Даниил переяславский архимандрит. Преподобный даниил, игумен переславский. Тропарь преподобному Даниилу Переяславскому

Детальное описание из нескольких источников: «даниил переяславский молитва» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Молитвы преподобному Даниилу Переяславскому.

О, преподобне и богоносне отче наш Данииле, всесмиренно к тебе припадаем и тебе молимся: не отступи от нас духом твоим, но всегда поминай нас во святых и благоприятных молитвах твоих ко Господу нашему Иисусу Христу; молися Ему, да не потопит нас бездна греховная, и да не будем врагом, ненавидящым нас, в радование; да простит Христос Бог наш твоим предстательством за нас вся согрешения наша, и Своею благодатию водворит посреде нас единодушие и любовь, и да избавит нас от козней и наветов диавольских, от глада, губительства, огня, всякия скорби и нужды, от болезней душевных и телесных и от внезапныя смерти; да сподобит Он нас, притекающих к раце мощей твоих, в истинней вере и покаянии пожити, христианския, непостыдныя и мирныя кончины жития нашего достигнути, и наследовати Царство Небесное, и славити пресвятое имя Его со Безначальным Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Даниилу Переяславскому.

От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив, выну повинуяся Богу, противяся же диаволу, страсти греховныя победил еси. Тем сам храм Божий быв, и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув, и собранное тобою в ней стадо Христово богоугодно упас, преставился еси к вечным обителем, отче Данииле. Моли Триипостаснаго во едином существе Бога, спастися душам нашим.

Кондак преподобному Даниилу Переяславскому.

От познания себе пришед в познание Бога и благочестием к Нему восприим начало чувства внутренняго, разум свой пленил в послушание веры; тем и, подвигом добрым подвизався, достигнул еси в меру возраста совершенна исполнения Христова, яко Божие тяжание, Божие здание, делал еси брашно, не гиблющее, но брашно, пребывающее в живот вечный. Да будут единодушно вси насаждение Господне в славу, моли, блаженне, Единаго Человеколюбца Бога.

Ин кондак преподобному Даниилу Переяславскому

Невечерняго Света пресветлое светило, жития чистотою просвещающее всех, явился еси, отче Данииле, образ бо и правило иноком был еси, сиротам же отец, и питатель вдовицам. Сего ради и мы, чада твоя, вопием ти: радуйся, радосте и венче наш; радуйся, многое имый к Богу дерзновение; радуйся, граду нашему велие утверждение.

Преподобный Даниил Переяславский.

В миру - Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.

Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

Акафист святому преподобному Даниилу, Переяславскому чудотворцу

Другие иконы:

Икона святителю и чудотворцу Николаю, Мир Ликийских

Икона преподобной Мелании Римляныне

Икона преподобному Кириллу, Новоезерскому чудотворцу

Икона святым Борису и Глебу

Икона Преподобный Иосиф Оптинский

Икона преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному

Икона великомученику и целителю Пантелеимону

Икона Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

Икона преподобному Нилу Сорскому

Икона преподобному Герману Соловецкому

Икона святому великомученику Никите

Икона святитель Алексий, Митрополит Московский и всея Руси чудотворец

Икона Мученику Лонгину Сотнику

Икона Святомy Князю Александpy Hевскомy

Православные информеры для сайтов и блогов Все иконы к Пресвятой Богородице и святым.

Даниил переяславский молитва

Изображения в галерее

Преподобный Даниил Переяславский

Юноша Димитрий родился в 1453 году в городе Переяславле Залесском. Еще в юных летах обнаруживал он порывы души к строгим подвигам. Услышав при чтении жития преподобного Симеона Столпника 1 , что тот тайно обвил себя веревкой для усмирения плоти, отрок отрезал себе конец веревки, которой рыбаки привязывали к берегу ладью, обвил ею стан свой и так крепко, что веревка по времени стала въедаться в тело; родители увидели у спящего мучительный пояс и поспешили снять его.

Обучившись грамоте, он поступил в Никитский монастырь, где был игуменом сродник его Иона, и там положил начало иноческой жизни. Оттуда, услышав о святой жизни преподобного Пафнутия 2 , тайно ушел со своим братом Герасимом в Пафнутиев монастырь, и оба они приняли пострижение, причем он был наречен Даниилом и поручен опытному старцу преподобному Левкию. В послушаниях, посте и молитве провел он здесь десять лет и потом два года жил с блаженным Левкием в его пустыне на реке Рузе 3 .

По смерти родителей блаженный Даниил возвратился в Переяславль; пробыв несколько времени в Никитской обители, поселился в Успенской обители, что на Горицах; архимандрит Антоний, родственник его, зная чистоту его жизни, убедил его принять сан священства. Страннолюбие его не знало границ: каждый приходящий мог найти у него ночлег, а в отношении к умершим он мог сравниться с ветхозаветным праведником Товитом: умерших странников, убитых, замерзших, утопших бедняков на своих руках переносил в скудельницу, просил и других сказывать ему, если увидят где застигнутого печальной смертью, и ночью шел отпевать покойного. Так продолжал он не один год. По ночам, смотря из горицкой келлии на скудельницу, он думал: «Сколько тайных рабов Божиих лежит, быть может, в этой скудельнице, попав туда только оттого, что не хотели быть известными миру ни при жизни, ни при смерти!» Эта мысль особенно часто стала посещать его после того, как один странный человек, не сказавший о себе, кто он, но часто находивший у Даниила в келлии покой себе, зимней ночью найден был им уже умершим и был похоронен в скудельнице. По временам преподобный видел на скудельнице огонь и до слуха его доносилось оттуда пение. Игумен Никитского монастыря Никифор со своей стороны говорил ему, что и он видал и слыхал подобное на скудельнице. В нем родилась мысль построить храм в божедомье.

Пришли к нему три вовсе не известные ему странника-иноки, которые явились ему опять только в час его кончины. Он открыл им мысль свою, рассказал о видениях. «Отцы советуют, - отвечали старцы, - если влечет к чему мысль, по-видимому, и полезному, не выполнять ее прежде трех лет, поручив ее воле Божией. Так поступи и ты, чтобы не трудиться напрасно». Даниил положил выполнить духовный совет. По временам сильно желалось ему скорее исполнить свою мысль, душа горела и волновалась, но он сдерживал себя и ожидал воли Божией.

Богу угодно было желание смиренного раба Его. Бояре Челяднины, избавленные молитвами преподобного Даниила от княжеской опалы, представили его лично великому князю Василию Иоанновичу, выпросили ему дозволение иметь в своем распоряжении божедомье и построить там храм. Даниил сам ходил в Москву за благословением к митрополиту и принес утвердительную грамоту от великого князя. Тогда же стали поступать приношения для построения храма и появились желающие поселиться при нем, так что на божедомье неожиданно составилась обитель иноческая, хотя преподобный и не думал сначала строить монастырь, а только одну церковь. Первый, подавший преподобному мысль о монастыре, был старец купец, по имени Феодор; он сказал Даниилу: «Отче, тут приличнее быть монастырю; благослови и мне купить лесу, чтобы построить себе малую келлию при твоей церкви». Сей Феодор первый тут и постригся с именем Феодосия. Новые подвижники стали жить под руководством преподобного Даниила. Он обнес божедомье оградой, дал правила монашеского жития и каждый день ходил из Гориц совершать службу в божедомском храме. Этот храм был посвящен всем святым, дабы ангелы-покровители всех усопших призываемы были на месте их погребения, а если кто из усопших уже сам находился в лике праведных, то чтобы и ему воздавалось подобающее чествование.

Вскоре построена была и другая церковь в похвалу Богоматери, с трапезой, и обитель обнесена оградой. Это было в 1508 году.

Скорби и искушения, однако же, не оставляли подвижника. Без них не совершается, обыкновенно, ни одно истинное доброе и богоугодное дело. Соседи-миряне оскорбляли Даниила, даже иногда били поселившихся на божедомье: они опасались, что Даниил завладеет их землей. Но Даниил не судился с оскорбителями, все терпел и покрывал любовью. Братия роптали на скудость пищи. Это уже было так больно доброму сердцу Даниила, что он хотел совсем оставить обитель, но его инокиня-мать, рассудительная старица Феодосия, уговорила его не малодушествовать, и он с новой ревностью принялся за свою обитель. Между тем великий князь Василий, уважавший преподобного Даниила, восприемника от святой купели сына его Иоанна, посетив бедную обитель, назначил для нее ежегодный отпуск хлеба. Преподобный увидел в этом особое Божие промышление об обители.

Престарелый архимандрит Исаия скончался, и иноки Горицкие упросили преподобного Даниила быть архимандритом их обители.

Если настояли вы на том, чтобы я был вашим настоятелем, - говорил Даниил братии, - то должны слушаться меня.

Желаем повиноваться, - отвечали иноки.

У вас есть обычай, - говорил настоятель, - ходить из монастыря на торг без благословения настоятеля. Ходите в мирские дома, и там пируете, и ночуете по нескольку суток. Прошу вас вперед не делать так.

Иноки обещались исполнить волю настоятеля.

Вы ходите в бани, - продолжал настоятель, - и там бываете вместе с мирскими людьми. Этому не должно быть.

Согласились и на то иноки. Преподобный Даниил продолжал:

В праздники, именины, в поминовение родных созываете вы к себе родных друзей, знакомых с женами и детьми, и они гостят у вас по несколько дней и ночей. Вперед не только не должно быть пиров, не только не должен никто из женского пола ночевать в келлиях ваших, но женщин никогда не должны вы принимать в келлии.

Согласились и на это.

Келлии у вас очень высоки, с высокими крыльцами, как у вельмож, - сказал еще преподобный. - Это неприлично монашескому смирению.

Братиям неприятно было это замечание, но прекословить не могли. Только один инок Антоний Суровец с гневом сказал:

Совсем разлучил ты нас с мирской жизнью, и я теперь не буду падать (он был нетрезвой жизни).

Преподобный с веселым лицом сказал братии:

Надобно и нам, братия, следовать примеру его раскаяния, видите, он не постыдился исповедать грех свой.

Антоний действительно пришел в чувство и исправился.

Даниил во всем показывал братии пример труда и терпения. Он сам работал везде наравне с послушниками: копал ямы, ставил столбы, носил дерева. Вельможа на пути в обитель спрашивает работающего Даниила:

Дома ли архимандрит?

Архимандрит - пустой человек; иди, там примут тебя - и сам спешит в обитель и встречает с любовью вельможу.

Впрочем, не прошло и года, как преподобный Даниил отказался от настоятельства в Горицком монастыре и перешел жить в новую обитель на божедомье, где в 1530 году построил каменный храм во имя Святой Троицы, иждивением великого князя Василия.

По-прежнему продолжал преподобный трудиться вместе с братией на всех послушаниях; по-прежнему собирал умерших на дороге, пел над ними погребение, хоронил на счет обители бедняков. Во время голода обитель Даниила, где уже было до семидесяти братий, питала всех голодающих. Раз сказали преподобному, что муки очень мало осталось, ее не достанет для братии на неделю. Даниил пошел посмотреть; в это время подходит к нему вдова с детьми, изнуренная голодом, и просит помощи. Он дал ей муки и приказал отпустить оставшуюся муку всем нуждающимся по их просьбе. За такое милосердие к бедствующим Бог благословлял обитель достатком во всем: в продолжение восьми месяцев в обители Даниила доставало для всех хлеба. И после голодного времени, многие, зная любовь святого старца к несчастным, бросали у ворот монастыря больных, увечных и не имевших чем кормиться. Угодник Божий с радостью принимал их в монастырь, лечил и кормил, одевал и покоил.

Будучи образцом христианской любви к ближним, он до гроба был и образцом смиренного подвижничества. Когда приходилось путешествовать в Москву, то, бывало, спутника монаха посадит в возок, а сам идет пеший, как простой послушник. Однажды, во время метели, инок, сидевший в санях, потерял своего старца и сам спасся от смерти только его же молитвой. Даниил воспитал и в учениках своих любовь к подвигам. Инок Нил, родом немец, постриженный преподобным Даниилом, соблюдал такой пост, что довольствовался только хлебом и водой, и то в меру.

Когда у великого князя Василия родился наследник престола, будущий грозный царь Иоанн, отец пригласил преподобного Даниила быть восприемником его сына вместе со знаменитым старцем Волоколамской обители Вассианом. Крещение совершено в лавре преподобного Сергия; державный младенец был положен в раку чудотворца, а на божественной литургии старец Даниил подносил его к причастию святых таин. После столь почетного дела Даниил возвратился в обитель таким же смиренным старцем, каким был и прежде, и когда некоторые любопытные пришли из города посмотреть на царского восприемника, то нашли его трудящимся в хлеве над пометом, который работники не позаботились без него убрать. Как было не дивиться такому смирению восьмидесятилетнего старца.

Пред концом земной жизни своей богоносный старец посетил крестника своего великого князя Иоанна Васильевича и сообщил ему, что Переяславские храмы святителя Николая и святого Иоанна Предтечи, стоящие у городских ворот, очень обветшали, так что необходимо построить новые; при этом сказал, что у ветхого храма святителя Николая в земле лежат мощи святого князя Андрея Смоленского, которому в прежние времена, как он твердо помнит и знает, была служба со стихирами и каноном и лик его писали на иконах; а ныне не отправляется пение, неизвестно почему. Об этом же доложил он и святителю Иоасафу. Великий князь и митрополит приказали построить новые храмы и дозволили преподобному Даниилу, вместе с местным духовенством, осмотреть гроб святого князя Андрея. После молебна разобрали надгробный памятник, начали копать могилу, открыли гроб, и в нем мощи, обвернутые берестой; мощи оказались нетленными и издавали благоухание; волосы русые и долгие, одежда целая, с медными пуговицами. Крупицы бересты, осыпавшиеся при отгребании земли, с верой брали недужные и исцелялись. Преподобный Даниил послал священника Константина известить о том митрополита и великого князя.

Святые мощи, однако же, не были открыто поставлены в храме, а только положены в новый гроб и торжественно погребены в той же церкви. И доныне там можно видеть княжескую гробницу с изображением князя, который держит хартию в руках с такими словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей» 4 .

Пред смертью преподобному Даниилу хотелось возвратиться на первое свое обещание, в Пафнутьев монастырь, где он был пострижен, и он ушел было тайно из обители; но встретивший его один из учеников уговорил остаться в обители до конца жизни. Предчувствуя близкую кончину, он отдал две свои власяницы двум послушникам, которые трудились в пекарне и не хотели переменять тяжелого своего послушания потому, что огонь пещный напоминал им адский пламень, как некогда просфорникам Печерским. Будучи в церкви, старец почувствовал расслабление и когда, поддерживаемый архимандритом Иларионом и монахом Ионой, шел мимо того места, где теперь покоятся его мощи, то остановился и сказал:

Се покой мой, зде вселюся во век!

Потом снял с себя клобук и отдал Ионе, давно желавшему получить от него сие благословение; а когда архимандрит спросил:

Чем же будешь сам покрывать старческую голову? - ответил:

Мне теперь нужен уже куколь - и действительно принял схиму.

В глубоком безмолвии проводил он последние дни и часы жизни своей, предаваясь умной молитве; но раз вдруг с радостным выражением лица спросил:

Где же они, три чудные мужа?

Изумленные ученики спросили, о ком он говорит.

Те пустынники, - отвечал старец, - которые были у меня однажды в Горицком монастыре, прежде основания сей обители, опять меня сейчас посетили; ужели вы не видели их здесь?

И старец умолк. Он причастился святых таин и тихо предал Богу свою праведную душу 7 апреля 1540 года, достигнув почти девяностолетней старости.

Троицкий Данилов, а прежде Похвало-Богородицкий-Новый, что на Божьем Дому, монастырь 2-го класса (с 1764 года), Владимирской губернии, Переяславского уезда, в полутора версте к югу от Переяславля. Мощи преподобного покоятся в богатой серебряной раке в Троицком соборе; память его чтится 7/20 апреля в день преставления, 16/29 октября в день переложения мощей в новую раку (1782 года) и 30 декабря/12 января в день обретения мощей (1652 года). В монастыре сохранился колодезь, ископанный руками преподобного.

  • 1 Преподобный Симеон Столпник (ок. 460 г.). Память 1/14 сентября.^
  • 2 Преподобный Пафнутий Боровский (1478 г.). Память 1/14 мая.^
  • 3 Преподобный Левкий основал около 1476 года Успенский на Волоке монастырь, ныне село Левкиево Московской губернии, Волоколамского уезда, в тридцати двух верстах к юго-западу от Волоколамска, при реке Рузе. Преставился в 1492 году. Никаких сведений о его жизни не сохранилось; вероятно, рукописи были истреблены в Смутное время, когда поляки разорили обитель. В 1680 году Левкиев монастырь приписан к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю; в 1764 году упразднен. В оставшейся ныне приходской церкви почивают под спудом мощи основателя. Память его в селе Левкиеве празднуется 14 декабря, а по рукописным святцам положена 7 апреля. См.: «Волоколамская Левкиева пустынь и ея основатель преподобный Левкий». Архим. Леонида. М., 1870.^
  • 4 Кто был святой князь Андрей и когда жил? По повествованию о нем, после смерти его нашли записку: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей», нашли также золотую цепь и перстень, которые потом взял себе царь Иоанн Васильевич и за то дал ругу для церкви святителя Николая. По преданию, князь удалился из родной страны по крамолам; в Переяславле жил он как никем не знаемый бедняк и исправлял должность пономаря при церкви святителя Николая; терпел всякую нужду, но был усердным молитвенником храма, вел жизнь чистую и строгую. Так провел он 30 лет! Таковы данные о жизни того, кто не хотел быть знаем во время земной жизни своей!^
  • В миру — Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.

    Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

    Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (место захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

    На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

    Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

    Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

    (ок. 1460 — 1540), преподобный. Память 7 апреля (20 апреля) в день кончины, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 30 декабря (12 января) в день перенесения мощей.

    В миру - Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника. Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.

    Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

    Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

    На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

    Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

    Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

    Кондак 1

    Избранный угодниче Божий Данииле, от юности своея Крест на рамо взял еси, и по мнозех трудех и подвизех иноческих, обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвиг, в ней выну по успении своем пребываеши, и наша моления к Богу возносиши; мы же, чтуще святую память твою, с верою и любовию взываем ти:

    Икос 1

    Равноангельно житие твое преподобне, измлада показася, и был еси сосуде честен Божия благодати. Достойно блажити тя сице:
    Радуйся, от юности всего себе Господеви предавый.
    Радуйся, ревность многу имый, о еже чести и слушати от Божественных Писаний.
    Радуйся, плоть свою со страстьми и похотьми распинавый.
    Радуйся, ради Бога оставль дом свой и родители, и братию.
    Радуйся, во всем волю Божию соблюдый.
    Радуйся, в иноческом образе строгий подвиг благочестия показавый.
    Радуйся, без воли и благословения старец иноческих ничтоже творивый.
    Радуйся, яко на монастырския службы со всяким усердием текл еси.
    Радуйся, яко в трудех, бдениих и пощениих непрестанно пребывал еси.
    Радуйся, яко елень на источницы, к церковному пению спешивый.
    Радуйся, чистоту душевную и телесную усердно хранивый.
    Радуйся, яко юн сый, паче сверстник, многими добродетельми процвел еси.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 2

    Видя суетное мирское житие, и слыша единаго от вельмож читающа житие Симеона Дивногорца, како он смиряше похоть плоти своея, и предаяше тело свое страданию, восхотел еси и сам, преподобне, подражати того житию, и пострадати такожде, якоже и той, да прославиши Бога в телеси своем, воспевая Ему: Аллилуиа.

    Икос 2

    Разума духовнаго от юности исполнен был еси, преподобне: измлада бо поревновал еси тяжкому и многоскорбному примеру умерщвления греховныя плоти. Сего ради вопием ти:
    Радуйся, зело рано вшедый в путь узкий и прискорбный.
    Радуйся, иго Христово усердно понесый.
    Радуйся, поста и молитвы николиже отлучивыйся.
    Радуйся, неувядаемый цвете целомудрия.
    Радуйся, прилежныямолитвы Богу с благоговением и страхом приносивый.
    Радуйся, яко день и нощь закону Господню поучавыйся.
    Радуйся, яко выну в трудех и бдениих пребываяй.
    Радуйся, яко любовь нелицемерну ко всем являл еси.
    Радуйся, яко о братии своея всем и во всем угождал еси.
    Радуйся, всех смирению, чистоте и воздержанию научаяй.
    Радуйся, сердце свое горе выну возносивый.
    Радуйся, благодать священства не вотще приемый.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 3

    Сила Вышняго осени тя, еже взяти ярем в юности твоей, но родители не домышляхуся, что есть болезнь чаду; ты же, во спасение души своея умерщвляя плоть, да угоден будеши Богови, воспевал ему духом непрестанно: Аллилуиа.

    Икос 3

    Имея всяко тщание ко всякому делу благу готовым быти, обхождаше преподобный иноческия обители, и внимаше благим обычаем и мудрости святых подвижников: егда же прииде последи во обитель Пресвятыя Богородицы, яже на Горицех, зде волею Божиею водворися, не себе ради точию, но ради спасения многих. Чтуще подвиги преподобнаго Даниила, прославим его вопиюще:
    Радуйся, молитвами и мудрыми словесы наказателю мужем и женам.
    Радуйся, от многих прегрешений во отчаянии погруженныя, яко искусный врач, исцеливый.
    Радуйся, многих от грех престати научивый, и к покаянию обративый.
    Радуйся, безчинно ходящыя в разум истины приводивый.
    Радуйся, о всяцем страннице, и наипаче о поверженных на распутиих усердно промышлявый.
    Радуйся, в дебрех измерших от мраза, и от разбойников убиенных, якоже Товит, взыскавый.
    Радуйся, мертвыя поверженныя на снедение зверем, на раменах своих в скудельницу приносивый.
    Радуйся, напрасною смертию почивших с великим плачем лобызавый.
    Радуйся, пение над ними церковное Богу возносивый.
    Радуйся, по вся дни Божественную Литургию о блаженней памяти их совершавый.
    Радуйся, яко о создании церкве Божия на скудельницах ради поминовения тамо погребенных, усердно потрудился еси.
    Радуйся, страннолюбче, питателю нищих, друже умерших от напрасныя смерти.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 4

    Бурю сумнительных помышлений разгоняя упованием на Промысл Божий, и в нощных бдениих пребывая, исхождаше преподобный из келлии своея, на место скудельниче смотряше; видев же над ним некая дивная знамения, умиляшеся о прославлении от Бога места того, и со слезами Ему взываше: Аллилуиа.

    Икос 4

    Слышав от Священных Писаний, яко велия есть польза душам умерших, егда приносится за них святая и страшная жертва, непрестанно моляшеся Богу и по вся дни промышляше, Данииле, имже образом устроити храм Божий на скудельницех. Темже вопием ему:
    Радуйся, любовь, яже к Богу, с любовию к ближнему сочетавый.
    Радуйся, равную любовь к ближним, к живым и почившым простиравый.
    Радуйся, наипаче о почивших напрасною смертию прилежавый.
    Радуйся, о тех, ихже имена никомуже ведомы, выну мольбы приносивый.
    Радуйся, яко тверду веру имел еси в молитвы Церкви о упокоении их.
    Радуйся, молитвами избавлявый их от вечныя смерти.
    Радуйся, совершавый безкровныя жертвы, да вселит Господь почившыя в месте светле и покойне.
    Радуйся, утешение скорбящих и плачущих о них.
    Радуйся, молитвенниче о богате и убозе, нищи и страннице.
    Радуйся, о всех умерших усердный рачителю.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 5

    Яко боготечную звезду прият преподобный совет триех странных мужей, не начинати строения церковнаго ранее триех лет, да не хотение человеческо, но Божие действует изволение, и предав всего себе Богови, вопияше Ему: Аллилуиа.

    Икос 5

    Видевше бояре, сущии во опале царстей, како гнев царев молитвами преподобнаго преложен бысть на милость, и яко в прежнюю честь и сан приведени быша, дивляхуся о силе молитв его, и взываху:
    Радуйся, во плоти ангеле Божий, благую весть подаваяй в печале сущым.
    Радуйся, молитвами своими утоляяй гнев царев.
    Радуйся, сильный ходатаю и верный молитвенниче.
    Радуйся, Христово благоухание, тайно веселящее скорбная сердца.
    Радуйся, благотворяй всем, и ничтоже за то требуяй.
    Радуйся, туне приемый дары Духа Святаго, и туне их раздаваяй.
    Радуйся, богатая стяжавый нищетою духа.
    Радуйся, ни во что себе вменяяй, но всегда во всем славу Богу воздаваяй.
    Радуйся, благовременне и безвременне научавый веровати в Бога, и соблюдати заповеди Его.
    Радуйся, душы ближних к единому на потребу обращаяй.
    Радуйся, и в скорби, и в радости сущих к покаянию приводяй.
    Радуйся, от сея жизни к вечному животу всех устремляяй.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 6

    Проповедницы силы молитв святаго угодника, бояре обещахуся исполнити желание сердца его, и о поставлении церкве на скудельнице умолити самодержца и первосвятителя, да поется на сем месте надгробная песнь: Аллилуиа.

    Икос 6

    Возсия новый свет желанию преподобнаго, егда обещахуся бояре промыслити еже о церковнем здании: последи же и сам востече к царствующему граду, и испроси грамату цареву, во еже строити нову церковь. Сего ради вопием:
    Радуйся, яко о церкви Божией усердно печашеся.
    Радуйся, яко и за немощию плоти не оставляше дела богоугоднаго.
    Радуйся, яко с радостию ради того совершаше трудное шествие к царствующему граду.
    Радуйся, яко и пред лицем царя о блазе и спасении усопших промышляше.
    Радуйся, яко и пред первосвятителем Церкви Российския едино попечение имеяше, еже о церковнем здании.
    Радуйся, яко и благословение первосвятителя, и повеление царево приял еси со смиренномудрием.
    Радуйся, яко ничтоже имея к созданию церкве, подвиглся еси к оному во уповании точию на Бога.
    Радуйся, яко отец о чадех промышлявый о умерших.
    Радуйся, ревностный молитвенниче о тех, иже имена забвени быша.
    Радуйся, явивыйся просветителем места того, идеже они положени быша.
    Радуйся, радование умерших.
    Радуйся, утешение и отрадо живущих на земли.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 7

    Хотящу преподобному изыскати место, на немже строити церковь, узре его жена, плачущи по родителех и сродницех своих, иже бяху положени на скудельницех, и сребреницы давши ему, моляше, да сотворит память о них; разумев же преподобный, яко от Господа бысть начинание сие, вопияше Ему: Аллилуиа.

    Икос 7

    Новое чудо слыша преподобный от рыболова, како той многажды виде со езера над скудельницами овогда свет в нощи светящийся, овогда же свещы многи горящы, удивися Божию промышлению. Мы же, чудо слышаще, вопием:
    Радуйся, Промыслом Божиим управляемый.
    Радуйся, сподобивыйся чудных видений, яже о церкви Божией.
    Радуйся, егоже желание исполняет Бог.
    Радуйся, в устроении церкве обрадованный Божиим соизволением. Радуйся, во всем повинуяйся воли Божией.
    Радуйся, всякое благо на пользу приемляй, Благодаря Бога.
    Радуйся, с любовию творяй поминовение усопших по прошению живущих.
    Радуйся, не ищай мзды, моляся о них, ревнуя точию о спасении их.
    Радуйся, не имый больши радости, еже творити и слышати в церкви поминовение усопших.
    Радуйся, споспешествуяй спасению живых и вечному упокоению умерших.
    Радуйся, иже друг бяше и зде пребывающым, и отшедшым отсюду.
    Радуйся, живыя и умершыя в сердце своем вмещаяй.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 8

    Странное видение воин некий поведа преподобному: яко егда спешити ему на торжище до утренняго света, слыша на скудельницах яко шум пения некоего; преподобный же познав, яко Пресвятая Троица благословляет желание сердца его, со слезами вопияше песнь: Аллилуиа.

    Икос 8

    Во вся оружия Божия облекийся, яко возмощи стати противу кознем диавольским, со всяким смиренномудрием приступи к созданию церкве Божия на скудельницах. Мы же, церковь славну видяще, возопиим:
    Радуйся, крестным знамением и именем Христовым бесов прогонявый.
    Радуйся, вражия коварства разрушавый.
    Радуйся, церковь во имя Всех Святых устроивый, да имена погребенных на скудельницах поминаются.
    Радуйся, церковь во имя Похвалы Пречистыя Богородицы воздвигнувый, яко Ея ходатайством помощь Божия к тебе прииде.
    Радуйся, в память триех видений и триех первых жертв, храм во славу Пресвятыя Троицы создавый.
    Радуйся, не по своему хотению, но по воли Божией обитель иноческу устроивый.
    Радуйся, яко добрый пастырь, пекийся о устроенней обители.
    Радуйся, строгий блюстителю чина богослужебнаго, и иноческих уставов.
    Радуйся, иже подвизавыйся в непрестаннех трудех, блага ради обители.
    Радуйся, иже оскорбления и гонения с радостию претерпевый, и о ненавидящих молитву творивый, да укротит Бог сердца их.
    Радуйся, иже братию в монастырстей скудости утешавый, и ко упованию на Промысл Божий возбуждавый.
    Радуйся, во время смущения душевнаго советов матере своея послушавый, подавая чадом образ послушания своим родителем.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 9

    Всякое попечение прилагая о устроенней обители, утешен бысть преподобный видениями двух старцев тоя обители, иже видеша в нощех множество свещей светящихся, и множество священнаго чина людей, поющих и кадящих. Он же сия слышав, прослави Бога, вопия: Аллилуиа.

    Икос 9

    Витии многовещаннии не возмогут воспети всех дел твоих, преподобне: ибо, старец сый, о обители вельми печашеся, и мирским людем подаяше вся, яже на пользу душевную; но елико есть произволение, даждь нам воспевати тебе:
    Радуйся, о обители своей и о упокоении братии неусыпный попечителю.
    Радуйся, яко болий сый, бяше всем слуга и раб смиренномудрый.
    Радуйся, яко немощи других нося, на немощных не возлагал еси бремене неудобоносимаго.
    Радуйся, старцев благолепие, и иереев благочиние.
    Радуйся, иноков, старостию одержимых, умиление.
    Радуйся, избыточествуяй в богатство простоты сердца своего.
    Радуйся, егоже беседы в сладость послушаша бояре и князи.
    Радуйся, восприемниче от святыя купели сына царева.
    Радуйся, добрый кормителю всех алчущих во время глада.
    Радуйся, молитву церковную учивый творити со страхом.
    Радуйся, ведый тайная деяния людей и обличавый их на исправление.
    Радуйся, проповедниче безсмертия и наследия живота вечнаго.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 10

    Спасение себе содевая, спасаше преподобный Даниил и братию свою, и всех приходящых к нему, словом, житием непорочным, любовию, верою, чистотою, да вси прославят Бога, и вопиют Ему: Аллилуиа.

    Икос 10

    Стена был еси, преподобне, всем скорбным и напаствуемым, призывающым тебе в помощь: ибо Небесе и земли Бог показа тя храм Духа Святаго, да научимся возглашати тебе:
    Радуйся, верный наставниче иночествующих, и помощниче им во всякой нужде душевней яже ко спасению.
    Радуйся, молитвами своими отгоняяй козни вражия, смущающыя иноков в житии благочестнем.
    Радуйся, молитвами своими и благословением простыя снеди в сладостныя претворявый.
    Радуйся, яко друг царев, повинных от смерти свобождавый.
    Радуйся, путьшествующих от напрасныя смерти избавляяй.
    Радуйся, устрашение разбойников, иже молитвами твоими, яко воинством отгоними беша.
    Радуйся, врачу неисцельных болезней.
    Радуйся, исцеление подаваяй в скорби и тузе душевней.
    Радуйся, радость родителем подаваяй исцелением чад их от болезней.
    Радуйся, радость чадом подаваяй исцелением болящих родителей их.
    Радуйся, скорое заступление обидимых.
    Радуйся, утешение боящихся часа смертнаго.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 11

    Пение хвалебное приносим ти, преподобне, но скудными песньми хвалим тя: яко аще отрочество твое, аще юность, аще старость, вся исполнена суть дел благих и любве, яже к Богу и ближнему, вся вещают едину песнь Богови: Аллилуиа.

    Икос 11

    Светоприемную свещу зрим тебе, преподобне, сияющу лучами Божия благодати, аще и крепость твоя оскуде, и исчезаше тебе свет временныя жизни сея: твоим бо промышлением открыты беша святыя мощи благовернаго князя Андреа. Сего ради радуяся вопием:
    Радуйся, усердный чтителю Бога, дивнаго во святых Своих.
    Радуйся, распространение Царствия Божия благодати.
    Радуйся, прославление святых.
    Радуйся, яко гром устрашаяй искушающих Духа Святаго.
    Радуйся, обличителю сумнительных помышлений.
    Радуйся, из неверия в веру несумненну приводяй.
    Радуйся, и в старости добрей прежде всех на церковное пение приходивый.
    Радуйся, до конца жизни своея наставляяй соблюдати божественныя заповеди и предания святых отец.
    Радуйся, до последняго часа смертнаго попечение о немощных, нищих и странных имевый.
    Радуйся, даров благодати Божией обилие.
    Радуйся, яко и по скончании своем, обещался еси никогдаже отлучен быти от обители своея.
    Радуйся, проповедниче Божия благодати, яже имать во веки быти во обители.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 12

    Благодать Божию зряще в честных и многоцелебных мощех преподобнаго, прославим вернии Бога, дивнаго во святых, и возопиим Ему: Аллилуиа.

    Икос 12

    Поюще честное житие преподобнаго, прославим и та чудная дела, яже соверши по скончании своем, и яже от честных мощей его его даровася:
    Радуйся, и по преставлении своем многим людем на пользу являяйся.
    Радуйся, молитвами своими споборствуяй царю Иоанну на покорение града Казани державе Российстей.
    Радуйся, подаваяй исцеление от болезней чтущым святыя мощи твоя.
    Радуйся, исцеляяй пиющих с верою воду от кладезя, егоже ископал еси рукама своима.
    Радуйся, здравие болящым отроком подаваяй.
    Радуйся, от болезней лютыя огневицы и трясавицы избавляяй.
    Радуйся, спасавый бесноватых от гибели, и смысл им подаваяй.
    Радуйся, являяйся забывшым данныя Богу обеты, и к исполнению их побуждаяй.
    Радуйся, помощь и силу подаваяй служителем и пастырем Церкви.
    Радуйся, угодниче Божий, Данииле чудотворче.

    Кондак 13

    О пречудный и преславный угодниче Божий, преподобне Данииле, приими ныне сие малое моление наше, и якоже обещался, призирай милостивно с высоты небесныя славы на обитель твою и молящихся в ней, да вси в нынешнем веце поживем во славу Пресвятыя Троицы, и в будущем купно с тобою, откровенным лицем Славу Господню узревше, воспеваем во веки Богу: Аллилуиа.

    Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

    Молитва преподобному Даниилу Переяславскому

    О, преподобне и богоносне отче наш Данииле, всесмиренно к тебе припадаем и тебе молимся: не отступи от нас духом твоим, но всегда поминай нас во святых и благоприятных молитвах твоих ко Господу нашему Иисусу Христу; молися Ему, да не потопит нас бездна греховная, и да не будем врагом, ненавидящым нас, в радование; да простит Христос Бог наш твоим предстательством за нас вся согрешения наша, и Своею благодатию водворит посреде нас единодушие и любовь, и да избавит нас от козней и наветов диавольских, от глада, губительства, огня, всякия скорби и нужды, от болезней душевных и телесных и от внезапныя смерти; да сподобит Он нас, притекающих к раце мощей твоих, в истинней вере и покаянии пожити, христианския, непостыдныя и мирныя кончины жития нашего достигнути, и наследовати Царство Небесное, и славити пресвятое имя Его со Безначальным Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

    Тропарь преподобному Даниилу Переяславскому

    Тропарь

    глас 3

    От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив, выну повинуяся Богу, противяся же диаволу, страсти греховныя победил еси. Тем сам храм Божий быв, и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув, и собранное тобою в ней стадо Христово богоугодно упас, преставился еси к вечным обителем, отче Данииле. Моли Триипостаснаго во едином существе Бога, спастися душам нашим.

    Кондак

    глас 1

    От познания себе пришед в познание Бога и благочестием к Нему восприим начало чувства внутренняго, разум свой пленил в послушание веры; тем и, подвигом добрым подвизався, достигнул еси в меру возраста совершенна исполнения Христова, яко Божие тяжание, Божие здание, делал еси брашно, не гиблющее, но брашно, пребывающее в живот вечный. Да будут единодушно вси насаждение Господне в славу, моли, блаженне, Единаго Человеколюбца Бога.

    Кондак

    глас 8

    Невечерняго Света пресветлое светило, жития чистотою просвещающее всех, явился еси, отче Данииле, образ бо и правило иноком был еси, сиротам же отец, и питатель вдовицам. Сего ради и мы, чада твоя, вопием ти: радуйся, радосте и венче наш; радуйся, многое имый к Богу дерзновение; радуйся, граду нашему велие утверждение.

    Величание

    Ублажаем тя, преподобне отче Данииле, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

    Икона Даниила Переяславского - именная икона мужчин по имени Даниил, Данил, Данила. Как искусный врач, преподобный Даниил проливает на душевные язвы целительный бальзам покаяния, повязует их Божественными заповедями и направляет грешников на путь здоровой, богоугодной жизни.

    Даниил Переяславский (ок. 1460 — 1540), преподобный. Память 7 апреля (20 апреля) в день кончины, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 30 декабря (12 января) в день перенесения мощей.

    В миру — Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника. Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.

    Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

    Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

    На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

    Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

    Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

    Молитва преподобному Даниилу Переяславскому

    О, преподобне и богоносне отче наш Данииле, всесмиренно к тебе припадаем и тебе молимся: не отступи от нас духом твоим, но всегда поминай нас во святых и благоприятных молитвах твоих ко Господу нашему Иисусу Христу; молися Ему, да не потопит нас бездна греховная, и да не будем врагом, ненавидящым нас, в радование; да простит Христос Бог наш твоим предстательством за нас вся согрешения наша, и Своею благодатию водворит посреде нас единодушие и любовь, и да избавит нас от козней и наветов диавольских, от глада, губительства, огня, всякия скорби и нужды, от болезней душевных и телесных и от внезапныя смерти; да сподобит Он нас, притекающих к раце мощей твоих, в истинней вере и покаянии пожити, христианския, непостыдныя и мирныя кончины жития нашего достигнути, и наследовати Царство Небесное, и славити пресвятое имя Его со Безначальным Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

    Преподобный Даниил Переяславский (в миру - Димитрий), родился около 1460 года в городе Переяславле-Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и во всем старался подражать подвигам святого Симеона Столпника. Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца преподобного Левкия прожил 10 лет.

    Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами святой Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

    Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому похоронить, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (место захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

    На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келии, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

    Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

    Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1652 году. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.