Как повлиять на ребенка, чтобы «молчун» разговорился? Невеликие молчуны Разговариваем по телефону

Такие дети встречаются довольно часто. Их поведение называют выборочным мутизмом. По-латыни это «немой». Такой ребенок разговаривает не со всеми. Другие же, пусть хоть на голову станут, не дождутся от него ни слова. Сразу же отметим, что с такими детьми как можно раньше нужно обратиться в кабинет невропатолога и психолога. Но врачи не помогут, если в этой проблеме родители не будут действовать совместно со специалистами.

Как научить ребенка разговаривать? Для начала нужно понять для себя, что дети-молчуны не всегда слишком застенчивы. Ведь застенчивость — проявление слабости характера, а молчуны — дети с очень сильным характером, железной волей и даже упрямством. Вы, конечно, согласитесь, что молчать как немой и отказываться от вербального общения (даже если обещают заветные подарки) может ребенок с изрядной выдержкой. При этом он видит, слышит, понимает. Он очень внимателен. А внимательный для того, чтобы выработать удобную для себя тактику и стратегию и в дальнейшем безошибочно воздействовать на других, навязывая свою волю. На языке психологии эта модель поведения называется «скрытое стремление к лидерству». Действительно, ощущение своей исключительности, а вовсе не застенчивость является причиной отказа от общения. Первопричины могут быть разными. К ним относятся собственно дефекты речи: ребенок с высоким интеллектом уже может сопоставлять свое затрудненное вещание с нормальным у сверстников и взрослых.

Как правило, молчуну хочется возглавлять, верховодить, но это не всегда получается. Следовательно, надо привлечь к себе внимание любой ценой, пусть даже молчанием. Часто му-тизм, незаметный в своем первоначальном проявлении, закрепляется в неблагополучных семьях. Матери-одиночке приятно, что своему ребенку-молчуну она особенно нужна, необходима, незаменима как его «переводчица», заместитель.

Педагог Т. Шишова и детский психиатр И. Медведева придумали целый ряд психологических этюдов, которые способствуют преодолению молчаливости ребенка. У них эта черта является не у ребенка, а у другого персонажа. Прочитайте вместе с малышом этот рассказ и попросите его придумать развитие и завершение сюжета.

Собака потерялась

Однажды на прогулке от хозяина отстала собака и потерялась. Собаке хотелось есть и было страшно потому что на улице уже было темно. Прохожий ее заметил и спросил:

— Песик, ты чей?

Собака ничего не ответила.

— Если молчишь, значит, ничей, — проронил прохожий и ушел.

А собака осталась дрожать от холода и страха на пустынной улице. Появилась девочка. Она сказала:

— Щеночек, бедненький, я тебя отведу к хозяину, домой, а то ты совсем замерз.

Песик очень хотел рассказать девочке, по какому адресу он проживает и кто его хозяин, но он все-таки промолчал. И девочка пошла, так и не дождалась ответа. Между тем наступила ночь, пошел дождь (или снег), собака заскулила от страха …

Постепенно молчун «созреет» до обычного словесного общения с людьми. Но если не корректировать молчуна-дошкольника, его личность может быть серьезно и необратимо деформирована. Поэтому важно сохранять спокойствие, выдержку и добиваться того, чтобы ваша воля превосходила волю ребенка. Ведь, как уже отмечалось, интеллект у детей с выборочным мутизмом, как правило, высокий, они быстро и правильно оценивают соотношение сил.

Как научить ребенка разговаривать?

Немедленно вводить таких детей в коллектив сверстников.

Поощрять, подталкивать к разговорам и всячески хвалить за первые слова и фразы.

Такой ребенок, поддавшись на просьбы и что-нибудь ответил, должен почувствовать, что победил не взрослый, а он, малыш.

Не заискивать перед мутистом и не быть слишком строгим. В этом случае важна золотая середина.

Постоянно создавать специальные ситуации, которые заставляют молчуна говорить: приводить ребенка в детские магазины, в отдел игрушек, к лотку с мороженым, конфетами, киндер-сюрпризами. Захочет — публично обратится к матери, и это уже будет пусть небольшая, но ваша победа.

Но есть детишки-молчуны. Они прекрасно понимают речь. Они развиты не хуже, чем их сверстники. Они играют в те же игры, с той же легкостью собирают простенькие головоломки, но при этом не говорят. В лучшем случае, они используют отдельные слова. В худшем - молчит или объясняется только жестами. На фоне своих сверстников такой ребенок выглядит неразвитым, отсталым. Любое сравнение своего ребенка с другими вызывает у родителей обоснованный вопрос: а все ли с нашим ребенком в порядке?

Как же вести себя родителям маленького молчуна, чего опасаться, когда бить тревогу?

Прежде всего, поговорить со своими родственниками и родственниками мужа. Узнайте, не было ли подобных молчунов в роду ранее. В некоторых семьях имеется свой график речевого развития ребенка, несколько отличный от общепринятого. Такие дети начинают говорить поздно, но к четырем-шести годам полностью нагоняют сверстников и ничем от них не отличимы по своему развитию.

Если у Вас такой случай, не запугивайте себя. Не волнуйтесь. Ребенок заговорит между тремя и четырьмя годами. Просто наберитесь терпения и побольше занимайтесь с малышом. Хотя сейчас он молчит, он прекрасно запоминает новые слова. И словарный запас Вы можете нарастить до того, как он начнет эти слова произносить.

Если известных случаев позднего речевого развития в роду не было, и при этом ребенок получает достаточно внимании и общения, но речевое развитие его задерживается, это тоже не повод для паники. Однако, следует пройти обследование у невропатолога, чтобы убедиться, что нет каких-то причин, из-за которых речевое развитие ребенка задерживается. Так же следует проверить слух малыша. Слабослышащие дети могут слышать и понимать речь, но из-за того, что это связано для них с рядом трудностей, развитие их может идти медленнее, чем у обычных детей. Если причина задержки речевого развития ребенка обнаружится, её устранение решит проблему. Если же препятствий к развитию нет, значит, Вы просто торопите события.

До трех-трех с половиной лет ребенок может не осознавать выгод, которые дает ему речевое общение, и просто не испытывать желания разговаривать. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители очень хорошо понимают ребенка. Малышу не нужно что-либо объяснять, не нужно что-либо просить словами. Как следствие, у него нет потребности осваивать речь.

В данном случае, основной задачей родителей является постоянно создавать для ребенка ситуации, провоцирующие его применить речь. Начиная с таких простых уловок, как произнесение названия предмета с указанием на него (Смотри, птица! Смотри, цветочек) и намеренного непонимания просьб ребенка, до помещения его в среду активно разговаривающих сверстников.

Кроме стимуляции ситуаций, провоцирующих ребенка разговаривать, следует уделять особое внимание играм, стимулирующим тонкую моторику пальцев. Так как зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику пальцев и артикуляцию, связаны, такие упражнения облегчат малышу освоение новых звуков и слогов, помогут быстрее нагнать сверстников, когда он начнет говорить.

Отдельно следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения, пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший психолог и невролог помогали Вам в борьбе с последствиями травмы. Не переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих сверстников.

Самый тяжелый случай, это задержка речевого развития из-за трудноустранимых или неустранимых дефектов физического развития. Вам понадобится очень много терпения, чтобы помочь малышу освоить речевое общение и осознать его удобство и выгоды. Однако, даже в этом случае не стоит опускать руки. Давно уже разработаны специальные методики которые помогают детям с нарушениями слуха, артикуляции, формирования необходимых для освоения речи зон головного мозга все-таки преодолеть препятствия и начать говорить столь же уверенно, как и обычные дети.

Помните: Ваш ребенок не становится хуже других детей от того, что не заговорил так же рано, как они. Вам незачем стесняться его молчаливости. Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. Не позволяйте сомнениям понизить вашу самооценку и Вашу веру в своего малыша. Рано или поздно, легко или с трудностями, но он догонит своих сверстников. А Вы ему в этом поможете.

Без участия взрослого речь не разовьется сама по себе!

Когда ребенок уже освоил речь с ее грамматическими основами и при условии что он находится в нормальной психоэмоциональной обстановке, то «разговорить» его не представляется трудным. Первое, и, пожалуй, самое главное правило, которое должно действовать в семье - взрослые комментируют свои действия. Однако следует это делать так, чтобы ребенок чувствовал, что ваши слова направлены на него, иначе он не поймет разницы, разговариваете вы сами с собой или с ним - необходимость общения ему еще не известна. Попробуйте озвучить то, что вы делаете ежедневно, чтобы у ребенка возникали не только звуковые ассоциации, но и устанавливались причинно-следственные связи. Моете посуду - рассказывайте: «Вот помоем с тобой посуду. И тарелки будут чистыми, и ложки, и вилки. А потом начнем с тобой варить суп. Хочешь суп с макаронами? Смотри, какие они у нас красивые!» Тут самое время предложить малышу несколько макаронин для игры. Ребенок 2 лет еще не способен долго вас слушать, но небольшие комментарии ему необходимы. Вытираете пыль - расскажите, что вы делаете и зачем. Можете предложить крохе помочь вам. Таким образом, если вы комментируете свои действия да к тому же приобщаете к ним ребенка, слова, произнесенные вами не останутся не замеченными - малыш будет их буквально впитывать, как губка.

Конечно, 2-летний ребенок не всегда понимает значение слов. Вы можете ему в этом помочь. Например, если вы скажете «птица», не указав ему на нее, то он, возможно, даже не посмотрит по сторонам. Зовите к себе и маните рукой, зовете обедать - укажите на место ребенка за столом, чтоб он понял, что его приглашают сесть. Не стоит требовать многого, не торопите события. Не забывайте, что ребенок еще мал. На него бессмысленно сердиться. Наберитесь терпения.

Чтобы ребенок говорил четко и понятно, следите за своей собственной речью: не мямлите, не сюсюкайте, не «проглатывайте» окончания слов. Этого же требуйте от всех членов семьи, которые общаются с ребенком.

Обычно мама знает лучше других, что именно говорит ее ребенок, поэтому будет совсем не зазорным, если она поможет другим людям и детям тоже его понять - побудет его переводчиком. Тем не менее старайтесь, чтобы ребенок понял, почему так важно, когда тебя не понимают. Не стоит приучать ребенка к тому, что вы его и так понимаете, иногда нужно, наоборот, сделать вид, будто вы его совсем не понимаете, чтобы он стремился правильно и понятно сказать то или иное слово. Моя дочь, когда ленилась много говорить, старалась обходиться предметами. Она могла принести книгу с картинками, открыть ее на странице с яблоком и сказать: «Надо!» Или, глядя высоко на полку и указывая туда своим крохотным пальчиком, возвестить: «Там! Дай!» Не следует при таком поведении сразу давать требуемое, иначе в следующий раз ребенок будет искать, как еще потребовать что-то не произнося слов. Я, разумеется, сразу поняла, что именно хочет дочь, но виду не подала, попросила, чтобы она назвала, что именно она хочет. Но девочка была упряма и кроме «Дай!» ничего не хотела говорить. Тогда я сказала, что не знаю, чего именно она хочет, может это… - и специально предлагала другие предметы. Ребенок не сдавался, мотал головой и начинал сердиться. Я тоже не сдавалась, предлагала и предлагала новые предметы, не давая того, что вызвал интерес. Наконец ребенок не выдержал моего непонимания и сказал: «Нет! Мотя!» (Мотей она называла всех котов, потому что так звали соседскую кошку, с которой она дружила). Я сделала вид, что только теперь догадалась, о чем идет речь: «Так вот, что ты хочешь, а я никак не могла понять!» Так мой ребенок понял, зачем нужно общение.

Объясняйте малышу все, что происходит во дворе, на улице, что делают дети. Особенно их интересует, что делают дети и почему получается так, а не иначе. Можно предложить крохе посмотреть ряд картинок-комиксов (в соответствии с его возрастом) и объяснить ему, что на них нарисовано. Помните, что больше 2-3 картинок за один просмотр лучше не предлагать - малыши быстро устают - однако, если интерес есть и ребенок просит посмотреть картинки еще, удовлетворите его любознательность.

Когда читаете стихи, покажите ребенку, какие чувства возникают у того или иного персонажа. Например, «Наша Таня громко плачет» - покажите, как плачут. «А букашке тяжело» - покажите, как это может понять ребенок. «Веселый паренек» - улыбнитесь, чтобы показать значение «веселый», сделайте вид будто «грустите» и скажите: «А это - грустный человек».

Предлагайте ребенку совместные игры - именно в игре легче всего заставить «молчунов» заговорить. Играете в мяч - говорите «лови», «смотри, вот он!», «держи», «гол», «бей ножкой!» и т. д. Подзадоривайте кроху, просите, чтобы он тоже говорил: «Гол!» «Ура!»…Лепите из теста - комментируйте, что делаете. Например, пришел мышонок посмотреть (или другая игрушка, поставьте названную игрушку рядом, чтоб она играла роль соглядатая, которому малыш будет объяснять свои действия), как Лариса делает снеговика. «Что это? - спросил мышонок - это мяч?» Подскажите, что ребенок должен ответить (нет, не мяч, это шар - он будет снеговику головой). «А это что - луна?» (нет, это тоже шар - он будет снеговику туловищем, телом)…

Уже ни для кого не секрет открытие ученых: доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Сейчас в сети Интернет так много материалов, которые помогут родителям развивать ребенка - не гнушайтесь воспользоваться чужим опытом для собственного блага!

Уважаемые взрослые! Помните: без участия взрослого речь не разовьется сама по себе! Однако речь вашего ребенка будет развиваться только если вы не будете на малыша «давить» и торопить его. Занимайтесь с ребенком с удовольствием - только положительная эмоциональная атмосфера способствует и развитию речи, и общему развитию вашего ребенка!

Читайте также:

Вопросы эксперту

Просмотрено

Более половины молодых мам не получают необходимую им психиатрическую помощь!

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Мой взрослеющий сын: как мы обошлись без подросткового бунта

Это интересно!

Просмотрено

Возраст рождения первенца влияет на женское здоровье в зрелости

Подростки, Советы родителям

Просмотрено

С какими трудностями можно столкнуться при воспитании подростка

Все о воспитании, Советы родителям

Просмотрено

Нарушения иерархии в семейной системе: Чего нельзя делать родителям!

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Доращивание как одна из главных задач терапии ранней травмы

Это интересно!

Просмотрено

Чем кормят школьников в 15 странах мира?

Как правило, такие молчуны - это дети с очень сильным, а не робким характером. С железной волей и ослиным упрямством. Сами посудите, какой недетской выдержкой надо обладать, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не раскрывать рта на людях. При этом молчуны прекрасно все слышат и понимают и гораздо внимательнее других детей следят за происходящим. Но это не напряженное вглядывание близорукого или слабослышащего человека, а оценивающий взгляд стратега и тактика, который умеет манипулировать людьми. Так что скорее гордыня, а вовсе не робость лежит в основе отказа от речи.

Бывают случаи, и когда упорное молчание на людях происходит от уязвленной гордости. Например, ребенок плохо выговаривает буквы или заикается. Если у него достаточно высокий интеллект, это может оказаться настолько травмирующим обстоятельством, что он предпочтет молчать, чем говорить неправильно.

Но весьма часто бывает, что объективных причин для мутизма (так в психологии называется нежелание разговаривать) нет. Говорить ребенок может нормально, адекватно воспринимает мир. Речь не идет ни об аутизме (болезненной погруженности в себя), ни об умственной отсталости, ни о глубоком психологическом шоке. И тогда возникает мысль о патологическом стремлении к лидерству. Такому ребенку хочется царить. Но, трезво оценивая свои силы, он понимает, что может владеть лишь несколькими подданными - своей семьей. Хотя нередко и другие взрослые обращают на него повышенное внимание: кто-то жалеет, кто-то пытается разговорить упрямца.

Если ваш ребенок молчун, обратите внимание и на то, какие у него отношения с матерью. Ведь она фактически вынуждена быть при нем неотступно, без нее ребенок не имеет связи с миром. С одной стороны, это осложняет ей жизнь, лишает ее личного пространства, элементарной независимости. С другой - мать устраивает, что она необходима ребенку, незаменима. На уровне сознания она, конечно, переживает его странность, но бессознательно этому потворствует. Поскольку не только она зависит от ребенка, ни он не может жить без матери. С мальчиком это, как правило, самозабвенная, доходящая до обожания любовь. С девочкой чаще всего любовь-ненависть.

Поэтому прежде всего матери необходимо разобраться в двусторонней зависимости. Без этого мало надежды справиться с мутизмом.

А разобравшись, придется совершить еще одно усилие - перестроить свои отношения с ребенком. Не только на словах, но и на деле предоставьте ему самостоятельность. Для этого мягко, но неуклонно ставьте его в такие условия, когда он, стремясь к заветной цели, вынужден сказать посторонним несколько слов. Например, не покупайте ему жвачку или мороженое, а предлагайте самому подойти к ларьку и купить. Только не уговаривайте. Не хочет - не надо, останется без мороженого. Но старайтесь и завтра, и послезавтра создать аналогичную ситуацию.

Кроме того, можно сказать ребенку, что молчание заразительно и мама, наконец, заразилась и теперь тоже будет молчать.

Конечно, трудно встретить взрослого человека, который в здравом уме и твердой памяти не произносил бы ни слова. С возрастом мутизм проходит. Но к тому моменту, когда мутист дозреет до словесного общения с людьми, его психика может быть серьезно и необратимо деформирована

Наличие полноценного общения посредством речевого аппарата у детей наблюдается к трем годам. Проблема, возникающая казалось бы вдруг, представляет собой потерю коммуникативных способностей. Такое случается обычно у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Наблюдения показывают, что причиной становится стресс или психическая травма в различных ее проявлениях: сильный конфликт (дома, в детсаду, школе), затаенная обида, состояние внутреннего страха после пережитой ситуации, шок.

Патология мутизма

Пусковой фактор, травмирующий психику ребенка, становится причиной развития мутизма. В основе этого заболевания лежит невроз. Понятие «мутизм» переводится – «немота» и диагностируется как временный обратимый процесс отсутствия речи.

Изначально в поведении ребенка проявляется истеричность, всплеск эмоций, только потом наступает ступор молчания.

Чаще всего дети становятся открытыми для конфликтных ситуаций, когда попадают в более агрессивную среду. Мутиз затормаживает и коммуникативные способности ребенка, и социальную адаптацию, и психическое состояние.

Иногда проблема проходит через несколько недель или месяцев, а иногда может длиться очень долго. Поведение, похожее на упрямство, выражается чаще всего у ребенка в невозможности общаться с людьми вне дома. Ребенок способен понимать речь другого человека, анализировать ее, но не способен преодолеть психологический барьер , чтобы участвовать в общении.

Отказ от общения с посторонними людьми

В любом детском коллективе можно встретить странного, замкнутого ребенка . Он не играет с детьми, не идет на контакт со взрослыми. Однажды, столкнувшись с давлением, ребенок больше не хочет вступать в отношения.

Ситуация общения, с некоторых пор, стала для него травмирующей. По приходу домой речь ребенка восстанавливается, он привязан к домашним , с живостью обсуждает события прошедшего дня, в которых он был наблюдателем. Так, довольно долго ребенок может молчать в детсаду и школе. Для него не играет роли, сколько времени он уже находится в коллективе.

Реакция взрослых

Многие взрослые ошибочно воспринимают серьезную проблему, как робость и застенчивость . В их понятии маленький ребенок еще не умеет общаться и потому стесняется. Родителям кажется, что с возрастом это пройдет, воспитателям и учителям особо нет дела до чужого ребенка, а врачи зачастую недостаточно квалифицированы, чтобы установить диагноз.

Родители начинают играть роль посредника между своим ребенком и другим человеком (взрослым или ребенком). Вместо того чтобы помочь ему преодолеть внутренний барьер , ограждают в общении, думая, что их намерения — благие.

Второй ошибкой родителей, как правило, становится агрессия с их стороны . Воспитатели и учителя могут жаловаться на то, что от ребенка невозможно ничего добиться. Ведь такой ребенок не в состоянии отвечать у доски, участвовать в активном опросе класса, дать ответ на простые вопросы учителя.

А если ребенок замыкается и дома, то это становится двойной проблемой. Все устали от его молчания и не знают, как себя вести. Не помогают ни уговоры, ни лесть, ни подарки, ни наказания, которые только ожесточают его.

Протест связан ни с его характером, а с невротическим состоянием.

Как отличить мутизм от застенчивости?

Мутизм представляет собой тревожное состояние, проявляющееся в определенных условиях. Ребенок, подверженный заболеванию, хорошо развит благодаря умению наблюдать, имеет активную речь в комфортных условиях, прекрасно понимает и может оценить окружающие его обстоятельства. Мутизм не имеет ничего общего с застенчивостью и робостью . Застенчивость – проявление слабости характера, а мутизм – проявление его силы.

Диагностировать мутизм можно при отказе ребенка от речи по истечении месяца . Когда ребенок избегает контакта с определенными людьми дома, в детсаду и школе, то можно понять, что он переживает внутренний ступор.

Болезнь побуждает ребенка выражаться жестами , чтобы хоть как-то высказывать свои желания. Обычно на вопросы или просьбы он отвечает репликами младенца, используя сочетания звуков: «ага», «угу», «м-м-м…», «не…а», «ну…» и т. д.

Даже сильное желание говорить, просить, отвечать, сделать реплику не могут заставить ребенка вступить в общение. Внутренний барьер не дает ему возможности сделать это, как бы он ни хотел. Напротив, застенчивость и робость можно преодолеть при сильном желании и вступить в общение.

Ребенок-молчун должен быть обследован специалистами : психоневрологом, психиатром, психологом. Только они могут правильно диагностировать болезнь, назначить лечение и скорректировать поведение взрослых по отношению к такому ребенку. Ведь проявление мутизма считается сложной формой невроза, а потому родителям без сторонней помощи в этом не разобраться.

Если ребенка вовремя не показать специалистам, то со временем его психика может претерпеть деформацию, что наложить отпечаток на умение и способность ребенка общаться в обществе в будущем. Из детей с не вылеченным мутизмом вырастают взрослые, из которых невозможно вытянуть и слова. Такие люди не коммуникабельны, не имеют друзей , не умеют выражать свои чувства и мысли, замкнуты, им тяжело даются любые отношения.

Некоммуникабельные люди не могут заниматься в жизни определенным родом занятий , даже если имеют к этому способности, им бывает тяжело получить профессию и найти хорошо оплачиваемую работу. Детский мутизм в зрелом возрасте также проявляется в социофобиях, навязчивых состояниях, постоянных неврозах, психических расстройствах, хронической депрессии.

Профилактика мутизма

Родителям необходимо следить за общей психогенной обстановкой в семье . Чаще всего дети с временной немотой встречаются в семьях с отрицательным микроклиматом, где часты ссоры между родителями, присутствуют вредные привычки, низкий социальный уровень и др. Все это еще больше подавляет восприимчивую личность ребенка.

Не следует быть слишком требовательным к ребенку . Такого ребенка ни в коем случае нельзя наказывать из-за длительного молчания, насмехаться над ним, говорить с ним грубо и громко, выражая свои требования. Следует помнить, что он уже ранен внутри.

Деликатное, осторожное, терпеливое отношение родителей, воспитателей, врачей должно помочь ему начать элементарное общение с различными группами и возрастными категориями людей. Таким детям также рекомендуется менять обстановку .

Хорошим помощников в общении с детьми, подверженными мутизму является тактильный контакт: объятия, поцелуи, прогулки за ручку с родителями, совместные игры и др. Рекомендуется общаться с такими детьми, глядя им в глаза. Ребенок должен при общении с взрослыми получать максимум проявления любви и внимания . Доброжелательное отношение к ребенку в любых ситуациях помогут ему избавиться от тревожности и видеть в каждом человеке друга.

Не делиться с ребенком переживаниями взрослой жизни , которые не в состоянии понять его детский разум. Решать проблемы и вопросы, которые ставить перед людьми полноценная жизнь взрослого человека может только психологически сформировавшаяся личность. Ребенок еще только на стадии этого формирования. Сталкиваясь с неразрешимыми для него вопросами, он еще больше может впасть в состояние внутреннего стресса.

Создать ребенку условия для самостоятельности , помогать оказываться перед выбором. В общественных местах, магазине, транспорте, на улице лучше всего дать ребенку возможность самому что-то купить, задать вопрос водителю или продавцу, сделав вид, что сами вы это не можете.

Если ребенок отказывается проявлять самостоятельность, лучше не делать то, что должен он сделать. Задача близкого человека — помочь ему перестроить отношения с другими людьми.

Немаловажную роль играет соблюдение режима дня . Как известно маленькие дети быстро утомляются, что приводит к повышенному перевозбуждению. Нервная система ребенка уже перенапряжена, поэтому лучше избавить его от излишних нагрузок и занятий, а дать возможность отдыхать и делать то, что ему больше по душе.

Прекрасной профилактикой мутизма считается активный семейный отдых , где в кругу близких и друзей появляется больше возможности побуждать ребенка к самостоятельному выбору. Физические нагрузки хорошо снимают стресс, приносят физическое и психологическое расслабление.