О чем говорит детский рисунок семьи. Отсутствие одного из родителей или родственников

Здравствуйте, дорогие мамочки и папочки! Сегодня, как и обещала в статье « », я расскажу Вам про тест Рисунок семьи. Если Вы хотите заглянуть вглубь души Вашего ребенка и попытаться понять о чем он думает, о чем мечтает, какие проблемы его беспокоят, и если не можете посоветоваться с детским психологом, попробуйте провести тест «Рисунок семьи», который поможет выявить отношения внутри семьи.

Предложите ребенку листок бумаги и разноцветные карандаши. Попросите изобразить свою семью. Потом займитесь каким-нибудь «важным делом», предоставив малышу свободу творчества.

Пусть ребенок будет сам с собой наедине, пусть творит, как ему подсказывает сердце. Потому что под Вашим пристальным наблюдением он попробует все взвесить и нарисовать такую картину, которая будет «удобна» Вам.

Но, когда Вы будете «работать», наблюдайте краем глаза за творчеством: как малыш рисует, что он рисует, в каком порядке изображает членов семьи, где что располагается.

Обратите внимание на огромный ассортимент
товаров для творчества :
тут и краски, и карандаши, и альбомы и даже кисточки-спонжи. Думаю, любому ребенку придется что-то по душе

По окончании работы задайте некоторые вопросы. Потом сделайте анализ рисунка по ниже предложенной схеме. Если Вы сможете правильно объяснять данные, то у Вас получится выявить все тонкости, всевозможные оттенки чувств, которые ребенок переживает в семье.

Этот рисунок — как молчаливый крик о помощи. И его важно услышать каждому родителю! Ведь Вам не приходит в голову, что зачастую виновником всех проблем малыша являетесь именно Вы?

Анализ теста «Рисунок семьи»

Итак, при анализе рисунка нужно отметить следующие моменты:

Рассмотрим более подробно значение теста «Рисунок семьи»

Последовательность рисования членов семьи

После объяснения задания малыш рисует членов своей семьи, а потом дополняет рисунок недостающими деталями. Если ребенок рисует все, что угодно, кроме себя и членов своей семьи, как бы оттягивая этот момент, здесь нужно задуматься — в чем кроется это нежелание рисовать своих близких?

Наводящие вопросы помогут найти ответ. Часто отсутствие изображения людей на рисунке говорит о дискомфортном состоянии ребенка в семье, о каких-то межсемейных конфликтах, в которые вовлекается и малыш.

Сюжет рисунка

Очень часто сюжет рисунка довольно прост. Ребенок рисует семью в виде группы родственников, может быть, кого-то забывая изобразить. Чаще всего люди располагаются на земле, на полу или все подвешены в воздухе.

Иногда художник дополняет свой шедевр цветами, предметами быта, мебелью. Не редкость на рисунках — кто-то из членов семьи изображен дома, а некоторые на улице. Как было замечено выше, очень часто дети рисуют какой-нибудь сюжет, в котором и не существует никакой семьи (см. рисунок), хотя это только кажется.

Рисунок семьи «без этой самой семьи» — это протест ребенка, таким образом он просит о помощи! Если Ваш ребенок нарисует такую семью — отложите все дела и задумайтесь: что не так? Почему? Поговорите с ребенком.

В противном случае Вы можете пропустить что-то очень важное или потеряете «ключик» к своему ребенку. Если рисунок семьи вызывает приятные ассоциации у Вашего малыша, он нарисует всех вместе.

Последовательность изображения членов семьи

В большинстве случаев первым ребенок нарисует или себя, или своего любимого члена семьи. Того, кого он считает самым важным в семье, самым умным, самым-самым.

По очередности малыш рисует в том порядке, в каком родственники имеют авторитет в его глазах: чем ниже авторитет, тем позднее его нарисует юный художник. Если ребенок ощущает себя не нужным, отвергнутым — он нарисует себя самым последним.

Размер фигур

Чем более авторитетен для ребенка какой-то человек в семье — тем больше он его нарисует. Некоторым малышам даже не хватает отведенного листа, чтобы нарисовать фигуру целиком. Если у кого-то из родственников низкий авторитет — он будет изображен маленьким и незначительным.

Безнадзорные, отвергнутые дети часто рисуют себя совсем крошечными (см. рисунок), подчеркивая этим свою ненужность. Наоборот, кумиры семьи изображают свою персону во весь лист, одного роста с родителями или же выше их.

Пространство и его размеры между родственниками

Пространство и его размеры между родственниками говорят либо об эмоциональной холодности между ними, либо об эмоциональной близости. Если фигуры прорисованы далеко друг от друга — скорей всего между ними существует разобщенность, какой-то конфликт.

Чем ближе родственники изображены друг к другу — тем ближе и теплее у них отношения между собой в семье. Чем ближе малыш рисует себя к какому-то члену семьи — тем выше его привязанность к нему. И наоборот. Чем дальше на рисунке ребенок от кого-то — тем меньше он к нему привязан.

Если малыш изобразил себя на большом расстоянии от других персонажей, возможно, он чувствует себя отвергнутым.

Расположение ребенка на рисунке

Расположение ребенка на рисунке является важной информацией о его положении в своей семье. Если малыш расположил себя в центре, а родителей по бокам, начинает рисовать себя первым, значит, он чувствует себя важным и нужным в своей семье.

Если художник нарисовал самого себя последним после своих братьев-сестёр, подальше от мамы и папы — это часто является свидетельством его ревности к другим детям семьи, тем самым он сообщает нам, что чувствует себя лишним.

Если ребенок не нарисовал самого себя

Если малыш вдруг не нарисовал себя, «забыл» — нужно искать объяснение в отношениях внутри семьи! Портрет семьи без себя сообщает о какой-то размолвке между ребенком и членом семьи или всей семьей в целом.

Так юный художник выражает протест против его неприятия в семье. Давно поняв, что его «забыли», что Вы заботитесь только о других членах семьи, ребенок таким образом «мстит» Вам на альбомном листе, тем самым давая понять о своих эмоциях. Важно вовремя заметить это!

Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи

Если малыш вдруг «забывает» нарисовать кого-либо из членов своей реальной семьи, то чаще всего именно этот «забытый» и является источником его переживаний и дискомфорта. Специально «забыв» нарисовать кого-то, ребенок как бы дает подсказку о выходе из конфликта.

Довольно часто таким способом дети «устраняют конкурентов», приглушая свою ревность к братьям-сестрам или родителям. Очень упорно «мстит» малыш и не рисует того родственника, который регулярно унижает его, подавляет. Пусть и в нарисованной семье, ребенок таким образом «берет реванш», мысленно унизив своего мучителя.

Если ребенок рисует несуществующих родственников

Если ребенок «дополняет» семью несуществующими в реальности родственниками или малознакомыми людьми, то, скорее всего, он хочет заполнить пустоту в чувствах. Кроме того, малыш может рисовать кошечек и собачек или других домашних животных, которых в действительности у него нет.

Это означает, что он мечтает, чтобы они стали ему заменой реальных членов семьи, что он хочет быть кому-то необходимым, нужным. Малыш желает, чтобы его любили, а он в ответ тоже кого-то любил. В этом случае Вам нужно серьезно задуматься: а может это Вы являетесь причиной дефицита нежности и ласки? Дефицита общения с ребенком?

Если ребенок нарисовал только себя

Если ребенок рисует вместо семьи только себя, «забывая» изобразить остальных, возможно, он не чувствует себя полноценным членом семьи, думает, что в ней для него нет места. В рисунках отвергнутого ребенка часто присутствуют мрачные оттенки.

В том возрасте, когда дети ещё не могут обходиться без родителей, отвергнутость в рисунке — грозный признак неблагополучия в семье!

Иногда юный художник специально рисует только себя одного. Чаще всего так поступают кумиры семьи, которым свойственен эгоцентризм.

От рисунка отвергнутого ребенка такая работа отличается любованием собой, что видно по фоновым деталям рисунка, по ярким цветам и тщательной прорисовкой предметов одежды — все это создает праздничное настроение.

Как ребенок рисует черты лица

Особое внимание следует обратить на то, как ребенок прорисовывает лица, глаза, рот:

  • Если на изображении лица заметны только глаза — этим ребенок как бы сообщает, что именно этот член семьи всегда наблюдает за ним, не допускает никаких шалостей и проступков. Этот родственник «Все вижу» — причина дискомфорта ребенка.
  • Аналогично можно расценивать родственника «Все слышу» — у которого изображены большие уши.
  • Если у кого-то тщательно прорисован рот, то этот человек, скорей всего, давит на ребенка своими нравоучениями, постоянными нотациями.
  • Если художник со всей основательностью рисует голову со всеми чертами лица, вероятно, такой человек очень важен для ребенка, он авторитетен для него.
  • Если же малыш прорисовывает таким образом себя — это может быть признаком самолюбования, либо озабоченностью своей внешностью.

Важная информация скрыта и в прорисовке рук. Если они слишком длинные, то они принадлежат человеку, который агрессивен по отношению к ребенку. Часто малыш может изображать этого человека вообще без рук.

Если же ребенок рисует без рук себя — это означает то, что он чувствует себя бессильным и бесправным в семье.

О чем говорит цвет рисунка

Цвет рисунка в некоторой мере является показателем чувств ребенка, которые возникают при упоминании семьи. Обычно всё, что любит Ваш ребенок, что ему нравится, рисуется в теплых тонах.

Свою привязанность к конкретному члену семьи малыш выражает ярким, бросающимся в глаза, цветом. Одежда у такого персонажа красочная, праздничная. Особенно нарядными бывают мамы.

Всю свою любовь ребенок вкладывает в прорисовку деталей наряда — рюши, воланы, оборки, в ушах серьги, на шее — бусы, на ногах модные туфли с каблучками. Любимые папы тоже не уступают в нарядах мамам — одеты во все яркое и модное!
Холодные тона на рисунке сигнализируют о каких-то конфликтах между малышом и членом семьи, одетым во все темное. Особенно информативен черный цвет — чаще он говорит об эмоциональном неприятии, которое может быть как скрытым, так и явным.

О явном неприятии человека Вам подскажут и другие детали рисунка. О скрытом неприятии Вам придется догадаться. Контурное рисование силуэтов родственников является знаком бедствия и неблагополучия!

Проведя тест «Ребенок рисует семью», анализируя особенности рисунка, Вы можете заново узнать своего ребенка. Понять, что он чувствует, что его беспокоит, какие внутренние конфликты беспокоят Вашего малыша.

Ваш ребенок — личность, хоть и маленькая, но уже имеющая свою точку зрения. И чтобы иметь единый угол зрения со своим ребенком, разговаривать на едином языке, смотреть одинаковыми глазами на различные ситуации — постарайтесь распознать их символику в детском рисунке!

Посмотрите видео-тест «О чем расскажет рисунок семьи»:

Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимость вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Что говорит детский рисунок о ребенке и его отношении к окружающим?

Во время рисования дети не контролируют свои эмоции, они создают «шедевр» душой, а не разумом. Поэтому очень важно обращать внимание на все детали рисунка, ведь это позволяет сделать определенные выводы о психологическом состоянии ребенка и об его отношении ко всему, что его окружает. Рассмотрим ниже, как по некоторым особенностям и деталям детского рисунка можно понять, что думает и чувствует ребенок.

Выбор цвета

Каждый ребенок очень тонко чувствует и сопоставляет свои ощущения с определенным цветом. Для точного тестирования важно, чтобы у малыша был максимальный набор цветов для создания рисунка.

О чем говорит преобладающий цвет на рисунке?

Цвет Какими чертами характера обладают дети, предпочитающие определенный цвет? О чем говорит преобладание или отсутствие данного цвета на рисунке?
Красный Агрессивность, сила воли, вспыльчивость, возбудимость, эксцентричность, повышенная активность и решительность. Преобладание красного оттенка на рисунке указывает на открытость и активность. Такой ребенок непоседливый, непослушный, возбудимый, часто ломающий игрушки.

В будущем такие дети стремятся добиться признания, успехов, похвалы на фоне напористости и эгоистичности.

Отсутствие данного цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценности и стремлению к уединению. Чаще всего это дети, воспитываемые в семье с частыми скандалами между родителями.

Розовый Утонченность, нежность, сентиментальность, слабость, жалостливость, робость и оптимизм. Имеется зависимость от окружающих, ищет постоянной поддержки, нуждается в проявлении любви со стороны родителей и постоянном тактильном контакте.
Желтый цвет Ребенок любознательный и оптимистичный, непосредственный и общительный, положительно эмоциональный, но зависимый и ревнивый. Любовь к желтому свойственна творческим личностям. Мечтательность и сказочность, оригинальность и инакомыслие отличают ребенка выбирающего данный цвет. Он предпочитает одиночество и абстрактные игрушки (палочки, камешки и т.д.) Всегда во что-то верит и надеется. Могут проявиться безответственность и непрактичность.

Если цвет не нравится ребенку, значит он несколько замкнут и сосредоточен на своем внутреннем мире.

Оранжевый Основные качества ребенка: жизнерадостность, богатая фантазия, мечтательность энергичность и хорошая интуиция. Повышенная возбудимость, не имеющая выхода, веселье, шалости и крики без причины – признаки характеризующие состояния малыша. Насторожить должно чрезмерное использование данного цвета.
Зеленый Символизирует упрямство и настойчивость, независимость и уравновешенность, высокие интеллектуальные способности, стремление к безопасности и духовное напряжение. Применение данного цвета в больших количествах говорит о нехватке материнской любви и чувстве заброшенности.

В будущем развивается консерватизм и боязнь перемен. Ребенку требуется ощущать себя защищенным и испытывать чувство надежности.

Синий Ребенок отличается концентрацией и сосредоточенностью на проблемах своего внутреннего мира, ищет покой и удовлетворение, спокойствие и верность, он часто прибегает к самоанализу. Преобладающие эмоции юного «художника», который любит рисовать синим, — спокойствие и уравновешенность, склонность к самопожертвованию. Выбор этого цвета говорит о том, что ребенок в данный момент нуждается в покое.
Голубой Частая смена образа жизни, необязательность, беспечность и беззаботность характерны для любителей голубого цвета. Если на рисунке много голубого, то это говорит об уравновешенности и спокойствии ребенка в момент рисования.
Сине-зеленый Сила воли, серьезный нрав, педантизм, забота к окружающим и принципиальность. Преобладание на рисунке сине-зеленого оттенка характеризует особое состояние нервной системы, а точнее ее перевозбуждение. Ребенку требуется больше свободы и поощрений, возможно даже снижение предъявляемых требований.
Фиолетовый Свойственен детям с богатой фантазией, отличной интуицией, чувствительным и ранимым, обладающих богатым внутренним миром, а также незрелостью и интеллектуальной, и эмоциональной. Впечатлительны, ранимы, возбудимы, внушаемы, нуждаются в поддержке — эти характеристики подходят к детям, на рисунках которых преобладает фиолетовый.
Лиловый Дети любящие данный цвет слабы, нежны, одиноки и беззащитны, честны, часто замкнуты в себе и музыкальны. Ребенок использует данный цвет, когда погружен в себя, ощущает себя одиноким, слабым и беззащитным.
Коричневый Медлительность, дискомфорт, отрицательное эмоциональное состояние. Много коричневого на рисунке сигнализирует о слабом здоровье, неурядицах в семье, пережитых драматических событиях, умственной неполноценности.
Серый Безразличие, рассудительность, уход от тревог, отстраненность. Много серого цвета на рисунке говорит об ощущении беспросветности, рутины, бедности и отторжения. Ребенок отличается замкнутостью и несмелостью. Возможно, ребенок просто устал.
Черный Подавленность, разрушения и протест. Черный рисунок свидетельствует о том, что ребенок переживает стресс, он не уверен в себе и несчастлив. Этот цвет символизирует преждевременное созревание сложной психики.
Белый Ребенок честный и чистоплотный, часто страдающий от одиночества и пустоты. Ребенок использует белый цвет для рисования, когда чувствует себя одиноким, переживает нервное перенапряжение и душевное беспокойство. У малыша отсутствует жизненная энергия и любознательность.

Яркие радужные цвета говорят о хорошем настроении и положительных эмоциях ребенка, а бледный рисунок с преобладанием мрачных цветов свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или плохом настроении, возможно ребенку нездоровится.

Изображения людей, выражения лиц

В раннем возрасте дети рисуют людей в виде головоногих кругов с палками вместо рук и ног. В этом случае обращают внимание на цвета и силу нажатия карандаша, пропорциональность каждого героя относительно друг друга. В более старшем возрасте дети начинают прорисовывать голову и лица, руки и ноги.

  • В норме ребенок чаще всего рисует людей своего пола, в противном случае можно говорить о внутренних разладах.
  • Размер головы символизирует об умственном развитии и способностях, а наличие головного убора показывает, что ребенок нуждается в защите.
  • Наличие лица и четкость его черт говорит об открытости малыша и его общительности.
  • Чем хуже прорисовано лицо, тем «закрытей» характер ребенка.
  • Расспросите ребенка об эмоциях и настроении изображенных персонажей, это позволит поразмышлять над ситуацией с точки зрения ребенка.
  • Наличие ушей является показателем получения информации посредством слуха и умению прислушиваться.
  • Рот и зубы прорисовывают детки с агрессивным настроем, а глаза больших размеров указывают на детские страхи, особенно если прорисованы зрачки.
  • Размер рук является показателем физического развития, а спрятанные — говорят о неуверенности ребенка.
  • Руки поднятые вверх рисуют агрессивно настроенные малыши, а широкий размах говорит о готовности действовать.
  • Ноги длинные указывают на независимость ребенка, а широкая постановка говорит о самоуверенности малыша.
  • Непропорциональное туловище маленького размера рисуют дети с чувством неполноценности.
  • Демонстративность и выражение агрессии в рисунках деток старше 4-х лет проявляется через изображение половых органов.

Размеры фигур

Чем важнее для ребенка человек или предмет, тем крупнее он их изображает и наоборот. На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи в жизни малыша.

Часто проявлением агрессии или же защитной формой поведения является изображение больших кулаков, прорисованных ногтей и зубов, наличие угрожающей позы и даже оружия.

Контуры линий

  • Четкие, жирные и ровные линии, нарисованные уверенно и без сомнений, свидетельствуют об уверенности в себе ребенка и о том, что он счастлив.
  • Слабое нажатие говорит о нерешительности юного «художника», его быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности и неустойчивой психике.
  • Сильное надавливание и частое ломание грифеля свойственно агрессивным детям.
  • Разная сила нажатия во время рисования говорит о частой смене настроения.
  • Мягкий по характеру малыш использует извилистые и плавные линии, а при наличии волевого характера на рисунке преобладают углы и прямые четкие линии.
  • Признаком импульсивности являются не доведенные до конца линии или же размашистая небрежная манера письма.
  • Самоисправления, особенно если они не привели к улучшению изображения, говорят о повышенной тревожности малыша, об этом свидетельствует и штриховка.

Компоновка рисунка на листе

Неуверенность в себе у детей проявляется в компоновке рисунка. Они располагают его сжато в какой–то части листа, а не на всей его площади. Наблюдается частое стирание деталей, сомнения ребенка в правильности изображения, граница (черта) земли или пола прорисована выше нижней границы листа.

Рисунок своей семьи

  • Дети начинают рисовать семью с самого значимого для них человека, причем чем крупнее он прорисован, тем авторитетнее он для «художника». Он лучше прорисован и украшен.
  • Если с кем-то у ребенка плохой контакт, то его ребенок не рисует, либо изображает его схематично.
  • Семья у ребенка дружная, если все держаться за руки, и, наоборот, если каждый занят своим делом.
  • Если между людьми имеются разделяющие предметы (например, дерево), значит ребенок чувствует наличие проблемы в общении.
  • Изображение игры говорит о наличии соперничества в семье. Если кто-то нарисован с поднятыми вверх руками, значит от него исходит агрессия, либо он нуждается в помощи.
  • Наличие на рисунке недостоверной информации (умершие или несуществующие люди) говорит о дискомфорте ребенка, его стремлении изменить ситуацию.
  • Если юный «художник» изобразил себе крупнее взрослых, значит он чувствует себя уникальным и значимым. А вот об при ощущении себя лишним говорит отсутствие самого дитя на картинке.

Как расшифровать детский рисунок: 5 примеров

Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.

Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисования он был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует «крик о помощи», а родители не понимают.

Примеры расшифровки детских рисунков

Рисунок №1.

О чем говорит рисунок №1?

Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли – скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.

Рисунок №2.


О чем говорит рисунок №2?

Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию «художника» с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.

Рисунок №3.

О чем говорит рисунок №3?

Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.

Рисунок №4.

О чем говорит рисунок №4?

Девочка изобразила свой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высоком уровне самоконтроля, общительности и развитом интеллекте на фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют много внимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.

Рисунок №5.

О чем говорит рисунок №5?

Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.

Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи , о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

В этой статье вы найдете тест, который поможет вам расшифровать детский рисунок семьи. Это поможет вам понять как чувствует себя ваш ребенок в семье и покажет его отношение к каждому из членов семьи. Попросите вашего ребенка нарисовать семью. Пока он будет рисовать, не вмешивайтесь в сам процесс, но следите за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйтесь у малыша, как зовут всех персонажей его картины и приступайте к анализу.

Детский рисунок семьи — Как расшифровать?

По очередности: Последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе.

По составу: Если на рисунке в виде групповой фотографии отсутствует один из членов семьи, спроси у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься.

По расстоянию : Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи.

По цвету: Все, что любимо вашим чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный – агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников.

По частям тела: Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний.

Если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.

Ваш ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений. Если вы запутались в толковании шедевра своего ребенка, то просто переверните лист бумаги и пройдите с ним тест на тему «Семья, которую я хочу». Попросите малыша нарисовать семью его мечты, и вы увидите, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливыми и дарить любовь близким.

Присоединяйтесь к

Уже многие психологи подтвердили, что наши рисунки могут многое рассказать о нашей личности, характере и настроении. Неслучайно и в психологии, и в психиатрии многие методы диагностики связаны именно с рисунками. Особенное внимание уделяется детским рисункам. При анализе личности взрослого человека, можно использовать рисунки, которые он делает между делом — все мы часто водим карандашом по бумаге во время телефонных разговоров, совещаний, лекций или длительного ожидания. Из этой статьи вы узнаете, о чем могут рассказать наши рисунки.

По рисункам профессиональные психологи могут многое сказать о человеке. Впрочем, базовые правила анализа рисунка сейчас доступны всем интересующимся, так что даже самостоятельная расшифровка рисунка поможет вам лучше узнать близкого человека или даже самого себя. Почему анализ рисунка в психологии так эффективен? Этому есть, как минимум, два объяснения.

  • Прежде всего, в рисунках мы выражаем то, что думаем. Поскольку этот способ диалога с внешним миром является косвенным, в отличие, например, от речи, рисунки в меньшей степени контролируются нашим сознанием. Если, отвечая на вопросы, мы пропускаем свои слова через некие внутренние фильтры, то, выражая нечто через рисунок, мы ощущаем себя свободнее и демонстрируем себя настоящих. Например, так можно объяснить расположение рисунков и их содержание.
  • Наши мышечные движения находят прямое отражение в рисунках. Характер движений руки отразится на линиях и размерах изображения. Вы наверняка замечали, что наши движения зависят как от сиюминутных эмоций, так и от темперамента и характера. Даже в процессе обычного общения очень много информации о человеке мы получаем невербально: наблюдая, как он жестикулирует, и как изменяется его мимика. Движения руки, о которых легко можно судить по рисунку, также могут дать нам представление о характере и настроении человека.

Иногда в психологии для диагностики человека специально просят порисовать, а иногда в анализе используются случайные рисунки, которые многие из нас делают между делом, если в руках оказывается карандаш и бумага. Второй способ, безусловно, более эффективен. Случайные рисунки дают максимально объективную характеристику, а в рисунках, сделанных специально для психолога, человек может пытаться оправдывать ожидания.

Особое место занимает в психологии анализ детского рисунка. Расшифровывать их во многом проще, чем рисунки взрослых, потому что детские рисунки отличаются большим разнообразием и широкой цветовой гаммой. Если вы хотите научиться интерпретировать взрослые или детские рисунки, обращать внимание следует не только на содержание изображения. Расположение объекта на листе, его цвет и характер линий имеют не меньшее значение.

О чем говорит расположение рисунка?

По положению рисунка можно судить о характере и ценностях человека. Взрослые иногда рисуют между делом на полях блокнота, на свободном месте в старых документах или на небольших обрывках бумаги. Однако даже в этом случае можно обратить внимание на то, как человек использует для своего рисунка имеющееся пространство.

  • Рисунок, расположенный ближе к верхнему краю листа, свидетельствует о высокой самооценке и целеустремленности. Для такого типа людей основной жизненный приоритет — самореализация и стремление к успеху. Такие люди любят соревновательный процесс, стремятся быть лучшими в любом деле. Нередко они также достаточно азартны и обладают лидерскими качествами.
  • Соответственно, рисунок, расположенный в нижней части листа, говорит о том, что у человека достаточно низкая самооценка, он не ощущает себя востребованным и не заинтересован бороться за первенство.
  • Изображения слева говорят о консервативности и ностальгии. Этот человек погружен в свои воспоминания, и прошлое служит для него ориентиром.
  • Если человек рисует что-либо справа, это, наоборот, означает его устремленность в будущее. Это значит, что человек ожидает позитивных перемен, а текущее положение дел его не устраивает. Стоит отметить, что данные правила анализа специфичны для каждой культуры. Например, движения слева направо характерно для нашей письменности, поэтому из рисунков можно сделать выводы по аналогии.

  • Расположение рисунка или слева, или справа можно ассоциировать с определенной долей недовольства жизнью. Обычно в прошлое или в будущее обращены те люди, которым некомфортно в настоящем. Поэтому, самым гармоничным местом для рисунка является центр листа.

О чем говорит размер рисунка?

Размеры рисунка на листе обычно ассоциируют с самооценкой человека. Разумеется, следует учитывать размер по отношению ко всему пространству листа, если место ограничено.

  • Крупные рисунки свидетельствуют о высокой самооценке. Если рисунок чрезмерно большой и смотрится неестественно, это может говорить о высокомерии и тщеславии, глубинной причиной которых, напротив, является неуверенность в своих силах.
  • Об особенной неуверенности свидетельствуют рисунки, стремящиеся занять все место на листе. Это связано с психологическим механизмом компенсации: если человек не может утвердиться на своем месте в жизни, мысленно он стремится забрать все самое лучшее, занять как можно больше пространства. Обычно такие люди — экстраверты, которые по тем или иным причинам не могут в достаточной мере реализовать себя в обществе. Это находит отражение в рисунках.
  • Интроверты обычно рисуют небольшие изображения и оставляют много пустого пространства вокруг. Необоснованно маленькие рисунки психологи интерпретируют как зажатость, скованность, страх и тревогу. Такие люди эмоционально закрыты, испытывают дискомфорт во внешнем мире, стесняются себя или не доверяют окружению.

Цвет рисунков в психологии

По этому параметру анализируют, по большей части, детские рисунки. Взрослые обычно делают рисунки между делом тем карандашом, который есть под рукой. Интерпретировать во взрослых рисунках можно разве что наличие или отсутствие штриховки. В детских же рисунках цвет имеет большое значение для психологов.

  • Зеленый цвет может свидетельствовать о независимости, самодостаточности и упрямстве. Этот цвет используют дети, желающие самоутвердиться.
  • Желтые рисунки говорят о том, что человек ощущает себя комфортно.
  • Синий означает обеспокоенность и погруженность в себя. Синие рисунки делают в моменты обдумывания прошлого или в попытках решить какую-либо проблему.
  • Фиолетовый цвет указывает на развитую фантазию.
  • Красный цвет свидетельствует о потребности выплеснуть накопившуюся энергию. Этот цвет часто используют гиперактивные дети. Также красный может служить сигналом скрытой агрессии.
  • Серый свидетельствует о скуке и нехватке позитивных эмоций.
  • Коричневый цвет обозначает подсознательный протест. Ребенок, часто использующий коричневую краску, недоволен какой-либо ситуацией, ощущает обеспокоенность и дискомфорт.
  • Черный ассоциируется с подавленным состоянием. Такие рисунки свидетельствуют о том, что ребенок сильно сконцентрирован на своей проблеме, и ему не хватает позитивных переживаний.
  • В случайных рисунках взрослых плотно заштрихованные фигуры могут означать закрытость, ощущение себя в рамках. Нередко такие рисунки свидетельствуют о творческом кризисе человека.
  • Если человек никогда не заштриховывает свои изображения, это говорит о его готовности воспринимать новое и принимать перемены.

О чем говорят линии на рисунке?

По линиям, которые делает человек можно много рассказать о его характере. Эти линии могут быть сплошными или прерывистыми, округлыми или с острыми углами. По линиям в рисунке легко можно расшифровать даже изображения, сделанные взрослыми между делом. Такой способ подходит одинаково хорошо и для анализа детских, и взрослых рисунков.

  • Сплошные линии указывают на эмоциональную стабильность, гибкость и уверенность. Такие люди обычно спокойные, и уверены, что справятся со всеми возникающими трудностями.
  • Прерывистые линии, напротив, обозначают неуверенность и нестабильность.
  • Жирные линии могут свидетельствовать о желании человека выделиться и утвердиться. Такими линиями мы можем стараться компенсировать внутреннюю неуверенность, желание быть замеченными и оцененными.
  • Намеренно тонкие линии, когда человек почти не нажимает на карандаш и едва касается бумаги, говорят о желании избежать внимания и общения, о потребности уединения. Подобные линии также могут возникать, если человек испытывает стыд и чувство вины.

  • Строго геометрические рисунки, где все углы прямые, а все линии перпендикулярны или параллельны друг другу, могут означать скрытую агрессию. Также подобные линии говорят о консервативности и трудностях с адаптацией к новому.
  • Явно выраженную агрессию и враждебность можно определить по обилию острых углов на рисунке.
  • Округлые линии и мягкие изгибы говорят о мягкости и гибкости человека. Обычно такие рисунки присущи женщинам чаще, чем мужчинам.
  • Узкие и миниатюрные фигуры говорят о закрепощенности, стремлении придерживаться правил и не выходить за рамки.
  • Крупные объемные фигуры свидетельствуют о том, что человек имеет широкий кругозор и эмоционально открыт.

О чем говорят нарисованные предметы?

Разумеется, особенное внимание следует уделить тому, что именно нарисовано. Исходя из того, какие объекты изображает человек, можно многое про него сказать.

  • Живые объекты, к которым относятся животные или люди, свидетельствуют о нехватке общения, потребности в социальном контакте. Также подобные изображения могут указывать на сложную проблему в жизни человека, которую он боится решать в одиночку.
  • Пустые пейзажи, изображающие природу без людей, указывают на трудности в коммуникации и понимании чужих чувств или мыслей.
  • Повторение стандартных простых орнаментов, например, цветов, облаков, деревьев или звездочек, говорит об эмоциональной закрытости и попытке скрыть свои истинные переживания.
  • Сюжетные рисунки, изображающие людей или животных в движении, выдают активную и деятельную натуру.

Психология рисунка взрослого человека

Рисунки взрослых, сделанные между делом, могут быть не менее разнообразными, чем детские. По тому, что именно нарисовано, можно во многом судить о личности человека. Рассмотрим наиболее популярные варианты изображений у взрослых и их значение в психологии.

  • Волнистые линии и спирали могут говорить о том, что человек находится в сложной ситуации и пытается преодолеть кризис. Такие рисунки указывают на безвыходность и появляются, если человек запутался в чем-либо.
  • Сетка говорит о том, что человек чувствует себя в неприятном, уязвимом положении.
  • Часто люди между делом рисуют солнце или цветочки. К сожалению, значение таких рисунков совсем не так очевидно, как кажется. Рисунки цветов в психологи, как и рисунки солнца, чаще всего выражают грусть и потребность во внимании и общении.
  • Радость может выражаться в рисунках с сердцами.
  • Повторяющиеся орнаменты свидетельствуют о скуке.
  • Если человек рисует людей, это значит, что он хочет переложить на кого-то ответственность и избежать работы. Также это может означать потребность в помощи и поддержке.
  • Рисунок дома в психологии означает усталость, враждебность человека по отношению к окружающему миру и желание расслабиться в благоприятной для этого среде.
  • Шахматы обычно рисуют люди, попавшие в неоднозначную и сложную ситуацию, когда они не знают, какое решение принять.
  • Пчелиные соты, нарисованные взрослым человеком, говорят о гармонии и спокойствии.
  • Если человек рисует геометрические фигуры, это может говорить о твердости его убеждений и уверенности в принятом решении.

Психология детского рисунка

Наиболее часто встречающиеся рисунки вы сможете интерпретировать самостоятельно — в любом рисунке всегда есть несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка. Что означают детские рисунки в психологии?

  • Пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей у детей могут сигнализировать об одиночестве и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.
  • Рисунок дома также, как и у взрослых, говорит об усталости и потребности в уюте и отдыхе в окружении близких людей.
  • О внутреннем напряжении, страхе и дискомфорте могут свидетельствовать рисунки чудовищ. Часто подобные изображения отражают популярные детские страхи.
  • Внимание стоит обратить на рисунок семьи. Рисунок семьи в психологии у детей хорошо демонстрирует то, какой им видится их семья. Если семья изображена в полном составе и в ярких красках, значит, дела идут хорошо и ребенку комфортно. Если ребенок кого-то не изобразил, стоит задуматься — возможно, этого человека не хватает в жизни ребенка, он уделяет ребенку мало внимания. Черные и коричневые краски в изображении семьи говорят о проблемах и негативе, который ощущает ребенок. Также у маленьких детей самая крупная фигура будет означать главу семьи в детском понимании.
  • Рисунок дерева в психологии означает стремление к познанию и развитию. Однако важное значение имеет и то, как именно нарисовано дерево. В детской психологии есть тесты по рисункам — один из таких тестов заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать дерево. По наличию или отсутствию корней можно судить о том, насколько глубоко ребенок привык мыслить. Кривизна ствола или ствол необычной формы говорит о стрессе, неудовлетворенности и дискомфорте. Крону дерева вы легко сможете оценить по линиям, из которых она состоит — округлые ли линии или с заостренными углами, тонкие или жирные, сплошные или прерывистые.
  • Рисунки животных в психологии считаются хорошим знаком — они свидетельствуют о спокойствии и радости ребенка.
  • Интерпретации рисунка человека в психологии уделяют особе место — особенно это интересно в работе с детьми. Если ребенок рисует другого человека, это часто обозначает нехватку общения. Стоит обращать внимание также на то, нарисован ли конкретный человек или некий собирательный образ. Если человек нарисован в темных красках и неестественно крупным, возможно, у ребенка присутствует страх людей.
  • Если ребенок рисует себя, это говорит о потребности в самопознании и самовыражении. Детские рисунки часто не слишком пропорциональны, по мелким деталям изображения тоже можно многое сказать. Например, большие уши говорят о дерзости и желании выделяться, короткие ноги указывают на низкую самооценку, а длинные руки свидетельствуют о том, что ребенок всегда готов пробовать новое.

В психологии по рисунку человека можно многое сказать и о его личностных характеристиках, и о его настроении в конкретный момент. Понаблюдав за собственными рисунками, вы сможете убедиться, что правила их интерпретации работают. Разумеется, при оценке человека не стоит всецело полагаться на анализ его рисунков, однако некоторые изображения, в которых очевидно прослеживается тот или иной мотив, могут помочь вам узнать человека немного лучше.

Видео: «О чем говорят наши рисунки?»

Многие молодые родители знают, как их дети любят рисовать . В ход идут всевозможные фломастеры, карандаши, краски и мелки. Холстами для детских рисунков, иногда становится не только бумага, но и стены, обои, уставший папа или не успевший спастись бегством кот. Но не спешите уничтожать и убирать все «художества» вашего чада, попробуйте к ним присмотреться.

Иногда ребенок по причине своего возраста не может или не умеет объяснить, что его тревожит, чего бы он хотел. Дети дошкольного возраста стремятся выразить свои потребности посредством игры . Поэтому в психологии для диагностики детей часто используют невербальные методы. Наиболее информативными являются рисунок человека, рисунок семьи. Ребенок в игровой форме сообщает о своих потребностях, переживаниях, страхах и стремлениях.

Вспомните, при поступлении в школу, ребенку дают лист бумаги, и просят нарисовать человека. Это делается не только для смягчения процедуры оценивания знаний, но и для определения уровня умственного развития и изучения личностных особенностей ребенка.

Нормой для детей 3-4 лет есть изображение человека не полностью, а только головы (в виде окружности) и конечностей (полоски – черточки, отходящие в стороны от головы). В рисунке могут присутствовать глаза, рот, нос и волосы.

Начиная с 4-4,5 лет человек изображается уже с туловищем, но все «элементы» персонажа, не связаны между собой , руки прорисовываются от середины туловища.

В шестилетнем возрасте дети пытаются нарисовать человечка в вертикальном положении (до этого он изображался под углом), руки и ноги приобретают форму и толщину (изображаются двумя линиями), в рисунке появляются второстепенные детали: уши, волосы, пальцы, брови, ресницы, шея, одежда.

Дети 7-9-летнего возраста совмещают схематическое (части тела соединены прямыми, грубыми линиями, как будто приклеены) и пластическое изображение (части тела соединены плавными, переходящими линиями, рисунок целостный). Начиная с 10 лет, пластические элементы преобладают в рисунках .

Первое на что следует обратить внимание, это на расположение рисунка на листе :

в верхней части листа – свидетельствует о завышенной самооценке, стремление к высоким достижениям;

в нижней части листа – заниженная самооценка;

в углу листа – депрессивное состояние, сниженное настроение;

выходит за край листа, некоторые части рисунка не помещаются – импульсивность, острая тревога.

Важным показателем являться сила нажатия на карандаш :

сильный нажим указывает на эмоциональное напряжение, затрудненные при переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на конкретных переживаниях и действиях;

сверхсильный – гиперактивность, иногда агрессивное поведение;

слабый нажим , линии едва видны (нитевидные) – уменьшение активности, нервное истощение, сниженное настроение, застенчивость, неуверенность в себе;

нажим изменяется – перепады настроения, нестабильное состояние;

Обратите внимание на размер рисунка:

– значительно больше половины листа, свидетельствует о тревоге, гиперактивности, стрессовом состоянии, импульсивности;

меньше половины листа – депрессия, низкая самооценка.

Наличие однообразных деталей, чрезмерная аккуратность рисунка, подчеркнутый контур указывают на высокий самоконтроль (стремление скрыть от окружающих свои переживания и проблемы).

На наличие тревоги у ребенка может указывать множественность линий, штриховка, частое исправление, не доведенные до конца линии .

Плотная штриховка глаз (зачеркивание) или изображение глаз без зрачков (пустые круги) говорит о наличии навязчивых страхов .

Плотно прижатые к телу руки, угловатость и худоба изображенной фигуры, грустное лицо изображаемого персонажа свидетельствуют о замкнутости, необщительности, концентрации на своих переживаниях . О наличии проблем в сфере общения могут свидетельствовать слабо прорисованные черты лица, маленькие кисти рук, руки в карманах, скрещенные руки на груди или руки за спиной. Если кисти рук прорисованы и подчеркнуты , это указывает на сильную потребность в общении , которая по разным причинам не удовлетворена.

Широко расставленные в сторону руки (как будто человечек хочет кого-то обнять) и ноги, улыбка изображаемого персонажа свидетельствует о коммуникабельности, уверенности в себе, веселом характере, отсутствии проблем с общением .

Демонстративность проявляется в вырисовывании дополнительных деталей: прически, наряда (надписи на одежде), украшений, ресниц. Такие дети любят быть на виду, им присуща большая потребность во внимании и похвале. Это они с огромным удовольствием декламируют стихи, стоя на табурете, участвуют в школьных спектаклях. Родителям нужно уделять, таким детям, больше внимания, когда они ведут себя хорошо и как можно менее эмоционально реагировать на негативные моменты.

Преувеличенный размер головы человечка , может указывать на особо ценное значение умственных способностей для ребенка, склонность к фантазированию и мечтанию . Сильно уменьшенный размер головы , наоборот, свидетельствует о низком значении интеллекта для ребенка.

Чересчур увеличенные ступни ног на рисунке могут указывать на потребность в опоре и поддержке , а уменьшенное их изображение свидетельствует о слабой бытовой ориентации ребенка , о неумелости в социальных контактах.

На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как: особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов в рисунке указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства); агрессивные позы и поднятая вверх рука о склонности к применению физической силы .

При интерпретации детских рисунков следует учитывать два основных момента: 1) по данным рисунка нельзя ставить никаких диагнозов и делать выводы, для этого нужно дополнительные исследования (с помощью надежных методов диагностики); 2) интерпретировать нужно не отдельно взятые части рисунка, а их связь друг с другом, попытаться сложить всю картинку воедино.

Любите и берегите себя!