Что такое синквейн и. Правила составления синквейна по литературе в разных классах. Синквейн. Примеры по разным предметам

Вашему ребенку в школе задали на дом составить синквейн, а вы не знаете, что это такое? Предлагаем вместе разобраться в том, что такое синквейн, для чего он используется и как составляется? В чем его польза для школьников и учителей? После чего мы вместе сможет самостоятельно написать небольшой стих на любую, понравившуюся нам тему.

Что такое синквейн

Небольшое стихотворение, состоящее всего лишь из 5 строк, без четкой рифмы означает слово синквейн. Впервые этот термин использовала американская поэтесса Аделаида Крэпси 100 лет назад. Изучая японскую литературу, она так вдохновилась их хайку, что решила создать новую стихотворную форму, которая состоит из 5 строк, каждая из которых содержит определенное количество слогов. Согласно ее теории, традиционный синквейн должен состоять всего лишь из 22 слогов: 2 из которых в первой строке, 4 во второй, 6 – в третьей, 8 – в четвертой и 2 – в пятой.

Впервые данный вид литературы начали применять на практике в американских школах. Это, так называемый, дидактический синкейн. От других видов синквейнов, он отличается тем, что не требует точного подсчета используемых в каждой строчке слогов. В его основе лежит смысловая нагрузка каждой отдельно взятой строки.


Дидактический, или как его еще называют, классический синквейн, строится по следующему принципу:

  • Первая строка состоит всего лишь из одного слова. Это может быть имя существительное или местоимение. Оно должно обозначать тему произведения.
  • Вторая строка. Используется для описания свойств основной темы. Это могут быть 2 причастия или имени прилагательных.
  • Третья – повествует о действиях темы. Для этого используют 3 деепричастия или глагола.
  • Четвертая – самая длинная и состоит из 4 слов. Здесь автору нужно высказать свое личное мнение, относительно темы стиха.
  • Пятая – состоит всего лишь из 1 слова, которое может относиться к любой части речи. Это некое резюме текста, которое раскрывает суть темы.

Такое нерифмованное краткое стихотворение может затрагивать любую тему. Еще одна особенность дидактического синквейна состоит в том, что автору разрешено отступать от основных правил. К примеру, для написания главной мысли или резюме допускается использование словосочетания или целой фразы из нескольких (3-5) слов. Для описания действия можно использовать составное сказуемое.


Как писать синквейн

Многим школьникам пришлось по душе такое занятие. Ведь для написания подобного стиха им не нужно иметь талант или особые навыки. Достаточно просто освоить форму синквейна и, что называется «прочувствовать его изнутри».

Инструкция по написанию

  1. Первая строка будет «Мыло».
  2. Какое бывает мыло в двух словах? Подберите любые два прилагательных, которые первыми пришли вам в голову. Это может быть общее понятие (душистое, пенное и т.д.) или же автору придет в голову образ мыла, которым пользуется лично он (фруктовое, жидкое и т.д.). Допустим, у вас получилось «желтое, душистое».
  3. Здесь необходимо подобрать 3 действия. Ребенку нужно объяснить, что имеется в виду не конкретное действие, на которое способен предмет, но и то, каким образом на него могут воздействовать другие. К примеру, мыло может не только пениться в руках или пахнуть, оно способно вызвать слезы при попадании в глаза, выскользнуть и упасть на пол. Кроме того, им можно мыться. К примеру, вы выбрали такие 3 глагола «чистит, пахнет, пузыриться».
  4. Теперь автору предстоит высказать свое мнение о предмете. Здесь подразумеваются не только чувства и эмоции, которые вы можете испытывать при мысли об этом предмете. Возможно, это ассоциации, что-то из личной жизни, связанное с предметом и т.д. К примеру, вы вспомнили, как в детстве вас мама заставляла мыть руки перед обедом или поскользнувшись на нем упали. А возможно, вы варите его дома самостоятельно. Теперь осталось втиснуть все эти воспоминания в 3-5 слов. К примеру: «моет руки перед едой» и т.д.
  5. Резюме должно состоять из 1, максимум 2 слов. Для этого, еще раз внимательно прочитайте то, что вам удалось написать, и опишите, появившийся перед вами образ одним словом. Если сделать это не получилось, ответьте на вопрос – для чего был изобретен данный предмет? Какова его роль в нашей жизни? Какое свойство предмета можно считать главным? Так же, обратите внимание на то, что резюме должно быть связано с предыдущей строчкой. Следовательно, если вы писали о мытье рук, то целесообразно, в заключении будет сказать о чистоте или гигиене.

Получившийся результат

Теперь прочитайте свой результат:

Мыло.

Желтое, душистое.

Чистит, пахнет, пузыриться.

Моет руки перед едой.

Чистота.

Таким образом, потренировавшись на чем-то простом, можно переходить к более серьезным вещам. Примеры могут быть любыми, достаточно выбрать тему из того, что нас окружает.


Теперь стало понятно, как делать синквейн по литературе, истории или любому другому школьному предмету. Для детей, это может стать некой «творческой паузой». А учитель сможет на основе составленного учеником стиха, определить степень его понимания той или иной темы.

Видео инструкция

Из опыта работы Полищук О.Н., учителя русского языка и литературы

1.Введение. Что даёт умение составления синквейна ученику?

2. История возникновения

3. Правила составления

4. Дидактический синквейн

5. Синквейн с точки зрения педагогики

6.1 Простота построения

6.2 Формирование аналитических способностей

6.3 Вариативность

7.Синвейн – превосходный способ контроля.

8.Материал из практических работ учащихся 5 класса Б.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

СИНКВЕЙН:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

ВВЕДЕНИЕ

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов . Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы. Что же представляет собой это необычное задание?

Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет абсолютно ничего сложного.

Синквейн.

Синквейн – это пятистрочный стих.

Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров. После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых учеников сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому учащемуся будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

История возникновения

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey ), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии . В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России ) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

Правила составления

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Весна.

Яркая и тёплая

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.

Учитель.

Творческий, добрый

Учит, воспитывает и опекает.

Мне нравится работа учителя.

Наставник.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе:

его слоговая структура - 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка - 31).

Обратный синквейн (Reverse cinquain) - с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);

Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) - форма из двух пятистрочных строф , где первая - это традиционный , а вторая - обратный синквейны;

Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) - девятистрочная форма со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

Корона синквейнов (Crown cinquain) - 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;

Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) - аналог венка сонетов , корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого сиквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Как же пишется синквейн? Условия его написания таковы:

На первой строке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему сиквейна.

Третья строка – три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм , при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово-резюме , которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Дидактический синквейн

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка - тема сиквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейны – превосходный способ контроля.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно. Предлагаю познакомиться с несколькими синквейнами из моей собственной учительской практики. Ученики шестого класса составляли синквейны, посвящённые героям повести Владимира Осиповича Богомолова «Иван» .

Иван.
Храбрый, смелый.
Переплывает, мстит, разведывает.
Иван никогда не сдаст.
Разведчик.
(Отмечу, что за этот синквейн ученица получила «3», поскольку главный герой представлен ею весьма однобоко).

Иван.
Настоящий, храбрый.
Разведывает, убегает, погибает.
Мальчик, который служит Родине.
Разведка.
(Синквейн на более высокую оценку, поскольку в нём проведено более глубокое исследование характера и судьбы героя).

Гальцев.
Дисциплинированный, любознательный.
Служит, дарит, побеждает.
Держит своё обещание.
Солдат.

Титков .
Трусливый, корыстный.
Предаёт, сдаёт, получает.
Жажда наживы – источник зла.
Предатель.

Если же вдруг у ученика возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна ученику не близка (не понята им или просто не интересна). Либо же ученику необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях . Если ученики легко могут составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

Что же касается литературы, то для неё синквейны – это даже больше, чем метод контроля или запоминания. Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Синквейн на тему Левша

Левша
талантливый русский
подковал, выпивал, скончался
повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году

мастеровой

Синквейн на тему Лето

лето
жаркое знойное
плавать загорать купаться
в отпуск отправляться
время года

Синквейн на тему Литература

литература
художественная, научная
написана, содержит, читают
совокупность любых словесных текстов
рукописи не горят

Синквейн на тему Лицей

лицей
общеобразовательный, специализированный
обучает, готовит, воспитывает
подготавливает к поступлению в вузы
учебное заведение

Синквейн на тему Личность

личность
индивидуальная, неповторимая
не рождается, формируется, становится
результат процесса воспитания и самовоспитания
система поведения индивида

Синквейн на тему Любовь

Любовь глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство любовь страстная, коварная
томиться, влюбиться, мучаться

единственная вещь, которую мы можем подарить

и все же она у нас остается бесценный дар любовь
глубокая, интимная воспета, волнует, чувствует
настоящая любовь не между телами, а между душами чувство

Синквейны на уроках русского языка

Красивая и умная

Растит, делает и ухаживает

Природа знает лучше всех.

Экология.

Кисляков Виталя

Красивая, полезная.

Радует, лечит, кормит.

Она помогает людям жить

Голубева Уля

Природа. Природа.

Красивая, полезная. Красивая и умная.

Берегут, помогают, изучают. Живёт, растёт и существует.

Нам надо беречь её. Замечательно быть на природе.

Заповедник. Красота.

Вахромеева Алёна Былкова Вика

Цветок. Природа.

Замечательный и красивый. Странная, красивая.

Растёт, развивается, гибнет. Радует, огорчает и удивляет.

Любит, чтобы его поливали. Нашу природу надо беречь.

Роза. Волшебница.

Гурулёв Валера Колотухин Дима

Природа. Природа.

Живая, зелёная. Красивая, живая.

Растёт, шумит, плачет. Радует, украшает, кормит.

Я очень люблю природу! Я люблю родную природу.

Красота. Растения.

Шлюфман Ксюша Неупокоева Настя

Красивая, умная.

Учит, помогает, наказывает.

Она всё правильно делает!

Федюшкин Влад

Синквейны на тему «Ученик»

Ученик. Ученик.

Любознательный, опытный. Умный, занятой.

Читает, рисует, учится. Читает, рисует, познаёт,

Мальчик учится на «пятёрки». Я начал хорошо учиться.

Школьник. Житель.

Бусленко Катя Дингес Максим

Ученик. Ученик.

Любознательный и опытный. Занятой и внимательный.

Познаёт, умнеет и выполняет. Познаёт, выполняет и умнеет.

Умный гражданин читает рассказ. Мальчик учится в школе.

Житель. Школьник.

Жунтова Юля Ким Влад

Ученик. Ученик.

Умный, воспитанный. Внимательный, опытный.

Познаёт, умнеет, выполняет. Познаёт, пишет, читает.

Школьник ходит в школу. Я буду хорошо учиться!

Гражданин. Школьник.

Пенкина Ксюша Попов Влад

Синквейн на тему А.С.Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Он очень хороший поэт.

Писатель.

Попов Влад

Синквейны на тему русской сказки

Волк. Волк.

Злой, голодный. Жадный и хвастливый.

Воет, поёт, ест Поёт, лежит, ест.

Волк съел всю семью. Зачем хозяин слушал волка?

Хитрец. Певец.

Исаев Никита Архипец Саша

Волк.Крестьянин.

Серый, голодный. Глупый, нежадный.

Выманил, подкараулил, дождался. Слушал, восхищался, отдавал.

Он съел всё семейство. Остался один в доме.

Хитрец. Глупец.

Неупокоева Настя Попов Влад

Ворона. Ворона.

Глупая и пугливая. Хвастливая, говорливая.

Обманывает, поёт и летает. Собралась, полетела, увидела

Нечего лететь на юг! На острове ворону заклевали.

Певица. Болтушка.

Довгалёв Женя Пенкина Ксюша

Снегурочка. Снегурочка.

Снежная, печальная. Беленькая, умная.

Побежала, прыгнула, растаяла. Работает, поёт, прячется.

Белая девочка весело поёт. Снегурушка прыгнула И растаяла.

Дочка. Девочка.

Шапорина Ангелина Попов Влад

Синквейны на уроках внеклассного чтения.

Город. Биробиджан.

Красивый, чудесный. Красивый, большой.

Помогает, растёт, красуется. Строится, нравится, интересует.

Мне нравится мой город. Я люблю свой город.

Биробиджан. Родина.

Попов Влад Архипец Саша

Город. Биробиджан.

Строится, растёт. Большой, красивый.

Красивый, весёлый, молодой. Стоит, растёт, хорошеет.

Я люблю свой город. Наш город очень красивый.

Родина. Красавец.

Вахромеева Алена Неупокоева Настя

Город. Биробиджан.

Большой, красивый. Красивый, северный.

Стоит, хорошеет, озеленяется. Строится, живёт, растёт.

Мы любим свой город. Я люблю Биробиджан.

Биробиджан. Город.

Попов Влад Исаев Никита

Родина. Город.

Родная, любимая. Молодой, прекрасный.

Родилась, защищает, бережёт. Живёт, растёт и дышит.

Наша Родина – это Россия. Мой город самый красивый.

Дом. Биробиджан.

Колотухин Дима Довгалев Женя

Биробиджан. Родина.

Красивый, познавательный. Большая, красивая.

Строится, развивается, радует. Кормит, охраняет, бережёт

Мне нравится мой город. Наша родина очень красивая.

Дом. Страна.

Голубева Уля Кисляков Виталя

Папа. Мама.

Хороший, добрый. Красивая, добрая.

Воспитывает, зарабатывает, ездит. Работает, готовит, помогает.

Он любит всю семью. Моя мама очень умная.

Отец. Мамочка.

Дингес Максим Коновалова Настя

Семья. Родители.

Дружная, весёлая. Весёлые и грустные.

Радует, воспитывает, помогает. Работают, учатся, преподают.

Я люблю свою семью. Хорошо живётся с родителями.

Дом. Любовь.

Попов Влад Колотухин Дима

Мама. Родина.

Красивая, добрая. Красивая, справедливая.

Работает, готовит, любит. Защищает, растит, воспитывает.

Я люблю свою маму. Я родился в Биробиджане.

Хозяйка. Отечество.

Архипец Саша Ким Влад

Папа. Мама.

Высокий, добрый. Нежная, ласковая.

Работает, воспитывает, помогает. Помогает, гуляет, работает.

На работе делает мебель. Вся семья любит маму.

Отец. Человек.

Золотухина Таня Неупокоева Настя

Синквейны

учащихся 5 класса Б

школы 5

2009 – 2010 уч.год

Друг. Друзья.

Добрый, хороший. Добрые, хорошие.

Помогает, дарит, дружит. Ездят, советуют, выручают.

Мой друг самый хороший. Помогают в сложной ситуации.

Товарищ. Помощник.

Ким Влад Кисляков Виталя

Друзья. Друг.

Хорошие, добрые. Добрый и честный.

Помогают, защищают, выручают. Выходил, играл, прятался.

У меня такие хорошие друзья! Он всегда тебе поможет.

Товарищи. Товарищ.

Попов Влад Дингес Максим

Друг. Друг.

Весёлый, здоровый. Бывалый, умный.

Играет, поёт, свистит. Занимается, учится, гуляет.

Мы с другом играем. Друг меня всегда выручит.

Актёр. Ваня.

Коновалова Настя Федюшкин Влад

Друг. Друг.

Хороший, лучший. Бывалый и настоящий.

Помогает, угощает, даёт. Помогает, делает и приходит.

Мой друг очень хороший. Друг в беде поможет.

Приятель. Человек.

Колотухин Дима Довгалев Женя

Друг. Друг.

Надёжный, весёлый. Хороший, верный.

Выручает, помогает, уступает. Помогает, заступается, дружит.

Мой друг самый лучший! Друг помогает мне дружить.

Опора. Дружище.

Гурулев Валерий Лескова Лера

Весёлый, дружелюбный.

Играет, веселится.

Друзья всегда смогут выручить.

Бусленко Катя

ЛИТЕРАТУРА

1 Ю.И. Равенский. «Рассуждение проблемного характера».

2 С.А. Никольская. «Синквейн».

3 К.П. Щепина «Синквейн на уроке».

Синквейн

на уроках русского языка и литературы.

1. Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Определение синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»

(в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

2. Параметры синквейна.

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.

3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

4. Синквейны на уроках литературы.

Синквейны – превосходный способ контроля .

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 40 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Вспоминаются слова А.С. Пушкина «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство».

Синквейн – один из способов метапредметных технологий в преподавании. Написание синквейна можно использовать на любом уроке, освещая в нем всевозможные темы.

Примеры синквейнов, написанные учениками на уроках литературы :

Дюймовочка.

Страдает, любит, благодарит.

Много странствует.

Маленькая, нежная, смелая.

Красавица.

Иван – царевич.

Добрый, умный, находчивый.

Ищет, воюет, добивается.

Персонаж русских сказок.

Герой.

Снежная королева.

Хозяйка Медной горы.

Идеальная, фантастическая, красивая.

Колдует, дурманит, не отпускает.

Образ уральского фольклора.

Каменное сердце.

Холодная, бесчувственная, жестокая.

Мчится, леденит, сверкает.

Владычица холода и льдов.

Загадка.

5. Синквейны, написанные учениками на уроках русского языка.

Ноябрь.

Красочный и дождливый.

Осыпал, раскрасил, наступил.

Вложил в душу каплю грусти.

Осень.

Зима.

Спокойная и грустная.

Ударила, побелила, наступила

Подарила детям Новый год.

Веселье и подарки.

Имя существительное.

Одушевленное или неодушевленное.

Обозначает, отвечает, является.

Называет предметы.

Часть речи.

НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА

Одной из форм работы на уроках литературного чтения может быть работа с синквейном.

Синквейн-прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять».

Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Есть еще несколько определений синквейна.

Синквейн-малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Лиса.

Хитрая, умная.

Плачет, жалуется, хитрит.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Синквейн на тему А.С. Пушкин.

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

Синквейн с точки зрения педагогики.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находитьв информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературного чтения практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения.

Прстота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

С синквейном можно работать по-разному.

Вариативность.

Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейн:

Обогащает словарный запас;

Подготавливает к краткому перессказу;

Учит формировать идею (ключевую фразу);

Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

Получается у всех.


В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат . Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Синквейн

    ✪ Синквейн для детей, как его составить?/ ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНА / Дидактические карточки БЕСПЛАТНО

    ✪ Синквейн//Татьяна Погодаева

    Субтитры

История возникновения

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной .

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны варианты:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).

Искусственный характер

В отличие от сочинения, задание по написанию синквейна носит сугубо искусственный характер (учебная задача только моделирует жизненную ситуацию, и то очень отдаленно). Поэтому написание синквейна может быть полезно лишь для небольшого процента учащихся с соответствующей структурой мышления. Для остальных такое задание будет носить формальный характер.

Примечания

  1. Баннов А. М. Учимся думать вместе // Будков А. С. : Материалы для тренинга учителей. - М. : ИНТУИТ.РУ, 2007. - С. 105 .
  2. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии (рус.) .