявши Его, повели, и привели в дом первосвященника (Каиафы) - Матф. 26:57; Иоан. 18:13, а также комментарии на Лук. 3:2 и Таблицу семейства Анны, данную в комментарии на Деян. 4:5-6. Вначале, однако, как следует из Евангелия от Иоанна (Иоан. 18:13), Иисуса повели в дом Анны, влиятельного тестя Каиафы. Можно сказать, что апостол Петр до определенного момента оставался верным своему слову (Лук. 22:33), так как, хоть и издали, но следовал за Христом, несмотря на то, что это было для Него сопряжено со смертельным риском.

Лук. 22:55-62 . На протяжении нескольких часов Петр, как и предсказал Иисус, трижды отрекся от Него (стих 34). Причем с каждым разом делал это все горячее (сравните стихи 57-58, 60). И вдруг пропел петух… и Господь, обратившись, взглянул на Петра… Стечение обстоятельств и этот взгляд Иисуса заставили Петра вспомнить слова, сказанные ему Христом в начале ночи, и Петр осознал все значение происшедшего. Вышед вон он горько заплакал.

Лук. 22:63-65 . В доме первосвященника люди, взявшие Иисуса под стражу, издевались над Ним и били Его. Они, в частности, насмехались над Его пророческим даром (стих 64).

б. В синедрионе (22:66-71) (Матф. 26:59-66; Мар. 14:55-64; Иоан. 18:19-24)

Лук. 22:66-67а . Синедрион был высшей юридической инстанцией у иудеев. Решения, принимавшиеся им, являлись окончательными. Если бы синедрион нашел за Иисусом вину, это означало бы, что весь Израиль признал Его виновным. Собираться синедрион мог только с наступлением дня; этого и ожидали судьи. Они хотели выяснить один вопрос - Христос ли Он? То есть, действительно ли Иисус представлял Себя как Мессию.

Все другие обвинения отошли поначалу на второй план. Задавая этот вопрос, ответ на который они знали, ибо знали, что Он представлял Себя как Мессию, члены синедриона, может быть, давали Ему шанс отречься от своих притязаний. А, может быть, они таким образом думали "устыдить" Его перед Его последователями.

Лук. 22:67б-70 . Иисус Христос подтвердил, что является Мессией, Который после смерти Своей, воскресения и вознесения воссядет одесную силы Божией (Пс. 109:1; Деян. 2:33; 5:31; Еф. 1:20; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 8:1; 10:12; 12:2; 1-Пет. 3:22). Перед лицом синедриона Он открыто заявил и о том, что является Сыном Божиим.

Лук. 22:71 . С точки зрения "старейшин народных, первосвященников и книжников", доказательство вины Иисуса, которое они искали, было получено. Ибо, по их мнению, Иисус совершил богохульство. Теперь они сочли себя вправе выдать Его римским властям. Дело в том, что исполнить смертный приговор могли только они, синедрион такого права не имел и мог лишь объявить человека виновным.

Итак, несмотря на все чудеса, совершенные Христом, на истинно мессианские знамения, данные Им, вожди народа отказались Ему поверить. Действуя от имени всего Израиля, они отвергли Христа.

Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца , и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

И, когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается.

И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток?

Они отвечали: ни в чем.

Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

Они сказали: Господи! вот, здесь два меча.

Он сказал им: довольно.

И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали, и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из Двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них.

Но Петр сказал этому человеку: нет!

Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь.

И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды» . И, выйдя вон, горько заплакал.

Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него.

И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион, и сказали: Ты ли Христос? скажи нам.

Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня ; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

И сказали все: итак, Ты Сын Божий?

Он отвечал им: вы говорите, что Я.

Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

Толкование на Евангелие от Луки (Лк.22:36)


Слово на евангельское изречение: иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою, и купит нож (Лук. 22, 36).

Глава 1. Предлагаемое изречение с первого взгляда заключает в себе, кажется, большое противоречие, и противно прочим наставлениям Господа; но в смысле возвышенном оно, как представляет полезное для поучаемых, так показывает благопопечительность Поучающего, а именно, что наставления Свои душевным возрастам для преспеяния и усовершения по мере возрастания, делает Он сообразными с каждым состоянием. Ибо почему повелевает теперь взять пояс тем, которые научены уже подставлять ланиту ударяющим? Почему велит продать ризу и купить нож тем, которые, по принятии ими заповеди не иметь двух одежд, и действительно имели у себя одну, бывшую на них ризу? Ужели Господу угодно было, чтобы Апостолы ходили нагими, что по общему признанию непристойно, и несогласно с преданиями Господа? Пекущийся о душевной их свободе, и неимением своей собственности доставлявший им жизнь беспечальную, не мог также вознерадеть о благоприличии, повелевая ходить с обнаженным телом. Ибо, так несвойственно любомудрию - простираться за пределы потребного и обременять душу излишними суетными заботами, так безумно и чуждо состоянию целомудрия - отказывать телу в служении ему необходимым. Посему должно приискать решение, сообразное тому и другому повелению, и показать, что прямо следует из обоих заповедей, а именно, что новоначальным прилична первая заповедь, а совершенным - вторая. Ибо, если и непристойно иметь обнаженное тело, в смысле буквальном; то в смысле созерцательном не только сие благоприлично, но и крайне полезно. Поэтому, кто защищает буквальный смысл сего изречения, тот может представляющееся в нем затруднение устранить так: Апостолам, приступающим еще к богочестию, Господь заповедал нестяжательность, желая, чтобы занимались они только изучением божественных уроков, но и зная, что для несовершенных только опасно приобретение имущества, преуспевшим и нетерпящим уже вреда от имущества позволяет небоязненно пользоваться имением, так как они не пристрастны уже к деньгам, подобно многим другим, и не преодолеваются прелестью сребролюбия, и говорит: егда послах вы без влагалища и без меха, еда чесого лишени бысте? А теперь говорю вам: иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех (Лук. 22, 35). Ибо в начале должно им было, не нося ничего при себе, изведать на опыте силу Учителя, которая им каждый день без их забот подавала потребное для тела, и даже не это одно, но и сказанное нами не задолго прежде, - чтобы, деятельно обучившись нестяжательности, приобрели неизменяемый к ней навык, постепенно преуспевая в беспристрастии к себе самим; потому что сребролюбие погубило многих; оно низринуло в пропасть предательства и Иуду, который привык к деньгам, по причине вверенного ему для служения верным ковчежца (Иоан. 12, 6).

Глава 2. Но не знаю уже, чем защитится отстаивающий буквальный смысл в словах: кто имеет нож, да возмет, а кто не имеет, да продаст ризу и купит нож; когда Господь везде требует, чтобы ученики его были мирны и кротки. Посему посмотрим, каким образом это повеление, хотя оно относительно к телу и в смысле буквальном невозможно, в духовном смысле возможно и полезно. Приближаясь уже к страданию и готовясь войдти на крест, как по злоумышлению иудеев, так и по собственному изволению ради спасительного домостроительства, говорит сие ученикам Господь, приготовляя к борьбе с противящимися истине, но не к борьбе по маловажным предметам предприемлемой, где расположением борющихся управляет раздражение, а к состязанию в подвиге, который внушен Богом по пламенной ревности к богочестию. Ибо Господь видел уже, что бесстыдные псы иудеи с неистовством востают против божественного учения, и спешат положить конец спасительной проповеди, а потому, возставляя учеников своих на сей подвиг с иудеями, повелевает им отложить прежнюю кротость, вооружась же сильным словом идти на обличение покушающихся низложить истину. Хотя христианину прежде всего потребно необходимое одеяние, приличное имени сего звания; потому что не менее одежды украшают христианина степенная безмятежность духа и нрав скромный; однако же во время борьбы с противниками потребно ему и оружие слова. Посему, говорит Господь, в то время, когда посылал Я вас учителями к Израилю, хорошо вы делали, выказывая мирное состояние духа, и таким поведением привлекая непокорных к послушанию, кротостью доводя их до благопокорности; потому что для убеждения действительнее сильного слова правая жизнь, в себе самой представляющая знающему оную убедительный повод признать себя посрамленным. Но поскольку по Моем вознесении враги истины нападут на нее; то каждый из имеющих попечение о нравственном благоустройстве, да отложит тщание о соблюдении мира, и да уготовится к состязанию; ибо нет никакой несообразности для важнейшего оставить на время менее важное, и отложив кротость сделаться воителем.

Глава 3. Сие советует и Пророк говоря: кроткий да будет храбр (Иоил. 3, 11). И как пророческому слову: раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы (Ис. 9, 4), то есть, по прекращении брани со страстями душевные силы соделают земледельческими орудиями, так и на оборот, когда призовет брань, хорошо сложить с себя подобающее украшение, уготовиться же на борьбу, и взять в руки мечь за Господни заповеди, совлекшись и ризы нравственных добродетелей, если должно будет сражаться нагому: ибо таковый, может быть, в сражении будет безопаснее облеченного в ризу. Сие дает видеть Пророк, сказав: и погибнет бегство от скоротекущего, и крепкий не удержит крепости своея, и храбрый не спасет души своея, и быстрый ногама своима не уцелеет (Ам. 2, 14-15), присовокупляет он: наг побегнет в той день (Ам. 2, 16). Господу угодно, чтобы таковым нагим был продающий ризу и покупающий нож, не отрекаясь, по причине истины означаемого, от того, что по буквальному смыслу кажется неблагоприличным. Ибо, желая, чтобы люди сообразовались всегда с тем, что для них полезно, дает нередко и противоположные советы, как сказали мы уже предварительно, иногда научает принимать заушения и не оказывать негодования, иногда же повелевает носить мечь, показывая воинственный вид, вызываясь на брань, и до вступления в оную устрашая врагов одним видом. И когда один пророк повелел воинские оружия переделать в земледельческие орудия, вскоре после него другой пророк дает напротив повеление земледельческие орудия переделать в воинские оружия. Один говорит: раскуйте мечи своя на орала, и копия своя на серпы (Ис. 9, 4), а другой: рассецыте рала ваша на мечи, и серпы ваша на копия (Иоил. 3, 10). И советы сии, хотя противны по букве, но не противны по разумению. Ибо один внушает, что должно делать начинающим брань со страстями, а другой, что делать обратившим врагов в бегство. Поэтому до времени хорошо быть облеченным в одежду, и потом совлечься одежд, когда потребуется вместо ризы приобрести нож; потому что для безопасности не столько служит риза, сколько нож; в одежде - украшение, а не безопасность; а нож - великое охранение сражающемуся. Поскольку же таковая риза полезна только до времени, достигшему совершенства и восшедшему на кров умозрения, воспрещается возвращаться назад. Ибо Господь ясно учит, говоря: иже на крове, да не сходит взяти риз своих (Матф. 24, 17-18).

Глава 4. Но есть и кровы превозношения, восходящих на которые порицает пророческое слово, говоря: что бысть, яко ныне возлезосте вси на храмины тщетные (Псал. 22, 1)? Ибо эта храмина была не высота добродетели, имеющая прочное основание, но надмение пустой гордыни, скользкое для того, кто утверждает свое пребывание на таковой высоте. А кров истины стоѝт незыблемо, имеет неколебимую добродетель, назданную на умеренном образе мыслей, с него невозможно упасть; потому что самый венец крова безопасен, восшедшего горе, как в раю, хранит нагим и невинным. Если же кто не совлекает с себя таковой ризы по умирении брани со страстями, и труда о нравственных добродетелях не заменяет старанием приобрести силу слова, даже не хочет освободить тело от безвременного труда, когда прошел уже мимо досаждающий телу сластолюбием; то подвергается он укоризне, как отлагающий, когда уже не должно, продажу ризы и покупку ножа. И сие можно слышать от приточника, который говорит: отъими ризу свою, прейде бо досадитель (Прит, 27, 13). Ибо не менее строгости в деятельной жизни изнуряет тело рачительность подвига в божественных словесах, даже еще более способствует трудящемуся о чистоте; потому что мысль не имеет времени возвращаться назад и заниматься страстями, готовыми его потревожить, так как помысл непрестанно устремлен к лучшему. Труд строгого жития, изнуряя тело, дает еще, может быть, время страстям подвигнуть праздную мысль к тому, что составляет собственное вещество страстей. Умозрение же, содержа привлеченным к себе всецелый ум, не дает места, не говорю страсти, но даже и человеческому помыслу, призывающему, может быть, и к необходимой потребности. Но только страстное сластолюбие препобеждает услаждение умозрением, в котором с полезным срастворено приятное, но и естественную нужду. Зная сие, и Павел говорит: телесное обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть (1 Тим. 4, 8); так свидетельствует о пользе первого при времени, а последнему приписывает всегдашнюю и постоянную пользу; потому что телесный подвиг прекращается в будущем веке, а ведение приемлет приращение в совершенстве, простираясь от видения уповаемых благ зерцалом в гадании к видению лицем к лицу (1 Кор. 13, 12).

Глава 5. Поэтому, телесного упражнения должно совлечься, как ризы, и трудов оного, как цены за проданное для приобретения меча благочестия, который будет полезен к охранению и приведению в безопасность того, что есть у нас. Этот мечь делается и похвалою, - похвалою, то есть не пагубною гордынею кичливого высокоумия, но благодарным ощущением помощи Божией, как сказано кому-то: защитит помощник твой, и мечь хвала твоя: и солжут тебе врази твои, и ты на выю их наступиши (Втор. 33, 29). Так продается риза, так покупается нож; продается риза, служа к приобретению того, чего не было прежде, и сама оставаясь в способности действовать, хотя, по смотрению, и прекращает свою действенность. Ибо способность действовать, хотя и не приводит в исполнение предстоящего ей делания, однако же, имея крепкую силу, когда захочет, обыкновенно действует беспрепятственно, подобно тому художнику, который полноту своего знания показывает на веществах, и при недостатке оных остается праздным, между тем как знание его безмолвствует, а не уничтожается. Почему же совлекшийся таковой ризы, и снова, по снисхождению к несовершенным, принужденный употребить ее в дело, так говорит: совлекохся ризы моея, како облекуся в ню (Песн. 5, 3), если не оставалась таковая риза, не выказывая своей действенности, однако же сохраняя силу способности действовать? Почему продавший ризу непременно покупает нож, и первой не уничтожая, и приобретая последний. Да и какой покупает он нож? Тот, о котором говорит Христос: не приидох воврещи мир, но мечь (Матф. 10, 13), мечем называя слово проповеди. Ибо, как нож разделяет сросшееся, и связное тело рассекает на части, так слово проповеди, вносимое в дом, во всяком из них соединенных на зло неверием отсекало друга от друга, отделяя сына от отца, дочь от матери, невестку от свекрови, рассекая самую природу, показывало цель Господня повеления, а именно, что для великой пользы и во благо людям повелел Он Апостолам взять нож.

Глава 6. Посему Петр немедленно отвечает, говоря, что два у них ножа, о которых Господь сказал, что их достаточно для предлежащего подвига. Ножи же сии, как говорит Апостол, суть обличение противополагаемого и утешение верующих. Ибо в послании к Титу так вручает их учителям, говоря: да силен будет и утешати во здравом учении и противящихся обличати (Тит. 1, 9), чем и разделяет слово на два вида; ибо иной вид - слово учения к верным, и иной - слово истины к врагам; и одно есть обличение лжи, а другое - подтверждение истины. А что мечем называет слово, это явно для всякаго; так как на памяти у каждого часто повторяемое изречение писания: живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра (Евр. 4, 12). Ибо и здесь говорится о двояком действии слова. Но иный может назвать двумя мечами ясность и истину; ибо когда сочетаваются оне в слове, достаточно их к тому, чтобы покорять противящихся. Посему-то и первосвященник на слове, которое было у него на персях, имел таинственно возложенные: явление и истину (Исх. 28, 30), - явление для уяснения сказуемого, и истину для низложения лжи. Потому и Петр, открыто употребив нож, когда урезал ухо рабу архиереову, оказывается совершившим это вместе и таинственно и назнаменательно. Ибо Апостолы в начале проповеди исполняли и предписываемое законом, когда к Двери, т. е. к Рекшему: Аз есмь дверь (Иоан. 10, 7), приводили утверждавших о себе, что возлюбили они владычество закона, и взяв шило обучения, старались провертеть рабский слух в свободу послушания (Втор. 15, 17). Когда же иудеи признали себя недостойными жизни вечной, и настала нужда обратиться уже к язычникам; тогда Апостолы глаголом Духа совершенно отсекают им слух, как недостойным уже слова свободы за непокорность. Ибо сказать: вам бе лепо первее глаголати слово Божие (Деян. 13, 46), - значило провертеть рабский слух в свободу; а потом присовокупить: понеже недостойны творите сами себе вечному, животу, обращаемся во языки - значило совершенно отсечь им слух.

Глава 7. Тоже самое говорит иудеям и Павел: иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте (Гал. 5, 4). Ибо отпасть от благодати значило тоже, что и быть отсеченными от слова свободы. Почему и Господь говорит: шедше научите вся языки (Матф. 28, 19), по урезании уха у иудеев отверзая к послушанию ухо язычников. О сем за долго прежде и издревле свидетельствует и ветхозаветное писание, ясно пророчествуя о том и другом, а именно, что у иудеев урезано будет ухо, и что оно приложено будет язычникам. Ибо и Иезекииль говорит иудейскому сонмищу: ноздри твоя и ушы твоя обрежут (Иез. 23, 25); потому что не прияли благоухания мира Христова, подобно той, которая говорит: в воню мира Твоего течем (Песн. 1, 3), и по урезании и отъятии у них главных орудий чувств не пожелали, как овцы, слушать гласа Пастыря. А Исаия вводит самую церковь из язычников, которая говорит: приложи ми ухо еже слышати, и наказание Господне отверзает ушы моя (Ис. 50, 4-5). Так языческой церкви Господь приложил ухо, и ухо же урезал у церкви иудейской. И сие достаточно сказано о продавших ризу и взявших нож. Посмотрим же, все ли мы, когда носим таковую ризу, носим ее право? Ибо об иных написано: яко всякую одежду собранну лестью, и ризу с примирением отдадут (Ис. 9, 5), а о других: ризы своя связующе ужами, завесы творяху держащияся требища (Ам. 2, 8). Посему не имеют ли у нас лестью собранной одежды те, которые, в ересях подстерегая простодушных, одеваются в ризы нравственных добродетелей, но облекаются в них, как в чужия, не в правду, а более для соблюдения доброго о них мнения, и преображаются, принимая на себя вид кроткий и скромный, чем и уловляют в погибель попадающихся на сию уду?

Глава 8. Они-то в будущем веке с примирением отдадут таковые ризы; потому что не восприимут наград за труды, но понесут за обман наказание и мучение от Бога, отмщающего на вся оболченные в одеяния чуждые, как говорит Он у Пророка (Соф. 1, 8). Ибо все, что делается не ради самого добра, а ради чего-либо иного, не только остается без награды, но и подлежит ответственности, а наипаче когда устрояются этим козни видящим, служа гибельною приманкою для простодушных. Как тщеславие делает бесполезным труд добродетели, и лишает трудившегося вечных наград, само для себя служа малоценною наградою за великие труды, скоропреходящею похвалою за трудные подвиги, скорогибнущею почестью, увядающею прежде, нежели созреет, как должно; так образ благочестия, притворно приемлемый для обмана, делает труд не напрасным только, но и опасным, осуждаемым не на лишение только награды, но на продолжительное и крайне мучительное наказание. Так некиим, изнурившим себя и понесшим таковый труд, Апостол сказал: толико пострадасте, туне? аще точию и туне (Гал. 3, 4), словом: туне означив лишения наград, а словами: аще точию и туне - достоплачевность ожидаемого мучения. Держащияся же требища завесы, ужами связующе ризы, творят, может быть, и некоторые из служителей Церкви, которые лицемерно подражают священнодействующим непорочно под покровом внутри святилища. Ибо иное есть завеса (ϰαταπέτασμα), и иное покров (ϰαταπέτασμα), хотя сходство названий скрывает различие вещей. Завеса вешается, где ни есть, на время, по необходимости, чтобы не совершать открыто пред глазами всех, что требует сокровенности, и она с обеих сторон прикрепляется на перекос вязями от правой руки к левой, не имея ничего над собою сверху; а покров спускается на вязях, прикрепленных сверху, как и самое имя, по словопроизводству, показывает падение ткани сверху, и может быть, означаемся им мы, когда приемлем на себя труд в добродетелях ради Вдадыки, видящего в тайне, укрывая совершаемое от очей человеческих долу, обнаруживаем Единому зрящему свыше.

Глава 9. И Предложение имеет причину горе, завися от благоугождения Богу, подобно и покров свешивается простираясь с верху. Делая добро, священнодействуем мы под покровом. Но когда, выставляя на вид образ целомудрия или нестяжательности, в тайне делаем противное, и распростирая завесу ужами грехов, иный образ отпечатлеваем в себе, а иным прикрываемся сверху, притворною наружностью придавая честный вид скрытному стыду, и обманом уловляя взоры людей, чтобы прославиться благочестием и добродетелию: тогда под завесою таин к укоризне нашей то, что, если откроется, заслужит осуждение. Ибо так добродетель, совершаемая в тайне, имеет похвалу от Бога, а совершаемая явно, громко провозглашается; так и пороку, пока сокрыт, угрожают только наказание и мучение, а когда обличен, готово конечное осуждение. Но хотя здесь не явны таковые развращенные начинания, прикрываясь благочестною наружностью, однако же непременно обнажены будут там, когда отнимется у них мнимая их слава, обнаружится же, и сама собою возсияет, истина. Ибо о нихъ-то, может быть, говорит Исаия: откроет Господь срамоту (τὸ σχῆμα) их в день он (Ис. 3, 18). Но упражняющиеся в добре не все таковы, хотя некоторые для уловления славы человеческой, звание благочестия проходят нечисто. И по причине обманщиков не должно клеветать и на рачительных. Ибо действительно посвятившие себя добродетели, и делами не солгавшие своему обету, но и сокровенное уподобившие видимому, у которых наружность служит истолкованием самой вещи, и которые не кажутся только тем, за что выдают себя, но какими именуются, таковы в действительности, или стараются лучше, не во мнении других, но сами в себе, таковыми быть, при помощи все испытующего, даже и глубины сердечные, и воздающего каждому по собственным его делам, а не по предвзятому о нем понятию. А с другой стороны и из них также некоторые уклоняются от истинной цели, превозносясь и думая, что собственными силами усвоили себе украшение добродетели.

Глава 10. Ибо редкое и крайне трудное дело - понести величие добродетели, не превознесшись мыслию, не надмившись преспеяниями, пребыв смиренным и, как говорит некто, бесквасным; потому что бесквасное и вблизи огня не надувается, но пребывает в смиренном виде, и скромно о себе думающий не превозносится, упражняясь в добродетели, благоговением удерживаемый от надмения кичливости. Им законодатель дает совет иметь предь очами страх Божий, приставив его навсегда пестуном неразумного превозношения и святым наставником в целомудрии. Ибо повеление на воскрилиях ризы делать рясны из прядения синяго (Числ. 15, 38), и взирающим иметь в этом всегдашнее напоминание о божественных заповедях, как мне кажется, знаменательно дает разуметь сие самое; потому что, как рясна - начало ризы, так начало премудрости страх Господень. Посему его-то должно искать на всякой вершине добродетели (потому что вершины скользки, маломысленных совращают в высокоумие), - чтобы непрестанно колеблясь пред очами души, сдерживал он от надмения преуспеяниями и научал доблестного, что, хотя и сам он исткал себе ризу, однако же Бог дал ему мудрость для такового исткания, и виновнику познания, а не делателю, подобает восписывать всю силу. Таким образом и добродетель будет блистательнее, будучи признаваема делом Божиим, и приобретение ея для приобретающего пребудет приводимо в безопасность страхом Божиим, как всегда охраняемое благоговением к самому Богу нашему. Ему слава и держава во веки. Аминь!

Заговор религиозных вождей против Иисуса

(Мат. 26:2-5 ; Мк. 14:1-2 ; Ин. 11:45-53 )

1 Приближался праздник Пресных хлебов, называемый Пасхой. 2 Первосвященники и учители Закона искали способа разделаться с Иисусом так, чтобы не вызвать возмущения народа.

Иуда решает предать Иисуса

(Мат. 26:14-16 ; Мк. 14:10-11 )

3 Тогда сатана вошел в Иуду, которого называли Искариотом, одного из числа двенадцати. 4 Иуда пошел и сговорился с первосвященниками и с начальниками храмовой стражи, как предать им Иисуса. 5 Те обрадовались и обещали заплатить ему. 6 Иуда согласился и стал искать удобного случая, когда с Иисусом не будет народа, чтобы предать Его.

Приготовления учеников к Пасхе

(Мат. 26:17-19 ; Мк. 14:12-16 )

7 Наступил день Пресных хлебов, когда следовало заколоть пасхального ягненка, 8 и Иисус послал Петра и Иоанна с поручением:

– Идите и приготовьте для нас пасхальный ужин.

9 – Где Ты хочешь, чтобы мы его приготовили? – спросили они.

10 Он ответил:

– Когда вы войдете в город, то встретите человека, несущего кувшин с водой. Идите за ним в дом, куда он войдет, 11 и скажите хозяину дома: «Учитель спрашивает тебя: Где комната для гостей, в которой Я буду есть пасхальный ужин с Моими учениками?» 12 Он покажет вам большую комнату наверху, в которой уже все подготовлено; там и приготовьте ужин.

13 Они пошли, и все произошло так, как им сказал Иисус, и они приготовили пасхальный ужин.

Последний ужин Иисуса с учениками

(Мат. 26:20-29 ; Мк. 14:17-25 ; Ин. 13:21-30 ; 1 Кор. 11:23-25 )

14 Когда подошло время, Иисус и Его апостолы собрались у стола. 15 Иисус сказал им:

– Я очень хотел есть эту Пасху с вами перед Моими страданиями. 16 Говорю вам, что Я уже не буду есть ее до тех пор, пока она не совершится в Царстве Божьем.

17 Взяв чашу и поблагодарив за нее Бога, Он сказал:

– Возьмите ее и разделите между собой. 18 Говорю вам, что Я уже не буду пить от плода виноградного до тех пор, пока не придет Божье Царство.

19 Затем, взяв хлеб и поблагодарив за него Бога, Он разломил его и дал им со словами:

– Это Мое тело, отдаваемое за вас. Делайте это в воспоминание обо Мне.

20 Также взял и чашу после ужина и сказал:

– Эта чаша – новый завет, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается # 22:20 Ср. Исх. 24:8; Евр. 9:18-20. . 21 Но рука того, кто предает Меня, на одном столе с Моей. 22 С Сыном Человеческим все случится так, как было предназначено, но горе тому человеку, который предает Его.

23 Тогда ученики начали спрашивать друг друга, кто из них мог бы совершить такое.

Не господствуйте, но служите

(Мат. 20:25-28 ; 19:28 ; Мк. 10:42-45 )

24 Потом они начали спорить, кто из них должен считаться самым великим. 25 Иисус тогда сказал им:

– Цари язычников господствуют над ними, правителей народа именуют «благодетелями», 26 но вы не будьте, как они. Напротив, пусть самый великий среди вас будет как самый меньший, и начальник – как слуга. 27 Ведь кто важнее: тот, кто возлежит за столом, или тот, кто прислуживает? Разве не тот, кто возлежит? Я же среди вас как слуга. 28 Вы были со Мной во всех Моих испытаниях, 29 и как Мой Отец дал Мне царскую власть, так Я теперь даю ее вам, 30 чтобы и вы могли есть и пить за Моим столом в Моем Царстве, и вы сядете на престолах править # 22:30 Или: «судить». двенадцатью родами Израиля.

Иисус предсказывает отречение Петра

(Мат. 26:33-35 ; Мк. 14:29-31 ; Ин. 13:37-38 )

31 – Симон, Симон, сатана просил, чтобы все вы были рассеяны, как пшеница, 32 но Я молился о тебе, чтобы ты не потерял веру. И ты сам, когда обратишься ко Мне, укрепи своих братьев.

33 Петр ответил:

– Господи, я готов идти с Тобой и в темницу, и на смерть!

34 Но Иисус сказал:

– Говорю тебе, Петр, не успеет и петух пропеть сегодня, как ты трижды отречешься от того, что знаешь Меня.

35 Потом Иисус спросил их:

– Когда Я посылал вас без кошелька, без сумки, без сандалий, нуждались ли вы в чем-либо?

– Ни в чем, – ответили они.

36 – Сейчас же, если у вас есть кошелек, возьмите его, возьмите и сумку, и если у вас нет меча, то продайте плащ, но купите меч # 22:36 Скорее всего, смысл сказанных здесь слов заключается в том, что Его последователи должны приготовить себя к предстоящей духовной борьбе, к лишениям и гонениям за веру. Буквальное же понимание вступало бы в противоречие со словами Иисуса (см. Мат. 26:51-53; Лк. 22:49-51; Ин. 18:36; 2 Кор. 10:3-4). . 37 Говорю вам, что со Мной должно исполниться сказанное в Писании: «Он был причислен к преступникам» # 22:37 Ис. 53:12. . Все, что обо Мне было написано, скоро исполнится.

38 Ученики сказали:

– Смотри, Господи, у нас есть два меча.

– Достаточно об этом , – ответил Иисус.

Иисус молится на Оливковой горе

(Мат. 26:36-46 ; Мк. 14:32-42 )

39 Иисус, как обычно, пошел на Оливковую гору, и Его ученики пошли с Ним. 40 Придя на место, Иисус сказал:

– Молитесь, чтобы вам не поддаться искушению.

41 Он отошел от них примерно на расстояние брошенного камня, опустился на колени и начал молиться:

42 – Отец, если Ты хочешь, пронеси эту чашу мимо Меня, но пусть все будет не по Моей воле, а по Твоей.

43 Тогда с небес Ему явился ангел и укреплял Его. 44 В муках Иисус стал молиться еще горячее, и сделался пот Его как капли крови, стекавшие на землю. 45 Когда Он поднялся с молитвы и вернулся к ученикам, то нашел их спящими, потому что они были измучены печалью.

46 – Почему вы спите? – спросил Иисус. – Вставайте и молитесь, чтобы вам не поддаться искушению.

Иисус предан и арестован

(Мат. 26:47-56 ; Мк. 14:43-50 ; Ин. 18:3-11 )

47 Он еще говорил, когда приблизилась толпа, во главе которой шел тот, кого звали Иудой, один из двенадцати учеников. Он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. 48 Иисус сказал:

– Иуда, ты поцелуем предаешь Сына Человеческого?

49 Когда же те, кто был с Иисусом, увидели, что происходит, они спросили:

– Господи, а что если нам ударить мечом?

50 И один из них ударил слугу первосвященника и отсек ему правое ухо. 51 Но Иисус сказал:

– Прекратите, довольно!

Он прикоснулся к уху слуги и исцелил его. 52 Затем Иисус сказал первосвященникам, начальникам храмовой стражи и старейшинам, которые пришли за Ним:

– Что Я, разбойник # 22:52 Или: «мятежник». , что вы пришли с мечами и кольями? 53 Я каждый день был с вами в храме, и вы не схватили Меня. Но сейчас ваше время, сейчас власть тьмы.

Отречение Петра

(Мат. 26:67-75 ; Мк. 14:66-72 ; Ин. 18:15-18 , 25-27 )

54 Они схватили Его и повели в дом первосвященника. Петр, держась поодаль, следовал за ними. 55 Посреди двора первосвященника разожгли костер, и Петр вместе с другими людьми сел к нему греться. 56 Одна из служанок, увидев Петра в свете огня, пристально всмотрелась в него и сказала: