Способ добычи известняка. Способы добычи камня известняка. Добыча взрывным способом

По сложившейся традиции разбираю очередное задание олимпиады по информационной безопасности MCTF. В этот раз мы будем организованно писать эксплоит для серверного приложения, написанного на языке Python.

Общеизвестно, что эксплоит - это компьютерная программа, фрагмент программного кода или последовательность команд, которые используются уязвимости в программном обеспечении и применяются для осуществления атаки на вычислительную систему. Целью атаки является захват контроля над системой или нарушение её корректной работы (с) вики.
В качестве подопытного предлагается код сервера на языке Python с несколько странной реализацией протокола. Ознакомиться с кодом приложения можно , далее я прокомментирую его наиболее яркие фрагменты. Но прежде всего нам нужное его установить на локальной машине для вдумчивого препарирования. Итак

Запуск файла server.py на Ubuntu

В целом особых подводных камней тут нет, Python включен во все дистрибутивы повсеместно, однако тут ВНЕЗАПНО используется малоизвестная библиотека mmh3 (о подляне, которую она подкладывает ).
К сожалению, в дистрибутиве ubuntu ее нет, поэтому ставим из исходников
sudo apt-get install python-pip sudo apt-get install python-dev sudo python -m pip install mmh3
В результате скачиваются и компилируются исходники данного модуля, после чего сервер можно запустить командой
python server.py
Кроме того для безошибочной работы сервера нужно положить в его рабочую директорию файл flag.txt и каталогом выше подключаемый модуль../file_handler.py.

Вообще цель заданий в этой олимпиаде - найти некие "флаги". Таким образом цель взлома server.py - считать содержимое файла flag.txt, который расположен в одном каталоге с исполняемым файлом сервера.

Известняк представляет собой осадочную горную породу, которая состоит, в основном, из карбоната кальция (формула: CaCO 3). Основная его масса является результатом отложений твёрдых панцирей и раковин древних морских организмов. Реже встречается известняк, образованный химическим путём.

Благодаря наличию в воде кислот эта порода имеет свойство постепенно растворяться, что приводит к появлению пещер и карстовых полостей. При нагревании она разлагается с выделением углекислого газа. Эта реакция используется при производстве цемента, а также является причиной наличия газа в минеральных водах.

Отложения известняка отличаются по возрасту. От этого зависит и его внешний вид. Так, например, юрские известняки существенно отличаются по внешнему виду от триасовых известняков.

Различные примеси придают этой породе разные свойства. Благодаря примеси оксида марганца образуются доломитовые известняки. Примесь оксида серы характерна для мергелистых пород. В песчаных известняках присутствуют примеси кварца, опала, халцедона. Так же известны породы с примесью глины.

Окраска у известняков бывает преимущественно светлых оттенков, может быть белой, серой, жёлтой. Реже встречаются красноватый и бурый цвет. Иногда можно обнаружить зеленоватый и коричневый оттенки. Наиболее редкий вариант цвета – чёрный.

Плотность разных видов известняков составляет от 2500 до 3000 кг на метр кубический.

Распространение известняковой породы

Известняк – довольно распространённая горная порода. Много его на территории России, Европы и Северной Америки. Единственный регион, где его нет, это Австралия. Месторождения этой породы обычно приурочены к днищам древних морей, где обитали водные организмы, имеющие известковые панцири. Многие европейские горы (например, Альпы) состоят почти целиком из известняка.

Известняк: где добывают

Большое распространение известняка делает возможной его добычу в различных регионах мира. В России большинство крупных месторождений приурочены к западной части страны. Карьеры по добыче этого камня есть в Ленинградской, Воронежской, Тульской, Белгородской, Архангельской и Вологодской областях. Добывают известняк также на Северном Кавказе, на Урале, в отдельных районах Сибири и в Московской области.

В Вологодской области добыча известняка осуществляется на карьерах, расположенных поблизости от комбината, на котором производится его переработка.

Самыми известными из российских месторождений являются Швакинское и Савинское. Они находятся в Архангельской области. Добытый на них известняк отправляется на цементные заводы. Общие запасы этой породы на данных месторождениях превышают 100 тысяч тонн. Примерно половина от этого объёма будет задействована в последующей добыче.

Наиболее рентабельные месторождения расположены в центральных районах Европейской территории России. На Урале наибольшими запасами обладает Челябинская область, а в Сибири – Новосибирская, Кемеровская области и Красноярский край.

Активная разработка известняка для производства цемента ведётся в окрестностях Новороссийска.


Добыча известняка в Новосибирске

Крупный современный карьер, на котором разрабатываются известняки Сокольско-Ситовского месторождения, расположился в двух километрах в северо-восточном направлении от Липецка. На этом карьере ведётся добыча так называемых флюсовых известняков, около 15 процентов которых получают именно здесь. Это один из крупнейших разрезов в мире: его размеры составляют 1,5 на 0,5 км, глубина – 50 м. При современном уровне добычи запасов добываемого сырья будет достаточно для разработок в течение более 30 лет.

В странах СНГ также имеются крупные запасы этой породы. Крупнейшее в Европе месторождение расположено на территории Донецкой области у села Еленовка. Здесь добывается, в том числе, и доломит. Разработка месторождения производится на протяжении 150 лет.

Некоторые разрезы выделяются особым качеством добываемой на них породы. В России таким является знаменитое месторождение у села Мячково, расположенного у Москвы-реки. Добываемый на нём известняк отличается своим белым цветом и высокой прочностью. Это позволяет использовать его для укладки мостовых и при строительстве мельниц.

Как добывают известняк


Как добывают известняк

Добыча известняка производится на карьерах. Такой вариант извлечения полезных ископаемых называется открытым. На первом этапе осуществляют так называемые вскрышные работы. Они заключаются в снятии верхних слоёв грунта, под которым находится полезное ископаемое. В период функционирования карьера производится непосредственно добыча. После её завершения осуществляются мероприятия по рекультивации.

Процедура добычи заключается в измельчении (дроблении) породы на месте, с последующей транспортировкой её к месту переработки.


Для её измельчения применяют взрывы и другие способы и технологии. К последним относятся экскаваторы – гигантские машины, которые вгрызаются в пласт известняковой породы. Также используют и гидравлические способы разрыхления.

Способы применения известняка

Наиболее широкая сфера применения этой породы – строительные и отделочные работы. Из него строят целые дома. Пласты качественного известняка используют для отделки и мостовых. Содержащий отпечатки древних животных этот камень пользуется успехом у декораторов и дизайнеров.


Применение известняка

Одна из разновидностей известняка – мергель – активно применяется для получения цемента. Также он используется для производства извести.

Другой вид этой породы мел – применяется для рисования, при создании приспособлений для сварки, в производстве резины. Определённые виды известняка используются в полиграфии. Так же он применяется при производстве теплоизоляционных материалов, в металлургической, химической и пищевой промышленности. Его нередко используют для создания насыпей, в том числе, при строительстве железных дорог.

В прошлом известняк с успехом применялся при строительстве крупных сооружений. Он использовался при создании таких знаменитых объектов, как Великая Китайская стена, Египетские пирамиды и многие другие. Некоторые из них были построены более тысячи лет назад и при этом неплохо сохранились. В России с его помощью сооружали различные храмы (храм Бориса и Глеба, церковь Покрова на Нерли), а также другие здания Москвы, Суздаля, Санкт-Петербурга и других городов. Он использовался для мощения тротуаров, при строительстве лестниц, колонн, оград. В Россию этот камень завозился из Эстонии.

В Греции его применяли при создании скульптур, в Западной Европе – при возведении зданий и храмов. Известный во Франции Собор Парижской Богоматери также был построен из этого камня. С использованием известняка была построена и знаменитая Беленская башня в Лиссабоне.

Подробный производственный репортаж из карьера Сокольско-Ситовского месторождения флюсовых известняков, расположенного в паре километров к северо-востоку от Липецка. Под катом большие экскаваторы, БелАЗы, фабрика, конвейеры, взрыв и многое другое...

1. Немного официальных данных: Карьер разрабатывает ОАО «Студеновская акционерная горнодобывающая компания», в настоящее время предприятие входит в Группу НЛМК и является одним из российских лидеров по производству флюсовых известняков, применяемых главным образом в металлургической промышленности и строительстве.

2. Объемы добычи составляют более 15% добываемого флюсового известняка в России.

3. Размеры карьера внушительные: 1500х500 метров, и глубина - 50 метров. Здесь спокойно можно построить больше 10 футбольных полей или проложить трассу для Формулы 1...




Увеличить изображение

4. По оценкам геологов, запасов сырья в карьере при нынешних мощностях хватит, как минимум, на 30 лет работы.




Увеличить изображение

5. Известняк - широко распространённая осадочная порода, образующаяся при участии живых организмов в морских бассейнах. Когда-то, примерно 350-370 миллионов лет назад до нашей эры, в Девонском периоде Палеозойской эры, Липецкая область, как и многие регионы центральной части России, была морем. Часто в осколках породы можно найти ископаемые остатки древней жизни тех лет...

6. Месторождение разрабатывается открытым способом. Технологический процесс добычи полезного ископаемого можно разделить на следующие основные виды работ:
Вскрышные работы
Добычные работы
Отвалообразование и горнотехническая рекультивация
Транспортные работы
Переработка полезного ископаемого




Увеличить изображение

7. Вскрышные работы.
Сначала с помощью бульдозера или погрузчика снимают верхний плодородный слой почвы - чернозем, и складируют его для последующей рекультивации земель, нарушенных горными работами. Далее следует глинистый слой толщиной около 20 метров, который отрабатывается электрическими экскаваторами с емкостью ковша 8 – 10 кубометров. К вскрышным работам относится также частичная выборка некондиционного (некачественного) известняка, который располагается непосредственно под слоем глины.

8. На этой фотографии хорошо виден срез «карьерного пирога»: слой глины, слой некондиционного известняка и ровный уступ полезного ископаемого. Осыпавшаяся горка известняка под уступом - последствие взрыва. Вот именно эти «последствия взыва» загружают в БелАЗы и отвозят на фабрику. А все вскрышные породы отвозят во внутренний отвал.




Увеличить изображение

9. Добычные работы.
У горняков принято говорить до́быча, с ударением на первый слог. Непосредственно добыче известняка, предшествуют буровзрывные работы - самая зрелищная часть всего процесса.

10. Твердый слой известняка, который невозможно зачерпнуть ковшом экскаватора, приходится бурить, закладывать в него взрывчатые материалы и взрывать. Для бурения используются буровые станки типа СБР, работающие от электричества.

11. Буровые станки серьезные, бурят на глубину до 24 метров (в 7 этажей) скважины диаметром 16 см. На бурение одной скважины уходит 50 минут. Вереницу скважин, вытянутых в линию, одну за одной бурят в 5 метрах от края обрыва.

12. Отважный бурильщик!

13. Для взрыва используют промышленные и конверсионные взрывчатые вещества, для приобретения которых нужна целая куча различных разрешительных документов и лицензий, а также специальный транспорт для перевозки и вооруженная охрана. Просто так порох на базаре не купить...

14. Тротиловые шашки служат детонатором.

15. В среднем, для осуществления одного взрыва бурят около 30 скважин, куда в общей сложности закладывается 5-6 тонн взрывчатки.

16. Для связи всех скважин с взрывчаткой в единую цепь используется детонирующий шнур.

17. Взрыв - дело очень ответственное! Карьер полностью оцепляют, в районе будущего взрыва выставляют охрану. Вся техника отводится на безопасное расстояние, а БелАЗы вообще уезжают из карьера. Перед взрывом происходит опрос всех постов оцепления по рации и выясняется обстановка. Если все нормально, дается разрешение на проведение взрывных работ. (Пост охраны и трансформаторную будку тоже увозят).

18. Скважины взрывают не одновременно, а с задержкой в несколько сотых долей секунды, иначе будет землетрясение, и у большей части зданий Липецка повылетают стекла.

19. Для ощущения масштаба - в правой части кадра стоит экскаватор размером с 4-этажный дом... Мелкие куски породы могут улетать на расстояние, сравнимое с высотой главного здания МГУ - на 250 метров.

20. Видно, как тяжелые куски твердой породы ровными рядами отделяются от уступа и падают вниз.

21. Весь взрыв проходит за несколько секунд и его хорошо слышно в городе. Так выглядит обвалившаяся порода. После того, как дым рассеется и осядет пыль, взрывники проверят наличие не сработавших зарядов, после чего экскаваторы и БелАЗы займутся своей работой.

22. Породу загружают в БелАзы с помощью механической лопаты (то есть экскаватора), а точнее - с помощью самоходной полноповоротной выемочно-погрузочной машины. Этот монстр работает на электричестве напряжением 6000 вольт, на фотографии видно высоковольтный кабель, который питает двигатели экскаватора. За сутки работы машина кушает энергии столько же, сколько обычный девятиэтажный жилой дом за неделю.

23. За один раз экскаватор может загрузить 10 обычных фотографов, или 20 фотографов-китайцев.

25. Вес такого ковша - 16 тонн.

26. В каждом экскаваторе работает по два человека, для обеспечения непрерывности производственного процесса.

27. Всего в карьере работает 6 больших экскаваторов (ковш объемом 8 и 10 кубометров) и 2 поменьше, объемом ковша около 5-ти кубометров.

28. Иногда техника ломается. Например у этого экскаватора вышла из строя главная шестерня и его чинят прямо в карьере. Диаметр безвольно свисающих стальных канатов - 4 см.

29. А это - ныне списанный ветеран, честно отдавший предприятию около 40 лет. Несмотря на солидный возраст и потрепанный вид, дедушка, в случае крайней необходимости, может быть выведен на работу в карьер.

30. Отвалообразование и горнотехническая рекультивация.
При неизменной глубине чаша карьера постоянно движется в направлении, по которому залегает известняк. На одной стороне карьера происходит снятие вскрыши и добыча известняка, на другой - выработанное пространство заполняется вскрышными породами, отсевом дробления известняка и черноземом.




Увеличить изображение

32. С дробильно-обогатительной фабрики в думпкарах привозят отсев, образующийся после дробления известняка и не пригодный для использования. Экскаватор переваливает все на отвал, заполняя выработанное пространство карьера. Потом отвалы засыпят ранее вскрытым грунтом и сверху черноземом.

33. Эта механическая лопата поменьше - с ковшом на 5 кубов.

34. Далее осуществляется вспашка земель и проводится биологическая рекультивация – засевание земель полезными растениями. Через несколько лет рекультивированные земли можно будет вновь использовать в сельскохозяйственных целях. Раньше карьер начинался прямо от посадок (справа в кадре) и за 20 лет сместился на 600 метров. Теперь там поле. В будущем карьер может продвинуться еще на 2,7 километра.

35. Транспортные работы.
Ежедневно на линии в карьере работает 12 БелАЗов, которые обеспечивают транспортировку вскрышной породы на отвалы, а добытый известняк на ДОФ - дробильно-обогатительную фабрику.

36. Белазисты работают круглосуточно в три смены, по восемь часов каждая. За сутки БелАЗ совершает до 100 ходок, и перевозит добытого известняка до 16 тысяч тонн. За три месяца машина пробегает расстояние от Москвы до Владивостока.

37. Грузоподъемность такого БелАЗа составляет 55 тонн, больше, чем его собственный вес. БелАЗы с большей грузоподъемностью в данном карьере использовать нецелесообразно по нескольким причинам: глубина карьера, расстояние транспортировки, объем добычи и так далее. Приводит в движение этого мамонтенка дизельный двигатель в 700 л/с.

38. Если при транспортировке из БелАЗов что-то вывалится на дорогу, например большой камень, специальный колесный бульдозер уберет его обратно в забой, к экскаватору.

39. В карьере активно борются с пылью, дороги постоянно обливаются специальной поливалкой. А зимой полив сменяется посыпкой песчано-соляной смесью.

40. Чтобы сделать этот кадр, пришлось попросить по рации водителя (каждая единица техники в карьере оснащена радиостанцией), чтобы тот проехал вне политой дороги. Допустимая скорость движения в карьере составляет 20 км/ч.

41. В карьере проложено 14 км технологических дорог, возведенных насыпным способом, также есть электрификация и подстанции, чтобы питать экскаваторы. Дороги отличные, по ним спокойно можно перемещаться на легковом автомобиле.

42. Цех по ремонту и обслуживанию БелАЗов.

44. У этого БелАЗа сняли кузов и двигатель.

45. Добытое полезное ископаемое привозят на ДОФ и сгружают в приемный бункер, перед этим самосвал взвешивают и простым вычитанием веса пустого БелАЗа получают вес груза.

46. Приемный бункер.

47. Переработка полезного ископаемого.
Это первый корпус фабрики - корпус крупного дробления. Здесь на щековой дробилке происходит грубое дробление больших кусков породы. Получаются фракции величиной куска до 10 см.

49. По конвейерной ленте за сутки транспортируется примерно 15 000 тонн породы.

50. Конусная дробилка осуществляет среднее дробление.

51. Хитрая система вибрационных грохотов. В закрытых устройствах продукция разделяется на фракции (по размерам камней) и распределяется по конвейерам.

52. В цехе легко поместится обычный пятиэтажный дом...

53. Совсем мелкий известняк - отсев до 1 см отправляют на выгрузку в думпкары для последующей перевозки его в отвал карьера.

54. Корпус сортировки и погрузки. Сюда поставляется готовый продукт, где происходит загрузка в ж/д вагоны. Основной потребитель продукции - Новолипецкий металлургический комбинат.

56. В один вагон входит 69 тонн дробленого камня.

58. Рядом происходит погрузка в автотранспорт.

59. Работа в карьере не останавливается и ночью. Для этого на экскаваторах работает подсветка.

61. НЛО.

62. 55-тонные БелАЗы, применяемые на работах в карьере сравнительно невелики, а по горняцким меркам так и просто малыши. Когда-нибудь я обязательно посмотрю на работу 320-тонников!

63. Ночной карьер и фабрика прекрасны!

Отдельно хочется сказать про людей, с которыми я работал два съемочных дня. Открытые, добрые, веселые горняки, с удовольствием рассказывающие о своей работе и технике. Настоящие мужики!
Спасибо всем сотрудникам

Известняк преимущественно добывается в карьерах открытым способом. Известняк без глинистых или песчаных примесей встречается редко. Добыча известняка осуществляется преимущественно буровзрывным способом, иногда добыча производится с помощью рыхлителей и бульдозеров.

Для этого проходят скважины диаметром 100…300 мм, расположенные в один или несколько рядов в шахматном порядке, закладывают взрывчатку и осуществляют массовый взрыв. Проходку скважин ведут с помощью канатно-ударных станков, пневматических ударных или бурильных станков.

В последнее время используют мощные шарошечные буровые станки с производительностью до 30 м/ч (рисунок 1.51). Погрузку скальных пород осуществляют экскаваторами с ёмкостью ковша до 8 м 3 или погрузчиками.

Рисунок 1.51 - Шарошеч-ный буровой станок

После взрыва материал может содержать негабарит - крупные куски, которые не может захватить экскаватор. Разделку негабарита ведут взрывным методом с помощью накладных зарядов или мелких шпур, а также с помощью бутобоев. Бурильный станок с помощью специального навесного оборудования быстро переоборудуется в бутобой.

В некоторых случаях для удешевления добычи отказываются от взрывных работ и добычу ведут с помощью специальных рыхлителей, устанавливаемых на мощных тракторных тягачах. Их применение позволяет решить две важные задачи комплексного использования недр: организацию селективной отработки скальных пород различного качества и добычи сырья в охранных зонах, где применение взрывных работ недопустимо. Эффективность рыхления зависит от крепости породы, степени её трещиноватости, мощности двигателя рыхлительно-бульдозерного агрегата, суммарной массы и тягового усилия. За рубежом на многих предприятиях взамен взрывного метода также применяется механическое рыхление

Взорваннная руда транспортируется к дробильной установке, которая может работать в одну или две стадии. Для погрузки взорванной породы используют экскаваторы или погрузчики. При необходимости измельченная горная порода освобождается в моющих барабанах от глиняных и песчаных загрязнений. Известняк некоторых месторождений содержит только незначительное количество загрязнений, так что мойка может быть не нужна. Затем взорванный и вымытый материал классифицируется по размерам в отдельные фракции для обжига в печи и для продажи.

Из известняка производят также известковую муку, для чего производят тонкий помол при одновременном высушивании, например, применяются быстроходные молотковые мельницы.

При получении высококачественных клинкеров производят селективную добычу сырья, т.е. добывают партии сырья необходимого состава при минимальном содержании вредных примесей. При добыче более мягких горных пород (например, мел) необходимость проведения взрывных работ отпадает. Мягкие горные породы добывают с помощью тяжелых бульдозеров или роторных экскаваторов.

Взорванная руда автосамосвалами транспортируется к дробильной установке, которая может работать одноступенчато или многоступенчато.

Обжиг извести

Целью обжига извести является преобразование карбоната кальция в оксид кальция. Теоретически для этого требуются 3154 кДж/кг CaO (при 20 °C). При 900 °C парциальное давление CО 2 достигает 1 бар. Практически температура обжига извести намного выше. Ряд потребителей (например, сталеплавильные комбинаты), желают кроме низкого остаточного содержания СО 2 также и хорошую реакционую способность, которая получается только в определенных типах печей. Для этого наряду с качеством обожженного продукта (химический состав, кристаллическая структура), первым делом играет роль температура обжига, которая определяют структуру пор продукта обжига. В дальнейшем в подробностях описываются самые важные реакции и процессы для обжига извести.

Вот так живешь и не замечаешь того, что делается у тебя под носом))) Километрах в десяти от дома расположен Сокольско-Ситовский карьер, со стороны которого по четвергам (и иногда по вторникам) обязательно разносится взрыв - рвут пласты известняка. В начале 90-х годов я даже там работал помощником экскаваторщика. Причем отучился и на экскаваторщика, но работать не стал...

Я, кончено знаю, как добывают известняк. Но, не знал, что это может выглядеть так красиво и романтично)))

Оригинал взят у chistoprudov в Как добывают известняк.

Подробный производственный репортаж из карьера Сокольско-Ситовского месторождения флюсовых известняков, расположенного в паре километров к северо-востоку от Липецка. Под катом большие экскаваторы, БелАЗы, фабрика, конвейеры, взрыв и многое другое...


1. Немного официальных данных: Карьер разрабатывает ОАО «Студеновская акционерная горнодобывающая компания», в настоящее время предприятие входит в Группу НЛМК и является одним из российских лидеров по производству флюсовых известняков, применяемых главным образом в металлургической промышленности и строительстве.

2. Объемы добычи составляют более 15% добываемого флюсового известняка в России.

3. Размеры карьера внушительные: 1500х500 метров, и глубина — 50 метров. Здесь спокойно можно построить больше 10 футбольных полей или проложить трассу для Формулы 1...

4. По оценкам геологов, запасов сырья в карьере при нынешних мощностях хватит, как минимум, на 30 лет работы.

5. Известняк — широко распространённая осадочная порода, образующаяся при участии живых организмов в морских бассейнах. Когда-то, примерно 350-370 миллионов лет назад до нашей эры, в Девонском периоде Палеозойской эры, Липецкая область, как и многие регионы центральной части России, была морем. Часто в осколках породы можно найти ископаемые остатки древней жизни тех лет...

6. Месторождение разрабатывается открытым способом. Технологический процесс добычи полезного ископаемого можно разделить на следующие основные виды работ:
Вскрышные работы
Добычные работы
Отвалообразование и горнотехническая рекультивация
Транспортные работы
Переработка полезного ископаемого

7. Вскрышные работы.
Сначала с помощью бульдозера или погрузчика снимают верхний плодородный слой почвы — чернозем, и складируют его для последующей рекультивации земель, нарушенных горными работами. Далее следует глинистый слой толщиной около 20 метров, который отрабатывается электрическими экскаваторами с емкостью ковша 8 - 10 кубометров. К вскрышным работам относится также частичная выборка некондиционного (некачественного) известняка, который располагается непосредственно под слоем глины.

8. На этой фотографии хорошо виден срез «карьерного пирога»: слой глины, слой некондиционного известняка и ровный уступ полезного ископаемого. Осыпавшаяся горка известняка под уступом — последствие взрыва. Вот именно эти «последствия взыва» загружают в БелАЗы и отвозят на фабрику. А все вскрышные породы отвозят во внутренний отвал.

9. Добычные работы.
У горняков принято говорить до́быча, с ударением на первый слог. Непосредственно добыче известняка, предшествуют буровзрывные работы — самая зрелищная часть всего процесса.

10. Твердый слой известняка, который невозможно зачерпнуть ковшом экскаватора, приходится бурить, закладывать в него взрывчатые материалы и взрывать. Для бурения используются буровые станки типа СБР, работающие от электричества.

11. Буровые станки серьезные, бурят на глубину до 24 метров (в 7 этажей) скважины диаметром 16 см. На бурение одной скважины уходит 50 минут. Вереницу скважин, вытянутых в линию, одну за одной бурят в 5 метрах от края обрыва.

12. Отважный бурильщик!

13. Для взрыва используют промышленные и конверсионные взрывчатые вещества, для приобретения которых нужна целая куча различных разрешительных документов и лицензий, а также специальный транспорт для перевозки и вооруженная охрана. Просто так порох на базаре не купить...

14. Тротиловые шашки служат детонатором.

15. В среднем, для осуществления одного взрыва бурят около 30 скважин, куда в общей сложности закладывается 5-6 тонн взрывчатки.

16. Для связи всех скважин с взрывчаткой в единую цепь используется детонирующий шнур.

17. Взрыв — дело очень ответственное! Карьер полностью оцепляют, в районе будущего взрыва выставляют охрану. Вся техника отводится на безопасное расстояние, а БелАЗы вообще уезжают из карьера. Перед взрывом происходит опрос всех постов оцепления по рации и выясняется обстановка. Если все нормально, дается разрешение на проведение взрывных работ. (Пост охраны и трансформаторную будку тоже увозят).

18. Скважины взрывают не одновременно, а с задержкой в несколько сотых долей секунды, иначе будет землетрясение, и у большей части зданий Липецка повылетают стекла.

19. Для ощущения масштаба — в правой части кадра стоит экскаватор размером с 4-этажный дом... Мелкие куски породы могут улетать на расстояние, сравнимое с высотой главного здания МГУ — на 250 метров.

20. Видно, как тяжелые куски твердой породы ровными рядами отделяются от уступа и падают вниз.

21. Весь взрыв проходит за несколько секунд и его хорошо слышно в городе. Так выглядит обвалившаяся порода. После того, как дым рассеется и осядет пыль, взрывники проверят наличие не сработавших зарядов, после чего экскаваторы и БелАЗы займутся своей работой.

22. Породу загружают в БелАзы с помощью механической лопаты (то есть экскаватора), а точнее — с помощью самоходной полноповоротной выемочно-погрузочной машины. Этот монстр работает на электричестве напряжением 6000 вольт, на фотографии видно высоковольтный кабель, который питает двигатели экскаватора. За сутки работы машина кушает энергии столько же, сколько обычный девятиэтажный жилой дом за неделю.

23. За один раз экскаватор может загрузить 10 обычных фотографов, или 20 фотографов-китайцев.

24.

25. Вес такого ковша — 16 тонн.

26. В каждом экскаваторе работает по два человека, для обеспечения непрерывности производственного процесса.

27. Всего в карьере работает 6 больших экскаваторов (ковш объемом 8 и 10 кубометров) и 2 поменьше, объемом ковша около 5-ти кубометров.

28. Иногда техника ломается. Например у этого экскаватора вышла из строя главная шестерня и его чинят прямо в карьере. Диаметр безвольно свисающих стальных канатов — 4 см.

29. А это — ныне списанный ветеран, честно отдавший предприятию около 40 лет. Несмотря на солидный возраст и потрепанный вид, дедушка, в случае крайней необходимости, может быть выведен на работу в карьер.

30. Отвалообразование и горнотехническая рекультивация.
При неизменной глубине чаша карьера постоянно движется в направлении, по которому залегает известняк. На одной стороне карьера происходит снятие вскрыши и добыча известняка, на другой — выработанное пространство заполняется вскрышными породами, отсевом дробления известняка и черноземом.

31.

32. С дробильно-обогатительной фабрики в думпкарах привозят отсев, образующийся после дробления известняка и не пригодный для использования. Экскаватор переваливает все на отвал, заполняя выработанное пространство карьера. Потом отвалы засыпят ранее вскрытым грунтом и сверху черноземом.

33. Эта механическая лопата поменьше — с ковшом на 5 кубов.

34. Далее осуществляется вспашка земель и проводится биологическая рекультивация - засевание земель полезными растениями. Через несколько лет рекультивированные земли можно будет вновь использовать в сельскохозяйственных целях. Раньше карьер начинался прямо от посадок (справа в кадре) и за 20 лет сместился на 600 метров. Теперь там поле. В будущем карьер может продвинуться еще на 2,7 километра.

35. Транспортные работы.
Ежедневно на линии в карьере работает 12 БелАЗов, которые обеспечивают транспортировку вскрышной породы на отвалы, а добытый известняк на ДОФ — дробильно-обогатительную фабрику.

36. Белазисты работают круглосуточно в три смены, по восемь часов каждая. За сутки БелАЗ совершает до 100 ходок, и перевозит добытого известняка до 16 тысяч тонн. За три месяца машина пробегает расстояние от Москвы до Владивостока.

37. Грузоподъемность такого БелАЗа составляет 55 тонн, больше, чем его собственный вес. БелАЗы с большей грузоподъемностью в данном карьере использовать нецелесообразно по нескольким причинам: глубина карьера, расстояние транспортировки, объем добычи и так далее. Приводит в движение этого мамонтенка дизельный двигатель в 700 л/с.

38. Если при транспортировке из БелАЗов что-то вывалится на дорогу, например большой камень, специальный колесный бульдозер уберет его обратно в забой, к экскаватору.

39. В карьере активно борются с пылью, дороги постоянно обливаются специальной поливалкой. А зимой полив сменяется посыпкой песчано-соляной смесью.

40. Чтобы сделать этот кадр, пришлось попросить по рации водителя (каждая единица техники в карьере оснащена радиостанцией), чтобы тот проехал вне политой дороги. Допустимая скорость движения в карьере составляет 20 км/ч.

41. В карьере проложено 14 км технологических дорог, возведенных насыпным способом, также есть электрификация и подстанции, чтобы питать экскаваторы. Дороги отличные, по ним спокойно можно перемещаться на легковом автомобиле.

42. Цех по ремонту и обслуживанию БелАЗов.

43.

44. У этого БелАЗа сняли кузов и двигатель.

45. Добытое полезное ископаемое привозят на ДОФ и сгружают в приемный бункер, перед этим самосвал взвешивают и простым вычитанием веса пустого БелАЗа получают вес груза.

46. Приемный бункер.

47. Переработка полезного ископаемого.
Это первый корпус фабрики — корпус крупного дробления. Здесь на щековой дробилке происходит грубое дробление больших кусков породы. Получаются фракции величиной куска до 10 см.

49. По конвейерной ленте за сутки транспортируется примерно 15 000 тонн породы.

50. Конусная дробилка осуществляет среднее дробление.

51. Хитрая система вибрационных грохотов. В закрытых устройствах продукция разделяется на фракции (по размерам камней) и распределяется по конвейерам.

52. В цехе легко поместится обычный пятиэтажный дом...

53. Совсем мелкий известняк — отсев до 1 см отправляют на выгрузку в думпкары для последующей перевозки его в отвал карьера.

54. Корпус сортировки и погрузки. Сюда поставляется готовый продукт, где происходит загрузка в ж/д вагоны. Основной потребитель продукции — Новолипецкий металлургический комбинат.

55.

56. В один вагон входит 69 тонн дробленого камня.

57.

58. Рядом происходит погрузка в автотранспорт.

59. Работа в карьере не останавливается и ночью. Для этого на экскаваторах работает подсветка.

60.

61. НЛО.

62. 55-тонные БелАЗы, применяемые на работах в карьере сравнительно невелики, а по горняцким меркам так и просто малыши. Когда-нибудь я обязательно посмотрю на работу 320-тонников!

63. Ночной карьер и фабрика прекрасны!

Отдельно хочется сказать про людей, с которыми я работал два съемочных дня. Открытые, добрые, веселые горняки, с удовольствием рассказывающие о своей работе и технике. Настоящие мужики!
Спасибо всем сотрудникам